Виды туризма

22 Января 2013
( г. Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1991
Вид туризма: Путешествия Категория сложности: нет или не указано
0 127 0

Как человек, инициировавший публикацию путевых заметок известного путешественника Евгения Павловича Смургиса на виртуальных страницах "Скитальца", я просто обязан был написать пару слов об этом незаурядном человеке.

Почему, собственно, Смургис? Как постоянный, в прошлом, подписчик "Катеров и Яхт", я с большим интересом читал написанные Евгением Павловичем истории о своих беспримерных путешествиях на гребной лодке по северным рекам и морям нашей страны. Затем все стало забываться, забыл я, к своему стыду, и фамилию путешественника. Остались только обрывки воспоминаний об одиночном плаванье в арктических морях, волоках по льдам и преодолении торосов.

И вот недавно, разбирая старые подшивки, я наткнулся на публикации записок Смургиса. Отыскав все, что у меня сохранилось, я с огромным интересом перечитал историю его путешествий. Так родилась идея напомнить туристскому сообществу об уникальных по протяженности и региону проведения маршрутах, так сказать – от первого лица.

Немного биографии:

История путешествий, поведанная от первого лица. Предисловие инициатора публикации

Евгений Павлович Смургис родился в Липецке. До 1967 года работал рядовым учителем физкультуры, правда, будучи мастером спорта по боксу, в Пермской области, в расположенном на берегу реки Колва посёлке Тулпан. Там и родился у него проект первого дальнего лодочного похода в родной Липецк. Построив с помощью местных старожилов гребную лодку, знаменитый теперь "МАХ-4", вместе со своим земляком Валерием Лютиковым, он осуществил эту, казавшуюся почти безумной, идею. И "заболел" греблей.

За следующие два года он, со своим напарником, совершает путешествия из Липецка в Ригу и из Риги в Волгоград. Далее – годичный перерыв, связанный со сменой рода деятельности и места жительства, и два новых похода, правда – не столь масштабных. Волгоград – Гурьев и Гурьев – Оренбург. Теперь – в компании с другим своим земляком, Виктором Поповым.

Но, видимо, тянуло Евгения Павловича в Сибирь, на Севера. И, как логическое завершение идеи дальних походов, на восток нашей страны, во Владивосток. Надо сказать - это ему удалось, о чем свидетельствует нитка его следующих маршрутов, пройденных в одиночку и с напарниками: Оренбург – Тобольск – м. Каменный – Дудинка – Иркутск – Николаевск-на-Амуре – Владивосток.

В дальневосточных путешествиях принял участие другой известный путешественник и моряк Василий Галенко, ставший в дальнейшем координатором кругосветных проектов и, в некотором роде – биографом Смургиса.

История путешествий, поведанная от первого лица. Предисловие инициатора публикации

Познакомившись с полярными водами, Смургис понял, что необходимо изменить конструкцию лодки. Оставив первый, "речной" "МАХ-4" ("махай в 4 весла") на Дальнем Востоке, где она стала экспонатом Краеведческого музея им. В.К.Арсеньева, путешественник отправился в Ленинград, на завод "Пелла", где ему уже делали новую "Пелла–фьорд" по индивидуальному проекту.

На этой лодке он совершил водные путешествия из г. Онега в Москву и полярное плавания из Тикси в Диксон. Часть маршрута он прошел в одиночку, часть – со своим сыном Александром, непременным участником его путешествий последних лет.

С ним же, но уже на новой, "океанской", лодке "МАХ-4" Смургис совершил беспрецедентный переход Диксон – Мурманск, в условиях короткой полярной навигации. И стал готовиться к "кругосветке"…

В 1993 году Евгений Павлович вышел на "МАХ-4" из Мурманска в Лондон, где, через два месяца, миновав Баренцево, Норвежское и Северное моря, был встречен, как выдающийся путешественник. Оставив в Лондоне Александра, он в одиночку продолжил кругосветное путешествие, направляясь к испанскому порту Кадис.

Последний раз живым его видели 15 ноября 1993 года, во время шторма близ устья р. Гаронны у побережья Франции. Лодку нашли, без видимых повреждений, на следующий день близ городка Ле-Треблад, где она и по сей день находится в Морском музее. Тело было найдено только через 6 дней… Ему было 55 лет. По маршруту кругосветки Евгений Павлович успел пройти 11300 км.

Являясь дважды рекордсменом Книги Рекордов Гиннеса, Евгений Павлович Смургис за все время своих путешествий (а это не много, не мало – 710 ходовых дней, почти 2 года) прошел на вёслах около 48000 километров, из них: около 16000 км – в одиночку, 10000 км – против течения великих рек, около 9000 км – в Заполярье. В свободном плавании в одиночку им достигнута рекордная широта 77 градусов 44 минуты северной широты.

Из интервью, данном Смургисом журналу "Катера и Яхты" в 1991 году известно, что он готовил к печати книгу "13 путешествий на "МАХ-4". К сожалению, мне не удалось выяснить, вышла ли эта книга в Дальневосточном книжном издательстве, поскольку выпуск ее был намечен на 1993 год – год гибели Евгения Павловича. Поэтому читателю придется довольствоваться материалами, опубликованными в журнале "Катера и Яхты".

Тех из читателей, кто желает ознакомиться с дневниками последнего плавания Смургиса, я могу отослать к журналу "Вокруг Света", номера 8 и 9 за 1994 год или к архиву сайта журнала:

"http://vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1416" rel="nofollow"
"http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1445" rel="nofollow"

Приятного вам чтения!

Ваш Капитан Туч.

Автор: Максим Сысоев (Санкт-Петербург)

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Дневник
22 Января 2013
Назад в снега, назад в Сибирь
Рассказ
22 Января 2013
К морю студеному
Рассказ
09 Января 2013
Вдоль хребта
Рассказ
22 Января 2013
16000 километров на веслах
Рассказ
22 Января 2013
Александров и не только…
Отчет
22 Января 2013
В поисках талицких пещер
Дневник
22 Января 2013
Дневник заграничной поездки
Рассказ
22 Января 2013
Жизнь прекрасна контрастами
Рассказ
22 Января 2013
Зов предка
Рассказ
22 Января 2013
Кимры
Рассказ
22 Января 2013
Конжак
Рассказ
22 Января 2013
Лед и мечта
Рассказ
22 Января 2013
Летучий камень
Добавить публикацию