Ольга Иванова (Иркутск)
Тип материала: Дневник Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано

Автор - Ольга Иванова (Иркутск)
Автор предисловия - Александр Брюханов.

Действующие лица:
Оля Иванова
Саша Брюханов
Антон Кузьмин

"Если ты сыт, значит у тебя слишком много еды.
Если тебе не холодно, значит у тебя слишком много одежды.
Если ты не испуган, значит у тебя слишком много снаряжения.
Если маршрут пройден, значит он был слишком для тебя прост."
Старая альпинистская истина.

Предисловие
06.06.2004

18:14
Stalker: Рейс Иркутск-Нижнеангарск. Вылет из Иркутска в понедельник и пятницу, 13:40 местного, зацени, успеем на вечерний поезд. Теперь о неприятном, цена - 1700 р.
Stalker: Седло починить надо.
Greed: да уж ... надо бабки подбивать :)
Stalker: На счет меня такая фигня: туда - самолетом, обратно - оленями, в общем вагоне.
Greed: я точно буду знать, что на счет меня завтра ... неудачное время ... надо денег стрелять у кого-то или зарплату раньше просить ... ну, и вообще, с работы отпроситься .
Greed: 21-го или 25-го лететь, видимо.
Greed: для меня 25-го - предпочтительней, но тогда выход получается для тебя впритык.
Stalker: мне лучше 21-го, мне опаздывать никак нельзя. А ты 21-го не можешь?
Greed: 21-е - начало недели, т.е. придется проситься на 2 полных недели... а так - там выходные попадают :)
Stalker: Я вот думаю, может нам Ольгу с собой взять, она Кодар посмотреть хотела. На пик она не пойдет, нас подстрахует. Если мы не спустимся, сгоняет в Чару за спасами.
Greed: загвоздка в том, когда она в Иркутске будет...
Stalker: К тому же она легко пойдет на такую авантюру, отпросится, денег достанет... за ней не заржавеет. Больше у меня кандидатов нет, разве Вася - но тут совпасть должно много чего.
Greed: надо ей тоже сейчас начинать суетиться.
Stalker: Я ее в понедельник-вторник достану, сблатую.
Stalker: А может, вдвоем сходим? Практически соло вариант, круто.
Greed: да уж ....
Greed: я-то всегда "за" :)
Stalker: я бы не хотел, но если придется, то поехал бы.
Greed: а мне все пофиг - я сделан из мяса :)
Stalker: ну, тогда спросим Ольгу, и если она НЕ, то поедем вдвоем.
Greed: можно реальное соло ... один идет с Липриндо, другой - с Чары ... ну и встреча на Эльбе, как говорится :)
Stalker: нафиг!
Greed: : )))))))))
Greed: надо там про скидки посмотреть, кстати ... на билеты ... там молодежная - мы пока канаем. На предварительный заказ ... ну, и т.п.
Stalker: я звонил, в и-нете не смог найти, надо заехать в кассы, при покупке узнать возможные бонусы. Особенно важно знать вес багажа, включенный в стоимость и сколько стоит 1 кг свыше.
Greed: ну, там минимум 20 включено должно быть - будем ОЧЕНЬ тепло одеваться :)
Greed: оттяжки и карабины - на себя :)
Stalker: сошьем себе жилетки, как у Фунтика и все железки туда повесим.
Stalker: может, все-таки на поезде, 21-го?..
Greed: это, конечно, может ... но времени мало останется :(
Stalker: теряем 1 сутки, зато 1 тысячу рублей сэкономим.
Greed: ну, так-то да ...
Stalker: У меня сейчас с бабосами не очень, в июле работаю точно с 10-го по 28-е. 12 тысяч будет, пока для меня тысячу - это критично. Тем более, ты знаешь, что нам всего не хватает, снарягу докупать придется, как минимум - веревку и оттяжки, может, несколько железок.
Greed: надо все-таки узнать его реальную стоимость ... я завтра в кассу заеду ... если ничего нет, то на поезде ... одно разорение с этими поездами ... шахматы, а пахнет все равно водкой.
Stalker: так оно, видимо, и будет.

21-23 июня
Часть 1. Тягомотные подъезды

Самое сложное в путешествии на Кодар - это до него добраться, т.е. вытерпеть х часов пути в поезде. Даже виды БАМа не сильно скрашивают знойное бездействие. Окна раскрыты настежь. Едем на верхних полках, высовываем ноги в окно. Иногда на поворотах, особенно ночью, кажется, что туда можно вытряхнуться. От мыслей о предстоящем походе по телу проносятся электрические волны восторга. Саша составил стартовую таблицу веса участников и их рюкзаков, а так же вычислил процент от массы тела участника:
Антон 77 --- 30 --- 39.0%
Саша 72 --- 29 --- 40.3%
Ольга 48 --- 20 --- 41.7%
Получилось, что самый халявный рюкзак - у Антона? Мы сильно отличаемся от остальных пассажиров. У нас веревки, каски, железо, спальные мешки, ледоруб. К рюкзакам ребят пристёгнуты шахтёрские сапоги. Саша - в шрамах, Антон лечит руку, прокушенную котом. Авторитетно, как медик, заявляет, что хуже бывают только человеческие укусы. Сашины шрамы, бинты Антона, мои восторженные круглые глаза, а главное - старинный ледоруб, больше похожий на кайло, привлёк внимание группы сопровождения, и у нас проверили документы. Соседи расслабились, когда ребята перестали боулдеринговать по багажным полкам, достали шахматы и книги. Едем по БАМу, питаемся вафлями. Я сплю всю дорогу, выключаюсь сразу, как поезд начинает движение. Проезжаем длиннючие туннели, временами кажется, что мы в метро. Показались нагромождения гор. Их кулуары забиты снегом. Антон непринуждённо шутит, что смешно подрезать лавину в конце июня. В Северобайкальске ждём пересадку, батонимся на пляже. Прямо - Баргузинский хребет, справа - Байкальский. Взгляд мечется по горам, не находя знакомых очертаний. В тумане плавают утки. Саша купил книгу Гомера "Илиада. Одиссея", чтобы торжественно и вслух прочитать её с пика БАМ. Я не теряю время и учусь жумарить на спасательской вышке. Если со стременами, то получается. Ребята жумарят без стремян, и даже без жумара, спусковиной на счёт раз-два. Альпинизм - игра не для слабых. Вечером пересели на поезд Северобайкальск - Новая Чара. Светлокожие рыжебородые Антон и Саша сильно обгорели, особенно Саша, только как-то криво, с белой полосой через грудь. Через несколько дней он продемонстрировал, как можно снять толстый слой кожи с живота. При этом мне неподдельно хотелось закрыть глаза руками. За окном пейзажи посуровели - мрачные горы, серии туннелей, глючные названия - Чуро, Леприндо, Токсимо; болота, тундры, озёра, реки, ЛЭП-ки, медведи, мосты. Устрашившись, заполнила титульный лист тетради, типа кто мы и откуда, если что.

24 июня
Часть 2. Напористые подходы

В Новую Чару приехали утром. Погода отличная. Пока ждали автобус до Старой Чары, пробежались по магазинам. Купили тёмные очки, про которые в Иркутске не подумали. (Лучше бы мы варежки купили!) Саша вместо очков купил сметаны для поддержания внутренних ресурсов. Поплутали по старой Чаре. Местный мужчина интеллигентной наружности из дома Сакуканская, 15, обеспокоенный нашими метаниями, подробно объяснил как можно болотами напрямик по коровьим тропам с переправой через пару ручьёв выйти на нужную дорогу. Даже проводил немного, критически оглядел, сказал: "Ничё, парни большие, проскочите". Осудил, что не отметились у спасов, приглашал ночевать если что. Десятью минутами позже, продираясь по болоту по колено в воде и кусаемые комарами, решили, что дяденька-то спасатель, который решил устроить нам проверку болотом перед пиком БАМ. Так ему проще нас из болота возле дома спасти, чем из гор вытащить. Выцарапались на дорогу мокрые и грязные, порадовались отсутствию клещей. Дошли до сворота на Чарскую Пустыню. Припрятали рюкзаки и побежали в радиалку налегке. Единственным препятствием на пути был Сакукан - река большая, быстрая, чистая и холодная с мощным ледовым припаем по теневому берегу. Перебродили без особых проблем, придерживая самого мелкого участника за руку, чтобы не снесло. Посмотрите на фотографии - синий кодарский хребет, грозовое облако над ним, песчаные барханы величиной с дом со следами лисиц и лиственницами вместо пальм. У измученных поездом людей крышу сорвало мгновенно. Накувыркавшись в песке, идем к рюкзакам. Навьючив окаянных на плечи, идём в горы. Закусанный Саша как олень умчался вперед, не поджидая нас даже на развилках. Антон сердится на него и ругается черными словами, что, как известно, является признаком повышенной лавинной опасности. Я иду быстро, как могу, отстаю от Антона не очень сильно, на расстояние еле-видимости. Безвозвратно Сашку мы потеряли на одной из развилок, где он ушёл не в ту сторону, судя по следам. Пытались догнать, кричали, потом плюнули, бросили его на произвол судьбы, съедение волкам с медведями, вернулись и пошли по правильной дороге. Саша догнал нас через час, сказал, что он несколько раз перебродил Сакукан в поисках дороги и снова убежал вперед.
В следующий раз мы с ним встретились у входа в ущелье Сакукана, где он развел костёр, удивляясь, что у него оказались спички. Ужинаем. Погода хмурится. Временами нависает и капает. Обгоревшие ребята стонут, но мазями пользоваться отказываются (наверное, это - мужской характер).

25 июня
День 3

Подъём назначили на 7, выход на 7.30. Проснулась в 7.30, ребят разбудила к 8, вышли в 10. Нормально. Идём медленно, намного медленнее, чем вчера. Ребят расколбасило, и наши силы уравнялись. Следы медведей тоже не позволяют отставать. Сегодня прохладнее. Вообще, с этого дня становится холоднее - то дождь, то снег, то град, то опять ветер. Расслабиться невозможно. Сказать, что ущелье красиво - значит не сказать ничего. Вокруг скалы и водопады. По краям дороги - развалины бараков, столбы с колючей проволокой. Воображение рисует мрачные картины прошлого. Пытаюсь представить себя зэком, ведомым на урановый рудник. Встретили охотника, он показал металлическую мыльницу, прокушенную медведем. Доползли до моста Азаровой, вернее до опор-быков, где он был раньше. Вода большая. Антон сказал, что меня унесёт по любому. Как правильные туристы, решили навесить воздушную переправу. Дальше началось шоу. Антон в трусах и майке, пристрахованный верёвкой, штурмует реку. Он целится на большой плоский камень посреди реки. Его сносит! Но герой успевает уцепиться лапками за микрозацепы и вылезти на камень. Мокрый и дрожащий, он вынужден ждать, пока Саша найдёт и передаст ему подходящий шест, чтобы идти дальше. Как бы Саша не торопился, Антон успел станцевать на камне танец замерзающего Маугли. Получив шест, Антон в бешеном скачке перелетел на тот берег, где стремительно начал помирать от холода, не забыв предварительно привязать верёвку к быку Азаровского моста. Мы с Сашей тоже вяжем нечто похожее на узел. Дальше мой выход. Я должна переправить рюкзаки. Когда я пристегнулась к верёвке и нагрузила её собой, всем стало ясно, что натянута она, мягко говоря, недостаточно туго. Пришлось пустить в ход вторую верёвку и переправлять участников и поняги отдельно. Антон умоляет переправить ему штаны и флиску, но мы не торопимся, вдумчиво пеленаем рюкзаки расходником. После переправы немного культурной программы - посетили могилы геолога Нины Азаровой и сотрудника ВОХР Поливанного, погибшего от злодейской руки.
На ГМС из трёхтомника "книга чуйств", хранящейся рядом с флаконом лака для волос TAFT "Три погоды", узнали интересную версию их гибели. Вроде они были влюблены и замёрзли по очереди на леднике Азаровой или провалились в трещину, преследуемые кем-то третьим-лишним. Большая часть записей сделана юными туристами из города Тында. Дети пишут, что на Кодаре они не впервые, учитывая что их беременные мамы сюда приходили. А вот земляков в тетради мало. Нашли запись Аппачи из Шелехова, иркутян Лены и Миши, завернувших на Кодар случайно мимоходом (!), и женской группы "ангарчанка", руководитель Марина Красноштанова. Перечертили себе схему классического подъёма на пик БАМ.

26 июня
День 4

Опять вместо завтрака надолбились печенек и халвой. Антон слабо пытается заставить нас питаться правильно - супами и кашами с майонезами. Саша громко возмущается, что мы его насильно кормим всякой фигнёй. По-моему, он не проголодался за поход ни разу. Хуже было Антону, он точно хотел есть всё время. Даже когда счастливые миги наступали, и мы чего-нибудь варили, ему не хватало. А мы, "бесчуйственные" твари, давились едой и не догадались варить пацану двойную-тройную порцию. Всё равно крупу домой привезли.
Саша ломится на перевал "Балтийский 1А". Пытаемся его догнать, криками корректируем его движение. Вопреки ожиданиям, Саша вырулил на реальную тропу, даже промаркированную краской. Только она всё равно скоро ушла под снег. Долго и нудно заходим на перевал, траверсируя боковые морены, избегая тропёжки снежников. Постепенно надели всё, даже каски. Переобулись из тапочек в сапоги. Антон ругает себя, что не взял перчатки. Глубокий косяк с его стороны. Я тоже начинаю беспокоиться, что взяла мало тёплой одежды. Сашу греет мысль, что в заначке есть козырная зеленая волосатая майка ЮКОС. На перевале сняли записку туристов из Улан-Удэ. На спуске нашли китайские перчатки, бережно подобрали. Саша открыл летний сезон катания на коврике с перевала. И вот мы, вдохновлённые его примером, летим на коврах по ручью Моника-2, лавируя мимо сбросов. Вид на перевал Моника вызвал у ребят кучу эмоций. С этой стороны он выглядит как 1А, но с другой - это камнеопасная 2Б, не покорившаяся им в прошлом году. Сейчас мы пришли в каменное сердце Кодара. Здесь мы будем жить. Здесь нет травы и деревьев, не считая чахлого деревца с одной живой веткой. Погоды нет, и мы не торопимся. Почистили местечко посреди каменного отвала и поставили палатку. Суровый реальный пейзаж. Холодно. Сушим портянки газовой лампой.

27 июня
День 5

Сегодня воскресение. Следим за погодой. Ветер гоняет туман, пробрасывает снежная крупа. Зябко. Отметили, что ночи здесь белые, наверно попали в полярный день (порадовались, что не в полярную ночь). Сегодня переход небольшой - до балкона под пиком БАМ, где у нас будет базовый лагерь. Идём по морене, собственно, вокруг - только морена, все камни живые. Задеваешь булдыган, он шевелится, ползёт, увлекая за собой соседние. Немного жутко. Подошли к озёрам. Они глубокие, по ним плавают голубые льдины. Любуемся пиками БАМ и Обрез. Готическая форма последнего вызывает особое восхищение. Скалы-останцы на вершинах показывают нам корявые "факи". Озера обходим слева, не как в описании. По камням и снегу. Не знаешь, чему больше доверять - камни нависают подвижным завалом, снежники глубоки и круты, могут отстегнуться и уехать в озеро. Непослушный Саша полез на балкон напрямик. Мы с Антоном ругались, ждали что он сбросит на нас чемодан. Антон надел каску. А я в каске второй день живу. И теплее и спокойнее. Балкон состоит из огромных плоских плит, можно вертолёт посадить. Но на этот аэродром прилетают не только вертолёты. Кругом валяется обломочный материал размером от яблока до автомобиля. Многие чемоданы свежие, без лишайника. Поставили палатку в относительно укромном местечке, входом к пику БАМ, окном на Обрез. Юбку шестиугольной суперпалатки "Мегатест" намертво придавили камнями. Натянули оттяжки. Сидим внутри, варим борщ, мечтаем о погоде. На сладкое сходили под маршрут провесить первые две верёвки на завтра. Подход - длинная крутая живая морена, узким языком тянется к скалам среди снежников. Трясет от холода, комаров нет.

28 июня
Часть 3. Восхождение

"А мы что, теперь альпинисты, да?"

Поставили будильник на 5, 5.15 и 5.30, чтобы выйти в 7. С задачей справились. На улице нормальная зимняя погода, ветер. Кое-где в разрыве снежных облаков синее небо. Взяли с собой: 2 рюкзака, 2 спальника (вместо шубы), 1 коврик для спуска, системы, жумары, нож, 8 оттяжек, 3 френды, крючья железные авиазаводские тяжелые, спусковины, расходник, термос, орехи, курагу, шоколад. Отдельного рассказа требует наша одежда. Я надела на себя всё, что было, кроме купальника: трико, шорты, мембранные штаны, ветровочные штаны; майку, футболку, шерстяной свитер, ещё футболку, синтепоновый жилет, ветровку; на голове косынка, трикотажные шорты, каска; на ногах сапоги с портянками, на руках шерстяные носки. Жарко мне не было ни разу. Антон похвалил, что у меня способности к высотному альпинизму. Ребята оделись проще в 2 - 3 слоя. На ногах - сапоги, на руках - китайские перчатки. Очки забыли в лагере. По случаю полярного дня, время возврата не назначили. Помчались к провешенным верёвкам. Когда их прожумарили, и Саша снял нижнюю, я поняла, что домой меня уже не отпустят, и сегодня я стану альпинистом.
Сначала шли по описанию. Потом где-то как-то сбились. Поднимаемся, встречая чужие спусковые петли. Антон идет забойщиком, организует станции, принимает меня. Я жумарю изо всех сил. Саша корчует станцию, жумарит к нам, собирая по пути железо - крючья, френды, швелера. Лезем вверх то по снегу, то по скалам. Камни ненадёжны, снег неприятен глубиной и крутизной склона. Сбились со счёта провешенных верёвок. Полтинники летят один за другим. Рельеф идет ступенями. Отдельные участки Антон проходит на всю длину верёвки без промежуточных точек страховки с ледорубом. Пролазим камины, вершина прячется, время идёт. Разговор за одну верёвку до вершины:
Саша: Оля, что с твоим носом?
Я: А что?
Саша: У тебя кровь!
Я: Ой! Антон! У меня кровь из носа идет! Я не ударялась!
Антон: Ё-моё! Голова не кружится, не тошнит?
Я: Нет, нормально себя чувствую, на Мунке такого со мной не было.
Антон: Там ты ножками шла, а тут жумарить надо, переутомилась, капилляры лопаются. Что делать будем, помираешь?
Я: Нет, ещё пройдём.
Сижу на вершине под дюралевым тригопунктом, завёрнутая в спальник, красиво помираю от горняжки. Вытираю нос снегом, кровь не унимается. Ребята обеспокоенно смотрят на меня.
Саша: Может это порез?
После краткого медосмотра диагноз "горняжка" заменили на "лёгкий порез ноздри льдинкой или каменной крошкой". Мне резко полегчало, и ранка мгновенно стянулась. Наелись козырных орехов "Коктейль джаз". Сняли записку предшественников, оставили свою, повесили на тригопункт стеклянную лошадку. Видимость отличная, ветер, время 16 часов. Пора вниз. Сначала спускались альпийской связкой, потом дюльферяли по отвесам. При первом же сдёргивании узел сращивания заклинился и Саше пришлось зажумариться снова на 50 метров. Сдвоенная десятка травится через восьмерку туго. Добрый Саша предлагает насыпать мне в рюкзак булдыганов. Склоны пика БАМ оглашались криками "Бойся!". Спустившись с маршрута, сбухтовали лохматую, сели на коврик и поехали домой. Эмоций больше не осталось. Свою палатку обнаружили в несколько странном виде. Она выбралась из-под камней на юбке и отползла в сторонку. Оттяжки оторвались, дуги повело, внутри - кавардак. Неужели здесь ветер был сильнее, чем у нас? Вернули беглянку на место, поели, легли спать. Но не тут-то было! Плита под нами загудела. Землетрясение! Рванулись к выходу, ожидая увидеть грандиозные камнепады, но ничего существенно не осыпалось.

29 июня
Часть 4. Сумашедшие отбеги

"Я пальцы оставил в Кодарских горах,
теперь колченогий хожу по равнинам"

Как не собирались спать полдня, всё равно проснулись утром, наелись сладкого и медленно, ме-е-едле-е-нно стали собираться. Сегодня на удивление жаркий день, но, как всегда, ветреный. Сырые вещи, разложенные на камнях, высыхают мгновенно. Вышли в 12, спустились с балкона и упали от жары. Загораем, едим сгущёнку. Я замечаю, что сладкое перестало казаться сладким, а вода в ручьях кисловатая и как бы густая. Смогли идти дальше, когда ветер принёс очередную факу-макаку. Пересекли на снежнике старые следы медведя или альпиниста, ползущего на руках к вершинам. Спускаемся по Бирокану, притоку Верхнего Сакукана. Бирокан - река живописная до невозможности, тропа проходит по огромным осыпям левого берега. Радость жизни для меня закончилась растяжением голеностопа. Теперь прыгаю с костылём, внимательно смотрю под ноги. Кому что, ребята изрезали вчера руки с перчатками об острые края камней. По Верхнему Сакукану проходит чищенная тропа. По ней мы быстро добрались до устья Нямы.
Здесь началась сказка. Эвенкийская народная. Сначала мы увидели ЧУМ. Настоящий, покрытый корьём лиственницы, нарты, навес. Лес звенел от колокольчиков - между деревьями мелькали светлые шкуры оленей. Беззлобно залаяли собаки. Олени оказались совсем ручными. Они подходили, тыкались мордой в ладони, просили угощения. Чистой соли у нас не было, приправа "вегетта" понравилась только одному оленю, остальные 40 фыркали и отворачивались. На лай собаки пришел эвенк, парнишка 16 лет, широко улыбнулся и сказал: "Здорово!". Оказалось, к нашему восторгу, что его зовут Антон. Он здесь один, остальные ушли провожать парня в армию. Два Антона в знак дружбы народов поменялись сапогами. Местные собаки - Балу, Дамка, Бельчик полюбили Сашу, окружили его, смотрели преданно в глаза, а он угощал их печеньками. Саша их сфотографировал. Я надеюсь, что он повесит их портреты дома или в офисе. Олени чешут огромные рога задними копытами, как кошки. Ночевали мы в чуме на шкурах оленей и снежных баранов. Давно не было так ровно и мягко.

30 июня
День 8

Распрощались с гостеприимным хозяином и уходим вниз. Эвенк Антон сказал, что идти нам 3 часа. Либо он о нас высокого мнения, либо он сам - человек-олень, но мы бежали, как сволочи, до рельсов 6 часов. Я повторно подвернула ногу. Боль резкая, но кратковременная, только останавливаться теперь нельзя. Бежим по болоту. Нас грызут пауты. Мы орём на всю тундру, кто вслух, кто мысленно, чтобы не наглотаться комаров. А кругом - реальный летний Север, хоть заорись. Мы жаждем БАМ, не пик, а магистраль. На одноколейку выскочили под столбом 1701 км. Знаем, что недалеко - разъезд Сакукан, но не знаем в какой стороне. Вариантов всего 2. Пошли налево и ошиблись. Об ошибке мы узнали быстро, не успев осознать её трагичность, от машиниста дизельного локомотива. Он любезно тормознул возле нас и согласился подбросить до Чары. Нашему восторгу не было предела. Мы ехали по БАМу вдоль Кодара, на открытой палубе дизеля, и паутов сносил ветер! Выгрузили нас в 1 км от Чары и за 30 минут до отправления поезда в Северобайкальск. Последний рывок на вокзал. Пробежали мимо Ираклия, который мала-мала подвозил ребят в горы в прошлом году. Однако совсем маленький город. На вокзале узнали, что жили всё это время по Иркутскому времени, отличному от местного на 1 час.

1-3 июля
Часть 5. Нудные отъезды

День на пляже в Северобайкальске, тягомотная дорога домой. Всё.