Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: VI
Дата: сентябрь 2006 г.

Маршрут: г.Уфа - г.Бишкек - пос. Кожамкул - сплав по р.Кекемерен - Нарын - до Токтогульского автомоста трассы Бишкек-Ош - переезд до пос. Кара-Таш - сплав по р.Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья - г.Узген - г.Бишкек - г.Уфа

Маршрутная книжка: №2006-58

Руководитель: Илистанов Р.Р. (Уфа)

Оформление отчета: Михаил Сергеев, Геннадий Сергеев (Уфа)

Содержание

2.9. Потенциально опасные участки
2.10. Итоги, выводы и рекомендации
2.11. Использованная литература

1. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ.

1.1. Паспорт маршрута.

1. Вид туризма: Водный.
  2. Район путешествия: Тянь-Шань (Кыргызстан).
  3. Нитка маршрута: Г.Уфа - г.Бишкек - г.Нарын - пос. Кожамкул - сплав по р.Кекемерен - Нарын - до Токтогульского автомоста трассы Бишкек-Ош - переезд в пос. Кара-Таш - сплав по р.Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья - г.Узген - г.Бишкек - г.Уфа
  4. Протяжённость маршрута: Сплав 308,5 км., пешком 1км. Итого: 309,5км.
  5. Продолжительность путешествия: С 1 сентября по 25 сентября 2006 года.
  6. На активной части маршрута: С 5 сентября по 19 сентября. 2006г.
  7. Средства сплава: Кат 2-х мест - 1 шт. Кат 4-х мест - 1шт.
  8. Категория сложности: Шестая.

1.2. Определяющие препятствия.

Уровень воды на реке Кекемерен - средний, на реке Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья - средний.

Кат. сл. Порядок прохождения.
Река Кекемерен
Порог №2 «Прорыв» К–2, К–4.
Порог №3 «Слив» К–2, К–4.
Порог №7 «Лестница» К–2, К–4.
Порог №9 «Моби–Дик» К–2, К–4.
Порог №14 «Кашкасу» К–2, К–4.
Пороги №15–19 К–4, К–2.
Порог №21 «Тура Гоин»–2 К–4, (Сергеев Г.; Илистанов Р.; Мустафин М.; Овчинников В.), К–2.
«4–й каньон» 6 К–2, К–4.
Река Нарын
Камбаратинский каньон К–4 – оверкиль, К–2.
Река Тар
Порог «Талдысу» К–2, К–4.
Порог «Цейтнот» К–2, К–4.
Пороги №9–11 К–2, К–4.
Порог–водопад «Шах» К–4 (Мустафин М.; Овчинников В. Илистанов Р., Черепанов В.), К2–страховка с воды .
Порог «Гроссмейстер» К–2, К–4.
Порог №17 К–2, К–4.
Капчигайский завал К–2. К–4 страховка с воды.
Селевой прорыв «Блиц» 6 К–4 (Мустафин М.; Овчинников В. Илистанов Р., Черепанов В.) , К–2 (Черепанов В. – Мустафин М.).

1.3. Состав группы.

№ п/п Ф.И.О. Максимальный туристский опыт Спорт. Разряд Обязанности в группе
1 Илистанов Рафаэль Рашитович Р.Чон–Кемин, Кекемерен, Майдантал, Пскем 6 к. с. рук. р. Чарын 6 к.с. рук. Р. Чуя 6 к.с. рук. Р. Арпа – М.Нарын 6 к.с. рук. МС РФ Руководитель, кап. К–2
2 Сергеев Михаил Александрович р. Канязь, Сорбо 5 к.с. рук. р.Томпуда 4усл. к.с. рук. Р. Арпа – М.Нарын 6 к.с. уч. КМС К–4 видеооператор. Завхоз.
3 Сергеев Геннадий Александрович р.Джабаш–Гол – Шишхид–Гол – Кызыл–Хем – Каа–Хем 5 к.с.уч. КМС Кап. К–4, фото.
4 Мустафин Марат Мидхатович р.Чулышман 6 к.с. уч. р.Чуя 6 к.с. уч. Р.Арпа – М.Нарын 6 к.с. уч. КМС. К–4, ремонтник.
5 Овчинников Виктор Геннадьевич р.Кучерла – Аргут – Чуя – Катунь 5 к.с. уч. 1 разр. К–4, медик.
6 Черепанов Владислав Александрович р.Чуя 6 к.с.уч. р.Кекемерен – Чон–Кемин 6 к. с. уч. 1 разр. К–2, матрос.

1.4. Адрес хранения отчета.

Библиотека водной подкомиссии БашРМКК, ул.Ленина, 37, каб.103.

Отчёт, заявочные и маршрутные документы рассмотрены: БашРМКК

В составлении отчёта принимали участие:

Оформление: Илистанов Р. Сергеев М.

Фото: Сергеев Г., Сергеев М., Илистанов Р

2. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА.

2.1. Выбор маршрута.

Варианты проведения маршрута, нами были выбраны, еще весной 2005года, мы хотели пройти связку речек, при этом забраться в малохоженные районы, на те реки, на которых в последние 15-20 лет никто не был,

Таких рек было найдено несколько, в том числе - Арпа-Алабуга. Кроме того, готовились варианты сплава по Гульче - Куршабу, Алай-Куу - Ой-Тал - Тару, Кекемерену, М. Нарыну, Чон-Кемину. Часть этих планов мы осуществили в прошлом году, пройдя связку рек Арпа - М.Нарын - Нарын. В этом году первоначальный выбор пал на новую связку: Кекемерен - Нарын - переезд на Гульчу - Куршаб. Примерно за два месяца до похода С.В.Цветкова прислала по Интернету отчёт Д.С.Шагаева, который в 1997году прошёл Гульчу - Куршаб и в своих "выводах и рекомендациях", сообщал о том, что река неинтересна для сплава, настоящих препятствий на 6-ю категорию мало. Хочется отдельно поблагодарить Свету Викторовну, за ценную информацию, но особых проблем и вопросов "Куда идти?", она не вызвала. Выбор был сделан на следующую по списку реку, находящуюся в том же районе, и к Кекемерену - Нарыну добавились Алай-Куу - Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья.

Для проезда в верховья Ой-Тала и Алай-Куу нужно заказывать погранпропуска, за 20 дней, в погранотряде города Ош. Связавшись с Махмудовым Иминджаном Азимовичем в г.Ош, мы узнали, что оформление пропусков сильно подорожало (20 долларов с человека). За полторы недели до похода руководитель группы связался по телефону с одним из первопроходцев этой реки, Говором В.В. Валерий Васильевич дружески посоветовал: "Начинай ниже - всё-равно в верховьях хороших порогов нет и погранпропуска будут не нужны". Из отчёта 17-летней давности (более поздней информации в доступном пространстве нет), группа из Новосибирска, рук. Топчилов Д.М., следовало, что основные сложные пороги, начинаются в Большом каньоне реки Тар. Маршрут сразу изменили и решили начать сплав от киш. Кара-Таш.

Начиная с конца мая 2006года въезд в Киргизию возможен по внутренним российским паспортам. Правительство Киргизии даже выпустило постановление, разрешив гражданам России и Казахстана, до 60 суток находится в стране без регистрации, в органах МВД. Мы благоразумно запаслись копией этого постановления.

Состав нашей группы был определен полностью, за две недели до похода. Пять человек из шести, представители одного турклуба - "Энергетик". Последним присоединился представитель т/к "Комета" - Черепанов В. Все участники из г.Уфы.

Итак, при подготовке к походу был определен основной вариант Кекемерен - Нарын, потом переезд на Тар - Кара-Дарья. Если не получится - на Гульчу - Куршаб. Половина группы, горела желанием, в случае быстрого и успешного прохождения основного маршрута, вернуть прошлогодний долг "4-му каньону" на р.Арпа.

На первую часть маршрута мы взяли продуктов на 7 дней, продукты на вторую часть маршрута были закуплены в г.Узген.

2.2. Заброска на маршрут.

Заброску начинали 1 сентября в 21час. 25мин. На микроавтобусе "Газель" отправились в город Оренбург. В четвёртом часу ночи прибыли на ж/д вокзал г. Оренбург. На поезд №18 Москва - Бишкек мест не было. Пришлось ехать дальше в Соль-Илецк. В 5часов утра были в Соль-Илецке. Билетов на этот поезд нет и здесь, как пояснила нам кассирша, билеты не продаются на него всё лето. Поезд №18 пришёл без опозданий в 9час 05мин. (время Астаны). Так как билетов у нас не было, то пришлось приложить немало усилий, чтобы договорится с пограничниками. В результате 2-х часовых переговоров граница и таможня дали добро, и мы с вещами прошли на посадку. Поезд стоял ещё 2часа, проходил погранконтроль. Нам очень повезло, что бригада проводников была из Бишкека, с ними всегда легче договориться. Нас всех поселили в 9-й (бригадирский) вагон, выделили отдельное купе, на шесть человек. Поездка до Бишкека, обошлась по 2000руб. с человека. На границах проблем не было, проверяли только паспорта.

В 10час. 10мин. прибыли на станцию Бишкек-2. Сразу купили билеты на обратную дорогу. Оставили Гену Сергеева с рюкзаками, а сами, разделившись на две группы, поехали на Ошский рынок, за продуктами на первую половину маршрута. Долго закупались, обедали, затем поехали на ж/д вокзал, где нас должна была ждать машина, но её не было. Пришлось снова ехать на Ошский рынок искать машину, к вечеру поиски увенчались успехом.

Выехали из г.Бишкек около 8 час. вечера. В 1час.30мин. ночи водитель выгрузил нас на маленькой полянке, где был стапель в 2003году, ниже посёлка Кожамкул (8-е Марта). Сразу поставили палатки и легли спать.

На внутримаршрутном переезде продукты закупали на рынке в г.Узген. Автотранспорт для заброски непосредственно на реку, также нашли в Узгене. В городе два автовокзала, один ниже рынка, откуда транспорт ходит в города: Бишкек, Ош, Новосибирск, Красноярск и др. Второй выше рынка, откуда транспорт ходит в сельские населённые пункты. Также есть грузовое автопредприятие, где тоже можно найти машину, для заброски, оно находится ниже рынка, напротив автовокзала. Дорога до Кара-Кульджи - асфальт, далее через 5-7км. начинается грунтовка. Пообедать можно в Кара-Кульдже, на рынке, только не ешьте в кафе на втором этаже (свиду самое приличное). После обеда в этом кафе у Сергеева Г. и Илистанова Р., серьёзно болели желудки.

В районе киш.Капчигай была незапланированная остановка на 15-20мин. Трактор чистил дорогу, сбрасывая обвалившуюся породу по склону вниз, в сторону реки. Видимо в этом месте обвалы постоянно, потому что при прохождении Капчигайского завала, мы трижды попадали под камнепад.

В общем надо отметить, что дорога до Кара-Таша довольно тяжёлая и утомительная, идёт высоко в горах.

2.3. Выход с маршрута.

19.09 закончили сплав в г.Узген. Разбирались ниже моста на левом берегу. Сушиться не стали, всё равно идёт дождь. Местное население встретило радушно, компания гулявшая на берегу, угостила нас шашлыками и чаем с лепёшками. Затем один из них подвёз нашу команду на своей машине до гостиницы. В гостинице заказали знаменитый "Узгенский плов". Приготовлен из фирменного Узгенского риса (красный), на бараньем жиру, без добавления масла. Описывать вкус плова, да ещё с бутылочкой хорошего коньяка, не будем, дабы не возбуждать Павловские рефлексы, но настоятельно рекомендуем.

Вечером выехали из Узгена. За 2700 сом наняли "Бусик" до Бишкека. Рано утром были в городе. По дороге видели 7 аварий, после дождя и снега. Гену, Мишу и Витю проводили на вокзал и посадили на поезд.

Вторая половина группы ещё три дня провела на гостеприимной Киргизской земле. 23.09. на поезде №28 Бишкек-Москва в 11час 03мин. отправились в обратный путь домой. Без приключений доехали до г.Соль-Илецк. Особых задержек на границе не было. Переехали на автовокзал, откуда на маршрутном такси доехали до Оренбурга. Без проблем купили билеты на рейсовый автобус до Уфы. Вечером 25.09.06г. в 20часов. все были дома.

2.4. Аварийные выходы с маршрута.

На реке Кекемерен до пос. Арал вдоль реки идёт автодорога, по которой всегда можно выехать в ближайшие посёлки, или в г.Бишкек. В 4-м каньоне по правому берегу на всём протяжении хорошая тропа, до пос. Орнок, откуда на автотранспорте можно выехать в город, или в пос. Арал.

На реке Нарын в Камбаратинском каньоне, на обоих берегах, по верху, идёт старая автодорога, которая выходит к заброшенному строительству Камбаратинской ГЭС, и далее на трассу Бишкек - Ош. Однако стоит отметить, что выбраться из каньона, на старые дороги очень сложно, крутые осыпные склоны, скальные выходы, отсутствие троп снизу.

На реке Тар достаточно много населёнки, поэтому проблем с тропами и дорогами по обоим берегам нет. Основная автодорога идёт по правому берегу реки.

2.5. Изменения маршрута и их причины.

Изменений маршрута не было.

2.6. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ.

Дни пути Участок пути Км Способ передви-жения Характер пути, препятствия Метео-условия Примечания
1–3 Г. Уфа – г. Бишкек   Поезд
4 Бишкек – пос.Кожамкул 160 Авто
5 Пос.Кожамкул – пор.Прорыв 4 Сплав Шиверы, порог №1 Ясно Стапель.
6 Пор.Прорыв – пор.Лестница 6 Сплав Прорыв, Слив, Мост, Ихтиозавр, Лестница. Ясно
7 Пор.Лестница – конец 2–го каньона 29 Сплав Моби–Дик, Кашка–Су, 15–19 пороги, шиверы. Ясно
8 Конец 2–го каньона – пос.Арал 24 Сплав Тура–Гоин–1, Тура–Гоин–2. Ясно
9 Пос.Арал – устье р.Кекемерен 63 Сплав Каньон №4, шиверы, перекаты. Ясно
10 Устье р.Кекемерен – преп.№2 в Камбаратинском каньоне 55 Сплав Шиверы, преп. №1 Камбаратинский каньон. Ясно Переворот К–4.
11 Преп. №2 – мост автотрассы Бишкек–Ош. 20 Сплав Преп. №2, 3. в Камбаратинском каньоне Ясно
12 Переезд до г.Узген (закуп продуктов) далее до пос.Кара–Таш на реке Ой–Тал.   Авто   Ясно
13 4км. Выше пос.Кара–Таш – ниже пор. Талдысу. 12 Сплав Куюс, Талдысу. Ясно Стапель.
14 Пор. Талдысу – пор. Цейтнот 4 Сплав   Ясно Полуднёвка
15 Пор. Цейтнот – Капчигайский завал. 11 Сплав Цейтнот, Шах, Гроссмейстер, №14. Ясно
16 Капчигайский завал 0.5; 1 Сплав. Пешком Порог №15 Ясно Обнос вещей и К–4 (1, 2 ст.)
17 Капчигайский завал – конец последнего каньона 18,5 Сплав Капчигайский завал, Урток, Селев. прорыв «Блиц». Ясно
18 Конец каньона – пос. Кашкат–Джол. 31 Сплав Мелкие перекаты Облачно
19 Пос. Кашкат–Джол – г.Узген. 30 Сплав Мелкие перекаты Дождь Антистапель.
20–25 г.Узген – г. Бишкек – г.Уфа   Авто. Поезд

ИТОГО: 309,5 км. Из них пешком: 1 км. сплав: 308,5 км.

2.7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА.

2.7.1. Река Кекемерен.

Реку Кекемерен, образующуюся от слияния рек Западный Каракол и Суусамыр, можно условно разбить на несколько участков:

1. Начальный участок - от слияния р.р. Западный Каракол и Суусамыр до "Верхнего ущелья". Простой участок, длина около 6 км.

2. "Верхнее ущелье" - начинается от порога "Прорыв" (5С), затем пороги "Слив" (5С), "Мост" (5В), "Ихтиозавр" (5А), "Лестница" 6(А), длина около 5 км., уклон 18 м/км.

3. Простой участок реки длиной 6-7 км.

4. "Первый каньон" - препятствия №8 и №9-"Моби-Дик" (5С). Длина около 1 км.

5. Участок реки длиной 16 км., с уклоном 4,7 м/км. На нем находятся три препятствия №№ 10, 11, 12 и посёлок Кызыл-Ой.

6. "Второй каньон" - длина около 5 км., уклон до 16 м/км. Основные препятствия - порог "Кашкасу" (5С) и непрерывный участок порогов №№ 15 - 19 (5С).

7. Несложный участок реки длиной 2 км.

8. "Третий каньон" - длина около 4 км., уклон до 19 м/км. Начинается с правого притока Тура-Гоин, здесь находятся пороги "Тура-Гоин-1" (5В) и "Тура-Гоин-2" (6В).

9. Простой участок реки длиной 45 км., уклон 4.7 м/км. Имеются два не очень сложных препятствия, здесь же находятся посёлки Арал и Орнок.

10. "Нижнее ущелье" (Четвёртый каньон) - общей длиной 35-37 км. из них каскад порогов около 25 км. Самые сложные - находятся на 10-15 километровом участке выше притока Кебюк-Суу (Кобук).

5 сентября.

Встали в 11час. и сразу занялись строительством судов, продолины на каркас для К-4 пришлось рубить на месте, внешние две получились из березы, внутренние из ивы, к обеду всё было готово. После обеда долго упаковывали вещи, фотографировались перед стартом. В 18час.43мин. отчалили от берега. Экипажи судов были такими, на К-2: Илистанов - Черепанов, на К-4: Сергеев Г., Сергеев М., Мустафин, Овчинников. Походный порядок следования установили: К-2 - К-4, движение тандемом, интервал 15-20метров.

Через 1 км после поселка Кожамкул ("8 Марта") река поворачивает налево, справа галечный островок. За поворотом в русле появляются отдельные камни. Через 300м.- правый поворот. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй левый поворот расположен напротив курумника на правом берегу. Шивера постепенно усложняется. На следующем правом повороте в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим левым поворотом. Для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250м. шиверу, которая представляет начало преп.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. Дорога проходит на левом берегу на высоте 6-10 м.

Препятствие 1.

Довольно бурный, но несложный порог. Начинается с 250 м шиверы. Ширина реки уменьшается до 10-15 м. После шиверы струя разгоняется на горке, которая заканчивается перед преп.2.

Всю начальную часть и порог прошли без разведки, чалясь первым экипажем после "весёленьких" мест, для страховки. После порога №1 зачалились на правом берегу, перед входом в порог "Прорыв". Ходовое время дня 17мин. На большой поляне нашли удобное место для стоянки, ближе к началу порога. Катамараны вытащили на берег, поближе к лагерю.

Препятствие 2. Порог "Прорыв" (5С).

Порог "Прорыв" - одно из наиболее серьезных препятствий Кекемерена. Длина наиболее сложной начальной части около 300 м, падение 12-15 м. Вода скатывается по крутой 200 м горке, на которой россыпь крупных валунов создает сложную систему сливов, валов, пенных ям. Напротив на дороге стоит километровый столб. Ниже на левом берегу выдаются скальные выходы, которые заставляют реку повернуть направо. Струя сжимается и с ходу наваливается на два обливных камня. После этого кульминационного места следует километровый участок "шиверы-порога", представляющий собой каскад сливов, образованных надводными и обливными камнями. "Шивера-порог" переходит без перерыва в преп.3.

6 сентября.

Утром выставили страховку, 2 спасконца, во второй половине порога. Первым пошёл К-2, на заходе в порог придерживались струи у правого берега, затем после первой гряды камней смещались в центр. На правом повороте по центру, падая в очередную бочку с обливного камня кат отбросило к левому берегу и посадило на прибрежные камни. Пришлось перенести кат на 3метра ниже камней, далее продолжили сплав. В конце порога зачалились к левому берегу, затем траверснули струю за огромным камнем и подчалили в улов на правом берегу, ближний к лагерю. Экипаж К-4 на заходе шёл вдоль правого берега, а после первой гряды камней, учтя ошибки К-2, в центр и далее по струе, ближе к правому берегу до конца порога. Чалка на правом берегу, в 30метрах ниже К-2. Порог оказался немного сложнее, чем в 2003году.

Загрузив вещи продолжили сплав.

''Шиверу-порог" между преп.2 и преп.3 шли всей группой одновременно ближе к правому берегу. Чалка к правому берегу.

Препятствие 3. Порог "Слив" (5С).

Один из наиболее серьезных порогов Кекемерена. На протяжении 200 м река проходит через 3 концентрированных слива с высотой падения 1.2, 1 и более 2-х м. В последнем сливе вода падает перед подводным валуном, выше которого образуется мощнейший пенный котел. Прыжок через центр слива представляется весьма опасным по большой воде, а для небольших судов и в малую воду. Имеется струя в левой части слива, которая обходит этот котел, однако попасть в нее очень трудно: предыдущий слив собирает всю воду в центральную струю, а перед основным сливом в левой части реки маневру мешают камни. В нашу воду более простой вариант прохождения - вдоль правого берега.

Проходили наиболее безопасным правым вариантом. Сначала К-2, затем К-4, страховка, фото, видеосъёмка также с правого берега.

Препятствие 4. Порог (5В).

Представляет собой участок реки длиной около 800 м от конца преп.3 до начала горки перед мостом. Начинается шиверой, густо засорённой камнями, которые постепенно оттесняют воду к правому берегу. Струя разгоняется и бьет в два подводных зуба и скалу правого берега. За прижимом через 50-70 м река проходит 1,5м. слив в воротах из огромных валунов и выходов скал. Далее струя снова разгоняется, следует каскад сливов через валуны. После преп.4 около 30 м быстрой струи без камней, которая затем превращается в заходную горку порога "Мост".

Проходили тандемом по струе, избегая навалов на скалы и камни. Чалка к левому берегу в 30 м. выше моста.

Длина участка от моста до порога "Моби-Дик" 11 км, уклон 15 м/км.

Препятствие 5. Порог "Мост" (5В).

Порог начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива. После второго слива справа кусок стоячей воды - первый после начала порогов.

Экипажи К-2 и К-4, проходили первую половину порога под мостом по центру, затем вдоль левого берега, вторую половину через сливы в правой части русла. В последнем сливе, за лев. поворотом, по центру стоял огромный зуб, оба экипажа проходили правее от него. Страховка "морковками" ниже порога с правого берега. Порог несколько сложнее чем в 2003году.

После прохождения порога встали на обед. Катамараны разгрузили, рюкзаки отнесли на порог "Лестница". Вернувшись встретили догнавших нас ребят из Барнаула и Москвы, группа Арутюнова Димы. Думали продолжим сплав дальше вместе, но у ребят порвался кат и они встали на ремонт.

Препятствие 6. Порог "Ихтиозавр" (5А).

Длина 30 м, расположен на правом повороте через 300м. шиверы после порога "Мост". Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи, в нашу воду проходима только левая протока. Правая дробится скалами и валунами, в левой сливы и прижим к скале.

После обеда проходили порог левой протокой без страховки ниже порога. Он довольно несложный, но требует совершить правильный манёвр, чтобы уйти от прижима к левой скале.

Далее сразу прошли участок реки до порога "Лестница". Река проходит через левый, а затем правый повороты. Перед следующим левым поворотом мы зачалились к правому берегу.

Недалеко от этого места на шоссе стоит километровый столб.

Препятствие 7. Порог "Лестница" (6А).

Просмотр всего порога снизу, с берега, но основные участки видны и с дороги. Здесь на протяжении первых 200м. расположено 3 мощных слива через всю реку высотой от 1 до 1.5 м. Далее из правого берега торчит отвесная скала, которую при просмотре нужно обходить сверху. Отсюда начинается основной участок порога длиной 70-80 м, где вода проходит через 4 мощных слива высотой около 1.5 м, последний около 2 м. Каждый слив разорван одним или несколькими надводными или подводными валунами.

После порога "Лестница" река течет прямо еще 500-600 м. На этом участке расположен каскад сливов с большими бочками.

К-2 проходил первые два слива по правому берегу, на втором трековом сливе, был неудачный заход. Пришлось зачалиться в правый крошечный улов и при помощи Сергеева Г., развернув кат против струи, с большим трудом вышли на слив, затем сместились к самому левому берегу. Слева бочки более простые, а последний слив шли по центру, потом влево, обходя, бочку справа, чалка направо. Страховка первого катамарана с правого берега сразу за порогом и ниже выходной шиверы. К-4 прошёл порог аналогично, но первые сливы взял по центру, страховка с К-2. Сплавившись, ещё немного, встали на большой поляне ниже порога, с дровами проблема.

7 сентября.

После правого поворота препятствия упрощаются. Здесь закончился каскад порогов "Верхнего ущелья" Кекемерена.

Следующий отрезок реки длиной 6-7 км до порога "Моби-Дик" существенно проще, он идется 20-30 мин. Через 2-3 км после порога "Лестница" река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог.

Проходили порог ближе к левому берегу.

Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При ее пересечении река входит в "Первый каньон" (т.е. преп.8 и преп.9-порог "Моби-Дик").

Препятствие 8.

Ниже троса в русле лежат отдельные камни - это преп.8. После левого поворота впереди видна красная осыпь с правого берега, огромные камни в русле - ориентиры порога "Моби-Дик". Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.

Через 20 мин. сплава от места ночёвки чалимся на правом берегу, перед порогом "Моби-Дик".

Препятствие 9. Порог "Моби-Дик" (5С).

Начинается с горки длиной 150 м, где в середине реки лежит цепочка крупных валунов, образующих серию сливов и бочек. Справа осыпающийся обрыв высотой 10-12м. Сразу после него мощный концентрированный слив и серия валов. Начинается левый поворот. Основная струя отжимается влево грядой валунов. Начинается горка длиной 50-70м, разорванная на две части обливным камнем. Основная, левая струя проходит через мощнейший слив, бьющий в зуб, при этом образуется опасный котел. Правая струя переваливает через несколько больших обливных камней, сваливается в узкий слив между большими валунами и короткой горкой стекает в основную струю. Можно проходить порог левым вариантом - левее зуба, но он довольно опасен в случае неудачного захода. В нашу воду правый вариант: заход по основной струе до скалы, потом уход на сливе вправо через обливные камни и движение по правой струе, как это было в 2003 году, был трудно выполним из-за некоторого недостатка воды.

Оба наши судна, сначала К-2, затем К-4 довольно четко реализовали правый вариант прохождения, первой половины порога. После серии сливов и бочек оба экипажа уходили влево и по левой стороне прыгали в котёл. Страховка ниже порога с берега, двумя спасконцами.

Продолжаем сплав.

После преп.9 по берегам несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500м низкая терраса.

Характер реки не меняется еще несколько километров.

Участок от конца "Первого каньона" до начала "Второго каньона" имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой террасы, справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера сменяется довольно мощным порогом преп.10 - первый порог участка. Еще через 1км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположено преп.11 - второй порог участка. После левого поворота препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это поселок Кызыл-Ой. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено преп.12 - третий порог этого участка.

Пороги 10, 11, 12 прошли без разведки в походном порядке. В конце посёлка Кызыл-Ой остановились на обед. Пока обедали, нас обогнали Барнаульские ребята.

В конце левого поворота видно, что впереди река снова входит в ущелье - "Второй каньон".

Участок " Второй и третий каньоны"- длина 11км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. Здесь расположена вторая часть наиболее сложных порогов Кекемерена. После поляны река проходит левый поворот. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на правом повороте переходит в порог.

Препятствие 13.

Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30-40 м над рекой. В русле много темно-серых валунов, длина порога 150-200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало преп. 14.

После обеда до порога шли 18мин. Проходили тандемом без разведки по центру реки.

Препятствие 14. Порог "Кашкасу" (5С).

Длина порога 200-250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень "Голова ящера", отколовшийся от скалы левого берега. В проходе слева от камня образуется довольно сложные завихрения. Через 20-30м струя налетает на россыпь валунов среднего размера. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья еще несколько узких проходов, потом следует более спокойный 100м отрезок реки.

Так как первый экипаж К-2 был знаком с этим порогом, то решили идти без разведки. Входную часть порога прошли по центу, затем слева от "Головы ящера", после неё ближе к правому берегу уходя от огромной бочки с зубом, а заключительную часть порога ближе к левому берегу. Порог шли тандемом, интервал 15м. Чалка на правом берегу в 50м. ниже устья притока. Левый вариант прохождения "Головы ящера" оказался чуть сложнее, чем правый, которым проходили в 2003году.

Препятствие 15 - 19. Пороги (5С).

Весь оставшийся участок 2 каньона трудно разбить на пороги и выделить отдельно преп.15, 16, 17, 18, 19. Препятствия проще изучать с прибрежных камней правого берега.

Этот участок несколько проще, чем преп.14, однако надо учитывать узость русла, засоренность его крупными валунами, большую скорость течения, обилие сливов и тупиковых проходов между камнями. На этом отрезке, длинной около 1,5 км., река совершает по одному слабому правому и левому повороту.

Можно выделить начальный участок длиной 200-300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.

Перед началом этой серии порогов зачалились на правый берег, подкачали суда, разведали входную часть. Первым пошёл экипаж К-4, за ним К-2, интервал 20м., шли в основном по струе, попав во все сливы и бочки. Во второй половине этого каскада, зачалились на правом берегу, перекур составил 15мин. К-2 один раз попал в бочку, которая держала около 30сек.

После крутого левого поворота препятствия упрощаются и становятся локальными, разделенными участками быстротоков. Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается 2 каньон.

На выходе из 2-го каньона, снова встретили ребят из смешанной группы Барнаул-Москва.. Остановились на хорошей полянке на правом берегу рядом с ними,. Миша Сергеев обнаружил пещеру-штольню рядом с дорогой. Провели хороший вечер, с гитарой и дыней у костра.

8 сентября.

Утром договорились с руководителем параллельной группы, Димой Арутюновым о совместном прохождении порога "Тура-Гоин-2". Принесли свои рюкзаки к ним в машину.

Отсюда до преп.20 в 3-м каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. После окончания 2 каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в 3-й каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до преп.21. Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна.

После 9мин. сплава подошли к 3-му каньону. Чалка на правом берегу перед порогом "Тура-Гоин-1". Просмотрели входную часть.

Препятствие 20. Порог "Тура-Гоин-1" (5В).

Начинается с длинной горки, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50-70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота.

Мы пользовались левой струей для прохождения. Заходная горка пройдена по центру, а слив проходили правым вариантом. Слив длинный и мощный, однако, за ним нет большой пенной ямы.

Ниже скальных ворот у входа в 3-й каньон левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый - крутой земляной осыпью, которая очень затрудняет спуск с дороги к реке. Дорога идет над рекой на высоте 5-15 м, что достаточно удобно для большинства просмотров препятствий 3-го каньона. На протяжении 200 м после слива преп.20 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20-25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка преп.21, сложнейшего порога Кекемерена.

Тандемом прошли "Тура-Гоин-1". Первым шел экипаж К-2, заходя по центру, затем сместился левее и свалился в левые ворота, за ним также прошёл К-4. Чалка ниже скалы, на правом берегу. Там же рядом зачалились ребята из Барнаула и Москвы.

Препятствие 21. Порог "Тура-Гоин-2" (6В).

Длина около 1 км. Начало находится недалеко от километрового столба, конец за следующим столбом. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности, а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом около 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2м., форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 м. после второго ключевого слива обливной камень, потом еще один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. На 400-500 м струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.

Разведку провели по правому берегу. Первым пошёл экипаж К-4 в составе: Илистанов, Сергеев Г., Овчинников, Мустафин. Порог решили проходить поэтапно с перечалкой.

Страховка с берега была организована после 1-го ключевого слива, после 2-го и за 3-им ключевым сливом на участке быстротока, и два человека на левом берегу, всего 8 спасконцов. К-4 заходную часть порога шли вдоль стенки левого берега, далее до первого ключевого слива шли ближе к правому берегу, сам слив прошли по центру недалеко от большого скального обломка справа, второй ключевой слив ближе к правому берегу. Промежуточная чалка к правому берегу за большим камнем на левом повороте реки чуть выше электрической опоры стоящей около дороги. Финальную часть проходили правее центра, в заключительный слив, заходили слева и падали под правый берег. Чалка справа в улове за сливом.

Затем прошёл К-2 из Барнаула.. После них тандемом две двойки, все шли с промежуточной чалкой. Последним шёл экипаж К-2, где вместо Илистанова, почувствовавшего острую боль в правом боку, после прохождения на К-4, с Черепановым отправился Лёша из Барнаула, за что ему огромное спасибо.. Линия движения нашего катамарана была такой же, как и у К-4, промежуточной чалки не было. Порог показался проще, чем в 2003году.

Препятствия 22 - 26.

После преп.21 река поворачивает налево. Через 30- 40 м находится короткий порог - преп.22, перепад 2 - 3 м на 10 м реки. Шли слева. Через 20 -30м река перегорожена еще одной грядой камней. Проход слева через слив или справа, лавируя между камнями. Далее еще один мощный слив. После короткого участка быстротока начинается правый поворот. Сразу за ним очень мощный, но пологий концентрированный слив высотой 1.5 - 2 м (проще проход справа), далее бой в скалу слева. Левый берег - высокая скальная стена. Река поворачивает налево, потом направо. Уклон постепенно падает, но в русле много валунов. До конца препятствий река течет в узком каньоне с осыпающимися стенками, кое-где выходы скал. Глубина каньона 10 - 15м. За левым поворотом правый берег начинает выполаживаться, появляются террасы, горки. Шиверы становятся локальными. Справа ниже каньона находится низкая лесистая терраса, удобная для ночлега. Слева к реке спускаются скалы и осыпи, окрашенные в различные красные и коричневые цвета. Здесь заканчивается участок "3-й каньон".

После прохождения "Тура-Гоина-2", пока мы ждали Сергеева М., барнаульцы ушли раньше нас на 10мин. Пороги 22 - 26 проходили тандемом, сходу без разведки. К низкой лесистой террасе в конце "3-го каньона" подъехал ЗИЛ с нашими рюкзаками. Пока мы выгружали свои вещи, устроили перекус, затем обменялись с ребятами адресами, сфотографировались на память, тепло попрощались и отправились дальше.

Участок "Конец "Третьего каньона" - преп. 1 "Четвертого каньона"

Длина участка 45 км, уклон 4.7 м/км. Имеется лишь два не очень сложных препятствия. После террасы на правом берегу за 3 каньоном отдельные камни в русле попадаются еще в течение нескольких километров. Потом горы далеко отходят. На реке только перекаты, кое-где протоки, галечные острова, подмытые кусты. Окружающие холмы окрашены в красные, желтые, белые, коричневые и прочие цвета. Примерно через час сплава река подходит к холмам и поворачивает направо. Слева впадает небольшая речка Джумгал, вдоль которой проходит шоссе со стороны пос. Рыбачий. Ниже устья слева раскинулся пос. Арал.

От места перекуса до пос. Арал шли 1час. 10мин. Встали на ночлег ниже посёлка на правом берегу.

9 сентября.

Препятствие 1.

Вскоре после Арала река входит в узкое ущелье. Сначала следуют несколько перекатов, потом на реке несколько горок со сливами и разбросанными по руслу камнями - это и есть преп.1, длина 1,5- 2 км. После него река делает несколько зигзагов, и долина резко расширяется. Вскоре слева становится виден пансионат "Маринка". Перед ним подвесной мост.

Препятствие 2.

После пансионата начинается неприятный участок проток, островов, коряг, подмытых кустов длиной около 2 км. За ним следует длинная горка с валами и сливами, всего 250- 300 м. Слева видны строения. Через 4 - 5км на обоих берегах раскинулся пос. Орнок, здесь находится почта.

До посёлка Орнок шли 3,5часа. По пути встретили рыбаков из Бишкека, которые угостили нас рыбкой, помидорами, картошкой.

Сразу за мостом начинается горка, заканчивающаяся двойным прижимом с водоворотами и уловами. Вскоре над рекой видны натянутые 2 троса. Река входит в "Нижнее ущелье" ("Четвертый каньон"). На правом повороте слабая шивера. Справа тянется огромная отвесная стена из красного песчаника ("первая стена")(фото №28). Далее река спокойна с отдельными камнями на протяжении 8 - 10км. Кое-где горки в русле.

Участок "Пороги "Четвертого каньона." (VI к. с.).

Из общей длины "4 каньона" Кекемерена 35 - 37км, каскад порогов занимает около 25 км. Четкие ориентиры порогов указать нельзя. Преп.1 находится после 3-й стены из красного песчаника на правом берегу. Ниже нее река делает излучину вправо, на левом берегу выходы "настоящих" скал. Далее начинается правый поворот, слева видны скалы, справа - заросший курумник, над ним обрыв из песчаника. Здесь начало преп.1.

Препятствие 1.

Горка, справа россыпь валунов. Потом вода проходит через несколько мощных сливов и валов. Длина 150- 200 м. Сразу за преп.1 - пешеходный мостик ("Чертов мост"). Преп.1 лучше смотреть справа.

Мы плыли до преп.2 без разведки. Пройдя преп.1, где К-4 немного накренило, зачалились на правом берегу перед мостом. Подкачали каты, просмотрели порог впереди.

Препятствие 2.

Длина около 300м. Начинается практически сразу под мостиком, где большая бочка - справа. Далее в русле отдельные камни. За ним около 1 км спокойной воды, потом река поворачивает налево и сбегает по горке с камнями. После правого и еще одного левого поворота река разгоняется и на следующем длинном правом повороте проходит через прижим к скалам слева. Через 200 м натянут трос. Река начинает отклоняться вправо. Ниже по долине (в 5 км от троса) виден поперечный хребет, выступающий слева. Преп.4 расположено перед ним, а преп.5 существенно дальше.

Просмотрев данный порог, прошли его в походном порядке. Далее до обеда шли без разведки. Ходовое время 2часа 30мин. - от пос. Орнок, до места обеда. Пройдя преп. 2 остальные препятствия до 15-го после притока Кобук, идентифицировать по нашему уровню воды мы не смогли. От моста, где начиналось препятствие №2 до места обеда прошли, как минимум ещё 14 препятствий и видели 3 троса через реку. Обедали на правом берегу, после острова, расположенного в правой половине русла. По нашему мнению именно после этого острова, начинаются самые сложные пороги 4-го каньона, при чём, чем ближе к притоку Кобук, тем они сложнее. Общая длина этого участка, со сложными порогами не менее 6 км. Во время обеда удалось просмотреть 2-х километровый отрезок, на котором опознали правый приток Актилбырган и насчитали четыре препятствия, до него.

Так как уровень воды, опыт и спортивная подготовка нашей группы позволяли нам идти все остальные препятствия без просмотра, то после обеда, в походном порядке К-2 следом К-4, мы безаварийно прошли остаток каньона. Для других групп приведём описание порогов из отчёта С.И.Черника, которым пользовались мы на маршруте, может им повезёт больше, чем нам?

Препятствие 3.

Расположено через 1,5 км после троса. Это несильный прижим вправо. Два аналогичных препятствия расположены на 700 м выше и на 1200 м ниже преп.3. От последнего прижима около 1,5 км до начала преп. 4.

Препятствие 4.

Несколько сложнее, чем преп.2-3. Река подошла к правому борту долины и начинает прорыв через узкое ущелье. Преп.4 состоит из 2 горок с валунами, расположенных у левого и правого поворотов, длина 400 м. В конце преп.4 левый берег представляет скально-осыпную стенку, справа каскад узеньких террасок. Скорость реки остается высокой. На левом повороте в русле лежат крупные валуны. Долина резко расширяется. Справа впадает ручей Кашкасу, далее за правым поворотом трос через реку. После еще одного правого поворота река скатывается по горке и закладывает вираж влево. Здесь она притормаживает и широко разливается - чувствуется подпор связки преп.5-7. Справа обрывистый земляной склон, слева низкий берег. Этот 200-300метровый прямой участок заканчивается резким правым поворотом. Видно, как река начинает скатываться по горке среди россыпи красноватых камней. Это заход в преп.5. Причаливали для просмотра связки преп.5-7 к левому берегу.

Препятствие 5.

Длина 200 м, переходит без разрыва в преп.6. Камни разных размеров образуют лабиринт, требующий точного маневрирования.

Препятствие 6.

Расположено после левого поворота через 50 - 70 м после преп.5. Длина 600 м. Левый берег низкий. Высокая правая терраса заканчивается в начале преп.6, далее берег становится скально-осыпным. Тропа, идущая по правому берегу, отходит от реки. Вода скатывается по прямой горке, где разбросано несколько крупных обливных камней. Довольно мощные валы, сливы, пенные ямы. Препятствие желательно просмотреть.

Препятствие 7.

Практически без разрыва следует за преп.6. Длина около 400 м. Валы, отдельные камни, сливы. Слева скала, так что при желании просмотреть преп.7 надо чалиться вправо после преп.6. После слабого правого поворота река успокаивается на 100 м. Слева заросший курумник. На правом берегу осыпь вскоре заканчивается, так что рациональнее после прохождения преп.7 причалить вправо за осыпью. После левого поворота река разгоняется и начинает дугу вправо. Уклон русла резко возрастает, берега круто поднимаются. Отсюда начинается 1200-м серьезный участок, переходящий непосредственно в сложное и опасное препятствие п.8. Поэтому его нужно просмотреть, проще всего по тропе правого берега.

Река проходит через короткий каньон; слева монолитные серые скалы, справа - обрыв из серого песчаника. Перед каньоном слабый прижим влево, потом навал на камни у правого берега. В самом каньоне вода разгоняется на горке; мощные валы от выступов скал и валунов. После каньона участок быстротока с валами и сливами, где можно причалить вправо (на верхней террасе есть место для ночевки, оно гораздо хуже вариантов у преп.5-6 и перед преп.11). Через реку натянут трос. Впереди виден поперечный хребтик, выступающий с правого борта долины. Река начинает левый поворот. У правого берега лежит огромный камень. Это ориентиры преп.8.

Препятствие 8.

Это самый серьезный порог в 4 каньоне Кекемерена. Основная часть его - 150 м - начинается на указанном выше левом повороте реки. Здесь слева выступает россыпь крупных валунов, которые основная часть струи обходит справа. Чуть ниже расположены обливные камни в пр. части реки, на которые сильно наваливает центральная струя. Струя после этого проходит через несколько сливов и в конце бьет в большой надводный валун с острой вершиной. Именно этот последний участок и представляет особую опасность. Просмотр порога с правого берега.

Препятствие 9.

После преп.8 река успокаивается метров на 200-300. В середине этого участка справа впадает р. Актилбырган. За левым поворотом скорость возрастает, начинается шивера, требующая аккуратного маневрирования. Ее вторая часть за правым поворотом реки соответствует преп.9. Общая длина около 1 км.

Препятствие 10.

За преп.9 следует короткий участок быстротока 100 - 150 м, и на слабом правом зигзаге реки в русле лежат несколько конгломератных глыб, образующих довольно мощный слив. Проходить лучше справа, где слив более пологий. Для просмотра удобна галечная отмель правого берега. Ниже преп.10 на реке на протяжении 2 км находится несколько горок с мощными валами.

С участка реки после преп.10 видно, что долина впереди перегорожена невысоким земляным хребтиком (высота у реки 40-50 м, наверху плоская безлесная терраса), который река обходит справа, прорываясь через узкое ущелье. В нем расположено преп.12. Справа невысокий осыпной берег, слева плоская лесистая терраса с изобилием дров. Здесь удобное место для ночевки. На берегу крупные валуны. Слева видна узкая долина притока.

Препятствие 11.

Находится на правом повороте реки до входа в ущелье. По стилю напоминает преп.5 - горка с россыпью красноватых камней различных размеров. Длина 200 м. Просматривать удобно с левого берега вместе с преп.12.

Препятствие 12.

После преп.11 река поворачивает налево и входит в короткое узкое ущелье с осыпными берегами (слева можно пройти вдоль воды, хотя и довольно трудно). На протяжении 300 м реку перегораживает несколько гряд валунов, образующих довольно мощные сливы с пенными котлами. Просмотреть препятствие можно по любому берегу. После второго левого поворота долина реки расширяется, преп.12 переходит в простую шиверу.

Препятствие 13.

Через 200 м река поворачивает направо. Слева выступает россыпь валунов, сжимающих струю. Горка. Препятствие простое.

Препятствие 14.

Через 50-70 м быстротока в русле лежат 3 валуна средних размеров. Далее слабый левый поворот, за ним - глыба конгломерата. Река успокаивается. На крутом правом повороте следующая одиночная глыба, затем горка со слабым прижимом вправо. В конце левого поворота еще одна глыба в струе. Преп.14 тоже несложно.

За преп.14 начинает ощущаться подпор каньона Кекемерена, который расположен ниже устья р.Кобук. Река широко разливается, скорость воды падает, появляются галечные отмели и острова. После сухого сая на правом берегу, начинается участок скал. Река поворачивает налево; слабый прижим к скалам сначала правого, потом левого берега. Река входит в узость, где натянуты тросы переправы. Ниже ущелье снова расширяется, река уходит к левому борту долины. Слева - низкая плоская терраса с кустарником и небольшими деревьями; правый берег осыпной, обрывистый, выше плоская терраса. Затем река вплотную подходит к огромным отвесным скалам левого берега и начинает длинный вираж вправо. Здесь расположена несложная для прохождения горка с валами и небольшими пенными ямами. Справа чередуются участки обрывистого берега и галечной отмели. В начале длинного левого поворота находится шивера с валами; справа долина ручья, у берега галечная отмель, с которой видно устье р.Кобук. Слева отвесные скалы, справа осыпной подмытый берег.

Препятствие 15.

Ниже устья р.Кобук река, разгоняясь, врывается в скальный коридор с отвесными стенками. В струе раскиданы валуны, образующие пенные ямы и создающие слабые прижимы к острым скалам обоих берегов. В конце преп.15 - довольно мощный, но пологий слив в скальных воротах. Длина 200 - 250 м. Последний порог прошли довольно легко, в основном вдоль правого берега.

Основной участок порогов оставил приятное впечатление, мы умышленно не выделили категории отдельных порогов, так как по нашему мнению целиком "4-й каньон" заслуживает - (6 к. сл.).

От преп.15 до устья Кекемерен течет в узком скальном каньоне. На выходе из преп.15 находится очень красивый скальный коридор. За ним вода снова разгоняется. В основной струе два больших обливных валуна, их видно со скалы напротив преп.15. В этом месте терраса справа над каньоном прерывается участком отвесных скал, который тропа обходит на очень большой высоте, вблизи вершины горы. Ниже скорость воды все время остается высокой. Хотя препятствия на этом участке технически не сложные - одиночные валуны, пенные ямы, сливы через часть реки, не очень сильные прижимы, мощь реки заставляет относиться к ним с осторожностью. При желании просмотреть этот участок, придется подниматься на тропу правого берега, обходя сверху все береговые скалы. Перед устьем Кекемерена находится пешеходный мостик, натянуты тросы ГМС. Остатки заброшенной ГМС находятся на левом берегу, на стрелке Нарына и Кекемерена. Стрелка представляет собой низкую террасу, где можно найти дрова.

От места обеда до устья Кекемерена шли 1час. 10мин., с одним перекуром. Встали на ночевку на стрелке на песчаной террасе, палатки не ставили, спали под звёздным небом. Воду для приготовления пищи брали из Кекемерена.

10 сентября.

2.7.2. Река Нарын.

Ниже устья Кекемерена горки с небольшими валами. Через 3 км слева впадает река Джуактерек, имеющая довольно выраженную долину. Нарын поворачивает направо. Здесь расположена горка с отдельными камнями. Вторая горка с мощными валами находится немного ниже, за крутым левым поворотом. Берега Нарына на этом отрезке - в основном обрывистые земляные или сланцевые склоны темных расцветок. Вскоре после горок Нарын начинает прорезать поперечный хребет, образуя очень красивый каньон. Препятствия имеются только во второй половине каньона, после поворота реки направо. В устье р.Турук мощные валы. Ниже левого поворота долины Нарына находятся несколько прижимов. Река выходит в широкую долину, характер которой сохраняется до Камбаратинского каньона. Через несколько км, около устья ручья Бызтундук расположена горка с довольно мощными валами и обливными камнями. Затем река вообще успокаивается. Лишь на крутых поворотах возникают слабые прижимы. До Камбаратинского каньона препятствий нет.

Утром поздравили руководителя с Днём рожденья!

Вышли в 10час. До Камбаратинского каньона шли 5час.

Камбаратинский каньон (4,5 - 5км.).

Высокий хребет, при пересечении которого образовался Камбаратинский каньон, хорошо виден уже за 15- 20 км. Нарын начинает делать петли, за 2- 3 км до выхода в каньон появляются галечные острова и отмели. Последняя низкая терраса расположена перед левым поворотом у входа в каньон. Самым заметным ориентиром входа в каньон является серпантин тракторной дороги через всю гору на правом берегу. С галечной отмели правого берега можно подняться на верхнюю террасу по долине сая, впадающего в конце отмели. По этой террасе надо пройти около 800 метров до начала правого поворота, чтобы разглядеть преп. №1, так как первые две входные шиверы, могут показаться серьёзными порогами. Это наиболее сложная часть Камбаратинского каньона р. Нарын.

Препятствие 1. (5С)

На самом правом повороте слева лежат валуны. Вся вода в центре падает со слива, где мощнейшая пенная яма, занимающая половину русла. Узкий проход слева под стеной и чуть пошире справа, с треком под скалой правого берега. Далее в центре - 2м. валы. Валы продолжаются почти до устья левого притока и правого поворота.

Проходили после разведки с правого берега. До начала препятствия не дошли, ошибочно посчитав, что 300 метров от начала каньона достаточно для просмотра. Первую шиверу прошли легко вдоль левого берега. Во вторую расположенную через 150 метров, в скальном коридоре, заходили по центру, затем влево.

Перед преп. №1 К-4 шедший первым, потерял ориентировку и поздно заметил яму-бочку. Отработать влево не успели и упали вниз, катамаран потащило по бочке вправо, затем развернуло против струи и перевернуло. Экипаж К-2 шедший сзади, успел отработать ближе к правому берегу и прошёл по треку, под скалой. К-4 держало перевёрнутый в бочке около 30сек., в это время Сергеев Г. уже зачалился на левом берегу. Сергеев М. самостоятельно на спасжилете с веслом, зачалился в улове под небольшой отвесной скалой на левом берегу. Овчинникова В. экипаж К-2 как на тренировке выловил из воды и зачалил на левом берегу в 80 метрах выше устья притока Каинды. Тяжелее всех пришлось Мустафину М., его крутило в бочке около 20сек., затем выбравшись оттуда, он увидел, что катамаран тоже вышел и подгребая веслом против течения, поймал его. Выбравшись на катамаран, сумел выловить из воды проплывающие мимо фотоаппараты, спасконец, запасное весло. Экипаж К-2 зачалился к левому берегу ниже устья левого притока. К-4 с Мустафиным на борту проплыл дальше.

Руководителем было принято решение собрать троих участников разбросанных по левому берегу в кучу. Это мероприятие заняло около 1часа времени, чему в немалой степени препятствовали труднопроходимые, крутые, обрывистые склоны каньона и скальные берега притока Каинды. Мишу плывущего по реке выловили на спасконец (он вдруг решил переплыть в соседний более удобный улов, но не рассчитал сил и объём воды). Гена успел забраться в гору на 100метров вверх,( видимо вспоминая прошлогодний поход, он прокапывал себе ступени веслом).С трудом удалось объяснить жестами, чтобы он вернулся на терраску с которой ушёл вверх, откуда с помощью спасконца спустили его со скалы (около 12метров) на берег. С Виктором проблем не было. По имевшемуся у нас описанию, о береговой обстановке в каньоне не сказано ни слова. Логично предполагая, что до ближайшего моста перед препятствием №2 не так далеко, экипаж К-2 решает плыть дальше на поиски К-4 и Марата. Место встречи назначили: у моста, или в конце каньона, или около К-4.

Отметим, что препятствия Нарына с его желто-коричневой водой и необычайной мощью при просмотре с большой высоты плохо "читаются", так как нет привычной белой пены и трудно оценить размеры валов и сливов. Участок ниже устья Каинды лучше проходить вдоль левого берега, затем смещаться правее. Далее можно плыть без просмотра до остатков пешеходного мостика. После чисто скального коридора длиной 300- 400 м., огромные скалы справа отходят от реки. Нарын течет в каньоне с невысокими стенками из сильно разрушенных скал. Перед началом длинного правого поворота небольшие валы. В начале поворота через реку перекинут подвесной мост.

К-2 от притока Каинды, до моста шёл около 5мин. (примерно 2 км.). Троп вдоль воды по обоим берегам нет, береговая кромка постоянно обрывается выходами скал, склоны крутые. От моста осталось одно название, да четыре ржавых троса (по нему уже лет 50 никто не ходил). Тропа подхода по левому берегу читается слабо, регулярно пропадая на скальных и крутых сыпучих склонах. Зачалились перед мостом, на правом берегу. Остаток вечера провели в ожидании "троицы" с левого берега, стемнело резко и быстро. К-4 не нашли. Ночевали на огромном плоском камне-плите чуть ниже моста. Вдвоём выпили за здоровье экипажа К-4, за день рожденья руководителя, за удачу, за тех, кто в пути. В общем веселенький и незабываемый получился День рожденья!

11 сентября.

Утром в 9час. 30мин. увидели "троицу" бодро орущую и весело размахивающую руками, высоко на горе (по срезу горы было видно, что они стоят на дороге). Позавтракав, руковод отправился на разведку по правому берегу, преодолев крутой подъём с береговой кромки, вылез на береговую полку. На полке нашлась тропа, которая через небольшой курумник вышла на поляну. На поляне около тропы стоит железный могильный памятник (безымянный). Пройдя ещё около 100м. спустился по склону вниз на прибрежные скалы, под ними находится преп №2.

Препятствие 2. (5В)

Начинается ниже моста. Просмотр возможен по верху, так как вдоль берегов мешают глобальному просмотру выходы скал. Преп.2 начинается с нескольких сливов, затем на крутом правом повороте сильный навал на несколько крупных валунов в левой части русла, в центре бочка. Ниже находится слив с пенными ямами и валами. В его конце каньон заканчивается. Справа огромный улов, из которого выйти трудно даже на катамаране. Река очень круто поворачивает налево, более чем на 90 градусов. На правом берегу, на бугре дом чабана и охранника местных остатков социализма.

До последнего слива от этих скал около 200м. Со скал увидел катамаран, стоящий на ровном киле в правом улове, на берегу палатка, Марат вылез из неё, услышав мой свист. От моста до палатки в пути находился 30мин.

Из рассказа Мустафина М.: После того как я выбрался на кат, вижу, вокруг плывут наши вещи - фотоаппараты, весла, морковка. Пока собирал их, влетел во второе препятствие, вынесло на крупные валуны в левой части русла, с них стащило и сильным порывом ветра кат прибило к левому скалистому берегу. На маленькой береговой кромке, перед входом в последний слив, я отвязал два рюкзака, перевернул кат. Места для ночлега на берегу мало, ниже после слива вижу хороший улов, кучу дров, отличное место для лагеря. Стемнело резко, уже в темноте, привязав все вещи, сел в кат, сразу ушёл под правый берег, в слив заходил правее центра. В бочке только притормозило, далее без проблем зашёл в улов.

Через 15мин. после нашей встречи с Маратом, появился чабан, мы быстро уговорили его за бутылку перевезти наших ребят с левого берега, на подвесной тележке. К этому времени они уже подходили к переправе. В 11час. 30мин. вся группа была на правом берегу. До 16часов обменивались впечатлениями, обедали, поправляли пошатнувшееся настроение.

Итог переворота: холодная, голодная, бессонная ночь у левобережной половины группы, из 9 весел осталось только 6, из трёх спасконцов осталось два, промокла и "умерла" видеокамера Виктора Овчинникова, в остальном потерь не было, но самое главное все были живы и здоровы.

В 16час. 30мин. экипаж К-2 прошёл преп. №2. Порог проходили вдоль правого берега и только последний слив проходили под левой скалой. Затем ещё 45мин. потратили на сборы и разведку следующего препятствия.

Препятствие 3.

Начинается сразу ниже улова двумя длинными шиверами на прямом участке реки, здесь через реку перекинуто много тросов, имеется тележка для переправы. Сразу за левым поворотом вода скатывается по крутой горке, на выходе валы более 2 м. По обоим берегам выходы невысоких скал, образующих "ворота". Порог легко просмотреть справа. Ниже "ворот" река поворачивает направо. Здесь расположена мощная шивера.

Еще несколько шивер находятся ниже на левом повороте реки.

Заходные шиверы проходили тандемом ближе к правому берегу, горку на левом повороте К-4 ближе к левому берегу, К-2 вдоль правого. Следующие шиверы шли по центру.

Далее река успокаивается. После длиной петли на север Нарын входит в еще один красивый каньон, где препятствий практически нет. После каньона река выходит в широкую долину. Ниже левого поворота находится последняя шивера, ориентир - на левом берегу заброшено строительство Камбаратинской ГЭС (старые подъёмные краны и другая строительная техника). За ней течение замедляется. Через 4- 5 км Нарын пересекает шоссе Бишкек-Ош.

Сплав мы закончили в 19час 20мин., за 300 м до моста на отмели левого берега. Переодевшись пошли к мосту, где нас около кафешки ожидала автомашина "Бусик" (Мерседес), для переезда на р.Тар.

12 сентября.

В 5час. утра приехали в г.Узген (от Токтогульского моста - 324км.). На рынке закупили продукты на вторую часть маршрута (тушёнка была из дома, остальное всё есть). Долго искали машину, чтобы продолжить путь (нужна полноприводная или грузовая машина), одни водители отказываются ехать потому, что не знают дорогу, другие потому, что знают. В итоге с большим трудом, к обеду уговорили одного водителя УАЗика, за 6000 сом, ехать с нами в Кара-Таш. Про дорогу можно сказать, что она не хуже Памирского тракта, от Кара-Кульджи до Кара-Таша (около 70км. ехали 4,5часа), в основном идет высоко по горам.

2.7.3. Сплав по рекам Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья.

В верхнем течении река имеет название Алай-Куу, после притока Терек меняет на Ой-Тал, после притока Кара-Бель река называется Тар, а после слияния с Кара-Кульджой - Кара-Дарья. Кара-Дарья сливаясь с Нарыном образует р.Сырдарья.

Река Алай-Куу - малорасходная, сложных препятствий не имеет, находится в закрытой зоне действия Ошского погранотряда, требуются спецпропуска.

Река Ой-Тал - протяженность 40км., средний уклон 7,7 м/км. Сложные препятствия в нижнем ущелье, от р.Кулун до притока Кара-Бель, в основном селевого происхождения.

Река Тар течёт в основном одним руслом в живописном ущелье с шириной поймы до 300 м, ширина реки от 15 до 40м. Объём воды 25-30 кубов в районе пос. Кара-Таш, постепенно возрастает к Селевому прорыву "Блиц" до 50 кубов. Долина U-образная, ровная, прямая. Ширина по дну до 1 км.. Река глубоко врезана в дно и проходит в основном вдоль лев. борта, в верхней части которого видны скальные башни и снежники. По правому борту высоко от воды идёт основная автодорога. До пос. Алай-Талаа река зажата в очень узком ущелье, переходящем в скальные каньоны. Берега поражают количеством и особенно красотой водопадов, почти на всём протяжении реки.

Река Кара-Дарья - течет в густо населённой местности, долина становится ещё шире, единого русла нет, постоянные разбои, много островов. Устья Кара-Кульджи не заметно, река постоянно петляет по широченной долине, основные препятствия - мелкие перекаты. Скорость течения довольно высокая.

13 сентября.

Сплав начинали 3-4км. выше посёлка Кара-Таш - первое место, где дорога спускается близко к реке. Стартовали только в 17часов, долго спали, разбирали продукты, делали мелкий ремонт катов, у Гены болит желудок. Экипажи остались без изменений.

Стартовав, не более, чем через 5мин. подошли к порогу.

Препятствие 1. Порог "Куюс" (5В). 300 м.

Расположен за лев. поворотом в устье лев. притока р.Куюс и образован прорывом его выноса. Перед порогом угадывается завальное море. Начинается порог в 20 м выше устья и охватывает весь конус выноса. На лев берегу небольшой сад и пасека, к которой ведёт пешеходный мост через реку. На входе крутая горка с камнями, под пешеходным мостом слив, далее реку пересекает гряда, проход справа и в сужении высокий слив, под прав. берегом. С моста высота слива скрадывается. Разведка по камням лев. берега, страховка возможна слева, за сливом.

После просмотра шли тандемом. Сначала К-2, затем К-4, манёвр сложный

Поворот долины на запад, справа в щели впадает р.Кара-Бель (местное названье Моголок) и Ой-Тал меняет имя на ТАР (узкий, прямой)

Участок: р.Кара-Бель - р.Акдель.11 км.

За устьем р.Кара-Бель на лев. берегу находится киш.Кара-Таш, за ним первый, короткий, красивый скальный каньон, с высотой стен 5-10м., в конце которого автомобильный мост. Дальше река течёт в осыпных и конгломератных обрывах. До моста в каньоне один несложный порог преп, №2.

Далее до порога "Талдысу" несколько несложных шивер и ещё два простых порожка преп. №3-4.

Все препятствия прошли в походном порядке без разведки.

Препятствие 5. Порог "Талдысу" (5С).

Находится в первой половине петли, огибающей лев, вынос. Справа крутой склон, поросший лесом, у воды стенка, слева курум. по которому можно проводить разведку. В середине порога справа впадает приток. Порог протяжённый, не менее 700 м, насыщен камнями. Можно выделить 3 ступени, в малую воду каждая из ступеней представляет собой отдельный порог.

1ст. Начинается сужением русла россыпью камней слева, в конце россыпи,10 м ворота с бочкой, слева, на большом камне остатки опоры моста. Через 20 м, перед прав. поворотом большой камень в центре, через 15 м река смещается под лев. берег. За прав. поворотом реку перекрывают две глыбы с сильным боем в стену правой. За глыбами струя смещается под прав. берег, отжатая грядой.

Между ступенями быстроток, можно зашвартоваться. Остальные ступени попроще.

2ст. За лев. поворотом слева россыпь камней, за ней устье прав, притока. Реку перегораживает гряда, в 25 м ниже справа, два больших камня и через 10 м ещё одна гряда. На лев. берегу родник, а на прав. терраска, удобная для ночлега. От неё есть тропа, выводящая из ущелья на верхнюю террасу.

3ст. На плавном лев. повороте, в 20 м ниже, река перегорожена грядой из крупных камней, далее через 15 м перед лев. поворотом сильный навал на центральный камень. На повороте слив через всё русло, за ним лев. часть реки закрыта камнем. В 20 м ниже правобережная глыба сжимает реку. В центре сброс с плиты. Заканчивается порог в устье лев. притока.

Проходили после просмотра 1 и 2-й ст. по лев. берегу. Шли тандемом К-2 - К-4, страховка с воды.

На ночёвку встали в 18час. 55мин., место для лагеря выбрали на маленькой косе по лев. берегу.

14 сентября.

Пришла очередь заболеть руководителю (на "Тура-Гоине"2 уже были первые признаки) - всю ночь болел желудок, видимо мы с Геной, что-то съели не то, когда обедали в Кара-Кульдже. Тем не менее собираемся и отплываем в 11час. 20мин.

Препятствие 6. Порог-прижим. (5В).

Находится в скальном каньоне, на Z-образном участке реки. Начинается на прав, повороте в устье лев. притока, падающего со стены. Перед ним спокойная вода. На повороте слева камни. Между стеной и камнями 5 м проход, затем прижим к 20 м прав. стене. За порогом, до лев. поворота в скальном каньоне две простых шиверы по 25 м каждая. Справа небольшой приток.

Прошли после просмотра слева. К-2 - К-4, интервал 20м.

Препятствие 7. Порог. (5В)

Расположен на крутом прав. повороте в 100-150 м ниже устья р.Карой. Перед порогом ряд сливов и узких ворот на прямом участке. На повороте река смещается под прав. берег в камни, поворачивает вправо и сваливается через две плиты, образует бочку, потом ещё одну. Далее струя смещается под выступ прав, стены, за которым следует короткий скальный коридор и продолжение порога в виде отдельных бочек в струе. Заканчивается порог на лев. повороте двумя большими камнями, стоящими справа в вершине острова. За ними устье р.Акбель, впадающей в мелководную лев. протоку.

Прошли после просмотра по лев. берегу. В походном порядке на взаимостраховке.

Большой каньон Тара.

Участок р.Акбель - р.Сарыбия, 3 км, 10 м/км.

За устьем р.Акбель долина сжимается, Тар втягивается в скальный каньон. Слева, вначале, есть терраса, потом крутой склон, скальные выходы и дальше узкая терраса. Справа вначале крутопадающая осыпь, потом гранитная стена, в которую врублена высоко вверху автодорога.

В устье Акбеля можно подняться по крутому задернованному склону на автодорогу. Перед входом в каньон слева есть площадка, однако выйти с неё из ущелья сложно из-за обрывов в верхней части.

Препятствие 8. Порог "Цейтнот" (6В).

Начинается в устье лев. притока. Перед правым поворотом в русле камни, слева скальный обломок, под ним, на повороте, слив с гряды, за ним ещё один. Далее спокойный быстроток 40м. и слева хороший улов. Затем, после очередного слива с бочкой, на прямом участке два крупных центральных надводных камня, стоящие друг за другом, на которые ощутимо давит. Ниже этих камней водопадный слив с бочкой через всё русло, наиболее пологая часть находится под правой стеной, сюда можно попасть вдоль прав, берега через ряд сложных ворот. К стене не сильный прижим, за ним короткий быстроток и начинается заключительная часть порога. Она образована обвалом стены и представляет собой очень крутую горку с тремя рядами бочек, уходящими в глубокий скальный коридор. Первая бочка выносит под лев. стену, за горкой быстроток в каньоне. Горку можно посмотреть слева сверху, при этом слив и бочки скрадываются.

От места ночёвки до порога, шли 55мин. Разведав первую часть, прошли её тандемом, заходя по центру, через ряд сливов и бочек, затем ближе к левому берегу, через обливной зуб. Чалка влево в улов. Решили устроить полуднёвку, руководитель болеет, остальные рыбачат. Мест для палаток нет, спим на береговых камнях.

15 сентября.

Вышли в 12часов. Остаток порога проходили в походном порядке К-2 - К-4. В заходной части оба ката шли по центру, через бочку, затем К-2 ушёл в левую часть, а К-4 не смог отработать и его прижало к камню в центре. Отцепившись от камня ушли в правую часть, под стену. В заключительной части порога К-2 в первую пенную бочку вошёл ближе к центу, в итоге кат развернуло лагом, а во второй чуть не положило. К-4 заходил ближе к левому берегу, куда ощутимо давит, в итоге левого кормового слегка пошкрябало по стене.

Далее до притока Сарыбия, около 2-х км., просмотр порогов затруднен. Река течет постоянно в каньоне, много красивых живописных водопадов. На этом участке можно выделить три порога, очень похожих друг на друга.

Препятствие 9. Порог (5В).

Находится на крутом лев. повороте в виде горки с камнями. Проход виден с судна. Далее на крутом прав, повороте крутая горка с жестким валом и сливами'.

На прямом участке каньона в сужении несколько похожих сливов. Между ними можно встать к любой из стен.

Препятствие 10. Порог (5В).

Начинается на лев. повороте. Перед ним каньон сжимается. Резкий перегиб русла - горка. Струя смещается под лев. стену, затем под правую. За поворотом слева большое улово, далее на прямом участке каньона, в русле камни. Навал на них сильный. Перед следующим поворотом короткий спокойный участок.

Препятствие 11. Порог (5В).

На крутом прав. повороте, струя смещается под лев. берег в камни. Затем на прямом участке перед устьем лев. притока, падающего водопадом, в лев части камни, прав. струя проходит через сливы и бьёт в камень на 1,5 м. вдающийся в русло.

Все пороги пройдены в кильватерном строю К-2 - К-4. Возможны изменения структуры порогов, так как много водопадов.

Этот весь участок можно оценить, как (5С), так как он находится в каньоне и идётся без разведки, на взаимостраховке.

Меандр. Р.Сарыбия - р.Аксай, 3 км, 6 м/км.

Непредсказуемый участок каньона.

NEW. Препятствие 12. Порог (5А).

Находится в устье прав. притока Сарыбия. Справа, сверху на террасе небольшое кладбище. Первая ступень - шивера, длинной 70м., далее быстроток - 30м., и завершается 40м. сбросом воды под лев. стенку, с серией валов и бочек.

Перед порогом зачалились на лев. берег. Долго изучали карту и описание - ориентировались. Упоминание о данном препятствии не нашли. Порог прошли без проблем .

Через 4мин. сплава подошли к новому порогу-водопаду.

NEW. Препятствие 13. Порог-водопад "Шах" (6В).

Образовался по всей видимости недавно. Ориентир - свежий глинянно-конгломератный оползень сошедший с горы левого берега. Когда-то он перекрыл всю реку. Река размыла оползень образовав водопад, общий перепад около 4-х метров на 8 метров. На входе бочка под правым берегом, через пять метров горка заканчивается вертикальным сливом 2,5м. В центре вертикального слива зуб, делящий его пополам, в левой части выход из водопада на береговые камни, в правой пенный котёл длинной 4-5м. Зуб с воды, даже при подходе не заметен. Ниже через 20м навал на обливной камень у лев. берега, дальше большое улово. Длина оползня по берегу 150м.

Чалка на лев. берегу, на быстротоке, уловов нет. Обнос вещей и проводка К-2 по камням и глине лев. берега. Вместо Сергеевых М. и Г. на К-4 сел экипаж К-2. Страховка и съёмка с лев. берега ниже водопада. Заходили по центру, ближе к входной бочке у правого берега. Перед водопадом набрали скорость, прыгали в правую часть. Левым баллоном задели край зуба, левый кормовой чуть не вылетел вперёд, а правого кормового чуть не смыло. Чалка в улове на лев. берегу.

Есть первопрохождение новых порогов!!!

Постепенно река втягивается в узкое ущелье.

Теснина. Р.Аксай - а/м мост Келынтангак, 12 км.

Река зажата в узком ущелье, местами переходящем в каньон.

Через 10мин. сплава река входит в скальный каньон, здесь находится следующий порог.

Препятствие 14. Порог "Аксай". (5А).

Находится в устье р.Аксай, впадающей слева водопадом. Порог образован обвалом. Перед ним справа маленькая коса. Порог представляет собой два последовательных крутых слива с камнями и бочками. Заход справа, затем пересечение струи под лев. стену. В 40 м ниже на лев. повороте прижим к прав. скале.

Прошли сходу, порог читается с воды.

Ещё через 8мин. сплава подошли к следующему препятствию.

Препятствие 15. Порог (5В).

На прямом участке последовательно три бочки, далее быстроток с несколькими пологими, мощными сливами. За прав. поворотом концентрированный слив через всё русло высотой до 1,5м., с пенной бочкой, за ним плёс с уловами по обоим берегам.

Порог просмотрели по правому берегу. Прошли тандемом в походном порядке, сначала ближе к прав. берегу, затем по центру через бочку. Страховка первым судном с воды, из улова ниже порога.

Впереди красные стены, высотой до 50 м, на лев. повороте слабый прижим к прав. стене. За поворотом скальный створ. Река сжимается скальными рёбрами.

Дальше на прямом участке быстроток, отдельные камни, сливы.

Впереди справа от автодороги к реке спускается ровное гладкое ребро. Лев. поворот. Слева на срезе склона видны причудливой формы пласты. Справа в воду уходят ярко выраженные, три скальных ребра. Это ориентир следующего серьёзного порога.

Ходовое время от последнего порога 10мин.

Препятствие 16. Порог "Гроссмейстер". (6А).

Основная часть расположена на лев. повороте. На прав. берегу по срезу скалы в реку скользит ручей. Полная разведка порога невозможна. В начале порога мощная бочка перекрывающая почти всё русло, более пологая под прав. берегом. Через 20м. кульминационная бочка по всему руслу, внизу в пенной яме клык, через 3м., ещё два последовательных зуба, веером разрезающие воду. Далее река камнями с левого берега отжимается к скальным рёбрам правого берега, ширина основного потока 6-8м. В русле образуется горка с большими валами, которая упирается в правобережный валун, отражаясь от него, через 15м. упирается в ещё один камень посреди реки. Заканчивается порог навалом на огромный левобережный валун, с которого косым сливом вода падает вниз вправо. Ниже спокойный участок 50м. Общая длина порога 250-300м.

Зачалились на прав. берегу перед поворотом. Разведали до кульминационной бочки, порог с берега смотрится сложнее, идётся проще. Проходили тандемом, интервал 20м. Первую бочку прошли справа, в основную падали по центру, немного зацепили кормой последний зуб, от прижимов и навалов ушли легче, чем казалось. Страховка на спокойном участке, после порога, с воды.

Препятствие 17. Порог. (5С).

Начинается через 50м., после предыдущего. Состоит из двух ступеней. Первая более простая, несколько бочек и валов, проходится по струе, линию движения видно с воды. Между ступенями быстроток 40м., можно зачалиться на лев. берегу. Вторая ступень более сложная, на входе бочка, которая обходится слева. Далее горка из трёх последовательных бочек, последняя косая с выбросом на выступ скалы правого берега. Ниже большой улов справа. Общая длина порога 150м. Слева на берегу, между ступенями небольшой грот в скале.

Первую ступень прошли сходу. Зачалились между ступенями, встали на обед. Во время обеда просмотрели вторую ступень. Проходили её после обеда. Шли тандемом. К-2 от последнего косого слива ушёл влево, К-4 прошёл по всем бочкам, в последней даже скалу не задел.

Через 5мин. дошли до первого моста.

За мостом прямой 100 м участок, за ним S-образный поворот с горками и прижимами.

Впереди высокий бом. под ним прижим, поворот градусов на 70 и прижим вправо. Река проходит под лев. обрывистым бортом, справа на высокой террасе киш. Капчигай (Терексу) . Впереди, перед пологим прав. поворотом река разбивается на две протоки. Виден второй мост. Швартовка направо к галечнику.

Препятствие 18. Порог (5В).

Находится на плавном правом повороте реки. Длина 130м. В русле много камней в хаотическом порядке, более чистый проход ближе к левому берегу. Справа впадает приток Терексу. Ниже короткий участок с валами, заканчивающийся косой бочкой у левого берега, проход справа. За правой опорой моста хороший улов. Швартовка направо. Впереди возможен непроход, а через 100м. начинается Капчигайский порог.

Разведка справа по берегу с определением дальнейших действий. Решили, встать на правом берегу перед порогом, лагерь поставили около мостика, через приток Терексу. Сразу прибежала куча местного народа, договорились с ними, чтобы ничего не воровали, угостили их печеньем и конфетами. Мелкие дрова собирали вдоль притока и по берегу реки. Все вещи уложили между палатками и под тенты. Ночь прошла нормально, без происшествий.

16 сентября.

Утром с 11часов до 13часов обносили рюкзаки за завал. Обнос тяжёлый с использованием верёвок. Затем прошли порог №15 , в начале ближе к лев. берегу, потом смещаясь ближе к правому. Чалка за правым быком моста.

Препятствие 19. Капчигайский завал. (6С) - (6В).

Пояснение: пороги пройденные на К-2 к категории (6С), по нашему мнению не относятся.

Образован обвалом лев. склона и падением глыб справа, обрушеных при строительстве верхней дороги. В этом месте ко всему река прорывает отрог. Вход завален несколькими глыбами, упавшими справа, слева стена. Под стеной щель, шириной до 3 м. и два пологих слива. За последней глыбой, справа огромный улов - подпор перед водопадом.

Водопад, образован уступом русла. Высота падения около 2 м., ниже в центре обливник. Водная обстановка сложная. Чистого, незакрученного слива нет. Наиболее пологий от прав. берега, частью своей струи пробивает всю бочку и упирается в левобережный камень, остальная струя, через обливной камень валит вниз.

Сразу же за водопадом крутое падение, хаотичные бочки. Кульминационный момент через 70м. перед пологим лев. поворотом, слив с бочкой. Ниже русло густо засорено камнями, на которые сильно давит, между ними мощные сливы и бочки, проходы узкие.

Ниже поворота река на протяжении 450м. поджимается к левой стене. Ширина реки сужается до 15-20м., скорость возрастает, появляются валы. На данном участке имеются две глыбы в центре русла, на которые сильный навал, проходы справа. Порог заканчивается в районе остатков старого пешеходного моста, где через реку перекинуты две трубы, под ними большое улово.

Просмотрев Капчигайский завал, решили К-4 провести вдоль берега, за кульминационный участок, так как, ему там было бы тесновато. Во время проводки чалка зацепилась за камень, потратили 45мин., чтобы освободить её. В виду большой усталости отложили прохождение завала на К-2, на следующий день. Ночевали в конце порога, под небольшой скалой, на камнях.

Находясь в районе порога надо быть предельно внимательным, так как наверху постоянно чистят дорогу, сталкивая вниз камни. Также местные козлы и бараны, лазая по крутым склонам над порогом, периодически создают локальные обвалы.

17 сентября.

Утром после завтрака экипаж К-2 отправился на прохождение завала,. К-4 на страховку с воды, ниже кульминации,. Овчинников В. на видеосъёмку. Входную часть от моста прошли вдоль лев. берега. В водопад заходили по центру, слившись с него, правая струя придавила кат к левобережному камню. В прижатом состоянии находились около 5мин., кат кренило под 45град. С трудом оттолкнувшись от камня, ушли под прав. берег. В бочку перед кульминацией заходили справа, затем прыгали через обливник, под прав. берег, зачалились, для перемещения видеосъёмки. Закончили прохождение основной части завала, вдоль прав. берега, далее тандемом прошли до конца порога.

Погрузив вещи продолжили сплав.

До порога Урток ходовое время составило 25мин. Прошли два несложных порога (преп. №20-21), линия движения просматривается с воды.

Препятствие 22. Порог "Урток". (5В).

Начинается в устье притока Урток, крутым перегибом русла. Разведка сложна, так как по правому берегу скала, а слева приток, который сложно перебродить из-за многоводности. На входе несколько небольших бочек, далее на прав. повороте крутая водяная горка с камнями, где выделяются два слива, ниже струя бьёт в лев. скалу, за ней улово. Порог эмоциональный.

Швартовка на лев. берегу 50м. выше притока. Приток перебродить не смогли. Проходили тандемом, сначала по центру, на водяной горке ближе к лев. берегу. После прижима зачалились в левом улове за скалой.

Сразу сходили просмотрели следующий порог.

Препятствие 23. Порог. (5А).

Находится на следующем лев. повороте. Река немного расширяется, русло сильно засорено камнями, прав. берег - стена. За поворотом река снова сжимается, на прямом участке по центру стоят жёсткие, частые валы. На выходе зуб под лев. скалой. Порог протяжённый.

После просмотра прошли в походном порядке К-2 - К-4. На повороте ближе к прав стене, затем в центр по валам.

Далее с обоих берегов спускаются скальные выходы. В русле отдельные камни, давление на стенки. Каньон постепенно расширяется, переходя в ущелье. Серьёзных препятствий нет.

Затишье. А/м мост Калынтангак - скотогонный мост выше устья р.Токубай слева и р.Учат справа. 3,5 км, 4 м/км.

От а/м моста до скотогонного шли 10мин. Течение ровное, гладкое, скорость около 20км/час. Чалка справа под мостом. Обед.

Препятствие 24. Селевой прорыв "Блиц". (6 к.с.).

Находится между двумя скотогонными мостами, протяженность до 1 км. Сель сошёл по обоим рекам. Перед прорывом вода стоит. Уреза с катамарана не видно. Разведка справа. В пороге можно выделить 4 ступени.

1ст. На входе резкий перегиб, валы, сливы, бочки, река смещается влево, потом через 100м. небольшой поворот направо. На повороте часть струи уходит влево, размывая завал, но основная масса воды идёт под прав. берег. В центре русла образовался каменный остров из остатков селя. После поворота на прямом участке следующая ступень.

2ст. Самая мощная часть прорыва. Река проходит по стиральной доске - бочки, валы, сливы, постоянно. Перед очередным прав. поворотом, немного успокаивается.

3ст. Начинается за прав. поворотом, очень похожа на 2ст., только покороче и на выходе в центре камень. Ниже камня спокойный быстроток, где есть возможность зачалиться в устье ручья на прав. берегу.

4ст. Последняя наиболее простая часть прорыва. На лев. повороте река уходит в камни под прав. берег, а более чистая струя идёт по центру. Заканчивается прорыв прижимом к лев. скале, за пешеходным мостом.

Порог проходили после обеда. Братья Сергеевы отправились на фото, видео съёмку, на К-4 вместо них Илистанов, Черепанов. Входную ступень прошли по центру, во второй ближе к прав. берегу, в третьей по центру, уходя от камня левее. Чалка ниже камня справа в устье ручья. К-2 все ступени прошёл по центру, во второй в одной из бочек кат развернуло полулагом, экипаж быстро сумел выровнять. Страховка спасконцом перед 3-й ступенью. Чалка рядом с К-4. Несмотря на протяжённость порога скорость прохождения обоих судов высокая.

Последнюю ступень шли тандемом.

Последний каньон.

Вход в каньон сразу же за вторым скотогонным мостом. Слева, вверху, на террасе, находится киш. Чалма. Терраса обрывается к реке стеной. Каньон широкий, у одной из стен, как правило галечная коса. Дальше порогов нет, хотя река довольно быстрая, появляются протоки в широкой галечной пойме.

С местом для лагеря в каньоне проблема, мало дров, много удобрения. Только через 40мин. сплава нашли уютную стоянку на лев. берегу.

18 - 19 сентября.

Сплав до а/м моста спортивного интереса не представляет. Река вскоре выходит из каньона, на лев. берегу появляется большой кишлак. Вскоре после него впереди справа виден отрог, на который поднимается асфальтовая автодорога. Справа на горе стоит памятник горному козлу (очень похож на такой же у Тура-Гоина на р.Кекемерен). Автомобильный мост, от него до пос. Кара-Кульджа 2,5 - 3км.

Ходовое время до моста, около 1часа. В придорожных кафе можно поесть и купить некоторые продукты, выбор скудный.

Дальнейший сплав становится совсем скучным. Горы отступают, долина сильно расширяется. Река разбивается на множество проток. Хороших стоянок нет. Берега галечно-песчаные, много населёнки.

Ночевали на огромном песчаном острове, шли 1,5часа от моста.

На следующий день за 2,5часа дошли до моста в г.Узген. Весь день идёт дождь. Разбирались ниже моста на левом берегу. Местное население встретило радушно, компания гулявшая на берегу, угостила нас шашлыками и чаем с лепёшками. Затем один из них подвёз нашу команду на своей машине до гостиницы.

2.8. Обеспечение безопасности.

Для обеспечения безопасности на маршруте каждый член группы имел индивидуальные средства защиты:

1. шлем хоккейный; или горнолыжный
  2. надувной спасжилет;
  3. гидрокостюм;
  4. защитный костюм;
  5. нож;
  6. спички в герметичной упаковке;
  7. зажигалку;
  8. индивидуальный спасконец;

В поход бралось опробованное снаряжение: группа имела медаптечку, кроме основной, каждый имел индивидуальную (в зависимости от своих "болячек"); ремнабор на каждое судно, спасконец - морковка" на каждое судно, запасные весла: одно на К2 и два на К4.

Техническое обеспечение группы.

1. Видеокамера panasonic nv-gs300.
  2. Видеокамера sony.
  3. Фотоаппарат "OLYМPUS" - 1шт.
  4. Фотоаппарат "Fuji S-55" - 1шт

2.9. Потенциально опасные участки.

На маршруте опасными участками являются: все "шестерочные" пороги, пеший выход из Камбаратинского каньона (крутые склоны, высота, отсутствие троп), разведка Капчигайского завала (регулярное осыпание склона).

Список опасных препятствий:

1. Р. Кекемерен: преп. №№ 2 "Прорыв", 3 "Слив", 7 "Лестница", 9 "Моби-Дик", 14 "Кашкасу", № 15-19, 21 "Тура-Гоин - 2", 4-й каньон - 6 к.сл.
  2. Р. Нарын: Камбаратинский каньон - 6 к.сл.
  3. Р. Тар: пороги "Талдысу", "Цейтнот", №9-11, "Шах", "Гроссмейстер", №17, Капчигайский завал, селевой прорыв "Блиц" - 6 к.сл.

2.10. Итоги, выводы и рекомендации.

Киргизский гамбит.

О названии: Гамбит (шахматн) - жертва хоть чем (проще говоря), на шахматной доске, ради выигрыша партии. Мы пожертвовали первоначальным вариантом, заменив реку Гульча - Куршаб на Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья и оказались в выигрышной позиции, пройдя более интересную реку. Три весла и "морковь" подарили Кекемерену - Нарыну и он отпустил нас с миром. Вся группа, просто в восторге, от пройденного маршрута.

Наша команда вполне уверенно совершила технически сложный спортивный маршрут в Средней Азии, пройдя в одном регионе сразу две реки. Сложность и протяженность рек, продолжительность, качество и количество препятствий, безусловно, соответствуют 6 к.сл., для каждой из этих рек.

При описании препятствий на пройденных реках мы использовали классификацию, в которой сложность препятствий измеряется по шестибальной шкале, категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С. При этом к препятствиям 6 к.сл. относятся 5С, 6, 6А, 6В, 6С, к препятствиям 5 к.сл. - 5А, 5В. Препятствия проще мы не классифицировали, а их сложность в отчете не указана.

Нашей группой, в которой были два катамарана, пройдены реки, совершенно разные по характеру препятствий. Наш путь проходил по красивейшей местности. Выбранный нами вариант прохождения маршрута оказался очень логичным, сплавляясь по Кекемерену на юго-запад, мы двигались ближе к Тару.

Нами была пройдена связка рек, первая из которых - Кекемерен - часто посещается туристами-водниками, но мало кто проходит её до конца. Вторая река - Тар - по нашим сведениям, не проходилась 17лет, с 1989г.

Кекемерен - Нарын.

Река рассматривалась нами, как тренировочная, разминочная, перед следующей малоизвестной рекой. Экипаж К-2 уже был знаком с верхней частью реки, поэтому проблем с разведками и обносами вещей не было. Непроизвольно каждый пройденный порог сравнивался, с тем какой он был раньше. Несмотря на то, что воды было чуть меньше, пороги зачастую не стали проще.

Река была пройдена полностью без обносов, всеми судами. График движения составлялся, согласно походу 2003года, с большим запасом надёжности, без гонок и показного героизма. Отклонений от графика не было.

В "4-м каньоне" препятствий на 20-ти километрах конечно больше, чем 15. Но каких-то очень серьёзных нет, хотя наш К-4 три раза притормаживало в бочках, особенно в нижней части каньона. Спортивная хорошо подготовленная группа, способна пройти его сходу, с перечалками и просмотрами в случае необходимости. Однако стоит помнить, что "4-й каньон" всё-таки 6-й к.сл. и насыщенность препятствиями, особенно во второй половине, очень высокая. Наша группа разведывала преп. №2, а также участок 2км. в районе преп. №6-9.

Камбаратинский каньон является достойным завершением маршрута по Кекемерену-Нарыну. Аварийная ситуация при перевороте, была отработана успешно, с минимальными потерями. Пеший выход из каньона оказался сложным и трудоёмким. Не смотря на пережитую стрессовую ситуацию, связанную с раздельной ночёвкой, группа оказалась способна продолжить маршрут и успешно полностью закончить его.

Ой-Тал - Тар - Кара-Дарья.

Наша группа совершила первое полное и сквозное прохождение реки Тар, вместе с вновь образованными двумя порогами.

Идти реку пришлось в режиме первопрохождения - за много лет обстановка на реке сильно изменилась, 80% препятствий не соответствуют техописанию 1989года. Ощущения испытываемые лидирующим экипажем на сплаве, словами передать очень сложно, каждый пройденный порог, как великое открытие, особенно в каньоне. На спокойном участке, именуемом в отчёте Меандр, образовались два новых порога, один из них (6 к.сл.) порог-водопад, был успешно пройден нашей группой.

Тар течет в глубоких каньонах с осыпными конгломератными стенками. Выбраться из каньонов можно не всегда. Район сейсмоопасный, часты оползни и сели, по берегам много красивых водопадов, которые постепенно размывают рыхлую конгломератную породу. Возможно образование новых порогов, или изменение структуры старых.

Техническую сложность реки мы попытались сравнить, с партией в шахматы, выиграть которую по силам, лишь сильным игрокам, где каждый неверный шаг, может привести к поражению. Большинство препятствий даже 5-й к.сл. проходились после предварительной разведки с берега (линия движения с воды не просматривается). Сложность некоторых порогов усугублялась тем, что они находятся непосредственно в каньонах.

Любителей фотосъёмок река порадует фантастической красоты пейзажами водопадов, впадающих в реку по обоим берегам, их разнообразием и количеством.

Оптимальное время для сплава август-сентябрь. Можно сплавляться на любых судах, но наиболее интересно на К-2. Сплав лучше заканчивать на автомосту, откуда 2,5-3 км. до Кара-Кульджи.

Вдоль реки есть возможность автотранспортного сопровождения, только нужна хорошая машина и толковый водитель.

Спортивная хорошо подготовленная группа, от Кара-Таша до Кара-Кульджи (~62 км.), может пройти реку за 3 дня. При составлении графика, мы опирались на отчёт Новосибирцев (рук. Топчилов Д.), они шли 7 дней, мы заложили те же сроки, плюс две днёвки. Фактически мы шли 7 дней, из них первые два, очень мало из-за болезни двух участников, день потеряли на Капчигайском завале, из-за тяжёлого обноса (его можно сократить), и ещё день шли от Кара-Кульджи до Узгена. Если начать сплав выше, то придётся добавить 1-2 дня.

Ребята!!! Стоит сходить в те края, ради того, чтобы попробовать знаменитый Узгенский плов. Плов прекрасного приготовления в новой гостинице около рынка, во дворе отдельный кабинет с достарханом, рядом гуляет павлин-мавлин и две цесарки. Это просто сказка!!!

Для нас после похода осталась одна загадка: "Почему забыли надолго, такую интересную, спортивную речку - Тар?" Надеемся, что после нашего отчёта она станет Хитом сезона.

2.11. Использованная литература.

При подготовке к походу мы использовали следующие отчеты:

1. Черник С.И. Кекемерен - Нарын, Чон-Кемин - Чу 2000год.
  2. №5204 Топчилов Д.М. Алай-Куу - Ой-Тал - Тар, Гульча - Куршаб 1989год.
  3. Илистанов Р.Р. Чон-Кемин, Кекемерен, Майдантал - Пскем 2003год.