Виды туризма

23 сентября 2020
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Финляндия
Вид туризма: Парусный туризм
0 511 0

Helsinki - Aalborg - Helsinki

Отчет о плавании


 

Helsinki - Aalborg - Helsinki
Файл с координатами точек (формат gdb для MapSource).

Доброго времени суток всем коллегам! Долго не мог собраться с мыслями, чтобы написать отчет о плавании, которое я совершил с 28 июля по 10 сентября 2011 года. Конечно особым литературным талантом я не выделяюсь, но хотя бы кратко написать о пройденном маршруте думаю смогу. На самом деле я ведь не художественную книгу пишу, а лишь собственный впечатления. Буду выкладывать маленькими порциями (поэтапно), так что по ходу задавайте вопросы, господа, постараюсь ответить. Сам немало полезной информации отсюда почерпнул, быть может и мой опыт кому-то пригодится.

Плавание совершалось на моей парусной яхте Tipu (что в переводе с финского Цыпленок). Проект Helmsman 23, длина 7,1 м, ширина 2,6 м, осадка 1,5 м, площадь основных парусов 20 кв.м, год постройки 1980. Итак, 28 июля в 19:30 (время финское) мы покинул уютный залив Vartiokylanlahti, где моя лодка стояла на летней стоянке в Meri Rastila (60*12.3'N; 025*06.6'E). На борту до Tammisaari был мой друг Константин. Шли шхерным фарватером, наслаждаясь живописными видами и солнечной погодой.

Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki

Ветер был умеренный и попутный и позволил нам долететь почти за один световой день (ночевали на якорной стоянке в точке с координатами 60*05.6'N; 024*57.8E с 01:00 до 08:00). В 20:10 ошвартовались в марине Notholm, что в 1.5 nm от Lapohja (59*54.6'N; 023*17.5'E). Тогда мне показалось удобным попрощаться с другом Константином здесь, однако сразу выяснилось, что автобусы как-то редко ходят, а платформа поезда только в Lapohja, да и вообще там какая-то промзона (даже не живет никто, вечером прогулялись по окрестностям и никого не встретили). Может так пустынно было по причине позднего вечера пятницы, когда все финны садятся в лодки и разъезжаются кто куда? Благо живописных островов вокруг тысячи. Зато гостевая стоянка стоит всего 12 евро (а то в Ханко летом 2010 с меня 30 евро содрали). Поэтому утром доскочили до Tammisaari (6.5nm), где и распрощались.

Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki

Дальше я шел один, друга Константина проводил, так что фото станет меньше (не люблю снимать). В 14:30 отошел. Погодка стояла отличная, ветерок правда поменялся, пришлось немного полавироваться (SSE-2), а затем и вообще 4 часа поштилеть возле маяка Langden (59*46.5'N; 023*15.1'E). Это было очень даже полезно, так как во-первых я приготовился к переходу морем, разложив аккуратно все вещи, а во-вторых установил бакштаги, что планировал сделать еще в сезон 2010-го. В 23:30 подуло от NE. К 12:30 ветер уже усилился до 5, и я 4 часика отдохнул, отдав плавучий якорь с наглухо зарифленным гротом в ДП (59*24'N; 022*08'E).

К вечеру ветерок стих, и с 20:20 до 07:50 были "слабые ветра переменных направлений". Однако за ночь все же прошел 12.3 nm. С утра ветерок установился от ENE (до 2), что позволило весь световой день (до 23:00) нести спинакер. В 05:00 вышел в точку 58*33.4'N; 020*09'E и встал в дрейф. Пытался половить треску на банке 39 м, но безуспешно, слишком глубоко. Позавтракал и лег спать.

С 11:00 до 20:20 дошел до Gotska Sanden bank (58*11.6N; 019*18.4E), где рыбалка уже была более удачной. Ночью стоял полный штиль,и я хорошо отдохнул. С 09:15 до 20:20 переход до Visby. Ветер от NE до E 2-3. Нес спиннакер, после 16:00 сменил на геную.

До острова Готланд погодка была идеальная: ветер попутный, волнение небольшое, видимость отличная. Только один эпизод мне мягко говоря не понравился. 2 августа в 03:20 в точке 58*37'N; 020*20' E меня чуть не раздавил пассажирский паром компании Tallink. Я отдыхал по 15-20 минут, а лодка шла с подвязанным румпелем. Штурман парома не мог меня не видеть (ходовые огни горели и пассивный РЛС отражатель у меня есть), моря вокруг было достаточно, однако он почему-то решил меня давить... Если бы таймер прозвонил на 3 минуты позже, то я вряд ли сейчас писал бы этот отчет.

Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki

Гостевая марина Visby сама по себе тесная была забита, с трудом нашел место. Лодки стояли большие и весьма солидные, так что маневрировать было опасно (у меня не было страховки, так что я боялся всегда). Вечером помылся (в душе там надо бросать монетки (шведские кроны), которых у меня не было (везде я расплачивался мультивалютной пластиковой карточкой Visa Classic), так что пришлось набирать воду из-под крана в ведро и так мыться). Утром прогулялся по городу (прошел вдоль всей крепостной стены с внутренней стороны), закупил в супермаркете свежие продукты и набрал пресной воды в марине. В офисе марины переписал прогноз погоды на 3 дня.

Helsinki - Aalborg - HelsinkiHelsinki - Aalborg - HelsinkiHelsinki - Aalborg - Helsinki

Вышел из порта 04 августа в 15:30 (здесь и далее решил писать в судовом журнале время по Гринвичу) и тут же встал в дрейф. Полный штиль дал мне возможность провести генеральную уборку, поужинать и разложить вещи и продукты. В 21:30 подуло от SE, и я направился огибать остров Эланд с севера. Дело в том, что я совсем забыл, что у меня нет карт южнее Кальмарсунда (вспомнил уже после выхода из Висби). Поэтому я зашел в Oskarhamn в надежде купить их там, однако после долгих поисков яхтенного магазина, выяснилось что там нет нужных карт. Продавец посоветовал мне идти в Kalmar. Но, потеряв время на заход в Oskarhamn и поиск магазина, я не успевал до выходных в Kalmar (тем более что ветер стал южный). Я покинул Oskarhamn в 15:20 и в 23:45 встал на якорь в точке 57*07' N; 016*38'E. Проспав до 07:20 я до 15:45 дошел до Кальмарского моста и встал на якорь в точке 56*40.8N; 016*24'4E. Погода испортилась совсем, ветер дул порывистый SW до 7 баллов (субьективно, инструментальных замеров не проводил - у меня нет анемометра), временами моросил дождик. Так что стоял я до утра понедельника 8 августа.

Helsinki - Aalborg - Helsinki

Утром зашел в марину и посетил яхтенный магазин, где за сколько-то крон (экв. около 18 евро х 2) я приобрел 2 отличного качества карты на южную часть Балтийского моря и на проливы Каттегат и Скагеррак. В 10:45 я вышел из марины в дальнейший путь. Ветер был южный свежий, но ровный. К 19:30 я был в точке 56*25'N; 016*17'E, где столкнулся с грозовым шквалом весьма приличным (ранее мне не доводилось сталкиваться со шквалом подобной силы и продолжительности). Думаю что было 9-10 баллов. Я лавировался на фордевинд (030*-300*) под одним штормовым стакселем (3.2 кв.м), дабы сохранить управляемость, но ... было жутко. Шквал сменился штилем, и я простоял в дрейфе до 03:00.

Helsinki - Aalborg - Helsinki

На следующее утро погодо была странная. Ветер часто менял направление, иногда затихая до штиля. По небу шли угрожающего вида тучи из которых выливались обильные ливни, но шквалов они не приносили. Однако, к обеду ветер раздул так, что я не мог уже нести штормовой стаксель и наглухо зарифленный грот и пытался хотя бы удержать позицию возле ветрогенераторов (56*10'N;016*02.4'E). К вечеру мне удалось дойти до точки 56*03.5'N; 015*51'E, где я отдал якорь, зайдя с фарватера за южную вешку до глубин 8 м. Ветер и ночью не стих, а к утру дул уже с такой силой, что я физически не смог выбрать якорь (думаю W 8-9). Хотя до берега было недалеко (8 кбт.), но довольно быстро развело короткую крутую волну (около 0.5м высотой и 4 м длиной). Стоянку мою уже нельзя было назвать комфортной. Дабы уменьшить рывки якорной ленты я утяжелил ее грузом из двух камней, которые подыскал ещё на пляже Висби. Это дало неплохой результат. Несколько шведских и немецких яхт проходили близко и предлагали мне помощь, однако я даже представить себе не мог, чем они могли бы мне помочь, а потому отказывался и делал вид, что мне нравится так "колбаситься". Якорь свой я бы не оставил, а выбрать его моих сил не хватало (тем более к тому времени я предполагал, что раз мой якорь не "ползёт", значит он за что-то на дне крепко зацепился, может даже угодил в рыбацкую сеть, следовательно придется немало попотеть, чтобы его выдрать). Ветер свистел не ослабевая весь день, я же ждал момента затишья, чтобы выбрать якорь и подойти поближе к берегу и каждый час ползал на бак проверить, не перетирается ли якорный конец. Однако это мне удалось сделать лишь в 19:40. Я подошел к берегу до 1 кбт и отдал якорь на глубине 5 м. Несомненно, новое место якорной стоянки было намного спокойнее и, несмотря на то что ночью ветер так же свистел, я отдохнул хорошо.

Helsinki - Aalborg - HelsinkiHelsinki - Aalborg - Helsinki

Утром погодка наладилась, и не успел я пройти 8.5 миль, как заштилел в точке 56*00'N; 015*40'E в 14:00 . C 16:00 начало раздувать от E с переходом к NE. Ночь была бурная, я постепенно уменьшал парусность, пока не остался под одним стакселем (8.8 кв.м). Менять его на штормовой ночью я не решился, так и летел. Слава Богу, он выдержал, не порвался. Временами (полосами) шел дождь и было сыро и как-то очень темно (хорошо хоть тепло). Я планировал заход в Simrishamn, но пролетел его в 01:45, тогда решил уже идти далее в Ystad. Самой большой проблемой было вести прокладку. Хотя бы раз в 2 часа необходимо было бросать румпель и, раскорячившись в каюте, наносить точку на карту. Лодка при этом, конечно, вставала лагом к волне (которая к тому времени выросла до 1.5 - 2 м), что прибавляло экстрима. Мыс Sandhammaren я обогнул в 06:00 (кстати впервые на этой лодке я несколько раз выходил в режим серфинга, оседлав 2-метровую волну), а затем ветер стал стихать, и в Ystad я пришел лишь в 09:00.

И город, и марина мне понравились. Вообще я люблю маленькие уютные города, где "рукой подать" и до достопримечательностей и до магазинов. Марина оборудована терминалом, где можно, вставив банковскую карту, оплатить стоянку и получить карту на которой будет 50 крон. Эту карту надо вставлять в считывающие устройства, когда захочешь принять горячий душ (10 крон), либо чтобы включилась сауна (тоже 10 крон). Вроде и за электричество так же платят, но я не пробовал. (У меня есть солнечная батарея на 30 Вт, которая обеспечивала все мои скромные потребности в электроэнергии). Потом когда покидаешь марину неизрасходованные кроны возвращают (+залог за саму карту 100 крон). Так у меня появились наличные шведские кроны. Есть стиральная и (главное) сушильная машина (и не надо никакие монетки бросать)! Я мало марин посещал, но среди них это также была и ЕДИНСТВЕННАЯ марина с сауной. А сауну я люблю. Но как ни странно у других яхтсменов (в основном немцев) она не пользуется популярностью. Грелся я там один.

Ещё в Истаде (рядом с мариной) мне понравился магазинчик всякого морского барахла. Ценители старых вещей могут приобрести там разные старинные морские вещи. Даже запах в магазине не передаваемый - какая-то смесь смолы, солидола, пыли натуральных витых концов, дерева, резины. Однако я не знаю, возможны проблемы на таможне - посчитают за предметы антикварной ценности. Да и лодка у меня - не классикбот. Так что я только сапоги и перчатки там приобрёл.

Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki

Утром 13 августа в 10:30 я покинул марину и на рейде порта встал на якорь. Погодка была "нелетная", дождик моросил и ветер какой-то порывистый. Так что стоял и занимался шитьем тента (занавеси) вместо (и поверх) брандерщита. А то пока с попутным ветром и дождем пересекал Hanobugt, то много воды налилось через вход в каюту и вымокли матрасики (а я предпочитаю спать в гробу левого борта), и камбузный угол намок тоже изрядно (он у меня напротив по правому борту).

Закончил шить (и еще сделал генеральную уборку внутри) и в 17:45 выбрал якорь. Как раз и погодка улучшилась, да и ночные переходы я люблю. В 01:00 заштилел возле Trelleborg'a (55*19'N;13*11'E); в 04:45 снова повеяло от ENE, и в 07:35 я обогнул мыс Falsteborev (вернее сказать его южную вешку), а в 09:30 встал возле маяка Falstebro на якорь и прилег отдохнуть (55*23.3'N; 012*48.6'E).

Helsinki - Aalborg - Helsinki

В 14:20 проснулся и пошел в пролив Oresund. Работая на судах морского торгового флота, я неоднократно хаживал Зундом. Вспоминалась атмосфера праздника, обилие яхт и теплоходов под разными флагами, самолеты, заходящие на посадку в аэропорт Kastrup с интервалом 2 минуты... Однако 14 августа я не встретил там ни одной (!) яхты (быть может из-за вечера воскресенья). Течение было попутное и не слабо помогало (думаю скорость его была не менее 1 уз.), ветер тоже был благоприятный (умеренный от Е). Так что Форты и заход в Копенгаген я прошел в 18:30, а в 21:00, миновав все многочисленные подводные кабели к острову Вен, отдал якорь в точке 55*56.5'N; 012*45.8'E. (Что-то тут не вовремя стряслось с моим смартфоном, так что есть только фото мобильником плохого качества).

Ночью погода была ненастная, подсвистывал ветер, неоднократно шел дождь, а к утру ветер поменялся на NW 4-5. Выбрал якорь в 06:30. Траверс замка Гамлета Kronborg прошел в 09:00. А в 12:00 ошвартовался в марине Hoeganaes для пополнения "провизионной кладовой" (вообще-то только свежий хлеб нужен был, но как всегда на 25 евро набрал). В 15:00 покинул марину, в 18:20 прошел траверс мыса Kullen.

Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - HelsinkiHelsinki - Aalborg - Helsinki

(Ответ). У меня на борту 2 якоря - становой конструкции Брюса массой 7.5 кг + 2 метра цепи калибра 6 + якорная лента 50 м; запасной конструкции Холла 10 кг + якорная лента 25м. Встаю обычно на глубине 5-10 м. В плане улучшения я бы добавил якорной ленты до 100 м (тогда мог бы вставать на глубине до 20 м). Да, в Кальмарсунде получилось неприятно. Моих сил не хватало для выборки якоря (первый такой случай в практике). Тут можно было бы конечно забить точку в GPS, привязать что-либо плавучее и отдать якорь. Подойти ближе к берегу и встать на запасной, а на следующий день при более спокойной погоде уже провести спасательную операцию. Однако у меня не было уверенности, что при таком сильном ветре я смогу отлавироваться дабы подойти поближе к берегу. А если бы меня потащило по ветру (пространство для дрейфа там хоть отбавляй), то даже на плавучем якоре миль на 30-40 точно отнесло.

Что ж, продолжаю... От мыса Kullen.

Ветер к тому времени поменялся к W, так что стало возможно идти одним галсом в Kattegat. Мыс Kullen на самом деле впечатляет: какая-то лодка на его фоне с расстояния 2 мили смотрелась как игрушка. А какой Маяк (я даже с большой буквы пишу)! Там мачта какая-то на полпути до острова Anholt торчит (56*33.7'N; 012*06'E), оставил ее по левому борту в 01:30. Так вот до неё я вспышки маяка видел. Постоял в дрейфе, отдохнул с 04:30 до 07:00 где-то в районе 56*43'N;012*03' E. Остров Anholt проходил в 10 nm, но не видел совсем даже маяка. Судя по всему он низкий очень. Пересек DWR T (deep water root) в 14:00 (ветер к тому времени еще к SW отошел, так что все левым галсом шел). К 16:10 вышел в "точку промысла трески" (57*00' N;011*36.6'E).

Да-а, такой рыбалки у меня ещё не было! На подходе к банке аж эхолот стало глючить - то 30 м покажет, то 2.5, то вообще 0.8. Я даже расстроился, так как подумал, что он сломался, однако это просто РЫБЫ ОЧЕНЬ МНОГО! Я не успевал пилкер смайнать до дна, как уже треска его хватала "налету". Половил 15 минут и хватит! Уже ради спортивного интереса решил на другую точку выйти (57*04'N; 011*34.6'E). Так вот там оказалось ЕЩЁ БОЛЬШЕ РЫБЫ!

Helsinki - Aalborg - Helsinki

В 22:15 обогнул зеленый буй острова Laesoe (57*22.5'N; 011*15.5'E) и прилег отдохнуть - большие теплоходы тут не ходют (мелко), а маленькие меня всяко объедут. Ветерок ослабел до 2-3 от SW, да и остров прикрыл меня от волны, так что спокойно поспал до 04:20. В 10:30 зашел в (южную) марину Frederikshavn. В кают-компании марины есть компьютер с выходом в Интернет. Можно и погоду глянуть, и электронную почту почитать, и за мобильник заплатить и пр... (такого сервиса я раньше не встречал). Раньше, судя по ящичкам на стенах, за горячий душ тоже надо было монетку кидать, но сейчас прорези в них были заклеены. Городок уютный вот только марина далековато от центра расположена. Дания - "велосипедная" страна и есть тут сервис - можно городской велосипед взять напрокат и кататься (и вроде даже бесплатно), однако я с этим сервисом не разобрался и ходил пешком.

Helsinki - Aalborg - HelsinkiHelsinki - Aalborg - Helsinki
Снимок Вилье – лодка Романа на ходу

(Ответ). Ночные переходы - это сложная тема для одиночки. Тут обстановка всё решает. Например, когда я вышел из Висби ,то думал, что отойду сколько-то и отдохну помаленьку, как учил ДЕД по 15 -20 минут. Однако всю ночь движение судов было какое-то беспорядочное и интенсивное, так что пришлось держать под контролем их перемещения. А потом ещё этот заход в Oskarhamn, поиск магазина и отход... Так что тогда вообще получилось что 2 дня не спал. А вообще старался спать днём (на рассвете), вывешивая 2 чёрных шара по вертикали. Парусную яхту хорошо видно, особенно если для стабильности ещё и оставить зарифленный грот. А в том чтобы меня раздавить судоводители больших судов тоже не заинтересованы - это никому не надо. Прокладку вёл по бумажным путевым картам (всего у меня было 4 карты: Центральная Балтика, Южная Балтика, Каттегат со Скагерраком и Северное море от Скагена до Эсбьерга), координаты снимал с автомобильного GPS-навигатора Garmin nuvi 205, который при случае со скидкой купил всего за 80 евро. Питание было не роскошное. Утром кофе с бутыльбродом, часика через 3 - каша (обычно манная или овсяная) или яичница с колбасками и луком, к 15:00 обед (варил супы из пакета), вечером картофельное пюре либо макароны с кубиком и ещё чем Бог пошлёт (колбаски, сосиски и т.д.).

А ходить в яхтенный магазин пришлось далеко (через весь город), так как я собирался огибать Skagen, а у меня не было (новой) карты Северного моря. Так что я думаю, что лучше было бы заходить в "северную" марину (до магазинчика ближе, а до центра города расстояние вроде то же). Однако в магазине нужной карты не оказалось. У меня была старая карта (до Esbjerg'a) которую списали с теплохода, где я работал. Затертая до дыр (в буквальном смысле слова) Admirality Chart с последней корректурой от 2001 г., но это все же лучше чем ничего. Ага, тут как раз стоило бы отметить, что на моём нетбуке установлена OpenCPN с картами СМ 93. Но я на него сильно не рассчитываю. Пользую нетбук только в тепличных условиях (в марине или на якорной стоянке) и жутко боюсь, что при качке может повредиться жесткий диск. Обычно, планируя переход, я намечаю возможные заходы в порты-убежища (укрытия) и перерисовываю их "основные вехи" на бумажки. Так что я решил идти дальше без (новой) бумажной карты (,что, совершенно согласен, не есть ХМП).

18 августа в 12:30 я покинул марину Frederikshavn. Погода стояла отличная. Легкий ветерок SSE - 1, солнечно и тепло. Учитывая это, я прошел мелководным фарватером между архипелагом Hirsholm и материком (временами даже неплохо просматривалось дно). По ходу приклеил нескользящие ленты покрытия палубы кокпита, однако, забегая вперёд, скажу, что продержались они недолго. В 22:20 я обогнул Skagen (само собой я срезал этот несчастный северный буй, который на моих глазах даже довольно крупный сухогруз срезал). Этот низкий с далеко уходящей в море отмелью мыс совершенно не впечатляет (в сравнении скажем с мысом Kullen), однако он является важной поворотной точкой, и я считаю что тут ты вполне имеешь право сказать, что покидаешь знакомые воды Балтики и выходишь уже в часть Атлантического океана - Северное море (потому как трудно назвать проливом Skagerrak ширина которого 60 nm, а глубина местами превышает полкилометра). И сразу после выхода в Skagerrak кончился южный ветерок. Небольшим течением меня сносило на север, и, чтобы не мешать движению крупных судов, я дважды запускал мотор и подходил ближе к берегу. Здесь я впервые заметил свечение воды (особенно было красиво, когда бурлил воду мотором). Это на самом деле удивительное зрелище, и я считаю, что только чтобы увидеть это, уже вполне стоило тащиться в такую даль. (Когда я работал на флоте, то не замечал свечения - судовые огни мешали).

А дальше началась чехарда какая-то. Объяснить не могу. В 03:50 задуло от Е и почти сразу 3. В 07:00 было уже 4 от SE (57*42'N; 010*17.5'E). Моросящий дождь перешел в ливень со шквалом. В 09:00 ветер посвежел до 6-7 и сразу (!) перешел на WNW - такого резкого изменения погодных условий я раньше не наблюдал. Под наглухо зарифленным гротом я заскочил в Hirtshals. И этот ветер сохранился и завтра. И даже к вечеру нисколько не стихло. И лишь на рассвете в 05:00 21 августа я смог покинуть моё убежище.

Маленький рыбацкий городок Hirtshals имеет по-моему только одну достопримечательность - Bunkermuseum - останки фашистких береговых укрепсооружений, что привлекает сюда толпы туристов из разных стран. Довольно внушительных размеров паромы заходят в этот порт, и с одним из них у меня вышла неудобная ситуация. При заходе в подходной канал я осмотрел горизонт и не увидел ничего угрожающего. А уже в процессе движения по каналу эта громада стала приближаться, причём довольно быстро. Мне деваться было некуда - уходить с канала не позволяли глубины на бровке и лавироваться обратно в море по узкому каналу да ещё и перед носом этого парома тоже вряд ли хорошая идея. Так что прижался насколько возможно ко входному волнолому и двигался вдоль него метрах в 4-х. А ведь надо было ещё запустить мотор и смайнать грот. Представляю, какие маты сложил на меня капитан парома! Потом уже хабамастер гостевого причала сказал мне, что необходимо было перед заходом связаться с порт-контролем по УКВ и запросить разрешение (это же правило написано на доске объявлений на причале). При выходе я уже всё сделал как положено, нарушив запрет на УКВ передачу (у меня нет лицензии судового радиооператора). Правда, можно было бы ещё позвонить диспетчеру движения из кафе, но, поскольку выходил я очень рано, то кафе было ещё закрыто.  

Хабамастер появился лишь вечером, взял 20 евро за сутки стоянки, дал мне секретный код от душевой и уехал. Я же пообещал уйти завтра вечером (надеялся что ветер затихнет). Однако затихло только ночью, и на рассвете, не дожидаясь его приезда, я ушел (не хотел платить ещё 20 евро). Наверное можно было постоять с рыбаками, которых набилось в гавань немало, но почему-то никого из них на борту я не встретил, а швартоваться к ним без спросу как-то не решился.

В Хиртсхалсе я уже ранее бывал (наш теплоход стоял неделю в плавдоке в 2005-м осенью). Однако ни тогда ни в 2011-м я Бункер-музей не посетил - не люблю войну и всё что с ней связано. Еще здесь мне впервые отказали оплатить покупки пластиковой картой, сказав что принимают только датские карты (хотя я заходил в крупный продуктовый супермаркет). Хорошо что с давних времен у меня завалялись сто с чем-то датских крон - как раз кстати пришлось. Wi-Fi точка там на центральной площади тоже как-то странно работает. Вроде подключение есть, а в сеть не войти (пробовал и со смартфона с Android и с нетбука - безуспешно). Так что за прогнозом погоды пришлось в отель на ресепшен обращаться. Спасибо, датчане помогли.

Helsinki - Aalborg - Helsinki Helsinki - Aalborg - Helsinki

21 августа утром была ясная погода, ветер ослабел и очень удачно для меня поменял направление (S-2,3). С 07:30 до 09:30 проходил сквозь туманный фронт (57*27'N; 009*35' E), видимость не превышала 1 кбт, но я был спокоен, так как все крупные суда ходят мористее, а с рыбаками мы всяко уж разойдёмся. Но в-общем, был идеальный сэйлинг. С 14:30 до 18:30 поштилел даже. Затем подуло от N с переходом на NNW. Hantsholm прошел в 04:30 (57*08'N; 008*33'E), к этому времени уже раздуло до 4-5. Немного ранее (где-то в 03:30) впервые пересекся с подводной лодкой на ходу. В предутренних сумерках долго не мог разобрать что за странный объект едет мне в левый борт - весь черный, никаких огней кроме ходовых (я перед носом у него проскочил ~ в 2 кбт). После поворота на курс 215* двигался вдоль унылых песчанных берегов Северного моря. Интенсивность судоходства резко снизилась, так что отдыхал по 20 минут. К полудню ветерок ещё подвернул до NW и ослабел до 3-4, так что лодка и без моего участия хорошо сохраняла курс с подвязанным румпелем. Я же в каюте занимался небольшим ремонтом стакселя.

В 15:20 в точке 56*40'N; 008*02'E я принял решение возвращаться обратно в Хельсинки через Tuboroen Chanel (Limfjord). Ранее я намеревался идти дальше на юг, но...

Причины для возвращения:

1) у меня не было никаких "прав" для управления парусным судном (и, если в Скандинавии на это смотрят сквозь пальцы, то как отнесутся к этому в Голландии и Германии я не знаю);

2) то же самое можно сказать и о страховке яхты и экипажа;

3) я так же не знал как решить вопрос с постановкой лодки на зимнее хранение, скажем, в Голландии или Германии (у меня нет там знакомых);

4) полагаю что и до Франции можно было бы дойти, но я подумал, что чем южнее, тем дороже + выбираться в Россию дальше (=дороже), (а ведь выбираться надо непременно, так как виза не резиновая).

Господа коллеги, если у вас есть пути решения данных ограничивающих обстоятельств, то буду вам весьма благодарен за обсуждение этих путей. Если же эти ограничения хоть в какой-то мере снять, то я бы хотел в сезон 2012-го пройти дальше...

В 17:40 я вошёл в Tuboroen Chanel. Ветерок уже стих до 2. В 22:30 я отдал якорь в точке 56*34.6'N; 008*32.8'E. Утром под мотором прошёл разводной мост и простоял до 15:40 - штиль. Далее подуло от Е, и до темноты (20:00) я добрался до Nykoеbing, отдал якорь в бухте (56*47.3'N; 008*52.1'E). Снялся с якоря в 07:30 и к 11:10 под мотором прошел Loegstoer Channel (очень узкий для лавировки). В 15:00 прошёл разводной Agersund bridge. А в 20:00 ошвартовался в Aalborg Sejlclub.

Limfjord мне очень понравился. Лишь на входе с Северного моря и после Loegstoer до Aalborg узковато и мелко, а в остальных местах широко и можно идти под парусами даже в лавировку (и ветер не прикрыт - берега низкие). Бровки канала очень четко просматриваются. Течение есть и оно на протяжении всего времени было встречное для меня. Только я не понял, оно всегда направлено на запад или зависит от сгонных/нагонных ветров в морях? Несколько напрягают разводные мосты (единственный высокий и неразводной мост - Sallingsund bridge, что возле Glyngore). Во-первых, они не работают ночью (хотя и обстановка ночью западнее Aalborg'a не горит); во-вторых, они открываются либо по требованию на УКВ канале 12, либо когда захочет оператор моста (возле Agersund bridge я был очевидцем конфликта между шкипером немецкой яхты, которая шла со стороны Aalborg'a и оператором, в результате чего оператор немца "поставил на место", сказав "You are in Danmark not in Germany"); в-третьих, под ними ускоряется течение и могут возникнуть опасные ситуации с другими судами (кстати, может кто из коллег знает правила в канале, у каких судов приоритет [при прохождении мостов]?). (Только лишь в Aalborg'е на мосту висит табло, на котором указано время очередной разводки - я подошел, увидел и ошвартовался к стенке набережной - все понятно, и не надо крутиться возле моста по полчаса). Погода на протяжении всего времени была хорошая, солнечная и теплая, ветерок только слабоват - в результате чего прохождение Limfjord' a растянулось на 4 дня.

(Прошу прощения за качество фото. Они делались мобильным телефоном Motorola L7e с камерой 1,3 Mpx. Дальше решил их вообще не делать, хотя красивых и интересных видов было немало. Дело в том что мой смартфон к тому времени совсем отказался заряжаться от бортовой сети).

Helsinki - Aalborg - HelsinkiHelsinki - Aalborg - Helsinki

В Aalborg Sejlclub стоянка стоила около 17 евро/сутки (утром пришёл хабамастер и взял 50 евро, а сдачу вернул кронами). В клубе есть свободный Wi-Fi (кстати, и на центральной площади города тоже есть). Я стоял в западном клубе, но лучше бы прошёл на 1 милю подальше - стоянка стОит столько же, а ближе к центру города + там же прямо на территории клуба есть яхтенные магазины. Достопримечательности не смотрел - ничего совсем не могу сказать. После шоппинга на остатки датских монет купил бензин для мотора (литра 3,5 получилось).

Покинул клуб 25 августа в 16:10. Под мотором за 2 часа (40 минут ждал) прошел мосты и ошвартовался к набережной - штиль (57*03.1' N; 009*56.6'E).

Утром повеяло от ESE (начал движение в 06:30), а к обеду раздуло уже до 5-6. Я еще постоял на якоре возле паромной переправы Egense - Hals 2.5 часа, но в итоге раздумий всё же решил выходить в Каттегат. 3.5 мили по узкому каналу и в глухую лавировку я шел 2 часа! Там образовалась ужасная волновая толчея, но я понемногу выскребся к 17:00 (56*57.7'N; 010*23'E). Следовал строго на юг вдоль берега и в 22:15 зашёл в Marjager fjord. Погода была нестабильная и колбаситься в море ночью мне не хотелось. В 23:30 отдал якорь в точке 56*42.3' N; 010*19'E. И вовремя, так как где-то через полчаса разразилась довольно сильная гроза со шквалом (я - не экстримал и в такую погоду предпочитаю сидеть в каюте и попивать чаёк). Заход сам по себе уже был экстримальным - темно, совсем ничего не видно (небо заранее уже заволокло плотными тучами). Светят только створные знаки, по кромкам есть вешки со светоотражающими полосками (тогда я реально пожалел, что у меня нет мощной фары) + течение встречное. Рядом со мной (~ 0.25 кбт) ещё и какой-то катер стоял, который даже не включил якорный огонь (я его потом уже во время вспышек молнии увидел (а мог бы и в борт ему приехать)).

27 августа проснулся в 06:40. Течение поменяло направление (стало из моря во фьорд), видимо и ночью тоже менялось, так как якорный конец намотался на скег, руль и "ногу" мотора (ночью якорь отдавал с кормы, чтобы лодку течением развернуло носом на ветер перед грозовым шквалом, а теперь пожалел об этом). Но решил повременить с распутыванием якорного, потому как было и ещё одно развлечение.

В процессе выхода из Limfjord'а в море самопроизвольно отдался карабин стаксель-фала, а поскольку я нёс тогда штормовой стаксель, то его освободившийся конец был достаточно длинный и с успехом намотался на стоячий такелаж. Конечно, стаксель я снова сразу поднял на спиннакер-фале, но теперь надо было распутать стаксель-фал. Пришлось сооружать беседку и поднимать себя где-то на 7 метров. За этим шоу с интересом наблюдали местные рыбаки. Пока медленно, но успешно проходила эта операция, течение снова поменяло направление, и якорный конец сам собой распутался. Так что в 8:30 я уже снялся с якоря. А уже в 10:00 с попутным течением и ветром вышел из канала Marjager Fjord'а, взяв компасный курс 120* в точке 56*43'N; 010*25.4'E.

Погода стояла пасмурная, иногда моросил дождик - солнечная батарея совсем нисколько зарядного току не давала. Настроение тоже было тоскливое. К вечеру ветер от W повернул к SSW и усилился до 5-6. Остров Heseloe оставил по левому борту в 00:30. После чего пару часиков отдохнул, спрятавшись от ливневого шквала в каюте. После ливня ветер поменялся на WSW и стих до 3. В 05:30 я обогнул Северный буй на входе в Oresund, а в 07:00 отдал якорь в точке 56*06.8'N; 012*22.6'E.

Днём 28 августа погода стояла солнечная, однако я решил остаться на якорной стоянке, так как ветер был очень порывистый (временами затихал до 3, а затем мог прийти порыв до 7). Так что я нашёл эту погоду подходящей лишь для просушки лодки и одежды. 29 августа начал движение в 03:45. Утром было спокойно (SSW -2,3), однако уже к 07:00 (проходил Kronborg) раздуло до 5. Затем установилась "вчерашняя" погода (с порывами до 6,7). Лавировался как-то неэффективно (150* - 270*) под гротом в 1 риф и штормовым стакселем. Во время порывов образовывалась невысокая но крутая волна, а когда порывы затихали до 2-3, то парусности было явно недостаточно. "Таким макаром" к 12:00 прошёл остров Ven левым бортом, а к 15:45 зашёл в бухту Копенгагена. Не успел зайти перед шквалом, и мой бедный моторчик в 4 л.с. еле вытягивал супротив ветра (там вообще строго запрещено под парусом). Этот шквал ещё и принёс кратковременный ливень.

С утра прошёл немного, а устал прилично. Целый час не мог найти место приткнуться - в марину заходить не хотел. Дело не только в необходимости платить за постой, а ещё и в гемморое захода, швартовки ,общения с хабормастером и др... Мне же хотелось лишь отдохнуть после такого некомфортного перехода. Все набережные Копена исписаны большими буквами " Prohibited", "Forbitten", "Reserved" и пр... С трудом нашёл место, где вроде ничего не было написано, хотя уверенности в спокойной стоянке у меня не было никакой. Однако подумал, что коли моё присутствие здесь будет кого-то напрягать, то бить сразу не станут, а сначала попросят по-хорошему (а я к тому времени уже хотя бы сготовить и поесть спокойно успею)... Однако никто меня выгонять так и не пришёл, а я же после ужина сразу завалился спать (пользуясь датским гостеприимством).

Проспал до 05:00. Утром пошёл в центр искать бесплатный Wi-Fi (очень хотел прогноз скачать перед выходом из проливов). Во многих местах пробовал, но всё было тщетно. Разрядил батарею нетбука и вернулся ни с чем :-( С горя в супермаркете купил 3л вина (в Швеции алкоголь дороже) и 09:30 вышел. Выйдя в Oresund я заметил, что ветерок-то намного свежее, чем это казалось на набережной в Копене (W - 7,8). Да и навстречу попалась лишь одна красивая гоночная яхта BOSS с экипажем экстрималов человек 6 (с неё на меня сочувственно посмотрели). С попутным течением (думаю около 1,5 - 2 уз.) быстро проскочил канал и с 11:00 до 12:00 сначала пытался спрятаться в марине Dragor (где было забито лодок иногда аж в 3 корпуса), затем встать на якорь на выходе (безуспешно, якорь не забрал).

В итоге принял решение идти дальше. Тем более надо было пройти всего около 15 миль в крутой бейдевинд для огибания отмели мыса Falsterbo, а дальше уже можно было уваливаться. Ну, было весело. Несмотря на малый разгон в Koge Bugt и Faxe Bugt волна успела набрать высоту до 1,5 м. Хоть она была и небольшая, но какая-то неритмичная и с разных направлений (видимо "вчерашняя" с юга ещё не разгладилась). Иногда моя лодка "ныряла" носом в волну, но в целом неплохо отыгрывалась. Только вот брызги меня напрягали - спрейхуд мне явно не помешал бы. Хорошо хоть погодка солнечная и тёплая была. Вышел в точку поворота (на западную вешку отмели) в 15:00, и под одним штормовым стакселем полетел на восток. Маяк Kullagrund миновал к 20:00, а в 23:00 встал в дрейф с отдачей плавучего якоря возле местечка Abbekaas, чтобы "притормозить". Очень уж понравилась мне марина (особенно сауна) и город Ystad, а заходить туда ночью не стал (у других коллег она тоже пользуется популярностью, так что думаю, что свободное место было бы трудно найти, только перебудил бы там всех). Ночь выдалась какая-то холодная, но ветер постепенно стихал (к утру до штиля). Ошвартовался в марине в 09:20.

Возможно, мне следовало бы пойти в Simrishamn, но экспериментировать не хотелось - ведь основная задача была постирать и просушить вещи (да и по сауне я соскучился), а я ТОЧНО знал, что в Ystad'e это входит в сервис. И вообще как-то я уже устал от впечатлений, и на самом деле больше всего хотелось скорее вернуться "на базу" в Helsinki. Да и погодка стояла уже по-осеннему неустойчивая и дождливая, а по ночам было холодновато. Забегая вперёд не могу не отметить, что в этом стремлении природа была на моей стороне, ветер был попутный (и вообще всегда был), так что доскочил до базы быстро - всего лишь за неделю (не считая стоянок).

Взяв в офисе марины благоприятный прогноз на следующие 3 дня, я покинул гостеприимный Ystad 1 сентября в 07:30. Ветер был от W 2-3, и я решил нести спиннакер. Прошёл мыс Sandhammaren к 10:00, сменил галс, однако к 14:00 пришлось спиннакер срубить, так как ветерок уже посвежел до 4. К ночи опять подстихло до 2, с 04:00 до 08:30 постоял в дрейфе в районе 55*54'N; 015*48'E, отдохнул. К 15:30, пройдя небольшой (на пару часов) фронт тумана, обогнул южную вешку острова Oland. К ночи заштилел и отдыхал, стоя в дрейфе в районе 56*20'N; 016*44'E. В 05:30 вновь повеяло от W. Весь день погода была стабильная, по направлению ветер менялся до S, и я нёс спиннакер. Южную вешку острова Gotland прошёл в 22:00. С 00:30 до 06:30 стоял в дрейфе с отдачей плавучего якоря в районе 56*54'N; 018*21'E.

Утром 4 сентября мною заинтересовался шведский Coast Guard (правда, быть может он и ночью интересовался, но я этого не знал, так как УКВ рация была выключена). Почему вообще я решил здесь постоять? Первоначальный план был ещё раз побывать на острове Gotland (например, зайти в Burgsvik). Однако до темноты я не успел, а заходить в незнакомые бухты (марины) ночью не есть ХМП (+ места могут быть уже заняты и персонала не быть). К тому же я получил по СМС прогноз погоды от друга Константина, а в нём намечалось усиление ветра (надо было поспешать с пересечением Центральной Балтики). Идти же ночью возле Gotland' a как-то небезопасно - движение судов довольно интенсивное и на первый взгляд хаотичное. Тормознув же в этом районе я имел пространство для дрейфа 4 nm, хорошо видел береговые огни и огни судов, проходящих по TSS. Отдыхал по 20-25 минут, контролируя дрейф по GPS.

В 06:30 судно Coast Guard (неожиданно для меня довольно большой теплоход, кстати) медленно проследовало по левому борту на удалении 0.5 кбт. Никаких сигналов не подавало, на канале 16 не вызывало. Я подумал, что они УЖЕ удовлетворили свой интерес, увидев мою персону (пока ещё присутствующую) на борту. Подождав пока они отойдут на 1 кбт., я выбрал плавучий якорь и поставил геную (решив, что здесь всё равно покоя уже не будет), поехал дальше. Однако они почему-то вдруг решили преследовать меня на надувной лодке. Я конечно облегчил им погоню, смайнав геную. В лодке было двое шведов. Один управлял, а второй задавал (провокационные) вопросы. Как обычно, типа "как звать", да "чьих холоп будешь", да "всё ли в порядке (у тебя с головой)". В заключении он всё же мне не поверил и потребовал паспорт. После этого его уже больше ничего не интересовало. Мужики пожелали мне "счастливого пути" и отвалили.

Ветерок был стабильный (3), постепенно меняясь к SE. К 17:30 я пересёк DWR (57*14' N; 019*48'E), (какой-то балкер шедший с юга принципиально не хотел мне уступать дорогу). К утру ветер посвежел до 5 и стал порывистым. В 08:30 я зашёл в Ирбенский пролив (зачем-то попёрся огибать северную вешку Ovisi bank, глубин в 4.8 м мне показалось мало после прохождения самого глубокого места Центральной Балтики). Поэтому отдал якорь в точке 57*37'N; 021*53'E лишь в 11:00. Весь день стояла какая-то аномально жаркая и ветренная погода, солнце жарило неимоверно, а я пытался поспать. Вечером проснулся, но в ночь решил не идти, хотя погода была неплохая да и ночные переходы я люблю. Но во-первых, на заключительном этапе видимо обленился совсем; во-вторых, холодновато уже по ночам было - сентябрь; в-третьих, спешить было уже особо некуда (много хороших мест-убежищ вокруг, общирные водные пространства Балтики остались за кормой).

Ответ / По этим вопросам можно много написать. Начну с оборудования.

В одиночном плавании обеспечить круглосуточную вахту нереально. Поэтому я бы намного крепче спал (и не по 20 минут), если бы "на вахте постоял" АИС-приемник или радар-детектор (причем я бы предпочел иметь на борту именно второй, потому как установка АИС обязательна лишь для крупных судов, а радары есть и у рыбаков, и у многих яхтсменов).

Ещё хотел бы приобрести всеволновый радиоприемник с SSB для приема НАВТЕКС и метеофаксов на компьютер (спасибо коллегам по КК за обсуждение этой замечательной возможности, только недавно здесь узнал). Ещё неплохо было бы иметь ветровое подруливающее устройство. Моя яхта довольно устойчива на курсе и нагрузки на руле небольшие, и в некоторой степени эта проблема решалась балансировкой парусов, но все же к концу похода мне надоело рулить. Возможно даже установка маленькой бизани (рулевого паруса) решила бы эту проблему. Да и дрейф с плавучим якорем стал бы стабильнее. Я пробовал экспериментировать со штормовым стакселем на ахтерштаге, однако положительных результатов не достиг.

В конце августа - сентябре уже встает в полный рост проблема обогрева каюты. Ночи становятся холоднее да и осадки обильнее, а обсушиться и погреться негде.

6 сентября в 05:30 выбрал якорь. Сперва я намеревался идти морем (огибать эстонские острова с запада), но почему-то в последний момент решил пройти проливом между островами Muhu и Vormsi. У меня был прогноз на свежие южные ветра (мой друг Константин прислал СМС), и я предполагал, что они разгонят волну вдоль всего Рижского залива, однако в действительности ветра были ближе к WSW, так что моё рещение оказалось хорошим. Около 09:00 севернее маяка Колка я попал в шквал от W силой не менее 10. Убегал под голым рангоутом. Самое плохое что дальность видимости снизилась до 2-3 кбт на самом выходе из Ирбенского пролива в Рижский залив. Однако с парой проходящих сухогрузов разошлись "чисто". После шквала погодка улучшалась на протяжении всего дня. Ветер оставался устойчивым по направлению WSW, меняясь по силе от 3 до 6. Шёл, лавируясь на фордевинд 30* - 90* до захода в пролив Muhu vain.

Заходил в Suur Strait конечно уже ночью. Заход солнца я наблюдал в 18:00 в точке 58*16'N; 023*07'E. Тут вышла несколько напряжённая ситуация. Отойдя от берегов Швеции, я как-то перестал видеть парусные яхты. И ни в Ирбенском проливе, ни в Рижском заливе я не видел ни одной (да и теплоходов попадалось немного) - вот и расслабился. А для гарантировано-безопасного захода в Suur Strait мне надо было дождадься, когда цвет маяка на острове Viirelaid сменится с красного на белый. Поэтому я шёл довольно быстро поперёк пролива, контролирую маяк (ветерок в очередной раз посвежел). Я видел на берегу (или на его фоне) немало красных огней. Оказалось, что как минимум один из них двигался. И это "оказалось" уже метрах в 50! Куда шла эта яхта так и осталось для меня непонятно (цвет маяка тогда ещё не побелел), но они там перепугались и даже начали освещать свой грот фонариком. И зачем они парус свой освещали я тоже не понял - у меня ведь ПРАВЫЙ ГАЛС! Или они правил не знают и думали что я должен уступить потому что "берегу капитана"? Но всё это происходило в тишине, без матов и пр. Однако если бы мы столкнулись было бы совсем плохо (а у меня ещё и страховки никакой нет). Затем ветерок стал ослабевать, а я медленно втягиваться в узкость, и с последними дуновениями я отдал якорь в точке 58*40.3N; 023*17.2E в 01:15.

7 сентября весь день простоял на якоре (удачное место выбрал), так как весь день ветер свистел не по-детски. Мама прислала СМС, что в Польше ураган пронёсся и даже вроде не обошлось без жертв. 8 сентября ветер выдохся, временами моросил дождик, я не без труда выбрал якорь в 06:00 (якорь засосало в глинистый грунт и, чтоб вывернуть его, пришлось пару раз дернуть с ходу мотором). Проследовав через Vormsi strait, к 15:30 я вышел к Южному бую острова Osmussaar (59*14.6 N; 023*29'E). Ветерочек к вечеру ослабел до 2 от W. Скалу Krassi прошёл в 18:20. Пройдя маяк Pakri c 21:00 до 01:00 постоял в дрейфе, отдохнул. Но не желая потерять благоприятный ветер, решил подойти поближе к Таллинну. В 03:30 вошёл в пролив Suurupi, а в 05:00 отдал якорь в точке 56*28.5'N; 024*26.5'E. Отдохнул до 09:30 (ветерок тем временем совсем скис и поменялся на WNW) и в 13:20 под спиннакером и частично под мотором я зашёл в марину Noblessner.

На этом этапе была опять неприятная ситуация, связанная с грузовым паромом (опять-таки) компании Tallink. Этот довольно крупный теплоход выходил из порта Paldiski. Я же со слабыми ветрами медленно продвигался на восток на дистанции 2.5 ММ мористее Valke Pakri. Он наотрез отказался подвернуть на 5 - 10*, чтобы объехать меня (хотя условия позволяли). Мне пришлось крутиться, когда дистанция между нами была уже не более 3 кбт. Вот я и не понимаю, до каких пор следует ждать? Я конечно не гордый и отверну, но ведь "судно, имеющее преимущество, ОБЯЗАНО сохранять неизменными свои курс и скорость" (дабы не вводить других участников движения в заблуждение). А тут получается, что у теплохода мощные машины и скорость узлов 15, а у меня слабые ветра и скорость узла 3 от силы. Он может и считает что для него момент манёвра ещё не настал, а я уже полагаю что меня в упор не видят или хотят раздавить, и конечно начинаю пытаться это безобразие как-то избежать, ведь последствия для меня будут тяжелее (т.е. получается, что я более заинтересованная сторона). Помогите разобраться с этим положением, коллеги. И вообще мне интересно знать кто до какого момента ждёт?

Реплика:

Вызываете на 16 канале и говорите что-нибудь типа:

 You are give-way vessel on a colliding course with me. What kind of actions you plan to perform to avoid collision?

Работает практически со всеми. Единственный раз пришлось крутить аварийный джайб в Красном море с как сейчас помню Misr Gulf 4. Но то арабы - они вообще на связь не вышли. Восток - дело тонкое.

В Noblessner марине я хотел встретиться с легендарным яхтсменом Эстонии Яанусом Тамми. Я познакомился с ним в 2010-м, и после дальнего похода мне было о чём с ним поговорить. Но, к сожалению, ни в этот ни на следующий день я его не встретил. Ну, что ж, значит "не судьба", надеюсь на встречу в этом году. Сходил в город, вкусно покушал, закупил свежих продуктов (еле дотащил в 4-х пакетах).

10 сентября в 09:30 я покинул марину и до темноты ПОЧТИ успел дойти до "базы" в Helsinki. Это был мне подарок от Нептуна - идеальная погода на заключительном переходе. И даже теплоходы при пересечении DWR меня не пытались давить. Ко входу на фарватер Vuosaari (60*04'N; 025*08'E) я подошёл к 18:30.

 

Ещё мне хотелось бы написать немного об особенностях плавания в странах, (в которых я побывал) и которые могут быть полезными для коллег.

Про Финляндию тут уже писали что ПРИБРЕЖНЫЙ шхерный фарватер (выделен зелёным в атласах) обставлен несветящимися вехами, однако МОРСКОЙ фарватер (выделен чёрным) обставлен большими и светящимися морскими буями (правда почему-то без топовых фигур) и светящимися знаками. Поскольку на вехах наклеены световозвращающие полосы, то я бы рекомендовал иметь "в арсенале" мощный прожектор. Хотя совсем рядом (в Эстонии) топовые фигуры есть!

В Швеции меня напрягали вешки. Там где у финнов высокие знаки (видно аж миль за 5-6), шведы устанавливают морские буи. А там где у финнов буи - шведы ограничиваются лишь вешками с топовыми фигурами из "веников". Вот и попробуй найди и обогни скажем южную вешку мыса Sandhammaren или отмели Falsterbo, качающуюся в 1,5 - 2 метровой волнах. Я выходил на поворотные точки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по навигатору, а вешку различал от силы лишь в 2-х кбт (когда вобщем-то это уже и не к чему, разве только для контроля). Ещё запомнилось, что шведы очень любят устанавливать где надо (и не надо) (много-)секторные маяки.

В Дании запомнились неестественно-яркие кромочные буи латеральной системы (зачот!). Ещё датчане ставят удивительно чувствительные створы! Ну это и понятно, ведь "шаг вправо, шаг влево - и приехали в мель кромки фарватера (кстати, очень резкие кромки)" А вот напрягала мания датчан ставить жёлтые вешки где попало и много. Иногда совершенно непонятно, ЧТО они хотели этим оградить и (главное!) с какой стороны ЭТО обходить. Это может быть и затонувший объект, и граница частного владения (причала, пляжа), и даже рыбоферма! Понравилось обозначение свободных (гостевых) мест в маринах с помощью зелёных табличек - сразу понятно, что сюда можно смело швартоваться, а потом уже в офисе по факту назвать номер занятого тобой места.

 

Источник : "http://www.parusanarod.ru/go/2011/rombar/index.htm" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию