13 января 2013
Год путешествия: 2004

Автор - Петр Сломинский (Москва)

Эпиграф
"Писать я начинаю,
В башке бедлам и шум -
О чем писать не знаю -
Но все же напишу"
В. Пух

День - 1
23 июля 2004 г.

Отъезд - Ленинградский вокзал, 328 поезд Москва-Мурманск, 19.28. Три года не ездили с этого вокзала - но все возвращается на круги свои …
Нас - 10. Я с Надеждой Петровной, Сергей Феликсович с Марьей, Поручик с Татьяной, Иван, Ольга с Катериной и Палыч. Едем на Кольский, вариант Цага - Ловозеро, Афанасия - волок - Курга - Ловозеро. В общем, вариант отдыхательный…

День 0
24 июля 2004 г.

Едем. Поезд он и есть поезд - едим, пьем, спим, едим. Но главное - играем в преф.

День 1. С приездом!
25 июля 2004 г.

Поезд опоздал в Апатиты на полчаса - вместо 6.15 приехал в 6.40. Как только выгрузились - подошел водитель, с которым договорились еще в Москве через Вадима. Машина - полноприводный ГАЗ-кунг с гордой надписью "МЧС Кировск" на борту.
И мы поехали до моста через Цагу (82 км по местным понятиям). Всего ехали 3 с половиной часа по дороге высокой степени паршивости. Оная паршивость начинается после моста через Умбу и привела к большому числу остановок на предмет "желудок просит слова". Как сказал водитель, дорога состоит из трех участков - сначала вверх-вниз, потом очень сильно вверх-вниз и потом опять просто вверх-вниз.
Доехали до моста, выбросились, собрались и проплыли по озеру буквально 300 метров - до пляжа справа по ходу в небольшом заливе с песчаным пляжем. Пляжик длиной метров 30, есть стоянка с местом на 3-4 палатки. Там и заночевали.
Озеро - мелкое, глубиной не больше метра - полутора. Узкое, метров 500 максимум, и длиной километров до двух. Кроме нашей стоянки есть как минимум еще пара пляжиков - один справа по ходу и один слева. Но на берег там не вылезали и что там есть - не ясно.

День 2. Цага вниз
26 июля 2004 г.

За 6 часов прошли всю Цагу - от стоянки на озере до Ловозера. Река шириной от 20 до 30 метров, есть каменистые перекаты. Порогов нет как класса. Течение не очень сильное - но есть. В целом - очень отдыхательно.
Есть хариус - поймали 7 штук на дорожку (!!!). И щучки - пара штук.
Стоянка сразу в устье Цаги по правому берегу. Тут большой песчаный пляж, длиной метров 400. Чуть выше - березняк, в нем есть место для палаток и кострище. На левом берегу есть тоже пляж - но стояночного места нет.

День 3. Ловозеро
27 июля 2004 г.

Нам везет с погодой. За эти три дня - солнце во все небо, ни намека на дождь и почти без ветра. В итоге плавание по Ловозеру оказалось легким, быстрым и приятным - всего 8 часов плавания и мы догребли от устья Цаги до устья Афанасии. До обеда ветра не было совсем - точнее, он был слабым и попутным. После обеда - кусочек мордотыка, но не сильного. Встали у устья Афанасии на левом по течению реки берегу. Песчаный пляж, очень мелко - метров за 60 от берега глубина еле-еле до пояса. На том же левом берегу где-то в километре от устья - избушка, явно жилая. Были активно обгавканы с берега.

День 4. Дневка
28 июля 2004 г.
Дневка она и в Африке дневка. Собрали грибочков (подберезовики с подосиновиками), поймали пару щук и окуней - причем на Афанасии, в озере - как в колодце. Купались, загорали - благо весь день солнце. По Ловозеру бодро бегала моторка, а по берегу - барбос от домика в устье Афанасии.

День 5. Афанасия вверх, дубль первый
29 июля 2004 г.
Наш стандарт - вышли в 10.40. Идем на веслах, река в начале широкая, до 50-60 метров. Почти без течения, первые перекаты появляются примерно через 1 час гребли. Перекаты - проводка, да и после них лучше идти в проводку. Дрозд с Палычем идут на бечеве с шестом, я же просто тащу кат за веревочку взабродку. Иду в вейдерсах - вполне комфортно. Глубина - от "по колено" до "по пояс". Дно - крупная галька и песок.
Днем на обеде на одном из перекатов поймали на желтый лепесток первую кумжу. Сергей Феликсович отличился.
Встали ночевать на разливе после очередного переката.

День 6. Афанасия вверх, дубль второй
30 июля 2004 г.
Продолжаем подъем. В целом - все так же как вчера. Камень - песок - перекаты - относительно спокойная вода. Кое-где кусками можно даже плыть. Главное - с утра поймали еще одну кумжу. Белый "Конгер" с удлиненным лепестком, проводка в перекате поперек течения. Удар, подсечка, мощное сопротивление - и рыба где-то на полтора килограмма.
Место, где ночевали - на левом по ходу берегу на перекате. В лесу обнаружили старое кострище, 5-10 летней давности. Вокруг него и встали …

День 7. Афанасия вверх, дубль третий
31 июля 2004 г.
Вышли поздновато, в 11 часов 40 минут. До устья Марийоки река шириной 25-30 метров, то можно плыть, то каменистые перекаты. К 13.30 дошли до устья Марийоки, где и пообедали.
От устья река резко меняется - становится уже, и меняется характер течения. Первый участок до устья - тяжелый каменистый перкат длиной около 150 метров. Далее - в основном проводка по достаточно спокойной воде. С короткими перекатами. На плесах глубина где-то чуть выше колена, перекаты мелкие, проходятся на раз-два-три. Дно - песок и мелкая галька, очень плотное.
Встали ночевать в 7 вечера на норушке на правом берегу. Место с зачатками стола, старым кострищем. Внизу - перекат, на карте и именуемый порогом. За стоянкой - верховое болото с большим количеством морошки.
За день поймали с 10 хариусов и вечером жарили. Но вообще рыбы в реке немного.

День 8. Афанасия вверх, дубль четвертый
1 августа 2004 г.
Идем вверх. В сочетании - идем плюс плывем. Идем - через каменистые перекаты. Плывем - по достаточно глубоким и спокойным плесам. Глубина в основном по колено, но есть участки и поглубже - метр и чуть больше. Самый крутой кусок - после обеда. Река течет в высоких берегах, сильно меандрирует при глубине в полтора-два метра. Плюс - поваленные стволы, который в некоторых местах почти перегораживают русло. Но пройти удалось везде без использования пилы и топора. Хотя в паре мест пришлось стволы притапливать или наоборот поднимать. А в общем, очень веселый кусок реки.
Один завал, правда, есть - но пропиленный и явно не в этом году. Если судить по спилу - года 3-4, не меньше. По берегам болотисто, мест для стоянок мало - но есть, в основном, по правому по ходу берегу. Мы так и встаем - в шикарном ягельнике, метров на 10 выше уровня воды.
Погода - все такая же, солнце весь день напролет. Может, и не очень жарко - градуса 20-22, но на солнце парит очень сильно.
Ходовое время - 5 часов 40 минут.

День 9. Афанасия вверх, дубль пятый
2 августа 2004 г.
Шли с 10 до 7 вечера, минус обед. Чистое ходовое время - 7 часов. Река вполне ходимая и состоит из участков, где вполне можно плыть на веслах, и коротких каменистых перекатов (где периодически нужно включаться всем членам команды). Соответственно на перекатах глубина может быть и воробью по колено, а на плесах - до полутора метров. Грунт - песочек на плесах и галька и валуны разного размера на перекатах.
Особенно мощным был один перекат, который вполне можно назвать и порогом. Там был слив с плиты высотой сантиметров 40. Слив широкий, с мощным ровным потоком. Каты подняли как раз по сливу - двое снизу, трое дернули за концы и взлетели на ступеньку, как милые… На перекате есть очень неплохая стоянка. Это весьма кстати, так как, в целом, берега реки гостеприимством не отличаются. Ближайшие 15-50 метров от берега - болото, заросшее карликовой березкой. Стоять в этом болотистом мелколесье очень тяжко.
За день дошли почти до развилки Афанасии на ручьи - так называемая развилка 2 по карте. GPS по прямой дает до развилки 1000 метров (плюс-минус 5 метров). Стоим на правом берегу, на клочке подходящей к берегу суши без болота. Есть ровная площадка размером 20 на 15 метров, заросшая ягелем - вполне хватает места для 3 палаток и кострища. Река шириной метров 10, глубина по колено.
Обедали в точке волока на Поной. Ориентир при движении по воде - пара указателей прямо у воды, один аж 1978 года (белорусы). Тропа - широкая, набитая, начинается метрах в 30 от воды. Там у тропы тоже есть указатель - тоже старый, но от московской группы.
Да, весь день в прозрачной воде реки хорошо видно рыбу. Видели щуку, хариус и форель - причем рыба в основном тупо бежит перед лодкой, а не прячется под берег.

День 10. Афанасия вверх, дубль шестой. Последний
3 августа 2004 г.
Шли всего два часа и уперлись в полный тупик, река стала уже ката. Это случилось еще до развилки 3 и на расстоянии 12,7 км по прямой до озера Островного (по GPS). Место намоленное - на берегу стоял став от катамарана, чуть выше реки - стояночное место с старым (минимум два года) кострищем. До этой поляны от берега - 30 метров по болоту, дальше вверх на холм. Там - поляна на несколько палаток. Главная примета - это место метров на 100 выше от развилки 2. И от поляны можно выйти как на Афанасию, так и на ручей.
В месте начала волока Афанасия - ручей шириной чуть больше двух метров. Берега густо заросли ивняком. Долина - шириной метров 200-250, болотистая, заросшая ивняком и карликовой березкой. Дальше берега повышаются, появляется лес с ягельниками. Несмотря на такую ширину в реке есть хариус - мерный, грамм на 900. Отлично ловится на спиннинг (если сумеете бросить под берег).
Пока суть да дело, разобрали и просушили каты. И провели большие дискуссии с Сергеем Феликсовичем на предмет направления движения. Серега пытался уверить меня в необходимости движения по оленьей тропе - но сдался после того, как где-то через полтора километра от лагеря эта тропа растаяла в лесу без остатка… Что этим тропам очень свойственно. Тут надо добавить, что тропа вела совсем в ненужную нам сторону…

День 11. Волок-1
4 августа 2004 г.
Первый день - каты и еда. Только мужики. Туда - 7 часов, обратно - 4 часа. Всего с отдыхом - с 9.30 до 21.15.
Дорога - вдоль Афанасии до развилки 3. Далее по GPS напрямик до развилки 4. Там перешли ручей, срезали угол и опять напрямую по GPS на точку в месте впадения ручьев в озеро Островное. До этой точки не дошли и слегка срезали в сторону залива на Островном справа от ручья.
Троп по всему волоку нет - за исключением первых трехсот-четырехсот метров. Где-то две-трети всего пути - по ягельному мелколесью. Треть пути - густой лес, болото, карликовая березка. Идется в целом хуже, чем по вездеходкам на Урале.
Вещи сбросили в заливе, на намоленном месте - нашли кусок от салюта, старое кострище. Но тут тоже никто не был много лет. Самое поганое - дно озера в месте стоянки. Топкое, ил с глиной. Серега полез купнуться - и ухнул по колено в ил в метре от берега при глубине чуть выше щиколотки.
Когда вернулись в лагерь - были уже традиционные "волоковые" оладьи с компотиком из голубики и голубикой со сгущенкой.

День 12. Волок-2
5 августа 2004 г.
Общая ходка - все вместе до оставленных вещей. Шли с 12 до 21.30 с большим перекусом на полтора часа. Дорога - по вчерашним GPS точкам, но вначале после пятой точки чуть иначе - ушли вверх по склону и шли по склону до точки GPS 006. Накануне мы на этом участке бегали вверх-вниз - что совсем не оправдано с точки зрения нагрузки.
Мне второй день дался не сложнее первого. А возможно - и проще. Палыч и Сергей с Татьяной шли очень тяжело. Но - дошли. Весь день - жара, идти было достаточно тяжело. Только к вечеру набежали островки облаков.

День 12. Дневка на Островном
6 Августа 2004 г.

Вяжем каты, ловим рыбу, купаемся. Солнце весь день - 100%, где-то 22-23 градуса. Единственный минус - топкое дно, в результате чего девицы уплыли купаться на кате. Много голубики - крупной и сладкой. В результате варили много-много компотика. А вот грибов, хоть и много - но они уже на корню пересохшие. Посему найти гриб приличный сложно …
Да, приличное дно - плотное, песчаное - найдено на другом берегу нашего заливчика. Так что можно было бы туда перетащиться, но это довольно сложно, конец залива - такая длинная болотина с очень плохими ходительными свойствами.
В целом, озеро небольшое и довольно уютное. Берега - редколесье на ягельнике. В основном сосна и ель, но есть и берега, ива, ольха. Не глубокое - в основном, не более 1,5 метров.

День 13. Первый день вниз
7 августа 2004 г.
Как выяснилось вечером - это первый день волока номер 2.
Для начала проплыли по озеру до начала ручья около 2 км. И тут началось нечто - ручей шириной 3-4 метра, который характеризуется достаточно большим падением и обилием камней на первых 300-400 метрах. Сначала тащили каты в полном грузу всеми 5 мужиками. Ну, в общем, такое перетягивание каната по полусухим камням, которое достаточно быстро нам наскучило. Тем более, что после этого первого участка река стала еще круче - поделилась на два рукава шириной метра по полтора. В общем, проводке\протаске груженых катов настал кирдык - в связи с чем каты разгрузили и начали волок вещей по берегу. Каты повели по воде - пустые они где-то даже плыли. Но в некоторых случаях пришлось идти "на одном колесе" - один баллон по воде, второй - на руках по берегу. В общем, приплыли…
Самым крутым при этом оказался участок по болоту - тут река меандрирует, делится на протоки - причем иногда ширина этих проток оказывается менее метра. При этом глубина проток оказывается зачастую более метра при топком дне и топких берегах.
Таким образом, можно выделить два участка - первый быстрый, каменистый, мелкий, с средней шириной в 4 метра. И второй - медленный, глубокий, делящийся на протоки ручей шириной не более 2 метров.
В три часа пообедали - всего в 600-700 метрах по прямой от истока ручья из озера. Главный хинт обеда - разведенный чистой речной водой компотик из морошки. Так уже неудачно канчик поставили для охлаждения.
После обеда - рывок по суше до конца болотистого участка - туда, где ждут катамараны. И тут на нас напал дождь - первый с начала похода. Он сегодня собирался с утра, стал реальностью во время обеда - но пошел вовремя. Мы как раз успели на этом месте в лесу у конца болота поставить лагерь. При этом планировали продолжить проводку катов вечером - с тем, чтобы дойти до конца узкой части реки и потом перенести в эту точку часть вещей.
Но дождь все нарушил. Мы успели поставить последние палатки и групповой тент с первыми каплями дождя. Дождь начался очень решительно - сильной грозой - и шел без перерыва с 5 вечера до 9 часов утра. Первые три часа дождь был очень сильным, а потом постепенно стал ослабевать. Но в целом, за ночь воды вылилось за все три недели …
Вечером сбегали на разведку. Через 800 метров по лесу - большое болото с разливом в виде озера размером примерно 50 на 100 метров. Это озеро переходит в две стороны в большое болото, но с обеих сторон болота к берегу подходит нормальный лес. В связи с этим надо будет донести вещи до берега разлива и там перевезти вещи и дам через разлив. И дальше - опять вдоль ручья.

День 14. Второй день вниз по Островному
8 августа 2004 г.
С утра - по плану. Мы вчетвером потащили каты через камни и болото до разлива. По дороге был кусок "Бурхойлы" - воды много меньше, чем камней. Его мы просто обнесли - метров 150 по болотине. Потом в болоте опять сужение русла с его делением на протоки в сочетании с активно растущими на берегу деревьями. В итоге мой кат обнесли (точнее, проволокли) по болоту примерно 150 метров - до разлива. Серега с Мельниковым свой кат провели по воде - если это можно назвать водой. В разливе перевезли вещи и дам через озерцо. Они к тому времени, когда мы добрались до разлива, уже успели донести сюда скарб и грелись у костерка.
Прошли по берегу (точнее, по лесу чуть выше ручья) еще метров 400 и затеяли там обед. Пока дамы готовили - мы пошли дальше вниз. Река после разлива стала пошире, но не поглубже. Опять камни, камни, камни. Апофеоз - водопад с падением около 3 метров. При этом собственно через слив вода течет тонким ручейком - основная ее часть уходит между камнями и по второму очень узкому руслу. Водопад обнесли по левому берегу по старой просеке. Обнос - метров двести. Свежих следов как на этом обносе, так и на Островном ручье, в целом, не видно.
В итоге к обеду оба ката стояли на ручье ниже водопада и примерно в 550 метрах от точки обеда.
После обеда перенесли вещи к катам и рванули с Надеждой на разведку. Идея была в поиске максимально прямого пути к Ефимозеру - по GPS до него оставалось полтора километра.
Выяснилось, что ручей дальше течет через очень широкое болото - причем ручей стал достаточно широким. Идти по этому болоту, особенно с грузом, было бы практически невозможно. Но по ручью можно было плыть - после слияния с ручьем Островной стал широким (аж 3 метра) и глубоким. До этой самой ширины от места стоянки катов оставалось метров 400.
В связи с этим быстро вернулись к своим и начали перенос вещей к месту, с которого можно начать гнать каты с грузом. Эта точка была метров на 150 ниже водопада. Загрузили, провели груженые каты метров 150 - и уперлись в сужение русла. Так кат Дрозда удалось пусть и трудом, обрывая кусты по берегу, но пропихнуть до точки слияния. С богом, матерью, пресвятыми угодниками, матерясь и чертыхаясь - Палыч по пояс в воде и Серега со товарищи на берегу. Наш кат шире на 15 см, и его пришлось еще раз обнести - очередные 150 метров. И вот тут уже мы поплыли вниз.
Зато день принес суперидею - издать книгу "Избранные маршруты для отдыха на катамаране для садомазохистов". Эта идея была принята с восторгом всеми членами команды …
В месте слияния Островной уже этого ручья. После слияния два ручья образуют речку шириной около трех метров и глубиной метра в полтора. Эта речка долго и упорно крутит по болоту - поворачивая на 180 градусов и даже больше. На месте слияния мы встретили первых за поход людей - байдарку, пришедшую за хариусом снизу от Ефимозера. По-моему, мы их сильно удивили…
Плавание по ручью началось в половине шестого и продолжалось до 8. Сначала - виляние по болоту. Потом 1 или 2 переката - легко идущихся или проводящихся в зависимости от уровня воды. Нам - увы - пришлось местами проводиться.
На ночлег встали в половине девятого сразу у впадения Отсровного в Ефимозеро. Стоянка нашлась слева по ходу. Там - старая стоянка с еще более старой коптильней для холодного копчения.
РЕЗЮМЕ. Ручей Островной - развлечение для особо изощренных мазохистов. То есть как раз для нас…

День 15. Ефимозеро
9 августа 2004 г.
Ефимозеро шли с 11 до 8 вечера с обедом в 2 с половиной часа. Все - при довольно сильном встречном ветре (где-то 3-4 балла) при короткой крутой волне. Озеро - вполне симпатичное. Берега в основном - камень, но есть несколько песчаных пляжей. Два - недалеко от устья ручья справа и слева от выхода из заливчика, куда впадает Островной. На одном из них - справа от выхода - стояла группа.
Как ни странно, на озере на спиннинг брал хариус. Не крупный - прямо с берега, на мелкие вращалки.
На выходе из озера - первый перекат Курги, у которого тоже стояли. Как поняли - компания из Питера, которая ходит сюда уже лет двадцать. Чуть ниже - на втором перекате от озера - встали ночевать. Там как раз и встретили "Таймень" питерцев. Там же в разливе ниже переката стояли две сетки по 50 метров. Добытчики, однако…

День 16. Курга вниз. День 1
10 августа 2004 г.

За этот день прошли Кургу от второго переката от Ефимозера (примерно 500 метров от озера, стоянка у переката по левому берегу с бездной сыроежек) до участка ниже оз. Ежевого. Первый кусок до озера - цепь шивер с участками спокойной воды между шиверами. В принципе, шивера - она и есть шивера, при этом воды в Курге мало вследствие жары. В итоге, дело тоскливое, шиверы - сплошной шкуродер. Чуть-чуть ловили рыбу - 3 щуки, несколько окуней. Хариуса нет.
На одной из шивер встретили группу. Мужик профессионально ловил нахлыстом и тоже сказал, что хариуса очень мало. И - мелкий. Ощущение такое, что весь хариус напрочь выбит. Да и целом, видно, что Курга много более живая, чем Афанасия в плане туристов - стоянки есть на каждой шивере в типично карельском стиле. Ну, если и не на каждой - то на каждой второй. Это - меньше Ефимом и Еловым. Ниже Елового стоянок меньше, но они тоже есть.
После обеда на Еловом шивер стало меньше, но, в целом, характер реки остался тем же. Встали в восемь пятнадцать на левом берегу по наводке встреченного мужчины - стоянка эта с воды не столь уж хорошо заметна.
Мужчина оказался литовцем из Вильнюса. Ходит сюда с 70-х годов практически каждый год. Последнее время - в основном, в одиночку и месяца на два-два с половиной. Такое ощущение, что знает в округе все озера, речки и пр. пр. пр. Возможно, что и каждого хариуса знает в лицо… Нахлыстовик, ловит на связанные на месте из всего, что найдет в лесу, мушки. Шерсть, перышки, мох - из всего. Очень словоохотлив - возможно, что просто устал в одиночестве. Заговорил Дрозда вусмерть - что сделать совсем не просто. А вот от ухи 50 грамм отказался.
Такая жизнь в одиночку выработала свой стиль в снаряжении. Скажем, очень интересные перчатки - плотные с срезанными пальцами и тугим манжетом. При этом пальцы срезаны не полностью - их легко надеть обратно. Очень плотный накомарник для гнуса с двойной затяжкой на воротнике.

День 17. Курга вниз. День 2
11 августа 2004 г.
За второй день дошли по Курге до Ловозера и встали в губе Летняя Курга сразу после выхода в губу на правом по ходу берегу. Там небольшой пляжик, и за ним в лесу есть место для стоянки. Старое кострище - но, скорее всего, не туристское, а местное. Рядом - бутылки и старый ватник. Река - шивера\плес, но шиверы поглубже. Течение есть практически до губы. А вот в губе нас встретил сильный встречный ветер, и во многом по его милости мы встали на указанном месте - выгребать против ветра было очень тяжело, да и времени было уже восемь вечера …
Встретили команду из Винницы на двух катах и двух мужичков на "Таймене". Винничане шли вверх, ребята спускались. Да, накануне также встретили трио (он+она+чау-чау), шедшую вверх на "Таймене". То есть Курга - явно более населенная река ….
Погода, как и все дни после затяжного дождя на Островном - пасмурно с переменными дождичками. Хотя периодически небо очищается и светит солнышко. И не жарко…

День и ночь 18. Опять Ловозеро
12 августа 2004 г.
День решили постоять и уйти на Семерку в ночь - с тем, чтобы быть там утром. Ну, и рассчитывали при этом на то, что ветра ночью будет поменьше. Ночи хоть и не белые - но на большой воде плыть можно.
Весь день спали, гуляли, собирали голубику и сыроежки. Торжественно отужинали с компотиком и жареными сыроежками и вышли в 22.40. И к половине второго ночи дошли до берега Семерки. Несмотря на карту и GPS, слегка лопухнулись в полутьме и попали на коренной берег чуть левее Семерки. Но в итоге разобрались, что и как, и к двум часам были уже на водомерном посту у семерки. - в месте впадения в Ловозеро Иовской протоки. И в 2.30 уже спали - до 7 утра по нашему плану на день. Собирались собрать каты, собраться самим и параллельно искать машину.

День 19-21. Домой…
13 - 15 августа 2004 г.
И вот тут случилось главное ЧУДО нашего похода. Без 10 минут семь был услышан шум двигателя (а дорога выходит прямо на поляну у водомерного поста) - и выползшим из палатки Поручику (одетому) и мне (в неглиже) увиделось странное - стоящий около нас с открытым багажным отделением "Форд-Транзит". И водитель со словами, что он за нами.
Выяснилось, что все-таки не за нами - машина приехала встречать не нас, а другую группу - коей на месте рандеву не оказалось. В итоге он увез нас - за 1600 рублей за рейс. Правда, ехали в тесноте - все-таки "Транзитик" для 10 человек с грузом слегка маловат. Но, тем не менее, в варианте "сельдь в бочке" мы уже к половине двенадцатого были в Оленегорске. Билеты взяли только на 282 поезд на 1.34 ночи - на более ранние поезда билетов не было. Да и на 282 были, в основном, боковушки - но хоть в одном вагоне.
Важный PS по Оленегорску. Рядом с вокзалом есть круглосуточная столовая. Она, в принципе, для железнодорожников, но кормят всех. Идти всего 100 метров по подходящей к вокзалу улице (она, благо, одна) до третьего по левой стороне дома - "Гостиницы для подвижного состава". Вот в этом доме на первом этаже - столовая. Дешево и вполне съедобно.
Ну, а дальше все по традиции - поезд, преферанс, сбор туристов со всей Карелии. В итоге, к Москве в вагоне собралось то ли пять, то ли шесть групп. В общем - не Полярный Урал…

Некоторые технические детали

Группа
11 душ (в том числе - три девицы среднего школьного возраста) на двух катах-4 (один самодельный двухтонник и кат от КС на полторы тонны). Костяк группы сложился уже давно - так что все вопросы снаряжения, питания и пр. давно решены. Ничего особенного в снаряжении и питании нет - особенно учитывая отдыхательный характер этого похода при не столь уж большой нагрузке и заброске колесами в воду.

Транспорт
Туда - поезд до Апатит. Москва-Мурманск, плацкарт, 750 рублей с носа. От станции до Цаги (82 км по местному исчислению, мост через Цагу) - 4000 рублей за полноприводный ГАЗ-кунг. Машина была заказана из Москвы через Вадима (kiprida@au.ru) . Как я понял, есть большой круг машин, и можно подобрать под конкретную группу транспорт. Общались по мылу, все договоренности строго выполнены. Встречены сразу по выгрузке из поезда.
Кроме этого, возможны и другие варианты заброски из Апатит.
1. Хибинский - 51@nm.ru. Здесь - УАЗы с прицепами. В итоге - только для малых групп. Или брать две машины - но деньги также растут. Хотя если одна машина - то чуть дешевле, чем у Вадима.
2. Ковдинский лесхоз, вся инфа на "http://kovdales.narod.ru/" rel="nofollow". Созвонились - но в начале июля у них все было забито. Как сказали, у них еще в мае народ все забивает. Самый дешевый вариант.
Обратно - от Семерки до Оленегорска на случайном "Транзите". Хотя не исключено, что туристов на поляне у Семерки пасут и появление этого авто не случайно. 1600 рублей за 11 душ.

Карты и GPS точки
Все - в приложении к отчету. Карта района в JPEG (с диска "Север" от Валеры Кожина), MAP файл для OziExplorer (привязан мной по реальным точкам) и три файла c GPS точками - 2004.wpt, Real-2004.wpt и volok.vpt. Первый файл - сделанные в Москве точки wpt по ключевым участкам маршрута (расхождение с местностью - не более 50 метров). Второй файл - точки ночлегов и обедов. Третий файл - очень детальные точки по волоку и ручью Островному.

Кольская прогулка

Резюме
Во-первых, уровень воды был ниже среднегодового по оценкам людей, встреченных нами на Курге. Что, скорее всего, никак не повлияет на движение по Афанасии вверх, но облегчит движение вниз по Островному ручью и Курге.
Во-вторых, народ. На Афанасии людей не было. И, практически, на нее почти не ходят - что видно по кострищам и прочим следам пребывания человека. При этом на Афанасии есть рыба - коей на Курге почти нет. Все встреченные нами туристы были на Ефимозере и Курге.
В-третьих, лично мне Афанасия показалась рекой более уютной - особенно в верховьях. Там просто приятно побродить по ягельникам, пособирать грибы и ягоды. И очень красивое и дикое место - озеро Островное. Туда попасть, скорее всего, можно только по нашему варианту - волоком с Афанасии. От Ефима туда выбираться еще сложнее…
В-четвертых, после этого похода стало очевидно, что нам тундра Полярного Урала как-то ближе и роднее…

Фотографии

Кольская прогулкаКольская прогулкаКольская прогулкаКольская прогулкаКольская прогулкаКольская прогулка