21 января 2013
Владимир Бурков
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2009
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты) Категория сложности: нет или не указано

Дата: 2009 г.

Автор: Владимир Бурков (Ижевск)

Работы Владимира Буркова:

• Дневник пеше-водного похода по Полярному Уралу, 4-26 июля 2010

Прислал Владимир Сидоров

Целью похода являлось пересечение Приполярного Урала и сплав по азиатской реке, где разрешена рыбная ловля. Автозаброску не использовали ввиду малого бюджета похода.

Нитка маршрута

ст. Кожим-Рудник (о.п. 1952км) - по старому Кожимскому тракту - вверх по вездеходке по р. Дурной - пер. Крестовый - р. Нидысей - вверх по р. Лунвож-Нидысей - пер. Тобик - р. Капкан-Вож - руч. Студенческий - пер. Студенческий - р. Манарага ( вверх) - пер. Центральный- сплав по р. Народа, Манья, Хулга до пос. Саранпауль.

16 июля

В 3 часа ночи сошли с поезда Киров - Воркута на ст. Инта. На вокзале встретили двоих туристов с лайкой. Около 8 утра сели в рабочий поезд из двух вагонов, переехали мост через р. Кожим и слезли с поезда. Пошли по ж/д насыпи, вместо того чтобы уйти на тракт сразу где был переход через канаву. В результате, когда переходили на тракт, намочили ноги. Налетели комары, мы с Ириной надели штормовки и накомарники. Перед нашим приездом шел сильный дождь, тракт раскис и приходиться буксовать по грязи. Санек идет в футболке и сильно отмахивается от комаров, накомарник и штормовку одевать не хочет из-за жары.

С рудника прошли два груженых Урала. Жара сильная, пот течет градом, появились слепни, они роем вьются вокруг нас. Иногда бывают порывы холодного ветра - слегка освежает. Рюкзак тяжелый. Тащимся долго, обходим огромные лужи, на привалах бьем слепней. Кое-как добираемся до ручья Нертнитшаель(Фото 2), переходим вброд. Делаем обед. Ниже по течению ручья на стоянке висит рюкзак, но людей не видно. После обеда переваливаем в долину р. Сывью, пережидаем дождь под тентом. Комарильник ужасный, даже Санек надевает накомарник. Бродим р. Сывью стенкой. Я набрал полные болотники. Идем дальше к ручью Ошъель, у меня в ботинках сводит пальцы ног, очень неприятно. Нас обгоняет джип на больших колесах - видимо начальник прииска. Из последних сил доходим до ручья. Встаем на склоне выше ручья(Фото 4). Ветер сдувает часть насекомых, слегка холодает. Сегодня прошли слишком много, завтра все будет болеть.

17 июля

Встали в 6:20. Погода отличная, редкие облака. После сборов поднимаемся на большой тягун от ручья Ошъель, рюкзак сильно натер мне спину вчера и одевать его очень больно. Проходим отворот на рудник, спускаемся к ручью Пальник-шор. На том берегу стоит гр. туристов из Сыктывкара, идут с лодкой на р. Пелингичей. Они сказали что выше по ручью разбила лагерь сборная Западной Украины. После брода через ручей взбираемся по тракту на хребет Обеиз, внизу появляется большая украинская группа. С седла открывается хороший вид на уральский хребет, много снежников. Спускаемся к ручью с трубой, где и делаем обед. Два года назад мне довелось уже пройти этим путем до р. Манараги, так что нынче я исполняю роль проводника. На обеде нас догоняют украинцы и сыктывкарцы. У этого ручья придется свернуть на заросшую вездеходную дорогу, идущую вдоль р. Дурной. Одеваем болотники. Стоянку у ручья покидаем последними. С вездеходки на тракт вышла группа, говорят ходили до р. Нидысей. Пошли ломиться по вездеходке. Я стал сильно отставать. Перед нами прошло несколько групп, видимо шли вразброд, след иногда теряется на сырых участках. Доходим до первого ручья, вдоль Дурной их ещё встретиться множество. Иногда догоняем украинцев на привалах. Тащимся по их следу. Слепней много и комарей тоже. Жарко, пот течет градом. Доходим до протоки реки Дурной, бродим. Украина и Сыктывкар встали после брода на привал, видимо сушат обувь. Мы идем дальше, пошли чавкающие моховые болота, много ручьев, я пью из них воду, жуем барбарис. Тяжело, жарко, много слепней(Фото 10). Я работаю на износ, не выдерживаю темп. Сильно отстаю, на привалах догоняю свою группу. Кое как доплелся до бочек у реки, где мы с отцом переходили Дурную 2 года назад ( вездеходный же брод, выше на 200 м.). Решили бродить у бочек. Здесь тянется отмель, и лишь у противоположного берега бьет глубокая струя. Идем по речной отмели. Заходим стенкой в струю. Сильное течение, болотники уже полные воды. Упираемся вовсю палками. Когда до берега остался один метр, Санек поскальзывается, и падает, утягивает в воду и Ирину. Санек выползает на берег. Помогаю Ирине подняться, и тоже вылезаю к нему. Развешиваем сырые вещи, идем в лес за сухой конусоидальной елкой. Пилить без сил тяжело. После муторного пиления и рубления, елка благополучно застревает между стоячих деревьев. На том берегу появилась украинская группа - кричат нам, где же здесь мелко, после совещания идут на вездеходный брод. Доброволец с лыжными палками и веревкой переходит на наш берег. За ним все остальные. С реки доносятся крики " Коля! Не надо! Здесь глубоко!"(фото 13), но все кончилось благополучно. Я уделался как в конце похода. Вечером купаюсь в Дурной держась за ствол березы. Сушим вещи у костра. На обеде с лагеря украинцев доносились песни, теперь мертвая тишина. С запада наползают тучи. Интересно, как после такого идти завтра.

18 июля

Проснулись в 7:20. Небо затянуто, накрапывает дождь. Все тело болит после вчерашнего перехода. Когда собрались, прошли дымящиеся костры - украинская группа уже ушла. Идем вверх по долине Дурной. Ветер сдувает комаров, довольно жарко, из-за дождей приходится идти в непромокайках. Через несколько переходов по болотистой тропке догоняем украинцев, они ищут более сухую тропу. Сильные приступы дождя пережидаем под елками. Находим кислинку, едим. С хлюпаньем идем по болотам. Обедаем на террасе возле тропы, много комаров, одеваем накомарники. Едим лапшу быстр. приготовления с салом и снова в путь, рюкзак уже отсырел. Ирина забрала у меня бутыль с гречкой т.к. я отстаю, особенно вечером. Жаль что ягод нет, даже морошки. Ближе к броду через крупный приток р. Дурной(Фото 15) продираемся через бурелом, деревья повалены на тропу, видимо был ураган. Бродим приток, в болотники не набрали. На том берегу появляются украинцы, идем дальше по тропе. Пройдя горку с сильными завалами, в низине нас застигает сильный дождь, туча висит на небе долго, просветов не видно.

Пережидаем под елками, холодно, разводим костер из веток. Мимо с песнями проходит сборная Украины. Наконец стихает дождь, продолжаем путь. Украинцы заняли террасу у ручья, где я ночевал когда-то. Это плохо, до нормальных стоянок ещё далеко. Дальше тропка тянется по альпийским лугам. Доходим до леса, но воды там нет. Наконец Санек с Ириной впереди сворачивают с тропы, я медленно доплетаюсь до них, слева течет ручеек. Начинается дождь, натягиваем костровой тент, идем с Саньком за дровами. Дров нет, берем полулежащую лиственницу, она плохо горит. Дождь не унимается, тент натянули плохо, площадь его получилась маленькая, места мало. Жуем гречку. Санек не хочет ставить палатку под дождем. Идем опять за дровами, справа от тропы ничего не нашли, ищем слева.

Вытаскиваем лиственницу и половину елки на тропу, уносим в лагерь. Дождь не унимается, сушим вещи под тентом. Собираем палатку под тентом, и выносим на дождь. Пьем отвар из золотого корня. Потеряли где то один крючок от котелка. Разводим спирт для согрева, и ложимся спать. Надеваем теплые вещи, дождь не прекращается.

19 июля

Утром дождя нет, хотя небо заволокли серые низкие тучи. Варим рисовую кашу. Крючок от котелка так и не нашли. Выходим, тропка идет дальше по болотам, мох кое-где качается под ногами. Ручьи вспухли от дождей. Через несколько переходов дошли до развалин балка у подножия перевала Тракторный (Фото 17). Исток реки дурной вспучился и довольно бурный. Решаем идти вверх по истоку, искать место для брода.

Бродим в широком месте, течение сильное. Находим тропу на перевал, вершины гор в тумане, много снежников, по вездеходке с перевала бежит ручеёк. Моросит дождь, непромокаемые штаны пропускают по всем швам, приходиться идти в раскатанных болотниках. Сильно растягиваемся на подъеме. В русле ручья, который бежит с перевала, лежит снег, почва болотиста. Поднялись к перевальному туру в 15:00. Сняли записку туристов из Сыктывкара, которых встречали на вездеходке. Начинается спуск в долину Нидысея, дождь сразу прекращается. Хотим делать перекус, но мешает сильный холодный ветер в спину.

Обедаем в каньенчике ручья, начинается дождь. Когда собираемся, сильно замерзаем. Бегу вниз с перевала, чтобы согреться. Да, кружка спирта завершила бы обед как нельзя лучше. Не теряя высоты, идем к озеру, пересекая курумники, болотца и ручьи со снежников. Наконец проход между выходами курумника выводит нас к верхнему озеру(Фото 21). Здесь нет дров, идем к истоку из озера, переходим его, спускаемся ниже, и делаем стоянку. Выглянуло солнце, пошли просветы в облаках. Похолодало, комаров нет, в трубу перевала Трехозерный дует сильный ветер. Сушим вещи. С ночевки открывается хороший вид в долину Нидысея. Вечером из долины слышались голоса, видимо украинцы.

20 июля

На небе низкая облачность, дождя нет. Решаю, наконец, достать чехлы от гондол со дна рюкзака, они сырые насквозь, вот почему рюкзак такой тяжелый. Начинаем собираться в радиальный выход на озера. День сегодня холодный, одеваем шапки. Спускаемся к среднему озеру, от него забираемся на курум(Фото 25), открывается вид на третье, большое озеро. Фотографируемся, у берега озера стоит каркас походной баньки. Встретили двух мужиков из Киева, их лагерь где-то на Нидысее. Возвращаемся в лагерь. Вот и кончилась полудневка. После обеда спускаемся по болотцам в долину Нидысея. По чьим то следам доходим до р. Каменитсый, переходим ручей по мостику из труб (Фото 28). Сразу за бродом, на тропе с перевала стоит балок. Внутри балка грязно, крыша дырявая, много круп в бутылках. Находим сухое молоко, берем с собой. Спускаемся по вездеходке к броду через Нидысей. По следу украинской группы нам предстоит подняться на перешеек между Нидысеем и Лунвож-Нидысеем. Навстречу попалась группа, человек 20 из Сыктывкара, идут с перевала Тобик. Тропа выходит к берегу бурного Лунвож-Нидысея( Фото 30). Путь вдоль реки изобилует крутыми спусками и подьемами из оврагов.

Дует ветер, сдувая комаров. Встаем на границе зоны леса. Идем вверх по склону долины за дровами. Вечером каша с трофейным молоком.

21 июля

Утром собираемся вяло. Набегает туча, начинается дождь, поливая разложенные вещи. Приходиться быстро собираться. Выходим вверх по тропе. У подножия перевала Ступенька тропа теряется. Далеко в долине Нидысея видно голубое небо ( Фото 33), у нас идет дождь. Если ветер стихает, появляется рой мясных комаров. Долго идем вверх по ручью к подножию перевала Тобик. Находим брод через ручей, оставляем рюкзаки, берем фотоаппарат и идем к озеру в верховьях Лунвож-Нидысея. Затея эта была чистой авантюрой. Приходиться преодолевать несколько взлетов курумника, и переходить сток из озера. Встречаются водопады (Фото 34). Озеро окружают суровые и безжизненные скалы (Фото 35) . На обратном пути сильно растягиваемся. Доходим до рюкзаков, и перебродив ручей, начинаем подъем на Тобик (Фото 37). Идти приходиться часто по курумнику. Делаем перекус салом и сухарями. Когда иду за водой к ручью, часто оглядываюсь, не тянется ли Санек к моему салу - видимо моя жадность не знает границ. Как назло начинается дождь, эх…, глоток спирта как нельзя лучше завершил бы обед. Поднимаемся на перевал по травяным участкам, обходя выходы курумника. То выглянет солнце, то моросит дождь. В перевальном туре снимаем записку группы из Инты за 2008г. Седло перевала в снегу (Фото 38), когда фотографирую остальных, набираю полный болотник снега. Спускаемся до водопада на р. Капкан-вож. Спуск под водопад пролегает по крутому коньену(фото 39). Сил идти больше нет. Два года назад мы с отцом заночевали под этим водопадом, камни от нашей палатки лежат в том же порядке, как оставили. Продолжаем спуск к лесу, переходим Капкан-вож на левый берег, то теряем, то находим тропу. Я уже не могу нести рюкзак. Видна г.Манарага , в снегу - острый пик господствует над всеми остальными горами (Фото 41). Доковыляли до леса. У края болотца Санек замечает толстую сушину, я из последних сил долго её пилю. Оказывается, у неё уже спилена верхушка, видимо кто-то лазил. Ноги сегодня сильно промяли по курумнику. Ползут тучи, но они выше вершины Манараги.

22 июля

Утром дождик барабанил по тенту палатки. Собираем палатку в промежуток без дождя. Выходим со стоянки по тропе, бродим ручей с перевала студенческий. Тропа идет дальше вдоль ручья, вверх к подножию перевала. На лужайках цветет Италмас. Подъем тяжел, внизу в каньене гремит ручей. В цирке перевала на нас налетает ветер с дождем, вершина Манараги скрывается в облаке. Санек первым добравшись на перевальный гребень(Фото 46), встречает штурмовую группу украинцев, они идут на гору. Оставляем рюкзаки за гребнем, решаем сделать восхождение. Путь пролегает вдоль перевального гребня, камни ещё сырые, в такую погоду было лень переобуваться, поэтому идем в болотниках, вдобавок вместо штурмового рюкзака было взято штурмовое ведро с фотоаппаратом и халвой. Забрались на гребень, из долины реки Манараги дует сильный ветер, туры из камней служат ориентирами. В плече горы замечаем украинцев, они кажутся крошечными точками, на фотографии и глядя снизу трудно оценить действительный масштаб горы. После длинного гребня идет взлет по крутому курумнику на правое плечо горы. Карабкаться с палкой неудобно. Забравшись на плечо горы пересекаем снежник, дальше начинается подъем к башне по крутому скальному курумнику, лезем, камни сыроватые, прошел дождь. На скальной полке оставляем палки, надо задействовать обе руки, чтобы не сорваться в пропасть. Путь к вершине обходит первую башню слева. Замечаем памятную табличку со стертыми буквами. Догоняем сборную Украины, они делают все по уму, протягивают страховку. Украинцы преграждают нам путь на первую башню, осталось наверно 5м до вершины. Дует сильный ветер, руки замерзают, и уже не хватаются крепко за камни, решаем спускаться, опускаем в карман между скал дары горе, начинаем спуск, нужно быть предельно собранным, одно неверное движение и улетишь. Блуждаем, выходя к скальным обрывам, возвращаемся, ища оптимальный спуск. Огибаем башню обратно, здесь чуть полегче, но палки наши не находим, видимо поднимались другим путем. На спуске замечаем троих, они лезут в гору в стороне от нас. По сравнению с горой перевальный гребень просто асфальт, быстро скачем по нему до рюкзаков. На восхождение ушло 5 часов. Погода наладилась, появилось солнце. Немного обидно, но ладно хоть живые вернулись. С частыми привалами спускаемся в долину р. Манараги, у первых деревьев стоит палатка туристов из Нижнего Новгорода. Уже в лесу в конец уделавшись, сворачиваем с тропы вправо до ручья, там есть дрова. Холодно, комаров нет. После восхождения на Манарагу желание полазать по горам как ветром сдуло.

23 июля

Встали поздно, в палатке жарко. Все тело болит, череда горных перевалов и подъем к вершине меня доконали. Погода отличная, в небе ни облачка, но ломиться куда то нет ни какого желания. Собираемся вяло, несмотря на теплую погоду, комаров нет вообще. Лето пришло в долину Манараги (Фото 56). Вышли в 10 утра. На тропе завалы, наконец проходим развилку троп. Тропа поворачивает параллельно реке вверх по течению. Пересекаем лагерь украинцев - там все спят. Тропинка сухая, встретили лишь несколько сырых участков. У ручья стоит палатка троих туристов из Свердловска. Вскоре тропа спускается к балку на р. Олений, я бегу с горки предвкушая разграбление балка - какое разочарование, там только соль. Я иду к реке, очень красиво, вода отдает голубизной(Фото 59). Перейдя ручей олений, делаем обед на галечной косе реки Манарага. Дует теплый ветер, москитов нет, красота, купаемся в реке. После обеда тропа поднимается от реки на взгорки. Вскоре лес кончается, Санек замечает на дальнем склоне сушину, и предлагает встать здесь, отговариваю его, силы идти дальше ещё есть, надо подойти поближе к перевалу Центральный, но с каждым метром пути мои силы тают. Навстречу проходит спортивная группа с Запорожья. Спускаемся от тропы к ивняку, растущему вдоль речки, ещё до поворота долины на восток. Здесь есть стоянка и сухой ивняк. Я чувствую, что не наедаюсь гречкой, ем сало, лучше, но все равно не наелся. Еле шевелясь, заносим вещи в палатку. Вечером рядом с нами встает украинская группа, вчера штурмовавшая вторую башню Манараги. Жалко, что нет ягод. Вершину г. Народной то и дело накрывает облаком.

24 июля

Встали около пяти утра. Самочувствие плохое. Выйдя в 8 утра, перешли левый исток р. Манараги(Фото 61). Идем по тропе к подножию перевала Кар-Кар. Встречаем двоих из Питера, идут на Манарагу. Начинаем подъем, дышать тяжело, ноги болят, через несколько переходов взбираемся к кару с озерами. Решили идти на г. Народную с катамараном, а затем спуститься в Азию на плато Руин. Перевал Центральный показался нам издалека довольно крутым(Фото 62), да ещё с огромным снежником. В каре начинается курумник (Фото 63), тропа разбредается. Поднимаемся на гряду, отделяющую большое озеро. Проходим мимо озера, вода голубая, дальше предстоит подниматься по скально-курумистому гребню до предвершинного плато Народной. Ползем круто вверх по мху на камнях, он скользит под ботинками. Подьем длится очень долго, плато все нет и нет, курумник пошел очень куртой. Ирина отстает, в результате Санек несет её и свой рюкзак в два рейса, ну раз взял в поход, пусть тащит. В результате теряем друг друга из вида. Когда солнце было в зените, я достиг плато. Жажда мучает весь подьем, пью из лужиц на валунах. Наконец на плато вылезает Санек (Фото 69), и опять спускается, приносит второй рюкзак, вскарабкивается затем и Ирина. Где те атлеты, что убегали от меня по вездеходке на р. Дурной? - стоят они теперь с угрюмыми лицами и глядят в карту. Делаем перекус у снежника, где журчит ручей с талой водой. Приходит фотограф, про которого нам говорили туристы в Инте. После обеда мы идем на вершинный гребень с рюкзаками, подъем пролегает по сглаженным большим валунам, тяжело кожилить катамаран на гору. На гребне дует сильный ветер, Ирина начинает спуск на плато Руин, мы с Саньком бежим на вершину (Фото 73), там снова встречаем фотографа, он снимает нас. Возвращаемся к рюкзакам на гребне, едим халву, время уже 8 вечера. Начинаем крутой спуск(Фото 74), идем зигзагом, пролазим между камнями, обходим скалы. Догоняем Ирину, между нами длинный неширокий снежник, Санек берет у меня палку, и пробивает тропу к ней. Спускаюсь дальше без палки - это плохо, приходится держаться за выступы скал. Чтобы добраться до плато, приходиться пересечь ещё один снежник, Санек скользит по снежнику в болотниках, тормозя палкой, скатывается и Ирина(Фото 75). Доходит 10 вечера, мы на плато руин, вокруг ужасный комарильник, едим сухари и сало, я устал, и хочу спать. Надо было ночевать под горой, сделать восхождение, а на следующий день идти перевал, а тут перли катамаран через гору. Уже темно, Санек с Ириной скрываются за бугром, бреду один по болотине. В итоге палатку поставили на плато Руин, перед спуском к р. Народе. Я уделался капитально, все спят, вроде моросит дождь, пошли какие-то тучи, мы уже в Азии. Слышны завывания, может это дух литовца погибшего здесь в 1994г., лягу спать…

25 июля

Проснулись, вставать неохота, хочется спать, на палатку светит солнце, она нагрелась. Снаружи дует ветерок, свежо, погода отличная (Фото 76). Иду умываться, полный упадок сил с утра, хочется есть, собираем палатку, едим сало и сухари. С сала сил немного, оно дает лишь ощущение сытости. Начинаем спуск с плато Руин, сперва по травке, затем по крутому курумнику, портянки постоянно сбиваются, приходится перематывать. Наконец, мы у реки Народы, она в верховьях течет через каскад озер( Фото 79), пробуем рыбачить, ничего не клюет. Сил итак уже нет, а до зоны леса ещё идти, и идти. Тащимся по вязкому мху, местами переходя курумы, жарко, хочется пить. Начинается ивняк, приходится с трудом продираться по нему. Надоело ломиться, раскатываю болотники и иду по реке, но местами слишком глубоко, приходиться забираться в ивняк. Река разбивается на две протоки. Крутой курумник подходит в плотную к левому рукаву, переходим на остров,по нему обходим курум, бродим протоку обратно. Наконец начинается лес, ура!, все уже измотаны. На месте слияния двух проток есть озерцо, на берегу много стоянок, встаем близко к воде. Дрова берем с другой стоянки, т.к. сухие деревья здесь вырублены под чистую. Дальше идти нет ни сил, ни желания, строить катамаран будем здесь. Ирина варит геркулес с рисом, дрова сыроваты, но их никто не рубит - если сел, то встать уже очень трудно (Фото 82). Я купаюсь в озере, хоть как-то освежает. Неохота строить катамаран после обеда, идем рыбалить, места рыбные: поток с заводями и валунами, плес, скала, впадение крупного ручья, но рыбы нет, обидно. Возвращаемся на стоянку, Ирина штопает рюкзак. Идем за лесом для катамарана, валим сырые березки, лиственницы жалко, относим в лагерь, половину заготовили, идем ещё раз. На берегу ручья, текущего в каньоне с плато Руин, пилим сырой ивняк на раму и сухой на дрова, приносим в две ходки. Пока мы ходим, Ирина накачивает гондолы. Начинаем шкурить жерди, топор уже стал с зазубринами, после рубки на камнях. Уже вечер, 9 часов. Едим гречку с салом, у меня оно на исходе, вся надежда на рыбу. Делаем весла, я из своей ходовой палки. Считавшийся утерянным костровой крючок, находиться в сумке с вязками для катамарана. Жерди у нас кривые, весла хлипкие, до Карпин-шора есть пороги, не знаю, как прогребу завтра. Время уже за полночь, ложимся спать.

26 июля

С утра болят ноги, в особенности икры. Пока Ирина варит кашу, мы вяжем каркас, получилось не жестко, делаем ещё диагональ, прибиваем настил для пассажира и палки под рюкзак. Около 10 утра отплываем, сперва немного разминаемся в озерце( Фото 83), погода отличная, солнце, жарко, но вот кончился послеозерный плес, река разделилась на две протоки, поток круто падает по камням, мы на них зависаем, теперь я понимаю, что надо было идти до Карпин-шора пешком. У Санька ломается весло(Фото 84), вытаскиваем катамаран на берег, он рубит себе новое, у меня от весла отпала пока только ручка. Плывем дальше, течение затаскивает нас в порог, не обозначенный на карте. Очень крутой слив, правую гондолу затягивает на огромный валун, и мы летим вниз, в итоге захлестывает по пояс, и ещё чуть с катамарана не слетели. Дальше река продирается сквозь лес, приходиться грести в узких проходах между корней деревьев, но вот огромная лиственница корнем загородила реку( Фото 86). Нужно обносить, но мы на острове из камней, а между нами и берегом бьет сильная струя. Санек идет с чалкой к берегу - полные болотники воды. С Ириной толкаем катамаран к берегу, Санек тянет за стропу. Обносим завал. По каменистым перекатам плыть хорошо. Доходим до места, где обозначены пороги на карте. Ирина фотографирует, а мы проходим порог( Фото 87-89), где благополучно застреваем между камней. Из последних сил выгребаем из порога, делаем обед, сушим болотники и штаны, мы по пояс сырые. После обеда разведываем последний порог, проходим его(Фото 90-91). За порогами река делится на две протоки, в одной из них мы сильно застреваем на камнях. Много мощных сливов с языками-валами, где нас постоянно обливает водой, в одном месте меня облило с головой. Иногда пристаем порыбачить, но рыбы нет. Проплываем устье Карпин-шора,затем Северной Народы. Небо стало затягивать тучами, стало холодно, а на нас все сырое. В месте где река подходит к скале встаем на ночь( Фото 93-94), сушим все, у Санька в герме были только сухари, остальное промокло. Мы надеялись на среднеуральскую речку, а тут такое. Едим гречку, расчет на рыбу не оправдался, придется плыть впроголодь. Сегодня на сплаве порвал штаны, зашил в палатке. Все разговоры у костра сводятся к еде. Вечером небо очистилось от туч. Ягоды ещё цветут или зеленые, жаль.

27 июля

Встали в 7 утра. Я проснулся сильно уставшим, плыть дальше нет ни сил, ни настроения. Отплыли без двадцати десять, светит солнце, сегодня я надел непромокаемые штаны, чтобы не заливало. Грести приходится мало, река представляет собой один длинный перекат. Причалили у скалы с ямой, спугнули каких-то птиц. Беру фотоаппарат и иду на фотоохоту, похоже рябчики. Санек рыбачит, и вытаскивает большого, под 2 кг, азиатского хариуса(Фото 95). Все хватаются за снасти. Когда поплыли дальше, в воде под скалой видим стайку рыб. В обед варим уху из трех рыбин без крупы, часть одной рыбины запекаем в фольге. На небе появляются тучи, но гроза прошла мимо. Объедаемся, запеченную рыбу берем с собой. После обеда река разделилась на протоки, мелко, приходиться слазить и вести катамаран. Мест для рыбалки больше нет, на одной из рыбалок набрал в болотники. На реке стали появляться первые плесы. Горы, здесь сглаженные и поросшие лесом, есть кедрач. Проплываем красивый слив(Фото 97), чалимся за ним, вытаскиваю хариуса, решаем ночевать тут. Вечером делаем шашлык из рыбы на ивовых палках. Выше есть стоянка, там выброшены пустые банки тушенки и сгущенки, видимо это были вертолетчики. Сегодня гребли мало, ели много, красота.

28 июля

Вставал ночью - небо затянуто, утром в облаках пошли просветы. В лесу туча мошки и комаров, иду есть к реке на гальку, здесь хорошо, гнуса нет. Все ещё болят ноги. Отплыли в 11-том часу. Плесы по-прежнему редки, вяло работаем веслами, катаемся на бурунах, нас заливает водой. У небольшой скалы Санек вытаскивает хариуса. Проходим хороший слив и яму за огромным камнем, рыбачим. После этого река разделилась на мелкие протоки, скребемся по камням, проводим катамаран. Проходим, слив под скалой с пенной бочкой, Ирина фотографирует( Фото 99). Перед входом в ущелье зачаливаемся. На левой гондоле перетерлась об камни передняя вязка, ладно хоть есть запасная. Обедаем в ущелье, рыбачим, загораем(Фото 104). Заканчивается обед поздно, около 4-х часов. Продолжаем прохождение ущелья - Ирина снимает с катамарана. Рыбачим на узком глубоком плесе, рыбы здесь много. Через пару поворотов реки, струя бьет в большой осколок, отошедший от отвесной скалы(Фото 108). Я предлагаю отгрестись, Санек не хочет, говорит "отбойный вал", но уже поздно - нас несет прямо на камень, половину катамарана успеваем выгрести, сильно ударяем о камень задней поперечиной рамы, хорошо, что у нас каркас торчит в стороны. Время 5 часов вечера, тут же у скалы и решаем делать ночевку, есть кострище, следы людей на песке. Ловим по хариусу, Ирина вытаскивает подряд пару штук. Обед плавно переходит в ужин. Шашлык из пяти рыбин и дикий лук в прикуску. Похолодало, гнуса нет, в яме напротив стоянки плещется рыба. Палатку ставим в 10 вечера, все совсем разленились.

29 июля

Утром холодно. Выплыли в девятом часу. Санек пытается за поворотом поймать тайменя на колеблющуюся блесну, вместо этого ловит большого хариуса. В ущелье дует сильный встречный ветер. Гребем изо всех сил. Порыв ветра выносит катамаран на большой валун, так и перевернуться можно. Перед красивым сливом и прижимом к скале Санек хочет высадить Ирину с фотоаппаратом, гребет он до упора, пока не замечает весело прогуливающегося медведя на этом берегу(Фото 114). Он нас не замечает, проплываем мимо, и пристаем за скалой, на противоположном берегу. Ирина успела его заснять, я тоже хочу, но он, услышав меня, скрылся в лесу. Рыбачим в ущелье, здесь много хариуса. Когда ущелье закончилось, река разлилась, скребемся по перекатам. Причаливаем, иду искать Балашовскую избу. На берегу был лесной пожар несколько лет назад. Нахожу вездеходку, на ней следы копыт, а поверх них медвежьих лап. Избы не нашел, плывем дальше. Оказывается она находиться ниже, её видно с берега(Фото 120). Ирина находит там банку тушенки. Встаем на обед в месте прижима реки к левому скальному берегу, отвязываем рюкзаки с катамарана. Тут я замечаю медведя на другом берегу реки, он бросается в воду и плывет на наш берег(Фото 121). Санек предлагает отчаливать отсюда по быстрому, но я уже разложился. Шумим, стучим, пытаюсь сфотографировать медведя, он, посматривая на нас с любопытством, не Сспеша, скрывается в лесу. Едим гречку с тушенкой. После обеда ветер попутный, местами встречный. Много мест для рыбалки, я выдергиваю от туда хариусов. Вечером встаем на ночлег. Чищу свою рыбу. Готовят вразброд, Санек запекает в фольге, Ирина пытается закоптить, в итоге в животе у меня какой-то сумбур, нет, чтоб просто сварить уху. До ужина переплываю Народу вплавь, холодно. Вечером солнце садиться в красных облаках, с гор налетает ветер, вырывает колышки палатки. Санек хотел залезть на кедр, но не стал - слишком высоко, а ветки тонкие.

30 июля

Утром прохладно, небо ясное. Погода хороша в Азии. По берегам один брусничник. За утренним чаем съели с Саньком остатки запеченной рыбы. Утром в яме напротив стоянки Санек вытащил хариуса. Отплыли, дует несильный встречный ветер. Скал по берегам уже нет, есть крутые песчаные обрывы. Плывем по заросшим лесом предгорьям. Недаром река в переводе с местного называется Лесной, за весь сплав мы не встретили ни одной полянки, лишь лес по берегам, да галечные отмели. То и дело вспугиваем стаи водоплавающей птицы, ружье бы, рыбой уже наелись до отвала. На быстротоке с камнями встаем порыбачить, вытаскиваю большого хариуса (Фото 124), у Санька вроде сорвался таймешонок. На обеде едим уху, мы с Ириной чистим рыбу, Санек занимается дровами. После обеда гребет Ирина, я отдыхаю в центре - красота. Ловим хариуса в ямах. Хорошо клюет. Забили полное ведро рыбой. Над нами серые тучи, а сзади чистое небо над горами. На ночлег встаем в устье речки Лем-Пуаю, здесь глубокий омут с пенным кругом в середине (Фото 125). Отсюда Народа должна носить спокойный равнинный характер. Опять с Ириной чистим рыбу, мне эта рыбалка уже по горло. Вечером пытаемся поймать тайменя, но его нет. Палатку поставили на камнях, много комаров, пойду спать.

31 июля

Утром был небольшой дождик, но когда встали, его уже не было. Я вышел из палатки только к каше. Вчера кстати у правой гондолы порвалась средняя вязка, а запасных больше нет, я сдвинул крайнюю ближе к центру. После отплытия дует порывистый попутный ветер, местами не гребем вообще, тащит здорово. Небо прояснилось, выглянуло солнце. Решили что рыбу теперь чистит кто сколько поймает, поэтому сегодня поймали только 3 хариусов. Река стала петлять, иногда навстречу ветру, приходится сильно грести. На обед стали в протоке за островом. Я нашел старый обломанный спиннинг с блесной из ложки и большой инерционной катушкой. До обеда проплыли табличку на берегу реки "Аэрогеодезия, охраняется Окт. ж/д 2008г". На обеде уха, каждому по две рыбы, Санек не может доесть, отдает мне половину рыбы, Я ем все, видимо на мой рост надо больше пищи. После обеда перекаты практически исчезли, дно уже местами песчаное, берега болотистые. Ветер несет нас по длинному плесу, очень хочется пить после ухи. Начинаются разговоры о сладостях, и о том, как скучно сидеть пассажиром на катамаране. Часто вспугиваем стаи уток. На одном из поворотов реки находим избу на правом берегу, а не на левом как на карте, внутри все опрятно и чисто, продуктов не видно. Ощущение что избу покинули совсем недавно. Под кроватью шкуры, на чердаке лыжи и кораблик. Плывем дальше. Река огибает пару островов, иногда сидим на мели, приходиться слазить. Нашли триангуляционный пункт на левом берегу. Изба разваливается, вышка из дерева высокая на 4 опорах, но она старая лезть не рискнули. Солнце уже клонится к закату, а мы все плывем, подходящих стоянок нет. Слышим хруст в лесу - какой-то зверь ломанулся от нас с водопоя. На ночевку встали около девяти вечера, я искупался в речке, сушь меня одолела. Первым делом пьем чай, потом жарим хариуса на остатках масла. Ирина ест сало с сухарями - говорит, от рыбы её уже тошнит. Саньку не везет: во время ужина уронил тарелку с рыбой, потом облился чаем, в довершении всего поставил кружку на тропе к моему рюкзаку остужаться, где я её и спнул. Москиты жрут. В палатке их уже никто не бьет и к утру, они летают там кровяные. В этой компании скудеет мой словарный запас, надо отсюда выбираться.

1 августа

Утром вышел из палатки, солнце уже высоко. Топор у нас не рубит, пила не пилит, ищу плавник по берегу и сухие ветки. Развожу костер, варю кашу, риса осталось мало, на 1 варку. Поели, вкусно, но мало. Отплыли, я опять еду в середине. В яме замечаем окуней, я рыбачу с катамарана, очень азартное занятие. Периодически кто-то поклевывает на блесну. Доплыли до песчаного пляжа, напротив огромная яма, вытаскиваем с Саньком по окуньку. Отплываем, рыбачу дальше с катамарана. Вытягиваю небольшую щучку, отпускаю, маленькая ещё, ловлю ещё пару окуней - места здесь рай для рыбака. Меняемся с Ириной, теперь гребу я, а она рыбачит на дорожку, вытаскивает окунька, я достаю из него блесну, он дергается, и падает в воду. Ирина ловит большого окуня в коряжнике (Фото 127). Где-то ниже впадения реки Лонглы делаем обед на пляже (Фото 128). Купаемся, варим уху, загораем. После обеда пробуем рыбачить, но безрезультатно. У нас еще есть два соленых хариуса. Под крутояром вытаскиваю крупного голавля. Еще до обеда видели оленя с рогами, он переплыл реку, и скрылся в лесу, я не успел достать фотоаппарат. Ветра сегодня почти нет, нас облепляют москиты. Слышали шум моторки невдалеке, вскоре подплываем к слиянию Народы и Маньи (Фото 129). Река стала шире и глубже. Гребем до 7 вечера и встаем на высоком, болотистом берегу. Здесь ещё не созрела морошка. Варим гречку с рыбой и грибом, который нашла Ирина, грибы действительно есть, в основном красноголовики. Завтра хотим доплыть за поселок Ясунт. Вечером, чтобы поднять настроение иду рыбачить, ловлю двух окуней, Санек с Ириной пошли за грибами, завтра утром сварим из них кашу. Комарильник здесь ужасный.

2 августа

Встали поздно, около 8 утра. Влезли из палатки, нас встретил рой комаров. Варим последнюю гречку с грибами. Отплыли около 10-ти. Небо чистое, ни ветерка, жарко, от нашей стоянки за нами летит туча комаров. Замечаем охоту крупной щуки на мелководье, но она, увидев нас, метнулась в глубину. Рыбачим с катамарана в яме на повороте реки. Под нами проплывают тучные стаи голавлей, размером с толстого ельца, на дне видно и здоровые экземпляры, много окуней. Забрасываем блесны, на них из глубины ямы выходят щуки. Но брать не решаются. Ирина держит катамаран за ветку, а мы закидываем блесны в разные стороны, наконец, у меня клюнуло что-то здоровое, Ирина с Саньком отводят катамаран к пляжу, а я гашу рывки большой щуки(Фото 130), она норовит уйти в яму. Затащив щуку на берег, пришлось несколько раз оглушить её веслом т.к. она сильно билась. Фотографируемся. Увидели местных, мужики рыбачат с катеров, женщины возятся у палатки, сегодня воскресенье, видимо приехали отдыхать. Ирина меняется с Саньком, он тоже хочет выловить свой трофей. У Ирины плохо получается грести Санькиным веслом, отдаю ей свое, беру Санькино, все ясно, оно тяжелее моего в два раза, кривое, да ещё без ручки, грести им крайне неудобно. К обеду я сильно устаю от гребли этим веслом. После обеда видим ещё несколько катеров и моторку, все рыбачат в больших омутах, проплываем устье Налимаю, оно перегорожено сетью. Вылетело много мошки, ужасный рой вьется над нами. Я зацепил последнюю колеблющуюся блесну за корягой, плохо, рыбачу на спиннинг Санька. Поклевки есть, но срывается. Вода вообще стоит, течение не чувствуется. Рой мошки только растет, облачаюсь в накомарник. Вплываем в Хулгу уже на закате, видим небольшой поселок Ясунт (Фото 132), по реке периодически шныряют моторки. Гребем долго и упорно по Хулге, Ирина периодически вытягивает окуньков. Солнце уже село, стало темновато. Я уже устал от сегодняшней гребли, засыпаю на ходу. Часов в десять вечера встали на песчаном пляже. Ирина чистит окуньков, мы за дровами. Дров на верху нет, но есть шесты для стогов сена, их и берем. Мошка пропала, но комары нет. Пока плыли по Хулге, местные смотрели на нас с моторок как на экзотику. Брился вечером, темно, ничего не видно, только сильно изрезал шею. Долго не может вскипеть чай, на небе звезды, время час ночи. Завтра планируем встать в пять утра и грести в Саранпауль.

3 августа

Встали пол шестого утра, хочется спать дальше. Санек залазит на берег, и приносит 2 жерди от стога. Варим последний рис и все сухое молоко. Комарильник жуткий. Собираемся, тент от палатки замарали песком, ночью была роса. Выплыли по Хулге без 20-ти восемь. Проплыли устье старицы Старый Хартым, там стоит избушка, навстречу попалась моторка. Увидели вышку на горизонте. Хулга приняла справа большой приток. Догребаем до Саранпауля, отвязываем рюкзаки, и вытаскиваем катамаран. Санек с Ириной идут в поселок, я сушу вещи. Надежд особых не питаю, может придется плыть до Сосьвы. На берегу пасутся лошади, пробегают большие собаки. Печет солнце, жарко. Прилетает вертолет, затем улетает. Через некоторое время приходит Санек с Ириной - грести не придется, будет дополнительный рейс вертолета с Березово и обратно. Быстро развязываем катамаран, сушим гондолы, собираем рюкзаки, я опять копаюсь дольше всех. Едим печенье, вкусно конечно, но не так как после пешего похода. Идем по поселку к аэропорту, много иномарок, дорога пыльная, но есть дорожные знаки, магазинов здесь много. Поднялись на горку к аэровокзалу. Санек пошел фотографировать горы к реке. Начали продавать билеты. Санек пропал, ну хоть паспорт оставил, билет до Березового стоит около 1300 руб. На регистрации взвешиваем рюкзаки - 16, 19 и 21кг, видимо это в норме, платить ничего лишнего не пришлось. Кстати сегодня в 8 утра ушел последний пассажирский рейсовый корабль из Саранпауля, больше навигации нет. Садиться вертолет, долго тормозит раскрутившееся винты, выходят люди. Идем к вертолету, долго ждем посадки. За это время вертолет заправляет в хламину пьяный заправщик. Наконец разрешают зайти. Пассажиров немного, всего человек 8. Вертолет начинает разгонять винты, шум жуткий, у меня в ушах звенит. Машина качается, и отрывается от земли, начинается набор высоты, достаю фотоаппарат. Мне становиться дурно. Когда проваливаемся в воздушные ямы, сильно мутит. Через 50 минут сверху увидели Березово, сели, наконец, то под ногами твердая земля. Березово - красивое поселение, дороги отличные, на улицах чисто. Идем по дороге насыпанной по пойме реки к пристани. Санек с Ириной покупают билеты на завтрашний метеор Березово - Ханты-Мансийск, 600руб. с человека и 4,5ч. пути до Приобья. Ночуем в палатке на травянистой отмели недалеко от пристани. Вечером приходят алкаши, один все хочет открыть палатку.

4 августа

Ночью начался сильный ветер, гнет дуги палатки. В 5:15 будильник известил, что пора собираться. Когда собирали палатку, её чуть не сдуло. Все небо затянуто серыми тучами, на горизонте черная туча - нас скоро накроет дождем, холодно, заходим на пристань, там уже толпиться народ. Взвешиваем багаж, здесь норма 20кг, мой рюкзак показывает 20,96, но платить не приходиться. Заходим в метеор, он быстро летит по реке. Приобье оставило негативное впечатление, пристань расположенная на протоке Оби вся в кранах и застроена. Здесь пыльно и жарко. Идем на вокзал, благо до него сто метров. Берем билеты на четырехчасовой поезд Приобье - Серов. Только к вечеру 6 августа мы прибыли в родной Ижевск.

Фотографии:

Дневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному УралуДневник пеше-водного похода по Приполярному Уралу