2 июля 2020

Головин Андрей

- рулевой, штурман, моторист

Головина Татьяна

- матрос, врач, кок, завхоз, музыкант

Маршрут:
г. Беломорск – о. Большой Соловецкий – о. Русский кузов – о. Большое Кималище – г. Беломорск.

Начинается сказка, начинается побаска -

сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки,

не от молодецкого посвиста, не от бабьего покрика.

Дело было не в тридевятом царстве, а в Российском государстве. Собрались добрый молодец и красная девица в путь дорогу дальнюю за 3000 "верст" из Перми Великой, да не в страны заморские на берега турецкие, а на Север наш русский, к морю Белому, да не на карете золочёной, а на авто отечественном LADA Priora, и взяли они в собой не ковёр самолёт, а катамаран парусный, "Ой" Ветер называется. Говорят мудрецы, как судно назовёшь, так оно и поплывёт. Так вот "Ой" - это не ой, а в переводе с комипермяцкого - северный.
    Но это была ещё не сказка, а присказка. Без присказки сказка - что без полозьев салазки.
    Путешествие к Белому морю 2014 года началось с круга вокруг собственного дома. Был забыт медицинский полис, дурная примета, это уже проверенно жизнью. Чтобы ликвидировать одну дурную примету, не перейдя в другую, не менее вредную примету - возвращение назад, было решено сделать крюк 50 км, и подъехать к дому другой дорогой, не возвращаясь по старой. Но вот, наконец, все препятствия к выезду устранены, прочитав Пресвятой Богородице молитву путешественников, мы выдвинулись в сторону Беломорска. Наше путешествие к Белому морю 2014 года впоследствии мы назвали "Беломорской сказкой". После холодного уральского июня и июля тепло включалось как по заявкам по мере продвижения к северу, который вот уже 8 год влечёт и манит нас к себе, а мы, как завороженные и очарованные вновь и вновь стремимся попасть на Белое море.
    Наверно, это уже зависимость на клеточном уровне, которая ведет нас туда. Там мы ощущаем себя свободными и счастливыми. Только ветру покорен парус, и душа в след за ним летит.

Беломорская Сказка

Чудеса продолжались в пути. В старинный город Тотьму, основанный в 1137 году, с его музеем мореходов мы впервые за 8 лет попали не в понедельник. Мы всегда его проезжали в понедельник, а музеи в понедельник в России закрыты на большие амбарные замки. Мы только могли созерцать красоту Входоиерусалимской церкви (1774-1794 годы), в которой расположен музей. Храм построен на деньги тотемских купцов-мореходов Григория и Петра Пановых и напоминает по своей форме огромный корабль, плывущий по ярко-синему небу.     Мы в 2014 году как-то ехали быстрее. Нет! Наверно, чудо - мы в Тотьме в воскресенье. В музее мы первые посетители. Наш экскурсовод Артём, аспирант Питерского университета, оказался нашим земляком из Перми, по истине, мир тесен. Артём рассказал нам о тотемских купцах-мореходах и их плаваниях в Тихий океан во второй половине 18 века. "Кто в море не бывал, тот горе не видал и Богу не молился", - гласила поморская

пословица. Экспедиции и последующее освоение северных богатств принесло тотемскому купечеству огромное состояние, позволяющее строить неповторимые храмы. Часть экспозиции музея посвящена краеведу академического уровня Станиславу Михайловичу Зайцеву. "Тайна Тотемских картушей" - труд, перевернувший представление о Тотьме. А в 1983 году и американцы узнали, что есть город в России с американским зверем в гербе (аллеутской чёрной лисицей). В Входоиерусалимском храме есть так же фрески, поразившие нас своей тонкостью и изящностью росписи, и колокольня, с которой можно увидеть всю неповторимую красоту старинного города Тотьмы. Нам удалось в Тотьме посетить ещё дом-музей И.А. КУСКОВА (1765-1823 г.г.), который в 1812 году основал и являлся правителем русской крепости в Калифорнии, вошедшей в историю под названием "Форт Росс". Полные впечатлений мы покинули г. Тотьму и двинулись дальше в сторону Беломорска. Под Вологдой наш Волшебный клубочек (GPS) завёл нас на дорогу через Медвежьегорск, но вскоре асфальт закончился и пошло бездорожье. Вернулись обратно на трассу и поехали обычным путём без выкрутасов. Вот ещё 1500 км и мы в Беломорске. Затарившись продуктами и пресной водой, двинулись в сторону Разнаволока- места нашего обычного стапеля. Место сборки катамарана выбрали ближе к дачному массиву, решили оставить машину не на стоянке в городе, а у местных поморов на время нашего путешествия по Белому морю. Всё получилось.
    На следующий день при полной воде мы вышли в море. Чудная погода, тепло, комфортно. Дует свежий

Беломорская Сказка

ветер, хорошая крейсерская скорость до 7-8 км/ч, ярко синее небо и спокойное, гладкое как зеркало море. Нас провожали любопытные беломорские тюлени, мимо проплывали стаи косматых медуз. В наши намеченные планы дойти до Соловков за 2 дня пришлось внести коррективы. Кто-то свыше, очередное беломорское чудо, вёл нас путём святых Германа и Саватия прямо на Соловки одним галсом по ровному гладкому морю в Райскую бухту, как мы её позже назвали за её красоту, уют и гостеприимство.    Райская бухта с её песчаным пляжем, небольшой осушкой и безлюдьем нас насторожила. Костёр разводить не решились, всё таки заповедник, но в этом не было и необходимости- тепло, гнуса нет. Приготовили праздничный ужин по случаю прибытия на Соловецкую землю, полюбовались чудным закатом и, восторженные началом беломорской сказки, улеглись спать в нашем уютном походном доме - палатке. Утро

вечера - мудренее. Все дела завтра. Пока начало было просто сказочное. На следующее утро чудеса продолжались: безоблачное небо, плюс 25°С и полный штиль на 7 дней нашего намеченного пребывания на Соловках. По заявкам так не получится. Это просто чудо!

На следующее утро добрый молодец Андрей выдвинулся на разведку в поисках лесничества и возможного получения разрешения на нахождение в этом сказочном уголке Соловецкого Архипелага. Я, оставшись в одиночестве, приступила к сбору беломорского лакомства - черники, заросли которой были вокруг повсюду, и грибов, которые росли под каждым деревом и прямо на тропинках. Мне казалось всё не реальным. Одним галсом за 8 часов из Беломорска на Соловки прямо в Райскую бухту! В это трудно было поверить - Чудо!

Котелок с черникой вскоре был полон, и я принялась за приготовление обеда. Вокруг никого, только на одинокой рыбацкой лодке, приехавшей в бухту, активно ловят рыбу, наверное, соловецкую селедку, фестиваль которой приходится как раз на этот период. В бинокль я пыталась подсмотреть этот процесс и, особенно, чудо-снасть, на которую

Беломорская Сказка

ловится эта царская рыбка, но безрезультатно, далековато.

Возвращается вскоре и разведчик Андрей. Мы в 4000 м от Соловецкого монастыря, тропа к лесничеству поросла бурьяном и дверь на замке. Где найти лесника никто не знает., ну и ладно, попытка получить разрешение сделана, будем ждать его появления из леса, а там разберёмся.

Но лесник пришёл вовсе не из леса, а с моря. Та рыбацкая лодка, за которой я наблюдала, подошла к берегу. Рыбак был в одежде с надписью МЧС. Андрей поинтересовался , гоняют тут туристов или нет. В ответ: " Гоняю, гоняю! Но вас водоплавающих не трогаю. Я не за этим... Рыбу брать будите?!" " А по чём?" - с настороженностью в голосе спросил Андрей. Побывав в разведке, он знал цену в гостиничном ресторанчике 100 грамм пожаренной селедки - 200 рублей. Дороговато . " 100 рублей за кг," - ответил сказочный лесник. " Брать будите, сколько?" Мы попросили 3 кг. Отгрузив нам 2/3 ведра селёдки сказочный лесник удалился .

Беломорская Сказка

Вышли на связь наши уральские друзья, с которыми у нас было назначено Рандеву на Соловках. Они тоже раньше назначенного срока решили прибыть на Соловки на теплоходе и просили их встретить. Андрей стал собираться их встречать, а я приготовилась чистить селёдку, как вдруг из леса выскочил очень "борзой" и наглый местный лесной хозяин - пушистый рыжий лис и ринулся к ведру с селёдкой. Андрей, возмущённый такой наглостью дикого зверя, прогнал его, но не надолго. Когда катамаран отчалил от берега с Андреем, лис вернулся попрошайничать селедку. Я устоять не смогла перед лесным красавцем и угостила его, после чего он удалился в свои лесные владения. Рыбка чистилась, неповторимый розовый закат озарил небосклон, затем стало темнеть, довольно быстро. После 2 августа, как говорят поморы: " Серую лошадь на горе не видно." Белые ночи заканчиваются. Примета верная, не поспоришь. Вскоре стал слышен шум мотора и очень отчётливые голоса. Казалось, что гости совсем рядом, но это было не так, при полном штиле звуки по морю

разносятся очень далеко, и гости появились не скоро. О Боже! Ну и поклажа у них: байдарка, чемодан, ещё чемодан... Хорошо, что была связь и мы их встретили. Рандеву состоялось.
    От праздничного ужина - даров моря и леса - они отказаться не смогли, хотя говорили, что после 18 часов не едят. Согласовали план наших экскурсий: берём пару велосипедов на 4дня и парами по очереди посещаем : Соловецкий монастырь, Секирную гору, Ботанический сад, на байдарке проходим озёрно-канальную систему Соловков. Наши уральские друзья запланировали ещё экскурсию на Большой Заяцкий остров, познакомиться с интересными памятниками прошлого - лабиринтами. Мы там были ранее. Уральские друзья подготовились основательно: взяли тёплые куртки, шапки, всё таки север и холодное море, а пришлось им в первом же соловецком магазине купить панаму от палящего северного солнца и одеть солнечные очки на весь период нашего нахождения на Соловках.

Беломорская Сказка

Всё как в сказке: "Писано пером - не вырубишь топором," - всё получилось! Погода все 7 дней благоприятствовала нашему пребыванию на Соловецкой земле, все наши планы были реализованы.
    Первой была поездка на Секирную гору. 24 км от нашего лагеря по утренней прохладе мы проехали легко. Секирная гора - высшая точка Большого Соловецкого острова, представляющая собой ледниковый нанос с обрывистыми северо-восточными и южными склонами и пологим западным склоном. С площадки на вершине горы открывается незабываемая панорама: море и берег, пушистый лес кругом, прорезанный множеством озёр. Кирпичные здания на берегу одного из озёр - Савватиево - место, где по преданию впервые поселились основатели монастыря. Церковь на вершине Секирной горы была построена в 1860-1863 гг, тогда же в её куполе был оборудован Соловецкий маяк, высота которого над уровнем моря - 123 м.

Беломорская Сказка Беломорская Сказка

Насладившись великолепным видом, мы спустились с горы по деревянной крутой лестнице, насчитывающей 291 ступеньку, на дорогу, которая ведёт к посёлку Савватиево. У подножия лестницы - поклонный крест и венок от украинских братьев, датированный 2013 годом жертвам террора. Не верится, что Секирная гора - самое страшное место в прошлом - штрафной изолятор Соловецкого лагеря, место политое кровью, пронизанное стонами замученных узников Гулага. Но, к сожалению, это так. Поклонный крест и кладбище с огороженными осевшими ямами-могилами с надписями, сколько там лежит замученных узников, напоминают об этом страшном времени и заставляют склонить голову, и помолиться за их души.

На обратном пути с Секирной горы мы посетили ещё один уникальный уголок Соловецкого острова это Ботанический сад, расположенный в 4 км от монастыря. Оранжереи с цветами прелестны, впечатляет лиственная аллея, красивоцветущие кустарники. Сам факт их произрастания на приполярном острове кажется чудом.

На следующий день мы были вторые в экспедиции по озёрно-канальной системе Соловков. Наша первая пара на велосипедах с привязанной байдаркой и вёслами выдвинулась на рассвете. Мы с утра были дежурными по лагерю, готовили фирменный борщ, собирали чернику, загорали и купались в море. Кстати, черника со сгущёнкой - очень вкусный десерт, не приедается, кто не пробовал, очень рекомендую попробовать. В сочетании с гимнастикой для глаз на парусе даёт впечатляющий результат, ваш окулист будет удивлён.

Беломорская Сказка Беломорская Сказка

Озёрно-канальная система Соловков объединяет 7 озёр. Её общая протяженность (от пристани на озере Большой Перт до Исакиевской поляны на Красном озере достигает 12 км, из которых 2 км падают на путь по каналам. Впечатляет. На всём пути нас окружают тихие, поросшие густым лесом берега, местами укрепленные камнем от размыва, местами прорезанные цветущими зелеными полянами, заросли кувшинок, непуганные стайки уток с утятами. Особенно забавно мы плыли за выводком в каменном узком канале, где им некуда было спрятаться и они забавно летели впереди байдарки, подгоняемые плеском вёсел. Когда выходишь из канала в небольшую заводь, даже не предполагаешь, что сейчас за ближайшим поворотом перед глазами откроется обширная водная гладь. Вход в следующий канал почти не виден издалека, ориентироваться можно только по указателям с большими красными стрелками, а то можно в канал не попасть. При виде попадающихся навстречу неуклюжих лодок с тяжёлыми вёслами мы начинали весело махать своими, и наша байдарка бодро скользила по водной глади на зависть уставшим гребцам. 12 км, туда и обратно, всего 24 км по большому кругу на таких лодках не каждый решиться пройти, тяжело, а на байдарке - легко, спасибо, пермским друзьям, не зря её везли. Славная получилась прогулка.

Отмахав свои 24 км на байдарке и искупавшись, мы изрядно проголодались и перекусили соловецкой выпечкой, на которую мы сразу подсели, прибыв на Соловки. При монастыре есть пекарня, где готовятся незабываемые горячие рыбники с треской, ватрушки с ягодами, пирожки с черносливом, с капустой и другие вкусности. Особенно хороши рыбники - свежая треска - пальчики оближешь - 25 рублей штука - не жалко, очень вкусно.
    Сдув и обсушив нашу байдарку, мы на велосипедах, гремя вёслами на виражах, вернулись в наш лагерь, где нас ждал замечательный ужин. Спасибо дежурным.
    Соловецкий Кремль с его массивом стен, выложенным из огромных валунов, впечатляет. Совершенство каменной кладки стен и башен изумительны. Валунные блоки плотно прилегают один к другому, в то же время делая поверхность стен чрезвычайно живописной. Выразительность и архитектурную законченность всему облику Соловецкого Кремля придают его башни. С воды Соловецкий кремль кажется белокаменным сказочным дворцом. Сразу вспоминается сказка: есть в море, океане, да на острове Буяне диво- дивное - Дворец Белокаменный. Колокольный звон добавляет магическую величественность этому сооружению.

Беломорская Сказка Беломорская Сказка

5 часовая экскурсия проходит на УРА! Мы погружаемся в историю и впитываем информацию. Да, на Соловках надо побывать каждому! Это надо знать! Это надо помнить!

Беломорская Сказка

И вот уже 10 августа, остался один день до дня рождения Андрея, а не все гости подъехали. Только я подумала, вглядываясь в гладь синего моря, вдруг очередное чудо. Скользит по морю Белому байдарка с Архангельским добрым молодцем Александром Васильевичем, спешившим к нам на День рождения на байдарке из Онеги на Соловки. Притомился Александр Васильевич, не пуп царапать, прогрести на байдарке 200 км по морю.

Но вот , теперь все наши гости в сборе. Праздник начался, как только часы пробили полночь и наступило 11 августа. Посадили мы званных гостей за столы "дубовые." А гости- то все не князья заморские, а круче - аксакалы туристические. И пошёл тут пир горой, да и я там была, мёд, пиво пила, да соловецкой селёдочкой закусывала, да торт с черникой отведывала, да пальчики облизывала. Песни под гитару разные складывали и на флейте посвистывали. Притомились гости званные, разомлели от яств соловецких, пошли почивать в домики туристические.

На рассвете, снова 11 августа, время как будто остановилось, но в путь- дорожку ближе к материку собираться стали, да и погода призадумалась. Ветерок да облачность появились, и чудо- интернет вещал 12 августа штормовую погоду. Уложили мы на катамаран поклажу: байдарку, один чемодан, другой чемодан, камбуз походный, домики туристические... и выдвинулись в море в сторону Тамариного причала гостей провожать уральских, а затем и сами отчалили от Соловецкого острова в сторону Кузовов.

Беломорская Сказка Беломорская Сказка

На Кузова прибыли на закате и пришвартовались в северо-восточной оконечности Русского Кузова на чудной стоянке со всеми удобствами: небольшая осушка, отличный морской экран с великолепными видами, огромный природный бассейн с пресной водой, заросли черники, грибы, отличная рыбалка, есть сложенный

Беломорская Сказка

камин для баньки и даже санузел с унитазом, кто-то видно пошутил или очень любит комфорт.
    В такой уютной гавани, прикрытой от ветра с моря островом "Бараний лоб", мы переждали шторм и по обоюдному согласию остались ещё на один день оттянуться по полной, осматривая местные окрестности, живописные виды. Там есть и каменная спираль, и гробница, и дольмены, и выкладки, и даже каменный трон, на котором можно посидеть и загадать заветное желание. Оно обязательно исполнится. Сидя у уютного костра за чашечкой чая с черничным пирожком, мы наблюдали за меняющимися дивными картинами на морском экране: то луна под розовым генакером выплывает из-за острова по морю, то утка с выводком утят забавно рыбачат, то белуха пыхтит, зайдя в пролив между островами, то любопытная тюлька, то белеет пароход, то мчится легкий парусник. Красота !!! Ощущение полной идиллии.

14 августа, нехотя, отчалили от уютной гавани в обратном направлении на остров Большое Кималище навестить нашего знакомого помора Николая Галанина. Гостеприимная поморская банька с берёзовым веничком и купанием в море была отличным завершением Беломорской сказки.

Но это ещё сказочке не конец: при отличном попутном ветре на всех парусах мы красиво финишировали в Беломорске, вовремя проскочив обнажающийся прибрежный бар. Мы на берегу, и "КУЛЬ-ВОДА" нам уже не страшна.

Беломорская Сказка Беломорская Сказка

Все удалось в 2014 году и сложилось, как в сказке. Одно чудо сменяло другое, и мы теперь твердо знаем, что мечты сбываются и не только для сотрудников Газпрома. Сказки существуют, и живут они на островах Белого моря.

Беломорская Сказка

Тут и сказочке конец, кто читал, тот молодец.

Источник : "https://sites.google.com/site/parusaurala/otcety-o-pohodah-i-regatah/otcety-2014/belomorskaaskazka" rel="nofollow"