Виды туризма

15 апреля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Прибалтика
Вид туризма: Парусный туризм
0 686 0

День первый. 14 сентября.
Утро на яхте Мильда в старом порту в Таллине (Vаna Sadam). Рассвет. Подвыпившие гости из Финляндии однако напоминают московские окраины вечером. Забавно.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Старый порт в Таллине. 6 утра.

Вышли поздно. Покупали продукты, мыли яху и пр. Первоначальный план – идти на о.Прангли , поразмыслив пришлось отложить. 20 миль, будем на месте уже в ночи, а заход по створу в незнакомую бухту для нас пока еще страшен. Пошли на ближайший порт – остров Найссаар. Его видно из Таллина – это излюбленное место для прогулок выходного дня. По прямой миль восемь.
Ветер свежий, бакштаг. Яхта летит, шпили Таллина и…. как бы на нас не наехал паром! Здоровенные плавучие мамонты, курсирующие между Таллином, Стокгольмом и Хельсинки, скорость 25 узлов и конечно «ограничены возможностью маневрировать».   Поскорей пересечь фарватер, который выглядит на карте примерно как Невский проспект с двухсторонним движением.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Таллинский залив на морской карте. Порт на о.Найссар в середине восточного берега.

На Найссаре старый рыбацкий порт с огромным волноломом, переделанный для яхт. Т.е. просто два небольших низких понтона приставленных к могучему бетонному пирсу советских времен.   В сезон говорят здесь столпотворение. Сейчас – никого. Да и погодка шепчет. Ветер узлов 20 с Юго-Востока, а это ровно то направление с которого порт открыт. Сначала мы чтобы не маневрировать на ветру встали с краю понтона, подальше от пирса. Сразу же подошел служитель и посоветовал перебраться поближе. И вправду  мотало яхту адово. Мы помедитировали немного на погоду и поняв что стихия не собирается сдаваться переставили яхту вплотную к бетонной стене. Надо сказать мы дольще обсуждали как это сделать и больше боялись того что на таком ветру можно не успеть набрать ход. В реальности все прошло отлично. Ночной Нассаар конечно тоже интересен, но про сам остров рассказ будет в другой раз. А пока мы готовились к переходу в Финляндию

День второй. 15 сентября
Вышли с утра. И на север, через финский залив. Ветер попутный, в меру крепкий, ход 6-7 узлов, прекрасно. Практически моментально приблизились к судовому ходу. Это полосы разделенного движения по финскому заливу для больших судов. Пересечь его мы должны как можно быстрее, желательно под прямым углом.*
На карте он обозначен как огромный проспект, каждая полоса шириной в 3-4 мили, а посередине – не меньшая разделительная. С одной стороны суда идут в Питер, Выборг или другие более восточные финские/эстонские порты. С другой – куда угодно, вплоть до Турции.   На АИСе** в этот день судовой ход выглядел как московская улица  в «предпробочном» состоянии. Как мы здесь полезем?! Сухогрузы с танкерами наступают друг другу на хвост, а мы!? Но, как всегда все не так страшно. Тот же АИС ** позволяет увидеть процесс сближения заранее. Не дожидаясь возможности взять визуальный пеленг. Курс сухогруза и наш известны, скорость тоже. Здесь мы будем на 5 минут позже в точке пересечения курсов, а здесь на 10 минут раньше…Отлично, идем. Только под конец, пришлось уступить нашим соотечественникам, грузовику «Малахит» из Питера. Благо ветер позволял, да и пройтись немного в бейдвинд всегда  освежает.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Питерцы, с которыми мы расходились. Сухогруз Малахит.

Теперь в гости к финнам. Первый внимательный взгляд на карту побережья повергает в шок. Как тут можно ходить!? На 5-7 миль от коренного берега скопище мелких островов, да и сам берег далек от ровной линии. Короче, шхеры. Глубины такие, что наша Hanse 365 с осадкой 2 метра кажется супертанкером. Причем все обманчиво, сначала вроде глубоко, глубоко а потом - бац, полметра. И везде полметра. А глубоко только назад, откуда пришли. Хорошо добрые финны нарисовали на карте по этим шхерам судовые ходы. Причем разные, на любой вкус. На каждом отмечена минимальная глубина на всем пути. 1,2 метра – ага, это не нам.  А вот 2.4 подойдет. 40 см. под килем здесь уже счастье.
Прошли маяк Поркалла, обозначающий границу центрального судового хода по финскому заливу. Конечно, сейчас у всех GPS, а случись что, можно и по Навиониксу на телефоне идти. Но все равно, как-то безопаснее и надежнее с этими древними помощниками мореплавателей.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Снимок из АИСа движения яхты Milda в шхерах при заходе в Поркаллу

Теперь ныряем в шхеры. Первый раз, потому даже и в голову не пришло идти на парусах (то ли еще будет – но это все впереди). Внутренние судовые ходы обозначены вешками. Натыканы они по финскому берегу тысячами и очень облегчают жизнь. Но! Их столько много и стоят они так часто, что порой поди пойми -   это какая из них? То ли нам заворачивать здесь, то ли еще прямо метров 200. А ошибка может привести к фатальным последствиям. Через 200 метров возможно другой судовой  ход, с глубиной в два раза меньше нашей осадки!
Плоттер? А как выглядит небольшой экран, на котором кишмя кишат острова, значки вешек, переплетаются разные судовые ходы? Порой хуже картинки перед лицом человека, с похмелья не соображающего куда это он попал.
На первой же большой развилке мы конечно чуть не уехали не туда куда надо.  Хотя казалось сначала, что надо именно туда.  Но визуальное наблюдение только запутывает. Там где тебе кажется ровный берег запросто может оказаться глубокий проход. И наоборот. Нет, не зря эстонские товарищи советовали – отмечайте вешки. Тупо, каждую пройденную вешку обозначайте на карте. Как минимум всегда будет знать – где вы. Почувствовав смысл этого совета на себе мы стали обводить в кружочки верхушки   вешек на карте. Даже красиво получилось.
Однако такая работа требует постоянной активности как минимум двоих – рулевого и штурмана. Зато не скучно. А весь экипаж может принимать участие в увлекательном действе – нахождению следующих вешек по курсу лодки и определению их цвета. «Где следующая зеленая, на 15 минут?» - хочет определенности рулевой.  И вся команда рыщет взглядом по суровым берегам, выглядывая искомую зеленую палочку. «Вижу прямо по курсу! Красная или зеленая?». А какая она, поди разбери в смурной вечерней погоде. Но от этого зависит многое. Обойдешь на заходе с моря красную слева и приехали.  И плоттер не указ, так как со времени последнего обновления навионикса все могло измениться, а вешки подвинули. Мы, к слову, не часто, но два три раза с этим сталкивались. Так что лучше ориентироваться по реальности, а не ее виртуальному отражению с помощью GPS.  

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Маяк в на острове в шхерах. Под ним (правее) - створный знак.  И гусики плывут куда-то по своим делам.

За таким увлекательным занятием, отвлекаясь только на фотографирование роскошных шхер,  мы долетели до финиша незаметно.  Поркалла – это полуостров на финском берегу. С обоих его сторон – уютные бухты. Изначально таллиннские яхтсмены советовали идти в восточную. Но на карте туда ведет судовой ход глубиной 1.2 метра. На ночь глядя мы решили не рисковать и пошли в основную бухту, с запада. А там, глядишь, опрос местного населения поможет сделать правильный выбор.
Вход в бухту – отдельное удовольствие. Вы идете в берег. Нет, правда в берег. По крайней мере, так кажется достаточно долго. И только совсем рядом, справа открывается маленький проход, дай бог в кабельтов. А вешки стоят так, что дай бог хватит места встречному судну. Пара минут и мы в очаровательной небольшой бухте. Слева причалы и завораживающая тишина над вечерней гладью черной балтийской воды. Никого!

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Porkalla Marinа. И тишина...На первом плане - тот самый буй (читать ниже).

Тихо чалимся. Традиционный на Балтике способ парковки – на буй. Походим вплотную к красному буйку из которого сверху торчит железная палка метровой длины с большим кольцом на конце. У швартовщика в руках крюк с заведенным на него длинным швартовым. Цепляем крюком кольцо буя и дальше спокойно травим, крепя в нужный момент.  А уже нос/или корма швартуется к понтону. Походе на средиземноморский муринг. Только даже проще – не надо бежать с мокрой веревкой по яхте. Результат в любом случае тот же.  Важно только рулевому: заранее сбросить ход и сообразить, какой буй соответствует какому мест на пирсе. Но даже если и спутаешь – это сразу будет видно и  ничего не мешает переставить швартовы на понтоне куда нужно.


Как мы заходили в Поркаллу

Итак, встали. Уже в Финляндии. Как всегда прибытие наполнено радостью и волнением. Яхты вокруг стоят, но никого нет. Движемся к месту, где должна быть контора. На двери записка. «Друзья! Сезон закрыт. Встретимся в следующем году в мае». Вот так штука! Наверное ничего не работает? Нет, зарядка идет, вода льется, туалет открыт. Не работает только сауна. Но мы же не финны, можем денек потерпеть. А кому деньги? Никому! No service – no money. Такой девиз мы придумали для этого случая.
А местное население? Вот пошел деловой походкой матрос что-то ковырять в большом рыбацком катере. Мы к нему. Сначала про стоянку. Что делать, кому платить? Никому, говорит, стойте, какие проблемы. Про восточную бухту, куда нам советовали эстонские яхтсмены, высказался менее однозначно. "Да, думаю все нормально. Да, 1,2 метра. Но большие яхты стоят там, видел сам. Думаю, скорее всего пройдете".
Хорошо, конечно, но «скорее всего» нас не полностью устроило. Пришлось обратиться за более длительной консультацией к оставшимся в Таллине товарищам. Телефон, фейсбук и е-мейл в сумме выдали схему, как туда идти и что делать чтобы зайти не сев на мель. Можно отдыхать. Обязательные несколько рюмок Prince Polignac и спать под легкий плеск за бортом.

Примечания
* Согласно МППСС-72 (Международные правила предупреждения столкновения судов) - судно длиной менее 20 метров и / или парусное судно  не должно затруднять безопасное движение судна с механическим движителем, идущего в полосе движения
**АИС - Aвтоматическая идентификационная система, (англ. AIS Automatic Identification System) — в судоходстве система служащая для идентификации судов, их габаритов, курса и других данных. Обязательная для больших грузовых и и всех пассажирских судов. На яхтах устанавливается по желанию владельца. Интегрируется с остальными навигационными приборами, данные о движении других судов, оборужованных АИС, выводятся на карт-плоттер. См: "https://ru.wikipedia.org/wiki/" rel="nofollow"Автоматическая_идентификационная_система

День третий, 16 сентября
Утро выдалось сумрачное. Осень все-таки. Путь впереди был недолог, поэтому сил поднять себя рано не было. Не спеша, потягиваясь, начали готовиться к отходу. На другом пирсе мы обратили внимание на небольшую яхточку, с рейлингами обтянутыми сеткой. За ней, по всей яхте жизнерадостно бегали две маленькие собачки - типа фоксиков. Это единственная активная жизнь, обнаруженная нами до того момента в Porkkala Marina.
Вдруг с борта яхты сошел молодой человек и направился к нам. В пустынном порту в конце сентября на берегу Финляндии русская речь от лица единственной живой души казалась чем-то невозможным. Но и он сам не очень верил в то, что слышал, поэтому осведомлялся: «извините, мне показалось, что вы говорите по-русски?». Молодой человек оказался с женой хипстерского вида и ребенком в слинге. Это была его яхта. Он поставил ее здесь месяц назад, попутешествовал на машине по стране. А теперь ищет, кому бы заплатить за стоянку. Но мы были в том же положении. Видимо – никому. Единственное, что мы ему могли посоветовать, это оставить на двери офиса записку со своей почтой, м.б. хозяева пришлют счет для оплаты. Молодой человек тем временем рассказал, что  уже давно проводит часть года в путешествиях, перебазируя свою небольшую яхту с места на место. Сейчас это был юг Финляндии. В следующем году он планирует уйти в Ботнический залив и ходить там. А потом, глядишь, переместится в Голландию, через Кильский канал. Вот бы, говорит,  целый год так жить, да пока не получается.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Распрощались мы с ним, завидуя белой завистью. До такого разгула нам пока далеко. Ну что же…готовимся к отходу. Еще раз изучены карты, план, составленный по Таллиннским рекомендациям. Вроде бы все просто и понятно. Да боязно. С осадкой в 2 метра идем ходом, глубина которого 1 метр 20 см. По воздуху что ли будем плыть? Но нельзя не доверять страшим товарищам. Да и красоту там обещали, неописуемую.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Морская карта финского берега. Зеленым обозначен судовой ход. Наша бухта назначения - слева внизу под номером 402

Выходим из бухты через микроскопический проход. Немного по главному судовому ходу и нам опять поворачивать. Все вроде понятно, все буи на месте.  Пять минут страха и мы подходим к абсолютно пустынному причалу, упирающемуся в скальные выходы, облизанные прибоем. А на камнях – сосны. И никого вокруг.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Радостно выгружаемся на берег и начинаем обследовать территорию. Взаправду – очаровательное место. Финны изумительным образом умеют вписывать в природу свои строения. Так что они ее не портят, а местами даже и украшают. На скалах  - избущка, служащая офисом и летним кафе, а также несколько оборудованных мест для барбекю. Это небольшие уютные беседки вокруг кирпичной печки с трубой. Конечно, опять все закрыто до следующего лета. Но вода есть и  электричество исправно работает. Решив отложить испытание барбекю-печей до вечера, мы отправились на прогулку. Вскорости, наш путь пересекли первые встреченные  люди (и единственные за день в этом месте). Это пожилая пара – жизнерадостный финский дедушка с не менее оптимистичной бабушкой. Они шли на вышку, предназначенную для наблюдения за птицами, и зазвали нас с собой.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
И вправду – несколько сот метров от дороги, на бровке стоит деревянная вышка. Птиц мы особо не видели, не время. Зато с нее открылся захватывающий дух вид на шхеры. Как будто мифический великан Похья разбросал в море камешки, а на них уже потом, заколосился лес.
Финский дедушка тоже, конечно, яхтсмен. Думаю вообще в Финляндии трудно встретить других. Но сейчас просто они путешествуют без машины. Полчаса общения с ними, а сразу как-то светло. Это такая старость, которая не только не пугает, но и вдохновляет.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте MildaВернувшись на яхту команда предалась гастрономическим изыскам. Благородные финны оставили незапертым сарай с дровами. Топор-колун с металлическим топорищем, выглядевший как принадлежность Железного дровосека, заботливо прислонен к дровнице. В результате кусок нежнейшего мяса из Таллина был зажарен на решетке в каменной печке, съеден и запит коньяком.  Все это на скальном берегу очаровательной бухты, под черным балтийским небом. Луна пробивает дорожку между соснами, волны медленно шуршат по каменным лбам берега.
Уходить отсюда не хотелось. Но Passageweather* предлагал задуматься о перспективах. А Эстонский прогноз прямо сообщал, что у нас есть время до завтрашнего вечера.  Затем сутки нужно отсиживаться в порту -   шторм.
Решено завтра было выйти с утра пораньше. Ветер в 40 узлов в шхерах испытывать желания не было.

День четвертый, 17 сентября
Решено было пробираться на Хельсинки шхерами. Как говаривал капитан Шубин из фильма «Секретный фарватер»: «тихонько, на мягких лапках». Шторм ведь мог и опередить нас – кто знает.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Итак, наша яхта Milda погрузилась в проходы между бесчисленными островами. Непрерывная согласованная работа  штурмана и рулевого делали свое дело – мы всегда четко знали, где находимся. Кроме латеральных (красный и зеленый буй) вокруг множество кардинальных знаков**. Финская особенность – треугольнички сверху встречаются редко, ориентироваться нужно по цветам. Да и желтый цвет чаще всего выгоревший. Так что «белый-черный-белый» знак - обходим с Запада, «черный –белый-черный» с Востока. Пользоваться створами при движении  обозначенным судовыми ходом с помощью GPS чаще всего нужды не было. А вот громадные буквы латинского алфавита, размещенные на отдельных островах, и отмеченные на карте, серьезно помогали. «Что это за остров?». «На нем буква H». «Ага, все верно, мы там где нужно».

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте MildaЭтот день отчетливо доказал нам, что изменчивость балтийской погоды – не шутка. Солнце менялось хмарью минут за пятнадцать. А потом внезапно опять вылезало, освещая небольшие островки в шхерах. На каждом острове обязательно – домик. Островок  побольше – несколько. И конечно маленькая банька у берега. Множество закутков куда так и хочется поставить яхту, бросить якорь  и пожить здесь пару дней. Такая северная медитация.
Но нас подгонял шторм. И манила финская столица. Не сама по себе а крепость рядом – мы собирались встать в Свеаборге, или по фински Суоменлине. 
Первую половину пути шли под мотором судовым ходом, обозначенным на картах глубиной 2,4 метра. Он идет внутри шхер вдоль всего побережья и предназначен как раз для маломерных судов. Кстати, шхеры серьезно закрывают от ветра. Задуло уже с утра, но у нас было все спокойно. Днем появились яхты. Ветер посвежел, наш генеральный курс немного сменился. Можно было ставить паруса, что и сделали идущие впереди финны. Ну а мы, что,  - хуже. Узости уже нас не пугали, и стаксель был поднят.
Оставшийся путь проделали под парусом. Несколько проходов, в которые раньше нас не заманили бы и под мотором, пролетели спокойно. Все относительно!
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Путь шхерами на Хельсинки (снимок с АИСа)
К вечеру вышли в акваторию Хельсинки. Ветер крепчал. Влетели в акваторию небольшого порта в Свеаборге, встали. Тут уже задуло в полную мощь. Спортивные яхты стояли на подветренном берегу бухты и их, бедных, так нещадно болтало, что краспицы чудом оставались целы.
В ночь отправились погулять по валам крепости.  Ветер реально сбивает с ног. Около 40 узлов. Из темноты  внезапно проступают зеленоватые чугунные стволы производства пермского сталепушечного завода. Пузатые громадины на многотонных поворотных платформах, отлитые в конце 19 века. И шторм.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
*Международный метеорологический сервер для моряков "http://www.passageweather.com/" rel="nofollow"
**Кардинальные и латеральные знаки - системы навигационного ограждения участков водной поверхности или объектов, представляющих опасность для плавания. "https://ru.wikipedia.org/wiki/" rel="nofollow"Кардинальная_система

День пятый. 18 сентября.
Крепость Свеаборг (Суоменлина по фински) –  место из разряда Must See. Расположена в акватории Хельсинки, но заложена шведами, когда о финской столице еще никто и не догадывался. Затем пришли русские и дополнительно укрепили крепость, расположенную на нескольких островах, соединенных мостами. Ну а музеем она стала уже в независимой Финляндии.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Сейчас это многочисленные валы, каменные бастионы, музеи, кафе. А самое главное – береговая артиллерия конца 19 века, которая, думаю, оставалась грозной силой вплоть и второй мировой.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Отдельное впечатление – штормовая Балтика с высоты крепостных стен. Фиолетовые просторы и отважные суда, решившие под вечер, когда стало стихать, все же попытать счастья и не потерять для выхода в море этот день.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Местоположение крепости, кстати, крайне удачное. В Хельсинки ведут два больших фарватера. Один из них на прямой видимости, а второй проходит в нескольких кабельтовых от крепостной стены. Отдельное зрелище – многоэтажный паром, проходящий мимо крепостных стен, ощетинившихся стволами главного калибра позапрошлого века. 

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Посетили гордость финского военного флота. Это одна из двух подводных лодок, которые имелись в свое время у независимой Финляндии. Пускают внутрь. Тесно – как подводники вообще могли в этом жить?!

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

В город решили не ехать (хотя паромы ходят каждые 10-15 минут). Ну его – на островах лучше. Гулять по крепости можно (и нужно) долго. А уж с любимой и фляжкой коньяка – дня три, не меньше.
В порту, мы наконец-то нашли, кому заплатить за стоянку. Вечером решили посетить сауну – обязательная часть вечернего моциона для местных жителей. В небольшой темной парилке сидели несколько пожилых финнов-яхтсменов. Мы сразу затеяли опрос местного населения о следующем пункте назначения. В планах стояло зайти в город Порвоо. А судовой ход опять  по картам оказывался для нас мал. Пожилой яхтсмен увидев нас сразу стал поддавать пару. Может,  хочет показать нам свою «крепость»? Да нет, немного пообщавшись и сказав, что в Порвоо мы должны пройти, он покинул сауну. То ли это была любезность, то ли иной вариант «подначки», но пар действительно был хорош.    

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

День шестой. 19 сентября.
Наутро – опять в шхеры. Немного отошли от Свеаборга и вдруг – мост. Низкий. Как-то мы его на карте не разглядели. А сторонами не обойти. Только назад. Обидно. Но смотрим, с другого курса тоже идут яхты. Подождем -  что будет? Вдруг мост стал поворачиваться. Не подниматься вверх – как в Голландии на каждом шагу. Именно поворачиваться вбок. На табличке написано, что так происходит 2 раза в час.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Дальше солнце и усадьбы на островах. Немного открытой воды и мы поворачиваем на Порвоо. Это старейший финский город, расположенный на реке, впадающей в глубокий залив. 

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Заход в Порвоо. Фарватер на Север, отмечен буями.

Очень длинный заход с узким фарватером. И неглубоким. По картам 1,80 метра, на 20 см. меньше чем нам надо. Но утром, по телефону, администрация порта в городе уверила нас что все будет в порядке. Ну что же, доверимся хозяевам. Но и сами стараемся не плошать.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Желто-оранжевый осенний закат лежит на островах вокруг. А мы идем на малом ходу и все внимание – на показатели глубины. 20 сантиметров под килем, но все в порядке, вот и город.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Набережная Порвоо. Это уже с утра, на следующий день

По берегам реки стоят суда местных жителей – от обычных яхт до громадных барж.  Моросит дождь. Мы встаем в гостевом порту, где как всегда – никого.

День седьмой. 20 сентября.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Стоим в гостевом порту Порвоо. Туманное утро. Моросит дождик. Вставать лень. Куда и кому платить за стоянку - неясно. Из объявления на берегу понятно, что контора закрыта. Можно обратиться в соседний киоск, но он тоже не подает признаков жизни. Только собрались гулять – появляется женщина, служитель порта. Точнее, приезжает на велосипеде. Да, говорит, ремонт у нас, и вообще не сезон. Но если что - звоните. В обмен на денежку выдала пароль для прохода в авангардный металлический куб на берегу, оказавшийся душевыми и туалетом.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Вошли в город и сразу окунулись в очень знакомую атмосферу. Но утраченную почти в России, и, видимо, знакомую нам по внутренней памяти предков. Это провинциальный уездный город северо-запада России конца 19 века. У нас их почти нет. Те, что остались, искорежены событиями прошедшего века. А здесь все как с иголочки. Будто построено для фильмов Михалкова, только декорации забыли разобрать. Но нет – люди живут.
Порвоо город маленький. Минут через 10 он уже кончился. Мы поднялись на холм, старающийся быть доминантой местности. Сосны, мостики и вообще – красота. Пожалуй, здесь можно бродить, писать романы, признаваться в любви. Или просто сидеть, глядя на извивающуюся речку, завернутую в осеннее многоцветье.
Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Но у нас большие планы. До эстонского берега отсюда далече. Миль шестьдесят. Мы решаем хоть немного облегчить завтрашний день и выйти сегодня из Порвоо. Пройти самую мелкую и извилистую часть фарватера, а с утра уже стартовать на большой воде.
Вышли. Вечереет. До захода солнца мы явно не успеваем на якорную стоянку, запланированную и отмеченную на карте заранее. На фарватере глубина -  60 см. под килем. Справа по ходу, ближе к берегу, буи, на которых стоит несколько яхт – явно одноклассников по размерам. Почему бы нам не встать рядом? Тихонько сходим с фарватера. Глубина стремительно падает. Назад!!! Проверяем дно. Не очень хочется выскочить на камни. Багор спокойно уходит в ил, что несколько облегчает душу. Еще раз пробуем подойти к бую. Под килем ничего – 0 см.! Но отсчет глубины начинается с верхнего слоя ила, который, видимо, достаточно высок.  Спокойно глушим мотор и встаем на ночевку.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

День восьмой. 21 сентября.   
Нет ничего прекрасней раннего утра на яхте, когда ты стоишь на открытой воде. Не отшвартован где-то в марине, не привязан к пирсу, а вокруг – море. Со всех сторон.
Расходится туман, мы медленно снимаемся с буя и осторожно выходим на фарватер. Несмотря на спокойную ночевку на душе становится легче, когда лот показывает привычные  2 м 30 см.
Можно ставить паруса. Выходим из шхер. Тем же путем, которым мы шли позавчера. И только в точке поворота идем прямо. Нам в Хельсинки не надо. Возвращаемся в Таллин. Точнее не сразу туда – ночевать мы должны на острове Прангли.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Финский залив сегодня великолепен. Синее-синее море. Такой цвет на южных морях не увидишь. Раньше я один раз встречал его. На картине был изображен берег Антарктиды, чайки и парусники. Наверное, Беллинсгаузен с Лазаревым, да это и не важно. Главное - синее-синее море.  А сегодня, вместо парусников на этом море был сухогруз. Ну что же – 21 век как-никак.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Мы под парусами пересекаем фарватер. Скорость отменная, да курс не совсем наш. Ветер дует в левентик к идеальному маршруту, прямо с острова Прангли. Идем галсами, что существенно удлиняет путь. Но море щедро вознаграждает нас. Облака меняют свой пейзаж каждые полчаса. Только ты успел подумать, что удивительнее неба не может быть -  а морской бог играючи переменяет картинку. И небо становится еще чудесней.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda

Напоследок пришел закат. Над соседним с Прангли островом, маяком Кери, разыгралась просто небесная драма. Маленький шпиль маяка и небо, то сгущающее черные тучи, то расступающееся и вечерним золотистым светом, смешанным с багровеющим отсветом солнца. Если есть в море романтика красоты, если можно говорить об этом  - то это было здесь.

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
На Прангли оказались уже в ночь. Маленькая марина – излюбленное место отдыха Таллиннских яхтсменов.  Опять вход по створу, постановка на буй (пришлось покрутиться).  И опять никого. Сезон закончен и служащие отдыхают! Немного прогулялись, поглазели на остатки советской военной техники («козлы» и Уралы), предназначенной сейчас для извоза туристов. И спать, обозначив себе, что в это место стоит прийти с запасом времени для прогулок.

День девятый. 22 сентября.
Опять ранний подъем (что, в-общем-то было нехарактерно для похода). Команде нужно разъезжаться по домам. Ветер никак не попутный. А после входа в Таллиннский залив он оказывается и совсем неудачным – дует прямо из нашего порта, Vana Sadam. Ситуация осложняется паромами, несущимися по фарватеру как слон на реактивной тяге. Только увидел его, обозначил спичечным коробком на горизонте, отвернулся, закурил. Посмотрел опять, а уже рядом с тобой 9 этажный плавучий дом, и капитан его, пользуясь правом судов с «ограниченной возможностью маневрировать» правит в мидель (середину) твоей яхты.
Следовать галсами, пересекающими фарватер Таллиннского залива – не лучший выбор для парусного судна. Сначала мы жались к одной его стороне, потом переместились на другую. Под конец стало ясно, что, несмотря на свежий ветер и визуальную близость цели, до финиша еще долго. Печально спустили паруса, чтобы дойти в порт под мотором. Высоцкий пел «оставляя в горах свое сердце». Как-то про море ничего такого нет. Но правда, когда стаксель уходит в закрутку, и ты понимаешь, что больше (по крайне мере в этом походе) обратного его пути не будет, сердце щемит. Спуская паруса, мы оставляем частицу себя здесь. Это точно. Иначе, почему же мы обязательно возвращаемся, что мы оставили здесь – только себя?!

Из Таллина на Финский берег на яхте Milda
Таллин. Место куда возвращаться не так грустно.
 

Источник : "https://baltic-sailing.livejournal.com/1360.html" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст