15 апреля 2020
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты)

I. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

(Паспорт спортивного похода / путешествия)

1. Проводящая организация

Поход был организован и проведён спортивно-туристским клубом «Мумми-тролли» из города Санкт-Петербурга. Руководитель – Фёдорова Мария Владимировна.

2. Страна, республика, край, область, район, подрайон, массив (место проведения)

Поход проходил по Кольскому полуострову в горном массиве Хибины, Мурманская область.

3. Общие справочные сведения о маршруте и группе:

Вид туризма Категория сложности Протяженность активной части похода, км Продолжительность Сроки проведения
общая ходовых дней
пеший вторая 106 км 9 дней 7 дней 20–28.07.2012

Группа из двеннадцати человек. Маршрутная книжка № 15/12

4. Подробная нитка маршрута:

ст. Имандра – ущелье Аку-Аку – пер. Юмекорр н/к – пер. Ю. Чоргорр н/к – р. Кунийок – пер. Ю. Рисчорр н/к – пер. С. Рисчорр 1А – р. Кунийок – руч. Петрелиуса – пер. В. Петрелиуса 1А– ущелье Рамзая н/к – оз. М. Вудъявр – пер. Географов 1А – р. Белая – ст. Апатиты

5. Определяющие препятствия маршрута

При определении категории сложности (к.с.) пеших препятствий использовался «Регламент по спортивному туризму».

Вид препятствия Категория сложности Характеристика препятствия Способ прохождения
Высокотравье Вдоль р. Форелька (4 км: скрытые в траве неровности склона. Камни, мшаники, 15 – 20 ) Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками

Индивидуальная страховка альпенштоком или треккинговыми палками

Лес труднопроходимый В районе охраняемой закрытой территории на р. Форелька 2,5 км: завалы, буреломы, заболоченные мшаники, 15 )
Осыпь мелкая пологая н/к Между Ю. и С. Рисчорр, под Ю. Чоргорр, вдоль руч. Поачвумйок (3+1+2 км: мелкие живые камни, 15 – 20
Осыпь средняя от пер. В. Петрелиуса к ущелью Рамзая, вдоль руч. Рисчорр 1+1 км: живые средние камни, 20-25
Осыпь мелкая крутая Перед пер. С. Рисчорр 500 м: осыпь мелкая, живая, 30 – 40
переправа н/к руч. Аку, руч. Юмекорр, руч. Петрелиуса, руч. Поачвумйок: глубина 0,5 – 0,6 м, ширина около 5 м, течение 1.5 м/с
переправа р. Гольцовка: ширина русла около 10 м, глубина 0,6 м, скорость течения около 2 м/с
перевал н/к Ю. Юмекорр (671 м), Ю. Чоргорр (851 м), Ю. Рисчорр (895 м), Рамзая (743 м): пер. взлётка более 100 м, движение осложнено осыпями, снежниками
перевал С. Рисчорр (875 м), В. Петрелиуса (883 м), Географов (842 м): перевальная взлётка от 200 до 400 м, осыпи мелкие, средние и крупные до 35 , снежники
каньон Ущелье Аку-Аку: около 200 м движения по скальному карнизу (прижим)

Баллы

Осыпь мелкая крутая 1Б – 1 балл Каньон 1А – 1 балл
Итого: 11 баллов Итого: 24 балла

Географический показатель – 10 Показатель автономности – 1

К= 1+5,89/12 = 1,5 (суммарный перепад высот)

КС = 11 + 24 + (10*1*1,5) = 40 баллов

6. Сведения о руководителях и участниках

Все туристы из города Санкт-Петербург

№ п/п Фамилия, Имя,

Отчество

Туристская

подготовка

Обязанности в группе
1. Фёдорова Мария Владимировна, 1983   пеший: 2Р (Северный Урал), водный 5Р (Тыва, Кольский п-ов) руководитель
2. Фёдоров Николай Васильевич, 1980   2Р (Северный Урал), водный 5У (Алтай, Тыва, Кольский п-ов) навигатор
3. Злобина Людмила Сергеевна, 1986   2У пеший (Севрный Урал) оператор
4. Костыряченко Анна Максимовна, 1994   Водный 3 с эл. 4У (Северный Кавказ) гитарист
5. Копылов Дмитрий Сергеевич, 1987   Пеший 1У (Кольский п-ов), 2У пеший (Севрный Урал) грибник
6. Степанская Ольга Андреевна, 1977   Водный 3 с эл. 4У (Северный Кавказ), водный 2Р (Карелия) завхоз
7. Эгель Ольга Орестовна,1975   Водный 3 с эл. 4У (Северный Кавказ), водный 1Р с эл. 2У (Карелия) участник
8. Ефимов Александр Евгеньевич, 1984   Водный 3 с эл. 4У (Северный Кавказ), водный 1Р (Карелия) участник
9. Квасова Елена Александровна, 1963   ПВД оператор
10. Квасов Александр Викторович, 1963   ПВД Оператор, грибник
11. Калинин Иван Валентинович, 1981   3У водн. с эл. 1У пеш. (Приполярный Урал), 2У горный (Кавказ) оператор
12. Ламакин Михаил Валерьевич, 1966   Водный 3У (Кольский п-ов), водный 4У (Северный Кавказ) оператор

II. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

1. Общая смысловая идея похода

К выбираемому маршруту похода были предъявлены следующие требования:

открыть новый для всех участников горный регион, посетив его наиболее красивые уголки

заброска и выброска с маршрута должна укладываться в пределы суток езды от Санкт-Петербурга по железной дороге без использования автотранспорта;

поход должен быть достаточно длинным, автономным и технически сложным, чтобы все участники и руководитель могли оценить свои силы и подготовку в преддверии планируемых в ближайшем будущем походов в такие регионы, как Камчатка и плато Путорана.

Всем этим требованиям по имеющимся описаниям в полной мере отвечал выбранный нами маршрут по Хибинам. Маршрут был проведён без изменений.

2. Варианты подъезда и отъезда

Заброска:

Поезд Санкт-Петербург – Мурманск №022, отправлением с Ладожского вокзала в 17:20. Прибытие на следующий день на станцию Имандра в 17:36. Маршрут начинается прямо от станции.

Выброска:

Поезд Мурманск – Анапа №293, со станции Апатиты отправляется в 20:40. Прибывает на Ладожский вокзал на следующий день в 19:29.

При выброске со станции Апатиты есть один очень важный нюанс: на спуске с перевала Географов на реке Форелька расположена охраняемая база, которую заставляют обходить по лесу, ломая ноги по мокрому склону с мшаниками, заваленному срубленными стволами. Базу охраняют вооружённые женщины, которые уверяли нас, что они постоянно предупреждают всех, чтобы не прокладывали здесь маршруты. Ранее, по их словам, таких как мы, забирали в комендатуру, но сейчас туристов и грибников становится всё больше. В итоге, за 1.5 часа с трудом обойдя первую половину базы, мы вышли на дорогу, за поворотом которой вновь показались вышки. Сил обходить это безобразие уже не было, мы пошли навстречу охраннице, которая сопроводила нас до ворот и выпустила за территорию.

Снимая группу с учёта в ПСО, руководитель поинтересовался, почему сотрудники ПСО не предупреждают о существовании данного объекта. При постановке на учёт сообщается нитка маршрута, эту же нитку видел и спасатель на базе Куэльпорр. Никто из них не посоветовал пройти перевал Географов радиально. В ответ на возмущённый, но корректно заданный вопрос, сотрудница городского ПСО изобразила изумление и просила рассказать поподробнее. Непонятно, как это всё расценивать: база там стоит уже не один десяток лет, сотрудники ПСО о ней не могут не знать, тем более, что наша группа уже явно не первая попадает в эту ситуацию!

Таким образом выброску с маршрута следует осуществлять через Кировск, к которому от озера Малый Вудъявр ведёт хорошая дорога. Из Кировска ходят маршрутки и автобусы.

Контакты:

Круглосуточный телефон ПСО: 8(8153) 158895

Водители в Апатитах:

1) Александр +7 921 289 08 14 (забрасывал в 2012 году нашу группу на Умбу, отзыв – отлично)

2) Олег +7 921 276 78 31 и +7 964 308 85 13

3) Виталий +7 921 275 14 97

4) Сергей +7 921 289 15 38

5) Александр +7 921 278 66 57

6) Антон +7 952 298 01 70

3. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты

Практически из любого уголка Хибин можно достаточно быстро спуститься к реке Кунийок, по орографически правому берегу которой идёт дорога, ведущая через простой перевал к Малому Вудъявру и далее в Кировск. В центре долины реки расположена база спасателей, на которой всегда есть дежурный. Там же есть гостиница и баня.

4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут прошли без изменений, только чуть-чуть сдвинули график двух последних дней: по совету спасателя с базы Куэльпорр мы не стали ночевать в южном цирке Восточного Петрелиуса, а в этот же день прошли ущелье Рамзая и спустились по ручью Поачвумйок к Малому Вудъявру. Соответственно на перевал Географов на следующий день мы поднимались от Малого Вудъявра, а не от озёр в цирке под перевалом. Этот график вполне посилен для группы, стоянки удобные, есть дрова.

5. График движения

Дни пути Дата Участок пути
(от – до)
Протяжённость
в км
Ходовое время Определяющие препятствия на участке Метеоусловия
1 21.07. Ст. Имандра – стрелка руч. Аку и р. Гольцовка 7 км 17:45 – 20:00

пешком

Движение по частично заболоченной дороге и тропе. Солнце, переменная облачность, +16 – +18 С
2 22.07 стрелка руч. Аку и р. Гольцовка – руч. Часнайок 16 км 9:05 – 17:30
Броды н/к ручьёв Аку и Юмекор, брод 1А р. Гольцовка, каньон 1А ущелья Аку-Аку, перевал н/к Юмекорр Кратковременные осадки: дождь, град, ветер, похолодание +7  +10 С, к вечеру прояснение
3 23.07 руч. Часнайок – ЛБ р. Кунийок 15 км 9:15 – 16:15 пешком Перевал н/к Ю. Чоргорр, осыпь мелкая пологая н/к под Ю. Чоргорр Облачно с прояснениями сильный ветер +12 – +18 С
4 24.07 ЛБ р. Кунийок – пер. Ю. Рисчорр – пер. С. Рисчорр – ЛБ р. Кунийок 18 км 9:15 – 16:20

пешком

Осыпь мелкая крутая 1Б перед перевалом С. Рисчорр, осыпь средняя 1А вдоль руч. Рисчорр, осыпь мелкая н/к между Ю. Рисчорр и С. Рисчорр, перевал н/к Ю. Рисчорр, перевал 1А С. Рисчорр переменная облачность +15 – + 20 С
5 25.07 ЛБ р. Кунийок – пер. В. Петрелиуса – ущелье Рамзая – ПБ руч. Поачвумйок 23 км 8:45 – 19:00

Высокотравье в виде берёзового и ивового стланика 1Б, болото легкопроходимое н/к,
брод р. Печора н/к
Переменная облачность, +14 – +18 С
6 26.07. ПБ руч. Поачвумйок – оз. М. Вудъявр – перевал Географов – спуск по гребню к р. Форелька – обход охраняемой базы – садоводство – ПБ р. Белая 23 км 9:30 – 20:30

пешком

Брод н/к руч. Поачвумйок и руч. Вудъяврйок, высокотравье 1Б при спуске по гребню к р. Форелька, лес труднопроходимый 2А в районе охраняемой базы, перевал 1А Географов Переменная облачность, сильный ветер, после обеда кратковременные ливневые осадки

+12 – +22 C

7 27.07. ПБ р. Белая – дорога Кировск – Апатиты, автобус до площади Геологов – пешком до ж/д вокзала 3 км 10:30 – 11:45

Движение по дороге Переменная облачность, сильный ветер, +14 – +18 С

Расстояния активной части похода измерено по картам 1:100 000

6. Техническое описание

День 1 – 21 июля (суббота)

В 17:36 прибыли на станцию Имандра, нас выпустили из грузового тамбура. Встретили на платформе знакомых туристов из Санкт-Петербурга. Около 17:45 двинулись вдоль железной дороги в сторону Апатит. Через 3 км – навесной мост через р. Гольцовка и ж/д мост через неё же. По орографически левому берегу вверх по течению уходит тропа, по ней стоит идти, чтобы не делать лишнюю петлю. Мы решили пройтись по дороге, подумав, что по дороге будет быстрее, чем по тропе. Но, дорога постоянно теряла и набирала высоту, поэтому, пройдя по ней около 1.5 км, на первом же отвороте свернули в сторону реки и через 500 – 700 м вышли на ЛЭП, по которому вернулись на тропу, идущую вдоль реки. В этом месте есть хорошие стоянки, лес сосновый, много грибов. Тропа через ещё 500-700 м соединяется с колеёй, которая местами из-за большого количества дождей превратилась в ручьи. Через 1,5 – 2 км в 20:00 вышли к хорошей стоянке на стрелке р. Гольцовка и ручья Аку. На стрелке висит табличка – АКУ. Пройдено 7 км. Дров мало, но удалось найти сыроватую ёлку.

Фото 1: по дорожкам и тропам текут ручьи

Фото 2: стрелка руч. Аку и р. Гольцовки

День 2 – 22 июля (воскресенье)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:05.

Ночью пошёл дождь, который продолжался с переменным успехом до вечера. Похолодало.

Сначала шли по орографически левому берегу Аку, через примерно 1.5 км перешли на правый берег (брод н/к), так как слева увеличилась крутизна берегов. По правому берегу шли до водопадов, где снова вернулись на левый берег – выше водопадного притока по левому берегу. Отсюда уходит тропа в ущелье Аку-Аку. Тропа набирает высоту, открываются виды на озеро Имандра. На входе в ущелье лежал снежник. В ущелье тропа ясно прослеживается, периодически её перегораживают средние осыпи, крутизной до 15 – 20 . Ущелье очень живописно: на стенах прослеживаются причудливые каменные изваяния. В середине ущелья озеро, за которым с востока впадает ручей.

К озеру подошли в 11:30. Над озером на высоте 8-10 м идёт длинный узкий скальный карниз. Приходится прижиматься вплотную к стене, идти по одному. На выходе – самое узкое место. Первым прошёл руководитель и встал на фотосъёмку. Вторым прошёл Михаил Ламакин, сбросил рюкзак и помогал оставшимся членам группы. Карниз преодолевали около 20 минут. На южном берегу озера перед впадением ручья – прекрасная стоянка.

Вверх по ручью уходит тропа, на ручье – водопад. Возникла идея, не спускаться вниз по ущелью, а пройти к перевалу Юмекорр по этому ручью. По карте оценили крутизну и характер склонов и решили, что всё-таки рисковать не будем. Хотя, если группа хорошо справляется с осыпями, стоит выбрать именно этот вариант, потому что тропа, ведущая вниз по ущелью, сильно заболочена. Местами она проходит фактически по дну ручья. Видимо, в более сухие годы это не настолько критично, но в наши сроки ноги были моментально мокрые у всех. При этом камни и отдельные осыпи на тропе никто не отменял. Расстояние около 1 км группа преодолевала целый час. К 13:00 мы собрались на отличной поляне на стрелке ручьёв (из-под перевала Юмекорр и из Аку-Аку). Стоянка удобна для ночёвки. У нас же здесь был обед.

В 14:00 вышли на восток к перевалу Юмекорр. Вначале перешли на левый берег ручья, а за границей зона леса вернулись на правый. На подходах к перевалу ручей разлился по камням, представляя собой на некоторых участках непрерывный брод н/к. До перевала от стрелки – 3 км, которые мы прошли за 1 переход, занявший 1:15. Подъём вдоль ручья пологий, сама взлётка небольшая, 120 – 130 м, осложнена средней осыпью. Высота перевала 671 м, набор высоты от стрелки ручьёв около 270 м.

Перевал имеет также название ущелье Мёртвых, так как по легенде лопари загнали сюда врагов и забросали их камнями. Кровь погибших в схватке лопарей превратилась в камни, которые теперь называются лопарит.

На перевале нас накрыло дождевым зарядом с отдельными градинками. Пока ждали всю группу – грелись «пингвинным» способом, плотно сбившись в кучу. Для поднятия боевого духа орали военно-патриотические песни.

Спуск с перевала проще, чем подъём, – мелкоосыпная тропа, которая после конца осыпей полого спускается к истокам р. Гольцовка. Перебродили ручей, текущий с перевала, и упёрлись в Гольцовку чуть выше стрелки с руч. Часнайок. Брод Гольцовки был несколько более сложной задачей: река шириной около 10 – 12 метров, глубиной по колено, скорость течения около 2 м/с. Нашли место, где реку разделяла на 2 рукава полузалитая галечная отмель, переходили там. Сразу над местом брода – хорошая поляна, пригодная для ночёвки. От неё ведёт тропа к руч. Часнайок, по которой через 10 минут хода мы упёрлись в замечательную по красоте стоянку над порожистым Часнайоком с видом на Мончетундры.

Встали в 17:30, пройдено 16 км. К вечеру распогодилось.

Фото 3: брод ручья Аку на правый берег, н/к

Фото 16: брод ручья после спуска с перевала Юмекорр, н/к

Фото 17: брод р. Гольцовка, 1А

Фото 18: на стоянке над руч. Часнайок

День 3 – 23 июля (понедельник)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30, выход в 9:15.

За два перехода – около 6 км – оказались под перевальной взлёткой Южного Чоргорра, н/к. Высота перевала 851 м, набор высоты от стоянки на руч. Часнайок – 550 м. Тропа идёт по орографически левому берегу ручья Часнайок. Под взлёткой – озёро, которое обходится с юга по осыпи. Взлётка начинается прямо от озера крутым осыпным участком со средними живыми камнями. Уклон до 35 . Далее осыпь чуть выполаживается, но камни живые, подъём даётся непросто. Взлётка около 120 – 140 м. Под перевальным туром – снежник. На перевале – табличка девушке, погибшей здесь в ноябре.

Сделав традиционное фото, начинаем спуск. На спуске – средние осыпи и снежники. После окончания взлётки – мелкоосыпная крутая тропа, которая выводит к небольшому озеру, на берегу которого наша группа остановилась с 13:15 до 14:00 на обед.

При спуске с перевала встретили две детские группы, которые поднимались на перевал со стороны р. Кунийок без рюкзаков, видимо, радиально.

После обеда вышли по тропе, обходя озеро с севера. Тропа быстро нырнула в зону леса и через 3 км вывела на вездеходную грунтовку в месте, где её пересекает ручей, стекающий с западного склона. Грунтовка ведёт вверх по течению до хребта Поачвумчорр, где после брода ручья Петрелиуса разделяется на две: одна уходит к основной дороге на Кукисвумчорр и к Малому Вудъявру, другая – в сторону перевала Восточный Петрелиуса. Вниз по течению грунтовка идёт в сторону базы КСС, не доходя около 1 км сворачивает к реке и через брод соединяется с основной дорогой, идущей по орографически правому берегу реки Кунийок.

От места, где мы вышли на дорогу, до брода около 3,5 км. Встречаются озёра со стоянками. Недалеко от брода – скважина, из которой фонтаном бьёт вода. Говорят, это геологи брали пробы, а добурились до воды.

В 16:00 подошли к броду, стоянки на подходе были заняты детскими группами. Один из взрослых участников московской группы сказал, что чуть ниже по течению есть свободная поляна на высоком обрывистом берегу, к которой ведёт хорошо набитая тропа, продолжающаяся потом до моста к базе КСС. Группа пошла занимать поляну, а руководитель пообщался с руководителем москвичей Андреем. Андрей рассказал, что при спуске с перевала В. Петрелиуса необходимо держаться западной тропы, так как сама перевальная щель забита живыми камнями, которые сильно сыпятся.

В 16:15 группа собралась на поляне на левом берегу реки Кунийок, откуда по тропе до моста к базе КСС около 6 минут ходу. За день пройдено 15 км.

Стоянки на Кунийоке великолепные, с видами, есть дрова.

Фото 19: начало подъема на перевал Ю. Чоргорр

Фото 20: подъём на перевал Ю. Чоргорр

Фото 21: на подходах к перевальному туру Ю. Чоргорра

Фото 22: на перевале Ю. Чоргорр, н/к

Фото 23: спуск с перевала Ю. Чоргорр

Фото 24: спуск с перевала Ю. Чоргорр

Фото 25: на подходах к озеру под перевалом Ю. Чоргорр

Фото 26: результаты деятельности геологов

День 4 – 24 июля (вторник)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в радиалку в 9:15. Участники Ламакин Михаил, Эгель Ольга и Ефимов Александр остались в лагере. Облачно с прояснениями.

Перейдя через мост, двигались по дороге, которая упирается в перевал Южный Рисчорр н/к. Перевальная взлётка около 150 метров, подъём по мелкоосыпной тропе. Без рюкзаков одолели подъём за 20 минут. Высота перевала 895 метров. Набор высоты от базы КСС 600 м. На перевале – очередная табличка погибшим в лавинах.

Спустились примерно на 100 м, чтобы не сильно терять высоту и пошли траверсом горы Каскаснюнчорр по средней осыпи. Радиалка очень красивая – пейзажи как в фантастическом фильме.

Обогнув гору, мы увидели перевал Северный Рисчорр, известный также как ущелье Ведьм. Последние 500 м на подходах к перевалу шли по очень крутой мелкой осыпи, пересекая лавинные следы.

Подъём на перевал идёт сначала по мелкой и средней осыпи, затем по крутому снежнику. Внутри ущелья снежники и средние осыпи сменяют друг друга. При подъёме встретили спускавшуюся группу, которая также делала радиалку.

Пройдя саму перевальную щель, спустились по крутой средней осыпи и остановились на короткий обед. Тропа ведёт по осыпям вдоль руч. Рисчорр и упирается в ручей Рисйок, вдоль которого через 150 – 200 м выходит на геологическую дорогу. На обратном пути зашли на базу, чтобы зарегистрировать группу. У ворот встретили группу, которая вместе с нами забрасывалась из Имандры. На базе было оживлённо – приехали бельгийцы на джипах, а также итальянцы.

Дежурный спасатель посмотрел и пропечатал маршрутную книжку. Рекомендовал за один день проходить перевал В. Петрелиуса и ущелье Рамзая, но ничего не сказал про перевал Географов.

В 16:20 все участники радиального выхода собрались в базовом лагере на левом берегу реки Кунийок. Жарили блины и варили компот, чтобы ушёл лишний вес перед длинным переходом. А также пили купленное в гостинице на базе пиво и сухое вино.

Фото 27: в воротах базы Куэльпорр, начало радиального выхода

Фото 28: подъём на перевал Ю. Рисчорр

Фото 29: на перевале Ю. Рисчорр, н/к

Фото 30: спуск с перевала Ю. Рисчорр

Фото 31: идём к перевалу С. Рисчорр, не теряя высоты

Фото 32: вид на перевал С. Рисчорр

Фото 33: на подходах к перевалу С. Рисчорр

Фото 34: подъём на перевал С. Рисчорр.

Фото 35: на перевале С. Рисчорр, 1А

Фото 36: спуск с перевала С. Рисчорр

Фото 37: осыпь вдоль ручья Рисчорр.

День 6- 25 июля (среда)

Подъём всей группы в 7:00. Выход в 8:45. Облачно с прояснениями.

По геологической дороге двинулись вверх по реке Кунийок к броду через ручей Петрелиуса. Брод несложный, но можно пройти по тропе вниз по течению около 150 м и спуститься к ручью в месте. Где тропа упирается в стоянку. Там через ручей перекинуты 3 геологических бура. Затем тропа по самому берегу ручья возвращается к дороге, которая через 50 метров разделяется на две. На перевал Восточный Петрелиуса нужно идти по правой дороге. К началу перевальной взлётки (около 7 км) подошли за 2,5 перехода. Подъём несложный технически, но очень длинный. Снежники и средние пологие осыпи сменяют друг друга. Высота взлётки почти 400 м, высота самого перевала 883 м. Набор высоты от стоянки 580 м.

На перевале группа собралась в 12:15. Отдыхали, делали групповое фото. Наслаждались видами в сторону долины р. Малая Белая. Встретили группу москвичей из 4х человек, которые поднялись на перевал с обратной стороны по самой щели. Ребята подтвердили, что камни сильно сыпятся. Из тура сняли записку группы туристов ЦДЮТЭ «Родина» имени А. Остапца-Свешникова под руководством Шкенёвой А.А., которые в количестве 10 человек прошли перевал 22.07. со стороны Малой Белой. Шли в сторону КСС. Мы оставили свою записку.

Перевальную щель обошли справа (с юга). Спуск крутой 30 – 40 по мелкоосыпной тропе с отдельными живыми средними камнями, встречаются скальные выходы. Под перевалом – пересыхающие озерца. Над ними пообедали.

Далее тропа сильно спускается в сторону Малой Белой, обходя отроги на подходах к перевалу ущелье Рамзая, но мы не стали терять высоту и пошли траверсом по средней осыпи с уклоном 20 – 25. Пройдя около 1 км, вышли на основную тропу подъёма на перевал. По мелкой осыпи нам оставалось набрать менее 100 метров до входа в перевальную щель. Щель завалена средней осыпью, перемежающейся со снежниками. На перевале есть табличка Вильгельму Рамзаю. Высота перевала 743 м.

Спуск с перевала идёт по левому берегу ручья Поачвумчорр по мелкой осыпи. Встретили группу из Северодвинска.

Спускаться нужно по левому берегу ручья – правый крутой с осыпями. На самом заходе в зону леса встречаются две или три небольшие полочки, на которых может разместиться 2-3 палатки. Далее тропа ныряет в березовое криволесье, становится достаточно грязной. Поплутав около 2,5 километров в криволесье, тропа выходит к грунтовке: можно пойти направо, упереться в ручей и, перейдя его по мостику из брёвен, подняться вверх по ручью по грунтовке до заросшего травой отворота, ведущего к большой поляне в просторном березняке. Есть дрова, очень уютно, далеко от основных дорог и троп.

На стоянке были в 19:00, пройдено 23 км.

Фото 38: переход руч. Петрелиуса по геологическим бурам

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчетФото 39: подъём на перевал В. Петрелиуса

Фото 40: средняя живая осыпь на подъёме на перевал В. Петрелиуса

Фото 41: на перевале В. Петрелиуса, 1А

Фото 42: спуск с перевала В. Петрелиуса

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 43: идём к ущелью Рамзая по средней осыпи, не теряя высоты

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 44: вход в ущелье Рамзая

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 45: в ущелье Рамзая, н/к

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 46: выход из ущелья Рамзая

Фото 47: спуск по мелкой осыпи вдоль ручья Поачвумйок

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 48: брод руч. Поачвумйок, н/к

День 7- 26 июля (четверг)

Подъём дежурных в 7:00, группы в 7:30. Выход в 9:30.

Вернулись к мостику через руч. Поачвумйок, по грунтовке вышли к простому броду через безымянный ручей, на берегу которого на карте был отмечен памятник. Оказалось, что это крест и памятное сооружение с табличками, посвящённое А.Е. Ферсману, одному из виднейших освоителей хибинских недр.

Вскоре после таблички грунтовка упирается в хорошо наезженную широкую дорогу, по которой ездят карьерные грузовики. Дорога ведёт из Кировска в сторону Кукисвумчорра.

По широкой дороге нужно пройти около 100 м и свернуть в сторону озера направо на грунтовый отворот. Именно он ведёт к основным стоянкам, расположенным с южной стороны озера. Здесь стояло несколько стационарных лагерей, сюда без проблем доезжает обычная легковая машина.

По грунтовке нужно обходить озеро, пока она не упрётся в ручей Вудъяврйок в месте его истока из озера. Здесь стоял большой лагерь альпинистов. Ручей достаточно глубокий – почти по пояс в некоторых местах, но добрые предшественники выложили грядку из камней, по которым ручей легко переходиться.

После брода через 250 – 300 м от грунтовки влево отходит тропа, ведущая на перевал Географов. Как уже упоминалось в отчёте, ходить на этот перевал можно только радиально, потому что на спуске в сторону Апатит – закрытая охраняемая база, через территорию которой проход строго запрещён. Так как мы не обладали этой важнейшей информацией, мы повернули на тропу и начали подъём. Тропа сразу же начинает круто набирать высоту и быстро выходит из зоны леса. На небольшой полочке под перевалом есть пара небольших озёр, но стоять около них нет никакого смысла. Под самым перевалом начинается крупная крутая осыпь, по которой местами приходится подтягивать себя на руках. Крупной осыпью завалена и сама перевальная щель. Также встречаются снежники с ранклюфтами. Около перевального тура фотографироваться неудобно – группе 12 человек там просто не разместиться среди хаотично набросанных скальных обломков. Возникают сомнения, точно ли перевал 1А и проходили ли его в реальности те, кто его категорировал. Высота перевала 842 м, набор высоты от озера М. Вудъявр 485 м. Через 100 метров после тура перевальная щель с крупной осыпью заканчивается. Здесь есть ровная площадка для отдыха, на которой и собралась вся группа к 14:00. Отсюда открывается вид на Апатиты.

Спуск с перевальной взлётки простой – по мелкоосыпной тропе. Под взлёткой – широкое сухое плато, на котором наша группа пообедала. На спуске нас накрыл мощный дождь с градом, закончившийся через 30 – 40 минут.

До стрелки нескольких ручьёв, образующих реку Форелька всего каких-то 5-6 км. Будь здесь тропа – это 2 часа ходу. В реальности все гораздо сложнее – ручей через 2-2,5 км движения по скользкимстланикам с камнями и неровностями склона ныряет в каньон с осыпными крутыми прижимами. Пришлось вылезать на гребень и идти по нему около 3 км, периодически продираясь через густые заросли березняка. Когда гребень стал уже совсем узкий, мы свалились в левый по ходу движения ручей, перешли его в районе последнего осыпного прижима по левому берегу и по зоне труднопроходимого леса стали продираться вниз, надеясь найти какую-нибудь ровную полочку для ночёвки. Но до самого слияния ручьёв, образующих речку Форелька, склоны слишком круты, а лес завален буреломами и очень густ. Прямо на слиянии ручьёв расположена на правом берегу Форельки злополучная охраняемая база с вышками. Лес по левому берегу вокруг территории выкошен, стволы валяются в хаотичном порядке. Базу охраняют вооружённые женщины. На левый берег переброшены 2 моста, но пройти по ним нельзя. Около 1,5 км приходиться пробираться по кромке леса, перелезая через хаос стволов, постоянно переходя мелкие ручейки и болотца. А рядом в 150 м проходит дорога, которая не предназначена для людей….

Через 1,5 часа нам удалось преодолеть этот бессмысленно мучительный отрезок и выскочить на грунтовку. С трудом отмахавшись от комаров, собравшихся на нас со всей округи, и чуть-чуть передохнув, мы продолжили движение, надеясь найти небольшое озеро под ЛЭП чуть в стороне от грунтовки, чтобы встать на нём на ночёвку. Но наша радость была преждевременной – через 500 метров мы снова увидели вышки, забор и охрану. На этот раз мы оказались прямо на территории охраняемой базы. Но больше мы уже просто не в силах были ничего обходить, поэтому не меняя темпа движения направились прямо навстречу женщине, которая спустилась с вышки. Пригрозив нам комендатурой, она проводила нас до ворот и выпустила на волю.

Озеро со стоянкой нам уже не светило. Пришлось двигаться по железнодорожной ветке в сторону дач у реки Белая. Не доходя дач в сторону реки по карте было два крохотных озерца. Организовали разведку. Озерца удалось быстро найти, но ни одной ровной полочки на их берегу не нашлось. Лес очень густой, по берегу идёт звериная тропа со свежими следами пребывания медведя.

Пришлось идти через садоводство до реки Белая. Перед самым мостом по правому берегу вниз по течению уходит грунтовка. В начале она замусорена, потом становиться чище. Через 200 – 250 метров грунтовка упирается в реку, далее вдоль реки идёт узкая тропа. Опять организовали разведку – по тропе прошли около 1 км, но никаких признаков повышения берега или каких-то полян не было: везде мелкие густые берёзки, многие участки заболочены.

В итоге встали в конце грунтовки в 20:30. Еле успели поставить палатки и натянуть тент, как хлынул сильнейший ливень, продолжавшийся около часа. Готовили на горелках.

Фото 49: памятник лаборатории А.Е. Ферсмана

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 50: брод р. Вудъяврйок

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 51: подъём на перевал Географов

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 52: у перевального тура на пер. Географов, 1А

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 53: в щели перевала Географов

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 54: спуск с перевала Географов

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 55: выходим на гребень из каньона истоков р. Форельки

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 56: стланик на гребне

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 57: движение к р. Форелька

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 58: охраняемая закрытая база на р. Форелька

Большой маршрут по Хибинам – подробный отчет Фото 59: сквозь лес без троп

День 8 – 27 июля (пятница)

Подъём дежурных в 8:00, группы в 8:30. Выход в 10:30.

Вернулись к мосту, прошли около 700 м и оказались на асфальтовой дороге, где прямо на углу была автобусная остановка. Встретили водителя Александра, который забрасывал нас в начале июля на Умбу. Александр кого-то ждал. Но тут подошла свободная маршрутка, в которую мы прекрасно поместились вместе с рюкзаками. Проезд до площади Геологов стоил 35 рублей + 17 рублей за багаж. На площади водитель предложил отвезти нас на вокзал, если мы дадим ему 500 рублей, но мы предпочли прогуляться. От площади пошли вниз, упёрлись в рельсы и по ним вышли на вокзал. Сдали вещи в камеру хранения и звонком сняли группу с учёта в ПСО. Далее – свободное время до 20:00, когда открывается камера хранения после перерыва.

На улице Ферсмана есть сад камней, где можно посмотреть, какие породы добывают на Кольском полуострове. На углу улицы Дзержинского и улицы Космонавтов – отличный магазин «Радуга» с кулинарией и кафе.

Отправление поездом Мурманск-Анапа № 293 в 20:40.

7. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

1) Живые камни в перевальной щели перевала Восточный Петрелиуса со стороны р. Малая Белая.

2) Крутая живая мелкая осыпь при подходе к перевалу Северный Рисчорр со стороны руч. Каскаснюнйок.

3) Движение вдоль реки Форелька из-за закрытой охраняемой базы.

4) Узкий скальный карниз над озером в ущелье Аку-Аку.

5) Живая крутая средняя осыпь в начале подъёма на перевал Южный Чоргорр со стороны руч. Часнайок.

8. Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов (занятий) на маршруте

На каждом участке маршрута открываются великолепные виды на разнообразные по характеру долины и на соседние горные массивы.

Можно найти осколки пород, содержащие характерные для севера минералы и руды.

По-своему интересным местом является база Куэльпорр, на которой, кроме пункта КСС, расположена также гостиница «Рамзай – Север». Здесь встречаются группы, можно купить сувениры, краеведческую литературу, узнать новости и получить рекомендации, пообщаться с другими туристами, в том числе иностранными, помыться в бане.

На некоторых перевалах есть памятные таблички освоителям хибинских недр: Вильгельму Рамзаю, А.Е. Ферсману. Около озера Малый Вудъявр есть памятник А.Е. Ферсману и его лаборатории.

В Апатитах интересно посетить сад камней, который расположен прямо на улице Ферсмана.

9. Дополнительные сведения о походе

GPS – навигатор Magellan Triton 1500 1
Карабины стальные 3

9.2. Особенности общественного и личного снаряжения

Для координации движения группы на маршруте использовался GPS – навигатор Magellan Triton 1500, который работает с растровыми картами. На маршруте навигация осуществлялась по картам Генштаб масштабом 1: 50000 и карте Аэрогеодезия масштабом 1:100 000.

Для фото и видеосъёмки использовался целый ряд фотоаппаратов, в том числе три зеркальных фотоаппарата моделей Pentax ist D, Nikon D90 и Canon 400d, а также 1 видеокамера.

9.3. Особенности питания и приготовления пищи

В раскладку вместо тушёнки входило сублимированное мясо, изготовленное домашним способом, сало, т/к колбаса, бекон, сухари, сублимированные овощи, рис и греча, а также восточные сладости, вяленые сухофрукты и смеси из орехов и сухофруктов.

Начиная с конца июля много грибов, а также поспевает ягода. В нашем случае год был холодный, поэтому грибы ещё только начинались, а ягода не поспела. Эти дары природы могут стать отличным дополнением к раскладке.

Если планировать стоянки в зоне леса, то практически везде можно найти дрова, хотя иногда за ними приходится ходить очень далеко. Для безопасности группы и возможности изменить график движения стоит иметь с собой горелки и небольшой запас топлива.

III. ИТОГИ, ВЫВОДЫ, РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Итоги:

Маршрут был пройден группой полностью в заявленные сроки. У хорошо физически и технически подготовленных участников маршрут не вызвал никаких проблем, а вот для тех, кто давно не тренировался и несколько потерял форму, маршрут стал непростым испытанием, особенно с физической точки зрения.

Выводы:

Маршрут классический, подходит для групп, уже имеющих опыт пеших походов в среднегорье. Необходимы навыки движения по осыпям и хорошая физическая подготовка.

Маршрут позволяет в уменьшенной модели познакомиться именно с горным регионом, понять специфику походов по горной местности и насладиться красотой горных ущелий.

Рекомендации:

Перевал Географов проходить только радиально, возвращаясь на стоянки на озере Малый Вудъявр.

Обязательно зарегистрироваться в ПСО и отметиться на базе Куэльпорр.

Не лениться общаться с другими туристами – обстановка на перевалах меняется, могут появиться свежие живые осыпи, как у нас случилось с перевалом В. Петрелиуса. Но, благодаря своевременному общению с руководителем московской детской группы, мы избежали неприятных моментов на спуске.

При подборе личного снаряжения особое внимание нужно уделить обуви – на маршруте много бродов, есть заболоченные участки. Даже очень хорошая мембранная обувь в итоге промокает. Поэтому, как бы несовременно это не звучало, хочется всем порекомендовать иметь с собой резиновые сапоги. При движении по сухим осыпным участкам и на перевалах их вполне можно переодеть на ботинки.

Обязательно иметь для самостраховки треккинговые палки или альпеншток, а для групповой безопасности горелки и небольшой запас топлива.

IV. ОТЧЕТ ПОДГОТОВЛЕН

Отчёт подготовлен Фёдоровой М. В. на основе дневниковых записей, которые велись в походе, откорректирован Фёдоровым Н.В. В отчёте использованы фотографии Фёдоровой М.В., Федорова Н.В., Калинина И.В., Злобиной Л.С.

V. ЛИТЕРАТУРА

1. Перечень перевалов среднегорья 2005 – 2008. Раздел «Кольский полуостров».

2. Перечень и паспорта перевалов Хибин: "http://tyr-zo.narod.ru/otch/rossia/kolsk/kol_xib.html" rel="nofollow"

3. турклуб «Вестра», Каталог перевалов. Страница «Общая информация о районе Кольский полуостров Хибины»: "http://www.westra.ru/passes/Passes/view_passes.php?place=1" rel="nofollow"

Источник : "https://moominclub.ru/blog/bolshoy-marshrut-po-hibinam-podrobnyiy-otchet/" rel="nofollow"