9 сентября 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Вид туризма: Парусный туризм

Путешествие на катамаране по Выгозеру

В июле-августе группа туристов из г. Харькова совершила путешествие на надувном разборном парусном катамаране в Республике Карелия по  озеру Выгозеро. Место и сроки похода определялись с учётом опыта прошлых походов, сроков отпусков, финансовых затрат.

Сучков Константин - руководитель.

Солодков Александр - капитан

Путешествие на катамаране по ВыгозеруПутешествие на катамаране по Выгозеру

Лейба Ольга  - зав управлением (рулевой)

Филенко Алла - завхоз

Дульнев Виктор - завснабрыб

Репина Наталья - зав по медицине

Марусова Анна - зав по воспитательной работе

Сучкова Наталья  - зав картографии и хронометрии

Песчанский Женя - участник              Марусов Артём - участник
Путешествие на катамаране по Выгозеру Путешествие на катамаране по Выгозеру

Перебрав все возможные пути перемещения из г.Харькова до г.Сегежа решено было ехать на личных автомобилях (ВАЗ 2106 и FORD TRANSIT). Данный вид транспорта, с учетом наших вещей и катамарана, вес которого 350 кг, оказался дешевле поездки на поезде в 3-и (три) раза. Учитывая размеры катамарана и объём  автомобилей, в количестве вещей мы себя не ограничивали, конечно, в разумных пределах. Палатки, спальники, тенты, столы, кастрюли и т.д. - всё, что обеспечивало наш быт, взяли по максимуму.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Но рыболовных принадлежностей, по-моему, было всё равно больше.  Особенно понравился разборный мангал. Собрал, поставил, чуть-чуть дров  и кухня готова. От ветра защищён, готовить удобно (не надо наклоняться), перевернул в воду и следов костра нет, в пожароопасных местах хоть в воду ставь.

Продукты покупались и упаковывались в Харькове. Это создало некоторые неудобства в плане уменьшения жизненного пространства в автомобилях, но  по приезду в г.Сегежа не было необходимости бегать по магазинам в поисках и покупке продуктов. Хотя, учитывая, что мы были на автомобилях, и могли свободно перемещаться от места стапеля к магазину, некоторые продукты можно было купить в супермаркете. Цены немного отличаются от наших, но в общем он (супермаркет) такой же как и везде. Спиртные напитки дорогие, а посему использовался продукт в концентрированном виде.

Перемещение на автомобилях, каких-то супер проблем не создало. О таможне много говорить не будем. Но на будущее приняли к сведению, что  все документы помогающие пройти таможню (полученные при регистрации похода в МКК), необходимо  подавать в Управление таможни за месяц. Помогут они (документы) или нет, не знаем. У нас документы были на руках, Жигули грузопассажирский, и проходил таможню на грузовом терминале вместе с фурами.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Что существенно задержало группу на границе по времени, но не охладило пыл попасть в Карелию.

Автомобильный маршрут, а это 2000 тысячи километров, был разбит на три дня, так как было всего 2-а действующих водителя

Ночевали в палатках. Места ночёвок предварительно определялись по  Google Map (снимки из космоса). Мы ночевали в местах: под Серпуховом  (54о58/24,11// С   37о20/43,41//В)  асфальтовая дорога,  и рядом с мостом (59о20/56,69// С   31о46/19,13//В), дорога по полю, но в дождь выехать можно.

При не знании местности, в темноте, найти место ночёвки для трёх палаток, недалеко от трассы и желательно у реки, с возможностью выехать при любой погоде, практически не возможно. Только чисто случайно. На обратной дороге, чтобы не ночевать рядом с очистными сооружениями, мы выехали из г. Сегежа под вечер. Предварительно знали, где будем ночевать, но рабочие при ремонте дороги перерыли съезды к реке, и поставили на них  на ночь технику. Достаточных размеров  площадку, под наши палатки, мы случайно нашли по темноте  примерно через 3-и часа. При этом продвинулись по дороге всего лишь километров на 50. Съезды есть, но это к деревням или лесовозные дороги, есть ли там места стоянок не известно. В Карелии озёр много но,  не зная пути подъехать к ним трудно, особенно в темноте.

На всём автомобильном маршруте старались ехать, не нарушая скоростного режима, с соблюдением всех знаков. При данном способе движения, движешься с общим потоком, меньше обгонов и торможений,  и меньше устаёшь

Где-то под Тулой

А главное никто из ГАИшников не тормозит. Стоят они, как и везде, на «проблемных» участках. Почти во всех населённых пунктах  на въезде и выезде висят видеорегистраторы, «всевидящее око», иногда они стоят автономно в «чистом поле».

Автомобильная эстакада  для ремонта, на трассе есть только под  г Белгород, следующую обнаружили за городом Вышний  Волочек, но после 12-ти километровой пробки «пролетели» её очень быстро, а дальше в посёлке Кириши на развилке. На трассе «Кола» их в достаточном количестве.

А вот с заправочными станциями за 50 километров до  Медвежьегорска и далее до Сегежи проблематично, то есть, их вообще нет. Прекрасные, обалденные пейзажи, а заправок нет, может, когда закончат ремонт дороги, где-нибудь и появятся.

О г.Сегежа в интернете написано много, но в  реальности, всё написанное не может передать запах, который там есть. Судя по всему, местные к нему привыкли.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Визитная карточка г. Сегежа.

А так-же Сегежа - это и прекрасно оформленная клумба у церкви

И звонница.

Сборку катамарана производили, по рекомендации местных жителей, на север в 2-х километрах от города. (63о46/26,01// С   34о19/43,69//В)

Путешествие на катамаране по Выгозеру

При сборке работа находится всем.

Как оказалось, недалеко от очистных сооружений. В тот раз нам повезло, ветер был не в нашу сторону.  Как говорилось выше, при разборке катамарана с направлением ветра не свезло.

Хотя местные жители в это время там успешно ловили рыбу.

И вот он счастливый миг, машины на стоянке, груз распределён, экипаж на борту, в заливе полный штиль, и мы на двигателе успешно … фальстартуем. Через 300 метров об пенёк срезаем шпонку двигателя. В будущем выяснили, что в пеньках все берега озера, в связи с тем, что озеро «заливное». На наше счастье это был первый и последний пенёк для катамарана, что нельзя сказать о блеснах,  которые цеплялись  в течение похода за них  постоянно, если на них не висела рыба. Замена шпонки заняла 10-15 минут, время никто не засекал, так как все были в эйфории, и мыслями уже на острове Белая гора, что в 10-ти километрах от места стапеля. Снова прочь от берега, с ходу рвём рыболовную сеть, наматывая её на винт, и как раненый зверь вырываемся на просторы водохранилища.

Немного ветра, чистый винт, водные просторы, куда идти не понятно вообще, и только GPS-ка показывает  направление  и расстояние до цели,  что совсем не соответствует тому, что видишь в реальности.  И тут понимаешь, что шампанское, припасённое с Нового года, для Карелии нужно пить здесь, на этом месте!

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Запуск харьковской пробки в Карельское небо.

Кстати, GPS классная штука для этого водохранилища, остовов много, более 500, визуально налагаются один на другой, да и расстояние на глаз воде определить проблематично. В дополнение к GPS рекомендовали бы посещение маяка на о.Городовой. С него при хорошей видимости и в бинокль  можно сориентироваться о дальнейшем маршруте визуально.

о.Городовой с высоты полета катамарана.

Путешествие на катамаране по Выгозеру.

Подъём на маяк достаточно экстремален, но вид обалденный.

Дальнейшие две недели маршрута пролетели как четыре дня.
День привыкали, день переходов от одного рыбного места к другому, под палящим солнцем Карелии. На вопрос, где так обгорел, можно было смело отвечать, в Карелии.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Прекрасный пляж, но за границей песка, почти сразу болото.

Суровые будни в Карелии, ни отдохнуть, ни тебе книгу почитать. Вахта за вахтой!!!

Красивые пни и корни торчащие из воды по всему озеру, а под  водой их гораздо больше.

Ещё день полного кайфа, и день слёз, в виде осадков сверху и намотанных соплей на кулак, что вся эта сказка заканчивается.

Места стоянок определялись из рекомендаций друзей ранее здесь побывавших, по отчётам из интернета, и необходимости набрать километраж для категорированного похода.
Чтобы понять и исследовать всё водохранилище, необходим срок куда более длительный, чем наш поход. Но то, что узнали мы,  выкладываем в дополнение к уже существующим в интернете описаниям.

Не вдаваясь в хронологию нашего путешествия .
о.Большой нас не  впечатлил ни в плане рыбалки, ни стоянки. Возможно, не хватило времени.  Переночевали на берегу, на песке, с восточной стороны в небольшой «подкове». (63о49/56,13// С   34о24/18,85//В) На берегу имеется «лёжка» (навес), возможно, охранников рыболовных сетей. Но когда мы были,  никого не было. В пределах видимости находится деревня, что и объясняет, как мы думаем, наличие навеса.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Стоим на берегу, в лесу площадок под палатки нет.

Остров Белая гора, начало, середина и окончание, наверное,  всех маршрутов. Как писалось в других отчётах, место отдыха сегежан, кто имеет плавсредство. Это как у нас парк им.Горького, ЦПКИО и прочее, что у кого есть. Правда, отдыхают они в одном месте, на поляне средних размеров, волны туда не достанут при любом раскладе. Кострища, каркасы под навесы, мусорная яма, всё в одном месте, на западной стороне у косы. Мы стояли под навесным каркасом в середине подковы. (63о42/51,04// С   34о29/12,61//В)  Перед нами, думаем, стояли недели две люди приплывшие сюда на надувном матрасе, и каждые два часа заказывающие пиццу и напитки, но так как были на матрасе, мусор с собой забрать не смогли, а спички у них отсырели, добывать огонь из пенька их не учили.

Стоянки на острове в прибрежной зоне, восток и запад на песке, север на камнях (гальке), южную часть не исследовали.
 Для рыбалки лучше всего стоять по восточной стороне, там в 20-ти метрах три внутренних   озера. У нас самое уловистое получилось южное озеро, оно самое большое, щуки и  окуня, на нём  выловили и несколько килограммовых окуней. среднее - самая большая щука,  узкое и длинное, в него возможно затащить катамаран, северное - так, чтобы не расслаблялись, несколько щук

Улов северного озера

Здесь и катамаран перетащить можно.

На северном  оригинальный плавучий остров, который в будущем разрастётся на всё озеро, и оно станет болотом, но думаем, это будет не скоро.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

По плавучему островку и прогуляться можно.

Проблема западной стороны - отсутствие дров, сосны есть, а сухостоя нет, сожгли, наверное. В центре острова возвышенность с красивым белым мхом.

Как и везде, есть грибы и  ягоды

Сбор ягод дело утомительное

Но вкусное!

Остров у о. Васькин, прекрасная часовня, обалденные каменные плиты, уходящие в воду. (63о39/37,82// С   34о32/46,30//В)  У нас к таким местам ездят  свадебные кортежи,  и наверное правильно, что там нет мест стоянок.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Путешествие по каменной плите и её осколках.

С такими-то якорями да на Выгозеро, Витя его решил примерить к Фраму,  отговорили.

Часовня на острове.

О. Васькин нами, в силу погодных и временных условий исследован не был. Но стоянки на нем видели, можно сказать даже очень цивилизованные. Причал, ступеньки, домик, что там,  нам не известно.

о.Койкинский,  своеобразный в ландшафтном и природном  плане.

Мест причаливания мало.

Тропа, как гребневый маршрут в горах.

По форме, как в детской песочнице.

Стоянок мало, по паре штук на восточной и западной стороне,  но наверное лучше всего стоять там где стояли мы, достаточно большая лагуна на южной оконечности. (63о42/20,73// С   34о48/53,57//В)  Никакой ветер не помешает.

Лагуна.

С рыбой получился «прокол», не знали, как ловить на открытой воде. Но грибы и ягоды собирать ума много не надо, бери ёмкость и греби, пока рука не устанет.

Грибное и ягодное место.

А если ещё и ноги не стёрты, то на небольшой косе в середине острова, есть кустарники с суперпризом, а проще малинник. Если повезёт не пропустить вечернюю зорьку, как и на любом острове, узнаете, что такое клюёт на червя. Поклёвка каждые 5-7 секунд, главное в этот момент не пропустить  ужин, слишком уж увлекает и детей и взрослых.

Рыбалка - дело увлекательное,

Для души и тела.

Дополнительный шаровый продукт, бальзам на душу завхоза.

Рыба разношёрстная, и ей всё равно кто закинул крючок, ребёнок или взрослый. На этом острове увидели змей, гадюк. Нас они пугались больше чем мы их, но всё же напомнили, что по лесу нужно ходить в сапогах.

На о.Ершовка  о стоянках на южной стороне ничего не знаем. Но с северной стороны есть прекрасная лагуна, закрытая от ветров и с «типично Карельским» пейзажем. (63о34/47,11// С   34о52/10,64//В)

О.Ершовка.

Такой закат в Карелии особенно ценен.

Песок в центре, каменные валуны по краям, если бы еще не брёвна, которыми «усыпаны» все берега водохранилища, можно сказать, что это идеальное место. Правда при шторме с северо-запада возможно волны достанут палаток, но это должен быть хороший шторм, с высотой волны в полметра, и строго с северо-запада.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Именно на этом острове мы учились ловить рыбу с открытой воды.

Но и здесь поняли, что пней в водохранилище много.  На острове, как и на о.Койкинском  видели змей, были экземпляры которые грелись на берегу на камнях.

Остров  Бабий. Два острова, соединенные между собой мелким перешейком.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Хорошая стоянка прямо у перешейка, наполовину спрятанная в кустарнике и деревцах. (63о32/14,33// С   34о48/02,54//В)  По погодным условиям не исследован нами, шел дождь, и был сильный ветер.

При дожде навес никогда не помешает.

Остров между о.Коньков и о.Погост. Небольшой островок 250 на 70 метров. Отличная стоянка с навесом, достаточно большая поляна, с деревьями и кустарником. (63о25/44,07// С   35о12/51,48//В)  Отличная рыбалка как на этом, так и на близлежащих островах. Прямо на стоянке под водой яма, глубину не проверяли, но местные говорят, что приличная.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

Под двигателем в любую сторону, независимо от направления ветра.

После очередной рыбалки.

Совместный труд в очистке рыбы ускорял время её приготовления.

Кстати,  в этом районе, недалеко находится  пос. Валдай, и моторная лодка сюда «долетает» за полчаса. Соответственно рыбаков и отдыхающих в  этой акватории повышенное  количество. Но насколько мы поняли, отдыхающие чаще располагаются на материке, и на лодках облавливают острова. По ощущениям, островок можно назвать, как бы «домашним». На нём можно надолго «зависнуть».

О. Чаежнаволок у мыса Чаежнаволок. Стоянка на острове одна, посредине острова на южной стороне. (63о27/41,10// С   35о16/47,13//В)  Встать можно как на берегу среди кустарника, так и на поляне, немного в глубине острова. О рыбалке сказать ничего не можем, не хватило времени, хотя с берега среди водорослей на воблер выловили несколько  небольших судачков.. Вечером пришли, утром ушли в пос. Валдай  за пивом, свежим хлебом, продуктами и электричеством для телефонов, GPS, планшетов. Людей попугать, размерами катамарана, себя показать. В общем, в цивилизацию.

Валдайские элинги.

Не знаем как на других островах, но этот запомнился тем, что на поляне среди травы есть дождевой червь. Своего, привезённого из Харькова, мы благополучно «выпустили» на волю в озеро за два дня до этого. А червяк, ведь это мелкая рыба на сушку, а главное рыбалка, везде и всегда. Не всё ж большую рыбу тягать. Иногда приятно и маленькую подёргать.

Сушка рыбы в Карелии дело трудоёмкое, всё в зависимости от погоды.

Ну вот, обо всём, что узнали, рассказали. Хочется отметить, что описаны только те стоянки, на которых можно устроить днёвку, по мелочам не разменивались. Иногда мест стоянок много, а иногда не знаешь где и причалить.

Путешествие на катамаране по Выгозеру

То брёвна, то камыш с болотом, то камни

С комарами нам тоже повезло, за время нахождения на водохранилище ни разу не пользовались репеллентами. Только на берегу у г. Сегежа, да там загрызли. Так и привезли эту кучу мазей домой, но её наличие необходимо, как говорится, запас палубу не порвёт.

Надеемся, что наш материал будет полезен тем, кто соберётся путешествовать по Выгозеру.

Источник : "http://www.parusanarod.ru/go/2013/suchkov/index.htm" rel="nofollow"