15 января 2013
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Обско-Путоранский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1987
0 2088 0
Автор: Александр Нестеров (Василич)

Карта района

Плато Путорана. Рыбалка на озере Глубоком

В июле-августе 1987 года мы собрались половить рыбу на плато Путорана. Группу составили Василич, Нестеров Миша и непременный спутник многих наших походов Ляшенко Игорь под именем Гаврилыч. В составе команды был также товарищ Миши - Чумак Саша. В нашем распоряжении был самодельный четырехместный катамаран с малым лодочным мотором Салют и , естественно, все необходимое снаряжение. Жизненный опыт старших в сочетании со смелостью, силой и туристским опытом младших позволял нашей группе ходить в довольно сложные походы по отдаленным и труднодоступным районам. На этот раз мы решили пройти от поселка Хантайское озеро по Хантайскому озеру до реки Куторамакан, подняться по ней до одноименного озера, половить на озере гольца, о котором мы были наслышаны, а затем вернуться в Норильск либо через озеро Кета и реку Рыбную, либо через озера Накомякен, Собачье, Глубокое, Мелкое и реку Норилку. Вылет из Риги предполагался 15 июля. Билеты были взяты до Снежногорска через Москву и Норильск и обратно на 6 августа вылетом из Снежногорска через Норильск и Москву до Риги.
Снаряжение и продукты были заготовлены, все было готово. Однако вечером перед вылетом Саша Чумак позвонил и сказал, что по семейным обстоятельствам он не может идти в поход. Решили идти втроем.
17.07 благополучно долетели до Норильска, прошли паспортный контроль, на автобусе доехали до аэропорта Валек, что около железнодорожного моста через Норилку и стали думать, что делать. Не было смысла уменьшенным составом идти по запланированному маршруту, не хватало сил. Съездили в город, купили лицензии на трех гольцов, заполнили бочку для горючего моторной смесью, запаслись хлебом. Жизненным опытом мускульную силу не заменишь, на одного участника при расходе 580 г сухой пищи на человека на день общая нагрузка на одного составила 35 кг при четырех участниках, по 40 кг при трех участниках. Поговорили с местными жителями. Норилка разлилась во всю ширь, был пик запоздавшего половодья. На мой вопрос, можно ли подняться под мотором против течения, получил утвердительный ответ. Да, можно, на двух Вихрях ребята пробиваются, а у нас-то Салют на одну лошадиную силу. Собрали каркас из подручного материала, переплыли очень широкую Норилку, поднялись на высокий торфяной рыхлый берег и встали на ночь. Ночью у Гаврилыча начался гипертонический криз, еле мы с Мишей его отходили.
По утру 18.07, как Гаврилыч проснулся, поплыли мы на пристань,что у железнодорожного моста. От этой пристани ходят катера на озеро Лама, где у норильчан есть база отдыха. Познакомились с дежурным матросом, напоил он нас чаем и сказал, что капитаны на рыбалке. К часам восьми утра пришел катер с капитанами. Я пошел договариваться с капитанами о заброске на озеро Глубокое, сказал, что расплачусь деньгами и спиртом, однако капитаны были не расположены к переговорам. Нам оставалось только ждать. Тут пришел один из капитанов и предложил поменять гольца на спирт. На что я ответил, что меняться не стану, а спирт дам. Капитан взял бутылку и ушел. Спустя полчаса пришел и пригласил на катер поесть согудай. Мы не знали, что это такое, но пошли. Согудай - это рыбное блюдо из хорошей рыбы, мелко порезанной, перемешанной с большим количествам мелко нарезанного лука и чеснока, заправленное растительным маслом и столовым уксусом, в меру посоленное. Смесь хорошо перемешивается и периодически трясется в кастрюле, закрытой крышкой. Через полчаса блюдо готово. Вот мы вместе с капитанами употребили согудай вместе со спиртом, поблагодарили капитанов и пошли ждать у моря погоды. Через некоторое время подошел один из капитанов и сказал, что вечером забросят нас на озеро Глубокое. Вот и понимай как хочешь нашу загадочную русскую душу.
Вечером в 21.00 мы погрузились на катер и в 13.00 19.07 высадились на берегу озера Глубокое в том месте, где в него впадает река Гудке, вытекающая из одноименного озера. По дороге капитаны посмотрели наши блесны, забраковали их, сказали, что голец обитает на глубине и ловится на большую белую блесну размером до 10 см. Из одной из своих столовых ложек смастерили нам блесну, на которую как потом оказалось только и ловился голец. После просмотра наших мушек и блесен для ловли хариуса капитаны заявили, что в настоящее время хариус на блесну не идет, только на мушку из медвежьей шерсти, и подарили нам несколько на вид неказистых мушек, однако хариусов мы ловили только на их мушки, наши мушки хариусов не интересовали. Поэтому нужно у местных рыболовов узнавать, на что и как и когда ловить рыбу. Капитаны сказали, что гольца нужно ловить в конце августа, начале сентября. Тогда ловится крупный голец до 10 кг весом. На прощанье капитаны оставили нам немного лука, чеснока для согудая и сказали, что уксус всегда можно найти под каким-нибудь деревом, его оставляют рыбаки.
Поблагодарили мы капитанов. Они сказали, что по выходным на реку приходят на моторках норильчане рыбу ловить, с ними можно будет передать сообщение для капитанов. Поставили мы палатку, организовали лагерь, наладили быт, собрали катамаран.
После небольшого отдыха начали ловить рыбу, поймали первого гольца, осматривали окрестности, фотографировали. Долины озер и рек Путораны - это таежный оазис. Лиственница пробралась далеко на север. Лиственнице хорошо в глубоких долинах, ее не секут злые зимние ветры, а вот от человека ей некуда податься. Норильский горный комбинат отравляет сернистыми выбросами растительность от Норильска на восток широким шлейфом длиной до 300 км. Лето коротко на севере. Все растения торопятся пройти жизненный цикл. Расцвели маки, княженика, жарки, пушица. Красива природа севера в эту пору.
Хариусов ходили ловить на реку Гудке. На фотографии Миша, за его спиной остался лагерь. В лагере обязательно должен быть дежурный, так как мы видели отчетливые следы росомахи, похожие на следы маленького медвежонка. Если росомаха доберется до лагеря, то испоганит все, в первую очередь продукты. Об этом нужно помнить всегда.
На мушки капитанов хариус ловился хорошо. Из хариуса готовили уху. Решили привезти немного вяленого хариуса домой. С озера можно было вывезти по 20 штук на каждого. Из гольцов готовили согудай. Нужно иметь в виду, что некоторые гольцы заражены гельминтами, что заметно по разрезу мяса - белые точки по всему мясу - это личинки гельминтов. Они могут паразитировать и в кишечнике человека, поражая жизненно важные органы.
Понемногу налаживался быт. Когда закончился хлеб, стали стали печь блины. Погода стояла жаркая. В это время стоял длинный жаркий полярный день. Даже пришлось натягивать тент, чтобы спрятаться от жары. Много досаждали комары и мошка. Комары хорошо отпугивались репеллентами, а от мошки спасает только терпение.
По мере обживания местности появился интерес к окрестностям. Решили сходить на озеро Гудке. Пока шли до озера, в болотные резиновые сапоги, в карманы - всюду набилась мошка. Миша поймал на озере окуня. Мы поговорили с рыбаком из рыболовецкой бригады, что ловили рыбу для комбината. Рыбу летом регулярно вывозят вертолетом, а зимой - по зимнику.
В таком спокойном ритме мы жили до 27 июля. Решили подаваться ближе к дому. Собрались по-походному, поставили мотор, заправили его и во второй половине дня пошли по озеру. А оно только и ждало этого, чтобы показать свой характер. Начался дождь с сильным ветром и волнами, стало забрызгивать нас холодной водой и заливать мотор. Решили стать лагерем и переждать непогоду. Ненастная погода была и в следующий день - сильный ветер порывами, большие волны, дождь. Похолодало. Под вечер ветер немного стих, загрузились, пошли. Шли мы ближе к южному берегу. На берегу заметили домик, обитый рубероидом. Из таблички на домике мы узнали, что это рыбточка, зимняя стоянка рыболовецкой бригады. Решили идти дальше. Километров через 12 встретили еще одну рыбточку. Решили остановиться и переждать непогоду. Время у нас было. Прибрались в домике, наладили быт, приготовили ужин и устроились на ночлег.
Утром 29.07 приготовили завтрак, уложились, осмотрели окрестности. Недалеко от рыбточки поставлен геодезический знак. Фотографировали и поглядывали на озеро. Оно все прошлые 10 дней было такое спокойное и стало таким неприветливым, когда мы собрались домой. Неожиданно мы увидели катер. Катер подошел к рыбточке. Это был катер рыбохраны. Команда надеялась найти на рыбточке соль, а нашла нас. Руководил катером нештатный инспектор рыбохраны Хабибулин Валерий Николаевич. Они осматривали озера и согласились на обратном пути забрать нас и доставить в Норильск. Я спросил Хабибулина как долго держится непогода, на что он ответил:" Иногда месяцами. Север...". Мы уложили вещи, упаковались и вечером 29.07 вышли на катере в Норильск. По дороге на берегах реки Глубокой мы разглядели несколько обелисков. На мой вопрос о назначении обелисков ответили, что обелиски поставлены в память погибших на реке. Вода в озере и реке всегда холодная 8-10 градусов, прогреться не успевает, поэтому утопленники не всплывают и их не находят, а на месте гибели ставят обелиск.
В Норильск мы пришли вечером 30.07, переночевали на турбазе, куда нас устроил Валерий Николаевич, а утром 31.07 на газике директора доставил на автовокзал, откуда мы автобусом доехали до аэропорта Алыкель.
Аэробусом ИЛ-86 долетели до Москвы, затем на ТУ-154 долетели до Риги. Первого августа мы уже были дома.

Выводы и рекомендации:
1. Для дальних и сложных походов группа должна состоять из 4-6 человек.
2. Нужно детально узнавать состояние района похода. В 1987 году весна на плато Путорана запоздала и наш поход пришелся на пик половодья, что затруднило заброску в нужный район.
3. Состояние здоровья участников должно позволять выдержать ожидаемые нагрузки.
4. Плато Путорана - очень интересный и красивый, но суровый край.

О плато Путорана хорошо написано в книге замечательного русского путешественника и геолога Урванцева Николая Николаевича "Таймыр - край мой северный". Москва, Мысль, 1978, 238с.

Дополнительную информацию можно получить у автора отчета
Нестерова Александра Васильевича ( Василича ) nestav@yandex.ru и на сайте
"http://pohody1.narod.ru/index1.html" rel="nofollow"

Спасибо за внимание. Василич.

Плато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере ГлубокомПлато Путорана. Рыбалка на озере Глубоком