( г. Пермь )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Марокко
Год путешествия: 2005

Автор: Павел Губин (Пермь)

Источник: parlog-blog.ru

Часть 10: Возвращение домой

Часть 1: Попадание

Подготовка

Готовиться к поездке начал еще в ноябре, взял 3 билета на Райн - по 10-20 евро за штуку и 1 на Визз - за 10. В январе еще взял обратный на SE за 500 руб. В декабре сделал немецкую визу - 35 евро + страховка 70 руб за 4 дня, предъявлял только маршрутный лист и авиабилеты, им было достаточно запросили копию пластиковой карты при получении - отксерил им бесплатный Мастеркард БалтБанка и бесплатный Дайнерс, они явно оценили. Взял билет на СкайЭкспр Мск-Пермь за 500 руб. Вроде всё.

Выехал на электричке до Балезино 9 января. Билет, ессна, не взял. Вообще планировал выехать на предыдущей эл. до Григорьевской, но ушлые тётки в синих жилетах не пропустили. К счастью, после отправления электрички они ушли греться - холодно было. За это время двери открылись и все желающие вошли бесплатно. Кондуктора в электричке были нормальные, послали в последний вагон. Там спокойно доехал до конца. Выйдя из эл., после недолгих размышлений, решил взять билет не общий до Яра на ижевский поезд, как планировалось - а плацкарт до Котельнича в горьковско-свердловский за 200 руб. Там спокойно выспался. По приезду зарядил телефон в новом зале ожидания, купил билет на пару станций за 13 руб в сторону Шабалино. Но он не понадобился - контроль пошёл уже на Северной железной дороге, между Свечей и Шабалино. Высадить меня они уже не могли, поэтому платить ничего я им не стал. В Шабалино проехал бесплатно на городском автобусе до центра. Было довольно холодно - около -30, но надо было идти стопить до Шарьи. До трассы пришлось идти около 3 км, затем еще ждать около получаса. На первом же "Камазе", шедшем из Сыктывкара, доехал до отворота на Шарью. Вкратце рассказал водителю о маршруте поездки, он немного офигел От отворота добрался на легковушке до центра, на вокзале глянул наличие общих мест на поезд Шарья-Москва - оставалось довольно мало. Сел на пригородный Шарья-Буй, идущий более 300 км за 6 часов. В Буе взял один из последних билетов до Москвы за 150 рублей и занял одно из последних лежачих мест.

В Москву приехал в 5 утра, первым делом отправился в поликлинику №13 на Неглинной для прививки от желтой лихорадки. Прививка обошлась в 197 рублей, выдали международный сертификат о прохождении прививки, который по идее должны будут спросить на границе. Делали под лопатку, вообще, вроде должно было быть больно, но укол даже не почувствовал.

После прививки отправился на Киевский вокзал, сел на ближайшую электричку до Нары. Оттуда - до Калуги. Кстати, в обоих электричках гастролировали какие-то музыканты, исполнявшие Чижа про бомбардировщиков и "О любви" весьма качественно. Народ оценил и заплатил им еще за пару песен, они сыграли и своего сочинения - очень даже концептуальную и актуальную - чего-то там про социум масс. Ревизоры прошли после Нары, сказал им, что "заяц", они сразу пошли дальше. Доехал до главного вокзала Калуги - Калуга-1, там немного погулял по привокзальной площади, где не было ничего интересного и сел на электричку до Сухиничей. Контролерши немного покапризничали и ушли дальше. В следующей электричке, до Брянска, кондукторша ныла почти до конечной, когда проходила мой вагон - никого больше в нем не было - что надо покупать билет и без него ездить плохо.

В Брянске пришлось ждать пару часов до дизеля в Льгов. Сел в первый вагон, за всё время поездки никто даже не прошёл проверить билет. В Льгове съел довольно вкусные и дешевые пирожные в вокзальном буфете, купил билет на 3 зоны и сел в международный пригородный поезд Льгов-Локоть, проходящий транзитом территорию Украины на участке Вольфино-Ворожба. Проводница попалась весьма злобная - поняв, что я планирую проехть по билету большее расстояние, чем я купил - отобрала у меня загран и начала вымогать деньги. Пыталась даже залезть в карман Еле выхватил у нее загран, она каким-то чудом сперла внутренний. За право проехать до Ворожбы она требовала сотню, заплатил ей 10 гривен (т.е. 50 руб) + еще 20 руб российскими, при том, что по украинскому тарифу такой билет обошёлся бы в 2-3 гривны, не больше. Помимо этого, натравила на меня российских пограничников и украинских таможенников, которые обыскали рюкзак, но ничего запрещенного не нашли. На всякий случай сфоткал проводницу, отправлю претензию и её фотку в Льговскую дирекцию, пусть выговор объявят.

В Ворожбе было всего 10 минут до поезда, изначально планировал ехать через Гребенку, чтобы переночевать в пригородном - обошлось бы дешевле. Но после льговского поезда передумал, и взял сразу до Киева. Билет стоил 8 гривен - с одной пересадкой и более, чем на 400 км, что весьма дешево. Доехал до Конотопа, оттуда - на электричке до Киева. Хотя до этого и была украинская симка от Билайна.ua, подключился на Лайф чтобы получить подарки - перчатки, шапку и шарф Решил переночевать в гостинице, нашёл за 50 гривен трехместный номер. Условия вполне хорошие, в одном номере со мной жили хохлы из Фастова и Ковеля, первый был там по работе, второй - по учебе. На следующий день сел на поезд Харьков-Трускавец до Львова - билет взял еще в декабре, когда был в Киеве. Перед этим взял пару банок настоящего Гиннеса за 50 рублей/штука и закуски в киевском Метро. Выпил их в поезде, из-за этого чуть не проспал Львов - проводница не стала будить тех, кто едет до Львова, вышел из поезда в момент отправления.

Перешёл на пригородный вокзал, сел на первую электричку до Мостиски-2, которая раньше ходила до станции "Держкордон", она же - гос.граница Украины, она же - КПП Шегини. Сократили сначала из-за того, что народ за проезд не платил, а затем из-за входа в Польши в Шенген. В электричке купил билет за 1.6 грн у кондукторши, пояснив ей, что это последние деньги в украинской валюте. В Мостиске обнаружилось, что выходить надо было на предыдущей остановке, из-за этого пришлось выбираться пешком до выезда, где я бесплатно застопил таксиста до трассы. Оттуда уже доехал вместе с местным жителем, ехавшем до границы. Вообще, КПП был спланирован как основной пешеходный между Польшей и Украиной и после входа Польши в Шенген в конце декабря, очереди на границе моментально прекратились. Раньше, когда польская виза была бесплатна, многие ездили из страны в страну для продажи украинских сигарет, водки, пива и бензина в Польше. Сейчас об этом напоминали кучи мусора из пустых бутылок водки, пива и пустых пачек от блоков сигарет, лежавших вдоль пустого "лабиринта", построенного для контроля очереди на границе.

Украинский КПП прошёл не очень быстро - пограничники проверили паспорт по базе, даже позвонили кому-то, но в результате пропустили. Польские - сразу же поставили штамп, т.к. народу давно не было - краска засохла и им пришлось ставить еще один штамп Таможенник на смешанном русско-украино-польском спросил про наличие в вещах запрещенного, я ему ответил, что всё нормально, смотреть не стали - пропустили.

Валюту менять не стал, польские злотые были не особо нужны. Застопил сразу же автобус до Пшемысля (он же - Перемышль). Доехал на нем до вокзала, водителю сказал, что денег нет, он не обиделся.

Довольно долго шёл до выезда через весь город, перешёл мост через реку Сан, названный именем пшемысльских "орлят", сражавшихся в советско-польскую войну на стороне Польши. В результате на выезде застопил машину на 20 км вперед, в какой-то небольшой городок. Вообще, в Польше застройка по всей стране довольно компактная - города и деревни или просто дома есть почти везде.

Из этого городка была уже машина до Жешува, столицы Подкарпатья, местной польской провинции. Водитель прекрасно знал русский язык и с красивым польским акцентом пояснил на русском матерном куда отправили Ярослава Качиньского (экс-премьер), и куда вскоре пойдёт Лех Качиньский (ныне пока еще президент), оба - католики, националисты, настроенные отрицательно как к РФ, так и к ЕС.

После Жешува добрался до отворота на очередной небольшой городок, оттуда уже после долго ожидания взял машину до развилки Кельце-Радом. Вообще, в идеале правильнее было поехать на Радом, но я решился добраться до Кельце - там проходит крупная трасса Краков-Варшава. Когда я оказался в Кельце и дошёл до трассы, солнце уже зашло, а значит и стопом ехать стало намного сложнее. Уже в сумерках я смог выехать из города и взял машину еще на 20 км вперед - хотя это смысла и не имело, правильнее было идти на вокзал и ехать на электричке К счастью, у водителя была рация, по ней он опросил окружающих водителей относительно их желания взять меня в свою машину. Сразу же нашлись желающие - водитель грузового Форда, ехавший в Радом, а затем в Варшаву. И не просто в Варшаву, а в Лотницу, она же варшавский аэропорт им. Шопена, куда мне, собссна, и надо было.

Водитель высадил у грузового терминала, я дошёл до пассажирского - переночевал в терминале 1 с мягкими сидениями и утром пошёл на регистрацию в свой терминал Этьюда, сделанный специально для лоукостов. Была очень большая очередь при регистрации - т.к. было сразу много рейсов у Визза и еще нескольких авиакомпаний. Рюкзак не заставили ставить в ящик контроля габаритов ручной клади. Печать при вылете не ставили. Вылетели с опозданием в час, прилетели тоже где-то с опозданием. По прилету погранцы поинтересовались целью поездки, сказал им, что транзит. Сел на автобус, билет стоил 2.10 евро. Доехал не до вокзала, а до станции, где сел на S-urban до дортмундского вокзала. Сразу же как честный человек купил билет до Эссена (9.10 евро), где я планировал сесть на шатл до аэропорта Дюссельдорф-Нидерхайн, он же - Вец (Weeze).

Приехал в Эссен, подождал час - шатла не было. В стороне стоял автобус, напоминавший автобус, нарисованный на сайте, я понял, что это и есть шатл. Во время отправления шатла, на остановку проехала какая-то машина а ля маленькая газель с женщиной-водителем с надписью "Такси". Через 10 минут в беседе с соседями по остановке сначала на ломаном немецком (т.к. английского они не знали), а потом на прекрасном русском, выяснилось, что это такси и было шатлом. На следующем шатле я бы уже не успел. Пришлось воспользоваться услугами Дойч-Бана и доехать на Интерсити до Дюссельдорфа, где я пересел на электричку до Веца. В ней пришлось заплатить кондуктору за билет 7 евро. Дорого.

В Веце бесплатно доехал от станции до аэропорта, успел как раз почти к концу регистрации, успешно прошёл её. Заставили поставить рюкзак в место для контроля габаритов - к счастью, рюкзак прекрасно туда вошёл. Прошёл паспортный контроль, пограничники были настроенны пофигистично. На контроле вещей кто-то потерял золотые часы и всех опрашивали, не их ли это часы. Никто не хотел признаваться При посадке объявили сначала на немецком, потом на английском, затем один араб объявил на арабском. Минут через 10 всё-таки нашёлся негр, который и забыл часы. Вылетели с опозданием, прилетели тоже. После посадки в Марракеше паспортный контроль шёл очень долго, надо было заполнить бланк для прилетевших пассажиров. Заполнил, араб на регистрации спросил "Какой отель?", сказал, что буду жить у друзей, их адреса щас не знаю. Поставил въездной штамп и мой порядковый номер. Таким образом я 15 января попал в Марокко.

Часть 2: Марокко

Роуминг включился сразу же, но только в ручном режиме. Поменял 5 евро по не очень хорошему аэропортовскому курсу и набрал номер человека из Марракеша, которого я нашёл через Хоспиталити. Он сказал мне подъехать к некоему супермаркету "Асина" (контора, вроде, та же, что и "Ашан"). Довольно сложно было переключиться на арабскую страну после Германии - ни разу до этого я в них не был было непривычно видеть вокруг портреты короля Мухаммада VI, флаги с пятиконечной звездой на столбах, мандарины на деревьях на улице и кучу арабов вокруг.

Я предположил, что аэропорт находится на окраине, поэтому решил сесть на любой автобус, едущий в центр города. Предложил водителю российские деньги начала 1990х годов - он отказался и провез меня бесплатно. Затем в центре сел на автобус №6 и доехал до Асины. Водителю пришлось подарить монету в 10 старых рублей, он дал билет. Надо было сдачу потребовать Как потом узнал - билеты стоили 3.5 дирхамов, что в переводе на наши - чуть больше 10 руб.

Роуминг глючил, поэтому зашёл в какую-то гостиницу и позвонил арабу. Через 10 минут всё-таки встретились у Асины и отправились к нему на квартиру. Араба звали Смаин, он оказался даже не арабом, а негром. Мне выделил отдельную комнату с кроватью. Продегустировал местный чай - довольно вкусный, хотя и очень сладкий. Как я узнал тогда - шёл чемпионат Африки и все жители Африки и в т.ч. Марокко, очень активно его смотрели. На следующий день перевел несколько десятков евро в дирхамы по нормальному курсу, затем отправился гулять по городу - город довольно интересный, крытый рынок - самый большой в Африке. Там пообедал национальным блюдом под названием "тажин" за 30 дирхамов, подключился к Марокко-Телеком всего за 10 дирхамов и вечером выпили где-то по 8 бутылок пива с хозяином квартиры.

Утром надо было ехать дальше - он настоятельно предлагал ехать 1м классом на поезде, про автостоп отзывался крайне отрицательно - ездил типа только на такси, летал на самолетах за любые цены. Узнав о моих планах, предлагал мне лететь из Касы в Бамако и обратно за 600 евро. Я, ессна, отказался.

Магистраль на Касу располагалась как раз рядом с его домом - машины стопились довольно неохотно, т.к. изначально я нашёл не очень хорошее место. В конце концов стопить надоело, решил ехать на автобусе, предложил им старые российские деньги - они отказались, пришлось ехать бесплатно.

В Касу приехал днем, на соседней улице обнаружил кучу дешевой уличной еды - жареную рыбу, креветки (дали комплект разных сортов за 10 дирхамов, в подарок дали неплохой томатный суп в пакете ). Взял дешевых и очень вкусных французских пирожных всего за 1 дирхам и килограмм вкуснейших мандаринов за 5 дирхамов. Появилась вечная южная проблема - надо было постоянно покупать воду, т.к. днем в Марокко было довольно жарко. Как-то интуитивно сумел осознать где центр и дойти до него от автовокзала, что весьма далеко друг от друга. Посмотрел расписание поездов на Рабат - на следующий день мне надо было ехать туда за визой - они отправляются с 6.30 каждые полчаса. Встретился с жителем Касы, которого тоже нашёл через Хоспиталити, им оказался араб, которого звали Мулай. Вечером посмотрели город, не очень-то богатый на достопримечательности и продегустировали местную шаверму. Как ни странно, но моря в Касе я ни разу не видел - т.к. порт в городе довольно большой.

Утром поехал в Рабат, билет обошёлся в 30 дирхамов, но проверка почти не работала, можно было проехать без него.

В Рабате нужно было найти супермаркет Свисси, возле которого располагалось посольство Мали. Все, кого я спрашивал, рекомендовали мне ехать на 56, кондуктор автобуса это подтвердил, поэтому пришлось ехать на этом маршруте. Около рабатского супермаркета "Асина" кондуктор предложил мне выйти здесь, когда я спросил его про Свисси, пояснил, что типа какая разница - почти такой же супермаркет.

Искать пришлось долго - шёл где-то минут 30 через весь посольский квартал, посмотрев на здания разных посольств, российское, правда, не видел.

В конце концов дошёл до малийского, двери были открыты, охраны не было, я зашёл и первым кабинетом, в который я зашёл, оказался кабинет атташе, прекрасно владевшего русским языком (и вроде бы являвшимся гражданином РФ). Говорит, что учился в начале 90-х в Киеве. Немного рассказал про Мали. Т.к. забыл фотографии в рюкзаке в Касе, пришлось сделать новые, пока их делал - посольство ушло на обед, оставив помещение посольства полностью пустым и открытым без охраны. От нечего делать прогулялся по различным кабинетам и посмотрел документацию - познавательно.

Зашёл в консульства соседних стран - Мавритании и Сенегала. Мавританское вроде как не принимало - всё было закрыто, а сенегальское отправило в консульство в Касу, оно, по их словам, занимается визами. Вернулся в малийское, оформил заявление на визу, не хватало где-то около 20 дирхамов - когда шёл разменивать купюру в 100, атташе предложил добавить из своих - я согласился.

Визу поставили сразу же, минут через 20 после подачи документов.

Вернулся на автобусе №1 до вокзала, там сел на поезд до Касы-пассажирской, на этот раз доехал бесплатно. Договорился о встрече с Мулаем в кафе, еле его нашёл - помогли местные жители - даже довели до нужного места. Научил Мулая знакомиться с русскими девушками через сайт знакомств, сделанный на Мамбе - а ля jdu.ru и пользоваться русско-французско-русским переводчиком на translate.ru. Он очень этим вдохновился и почти всю ночь провёл за этим Наверное, и сейчас пытается.

Из Касы съездил в Фес, затем ночью отправился в Марракеш. Не без труда выбрался на трассу, застопил автобус до Эс-Сувейры, заплатил в нем российскими деньгами начала 90х - которые английский турист, сидящий рядом идентифицировал как "рашн мани". Эс-Сувейра оказалась неплохим туристическим городом, весьма красивым. Дети буквально вымогали деньги у туристов, настойчиво предлагая им купить билеты в крепость

Дошёл до крепости, пофоткал её, сходил на рынок, на котором мне предложили рыбу и креветки за 60 дирхамов. Цены туристические, ну я, разумеется, отказался. Времени было мало и надо было ехать дальше - поэтому дошёл до трассы и застопил машину до пригорода с развилкой. Оттуда взял прямую машину до Агадира, которая не помогла мне с ночевкой. Решил зайти на Хоспиталити, но никто за мое время сидения в Инете не откликнулся.

Пошёл до выезда, застопил гран-такси, на котором доехал до места, где трасса пересекается с выездом из Марракеша. Оттуда - на другом гран-такси бесплатно до выезда из последнего пригорода Агадира. Там остановился араб говоривший по-немецки, ехавший на машине с немецкими номерами, живший уже 20 лет в Германии. Себя, поэтому, именовал немцем Пригласил переночевать у него на ферме - ессна, согласился.

Ферма была довольно большая, примерно с пермский парк Горького на ней работало 5 человек, я начал подозревать, что могу стать 6-м но, к счастью, не пришлось накормил-напоил, даже расспрашивать не стал - выделил комнату, в которой спокойно выспался.

Утром подарил апельсинов и свежего хлеба и довез до трассы. Там сразу же застопил пригородный автобус из Агадира, на котором проехал бесплатно. Оттуда взял прямую машину до последнего исторического города на юге Марокко - Тизнита. В нем смотреть ничего не стал, днем становилось все жарче и я отправился стопить дальше. Попалась скоростная старая легковушка "Пежо" (в Марокко - около 80% машин французского производства) с французом, который не мог мне объяснить, куда он ехал Я надеялся, что всё-таки через Сахару. Но всё-таки облом - только до Тан-Тана, где был его дом. А меня довёз вообще до Гулимина (он же - Гуэнлим, по-русски - Гельмин), маленького убогого города в начале пустыни - в котором уже было очень жарко Дети были довольно навязчивыми - постоянно слышалось "бонжур, месьё", причем в весьма агрессивном тоне Дошёл до выезда из Гулимина, дорога на юг уже шла только одна, но машин было уже очень мало. Остановился местный военный, ехавший с сыном в Тан-Тан, ранее живший в Косово и неплохо владевший английским языком. Сфоткались на фоне монументов с верблюдами рядом с въездом в Тан-Тан - южнее этого монумента они начинают появляться вдоль дороги - причем постоянно и в большом количестве.

В Тан-Тане на выезде было еще пустыннее, автобус до Тарфайи бесплатно меня не взял, иностранные туристы из Чехии (негр за рулём и его девушка рядом) остановились и извинились, что взять не могут - места нет, везут подарки детям Западной Африки. Ну и хрен с ними.

Остановилось новое пежо с белым лет 30 за рулём, пообщались немного на английском, он спросил - откуда я, сказал ему, что из Перми Он удивился, т.к. тоже русский и из Новороссийска. Сразу же перешли на "ты" Наконец-то появилась возможность нормально пообщаться на родном языке, поговорили про Марокко, про жизнь в нем, он рассказал про свои попытки делать 2 гражданство (не марокканское, а западное) и про то, что получилось, а что нет, и как это всё проходило.

Трасса шла вдоль пастбищ верблюдов в пустыне (в которой уже почти не было населенных пунктов) и вдоль океана, в котором европейцы зимой не купаются, а летом купаются только на специально отведенных пляжах. Никого не прёт поехать, например, с палаткой и едой куда-нибудь в Сахару, а зря, там очень приятные и чистые места. Зато местная русская диаспора, разумеется, весьма активно купается в любое время года и в любом месте - под ящик водки.

В Тарфайе вышел на объездной, водитель извинился, что на ночь вписать не может - т.к. живет на корабле, а там с этим строго. На улице стемнело и стопить стало снова проблематично. Пошёл на ближайшую АЗС, попал как раз к ужину, который готовили арабы, ехавшие из Дахлы в Агадир и остановившиеся здесь для ночлега. Один из арабов прекрасно знал английский язык, пообщались с ним, он очень удивился моему путешествию Поел приготовленный ими тажин, в котором мяса было довольно много, попробовал сахарского чая. Ночевать пришлось в спальнике, но в большой комнате внутри помещения заправки. Денег, ессна, не взяли.

Утром застопил грузовик до Лааюна (новороссиец называл его без удвоенной "а" - просто Лаюном), водитель попался довольно ушлый и решил купить у меня за 200 дирхамов телефон Нокия 6630 или фотоаппарат Сони Кибершот S650. Я, разумеется, отказался Водитель обиделся и молча довёз меня до конца.

Перед этим остановились в городе Та (Tah), где попили чай (за счет водителя) - город интересен тем, что там проходит граница Марокко и т.н. "Западной Сахары", являющейся южной частью Марокко, но не признанная ни одной страной.

В Лааюне пришлось пройти через весь город - он был переполнен новыми навороченными зданиями - Марокко заметно вкладывается в освоение Западной Сахары, по всей её территории цены на бензин намного ниже, чем в основной части. У выезда застопил француза по имени Жан Ив (Jean-Yves Malzy), ехавшего в Бамако. С этого момента и до малийской столицы почти всё время пути я ехал на этой машине.

Водитель родился когда-то в Кот-Д'Ивуаре, но сейчас ехал в Бамако - там не был с 7 лет. 2 года назад пытался вернуться, но не получилось, сломался под Кифой, в Мавритании, а на карточке у него деньги кончились. В этот раз он надеялся доехать до конца А, еще он очень любил птиц смотреть - у него энциклопедия с собой была - он всех, что он видел, опознавал и читал про них.

Оперативно проехали почти всю Сахару, остановились на ночлег в кафе деревни через 15 км после отворота на Дахлу, находившейся аккурат на пересечении трассы с тропиком Рака. Попробовали там местный шашлык (который по-арабски называется, кстати, почти так же).

Утром доехали до КПП Бир-Гиндуз, очень долго его проходили - большие очереди и разные бюрократические заморочки. Между постами была писта (некачественная дорога), вдоль которой валялось более 30 брошенных полусломанных машин, которые даже никто не разобрал. Если есть автомеханики, желающие и могущие их починить - велком.

Сразу после марокканского поста впервые увидел мавританские номера, на которых написано RIM - Республика Исламиш оф Мавритания и мавританцев, в своих синих странных костюмах с большими вырезами по бокам. Они настоятельно предлагали всем проезжающим билеты в национальный парк Мавритании, в котором живет много птиц. Водитель отказался и показал им визитку директора этого парка - когда-то он с ним познакомился в Нуакшоте. Они сразу же отстали. Еще предлагали мавританские угии по невыгодному курсу - 2500 за евро. На мавритансколм КПП Нуадибу пограничники, увидев, что я русский, начали перечислять футбольные команды из РФ - вспомнили Локо-Мск, Спартак-Мск, Динамо-Мск, ЦСКА-Мск и Зенит-СПб - футбол в Африке явно пользуется популярностью.

На этом же КПП встретился с представителями г. Екатеринбурга, с которыми когда-то 3 ноября познакомился. Они тогда летели через Челябинск, а я в Пермь. Пообщались, посмотрели штампы и визы друг у друга в паспорте, быстро обменялись впечатлениями и телефонами, чтобы потом созвониться. Но времени не было - француз торопил ехать на погран. пост для прохождения контроля. Так я оказался на мавританской границе 23 января.

Часть 3: Мавритания

Пока я общался с россиянами, водитель познакомился с четырьмя французами, совершавшими ралли под странным названием Armor-Faso ("http://armorfasokarite.blogspot.com" rel="nofollow"). Впоследствии вместе с ними мы ехали почти до Бамако, т.к. водитель небезосновательно считал, что в Мавритании опасно - как известно, недалеко от г. Алег в начале января были убиты 4 француза, из-за чего отменили Париж-Дакар.

Итак, мы проехали первый пост и попали прямо в офис полиции КПП Нуадибу. Они сделали всем нам транзитные трехдневные визы за 5 евро, не требовали ни копий паспорта, ни фото. Получив визы, мы поменяли деньги по невыгодному курсу 300 угий - за 1 евро, я поменял 20 евро, которых хватило на всю поездку по Мавритании.

Пройдя все посты, пересечя знаменитую железную дорогу с поездом, занесенным в книгу рекордов Гиннеса по длине состава, мы сразу же попали на прямую трассу Нуакшот-Нуадибу.

Если взглянуть на карту - то в этих местах граница проходит очень забавно - половина полуострова с г. Нуадибу принадлежит Мавританиии, половина - Марокко. Железная дорога проходит практически по границе, вся территория на самой границе заминирована.

Так как водитель устал, да и я, в общем-то, тоже, мы поехали в Нуадибу, бывший Порт-Этьен - северная столица Мавритании. Водитель остановился в кемпинге, мне пришлось тоже Народу было много, в основном, разумеется, европейцы с тупыми вечно улыбающимися лицами большинство из них ехало в Африку в какой-нибудь экспедиции - для помощи голодающим детям или че-нить такое. Пообщался с некоторыми, пригласил в Россию - ехать они почему-то боятся. Многие знают русские слова, самое популярное - "хорошо". Знают, как звать нашего президента, как звали предыдущего и кто будет следующим Африканцам Путин в основном нравится, французы сравнивают его с Саркози, что он на его фоне сильно проигрывает, т.к. слишком суровый и замкнутый.

В Нуадибу посетил инет-кафе - инет был очень тормозной. А, еще съездили с водителем по городу - посмотрели - ничего интересного. Поужинали в кафе - рис с мясом, очень даже вкусно и питательно, и стоит всего 250 угий - на нашем где-то около 20 руб. В это время все в ресторане очень активно смотрели матч Ангола-ЮАР.

Утром проснулись в 7 утра и отправились в Нуакшот.

Нужно сказать, что мавританские менты очень бюрократичные - на каждом посте, которые часто бывают через пару км, с нас спрашивали "фишки" - это такие бумажки, на которых написано имя отца, имя матери, дата рождения, номер паспрта и прочая фигня. Марокканцы тоже спрашивают фишки, но там посты не так часто - всё-таки там пустыня более пустынная.

В Нуакшот приехали днём, сразу же остановились в кемпинге, вместе с французскими товарищами покушали жареную рыбу с рисом. Покатались по городу вместе с нуакшотским негром - знакомым моего водителя. Той ночью спал на циновке под тентом - вокруг еще специально разложили москитную сетку, тут как бы малярия и желтая лихорадка, от которой не все привиты.

На следующий день поехали в сторону границы Мали, проехали печально знаменитый город Алег, в котором были убиты 4 французских туриста. Хотя я тогда не знал, что это было именно там, но заметил - когда мы проезжали город - жители его смотрели на нас как-то очень странно.

После Алега Сахара начала отступать, постепенно переходя в саванну. В тех местах были и очень красивые горы, которые я сфоткал - если фотик не сопрут и довезу до дома - выложу фотографии. На ночь остановились в Кифе, всего в 150 км от малийского г. Кайес, в который я попаду вскоре потом. Переночевали в дорогой гостинице. Вообще, в поездке с французом приходилось платить за себя за всё то, что можно было получить бесплатно или дешевле - как я подсчитал, вышло где-то около 25 евро, не так уж и дорого - но все равно неприятно…

После Кифы заехали в последний крупный мавританский город Аюн-Эль-Атрус, в котором закупились едой перед границей. Прошли границу - я даже не заметил, что последний пост был выездным - он настолько был похож на все предыдущие полицейские, которых было довольно много. Каждый, как правило, вымогал взятку.

Мавритания - очень грязная страна, постоянно кружит сотни мух - намного больше, чем в России. Вдоль дороги валяются трупы КРС - быков, коров, коз, баранов и даже верблюдов - больше, чем вдоль дорог России трупов собак и кошек! Вокруг них еще характерный запах Короче, грязновато там очень, полная антисанитария, посуду и чашки никогда не чистят - только ополаскивают. Руки моют стиральным порошком. Постоянно подбегают арабско-негритянские дети - "Бонжур, месьё! Сава?". Последнее означает - как дела? Попрошаек очень много, они часто обступают машину и требуют себе халявы Вообще, французам было намного сложнее от них отбиваться - они не такие циничные, как я часто давали им фирменные брелки их экспедиции или сигареты. Иногда давали одежду. Помню, на одном посту даже потребовали - подарить им спальный мешок а другие захотели несколько футболок сразу.

Короче, не самая лучшая страна. Но народ в общем-то не очень злобный, хотя и бюрократия везде.

Интернет - очень дорогой, часто бывает около 2 евро за час. Хорошо, что в Нуакшоте получилось бесплатно А вот в Кифе пришлось и заплатить. Кстати, везде пытаются обмануть - с меня хотели взять за полчаса по часовому тарифу - типа "меньше часа у нас не предусмотрено".

Итак, я пересек границу на мавританском КПП Кохени и через километр оказался на посту с маленьким трехцветным красно-желто-зеленым флажком. Неужели Мали? Спросил местных, стоявших в почти такой же форме, как и в Мавритании. Они подтвердили - ага, Мали. Паспорт сразу же проштамповали штампом КПП Гогуй.

Так 26 января я оказался в Мали.

Часть 4: Мали

Сразу же отметил для себя, что после пересечения границы пропала куча "мерседесов" вокруг - мавританцы считают только мерсы настоящей машиной. Зато появилось много дальнобойщиков - большинство из них ездят только внутри страны, доезжая только до границы, а затем назад.

Оказавшись в Мали, поехали в первый местный город- Ниоро для получения малийской страховки и прочих всяких бумаг. Французы разобрались гораздо быстрее моего водителя и уехали раньше, надеясь приехать к вечеру в Бамако.

Мы выехали позже, часов в 16. Интересно, что многие учреждения не работают в дневное время суток - типа у них такая сиеста.

Все дороги, по которым ехали, были нормальные. Но перед г. Дидьени началась 20-килорметровая писта, от которой водитель устал. Из-за этого решили остановиться в Дидьени, представлявшем из себя огромный рынок с навязчивыми детьми. Мы уже ехали по настоящей саванне, появлялись реки, озёра, всё больше баобабов. Иногда пробегали местные зверушки - шакалы, зайцы и даже один раз видели какую-то небольшую макаку.

Дома местных жителей очень красивые - типичные африканские с такой крышей из листьев пальм.

Итак, переночевали в Дидьени и поехали в Бамако. Столица Мали была довольно грязной. Аккумуляторы разрядились, поэтому сфотографировать ничего не получилось.

Проехав железную дорогу (колея небольшая, ветка неэлектрифицирована). Попрощались с Жаном Ивом - он останавливался на месяц в одной из гостиниц. Он мне подарил свою визитку, я ему дал свой адрес - вдруг приедет подарил матрёшку и расписную хохломскую ложку - он был счастлив.

В Бамако пошёл сразу на вокзал - узнал, что ближайший поезд будет только в 7 утра следующего дня - это мне не подходило. К тому же - поезд шёл аж целый день и прибывал вечером. Да и стоил где-то 10 евро во 2 классе без кондиционера.

После недолгого осмотра города отправился к выезду. Понравилась скульптура а ля рабочий и колхозница, оба негры а еще рядом - эмблема олимпиады, непонятно почему. Недалеко от выезда - музей с пещерами, в котором, вроде, есть какие-то настенные рисунки. Заходить не стал - времени не было.

Дойдя до выезда, только начал стопить - сразу же остановилась машина, хотя рядом стопили еще штук 10 негров Доехал до Кафи, довезли до автовокзала - там попытались усадить на автобус, отказался. Дошёл до платильного поста - в Мали основные дороги платные, т.к. сделаны недавно и профинансированы Евросоюзом. Там взял машину до какой-то деревни. Оттуда - на автобусе, бесплатно. Затем пересел на другой. Когда приехал в крупную деревню Колокоро, с меня потребовали денег. Дал им 30 старых российских рублей - немного побарагозили, но отпустили. Затем взял дальнобойщика прямо до Кайеса. У него, к счастью, была питьевая вода - выпил моментально сразу 2 кружки подряд. Подарил пару яблок и купил банку Кока-Колы 0.33, что по малийским меркам - довольно дорого, т.к. цены там не меньше, чем в Москве!

Ночевать пришлось внутри кузова - там было что-то типа раскладушки, положил на него спальник и спокойно уснул.

Утром приехали в Кайес. Высадили где-то недалеко от предполагаемого места нахождения консульства. Когда пошёл его искать, спросил у местного, моего возраста, где оно располагается. Местный сразу же отправился со мной и ходил где-то часа 3, пока я был в Кайесе. Нашли где-то за полчаса - он опросил всех своих рыночных знакомых.

Центр в Кайесе, как и во многих других африканских городах (кстати, как и в Перми) - рынок. Одно из неприметных зданий на нем - почетное консульство Сенегала, куда мне и надо было. Подождали пару часов, до 11, в здании с сенегальским флагом на ул. Свободы, 14. Затем обнаружилось, что консульство - в неприметном здании напротив, замаскированное под какое-то малийское учреждение. Зашёл туда, где-то через 15 минут меня изволил принять какой-то негр. Сказал ему, что надо визу, транзитную на 3-5 дней.

Он говорит - 70 евро. Я говорю - хрен, 7 евро и то много.

Поругались немного, он сказал, что типа даёт только месячные в отсутствие консула и даёт их только за 60 евро, зато сразу. Говорю, что все равно много, нафиг мне месячная.

Еще после 15-минутной ругани дошли до 50 евро. Говорит, жди консула, он выдаст тебе визу на несколько дней (потом, кстати, скажет, что такого не говорил).

Затем пришёл консул - старый негр в национальном костюме, объяснил ему ситуацию - он че-то посчитал на калькуляторе из Сефа (местная валюта - CFA) в евро. Сказал - 38 евро, так и быть, округлим до 40.

Говорю - хрен, дам только 10 евро. Ну максимум - 20. Они говорят - ну едь через Мавританию, не дадим визу. Развернулся и пошёл. Пошептались, говорят - 25 евро. Договорились всё-таки на 20. Зато на неделю (типа не дают меньше месяца, ага). Кстати, интересно, что за всю поездку в Мали, я ни разу не переводил деньги в сефа и ни разу их не тратил.

Получил визу, попрощался с провожатым - он меня ждал, пока я сидел в консульстве, и даже чуть-чуть помог торговаться Дошёл до выезда, застопил такси до "гаража" - основной станции на дакарской трассе. Оттуда - до какого-то отворота в поле. Там уже доехал до границы на какой-то тойоте, водитель которой мне подарил бутылку хорошей воды. Доехал до границы, спокойно пересек КПП без предъявления паспорта. Немного даже удивился этому пошёл на железнодорожный пункт пропуска, находившийся рядом, поставил там штамп КПП Диболи. Затем дошёл до пограничной реки, почти уже дошёл до середины, но затем застопил какой-то городской автобус, ехавший в сенегальский приграничный город. На нём доехал до полицейского поста г. Кидира.

Часть 5: Сенегал

На полицейском посту Кидира при въезде с моста пара ментов, лениво полистав мой паспорт, спросили о наличии визы - им неохота искать было. Сказал, что еcть, говорят, иди туда-то туда-то, пройди направо, поверни налево - там пост приграничной полиции (фронтье полис), проштампуйся и едь куда хочешь.

Кстати, местные проходят границу без паспортов, без виз - полиция всех пропускает. Пограничников и таможню в Западной Африке еще не придумали.

Довольно долго искал пост, проштамповался. Поменял наконец деньги в сефа в одном из банков. Курс - 1 евро к 650 сефам. Поел какой-то сенегальской еды - жареная рыба с рисом с кучей овощей. Взяли 500 сефа. За 1.5 литровой бутылку чистой минеральной воды взяли еще 500 сефа. Странные цены.

Из Кидиры шли 2 дороги - одна напрямую вдоль приграничной реки Сенегал на Сен-Луи через Ришар-Толь. Вторая - на Дакар, до которого было еще 600 км. Пошёл к выезду, по пути была большая стоянка дальнобойщиков, машины которых, в отличие от малийских и мавританских, были обильно разрисованы цветами национального флага. Странно, что на разных машинах были похожие надписи - а ля "талибский шейх" и т.д. На многих еще картинки с Мадонной и Бобом Марли. Дойдя до выезда, миновав детей-попрошаек, таксистов и водителей маршруток, застопил какую-то переполненную машину до соседнего посёлка - типа снова в "гараж". Там сел на джип с кузовом - забрался в кузов, в котором стояли сидения. По пути видел в лесу какую-то здоровую нелетающую цветную птицу, которая ходила мимо дороги.

Доехал до какой-то деревни за полицейским постом, которых, кстати, в Сенегале было не меньше, чем в Мавритании. В этой самой деревне была станция, где железная дорога Бамако-Кайес-Дакар проходила мимо автомобильной. Там впервые увидел местный грузовой поезд, ехавший в Бамако - на него были погружены новые машины, которые таким образом перегоняли и еще всякая хрень. Сразу отметил про себя, что есть открытые вагоны, в которых можно ехать.

Как только поезд проехал, остановилась Тойота, ехавшая в г. Тамбакоунда, сокращенно - просто Тамба. Разумеется, такси - хотя об этом и не было написано, но я сделал вид, что типа не понял.

Довольно долго ехали до Тамбы - всё-таки около 300 км. Железная дорога шла параллельно, мы обогнали грузовой поезд, ехавший довольно медленно. К концу поездки все из машины уже вышли, я остался последним. Когда выходил из машины - водитель попросил "пасс" - не паспорт, а деньги за проезд, разумеется. Говорю ему, что не розумею сенегальску мову Показывает жестом на рюкзак - сказал ему, что неа. Он обиделся и уехал.

В этот момент рядом со мной произошёл небольшой инцидент - какой-то бык с длинными рогами (у африканских коров они раза в 3 длиннее, чем у наших) в 10 метрах от меня сильно боднул какого-то местного. Он упал и больше почему-то не встал. На всякий случай отошёл от этого места подальше.

Дошёл до выезда, но машины уже не стопились - темно было. Зато таксистов была куча, все очень навязчиво предлагали свои услуги. Но бесплатно ночевать у себя никто, к сожалению, не предлагал. Пошёл на вокзал, зала ожидания на нём, разумеется, не было. Начальник станции (негр с крашеными волосами, ахтунг?) предложил спать прямо на лавке на улице - но это было не особо приятно - к тому же комаров много, да и какие-то из них вроде даже малярийные.

Вдруг пришёл поезд, который мы обгоняли. Начальник станции прошёл мимо каждого вагона, проверил его по какой-то своей накладной. Спросил у меня, куда я еду - в Дакар или Бамако. Как я понял, он хотел отправить меня вместе с сопровождающими, но оных не было. Сказал ему, что прекрасно могу и без них - он удивился и говорит - лезь в любой вагон. Залез в последний, расстелил спальник, достал подушку и уснул. Через полчаса зашёл какой-то железнодорожный рабочий, у которого, кстати, с английским было лучшем, чем у начальника. Спросил у меня че я тут делаю и кто я такой. Рассказал ему, он осмотрел всё и ушёл.

Отправились где-то через час. Сенегальский грузовой был еще хуже предназначен для проезда, чем наши, советские, в которых как-то тоже приходилось ездить. Рессор, разумеется, тоже не было, но от сцепа доносились ужасные звуки, слушать которые было довольно сложно

Всё-таки уснул и проспал где-то часов 5-6. Когда проснулся - мы были в каком-то городке, я уж было решил, что в Дакаре.

Вышел, оказалось, что я в каком-то городе на К где-то в 100 км восточнее Каолака. Дальше ехать было невыносимо, добрался до трассы, застопил малийского дальонобойщика, который никак не мог объяснить, куда он едет. Сказал ему, что я в Каолак. В Каолаке объяснил, что типа пусть дальше едет, там разберемся. На каждом посту (которые были в каждой маленькой деревне) в накладную он заворачивал 1000 сефа. Если не было 1000 - заворачивал 2000 или 5000 - вежливые гаишники всегда давали сдачу до 1000…

Проехали мимо солёное озеро, одно из немногих в Африке. Вокруг него валялись кучи соли, которые активно продавало местное население.

Наконец доехали до отворота на Тиес, где негр всё-таки отвернул направо. Попрощались с ним, зашёл в какой-то магазин, купил воды за 300 сефа и какое-то печенье за 50 сефа. Вернувшись на трассу, застопил машину до Рюфиска - пригорода Дакара. Сначала решил, что это уже Дакар и позвонил негру, у которого планировал жить. Долго с ним разбирались, наконец, выяснили, что я еще в Рюфиске, бесплатно доехал на городском автобусе до Дакара, встретились с негром, которого звали Мамаду. У него, наконец-то, был анлимитный инет, весь вечер сидел в нём, писал первые части отчёта.

Купил мне бутылку газировки и местную шаверму, которая, кстати, там так же и называется.

На следующий день отправился искать мавританское консульство на авеню им. Ш. де Голля. Параллельно осмотрел Дакар из окна автобуса, кстати, проехали мимо российского посольства. Естественно, автобус, на который мне сказали сесть, не доехал до посольства Мавритании. Приехал на конечную.

Кстати, автобусы в Дакаре - условно-платные, то бишь кто хочет - тот платит, кто не хочет платить - заходит через переднюю дверь и не платит. Разумеется, я ни разу не платил.

На конечной остановке какой-то негр из Габона взялся сопроводить меня, поговорили с ним немного о Габоне и России. Вместе с ним добрались до посольства, отпустил его. В посольстве сразу же заполнил анкету - мавр говорит - иди в кассу, плати 60000 сефа. Я немного офигел - он показал на прайс - типа для стран Азии столько. Сказал ему, что Пермь - Европа. Он мне терпеливо объяснил, что Европа - это те, у кого в паспорта нарисован Евросоюз. Я удивился и спросил, че, Исландия и Норвегия типа Азия? Ему надоело со мной спорить, он позвонил послу - он сказал, хрен с ним, пусть по евро-тарифу платит - 35000 сефа. Виза, кстати, опять месячная. Это меня снова не устроило, но тут торговаться не стали - говорят, нет денег - нет и визы. Сказали еще, что в Россо ехать бесполезно, визу мне там никто не сделает - они не имеют права, т.к. разрешено только в Нуадибу. Это, кстати, впоследствии оказалось правдой.

Вернулся домой, негр купил мне еще одну шаверму и одну бутылку "Кока-Колы". Прошлись по всем его друзьям, коих у него было больше 10, зато все жили в одном районе. Вообще, Дакар - довольно интересный и специфичный город, о котором надо рассказывать отдельно. Наверное, из таких городов, как он, произошли всякие негритянские кварталы США. В нём очень сильная самоидентификация - каждый негр считает себя частью какого-нибудь района.

Да, кстати, и в Сенегале и в Дакаре, в особенности - довольно красивые девушки, которых почти не попадалось ни в Мали, ни в Мавритании.

Переночевав последнюю ночь в Дакаре, утром отправился в сторону мавританской границы.

Часть 6: Отход на север

Подарил перед отъездом матрёшку, ложку и погоны ГО негру. Он мне подарил диск с полной коллекцией группы Heritage. Пообещал приехать в Россию, хотя побаивается скинов. Проводил меня до остановки, показал направление. Да, кстати, забыл сказать, он жил недалеко от выезда из Дакара.

Вообще, мне надо было в Рюфиск, но все автобусы шли не туда. Поэтому пришлось пройти километра 3-4 вперёд, т.к. дорога строилась и автобусы шли в Рюфиск через какую-то другую дорогу.

Там сел на автобус, ехавший даже в Тиес - город на трассе в сторону Сен-Луи, куда мне и надо было. Заплатил за проезд 11 российскими рублями 1992-1993 гг., кондуктор, взявши их, сразу же спрятал и замолчал - видимо, представил, как пойдёт в обменник и в обмен на них получит тысячи сефа…

Негр, сидевший рядом со мной, на одной из остановок купил пакет с 3 мандаринами. Из них 2 подарил мне и только 1 съел сам. Добрый народ.

В Тиесе долго искал выезд, пришлось даже проехать на двух городских автобусах, где тоже платил российскими деньгами. Там их принимали не так охотно, но всё-таки взяли.

Добравшись до выезда, сел на какой-то мини-бас. Водитель, поняв, что сефа от меня не получит, высадил у полицейского поста, попросив гаишника застопить для меня дальнюю машину. Но ждать было лень, я дошёл до выезда, где сел на большой автобус до Сен-Луи. Ехал на нем где-то часа 2, на конечной немного поругался с контролёром. Сказал ему, что русский, ну он и отпустил.

В сам центр я не заходил, времени было довольно мало, но сам город показался довольно симпатичным. Идя в сторону выезда на Ришар-Толь, остановилось такси, рядом с которым сидел нигер-растаман с косяком а ля Боб Марли. Говорит на английском, что там редкость - брателло, давай помогу, сидай в машину и довезём тебя до выезда. Ну я типа доверчивый, сел, хотя и предупредил, что бабла нету. Довезли до университета, где находится выезд на трассу. Говорит - я тебе типа помог, щас ты плати таксимену и езжай дальше. Сказал, что хрен им, таксист сделал вид, что повёз обратно - высадил где-то через 500 метров. Там застопил машину с немецкой туристкой до какой-то сенегальской деревни с детьми, очень любящими играть в футбол Оттуда - на автобусе до пгт. Росс (почти как Россо, куда мне надо было). Ехать пришлось сзади, держась за лестницу, ведущую на крышу.

В Россе стояло с десяток мавританцев, явно хотевших домой и ждавших автобус.

Застопил раньше них мавританский грузовой Мерс а ля Камаз, ехавший прямо в Мавританию. Доехал на нем до границы - до реки Сенегал, где через неё ходит паром. Сразу же прошёл сенегальский выездной контроль. На берегу встретился с венгерской экспедицией Будапешт-Бамако, ехавшей назад. Кстати, одна из машин - обычный Икарус с гармошкой.

Не взяли, сказали, типа, места мало у них.

Зашёл в ресторан чтобы потратить последние 400 сефа и оставшиеся с прошлого раза 200 угий. Купил на все деньги сэндвич, который представлял из себя салат с овощами и мясом. Переночевал на одной из кроватей, стоявших в подсобке ресторана. Утром решил не ждать парома, а пересечь границу на лодке. Владелец лодки потребовал 200 сефа, предложил ему вместо этого 20 российских рублей. Один из пассажиров загорелся желанием получить монету и заплатил за меня, взамен обретя эти самые 20 руб.

На мавританском посту посмотрел, как проходит контроль. Т.к. у граждан Сенегала не было паспортов - их очень сложно получить - они проходили мавританскую границу по предъявлению сертификата о прохождении прививок.

Визу мне не дали, т.к. их тут не делают. Зато после долгого двухчасового ожидания (хотя сказали ждать всего 20 мин) сделали разрешение на 72-часовой транзит за 20 евро. Торговаться не стал, слишком уж мавританские пограничники злобно выглядели.

К северу от границы и от реки Сенегал сразу же началась Сахара. Застопил какой-то автобус на 10 км, опять же пришлось ехать сзади, держась за борт.

Мавританский гаишник объяснил мне, что так ехать опасно, и пересадил в кабину, отправив одного из мавританцев на моё место.

Застопил машину, ехавшую в Нуакшот, которая впоследствии оказалась такси. На каждом посту приходилось предъявлять паспорт, данные которого записывали гаишники.

Водитель ехал только до пригорода Нуакшота. По приезду, обнаружив, что денег с меня не получит, решил действовать решительно - повёз меня в полицию. Его там отшили. Повёз в центральную полицию - в Нуакшоте. Оставил меня там и ушёл. Я показал ментам несколько умных бумаг с печатью моего юридического лица на французском, английском и русском языке - сразу же отпустили. Дошёл до выезда, коий находился недалеко, после недолгого ожидания застопил джип с мавританцем, ехавшем в Нуадибу. Как оказалось, водитель был капитаном народного фронта освобождения Западной Сахары от марокканцев ПОЛИСАРИО. Само это название он всегда произносил как-то очень звучно.

Общаться с ним было сложно - он говорил только на французском и испанском. Всю дорогу мы слушали радио Сахара, в котором под различную музыку суровый диктор на арабском языке говорил про Сахара Демократию, осуждал Магрибию, одобрял Алжирию. Подборка фоновой музыки была весьма специфична - от "Розовой пантеры" до арабских народных песен.

Доехал до границы, оказалось, что ночью она закрыта. Поехал ночевать в Нуадибу, думал, хоть в гости пригласит и накормит. Сказал ему, что в гостиницах типа не ночую, да и угий нету. Он мне подарил 1000 угий, хотя я долго отказывался Говорит че-то типа купи себе еды, поужинай хоть по-человечески.

Еды купил, для ночевки подобрал себе место заброшенного автовокзала - гяр де роутье оф Нуадибу - рядом с выездом. Все комнаты были почему-то открыты, части стен не было, хотя само здание было довольно цивильное.

Переночевал там в спальнике. Утром добрался до отворота на Дахлу на каком-то местном грузовике. Оттуда пешком прогулялся километра 4 до границы - машин не было. Когда уже почти дошёл, остановились погранцы и подвезли до поста. Кстати, когда проезжал мимо железной дороги, увидел знаменитый поезд, который успел сфотографировать.

Проштамповал паспорт, пограничник вписал на одно из такси, ехавшую до границы Марокко через писту длиной километров в 5. Прошёл ворота, вокруг которых стояли баррикады, и оказался в Марокко.

Часть 7: Снова в Марокко

На КПП Бир-Гиндуз встретился с венграми из экспедиции, тоже, видимо, ночевали в Нуадибу.

Долго ждал, пока проштампуют паспорт. Штамп поставили в центре страницы - совсем не экономят места.

Купил наконец бутылку воды, хотя уже не было так жарко. Позавтракал марокканским сэндвичем, который тоже был на самом деле салатом.

Стал ждать на выезде с поста. Местные машины не брали, даже дальнобойщики - всё из-за таксистов, которые пытались контролировать этот процесс. Всем угрожали проверками на полицейском посту на отвороте с Дахлы.

В результате после часу ожидания застопились 2 француза моего возраста, ехавшие километров на 80 назад - туда где они останавливались на ночь, они там оставили документы на машину и из-за этого не могли переехать границу.

Доехали до какого-то комплекса у бензоколонки, разукрашенной наклейками различных ралли и экспедиций. Там со 2 раза застопилась машина, сначала проехавшая мимо, в которой уже сидело 5 человек. Сначала решил, что такси - оказалось, это семья такая большая Спросил куда едут - в Дахлу или Буждур, оказалось - аж в Лааюн (он же - Эль-Аюн), столицу Западной Сахары - на 800 км вперёд.

Заехали в Дахлу, высадили там самых младших членов семьи - которые проживают там. По пути видели сотни машин западных туристов, приезжающих туда на рыбалку.

На дахлинском посту водителю пришлось минут 20 спорить с ментами в участке, наверное, из-за меня.

Ночевали где-то между Буждуром и Лааюном, на какой-то небольшой заправке.

В Лааюн приехали утром, довезли меня прямо до трассы. Доехал на какой-то машине еще километров на 40 вперёд, оттуда - на дальнобойщике до рынка на трассе между Тарфайей и Тан-Таном. Там застопилась машина с профессором, хорошо говорившим по-английски и его сыном. Они ехали в порт Тан-Тана (который по-местному почему-то называется пляж). Попили с ними чай, после чаепития они мне подарили килограмм местного сахара, бутылку чистой воды и пакет арабского чая.

На отвороте была прекрасная позиция для стопа, взял там фольксваген до Тан-Тана, водитель, потребляющий Ред Булл, ехал где-то под 150 км по серпантину. Довёз до выезда из Тан-Тана, говорит - до Гулимина стопом сложновато, бабло надо. Открывает бардачок, у него там несколько пачек 100 дирхамовых купюр (100 дх = 300 руб). Протягивает пару бумажек. Я из вежливости отказался, хотя надо было брать.

Гаишники на выезде решили, что я пришёл пешком, хотя я им пытался объяснить на ломаном французском, что доехал стопом - они почему-то так и не поняли.

Около двух монументов с верблюдами (один - самка, второй - самец), застопил пежо до Гулимина. Водитель всю дорогу пил "Швепс" маленькими глотками, видимо, ему это как-то помогало.

В Гулимине опять же довезли до выезда. Уже темнело, поэтому решил стопить автобус. Предложил им российские деньги - отказались, сказали, что в Тизните высадят - это еще через 100 км. Высадили рядом с выездом, там сел на какой-то шустрый грузовик Митсубиси а ля наш Камаз, ехавший под 110 км/ч. Быстро доехал почти до Агадира, на гран-такси бесплатно добрался до автовокзала. На нём было сложно забраться в автобус до Марракеша с российскими деньгами, т.к. билет приобретался при входе. Но местные заметили меня, спросили, в чём проблема. Говорю, что деньги вот российские есть, а их че-то не принимают, абыдна, да.

Они посовещались, главный из них говорит - я заплачу 50 дирхамов, Ахмед заплатит 50 дирхамов, Мохамед заплатит 50 дирхамов, Ибрагим заплатит 50 дирхамов, а ты садишься в автобус и едешь в Марракеш, лады?

Поблагодарил их. Пользуясь случаем, сейчас передаю им привет.

В Марракеш приехал в 3 ночи, пришлось немного поспать в спальнике где-то в углу автовокзала - у них не было зала ожидания, не изобрели еще.

Остановился на сутки в хостеле где-то за 50 дирхамов (150 российских рублей). Там немного отдохнул, хотя мешали западные туристы, которые весь день и ночь почему-то громко орали.

2 дня гулял по городу. Недавно открылся кибер-парк, в котором были бесплатные автоматы для инета. Но местные гопники оккупировали его - слушают там арабскую музыку и смотрят клипы часами.

Попробовал местного пива разных сортов - оказалось, что редкостная гадость, в т.ч. французское Кроненбург и голландское Хейнекен, оба импортные.

Чипсы Leader, которые брал для закуски, оказались еще хуже. Их пришлось вообще выкинуть.

На второй день пребывания в Марракеше взял билет на ночной поезд до Танжера за 180 дирхамов. Пришлось поругаться с местным ЛОВД из-за того, что пил пиво на перроне.

Приехал в Танжер на следующее утро, оказалось, что город не грязный порт, как его все описывают, а довольно чистый, красивый и вообще приятный город. Но разобраться в нём было сложно, некоторые местные даже не понимают французский и хреново умеют объяснять дорогу. В результате, мне показали дорогу на Сеуту, как дорогу на Тетуан, куда я планировал поехать.

Хотя дорога была довольно красивая, да и машины останавливались очень охотно, в результате я подъехал к посту дуанов (то бишь пограничников). Это вызвало у меня смутные сомнения т.к. виза - двухразовая, и попади я в Сеуту, полуанклав Испании в Африке, всё бы было очен хреново. Но, к счастью, дорога в саму Сеуту не заходила, но границу было хорошо видно - в 200 метрах от дороги был огромный забор, через который не каждый марокканец, жаждущий испанского гражданства, рискнёт перелезть.

Я заехал в город с труднопроизносимым названием, которым была заперта Сеута с марокканской стороны. Тут уже почти все говорили на испанском. Из него выбрался до города M'Diq, водитель предлагал подарить пакетик травы и организовать канал поставки дури в Россию - отказался, ну нафиг такое счастье.

После еще пары пересадок (останавливалась уже каждая вторая машина!), я наконец добрался до Тетуана. Очень долго шёл до выезда, т.к. город большой. За это время со мной успели познакомиться 2 местных жителя и дали свои телефоны и емэйлы Один из них был стопщиком в прошлом и сказал, чтобы я никогда не ездил стопом в Сахару, т.к. это очень-очень страшно и опасно и меня там никто никогда не возьмёт, да и расстояния там очень большие, поэтому бесплатно проехать нереально.

Вышел на дорогу, ведущую через Шефшаун и Оуцзан в Фес. Опять же останавливаемость машин была очень хорошей, но темнело - поэтому пришлось снова сесть в фесский автобус, который довёз меня до Оуцзана. Российские рубли опять не приняли и высадили. Съел бобовый суп в автовокзальном "буфете", выглядевшем а ля полевая кухня. Стоил всего 3 дирхама - 9 рублей. Местные жители ели каких-то улиток, я не решился.

Зашёл в управление автовокзала, там все удивились, что я из России. Один из присутствующих позвонил своему знакомому - доктору, учившемуся в Одессе, немного пообщались с ним на русском, который он прекрасно знал Пожелал мне удачной поездки.

Через час пришёл последний автобус до Феса, было уже 9 часов вечера. Всё-таки взяли меня бесплатно до Феса. Приехал в час ночи, переночевал в автовокзале. Когда проснулся утром - прогулялся по достопримечательностям, которых было очень много совсем рядом. Всякие там стены, полуразрушенные замки, крепости и т.д. Вообще, Фес показался самым приятным городом в Марокко - народ не такой навязчивый, цены низкие, да и достопримечательностей хватает. А главное - есть дешевые рейсы в Европу, на одном из которых, я надеюсь, что полечу сегодня во Франкфурт-Хан.

Часть 8: Евротранзит нумер два

В Фесе купил на последние дирхамы сэндвич а ля шаверма, мандаринов, апельсинов, пирожных. Кстати, покупать последние лучше всего так: зайдя в кондитерскую, заказывать разные образцы продукции. Хозяин обрадуется тому, что его магазин посетил белый месьё и будет периодически предлагать ему некоторые пирожные на пробу, видимо, надеясь, что он их возьмёт пару-тройку кг. А потом ему сказать чтобы взвесил на 10-20 дирхамов, он немного обидится, но оставит еще дирхамов на 5 в подарок. Естественно, съеденные в счёт не идут.

Доехал до аэропорта за 3.30 дирхамов при проезде в 3.40. Хотя можно было и бесплатно. Сначала дал 3.50, кондуктор, видимо, решил, что может обидеть белого месьё сдачей в 0.10 дирхамов. На ломанном французско-английском объяснил, что сдача меня не обидит, он сдал 0.20, т.к. 0.10 не было.

В аэропорту ждал довольно долго. Погранконтроль опять поинтересовался где жил, сказал, что в Касе. В дюти ничего интересного не было. Летели в основном марокканцы с красными немецкими паспортами. Народу было не так много, как в прошлый раз. За безопасностью никто не следил - двери, ведущие из зала к самолётам, были открыты. Да и поле не было окружено забором…

В самолёте экипаж довольно часто комментировал, что мы пролетаем - Барселону, Марсель. Наконец, долетели до Хана. Если кто не знает - Франкфурт-Хан, главный немецкий хаб РайнЭйр - это не Франкфурт-Ам-Майн Интернэшнл и находится от него довольно далеко, как и от самого Франкфурта, они даже находятся в разных землях. Будучи в Хане уже в 3 раз, я так ни разу и не был во Франкфурте.

Пограничники поинтересовались опять же целью приезда, посмотрели билеты до Будапешта. Поставили въездной штамп Хана на визе.

Ночевать пришлось на жестких креслах, а спать - сидя. Мимо иногда проходили русскоговорящие. Кстати, все уборщицы Хана - русские. Ну или из Прибалтики, что вероятнее.

Утром зарегился до Будапешта. Летело много венгров и немножко немцев. На паспортном контроле юный пограничник попытался поставить выездной штамп Хана - я его вовремя остановил, т.к. ни к чему Спросил - планирую ли возвращаться в Дойчланд с этой визой, успокоил его, что нет. До Будапешта летели где-то час с гаком. Внизу было видно Дунай, Австрию и Венгрию. В конце концов прилетели, на автобусе довезли до погранпункта. За высадкой наблюдал бдительный пограничник, прямо как у нас в России. Всех евросоюзовских на паспортном контроле пропускали довольно быстро, на мне погранец немного затормозил - изучал визу и страницу с личными данными минут 5, вопросов задавать не стал, штампов ставить - тоже. Вокруг появились надписи на непонятном и сложном венгерском языке, я его даже не пытался понять, т.к. бесполезно.

Перед выездом вычитал в Инете, что трасса на Ньиредьхазу, куда мне надо было, идёт мимо аэропорта. Как оказалось, трасса рядом есть, но она скоростная и ведёт не в Ньиредьхазу, а в Сольнок, что несколько дольше. Да и вообще - половина машин идёт на юг, в сторону Сегеда, а оттуда - на Сербию и Румынию. Попробовал стопить, некоторые показывали жестами, что отворачивают, некоторые крутили пальцем у виска или даже изображали агрессивные жесты. Обнаружил, что рядом находится железнодорожная станция, от которой можно уехать через Сольнок в Дебрецен, а затем в Ньиредьхазу. Были даже поезда на Захонь, город рядом с венгерско-украинской границей. Решил, что если не получится - поеду на поезде.

Где-то через полчаса остановился какой-то местный водитель, довезший на 5 км вперед до ближайшего города. Там продолжил стопить - сразу же остановилась желтая спортивная легковушка с румынскими номерами. Водитель на ломаном венгерско-румыно-русско-английском рассказал, что едет через Сегед на Тимишоару, крупный город в румынской Трансильвании. Был бы европаспорт, можно было бы съездить, но пришлось отказаться Больше машины не останавливались, в конце концов, мне это надоело и отправился на ближайшую жд станцию. Там останавливались только местные поезда, поэтому пришлось на ближайшем поезде возвращаться до аэропорта. Там сел на пассажирский поезд до Захони. В тамбуре встретил кондуктора, им оказалась девочка лет 18-19, раза в 2 ниже меня Отмазываться было как-то неудобно, показал ей студенческий, сказал, что это мультитикет по Европе для студентов. Она сказала "ОК" и ушла куда-то дальше. В Сольноке сел новый проводник, но, видимо, постеснялся спрашивать у меня билет. В Дебрецене почти все вышли, зато зашло много новых - в основном, студенты. Потом пришёл новый кондуктор, который уже получше понимал русский язык. Студенческий мой он забраковал, сказал, что не катит. Потребовал форинты, сказал, что есть гривны и леи. Он отказался, поинтересовался наличием евров и долларов. Предложил ему вариант, что могу выйти из поезда, а там че-нить придумаю. Он сказал, что не надо, видимо, задумал какую-то гадость Потом привёл какую-то толстую кондукторшу-венгерку, которая уже вполне качественно говорила по-русски. Объяснил ей, что еду из Дебрецена в Ньиредьхазу. Ей понравились мои 20 гривен и она их настоятельно попросила. При том, что венгр периодически кому-то звонил (скорее всего, полиции), я решил, что будет лучше их подарить. Сказали найти в Ньиредьхазе обменник, купить форинты и ехать через час дальше.

Пошёл на трассу, дорога шла через центр, который вроде был не особо интересный. В конце концов дошёл до выезда, на улице всё чаще попадались надписи на русском и даже украинском языке. У выезда была табличка, на которой было написано на русском языке, что до Ужгорода (кстати, по-венгерски он называется Унгберг) меньше 100 км. Первая машина ехала до посёлка или города с названием Богдан. Я думал, что он поедет через границу, уж больно название украинское, а не венгерское Оказалось, что всего лишь где-то 20 км. Оттуда - доехал еще несколько километров, а там застопил грузовик, ехавший на приграничную венгерскую заправку за дешевым украинским бензином. Там увидел довольно длинную очередь дальнобойщиков, в основном - украинских. Долго шёл мимо них, наконец дошёл до КПП Захонь. Венгры объяснили, что переезжать границу можно только на машине. Сел на авто венгра, ехавшего до Чопа залить того же самого дешевого украинского бензина. Попросил, чтобы поставили выездной штамп, венгры вообще даже не планировали ставить - не то лень, не то решили, что мне не надо. Пересёк пограничную реку Тису и оказался на украинском КПП Чоп-Тиса. Хохлы-пограничники спросили откуда еду, сказал им откуда. Они удивились и проштамповали паспорт и миграционку Таможня тоже удивилась и придираться не стала Доехал до первой украинской АЗС у ужгородского выезда из Чопа, венгр поехал на неё, а я остался ждать. К моменту пересечения границы стемнело и стопить стало уже проблематично. Но всё-таки остановился старый ВАЗ-2101, водитель которого - предприниматель, и ездил в Ньиредьхазское Метро за покупками. Там, кстати, проход не только для юр.лиц и ИП, как у нас, а для всех. Покупал он там грибы и ягоды, которые почему-то в Европе стоили намного дешевле, чем в Закарпатье. Пообщались с ним, он рассказал, что у них в консульстве выдают венгерские визы на 5 лет всего за 15 баксов. Если кому надо - получайте там Доехал с ним до Ужгорода, поменял там деньги по хорошему курсу, закупился львовским пивом, чипсами, сухариками, отметив таким образом возвращение почти на родину Купил билет до Львова за 13 грн (65 руб) в общем вагоне, допил пиво и сел на поезд. Уснул моментально.

Часть 9: Украина

Вместе со мной в общем вагоне поезда ехало стадо цыган. Сели тоже в Ужгороде. Сначала не понял, нафиг им туда, сезонная миграция, что ли. Обнаружил только чуть позже, когда приехал в Львов. Итак, проснулся на вокзале, сразу же пошёл искать пригородный до Тернополя. Купил билет до конца, обошёлся в 7 гривен (35 руб). В электричке и выяснилось, зачем цыгане ехали во Львов - некоторые из моих бывших попутчиков исполняли галицкие народные песни с западноукраинским акцентом вместе с подтанцовкой, а некоторые - просто ходили по вагонам в поисках халявы. Приехал в Тернополь в 11 утра, восточнее его уже стало довольно прохладно. Чтобы не ждать электричку до Волочиска в 16 часов, решил поехать стопом. На стене увидел объявление, в котором кто-то на украинском языке огромными буквами написал, что нашёл кота. Кто-то другой чуть ниже приписал тоже на украинском в стихотворной форме с использованием обсценной лексики рекомендацию, что автору объвления следует сделать с этим котом. Жаль, не успел сфотографировать такой прекрасный образец народного творчества.

Доехал до выезда, минут через 10 застопил машину до Подволочиска. Подволочиск и Волочиск - 2 города в Тернопольской и Хмельницкой областях, находящиеся рядом. Их разделяет река Збруч, по которой проходит граница областей, а раньше проходила граница Российской и Австро-Венгерской империй. Водитель проехал Подволочиск и поехал куда-то в другую сторону. Я перешёл мост через Збруч и оказался в Хмельницкой области в Волочиске.

Там увидел здание а ля сельский дом культуры, переделанный сектантами в их церковь, смотрится забавно Город оказался довольно длинным, поэтому доехал до центра на автобусе - как обычно, бесплатно. Потом отправился в сторону выезда и попробовал стопить. Все показывали жестами, что поворачивают. Попробовал жестами показать мужику, чтобы до поворота довёз. Он остановился, проехали с ним около километра. За это время поговорили, выяснилось, что у него жена из Чусового и он вообще в Перми часто бывает. Поэтому его охватило сильное желание оказать мне какую-нить посильную помощь. Так он застопил маршрутку из Волочиска до Хмельницкого и попросил знакомого водителя довезти меня бесплатно до трассы, идущей в объезд Подволочиска и Волочиска (её почему-то тут называют БАМом). В результате, доехал прямо до Хмельницкого.

В Хмельницкий приехал на новый автовокзал, оттуда за полчаса прогулялся до вокзала. По пути случайно наступил на сбитую собаку, коих там почему-то было много. Закупился едой, но валюту обменять не смог, т.к. курс был везде слишком невыгодным - около 17 грн за 100 руб, при том, что нормальный курс - это 20 грн за 100 руб. Сел на электричку до Жмеринки, купив билет сразу до станции, находившейся еще через 30 км - чтобы проехать бесплатно сразу на двух электричках. В зале ожидания Жмеринки попробовал зарядить телефон - дежурная по залу обхамила меня, потребовала, чтобы выключил телефон и пригрозила милицией. Вот ведь народ жадный.

В Вапнярке, куда я попал на электричке из Жмеринки, я сразу же купил билет в общий вагон до Слободки. Обошлось в 9 грн, что довольно дорого, т.к. ехать всего 4 часа. Проводник попался ушлый, записывал кто куда едет и разбудил меня за 5 мин. до прибытия, что, в общем-то, на Украине не принято, тем более - в общих вагонах. Отсидев остаток ночи на вокзале Слободки, отправился на трассу в сторону Рыбницы, третьего города Приднестровья. Машин было довольно мало, первая пришла только через полчаса, зато остановилась и подвезла прямо до границы. На КПП Тимково обнаружилось, что это межгосударственный переход, мне выписали бумажку - отказ в пересении границы и отправили назад. С большим трудом добрался назад в Слободку, на 10 минут опоздал на пригородный, идущий назад. Пришлось ехать на электричке Одесса-Вапнярка, замаскированной под экспресс - она имеет номер вида 8хх. Купил билет (кстати, он был выписан вручную, а не напечатан на машинке), т.к. думал, что билеты там могут проверять при входе. Оказалось, что зря, их даже не проверили внутри поезда, впустую потерял 4 грн.

Гривны к этому времени почти закончились, осталось где-то около 5. Ближайшие обменники были в Одессе и Жмеринке, т.к. было воскресенье. Доехал до станции Рудница, находившейся рядом с поселением с красивым звучным именем Крыжополь. Тут я планировал проехать по узкоколейке, соединяющей Рудницу с крупным городом в Кировоградской области Гайвороном. Пришлось прождать часа 3-4, было довольно холодно, вокзал, естественно, не отапливался. Попробовал поменять валюту - единственным предложением было 16 грн за 100 руб, разумеется, я отказался.

Без труда доехал на узкоколейке до Гайворона, объяснил им, что приехал из России, а обменников в Руднице не нашёл. В Гайвороне планировал пересесть дальше, на пригородный до Голованевска и Подгородней, но поезд до Голованевска отменили, несмотря на официальное расписание на сайте УкрЗализницы. Оставалось чуть меньше 4 гривен и надо было проехать до Винницы, т.к. уже был вечер, а ночевать в Гайвороне не хотелось. Билет по студенческому тарифу мне продавать отказались. Попробовал вписаться в вагон, в одном - проводница наорала, типа все деньги пропил, а щас уехать хочет в другом - проводник испугался начальника поезда, послал к нему. Начальник выходить ко мне не стал, ему было лень, послал какую-то девушку, она меня послала, сказала, что нельзя - вдруг контроль придёт.

Оставался последний шанс - пошёл в начало состава, поговорил с машинистом маневрового тепловоза, ведущего состав до Гайсина. Он сказал, что он-то меня взять туда может, а вот дальше проехать у меня вероятности нет, так как там уже всё намного суровее. Доехал в кабине тепловоза, до этого ни разу не ездил на маневровом В Гайсине был уже новый тепловоз. Не маневровый, а нормальный, пассажирский. После долгих усилий удалось уговорить машиниста взять до Винницы, отправили в заднюю кабину. Всем говорил, что еду домой, в Россию с Украины. Сказал бы про Мали - решили бы, что из психушки сбежал и не взяли.

В Виннице доехал на электричке до Казатина, там наконец-то поменял деньги и нормально позавтракал. Оттуда уже сел на электричку из Бердичева до Киева. Помахал перед контролершами старыми билетами, они смотреть не стали. Где-то после Фастова подошёл контроль, все почему-то показывать билеты не стали, а я по привычке достал. Он посмотрел, забраковал билет и заставил купить новый, по студенческому тарифу до Киева - за 2.50 грн.

В Киеве съездил в гостиницу, думал переночевать там, но мест не было. Посидел в Интернете, выключив в очередной раз клуб-клиент. Потом админ удивлялся, че это у меня время закончилось, а система не блокируется.

Зашёл в Метро, закупился продуктами на те деньги, которые планировал потратить на гостиницу. Взял Гёссера, Гиннес и еще несколько сортов импортного пива, которые стоили не очень дорого. Доехал на ближайшей электричке до Нежина, билеты проверяли, но сказал им, что остались только российские рубли. Предложил им монету в 50 рублей, кондукторша на весь вагон прокричала - "кто в Россию едет? кому рубли?" Желающих купить рубли не нашлось, и я спокойно доехал до Нежина. Там сел на последнюю электричку до Чернигова, контроля не было совсем. Там переночевал с помощью спальника. Утром разбудили менты, сказали, что позже 7 утра спать на вокзале - плохо. Поехал на трассу на троллейбусе №3 до конечной остановки. Попробовал стопить - минут через 10 остановился автобус без номеров и пассажиров, ехавший на 15 км вперед. Это помогло мне выбраться на трассу, но на очень скоростную позицию. Там машины не останавливались, поэтому пришлось бесплатно доехать на рейсовом автобусе до райцентра Репки. В Репках застопилась грузовая "Газель", в которой лежало штук 5 гробов и куча венков. Водитель был сотрудником похоронной конторы и вёз товар в райцентр Добрянку. Обсудили проблемы смертности и уровень жизни, пришли к выводу, что лучше всего жить в Беларуси.

Отворот на Добрянку был перед последним украинским селом - Новыми Ярыловичами. Зашёл там в магазин чтобы потратить последние 5 гривен с гаком. Сказал продавщице взвесить колбасы на эту сумму, в результате получилось, что я получил кусок, стоивший больше 6 грн.

У выезда из Ярыловичей никто не останавливался, не то трасса была слишком хорошая и машины разгонялись, не то просто не хотели садить перед границей, не то из-за того, что машины переполнены были. Может просто боялись - вокруг ведь глухомань.

Решил пройти пешком оставшиеся 6 км. После первого километра застопил мотоциклиста на мотоцикле без коляски. С ним доехал до приграничной заправки, прошёл паспортный контроль и вписался в машину, ехавшую в сторону беларусского КПП, который был еще через километр. Пересёк линию границы и оказался на территории Союзного государства России и Беларуси.

Часть 10: Возвращение домой

Таможня проверять не стала, погранцы тоже, когда поняли, откуда я приехал, и что я не контрабандист, а путешественник. Дошёл до отворота на первый населенный пункт Беларуси по трассе - г. Новая Гута, от него минут через 20 сел на Камаз, ехавший в Гомель. Город был довольно чистым и красивым - по сравнению с предыдущим Черниговом. Вышел на одной из остановок на проспекте Ильича, сел на троллейбус, идущий к вокзалу. Кондукторов там нет, действует старая советская система с компостерами, но народ не халявит и активно их компостирует Ввиду отсутствия белорусских рублей, не смог последовать их примеру.

Доехав до вокзала, отправился на поиск обменников. Т.к. беларусские рубли официально не принимают в банках других государств (в т.ч. РФ и Украины), единственный способ их поменять - только в Беларуси. Поменял 10 евро, 200 руб и 20 грн. До конца пребывания в стране мне этого вполне хватило. Вокруг обменника бродят цыгане, а их молодое поколение прямо стоит у обменника и настойчиво пытается объяснить меняющим деньги, что им хочется кушать.

Взял местного тёмного пива и купил билет на поезд до Гродно. Общий вагон обошёлся в 17000 руб при курсе 1 руб к 70 их рублям. Довольно дорого по сравнению с Украиной и даже с Россией, но всё-таки расстояние довольно большое, через всю страну - от юго-восточной границы до северо-западной. В пути 14 часов.

В Гродно приехал в 5 утра, увидел на 1 пути вагоны Панськой Колии Польской (PKP) до Кузницы-Белостоцкой. А вечером из Гродно даже ходит поезд а ля Интерсити в центр соседнего польского воеводства Белосток. Оба - по дальнему тарифу Интересно, что вход в эти поезда проходит через помещение таможни и погранслужбы, находящееся в вокзале. Там проходит проверка, а потом все каким-то коридором проходят к поезду. Когда я проходил мимо поезда, таможенники выкручивали отсеки в вагоне - проверяли на наличие контрабанды.

Гродно находится рядом с польской и литовской границей - совсем рядом литовский Друскининкай (по-беларусски - Друскининки, литовские и беларусские топонимы очень похожи, например, пограничные станции Адутишкис и Годутишки) и польская Кузница, поэтому везде погранзона. Из-за этого билеты туда не продают без предъявления пропусков. В Украине, кстати, погранзону давно отменили.

Где-то через час отправился гулять по городу. Довольно красивая центральная площадь, есть 2 замка - старый и новый. А еще имеется уникальная возможность перейти реку Неман (она же чуть ниже по течению - Нямунас) без визы и вообще без документов - немного западнее Каунаса (кстати, один из узлов Райна, куда из Москвы можно попасть всего за 600 руб в плацкартном вагоне), который тоже стоит на Немане, река является пограничной между Калининградской областью РФ и Литвой. По сравнению с Гомелем, тут было теплее - где-то около 0. В процессе прогулки по Гродно заглючила карта памяти фотоаппарата, на которой фотки с Африки. Выдаёт какую-то "ошибку форматирования". Надеюсь, что всё починится.

Осмотрев Гродно, отправился к выезду, который находился не очень далеко. Ехать планировал в Лиду, второй крупный город в Гродненской области после Гродно. Машины останавливались не так хорошо, как в Марокко, но минут через 10 сел на первую машину до деревни Обухово, оттуда до отворота на Щучина. Затем уже попалась прямая легковушка до Лиды, выехавшая из Щучина.

Западная Беларусь похожа на Польшу и на другие страны Европы тем, что машина может ехать из небольшой деревни в другую небольшую деревню из соседнего или этого района или из небольшого города в другой небольшой город. А у нас, как правило, все движение систематизировано - машины едут из деревни в райцентр или облцентр, из райцентра в облцентр или деревню, ну и т.д. К примеру, в Пермском крае вряд ли можно увидеть большой поток машин, едущих, к примеру, из Кояново в Пермском районе в Кыласово в Кунгурском районе на кунгурской трассе или из Нытвы в Большую Соснову.

Перед Лидой решил попробовать постопить в сторону Минска, там оставалось всего 200 км, но машины упорно не останавливались, позиция оказалась довольно скоростной Пришлось вернуться в Лиду на машине, в которой, кстати, ехали католические монашки, говорившие с сильным польским акцентом - "прОшу", "дОбре" и т.д. Такой акцент не только у них, но и у многих жителей Гродненщины.

В Лиде достопримечательностей было всего 2 - католический костёл, которых я уже насмотрелся, и замок Гедимина, уже закрытый, т.к. вечер. Посмотрел замок - красивый, но сильно уступает гродненским и калининградским. Хотя все намного лучше глямурных западных а ля Гент.

Прогулялся по городу, зашёл в столовую, пообедал рублей на 30. В этот момент в этом же зале проходили поминки, участниками хором исполнялись какие-то беларусско-униатские песни а ля Аве Мария, но на славянских языках - в основном, на беларусском, русском и польском. Пели все, никто даже не фальшивил. Довольно непривычно, но понравилось

Автовокзал находился рядом с ж.д. вокзалом (кстати, недалеко был магазин с названием "Самоделкин"), посмотрел расписание - рядом с ним написаны деревни, в которые не проехать без пропусков МВД о разрешении въехать в погранзону. Много рейсов есть в соседнюю Литву, хотя, наверное, идут они пустые, т.к. Литва с декабря в Шенгене. Интересно, что проезд от Лиды до Вильнюса дешевле, чем до облцентра Гродно.

На вокзале купил билет в общий вагон за 15000 руб до Кричева на поезд Гродно-Унеча, интересный тем, что проходит через беларусско-российскую границу с общим вагоном. Билет до Унечи - райцентра в Брянщине, которая находится совсем недалеко от Кричева, стоит аж 32000 руб. Подобное ценообразование существует на многих границах, поэтому их намного дешевле пересекать на пригородных поездах или пешком. Небольшой пример - от Киева до Хутора-Михайловского на границе плацкарт стоит 34 грн (1 грн = 5 руб), а купе 52 грн. До соседнего Брянска билет в плацкарте стоит 87 грн, а в купе 149 грн. До пограничной станции Тополи на востоке Украины билет в купе стоит 81 грн, а до соседней российской станции Валуйки - билет в купе стоит аж 221 грн! Подобные цены на билеты получаются и из России. Почувствуйте разницу.

Итак, сел на поезд, выспался на нижней полке. Билет не оторвали, корешок не взяли - так что его можно использовать второй раз через год, если будут желающие прокатиться этим же поездом - обращайтесь, подарю.

Приехал в Кричев, бесплатно прокатился на Газели до центра, народ очень вежливый, денег почему-то даже не спросили. Истратил последние беларусские рубли, купив местной сельди и прочей рыбной продукции. Непонятно, откуда она - вроде морей в Беларуси нету. Вышел на автотрассу А-101 Москва-Бобруйск Дошёл до выезда, где ремонтируется мост через Сож. Машины упорно не стопились - из-за находящейся рядом границы, в таких местах этот процесс сложнее. Не дойдя до конца моста, застопил микроавтобус "Мерседес" с беларусом-водителем внутри и гомельскими номерами. Спросил, куда едет, сказал, что в Москву. Ехал он из Рославля. Обсудили с ним беларусские и российские топонимы, оказалось, что ему кажутся смешными и непривычными наши, а мне - их Например, Краўцоўка, Бабруйск или Магилёў. В Москву он ехал встречать испанцев. Существует какая-то испанская организация, которая в один прекрасный день вспомнила, что во время гражданской войны в Испании наши (а конкретно - в Беларуси) брали на воспитание испанских детей. Они решили отплатить беларусам - берут к себе на время беларусских детей, катают их по Испании, обучают испанскому, ну и просто дружат с беларусскими семьями, сами тоже ездят к ним в гости, останавливаются у них. И испанцы, и родители, и дети от всего этого очень счастливы Так вот, ему надо было забрать их из Шереметьево и отвезти в Рогачёв, где он жил, назад он планировал вернуться этим же вечером.

Доехали до границы РФ, наша таможня его не впустила - отказали, т.к. было какое-то неправильное число кресел, не то много, не то мало. Все кресла были вставлены кустарным способом. Ему выдали специальную бумагу и отправили назад.

Мне пришлось выйти, прошёл мимо таможни, которой не было никакого дела до меня. Застопил машину со смоленскими 67 номерами, которая шла в Рославль (ударение на первом слоге, когда я в Кричеве сказал "РослАвль", народ решил, что мне нужен Ярославль ). Музыкальным сопровождением поездки, как довольно часто бывает в России, стали давно задолбавшие песни преступников припев одной из песен - "Сибирь, тайга, метель, пурга; закон - топор, медведь - прокурор" :)))

В Рославле сходил на вокзал. Кстати, между Кричевом и Рославлем прямого железнодорожного сообщения не было. Из автобусного - был только один автобус, отправляющийся рано утром. Дизель до Фаянсовой (г. Киров в Калужской области) был обрезан до Бетлицы и отправился за час до моего прихода. Много дизелей было на Жуковку в Брянской области и на Смоленск, но мне туда было не надо. Снова пошёл к выезду, застопил автобус, ехавший в атомный город Смоленщины Десногорск. Платить было лень, т.к. российские деньги были в крупных купюрах, менять не хотелось. Водитель против не был. Вышел у отворота на Десногорск, подъехал на одной из последних локальных машин до посёлка Лесхоз, где застрял часа на полтора - как правило, довольно сложно брать машины возле границы областей. В данном случае, граница была между Смоленской и Калужской областями. В конце концов остановился микроавтобус "Фольксваген" с гомельскими номерами, под которыми было написано "Рогачёв" беларусский водитель, с которым я ехал от Кричева, оставил машину на беларусской границе, позвонил своему напарнику и он оперативно приехал. Сейчас они всё еще планировали успеть к вечеру в Рогачёв, поэтому ехали довольно быстро. Въехали в Калужскую область. В Москву я ехать пока не планировал, т.к. оставалось много времени до самолёта. Проехали первое пересечение с ж/д - ветка с Фаянсовой на Спас-Деменск и Смоленск. Подъехали ко второму пересечению с ж/д - ветка с Фаянсовой на Вязьму и Ржев. Здесь я вышел и отправился на соседнюю с трассой платформу - 88 км. Где-то через 20 минут подъехал дизель-поезд Фаянсовая-Вязьма-Ржев, сел на него. Мне не повезло - в этот день кондукторшу проверяла ревизия. Объяснил ей, что еду до Ржева и платить не буду. Она меня сразу предупредила о ревизии - не угрожая и не запугивая, как обычно бывает. Сказал, что попробую их уговорить. Сказала напоследок, чтобы говорил, что еду до Вязьмы, там они выйдут, а дальше уже проблем не будет. Пришли ревизоры - два полных амбала в пиджаках. Сказал им, что еду издалека, денег типа нет, а ехать вот надо. Они кричать не стали, спокойно мне объяснили, что мне придётся выйти на ближайшей станции Угра (не считая остановочных пунктов, они всё-таки не изверги там высаживать). Упираться не стал, пришлось выйти.

Угра оказалась небольшим райцентром в Смоленской (снова) области. Решил где-нибудь час постопить чтобы попытаться догнать поезд, а затем пойти на вокзал, спать. Уже окончательно стемнело, машин на дороге было мало, одна в 5-10 минут. Да и останавливаться не спешили. Из одной предложили довезти до Вязьмы за 500 руб, естественно, отказался. Увидел такси с тверским 69 номером, ехавшее в Угру. Решил, что если оно едет только в Угру, то вполне возможно, что поедет обратно. Ожидания оправдались - таксист остановился за переездом, где я стопил рядом с фонарём. Спросил его куда едет - Осташков? Ржев? или Тверь? Оказалось, что в Зубцов, город на рижской трассе рядом с Ржевом. С машиной мне сильно повезло, такое вряд ли можно было найти даже в светлое время суток. Таксист страдал паранойей - боялся свою т.н. "крышу" и из-за этого не хотел меня везти до Зубцова, чтобы с него потом не спросили гонорар. Он предполагал даже, что я подослан его зубцовской "крышей", чтобы таким образом поиметь потом с него денег Поэтому довёз меня только до Вязьмы, зато - прямо до вокзала. Пригородный из Фаянсовой до Ржева всего стоял в Вязьме около получаса, я приехал за 15 минут до его отправления. Очень сильно удивилась кондукторша, которая, мягко говоря, не ожидала моего появления Спокойно доехал до Ржева, чтобы не ночевать там - купил билет на поезд до Великих Луков за 170 руб. Вагон оказался сидячим, а не общим, что весьма плохо Выспаться из-за этого почти не получилось.

В Луках, которые уже были в Псковской области, взял билет (по студенческому 50% тарифу) до границы с Тверской в сторону Осташкова и Бологого - дальше границы кассиры станции продавать не могли. Вагон был опять сидячий В поезде купил билет (опять за 50%) до Андреаполя, второй крупной станции в Тверской области. В сумме - оба билета за 50 руб. В Андреаполе вышли почти все. Проводница спросила меня, докуда я еду, в Соблаго? Сказал, что чуть дальше, в Пено, чтобы не просила предъявить билет. В Пено выходить не стал, доехал до Осташкова, потом сказал, что не заметил.

Осташков известен своим озером Селигер и истоком Волги. Исток смотреть зимой смысла не было, т.к. снег и лёд. И опять направился к выезду, где проезжало много мажорских навороченных машин с московскими (дачи, наверное, там) и тверскими номерами (типа местная "интеллигенция"). Машины шли в черте города не медленнее 100 км/ч, видимо, меньше их не прёт Застопил Уазик с водителем - представителем местной организации че-то там по правопорядку, вроде как из органов. Немного поговорили о политике, об избрании Медведа в президенты и о страшных перспективах РФ в далеком и недалеком будущем.

Вышел в деревне Осцы, оттуда подъехал до развилки - направо уходила трасса на Селижарово (с каким-то источником, куда многие ездят) и Ржев; налево - трасса на Торжок и Тверь, выбрал левую дорогу. Почти все машины проходили мимо уже не медленнее 120 км/ч и опять не стопились. Наконец, минут через 10 застопилась грузовая "Газель", свернувшая с селижаровской трассы. Доехал на ней прямо до Твери. Понравился Торжок, который мы проезжали - вроде приятный город, много всяких церквей и древних зданий. Торжок-Тверь - это уже участок трассы Е-105, в российской классификации - М-10 - между Москвой и СПб. Большинство машин - грузовики, попадаются номера почти со всей западной части России - до Красноярского края. Доехал до Твери, на "Газели" добрался до вокзала. Тут уже пришлось заплатить 12 руб хамоватому водителю, который довольно злобно орал на пассажиров.

В Твери сел на последнюю электричку до Бологого. Контроля не было. Перед этим, изучая на вокзале установку с Экспрессом-3, заметил, что в поезде Москва-Мурманск ввели общий вагон и поездка по всему маршруту стоит всего чуть больше 500 руб! Скай-экспресс, конечно, лучше, но надо ждать распродажу…

Бесплатно зарядил телефон в отделе по охране труда, где лежали вещи всех сотрудников вокзала. Меня туда пустила уборщица, говорившая очень неразборчивым голосом Хотя так близко к Москве, но доверяют.

До Бологого всю дорогу спал. По приезду взял билет до Сонково на общий вагон, опять оказавшийся сидячим. Поспал в поезде, хотя это и было довольно затруднительным. В Сонково отправился в сторону Москвы - сел на пригородный, идущий в Савёлово, купив билет до Красного Холма за 24 руб. Студенческий не прокатил.

При входе билет проверили, спросили - до Красного Холма? Сказал - ага. Сразу же перешёл в другой вагон - чтобы не вспомнили потом Там проводница спросила, куда еду. Сказал, что в Савёлово. Спросила, есть ли билет, сказал, что ага. Вагон снова был сидячим, это уже начинало задалбывать.

В Савёлово наконец-то появилась электрификация и электрички до Москвы - соответственно, до Савёловского вокзала. Сел на одну из них, доехал до конца, контроля не было. На выходе из турникетов на вокзале какая-то тётка крикнула - у кого нет билета, айда сразу за мной - у неё был проездной. Прошёл сразу за ней, турникет, разумеется, не сработал. Удобно - и перепрыгивать не надо. На станции метро "Савёловская" встал в длинную очередь за билетом, хотел купить на 2 поездки. Но увидев, как народ активно прыгает через турникеты, решил последовать их примеру. Добрался до Комсомольской, купил гриль, прогулялся до Красносельской в Перекресток (вообще, продукты перед поездом удобнее всего покупать там, всего 5 минут ходьбы). Совсем рядом находился дешевый Интернет - на почте на этой же улице, но на него времени не было Зашёл в метро через выход из Комсомольской - там никогда нет дежурных и часто не работают турникеты - в худшем случае можно перепрыгнуть. Доехал на прямом поезде до Юго-Западной, там сел на автобус 611с до Внуково. Зашёл почти перед отправлением автобуса, прошёл через турникет вместе с последним пассажиром. Перед водителем махнул корочкой студенческого, чтобы он не нервничал. В аэропорту съел гриль, выпил большую бутылку пива. В 0.25 зарегистрировался, затем контроль, посадка, автобус, самолёт, в котором ничего почему-то не объявляли - ни перед вылетом, ни перед посадкой. А может это просто из-за того, что я очень крепко спал после всей поездки.

Прилетел по графику, в "Газели" бесплатно доехал до Гознака, оттуда прогулялся пару остановок и наконец-то оказался дома.

Потратил на поездку около 10 тысяч руб, ну может, чуть-чуть побольше. Как вы видите, экономил на всём, даже на самых мелочах, из которых часто складываются довольно приличные расходы.