Виды туризма
На юго-востоке Тверской области есть небольшой городок Кимры. Я обратил на него внимание два года назад, когда планировал водный поход по Угличскому водохранилищу и искал объекты для радиальных вылазок, вносящих разнообразие в походные будни. Энциклопедия “Города России” обещала памятники архитектуры в стиле модерн. Тогда удалось заглянуть в город совсем ненадолго. Понравилось, решили вернуться для более внимательного осмотра, тем более из Москвы ехать меньше трех часов на электричке.
26 октября 2003 г.
Наша команда собирается прямо в вагоне 9-часовой электрички.
Едем через заснеженные подмосковные леса. Планируем следующие выходные провести на природе.
Наконец в половине двенадцатого выходим в Савелово. В центр города еще ехать автобусом по промзоне и мосту через Волгу. Опытные горожане бегом покидают электричку, чтобы занять места в немногочисленных автобусах и маршрутках. Мы не столь тонко ориентируемся в особенностях местного общественного транспорта. Идем смотреть обратное расписание в старинный деревянный вокзал, наслаждаемся свежим воздухом, оглядываемся вокруг. У низкой платформы стоит пригородный поезд Савелово – Сонково – четыре общих вагона, их потянет тепловоз (электрофикация кончается в Савелово). На этом поезде можно доехать в старинные города Кашин и Калязин.
Влезаем в частный автобус восьмого маршрута, идущий в центр. В нем уже полно пассажиров. Висим на поручнях у самых дверей. Можно было и такси взять (их здесь много), но нас 6 человек – очень неудобное число.
Высаживаемся на улице Кирова. (Привет нам на Кимрской земле!) На этой улицы стоит бОльшая часть зданий Кимрского модерна. Есть каменные и деревянные. Несмотря на некоторую облупленность – смотрятся. Заходим в деревянный особняк – хозяйственный магазин. Интерьеры не сохранились, зато очень приятно проходить через рубленное модерновое крыльцо. Особняк стоит в небольшом палисаднике и отделен от тротуара кованым забором. Фактура дерева отлично сочетается со свежим снегом.
Идем по улице на юг, рассматриваем дома.
Сворачиваем на Троицкую улицу, уже от угла видно краснокирпичное заброшенное здание. Его псевдорусская архитектура напоминает наш исторический музей. До революции здесь был гостиный двор.
После – дом советов. Сейчас только пустота и запустение, прикрытые белым снегом и загороженные разросшимся кустарником. Боком к гостиному двору стоит Ленин. Рука указывает куда-то в сторону Твери, мы идем в противоположную сторону, где над Волгой стоит что-то похожее на заводскую трубу. Подошли поближе – оказалось это обелиск из гранита. Форма совсем не круглая, а трехгранная – как русский штык. На гранях надписи в память павших на войне горожанах.
Спускаемся по широкой лестнице к Волге. Набережная весьма живописна. В верхнем ярусе стоят дома. На несколько метров ниже аллея с чугунной оградой. Еще ниже сама Волга. Берег отсыпан крупными камнями. Пообщавшись с Великой Русской Рекой, вновь поднимаемся в город. Проходим через Октябрьскую площадь: мимо здания драмтеатра (которое идет Кимрам, как корове седло), голубых елей, Ленина (кстати, на постаменте вообще ничего не написано). Сворачиваем на ул. Володарского. Здесь тоже есть модерновые здания, но это не особняки, а доходные дома, они смотрятся хуже. Главные их украшения – оконные переплеты в плохом состоянии или заменены на современные. Сворачиваем на ул. Ленина. По поводу ремонтных работ движение здесь перекрыто. Отлично смотрится на фоне нетронутого снега длинное здание архива с модными в Кимрах начала 20-го века маленькими витыми колоннами и чугунной оградой, отделяющей проезжую часть от тротуара (в городе таких много.) Чем дальше от Волги, тем больше Кимры похожи на село. Сворачиваем влево, на ул. Шевченко. Угловой деревянный дом, построенный уже явно после революции. (Резьба под крышей в духе модерна увенчана пятиконечной звездой.) Улица постепенно переходит в рынок. Проходим его насквозь и идем по Троицкой в поисках какого-нибудь общепита. Наконец обнаруживаем кулинарию “Надежда” на углу ул. Кирова. (Жаль, что мы ее не заметили в прошлый раз.) Здесь подают свежую выпечку, горячее, чай.
Изрядно подкрепившись, направляемся в краеведческий музей, который отсюда в двух шагах. Купив билеты на себя и фотоаппарат (по 20 рублей) идем смотреть экспозицию. В первом зале черепки керамики (12 век), такие нам часто попадались во время водных походов по Волге. Нас сопровождает смотрительница музея – Зинаида Николаевна, отвечает на вопросы и сама обращает наше внимание на интересные экспонаты.
Рассматриваем царские врата, они из собора, на месте которого теперь так неудачно стоит драмтеатр. Дальше – зал 19 – начала 20-го века, с макетом “Славное село Кимры”. Все дома в нем узнаваемы, только повернуты лицом к Волге (так объясняет Зинаида Николаевна) даже мы узнаем некоторые здания. На нескольких стендах реалистические деревянные фигурки работы И. М. Абаляева – сапожники и продавцы обуви, отходники, горожане и крестьяне. Еще с прошлого раза остался вопрос, откуда взялась в Кимрах улица Звигздыня – оказалось это латышский революционер, установивший советскую власть в городе. На одной фотографии Зинаида Николаевна показывает нам своего отца в папахе и бушлате – он был лихой красноармеец и революционер. Другая фотография: “штабеля обуви, требующей починки, на станции” (штабеля действительно внушительные).
В обширных нишах собраны характерные интерьеры разных эпох:
начало 20 века – модерновая мебель, изразцовая печь, граммофон;
20-х годов – репродуктор (в котором современные дети признают только спутниковую антенну),
фарфоровая колхозница на кружевной салфетке, вырезанной из газеты;
50-х – коврик с оленями над кроватью с блестящими шарами, телевизор “КВН”;
80-х – стенка, хрусталь, магнитофон, кресла.
Вместе с Зинаидой Николаевной рассматриваем фотографии 70-х годов и идем в зал авиаконструктора А. Н. Туполева, который родился под Кимрами. Здесь модели самолетов от довоенных до сверхзвукового ТУ-144. В нише – настоящее рабочее место Туполева: большой стол, кресло, телефон, снова модели самолетов. Через зал природы, мимо чучела лося, выходим наружу. Спасибо Зинаиде Николаевне!
По улице Урицкого идем смотреть Преображенский собор. Попадаются интересные модерновые домики. Современная застройка стремится быть столь же стильной. От собора сворачиваем налево, на ул. Вагжанова, потом по ул. Карла Либкнехта идем к устью Кимрки. Здесь встречаются старинные дома, явно построенные в подражание особнякам в центре, но вкус и средства не те… Проходим заброшенное здание (видимо бывшая гимназия) – отличный образец архитектуры модерна. Мы снова на улице Кирова. У моста через Кимрку есть пара интересных особняков. В одном узнаем первое здание краеведческого музея (только что видели фотографию). Второе – деревянное с высокой, расширяющийся сверху башней поражает наше воображение уже второй раз.
Спускаемся к Волге и вот перед нами снова сюрприз – модерновое промышленное здание начала века. Скорее всего, это бывшая электростанция. Внутри пусто и заснежено (почему же здесь все самое лучшее заброшено?) У фасада стоит старинная ажурная мачта электропередач с декоративным завершением – ее прямо сейчас надо в политехнический музей. В 100 метрах еще одна, на ней завершение другое, тоже красивое.
Подходим к воде, за гаванью – широким устьем Кимрки на фоне темнеющего неба видны ажурные купола церкви. (Ажурные они потому, что без обшивки – одни скелеты.) Только самый верхний купол на колокольне блестит золотом.
Вот нам и пора домой – мимо гостиного двора, подкрепившись напоследок в “Надежде” идем к автобусной остановке. Уже в темноте мы на вокзале. В киоске продается схема-путеводитель по Кимрам, изданная “Студией-С”. У нас такая уже есть, зато покупаем схему Твери. (Там мы еще не были, поедем – проведем выходной так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.)
Алексей Лапин
Автор - Алексей Лапин (Москва)
Комментарии