16 декабря 2020
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Комбинированный туризм (маршруты) Категория сложности: II

Вид на ГУХ

Маршрут этот планировался мной еще в прошлом году. Рассчитывался он на 18 дней. Однако в виду ограниченного времени его пришлось значительно сократить, и он стал просто ознакомительным-разведывательным.

До г.Ивдель добрался традиционно на пригородном поезде. До д.Баяновка решил заказать автозаброску. Педалировать по шоссе 80км и потратить на это день не хотелось, да и без надобности это. Итак, в д.Баяновка прибыл в девять вечера. Собрал велосипед, загрузил вещами и побрел в полной темноте к местному карьеру-озеру где планировал переночевать. Под палатку выбрал место на площадке среди деревьев. И не ошибся. Всю ночь буянил сильный ветер.

Озеро-карьер

Утро порадовало солнышком. Пока собирал палатку и вещи подошел местный мужичек-старичек. Разговорились. Он выразил полное недоумение моей затее, но решил все же, что это лучше, чем заниматься всякой ерундой присущей нынешней молодежи. Тем временем его собака утащила у меня баллончик WDшки. Пришлось побегать за ней, паразиткой. Ну на кой ей WDшка?!

Час спустя я завтракал на берегу небольшой местной речушки, пересекавшей мою дорогу. Завтрак у меня не хитрый: кашка-овсянка, чай, печеньки. В путь.

В пути

За этот первый ходовой день предстояло добраться до турбазы Звезда, преодолев всего 52км. Дорога- наследие советских лесорубов. Надо сказать, что эти дороги довольно хорошо сохранились, ибо имеют каменное основание, район все же горный. Хотя эти каменные основания местами торчали над поверхностью дороги и устраивали мне и велосипеду очень ощутимую тряску. Но тем не менее ехать по такой дороге значительно проще, чем по песчаной грунтовке. Погода выдалась солнечной, что меня радовало, так как предварительный прогноз грозился дождями. Ехал неторопливо, спокойно, можно даже сказать расслаблено. Первая половина пути пролетела незаметно. Немногочисленные лужи преодолевались либо по краю, либо прямым ходом, дно у них у всех каменное, твердое. Ноги, обутые в резиновые сапоги сырости, не боялись.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Надо сказать, что вопрос обуви был очень трудный. С одной стороны кроссовки легче, удобнее, ноги не преют, с другой, по опыту знаю, что это за дороги, да и прогноз не радовал. Так же в учет брался планируемый сплав, где совсем нет места кроссовкам. В итоге выбрал резиновые сапоги. Таскать с собой кучу обуви то же не хотелось. Вообще эти переходные сезоны- весна, осень довольно непросты по выбору снаряжения, погода нестабильная, может быть все что угодно: сырость, снег, ветер, холод, или солнце и тепло. В итоге с сапогами угадал. Хоть и стоит признаться, что это далеко не лучшая обувь для похода. Проблему запотевания ног решал просто регулярной сменой носков, пока ехал в одной паре, другая уже успевала высохнуть обдуваемая встречным ветром.

Обедал прямо на обочине дороги около небольшого ручейка. Чем хороши горные маршруты, так это обилием воды. Нет надобности возить с собой запас, что снижает вес снаряжения. Доехал до речки, ручейка, вскипятил воды, покушал, термос заварил и дальше в путь. Вообще на маршруте пью мало, в основном предпочитаю чай из термоса. За день уходит литр, максимум полтора. Бывает приятно остановиться передохнуть, полюбоваться видами за чашкой горячего чая с печенькой, либо конфеткой (сахар не употребляю).

Обед

После обеда характер ландшафта резко сменился. Начались подъемы, спуски. Они и до этого были, но пологие. Сейчас же крутизна доходила до того, что приходилось спешиваться и толкать велосипед с грузом, что ненамного легче чем педалировать склон, но зато быстрее. Затяжные подъемы (тягуны) сменялись такими же затяжными спусками. Было ой как обидно сдавать «отвоёванную» вершину и катиться вниз. Радовало только, что скорость спуска компенсировала задержку на подъемах. Но, опять же, сильно не разгонишься, поверхность дороги очень неровная: камни, ямы, бугры, лужи. Признаться, подвымотался я на этом участке маршрута. (Уже после возвращения домой посчитал суммарную высоту подъемов, которые преодолел в тот день, что составило 1341 метр! То есть за день я заехал, зашел, заполз на высоту 1341 метр!)

Подъем

К семи вечера уже было темно. Осень. Темнеет очень рано. Машины, снующие туда-сюда днем, пропали, и я остался совсем один на горной, ночной дороге с маленьким пятачком света от фонарика. Ныли уставшие ноги. Ко всем радостям этого дня добавился дождь. Накинул плащ и поехал дальше. До турбазы оставалось совсем немного.

Вот наконец поворот на турбазу! Еще 700 метров и там палатка, ужин, теплый спальник и сон!! К турбазе дорога круто пошла вниз. Пришлось снова вести велосипед руками, слишком большие камни, да и света маловато (кто-то на кануне поленился заменить батарейки). Но вот наконец огоньки и домики. Решил сначала сходить поздороваться и спросить разрешение на установку палатки.

Встретили меня двое парней: Иван и Рамиль. Ребята категорически меня отговаривали от палатки и почти втащили в большой дом-столовую. Натопленное печкой помещение подкупило, и я перестал сопротивляться. Развесил вещи сушиться. Переоделся. Ребята усадили меня за стол и накормили горячим рыбным супом с душистым перчиком. Это была благодать! Потом пили чай, много разговаривали. Иван и Рамиль являлись и строителями, и смотрителями турбазы. Постояльцев не было. Не сезон еще. Вот выпадет снег и потянутся сноубордисты, лыжники, снегоходчики. А пока они тут вдвоем работают и готовят базу к сезону. Понятно почему они так настойчиво звали в дом. Скучно им коротать вечера. Друг другу уже все рассказали, а тут новый человек, да еще такой «дурной» один на велосипеде в горы… В общем для них развлечение, для меня отдых. Заселяться в апартаменты я отказался, так как не рассчитывал финансы на проживание, и разместился тут же в столовой на диване, раскатав на нем свой спальник. На турбазе оказалось есть интернет. Очень правда паршивенький, но отправить сообщение домой по ватсап удалось. Электричество вырабатывает бензогенератор, который периодически заряжает аккумуляторы, с которых потом это электричество и раздается через инвертор в сеть и на освещение.

1 из 4

Ночь прошла в тепле. Утро снова радовало солнцем. Позавтракали. Ребята отправились работать, я же двинулся в сторону ГУХ (главный Уральский хребет).

Посетить ГУХ идея давняя, но вот все никак не доходили ноги. Живу совсем не далеко, по Сибирским меркам, объездил пол страны, а вот сюда не заглядывал. И зря. Вообще знакомство с ГУХ должно было быть многодневным, так сказать, с погружением. Но ввиду ограниченного времени в этом походе отвел на это день. Итак, тропа на ГУХ от турбазы начинается прямо с крыльца столовой. Есть на тропе старые мостки, частично по которым еще можно двигаться. Через лес идет просека, по ней в начале и шел. Как и предупреждали ребята, на тропе обнаружил массовые признаки пребывания медведя на этой территории. Поэтому иду покрикиваю. В кармане «сигнал охотника». Вообще медвежьи следы меня «преследуют» практически в каждом походе, уже начинаю привыкать, но тремор внутри все же остается, медведь- зверь не предсказуемый.

1 из 4

Подъем на хребет довольно плавный, доступен даже детям, однако в лесу заблаговременно выстругал себе альпеншток, все же горы, и эта штуковина очень полезна и удобна для передвижения. Пошел по левой тропе в сторону снежника и установленного кем-то красного флага СССР. Открывающиеся виды поражают своей красотой. Перешел по хребту на западную сторону. И там то же горы, горы, горы. Очень красиво! Далее мой путь направился на север к локальной вершинке. Шел по тундровой местности, верхнему плато, местами заболоченному. Все подъемы представляют из себя курумник, местами с довольно крупными глыбами породы. Ходить по горам в резиновых сапогах весьма странно и непривычно. Но благодаря хорошему протектору на подошве и собственно говоря резине, держали они очень уверенно, и вскоре я совсем успокоился и сосредоточился на окружающих пейзажах. А смотреть было на что.

1 из 5

До самого горизонта тянулись хребты и вершинки Уральских гор. Где-то долины между ними были затянуты облаками, а где-то наоборот солнечные пятна подчеркивали горный ландшафт. Идти по мягкой тундровой подстилке немного трудно, ноги вязнут. Временами порывы ветра заставляли останавливаться и пережидать, когда он успокоится. Малочисленная поросль растений волнами «ходила» под его натиском. Суровое место, надо сказать, но очень мощное и красивое. Пару недель назад здесь уже лежал снег. Мне повезло, к моему приезду он растаял. Спрятавшись от ветра за грудой камней остановился попить чаю, передохнуть. Мимо прошмыгнул какой-то мелкий зверек. Что он делает на такой высоте в тундре? Лучше бы спустился к лесу, там и теплее и шанс найти пропитание больше. Или он, как и я, одинокий путник, гонимый незримой романтикой, и авантюрой походных приключений?

1 из 3

Дойдя до локальной вершинки решил идти дальше, благо время и солнце позволяли. На следующую вершину, более высокую, нужно было подниматься из седла, а для этого пришлось значительно сбросить высоту. Подъем так же проходил по курумнику. Каждый перегиб рельефа воспринимался как вершина, но за ним был следующий, а за ним следующий. Потихоньку, помаленьку поднялся.

1 из 2

В основном все вершины горного Урала одинаковы. Имеют скругленную форму, а то и вообще столообразную. На камнях живут многочисленные лишайники. Здесь и красные, и белые, зеленые, лиловые, голубые. Такой калейдоскоп красок. В начале осени эти краски еще ярче, сочнее. Но, увы, на дворе уже Октябрь. Но виды с гор неизменно поражают! Урал очень красив, очень суров! Есть что-то незримое, притягательное в этой непостижимой красоте. Не даром сюда едут фотографы, художники, писатели. Даже простого, неискушенного тонкими переживаниями человека, эти горы поражают, а что говорить о людях творческих, чей душевный склад отличается особой чувствительностью ко всему прекрасному.

1 из 4

Налюбовавшись вдоволь видами решил спускаться. Солнце было еще достаточно высоко, но с запада тянуло какую-то облачную «муть». Спускался по юго-восточному склону. Он оказался гораздо круче, и курум крупнее, но возвращаться тем же путем, что пришел, не хотелось. Под склоном в лесочке у ручья остановился перекусить. Вскипятил водицы, запарил лапшу и свежего чая. Спешить уже было некуда. Обратно мог вернуться хоть в кромешной тьме. Территория базы отлично видна с любого склона, а ее огни и подавно. Немного подкрепившись двинулся дальше. Шел траверсом по склону к тому месту где курумник начинал спуск к просеке. Добрался до просеки довольно быстро. Надо сказать, что 12 километровая прогулка с подъемами и спусками пролетела незаметно, и особого утомления не вызвала. Горы в этом районе доступны любому желающему их посетить.

К базе подошел уже в спускающихся сумерках. На крыльце меня встретил Рамиль и порадовал сообщением, что через час будет баня. Отлично! Час на отдых и в баню.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Баня довольно большая, рассчитана на компанию. Топят ее ребята, чтобы просто помыться после рабочего дня. Да и мне большего было не нужно. Погреться да помыться. Плескался там в свое удовольствие часа два. Пришел Рамиль позвал ужинать. За ужином снова было много разговоров о том о сем, о жизни и…жизни. Спать лег рано, завтра снова в путь.

1 из 2

Утром завтракали молча. Каждый думал о предстоящем дне. Третий день похода встретил меня заморозком. Все было покрыто инеем, лужи льдом. Велосипед весь заиндевевший покорно ждал своей участи. Проверил все узлы, смазал, подтянул крепления, навьючил багаж. Все, готов. Тепло попрощавшись с ребятами отправился в свой дальнейший вояж.

Долго мерзнуть в ходовой одежде не пришлось. В подъем от базы до основной дороги вел велосипед пешком. Крутизна склона быстро разогрела мышцы и все тело. Выбравшись на дорогу с удовольствием оседлал своего железного коня и поска..эээ…поехал в сторону Жигаланских водопадов.

Жигаланские водопады еще одна достопримечательность данного района. Много наслышан, но также никак не сподобился до сих пор там побывать. Ехать до них от базы всего 32 километра. Дорога сначала шла просто великолепная, и я, отдохнувший, вкручивал педали от души, думая, что такими темпами до обеда легко доберусь до Жигалана. Но радость длилась недолго. Многочисленные лесовырубки в том районе подпортили дорогу. Местами было просто месиво из камней и грязи, приходилось спешиваться и тащить все на себе. На этом же участке дороги пересек границу Свердловской области и заехал в Пермский край. Перед р.Улс наткнулся на стройку. Народ сказал, что это новая турбаза и открывается она в Ноябре этого года. Да? Судя по состоянию на тот день понадобится много удачи и сил. Пожелав все это работягам двинулся дальше.

1 из 3

Р.Улс. Мост довольно еще прочный, но вот настил моста давно местами сгнил и осыпался. Проехать можно, но это довольно опасно, поэтому те, кому позволяет машина, едут вброд. Вода в реке прозрачная, течение показалось довольно шустрым. Все это я отметил про себя, ведь скоро мне плыть по этой реке. Немного помявшись, все же решил здесь на берегу пообедать хоть и было еще рано. Зато на Жигаланах не надо будет тратить время и можно сразу пойти на водопады. Обед у меня простой. Заварной супчик с сухариками, чай и печеньки с конфетками. Долго засиживаться не стал. Отмыл велосипед от дорожной грязюки и двинулся дальше.

1 из 2

Последние 10 километров были совсем плохие. Очень сильно каменистая дорога даже на спусках вынуждала двигаться с пешеходной скоростью. Меня догнал УАЗик. Остановился. Парень с девушкой едут на водопады. Постояли, поговорили и двинулись дальше. Надо сказать, что УАЗ двигался ненамного быстрее чем я.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Машин давно уже не было. И это не удивительно, ведь на календаре вторник, а все едут на выходные. Ждать, что там, на водопадах, кто-то есть не приходилось. Вообще я привычный к одиночным походам, к одиноким ночам в дали от людей, но всегда психологически спокойней, когда знаешь, что люди неподалеку. А здесь я буду совсем один в десяти километрах до ближайших людей. Но вот это психологическое спокойствие очень обманчивая штука, ведь больше всего переживаешь за нападение диких животных, а в такой ситуации люди могут помочь только находясь в непосредственной близости, на расстоянии крика. При травмах в таких местах, людей можно ждать несколько дней, и если травмы не критичны, то нужно просто подождать, а если критичны… Тем временем я преодолевал последний спуск. И вот река Жигалан.

На берегу стоял знакомый УАЗ. Парень разводил костер. Я было обрадовался, что ночью буду не один в этом краю, но оказалось, что ночевать они собираются в избушке дальше в восьми километрах, а сейчас просто хотят пообедать да сходить на водопады. Ладно. Пошел выбирать стоянку на ночь. Печаль. Кругом сплошной мусор! Найдя более-менее чистую полянку и прибравшись вокруг встал палаткой. Решил сразу установить лагерь, ибо совсем не знал, когда вернусь с водопадов. Попил чаю с печеньками и отправился на осмотр достопримечательностей.

Река очень сильно шумит водой, несущейся по многочисленным камням, разбросанным в ее русле. Двигаясь по тропе вьющейся вдоль нее наткнулся на присутствие медведя. Буквально в десятках метрах от палатки. Ягоды уже сошли, и медведь переключился на рябину, обильно произраставшую по берегам. Вот этой самой рябиной медведь и «пометил» все вокруг. Видимо не очень она хорошо переваривается. Эта «находка» внесла тревожность в мое пребывание на Жигалане. Тем не менее я продолжил свой путь. Снова громко кричал и держал «сигнал охотника» на готове.

1 из 4

Вот и первый каскад водопада. Про медведя забыл напрочь! Шум и мощь падающей воды так меня поразила, что я как ребенок бегал вокруг этого водопада, снимая его с разных ракурсов и высоты. Много я видел водопадов. Но даже Алтайский 160 метровый водопад меня почему-то не так впечатлил, как этот Уральский. Была в нем какая-то неуловимая суровая мощь, как будто вот-вот еще немного и ты постигнешь смысл жизни, такой же суровый, мощный, неприступный, непокоренный. Вспомнились многочисленные семинары «по духовному» развитию на коих мне доводилось бывать. Детский сад, да и только! Вот где человек обретает понимание себя, и мира. В одиночестве. В окружении природных стихий: ветер, вода, тайга, животные. Только здесь и только так можно почувствовать свое истинное место в этой жизни. И ни какая РПЦ, Зеланд, Ошо и прочие «пророки», «учителя» и другая подобная «духовная» шушара никогда не приблизят человека к этому ощущению и пониманию! Даже православные «святые» и не только они, находили свою мудрость в одиночестве. Одиночество- только оно может обнажить человека, сняв с него все фальшивое, навязанное социумом; только оно покажет истинное лицо, суть или ее отсутствие. Одиночество- неприкрытая правда о себе, доступная каждому бесплатно, но не каждый осмелится ее принять.

1 из 8

За думами и размышлениями я протопал еще пару каскадов. Они были так же красивы и впечатляющие, но самый первый, он как вход в портал Уральской тайги. Эти горные речные пейзажи настолько сказочные и суровые, что порой кажутся нереальными. Двигаясь дальше по тропе дошел до курума резко уходившего вверх. Времени запас еще был, и я полез по нему намереваясь оглядеться с высоты.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Поднялся примерно до 800 метров. Весь ГУХ предстал перед моими глазами в красках заходящего солнца! Горы! Кто не влюблен в горы- тот просто никогда не был в горах! На сколько времени я «залип» определить трудно. Очнулся, когда краски стали гаснуть и я осознал, что спускаются сумерки. Поспешил вниз. По тропе шел уже в полной темноте, правда с фонариком, в котором наконец заменил батарейки.

1 из 5

Вернувшись в лагерь первым делом занялся костром. Дровишки еще по свету приметил. С костром оно как-то уютней и безопасней. Приготовил ужин. Долго сидел у костра потягивая рябиновый чай, переваривая увиденное и мысли. Подкинув остатки дров, лег спать.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Ночь прошла спокойно, но в нескончаемом шуме воды грезились разные звуки: то шаги, то голоса, то пыхтение. Что из этого было наваждением, а что реальностью уже не определить. Ночью слышал, как обратно проехал УАЗ, видимо с избушкой что-то не сложилось.

Утро четвертого дня я встретил еще чуть рассвет. Выбираться из спальника совсем не хотелось. Но время, режим движения, маршрут вытащили меня наружу. Умылся в студеной речной воде. Обрел бодрость. Позавтракал кашкой-овсянкой, наготовил чаю и стал укладывать свое походное барахло. Два часа спустя я уже колесил в сторону р.Улс.

До реки добрался довольно быстро. Отмыл велосипед от дорожной грязи, что бы намоченная водой она не стекала в лодку. Накачал пакрафт, натянул деку. Долго занимался переукладкой вещей, соображая, что куда растолкать и что где поедет в этом сплаве. Велосипед подразобрал: снял колесо, открутил левую педаль, демонтировал руль и передний багажник. Все привязал к раме и водрузил на пакрафт. Сухие вещи, спальник растолкал по гермам, палатку и кулек с продуктами в задний «багажник» пакрафта, остальное просто сложил в велорюкзак и прикрепил сверху велосипеда. Сидеть намеревался на большой герме, а в качестве спинки поставил рюкзак. Получилось все довольно удобно. Пока все это готовил время близилось к обеду. Решил здесь же и пообедать.

1 из 2

Все. Готов. Отправляюсь в плавание.

Каждый раз вставая на воду в сплаве чувствую полное умиротворение. Толи вода так действует, толи покачивания лодки- но наступает состояние полной расслабленности и какой-то удовлетворенности. Тишина. Нет ветра. И только плеск весел и текущая вода меж камней. Вообще сразу заметил обилие больших камней в русле реки. Они торчали то там, то тут- вызывая небольшие завихрения и буруны. Нужно быть внимательным, чтобы не налететь на такой камень.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Первые два километра пролетели быстро. Уперся в упавшие поперек русла деревья. Пришлось чалиться к берегу. Делать обнос не хотелось, поэтому достал пилу и просто пропилил небольшой проход для пакрафта. Провел его руками через деревья и снова удобно усевшись поплыл дальше.

Чем мне нравятся сплавы, так это тем, что если даже ничего не делаешь, то все равно движешься. Но, к сожалению, этот сплав был не из этого разряда. Течение оказалось очень медленным, а мне нужно проплыть 60 километров за сегодняшние полдня и завтрашний день. Поэтому пришлось налегать на весла.

Эйфория длилась еще три километра пока я не уперся в завал огромного размера. Нагромождение деревьев вызвало разлив реки, и вода затопила и правый и левый берега, на которых так же было нагромождение деревьев. Вся эта картина повергла меня в печаль и недоумение. Благо что течение здесь было почти нулевым, это позволило маневрировать в поисках более-менее удобного схода.

1 из 2

Выполз на правый берег. Правда берегом это назвать было трудно. Жидкая чача, вперемешку с корнями, кустами, упавшими деревьями. Пошел искать обход. К счастью буквально через несколько метров обнаружилась тропа. Тропа тоже условная, но все же. Было очевидно, что я не первый встрявший в этот завал и вынужденный делать обнос. Пошел по тропе для осмотра завала и выхода с него. Завал оказался около сотни метров. Почва болотистая. Нормального схода в воду нет. Еле нашел более-менее твердый островок и стал перетаскивать на него вещи из пакрафта. Последними перенес велосипед и лодку.

Тропа

Пришлось ходить туда-сюда пять ходок, ибо прыгать по корням, переступать через чачу, идти балансируя по стволам деревьев с большим грузом несколько неудобно и опасно. На обнос у меня ушел час времени. С трудом, весь вывозившись в болотной грязи, загрузил пакрафт и отчалил, с глубокой надеждой, что этот завал единственный.

Конец завала

День клонился к вечеру. Мой план пройти за эти полдня 20 километров рушился, не хватало светового времени. Если ехать на велосипеде в темноте еще возможно, то плыть по горной реке, и далее искать сход под стоянку совсем не представляется возможным, даже с точки зрения безопасности.

Вдруг за очередным поворотом реки возник рыбак, стоящий прямо посреди реки, а за ним еще один. Это было весьма неожиданно. Поравнявшись с ними поспрашивал, как успехи с рыбалкой, что ловится, и как они здесь оказались?

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Рыбалка шла плохо, хариус совсем не хотел ловиться. На реку они пришли пешком, оставив машины на старой лесовозке идущей вдоль реки. Ага, значит все же дорога имеется, раз по ней может ехать машина, значит и как вариант аварийного выхода с воды тоже может использоваться. Это было хорошей новостью. Вообще, признаться честно, вся эта затея со сплавом чистейшей воды авантюра. Во-первых, река мне совершенно не знакома, и что ждать от ее воды представления не имею. Во-вторых, пути отхода были под вопросом, хотя и видно со спутника наличие дороги, но в каком она состоянии? В-третьих, после окончания сплава вставал выбор обратной дороги к дому. Варианта было два: первый, ехать до г.Красновишерск, и там автобусом и поездом домой; второй, возвращаться к ГУХ через плато Кваркуш. Оба эти плана имели свои плюсы и минусы и ни один из них не был окончательно утвержден.

Смеркалось. Пора думать о ночевке. Замечаю разрыв среди береговых кустов и устремляюсь к нему. Да, это небольшая рыбацкая стоянка, даже навес есть из жердей и веток. Пришвартовал пакрафт к берегу двумя концами, так надежней. Вытащил на берег необходимое для бивуака снаряжение и пошел заготавливать дрова.

1 из 2

Костер в походах я развожу не всегда. Он больше для антуража, души, безопасности, согреться, обсушиться. Готовлю всегда на газе. Нашел прекрасное сухое дерево. Попилил его на бревнышки по метру длинной и развел отличный костер, похожий по типу на «Нодья». Вещи разложил сушиться на навес и занялся палаткой. Когда все хозяйственные и подготовительные к ночевке дела были завершены наконец принялся готовить ужин. Решил сварить борщ. Конечно это был сублимат, но все же. Стемнело. Сидя у костра и похлебывая горячий супчик, кстати весьма недурной на вкус, слушал журчание воды в реке и думал обо всем на свете.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Сегодня я еще дальше от людей чем вчера. Не только по расстоянию, но и по времени и возможности до них добраться. Это придавало особое ощущение изолированности, и вопреки здравому смыслу, ощущение уюта и безопасности. Ночь выдалась звездной. Только вне городских стен можно увидеть по-настоящему звездное небо! Огромное пространство, населенное мириадами звездных систем и галактик, никак не помещались в сознание. Человечество такое маленькое, и еще меньше отдельно взятый человек. Моя жизнь никак не влияет на весь этот огромный космический порядок. Он существовал миллионы лет до меня, и будет также существовать и после. И вся моя жизнь с заботами, переживаниями, проблемами, радостями, находками, потерями, открытиями- даже не миг, ее, во вселенском масштабе, как будто вовсе и нет.

Утро пятого дня. По палатке накрапывает мелкий дождик. «Хорошо, что вчера спрятал вещи под навес. Сегодня предстоит пройти оставшиеся 40 километров. Вчера удалось пройти лишь 17 километров. Интересно, успею доплыть до д.Золотанка за светло, или придется снова ночевать на реке? Хотелось бы успеть, время поджимает, еще не определен путь домой». Под эти мысли и дождик снова проваливаюсь в сон.

Собирался быстро. Также быстро позавтракал, заполнил термос горячим чаем и отправился в дальнейшее плавание.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Река становилась шире. Многочисленные притоки в виде ручьев наполняли ее водой. Однако глубина реки была маленькой. Осадка пакрафта очень небольшая, и ему достаточно 15 сантиметров воды, чтобы плыть. Но даже этих сантиметров иногда в реке не хватало и пакрафт садился на мель. Приходилось вылезать из него, толкать на более глубокое русло. Это повторялось десятки раз за все плавание. Порой вся эта «прыготня» порядком раздражала, так как отнимала драгоценное время.

Пейзажи по берегам в основном однообразные: кустарник, а за ним ельник. Изредка попадались небольшие береговые скалки, немного оживляли и вносили разнообразие в монотонный пейзаж. Иногда из-за леса показывались окружающие горы, и тогда приходило понимание где я нахожусь, ибо река совсем обрела почти равнинный характер.

Если перестать грести, то вообще никуда не движешься, а встречный ветер иногда даже толкал пакрафт против течения. Так что приходилось все время налегать на весла. Порогов на реке нет. Много перекатов и небольшие шиверки. Вот и все развлечение.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Снова встретил рыбаков. На этот раз на лодках. Но лодки эти особые. Сделаны они из трех широких досок: доска дно, и две доски борта. Длинна этих лодок поразительна и составляет примерно метров восемь, они узкие, но снабжены моторами. С недоумение спрашивал рыбаков, как они умудряются ходить на таких лодках по такому мелководью, да еще на моторах? Только улыбаются в ответ и отвечают, что-то невнятное. Ну, видимо река им хорошо известна, и есть фарватеры. Удаляюсь, ибо заметил, что стал вызывать недовольство своим присутствием.

День выдался пасмурным. Но хоть дождя нет! Замечаю на берегу избу. Решил подойти посмотреть. Рядом стояли два зимовья: старое и новое. Старое совсем обветшалое и обвалившееся. Зато новое красовалось свежей древесиной.

Построена избушка очевидно летом. Зашел во внутрь. Красота! Все новое, свежее. Тепло пахнет сосной. Дверь хозяева оставили открытой, есть отдушина, через которую проветривается внутреннее пространство. В углу, слева от двери, разместилась небольшая железная печурка. Двое нар вдоль стен, матрацы заботливо подвешены на перекладины под потолком, небольшое окно с видом на реку и столик перед ним. Вот и все незатейливое убранство. По всему было видно, что изба сделана со знанием дела! Посетовав, что вчера не хватило времени дойти до этой избы и помечтав, как было бы хорошо в ней провести ночь под потрескивание поленьев в печи полез обратно в пакрафт.

Сел словно в холодную лужу. Что это? Вся одежда в районе «пятой точки» была сырой! Но как это возможно? На мне были штаны из непромокаемой ткани с проклеенными швами, я их сам шил и был в них абсолютно уверен. Куртка же из мембраны давно проверена в походах. В недоумении отчалил от берега соображая, как могла вода просочиться под штаны. Ну конечно же! Вот я балда! Вчера меня смутило, что весь низ куртки был мокрым, и сегодня на нижнюю ее часть натянул штаны, тое есть заправил куртку в штаны. Но брызги попадали на куртку, на незакрытые спасжилетом участки, и вода благополучно стекала по ткани прямо в штаны! Ну вот, теперь к сырым и холодным рукам добавилась и «пятая точка». Печально, дискомфортно, но надо плыть дальше, времени сушиться нет.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

На обед остановился на каменной косе островка, разделяющим реку на две протоки. Снял верхнюю одежду, оставшись в одном термобелье в надежде хоть немного обсохнуть на ветру. Поставил кипятить водичку. Тем временем соображал, как мне изменить посадку в пакрафте. Дело в том, что герма постоянно елозит подо мной, скатываясь вперед, и посадка становится низкой. Из-за этого приходится высоко держать весло, что вызывает утомление рук, а плыть еще ого-ого. Привязал герму веревкой к задним пятакам. Почему раньше не додумался? Сверху гермы положил рюкзак, который использовался в качестве спинки. Получилось подобие лавки поперек бортов, и высотой с борта. Меня это не смущало. Остойчивость пакрафта очень хорошая, да и нет на реке порогов, а перекаты сущая ерунда.

Пообедал заварным супчиком. Пока занимался делами согрелся и обсох. Решил не одевать мокрые штаны, одел только водозащитные, и куртку выпустил по верх. Уселся. Отчалил. Своей новой посадкой остался очень доволен! Высокая, лучше обзор, раньше замечаешь камни, которые нужно обойти, работать веслом удобно. Так как нагрузка более равномерно распределилась по пакрафту, он стал реже цеплять дно.

Но даже если все же садился на мель, то достаточно было просто спустить ноги в реку и встать, как со стула. Очень удобно и просто. Единственный минус такой посадки — это отсутствие упора для спины. Но и это можно будет решить в следующих сплавах, а пока вперед.

Еще одна лодка с рыбачком-старичком осталась позади. Река стала глубже. Плесы встречались все чаще. Чувствуется приближение конца сплава. Руки устали орудовать веслом, поэтому делаю долгие протяжки вдоль бортов и после серии гребков короткий отдых. Таким способом надеюсь растянуть оставшиеся силы и дать больше времени мышцам на восстановление. В одиночных походах всегда устаешь значительно сильнее, ведь все снаряжение тащишь сам, не с кем разделить общественное имущество, трудности пути. Все задачи решаешь полагаясь на свой опыт, здравый смысл, смекалку. Психологический аспект играет ключевую роль. Ошибка в одиночном походе чревата серьезными последствиями. Поэтому важно всегда оставаться в здравом рассудке и много раз подумать, прежде чем сделать очередной шаг. Да, бывает излишне перестраховываешься, особенно в горах, но это необходимое условие для сохранения здоровья и жизни. Я люблю одиночные походы. Я одиночка.

Так устроена моя психика, что одному мне комфортней. Хотя не скрою, что бывают моменты в походах, когда хочется, что бы рядом был товарищ. Но это лишь моменты. Моя тяга к авантюре путешествий не иссякает с годами, и я с грустью констатирую, что не так много жизненного времени у меня осталось, а маршрутов очень много! Одиночество так же продиктовано отсутствием друзей-товарищей готовых ввязываться в такие авантюры. Точнее они есть, но они слишком заняты рутиной и слишком погрязли в социальных заботах и не могут оттуда вырваться. А кто-то уже и не хочет. Случайных людей я не приемлю. Коммерческие походы вообще на дух не переношу! А в походы ходить хочется. Поэтому собираешь рюкзак и вперед. Жизнь слишком скоротечна, чтобы просиживать ее в городах!

Отсутствие рядом собеседника никак не удручает моего наслаждения природой. Даже наоборот, обостряет ее ощущение, сближает меня с ней. С годами начинаешь это сильнее ценить, и ревностно относишься к сохранности этой тонкой связи. Моя жизнь всегда была наполнена событиями, людьми, увлечениями. В моей памяти много книг, музыки. Поэтому в моменты ничего не делания, или монотонного движения, я «читаю» или «слушаю» музыку. Переосмысливаю жизненные ситуации в которых побывал или нахожусь. Переоцениваю взаимоотношение с людьми. Благодаря одиночеству мне удалось выявить и избавиться от ненужных, крадущих время, знакомств. Вспоминаю многие просмотренные научные фильмы или прочитанные статьи, что-то по-новому начинает восприниматься, что-то только-только начинает пониматься. Одиночный поход- это время, когда можно погрузиться в себя, на что совсем нет времени в современном обществе. Мы, современные люди, «задыхаемся», нас обманывают и не дают времени и возможности разобраться в подмене ценностей, и мы чувствуем себя несчастными, запутавшимися в происходящем. Либо впадаем в фанатизм без достаточно обоснованной веры в политические партии, религии, «духовные» движения, деньги. И когда я чувствую, что меня начинает интересовать политика- я ухожу; когда начинаю думать, что в религии есть какой-то смысл - я ухожу; когда начинаю думать, что социальная жизнь имеет значение - я ухожу. Ухожу лечиться от всей этой мишуры мешающей и скрывающей истинное положение вещей, и меня от самого себя. Поэтому нет, мне не бывает скучно, в походе я всегда занят. Да и мои маршруты всегда построены так, чтобы было максимальное движение.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Запах дыма и человеческого жилья прервал мои думы. Что там? Стоянка рыбаков или деревня? По моим расчетам плыть еще около часа. За деревьями на левом брегу показались крыши построек. Деревня. На берегу возились мужики около машины. Выйдя из лодки подошел спросить, что за место это такое? Оказалось, я приплыл. Деревня Золотанка, конечный пункт моего сплава. Надо же, 40 километров прошел на веслах и успел причалить засветло!

Выгрузился на берег. Мокрая одежда неприятно охлаждала тело. Переоделся в сухое. Поставил палатку без тента, накинул сверху мокрые вещи, а внутри запалил газовый примус, благо газа у меня было в избытке. Пакрафт сдувать не стал, перевернул его вверх дном, предварительно сняв деку, и положил в траву. Пусть обтекает и сохнет. Велосипед уложил под тент. Вещи снова пересортировал, готовя к завтрашнему дню. Занялся ужином.

Все что мне было не нужно в велодвижении оставил снаружи досыхать. Спальные и сухие вещи закинул в палатку. На импровизированной сушилке все мокрое неплохо подсохло. Забрался в спальник. Наконец то сухо и тепло! Засыпал долго, потому как время еще было ранее. Где-то тарахтели машины, лаяли собаки, к берегу чалились лодки рыбаков. Завтра предстоял тяжкий день: велопробег Золотанка-Красновишерск, это около 120 километров.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Утро шестого дня снова встретило дождиком. Накопленная усталость прошедших дней не давала мне вылезти из спальника, да и под дождь выходить совсем не хотелось. В образовавшуюся в дожде паузу, взяв волю в кулак выбрался наружу. Все было мокрым. Что ж делать? Как есть, так и есть. Сдул пакрафт, разобрал весло- все уложил для транспортировки. Занялся велосипедом. После сборки тщательно очистил механизмы и все смазал. Уложил вещи по рюкзакам и гермам. В оставшейся палатке снова запалил примус и поставил водицу кипятиться для завтрака. Забрался во внутрь. Тепло. Хорошо. Снаружи раздались шаги:

- Тебе там не холодно? - спросил голос.

- Нет. Очень даже тепло! – ответил я.

Расстегнув молнию входа, я выглянул наружу. На меня смотрел мужичек-старичек. Поздоровались. Пока я готовил и ел свой завтрак, гость присел рядом с палаткой и развлекал меня рассказами о здешней жизни, воспоминаниями и историями. Скрутив из газетки и махорки «козью ножку» рассказал, как в 90-х годах приезжали американцы. Он их возил по реке на рыбалку, да красоты посмотреть. Местные жители воду речную пьют просто, зачерпнув ее кружкой за бортом, американцы же бросали в воду какие-то обеззараживающие таблетки. Видимо чистая вода для американского организма является ядом. Уху из хариуса есть на отрез отказались. Вот дурни!!!

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Час спустя я уже колесил по дороге ведущей в сторону Красновишерска. Мужичек-старичек объяснил дорогу, сказав, что приеду в город завтра к вечеру. Сильно удивился, когда я возразил, сказав, что доеду сегодня к ночи. Да, такой был план, во что бы то ни стало добраться до города к ночи, чтобы завтра утром на первом же автобусе попытаться уехать в Пермь, а там сесть на поезд. Все же Красновишерск, не Кваркуш? Дорога по Кваркушу такая, что там вероятней всего мне придется велосипед со всем скарбом тащить вручную, а это около 30 километров. По словам встреченных на квадроцикле ребят, подъем на сам Кваркуш каменист и много глины, сейчас размокшей от дождя, это плюс еще 25 километров. К тому же вероятней всего на верху Кваркуша идет снег. В общем все склонилось к Красновишерску. Времени у меня оставалось всего пара дней.

Расстояние меня не пугало, бывало и больше. Единственно надеялся, что в этой местности уже не будет таких больших перепадов высот. К тому же дорога идет вдоль реки Вишера, а вода течет вниз, значит общий уклон будет вниз. Так я думал. Первые 40 километров ехалось довольно легко. Ноги, отдохнувшие на сплаве, с удовольствием крутили педали. Спуски и подъемы были. Были и такие, что снова приходилось вести велосипед вручную, но состояние дороги позволяло развивать приличную скорость на спусках. В общем продвигался довольно бодро.

Утренний дождик временами навещал меня, и затем убегал куда-то по своим делам. Но дела его оказались короткими, и вскоре он окончательно вернулся ко мне, и обратил на меня все свое мокрое внимание. Пришлось наряжаться в водозащитные штаны и плащ. Вскорости дорога превратилась в жидкое месиво камней и грязи.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Добрался до реки Акчим. Решил там пообедать. Велосипед представлял жалкое зрелище! Все было заляпано дорожной грязью. Как он еще умудрялся работать?! Багаж то же был весь в грязи. Кое как накинув пончо-тент на ветки кустов забрался под него. Защита от дождя есть. Можно пообедать.

Вскипятил водички на газе, заварил лапшички и термос чая. После обеда пополоскал велосипед в реке, смазал механизмы, укутал тентом вещи и тронулся в дальнейший путь.

Дождь не прекращался ни на минуту. Сухие носки закончились. Сушить мокрые было негде. Затолкал за пазуху, может хоть чуть-чуть обсохнут. Хлюпала вода в сапогах, это конденсат. Вкручивать педали становилось все трудней. Даже на относительно ровных участках ехать было тяжко. Ноги начали уставать, а впереди еще 50 километров. «Врешь! Доеду! Доползу, но доеду сегодня!»- так я разжигал в себе злость, чтобы не останавливаться. Тем временем с велосипедом творилось неладное, он сам переключал скорости. И хорошо бы если правильно, а то ведь не впопад. Несколько раз останавливался, чистил переключатели, смазывал- но все тщетно. Грязь моментально все забивала, она была вездесущей! На очередной чистке обратил внимание, что появился просто огромный люфт кассеты. Вот и объяснение тяжелого хода, произвольного переключения скоростей, с специфического треска в ходовой. Специального ключа для регулировки кассеты с собой не было. Досадно! Ладно, потихоньку доберусь, вся ночь впереди.

Рассказ-отчет об одиночном вело-пеше-водном походе ГУХ, Жигалан, Улс.

Уже было совсем темно, когда подъехал к деревне Волынка. Остановился. Достал Фонарь. Накрывшись плащом ужинал прямо из рюкзака. Баночка паштета, хлебные сухари, чай, печенье пошли на Ура! Подкрепился и в путь.

Последние десятки километров давались боем, штурмом. Отвоевывал каждый километр. Чистил механизмы, смазывал, какое-то время ехал, снова чистил смазывал, снова ехал… На мне мокрое было все! Снаружи от дождя, внутри от собственных испарений, и это еще учитывая, что под плащом все отлично проветривается и вентиляционные клапаны на анораке открыты на полную. Ночь была холодной, и дождь под стать температурой. Но мне было жарко. Очень жарко!

На очередной чистке ко мне подъехал грузопассажирский УАЗ. Раздумывать над предложением подвезти я не стал. Закинул велосипед и шмотье в кузов сам залез в теплую, сухую кабину. Поехали. Дядька оказался охотником. Много ходит по горам, тайге. Знает практически все в этой местности. Говорит, что часто на этой дороге видит таких как я, и часто подвозит. Сообщил неожиданную информацию, с Красновишерска в час ночи уходит автобус на Пермь! До города оставалось совсем немного. Вот уже перекресток, еще несколько километров, аэропорт, и город.

К автостанции мы подъехали в двенадцатом часу ночи. Предварительно дядька меня завез к банкомату, чтобы обналичить деньги, ведь кассы ночью не работают, и оплата только наличными. Таким образом на педалирование 100км у меня ушло аж 13 часов времени! Устал, промок, но был доволен, что все же, как и планировал, добрался до Красновишерска к ночи. Правда вероятней всего сам бы я к ночному автобусу доехать не успел бы, ибо велосипед совсем сдал. Доконала его грязюка.

Маршрут

Прямо на улице на лавочке под навесом автостанции переоделся в сухое. Хорошо. Тепло. Допил остатки чая. Начал переживать посадят ли меня в автобус со всем моим скарбом, да еще таким заляпанным? Подошел какой-то мужчина с зонтиком и сказал, что я могу пойти в сторожку за углом, обсохнуть, согреться и попить чая. Однако везет мне сегодня на хороших людей!! Пошел в сторожку. Сторож радушно принял меня. Включили обогреватель. Вскипятили чай. Заодно залил и термос. Оказывается, этот мужчина был начальник автостанции, а это сторожка стоянки автобусов. Сторож подтвердил, что скоро придут водители и начнут готовиться к рейсу. Так и произошло. Вместе со сторожем подошли к водителю. Водитель нисколько не удивился моему багажу и сказал, чтобы я грузился. Подразобрав велосипед затолкал его в багажный отсек, туда же вошли все мои рюкзаки. Попрощался со сторожем и уселся в уже натопленный салон автобуса.

До Перми ехали пять часов. Всю дорогу я проваливался в сон, откинувшись в кресле, благо пассажиров было всего с десяток, и я никому не мешал.

Пермь встретила дождем. Снова дождь. Расплатившись с водителем, остался стоять на перроне со своей кучей барахла с просони соображая, что мне делать дальше. Зябко. Попив чая начал собирать велосипед. Водрузив рюкзаки покатил к ж\д вокзалу, благо этот город мне знаком. На вокзале узнал, что мой поезд отправляется через шесть часов. Отлично! Найдя себе укромное место, разложил все вещи сушиться, чем постоянно вызывал недоуменные взгляды людей и охранников. Время прошло быстро. Вот и поезд. Разобрал велосипед, упаковал его и вместе с рюкзаками сдал в багажный вагон. В своем плацкарте перекусил кашкой-овсянкой, доел остатки печенья с чаем и завалился спать до самого своего города.

Вернулся.

Источник : "https://vk.com/" rel="nofollow"@344832413-rasskaz-otchet-ob-odinochnom-velo-peshe-vodnom-pohode-guh-zh