17 января 2013
Год путешествия: 2003
И снова - Урал...
И снова - Урал...
Главная > Регионы И снова - Урал...

Автор - Петр Сломинский (Москва)

Все написанное ниже - дневник нашего похода этого года. С некоторым количеством фотографий и кадров с видеокамеры и постпоходными примечаниями и комментариями.
Итак, один катамаран, 4 существа мужеского пола и 4 женского на Урале летом 2003 г...

"Как мерзко выглядит папайя изнутри …"

18 июля. День отъезда
Поход этого года родился из желания опять попасть на Пятиречье. Если исключить вездеход и Бурхойлу, то вариант, по сути, оставался один - по Хойле. То есть подняться из Европы по Усе, Юньяхе и Хойла-Ю, пересечь Урал - и свалиться по Хойле вниз до Пятиречья. Тут очень кстати подоспел отчет Гроховских о походе 2002 года - по тому же маршруту, но в направлении из Азии в Европу.
Далее начались обычные заморочки по времени похода и составу группы. В итоге то, что мы идем ввосьмером, стало ясно лишь за полтора часа до отхода поезда - когда Сергей Дрозд появился на вокзале с Наташей и Марьей. В этом составе мы погрузились в поезд Москва-Лабытнанги и поехали. Главной фишкой отъезда оказалось число провожающих - их было аж восемь.

19 июля
Едем. Сергей выиграл в преферанс.

20 июля
Приехали в Сивую Маску точно по расписанию - в 12.47 московского времени. Но заказанного из Москвы вездехода на станции не оказалось. Этот заказ был отдельной песней - начиная с поиска координат извозчика (на весь инет нашли только один отчет с такими координатами) и кончая с проблемами телефонной связи. Но в конечном итоге все проблемы благополучно разрешились - удалось дозвониться и договориться о заброске на ферму Юньяха.
Вместо вездехода нас ждал жигуленок с Мишей за рулем. Он сообщил нам две новости - хорошую и плохую. Первая состояла в том, что до фермы, как и договаривались, нас довезут. Но завтра (что не есть гуд - день терять не хотелось). В итоге на ночь мы разместились в каком-то пакгаузе кубатурой 6 на 6 на 9 метров без окон и дверей. Дверной проем - очень большой - был. В этом пакгаузе зимой Миша хранил елки для поставки в Воркуту на Новый Год, и на полу осталась слегка подопревшая хвоя.
До конца дня занимались трепом и легким шопингом. А также сходили в лес прямо у станции и собрали подосиновиков на первую жареху.

21 июля
Блин, что за ночь была. Комаров в пакгаузе была туча, и спать приходилось в накомарнике - что крайне не уютно. Или залезать с головой в спальник, что также не способствует крепкому и здоровому сну. В итоге все не выспались.
Далее начались страдания по вездеходу. Но хорошо то, что хорошо кончается - и в 12 мы погрузились. Нас 8 человек, водила, его напарник, тот самый Миша и некий мен из Воркуты. Последние двое ехали на рыбалку. Да, еще пес - черно-белая лайка. Вещи покидали внутрь вездехода, сами на броню и вперед к ферме. Это примерно 50 км от Маски - 30 до Усы и 20 от Усы до фермы. Первый кусок до Усы - обычная вездеходка по лесу и болотам, воды в которых сейчас много. Или даже очень много. Второй кусок - форсирование Усы - осуществляли на лодке, которую везли с собой на вездеходе. В несколько ходок перекинули груз и нас, а потом вездеход хозяева перегнали через реку. При этом управление осуществлялось при помощи лопат. Очень оригинально и эротично.
Третья часть пути - по старой мощеной деревом дороге. Состояние - только вездеходом можно долететь. Особенно круто - как беспорядочное нагромождение бревен - выглядели некоторые мостики. Вездеход штурмовал их, не снижая скорости, что выглядело очень впечатляюще.
Вся дорога заняла 4 с половиной часа - с 12 до половины пятого. В конце этого пути солнце сменилось дождем - достаточно злым и сильным. В итоге на ферме мы сгрузились в один из более-менее сохранившихся балков с печкой. Растопили печку, на ней приготовили ужин. В балке поели. В дыры в дожде поставили палатки и рухнули почивать - предыдущая ночь была слишком не уютной и выпила у нас все силы.

22 июля. Старт… Первый день по Юньяхе
С утра собрали кат и сделали его пригодным для подъема против течения. Если коротко - подвязали тяговый конец длиной метров 15 за переднюю трубу рамы и оттталкивающий дрын длиной около 3 метров, привязанный на мягком конце к середине передней трубы. Всему процессу сборки ката и укладки вещей активно мешал дождь, шедший в режиме то потухнет, то погаснет. Но в итоге собрались, пообедали - и начали первый полуходовой день. Шли всего три с половиной часа, с трех до половины седьмого, и остановились на левом берегу в очень хорошем месте. Река с хорошим бечевником, переходящим с берега на берег. Идется довольно легко - двое бурлачат, третий дрыном отводит от берега нос. Дамы идут по берегу, четвертый мужичок дежурит по спиннингу. В итоге был пойман первый хариус (Федор) и собрана куча грибов. На ужин - малосол из хариуса и жареные грибы.
Recipe. Хариуса чистим и режем на порционные кусочки небольшого размера. Мелко режем репчатый лук, добавляем соль, черный перец, столовую ложку подсолнечного масса. Перемешиваем, под гнет на 1 час. Едим.
Координаты по GPS:
Ферма N 66'37579 E 62'59650
Первый ночлег N 66'37619 E 63'03978
За день по прямой - 3,2 км

23 июля. Второй день вверх
И снова - Урал...Первый полный ходовой день. Практически без дождя: чуть-чуть прыснуло еще до завтрака. А к вечеру все тучи разнесло, и был шикарный вечер - солнце, голубое небо и панорама Урала.
Река - как накануне, галечные косы как хороший бечевник. Ширина реки - метров 40. Мест неудобных для проводки вроде как нет. Очень хорошая карта - километровка с СD "Урал" от Валеры Кожина. По ней идешь без вопросов о своем местоположении. Опять ловим рыбу на проходе - поймали около 20 хариусов и дальше начали ловить чисто спортивно - "поймал-отпустил". Хариус лучше всего берет на желто-белый узкий "Конгер" № 2. И грибы по берегу - подосиновики и подберезовики. Посему вечером сделали ужин из даров природы - жареный хариус, жареные грибы и малосол из хариуса по другому рецепту (соль + лимонный сок +1 час под гнетом). Ночлег - в 100 метрах от впадения притока Лахорта (или Лагорта) на левом берегу. Место насиженное, есть кострище и был запас дров. Ориентир - лиственницы, их на реке мало.
По GPS ночлег - N 66'40491 E 63'11703
За день по прямой пройдено 7,8 км. Ходовое время - с 10.20 до 18.40 минус 2 часа обеда.

24 июля. Третий день вверх
За устьем Лагорты река резко изменилась. Исчез бечевник - оба берега реки густо заросли кустарником и ивой и идти по нему невозможно. Упала скорость течения, и изменилось дно: вместо бывшей галечки - ил. В этом иле ноги вязнут со страшной скоростью. В итоге в этот день большая часть пути была проделана на веслах, да еще и в полном грузу - береговая команда также умучалась в уреме и была взята на борт.
И снова - Урал...Как только кончается береговая урема - начинается тундра, причем зачастую только из мха, голубики и морошки. Очень мало карликовой березы и ивы. Морошка как раз поспевает. Она растет розетками по 2-3 кв. метра - и на каждой такой розетке можно собрать несколько горстей ягод. На одной розетке морошка уже совсем спелая - желто-медовая. На другой - желто-красная, на третьей - совсем красная. То есть на любой вкус. На ужин в итоге был сварен морошковый компотик - густой и крепкий. Идти было тяжело, почти не ловили, но за обед успели поймать пяток хариусов.
И снова - Урал...С утра небо было чисто вымытым, но где-то с обеда погода стала портиться - потихоньку все затянуло серой хмарью, и закапал дождик. К вечеру дождь стал частым гостем - в итоге вставали под дождем и костерок мастерили под групповым тентом. Стояли в уреме - на галечном пляже, переходящем в ивняк. Ива чудесно горела, да и было ее неограниченных количествах - так что, несмотря на мокрень сверху и снизу, было очень уютно.
Не дошли до фермы "Победа" где-то километра два. Координаты ночлега - N 66'42061 E 63'16115. Ходовое время - с 10.40 до 18.30, обед - 1.40. По прямой за день пройдено 4,3 км.
Да, все время в дневнике - Москва + 2 часа, так проще и лучше вписываться в светлое время суток. Хотя, пока темноты пока толком и нет.

25-26 июля. 4 и 5 дни вверх
Продолжаем подъем. С утра за 25 минут дошли до остатков от фермы "Победа" - одного полуразваленного сооружения на высоком правом по ходу береге реки. Особо близко не подходили - но в принципе место можно использовать для ночлега и обогрева, какая-никакая крыша.
И снова - Урал...После "Победы" река опять меняет свой характер - становится быстрее, количество гальки растет. Опять перешли в режим "тянем-потянем", но удобного галечника нет - идем по воде. Периодически идущих по берегу дам перевозим с берега на берег на кате. Чем выше - тем больше становится длинных галечных кос, и идем с косы - проводим кат вдоль косы до ее конца, там переходим на веслах на другой берег к следующей косе и так далее. Противоположный берег - высотой 3-5 метров, песок с галькой, под берегом глубина в метр-полтора. И течение тоже все там. Берег в этих местах в березе, елке и лиственнице. В некоторых местах прямо к берегу выходит тундра с морошкой. На косах - ивняк. В тундре и любых зарослях - изобилие комара. Да и на реке при отсутствии ветра он здорово досаждает.
Ночевали опять на косе - относительно меньше гнуса (особенно в ветерок), много дров (плавник и сухой ивняк), просто грузиться/выгружаться, много места под палатки под любой вкус. Как раз поставились и поели - ливанул дождик - сильный, но короткий. А так весь день была весьма уютная погода.
Ночлег 25 июля N 66'43720 E 63'20467 . За день по прямой пройдено 4,5 км. Ходовое время с 10.40 до 19.00, минус 2 часа обеда.
И снова - Урал...А вот 26 июля мы добрались до развилки - впадения в Юньяху Большой Хойла-Ю. Пропустить развилку невозможно - Хойла-Ю впадает с большой дельтой из 1 главного русла и нескольких дополнительных. Общая ширина в месте впадения - метров 80, при ширине основного потока метров в 8-10. Юньяха в этом месте тоже шириной метров в 10. Еще раз надо сказать, что километровка идеально описывает рельеф - все притоки, острова, повороты русла. На ней нет только двух домов примерно в километре ниже Малой Хойла-Ю. Дома относительно новые, активно посещаемые, с воды практически не видны. Нас на них навели три бочки из-под солярки на берегу реки. Чем ближе к Хойле-Ю, тем сложнее подъем и жестче перекаты. Но в целом кат на веревочке идет относительно легко.
На стрелке оказались к 18.30, и решили на стрелке и заночевать. И задневать. Надо сказать, что все подустали, и перед дальнейшим подъемом хотелось отдохнуть. Да и первая речка этого похода кончилась.
И снова - Урал...Поставили лагерь, начали готовить ужин - и тут Ольгу увидела медведя. Он вышел с правого берега Хойлы-Ю и хотел свободно пересечь речку метрах в 100 выше лагеря. Но под общие крики "Медведь!" косолапый остановился на галечном островке, повернул в нашу сторону голову, привстал на задние лапы, посмотрел на нас - и рванул во всю прыть обратно по своим следам. Кстати, медвежьих следов тут полно, как и следов разных копытных. Очень много птиц - утки, гуси, куропатки, тетерева, глухари. А вот леммингов в этом году что-то не видать.
В общем, ужин прошел под медведя, которого никто не успел снять - слишком сильно все орали. Ужин по традиции с усилителями - грибы, рыба, компотик из морошки. Она уже в основном в высшей степени зрелости и скоро сойдет. Да, рыба сегодня была варианте, получившем название "Юньяха-Хе" - хариус кусочками, замаринованный на полчаса в соевом соусе и соусе "Вассаби" (3 к 1). Для желающих еще "Вассаби" можно было выдавить на рыбку дополнительно.
Ходовое время - с 10.20 до 18.30, минус полтора часа обеда. Координаты стоянки - N 66'46139 E 63'28843. Итого за ходовой день по прямой - 7,6 км.

27 июля. Первая дневка
Надо сказать, что место для дневки удачное - сразу после впадения Хойлы-Ю в Юньяху на небольшом галечном пляже, переходящем в ивняк. На этом переходе достаточно ровные заросшие травой площадки, где комфортно ставятся палатки. Дрова - все та же ива. Стираемся, моемся, собираем ягоды. Планировали сварить уху - но облом, всего один хвост. Хотя с Сергеем на пару сходили километра на 4 вверх по Хойле. Ни одной поклевки, как заколдобило. Но зато сделали оладушки с какой из сгущенки, голубики и морошки. День в целом ясный - но с отдельными дождиками и отдаленным мощным погромыхиванием. В ветерок на галечном пляжике сгоняло всю нечисть - что было совсем приятно.

28 июля, 6 день вверх, 1 день по Хойла-Ю
Река по сравнению с Юньяхой более тяжела для подъема - течение более быстрое, много мелких мест, есть расчески из камней во всю ширину русла. На этих расческах падение воды достигает 1 метра, а вода по ним струится слоем в несколько сантиметров. Кат втаскивается на гребенку на раз-два-три рывками по полметра. Плюс есть мощные глубокие перекаты, где кат на бечеве втаскивается из последних сил. Идем или на бечеве (двое тащат, двое отталкивают от камней) или на коротких (сантиметров по 50) привязанных за раму петлях из стропы. Второе - в мелких местах, где надо концентрировать усилие в рывок. С утра река была в основном мелкая, в широкой долине. Ближе к вечеру долина стала сужаться, по правому по ходу берегу появились скалы. Левый берег - низкий берег шириной 100-150 метров и крутой взлет метров до 15. Здесь река как раз течет через цепь мощных глубоких перекатов, по которым приятно катиться вниз, но по которым тащить кат тяжело.
На ночлег встали на правом по ходу берегу опять в ивняке напротив первых снежников и после первых выходов скал. Точнее, по нашему берегу (а мы все время шли по правому по ходу берегу) таких четких выходов было два. В месте стоянки высота противоположного берега - метров 10-15. Сверху лес, очень неплохой. Ель, сосна, лиственница. В 100 метрах выше нашей стоянки - балок. Завтра глянем, насколько он хорош. Погода весь день хмурая - низкая облачность, периодически переходящая в морось. Но вечером небо очистилось и сейчас (времени пол-одиннадцатого) светит солнышко.
Координаты ночлега - N 66'44688 E 63'35444 . За день пройдено 5,5 км. Ходовое время - с 10.30 до 18.30, минус полтора часа обеда.

29 июля, 7 день вверх, 2 день по Хойла-Ю
И последний. Уже вскоре после старта - фактически после балка - река стала совсем плохой - мелко, камни, расчески. В итоге за 2 с половиной часа прошли не более (оптимист) двух километров и встали наглухо на такой комбинации камней, по которой кат в загруженном виде протащить было невозможно. Дальнейшее каменное нечто такого же уровня тянулось до ближайшего поворота реки - то есть метров на двести. В итоге народ оставили кашеварить, а мы с Сергеем рванули в разведку вверх по течению по орографически левому берегу через заросли карликовой березы и ивы. В итоге убежали вперед километра на два до острова Гроховских (то есть того острова, где они стояли после волока с Хойлы). На всем участке река представляла тяжелое зрелище сада камней в уральском варианте - очень много камней, очень мало воды. Тащить по которым кат невозможно. Плюс - острова и протоки, здесь Хойла-Ю течет 4-5-6 рукавами. Часть из рукавов практически сухие и при повышении уровня воды в реке в целом, скорее всего, водность конкретного рукава увеличивается - но не сильно. У острова Гроховских мы перешли на правый берег через 4 рукава. Самым глубоким оказался рукав у самого правого берега - но и там максимальная глубина была чуть выше колена. И камни, камни. Вернулись обратно по левому берегу по вездеходке. Этот берег - мох, трава, морошка. Достаточно топок.
В итоге вернулись к точке обеда к 4 часам и приняли стратегическое решение - перемещаем всю группу и вещи на орографически правый берег и ставим лагерь на поляне на берегу крайнего рукава Хойлы-Ю примерно в 1 км выше по реке. Поляна сухая, через рукав (мелкий) - ивняк на дрова. И с этой точки - начинать волок.
Так вот с этим делом переправы мы в конечном итоге справились к 23 часам!!! Именно в это время мы выползли на берег с катом. Для переправы пришлось преодолевать примерно 1 км уремы и 3 протоки, и потом 1 км довольно сильно заболоченного берега по левому берегу. Сейчас очевидно, что начинать волок лучше было бы километра на два ниже - скорее всего, от балка, к которому подходит вездеходка. Дальше река делится на рукава, и если и подниматься, на сколько возможно, то все время идти крайней левым рукавом. Но больше 500-600 метров идти - смысла нет. Именно после балка бежавшая до того в одном русле Хойла-Ю распадается на рукава, и берега резко понижаются. Посему надо просто выбираться на вездеходку левого берега и начинать по ней волок.
Координаты лагеря - N 66'44482 E 63'38142 (точка волока Т1). Прошли за день по прямой всего 2 км. Ходовое время - с 10.20 до 23.00 с обедом 13 до 16.30.

30 июля. 1 день волока
И снова - Урал...С нашей поляны (точка Т1 по GPS) за день в четыре мужика сделали ходку до точки Т7, куда закинули кат и большую часть продуктов. Одновременно засекли место для промежуточного лагеря - на точке Т6. В этом месте по правому берегу растет ивняк, и в нем вполне можно добыть дрова. Плюс есть озерко и вытекающий из него ручек. Вся эта благодать метрах в 15 над Хойла-Ю. На всем протяжении волока река не меняет своего характера - сплошной сад камней, хотя после острова Гроховских река собралась в одно русло. Русло весьма широкое - 60-80 метров. Правый берег (по которому мы шли) в основном зарос мхом, кустарника очень мало. Спуск к воде - относительно удобный и достаточно пологий. По левому берегу берега обрывистые, со снежниками и без зарослей кустарника.
Шли, ориентируясь по карте, по правому берегу. Близко к реке не походили, резали изгибы русла. Пользовались вездеходками - следов их очень много, но идут в основном не туда, куда нужно. Так что важно вовремя свернуть с тропы, если она уводит в сторону. Близкий к оптимальному маршрут по GPS точкам - Т1-Т1+-Т2-Т3-Т4-Т5-Т6. Всего этот кусок (точнее - не совсем этот, на участке между Т1 и Т2 мы дали крюк, срезанный на обратной дороге) мы прошли с 11.40 до 17 часов. Обратная дорога - 3 часа. Повезло с погодой - солнышко, голубое небо. Местами в тундре - море морошки, так что можно было по дороге укрепить силы. В целом идти легко - в основном сухой мох, хотя на первом участке (до Т1+) идти топковато.
Точка Т7 - прямо напротив водопада, описанного у Гроховских. Ниже водопада - глубокая яма с хариусом, причем в реке есть как азиатский, так и европейский хариусы.
Кроме вездеходок следы человека - балки и что-то еще на горке справа по ходу (по карте ). И следы шурфовок на склоне этой горушки.

31 июля. 2 день волока.
В этот день перенесли в точку Т6 весь остальной лагерь. С утра капало, точнее, в воздухе висела морось или очень низкая облачность. Но к полудню небо очистилось, и все подсохло. Прошли в итоге с 10.40 до 17.15. Чуть поменяли маршрут и срезали петлю между Т1 и Т2. Самый сложный участок дороги - как раз первый, где болотисто и приходится форсировать ручеек, впадающий в Хойла-Ю. Дальше срезая излучины по мхам и каменным выходам, используя попутные вездеходки. Они не очень езженые - по-настоящему езженая вездеходка идет по подошве горушки с шурфовкой. Всего шли с 10.40 до 17.15, в режиме 30 минут идем, 10 курим.
Вечером сбегали на водопад - поснимали и половили хариуса. Он здесь изысканно крупный - никак не менее 40 см.

1 августа. 3 день волока
И снова - Урал...Сегодня сбегали в Азию с катом и едой и вернулись обратно. По точкам для GPS это с Т7 до Т20. Наша стоянка на Т6 была еще до второго европейского озера (по нашей карте - оз. Хойлаты) и от стоянки мы срезали дугу озера и реки по направлению на проход между горами. При этом справа по курсу остается скальная стенка, которая и обрывается в озеро. Этот озерный участок возможно и можно плыть - но на расстоянии не более 1-2 км. Дальше - опять узкий каменистый поток с довольно большим падением, ручей Хойлатовис. То есть между первым и вторым европейскими озерами плыть нельзя никак, ни в какую воду. Но по орографически правому берегу ручья идет вездеходка, по которой и идет волок. Первое европейское озеро оз. Верхнее Хойло длиной около 3-х километров, волок все по той же вездеходке. Вездеходка хорошо езженая и местами жутко разбитая - особенно на заболоченных участках. На втором озере оказалась палатка геологов, а на берегу лежала надувнушка. Палатка, скорее всего пустая - людей мы не видели ни по дороге туда, ни при возвращении. Сразу после озера вездеходка (в полном соответствии с картой) переходит на другой берег (орографически левый) и дальше через примерно два маленьких озера - собственно перевал между Европой и Азией. Да, на месте брода вездеходки лежит бочка Гроховских - старая емкость из-под топлива. Собственно перевал между Европой и Азией - высотой метра в 3, и при более высоком уровне воды последнее европейское озерцо становится двухсточным. Из первого азиатского озера вытекает ручеек (почти без воды), впадающий в уже большое озеро с прозрачной голубой водой - оз. Ыджыдхойлаты. Всего по GPS точкам напрямую этот кусок волока - 14,6 км. Реально с учетом кривизны - километров 18-19. Прошли его с грузом с 10.40 до 18.30. Обратно в лагерь вернулись к 23 часам, где дамы нас уже сильно заждались.
Дорожка в целом довольно тяжелая. Первый участок с большим количеством крупных камней, приходится прыгать с камня на камень. Второй - сильно разбитая вездеходка, местами заболоченная. Кое-где по вездеходке бежит вода - в одном месте глубина больше, чем по колено, обходили по камням. В заболоченных участках с вездеходки лучше сойти - собственно в колее ноги очень вязнут. Дров на всем участке волока нет - правда, пару досок мы видели. Но доски маленькие и хлипенькие, так что без примуса или горелки тут плоховато. На берегу озера тоже никакой растительности, кроме травы, нет. Если и есть отдельные кустики карликовой березы и ивы - то их буквально единицы и они очень маленькие. Палатки воткнуть можно, но с трудом - берег очень каменистый, а местами сильно заболочен.
Координаты точки конца волока - N66'05077, E63'57414 (Т20).
Весь трек волока - от Т1 до Т20.
Т1 (N 66'44482 E 63'38142) - Т1+ (N 66'43757 E 63'40844) - Т2(N 66'43789E63'41372) -Т3(N 66'43193 E 63'41479) -Т4(N 66'42280 E 63'42785) -Т5(N 66'41239E 63'44027) -Т6(N 66'40651 E 63'44336)(точка лагеря на середине волока) - Т7(N 66'40365 E 63'44274) - Т8(N 66'40025 E 63'44745) - Т10(N 66'39322 E 63'45703) - Т13(N 66'37715 E 63'47568) - Т16(N 66'36719 E 63'52089) - Т17(N 66'36467 E 63'54204) - Т20 (N66'05077, E63'57414)

2 августа. Вынужденный день простоя
И снова - Урал...С утра - дождь при очень низкой облачности, облака висят буквально на 100 метрах. Гор не видно совсем - даже ближайшего холма на другом берегу Хойла-Ю не видать. Решили не идти - вымокнем по дороге в ноль, высохнуть у озера очевидно не удастся. Дорога в начале по мокрым скользким камням в дождь повышенно травмоопасна. Да и ноги у мужской части группы гудели очень сильно - все-таки четыре дня бы бегаем в очень плотном режиме. Всего, по нашим прикидкам, отмотали километров 80-90, половину из которых - в грузу. Так что получилась дневка с рыбалкой, отдыхом и ухой из хариуса.
Да, сегодня у нас ЧП - Сергею в щеку попал один крючок от тройника. Снимал с крючка хариуса, леска соскочила - и хлестнула по щеке. И один крючок блесны вошел в кожу щеки чуть выше угла рта. Но Палыч как истинный гинеколог извлек крючок при помощи плоскогубцев и вилки. Так что Дрозд теперь бродит с заклеенной щекой …

3 августа. Волок - часть 2, день два...
И снова - Урал...В 10 утра собрались и вышли на волок. Шли в режиме 20 + 10 минут и дошли до оставленных первого августа вещей к 19 часам. Итого - 9 часов с учетом одного перекуса на 45 минут. Воткнулись на ночь на берегу второго азиатского озера - глубокого, с темно-синей водой. Поставили две палатки - Палыч с Федором ночевали у нас. Ужинали на газу в нашей палатке - на улице было сильно ветрено, а в домике - уютно и тепло. Гречка от Быстрова под соленого хариуса и пять капель.
День для волока выдался 50 на 50 - с утра морось и низкая облачность, этакая смесь тумана и мелкого дождя. Потом облачность поднялась, проглянуло солнце - и пришла гроза. Она нас задела все-таки краем - слегка подмочила. Дождик шел минут 40, но потом вернулось солнце, и до вечера небо было ясным и чистым. Во время дождика Ольга родила слоган этого похода - гениальную фразу про папайю. А Серега развлекал народ игрой на рогане - суперинструменте из катамаранных труб, играющем на перевальном ветре очень печальную и заунывную музыку.
Вечером после ужина еще успели собрать кат - в надежде на то, что можно будет дальше плыть. На озере на закате плавало нечто, названное Уральской Несси или попросту Ыджи.
Да, еще одна фишка дня. Спалил я портянки Сергея Феликсовича. С утрева уже кончали собираться и дожигали на костерке мусор. Ну, узрел я рядом с костром две валяющиеся тряпочки - и кинул их в костер. И палочкой поворошил… А потом выяснилось, что тряпочки были портянками. Серега их собирался чуть подогреть перед выходом и наматыванием на ноги - а я встал на их пути и в борьбе за экологию сжег. Так что теперь история о безвременной гибели портянок станет у Сергея хитом сезона.

4 августа. Азиатская Хойла. Волок сиречь обнос
И снова - Урал...Где проходит тонкая красная линия между большим волоком и маленьким обносом? То есть наоборот - но суть не в этом.
Суть в том, что проплыть нам удалось всего ничего - каких-то полтора километра по озеру. А дальше началась Хойла - речка с большим количеством камней и малым количеством воды. В итоге пришлось сделать нечто обносно-волочное - поставили лагерь на Хойле (координаты по GPS N 66'31892, E 64'00360), на расстоянии 2,7 км от истока Хойлы. Обнос - по вездеходке, которая так и идет от перевала по берегу озера и правому берегу Хойлы.
Лагерь - у очень красивого водопада из двух ступеней. После водопада плыть опять же нельзя - сад камней с малым количеством воды. Но характер реки после водопада меняется - если до водопада река течет в узкой долине, то после долина резко расширяется. На всем протяжении этого участка Хойла активно подпитывается ручьями с окружающих гор и снежников. Ручьев - бездна, точно не посчитаешь.
Вообще долина очень красива - горя, снежники, камень разных цветов, тундровые цветы. Водопад - два перепада примерно в 2 и 2,5 метра и вход - узкий крутопадающий поток с большими валунами. Вода под водопадом прозрачная - на глубине в два метра виден каждый камешек. И видны тени хариусов на дне, хотя самих рыб не видно. Тем более что весь день светило ясное солнце.
Место без дров и с сильным стоковым ветром из Европы в Азию. В итоге Палыч и Серега поставили палатки в местах защищенных от ветра, но в итоге неудобных. У Палыча палатка стояла под углом градусов в 20, и спал он, по собственному выражению, вцепившись в стенку палатки всем, чем есть. А Федор из палатки выпал и досыпал на камушке у входа.
Но, как итог дня, лагерь стоял у водопада, кат был пронесен за лагерь где-то на километр до разлива реки со снежником. Там же лежали рюкзаки с едой и техническим барахлом. С этого места кат уже можно вести вниз по Хойле, хотя и в разгруженном виде. День получился долгий - стартовали мы в половине одиннадцатого, а последний таск закончили в 21.40. Ужинали опять на газу, на ветерке над водопадом.

5 августа. Азиатская Хойла. Первый день вниз
И снова - Урал...День обретения Воды. С утра остаток волока, по G PS еще 2,1 км вдоль реки и по реке - с вещами и катом. До места впадения в Хойлу правого обозначенного на карте притока. Кат вели мы с Сергеем - точнее, тащили по камням, слегка политым водой. Постоянно выбирая, где воды налито чуть побольше. По берегу идти тоже не сладко - часть обноса прошла по снежнику. В этой точке пообедали - благо нашли на берегу какую деревяшку и устроили праздник огня.
После обеда загрузили кат и поплыли втроем - остальная команда шла по берегу. Вначале река быстрая с перемежающимися мелкогалечными перекатами и глубокими омутами. Далее участок почти стоячей глубокой воды с меандрами, который сменяется на участок быстротока с большим количеством камней в русле. Часто приходится спешиваться для протаскивания ката.
Вышли сегодня в 9 часов, первый этап волока закончили к 14.20, пообедали и шли с четырех до половины седьмого. Встали под начинающийся дождь на правом берегу между двумя притоками по левому берегу. Это метров на 300 ниже первых на реке лиственниц - места, где год назад дневали Гроховские. На их стоянке обрели Грааль - веревочку Гроховских. На месте нашей стоянки уже можно набрать дров - если побродить по тундре. Место красивое - граница гор и леса. Стоит подняться чуть выше - уже чудится Пятиречье. И настоящий лес впереди … И в реке появился хариус - выше его не было. Весь - азиатский.
Координаты ночлега - N66'30975, E64'08032. Итого за день пройдено по прямой 5,9 км.

6 августа. Азиатская Хойла. Второй день вниз
И снова - Урал...Хойла дальше вниз от места стоянки - быстро текущая вода с большим количеством камней. Идем в основном проводкой, в одном месте река разбилась на рукава, и пришлось делать обнос метров в 500. Кат протащили аки по суху, вещи пронесли по правому берегу. Лиственниц все больше, но тундра пока преобладает. Очень много голубики - на кустиках самого разного размера. После обноса река становится более узкой и можно в основном плыть, хотя все время приходится сталкиваться с камней. И так до каньона.
Каньон длиной около 2 км. Вход в каньон - скала высотой 50-60 метров по правому берегу. Левый берег - тоже высокая скала, но более пологая. Можно проплыть где-то первые 100 м каньона и зачалиться на левый берег. Там - обнос длиной метров 40 участка непроходимого для любого плавсредства за исключением каяка. Слишком много негабаритных проходов, сложная линия движения.
После обноса до конца каньона можно плыть - весело и быстро. Мощный поток с четко выраженной главной струей, переходящей от берега к берегу. В общем, очень приятная шивера где-то на полтора километра. По обоим берегам каньона растет лес. По правому берегу он от каньона и начинается. А по левому начинается где-то за километр до каньона.
Сразу за окончанием каньона по левому берегу есть весьма удобная стоянка среди редких лиственниц. Да, именно на этой стоянке по всему стояли и Гроховские год назад. По крайней мере, по их описанию все очень похоже. Да, Грааль мы уже посеяли. Оказался очень упорным и не хочет покидать Полярный Урал.
Светит солнышко, и мы встаем - хотя времени только пять часов. Варим двойную хариусную уху и голубичный компотик. Благо, голубики тут немеряно. Как и хариуса.
Координаты ночлега - N66'30264, E64'13773. Ходовое время - с 10.30 до 17 часов, минус полтора часа обеда. За день пройдено всего 4,5 км.

7 августа. Азиатская Хойла и Танью. Третий день вниз.
Вышли на Пятиречье. Для этого еще 700 метров по GPS протащили кат по камням, а потом плюнули и сделали обнос - от точки пересечения Хойлы с вездеходкой. По вездеходке прямо до устья Хойлы и Пятиречья - 3 км. Дорога выходит прямо напротив холма на Пятиречье (координаты устья Хойлы - N66'29758, E64'17511). Пустой кат провели/проплыли Дрозд с Федором до устья Хойлы по саду камней.
За ночь набежали тучки, и к моменут выхода на Пятиречье пошел дождь. Под ним и обедали - на галечнике на левом берегу уже Танью сразу после холма. Дождик может и не очень сильный - но частый и верный. Небо затянуло в серяк, и наверх на холм залезли только Палыч и Федор - остальным вполне хватило прошлогодних воспоминаний. Тем более, что в этом серяке гор совсем не видно.
После обеда - вниз по уже знакомой Танью. Прошли немного (всего 1 час) и встали, не дойдя примерно 500 м до впадения в Танью Лагорты. Стоянка - на правом берегу. Место оказалось приятным - лес, старая каменка для бани и старые же бревна диаметром где-то в 20-25 см, напиленные на куски по 2-3 метра. Дождь все шел, и к вечеру эти бревна оказались очень кстати для сугрева и сушки. Сделали мощную нодью под групповым тентом. И очень душевно посидели.
Координаты ночлега - N66'27740, E64'16310 . Итого за день по прямой - 5 км.

8 августа. Танью. Дневка.
Дождик весь день - то чуть сильнее, то чуть слабее, то морось. Но идет уверенно, все небо серое - все просветы в нем оказываются бредом воспаленного разума.
Тем не менее, жизнь прекрасна. Есть грибы, ягоды, куча хариуса и в Танью, и в Лагорте. Кстати, от стоянки по прямой через лес до Лагорты всего 100-150 метров. На самом впадении Лагорты в Танью стоянок нет. Можно встать на левом береге - там высокий берег с елово-лиственичным лесом и ровным подлеском. По этом берегу идет и вездеходка, которая переходит на правый берег метров на 300 выше нашего лагеря. Хотя, как мы знаем по прошлому году, и по левому берегу есть вездеходка до Пятиречья. Танью в месте ночевки - быстротекущая река с галечным дном и перекатами через кажды 300-400 метров. Именно в конце перекатов стоит хариус - особенно если после переката есть выраженная яма. Именно из такой ямы (правда, не на Танью, а на Лагорте) был извлечен рекордный для этого похода хариус на 51 см и 1400 грамм (но безмен у нас хреновый). В итоге насолили два ведра хариуса для Москвы - тут уж лучше малосолку есть, она вкуснее …
Да, вчера при проводке на Хойле пошел один из швов, поэтому провели запошивочные работы и дополнительно усилили шов в этом месте заплатой. Перекинули продукты, подсчитали остатки и составили меню на последние дни. Времени у нас в обрез, Ольге надо на самолет в Штаты, у Палыча работа не ждет. Так что с завтрашнего дня рвем когти …

9 августа. Танью. Четвертый день вниз.
Все, работаем выход. Поэтому гоним и быстро пробегаем самый интересный с точки зрения рыбалки участок Танью. Обедаем там же, где и год назад, и ловим на обеде последних в этом году хариусов. Более десятка хвостов, для малосолки и последнего жареного хариуса. Река на этом участке - цепь перекатов, разделенных участками более медленной воды. Но и на плесах вода течет достаточно быстро, средняя скорость течений около 3 км в час. Есть много проток, островов, боковых русел - и именно в конце такого разбоя на большое число проток после сбора реки в одно русло мы обедали.
После обеда река постепенно успокаивается, галька сменяется песком и глиной. Совсем покой наступает после песчаной косы на левом берегу в месте впадения Сезым Ягана. Там есть домик, который с воды не виден - хорошо видна только тропа от домика на берег реки. Ниже, через 2-3 километра - Лисий холм, где мы ночевали год назад. Холм для нижней части Танью уникален и очень удобен для стоянки - крутой песчаный берег на правом берегу реки. На холме оказалсь полусдутая резиновая лодка и никаких следов человека. Свежих. Но мы спешим, 10 минут санитарного выхода - и идем дальше. Останавливаемся на ночлег только через полтора часа хода от холма. Стоять на этом участке с одной стороны негде, а с другой стороны воткнуться можно, где угодно. Как известно, при наличии некоторого опыта можно встать почти везде - и превратить место остановки в вполне приличный дом на одну ночь. Так получилось и в этот раз - встали практически по часам в восемь вечера. В итоге ходовой день - семь с половиной часов (10.30-14.00, 16.00-20.00). Добавили полтора часа к месту прошлогоднего ночлега.
Ниже Лисьего холма начали тянуть дорожку и пошли окуни Танью - к ужину наловили аж восемь штук. Как всегда на Танью - мерные, по 600-700 грамм.
Весь день хмуро и пасмурно. Идет дождь - то меньше, то крупнее. К вечеру чуть успокаивается - но во время ужина начинается опять и идет уже до утра.
Координаты ночлега - N66'18986, E64'31178. Итого за день по прямой - 19.7 км.

10 августа. Танью. Пятый день вниз.
Опять все вниз и вниз. Вышли в 11, через полтора часа дошли до точки прошлогоднего обеда. Это место - у первой песчано-галечной косы от Лисьего Холма. Там же на косе - место первого на Танью щучьего беспредела. В яме за перекатом и на самом перекате на сбойках струй за 20 минут технического перекура в 4 хлыста взято 12 щук. Можно и больше - но куда? Щука в основном от 1 до 2 кг, но есть экземпляры и на 3-4 килограмма.
После рыболовного чек пойнта идем дальше, вспоминая прошлый год. Прходим рыбное Эльдорадо, место прошлогоднего ночлега и гребем в общей сложности до начала девятого вечера. С небольшим обедом на полтора часа. Да, после обеда дождь почти кончается (ели в дождь под тентом). Но небо остается серым.
На ночь встаем на высоком правом берегу, на краю тундрового участка. Залезать на берег сложно, но сверху узкий участок сухой и плотной земли. А дальше - болото с морошкой и голубикой. Правда, дров мало, и дрова довольно поганого качества. В основном - старая полугнилая береза и карликовая березка.
Координаты ночлега - N66'15465, E64'12406. За день по прямой пройдено 15,4 км.

11 августа. Танью и оз. Ворчато. Шестой день вниз.
Утро принесло отсутствие дождя и тонкую полоску голубого неба на горизонте. Вышли в половине одиннадцатого и шли до двух часов по все более широкой и по все более тихой Танью. Течение вроде как есть - но вроде как его и нет.
На обед встали, так и не дойдя до озера. Кстати, дома с карты на левом берегу нет. Как нет и трех домов ближе в Варчато. Если в прошлом году один дом еще стоял - то в этом остались только фундаменты. И труба. Не зная где искать - не заметишь. Труба - обычная металлическая, диаметром миллиметров 150. От печки, которой с воды не видно.
На обед - щучья уха из 9 хвостов. В целом оцененная обществом выше хариусной. По крайней мере, канчик на 8 литров выхлебали весь. Из-за ухи вышли в половине пятого. Плюс на месте обеда оказалось полно ягод - голубика, черника, морошка и даже княженика. Все спелое и в товарных (кроме княженики) количествах.
До озера гребли еще полтора часа и только в пятнадцать минут седьмого вышли в озеро. Погода тихая, небо голубое, ветер слабый и чуть сзади. На озере - почти штиль. Пошли напрямик на дальний конец Варчато с заходом на Чаячий остров. Где нашли гнезда чаек - в прошлом году их не было. Гнезда просты - чуть травы, и все. В некоторых были даже яйца, но явно брошенные птицами.
От Чаячьего острова пошли на лесистый остров где-то в 3 км от него и в 1 км от берега. Пришли туда к половине десятого и встали на ночь на ближней к берегу стороне острова. Стоянка традиционная - кострище, трава утоптана. На противоположном берегу обнаружена новостройка - дом под красной крышей из металлочерепицы. Еще не готовый - без окон и дверей - но вполне помпезный. Как рабочая избушка явно не выглядит. Вторая такая крыша была обнаружена у выхода реки из озера.
Да, сегодня видели первых людей. Четыре мужика и собака на двух надувнушках под "Ямахами". У одного в лодке - карабин с оптикой. Местные из Салехарда и Мужей. Забросили позавчера вертушкой на Пятиречье и теперь идут на Варчато к егерю. Взяли телефон - кат их сильно заинтересовал.
Координаты ночлега - N66'05264, E64'01084. За день по прямой - 20,8 км.

12 августа. Оз. Ворчато, Ворчатовис, Войкар… Седьмой день вниз.
Вышли в 10.30 и пошли по направлению истока Ворчатовиса. Не удержались и пристали у домика с красной крышей. Обнаружили беседку для любования луной прямо на выходе реки из озера.
Из цилиндрованых бревен построено нечто размером 3 на 4 метра. По длинной стороне - два входа/выхода напротив друг друга. По короткой - ромбовидные окна напротив друг друга. Внутри стол. А рядом туалет типа "сортир дачный". Но тоже под красной черепицей. И еще указатель "Мусор", ведущий куда-то в заросли ивняка.
Пошли дальше, и дошли до Андрея, местного егеря. По его словам, на озере строят 5-6 коттеджей для привлечения туристов. Строит фирма из Вятки, и для этого по весне по высокой воде на барже было завезено 17(!!!) вагонов стройматериалов. Все - под присмотром местной администрации (Мужи) и именно с зампредом этой администрации мы вчера виделись. В общем, берется курс на активизацию туризма в районе. Что может этот самый туризм в его самодеятельном виде прихлопнуть как муху …
У Андрея почти все, как было - только щучьих морд стало больше, и прибавились высушенные стерлядки. Кота нет - его чужие псы загрызли. И старого щенка заменил новый. По-прежнему хлебосольству нет предела, и Андрей одарил нас хлебом и двумя банка самодельной щучьей тушенки.
Дальше Варчатовис и Войкар - все как год назад, только воды чуть меньше. Еще домики с красной крышей - на стрелке Вочатовиса и Войкара, на месте старой избушки на правом берегу. Сразу после входа в Войкар подсели на шивере, и при сталкивании ката я поскользнулся, упал и вымок по самую макушку. Остановились переодеться, и буквально за 10 минут народ натаскал кучу окуня и щуки. Он тут стоит на краю струи после перекатов в местах противотока и сбоя струй. Огромного окуня вытащила Маша - сантиметров на 40. Мне же от этого почти ничего не осталось: пока переодевался, эти разбойники рыбу или всю поймали (что вряд ли), или распугали.
Пошли дальше и упирались до половины девятого, когда дошли до нашей прошлогодней стоянки. То есть в итоге мы выиграли один ходовой день по сравнению с прошлым годом - шли три дня вместо четырех от Пятиречья. И завтра последний рывок до Вершины Войкара.
Координаты точки ночлега - N65'55178, E63'52520. Итого за день по прямой - 20,4 км.

13-14 августа. Войкар-Салехард-Лабытнанги. Восьмой день вниз и первый день дороги назад.
Вышли в 10.20 и шли до 13.40. Встали на обед на одном из островов и пока обедали смешанной окунево-щучьей ухой, Дрозд взял щуку килограмма на четыре. После обеда Войкар стал более медленным, уже чувствовался подпор от сора - стали таскать дорожку. В итоге Федор взял щуку килограмм на пять, и как венец похода - щука длиной 98 см и весом килограмм 10 у Дрозда в самом конце Войкара. Чуть ли не в том же месте, что и год назад у Дмитрия.
Хотя насчет того же места - большой вопрос. Уровень воды в низовьях Войкара и соре упал по сравнению с прошлым годом на полтора-два метра. В итоге очень сильно поменялась береговая линия, и все стало трудно узнаваемым. Так, крайняя к коренному левому берегу протока перед Вершиной Войкара пересохла, и шли по другой протоке - из-за чего путь к Вершине оказался каким-то утомительным. Да и в этой протоке воды налили немного. Дошли в итоге до Вершины только в 21.40 (с обеда вышли в четыре часа). Сразу договорились с подошедшими хантами о транспортировке в Мужи (две моторки плюс кат на прицепе, 500 с носа при начальном запросе в 900). Стартовали в половине одиннадцатого и к половине третьего ночи дошли до Мужей (с заходом в Усть-Войкар за бензином). Не сказать, что прогулка была слишком приятна, и, лежа под пленкой на кате, мы с Сергеем весьма подмерзли. Но луна над горизонтом и метеоритный дождь скрасили ее ход.
Выкинулись в Мужах на дебаркадер "Кометы" и стали разбираться/сушиться. Считая при этом, что "Комета" пойдет в Салехард в 6 по Москве и в 8 по местному времени. И, соответственно, не очень торопясь. Приготовили поесть (пюрка с филейчиками окуней) и только собрались спокойной поесть, как выяснилось, что идет пароход в 6 по местному времени. В итоге у нас было на сборы 45 минут. Посему ели в режиме "уже горим" и собирались в режиме "уже сгорели". Но без пяти шесть все было готовы, правда, в варианте лишь бы погрузиться и с учетом перекидки в Лабытках. Но по закону подлости "Ракета" уплыла лишь в восемь утра - Объ залил густющий (в 50 метрах ничего не видно) туман. Погрузились, отплыли от Мужей километров на 5, и снова встали из-за тумана. В итоге вместо 9.20 приплыли в Салехард только в 12, а на вокзал попали вообще к четырем. Попутно заехали с Ольгой в аэропорт - из-за проблем с туманом были там в час, а московский самолет улетает в 12. Так что, если бы не туман, она бы уже сегодня улетела в Москву. А так взяли билет на завтра. И ночь Ольга будет куковать с нами на вокзале. Новый еще не достроили, так что векуем в старом. Сбегали в город, прикупили еды и чтива, позвонили в Москву, пожевали. В общем, все как всегда. Да, на ночь нас из вокзала выперли - где-то часа в два ночи. И кассы теперь работают бестолково, и билеты купили уже 15 августа. Так что сидели на улице - благо погода была очень приличной.

15-16-17 августа. Поезд. Второй, третий и четвертый день дороги назад.
Ночью взяли билеты, в 7 погрузились в поезд и в 7.45 поехали. Дорога - как всегда: спали, читали, ели, играли в преф. Иногда дышали кислородом на станциях. И думали о будущем годе. Как известно, любой следующий поход начинается в тот день, когда кончается предыдущий …
В Москву прибыли в 5.45 17 августа. Все, приехали.

Итоговые ремарки

1. О маршруте
Итоговая нитка получилась такой: Москва - ст. Сивая Маска - ферма Юньяха (вездеход) - р. Юньяха - р. Хойла-Ю - волок через Большой Хойлинский проход - р. Хойла - р. Танью - оз. Ворчато - р. Ворчатовис - р. Войкар - Войкарский Сор - пос. Вершина Войкар - пос. Мужи (моторка) - Салехард ("Ракета") - Лабытнанги - Москва.
Карты (километровки) с диска "Полярный Урал" от Валеры Кожина. Листы Q-415354, Q-415556, Q-415758, Q-414344, Q-416970, Q-416768, Q-417980. Низовья Войкара - пятикилометровка с того же диска, файл "Войкар". Все это сейчас можно найти на veslo.ru.
Сроки - с 18 июля по 17 августа (от Москвы до Москвы). Чистое время - с 21 июля (вездеход из Маски) до 14 августа (Мужи).

2. Транспорт
Поезд - Москва - Воркута. Отправление из Москвы - 21.35 , прибытие в Сивую Маску - в 12.45. В пути - двое с половиной суток. Билет в плацкарт - 850 рублей.
Вездеход. По 600 рублей с человека, с 8 душ - 4800 рублей. Координаты водителя (кстати, местный участковый) - Коми, г. Воркута, п. Мескашор, ул. Миронова, д. 23, тел. 95-6-77. Код из Москвы - 82151 (Мескашор и Сивая Маска - почти одно и то же, но Маска - поселок при ж/д, а Мескашор - поселок на Усе километрах в 5 от Маски). Мескашор признан поселком неперспективным и сейчас умирает, так что через год все может оказаться не так.
Моторка от Вершины Войкара до Мужей - по 500 рублей с человека. Тут главное жестко торговаться, поначалу запрашивают примерно вдвое.
"Ракета" от Мужей до Салехарда - по 170 рублей с человека. В Салехарде надо на колесах или маршрутке добраться до вокзала в Лабытнангах. Поезд до Москвы идет утром, так что день и ночь коротать в Лабытках. На ночь могут пустить в поезд - московский приходит вечером и до утра стоит у вокзала. Из вокзала на ночь могут выгнать - нас выкинули часа в два ночи. В городе есть магазины, почта, баня - так что и помыться, и поесть …