16 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Русский север
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III

Даты похода: 4-26 июля 2010 г.

Нитка маршрута: поселок Северный - п. Хальмер-ю - р. Кара, сплав до устья р. Нярмаяха - г. Константинов Камень - озеро Тись-нензато - оз. Очеты - г. Нгэтенапэ - р. Бол. Кара - р. Мал. Кара - оз. Малое Щучье (сплав) - р. Щучья - 5 разьезд ж/д трассы Обская2 - Бованенково

Автор: Владимир Бурков (Ижевск)

Работы Владимира Буркова:

• Дневник пеше-водного похода по Приполярному Уралу, 2009

В поезде ехали с комфортом, жары не было. В Котласе голубое небо начала затягивать дымка. Ходили в гости к туристам из Перми Сергею и Елене, с которыми познакомились в Кирове. Ближе к вечеру погода испортилась, похолодало. Перед нами шел грозовой фронт. В Печере на вокзале в футболках было находиться некомфортно, ушли в вагон.

В Инте туристы сходили с поезда под моросящим дождем, небо затянули низкие свинцовые облака, к утру ситуация не изменилась. Было холодно и сыро. Деревья за окнами поезда становились все ниже, а потом и вовсе исчезли. В оврагах лежал снег. Пришлось доставать дождевики уже в вагоне. Расспросили попутчиков как лучше добраться до поселка Северный. По прибытии в Воркуту добрались на маршрутке до площади металлистов, а там автобусом до Северного.

Дороги убиты напрочь. Когда выходили с автобуса, я спросил у заходящих пассажиров:

- Это поселок Северный?

- Здесь рыбы нет!

Начались расспросы редких жителей поселка, насчет местонахождения дороги на Хальмер-ю, но результата это не дало. Наконец в частных гаражах, за которыми простиралась тундра, обнаружилась компания, жарящая шашлык, они то и указали нам на грунтовку, которая ведет к Седловой. При этом один из гурманов сделал заявление, что мы не дойдем (я даже внутренне возмутился - ведь мы всегда доходили!). Выдвинулись по грунтовке в направлении Седловой. У шлагбаума свернули на право, и попали на свалку, пришлось возвращаться. Несколько переходов и мы на насыпи бывшей ж/д Воркута - Хальмер-ю, Навстречу попалась несколько каракатов. После обеда пошлось веселее, но сзади все ещё виднелись трубы поселка Цементозаводской. Периодически рядом с насыпью стоят бетонные будки ( фото №2). Немного не доходя до моста через Большую Сыръягу остановились на очередной привал, стали прикидывать, сможем ли завтра достигнуть Халмеръ-ю, но тут увидели, что нас догоняет две машины - УАЗ буханка, да НИВА. Согласились подвезти до Хальмер-ю. В уазе кидало дай боже, один прогнивший мост через Сыръягу чего стоит. Воркутинцы удивились, что мы приехали сюда в отпуск, сами они хотят в тепло и на море. На пути встречаются карьеры, из которых берут гравий для отсыпки дорог строители газопровода. Тундра страшно изрыта экскаваторами. Ехали довольно долго. В Хальмер-ю посмотрели разрушенный ракетой дом культуры. С отвалов шахт поселка грузовики возят грунт на отсыпку дороги. Здесь мы прощаемся с воркутинскими ребятами, спасибо за заброску. Тормознув грузовик с шахты, мы проехали около 20 км в сторону Кары. Грузовик вывалил грунт на дорогу и уехал обратно. Идем по отсыпанной дороге, где-то через Кару перекинут мост, но где именно так я и не узнал. Свернув с дороги в тундру, нашли сухой участок, где и заночевали. Целый день было прохладно, и не стихал восточный ветер, насекомые роились в кустах ивы, но ветер не давал им нападать на людей. Засыпали с отличным видом на хребет Оченырд( фото №3), но под тарахтенье бульдозера. Тундра не такое безлюдное пространство как думал я, по ней взад и вперед снуют многотонные грузовики.

Палатку треплет сильный ветер. Погнуло дуги. Ночью вокруг паслись олени. Вернулись на дорогу газовиков и пошли по направлению к Каре. Через несколько переходов остановили вахтовку, которая довезла нас до моста. Предположительно он перекинут через Кару между ручьями Северный и Ущельный. Когда мы выгружались с вахтовки, мостостроитель спросил нас "Ну и что здесь интересного!?", как оказалось в дальнейшем, частично он был прав. Отошли вниз по течению в ивняк, срубили кривую раму, дует сильный ветер с моросью, мост портит пейзаж (фото 4). Обед сготовили на костре, но чай долго не хотел закипать из-за ветра. Отплыли в 4 часа вечера. Я понял, что Кара это не хариус и беломраморный каньон, а сильный северный ветер, гребля и холод. Течение есть, но ветер сносит катамаран назад. Жмемся к подветренному берегу. Санек пробовал рыбачить, была одна поклевка, и то местный наблюдал за нами, у него в устье ручья стояла сеть. По берегам пасутся олени, стоят чумы, от них веет ароматом варящегося мяса. Река стала прорезать холмы, ивняк исчез (фото 5). Прошли первый небольшой прижимчик. Рука не разгибается от весла, ветер к вечеру не утих. Встали на пологом берегу реки, на костёр насобирали топлячек, даже нашли брус. Похолодало, у нас мало теплой одежды. Вода на столе начала замерзать, похоже минусовая температура. Очень холодно, вокруг палатки кто-то ползает, Санек храпит.

Утром было теплее, чем вечером, благодаря тому, что солнце не закрывали тучи. Река стала интересней, пошли скальные выходы, крутые берега. По-прежнему гребем против ветра. На одном из прямиков заметили, что рыба подбирает насекомых с поверхности воды. Вскоре Санек на уху выловил несколько хариусов. Прошли место с бурунами, похоже, это и есть порог, обозначенный на карте. Обедали у устья Лядхейяхи. После её впадения Кара стала ещё шире. Задул шквальный ветер. Гребем из всех сил, но катамаран с каждым гребком сдвигается только на 20 см. Лишь солнце не дает окончательно замерзнуть. Поймал с двух забросов двух хариусов, один здоровенный, на 2 кг (фото 7). Хариусы здесь европейские, мясо жестковато. Сил перегрести ветер не хватило, встали недалеко от притока Уткатывис. Первым делом сняли топлячек с катамарана( фото №8), который собирали в течение дня: здесь и здоровенные ивы (тополя) с верховьев Кары, и бруски от моста, так что с дровами в тундре проблем нет. Стоянку выбрали в овраге, впадающего в Кару ручейка в нем ещё белеет снег, похоже, в тундре ещё апрель. Вечером как всегда холодина, жмемся к костру. Комары здесь есть, они вьются облачками, и греются на солнце, но даже если сунуть в облако комаров лицо, они отстраняются, так что пока накомарники не нужны. Вода в реке к ночи спадает, видимо перестает таять снег в горах. Просидели у костра с запеканием рыбы и чаем до 12.

Погода с утра хмурая, низкая облачность, морось, но ветер разогнал её быстро. Все как всегда, встречный ветер по руслу реки. Ожидаем, вход в беломраморный каньон за каждым поворотом, но его все нет. Вконец замучившись с греблей вышли ко входу, перекат с бурунчиками между двумя скалами, затем поворот налево, сужение русла до 15 м, со средним стоячим валом ( фото 10-11). Прошли, но нас выбросило в улово за сливом. Самая красивая часть каньона. Высокие мраморные скалы, с полоской голубой воды внизу(фото 13). Все бы хорошо, но шквальный ветер дует как в трубе, особенно тяжело приходится на плесах, между ступенями каньона. Вторая ступень, впереди, вроде обычный перекат, но на самом деле это порог 4 к.с.( фото №14), я понял это, когда мы уже прошли его, состоит из двух частей. В первом сливе довольно высокий вал, да ещё изрядное количество воды на грудь. Во второй части катамаран целиком ушел в яму перед здоровенным валом, затем резко подбросило вверх. Размеры нашего судна показались мне малы для такой воды. Хорошо, что не перевернуло. Пороги требуют просмотра. Дальше серьезных препятствий нет. Работаем на износ против ветра, ноет плечо. Догрести до устья Нярмаяхи не хватает ни сил, ни желания. Антистапель в основном делает Санек, я в попытках наловить на обед рыбы, поймал лишь одного хариуса, возьмем с собой на молосол. Когда собрались, подошел местный, напротив устья Нярмаяхи у них стоит 4 чума ( фото №15), 3 тыс. оленей пасутся рядом у Кары. Принес нам печени специально в обмен на блесны. Все же идти легче, чем грести, хоть и тундра заболочена. Заночевали на р. Юнъяхе. Сварили, и запекли все 2 кг печени, пожадничали, съели только половину. Такой нежной печени я не ел никогда, в городе у нас жесткая. Ещё оленевод рассказал, что олени болеют, у них скалываются копыта, в ранах появляется гной. Снег здесь выпадает в октябре, после чего они уходят за Урал на зимовку. Олени перевозят нарты вброд даже через широченную Кару.

Проснулись в 7 часу. На улице светит солнце, ветер не слишком сильный. Вылетели комары, пытаются покусывать, терпимо. Перебродили Юнъяху, пошли по холмам, в основном только на их вершинах сухо, в понижениях тундра подболочена и очень неровна - кочки и ямы, карликовая березка цепляется за болотники. Пересекли речку Тиберейтосе, очень живописно: быстрые перекаты и зажатые скалами со снегом озерца (фото 16). После брода решили идти по верхам холмов, обозначенных на карте как курганы. Пожалел, что не взял с собой палку, когда упал в ивняке, но где её сейчас возьмешь. Обедали на озере Сиднямдто (фото 17), в нем плавает мелочь рыбы. Спуск к озеру пролегает через густой ивняк, приходится продираться. Во время обеда мне резко поплохело, пропал аппетит, сил нет, но после свежего чайка, вроде стало лучше. Солнце пригревает, на западе появились облачка, видимо циклон. Санек рвется сегодня на Константинов камень. Утомительный спуск к Нярмаяхе, вот она самая северная гора Урала, но реку вброд перейти невозможно (фото 18). Санек решает искать брод, но для этого надо пробиться через заболоченный полуостров, заросший непроходимым ивняком, в итоге вымотались. Брода не нашли, вышли по оленьим тропам к реке, где рыба жадно собирала насекомых, но рыбачить не стали, чистить рыбу в ледяной воде никто не вызвался. Пришлось довольствоваться малосолом с Кары. Вечером напротив нашей стоянки по острову прыгал заяц. Похолодало, комар исчез, с запада идут тучи.

С утра небо затянуто высокой облачностью, иногда капает дождь. Пошли вверх вдоль Нярмаяхи. Река разделилась на две протоки (фото 19). Санек долго ходил в разведку на остров. Потом пошли на брод. Первая протока бродится легко по перекату. А вот на второй бьет сильная струя, набрали в болотники. Вышли на дорогу газовиков, что под горой Константинов камень, моста через Нярмаяху нет, только вездеходный брод. Оставили заброску у озера и налегке отправились на восхождение. Санек хотел идти только с шоколадкой, но я учитывая опыт предыдущих походов собираю штурмовой рюкзак. Большая часть подьема пролегает по заболоченному мху. Далее идут взлеты мелкого курумника. Идти надо в седловину между двух вершин и оттуда легкий путь по травяным участкам к вершине. Мы же пошли на первую вершинку, но сразу стало понятно, что следующая выше, тем не менее, на ложной вершине есть тур, сняли записку группы Некрасова С.А, от 29.07.2008 из г. Запорожье, турклуб "Славутич выбор". Приходится спускаться по живому курумнику в седловину, а оттуда подниматься на основную вершину. Тур разрушен. Сняли записку рабочих топографов партии Горюнова от 13.08.06 из города Саратова. На севере трудно что-то разобрать, вроде полоска воды, а за ней льды ( фото №21). В туре была ещё одна записка, но она сгнила.

Видны горы на юге, темная тундра, озера ( фото №22). Спуск, гораздо легче подъема, видели пару зайцев. Пришли к заброске, как назло на спиннинге образовалась борода, и порыбачить не удалось, хотя круги от рыбы были. Режем тундру по направлению горам на юге. Местность подболочена, чавкаем по мху. Удалось дойти до р. Сябтаяха ( фото №24), но рыба в ней не ловится, в устье стоит чум, может местные перекрыли сетью. Приходится, есть скудную раскладку пешеходника. Я не наелся.

В палатке жарко. Погода отличная, можно идти в футболке. Слегка донимают комары. Идем по направлению к горам, преодолеваем болотины (фото 25-26). Стараемся избегать ивняков, но не всегда получается, приходится продираться с боем, держась оленьих троп. В болоте лежал разложившийся олень. Наткнулись на гнездо хищных птиц (фото 27), которые кружили и кричали над нами. В гнезде было два птенца. Справа показались возвышенности со скалами, на них видели зайцев, больших как собаки. В склоне горы чернела нора, но исследовать её никто не рискнул. По пути к горам приходится преодолевать множество каньонов, но самый большой - каньон Хойтхабельяхи (фото 30-31), теряем высоту, бродим, поднимаемся. Разминулись с местными барышнями, идущими с Нярмаяхи на высоту 316, по карте там есть чум, невдалеке проехали две упряжки по ворге. Весь день ушел на подход к горам, заночевали в узком ущелье ручья впадающего в Нярмаяху с северного склона высоты 609 м. Здесь есть ивняк, а значит и костер. Наконец-то нашли золотой корень. В палатке штопаю порвавшиеся штаны, не выдержали.

С утра душновато. Ни ветерка, появились комары, жарко. Наскоро собравшись, выбираемся из ущелья и идем по долине Нярмаяхи в горы. На одном из привалов сходили к каньону Нярмаяхи, его масштаб поражает воображение ( фото №32-35). Засняли один из водопадов. Набрели на старый вездеходный след, сейчас он больше напоминает воргу, которая прорезает ивняки, местность заболочена. Увидели пустое стойбище оленеводов, много мусора, подобрали, наконец, ходовую палку, до этого видимо служившую луком. После пересечения реки Нгысыяхи местность повышается, ворга сухая. На левом берегу Нярмаяхи тоже видна вездеходка, обозначенная на карте. Комары сильно активизировались на южном ветре, вьются роем за рюкзаками, периодически нападая на лицо. К вечеру облачность закрывает высокие горы. Переходим Нярмаяху на левый брег в месте сильного разлива, течение довольно сильное, глубина почти у краев болотных сапог. По реке все ещё плывут льдины. Находим вездеходный след, идущий на озеро Тись-нензато. Во время брода с правого берега был слышен крик, но как ни вглядывались никого так и не увидели. Перед последним взлетом к озеру местность сильно заболочена. Низкая облачность закрыла горы, пошел дождь. Впопыхах ставим палатку и скрываемся в ней. Лучше уж северный ветер и холод, чем южный и комары. Хотели сегодня дойти до рыбки, вместо этого чай с салом в палатке.

Погода утром не улучшилась - низкая облачность, но дождя нет. Готовили на горелке, половину палатки залило кипятком. Выдвинулись к озеру, оно было во льду (фото 40-41). Надо было идти в сезон. Пробовал рыбачить в местах свободных ото льда, лишь крупный булыжник попался на блесну и оборвал леску. Озеро вышло из берегов, вездеходный след в воде. В середине озера приходится преодолевать выступ утеса по курумнику. От балка осталась только печь. К счастью в южной половине озера льда нет. Наловили гольцов (фото 43). Встали на обед за большим камнем. На берегу много топляка. Наконец-то костер, уха…

Периодически моросит дождь. После обеда задул северный ветер, комары исчезли, стало холодно. Где по воде, где через ивняк, вышли к началу озера. На перевал в сторону оз. Очеты подниматься не стали, решили сделать нормальную ночевку с костром и дровами. Сюда стоит сходить, чтобы понять, почему настоящий турист никогда не умывается.

В палатке дубарина. С головой ухожу в спальник, но все равно мерзну в свитере и штанах. Этот спальник не подходит для севера. На улице все сырое, холодный северный ветер, пытался развести костер, но он потух - залез обратно в спальник. Санек таки сумел развести костер. Пришлось вылезти и варить кашу, решил развести спирта с чаем - с дозой переборщил, голова опьянела, но хоть согрелся, и стало весело. Идем вверх вдоль ручья каньонный, по снежникам, низкая облачность, морось, видимость 100 м. Полно снега, а в тех местах, где он сошел, ноги проваливаются в грязь - горный грунт ещё не высох. Сильно упал на скользком курумнике. Сориентировавшись по карте и угадав в тумане горный проход(фото 45), вышли к озерам Сиднямдто (фото 46). Перевальная шоколадка съедена, озера во льду. Идем по снежникам вдоль левого берега. Пошли просветы в облаках. Чуть потеплело. Сток из озера падает красивым двухступенчатым водопадом в каньоне(фото 47-48). Сперва за г. Нгэтенапе приняли маленькую горку, но когда постепенно подходили к спуску в долину Очетывиса, увидели гребень уходящий в небо над долиной, жаль что вершина в облаке, но все равно впечатляет. На спуске к оз. Очеты (фото 49) разогрело солнце, появились редкие комары. Перебродили исток из озера. Пробовали рыбачить - безрезультатно. Погода опять испортилась. Пошли вдоль озера на рыбалку и за дровами. Поймали гольца. Я познал всю прелесть гольцовой рыбалки, когда чистил рыбу в ледяной воде. На горелке заварили по пакетику каши - чертовски мало.

Утром был туман. Я опять замерз. Запалили горелку, поспал ещё пару часов. Туман к завтраку рассеялся. Нгэтенапэ открылась (фото 50). Пошли на восхождение по гребню от северного конца оз. Очеты. Лезем вверх, курумник мелкий, острый, сыпучий. Взлет к вершине почти полностью покрыт снегом (фото 51), местами проваливается. Идти надо на триангуляционный знак, а не на предвершинный гребень, хотя последний смотрится выше(снизу). На гребне ледяной ветер, снежные наддувы в южную сторону (фото 55). Видно даже конец большого щучьего озера, горы, нитки рек, тундру. Быстро надели все теплые вещи. Нашли записку группы Иванова В.М. от 29 марта 2002г, но она была сырая и прочли её уже внизу в лагере, возможно более свежих записок мы не нашли. Подъем занял 2 ч 45 м. Спуск по снежникам, Санек едет на спине. У меня полные ботинки снега, леденеют ноги. Спуск к озеру, погода испортилась, с запада идут дождевые тучи. После чая с гольцом идем вдоль озера на юг (фото 61), рыбалка не задалась. В итоге успели поставить палатку, даже не дойдя до конца озера - начался дождь. Ветер сильно штормит палатку.

Утром низкая облачность, ветер, морось, развели костер у кромки озера между камней - сготовили завтрак. Рюкзаки собирали в палатке. Вышли по курмнику к концу озера, скользко. Поднимаемся на перевал в сторону Лымбатояхи. Ноги в подъем не идут совершенно. В перевальных озерах ещё плавает лед. Спуск вдоль Лымбатояхи очень затяжной (фото 63). В долине Большой Кары много растительности, огромные деревья по меркам тундры (фото 65-66), цветы, много цветущей черники. Дров полно, правда, они сыроваты. Бродим большую кару, разделившуюся на несколько рукавов и начинаем подъем на перевал в долину Малой Кары по тропам оленей. Пошел дождь, ветер стих, пристают комары. Ставим палатку на кочках, ноги лежат в яме, а спина на бугре. Пакет с солью порвался, и она частично пошла по рюкзаку. Дождь, не стихая, идет без перерывов.

В палатку светило солнце, но это оказался маленький просвет в низкой облачности. Собрались под дождем (фото 67). Идем на перевал - он небольшой по высоте, но продолжительный. Сильный ветер в трубе перевала обрушивает в лицо потоки воды. Дождевики пропускают - одежда намокла. Перевальная шоколадка, вкусно, но мало. Ближе к Малой Каре появляется густая растительность, цветет италмас. Вездеходка сильно заболочена из-за дождей и размешена копытами оленей. Начинаем идти вверх вдоль Малой Кары. Дождь идет с перерывами. В полдень встаем на обед, руки заледенели, долго раскочегариваем костер с помощью сухого горючего и веток (фото 70). Натянули тент для защиты от ветра и дождя, но ветер часто меняет направление и согреется трудно. Мало-мальски пытаемся подсушиться. Ставим палатку в промежуток без дождя. Я дрожу как осиновый лист. Не могу согреться в спальнике. Вся надежда на улучшение погоды. Легли спать в 3 часа дня.

В 12 ночи проснулись от холода. Порывами ветра сгибает дуги палатки на пол метра к земле. Я лежал с подветренной стороны, спальник и палатку продувало насквозь. Санек достал чехлы от баллонов катамарана и разостлал по бокам палатки от ветра. Я надел дополнительно дождевой костюм, натянул чехол от спальника на ноги, а сам спальник в гермоупаковку от вещей и все равно было холодно. Утро не принесло улучшения погоды - по-прежнему низкая облачность, ветер, дождь. Промерзли в палатке до обеда. Мне снился сон про махинации с тушенкой и конфетами, Саньку про ягоды и сыр. Развели костер из остатков сухого горючего, сварили кашу, согрелись. В 16 часов выдвинулись под несильным дождем вверх по Малой Каре. Старались держаться оленьих троп, пока вездеходка не перешла на наш берег. В горах выпал свежий снег (фото 69). Прошли перевал, увидели малое Щучье озеро (фото 72), вода голубая, даже в ненастье. Ветер дует сбоку, разворачивает вместе с рюкзаком. Идем по вездеходному следу вдоль левого берега озера, кое, где след завален камнями - селевые выносы с гор, не хотелось бы попасть под такой. Укрываемся в бухте озера, защищенной от ветра, я пробовал рыбачить, но только зря замерз. Санек наготовил дров на утро. Затаборились в палатку, последнюю б/п разделили на двоих, подогрели воздух горелкой, просто рай, но дождь моросит по-прежнему.

Утро не принесло неожиданностей - ветер, холодно. Я застудил колено, оно болит при движении. Полезли на склон, рубить раму из ольхи. Стынут руки. Очень быстро летит облачность, в ней разрывы голубого неба, на озере волны. Пока строили катамаран, выглянуло солнце (фото 73). Как мы ему обрадовались. Троекратное ура разнеслось на горами. Выплыли после обеда, рама хилая, гондолы смотрят в разные стороны, цельных продолен, нет, они составные. Мою гондолу стало выворачивать ещё на озере. Волна довольно сильная, ветер попутный, катамаран крутит в разные стороны. Чайки, защищавшие птенцов, пытались нас обгадить. На выходе из озера сразу подхватывает струя. Малая Щучья очень порожистая речка в хорошую воду (фото 76-77). Начался спортивный сплав, я, наконец, согрелся. Мы пояс сырые. Сидеть неудобно, гондолу выворачивает, нормального леса не видно. Перед впадением в Большую Щучью река разбивается на протоки, надо идти самой левой, мы пошли по правой, попали в густой ивняк, где, надорвав спины, передвигали катамаран метр за метром по узким протокам (фото 78). Наконец выплыли в Большую Щучью река бурная, плесов нет. В конец, вымотавшись, встали на террасе на левом берегу. Здесь было все для костра. Наконец можно около него обогреться, обсушиться, появился хвойный лес. Сидим до полуночи, для полного счастья не хватает килограмм шоколадных конфет. Хороша погода в Азии, практически безоблачное небо, легкий ветерок. Позади остались горы, над ними хмурая облачность. Мы так рады что, наконец, выбрались оттуда, пережили циклон.

Как хорошо проснуться не от холода, а оттого, что в палатку светит солнце, и в спальнике тепло. До полудня провозились с катамараном: выровняли в параллель обе гондолы, заменили мои продолины на цельные, сделали длинные удобные весла. Отплыли. Вода заметно упала, но по мелям не скребемся, течение здорово тащит, ветер попутный. Вскоре поймали первых хариусов у скалы (фото 81). Хариусы здесь черные, таких ловить мне ещё не приходилось. Река прорезает путь протоками через высокий ивняк (фото 82), есть прижимы и расчески, можно хорошо влететь. Затем река течет по долине, долго не прижимаясь ни к одному лесистому берегу (фото 85). Ярко выраженных мест стоянок рыбы нет. Лес растет по бортам долины, но к реке не подходит. С гор вслед за нами ползут мощным фронтом тучи. Санек заметил хариуса в ямке, причалили, хариуса то он поймал, но на берегу к нам прицепилась туча комаров, которая теперь преследует нас и по воде. Наконец река прижалась к лиственничному берегу, встаем на ночь (фото 90), пока чистил рыбу, пришлось надеть накомарник, впервые за поход, Санек свой давно сжег за ненадобностью. Только стали готовить шашлычок, как пошел дождь. Пришлось периодически забираться в палатку, но к ночи он таки стих. Ветра нет, я к нему уже привык, кажется что душно, хотя свитеров никто не снимает. Сидим на высоком берегу, среди лиственниц, внизу в долине течет река, чайки пролетают на уровне глаз и наполняют долину своими протяжными криками.

Погода к утру не изменилась, тепло, моросящие дожди, из за которых звереют комары. Решили не выплывать, а сходить на высоту 587 м, которая возвышалась над нашим лагерем. На горе сильный ветер, комаров сдуло. Есть геодезический знак, записок не нашли, оставили свою. Видна лента Щучьей (фото 87). Поднялись быстро, а спуск затянулся - мало сил. В любую радиалку надо брать еду. Зато в лагере нас ждала уха. Выплыли под моросящим дождем, за нами вылетела туча комаров и мошки, лезет в глаза, нос, рот и уши. Течение слабое, но есть несколько неплохих живописных перекатов (фото 91). Пытались ловить рыбу в омуте под скалой, хариус подбирал насекомых, а блесну только покусывал. Страшно заели москиты. Плыли до последнего обрыва с лесом, перед выходом реки в тундру. Поймали рыбу на ужин в заливе, где она плескалась. Встали на галечной косе (фото 92), за дровами плавали на другой берег. Запекли пару хариусов, пошел проливной дождь, есть пришлось в палатке. Я недоволен Саньком, он не чистит рыбу и не моет котелок, а ест очень медленно. На противоположной стороне реки есть залив, где играет рыба. Привязал самую тяжелую колебалку и старался забросить её за струю, в залив. После долгих попыток, таки удалось добыть одного хариуса на десерт. После дождя на реке туман. С севера выглянуло солнце, по горизонту стал появляться просвет, хоть бы погода улучшилась.

Утром возник сильный парниковый эффект из-за низкой облачности и тепла. Комары этому были очень рады, пришлось одеть накомарник. Пытались ловить хариуса на последних скальных выходах, но он лишь покусывал наши колебалки. После устья Певантосе река встала, очень долго гребли без передыху, лес закончился, по берегам ивняк (фото 93), проплыли несколько чумов. Сил нет, а обедать нечем, наконец, я сменил блесну, и удалось поймать несколько небольших хариусов над каменистым дном с катамарана. Тут же и заобедали. Во время чая налетела туча с дождем, на некоторое время сдув комаров. После обеда гребли с попутным ветром, разнообразя сплав рыбалкой с катамарана. Санька закусали комары, он без накомарника и вся кепка покрылась чернотой от убитых москитов. На ночь встали в устье притока, вытекающего из озера (фото 94). Из дров только ивняк. У запеченной в фольге рыбы свой особый вкус. Выглянуло солнце, похолодало, исчезли насекомые. Хорошо на рыбном сплаве, на пешке вот так не посидишь у костра, слушая вечерние крики птиц и плеск рыбы. Реку полностью погрузило в туман, не видно противоположного берега (фото 95). Санек развел ножовку, после чего она перестала нормально пилить, топор "окаменел" ещё в горах.

Утром шел дождь. Из палатки вышли поздно. Очередная туча не дала завершить завтрак спокойно. Сварили последнюю кашу, больше еды нет. Началась гребля до фактории Лаборовой. Задул сильный западный ветер, выглянуло солнце. Река стала выделывать петли, прорезая холмы, появились даже перекаты с бурунчиками (фото 96). Когда река поворачивала на запад, начиналась такая гребля, которой мы не знали со времен беломраморного каньона на Каре. Плывем долго, без остановок, увидели вездеходы на правом берегу у брода, торопимся, по местному времени уже пол пятого, кабы не закрыли магазин. Наконец показались домики на взгорке (фото 97). Пристани нет, есть протока, по которой моторные лодки заходят в старое русло реки у фактории. Причалили у устья протоки. Санек бежит быстрее в магазин, я чищу последних хариусов, пойманных утром. Вскоре появляется Санек, из-за кустов не видно идет он с едой или без, я прыгаю вверх, чтобы увеличить глубину обзора. Санек показывает полный сумарь еды - ура! Тут же устраиваем жор. Ассортимент магазина под названием "Надежда", вполне удовлетворяет нужды голодного туриста. Килограмм любого печенья по 100, сухарей 35, крупы по 50 рублей соответственно. Отплываем от поселка несколько поворотов. Против ветра приходиться "бурлачить" катамаран на веревке. Рыбалка не задалась, москиты жрут. Вечером уха + 400 гр. Рожков, да ещё чай с печеньем. Давно я так не "нажирался", даже невозможно сидеть.

Хорошей погоды на Полярном Урале не бывает. Небо затянула облачность. 400 гр. манной каши было очень кстати. Погребли, рыбалка в старицах результата не дала. Санек вытащил щуку в заводи, будет, что поесть на обед. Ветра нет, москиты облепляют. Оказалось, что по карте мы почти не движемся, плохо, хотели 26 июля быть на мосту. В 3 часа встали на обед на песке, пошел дождь, пришлось перебираться в лес. Прямо на костер выскочил по берегу заяц, оказалось, что его гнала собака, Санек отпугнул её перекладиной. Вскоре проехали местные на моторке, причем собака бежала по противоположному берегу наравне с лодкой. Весь остаток дня плыли под обложным дождем, все промокло. Старались идти по струе, она угадывается темной полосой среди ряби от дождя. Наконец - то прошли генеральный поворот реки вдоль гор. Встали на ночевку около 10 вечера под дождем. Рыбы нету, варим рис. Комары не пропадают даже во время дождя, а мошка звереет и облепляет лицо даже в накомарнике.

Утром было ясно, комаров нет (фото 103). Шквальный западный ветер. Бурлачим от самого лагеря, кое-где гребем под подветренным берегом, скорость передвижения очень низкая. Вода мутная, с песчаных берегов летит песок, на реке волна. Особенно запомнился длинный тягун против ветра. Проводим катамаран вдоль берега, поросшим ивняком, я сорвался в воду и набрал в болотники. Шквал усилился (фото 105). Встали на повороте реки дожидаться успокоения ветра. С гор ползет мощный фронт облаков. "Дровосек" загнулся, лежит у костра. В Лаборовой взяли мало продуктов, надеясь на рыбу. С пайки риса никто не наелся. Сходил порыбачить в омут на повороте реки. Это была настоящая рыбалка в коряжнике - мертвый зацеп блесны. Когда шел обратно в лагерь, порывом ветра унесло панаму, одновременно мне в глаза попал песок. Больше свою панаму я не видел.

Ночью я опять замерз, ветер гнул дуги палатки. Похоже лето на Полярном Урале закончилось. Утром небо было в тучах с просветами, по-прежнему сильный ветер. Переплыли на другой берег реки, разобрали катамаран (фото 106), на реке шквал. Пошли по тундре, надеясь выйти к мосту по карте, из отчетов я знал, что он находится, где-то за устьем р. Малыко. Тундра подболочена, нога по щиколотку уходит в мох. Через четыре перехода, далеко в долине реки показалась конструкция моста, моста нашей мечты. Плохо, что сил идти мало. Перекус в низине ручья, вытекающего из озера, каждому по ломтику сухаря. Видна вышка, это ж/д разъезд, курс держали на него (фото 109). Руки сильно закоченели от холодного ветра. Собираем подберезовики на вечер. Перед разъездом бродим несколько стариц (фото 110-111), последнею обходим почти у моста. Полный упадок сил. Встали на берегу старицы, недалеко от разъезда. Санек на станцию, я чищу грибы, делаю костер. Санек пришел, говорит в 10 вечера пойдет дрезина на 36 километр от Обской. Варим грибы, с юга я услышал гудок поезда. Санек пошел смотреть и пропал, я тоже пошел, навстречу бежит Санек, жестами показывая собираться. Грибовницу вылили, Санек говорит, что поезд скоро уйдет. Бежим с рюкзаками в болотниках к поезду, отдаем последние силы, залезли в вагон, пришел мужичек, сказал, что поезд идет на север за щебнем ( на "Скалу" грузиться). У меня нет слов. Покинули вагон, пошли ждать на станцию (фото 112), мне очень жалко грибы. Санек зашел в столовую, но вернулся ни с чем - кормят только своих по записи. Пока он ходил, местная продавщица спросила - откуда мы здесь такие нарисовались?

- Мы приплыли с гор!

- И что там?

- Там холодно и сыро.

- так зачем тогда ходили?

- Совершили восхождение на гору Нгэтенапэ - Выдающийся камень, с местного переводится.

Затем она договорилась с вахтовиком, чтобы мы ему заплатили, а он записал на себя еду, если дословно, то: "Помоги им, они там с какого-то камня спустились"!

Просадили 300 рублей в столовой. Вечером холодно, надели все на себя, ждем. После 10 вечера, окончательно продрогнув, увидели на горизонте точку, медленно ползущую по тундре. Это оказалась дрезина с краном, идущая до Обской. Наконец мы в тепле, ощутили всю прелесть северного гостеприимства. Нас угостили горячим чаем, кофе, тушенкой с хлебом, пряниками. Даю всем совет, при выходе в цивилизацию, не надо слишком сильно наедаться. Хотелось спать. В Обской сразу сели в такси с вахтовиком, который даже не взял с нас денег. В три часа ночи были на вокзале в Лабытнангах. Утром открыли кассы, взяли билеты в прицепной вагон до Кирова.

В поезде окон никто не открывал, и велись разговоры на тему - Да где она, жара то? На подъезде к Печере вообще поливал холодный дождь. Мы выбегали на каждой станции, пополняя запас продовольствия и поедая его во время движения. Уже после моста через Печеру, в Ухте потеплело, появился смог от пожаров. Оказалось, что в средней полосе России свирепствует засуха, последствия которой мы увидели в Котласе - Северная Двина сильно обмелела, обнажилось даже дно у пристани. И сразу захотелось обратно, на север, в бескрайнюю тундру, где свежий ветер с океана сбивает с ног, и пасутся олени.

Выводы к походу

(писались и дополнялись непосредственно на маршруте)

1. Для тундры нужна ветроустойчивая, непродуваемая палатка с печкой.
  2. Нужно иметь много теплых вещей, шапки каждому, перчатки, зимний теплый спальник на -36 ? С.
  3. Всегда нужно ходить в сезон - ягоды, грибы.
  4. Все сыпучие продукты брать в таре с завинчивающейся крышкой.
  5. В поход нужно брать самые надежные и простые вещи.
  6. Маленькие порожистые речки более интересны, чем большие реки и мощные пороги.

Добавлено: 29.12.2010 г.

Дневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному УралуДневник пеше-водного похода по Полярному Уралу