5 мая 2020

Катамаран «Богемия – V»

Состав команды:

• Свистельников Виталий Дмитриевич, 1960 г.р.,
    капитан, рулевой, шкипер; на суше подполковник запаса, инженер по торговым автоматам.
  • Пунг Рудольф Давыдович, 1949 г.р.,
    «гроссадмирал», штурман, фотограф, парусный мастер; на суше тоже фотограф.
  • Кухтин Владимир Афанасьевич, 1964 г.р.,
    матрос, зампотех; на суше специалист по IT.
  • Дьяченко Сергей Анатольевич, 1961 г.р.,
    матрос, начпрод, рыбак; на суше майор запаса, безработный фармацевт.

Судно:

парусный катамаран «Богемия – V», номер Мо87, самодельный, 2013 года постройки. Длина 6,5м, ширина 2,8м, основная парусность 13кв.м., мотор Тохатсу 3,5л.с.

18 июля

В 7.30 по Москве прилетели в Улан-Удэ, доехали до автовокзала всего за 350р, быстро наняли машину Пежо Боксер, водитель Саша, дозакупились необходимым в городе, забрали груз на терминале транспортной компании (отправляли наши 350кг за 10 дней автомобилем ПЭК) – и на Гремячинск. Около 15.00 на берегу, жарко, штиль. Умылись в озере, поднесли «хозяину» и  себе.

В дымке напротив виден Ольхон с расстояния 40км, чувствуется простор для глаза. Виталий и Сергей как военные пенсионеры брали путевки на турбазу «Байкал» в качестве матпомощи, поэтому сразу двинули туда для отметки и за сухпайком. Но получение пайка возможно только 20.07, удалось зато полюбоваться озером Котокель, на берегу которого стоит турбаза. Вернулись вечером, когда Рудольф и Володя уже разбили лагерь и сделали ужин.

19 июля

Весь день стапель. Жарко, немного обгорели; купались, вода около 15град, чистая, сразу можно пить. Первые грибы из ближайшего лесочка, на ужин плотный грибной суп под «хреновочку». Связь – только Мегафон.

20 июля

Утром на базе отдыха МО Байкал получили паек, забрали документы. В пайке есть даже некоторые деликатесы – икра, красная рыба – и вообще хорошее подкрепление для похода. Окончательно раскладку продуктов  дозаполнили  в придорожном  маркете Титан в Гремячинске. К концу дня готовность 90%, с трудом вспомнили как делать таль шверта. Для готовки используем газовую плиту, но при возможности и на костре. На ужин роскошный куриный суп с лапшой, курица, посиделки у огня в виду Великого Озера.

21 июля

Утро жаркое, ветер Ю-З , 2-3 м/с. Дособрались, по новым каткам скатили кат по пляжу на воду, 12.30 — СТАРТ!

Моторно-парусный поход по Байкалу

Во время начала движения ветер стал С-СВ, слабый встречный, лавировать без толку, сразу пошли на моторе.

Через 2 часа полный штиль, прошли мимо Турки, стали у песчаного мыса Тонкий за Горячинском. До 17.20 прошли 31км на моторе.

Ужин а костре, каша с тушенкой, салат,  «черниковка» и «хреновка» под первый переход. Решили завтра разведать Горячинск на предмет горячего купания.

22 июля

Сергей с утра вышел на «тузике» на рыбалку, но – ни на какую приманку ничего не пришло.

В Гремячинск на разведку прошли через 2км пляжа, очень неплохого действительно горячего песка, полно людей, многие купаются как на югах. Прошли в центр, на территории курорта, не очень современного, удалось за деньги принять ванну из термальной воды. Расслабились, на выходе взяли копченого омуля, пообедали с пивом и местными  позами. Когда трое вернулись к 15.00, принесли гроссадмиралу эстонцу Рудику холодное пиво, омуля и свежий эстонский хлеб, решено было дневку продолжить.

С вечерней рыбалки почин – несколько плотвичек, на ужин макаронная запеканка, ореховка грецкая, отбой в полночь, тепло, комары не достают.

23 июля

Подъем затянулся, сборы – вышли в 10.30. Ветер встречный С-СЗ, 5-6м/с. При скатывании ката травма ногтя у Володи – первая помощь оказана. Вторая помощь по поводу диареи - оказана .  Солнечно, но на воде приоделись – продувает. Перекус в движении стандартный – заготовленные бутерброды, чай, конфетки. Стала травить средняя секция левого баллона, поддували. Стали в 18.30 не доходя до мыса Крестовый ок. 800м, прошли под мотором 43 км, пройденный путь смотрим по навигатору. Решили , что для гарантированного возвращения 1 августа обратно в Гремячинск ( у Володи отпуск 2 недели ) с таким ветром нам бензина может не хватить. Для пополнения запаса Виталий и Володя двинули в Максимиху за горючим, но там заправки не оказалось и пришлось доехать в Усть-Баргузин; вернулись около 22.00. Напротив нас – полуостров Святой Нос, его восточный склон горит в двух местах. Ужинали под топовым огнем – светит как небольшой уличный фонарь.

24 июля

Утром небо затянуло, моросит, волны с барашками. Вышли 10.45, ветер З-СЗ, 5-6 м/с, подняли грот, потом стаксель, скорость до 9км/ч, в основном 6.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Шверт где-то прикусило, опустился на треть глубины всего. Через пару часов ветер стал заворачивать к северу, и мы за ним, потом под мотором уже в ветровой тени обошли мыс Нижнее Изголовье и стали в красивой бухте с железной свалкой – остатками от маяка. До 16.00 прошли 18км парус, 9 км мотор.

На пригорке мыса вышка бывшего маяка, пара полуразрушенных строений, открывается панорамный вид во всю ширь озера, правда в дымке. Несколько раз выныривала нерпа, но снять не удалось; на вечерней зорьке рыбы нет.

25 июля

На утренней зорьке рыбы нет…

Отход 10.15, ветер Ю-З, около 5м/с, волна до 1м. Пошли хорошо, иногда паруса на бабочку, попробовали геннакер – еще лучше, до 12км/ч, и волна почти попутная.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Пытались ставить спинакер – не очень получилось, часто закручивался. Лесные пожары на восточном склоне создавали впечатление дыма от вулкана, если смотреть с нашей, западной стороны.

Приблизились Ушканьи острова, прошли за мыс Братский и стали в 17.30, пройдено 43 км, из них под мотором 1.

Первоначально при  планировании маршрута  хотелось зайти на рыбалку в Чивыркуйский залив, но реальные сроки не позволят – остается 5 ходовых дней, поэтому завтра переходим на западный берег. Вечером подняли тост за Володиного младшего сына ( у него ДР ), был рассольник из сухих заготовок Рудика, глинтвейн, бананы. Доктор похода Сергей лечил солнечные ожоги первых дней на ногах гроссадмирала.

С горы, поросшей дикой тайгой, стекает ручеек, немного обустроили его, и получился свой родник, под тихий клекот которого под камнями мы хорошо выспались.

26 июля

Выход в 9.15, ветер С, слабый, под гротом скорость 2км/ч – включили  «железный грот». Солнце, почти сразу штиль, западный берег виден еле-еле в разрывах тумана. Курс на мыс Рытый мимо о. Большой Ушканий, на сами острова решили не заходить из-за строгого заповедного режима по лежбищам нерпы.  Около 13.00 опустился плотный туман, но солнце сверху пригревало, так шли пару часов, пока с 5км до берега его не стало разносить.

Моторно-парусный поход по Байкалу

По верхам прибрежных гор видны белые пятна снежников, за мысом Рытый снова весь берег  в плотном косматом тумане, похожем на дым.

В 16.30 высадились на мысе Кочерикова, прошли 57км. Большой луг, пасутся коровы, щит с информацией о заповеднике (чего нельзя ), на краю которого мы стали. На ночевку стали еще южнее, у пос. Кочериково ( самого поселка не видели), за день прошли 68км , из них под парусом 4. Виднеется северный мыс Ольхона – мыс Хобой. На ужин борщ из сухих продуктов, колбаска, остатки омуля, чай, кофе, ореховка, хреновка в честь перехода через Озеро.

К вечеру поднялся ветер СВ, прибой достает до кормы ката.

27 июля

Утренняя рыбалка во впадающей в Байкал речке – без результата. Сильный прибой, ветер С-СВ, до 10 м/с, везде барашки. Да, якорь не отдали при подходе – отойти сложно теперь. Решили переждать ветер, в результате дневка.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Мелкий ремонт, подготовили плавучий якорь, тренировались метать основной (чтобы забросить его и подтянуться от берега), фотосъемка всего и в том числе больших местных муравьев, правка погоды, «приемка» новой Володиной палатки, оладьи со сгущенкой на десерт в ужин – и день прошел с пользой!

К полуночи ветер стих, красная луна, давление падает.

28 июля

Есть первый хороший хариус – пущен на малосолку.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Старт в 10.05, полный штиль. Прибоем погнуло румпель, при правке он треснул, пришлось ремонтировать – при наличии  шуруповерта это дело 30 минут. План – идти вдоль берега до мыса Арал и затем поворачивать через Малое море на пос. Саса. Западный берег Ольхона стал виден только с 3-4 км, все в густой дымке, пару часов шли  «по приборам». Открылись песчаные пляжи, народ купается, частые стоянки, открытый степной берег с редкими обрывами. В начале Улан-Хушунского залива нашли уютную бухту со стоянкой под обрывом, стали там, искупались. Причалили в 18.20, прошли 64км, из них под парусом 4.

29 июля

Бодрый подъем, отход в 9.05, штиль.  В Хужир дошли на моторе за 2,5 часа, стали у основного причала (развалины бывшего рыбозавода), рядом скала Шаманка, которую все давно мечтали увидеть. Прошлись по поселку, по его длинной пыльной центральной улице Байкальской, где много позных, гостевых домов, кафе и сувенирных магазинчиков. Зашли на экскурсию в музей шаманизма, просветились, затем на священном для бурят месте повязали на сэргэ  свои желтые хадаки – наше обращение к местным небесным силам.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Обойти  под парусом Шаман-скалу было нашим ритуалом и венцом похода, провели фотосъемку и в 18.30 повернули обратно к северу острова.

Ветер встречный, короткая волна, движок часто хлебает воздух, «прокачка» для всей силовой конструкции. Пристали в 20.30 на песчаный , в коровьих лепешках берег недалеко от островка-скалы Едор.

Пологий степной склон, полная луна, пролив Малое море кажется совсем нешироким при своих 15км. За день всего прошли на моторе 32 км.

30 июля

Утром подтянул оттяжки шверта и обнаружил источник утечки на левом баллоне – из-под старой заплатки, вечером заклеим.

Отошли в 9.45, штиль, иногда слабый встречный ветер; идем мимо трехглавого мыса Улан-Хушун, дальше обошли мыс Хобой и вышли по координатам одного из отчетов к замечательной стоянке в заливе Правый Шунтэ: с воды не видно, но тихое место, облюбованное бабочками. Сергей с Виталием сходили на скалы этого известного мыса, с которого открываются ошеломительные виды на всю ширь Байкала, Малое море и степное плато, отшлифованное ветрами.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Вечером борщ из субпродуктов «от Рудика» - высший балл!,тушеная картошка с мясом, глинтвейн, бар, хужирский омуль горячего копчения. По соседству причалили на катере иркутяне – две молодые семьи, и один из них Николай, яхтсмен, подсказал некоторые места для рыбалки на восточном берегу.

За день прошли 36 км, из них под парусом 3.

31 июля

Утро ясное, отход в 9.20, ветер Ю-З, 2-3м/с ( опять навстречу и слабый), идем до мыса Ижимей мимо села Узуры, потом поворачиваем на восточный берег к мысу Повалишина. Часть пути проделали с ветром в галфвинд, в тумане, позже он снова стих. После короткой санитарной остановки на о.Лиственничном высадились на замечательном пляжном берегу между мысом Повалишина и мысом Безымянный: песок, мелко, вода прогрелась, обустроенная стоянка, а поблизости еще и обнаружились «шагающие» по дюнам сосны. За день прошли 53 км, под парусом 17.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Для Володи это крайняя стоянка, и он расстарался – рис со множеством ингредиентов, салат овощной, салат с тресковой печенью, оладьи – хватило даже местным смелым бурундукам.

Рядом стали шумноватые соседи с детьми и квадроциклом, катались и купались до 4.00. Мы же тихо фоткались, общались с подходившими любознательными сибиряками, потом двое пошли ночевать в палатке на палубе (чтобы хоть так ее попробовать, без непогоды).

1 августа

Выспались, на завтрак доели вчерашнюю «королевскую» кашу, ушли в 9.05 по прямой на Гремячинск. Ветер встречный 4-5м/с, волна 2-3 балла, ясно. Пришлось снова потрястись на водных ухабах, проверить на ходу узлы корабля. До 16.30 прошли 42км и стали у главной пристани ( на сегодня полуразрушенные остатки причала) Гремячинска на пляже. Володя собрался, прощальный полдник с красной икрой – и на автобус до столицы Бурятии.

Тем временем на Байкале раздуло, ветер тот же ЮЗ, но уже 8-10м/с, на мелком пляже хорошая волна – похоже, «култук» пришел немного раньше обычного. Ужинали на ветерке еще теплым после копчения омулем под пиво, лапша с качественной бурятской тушенкой, чаек.

2 августа

Прибойная волна больше, чем нам надо, втроем отойти стало сложнее, пережидаем. Много местных приехало, больше сидят, гуляют, медитируют, чем купаются. Накануне до 2.00 сидели у костров, бумкала музыка, похожая на шаманскую.

После завтрака Сергей пошел к ближайшей речке на рыбалку, пытался провалиться в болотину, но рыба не пришла. Загорали , приборка на корабле, подклейка потертостей, проверка такелажа, постирушка, допуск зевак для фотографирования. Обед из харчо и салата, тихий час – и созерцаем закат солнца за Ольхон под звуки морского прибоя…

3 августа

Встали пораньше, в 6.30 волна терпимая, но к 8 часам снова раздуло, ветер З-ЮЗ, вода вся в барашках. Прогноз на ослабление ветра к вечеру – подождем. Прошлись по поселку,   приобрели немного сувениров, немного  копченого омуля и позы на обед. Ветер стал стихать, в 15.40 ушли навстречу ЮЗ, через час штиль. Слева и впереди сопки в дымном буром  тумане, скорее всего нанесло из горящих лесов. Стали в 19.30 за мысом Тонкий, прошли на моторе 24 км. Палатки ставим в лесу, спим в тишине, без прибоя.

4 августа

Ранняя рыбалка при выходе из ручья Малый Сухой – без добычи. У Рудика утренняя съемка. Отчалили в 10.30, ветер З-ЮЗ, 4-5 м/с, встречный, хорошая килевая качка-прокачка. Заморосил все сильнее дождь, потерпели, а потом зашли в бухточку перед мысом Бакланий, переждали под тентом, перекусили. Рядом оказалась мини-база отдыха, поговорили со сторожем Виктором, опытным рыбаком: действительно, с берега омуля сложно взять, нужно на глубине.

Моторно-парусный поход по Байкалу

Когда продолжили путь, слева открылись красивые,  густо заросшие зеленым горы по 400-500м высотой до мыса Толстый, а потом понижение рельефа, все чаще встречаются на берегу лодки, домики. Дошли до с.Сухая, но здесь берег застроен уже, стать негде. Чуть вернулись и стали на прекрасной лужайке с березами около речки Большая Сухая, которую не сразу с воды и заметили. Прошли 51 км, под парусом 2.

5 августа

Ясное утро, тепло, ветер З-ЮЗ, 3-4м/с. Результат утренней рыбалки – грибы, собранные рыбаком. Они же стали основой обеда – грибной суп, грибная икра.

Дальше к югу на Энхелук начинаются базы отдыха и всякая населенка, а возвращаться на Гремячинск неинтересно, поэтому по предложению Рудольфа решили маршрут заканчивать в этом месте. А поскольку погода ясная, ветер есть, то покатались немного, т.е. сделали парусную тренировку.

Моторно-парусный поход по Байкалу

При впадении речки в Байкал, на мыске, у буддистов устроено место для праздников, там мы наблюдали их сбор, шествие, обрядовые танцы, а в селе Заречье, оказалось, находится их храм – дацан.

Сходили в село Сухая в магазин, купили еще местной вишни и голубики. Деревня вообще в упадке, только кое-где строятся дачи и частные базы отдыха на берегу.

К нашему месту нормального подъезда нет, уходить будем из Заречья, только надо проверить дорогу.

Тренировка – 14км парус, 2км мотор.

6 августа

Утро тихое, солнечное, штиль. К 10.00 ветер С-СЗ с усилением. Проверил подъезд к берегу от Заречья – удобный. Сергей занялся заготовкой грибов, Рудик на кухне – наварил компота из ягод, натушил картошки, нажарил грибов с запасом.

После обеда ветер усилился, много барашков, для парусной тренировки не подходит. Созвонились с нашим Пежо, сняли и упаковали мачту, шверт, руль. Крайний закат на Байкале размыт, с севера нанесло гаревую мглу, у прибоя  собираем камешки на память…

7 августа

В 7.00 уже готовы к отходу, перешли к месту разборки на моторе, а  когда чалились, получили напоследок от батюшки Байкала  хороший плюх в левый борт. Машина пришла вовремя , разобрались, в 12.30 курс на Улан-Удэ. Сразу отправили багаж, потом заселились в  отель «Столица» около жд вокзала. Днем температура 26-28, вечером очень тепло, прогулялись по ближайшим улицам.

8 августа

День рождения нашего Рудольфа – 66 лет не шутка, поздравили от души. На нашей памяти все ДР этот человек отмечает в походах.

Теперь выполняем программу экскурсий: первым делом прошлись по центру столицы Бурятии, от памятника Ленину – «Головы»  по местному «Арбату» – ул. Ленина, потом недалеко повидали еще и старую деревянную застройку, и собор 18 века, а после съездили в Иволгинский дацан – и получили прекрасные впечатления от  красоты и интересной новизны этого места.

Моторно-парусный поход по Байкалу

После сытного обеда в «юрте-арбе» нам еще удалось побывать в этнографическом музее народов Забайкалья под открытым небом, на фестивале фольклора старообрядцев.

Праздничный товарищеский ужин в честь именинника Р.Д.Пунга завершал этот крайне насыщенный день и наш байкальский поход.

И 9 августа мы уже были дома, счастливые тем, что помогли друг другу осуществить эту давнюю мечту о Байкале.

Итак, общий итог по маршруту:  за 12 ходовых дней пройдено 532 км, из них под мотором 428 км, под парусом 104 км;  по генеральному курсу около 490 км.

Траектория нашего пути выглядит на карте вот так :

Моторно-парусный поход по Байкалу

Источник : "http://www.parusanarod.ru/go/2015/baikal/index.htm" rel="nofollow"