2 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 1999
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II
Автор - Илья Овчинников (Пущино)

Паспорт маршрута

8. Длина маршрута без учета повторно пройденного пути -- 109;
  9. Максимальная высота -- 3880 м;

Предполагавшаяся нитка маршрута:

пос. Бельтир -- оз. Акколь -- лед. Удачный -- пер. Удачный (1А, 2900) -- ледник Зап. Кара-Оюк -- пер. Щель (1Б, 3400) -- лед. Удачный -- пер. Солнечный (2А, 3050) -- лед. Софийский -- пер. Гребешок (2А, 3050) -- лед. Талдуринский -- р. Талдура -- пос. Бельтир

Пройденная нитка маршрута:
пос. Бельтир -- оз. Акколь -- лед. Удачный -- пер. Солнечный ложн. (2А*, 3500, сн.-лд.) -- лед. Софийский -- пер. Туманный (1Б, 3400, сн.-лд, радиальный выход) -- восх. на г. Брат (1Б, 3880, сн.-лд.) -- пер. Девятин (2Б, 3600, сн.-лд.) -- лед. Талдуринский -- р. Талдура -- пос. Бельтир

Фамилия, имя, отчество Год рожд. Место работы Туристский опыт Обязанности в группе
1 Овчинников Илья Львович 1971 НИИЯФ МГУ, н.c. 3ГР, 3ГУ, 2 с эл. 4 ГУ руководитель, фотограф
2 Брехова Екатерина Владимировна 1980 МИИГАиК, студ. 2 к. 2ГУ медик, летописец
3 Галеева Гиляра Альбертовна 1969 ИБК РАН, лаборант 2 с эл. 3 ГУ завхоз
4 Поппель Владимир Владимирович 1979 МИИГАиК, студ. 3 к. 2ГУ снаряженец
5 Домородовa Антонинa Викторовна 1979 МИИГАиК, студ. 3 к. 2ГУ финансист

Введение

Южно-Чуйский хребет протянулся в широтном направлении на 120 км. На север от основного хребта отходит восемь больших отрогов длиной 15-25 км. Южный склон крутой и короткий (5-10 км).

С северо-запада Южно-Чуйский хребет отделен долинами Карагема от Северо-Чуйского хребта, с запада от Катунского хребта -- ущельем Аргута, с юга -- долиной реки Джазатор, с юго-востока от хребта Сайлюгем -- долиной Тархаты, с северо-востока отроги хребта спускаются в Чуйскую котловину.

Высоты достигают отметок 3936 (г. Иикту) и 3967 м (г. Ирбисту). Большинство вершин центральной части основного хребта и его северных отрогов имеют высоту 3700-3800 м, перевалы -- 3000-3600 м. Оледенение в основном сосредоточено на северном склоне. Крупнейшие ледники -- Талдуринский и Софийский.

В Перечень классифицированных перевалов внесено 74 перевала всех категорий трудности от 1А до 3А. Перевалы через основной водораздельный хребет в центральной части хребта имеют в основном сложность 2А, при этом северный склон снежно-ледовый, южный -- скально-осыпной. Самые сложные перевалы (2Б-3А) расположены в северных отрогах.

Лес на Южно-Чуйском хребте практически отсутствует. Небольшие рощи из лиственницы растут на северных склонах в долине Талдуры.

График движения

Дата Участок пути Протяж. h_max h_ночевки Метеоусловия
11.08 оз. Аккуль -- р. Аккол 14 2400 2400 переменная облачность
12.08 Заброска на морену лед. Софийский 4 (2) 2500 2400 переменная облачность
13.08 подъем на пер. Удачный (1А, 2900) -- лед. Удачный 6 2900 2900 переменная облачность, с утра дождь
14.08 подъем по лед. Удачный, отсидка 1 3000 3000 сплошная облачность; выше 3000 м видимость 20 м
15.08 подъем на пер. Солнечный ложн. (2Б) 4 3400 3400 ясно
16.08 спуск на ледник Софийский 1 3400 3080 переменная облачность, изредка мокрый снег
17.08 лед. Софийский -- озеро на морене 7 3080 2500 ясно
18.08 полудневка; подъем по зап. ветви лед. Софийский 7 3000 3000 ясно
19.08 подход под пер. Девятин, радиальный выход на пер. Туманный (1Б), разведка перевала Девятин 6 (5) 3600 3500 ясно
20.08 восхождение на г. Брат (1Б, 3810); подъем на пер. Девятин (2Б) 2 3810 3600 ясно
21.08 спуск с пер. Девятин (2Б) -- лед. Талдуринский -- ледопад -- морена 7 3600 2800 утром ясно, после обеда облачно, вечером ливень и гроза
22.08 м. н. -- язык лед. Талдуринский -- р. Талдура 17 2800 2300 ясно
23.08 вдоль р. Талдура до р. Имэле 23 2300 2000 ясно
24.08 м. н. -- с. Кызыл-Маны (Бельтир) 13 2000 -- ясно

Краткий дневник и техническое описание маршрута

Все времена приведены по местному времени, которое опережает московское на 3 часа.

Подъезды

Поезд Москва-Барнаул в Барнаул прибыл в 12:10. Билет на автобус до Горно-Алтайска стоит 70 руб., багаж -- 20 руб. В Горно-Алтайск приехали в 18:30. Отправляем телеграммы домой, знакомимся со спасателями. Ночуем на автовокзале. Вообще-то, он на ночь закрывается, но можно договориться со сторожем и переночевать. Автобус Горно-Алтайск -- Кош-Агач ходит через день, в 7:00. Нам, конечно же, не везет -- сегодня он идет в Усть-Улаган. Есть еще автобус в Акташ, ходит каждый день в 10:00. Берем билеты до Акташа на Улаганский автобус (100 руб.). В Акташ приехали в 15:00. Идем знакомиться с пограничниками. Для оформления пропуска нужны паспорта всех участников. Никаких других документов пограничники не спрашивали. Впрочем, и пропуск потом никто не проверял.

С машиной на дальнейший путь в Кызыл-Маны договариваемся на 17:00 вечера, за 400 руб. со всех. На самом деле выехали в 18:00. На двухкилометровке до Кызыл-Маны нарисовано несколько грунтовых дорог от Чаган-Узуна и Ортолыка. Наш водитель дороги толком не знал. В итоге доехали только до Чаган-Узуна. Пока искали дорогу на Кызыл-Маны - стемнело, и водитель ехать дальше отказался. После пятнадцати минут торговли заплатили ему 300 руб.

На следующий день узнаем у дорожных рабочих, что от Ортолыка в Кызыл-Маны строится шоссе. Они подвозят нас до Ортолыка. Отходим от Чуйского тракта до моста через Чую и садимся ждать попутной машины. Часа через 3 нас подбирает ГАЗ-66, везущий кирпич в Кызыл-Маны. Его водитель соглашается за 200 руб. забросить нас на озеро Аккуль. До Кызыл-Маны доехали за 40 минут. Здесь помогаем разгрузить кирпич. Часа через полтора выезжаем дальше. К озеру подъехали уже в темноте.

11 августа

Долина Аккола возле озера широкая, травянистая. Идем по левому берегу. Рядом пасутся верблюды. Через 2 часа подходим к левому притоку Аккола, переходим его вброд. Это самая верхняя точка долины, до которой можно проехать на машине. Здесь базовый лагерь экспедиции гляциологов Новосибирского университета, которые работают на Софийском леднике. Спрашиваем у них о перевале Солнечный. Они говорят, что перевал с Софийского ледника на Удачный есть, но его сложность 2Б.

Выше притока долина Аккола сужается, кое-где скальные прижимы. Через 2 часа подходим к правому притоку, который течет с лед. Удачный. Чуть выше его устья переправляемся вброд через Аккол. Глубина чуть ниже колена.

Хотя высота и не очень большая (2400 м), идется тяжело. Возможно, сказывается еще и запах бензина -- утром у нас протекла одна из бутылок. Решаем сегодня дальше не идти. Разбиваем лагерь. Собираем жимолость, смородину и ревень, варим компот.

12 августа

Дневка. После обеда относим заброску вверх по морене.

13 августа

С утра идет дождь. Выходим в 12:00. Идем по морене, заросшей низкорослым кустарником. На морене множество разноцветных озер. Через час переходим по камням ручей, текущий с лед. Удачный, и начинаем подъем по морене. Через два часа подходим к леднику. Он покрыт тонким слоем снега, идем, прощупывая путь лыжными палками. Через 100 м снега становится больше. Связываемся. Пройдя еще метров 300, выходим на горизонтальную площадку и встаем на ночевку.

14 августа

С утра непогода. В 12:40 решили все-таки пройти вверх по леднику. Однако, погода так и не улучшилась: висит плотная облачность на высоте 3000 м. Прошли час и вошли в тучу. Видимость падает до 20 м, просмотреть склоны перевалов невозможно. Ставим палатку и готовим обед. Видимость все не появляется, сидим в палатке.

Учитывая, что мы потеряли 3 дня на подъездах, акклиматизации и непогоде, решаем отказаться от спуска на лед. Зап. Караоюк и прохождения перевала Щель (1Б). У нас не было описаний ни перевала Щель, ни перевала Солнечный; по словам гляциологов перевал с Удачного на Софийский имеет сложность 2Б, а не 2А, и запасной день на его прохождения весьма желателен.

15 августа

С утра погода хорошая. Идем вверх по леднику Удачный. Поскольку информации о перевале нет, выбираем из нескольких снежных седловин ту, которая мне больше нравится. Подъем на те, которые севернее, простреливается камнями со скал. Те, которые южнее, ведут не туда. Идем в связках с одновременной страховкой. За полтора часа подходим к двухметровому камню, скатившемуся несколько дней назад, и начинаем подъем по его следу. Если идти не по следу камня левее -- тропежка по колено и подъем сильно замедляется; кроме того, там придется пересечь несколько небольших бергшрундов. Правее -- камнеопасно. Крутизна склона 30 градусов; Бергшрунды на пути нашего подъема засыпаны снегом, крутизна до 45 градусов;. Идем одновременно, в двух местах закрутили ледобуры и прощелкнули связочную веревку. Через два часа подошли к скалам. Дальнейший путь влево-вверх. Крутизна 10-15 градусов, тропежка выше колена. На перевал вышли в 14:00. Сложность подъема оцениваем как 2А. На седловине замерзшее озерко между осыпным гребнем и 3-метровой фирновой стенкой. На СЗ стороне дует сильный ветер, на ЮВ ветра почти нет. Осматриваем предстоящий путь спуска и решаем, что спускаться лучше с утра. Выравниваем площадку в снегу и ставим палатки.

16 августа

Выходим в 8:00. С седловины идем вниз-вправо. На склоне 15-20 см снега, под ним лёд. Первые 50 м идем одновременно. Дальше склон становится круче (30 градусов). Спускаемся на три такта одновременно, в качестве точек страховки используем закладку, далее через каждые 20 м закручиваем ледобуры. Через 100 м несколько разломов, но их обход очевиден. За разломами идем вниз по 30-градусному снежно-ледовому склону. Движение одновременное, на три такта, страховка через ледобуры. Глубина снега около 20 см. Снежные «улитки» из-под ног катятся по желобу до самого низа. Мы идем по правому краю желоба. Метров через 300 выходим на ледовый «лоб». Перекусываем. Со «лба» вешаем 3 веревки перил на ледобурах. Крутизна склона около 45 градусов. Дальше склон выполаживается. Вновь связываемся, быстро пересекаем участок ледника, на которые могут скатываться камни и проходим 200 м по ровному закрытому леднику (трещины!) до 3-метрового камня. Проверяем площадку 10x10 м на отсутствие трещин, и ставим лагерь. Спуск с перевала занял 11 часов. Сложность спуска мы оцениваем как 2Б (МКК Федерации спортивного туризма Москвы с этой оценкой не согласилась и оценила его как 2А)

17 августа

Полудневка -- отдыхаем после напряженного дня. Вышли в 14:00. Сначала идем по в связках, но вскоре ледник становится открытым, развязываемся. Еще через час доходим до конца ледника Софийский. Дальнейший путь по ровной мелкой морене. В 16:00 подходим к озеру и встаем на его правом берегу.

После перекуса идем за заброской. На морене много смородины и грибов.

18 августа

Полудневка. С утра стираемся, штопаемся и сушимся.

В 13:00 выходим. Путь по морене занял минут 40, затем выходим на язык ледника Софийский. Язык ровный. Выше места слияния западной и восточной ветвей начинается ледопад, который обходим справа, сначала по моренному валу, засыпанному снегом, затем по пологим бараньим лбам.

Выше ледопада выходим на ледник. Здесь он уже закрыт снегом. По леднику идут следы; через каждые 200 м стоят вешки, по которым гляциологи измеряют скорость течения ледника. В 19:00 подходим к большому ручью, текущему по леднику. Вокруг него снежное болото. Встаем на ночлег метрах в 30 от ручья.

19 августа

Вышли в 8:20. Идем вдоль следов гляциологов. По следу идти неудобно: гляциологи шли налегке и шаг у них длиннее. Через час подходим к 30-градусному склону, пересеченному трещиной. Поднимаемся и переходим трещину по мосту. Попеременная страховка через ледоруб. Дальнейший путь идет по ровному закрытому леднику. Набор высоты очень плавный. Тропежка 20-25 см. В 12:30 ставим лагерь, обедаем. После обеда идем в радиальный выход на перевал Туманный. Путь идет траверсом по снежному склону горы Брат. Часто встречаются неширокие трещины.

Под седловиной перевала Туманный расположено озеро, из которого вытекла вода. Стены бывшего озера украшают причудливые ледяные узоры, сосульки, гроты. Обойдя озеро, выходим на скальную седловину перевала. Радиальный выход на пер. Туманный со стороны лед. Софийский можно оценить как 1Б.

Спуск на юг скально-осыпной, по-видимому понадобится повесить несколько веревок. Камнеопасно.

В лагерь возвращаемся по своим следам. Пока дежурные готовят ужин, мы с Катей идем на разведку перевала Девятин. Со стороны Софийского ледника путь на него очень прост (1Б). Единственное препятствие -- снежный мост через трещину, который преодолеваем с попеременной страховкой. На перевал выходим на закате Солнца.

Осмотрев спуск, приходим к выводу, что он нам вполне по силам, к тому же короче, чем на Солнечном ложном. Решаем вместо перевала Гребешок идти через перевал Девятин и возвращаемся в лагерь.

20 августа

Встали в 5:00. Идем на вершину Брат. Движение в связках по закрытому леднику. Ночь была морозная и снег не проваливается. В верхней части склон становится круче (30°). Закручиваем для страховки два ледобура. Подъем занял 3 часа. Прямо на вершине ледовая трещина. Спускаемся по пути подъема, на крутом участке в начале спуска повесили одну веревку перил.

При подъеме на вершины мы частично осмотрели южный склон узловой вершины и у нас сложилось впечатление, что ее можно обойти с юга, повесив одну-две веревки по разрушенным скалам. Поэтому после перекуса выходим на седловину между Братом и узловой вершиной. Здесь замерзшее озеро. Однако оказывается, что обход узловой вершины с юга проблематичен: траверс разрушенных скал, веревок понадобится не одна-две, а минимум десять, к тому же камнеопасно. Поэтому возвращаемся и траверсом некрутого снежного склона выходим на седловину перевала Девятин. Несколько раз по пояс проваливаемся в трещины. На перевале встаем на ночевку.

21 августа

Вышли в 6:30. Спуск с перевала Девятин в сторону Талдуринского ледника возможен несколькими способами. Быстрее всего пройти по ледовому желобу, уйдя с седловины несколько вправо. На этом пути придется повесить 7-8 веревок по льду крутизной 30-50 градусов. Однако в желобе ничто не защищает от камней, поэтому при движении по этому пути необходимо завершить спуск до того, как Солнце осветит скалы. Мы предпочли другой путь: уйти несколько вправо, лавируя между разломами. Идем в связках одновременно, связочную веревку прощелкиваем через ледобуры каждые 10-20 м. Метров через 200 подходим к 15-метровому нависающему сбросу, обхода которого не видно. Спускаемся дюльфером с верхней страховкой; рюкзаки спускаем отдельно. После сброса проходим 100 м вниз-вправо в связках и подходим 45-градусному ледовому склону. Правее несколько положе, но там камнеопасно. Левее - многочисленные разломы. Вешаем прямо вниз три веревки перил и оказываемся на 30-градусном закрытом леднике. Еще метров 50 проходим на три такта, дальше склон выполаживается. Спуск у нас занял 6 часов, сложность соответствует категории 2Б. Отходим от склона метров на 200 и делаем перекус. Осмотрев путь спуска снизу, видим, что разлом, с которого мы дюльферяли, можно было обойти правее. Более того, поднявшись метров на 100 к узловой вершине, можно было пройти практически весь спуск вдоль гребня. На этом пути пришлось бы повесить максимум одну веревку; сложность, вероятно, 2А.

Дальнейший путь идет по практически горизонтальному Талдуринскому леднику. Ледник разорван, приходится обходить трещины и перепрыгивать через них. Снега мало, трещины большей частью открыты. Через 2 часа подходим к ледопаду. Вообще говоря, он обходится справа. Однако, набрать высоту не хочется, и мы предпочли «распутать» ледопад. Путь между трещинами по наклонным ледовым блокам находится всюду, кроме последнего разлома. Там пришлось повесить еще одну веревку (80 градусов, 25 м). После этого выходим на морену. Спуск по ледопаду занял час. Еще через полчаса пути по морене выходим к ровным песчаным площадкам и встаем на ночлег. Вскоре начался ливень с грозой.

22 августа

Полудневка по случаю завершения высокогорной части маршрута. Вышли в 13:00. Спускаемся по 25-градусной морене и выходим на язык ледника Талдуринский (1 час). Правильнее было бы выйти на ледник сразу и идти по нему. Еще через полчаса подходим к истоку реки Талдуры. Дальнейший путь идет по моренам вдоль правого берега Талдуры. Вскоре появляется трава, кустарник, а через час -- первая роша из листвениц. Обедаем. После обеда прошли еще часа полтора и на ночлег встали на берегу крохотного озерка. Вокруг растут лиственницы. Готовим на костре.

23 августа

Продолжали путь по правому берегу Талдуры. Сначала шли без тропы, лазили по всяким разломам. На другой стороне были зимовья. Началась дорога, но она вскоре ушла вверх, и мы пошли по тропе, которая уходила в сторону от реки, за холмы, потом возвращалась. Долина сузилась. Напротив каньон Джело. Сделали перекус в лесу. Долина расширилась, лес уходит всё выше и вскоре совсем исчезает. Видели сарлыков и верблюдов. Встали на ночёвку возле реки Имэле, в лиственничном лесу.

24 августа

Оставшиеся 13 км до Бельтира прошли за две ходки. Долина широкая, каменистая степь. В Бельтире договорились доехать до Акташа на попутном грузовике. Ночуем в Акташе в гостинице вместе с группой школьников из Москвы.

Выводы и рекомендации

Южно-Чуйский хребет -- прекрасный район для горных походов 3-4 категорий сложности. С завершением строительства шоссе Ортолык--Бельтир заброска в район упростится, таксисты из Горно-Алтайска довезут прямо до Бельтира. Пользоваться рейсовым транспортом до Акташа или Ортолыка и далее попутными машинами имеет смысл только небольшой группе при необходимости экономить деньги, однако в этом случае на подъезды из Барнаула следует планировать три дня.

С погодой нам везло. Был только один день отсидки из-за плохой видимости. Однако, камнеопасность перевалов района в августе 1999 года была очень высока. С юго-восточного склона горы Брат, скальных участков гребня и особенно южных склонов Южно-Чуйского хребта камнепады сходили непрерывно.

Пройденный группой перевал с ледника Удачный на ледник Софийский мы оценили как 2Б. МКК Федерации спортивного туризма Москвы с этой оценкой не согласилась и оценила его как 2А. Для прохождения перевала группе нужно уметь ходить по достаточно протяженным 30-градусным снежно-ледовым склонам с одновременной страховкой (с промежуточными точками), иначе придется вешать не менее 10 веревок. Осмотр склонов из-под перевала не показал очевидного пути меньшей сложности; гляциологи, работавшие на Софийском леднике, тоже не знали об его существовани. При прохождении перевала в обратном направлении группа должна быть готова к организации ночевки на снежно-ледовом склоне (в разломе), поскольку при неблагоприятной снежно-ледовой обстановке вполне реально не успеть подняться за день.

Уже после возвращения из похода мы нашли описание перевала Солнечный (2А) -- это соседняя (на северо-восток) седловина. Он несколько ниже (но никак не 3050 м), проще, но камнеопаснее.

Перевал Девятин соответствует, вероятно, категории трудности 2Б независимо от направления прохождения (но проще перевала Солнечный Ложный). Хотя при идеальном выборе пути на спуске он несложен, но сверху такой путь найти малореально. Кроме того, от года к году разломы меняются. Однако, весьма вероятно, что более простой путь из верховьев Талдуринского ледника в верховья Софийского -- это траверс Основного хребта и выход на седловину пер. Девятин через узловую вершину. Предполагаемая сложность -- 2А.

Отчет o горном путешествии, совершенном группой туристов г. Пущино и турклуба МИИГАиК по Алтаю, Южно-Чуйскому хребту Отчет o горном путешествии, совершенном группой туристов г. Пущино и турклуба МИИГАиК по Алтаю, Южно-Чуйскому хребту Отчет o горном путешествии, совершенном группой туристов г. Пущино и турклуба МИИГАиК по Алтаю, Южно-Чуйскому хребту

Литература

1. Высокогорные перевалы: Перечень классифицированных перевалов высокогорных районов СССР // Сост. Л. Б. Директор. -- М.: Профиздат, 1990.
  2. Высокогорные перевалы: Дополнения и изменения к Перечню классифицированных перевалов высокогорных районов СССР // Сост. Л. Б. Директор, А. В. Джулий. -- М.: Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992.
  3. Отчет 2843 из библиотеки МГЦТК.