4 января 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Конный туризм Категория сложности: IV
Карта:
  • Сезон: Июль
  • Дистанция: ~200км.
  • Категория: 4, конная.
  • Активная часть: 7 дней.
  • Горные тропы: 80% таёжные, из них ~10% труднопроходимые, болота, буреломы, переправы.
  • Участники:
  • Видео по походу:
    Кадрин-2018 (в проекте)
    Ролик-превью
    Спутниковая связь в конном походе
    Про антенну TarSat-260

Отчёт-рассказ

Впервые опубликовано на: Pandoraworld.su

Оглавление

1. Чу!

Кадрин-2018

• - Ать-Чу-у! Чу! - повсеместно раздаётся на базе Белого Бома. Погода немного пасмурная но тепло, время - уже после обеда. 13 июля. Мы наконец-то двинулись в тайгу, на кадрин, в долгий и непростой путь на конях. Нас - 11 плюс 2 конюха. Но об этом отдельно. Накануне нам пришлось на ходу перестраивать свои планы, поскольку почти всё было не по плану.
    Итак, мы приехали, как и планировали, 11 к вечеру, нормально расположились как всегда в Аиле. Но для мам и деток, а их у нас было, в том числе моя жена с позывным "Пчела" и младший сын "Цутей" 5-ти лет, - их Аржан вместе с дочкой Резидента Аней расположил в цивильной гостиннице над кафе. Бесплатно, кстати. Нам же к спартанским условиям не привыкать, тем более такую ораву ни в какой домик не впихнёшь.
    Далее, на следующий день нам нужно было делать выездки на конях, особенно для тех, кто на них давно не ездил. И вот тут-то начались внеплановости...
    Кони, собранные для этого дела накануне, решили что Кадрин - это далеко и трудно (и были правы) и решили смыться. Что в приципе им удалось. Оставшиеся были или необучены, или находились в шоковом состоянии от переспективы. Один из них, самы молодой, устроил панику и едва не повесился со страху от грозы на столбе. Разумеется такого не возьмут в космонавты. Осталось всего пара рабочих коней, и пока отлавливают-ищут остальных, в дождливу. Погоду стали делать выездки, и то, только во второй половине дня.

Вот тебе и Чу!
    Что всё непросто стало понятно уже на первой выездке. Даже мне убедить коня прейти ручей за Белым Бомом стоило большого труда. В выездку со мной до поляны в логе Садакулара успели побывать Резидент, Гоблин, ТанЯла и её мама с позывным "Нерпа", ну и понятно Пчела с Цутеем. Проблемнее всего было конечно с Нерпой, я так и сказал по итогам - "конь вроде ничего, но женщина совсем не объезженная".
    На этом проблемы "вне плана не кончились. Мы все понимали, что перекладка правльная вещей в арчимаки (перемётные сумки для коней) дело вовсе не сиюминутное, особенно по первому разу. Поэтому попросили их выдать нам заранее, чтоб не тянуть резину в день выхода - нам по плану надо дойти до Айгулака, а это целый ходовой день, тем более первый, когда ещё не все притёрты и к коням, и к походу, да и кони тоже будут тупить по любому поводу, лишь бы не идти так далеко. Но нам сказали что арчимаки выдадут, но - позже. Между строк было написано "ребята, не до вас сейчас, а дело хлопотное". Оно и понятно - все кто мог взять и донести эти арчимаки - ловили коней. Даже вечером несмотря на конкретную просьбу и готовность помочь арчимаки нам не дали, решив что всё равно рано не выйдем, и вовсе не из-за арчимаков.
    И оказались правы.

Бабырган и его арчимаки

Коней конечно поймали, и закрыли в леваде на другом берегу, где мы их навестили, перебравшись через знаменитый "Аржанов" мост. Знаменит он тем что подвесной, и переход по нему - определённый щекочущий нервы экстримчик, для тех кто не привык к рискам. Но у нас все перешли, единственное Цутей отказался переходить с мамой, потребовав для этого папу. Папа, т.е. я, взял и вполне весело и с прибаутками перевёл ребёнка в обе стороны, и не заметил, чтоб тот сильно боялся. В общем, Аржанов мост - штука довольно загадочная..
    Но вот теперь - Чу!
    Да, Чу!, но чего это стоило - с утра готовность была нулевой, как и наша, так и конюхов. Аржан суетился, пытаясь всё это внятно организовать, но получалось не всегда ровно. Арчимаки, кстати, принесли рано утром, и мы их сложили к обеду. Но кони были готовы только после полудня...
    С нам 2 конюха. Обычно они же являются проводниками, хотя в этой роли сейчас я, поскольку ни один, ни другой, хоть и местные, в тех краях - Кадрин, никогда не бывали, и особенностей местной топографии не знают. А я -знаю. Ну, насколько помню с 2014-гогода.
    Итак конюхи... оба - мои старые знакомые, и не всегда точно помню сколько лет. Арчин - прапорщик кинологической службы в отпуске. Молодой, крепкий, со вполне здоровым чувством юмора и достаточным опытом. Сам любит путешествовать, особеннол по таким местам как его родной Горный Алтай. Второй - личность особенная. Первый раз мы его встретили в 2000г. А логе Саргальджука - он тогда был в возрасте моего старшего сына - 13-14 лет, сидел на стоянке с овечками и дробовиком. Подтянул тогда моего племянника на охоту на марала. Разумеется не удачно, но "овечка загонять" тот ему помог. Потом я видел как тот рос, как вернулся из армии, как работал у Аржана. Тогда он назвался Борей, но это не настоящее его имя. Настоящее - Тяжу, но как он изменился с тех пор нам удалось узнать очень быстро. Он много суетился, громко разговаривал. Видно, что слаб к алкоголю.
    Оба конюха - курят. Но тут деваться некуда - они там все курящие, вопрос как и насколько это создаёт трудности окружающим. Впрочем, мне не привыкать, местную коньюктуру знаю. Но это - я, а когда в группе практически новички, и тем более избалованные немного - проблемы будут. Но пока это не проблема.
    Проблемы начались ровно после перехода того самого ручья. Я, желая догнать ушедших резко вперёд Резидента и конюхов, немного "пришпорил" своего "Князя" (так звали моего коня), иот беропотно "дал жару", да так, что я оказался неготов, и перетянул повод. Тот не понял меня от слова совсем, и у меня началось форменное родео прямо за ручьём. Некоторе время ковбой в седле держался, но потом стремена покинули ботинки, и ковбой полетел на камни. К счастью, я сгрк\упировался, и удержал то что надо, в итоге рухнул прямо спереди коня, ему под копыта. Тот увидив это, скривил недовольную рожицу, и поставил аккуратно копыта рядом.
    "Ну и дурак ты, оказывается" - сказал мне конь и с укризной посмотрел.
    "Каюсь, затупл. Фигня, прорвёмся"
    Я снова запрыгнул в седло, Чу! За мной шёл Гоблин. Но его конь почему-то или не хотел идти вовсе, или хотел но не туда, и совершенно не хотел понимать Гоблина. Я увидел как он рысует куда-то в сторону ручья вниз, им там гоблин пытался его остановить, ибо Арчимаки уже начали слетать. Но тут прямо над камешками ручья началось родео уже у Гоблина. Конь пыркался, изо всех сил пытаясь скинуть седока. Тот болтается как тряпичная кукла, и я вижу как слетает шляпка куда-то в ручей. После этого несколько прыжков на берег, и ковбой летит в камни, густо сопровождая полёт и посадку матюками.

Кадрин-2018
    Первый полёт Гоблина. Арчин и Тяжу собирают в кучу то, что от него осталось.

Судя по всему приземление не прошло даром - Гоблин хромает и корчится от боли в груди - рёбра камнями тоже помяты. От помощи типа медицинской отказывается, впрочем не до этого. Конюхи собрали коня, арчимаки, и погрузили Гоблина снова в седло. Однако стало ясно, что быстро ехать, как они и я привыкли в этот раз просто опасно. Тем не менее - Чу!

Группа в логе Садакудара

Чу! - мы уже поднимаемся по логу Садакулара. Тут уже понятно, что с нами, как и в прошлый поход на Кадрин, иудут "нашы шабашьи шкилеты" - собаки Белого Бома. Их две - Актыш и знакомая нам с 2014-го года Циганка. Обе охотники, но разные. Если Циганка тихо и без лишних телодвижений спокойно ловит всяких мышей-белок и поедает их, то Актыш - это много суеты, лая, визгов, но вот с добычей всё не просто. Он гонит какой-то хомяка-бурундука, довольно большого по дороге, тот ныряет под бревно гнилое, откуда Актыш - я иду следом - его начинает выкапывать. И достаёт - вытянув его зубами из укрытия жёстко мотает и треплет в пасти, до тех пор, пока тот его сам не укусил. Когда я поравнялся с ними, то увидел такую картину: На ветке стоит этот суслик хомяковый, и злобно смотрит на истерично лающего на него Актыша. Но когда тот слишком близко подносит морду (наверно опять хотел схватить зубами), тот просто взорвался молниеносным боксом и кунг-фу. По морде начали попадать удары лапок в бешеной скоростю, причём не только передних. Актыш по началу не понял что это было, и попробовал снова. И снова получил по морде за пару секунд град ударов. Пёс настолько был ошарашен столь неистовым напором "добычи" что сдался, и понуро убежал обратно в белый бом. Да, у него тоже поход не задался с самого начала. У нас осталась одна собака - Циганка.

Цыганка - охотница со стажем

Чу! - мы немного отстали.
    На коне по имени Кокпуру едет моя жена пчела с Цутеем, пристёгнутым специальным бондажом, и на специально для этого сшитом седле. Кокпуру - старый и опытный охотничий конь, спокойный и умный. Но - маленький. Именно поэтому его под самое уязвимое в группе - маму с 5-ти летним ребёнком его и выделили. Хотя, если вспомнить "Айгулакское Цахейлу" 2010-го года, где у теперь выросшего старшего сына Бабыргана - был свой конь, жеребец, с которым он управлялся сам не смотря на тот же возраст в 5 лет. Но даже тогда отметили, что это необычно для таких детей, обычно они быстро раскисают и устают, не говоря уже о прочих детских приколов. Но Бабырган удивил - он не только 12 дней похода выдержал и не ныл ни разу, но и несмотря на то, что три раза, причём один раз травматично - летал с коня, всё равно потом лез в седло. Собственно за эти полёты его и стали называть Бабырган - по-Алтайски это белка-летяга.
    Больше всего я ждал проблем с Аней - дочкой Hезидента, поскольку с прошлых походжов воспоминания о её приколах остались не лучшие. Но оказался неправ - она как раз вполне ровно и адекватно шла на коне, не создавая проблем за исключением тех, что быстро освоилась в седле, и с конём у неё всё получалось лучше большинства взрослых. Поэтому частенько спринтовала вперёд рысью, чем вызывала порыв к скачкам у остальных коней, что в случае с Гоблином было опасно.
    Мы поднялись через поляны, отдыхая там около бульдозеров, где Гоблин охая пытался проверииь все ли органы у него на месте. Шляпа его так и не нашлась. Лицо у него поэтому было скажем так, не весёлое.

Привал в логе Садакулара
    Пчела и Цутей спят на коне
    Гоблин теперь без шляпы.
    Кадрин-2018
    Фалькон. У него всё в порядке.

Радовало то, что мы всё же вышли, в целом - целы. А места и пейзажы вокруг, кроме того что они каждый сам по себе великолепен, ещё и будоражили ворох самых разнообразных мемуарных воспоминаний - тут мы на велах проехали, тут тот-то было, тут - стояли, а тут было то-то и то-то...

Подъём по тропе

Но вот дорога по логу закончилась, и мы начинаем подъём на хребет к перевалу На Сармай. Он достаточно крутой, хотя не рекордно, и идёт по таёжной конной тропке. Это узкие места меж деревьями, а кони не все понимают, что их габарит с арчимаками несколько больше, чем обычно, поэтому приходится им помогать. Погода хмуреет. День вечереет. И с каждым шагом становится всё призрачней план успеть на Айгулак. Это ставит под угрозой запланированную днёвку и отдых на кадрине, но пока ещё можно всё наверстать, если не тупить с тропами в дальнейшем.
    Чу!

Подъём на хребет

Тайга на подъёме сгустилась, пошли прижимы на кулуарах. Обычно в стких местах туристов спешивают, для безопасности, но у нас на это просто нет времени. Впереди меня кроме Тяжу (он вообще в авнгарде), идёт Резидент на коне Ирденэ, где-то позади - Гоблин, перед Резидентом с отрывом опытные наездники - Аня, Бабырган, и Пчела с Цутеем. Тропа узкая, только что прошли прижим. Тут, пока предаёмся ностальгическим воспоминаниям, как мы тут с велами и Тиреей с Тароньё пробирались в 2012-м, слышу сзади снова нездоровую возню и характерные гоблинские крики. Оборачиваюсь: конь под Гоблином снова пляшет пируетами. Причём явно пытается этого гоблина снова отправить в дальний космос. Тот в этот раз хоть и орёт, но явно понимает что делать. По его словам, потом сказанным, проблемы начались ещё на прижиме - конь резко начал скакать в сторону, явно пытаясь сбростить груз, причём делал это не из вредности, а словно для него это был важный вопрос выживания. Но на прижиме это и для него опасно, поэтому основную часть родео он перенёс уже в тайгу. Там Гоблин понял, что лучше поздно, чем никогда, катапультироваться, чтоб не обнять в процессе какой-нибудь перебегающий тропу крепкий кедр. На все кедры у него костей целых не хватит. Я же видел, как при очередном прыжке коня с тропы копыта Гоблина поднялись к верху причём выше головы что его что коня, после чего гоблин ушёл нырком вниз со склона, головой вперёд, а конь, сбросив арчимаки рванул куда глаза глядят вперёд, явно в невменяемом состоянии. Я тут же развернулся с Князем поперёк тропы и пошёл ему на перерез. Резидент спрыгнув с коня и отдав мне повод - я теперь большая баррикада, с 2-мя конями, - растопырив лапы во всю тайгу стал загонять его на меня - у нас там ещё бревно тупильное как раз образовалось. В итоге конь Гоблина попался в эту ловушку, и Резидент его поймал. Пока он отводил его назад под погрузку - а Арчин уже подтянулся к месту происшествия, из кустов вылез Гоблин. Вид у него помятый, но не более чем ранее после первого падения. Хотя очень заметно что тот нервничал. Ну ещё бы. На оперативно собранном совете коневодов решили, что похоже с этим конём Гоблину не прёт. Тяжу отдал ему своего, а того перекобылил под себя. Гоблина снова погрузили в седло, и аккуратно пошли дальше.

Гоблин снова в седле

Чу...
    Это стало главным словом дня.
    Постепенно поднялись на гриву, и посматривая на открывающиеся эпически красивые виды горного Алтая пробираемся к Сармайскому перевалу, попутно с резидентом вспоминая, как мы тут тропу искали и теряли с велосипедами. Сейчас, глядя с коня на всё это не так-то просто представить себя же тут с велосипедом. Но это было..

Виды с тропы

Погода явно портилась. Становилось всё более сыро и пасмурно, что сразу навевала воспоминания о Сармае, как о довольно трудном в этом отношении месте. Хотя и близком. А вот и знакомый перевал, и хмурый и суровый вид Сармая.

"http://f23.ifotki.info/org/9d854202b4b5192a2e8468c1d769526cd58d80317104217.jpg" rel="nofollow" border="0">
    вид на Сармай с перевала. Как всегда - туманный.

Стоянка в логе, что внизу - находится довольно высоко - более 2000м над уровнем моря. И является тупичком длинного, ориентировано по ветрам лога р.Иня. В результате при малейшей непогоде что внизу, что вверху, все облака и непогода забиваются сюда, где медленно и неохотно вытекают через перевалы на Айгулак и Тутунгой. В общем, хорошую погоду тут встретить не просто.

На Сармайском Перевале

- Беркут, не дойдём мы сегодня до Айгулака, - однозначно заявил Арчин.
    - Да и поздновато уже, - добавил Тяжу.
    Они были правы. Плюс к этому непогода, плюс Гоблин с его полётами и явно требующий отдыха. Да и для первого дня приключений как бы хватило уже. В принципе, скажем Фалькон, Бабырган и ТанЯла дошли бы, но вот Пчела, хотя и не ноет, но тоже явно устала, а Нерпа вцепилась в седло и и вид у неё был жертвы, ждущей своей участи.
    - А как навёрстывать будем? Нам тогда завтра надо будет уже Айлагуш перейти и поднятся к хребтине айгулакской.
    - Мы срежем через Айлагуш, крюк на Айгулак делать не будем.
    Вообще-то, именно так и предполагалось по треку...
    - Ну если успеем... Хотя да, выбора нет. На Сармае ночуем. Наверно... Посмотрим, по-любому туда дойти ещё надо.
    Немного отдохнув, начали спуск в туманный лог Сармая. Вид у него как в ином измерении - столько лет прошло - а ничего не изменилось. Даже деревья не выросли и не упали, и всё так, как тут было 10, 4 года назад. Но это не отменяет красоты и силы этого места.

Склон Сармая

Бабырган ловко и быстро идёт впереди, показывая знакомую ему с 5-ти лет дорогу, конюхи смотрят за Гоблином, точнее за его конём - тот тоже начал почему-то нервничать под ним. Тут по идее ничего сложного не должно быть, просто надо смотреть, чтоб кони не начали проявлять ненужной инициативы вроде рыси, или как в свой время Чолмон - сел на задницу, и толкнувшись копытами стал съезжать как зимой с горки.

На спуске в Лог Сармая.

Но ничего такого не произошло, и мы добрались до переправы через сам Сармай. Это чистая и холодная водичка, дополняющая общий колорит этого места. Оно удобное для конных - большая и ровная травяная поляна, кедры раскидистые сбоку под стоянки. Но это и проблема - поскольку тут много стоят - всё плотно посыпано конским навозом. Чистое от него место найти сложно.
    - Ну что встаём?
    Группа явно была пожёванной и вид у неё был не бодрый. Наверно была бы погода солнечная и тёплая - можно было бы рвануть ещё на пару-тройку часов до Айгулака, но тут явно пора вставать.
    - Встаём. Ищем стоянку.

Приехали
    Туманная и сырая Сармай-стоянка

Как уже сказал, место для палаток тут очень много, все они удобные и красивые. Дров тоже хватает для костра. Но вот найти такое место, где нет куч конского навоза разной свежести - очень не просто. Я с женой, прежде чем решили куда ставить палатку, расчистили не одно, а два или 3 места, и всё равно что-то под палатку попало. Фалькон встал выше, а Гоблин с Зелибобой, ТанЯлой и Нерпой - ниже, метрах в 50-ти от костра.

Стоянка на сармае

Костёр запалили довольно быстро и жарко - всем хотелось просохнуть и согреться, и казалось что сейчас слона сожрём. Но это только кажется - выпиваешь чашку кофе "для сугреву", потом пожуёшь печенек, там уже и супокаш готов, а в нашем случае ещё и мясо было, его запил чайком - и всё, уже в сон тянет. Дети после такого дня с трудом поели, и окуклились в палатке ещё засветло.

Кадрин-2018
    У костра на Сармае. Резидент (слева) Арчин (в центре) и Тяжу (справа)

За костром сплошь конские разговоры, слышны слова "Конь", "Арчимак", "копыто", "уздо", и т.п. чаше других. Поход конный, впечатления - лошадиные, ощущения - конские.
    Я же после ужина добрался до связи - было интересно как будет отсюда, где горизонт на юг полностью закрыт Сальджарским хребтом, свяжусь с Москвой посредством спутниковой радиостанции. Накануне, когда только приехали на Белый Бом, мы зашли на скалу ночью за кафе, и оттуда успешно связались вне графика. А вот тут - интрига.

Кадрин-2018
    Спутниковый комплект Satcom на Сармае.

Но спутник дал характерный "отшлёп", а на вызов ответил оператор 512 из Москвы. И это не смотря на туман и облачность кроме хребта! Я доложил обстановку, сообщил планы. Это было важно - в группе дети, в т.ч. мои, и если что-то пойдёт совсем экстремально - нужно что бы было кому поднять тревогу и знать, куда направлять спасательную группу. Но пока всё относительно хорошо - да, Гоблин помят двумя падениями, особенно первым, Зелибоба потянула ногу и теперь об этом постоянно ноет, но поскольку все ходячие и вполне функциональны, то для такого уровня похода это вполне приемлемые трудности. Я только удивляюсь, что сам никак не пострадал... пока...
    За сим надвинулся вечер глубокий. Завтра предстоит долгий переход, хоть и без особых сложных участков, поэтому требуется встать пораньше, что бы пройти вовремя и иметь запас на всякие происшествия по времени. Договорились встать в 6 утра, как минимум...

2. Тернии и виды

Дорога на хребет с Дрона

• Не знаю, кто проснулся в 6, скорее всего конюхи. Они вообще стят относительно - их работа смотреть за конями - чтоб не запутались или переставить, если тот всю траву вокруг себя выжрет, и вообще. Но 8 утра к костру уже подтянулись я и Фалькон, Пчела уже собирала детей, а Резидент уже готовил любимую гречку. Фалькон взялся за мясо к ней (продолжение вчерашнего банкета).

Готовим мясо с гречкой

Однако та палатка, что внизу, упорно не хотела просыпаться. Первый, несмотря на всё, из неё показался Гоблин, и тяжело впрягся в бивуачно утренние дела. Арчин с Тяжу седлали коней, но время шло, а Зелибоба никак не встаёт, словно спецом затягивая процесс и заставляя всех нервничать с одной стороны, и не торопиться со сборами - с другой.
    В общем, не смотря на все усилия Зелибобы отсрочить выход и осложнить день, к послеполудня мы всё-таки вышли на тропу верхом.

Выход с Сармая
    На подъёме с Сармая.

Но в таком раскладе рассчитывать на перекус уже не приходилось.
    Начался подъём на хребет. Опять хорошо знакомая тропа, пройденная не раз на конях и один раз на велосипедах. Она идёт по кулуаристому логу ручья с перевала, резко петляя с резкими подъёмами по кустам с редкими, но иногда плотно стоящими деревьями. Нужна определённая маневринность. Да, это то самое место, на котором Резидент потерял своё переднее колесо на велосипеде, но заметил это далеко не сразу...

У Нерпы сегодня хорошее настроение
    Резидент и таняловый конь
    На подъёме с Сармая.

Мы достаточно спокойно и ровно поднимались, тем более некоторые стартовали пешком, и только сели в сёдла.
    И тут, на одном довольно сложном месте, как всегда, рядом с обрывом в русло ручья, где надо было исполнять пирует на коне меж деревьев, конь Гоблина снова непонятно куда рванул, Гоблин тут же катапультировался в мох. Но понервинчать этот полёт Гоблина заставил. Тяжу вообще с трудом подбирал слова - он не понимал, как разные кони под одним седоком вдруг начинали пыркаться и бесится. Физиономия Гоблина стала ещё хмурее. Её и его самого снова засунули в седло (самому после первого полёта это было сложно и болезненно), и продолжили подъём. Но уже у нас никто не удивлялся, и втихую ждали, где и как следующий раз полетит Гоблин.

Кадрин-2018
    Гоблин после очередного "полёта"
    Сармай позади. Та полянка что внизу, салатовая - место, где мы ночевали.

Между тем вышли на Сальджарский хребет, его высоты, снежники, и потрясающие своей глубиной и простором виды, когда даже не знаешь что снимать - хочется всё, сразу, поскольку ощущение такое, словно ты оказываешься в каком-то кино, эпическом, сказочном, в некоей волшебной параллели, которую все привыкли видеть только на картинках и экранах. А тут ты - внутри, и всё что вокруг тебя - настоящее, а ты сам не зритель, а персонаж какой-то эпической саги о приключениях и путешествиях в неизведанных мирах.

Кадрин-2018
    Бабырган в седле - как родился там

Хотя, в целом, это так и есть.
    Но лучше тысячи слов это просто увидеть и почувствовать.
    Я, Фалькон и Зелибоба только и щёлкали фотоаппаратами, потом я свой передал Резиденту, для его искромётных комментариев.

Вид с хребта
    На Айгулакском хребте
    видно какая тропа на хребте и что вокруг

Сколько раз тут не проходил - всегда эти места захватываю дух и поражают пространством. Ты словно паришь на икране на пандорскими лесами, и музыка Хорнера сама собой рождается в голове. Неописуемое ощущение...

Грива хребта
    Впереди - Айгулакская седловина
    Фалькон. Он ещё не знает, что его ждёт впереди.

Так мы прошли к Айгулаку, спустились в седловину, откуда вчера должны были поворачивать на стоянку в Айгулак, и начали подниматься на Айгулакский хребет, хотя это ещё тот же Сальджар. Место тут стало особо памятным после 2012г, когда тут мы чинили багажники велосипеда, и один из них, почти целый, только с отломанным креплением, остался лишним. Я тогда не стал его увозить, и надел на один из камней-останцев, торчащим рядом с тропой. Мало ли, кому металл пригодится. Но вместо этого из него время сделало что-то между маяком-указателем и памятником. Т.е. теперь это местный таёжный ориентир, который так и называется "Памятник багажнику", поскольку виден достаточно далеко, и по нему легко узнать, где основная тропа. Что интересно, но вид у него такой, словно он тут появился вчера...

Кадрин-2018
    Плоский красный камень в центре кадра - тот самый памятник багажнику, ибо он на нём
    Вблизи маяка-памятника багажнику

Дальше нас ждёт поворот на Айлагушский хребет, тот, что между логами Ини и Айлагуша. Погода немного распогодилось, стало припекать солнышко, но не сильно, всё так же поддувал прохладный ветер, а на небе толклись разнокалиберные облака и тучки. Мест открытые, просторный, группа растянулась.

Кадрин-2018
    Свернули на айлагушский хребет..
    ...и группа растянулась

- Группа, подтянись! - То и дело звучал голос из рации Арчина. - Передние - короче шаг!
    - Давайте живее, что тормозите - орал впереди Тяжу-Боря. ТанЯлина мама практически не в конём, когда тот шёл медленно, и постоянно отставала сама, и всех кто за ней тормозила. Но если всё же её конь прибавлял шагу, то она издавала специфический неприрывный звуку типа "Трпу-пру-пру-пру-пру-пру-пру-пру-пру-пру-пру-пру-пру" с элементами повизгивания. Сначала это коня пугало, потом раздражало, а потом он вовсе перестал обращать на это внимание. А прямопротивоположные команды конюхов добавляли разнообразия.

Кадрин-2018
    Гоблин. У него пока всё хорошо. Ну, относительно...

В какой-то момент Фалькон зазевался, и что-то не так сделал. В итоге в полёт отправился не Гоблин, а он, причём приземляться пришлось на спину, где у него кофр с Стрекозом в рюкзаке. Однако в результате никто не пострадал - ни конь, ни Фалькон, ни Стрекоз.

Остановка после полёта Фалькона на седловине из седла.
    Фалькон снова в седле
    На Айлагушском хребте
    Группа в движении

Часам к 15 у части группы проснулся аппетит, и она стала спрашивать "Когда перекус". Причём это как раз таки та часть группы, из-за которой мы вышли так поздно. Я объяснял, что именно поэтому скорее всего перекуса не будет.
    И тут конь под Аней "затанцевал". Пришлось останавливаться, спешиваться, и выяснять причину. Оказалось, что отломилось металлическое крепление седла, причём острый край дуги под седоком впивался через тахун в круп коня. Мы с конюхами занялись ремонтом, подтянув весь подручный инструмент и ремнаборы.
    Тут надо сделать небольшое отступление в тему сёдел. Седло, которое тебе даётся (если оно не твой собственное, но у нас таких нет) - подстраивается индивидуально под тебя и коня, это настройка стремян в первую очередь, ну и конь - не на каждом всякое седло не будет окосячиваться и быть удобным коню. Поэтому нужно, что бы сёдла были закреплены за всадниками, и наши конюхи разумно попросили вчера подписать свои сёдла, чтоб утром они их не перепутали. Я достал яркий красный маркер и пометил несколько сёдел, в т.ч. Бабырганье, и Зелибоба тоже пометила. Каково же было удивление, когда моё седло оказалось у Зелибобы, седло бабыргана не знаю у кого, а мне досталось анино. Короче всё перепутано. Гоблин тоже на своём коне обнаружил не своё седло. Седлал, понятно, Тяжу...
    - Чую, - тихо сказал Гоблин, - Это моё вчерашнее седло, и сломалось оно не сегодня...
    - Тогда это объясняет твои родео.
    - Скорее всего так и есть.

Ремонт седла на хребте

Однако Арчин с Тяжу в это поверить отказались. Правда как оказались перепутаны подписанные сёдла объяснить не смогли. Но согласились, что надо быть внимательнее к этому.
    - Надо до Айлагуша дойти - там стоянки, можно что-то найти, или кого-то, тут сложно сделать.

Перекус на ходу
    Тучи сгущаются над хребтом

Мы уже были близки к финалу ремонта - крутили мультитулом отвертстия, протягивали репшнур, затягивали дугу на место. Тут возникла идея устроить перекус - понятно у кого. Мне было лень и совершенно нецелесообразно разбирать арчимак, а самое главное - просто не до того.
    - Хотите - перекусывайте, но место для этого не очень.
    Место и впрямь не очень - сырое, на дороге и продуваемое. Неуютно. Но хотят - валяйте. Однако оказалось, что хотение перекуса - это такое пожелание чтио бы кто-то всё за них сделал - раздербанил свой арчимак, разложил еду, пригласил, а потом всё сам же и убирал за господами перекусчиками. Самим желающим ничего такого делать, кроме как перекусывать, не хотелось. Так что остались они без перекуса. Сами виноваты - вставать надо раньше. К перекусу для детей была готова только Пчела - подкормила печаньками и кипятком из термоса. И ещё что-то ушло в них заранее приготовленное. Плюс предусмотрительный Гоблин что-то там достал. Поучаствовать не получилось - занимался ремонтом седла, тем более время дорого. Так что как закончили - сразу по коням, и в путь.
    Беркут, и его конь Князь

"Привет, как вы там?"

По коням - это не совсем верно. Резидент, к примеру, почему-то решил что он - конь. И схватив повод своего коня затрусил рысцой вперёд. Остальные кони возражать не стали такому пополнению, и стадно пошли его догонять. Тоже переходя иногда на рысь, что в принципе ускорило группу.
    Мы пошли дальше по гриве хребта, наблюдая открывающиеся красивые виды, всё больше погружаясь в фентезийно-пафосный пейзаж и историю.
    Так мы дотопали до спуска в лог, по которому с Кадрина возвращались с Эльфом в 2014г. Впрочем, это было не далеко. Сам лог - сухой, ручья не видно, зато есть лес, сквозь который идёт автомобильная дорога из 2-х колей. Однако можно по пальцам пересчитать марки авто, которые сюда доедут и тем более проедут по этой дороге. Но видимо что-то из этого числа тут несколько раз проехало, а дальше уже такие как мы и кони не дают колеям зачахнуть. Прада они интогда оказываются или слишком круты, или раздолбаны водой, стекающей по ним после дождя и весной, поэтому мы часто срезаем через лес. Аня и Бабырган уже вошли во вкус верховой езды, и частенько уходят вперёд.

Где-то там, внизу, Айлагуш
    Кони пытаются ускорить Нерпу, объясняют, что она что-то не так делает...
    Начался спуск к Айлагуш. Дождит.
    На спуске. Вышло солнце.

Лог выположился, дорога вылезла из леса, и направилась к переправе через Айлагуш. Переправа через саму речку не сложная - Айлагуш не глубокий, но вот дойти до неё можно только через болото на южном берегу. Тут начались пробки из затупивших коней и конников, но в принципе прошли достаточно быстро.

Переправа через Айлагуш

По северному берегу идёт хорошо наезженная дорога из Йодро, на которой устроили подтяжную. Начало вечереть, А стоянку найти в таком месте не просто. По нашим планам надо дойти до лога Тураоюрт подняться, свернуть на Чакырчак, и подниматься там, чтоб не делать крюк по верхам, и выйти к спуску на нижний Улюстон так что путь ещё длинный. Но можно заночевать где-то по дороге. Главное успеть отойти от Айлагушской дороге. Это понимали и я, и наши конюхи. Остальные, увы, тут впервой, поэтому могли только спрашивать "когда стоянка?"

Подъём по логу.

Но всё вышло иначе.
    Мы пошли по дороге вниз по Айлагушу, я бы не сказал, что шибко проворно. Арчин увидев первый же лог вверх решил туда свернуть, видимо решив что верхами пройти будет проще к Улюстоун. Я спросил почему он это сделал, на что получил ответ что надо быстрее встать, все устали, да и седло - того, а там всё равно поднимемся. По мне он был прав лишь отчасти - завтра нам обеспечивались кручения на гриве Айгулакского хребта, что не очень хорошо для ориентирования. Но у нас есть GPS кроме прочего, ошибиться не должны. Мы начали подъём по логу. Надо сказать, что в чём-то Арчин был прав - этот лог довольно приятный - подъём без большой крутизны, почти незаметный набор высоты, никаких посторонних, хотя по дороге не раз встретили коров и других коней.
    Кадрин-2018
    Дошли до лога в сторону хребта. развалины бывшей стоянки.

По логу вверх

Отойдя с километр от Айлагуша начали искать место для стоянки. Но ручеёк в логе оказался хитрым - он переодически уходит вод камни, то появляется, поэтому мест хотя бы относительно рядом с водой остаётся не много. В итоге мы ещё 3 километра идём, под постоянное нытьё отдельных участников об усталости и "Когда стоянка?" Вставать надо было раньше. Хотя - за этот день не смотря на все тернии мы прошли почти 40км, что для конного похода очень не мало.

Кадрин-2018
    Нашли таки место для стоянки.

Наконец нашли подходящее место - чтоб и лес дровами, и вода доступна, и главное - поле с травой где могут столько коней ночью прокормится. Почти рядом с дорогой. И что интересно - успели не только засветло, но и когда полностью расчехлились, поставили палатки развели костёр и стали готовить шашлык из маралей печени - всё ещё было и светло и погода хорошая, так что Фалькон больше из любопытства "что там впереди" запустил своего Стрекоза в разведку.

У костра на стоянке

Я разложив комплект Спутниковой связи связался с "большой землёй". 512-й, он же Эльф, сообщил, что к нам после Кадрина собираются присоединится ещё двое - Ирбис и Тароньё. Только вот у них заминки с логистикой, и надо решать как их доставить с последнего, на который они успевают, автобуса в Онгудай в Белый Бом. На связи оказался и Хотабыч из пригорода, "Башня-605". В общем, было весьма необычно и как-то странно разговаривать так просто по рации из столь удалённого от вех видов связи места. Но во всяком случае можно как раз решить эту проблему с трансфером Ирбиса и Тароньё.

Кадрин-2018
    Satcom-антенна на фоне бивуака в таком месте.
    Лог идёт на юг, для связи идеально, но до сих пор непривычно что она возможна...
    Фото с дрона-Стрекоза в сторону Айлагуша. Видна долина реки и пройденный от неё путь.

Дети поев быстро угомонились в палатке, заснув как котята. А вот кто побольше ещё долго копошились у костра - на самом деле всем было просто кайфно. Разговоры, как и вчера конские, усталость лошадиная, зато виды пережитые за день и маралья печень в придачу делали своё дело. Суета цивила отсюда кажется чем-то странным, непонятным, как картина имрессиониста за окном в чужой квартире. Или как каой-то нервный неприятный сон, а настоящая жизнь здесь и сейчас, где всё на своих местах, всё понятно и всё зависит только от тебя и твоих попутчиков. Такое у нас получилось "Братство Кадрина".
    У костра на стоянке

"Братство Кадрина"

Самое интересное, что несмотря на длинный переход - сегодня в принципе один из самых спокойных дней получился. Это с учётом утреннего полёта Гоблина и дневного Фалькона. И в целом мы догоняем собственный план маршрута. Однако это не отменяет того, что завтра тоже надо выйти пораньше, поскольку нас ждёт круг на хребте, спуск на Улюстоун, который может быть непрохожен настолько насколько хотелось, и выход на сам Кадрин, причём желательно в светлое время. А у нас явная проблема с дисциплиной отдельных участников.
    И впереди нас поджидает в итоге один из самых тяжёлых и насыщенных дней...

3. Короткая дорога

• Все самые трудные приключения в пути начинаются со слов: "Я знаю короткую дорогу"

• "Рано встать" - это не про эту компанию. Точнее не про отдельных персонажей, которым надо утром проделать массу процедур, но для того чтоб успеть раньше проснуться нет никакого желания. Так что всё "как обычно" - рано встают только конюхи, Фалькон с резидентом, да беркут с семейством. После этого вылупляются Аня, Гоблин, Нерпа, Таняла, ну и догадайтесь кто - когда уже кони засёдланы, а остальная группа разрывается между завтраком и паковкой арчимаков. Соответственно выход группы затягивается, и теряются драгоценные минуты светового ходового дня. Но в этот раз всё же прогресс был, вышли не после 13:00, а до этого времени.
    Вышли - это пошли пешком. Надо было дать коням войти в ритм и заново привыкнуть к наездникам. По словам Арчина. Хотя я ни я, ни мой конь Князь никаких проблем на эту тему не испытывали.

Кадрин-2018
    Мы наконец вышли со стоянки.

Кокпуру, который везёт Цутея с Пчелой - ему вообще пофигу все эти нежности. Но наверно для других коней - Грома, Ак-Пуру, Ирденэ, Талпара, Сарадая и остальных - это было актуально. Не знаю. Но это было не сложно - по ровной дороге-то. Но пройдя метров 200 стало очевидно бессмысленность этой затеи, и пошла команда "по сёдлам". Хотя что-то очень долго кого-то на стоянке грузили, и мы толпились на дороге. Тоже задержка.

На дороге по логу вверх
    Тайга в логе
    На подъёме к гребню Айгулакского хребта
    Просто эпическая картинка...

Дорога по логу ровная, плавно набирает высоту. Только вот делает она это не прямо по логу, а сворачивая полутраверсом к востоку, т.е. ровно в противоположную сторону от нужного направления. В принципе это не страшно - по гриве идёт такая же дорога, и нетрудно по ней выйти в нужную сторону.
    - Фалькон Беркуту на связь.
    - На связи.
    - Свой GPS держи под контролем - нам важно не проскочить место поворота вниз на Нижний Улюстоун.
    - Это возможно?
    - Да, я тоже буду бдить, но вдвоём надёжнее.
    - Понял, ок.

Кадрин-2018
    Лог остаётся внизу, открывая живописный вид

Красиво, медленно но верно, мы выбрались на гриву. Собственно такое ощущение, что эта дорога и питает ту, что идёт по хребту. Для меня и Резидента это очень знакомые места - тут мы ехали (именно ехали, а не тащили) велосипедами в 2012-м. Тут дорога-спуск на Джераля, где Бабырган 15 метров летел с коня в 2010-м. Короче, всё легендарно и ностальгично. Правда с севера, где собственно и течёт Кадрин - формируются тёмные тучки.
    Мы двинулись по дороге на запад. Впереди нас ждало особо важное место - перевал между Тураарт и Арамзы.
    - Беркут Орлу на связь. - "Орёл" - это позывной Арчина, которы был замыкающим группы.
    - На связи Беркут.
    - А может на Арамзы спустимся, вон там аж видать лог Кадрина.
    - Не спустимся. Там сыпуха со скальником будет, если только пёхом.
    - Понял.

На Айгулакском хребте
    Впереди перевал Тураарт-Арамзы

Мы с Резидентом то и дело оглядываемся на вершину слева от дороги - там мы ночевали тогда, в 2012-м, закатив велы, и строив из камней ровную площадку под палатку. Там же Тирея спал в каменной щели, и там же наверху есть алтайский дольмен. А перед нами спуск, который тогда был подъёмом, на Тураарт. Там внизу, где отмечали мою днюху - странное уютное место, со следами и развалинами построек.

На перевале Тураарт-Арамзы

- Там был маральник, ферма, - пояснил Арчин.
    - Но потом летом упал снег, все маралы передохли, и всё накрылось - добавил Тяжу.
    - Вот оно чё... Но место там хорошее - поле, тайга, ручеёк, не ветренное.
    За перевалом на Арамзы дорога резко набирает вверх - там вершина, за которой идёт рельефный спуск в любую сторону. Кони запыхтели, их то подгоняют, то тормозят, Тяжу-Боря постоянно уводит с дороги колонну - надеясь, что в овражке рядом вода ручья. Но там сухо. И кони натужно штурмуют подъём дальше.

Вершина Тураарта
    Вид на лог Кадрина с вершины
    Тяжу, кажется, немного устал...

После выхода наверх, где мы опять прониклись эпичностью видов, начался плавный спуск. Но тут возникла заминка - по треку, нарисованному заранее, нам надо спустится довольно круто вниз, чтоб выйти на хребет после пересечения лога. Но спуск там явно не для коней.
    - Беркут, но по треку нам туда, - заметил Фалькон, тыкая в GPS, и в горный цирк под ногами, с сыпухами.
    - Ты видишь что тут? Придётся обходить. Да, по картам это не рассмотрел.
    - Но мы сойдём с маршрута.
    - Выбор есть?
    - Ну да, нету...
    Тут Резидент снова себя почуствовал конём. Видимо от того, что его конь немного выдохся на подъёме. Он взял повод, и пошёл рысцой дальше по дороге. Тем более что это как раз и была дорога в обход. Понятно, что не долго думая все покорно пошли за ним.

Идём за Резидентом

Но дорога, довольно накатанная, перевалила небольшую вершинку, и вместо того, что бы спускаться с седловину к Нижнему Улюстону, повернула, точнее не повернула туда, а пошла прямо на высокий боковой хребет между Арамзы и собственно Улюстоуном. И никто из нас, включая конюхов и меня это не заметил. Впрочем, Фалькон понимал, что мы топаем совсем не туда, но он был уверен что это такой обход, а Резидент, накануне сломавший антенну у своей моторолы, и потому без связи рысовал впереди, полностью уверенный в правильности пути. Тем более что по сторонам открываются виды - один другого краше и сильнее.

Идём "не туда", но всё равно красиво

Но боковой хребет на то и боковой, что его грива - по сути тупик. Вот в него мы и пришли бодрым шагом, найдя явно стоянку для отдыха, и решили там сделать привал. В ролике видео "Алтай-2018 превью" сцена с подписью "Верховья Улюстоуна" - как раз там и снята, поскольку упустить такую возможность не выпустить Стрекоза поснимать - было бы кощунством, настолько тут эпически красиво. Но у участников похода эта сцена и вид вызывает смешанные чувства. С одной стороны - да, хорошее место, красиво, мощно, и даже видео не передаёт всего того объёма простора и силы, которые там видишь воочию и испытываешь. С другой стороны, именно после этого прозвучала та самая ключевая фраза, из-за которой началась самая настоящая "жЭсть".

Кадрин-2018
    То самое место, откуда началась "короткая дорога"

А именно. Мы выгуляли стрекоза, отдохнули кони и мы, и двинулись дальше по дороге. А дальше - тупик, где пристроился одинокий брошенный УАЗ-ик (его кстати на видео видно), видимо кто-то пришёл охотится. Тяжу с Арчином бодро миновали его, и стали уводить группу по тропе идущей вниз на Улюстоун. Тут я уже мякго говоря за беспокоился, ибо знал, что ждёт нас внизу. А рисковать детьми совсем не хотелось.
    - Орёл - Беркуту...
    - Да, на связи орёл.
    - Куда идём?
    - Здесь тропа.
    - Какая, нафиг, тропа? Там внизу бурелом, мы там вкрячимся и затрянем! Нет там никакой тропы! Разворачивай группу!
    - А куда тогда идти?
    Я повернулся к Фалькону, который несколько растерянно, от обострившейся ситуации тупил в GPS.
    - Ну в общем-то нам назад надо, мы проскочили поворот, пройдя сюда. Теперь крюк надо делать.
    Я это передал Орлу, проскакал вглубь по тропе, и развернул группу назад. Арчин с Борей, ушедшие дальше, поняв, что что-то пошло не так, тоже стали возвращаться, но с совсем другим планом в голове.
    Ход их мысли мне потом удалось расшифровать. Они оба много групп водили по северочуйском хребту, на Шавло, а там везде, кроме мест с откровенными каньонами и скальными проходами работает правило трёх троп: одна тропа идёт по низу лога, вдоль ручья если есть. Он она может быть легко завалена и постоянно за ней следить надо. Но зато удобно в плане ориентирования; другая - по верхам, где нет завалов, но там негде встать и спрятаться от непогоды. Ну а когда ни внизу не пройти, ни верхом, а надо спокойно, то по склону с траверсом обязательное должна быть ещё, третья. И спускаясь или поднимаясь по любому, кроме скальных склонов, её найдёшь и пересечёшь. Тут вид на лог был открыт, он весть поросший лесом, и крутяков и скал не видно. Значит тропы должны быть. А УАЗ-ик наверху добавлял уверенности в проторенности этих троп. А вот беркут, хоть и бывал тут, но видимо всего не знает, т тропок этих просто не видел, потому и упрямится.
    Группа столпилась около УАЗа, поджидая конюхов. Те вышли их леса и сразу стали разбираться. Я объяснил куда, собственно надо, и почему необходимо выйти именно на Нижний Улюстоун, а не спускаться здесь. Продемонстрировали карту и GPS, но те даже смотреть не стали.
    - Зачем такой крюк? Мы знаем короткую дорогу!
    - Мы там застрянем в завалах и буреломе, там узкое ущелье внизу, стать даже если что негде. Надо в обход идти.
    - Это долго, мы проскочили, давай тут срежем.
    - Но по карте нет среза.
    - Ваши карты, ЖыПыЕсы.. мы тут живём, мы по горам ориентируемся, а не по компасам! - начал раздражаться Арчин, - Тут просто вон тот скальник обойдём, и выйдем снова на вашу дорогу.
    Надо сказать, что скальник, хоть его с этого места не видно, но он действительно есть, но вот можно ли верхом его обойти я не знаю. Это если возможно действительно может сэкономить путь.
    - А там точно проход есть?
    - Да не ссы, всё есть, я знаю, как короче обойти, пошли, скальник обойдём и выйдем снова на дорогу.
    Время уже поджимало, вышли всё-таки поздно, поэтому перспектива сократить крюк по верхам казалась заманчивой. Тем более обещают снова выйти на дорогу по гриве. Но для этого надо не спускаться сильно, а обойти скальник верхом.
    - Ну ладно, пошли...
    Мы до сих пор не пришли к единому мнению, насчёт верности этого моего решения, как руководителя группы. Те, кто настаивает на его ошибочности по-своему правы, да, надо было упереться рогом, устроить скандал, и пойти так как надо, сделав крюк назад. Но задним умом все крепки. Тогда я поддался на этот план среза и "короткую дорогу", и мы покорно пошли снова мимо того УАЗа, по той тропе вниз...

Кадрин-2018
    Спуск по тропе в Улюстоун начался
    Подрубленное дерево говорит о том, что кто-то здесь когда-то проезжал
    Тайга сгущается

Тропа сначала потихоньку спускалась по достаточно пологой траектории, но с каждым шагом становилась всё более незаметной, пока не начала вовсе теряться. Тогда Тяжу, идущий впереди, просто стал идти вниз в поисках "средней" тропы.
    Тут-то я и заподозрил неладное. У Тяжу-Бори рации не было, так что остановить и даже спросить было затруднительно, тем более что я шёл позади - при первой возможности все кто мог вырывались вперёд, и не важно что не знали дороги - из принципа. Поэтому я спросил "Орла":
    - И где та дорога и срез? Мы что-то спускаемся всё ниже и ниже, назад не вылезем.
    - Ну там Тяжу, он ведёт.
    - Я говорю - спускаться нельзя, вкрячимся!
    - да ладно, ща на тропу выйдем.

Спуск, тут ещё нет завалов

На самом деле ни у меня, ни у Арчина уже выбора не было. Почти вся группа бодро шагала за Тяжу-Борей, который уже просто шёл в спуск. Тут я понял, что меня попросту обманули с этой "короткой дорогой", а идти назад уже не было смысла - поскольку подъём назад, включая сбор ушедшей вниз части группы и разворот её, а потом тот обход займёт не меньше времени и сил, чем пробирание по нижнему бурелому. До кучи небо насупилось, начинал накрапывать дождь, рядом загромыхала гроза с молниями. Оказаться в такую погоду на хребте - смертельная опасность, не считая, что все мгновенно начнут замерзать и промокнут сразу. Укрыться там просто негде. Следовательно, надо приготовится к тому, что нас впереди ждут непроходимые буреломы, заболоты, и вообще акробатика. Накрапывающий дождь добавлял драйва, поскольку мокрая трава и раскисший грунт всё очень осложнит. Но - выбора уже нет. Ругаться и скандалить из-за этого - уже тоже глупо: ситуацию это не исправит, а прохождение сложного участка только осложнит.

Кадрин-2018
    Чем ниже в лог, тем круче буреломы

Теперь наши планы попасть сегодня на Кадрин под серьёзной угрозой. Нам бы дойти до места, где мы ночевали на Улюстоуне и я отгонял от стоянки медведя. По навигации до этого места ещё 8км, причём таких, которых я бы и без детей в группе не захотел бы штурмовать. Но теперь придётся.
    Тем временем Тяжу, как ведущий, тщетно пытался найти ту самую тропу, которой нет. Он метался вверх-вниз на спуске в её поисках, но находил только короткие звериные тропки, заканчивающиеся попаленными деревьями или обрывами. Тогда он вполне логично решил выйти к руслу, но с этой стороны над ним уже навис тот самый скальник.

Кадрин-2018
    Вкрячились. Слева виден тот самый скальник. Лог Улюстоуна.

Пришлось спускаться по непонятной полузаваленной тропке, которая упёрлась в резкий, более 60 градусов спуск к руслу. От такого расклада взбунтовался Танялин конь - он Танялу просто сбросил в кусты. Физически - без последствий, но Таняла после этого отказывалась идти верхом и топала пешком. Однако в таком месте даже небыстрый Танялин шаг был нисколько не медленнее остальной группы. Тут ни о каком "верхом" речи идти не может, и мы спешившись начали спускать коней практически по обрыву вниз. Это уже рискованно даже так - если конь оступится своим весом передавит и того кто идёт ниже, и сам может покалечится. Я перешёл в числе первых, и со стороны видел, как кони с народ спускается почти по стенке вниз. Тут стала проявляться проблема с маленьким Цутеем - идти по такой "тропе", где взрослому продраться сквозь кусты тяжело, плюс постоянно брёвна, через которые перелезать, плюс переправы, где запросто по колено, он сможет метров 20 от силы, потом просто превратится в непрерывно ноющий комок слёз и требований "домой и к маме", и верхом тоже опасно. Жена его спустила до воды, а я уже переносил. Но потом мы его всё равно сажали на коня, хотя тот возражал.

Перевод Цутея через завалы-переправы
    Пробираемся по логу Улюстоуна

Столкнувшись с реальными трудностями, самые слабые (те, что взрослые, дети держались как ни странно молодцом, стойко) начали нервничать, слово "Сусанин" стало очень частым, а уж "короткую дорогу" не вспомнил только ленивый. Кажется, таких ленивых я даже что-то припомнить не могу...

Спуск к переправе

После переправы с стенкой, мы пролезаем через плотный приболоченный кустарник, и выходим за Тяжу на склон. Оттуда он кричит, что нашёл тропу. До возможной стоянки ещё 6,5км.
    Тропка там действительно есть, вполне натоптанная, идёт траверсом. Это немного успокаивало, но я-то помню, что реально дальше ничего такого не будет. Посмотри. Пошёл дождь. Все зачехлились, и решили устроить перекус прямо на тропе, тем более, что наученные вчерашним опытом многие заготовили перекус комплекты на верх арчимаков.
    Тяжело развалившись на склоне у тропы начали вдумчиво жевать перекус. На нас накатывали волны мелкого дождя, где-то громыхала гроза. Странное чувство - с одной стороны есть не особо хочется, с другой - организм еды требует, поскольку становилось промозгло, а сил потребуется ещё очень много.

Кадрин-2018
    Тот самый перекус в логе Улюстоуна

Прожевав печеньки, галеты и консервы перекуса, сдобренные гоблинскими орешками, мы как-то неохотно двинулись дальше в "короткую дорогу".

"http://f23.ifotki.info/org/081af2d1f77c24531ebcdc487b31860bd58d80317104749.jpg" rel="nofollow" border="0">
    Сквозь тайгу и бурелом идти пока не в лом

Тропа, как и следовало ожидать, растворилась во мху и завала спустя метров 100 от места перекуса. Тяжу снова перешёл в режим кролика-энеджайзера, давая резкие скачки по склону вверх-вниз - ну должна же быть тропа! Тут же охотники должны ходить! И УАЗ наверху! А её нет, и всё именно так как говорил приехавший из Москвы беркут. Нет, надо интенсивнее её искать!
    И он искал, вооружившись топором из седла Резидента (там приторочена кобура для топора) - прорубал завалы, поднимался вверх, потом вниз, а мы шли за ним, перелезая через брёвна, скользя на камнях, обливаясь водой с веток, чвакая грязью болотистых мест и продираясь по ним через плотные и высокие заросли кустов. Все уже пешком идут, кроме Цутея, которого везёт на поводу у пчелы Кокпуру.

Кадрин-2018
    "Рабочие моменты" прохождения Улюстоуна.

Толи из-за туч, толь просто время, но начинало медленно вечереть. Тропу, которую прокладывал Тяжу, постоянно переносило через русло с болотистыми берегами, а когда надоедало месить грязь и мочить ноги - он ломился вверх по склону, где завал за завалом, т.е. определённый бурелом. Тем не менее вышли к знакомому месту - медвежьей избушке.

Медвежья избушка в логе Улюстоуна

Поскольку кроме медведей здесь ничьих следов в 2014-м году не было, то логичней всего то, что эту берлогу, что на фото, он сам и построил. Но сейчас следов медведя нет, ни помёта, ничего. Видимо косолапый не пережил этих лет, и избушка его начала ветшать. Место само по себе ещё довольно сырое - тут сливается Улюстоун с Вернхним Улюсоуном. Много ручейков, болот, мха и камней на дне. Двигаться сложно, я даже умудрился потерять тропу, по которой Энеджайзер скрылся за избушкой в болоте. Кони тоже начали сильно нервничать - болота они вообще боятся, а тут ещё темнеет, место дикое и незнакомое, камни, и болота - тут вообще ни один нормальный конь в добром рассудке быть не должен! Но они тут. И не все знают как идти. С перепугу конь лягнул Аню, идущую следом, прямо в правую ногу. Удар был настолько силён, что та по началу встать не могла, от чего у особенно впечатлительных возникла теория о переломах. Но Аня встала и пошла, превозмогая боль. Резидент стал искать для неё палку-посох, поскольку верхом идти просто ещё опаснее. А сколько это продлится - неизвестно. Но подходящую палку найти не просто, тем более что большого ножа Резидент на себе не носит. Поэтому он настоял что бы посадить Аню в седло - настоял для Ани, против этого никто, собственно, не возражал, кроме самой Ани почему-то. Но ещё одним "инвалидом" в группе стало больше. Резидент тоже, понятно, не в состоянии счастья. Ситуация с ногой Ани его напрягла, и он стал внимательнее смотреть за тем, что делают кони перед ним.
    И, как выяснилось вскоре, не зря - на очередной переправе, застряв в корнях и кустах группа тяжело форсировала воду. Мне приходилось переводить своего коня, потом идти назад, переносить Цутея, потом переводить коня с женой. Всё это создавало дополнительную сутолку, и снование приматов перед конскими мордами их сильно пугало в столь ограниченном пространстве. Поэтому кони иногда резко сдают назад, где кто-то может стоять. Кому-то уже отдавили ногу копытом, но резидент, когда понял, что не может свою ногу спеть убрать оттуда, куда такой конь, пятясь задом, собрался поставить копыто, решил (или не решал, а просто забыл что он всё-таки не конь) лягануть этого коня, что и сделал. Конь улетел назад в кусты...

Кадрин-2018
    Между склоном и тайгой, прижим по камням

Короткая дорога продолжалась. Обстановка накалялась с каждым бревном и завалом. Далее на очередном обходе завалов, заведшим снова в воду Улюстоуна, Зелибоба попала под коня. Точнее конь Гром решил перепрыгнуть непонятное для него место, и приземлился грудью прямо на Зелибобу. Было бы не так трагично, если бы нога той не оказалась зажата меж двух небольших деревцев, и в итоге получилось растяжение. Это стало понятно, когда идущий следом Гоблин обнаружил во мху у воды тело Зелибобы. Тело дышало, но было вне сознания. Правда оно быстро вернулось, когда ещё один конь, уже гоблинский, оказался рядом. Зелибобе стоило на малых усилий над собой, чтоб подняться. Понятно, "инвалидом" стало больше, и мы потребовали чтоб её посадили на коня верхом. Но та только надувала губы, жаловалась на боль в ноге и что не может идти, опять зазвучало "перелом", но понятно что его не было. Но это не многим облегчало - сесть на коня она так и не захотела, хотя несколько раз её об этом просили. Потом говорила, что у неё был "провал в памяти", и этот провал ей стоил того, что она с этим всем топала пешком дальше по завалам.

Это, типа - тропа. Точнее она где-то тут.

Стало понятно, что с этим надо что-то делать. По приборам до места стоянки ещё километра 4, и если так дальше, то и их не пройдём. Кролик-Энеджайзер Тяжу как раз замутил какой-то резкий подъём, а Арчин застрял внизу, помогал Зелибобе влезть всё таки на коня. Я вызвал по рации:
    - Орёл Беркуту на связь.
    - Да, на связи, - чётко по военному ответил Арчин. Он вообще хорошо в этом плане организован.
    - Значит так, ребяты. Дело - дрянь. Я вас с тяжу предупреждал, что вкрячимся? Предупреждал. Вы меня обманули и спустились. Теперь у нас 2 "инвалида", и невесёлая перспектива. Тут ещё дети. Вы нас сюда завели, так будьте, чёрт подери, любезны, вывести теперь на тропу! Дороги я понимаю, тут нет. Давайте, делайте разведку, ищите наиболее простой выход, и только тогда двигайте группу. И Энеджайзеру скажи, что мы уже не в состоянии скакать по склонам с двумя "инвалидами", как понял?
    - Понял тебя, Беркут.
    Я присел на мокрый мох и посмотрел на своего коня - на нём уже сидел Цутей - на одной из перепав жена просто уже не справилась, поскольку не знала как быть - на коне вести опасно - Кокпуру низкого роста, и брёвна ему надо перепрыгивать. Ребёнок просто не сможет удержаться. Но и идти тоже не сможет по такой "короткой дороге". Тем более всё равно ещё коня вести. Какое-то время она пыталась вести, но коня оставили на Зелибобу, а та явно не в адекватном состоянии. Поэтому она просто потребовала что бы сыном занимался я. А мне так же сложно идти, и ещё коня вести. Но мой конь Князь тоже умный, лишних прыжков и телодвижений не делает, да и вообще умница, стал копировать мои привычки по выбору тропы. Но главное - он выше и больше Кокпуру, и ему прыгать нужно реже. Так что забрав ребёнка у Пчелы, я просто посадил его на своего коня, хотя Цутею это явно не понравилось - он стал просится чтоб его сняли и он пошёл пешком, а я его убеждал, что этого делать нельзя. Цутей настаивал, я отказывал, но что необычно - он не плакал, не ныл, а просто настаивал. Ныть к этому моменту начали взрослые. Бабырган вообще не создавал никаких проблем. Тоже ему не сладко, но по-большому счёту всё это было ему по-приколу. А вот остальным было вовсе не прикольно, но всем - по разному. Аня с ляганутой ногой терпела боль, Зелибоба ныла и плакала, Пчела нервничала, но шла, главное - дитё с папой и в безопасности. Резидент... а что ему будет? Он-то, как и я, понимал, что выбора нет, и что не будь в группе детей типа Цутея, Ани, и кой-кого из взрослых - нам бы эти все приключения были бы вполне нормой, переживали и не такое, даже экстрима ещё нет. Но в такой группе - дело дрянь.
    Короткая дорога, да.
    Энеджайзер-Тяжу сверху и откуда-то за бугром орёт, что бы все шли за ним. И что у него тропа. Однако из радиообмена стало понятно, что по другому берегу где-то с километр позади заметили какую-то заброшенную постройку. И вполне логично, что её не с вертолёта сюда забросили, и там должна быть тропа к ней. Понятно, что идущая от Нижнего Улюстоуна, но именно она-то нам и нужна. Арчин после моего спича по рации об этом вспомнил, и пошёл туда искать тропу. Дождик то отставал, то снова мелко накрапывал, но на него уже никто не обращал внимание - всё что могло промокнуть - уже было мокрое, и плотная тайга вообще не давала понять идёт дождь или нет - всё равно с веток что-то капает. И медленно темнеет...
    - Так, это Орёл! Все на связь! Все переходим реку и на тот берег, там нормальная тропа, как приняли?
    - Приняли! - ответили все, у кого рация. И я тоже. Только тяжу со своего тернистого пути всё продолжал звать на штурм завалов. Я уже довольно высоко поднялся за ним, перелезая через сплетения упавших деревьев с конём и Цутеем, так что для меня путь был не близкий назад вниз. Но я пошёл, прокричавшись Тяжу, что переходим низом на ту сторону.
    Вообще сверху сквозь тайгу, я примерно видел, через какие кусты и куда все ломятся внизу. Туда и пошёл. Но к тому моменту все кто был шустрее уже переправились - тут русло уже по колено или больше. Я прошёл сквозь кусты по натоптанной лошадьми тропинке к руслу, но в один момент Князь сказал мне "Стой! Не туда!". Я осмотрелся и не понял - вбок каой-то развороченный мох, но переправы не видно, а она впереди, но там сплетение корней, после чего бульники глубоко на дне. И след впереди на берегу другом. Я туда. Сам перебрался, а вот Князь осмотрев препятствие и попробовав пройти отказался идти наотрез. Даже попытался развернуться. В процессе я заметил, что у меня разорвался по шву арчимак. Не знаю как доберёмся, но теперь надо постоянно смотреть, чтоб из него чего не вывалилось Сзади меня догнала ТанЯла, и тоже упёрлась но уже в моего коня.
    Короче - мы застряли.
    - Орёл, вы где? Я тут с ребёнком застрял, конь не переходит там, тем боле на другом берегу сразу завал с бревном, где переправа?
    - Ну там должна быть, коня подгоняй!
    - Да что его подгонять, он тут ноги себе переломает! - Князь одобрительно кивнул.
    - Ладно, щас...
    Мне на выручку выдвинулся Фалькон.
    Вообще, алтайцы в большинстве своём при эксплуатации с ними очень жётски, и постоянно требуют от нас тоже насилия над ними. Логика в этом своя есть - в природе нет места демократии - или ты лидер, или подчиняешся. Только так выживает вид, лошадиный или волчий , не важно. Поэтому наезднику нужно быть лидером для коня, и доказывать это в том числе насилием. Однако из моего скромного опыта, да и не только моего, получалось, что гораздо лучше быть коню ещё и другом. Причём одно другому почти не мешает. Почти - потому что будут моменты, когда ты будешь хотеть одного, а конь - другого, и убедить в правоте можно только силой. Но тут явно не тот случай, и лупить Князя в такой момент - нет мысли глупее.
    Начало стремительно темнеть. Да, Кадрина нам точно сегодня не видать. Хотя бы до той стоянки-полянки, где медведя отгоняли, дойти. Хотя осталось каких-то пара километров...
    Появился Фалькон. Он сразу показал куда идти, выводя Танялу с конём. Мне пришлось снова перейти на исходный берег, развернуться чудом с конём и Цутеем, и пойти за ними. Оказалось, что надо было идти туда, в поворот, куда и показывал конь.
    - Да, Князь, признаю, я затупил, а ты умнее.
    - То-то, - гордо ответил Князь.
    Но переправляться пришлось снова. Я по рации потребовал подождать - ибо дальше надо будет верхом, а сесть я не смогу из-за Цутея. А Кокпуру с Пчелой где-то впереди. Поэтому шагая за ТанЯлой и Фальконом я думал насколько далеко они ушли от переправы. Но они встали по другой причине. Но ТанЯла быстро отстала и потерялась, как она любит, где-то сзади. Конюхи все впереди. Когда это выяснилось, что даже Фалькон не видел её тоже пойдя сзади, Гоблин сказал вполне логичную вещь:
    - Замыкающий должен быть мужчина и с рацией! И никак иначе!
    Возразить нечего, да и не нужно, женщины, увы, в такой обстановке эмоциональничают и теряют внимание. Только вот я с Цутеем на эту роль не годился.
    - Беркут, куда поворачивать?
    - Чего?
    - Тут развилка - одна тропа по берегу, но возможны завалы, другая в болото к реке, нам куда?
    Это меня озадачило. Единственная развилка которая может быть на этой тропе - это через Улюстоун на Нижний Улюстоун, но это место мы вроде как прошли. Тогда не понятно.
    - Нам надо вниз по логу, тропа должна быть по этому берегу, проверьте тропу.
    - Хорошо, разберёмся. Что там с ТанЯлой?
    - Нашлась. Идёт сзади, но медленно, - ответил Фалькон.
    - А что по рации не отвечала?
    - Ну, это ж ТанЯла... Но она всё слышала.
    Вскоре я догнал группу. Как раз закончилась разведка - обе тропы шли в одну сторону и потом соединялись. Теперь надо влезать на коня, но место очень рельефное и узкое, где все стоят. Я снял Цутея, и протискиваясь между конём и Аней, которой не хотелось расставаться с найденным для неё Резидентом посохом, поскольку лезть надо на коня, и добрался до Кокпуру с Пчелой. Цутей давно затих, и спокойно смотрел на происходящее, тем более ему уже хотелось спать. О нытье с этого момента с его стороны до конца похода мы вообще забыли. Усадил обоих верхом и отправил по тропе. С трудом добрался до своего коня, поскольку все ломанулись навстречу. Оно понятно - темнеет, и стремительно, а до стоянки ещё чёрт знает сколько.
    Наконец я в седле. Позади меня, пожалуй только ТанЯла, и Фалькон, который взялся быть замыкающим. Тропа прочищенная, но всё равно сложная - часто выжимается в заболоты и во мхи с кустами, где её легко потерять. Что собственно и произошло с Зелибобой, которая шла рядом уже с спустившимся сюда Тяжу. Тот заметил, что в темноте и сумерках у неё солнцезащитные очки. И она жалуется, что не видит тропу. Да, тропу с сумерках рассмотреть не просто. Тяжу посмотрел вокруг через её очки - и вообще ничего не увидел.
    - А ты очки тёмные сними, и тропу увидишь.
    - Не могу! Мне они нужны! От солнечных ожогов спасают! Ты не лежал в ожоговом центре, тебе не понять!
    Да, эту логику вообще не понять. Тяжу не стал возражать - не тот момент, всё это происходит и по его непосредственной вине, так что что-то про логику Зелибобы говорить не стоит. Он всё натужно пытался вспомнить её позывной, но не получалось. Зато получилось назвать по-своему - Чёрной Мамбой. Как потом выяснилось - не в бровь, а в глаз... и это прозвище к ней приклеилось намертво и сразу, как только его узнали остальные.
    Князь неохотно переходит очередное болото с брёвнами, но на пороге ухода тропы снова в лес встаёт как вкопанный. Там темно и ничего не видно.
    - Я - всё. - безапелляционно заявил конь. - Здоровье дороже, дальше не пойду. Темно.
    - А как же пожрать на ночь? Тут что, место для коня в ночи?
    - Фырь. Но идти в темноте по лесу не могу.
    Надо сказать, я и сам с трудом различаю уже во тьме тропу. На открытых участках ещё куда ни шло, свет есть, но вот в тайге под густыми кронами - уже тьма.
    - Но надо идти.
    - Знаю. Но - фырь.
    - Понял, ща сделаем.
    Я достал из подсумка на ремне налобник, и включил его на половину мощности - тропу стало видно.
    - О, да это другое дело! - радостно взбодрился Князь и рванул вперёд.
    - Вот, теперь ты понял, что я тут не только мешок с дерьмом на твоей спине!
    - Фырь! (довольный "фырь")
    У настоящего путешественника, аутдорщика при себе, под рукой, как угодно - должно быть всегда три вещи, если только он не в цивильной квартирке: нож, фонарик, и чем развести огонь. Плюс, с учётом текущего момента - ГЗМ-ка, то есть мультитул. Всё это на мне, и в очередной раз доказано, что не зря.
    Теперь я иду по темному лесу освещая фонарём коню тропу. За мной впритык пристроились ТанЯла с конём - она всё ещё не хочет верхом ехать, и Фалькон. Мы пробираемся довольно оперативно - отставать от Князя с Беркутом не хочется - можно потерять тропу в темноте. Впрочем, Фалькон тоже с ножом и фонариком, так что всё подстраховано...
    Впереди замаячил большой просвет. Это то самое место, та самая поляна, отогнанного медведя и где тропа резко уйдёт вверх на крутяки и прижимы. Отсюда до Кадрина по этой тропе - не больше 3-х км, это со всеми кулуарами и спусками часа полтора-два пути, и примерно за столько прошлый раз мы этот прошли с Эльфом.
    - Сколько нам идти осталось? До Кадрина? - этим вопросом меня встретили на поляне. Я ответил что знал, и показал куда идти.
    - Но сегодня уже не пойдём, надо отдохнуть и просохнуть. Завтра выйдем и чем раньше дойдём, тем больше от днёвки останется.
    - Ну, это понятно... Где встаём?
    - А вот там, на той стороне поляны мы прошлый раз ночевали.
    На той стороне поляны всё так же как и в прошлый раз. 4 года назад. Правда на суку висит красный пакет с крупой и ещё какой-то едой - такой таёжный лабаз для тех, кто в беде. Мы конечно не в самом лучшем виде, но с едой точно бедствия не терпим.

Кадрин-2018
    Стоянка. Внизу слева видна наша палатка под кедром, на заднем плане - завтрашний путь. Снимок сделан уже утром.

Тяжело и суетно начинаем разарчимачивать коней. Многие нервничают, все устали и промокли. Арчин с Тяжу натаскали побольше дров к костру - всем надо согреться, Воду принесли палатку я с Бабырганом поставил неспешно и расстановкой - теперь суета ни к чему. Место сухое, хотя и везде есть уклон и покат.
    И вот на костре что-то варится, мы уже жуём колбасу и что-то ещё, напившись чаю. Тут я вспоминаю про спутниковую связь, и разворачиваю комплект прямо у палатки. И уже из темноты, отвлекаясь на еду связываюсь с Большой Землёй. Сначала отвечает "Башня-605", но мой доклад там даже понять не могут, потому как смутное представление имеют что это за место. Да и я сам с трудом могу описать, точнее просто - не могу, что же сегодня произошло. Даже когда подтянулся наконец 512-й Эльф, то набор фраз "Резидент коня лягул, тот улетел... У Ани нога ляганутая, а ещё с нами Чёрная Мамба... Это по короткой дороге пошли, и через медвежью избушку...
    - Ого, - отвечал Эльф "512" - вы её видели?
    - Да, блудни. И мы её увидели.. Так что представляешь что было...
    - Да..
    - Нет. У Чёрной Мамбы тоже нога, Таняла тоже летала. Я на переправе застрял. Это всё короткая дорога...

Сатком на Улюстоуне.

Эльф слушая меня понимал, что у нас там какой-то аццкий замес, причём труднообъяснимый. Но зато он точно понял, где мы находимся.
    - Да, это жесть. Зато до Кадрина осталось немного.
    - Это радует, но пройти ещё надо.
    Мы обсудили ещё пару текущих вопросов, просто пообщались. Кроме того стало выяснятся, что Ирбис и Тароньё что-то там забуксовали со своими планами, что-то им там не хватает, то ли кто-то обосрался не то что надо сожрав. В общем, пока ситуация зависшая.
    Дети быстро отключились, окуклившись в палатке. А вот Пчела нашла у себя свежего клеща. И где успела его взять на борт? Клеща конечно я вынул, но удивился - особо насекомых ту не наблюдается, разве что кузнечики и гусеницы всякие. Ну можно было ещё встретить какого-то гигантского жука, но реже.

Ночные гости на Улюстоуне

Медведь, ясно дело, не приходил. И похоже его давно тут не бывало. Зато я имею долгий и скучный процесс по зашиванию порванного арчимака. Материал толстый, шьётся тяжело, но я его победил.
    На завтра настрой такой - поднимаемся по тропе, проходим пока ясно и светло высокие места с красивыми видами и крутыми склонами, и спускаемся на Кадрин. Если всё нормально - то за пару часов дойдём, ну в крайнем за три. А там уже на Кадрине, внизу, можно и расслабится и отдохнуть от этой акробатики. Но сначала туда надо дойти...

Кадрин-2018
    Стоянка и палатка. Снимок утренний.

4. Кадрин
Стоянка с утра.

Утро задалось ясным и солнечным, ровно таким, каким должно быть для успешного ходового дня. Хотя вчера никто конкретно не ставил задачу как раньше, типа "встаём в 6 утра", но за времяч похода уже понятно, что чем раньше выходим, тем легче приходим, тем более во второй половине дня погода взяла моду портится. Так что ту не исключение, надо выходить пораньше, хотя вроде ходу тут 3,5км от сила, т.е. полтора-два часа. Но кто знает, что в пути может быть, у нас затупы и задержки на ровных местах постоянно, а тут переход будет по довольно крутому склону с прижимом.
Однако всё начало разворачиваться как обычно. Ранние подъёмы - это конюхи, Фалькон, Резидент, а потом и я. Конюхи, зная, что надо выйти раньше, стали будить остальных. Пчела уже тоже встала, но она возилась с Цутеем, Бабырган же и так как пионер - "всегда готов".
Потом появилась Нерпа и Гоблин. Но их уже будили на фактически готовую еду, хотя процесс подъёма явно затягивался. Это начало напрягать.

Вид назад со стоянки.

- Чёрный Мамбо-у!!! Вставай!!! - Кричал Тяжу бродя вокруг палатки с сбруей и сёдлами, или пока собирал коней, - Вставай! Чёрный Мамбо-у! Кони уже засёдланы, арчимаки собраны, все тебя ждут! Не задерживай группу!
Но в ответ сначала была тишина, потом непонятная возня внутри, а потом бухтёж что надо выспаться, что она так не может вставать, и вообще раз всего 2 часа ходу, то можно не торопится. К моменту выползания Мамбы действительно все были практически собраны, не могли убрать только часть кухни и то что необходимо для еды - потому что не все поели ещё, собственно включая саму Мамбу. Впрочем, остальные бы давно уже сидели бы в сёдлах, если бы знали что не придётся ещё её ждать. А так - всё равно раньше соберёмся...

Кадрин-2018
Цутей бодр и готов к новым приключениям
Утренние сборы. "Чёрный Мамбо-у-у" ещё не встала.
А кони уже ждут
Кадрин-2018
А у этой парочки точно день будет трудный...
И Пчела тоже ждёт

Поггода начала меняться к полудню. Не критично - солнце ещё светит, но тучки уже появились, и воздухе появился "запах дождя", но к счастью до того как мы вышли на тропу он так и не пошёл. А вышли мы катастрофически поздно - после 14-ти часов, практически лишив себя надежд на отдых и днёвку. Однако Чёрная Мамба парировала все претензии к ней теми пресловутыми 2-мя часами, которые я и огласил (не спросил тогда об этом только ленивый у меня, а ленивых спросить у нас что-то мало...) Остальные проблемы, что тут не автобус по расписанию, и что нужно время светлое на Кадрине - её не волновали. Ну, как вышли, так вышли. Теперь пошли.

Начинаем подъём по тропе

Путь отсюда на Кадрин по памяти состоял из 3-х этапов. Первый - это подём на склон, и двидение по узкому прижиму над практически пропастью - наклон склона очень крут. Но зато открываются просто невероятные по мощности и красоте виды. Второй - это переход через "полянку" - когда тропа спускается с небес на полянку вниз, и оттуда потихоньку траверсом через "срединную" тропу идёт к устью Улюстоуна. Тут уже меньше крутизна, а местами вообще ничего не видать из-за кустов акации, но есть сложные места в кулуарах, во всяком случае, я смутно помнил два - на доном толстенное бревно лежит, на другом проходить надо по сыпухе, лучше пешком, так быстрее и меньше шансов, что она под тобой с конём "поедет".

И третий, финальный - это спуск в лог Кадрина и переправа через него. На спуске есть пара крутых мест, но мы с Эльфом их даже верхом проходили. Правда вверх, когда вниз вроде бы где-то спешивались, но это не запомнилось как какая-то серьёзна проблема, после того что испытали в буреломе накануне. Переправа же, которую мы тогда делали, была не совсем в подходящем для этого месте, но мы перешли, поскольку вода в реке была низкая. Если она выше, то придётся немного уйти вниз по течению, перейдя ещё раз Улюстоун, и переходить по широкому месту с плёсом. Это, кстати, ещё одна причина, почему надо было выходить рано - вечером самая высокая вода, даже если дождя нет.

Улюстоунские виды
Тропа становится прижимистей

И вот, мы идём тот самый "1-й этап". Уже переменная облачность, которая крадёт нам всю глубину видов. Но и без ясной погоды пейзаж заставляет затаить дыхание, а пропасть рядом с тропой - задницу свою в седле переставлять ближе к склону. Однако, как я понял, не все были готовы к этому, и кое-кому тут же захотелось пойти пешком - ибо страшно. Но на скорости движения это сказывалось не особенно.

На склоне, на тропе

Что интересно - дети не боялись. Они завороженно смотрели по сторонам, проникаясь величием момента. Арчин же смотрел больше за тем, что бы особо ордарённые участники концессии соблюдали ТБ - не засовывали глубоко в стремена ноги, а только носок, чтобы не свешивались от склона, а только к склону.

Бабырган поправляет арчимаки
Гоблин в Улюстоуне

Гоблин, может и хотел бы пойти пешком, но его нога ещё не настолько оклемалась, что бы позволять такие подвиги. Аня вообще не привлекала внимание, но все знали, что лучше ей идти верхом на коне, он она постоянно стремилась с него слезть и "пройтись". Хотя речи о том, что у неё "не болит" конечно не было. У Мамбы всегда что-то болит и какая-то проблема, которая не даёт ей делать то, что нужно. Идти не может - ноге больно, ехать тоже - седло неудобное. Что-то вроде того. С другой стороны, она и Аня напились обезболивающего, и видимо оно подействовало. Все дружно наслаждались видом, но шли при этом как-то очень медленно. В итоге пока дошли до "полянки" - почти прошли те самые 2 часа.

В логе Улюстоуна

Второй этап нас встретил сурово. Во-первых, погода окончательно испортилась, и ветром уже долетают капли дождя. Во-вторых... Не, лучше по порядку, ибо с этого места начинается экшн.
Мы спокойно спустились к поляне, и нашли тропинку дальше. Правда она от дождя начала намокать, что было явно не хорошо. Она шла как и прежде, по склону, на небольшой высоте, ныряя в кулуары. Я шёл 3-м или 4-м от головы состава, поэтому о препятствиях узнавал уже уперевшись в чей-то конский зад. Один раз упёрлись - бревно со ступенькой, коням довольно сложно переходить, тем более ступенька высокая и вниз. Я вспомнил это место, но удивился - ступенька стала выше и неудобней. В тайге это было бы не самой большой проблемой, но тут, на узкой тропе уже всё становится жёстче. Но тем не менее, мы перевели коней, хотя время это заняло, а дождь перестал нагоняться ветром, а просто пошёл. Причём тихо и неспешно, как бывает, когда он надолго.

Девушки нашего похода...
Кадринский Резидент
Беркут в Улюстоуне хоронит днёвку на Кадрине
Кадрин-2018
Гоблин, похоже, похоронил что-то ещё...

Дождались... Днёвку на Кадрине уже можно похоронить. Завтра уже назад идти, а мы раскорячились на склоне перед вечером и в дождь. По-любому придётся дойти, и уже через разведку выбираться.

Мы прошли ещё по тропе, продираясь через акации, который сменились опять крутым склоном, и упёрлись в следующий кулуар. Тут всё очень печально - сверху упало и лежало под наклоном не одно дерево, а сразу три. И рядом ещё одно старое бревно. Коню надо быть акробатом, чтобы это пройти, но конь Тяжу перешёл, и Анин Ак-пуру, мой же Князь был немного в шоке. Но поняв, что надо идти, он внимательно изучив препятствие, даже пощупав его, аккуратно, в три осторожных прыжка перебрался. Но вид у него был испуганный. Успокоил.

По склону, перед кулуарами

Следом за мной идёт Бабырган. Поятно, тут о "верхом" речи нет, он слезает, берёт повод и осторожно переходит. Тем временем Тяжу кричит, что потерял тропу. А раз я тут "знаток" то сегодня все подвиги Сусанина должны быть мои. Тем более что после вчерашнего, когда меня не послушали, вполне логично было меня и запустить сусанить дорогу. Я ободрил бабыргана, у которого конь вообще имел привычку не туда ставить копыта, и частенько из-за этого мимо тропы, зато любил всех расталкивать и нагло лезть вперёд, даже не зная куда. За это у него была подпольная кличка "Бульдозер". Я показал, как переводить, и пошёл к Тяжу разбираться что не так у него с тропой.

Тяжу на склоне тропу ищет

Я почти дошёл до него, когда Бабырнан всё же уговорил коня перейти брёвна. Ну, тот и перешёл. Вот только бульдозерный характер в купе с неопытностью сыграл с ним плохую шутку. Хотя шуткой это не назвать - задние копыта он поставил на самый края тропы, за который обрыв и кусты, очень крутой. Размокшая почва не выдержала и "пошла". Бабарган попытался дать импульс ещё коню, чтоб тот скорее вышел из неудобной позы, но тот не успел, и его зад завалился в низ, в обрыв. Бабырган пожалел что забыл одеть перчатки, так бы за повод хот как-то помог - повод рванулся из рук, и он только и видел, как его конь полетел вниз...
- У меня конь сорвался!!! - - закричал он по рации, я обернулся, и увидел как в кустах под тем местом, метрах в 3-х ниже мелькают копыта и арчимаки - они красные, заметные. Конь, судя по всему, летит вниз кубарем. Далее с шумом он скрылся из виду, укатившись ниже.
Этот момент я запомню надолго. Первая мысль - "Всё, хана коню". Вторая - уже начал генерить как теперь группе двигаться - что куда переложить, как распределить коней так что бы можно было ехать, хотя кому-то придётся часто топать пешком. Просто это не везде возможно, поэтому нужен будет "разгруженный конь" и...
- Что там?
- Конь сорвался.
- Его не видно, что с ним?
- Ушёл. Сейчас не видно.
- Я перехвачу.
- Где конь?
- Да вон там, поднимаемся...

Кадрин-2018
Здесь сорвался бабырганий конь. От того место где упавшее дерево с коричневыми листьями - вниз.
Бабырган смотрит, куда укатился его конь

Как выяснилось, Бульдозер оказался крепок как бульдозер. Дав кубаря по склону, метров 15-20, кувыркаясь в кустах и цепляясь за склон копытами, он сумел вцепиться в эти кусты, встать на все копыта, отряхнуться после такого экстрима, и "спокойно" побрести траверсом... Причём - даже арчимаки не потерять.
Когда Бабырган об этом доложил - я испытал двоякое чувство - с одной стороны этого не может быть, с другой - "пронесло", и это реально.
Однако всё это не отменило моей задачи по поиску непонятно как исчезнувшей тропы. Я обощёл коня Тяжу и Ани, и подошёл к следующему "кулуару". В кавычках - потому что это был не кулуар, а срез сыпухи - видимо тут был небольшой оползень, и часть склона вместе с тем, что на нём было, "сползла" вниз, и соответственно тропа тоже "сползла". Зато на её место встала другая тропка, не такая набитая и какая-то подозрительная. Объяснив это Тяжу и Арчину, показал где она должна выходить.
- Беркут, надо разведать, а то опять кувыркаться начнём.
- Согласен, я - в разведку, буду ждать где точно тропа проверенная. На связи.
- Давай.
Переход этого среза внушает - там тонкая нить тропы пересекает очень ненадёжную сыпуху на довольно крутом месте. Я понял, что тут пройти придётся, но Цутея придётся с коня снимать, как и вчера на завалах и сегодня на шлагбаумах.
Пошёл дальше. Тропинка эта стрёмная, начала забирать к верху, что означало, что по ней идти точно не стоит. Значит - придётся сусанить по полной программе.
Я пошёл полутраверсом вниз по склону, благо теперь он стал не столь крут. Верны конь, понятно со мной, но у него страх сменился каким-то язвительным отношением, и он постоянно пытался меня "подколоть", в духе "Ну чо, заблудился? Нет? Ну-ну.."
Не, заблудится здесь сложно, один лог, куда идти понятно, и по-любому придёшь. Вопрос только какими жертвами это получится, а вот жертвовать настроения совсем нет. Дожд моросит с накатной интенсивностью, склон, поросший плотными кустами акации, с которых мощным душем сыпет вода. Благо в шляпе за воротник не течёт, так что хлюпая ботинками и выжимая перчатки продираюсь дальше. Сам не заметил, как капельки воды попали и в перевёрнутую вверх ногами тангенту - обычно я так её ношу. Но мембраны, которые защищают содержимое от воды, при застраивании капелек между ними и корпусом перестают работать. В итоге тангента "глохнет".
В итоге весь мокрый, под дождём, я ломлюсь через кусты по мелким тропкам с конём-приколистом и "глухой" рацией...
А в это время в оставшейся группе тоже было "не скучно". В принципе, все шли примерно по моим следам, поскольку я всё-таки выбирал путь попроще. Хотя в какой-то момент группа разделилась и часть пошла ещё ниже. Но это не имело в итоге особого значения. Ну, может у кого-то меньше акаций мокрых по пути было. Тем не менее, там где был ещё склон круче, Ак-пуру Ани перепугался окончательно - конь молодой, ещё походов не видел, вот и сорвался, запаниковал - рванулся и понёсся по тропе, сметая всё на своём пути. Ну как всё - всё, что не успело отойти. Отойти не успела только Чёрная Мамба, приняв на грудь всю конскую панику. Откинув её с тропы, конь убежал вперёд, где был пойман Резидентом с конюхами, а вот Чёрную Мамбу приводил в себя Гоблин, который и стал её сопровождать дальше. Настроение у них уже было никуда, поэтому они дружно принялись костерить и конюхов, и сусанина-Беркута, т.е. меня, и тропу, и погоду, и коней, а Мамба вообще перестала понимать, зачем она вообще идёт дальше. Ей захотелось пойти назад. Но её желания, вероятно, кроме Гоблина никто разделять не собирался. Оттого стало развиваться взаимное раздражение.
- Все кто меня слышит... если вообще кто слышит... я нашёл тропу, конь там, иду навстечу...
- П-ш, хр-пыр, ш-ш.. пыр - ответила рация.
- Если кто слышит, тропу нашёл, на спуск, иду навстречу...
Я там начинал уже каждую передачу по рации. Да, с тангентой затупил... Но сейчас некогда и бессмысленно снимать разгрузку, всю сбрую с себя, чтобы работать без неё. Виё равно под водой что-то ещё замочу, и только хуже будет. Так что придётся так.
Тропу я действительно нашёл, привязал коня под низким кедром и топал назад вверх, что бы встретить группу. Можно было бы конечно пальнуть из ракетницы, но я решил что внезапных "Бах!" может испугать и так нервного чьего-то коня и будет неприятная ситуация. То, что на таком расстоянии и при такой облачности "Бах!" будет весьма скромным, если вообще его услышат, почему-то в голову не пришло, там всё ещё бабырганий конь на склоне кувыркался.
И вообще, сырость уже начала доставать.
Выйдя на знакомое место несколькими минутами ранее, я даже обрадовался - вот, ща тут спустимся - и в переправу. Но уже начинало толи темнеть, толи из-за облачности, но стало как-то вечереть. Следовательно - плакали наши днёвки в этом походе. И вообще сейчас уже надо думать как оптимально вывести отсюда группу. Назад идти нельзя, той же тропой - до темна никуда не выйдем, где заночевать с конями можно. Впереди - устье Улюстоуна, которое или заболочено, или плотный кустарник. Там где тайга - тоже болото, но с множеством мелких завалов. Так что переходить реку очень желательно, если не хотим ещё бивуачного экстрима. Но спускаться до того как придёт группа я не стал - нужно её ещё сюда привести.
Через минут 20 я увидел группу, а она меня. Они шли понуро, двумя путями, и как бы я не старался, всё равно бы пришли туда же куда и я. Я попытался сделать фото - но фотоаппарат наелся воды и то не включится, то экран не включится у него, то его глючит.

А вот и группа. Выходит к спуску
Вот так я видел встреченную группу. На заднем плане - дымящийся Кадрин

На месте встречи тянуть резину с танцами не стали. Конюхи так же понимали ситуацию, и что нужно шевелить копытами. Однако далеко мы не ушевелили. Следом за той площадкой, на которой ждал мой конь, тропа сделал реверанс, и пошла резко вниз через кусты и корни. Некоторое время это было сносно, но видимо за 4 года, пока меня тут не было, её толь промыло, толи кто-то бабуинил, то ли просто из-за дождя - спуск стал ещё резче. Коням приходилось съезжать его на заду, руля копытами, а нам пытаться не попасть под этот слалом. Цутея я спускал вниз вручную, поскольку маме уже было не до этого. Далее снова площадка, до которой ещё дойти надо было через мелкие завалы. За площадкой тропа уходила куда-то на восток, а должна вниз, на север. И там, буквально в нескольких метрах, сразу несколько довольно сложных завалов. Тяжу пошёл расчехлять топор, а меня отправил "пробивать тропу".
Часть (там берёзы наваленные) я прошё1л, ну то есть мне-то что, а вот конь был явно не восторге. Дальше опять узкая тропка по кустам склона и завал со спуском. Тут Князь сказал что я иду куда-то не туда, и вообще "Я устал, я ухожу". Развернулся, забрал повод, и шустро так вернулся назад на площадку.
Тяжу сказал, что надо рубить. Рубить проход. И раванул вперёд. Я - за ним. С конём понятно. Что может устроить тут этот кролик-энеджайзер я уже знал, и поэтому если его вовремя не остановить- до Кадрина не скоро доберёмся, а все (многие, не все) уже не то что устали, а были на грани истерики.
Но Кролик в этот раз не стал метаться вверх-вниз, а вполне логично выводил оптимальный проход, хотя для этого частенько в ход шёл и топор, и мой нож. Знаете, когда показывают как мачетиной в джунглях прорубаются - уже смешно - там тростники, махай себе да иди. А вот попробуй повоюй так с поваленными лиственницами, берёзами, соснами и кедрами, некоторые в 15см толщиной. Джунгли? Да курорт эти ваши джунгли. А ещё коня там проведи, ага...
Но в целом, мы пробились, и выйдя на какой-то поросший смородиной и мхом склон вырвались вниз к болотистой поляне. Правда не обратили внимание, что топор у Тяжу куда-то исчез. Зато появилась ТРОПА! Да, именно так, большими буквами - она проходила поперёк луга, заросшего высокой болотной травой и кустарником - обычно тут вода под ногами. Ну в целом она и сейчас тут, но похоже больше из-за дождя. По этой тропе, которая приходила от Улюстоуна, и уходила в тайгу туда ровно, куда и мы прошлый раз шли, мы перебрались через небольшие завальчики, и как только добрались до леса, привязались к дереву, и стали решать, как встречать остальных. Он тут тяжу спохватился топора - нет его. Обыскали всё на месте - и не было. Видимо где-то отложил после рубки чтоб коня провести, а забрать забыл. Энеджайзер ломанулся на поиски топора, заодно вывести сюда группу, поскольку мы прошли немало непонятных мест, и рация, прочихавшись, начала задавать вопросы. Рацию я отдал Кролику, а сам остался с конями. Те конечно нервничали, дёргались, пытались отвязаться, но отвязавшись - возвращались назад- куда идти, в отличие от меня, они не знали.
Ожидание затягивалось, и как только бабырганий конь перестал кувыркаться в голове, я достал ракетницу, зарядил зелёный патрик, и пошёл на ту лужайку "встречать", поскольку закралась мысль, что тяжу из-за топора мог ускакать не туда, а группа в блуднях. Хотя с ними Арчин, но всё же. Там же ещё с ними Черная Мамба...

Вид на лог Улюстоуна со стороны Кадрина

По склону с лужайки доносились "ай-уй", "Где-куда?" т ому подобное, но далековато. Ну я пустил ракету. Тут я понял, что там, в той разведке, я зря не сделал этого - "бах" получается не такой уж сильный. Но ракету видно хорошо. И особого впечатления этот фейерверк на тех, кто на склоне, не произвёл. Зато их вскоре стало видно, и они стали выползать на лужайку вместе с конями. Потом появился и Тяжу - без топора, так и не нашёл.
Наконец группа в сборе. Новость о том, что надо ещё переходить реку воспринята без энтузиазма - тут же кто-то ляпнул "давайте встанем прям тут". Правда конкретное место прямо тута показать никто не смог - бивак тут делать можно только без коней,, и бивак буде довольно сырой и экстремальный.
Не без труда уговорив некоторых сесть на коней, мы двинулись к реке.
Кадрин конечно более полноводен, чем в прошлый раз, но не настолько, чтоб не перейти. Дно тут ровное, камни конечно, но подводных препятствий нет. Надо только следить что бы конь не "поплыл", т.е. не запаниковал. На этот случай в стременах держишься самыми кончиками пальцев. Но прежде нужно освободить спуск к воде - единственный, где это можно сделать без акробатики преграждает упавшая берёза, как шлагбаум. А топора-то нет... Опять ножом, опять ломать..

Кадрин-2018
Перед переправой через Кадрин.

Но Арчин уломал берёзу, и мы начали аккуратно спускаться в воду верхом на конях.
Темнеет. Медленно но верно. Вода даже немного парит. Мы идём затаив дыхание, боясь спугнуть момент и ожидая любую ситуацию. Он она пришла откуда не ждали - Мамба остановила коня посреди реки, что бы сделать кадр фотоаппаратом. Естественно это могло привести в плачевным последствиям, в особенности для тех кто идёт следом - кони могут просто запаниковать. Тяжу высказал Мамбе всё что о ней, думает не особо стесняясь в выражениях.

Переправа через Кадрин
Снимок Кадрина с переправы

Наконец переправились. Правда, не совсем там, где прошлый раз, выше по течению не много, но поле знакомое. Я показал, где мы ночевали 4 года назад, но конюхи это место забраковали - для 13 коней там было плохо, да и обилие высокой травы с камнями в ней видимо им не понравилось.

Кадрин-2018
После переправы ищем место для стоянки

На поиски ломанулся Резидент. Он поднялся на небольшой холм, но увидев, что там совсем не ровно, стал искать дальше. А дальше - небольшой лесок на берегу, узкой полоской растянувшийся вдоль берега, оказался достаточно сухим (насколько можно в дождь), и есть места для палаток. Короче, пришли, встаём.

Кадрин около стоянки

- И как ты планируешь успеть назад, чтоб мне на самолёт не опоздать? - Спросила меня жена, вполне чётко представляющая, что может быть завтра на обратном пути. Она только расседлала коня, и мы присматриваем место для палатки - сейчас надо быстро закинуть вещи, чтоб детям сделать сухую зону, а то свалятся спать где попало.
- Да в общем, всё по плану, просто минус днёвка. Что касается тропы и того подъёма, то есть ещё одна тропа, судя по всему. Тяжу!
- Да!
- Топор буш ещё искать?
- Ну!
_давай так, с утра, ты рано встаёшь, заодно разведай тропу в обход того подъёма.
- Та что видели?
- Угу, не спроста же она там.
- Лады.
- Так вот, Пчела. Тропа там набитая, видима та, по которой ходят вместо этой. Так что скорее всего выйдем. Нет - тогда будем осторожно и вдумчиво штурмовать и подъём, а те брёвна, где конь Бабыргана падал - придётся обходить. Это время.
- Я спрашиваю - как мы успеем?
- Я отвечу так - всё успеем, но если будем так же как сегодня выходить в 3-м часу дня, то и без этого есть риски. Но этот вопрос, увы, не ко мне.
Тут она не выдержала, и попросила Мамбу всё-таки сделать усилие над собой и вставать так, что бы выходить вовремя. На что Мамба ответила, что она так не может, у неё болит нога, и вообще Беркут обещал сегодня 2 часа а не те 6-8, которые мы шли.
Обе женщины были на взводе, в итоге крик и визг стоял на весь Кадрин. Судя по всему, Мамбу мало интересовало у кого когда самолёт или поезд (при этой тенденции рисковала опоздать и Нерпа на поезд), но было важно что Беркут сказал, что сегодня до Кадрина 2 часа ходу, а вышло совсем иначе.
Понятно дело в споре никто не победил, но эмоций было много. Гоблин тоже ходил злой, в том числе на меня, и наверно по большей части на меня, тоже почему-то спрашивая, почему я не повернул группу назад. Честно говоря, я с трудом понимал суть претензии, но мы оба понимали, что сейчас не время и не место устраивать разборы полётов - есть дела важнее и нужнее - палатки, востёр, еда и сушка. Ими и занялись. Обсуждение решили отложить до лучших, во всех отношениях, времён. И, как показала дальнейшая история, оказались совершенно правы.
А вот с кострами всё пошло странно. Мы их аж 2 сделали. Один - развели Арчин с Тяжу - большой, жаркий, но прямо под низкими ветками кедра, и когда на тех стали появляться угольки пришлось огонь убавить. К тому моменту мы с резидентом уже свой развели, в более подходящем месте и с продуманным окружением - где сидеть и сушиться. Но всё таки что-то посушить у того костра мне удалось.

Кадрин-2018
Сушка вещей у костра конюхов
И суета у нашего костра
У костра на Кадрине

Потом все как-то перебрались к нашему, где закашеварили очередной суп с густой мясной начинкой, про чаи-кофеи - не поддаётся подсчёту. Дождь отстал, река в сумерках красиво парится, Кадрин, словно сопротивлявшийся нашему визиту успокоился, будто сказав: "Ну ладно, заслужили, отдохните". Нет, ясную погоду он не обещал совсем, но не дождить пока мы тут - похоже постарается. Плюс, мы постараемся пошаманить на погоду и тропу. Бабырган обещал даже солнышко нашаманить, я же взялся колдовать на тропу - чтоб не было проблем. Чёрная Мамба тоже обнщала пошаманить на погоду. Всё бы ничего, но для неё это не характерно, обычно ей нужна пасмурная и облачная погода. Но видно тут даже Мамбу достало мокнуть.
К ночи мы уже почти всё высушили и отогрелись. Досаждали немного мошки - мелкие такие, но если укусит - очень болюче. Но их чувствуешь, когда салятся - такое неприятное ощущение. Зато легко сопротивляться - стёр рукой, и всё. Из-за погоды мы все были в куртках, так что кроме морды им ничего не светило, а там не загулять. Так что на фоне остального это было даже не мелкой неприятностью. Но это первый раз за поход, где досаждали какие-то насекомые.

Кадрин, как он есть

Отогревшись, мы начали фотографировать реку, Фалькон раздумывал как всё же заснять Кадрин Стрекозом. Я вспомнил про спутниковую рацию, и с удивление обнаружил, что тут работают даже те каналы, которые не работали раньше. Когда связался с "большой землёй" описать что было внятно был не в состоянии. Но ситуацию разрисовал. Заодно узнал, что Ирбис и Тароньё всё-таки не приедут - один приболел второй в одиночку не готов, или что-то в этом духе. Короче, трансфер из Онгудая для них можно отменять. Для самого трудного и удалённого места, для самой сложной обстановки связь оказалась самая лучшая.

Стоянка на Кадрине
Как ни странно, но связь отсюда на 5+

На утро, с учётом прошлого опыта, никто ждать подъёма Мамбы не стал. Просто жёстко разбудили, и всё, Но Чёрный Мабо-у!!! Вставай!!!" всё же было, хоть и не в актуальный момент. Тем не менее, Фалькон успел выпустить полетать Стрекоза, и те эпические кадры реки и её долины в видеоролика тогда и сняты - крутые горы, парящиеся облаками, и суровая река, тянущаяся меж ними в даль, среди скал и вершин, в облаках среди безбрежной нетронутой тайги и гор...

Кадрин-2018
Кадрин со стоянки утром. Видна дымка тумана над водой
Пейзажи Кадрина

Собраться старались побыстрее, и в принципе это удалось. Но как выяснилось, никто разведывать тропу так и не пошёл. Тяжу понадеялся на авось. Для себя в уме я сделал пометку - как только упрёмся во что-то сложное - сразу будет "стоп группа", и кролик-энеджайзер поскачет в дальнюю разведку, а не на ближайшие 200 метров. Но по-любому, медлить нельзя. Сегодня надо как минимум дойти до Айлагуша.

Переправа через Кадрин
Выход на другой берег после переправы утром

Назад переправляемся ровно там же и так же, как и сюда шли. В этот раз никто не стал испытывать судьбу свою и других, делая кадры прямо на ходу и так, чтоб не отвлекать коней.
Когда мы вышли на лужайку, с высокой болотной травой и кустами, где я пускал ракету вчера - настал момент истины: куда тропинка приведёт? Внутренне я приготовился к любому развитию ситуации.

На берегу в тайге
На той самой лужайке.

Но - обломался. Вместо трудных подъёмов, штурмов завалов и напряжённых переправ, тропа немного набрала высоты, без особых крутостей, и спокойно пошла низом сквозь заросли кустов акаций. Тут уже можно было немного предаться чувствам - жаль покидать такое место, так и не изучив его получше, сами места - захватывающе красивы и сильны. Но увы, всё время для этого мы по сути проспали.. Зато теперь мы входим в график. Хотя - ещё рано говорить, ибо даже на ровной тропе может что-то случится, и всё пойдёт кувырком, как бабырганий конь вчера.

И снова кручи Улюстоуна
Кадрин остаётся позади...(объектив запотел)

Кстати, и сам он, и Бабырган, и Цутей - как ни в чём не бывало, получают удовольствие и наслаждаются моментом. Их мама, Пчела, тоже немного успокоилась - тропа без проблем вывела нас на "полянку", но низом, и стало понятно, почему мы её не видели по пути сюда - она не просто внизу, но и идёт через буквально туннели зарослей, который как в сказочных кино сверху закрывают тропу низким куполом, а тебе приходится идти как по коридору из веток, стволов деревьев и вплётшихся в них кустов. Просто так обнаружить её, не зная входа - невозможно, а даже зная - без прорубания новой тропы - не попасть. Что интересно - дошли часа за 2,5-3, и это в подъём. Получается, что вниз бы дошли быстрее, как и предполагалось...
Самое интересное, что солнце действительно выглядывало. Бабырган был доволен своей работой...
Теперь надо дойти до Айлагуша, и даже при том, что как это сделать без экстрима и я, и уже конюхи знали, загадывать наперёд успех никто бы не стал....

5. Айлагуш
Подъём с поляны
Опять Улюстоунские прижимы
Лог Улюстоуна
Полянка осталась внизу

Пока Аулагуш - не так и близок уж. Мы снова поднимаемся наверх, к прижимам и крутым склонам, что бы вновь вдохнуть этот воздух дикого пространства и высоты свободы.
Понятно, что виды, хоть и вчера виденные, но равнодушными оставить не могут. Так что снова, у кого техника ещё жива, делают фото. На всякий случай Арчин снова объяснил , что при движении по таким тропам надо соблюдать ТБ, не свешиваться в сторону от склона. На Шавле как-то произошло ЧП - туристка свесила свой зад на тропе к реке, от склона, конь не смог устоять на узкой тропе и свалился вниз. В итоге он переломал себе кости и позвоночник, погиб. Туристка выжила, но только благодаря тому, что вцепилась и повисла на кустах. Соответственно потеря коня для этого тур-бизнеса - серьёзный удар, и никто повторения не хочет.

На прижиме
на тропе
Аня: ну как же тут не поскакать? Так хочется...

И тут Тяжу идущий позади Чёрной Мамбы наблюдает картину, как та, пытаясь сделать хороший кадр, отгибается от склона. На его замечания она не реагирует. К этому добавилось, что с момента выхода со стоянки кони немного "сдулись", и подпруги соответсвенно ослабли. Хотя кони иногда специально надувают живот при седлании, чтобы потом им подпруги не давили. В любом случае, это отклячивание привело к тому что седло начало съезжать на бок, причём тот который к обрыву вниз, и кончилось тем, что туда свалилась и Мамба, и её арчимаки.

Кадрин-2018
Арчин: "Ну, блин, дела..."

Хорошо, что без травм и последствий. Мамбу посадили на место, седло поправили, арчимаки вернули, подпруги затянули. Но выводы, которые сделали конюхи имеют далеко идущие последствия.

Мамба: "Придётся пройтись пешком"
Преодоление знакомого препятствия
"Табор уходит в небо..."

Только решилась ситуация с Чёрной Мамбой, мы вышли на открытый и высокий склон, и там при попытке сманиврировать конь Гоблина потерял равновесие и "поехал" вниз. Правда о падении речи не было, но ему пришлось пыркаться, он запаниковал, начал пытаться убежать, Гоблин катапультировался от греха, на склон, и арчимаки покатились вниз. Пришлось останавливаться и поднимать их, вытаскивать с кручи сначала Коня, потом Гоблина.
К этому моменту я уже сбился со счёта гоблинских полётов и падений. Но эксперты подсчитали, что это был его 5-й "полёт", причём без особых последствий. Кто-то попросту решил идти пешком, благо никто тут не гнал горячку, и отстать шанса не было.

Гоблин-космонавт
Тропа в акациях
Вид на лог Улюстоуна с тропы
Таёжный караван на Улюстоуне

Спустившись на место ночёвки позавчерашней, решили сделать привал и перекус. Понятно что рано, что мы и трети пути не одолели, но в целом это было нужно больше психологически. Наше нахождение здесь означало завершение кадринско-улюстоунских приключений, и теперь у нас впереди буде просто конная тропа и дороги, соответственно теперь всё зависит от нас, а не от внезапностей в виде буреломов, оползней, сыпух, переправ и подобных препятствий. Т.е. можно если не расслабится, то "выдохнуть".

На привале в месте бывшей ночёвки
Кони на привале

Выдыхали довольно долго, расположившись у воды и жуя приготовленные перекусы - консервы, орешки, чаи и з термоса. Дети изучали природу натурально у речки, врослые обменивались впечатлениями. Ко мне подошли конюхи, и Арчин весьма однозначно сказал:
- Беркут, эта Чёрная Мамба ваша... ТБ не соблюдает, не слушает, группу задерживает... Короче - больше с ней никуда не пойду. Просто опасно в тайге с такими. Конь 90тыр стоит - угробит коня - я отвечать за эту Мамбу не хочу. Никакие деньги это не оправдают.
- Я тебя услышал...
- Достала она уже, - вторил Тяжу. - Вообще ничего не хочет делать как надо.
- Я понял. Но тяжу, ты тоже нам с Арчином устроил на спуске в Улюстоун массу сложностей, когда потащил вниз. Зачем обманул?
- Эм... Ну, так вышло, думали там тропа есть.
- Я же говорил, что там бурелом, и вкрячимся.
- Ну да...
После этого я передал суть разговора Гоблину. Тот озадачился и обещал разобраться. С другой стороны говоря, Арчин, что больше с Мамбой никуда не пойдёт немного лукавил - он действительно не пойдёт, даже если захочет - на время следующего похода ему придётся уехать в Усть-Кан, на соревнования какие-то кинологические.
Закончив с перекусом, мы погрузились на коней, и пошли обратной дорогой. Нет, это не значит что снова через все эти буреломы, а той тропой, по которой и должны были сюда прийти - свернув в лог Нижнего Улюстоуна (тут нужно пояснить, что на самом деле это лог Верхнего Улюстоуна, а верхним я там называл приток основного Улюстоуна под названием Чакырчак, но в тот момент всё звучало и понималось так, как в отчёте), и начали подниматься по узкому логу ручья.

Кадрин-2018
После перекуса по тропе, где шли позавчера в темноте
Переход Улюстоуна - дальше в лог притока Верхний Улюстоун
В логе Верх. Улюстоуна

Лог узкий, но не экстремальный. Тропа петляет с одной стороны ручья на другой, тропа чищенная (т.е. нет больших завалов и "шлагбаумов"), хотя кое-где есть упавшие на тропу большие стволы, но они обходятся рядом. Но набор высоты идёт достаточно стремительно. Просто сидя на коне это не сильно ощущается, а вот кони это ощущают очень даже. Конь Фалькона вообще начал едва не задыхаться, а его учащённое сердцебиение даже напухало седока. Да и остальные кони явно начали уставать, и идти всё медленнее и медленнее. Мой Князь не был исключением, но крепился, просто просил не подгонять его попусту. Да мне как-то и не требовалось. Я и сам из-за раннего подъёма и вчерашних приключений был не свежий.

То, что Беркуту дождит - Бабыргану пофигу, у него всё равно кайфно
В логе Верхнего Улюстоуна

Вторая половина дня в разгаре, мы лезем по тропе выше и выше, ручей уже или не виден, или уходит под камни, впереди альпийский луг, где мы перекусывали с Эльфом 4 года назад. Тут нас начал настигать мелкий и противный дождик.

Впереди - альпийский луг, где перекусывали с Эльфом 4 года назад

Кадрин мы покинули окончательно, волшебство кончилось. Началась походная реальность, которая совсем не обязательно курортная. Мы закутались в свои ветровки и ВВЗК, и продолжали подниматься. У меня и Бабыргана постоянно все спрашивали время, особенно Арчин - он понимал, сколько времени до мест, где можно встать на Айлагуше, и соответственно его не было на отдых, а кони явно вялые.

Выход с альпийского луга
Лог Верх.Улюстоуна. Дождит

Кстати, интересное наблюдение - почему все спрашивали время у меня и у Бабыргана. Ответ дал Фалькон, простой и точный - у всех нет часов, поскольку городские привыкли пользоваться вместо часов мобильниками и смартфонами, которые тут не работают и их выключают или просто доставать далеко. А у нас часы на лапах, поэтому и выходит, что во времени в тайге самостоятельно ориентироваться могут только те оперативно, у кого есть просто наручные часы. Никогда этим не заморачивался, но вот эти вопросы "Сколько времени?" по рации каждые 10-30 минут заставили изучить проблему.

Кадрин-2018
Идёт набор высоты к гриве Айгулакского хребта

От альпийского луга к перевалу через Айгулакский хребет мы пошли совсем иначе, чем это делали в прошлый раз. Другой дорогой. Возможно - "короткой"... но это не беспокоило - тут это уже не важно, всё равно "выйти не туда" или "вкрячится" уже не получится. Грива впереди и вверху, просто дождь наводит грусть на усталость.

Классический вид высокогорной тайги в верховьях Улюстоунов
Кадрин-2018
Халява кончилась, придё1тся кому-то топать пёхом.

Кто-то спешился, потом снова сел, Фалькон вообще шёл пешком, поскольку его конь шёл из последних сил. Ближе к гриве Князь тоже стал вставать и тяжело дышать. Я не слезал, знал что это не особенно ему поможет - я то буду топать, и ему всё равно идти, хотя на 80 кило ему облегчение. Князь с другой стороны начал жаловаться на усталость, и просить отдыха. Но мне даже ответить ему нечего было - до гривы дойти надо, там хоть траверс, хоть спуск - всё легче. Но в какой-то момент он сказал "Я - всё", отошёл аккуратнинько в сторону от тропы, чтоб не создавать пробку, и просто прилёг на травку отдохнуть.

Мой конь Князь прилёг отдохнуть

Я конечно слез, и стал ждать - коню и правда надо было передохнуть. Пока ждал - все ушли кудато вверх и вперёд, так что я потерял их из виду. Ну, почти все. Я понял, что хватит, и нежно похлопал коня по боку - "Пошли, пора".
Тот тяжело вздохнул и поднялся. "Ну ладно, пошли..."
Понятно что я шёл пешком с поводом. Какое-то время я поспеваю за группой, потом теряю её. Точнее след-то вижу, но по-моему, он вёл куда-то не туда. Не к перевалу, а куда-то в бок, на седловину. Это не столь критично, просто если через седловину, то мы выходим в лог Кыргысту, с которого просто до Орусйол - нужного лога за Айлагушем, дольше идти, а если через перевал выше, седловину и перевал разделяет небольшой скальник, который надо обходить здесь, то выход в лог Тураарта позволит сократить путь на несколько километров. Но эти километры - дорога по берегу Айлагуша, их хоть ползком, хоть галопом проходи. Там автомобили ездят. Правда - редко...
Короче я начал звать по рации, чтоб алёкнули куда все ушли, кто спереди, а сам двинулся к перевалу на Тураарт. Но мне отсигналили, что я пошёл не туда, пришлось вернуться, и выйти на проход к Кыргысту.
Тут я догнал группу - не потому что быстро шёл - коня жалел и не торопился, а потому что меня ждали. Увидев, что догоняю, все немедля пришли в движение - время дорого.
Так мы вышли на седловину, откуда сразу начали спускаться вниз, уже в айлагушский лог Кыргысту.
Ну здравствуй снова, Айлагуш...
Тропы вниз тут особенно не видно, склон довольно крутой, для коней, зато не заросший, деревья стоят не часто, завалы можно обходить. Но большинство конечно спешилось, а я наоборот - сел верхом, что-то набегался там на подъёме. И так верхом спускался. Конь спокойно ко всему относился, поскольку отдохнул немного и вниз он всегда шёл с удовольствием и не боялся спусков. Так что теперь я отдыхал, лишь изредка подсказывал коню, где обход очередного бревна лучше, но чаще он сам находил путь лучше, чем его прокладывали впереди идущие. Но в какой-то момент стало понятно, что верхом уже нельзя, очень круто, пришлось спешится. Благо вниз - не вверх, не особо тяжело. Группу я не то что бы догнал, я уже где-то в её центре был. Хотя центр тут условен - каждый пробирался как мог. Увидел свою жену с Цутеем, она почему-то смеялась тащя его и коня. Выяснилось, что она с Цутеем с коня упала. Но так, что даже ей самой смешно стало - аккуратно и мягко так, в кустики, Причём эта акробатика повеселила даже Цутея.
Чудеса какие-то...
Наконец этот "крутяк" пройден, за ним полянка с сильным уклоном, немного леса и снова спуск - уже большой просторный лог-альпийский луг, внизу он сходится с другим и потом должна быть или тропа или дорога. Но по траве идёт тропка вниз, довольно крутая. Можно тут и верхом пройти, во всяком случае Князь не возражал и справился бы, но все соблюдают ТБ и идут пешком - я не стал выпендриваться, тем более ничего сложного в этом нет. Верхом кажется только Цутей ехал.

Спуск во лог Кыргысту
Кадрин-2018
Танялин конь: "Туда??? Да ну нафиг!"

Дождь мелко накатывал, потом отставал, потом снова. Вроде ничего особенного, но как-то медленно но верно намокаешь, намокаешь, и в какой-то момент обнаруживаешь, что всё уже вымокло. Но этот момент не настал, мы вышли в лесок за лугом, спустившись, и пошли по тропинке вниз, до дороги.
Дорога была там где и ожидалось, шла по логу, около неё периодически попадались различные следы человеческой жизнедеятельности - обломки чего-то, артефакты, развалины кошар или чего-то похожего, сложенные дрова и т.п. Потом стали попадаться коровы. Они убегали от нас вниз по логу, мы их догоняли, они снова вниз, пока коровы не ускакали куда-то в сторону на склон, и скрылись в лесу. Кони от подъёма совсем оклемались, и стали частенько переходить на рысь, что в принципе радовало - начал сгущаться вечер, в воздухе снова запахло дождём, а потом вообще нас накрыл форменный ливень. Когда он закончился, мы увидели стоянку на берегу Айлагуша, причём обитаемую - там и кони и собаки, которые возбудились по началу на нашу Цыганку, но так как-то быстро нашла с ними общий язык. Обитатель стоянки вышел навстречу, мужик европейского вида, но говорил с Тяжу и с Арчином только по-алтайски. Поздоровались, "как дела", потом спросили его где тут можно встать, сначала спросив не встать ли нам тут. Я крутился на коне рядом, делая вид, что не понимаю разговора.

На обитаемой стоянке кыргысту

Мужик ответил, что встать-то можно, он лучше не надо - траву всю скотина выжрала. И она же может потоптать палатки. Насчёт где встать, то ответ был расплывчатый - "Ну тут рядом точно нет, может до Тураарта что будет, по склону".
Мы выдвинулись дальше. Естественно был задан вопрос - сколько нам ещё идти, и получен ответ:
- Да тут ещё километра два идти.
Никто не подозревал, что это алтайские километры. Есть алтайское "чуть-чуть", это когда например спрашиваешь днём сколько осталось до стоянки, и если "Чуть-чуть" - значит ещё километров 15-20 топать, до самого вечера, а вот тут алтайские километры. Но мы пока об этом не догадывались. И поэтому, раз "2 км", гоблин решил до стоянки идти пешком - его нога видимо уже этому не мешала.
И он пошёл. Сначала он догнал конного тяжу, и обогнал его. Тяжу верхом с трудом держал темп, видимо решив, что 4 ноги, это очень долго и сложно - раз-два-три четыре..., а Гоблин быстро раз-два, раз-два.. И тоже пошёл за ним пешком. Но всё равно гоблин ушёл в отрыв. Мы за всем этим поспевали, только перманентно переходя на рысь.
А ещё перманентно нас поливал дождь, и становилось как-то промозгло и холодно.
Ближайшие 2 обычных километра, да и все три - встать реально было не где - со стороны реки или редкий лес или болото, со стороны склона - довольно крутые склоны и выеденная трава как из-под газонокосилки. В группе появилось нытьё насчёт "давайте встанем прямо тут", но объяснить куда ставить коней и что им есть никто понятно из ноющих не мог. Ныли конечно некоторые взрослые. Цутей просто обнял бухтящую на всё маму, и покорно ждал чем закончится, а Бабырган устраивал со мной догонялки-перегонялки на конях и хихикал над нытиками. Так мы добрались до стоянки Тураарт, тоже похоже занятой, хотя её обитатели, насколько знаю, живут выше по логу. Но видно что всё тут обитаемо и главное - травы для коней не найти. Пришлось идти сквозь дождь дальше в начавшие формироваться сумерки.

Алтайские километры по Айлагушу

Гоблин через 5 километров (нормальных) сбавил ход, и его начали обгонять. Мы прошли узкие места, и как только на склоне появилось хоть что-то похожее на подходящее место - тут же ломанулись туда.

Айлагуш

Однако место оказалось обманчивым - сильный уклон, трава есть, высокая, но мало, и до воды очень далеко, хотя это было бы меньшей неприятностью, встань мы тут. Пришлось идти дальше. Нытики вообще не поняли почему мы тут не встали на ночь, но сил у самих объяснять не было, поскольку сырость уже проникла глубоко, и мы с Бабырганом грелись только приколами.
Зато, с каждым километром мы укорачивали завтрашний путь.
Дождь снова полил, такой средний, но очень постоянный. Под ним мы прошли 8 или 10 км от места, где было сказано "2 километра", и пришли к логу Кызыларт. Это тот самый лог, по которому мы поднимались на Айгулакский хребет, когда шли на Кадрин, после переправы через Айлагуш. Тут тоже стоянка, но заброшенная. И скотины нет и давно не было. Трава соответственно есть, не самая высокая и не много, как мы привыкли, но уже должно хватить. Так что решили что лучшее - враг хорошего, и встаём тут. Заодно узнали, что один алтайский километр равен 4-5 обычным.

Кадрин-2018
Заброшенная стоянка Кызыларта. Приехали.

"Встаём" - это понятие очень растяжимое оказалось, особенно под постоянным поливом сверху, от которого все сильно устали. Поэтому в первый момент , как только скинули арчимаки и распрягли коней, все не стали ставить палатки, как хотели по началу, а набились в заброшенный домик, просто отдохнуть от дождя, но вылезать из него уже никто не хотел.
А надо. Надо согреться, готовить еду, и думать, как ночевать.
То есть - стоило появится какому-то строению - как ночевать уже надо думать. В палатках-то всё понятно...
Первая мысль - это накипятить воды на горелке, которая у Гоблина. Она была извлечена из недр арчимаков, сложенных тут же на досках и грязном полу,, и баллоны к ней. Но оказалось, что Гоблин не только не проверил её в походе, но и вообще не знал, что у него нет переходника под цанговые баллоны, которые у нас у всех. А горелка - под резьбовые.
Пчела с детьми засела в избушке, а я понял, что надо мастерить костёр. Тем более дрова тут уже заготовлены для этого, и оборудовано кострище - мы не первые, кто зависает на этом бомжевище.
За костёр взялись все способные, кроме Арчина - тот решил растопить прорзавевшую и развалившуюся печку внутри домика. Судя по всему - не зря, когда мы уже растопили костёр, и начали соображать как варить еду и сушиться, Пчела позвала меня внутрь. Там я увидел милую картину - Бабырган и Цутей, свернулись в сухом углу на деревянных нарах калачиками, как котята, накрылись хвостиками и уснули.

Внутри домика-бомжевища

В избушке места мало, грязно, и мне как-то не понравилось. Пока нытики и особо нежные персоны там поедали перекусочные припасы, в изобилии оставшиеся от несостоявшихся по планам перекусов, я стал соображать как приводить в порядок группу. По логике - нужен ткнт у костра, сухая зона для того чтобы можно было находится не под дождём, и сушить вещи. Тент.. про него что-то говорил резидент, что он его брал.
- Резидент, тент у тебя есть?
- Есть. Он его доставать надо, и он очень большой.
- Ну, хорошо, что большой.
- Так ветром может сдуть, привязывать его надо...
- Ты тут видишь какой-то ветер?.. А привязывать тут дофига к чему есть.
- Так доставать?
- Конечно! А для чего ты его тащил?
- Понял.
- Так, - подключился сообразительный Фалькон, - я пошёл извлекать свои верёвки...
Тент мы натянули прямо "во дворе", рядом с костром, что тот почти под тентом был. Поставили распорки, натянули его как могли. Можно сушиться, сохнуть, только надо огонь поддерживать.
Из избушки стали вылезать недогревшиеся обитатели. Пока мы возились снаружи, внутри состоялся грандиозный скандал, в центре которого был Тяжу. Тот, как изветно, курит. И он не додумался ни до чего лучше, как курить в набитом и душном домике, где дети. Естественно тут же на него накинулась Чёрная Мамба, которая астматически не переносит табачного дыма. Но если у Мамбы просто авторитета не хватало, который она растеряла по дороге, то её активно поддержала и Пчела, и Аня, которая вообще не стеснялась в выражениях по этому поводу. Моё мнение Тяжу не прав по всем статьям. Если уж приспичило отсасывать у табачных палочек - выйди наружу, и отсасывай там, где это никому мешать не будет. Это, как м другие, я ему сказал тоже прямо и без обиняков. Но от только глупо улыбался и обещал вот-вот закончить. Когда он выше к костру все внутри вздохнули с облегчением. Во всех смыслах.
Но там ночевать мне не хотелось. Я решил, что под тентом ещё есть место для палатки, и мы с Фальконом её быстро и спокойно установили. К тому моменту уже было много кипятка, мы наварили еды и чай-кофе без ограничений. Стало даже как-то уютней. Фалькон тоже поставил палатку за домиком, поскольку ему ещё сложней вписаться в тесный и грязный домик.
Тут-то Гоблин и решил разобраться с вопросом, который Арчин поднял днём на перекусе.
- Арчи, что там с Мамбой, ты говоришь, что с ней вообще ходить нельзя и не будешь?
- Ну как... она плохо управляема, не слушает инструкций, опасно это, вы как-то с ней поговорите чтоль... - Арчин видимо решил сгладить резкость которая у него была днём.
- Так что насчёт следующего похода?
- Да что там, он всё равно туда не идёт, - влез в разговор Тяжу, - Он в Усть-Кан едет.
- А...
- Тогда какие проблемы?
- Да в общем никаких.
- Только надо чтоб вставала она вовремя.
- Да, это проблема...

Сушимся у костра

И тут я снова вспомнил про спутниковую связь...
Антенну поставил тут же, под тентом у костра, но юг был закрыт Айгулакским хребтом на том берегу, и плотным вечерним туманом, который ещё пронизывал мелкий дождь, хоть и потихоньку начинал отставать.
Но как ни странно связь заработала. С шумком, с хрипотцой, но работала. Я даже удивился.
Эльф выслушал мой доклад, посочувствовал, но сообщил, что поездка Ирбиса и Тароньё окончательно накрылась. Так что завтра, как только поймаем сотовую (если получится), надо будет дать отбой Аржану, ехать в Онгудай не нужно. Я же передал, что у нас выход по графику, все в целом целы, спасать никого не надо, доберёмся, если выживем. На данный момент на это шансов много. Вообще, связь отсюда с "большой землёй" немного ободряет. Вносит, так сказать, долю позитива и оптимизма даже в это сырое и промокшее бомжевище.
За вечер, пока не завалились спать, я успел просушить не только свои вещи, но и Бабырганьи, и ещё чьи-то. Всё не помню. Сушился понятно не только я один, Арчин выпросил у резидента его футболку, потому что его была мокрая насквозь и не хотела сохнуть. А потом мы расползлись спать по палаткам.

Стоянка на Кызыларте

Ночью дождь продолжал накатывать, и в какой-то момент пробил кровлю домика - струя воды потекла прямо в спальник Мамбы, разбудив её. Но та стала звать на помощь гоблина, поскольку не знала что делать. Тот же спросонья ответил:
- Вода, в спальник? А.. ну это нормально, спи.
Пока Мамба пыталась понять, что тот хотел этим сказать, до Гоблина дошло, что это совсем не нормально - пришлось срочно изменять раскладку в лежбище.
Но к утру дождь перестал. Не то чтобы стало ясно - всё ещё серо и пасмурно, но дождём уже не пахнет.
Вставали, понятно, тяжело и неохотно, но уже умудрённые опытом затягивать процесс никто не стал. Тяжу конечно орал "Чёрный Мамбо-у!!! вставай! Пора выходить!", но это было уже тогда, когда эта Мамба собирала вещи. Видимо, за поход уже сложился такой ритуал - утром надо обязательно покричать "Чёрный Мамбо-у!!! Вставай!". Как -то сразу веселее и спать не так хочется.

Утро. Демонтируем тенты-бомжевище.

Готовили конечно уже на костре, собирали коней по всему полю, седлали всем табором. Сегодня у нас план минимум, экстремальный - дойти до Айгулака, а нормальный - снова до Сармая. Путь не близкий тоже, но у нас в этом походе "близких" как-то не припоминается. Единствнный такой "близкий" со стоянки на Улюстоуне до Кадрина, оказался весьма "неблизким" по факту и времени.

Бабырган готов в путь
Кадрин-2018
Пчела с Цутеем "на старте"

Так что собираемся аккуратно, с расчётом на все неприятности, и выходим. Бабырган зачем-то просит фото сделать надписей в домике. А Арчин там делает свою о нашей группе.

Настенные надписи в домике

Идти - уже знакомым путём, через лог Орусйол. Мы по началу прошли немного пёхом, потом сели на коней и спокойно поковыляли на дорогу к Айлагушу. На небе облака измельчали, и через пробелы голубого-синего неба стали прорываться солнечные лучи, радуя нас после вчерашних водных процедур. Но зная, что Сармай пасмурный и туманный, а вторая половина дня по расписанию - дождливая, сомневаться что там мы снова будем под дождём особенно не приходится. Так что надо срочно наслаждаться погодой.

Кадрин-2018
Выход с Кызыларта. На заднем плане развалины, которые мы обходили при подъёме на 2-й день похода

Мы с Гоблином идём рядом, потом он впереди, обсудили текучку и какие-то вопросы. Я отвлёкся на то, чтоб заснять момент на телефон - камера уже редко включалась и работала по какому-то своему усмотрению. Но пока я запускал этот "говорящий камень", почувствовал, что мой конь Князь что-то начал ускорять подозрительно темп. Да мимо недавно прошла Аня на своём коне, но тот дальше идущего впереди тяжу ни за что не, а тот идёт не спеша. Значит, что-то не так. Я поднимаю глаза, и вижу как кони переходят с алюра в рысь. Я - нафиг эту съёмку и мобильник, хватаю уздо и коню говорю "тормози!". Тот хоть и не понял, почему собственно тормозить, но снова перешёл на спокойный шаг. А вот Конь Гоблина почему-то рванул галопом с места, но поскольку дорога была занята другими конями, он пулей влетел в ёлки слева от дороги. Там раздался хруст и крики, мат Гоблина, после чего конь вылетел оттуда с безумными глазами, сбросил арчимаки и погнал куда-то в сторону подъёма на Кызыларт. Понятно, что был остановлен и пойман. Я к гоблину, как и остальные. Тот явно в шоке от ведра адреналина, судя по виду, который у него даже не помятый, а словно по нему грузовик проехался. Морда расцарапана и побита, перекошена от боли, стоит едва-едва, держится то за грудь, то за бок, то на ногу. Но стоит.

На месте 6-го полёта Гоблина

Ему тут же предложили мед-помощь, но он отреагировал, по меткому выражению Чёрной Мамбы, как пёс, которого потащили к ветеринару - упёрся всеми лапами и зарычал. Этот полёт Гоблина был для него самым тяжёлым, и шестым по счёту. Когда его немного пришедшего в себя всё же погрузили (самому ему уже не влезть - очень больно) на коня, Тяжу всё ещё не мог успокоится:
- Гоблин! Ты, блин, точно - космонавт! На луну скоро улетишь! Гагарин Юрий, блин! С конём туда улетишь!
Тем более странно, что причина такого психоза коня, который 2 дня уже шёл по кручам и завалам спокойно, за исключением вчерашних маневров на склоне, где как бы была причина, до сих пор так и не установлена. Сам конь ничего объяснять не стал, и как и Гоблин просто посылал всех куда-то далеко, чем ещё больше разозлил самого Гоблина, и тот с этого момента стал держать повод очень коротко и перестал с конём церемонится. Тот понял, что затупил, но было поздно. На Луну космонавт лететь что-то не захотел. Тем более с конём.

Кадрин-2018
Гоблин держит коня на короткой уздечке.

Из-за этого переправлялись через Айлагуш и выходили в лог как по минному полю - осторожно, не спеша, не давая коням даже попытаться где-то перейти на алюр. Уже в логе только чуть отпустили, но всё равно - попытки Ани устроить скачки тут же пресекались. Так что в подъём на хребет шли медленно и осторожно, а около Гоблина вообще все чихнуть боялись - что его конь может сотворить ещё и переживёт ли это Гоблин - уже никто не знал. И знать, что означает метафора про Луну - даже знать не хотелось.

Осторожный подъём в Орусйол
Кадрин-2018
Фотофакт: взрослые хмурые, дети - счастливы. Поход-то детский!
Вид на лог Орусйол сверху. Внизу виден лог Айлагуша и долина Кыргысту, где ночевали.

Вот так осторожно, под переменную облачность, мы выбрались на гриву Айлагушского хребта, где решили передохнуть и устроить мелкий перекус.

На гриве Айлагушского хребта

6. На Сармай.

• Конечно, идти ещё далеко, но перекус был своевременный - красивое место, хорошая погода, и самое главное хорошее настроение в группе. Никто не ныл, все достаточно позитивно смотрели в будущее. Пчела развлекала ребёнка и раздавала перекус, Чёрная мамба изучала цветы и и смотрела на о чём-то шутящую Аню с Бабырганом, Фалькон делал живописные фото и просто отдыхал, Нерпа пыталась понять что хочет Таняла, а та просто наслаждалась моментом.

На хребте, на перекусе

Печально смотрелся только Гоблин. Ему и впрямь не просто - не с коня слезть, ни перекус поесть. Слезание с коня как и последующее залезание привело бы к новым весьма болезненным последствиям, к тому же он не хотел потери контроля - так вроде всё нормально, незачем делать лучше. Поэтому он изображал кентавра, срастаясь со своим конём.

Гоблин косплеет кентавра. Слезть с коня для него непозволительная роскошь
    Кадрин-2018
    Бабырган даже слезать с коня не хочет

Арчин и тяжу тоже не без удовольствием наблюдали за этой идиллией. Что так подняло настроение - вопрос, но скорее всего всё в комплексе - и красота вокруг, и хорошая погода после вчерашнего и не только вчерашнего, ну и конечно, все знали дорогу, "не короткую", которая ждёт впереди, где уже ничего экстремального, во всяком случае по сравнению с пройденным, не ждёт. Стало быть, шансы выжить в этом детском походе повышаются. А это не может не радовать... И это не смотря на "короткую дорогу" с её буреломами, болотами, переправами и травмами, большим обломом с днёвкой на Кадрине, и уже порядком поднадоевшей непогодой по вечерам.
    - Ну вот, видишь, а ты волновался, - решил окончательно закрыть тему Арчин.
    - Ну, если бы не пошли "короткой дорогой"...
    - Им будет определённо, что потом вспомнить.
    - О да! Одна "короткая дорога" запомнится надолго.
    - Но ты тоже, завёл нас на спуске, сусанин-герой.
    - Я не говорил, что там я - впервой! Я хотя бы знал куда завожу, и короткую дорогу не предлагал. До Сармая засветло успеем?
    - Должны. Но тут ещё часов 5-6 ходу.
    - Да, знаю.
    - Но есть короткая дорога через...
    - Вот этого не надо!
    - Я шучу!
    - Да понял я... Ты это, скажи Тяжу, чтоб не грубил с куревом. Народ заплатил не мало, что как раз отдохнуть от всего этого и этой вони, которой мы в городах надышаться всегда можем. А тут ещё он со своим табаком.
    - Я тебя понял.

Цветы в горах

Прекрасный солнечный перекус закончился, мы надышались воздухом гор и альпийских трав, стряхнули с себя вчерашнюю всепроникающую сырость, и тронулись в дальнейший путь.
    Грива Айлагушского хребта - вообще очень живописное место, особенно сейчас, летом. Она не высокая, настолько чтоб высокогорная тундра сменялась голыми скальными выходами и останцами в вечных снегах, хотя в тени на северном склоне снег может лежать круглый год. Тут иное - обширные луга и невысокий, иногда ледки лес, больше напоминающий ухоженный парк, только без дорожек и людей, и трочащие на вершинках камни-останцы и небольшие скальники, больше похожие на артефакты городов древних цивилизаций.

Виды Айлагушского хребта

Если ещё к этому прибавить какие-то старинных громоздко-пафосных статуй, то вы точно почувствуете себя персонажем саги из Средиземья. Всё это залито солнцем с пробегающими по иссиня-яркому небу белыми облаками, в внизу ковёр из не менее ярких и благоухающих диких цветов и трав, редкие из которых не целебные.

Кадрин-2018
    Есть в этом что-то фэнтезийное... только это - реальность.
    Красоты и пейзажи Айлагушского хребта

В итоге ты наполняешься каким-то сложным глубинным впечатлением, силой, зарядом - не знаю как это описать, который даёт очень странный эффект на очень долгий срок, и заставляет по-иному посмотреть на свою роль в этом мире и жизненные принципы. А тут ещё конь, собака, и ты плывёшь среди всего этого по тропе уходящей в столь же безбрежную и прекрасную даль. Где-то там, в глубине сознания, тлеет странная мысль - "вот бы, что эта дорога не кончалась..."

Кадрин-2018
    Так не хочется, чтоб она кончалась...

Но она обязательно закончится. А пока перспектива прийти на Сармая при свете фонариков перестаёт казаться фантастической. Арчин начинает подгонять группу, а тяжу своими криками даже пугает коней. Но и без этого Аня всё чаще устраивает скачки, в чём её очень охотно поддерживает Бабырган. Резидент пытается её как-то сдержать, поскольку у нас ещё свежи воспоминания утра и 6-й полёт Гоблина, но это никак не коррелируется с общим желанием дойти до Сармая засветло. Впрочем, некоторые всё равно идут медленно, так что особо не влияет ни то, не другое.

И снова Айгулак
    "Вечные" снега Айгулака под нами

Мы минуем красоты Айлагушского хребта, приближаясь к Сальджарскому. Впереди маячат знакомые очень изгибы грив, где нас ждёт седловина Айгуглака, памятник-багажник, и подъём за ними, который для себя мы называем "Инкнимайя".
    И вот уже мы на хребте, и открылся вид на Айгулак. Солнце уже съехало к горизонту, выдав на гора такой закат, от которого дух перехватывает.

Кому-то может показаться этот вид заката неземным. Но это только потому, что этот кто-то давно Землю не видел, засидевшись в цивильных городских коробочках. Это как раз и есть земной вид, а то что видят люди в городе - это всё как раз неестественное, искусственная пустыня паразитирующая на живой природе.

По хребту в закате

Но кроме красот, помимо лирики закат означал одно - теперь будет темнеть, и быстро. Дождя как ни странно нет, сухо, но зная характер Сармая его надо просто ждать и быть готовым к встречи сырости. А значит - нужно шевелить копытами.
    Копытами мы и зашевелили. Любая красота особо ценна тем, что она даётся трудом и потом, усилиями над собой. Вот тут пришлось их приложить, бодро минуя Айгулакскую седловину, и снова посмотрев на маяк-багажник отыскав к немцу тропу, и не делая пауз, а буквально вскачь влететь на "Инкнимаю".
    На Инкнимайе уже не поскачешь, хоть как-тозабраться бы, но пару слов относительно этого места сказать надо. Впервые я тут проходил в 2010 году, в проекте "Айгулакской Цахейлу", так вот, тогда это было абсолютно голое место, покрытое мелкой травкой, изредка внизу чаппаралем и зачаточными кедриками. Открытое продуваемое место. А 4 года спустя мы с Эльфом уже видели низенький лесок, а на кедриках уже шишки. Сейчас это уже крепкие кедры, в которых можно спрятаться не только от ветра. И они образуют пускай реденький и небольшой, но лесок. Всё-таки климат меняется на планете, и тут это очень заметно. И меняется так, что природе это нравится.
    Инкнимаю осилили без приключений, поднявшись спокойно и ровно. Но потом снова ровные участки по Салджарскому хребту, где когда-то мы гоняли на велосипедах. А уж коней ускорить по этому случаю конюхам просто сам Бог велел. Вот они и начали ускорять. Только коням, точнее одному, тому что у самого Арчина, это не понравилось. Он решил, что с него хватит, и при очередной попытке его ускорить, просто устроил Арчину родео, пока тот не вылетел из седла, после чего он ругательно на него фыркнул, скинул арчимаки, с таким посылом "сам таскай свой дерьмо!", и радостно ускакал прочь в горизонт горных далей.
    Арчин парень крепкий во всех отношениях, поэтому свой полёт и побег коня воспринял даже с юмором. Заседлался своими арчимаками, и пошёл рысью с группой, попутно прикидывая, сколько этот беглец-конь продержится. В любом случае, к зиме, когда жрать в тайге станет нечего - придёт как миленький прощенья просить.
    Но пока нам придётся идти с пешим Арчином. Впрочем, тот и пешком идёт так, что кони за ним с неохотой ускоряются. Хотя вверх конечно отстаёт.

Варкается

Тем временем варкалось, и в мове заклюкатали мумзики, и зелюки с ними. А мы ещё ни в одном копыте на Сармае. Кони же давно поняли, что дело идёт к Белому Бому, и стали ускорять шаг. И вот перевал-седловина к Сармаю уже за поворотом. И что мы видим?
    А видим коня Арчина, который с виноватым и обречённым видом стоит на тропе, покорно ожидая своей участи. Он не только не попытался убежать, а даже виновато стал тыкаться в того мордочкой, типа "Прости, загрубил, был не прав, больше не повторится". Арчин на него не злился. Он спокойно поправил окосячившееся седло, которое конь наверняка тоже хоте скинуть но не смог, накинул арчимаки, и забрался наверх. Конь покорно всё воспринял и пошёл как элитно-воспитанный. Что он пережил за это время, небольшое, что так сильно изменило его подход - остаётся загадкой.
    А вот и седловина перевал, с котороно тропа вниз, на Сармай, или через прижимы над пропастью и снегом - на Тутнгой. Но туда мы не пойдём, позднова-то уже. Так что спускаемся снова на Сармай.

Кадрин-2018
    С перевала вниз на Сармай. Кадр не резкий - было уже темно на самом деле для фото.
    Тропа в лог Сармая

Спуск проходит довольно бодро. Единственное, что всех напрягает - это постоянные визги и крики нерпы - она почему-то сильно боялась того, что конь идёт немного быстрее обычного, но не быстрее других. Если её постоянное "Тпру-тру-пру-пру-тру-трру!!" уже не имело никагого воздействия, то визг и крик пугал и без того напряжённых и уставших от долгого перехода - всё же 9 часов ходу это круто для конного похода. Но сделать нерпу потише тоже не получалось, так что её крики нервировали не только коней.

Сармайская поляна уже видна

Однако деваться некуда, и мы спускаемся к полянке-стоянке, где ещё предстоит найти свободное от конских фекалий место для палатки. Но проблема эта сильна наверно была только в первый день - после всего того, что мы пережили с тех пор это вообще не стало проблемой, я даже поставил палатку намного лучше прошлого раза, даже не особо напрягаясь - Бабырган мне помогал.
    Даже костёр развели не сразу - сначала, ожидая дождя, который просто должен быть, иначе это не Сармай, поставили палатки и всё разложили из арчимаков. Коней расседлали и поставили на выкорм где ещё трава осталась. Сухие места под кедрами заняли навалы из сёдел и сбруи - их хоть как-то но надо сушить, чтоб сырыми не вызвать лошадино-спинных болезней у наших коней.
    Как только развели костёр, и заварили там еду - начало мелко накрапывать из сгустившейся тьмы. Сармай - он такой сармайный...

Кадрин-2018
    Ночные посиделки у сармайского костра

У костра конечно все делились впечатлениями. Их настолько много, что они наползали друг на друга, путались и вообще как-то странно воспринимались. Но "короткая дорога" проходит сквозь всё просто красной нитью Ариадны.
    Конечно, всем хочется, в том числе и мне, чтоб завтра было ясно и солнечно, и как-то по курортному провести последний день этого похода спускаясь по Садакулару в Белый Бом. Но я всех расстроил - за всё время, сколько тут не был - Сармай всегда провожал непогодой. Наверно отпускать не хочет.
    На этот случай был разработан план Б: идти не короткой дорогой... как обычно - с перевала вправо чуть по гриве, и вниз сразу на Садакулар, а сделать крюк на Тутунгой. Причина банальна - короткая дорога в такую погоду может стать очень долгой, из=за размокшей тропы на крутом склоне. А тутнгойский спуск - длинный и долгий, но достаточно пологий.
    Конечно и связь с "большой землёй" через спутник была. Но в этот раз ничего особенного сообщить ни мы, не нам не было - только что выходим, все живы не смотря на все усилия, и в сознании. Ничего особенного предпринимать не надо, вечером будем на Белом Бому.

7. Финальный спуск
Ночью снова пошёл дождь. Потом он пошёл уже по-настоящему. Потом по-затяжному. Но к утру стих, оставив после себя промозглую сырость.
Сармайское туманно-промозглое утро

- Чёрный Мамбо-оу!!! Вставай!!! Кони засёдланы, аричимаки собраны, все тебя ждут! - надрывался по привычке Тяжу, собирая коней с место их ночной кормёжки. Но его крики - всего лишь дань ритуалу - сегодня они были не актуальны, во-первых, "Чйрный Мамбоу" давно не спит, но, как и многие другие, ждёт лучшей погоды. Про арчимаки и "все ждут" тоже было скорее ритуально - их ещё никто не собирал даже, и не пытался - все отсыпались до 10-ти утра, а потом вяло вываливались по нужде наружу, где их ждал промозглый туман и знакомая сырость.
Отсюда до Белого Бома уже можно за день пешком дойти. Поэтому с утра "чёрномамбило" всех, за исключением Резидента, который неприкаянно шарахался по стоянке в тумане, озадаченный своим же ранним вставанием. Переживания о времени выхода с маршрута уже остались в прошлом, теперь многих разрывало двоякое чувство - с одной стороны хотелось наконец покончить с этой сыростью, обсохнуть и отоспаться (что с утра и делалось), с другой - как-то грустно заканчивать поход. Я ободрял их тем, что мы ещё не дошли до Белого Бома, и что сюрпризы могут быть и на ровном месте. Никто не возражал, поэтому медленно, но верно начали готовить еду и собираться в дорогу.

Классический Сармай - туман-облако и сырость

А вот какая будет эта дорога - длинная или короткая - болшой вопрос - с утра вроде бы дождь прекратился, ночной, и свозь облака даже пару раз пробились солнечные лучи. Но - не надолго. Почти сразу прилетело из низовьев Ини облако, и давай клубится и глумится над нами прямо на стоянке.

Стоянка на Сармае. Видна антенна спутниковой связи

Мы рассчитывали на быстрый спуск, если будет сухо, более-менее. Поэтому была некоторая выжидательная позиция на погоду. Если к 15 часам не распогодится - выходим как есть, ни смотря ни на что. Хоть снег пойдёт. Ну и идём длинной дорогой через тутунгой. Если расосётся - то короткой, как только станет ясно.
Но время шло, съеден и завтрак и второй завтрак, костёр горит - дров натаскано много, а вместо просветление началось затемнение и замокание. Снова начался дождь, и кажется даже с мокрым снегом, но не уверен. В любом случае собирать арчимаки приходилось отволавивая их в редкие места где не капало, и постоянно бегать к костру - говорили что типа сушится, но вода с небес мочила больше. Так и стояли у костра не понимая что собственно делается.

Сармайские мокрые цуцыки
Никто не знает, что мы тут делаем - сохнем или мокнем
Последняя стоянка этого похода скучной не была. Она была мокрой

Но чем дольше мы ждали, тем мокрее становилось и все начали пропитываться сыростью насквозь. Надо идти, за перевалом может другая погода быть. Совсем другая. Мы начали грузить арчимаки, я усадил Цутея в седло к маме, и ещё некоторое время ждали когда комманда по коням дойдёт до всех. Тяжело преодолевая проникающую сырость, которая как трясина начала засасывать сознание, мы всё таки зачехлились насколько возможно, и брызжа накопившейся в одежде водой двинулись в обратную дорогу на перевал.

Кадрин-2018
Пора в путь - в туман и дождь

Что интересно - никто не ныл, даже наши штатные нытики. Все собраны и сконцентрированы на задаче дойти до Белого Бома. Это даже про Цутея сказать можно - он просто прижался в седле к маме, вцепившись, как на Кадрине - как клещ, и спокойно смотрел, как из тумана выплывает очередное дерево и тропа позади коня так же всасывается в этот туман.

Туман на тропе к перевалу

В итоге подъём на перевал, не смотря на то, что он не самый весёлый и совсем не комфортный, проходил спокойно. Меня же накатывало ностальгическими воспоминаниями о 2012 годе, когда чточно в это время, в этом месте, в точно такую же погоду мы поднимались с велосипедами по этой же тропе. Воспоминания рвали реальность - конь-велосипед, конь-велосипед... где я? Где велосипед? Конь.. а что стало с велосипедом? Усугублялось это тем, что природа и погода с тех пор никак не изменилась, словно застыла во времени. Интересно, зимой она тут такая же?

Кадрин-2018
Подъём к перевалу сквозь туман

Казалось, чем выше поднимаемся - тем туман гуще. Сырость плюс высокогорье, плюс непогода - холодно. Начинают немного коченеть руки. На коне это не большая проблема - приложил к нему - и грей. Тот, который больше потеет, не возражает. Может всё так спокойно и тихо именно благодаря тому, что подмёрзли?
Сармайский перевал в тумане
Что-то много вопросов. Ответ один - надо идти.

Кадрин-2018

Из тумана выплыл знакомый перевал. Тут же устраивается подтяжная с советом стаи, главнй вопрос:
- Так как идём? Сразу вниз, или через Тутунгой?
- Я за Тутунгой. Однозначно. Судя по всему там тоже сыро, и не хотелось бы экстримов в последний день.
- Ну тогда Тутнгой. Дорога будет длинная.
Известие, что мы не пойдём "короткой дорогой" всех как-то даже ободрило. Кадрин всё-таки многому научил.

Нам туда - в туман Тутунгоя

Но до спуска по дороге от Тутунгоя ещё дойти надо, и мы пошли траверсом около гривы в сторону Тутунгойского хребта. Места тоже знакомые. Бабырган может даже узнал бы то место, где от нас сбежали все кони в 2010-м году, и мы их ловили по склону Тутунгоя.
Зато на почти ровных - относительно - участках, где подъёмы и спуски не круты и не долгие, но идёшь постоянно по тропе хорошо заметной и набитой, привели к двум естественным обстоятельствам - наши конюхи, желая не затупить в тумане, идут впереди. Туман начал рассеиваться, уступив место облачности от которой дождём не пахло совсем, а группа наша понятно начала растягиваться. За тихоходами вроде нерпы остался приглядывать Фалькон, ну и забуксовавшая Пчела тоже прибилась к этому агергарду. Вперёд, как ни странно, вышел Гоблин, и с ним наши самые быстрые скакуны - Аня и Бабырган. Резидент и я держимся в центре, пробираясь среди мокрых "душевых" веток.
По всему видно, что тут дождь тоже был - всё мокрое. Но уже нет, и всё бы высохло, если бы было бы солнце, но вместо этого - не плотная облачность. Поэтму сырость не из нас, не из тайги не выветривается.
Тропа свернула вниз, и пошла на спуск. Аня с Бабырганом просто рванули вперёд, утянув за собой резко ускорившегося Гоблина. Арчин и тяжу пытаются не упустить их, чтобы потом не искать по горам заблудившихся (это вряд ли - тропу даже знать не надо - кони сами выйдут). Мы уже спустились примерно с полкилометра, как ожила надрывно рация:
- Вы где? Все ушли, мы остались, мы заблудились!
Оказалось, что наши тихоходы упустили тех, кто впереди из виду, и не могут найти тропу вниз.
- Что там произошло, вы где?
- Мы наверху, - спокойно ответил Фалькон, - Просто не видели, куда вы свернули. Тут я, Нерпа и Пчела с Цутеем.
Последние явно даже не нервничали.
Я откричался спустившимся вниз конюхам - ребята, давайте-ка кто-то назад, а то растеряются. Ошибка была очевидной, и они боа бросились назад вытаскивать "тюленью группу" из зхребетного плена. Пока мы ждали не требуется ли помощь, Бабырган как знаток утянул Аню и Гоблина вниз, в итоге они ушли как отдельная группа, но уже "бабырганья".
- Орёл Беркуту, бабырганью группу останавливать?
- Не пусть спускаются.
- Понял, - радостно отрапортовал Бабырган.
- А вы где?
- Спускаемся мы тут, - ответил до этого молчавший Гоблин.
- Что наверху?
- Нашли. Спускаем.
- Ждать?
- Нет, догоним.
Тут мимо меня вниз промчался Тяжу. Стало понятно, что всё в порядке. Стало быть можно не тормозить и попытаться догнать бабырганью группу. Гоблин периодически стал выходить на связь и сообщать ориентиры типа "переходим ручей", "проходим завал по берегу в обход" и т.п.
Тропа конечно не столь крута, как на коротком пути, но тоже имеет резкие слёты, и выходя на знакомые по ранним походам места, радует своей проторенностью, но не разбитостью.
Погода начинает налаживаться, и после появления в логе ручья - тропа начинает выполаживаться. Около неё всё чаще стали попадаться следы людей, и вообще ими запахло, как ранее на Айлагуше. Мы старались идти быстро, но не настолько, что бы это создавало трудности, тем более на узкой извилистой тропке особенно не разгонишься, хотя мой конь стал намекать что мы как-то медленно идём.
В какой-то момент я заметил впереди мелькающие конские задницы, и понял что нагоняем бабырганью группу. Та шла, надо сказать не очень быстро, но и не вяло медленно, как любит Нерпа. Но догнать её удалось только когда тропа превратилась в дорогу, и то, потому что она остановилась подождать.
На дороге уже группа собралась целиком, я оказался в её хвосте с Нерпой и ТанЯлой. Сырость, которая нас давила с утра уже прошла, но мы всё равно были мокрыми почти до нитки. Спасали тёплые кони, которые просто рвались в белый Бом - для них это нормально, потому что они знают - там конец этим всем сёдлам, подпругам и подхвостникам, снимут даже арканы, и отпустят на все четыре стороны. Седокам же уже мерещились лагманы, манты и сметана в кафе Белого Бома. В это плане интересы сходились. Однако упустить ситуацию на самотёк - и получить какое-нибудь ЧП в паре км от Белого Бома не хотелось. Поэтому, когда мы стали выходить на Садакулар - а там большая поляна где есть место погалопить, что например я не упустил шанса и устроил (ну если честно, то я просто не стал возражать своему коню, который давно уже об этом просил), то получил небольшой нагоняй, хотя никто не пострадал. Но я ещё не знал, насколько паническая реакция на это у той же Нерпы.

Вышли на Садакулар
После дождя в логе Садакулара повылазили трактора

По Садакулару идём уже алюром, часто переходящим в рысь. Бабырган часто впереди, но особо в скачку не играет, а Арчин старательно строит всех в ряд, поскольку знает что сейчас момент ответственный, и кони готовы лететь вперёд, а в этой группе довольно много неопытных, не смотря на всё пережитое, наездников, которые могут запаниковать, вылететь как Гоблин из седла и обнять в полёте что-то крепче их. Так что призывы к сдержанности и порядку вполне справедливы. Собственно, соблюдать его было не сложно - иди за ведущим, не обгоняй, на отставай и собственно всё. Но для этого надо хоть как-то конём управлять.
По пути есть одно место - дом коней. Точнее - конюшня, где они живут и зимуют. Место это кони любят, и когда проходишь мимо, приходится объяснять что "нам туда не надо". Тогда есть шанс быстро пройти мимо. Понятно, что у тех кто поопытней, как и седоков, так и коней, проблем не возникло. А вот у тех кто так и не научился - пришлось побороться. Это вызвало разрыв в колонне, который навёрстывали рысью.

Белый Бом уже близок

Когда мы уже шли по дороге, где до похода я кого-то водил на коне, типа обучения, сзади раздалиь непонятные вопли. После этого началась паника и кони как сговорившись понесли. Впереди был я с Арчином и резидент с бабырганом, следом Аня и Гоблин. Мы быстро восстановили скорость и остановились, сделав в узком месте баррикаду из своих коней, которая и остановила панику сзади.
Оказалось, что причиной паники была Нерпа. Когда её конь пошёл рысью, она испугалась, и начала кричать и визжать. Конь испугался, и понёс. Она заорала ещё сильнее, и конь испугался ещё сильнее. Заодно испугались и остальные, собственно приведя всех в панику. Но в итоге ничего не случилось - коня успокоили, а Нерпе объяснили, что так делать нельзя, и вообще, попросили дать хотя бы в последний день этого похода дойти до Белого Бома без происшествий.
Напутствие подействовало. Оставшийся путь шли спокойно, не считая мелкого коллективного аллюра. Кони же поняв, что уже ничего нового не будет, успокоились, и шли не пытаясь ускорить процесс.
Начало варкаться. Зелюки мумзики, короче Белый Бом уже не за углом, и мы медленно и мечально, сквозь невесть откуда взявшийся и исчезнувший мелки дождик, вышли на Чуйский тракт, перешли его и спустились на территорию базы.

Кадрин-2018
Неподдельная радость: мы выжили, мы дошли

Аржар выбежал встречать, заодно узнать что и как. Внятно разговаривать способны оказались не многие. Ему дали фотик Чёрной Мамбы что бы запечатлеть эти физиономии сразу после похода. Конечно надо слезать с коней, снимать арчимаки, сёдла, тохуны и так далее, тем более все так долго к этому шли, но тут выяснилось, что группа просто приросла к сёдлам, и не в состоянии вот так сразу отклеится от них.

Приросли к сёдлам

Действительно - в голове с трудом укладывается мысль, что всё закончилось, и "короткие дороги", дожди, буреломы, спуски и всё-всё осталось позади. Что ещё не ночь и не глубокий вечер, что не надо думать о костре и палатке, просто всё, конец похода - как-то с трудом, но доходило. Тогда я решил взбодрить группу, напомнив, что на самом деле это было только начало, и впереди нас ждёт ещё один конный поход на Сайлюгем.
- Ну что, выжившие... "Детский поход" закончился, далее будет "взрослый"...
- А-а-а-а! - в ответ эмоции, которые сложно описать. Причём - разные.

Кадрин-2018
Лица этих ковбоев знают, что закончился "детский" поход, а впереди ещё "взрослый"

Конечно, мы слезли с коней, разседлали, и отпустили на волю. Оттащили в Аил арчимаки, выдохнули и пошли в кафе толи обедать, толи ужинать, сами не разберёмся. Однако на этом заканчивать не стоит - есть сцена, которая достойна внимания для завершения отчёта.
Итак, идём в кафе. Идёт Гоблин, сильно храмая на одну ногу и кривясь от боли в боку, тяжело опираяст на танЯлу, которая в камуфляже и разгрузке осталась - только ВВЗК скинула. В ножах и рациях, с подсумками для запасных батарей и прочего что должно быть под рукой. За ними Резидент с перебинтованной ногой Ани. Аня тоже в комплекте. Мокрые, заросшие, мужики не бритые и не умытые. И вот эта компания заходит в кафе, где цивильно жуют свои заказы опрятные автотуристы, обсуждая свои впечатления об Алтае.
В кафе настаёт тишина от немой сцены - все смотрят на нашу компанию пытаясь понять кто это и что произошло. А потом в повисшей паузе раздаётся чей-то робкий вопрос:
- Ребят... вы это что, с войны?
- Нет. Мы из детского похода...

Вместо Эпилога

База туркомплекса "АК-Боом"

• На следующий день всё по плану: Арчин уехал в Усть-Кан, так и не вернув футболку Резиденту, а тот уехал с Чёрной Мамбой и Аней в Акташ диагностировать травмы (разумеется, ничего серьёзного - просто ушибы разной степени тяжести). Пчела с Цутеем и Нерпой уехали на свои самолёты-поезда в Барнаул. Я с Фальконом и Бабырганом пошёл штурмовать вершину Белого Бома - большой белый утёс, возвышающийся в этом месте над Чуйским трактом. По сути мы отдыхали и готовились к следующему конному походу на Сайлюгем. Аржан, внимательно изучив итоги первого похода отказался оставлять нам одного конюха, Тяжу, и назначил второго - Володю.
    Этот Володя - личность особенная и не простая. Во-первых, в отличие от всех прочих он действительно знает окрестные и не только горы, это маргинал, старая кость и немного шаман по совместительству. Именно он был нашим проводником и конюхом в первом конном походе с Бабырганом - "Айгулакское цахейлу", и вообще "Бабырганом" называть моего сына тогда он и придумал. И это очень далеко не всё, что про него известно...

Кадрин-2018
    Внутри аила, где мы обитаем

И вот теперь снова мы с ним в одной упряжке должны идти на Сайлюгем - место хоть и на Северочуйском хребте, но малохоженное, туристов там не бывает, если только на элитной базе Фролова появлялись. Этим оно и интересно, но об этом уже другой отчёт.

Володя шаманит на Чан-Ханском перевале

И вот, Володя, пришёл на регконсцировку. Мы с ним присели у стенки аила, за которой отдыхала группа от "короткой дороги" Кадрина. Стенка тонкая, летняя, так что всё что мы говорим прекрасно слышно внутри всей группе.
    - Так куда идём? Какой Сайлюгем? - вопрос не праздный, Сайлюгема на самом деле два, и оба в том направлении.
    - Это как вода в Шавле, - отвечаю я, - если высокая, и река не пускает - тогда идём на северный, если можем перейти - то на южный.
    - Вода сейчас злая, много, скорее всего не перейти, только у Шабаги можно, но это большой крюк.
    - Тогда на северный Сайлюгем.
    - А что там делать?
    - Посмотреть на него, разведать подходы к Шавле и возможность веломаршрута на Аргут.
    - Ага. Понял. - оживился Володя, - Ну что, Я ЗНАЮ КОРОТКУЮ ДОРОГУ!

Конец отчёта.

Источник : "http://turizm.lib.ru/k/kwachew_l_j/kadrin.shtml" rel="nofollow"