13 января 2013
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
04.08.2006 - 23.08.2006

Автор: Сергей Кубарев (Москва)

1. Начало;
  2. Дневник личных впечатлений;
  3. Оргвопросы;
  4. Карты и лоция
Начало

Река Наатамайоки (в Норвегии река называется Нейден) берёт начало в Финляндии, а впадает в Баренцево море недалеко от норвежского города Керкинес. Категория сложности маршрута - третья (для нашего уровня воды и если идти на катамаранах). Поход проходил в августе.

Интересный вариант, который может занять не более двух недель времени от Москвы до Москвы. Новые впечатления, неплохая рыбалка, интересная речка, красивый порог перед впадением реки во фьорд, морская рыбалка, крабы. По деньгам можно уложиться в 400 условно-зелёных единиц.

Это дневник личных впечатлений, но для некоторых дней есть дополнительные описания. Так как дежурные начинали дежурить с ужина, то дежуство попадало на две даты, поэтому есть некоторая несогласованность описаний.

Дневник личных впечатлений

3 августа. Отъезд.

Всё как-то не складывалось в этом году с летним походом, и когда Степан Солод предложил мне и моему другу Боре Сидорову принять участие в прохождении маршрута Мурманск - Финляндия - р.Нааматайоки (Нейден) - Норвегия - Мурманск., то мы тут же с энтузиазмом согласились. Степан не мог предложить плохого, предчувствие нас не обмануло. Так как мы вдвоем дополняли уже расписанный по судам коллектив, нам было предложено подготовить катамаран-двойку. Нас предупредили, что согласно найденной в Интернете лоции на финском языке, на реке есть пороги пятой и шестой категории сложности, и значит, катамаран должен быть подготовлен хорошо. Катамаран любезно предоставил Никита Петренко, который был сделан им самостоятельно пятнадцать лет тому назад. Оболочки хорошо сохранились, а баллоны подошли от четверки. Катамаран дооснастили надувными седлами для коленной посадки производства компании «Красное Солнышко». Получилась машина водоизмещением примерно в тонну, на которой можно было смело штурмовать пороги.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Шмотья получилось немеряно: три полноценных рюкзака на двоих, карандаш с набором и упаковка с веслами. Приехали на вокзал заранее. Поздоровались с группой и Адмиралом. У группы шмотья тоже было немало. Один тюк носили на весовую и оформили как багаж. Стоимость провоза дополнительного багажа до Мурманска составила порядка 80 рублей, стоит подумать, вспоминая прошлогодние проблемы загрузки рюкзаков в вагон с несговорчивым проводником. Долго таскали мешки по перрону, образовали внушительную гору, на которую проводники отреагировали на удивление спокойно, и даже давали советы как это все распихать. Отметили отъезд сначала кулуарно, потом в составе группы, потом, не помню в котором часу, полировали краснененьким. Потом вернулись в купе, обнаружили там прекрасную блондинку и долго рассказывали ей о своих особенностях и житейских подвигах. Особенно интересные рассказы были у Бориса. Предрассветный туман принес успокоение.

4 августа. День первый. В поезде

Вероятно, что ночью мы по-стариковски храпели, но блондинка простила нам все или, по крайней мере, дала нам понять, что зла на нас не держит. В свою очередь рассказывала о своей жизни, учебе, проблемах будущей профессии и заработках на плантациях финской клубники. Хорошие ребята, не отчаивайтесь! В противовес пошлому однообразию девиц со штанами, опущенными до первого волоса, существуют умные и добрые девушки. Её звали Светланой, она вышла в Петрозаводске с небольшим рулоном линолеума, растворилась в толпе, и показалось, что её никто не встречал. Странно. После Петрозаводска обед с окрошкой добавил оптимизма, в соседней группе туристов запели песни, и мы в долгу не остались, потом писали пулю, где я сел на девятерной. Потом я вернулся в купе. На свободном месте сидела блондинка в колготках, которые трудно было не заметить. Алексей Миронов (наш третий в купе) уже вел задушевную беседу. Мы с Борис Борисовичем, не сговариваясь, залезли на вторые полки. Я подумал, что пора отдохнуть, Борис Борисович, думаю, тоже. Мимо колготок не смог пройти Серега, представился Лехиным братом и стал знакомиться, потом пришел Лёха младший, тоже представился братом, и тоже стал знакомиться, но на мой взгляд, выглядел менее убедительно и в основном выполнял небольшие поручения для поднятия тонуса беседы. Потом пришла наша Светлана, и удостоверившись, что с Серегой ничего плохого не происходит, ушла. Ушел и Лёха младший. А Серёга не мог уйти, потому как очень хотел научить девушку танцевать, что и произошло примерно в четыре утра под вальсы Миронова. Лежа на подушке Миронов еще долго вслух любовался колготками, и девушка призналась, что они не дешевые. Рассвет принёс успокоение. Шутки, шутками, а тоже в тридцать лет, за плечами у нее столько поворотов. Хотела стать технологом производства алкогольных напитков, стала фельдшером, потом Дагестан, потом замужество, ребенок, сейчас развод с мужем, который моложе её на десять лет, жизнь в северном поселке с матерью, дежурство в больнице, сейчас поездка в Мурманск к другу, поездка должна что-то решить в её жизни. Воистину плацкартный вагон – энциклопедия народной жизни. Возможно я что-то пропустил или не так понял, вообще-то я спал.

5 августа. День второй.

Контора, которая обещала обеспечить нас транспортом до Финляндии, автобус в первый день не предоставила, а обещала его на следующий день с утра. В плане компенсации морального ущерба, нам дали автобус и повезли в гостиницу «Моряк». Гостиница оказалась вполне приличной, мой одноместный номер за 600 рублей с телевизором и ванной, вполне мог бы вместить и десять человек. Гуляли по Мурманску, осматривали памятники, скверы, порт. Нагуляли аппетит и долго не могли его удовлетворить. Выяснили, что любимое место отдыха мурманчан – это трактир «Кружка», в котором мы постояли некоторое время в очереди и затем вернулись и поели в более доступном месте. В тот день у Адмирала был День Рождения. В маленьком кафе «Кактус» сдвинули столы и устроили небольшой банкет. Радушные работники кафе старались подобрать для нас хорошую музыку, мы просили их музыку выключить и пели свое под гитару. Потом пришел завсегдатай – любитель петь под караоке, и начал петь одну за другой. Мы с ним попробовали договориться – одну он, другую мы, но его это обидело. В общем что-то осталось недопетым и недопитым, и мы продолжили в холле этажа гостиницы, но наши таланты не заценила служба охраны. Продолжили уже в номере, и рассвет принес успокоение.

Дежурство Светы и Сергея

ДОРОГА

Третье августа, вечер, вокзал,
"""Поезд уж подан ""-Валера сказал."
Нужно тихонечко вещи таскать
И по вагонам их все распихать.

А на перроне, представить нельзя,
Дети, подруги, родные, друзья,
Встречи и проводы- так повелось,
В каждую душу счастье влилось.

Мы отъезжаем-пока всем, пока,
Нас ожидает где-то река,
Мы занимаем почти-что вагон,
Славные люди-попутчики в нем.

Эти две девушки чудно поют,
Словно концерт пассажирам дают,
Классно поставлены их голоса,
Звонко гитара звенит три часа.

Здорово мы отмечали отъезд,
Угомонились в ночи ,наконец.
Раненько Паша к нам в гости зашел-
Там нахрапел и скорее ушел.

Утро прошло незаметно ,и вот
Время обеда уже настает.
Все ошалели совсем НЕ немножко-
На целую гвардию будет окрошка.

Все ,как положено, с квасом домашним,
Можно гордиться завхозом вчерашним,
Нынешний тут не годится в подметки,
Не расчитал ни закуски ,ни водки.

Что ж, угощения все позади,
Песни, общение, ночь -впереди.

Скоро уж Мурманск,узнали в тревоге-
Что наш автобус где-то в дороге.
Как ни старайся,ни так и ни сяк-
"Нас ожидает мурманский ""МОРЯК""."
Вот и перрон, перед нами- ограда,
Ну а для нас это все не преграда,
В щелочку мы поднырнули все быстро,
Груз пропихнули-все гладко и чисто

Чудно в гостинице всех расселили,
Славно по городу мы побродили,
Кто-то продукты купил и поел,
Кто-то и памятники посмотрел.

Пятое августа -день не обычный-
У нашей команды есть повод отличный
Дружно собраться, попеть и попить
И адмиралу подарки дарить.
Ведь у него в этот день-День Рожденья,
Вечера ждали мы все с нетерпеньем.
Очень душевно в кафе посидели-
Похохотали и классно попели.

Ну а шестого уж ждет нас таможня-
Там и узнаем чего сколько можно.
Лучше в автобусе сразу начать.
Жалко ,конечно, добру пропадать,
Да и в компании пить веселей-
Ну-ка ,Миронов, по кружкам разлей.

Вот и граница-были все рады,
Хоть и все вещи таскать было надо,
Переложили спиртное, сигары,
Господи, счастье-нашлась и гитара.

Ах заполнять декларацию нужно.
Ценности Маше навесили дружно.
И провожали друзей, глядя в спины,
Переходящих весело к финам.

Ну а на финской таможне все просто-
Взял кладь ручную и нету вопросов.
Только Илюха нас всех удивил-
Через границу бутылку катил.

Дальше мы едем и вновь удивленье,
Справа и слева мелькают олени ,
А вот и город, где без проблем
Взяли лицензии жаждущим всем.
Вот теперь уже точно - полный ВПЕРЕД,
К светлому счастью стремиться народ.

6 августа. День третий. Дорога на Финляндию

Автобус подали шикарный. Багажник под рюкзаки и железо, Туристический салон, столик в конце салона. Водитель – разбитной малый, огорчился, узнав, что нам ехать на таможенный переход «Лотта». «Не люблю я эту дорогу» - сказал он, - « И таможенники там из бывших гаишников ». Дорога и впрямь оказалась весьма потрепанной. За окошками мелькали горелые леса и развороченная земля. Ближе к Финляндии почва стала в основном песчаной, а лес - сосновым. Если он не был горелым, то был очень красив, невысокие сосны с развитыми кронами, редкий подлесок с разноцветными коврами ягеля. К сожалению таких участков сохранилось крайне мало. Народ дремал, дорога до таможенного перехода заняла четыре часа. Таможенный переход резко отличается от попадающихся строений - современный комплекс зданий, асфальт. Таможенники явно скучали. Наше явление произвело на них сильное впечатление и вдохновило на профессиональные подвиги. Наши рюкзаки подолгу смотрели на рентгене, нюхали собакой, заставляли раскрывать, если что-то вызывало сомнение. Хотя принципиальных ограничений на вывоз из России нет. У нас искали оружие, наркотики, предметы искусства. Попросили показать походную гитару и вывернули все карманы на чехле. Не найдя ничего незаконного попросили подарить компас. Компас им подарили. Финская таможня через 100 метров. Запрещено ввозить кисломолочную продукцию, сыр в том числе, более 2-х литров вина, 2-х литров водки и 10 литров пива. Рюкзаки остались в автобусе, пройти попросили с личными вещами. Гитару, правда, тоже посмотрели. Спросили – не везу ли чего незаконного и что собираюсь делать в Финляндии, сказал, что буду заниматься рафтингом, незаконного ничего нет. Пропустили всех без вопросов – джентльменам верят на слово. Незаконная бутылка с водкой выпала из рваного пластикового пакета и катилась по полу, таможенники смеялись. Характер растительности поменялся, Исчез горелый лес и ягель. Исчезновение ягеля сразу стало понятным. Народ закричал: «Смотрите, пингвины!». По дороге бежало стадо северных оленей. Северный олень – это домашнее животное, которое широко распространено в данной местности. Живут они практически на воле, их только осенью сгоняют для учета и возможной реализации. Встретить их можно повсеместно, сильно мешают движению автотранспорта. Далее нам предстояло купить рыболовные лицензии, для этого надо было заехать в рыболовный магазин и сделать небольшой крюк. В рыболовном магазине есть все, но дороже примерно в три раза чем в Москве. Товар свободно разложен на обширной площади полузакрытого навеса. Обслуживается двумя человеками. Воровства видимо нет. Лицензия на рыбную ловлю стоит примерно на наши деньги 350 рублей в день, купили все рыбаки. На маршруте её никто не проверял, даже обидно. Далее наш путь лежал на озеро Ииярви. Дорога асфальтовая, очень хорошая, в районе населенных пунктов встречается отдельная полоса для велосипедистов. Чувствуется, что народу нравиться жить комфортно. Поворот на проселок, который по своему качеству не уступает нашей дороге республиканского значения, только узкий. Озеро Ииярви, три жилых дома. Проехали под знак напоминающий «кирпич», спросили чего нам дальше делать. Нам ответили, что здесь частная территория и нам надо убраться обратно. Из крайнего дома высыпала ватага ребятишек и с любопытством побежала к автобусу. Уверен, что для такого глухого угла наш визит был выдающимся событием, но их остановили, и подойти им не удалось. Автобус долго пятился задом и развернулся на пределе возможностей дороги, едва не угодив в песчаную канаву. Палатки поставили вдоль дороги на небольшом пятачке, кострища не было и пришлось организовать его на галечнике. Дрова собирали вдоль дороги. Обнаружили контейнер для мусора. Если кто пройдет по нашим следам, рекомендую запастись большими мешками для мусора. Представляю удовольствие мусорщиков, выгребавших рассыпной хлам оставленный нами в контейнере. Собрали катамараны. Монотонный колыбельный дождик уговорил нас не устраивать шумный праздник нашего прибытия к началу маршрута. Евгений Петрович сотворил молитву небесному покровителю Илье и все спокойно разошлись по палаткам.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

7 августа. День четвёртый.

Поставленная Адмиралом задача выхода на воду к одиннадцати часам была досрочно выполнена, и наша эскадра, состоящая из четырех четырехместных катамаранов и двух двухместных, вышла на просторы озера под российским триколором. Большой четырехместный катамаран, известный под именем «Красный Дракон», для усиления ходовых характеристик был сцеплен с нашей двойкой. Не сказал бы, что получилось что-то сильно хорошее, вероятнее всего из-за несовпадения межбалонных расстояний, но по ходу сцепка не уступала остальным судам, хотя и не превосходила их. Вечерняя молитва была воспринята, и озеро пропустило нас исключительно мягко, при слабом попутном ветре. Народ занимался поиском рыбы около островов, и настойчивость была вознаграждена. Было поймано несколько хариусов, щука, а Павел поймал кумжу. Озеро мелководное, с чистым дном и песчаными пляжами. Вероятно, прежде и наши озера Карелии были такими, пока их не подпрудили и дно стало покрыто корягами и илом от разложившейся древесины. Обедали на берегу, костер делали на прибрежных камнях. Мимо прошла лодка с мотором на малой скорости, видимо занимались троллингом. На ночевку встали на правом берегу озера недалеко от безлюдных домиков, не доходя нескольких километров до истока реки Нааматайоки. Встать на озере можно практически в любом месте. На стоянке Светлана поразила меня в самое сердце, когда со словами «женщина должна быть терпеливой», добровольно взялась чистить щуку. Вечером после ухи и молитвы, все любовались спокойными пейзажами озера, а Анатолий ловил хариуса на червя и отпускал его как не соответствующего по размерам лицензии. Вообще на озере и реке было четыре вида рыбы: хариус, радужная форель, озерная форель(кумжа) и щука. По лицензии допустимые размеры пойманных рыб: хариус – 30см; радужная форель – 40 см; кумжа - 40 см; щука без ограничений. Суммарный вес выловленной рыбы не ограничен.

Описание длня от дежурных. Дежурят Володя Любимов и Женя Пугачев.

Ничтожен человек, чтобы стать здесь явью.
Певец природы А.Хеллаакоски

7-8 августа

Дед Мороз – парень не промах: умеет выбирать места для обитания…

Первый день сплава успешно заканчивается: первая рыба, первый грибы, первые впечатления. Впечатления от голубизны озерной глади, красоты многочисленных островов, тишины безлюдных просторов и неприхотливости северной природы.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Итак, благодаря попутному ветру и нашей настойчивости веслами вспахано почти все двадцатикилометровое озеро. Весело зачаливаемся в небольшой бухте, разгружаемся, ставим лагерь, собираем дрова. Дежурим мы, два пенсионера, Женя и Володя. Все, что касается еды, нареканий со стороны коллектива не вызвало – просили добавку, а не жалобную книгу. Особенно к традиционным ста граммам.

Следующий день знаменателен хотя бы тем, что мы впали в нашу реку, прошли первый порог (для кого-то он был двоечным, для кого-то троечным). На перекусе пожарили первые грибы, сварили первую уху, засолили первую рыбу – бесстрастные приборы зафиксировали и ее цвет, и ее вес. А уж охотников покрасоваться с добычей было предостаточно. Погода замечательная: кто-то купается, кто-то загорает. Да это и понятно – ведь наш путь лежит к южным берегам, правда, Северного Ледовитого океана.

И как тут не сказать добрые слова в адрес нашего покровителя Ильи-Пророка. Почетное право, а равно и обязанность напрямую общаться с ним по достоинству получил Женя Пугачев. Его традиционный второй тост в честь Илюши был гимном благодарности за ниспосланные дары и вселял во всех нас непоколебимую веру в окончательный успех нашей экспедиции. И мы с радостью продолжали «глазами, ртом и кожей пить простор»!

8 августа. День пятый.

Чайки ночью доели за нас вечерние макароны, но до потрохов, лежащих на дне не добрались. Наша двойка первой достигла истока реки, остальных задержала рыбалка на озере. На правом берегу находится пустующий кемпинг, на левом мы с Борисом наловили крупных хариусов на вертяки.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Подошел «Красный Дракон», Степан обследовал берег и сказал, что имеется кострище и помойка. Камень свалился с моего сердца, до этого мы не встречали кострищ, и казалось, что делаем что-то противозаконное. Вообще финские туристы очень аккуратны, кострище обкладывают камнями, а мусор стараются не бросать где попало. Это резко контрастирует с пейзажем вокруг отечественных стоянок, где мох обильно украшен разноцветными туалетными бумажками и предметами женской гигиены различных фасонов и конструкций.

Расход в реке не более десяти кубов. Интересно сопоставить категорию препятствий указанную в финской лоции с реальным положением вещей. В финской лоции препятствия поделены на шесть категорий. Есть несколько пятерок и две шестерки. Если оценивать всю реку в целом, я бы сказал так: при том уровне воды, который нам достался, река ничего не может сделать с катамараном. Неверный выбор линии движения или несогласованные действия команды, могут только привести к тому, что катамаран сядет на камни в неудобном месте и потребуются большие усилия, чтобы его вытащить. Но на камни вы обязательно сядете, камни скользкие и во избежание ушибов рекомендуются защитные штаны и каски, в нижнем течении, где расход возрастает и между камнями есть глубокие ямы, необходимо носить спасжилет. Вода в реке теплая, можно плавать даже для своего удовольствия. Нааматайоки – это что-то среднее между Пистой и Тумчей. Есть один порог похожий на «Карниз», и один порог ( самый последний перед впадением в море) который выпадает из общего ряда. Остальное, либо несложное, либо неопасное из-за низкого расхода.

Возвращаясь к описанию пятого дня, отмечу, что пока мы с Борисом ловили рыбу, народ вдоволь насмотрелся на порог четвертой категории сложности. Когда мы подплыли, уже были дана команда двойкам идти, так что я его долго не смотрел. Кажется, там был остров, и основная вода шла левой протокой. «Красный Дракон» поплыл туда, и мы пристроились ему в хвост. В конце острова оказалась плотная группа крупных камней, и вода круто падала между ними. На сливе специально затормозились, чтобы не воткнуться в центральный камень. Далее нас спокойно промыло, протоки слились и линия движения по шивере читалась с воды.

В шивере хорошо ловился хариус и форель, я поймал несколько и решил больше их не брать, потому что пойманного уже было достаточно для всей группы, а кроме меня рыбаков было много. После прохождения устроились на левом берегу на обед, варили уху из щук и хариусов. Борис поймал крупного хариуса, я поймал еще с десяток, но всех отпустил, хотя они укладывались в лицензионный размер. Пришел снизу Виктор и принес вполне приличную кумжу и форель лицензионного размера. Назревал рыбный кризис.

После обеда шли по приятным шиверкам, а потом впали в небольшое озеро. Пока молодежь с энтузиазмом искала выход, дразнили щук. Выход оказался в правой протоке. Берега понизились, дело шло к вечеру, но удобной стоянки не было. Потом дежурные усилием воли дали команду вставать, и оказалось, что мы способны достаточно комфортно встать лагерем и в не очень удобном месте. Долго разделывали большое количество рыбы. Вечер был исключительно теплым и почти все купались в заливе. Стоянка оказалась обжитой рыбаками, у которых был запас дров, накрытый полиэтиленом, хозяйственная утварь, и продукты в пластиковом ведре с крышкой. Естественно, что ничего мы не трогали.

После вечерней молитвы мужественно боролись с рыбой понимая, что лов потеряет смысл, если не съесть пойманное. Ели малосольного хариуса, копченую форель, жареную щуку, заливали ухой. Пришел Анатолий, и гордо показал зачетного хариуса пойманного на червя. Радостная реакция была слабовыраженной. Борьба с рыбными запасами затянулась глубоко заполночь. Всё это сопровождалось песнями, особенно удалась песня про дикарей на острове. Утром Адмирал сказал, что она ему тоже очень понравилась, он даже долго уснуть не мог.
По заливу потянулся туман, подтверждая, что для купания было выбрано место с наиболее теплой водой.

9 августа. День шестой.

Плотный ужин переходящий в ранний завтрак не способствовал устойчивому сну, и поэтому рано утром я стал рыбачить.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Сначала одна щука откусила мне блесну, потом поставил поводок, так другая завела за камень и перетерла плетенку. Наверное, сегодня рыбалки не будет, подумал я и поспал еще немного. Утренняя уха из щучьих голов понравилась не всем, её основную часть и остатки каши я закопал в болоте. У дочери сегодня День Рождения, отправил SMS поздравления, ответа не получил. Собрали лагерь, снова плывем по шиверкам и порожкам. Много удобных мест для ловли рыбы, но рыбы уже как-то поменьше. Миронов поймал с катамарана хариуса весом 1250г - наш рекорд на маршруте. Где обедали – не помню, где-то на реке, мысли мои были о дочери. Когда я уезжал, она была уже в роддоме. Берега становись ниже и ниже, а река мелководней и шире. Далее река разбилась на протоки, и казалось, что большая часть воды идет слева. Потом воды стало значительно меньше, чем камней и катамаран практически пришлось нести. Впрочем, кто пошел в правую протоку, закончили прохождение данного препятствия минут на пять пораньше. На слиянии проток хорошо брал хариус, один попался очень достойный. На стоянку встали на правом берегу, удобное место для рыбалки, но больших результатов не было. Вечером, наконец-то, получил долгожданное сообщение о рождении внука. Отмечали заранее приготовленном красненьким, а Паша принес контрабандный коньяк.

10 августа. День седьмой.

Солнечное, тихое утро предвещало хороший день. Недалеко от лагеря оказался порог со знаком 4.Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки) Его смотрели, чего смотрели, уже не помню. Далее шел порог со знаком 5+. Это оказалась ступень через всю реку, почти водопадного типа с перепадом метра 2. За ступенью относительно спокойный участок с незначительной глубиной и течением. Поступила команда – обнести тяжелые и ценные вещи, далее действовать по собственному желанию. У нас тяжелого был только рюкзак с харчами, мы его быстро обнесли и выразили желание прыгнуть. Адмирал не возражал. Не имея собственного большого опыта управления двухместным катамараном и насмотревшись фильмов, как на двойках прыгают высокие сливы, сказал Борису, чтобы он на сливе отклонился назад и взялся рукой за раму; вдруг внизу споткнемся и начнет через нос класть. Так и сделали, но, наверное, это было излишне. Справа вдоль берега не так и круто, спокойно сливает, воды хватает, и бочка не тормозит. Остальные пошли по нашему варианту, Виктор спустил свой кат на веревке, а молодежь на двойке искала счастья в центре, а может и не в центре, дедушка не обязан всё помнить, но там много вариантов где можно прыгнуть. Пока смотрели, прыгали, отвязывали – привязывали, дежурные сготовили обед. После обеда народ зачалился налево и стал смотреть следующий порог со знаком 4. Адмирал перед этим попросил увеличить мобильность прохождения препятствий, я вылез из седла, встал, посмотрел вдоль порога. Был виден заметный перепад, просматривалась линия движения вдоль правого берега. Запросив согласия по рации, мы сели и прошли порог без просмотра, хотя в середине есть неоднозначное место с полузалитой плитой. В конце порога зачалились налево. На правом берегу было два человека и они чистили рыбу. Наше явление их удивило, они немного остолбенели, потом собрались и ушли наверх, чтобы не вступать с нами в контакт. Мы с Борей вернулись к народу. Народ всё думал, как пройти эту плиту. В результате все прошли по-разному, и через плиту в том числе, и никого не тормознуло. Виктор продолжал проводить катамаран вдоль берега, Лёша Миронов подскользнулся и неудачно упал, Павел, почему-то вообще плыл рядом с катамараном. Худо-бедно, добрались все до конца порога, а там и до впадения реки в очередное озеро было недалеко. Перед впадением в озеро через реку перекинут подвесной мост. Очень гармоничное и красиво сработанное сооружение, около которого захотели сфотографироваться. На мосту есть всякие таблички, о том, как надо себя вести, сколько мост выдерживает и т.д. Наши показали, что переход от обезьяны к человеку по-прежнему возможен, прыгали, висли на тросах и радовались жизни. Видели бы местные, наверное, по своей привычке промолчали бы, или скрылись куда подальше.

По озеру, благодаря небесному покровителю и ежевечерним молитвам, плыли при тихой, солнечной погоде, чего-то искали слева и не нашли. Потом смотрели нежилую, но благоустроенную территорию с беседкой из перевернутой лодки. Потом хотели встать на озере на песчаном пляже, потом расхотели и впали в реку. В начале нового участка реки расположена база, на которую иногда наведывается на гидросамолете не самые простые представители финского народа половить рыбку. На базе есть егеря, с которыми можно мило побеседовать. Они и направили нас несколько ниже по течению, к большому порогу со знаком 5, около которого есть оборудованная стоянка.

Стоянка оборудована восьмигранником, с кострищем в центре. Кострище имеет поворотную нержавеющую решетку, для установки котлов и приготовления пищи. Часть восьмигранника перекрыта навесом, так что получается что-то вроде летней эстрады. Также имеется домик из шпунтованного бруса, состоящий из трех секций. Одна секция – туалет с опилками, другая, контейнеры для рассортированного мусора, третья сарайчик с дровами и топорами. К домику подходит маркированная квадроцикловая дорога. Вот в этой милой обстановке и решено было устроить днёвку. Ровных мест под палатки там немного, но как-то устроились, а Паша спал на эстраде. Молодёжь на муху поймала небольшую кумжу.

11 августа. День восьмой.

По срокам пребывания выходила баня, чего и решили осуществить на берегу в середине порога. Всё как обычно, сложили каменку. Лес там исключительно березовый, береза бывает либо мокрой, либо гнилой, но, тем не менее, свежий ветер помог раздуть костер, и баня прогрелась хорошо. Дров натаскали с избытком. Уже перед самой баней, на пустых катах прыгали порог разными способами. Нашли одну бочку, в которую если на двойке въехать боком, то подсасывает. Наши девушки-красавицы набрали ягод, намяли их с сахаром и сделали блинчиков. Баня удалась на славу. После бани и ужина, был концерт художественной самодеятельности с обязательным номером от каждого участника, во время которого никто не пострадал. Ночью я проснулся от громких иноязычных криков, вылез из палатки и подошел к навесу. Там горел костер, у костра был Степан и пьяный финн. Ломаный английский у этого финна был еще ломаней чем у меня, но при помощи Степана, который с ним уже беседовал, понял, что это местный егерь, что к нему прилетели хорошие клиенты, что они всю ночь ловили рыбу и поймали семгу на 20 килограмм. У финна был рюкзак пива, он гонял клиента за водкой и громко пел песню. Наверное это была песня «Черный ворон», но по-фински. Закуска у нас была упакована, и Степан наливал ему чаю. Строфы из песни становились все громче, паузы длиннее. Паша терпеливо слушал концерт не вылезая из спальника. Наутро финн удалился, подарив рюкзак с топографическими (1см 200м) картами, рюкзак был не нужен, а картами воспользовались. Можно считать, что этнографическая часть экспедиции удалась.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Описание этого дня от Седышевых. 11 августа. День восьмой.

Ко времени наступления долгожданного дня нашего дежурства народ уже прилично подустал и загрязнился, поэтому решено было устроить дневку с баней, и на ужин мы остановились с твердым намерением провести на этом чудном месте два дня. С погодой повезло – солнце ласково охраняло наш отдых.

Любая стоянка готовила нам что-нибудь интересное, и эта не стала исключением. К речке спускалась горока, и, хотя на ее склоне с трудом можно было найти ровное место под палатку, так уютно было на покрытых зарослями ягодной зелени полянках меж берез, что никто не возражал против того, чтобы остановиться именно здесь. Решающим, если не сказать «железным», аргументом был, конечно, шатер - многоугольник с входом в одной из граней, крыша только над половиной шатра, остальная половина огорожена заборчиком, на котором можно сидеть. Под крышей роскошные палати, которые послужили нам столом, диваном, сценой, а Паше и кроватью. В центре фины соорудили костровище. Народ с интересом исследовал устройство, некоторые даже зарисовали, чтобы потом воспроизвести. В землю было врыто бетонное кольцо, его стенки служили очагом, рядом стержень с решеткой, которая свободно вращалась вокруг стержня, и можно было легко убирать ее с огня, а также регулировать высоту котлов над пламенем. Таганки даже не доставали – игрались с чудным финским приспособлением. Рядом с шатром стояла табличка с описанием речки Наатамойки, которое каждый считал своим долгом изучить, чтобы понять, а не зря ли мы сюда пришли, и что ждет нас еще на берегах этой водной артерии дружественного государства Финляндии.

А еще было в том месте строение, половину которого занимал туалет, а половина была отведена под мусор, причем с сортировкой на пластик, стекло и др. Когда меня потом спрашивали, чем же отличается Финляндия от российского Кольского полуострова, я вспоминала нашу дневку, и выдавала одно неоспоримое отличие «У них посреди леса туалеты стоят бревенчатые... и мешки для мусора. А так в общем ничем не отличается».

За ужином объявили, что завтра будет баня, а потом торжественный концерт, в связи с чем нужно заготавливать не только дрова, но и номера художественной самодеятельности. Алексей и Ольга начали репетировать, остальные задумались, но немедленное вдохновение, как было видно, озарило немногих.

Вечером вышла красавица-луна, укоризненным взором посмотрела на светлые небеса, но не отступила и утвердилась в своем слабом сиянии над неспящей речкой, как бы говоря, что она здесь хозяйка, и солнце не в силах ей противостоять, ведь ночь – ее стихия.

Утром людские силы распределились на баню и приготовление явств для празничного ужина. Сложили каменную печку для бани, напилили дров, собрали ягод, испекли оладушки и эти приятные хлопоты сделали момент, когда пора было париться, желанным и сладостным.

Париться сначала сходили мужчины, потом пошли девушки и фин. Он, конечно, делал вид, что ловил рыбу, но смотрел при этом не на речку, а в другую, то есть нашу сторону и весело помахивал, когда мы пытались недвусмысленно намекнуть, что тут не клюет, потому как тут женская баня, и негоже ему мешать заморским гостьям чистить перышки. Фин ушел, мы допарились и присоединились с общему веселью.

В концерте приняли участие матерые таланты и ярые одаренности. Номера были самые разные – трио танцующих с фонариками, великие соперники Девида Коперфильда с исчезающей головой, дуэты с гитарой и без, сольные выступления, и конечно же, излюбленное хоровое пение. Зрители восторженно аплодировали, за неимением цветов ничем больше в артистов не бросали, дабы не отбить у исполнителей в прямом и переносном смысле тягу к прекрасному. Были даже иностранные гости – зашли фины с маленькой серой собачкой, которая в артистическом запале, подогреваемом оладушками, давала лапу и всячески старалась принять участие в общем веселье.

Разошлись поздно, полные трепетного восторга от встречи с высоким искусством. На память о концерте, о том дне и о нас осталась на шатре прибитая фигурка совенка. Пусть рассказывает круглоглазый чурбачок всем, кто остановится в этом чудесном месте, о том, как нам было там хорошо.

12 августа. День девятый.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Стартовали мы с Борисом в какой-то последнёвочной рассеянности, хотели пройти порог восьмым способом, а в результате бездарно сели на камень, Пока Борис вылезал из упоров, он ногой выбил спиннинг из-под веревочки и спиннинг утонул в бочке. Долго искали его, но не нашли, сели в упоры и сплыли ниже. Потом, уже почти не надеясь на успех, прошли порог пешком по пояс в воде, нашли блесну, оторванную еще вчера, а потом и спиннинг с катушкой. Данный участок реки пользуется успехом у рыболовов и по берегам они попадались регулярно. Также регулярно на этом участке попадались оторванные блесны на камнях. Рыбы мы в тот день практически не поймали, но стоимость выловленных блесен перекрыла стоимость приобретенной лицензии. Шли по реке быстро, и стало очевидно, что надо делать дневку еще в одном месте. Стали искать это место. После крупного правого притока с голубой водой остановились в сосновом лесу и сделали обед. Виктор, как самый опытный рыбак, пошел оценивать возможности притока. Я тоже немного погулял и видел некрупных хариусов, которые копошились в прибрежном песке. Вернулся Виктор и предложил плыть дальше. Решили найти место, пусть не рыбное, но красивое. И действительно, вскоре такое было найдено. Высокий песчаный правый берег амфитеатром возвышался над небольшим коротким порогом. С берега открывался вид на дальние сопки, на нижний плёс, на сам порог, и на зеркало тихих вод перед порогом. Последнее было самым интересным, поскольку с этого зеркала периодически выскакивали вверх некрупные лососи. Поначалу, конечно, все попытались поймать и пробовали самые разные блёсны и мухи. Но всё было безрезультатным. Потом после вечерней молитвы, Паша вспомнил о старом способе, который ему поведал потомственный волжский рыбак – ловля всего подряд на веревку. Наверное, этот способ и породил народный русский эпос о работнике Балде. В общем, завели мы верёвку поперек реки, а Паша позже обещал повесить на неё поводки с мухами. Приехала тетка на мотоцикле. Долго махала спиннингом в конце порога, видимо стеснялась подойти. Потом подошла и первым делом поймала веревку, позже сверху приплыли финны на лодке с мотором, и тоже зацепились за веревку. Снасть действительно оказалась уловистой, хорошо инспектора не попадались, наверное, не сезон.

13 августа. День десятый.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Тихое утро, ранняя рыбалка в надежде соблазнить лосося трофейными блеснами. Ничего не поймал, но не огорчился, так все было красиво. Завтрак на вершине амфитеатра, с заказом лососевых прыжков. Потом пошел гулять по окрестностям, наблюдал северных оленей. Вернулся в лагерь. Адмирал ловил на червя и отпускал пойманных форелек обратно в реку. Вернулся Виктор возглавлявший налет спинингистов на ближайшее озеро. Налет оказался успешным - было поймано несколько некрупных щук. После обеда потянуло на подвиги, и мы с Борисом ходили на дальнее озеро искать рыбацкого счастья. Счастья там не нашли, нашли домик и лодку с мотором, а также столбики, которые мы сначала приняли за ограду частной территории. Оказалось, что это маркировка пешеходной тропы. Аккуратные деревянные столбики, снизу пятка со штырём, который легко втыкать в каменистую почву. Верх столбика покрашен желтой краской. Какой же все-таки порядок в стране, если в самом дальнем её углу, где плотность населения менее 2-х человек на квадратный километр, где до ближайшей автодороги десятки километров, отмаркирована пешеходная тропа, по которой может и ходит не более десяти человек за год.

Радиостанция пригласила нас на ужин, который был украшен великолепным тортом из печенья, грецких орехов, сгущенки и лесных ягод. Девицы-красавицы опять постарались на славу.

Вечер был завершен профессиональным концертом Алексея Миронова, выступавшего на вершине амфитеатра.

Описние этого дня от Сергеевых. 13 августа. День десятый.

Что был за день по календарю – не назову, счастливые часов не наблюдают. На дежурство заступили сразу после обеда, уложив с Сеней пасьянс из мисок-кружек по канам. Место было красивое, сразу за небольшим шиверистым порожком с притоком справа – широкий плес, крутой песчаный бережок слева и удобный причал с сосновым берегом справа. Народ уже себе и места под палатки зацелил, но адмирал велел плыть, и будет нам через 3 км японский садик и счастье…

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Зарекалась верить Адмиралу, когда речь идет о расстояниях! Шли мы и шли, тычась по пути во все мало-мальски симпатичные места, даже узким «секретным фарватером» пробрались в небольшую бухту, за которой поднимался высокий бережок с сосняком, ан все не то! Берег становится все бесприютнее… Впереди явно какой-то порожек. И вдруг справа снова песчаный обрыв с сосняком, и тропа наверх идет! То, что тропа ведет к очередной избушке «финика», нас поначалу смутило. Но избушка оказалась необитаема, а за ней – красота! Самое то место для намеченной дневки!

Не устаю удивляться такому чудесному превращению: стоит прозвучать команде «встаем», - и в необитаемом месте через 15 минут повсюду вырастают палатки, развешиваются шмотки, и все выглядит так, будто стояло, висело, лежало тут всегда!

Народ еще явно не успел проголодаться с обеда, так что спешить не приходилось. Соскучившись по хорошим дровам, натаскали большую кучу сосновых веток, запалили костерок у большого плоского камня, что вполне годился для сервировочного столика. С высокого берега открывался чудесный вид на порог, каменистый островок среди реки и дальние дали за ними. Миронов тут же забегал со штативом, пока не ушло солнце.

Это оказалось очередное «лучшее место для ловли семги». Не замедлила показаться и сама семга: то тут, то там здоровенная рыбина торпедой взмывала из-под воды и плашмя плюхалась обратно. Рыбаки схватились за снасти и разбежались по берегу, особо активные даже перечалились на противоположный берег и заскакали по камням.
На месте стоянки было вдоволь черники с голубикой, да и грибы росли в достатке. За стоянкой бродили олени. Мы неспешно занялись приготовлением ужина.

Вернулись разочарованные рыбаки. Хитрая семга с удовольствием казала себя, но клевать отказывалась категорически. Пашка загорелся состряпать какую-то хитрую снасть, вязал крючки, мотал веревочки, вбивал в берег колья. Как на грех, стоило ему натянуть поперек реки веревку, какие-то финики на моторной лодке, проходя берегом, зацепились за нее. Пришлось, их освобождая, показать веревку, и грызло сомнение, не зачислят ли нас в браконьеры?

Потом снизу на моторной лодке пришли еще три финика, шустро разбежались по камням и давай себе забрасывать снасти. Мы как раз ужинали. Бедному Вите Макдееву кусок в горло не лез – он глаз не сводил с этих рыбаков: ну, как поймают его семгу да у него на глазах! Не поймали. Свернули спиннинги и убрались восвояси.
После ужина народ расслабился. Кто рыбу ловит, кто по окрестностям гуляет. А тент общественный не натянули! Спинным мозгом чую – проснемся под дождем!

Я давай нудить – не помогает. Просят чаю еще заварить, уж канн кипит, а я и скажи в сердцах, что не дам чаю, пока тент не натянут! Далее картина маслом: на камне у костра стоит канн с чаем, а вокруг мужики, что чаю просили, стоят, на канн смотрят, но чай не наливают. Видно, совестно, но лень ставить тент сильнее!

В конце концов пришел Адмирал, и тент натянули, а под ним угнездился ночевать Пашка. Только пришлось еще бревен поперек тропы накидать. (Вдоль берега шла тропа, и по ней прямо мимо нашего костра какой-то финик-рыбак на мотоцикле фигарил!). В этот вечер довольно долго пели и болтали у костра.

Ночь была холодная. Туман над рекой клубился густо, вровень с нашим высоким берегом. На домике финика градусник висел, он показал 3 градуса. Как Пашка не околел, не знаю!

Утром потеплело, выглянуло солнце, народ повыполз из палаток, позавтракал и разбежался кто куда. Поблизости оказалось несколько внутренних озер, где наловили щук, а кое-кто искупался, благо вода в них чуть теплее речной. Маша с Мироновым бегали за три хребта на высокую сопку фотографировать. Грибов набрали. Не раз натыкались на оленей – их тут бегало два семейства. Под руководством Оли Галединой сотворился очень вкусный и красивый тортик с четырьмя видами ягод. Но его дали только на ужин, а это уже было не наше дежурство, а Адмирала!

14 августа. День одиннадцатый.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Легко доплыли до границы Финляндия-Норвегия, где и заобедали. Граница представляет собой просеку, на которой стоит столб с надписью «Suomi» Норвеги, видимо, на свой столб тратиться не стали. Висит почтовый ящик, в котором лежит журнал записи пересекающих границу. Записи в журнале ведутся на добровольной основе с 1995 года. Записей там примерно десятка три. Теперь там есть надписи на русском языке. Рядом есть ещё один столб, на котором кнопками прикреплен листок, который информирует всех, кто собирается рыбачить в Норвежских водах, о том, что рыболовные снасти и лодки должны быть продезинфицированы в Финляндии по указанному ниже адресу, а информация может быть получена по указанному телефону. (DISINFECT POINTS IN AREA NAATAMO: CANPING NALITUVAT SEVSTTIJARVI , SHOP STOPPARI NAATAMO INFORMATION IN FINLAND EMPLOYMENT AND ECONOMIC DEPARTMENT OF LAPLAND Tel. 0163687384 INFORMATION NORWAY STATSCOG FINNMARK Tel. 4778955000) Первоначально мы не придали этому большого значения.

Виктор поймал крупного хариуса, но Миронов поймал еще крупнее. Виктор захотел оставить последнего хариуса за собой, спиннинг не зачехлил, хотя у нас не было лицензии на лов рыбы в норвежских водах, стал ловить на стоянке. Не прошло и получаса, как он был обнаружен норвежской рыбоохраной. В лагерь пришел норвежский рыбинспектор, - высокий, красивый парень. Первоначально беседа протекала мирно и дружелюбно, но постепенно вопросы становились менее приятными. Дело дошло до предъявления финских лицензий, чего-то он там записывал. Более всего его цепляло, что у нас не продезинфицированы лодки, и что финская сторона, выдававшая лицензии обязана была это сделать, и его обязанность провести расследование этого непорядка до конца. Взяв с нас джентльменское обещание, не ловить рыбу, инспектор удалился. Были и другие огорчения. Степану пришло сообщение, что у него заболела жена, и он засобирался в Москву.

Описание дня от дежурных. Дежурство Галединых.

Целый день дневка..... Может и не такая долгожданная, как первая, но все равно принесшая удовольствие всей команде:) Место, надо признаться, великолепное: с обрыва метров в 10 открывается восхитительный вид на реку, лес, горы. Сидя на краешке и болтая ногами, просто ловишь кайф от простирающейся перед тобой красотищи и невольно задумываешься, а стоит ли возвращаться...

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Народ разомлел и разошелся по интересам. А интерес у большей части группы был один...ВСЕ на поиски РЫБЫ. Ловили как моги и на что могли: на удочку и спининг, на блесну и на мушку, с нашего берега и с противоположного, соревнуясь с финами и между собой. Результат: Рыбы в реке нет. Пашин ШнурЁк через всю речку не принес никаких плодов, в итоге снасть была признана непригодной и благополучно снята. Спасли только карты (топографические разумеется): на нашем берегу оказались 2 небольших озерца, где Магдеев старший, Галедин младший и Любимов старший поймали по щуке. Эх, ну хоть это!!!

Сегодня вечером приняли дежурство у четы Сергеевых. Дежурим . Ура.

Меню на вечер традиционное:
-картофель пюре+ тушенка
-рыба жареная

На десерт:
-положенные 2л водки и маленький тортик «Удар» (его мы приготовили из печенья, сгущенки, орехов и четырех сортов ягод, благо,что их долго искать не приходилось ни на одной стоянке) Вкуснотищааа!

Ужин удался..... Все объелись и решили вспомить давно забытый русский народный фольклор. Кончилось все почему-то песнями из кинофильмов в исполнении наиболее стойких.

Ночью был сильный ветер и дождь. Лежа в палатке, а она стояла на самом краю берега и продувалась всеми ветрами, казалось, что нас сейчас сдует или смоет. Все обошлось.

Зато утро порадовало солнцем и искрящимися каплями на листьях деревьев. Мы встали готовить пшенную кашу, и она подгорела. БЛИН! Но съели все:)Пока собирались снова пошел дождик, но он быстро закончился—как все быстро меняется здесь: только оденешься потеплее ....и солнце, думашь, что жарко и , бац, холодный ветер. Но на погоду нам жаловаться в этом походе просто грех—Илюша на с балует.

Собираем, собираем, собираем чумоданы..... и снова в путь. Наша цель сегодня—страна фьордов Норвегия!
Вышли чуть позже остальных, наш кат дежурный, поэтому долго вязались. Небольшой порожек (где-то2 КС), находившийся прямо под нашим местом стоянки, преодолели без каких либо проблем: прошли под правым берегом, где больше воды.

Плыли и опять ловили рыбу на дорожку. К сожалению, на дорожку не клевало :)

До обеда был гребательный участок. Гребли, гребли и , наконец, догребли но финско-норвежской границы. Прям как в сказке: направо пойдешь в Финляндию попадешь, налево поплывешь в Норвегию приплывешь.

Здесь начинается наш обед и очаровательная и прекрасная Норвегия!

Решили, что лучше остановиться на левом берегу, как раз там, где навалена большая куча окрашенных в желтый цвет валунов, символизирующих границу Суоми и Норвегии.

Пока дежурные готовили обед группа смелых и отважных отправилась на правый берег ставшей теперь реки Нейден, чтобы прочитать заветные таблички. А гласили они следующее: Нельзя ловить на территории Норвегии без лицензии и дезинфекционной карты на рыболовное оборудование.

Все это смех смехом (я по поводу второго), но обернуться может не очень приятной встречей с инспекттором по рыбохране, который непременно навестит вас на коротком участке от границы до ближайшего поселка. Как случилось с нами, но это уже совсем другая история....

Так что В ИНТЕРЕСАХ ТУРИСТОВ НУЖНО ЗАБЛАГОВРЕМЕННО СВЯЗАТЬСЯ С ЛЮБЫМ ОФИСОМ ПРОДАЖИ ЛИЦЕНЗИИ В ФИНЛЯНДИИ И СООБЩИТЬ ИМ О СВОЕМ НАМЕРЕНИИ ПЛЫТЬ ПО РЕКЕ В НОРВЕГИЮ И О ПОКУПКЕ ДЕЗИНФЕКЦИОННОЙ КАРТЫ НА НОРВЕЖСКУЮ ЗОНУ У НИХ. Что же касается лицензии на норвежскую сторону, то как вариант: можно опять же связаться с любым офисом продажи лицензии в Нейдене(Норвегия) и попросить выписать, а затем и выслать (думаю, что можно отсканированный вариант по мылу). Инспектору предъявить копию, а за оригиналом, если приспичит, сходить уже по прибытию в поселок. Это, на мой взгляд, оптимальный вариант. У нас все разрешилось благополучно по причине того, что мы были первой за всю историю этой реки русской и столь многочисленной группой. Инспектор просто не знал, что с нами делать в лесу, тк ни штрафы ни лицензии он выписывать не может. Но чесно ходил к нам каждый день в кемпинге в Нейдене с тем, чтобы мы дали ему наши паспортные данные. Мы не дали и отправили его в консульство в Киркенесе. Нам повезло! Не факт , что повезет другим, поэтому БДИТЕЛЬНОСТЬ—прежде всего. Но, это лирическое отступление и его смело можно добавить в ВАЖНЫЕ комментарии по походу.

Отдельные представители тихо похихикали над норвегами и отправились ловить 10-тью метрами ниже по течению, те на норвежскую территорию. И поймали, как ни странно... 2 хариуса один больше другого, чем и порадовали нашу группу. Решено было рыбку присолить и съесть на ужин. Пообедали борщем и снова в путь. Сегодня на нашем пути порог 4КС. За ним решено сделать ночевку, чтобы раньше времени не приплыть в поселок. Погода хмурится, но Илюша из последних сил борется и не дает пойти дождю.

Наконец, порог! Начинается у моста. С него, кстати, можно прекрасно просмотреть большую его часть, но мы причалили у левого берега и просмотрели все основательно. Сперва небольшая входная шивера, река уходит налево, поэтому с воды непонятно категорийность порога. Наша двойка, без просмотра, приняла его за очередную небольшую шиверку и впилилась так и не поняв, что это было.
Причалили на правом берегу сразу после порога и решили заночевать тут, тк вроде не поселок и вроде должна клевать рыба :)

Разобрали лагерь. Дежурство приняли Маэстро и Паша Куприянов.

15 августа. День двенадцатый.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Ненаселенная часть реки быстро закончилась. С двух берегов к реке подошли автомобильные дороги. Показался кемпинг. К нашему прибытию, Степан уже договорился об автомобиле. Народ задержался в кемпинге в ожидании пива, которое могли продать только с одиннадцати часов (по-московски значит в час). Сидели в кафешке, стены которой были украшены фотографиями рыбацких трофеев. На территории кемпинга есть памятник освобождению Нейдена советской армией от немецких войск. Посадив Степана в такси, сосредоточились на прохождении порога отмеченного знаком 6. Ничего особенного в нем не было, очень похоже на «Карниз» на Тумче. Но, возможно, у нас был низкий уровень воды. Я один раз был на Тумче в высокую воду, тогда «Карниз» воспринимался весьма серьёзно. Успешно прошли всеми экипажами и пообедали. Следующий порог тоже был со знаком 6, но выглядел совсем иначе. Отвесная ступень, высотой не менее трёх метров, перегораживает реку. Основная масса воды собирается после водопада под правым берегом и бьёт в большой выступающий камень правого берега. Далее идут две плотно расположенные бочки, за мощными, но не крутыми сливами, далее короткий участок быстротока и сбой струй под мостом, далее ещё какие-то бочки по мелочи. Над порогом большой автомобильный мост и обзорная площадка. Безаварийный проход по бочкам на двойке выглядит неоднозначным и крайне смущает бой под камень, там может быть подводный карман. Проход в левой части выглядит предпочтительнее, и водопад разбит на несколько министупеней, и вода не такая мощная. Обносим вещи, и народ понёс катамараны. Лично мне захотелось прыгнуть. Для себя я пользуюсь следующей методикой оценки возможности прохождения препятствия, если я могу пройти на спасжилете ту часть порога, которая следует после места предполагаемой аварии судна, то можно пробовать. Вижу, что Борис тоже не против. Надо только ещё раз внимательно посмотреть и наладить страховку. Тут на нашу беду нарисовался тот же инспектор и начал требовать от нас паспорта, ему сказали, что мы оседаем в кемпинге на несколько дней, пусть туда придет, а там и поговорим. Временно проблема снята, но неприятный осадок остался, нас торопят в кемпинг. Спрашиваю у Адмирала разрешения на прохождение и прошу поставить четверку на быстротоке после бочек для подъёма людей. Ближе к сливу все равно не вынуть, если только с живцом, а на живца ставить некого. Из-за этой торопливости не посмотрел порог с левого берега, а оно того стоило. С левого берега хорошо видно, что воды под сливом недостаточно и катамаран пойдет на камни. По рации получаю доклад о готовности страховки и разрешение на выход. Выходим. Перед порогом тишина, спокойствие и штиль. Ориентировка на правильный выход в слив затруднена. Вот бы сигнальщика поставить. Выхожу на слив методом приблизительного деления массы потока. Когда увидел сам слив, понял, что ушел левее чем хотел, пытался поправить ситуацию, но было уже поздно, катамаран падает и переворачивается. Сам полет почти не воспринимается, как положило пойму, наверное, если будет кино. Положение своего тела осознал только под катамараном. Спиной чувствую камень, сверху катамаран. Напор воды небольшой, думаю, что сейчас катамаран вынесет на более глубокое место и я из-под него выберусь. Катамаран не движется, потом приходит в некоторое движение, так что моя голова оказывается на поверхности, и я успеваю сделать вдох. Движение катамарана было таким, словно он хотел перевернуться на ровный киль, Может стоит ему помочь? Делаю попытку поставить катамаран на ровный киль – безуспешно, пора выбираться из упоров, как получится. Для этого пришлось на некоторое время отпустить весло, но чувствую, что оно рядом. Выпадаю из упоров, вижу Бориса – он стоит и держит катамаран, ловлю весло, немного относит от катамарана, почти цепляюсь, но рука соскальзывает, - рама упрятана в карманы. На слив выхожу в неправильном положении, головой вниз по течению. Спасжилет держит плохо и я никак не могу развернуться. Вижу рядом Борисово весло, но оно далековато и ситуация говорит о том, что надо более заботится о себе. На второй, более мощный слив выхожу опять в неправильном положении, головой вниз. Чувствую мощность бочки, но крепко держу весло, чем-нибудь, но поток надо зацепить. Зацепил, наверное, ногой, потому как начал сниматься правый кед. Выныриваю в быстротоке, дыхание несколько сбито и стараюсь его выправить. Вижу идущую траверсом четверку, берут грамотно, между баллонами. Снимаю правый кед, выбираю удобную поперечину и выхожу вверх на раму. Четверка входит задом в сбой струй и её порядочно болтает. Затем четверка делает траверс к берегу, и я переваливаюсь через баллон к ногам Виктора Макдеева. Четверка уходит ловить наш свободно плывущий катамаран, видимо, Борис его бросил. Шнурую правый кед. Виктор постоянно спрашивает: - Где Борис? Откуда я знаю, если с катамараном не приплыл, то, наверное, на камне. Встаю на ноги и точно вижу его на старом месте под водопадом. Не зная расстановки морковок по порогу, говорю Виктору, чтобы он шел снимать Бориса, ведь у него в руках спасконец. Виктор крайне медлителен, догоняю его, беру спасконец и бегу через автомобильный мост к Борису. Меня опережает Анатолий и Сергей. Усеня помогает забраться вверх по бетонному рыбоводу. Подхожу к ребятам. Первая попытка бросить спасконец была неудачной, вторая успешной и Борис, держась за веревку, выходит из потока. На берегу меня встречает знакомый инспектор рыбоохраны и его коллега в такой же униформе и с красивой собакой на поводке. Потом рассказали, что инспектор объяснял, что мы не имеем права ходить по сооружениям рыбовода. Более старший его товарищ заинтересовался моей личностью и я вещал ему об опасностях данного вида спорта и что огорчен неудачной попыткой пройти порог. Потом четверка под командой Михаила прошла данный порог стартовав из-под водопада. Ребят поболтало в бочках и они остались очень довольными. Попытки найти весло успехом не увенчались. Потом я немного покапитанил на Красном Драконе, пройдя нижнюю часть порога. Потом с удовольствием снял гидрокостюм и вылил из него литра два воды. Наступило время моего дежурства.

Кемпинг, в котором мы остановились, не претендовал на какие-то гостиничные звезды, но там было все что нам нужно: место для костра и дрова, чтобы готовить пищу, место для мытья посуды горячей водой, душ, который входит в стоимость проживания, сауна за отдельную недорогую плату, а также, сушилка для обуви, посуда и электроплитки в домиках, холодильники, коптильни для рыбы, и многое чего ещё. Стоимость проживания в этой роскоши составляла около 300 рублей на человека в сутки, если жить в домике, а если в палатке, то еще дешевле.

Вечером, естественно, отмечали окончание сплава. И тут приехал опять рыбинспектор с коллегой. Опять пошел разговор за паспорта, и Ольга, наша главная по связям с общественностью, сказала, что в этих разборках между Финляндией и Норвегией, наши данные могут попасть в компьютер и нас в Шенген больше не пустят, и давать нам свои паспорта совсем неохота, а если так уж надо, то пожалуйста, через наше консульство в Киркинесе. Жесткая позиция была молча выслушена норвежской стороной, и после этого старший спросил, где тот парень, который сегодня в пороге кувыркался. Я говорю, что тут. Норвег сказал мне что хочет сделать мне небольшой подарок на память, и подарил мне фирменную бейсболку Mustad. Видимо я чем-то ему понравился. В ответной речи, я выразил восхищение работой норвежской службы рыбоохраны и благородством её целей и задач, а также выразил сожаление, что наши лодки были не продезинфицированы, и мы бы обязательно сделали это, если имели соответствующую информацию. Норвеги заулыбались, им предложили хлопнуть по рюмашке, но они отказались и удалились. Больше я их не видел. Кстати, в Норвегии, впрочем, как и у нас, запрещено пить спиртосодержащие смеси и пиво в том числе, на улице. Какой штраф – не знаю, но говорят, что крупный, кто этот штраф будет брать – тоже не знаю, не видел ни одного полицейского.

Состоялся небольшой вечер песни. Кругами ходили рыбаки – постояльцы кемпинга, но к нам никто не приблизился. Тем временем баня прогрелась и мы насладились теплом и неспешным разговором. День был насыщенным, народ пошел отдыхать, а в бане остались я и Борис. Потом пришли Серега и Лёха-младший, увеличили градус в сауне. Серега с Лёхой пошли в реке охлаждаться, на выходе их слепили фотовспышками местные папарацци, наверное снимали для свежего выпуска женского журнала. Серёга парил меня веником и сауна стала напоминать осенний парк. Больше нам веников не давали.

16 августа. День тринадцатый.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

После завтрака решили наведаться в ближайший крупный населенный пункт – город Киркенес. У нас такой населенный пункт имел бы статус рабочего поселка – девять тысяч жителей. Однако имеется центральная улица – пешеходная зона. Имеется туристический информационный центр, где можно купить сувениры и бесплатно получить карту города с названиями улиц и магазинами. В центре работает мальчик, видимо корейского происхождения. Названия улиц города дублированы на русском языке. Также на русском языке крупными буквами на здании написано «Библиотека», вероятно наши культурные граждане часто спрашивают «как пройти в библиотеку?», а норвеги не любят объяснять. В порту стоит много рыболовецких судов с русскими названиями, но под норвежскими флагами, по городу ходит много руссковорящих молодых людей. Также много норвежцев африканского происхождения и их детей. Все очень дорого, поллитровка – 1000 рублей, банка пива – 200 рублей, мужские носки – 200 рублей, литр бензина – 60 рублей. Анатолий нашел выгодную покупку, складное рыболовное кресло с подставкой под бутылку пива – 700 рублей на наши деньги. Естественно за рубли не торгуют, только за кроны. Кроны можно получить в банке, обменяв евро или доллары. Стоимость одной операции – 50 крон, или более 200 рублей. Интересных товаров не увидел, все то же самое, что и в Москве. Примитивно покушать в забегаловке – 800 рублей. Говорят, есть интересный музей, но не хватило времени.

Следующий день решили посвятить морской рыбалке. Оказалось, что это не так просто организовать для такой многочисленной группы. Нашли только одного рыбака, который брал на катер не более 8 человек, из них рыбачащих только 6. Он готов был сделать два рейса. Нас было 19 человек, и участников определил жребий.

17 августа. День четырнадцатый.

Тихое, пасмурное утро намекало, что к вечеру, возможно, пойдет дождь. Едем на морскую рыбалку. Наша смена – первая. Рыбак заехал за нами на микроавтобусе. Надев спасжилеты, погрузились на катер.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Катер небольшой – метров восемь, полностью открытый, только место управления защищено небольшим стеклом. Экран эхолота показывает глубину и наличие рыбы, есть небольшой трюм для улова и всякой мелочи, помпа со шлангом для полоскания потрошеной рыбы. Катер непотопляем, а вода от помпы сливается через небольшие отверстия в бортах на уровне палубы, через эти же отверстия вода захлестывает при движении и волнении, так что по палубе вода гуляет постоянно и желательно одевать сапоги. Двигатель мощный и катер способен развивать скорость более 30 км/час.

По рассказу рыбака, раньше во фьорде было много рыбы, но теперь её полностью вытеснили камчатские крабы, которые пришли со стороны Мурманска. Все это следствие советского эксперимента по акклиматизации краба начатого в Советском Союзе в шестидесятые годы прошлого века. Естественных врагов у краба нет, и все это превратилось в проблему. Подплыли к буйку. Буёк привязан с проволочной корзине – ловушке для крабов. Тянем корзину с Анатолием, глубина порядка 40 метров и корзина тяжелая. С трудом переваливаем корзину через борт. В корзине полно крабов, по моим оценкам – килограммов 100. Каждый краб весит от двух до пяти килограммов, говорят, что попадаются экземпляры и по 15 килограмм, но не очень понятно, как такой краб способен залезть через горло корзины. Крабы ползают по всей палубе, мы их хватаем за задние ноги и фотографируемся. Панцирь у крабов на удивление мягок и тонок. Норвежский рыбак их ловко разделывает, оставляя только ноги. Крабов с икрой отпускают в море, что странно. Расправившись с крабами, держим курс на выход из фьорда.

Фьорд удивительно красив своей суровой красотой. Серое небо, крутые скалы и тихая гладь морской воды. Многочисленные чайки, сидя на скалах, провожают нас взглядами, но не летят. Рыбак рассказывает, что раньше здесь жило много людей, а теперь остался только один человек. Проблема похожа на вымирание наших деревень. Рыбак отдал управление катером Михаилу, а сам увлёкся разговором с Машей и глаз с неё не сводил. В набивном платке, она особенно эффектно смотрелась на фоне сурового норвежского моря.

Вышли из фьорда. Небольшая качка. Опускаем за борт снасти. Снасть для морской рыбалки, это короткое, мощное удилище с мультовой катушкой. Оснастка – крючки с разноцветным пластиком и тяжелой блесной на конце, леса – толстая плетенка. Пробуем ловить на малых глубинах от 15 метров. Клёва нет, хотя эхолот показывает наличие рыбы. Часто меняем место и находим рыбу на глубине более 60 метров. Клюёт достаточно активно, но поднимать рыбу с такой глубины – малоприятное занятие. Попадается в основном сайда, реже треска и норвежский бычок, похожий на нашего налима. Размер рыб – около килограмма или несколько менее. Любителям подъёма крупных экземпляров советую сразу повесить пудовую гирю для полноты ощущений, рывков рыбы все равно не ощущается. Все уже смотали снасти и ждут, когда Виктор поймает рекордный экземпляр. Но вот двухкилограммовая треска поднята, и мы ложимся на обратный курс. В традициях норвежских рыбаков – потрошить рыбу прямо в море. Это хорошо усвоили чайки, они сразу летят к катеру и устраивают драку за потроха. Морскому орлу тоже хорошо знаком этот катер и он получает свою долю в виде отдельной рыбины. Курс катера пересекает небольшой дельфин.

В кемпинге все с любопытством рассматривают наши трофеи. Рыбак делит крабовый улов пополам, а рыбу полностью оставляет нам. Мы жадными глазами смотрим на крабов - вот сейчас мы их с пивом! Наивные, треть можно было смело отдать рыбаку, с таким количеством нам не справиться. Пока вторая смена занимается рыбалкой, мы занимаемся переработкой рыбы и крабов, топим баньку. Возвращается вторая смена рыбаков. Им удалось найти активную стаю некрупной сайды на малой глубине, так что и по четыре штуки за один раз вытаскивали. Рыбалкой остались довольны. Мы вкусив уже морских даров, советуем все отдать рыбакам. Нам не справиться с уловом. Завтра мы возвращаемся в Мурманск, а таможенные правила России не позволяют ввозить морепродукцию. Монотонный дождь не позволил устроить общий вечер.

18 августа. День пятнадцатый.

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Утром грузим вещи в автобус. Фотографируемся с так и не сваренным большим крабом. Долго ходим по кемпингу с большим пакетом вареных крабовых ног и поддоном свежекопченой трески. Может отдать это все какому-нибудь норвежскому рыбаку, но они сидят по домикам, и смотрят на нас в окно. Вот один вышел, но сразу нырнул за сарайчик, стараясь избежать встречи. Рука не поднялась выкинуть на помойку десять килограммов крабового мяса, и я складываю это на веранде ресепшена. В столь ранний час в ресепшене никого нет. Довольно быстро автобус доходит до российской границы. На норвежской таможне домашняя обстановка, диванчики, занятное живописное полотно во всю стену, рюкзаки лежат в багажнике автобуса. На нашей таможне загон без окон и стульев, а вход на родину оформлен в виде железного занавеса. Мы со своими рюкзаками ждем очереди. Впрочем, рюкзаки смотрят на рентгене без особого экстремизма. Далее минуем славный город Никель. Потрясающее по своему ужасу место. Из Норвегии есть специальный тур, чтобы на все это посмотреть. Картина гибели всего живого с дымящейся трубой по середине. Идеальный полигон для испытания аппаратов по определению, есть ли жизнь на Марсе. По дороге есть забегаловка с неплохой солянкой и голубцами, но их хватает не всем. Также продают горючее по 150 рублей за поллитровку. Залётные норвеги рассовывают поллитровки по карманам. Мы тоже повеселели.

Мурманск встречает нас дождём, душным вокзалом с многочисленными нарядами милиции, которая выполняет план по борьбе с лицами в нетрезвом состоянии. Немного помогли родной милиции, и стали грузить вещи в поезд. Диспетчеры вокзала очень точно выбрали момент, когда один поезд прибыл, а другой стал принимать пассажиров на посадку. При этом всем надо было бегать по узкой высокой эстакаде над путями. Мы с Борисом грузились в поезд по чужим билетам, но Миронов сказал, что пиво будем брать только у проводников и отношения сразу наладились.

19 августа. День шестнадцатый.

Родные пейзажи и национальные напитки разбудили лирическое настроение, и Алексей не выпускал гитару из рук, часов, наверное, двенадцать подряд, умудрившись не повториться и практически не повторив пропетое на маршруте. На посторонних девушек внимания почти не обращали, любовались своими, потому что за последнее время привязались к ним и испытывали самые нежные чувства к ним а также к всему нашему коллективу. Это моё личное мнение, но уверен - меня поддержат.

20 августа.

Здравствуй Москва, здравствуйте дорогие москвичи с лицами, будто у всех одновременно случились похороны. Расставаться с командой жалко, но это неизбежно.

Оргвопросы
  1. Получить финскую визу можно в финском посольстве. Там же ходят люди которые оформляют медицинскую страховку. У нас было письмо из Центрального совета по туризму и экскурсиям. К письму был приложен список группы. Возможны и другие варианты, которые, вероятно знают в любом турагенстве.
  2. Заказать автобус в Финляндию и из Норвегии до Мурманска можно в Мурманске.
  3. Желательно продезинфицировать лодки. На пограничном столбе была такая объява: (DISINFECT POINTS IN AREA NAATAMO: CANPING NALITUVAT SEVSTTIJARVI , SHOP STOPPARI NAATAMO INFORMATION IN FINLAND EMPLOYMENT AND ECONOMIC DEPARTMENT OF LAPLAND Tel. 0163687384 INFORMATION NORWAY STATSCOG FINNMARK Tel. 4778955000)
  4. Морскую рыбалку лучше заказывать заранее.
Карты и лоция

Карты

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Река на этой карте нарисована неправильно, но хорошо видна дорога до озера Иярви. По российской части (Р-11) дорога идет вдоль реки Лотта, потом таможня, далее Ивало, Иннари и озеро Иярви

Хорошая карта, видна вся река до впадения во фьорд. Недостаток - от озера Иярви видна только северо-восточная оконечность.

Листы финской лоции по номерам

Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)Из Финляндии в Норвегию на катамаранах (р. Наатамайоки)

Лоция, составленная Галединым Валерием Петровичем

Заброска, выброска
Большую помощь нам оказала турфирма «Спутник» г.Мурманск (тел.8152-440505, 443333, www.mursputnik.btp.ru)
Директор Давыдов Валерий Александрович. На вокзале нас встретил автобус, мы переночевали в забронированной гостинице и утром за 8 часов преодолели 230 км до погранперехода ЛОТТА и далее 120 км до озера Йиярви.
Уезжали из поселка Нейден (Норвегия) на этом же автобусе через погранпереход Борисоглебский.
Для рыбаков нужны лицензии на озеро и реку (купили в г.Ивало в рыболовном магазине). Норвегии потребовали с нас документ о дезинфекции судов на финской стороне (в Ивало). Мы отговорились не без труда. Лицензии на норвежскую часть реки можно приобрести в кемпингах поселка Нейден.

Озеро Йиярви.
Гравийно-грунтовая дорога от шоссе приемлимого для автобусов и легкового транспорта качества приводит через 29 км к кемпингу. Мест для стапеля практически нет т.к. берега кочковатые и заросшие кустарником и травой. Пришлось встать на краю дороги ,не доезжая кемпинга 500 м.
Изредка проезжают на машинах удивленные жители кемпинга. Вдоль дороги стоят мусорные баки, хотя берега местами изрядно захламлены. Выход в основную часть озера легко читается на местности. После сужения в широкой части нужно сначала держаться на группу островов в центре по курсу и далее забирать постепенно к правому берегу. Погода и ветер нам явно благоприятствовали : солнце, тепло и легкий ветерок в спину.
Заночевали на озере, не дойдя до истока реки 1,5 км т.к. у нас еще действовали рыболовные лицензии на озеро. Можно было дойти до истока и встать на нем, чтобы ловить вечером на озере , а утром уже на реке. Правда здесь есть домик рыбаков, но он был закрыт.
Длина озера по прямой 21 км. Время в пути 6 часов.

Верхний участок реки Наатамойоки (22 км до озера Опукасьярви).
1.Перекат в истоке реки. Линия движения видна. Остановились для фотосъемки и тренировки экипажей.
2.Перекат. Сходу.
3.Перекат после озерного расширения. Сходу.
4, 5. Порог «Островной» 3-4 к.с. Скальный остров делит реку на две протоки. Чалка к острову.
В левой более сложной части узкий слив с навалом на большой камень и мелкая шивера до конца острова. В правой обливные и полуобливные камни оставляют место для маневра. После острова шивера с валом до 1 метра. Шли обоими протоками: в левой части справа от камня прошли четверки адмирала и Степана, а также двойка Кубарева. Двойка младших Галедин-Любимов прошла слева. Две четверки (Магдеева и Сергеева) прошли правой протокой. Опасности для судов и людей нет из-за маловодности струи. Интересно для отработки слаженности экипажей.
6. Перекат после расширения реки в 500 м от предыдущего порога. Сходу.
7. Перекат после двух островков. Сходу.
8. Перекат после продолжительного (3 км) озерного расширения. Сходу.
Встали на ночевку на стоянке рыбаков на левом берегу перед прп.9.
9.Порог 2 к.с. : полуобливные камни, простая линия движения. Сходу.
10. Перекат в правой протоке через 300 м от прп.9. Сходу.
11. Перекат в правой протоке через 500 м . Сходу.
12. Перекат в правой протоке через 1 км. Сходу.
13,14. Перекаты до небольшого расширения . Сходу.
15. Порожек 2 к.с. на прямом участке реки. Сходу.
16. Порожек 2 к.с. на правом повороте через 500 м от предыдущего. Сходу.
17. Перекат на левом повороте сразу за прп.16. Сходу.
18. Порожек 2 к.с. через 500 м на прямом участке. Сходу.
19. Перекат перед раздвоением русла. Идти влево. Сходу.
20. Порог 3 к.с. в протоках после километрового расширения. Сходу разными протоками, местами потребовалась проводка. Встали на ночевку на правом берегу.
21,22. Порог 2 к.с. 500 м. Мелко, лавировка между камнями. Видно сужение русла. Сходу.
23. Порог «Стиральная доска» 4 к.с. Через 200 м от прп.22. Длина 500 м. Три выраженных слива. осложненных обливными камнями на входе и выходе. Требует слаженного маневра экипажей. Чалка к правому берегу для осмотра и фото-видео съемки.
Первыми прошли двойки по центру с уходом к правому берегу. Четверки прошли с небольшими посадками на камни тем же путем, что и двойки. Порог интересный . В большую воду может представлять опасность.
24. Порог «Пригорок» 5 к.с. Через 200 м от прп.23.Ступенька через всю реку. Наиболее крутая и многоводная у правого берега. Проходили после осмотра в правой части русла.
25. Порог 2 к.с. через 200 м . Сходу.
26. Порог «Слаломный» 4 к.с. через 200 м . Чалка слева. -Видна скальная стенка левого берега. Большая скорость потока, в русле много надводных и обливных камней. Ключевое место в середине – требуется четкий маневр между камнями, избегая прижима к стенке л.б., далее уход в правую часть струи. Все прошли достаточно четко : по центру, смещаясь влево и после прижима уходя правее. Магдеев провел кат правым берегом: экипаж еще не готов к сложным маневрам.
27. Порожек 2 к.с. под пешеходным мостом на выходе в озеро Опукасьярви. Сходу по центру. Видны дома на озере, справа. По карте есть дома рыбаков и слева на притоке. Мы их не видели, хотя тропа от моста набитая и с указателями.
По озеру необходимо идти порядка 3 км в дальний конец, где издалека виден щит с названием реки.
Среднее течение р. Наатамойоки (30 км , до границы с Норвегией)
28. Порожек 2 к.с. после озера через 200м на правом повороте. Шли сходу.
В заливе справа домик с рыбаками.
29. Порожек 2 к.с. через 200 м после расширения реки у домика. Сходу.
30. Порог «Автобусная остановка» 5 к.с. Скальные выходы по обеим берегам, сужение русла со сливом и далее в центре камень с автобус, в который бьет струя. Чалка справа.Здесь имеется бесплатная стоянка с укрытием - навесом, кострищем и даже домиком-туалетом. Удобное и симпатичное место для дневки. Правда приходят рыбаки из домика. Порог в нашу воду несложный: заход в центре с последующим уходом вправо перед «автобусом».Есть проходы и в левой части от камня. Шли на разгруженных катамаранах (используя дневку ), опасаясь камней-зубьев в сливе перед камнем.
31-44. Участок перекатов –порожков 1 к.с. длиной 12 км. Местами требовалась проводка судов. В районе прп.44 домик рыбаков.
45. Порог «Островной» 3 к.с. Выходы скал с левого берега. Сужение русла в левой протоке острова. В правой более многоводной протоке обилие камней. Справа за островом впадает крупный приток. Шли сходу обеими протоками. Левая протока более технически сложна, но в нашу воду не опасна.
46. Порог 2 к.с. через 1 км от предыдущего. Сходу.
47. Порог «Панорама» 2 к.с. через 1 км от левого притока. Остров , камни в русле, высокий правый берег, домик рыбака перед порогом. Чалка справа. Удобная стоянка с отличным видом наверху над порогом. Правая протока чистая от камней, вал до 1 м. Левая осложняется гребенкой камней на входе, далее слив. Шли правой протокой.
48. Порог «Приграничный» 3 к.с. через 500 м от крупного левого притока. Перед порогом подвесной мостик. Сетка по берегам ( вероятно для животных – оленей).Чалка слева. Крупные надводные камни в русле, обилие обливных камней делают порог интересным для маневра : заход по центру с дальнейшим уходом влево перед навалом воды на большой камень, избегая посадки на обливники . Все успешно справились с необходимыми маневрами.
Гос.граница с Норвегией через 2 км. Столбы с обеих берегов. Отметились обедом и хорошей рыбалкой.