13 января 2013
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: III
19.07.2002 - 11.08.2002

Автор - Владислав Лях (Рига)

Пеше-водный маршрут 3 категории сложности. Пешая часть - 150 км; Водная часть - 350 км. Ходовых дней - 18. Ходовых часов - 114.

г. Апатиты - 82 км (р. Цага) - р. Элнйок - р. Поной - пос. Краснощелье - р. Кинемур - р. Варзуга - р. Пана - ручей Обухалов - о. Белозеро - лесная дорога - г. Апатиты

Группа из 3-х человек. Одна надувная лодка (типа Рафт). Большой опыт водных походов.

Карты маршрута:
- карта 1 (82-й км - р. Энлйок);
- карта 2 (р. Кинемур - начало болота - р. Варзуха);
- карта 3 (р. Пана - ручей Обухалов - оз. Белозеро);
- карта 4 (оз. Белозеро - лесная дорога);
- карта 5 (2-х километровка Кольського).

Проезд до города Апатит описывать наверно не имеет смысла. Оставлю только ссылку на "неофициальный сайт города": "http://www.apatity.mels.ru/" rel="nofollow"~apatity/index.html
Водитель, с которым мы договаривались, может помочь с заброской от Апатит в любых направлениях по Кольскому. У него есть много наработанных вариантов, можно нанять "буханку", вездеход или Урал. Вадим kiprida72@com.mels.ru

Краткая характеристика маршрута

Места мало обжитые. Почти нет народа, только один маленький населенной пункт. Мало туристов. Большая пешая часть, в том числе без дорог и троп. Простая водная часть. Красивая природа. Много животных. Замечательная рыбалка. Рекомендуется всем любителям спортивного туризма, природы и рыбалки. Мало подготовленным группам может потребоваться 26 - 30 ходовых дней.

Лоция

Переход
Время на этап
г. Апатиты - 82-й км (машина) 3 час 30 мин.
82-й км - р. Элнйок (пешком)
      шли по вездеходным следам
      ориентироваться: карта 1, компас
10 час.
р. Элнйок - Р. Поной (сплав вниз)
      в начале мелкая, много проводок
      до р. Поной
10 час 30 мин.
р. Поной - право приток р. Кинемур (сплав вниз)
      спокойная с небольшими перекатами - порожками,
      главное - не проскочить р. Кинемур
20 час 30 мин.
р. Кинемур (подъем вверх по воде)
      подымаемся до единственной хорошей стоянки
3 час.
      после стоянки протаскивались вверх сколько смогли
2 час.
начало болота - р. Варзуга (пешком)
      напрямую - по азимуту. Лодку тащили
      волоком и сразу форсировали небольшие
      озерца. Так дошли до углового озера.
      Там спустили лодку и по еле заметной
      тропке перешли горку. Там тропок стало
      много и шли по прямой на р. Варзуга карта 2
5 час 10 мин.
р. Варзуга - право приток р. Пана (сплав вниз)
      до порога Падун один большой плес и
      болото, стоянок нет совсем,
      п. Падун - обнос, от п. Падун много
      порогов 2-3 категории, перед притоком
      Пана пороги становятся широкими и
      очень мелкими
26 час.
право приток р. Пана - ручей Обухалов (пешком вдоль реки) карта 3 23 час.
ручей Обухалов - о. Белозеро (пешком)
      сперва - вдоль ручья, потом - по азимуту
      (много троп и вездеходных траков) карта
3 час.
О. Белозеро - лесная дорога (пешком)
      по тропе и азимуту карта 4
2 час 30 мин.
лесная дорога - г. Апатиты (машина)
5 час.
Всего 114 часов

Описание маршрута, личные замечания и рекомендации

В Апатитах нас встречала машина, которая довезла до начала маршрута.
Начало маршрута у нас получилось пешее, нанять вездеход не удалось, т. к. он оказался сломан. Пешая часть прорисована на карте. Идти довольно легко, много старых и не очень вездеходных трасс, и нет больших болот. Нужно внимательно ориентироваться, чтобы не делать лишних крюков, но общее направление держать просто. Мы ориентировались по хребту "Панские тундры", он хорошо виден на протяжении всей пешей части. Хотя мы забрались слишком высоко на хребет, где-то есть более прямая дорога. Рекомендую залезть на сам хребет, это не сложно, но интересно.
Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002

Очень хотелось начать сплав, поэтому мы слишком рано начали сплав по р. Элнйок. В начале - сплошные камни и мелкие перекатики. Пришлось протаскиваться и обноситься. Реально имеет смысл начинать сплав от слияния р. Элнйок с р. Лоленьйок. Далее до р. Поной - только несколько завалов и несложные перекатики. С самого начала рыбы много, даже при ширине реки два метра и глубине по щиколотку, попадается хариус более 40-ка см. На всем протяжении маршрута встречается много животных.

Река Поной - довольно спокойная, с редкими перекатиками в начале и заболоченная за Краснощельем. (Маршрут можно начинать и с Краснощелья, туда раз в неделю летает самолет из Ловозера). В ее верховьях водится много хариуса и форели. Речка не имеет серьезных порогов. Далее речка становится спокойнее и образуются огромные плесы до 10 - 15 км длиной, на которых она практически не течет. До р. Сахарная есть только несколько порогов, представляющие хоть какой-то интерес для сплава. Далее речка не меняет характера, но порогов больше нет. На первых 20 км после Краснощелья место для стоянки найти при необходимости можно. Дальше - хуже, но если очень нужно - то тоже можно. Р. Кинемур впадает в правую протоку Поноя, длина протоки - около 10 км. Поэтому развилку лучше не проскакивать, ее хорошо заметно.

Кольский полуостров - 2002

Р. Кинемур в низовье (до ручья Холодный) - речка со слабым течением, практически не виляет. Вода в Кинемуре значительно коричневее, чем в Поное. Кинемур в месте впадения в Поной достатчоно широкий и глубокий, с медленным течением. По мере подъема становится уже, мельче и быстрее. Завалов на нем в общем-то не было, достаточно легко поднялись на веслах до места впадения Холодного ручья (5.5 км). Далее речка раздваивается на практически одинаковые Холодный и собственно Кинемур. Волок на Варзугу возможен с верховьев обоих ручьев. Можно идти на волок и прямо от развилки (практика показала, что это было бы не худшим вариантом, и мы бы следующий раз пробовали сразу паковаться и идти пешком от развилки). Стоянок практически нет, кроме как выше ручья Холодный место под названием "Красивый бор". Далее мы продирались, сколько могли. Когда лодка перестала проходить по ширине, мы тащились напрямую по болоту по траве. Далее, переплыв несколько озер и обходя основное болото по левой стороне, вышли на последнее озеро. Оно глубокое надо плыть в дальний южный конец. Мы начали волок отсюда, но впереди метрах в 100 - озерцо (подковообразное), в которое тоже можно войти. Выбирайте место - и в путь (но не далее изгиба подковы). Второе место - в самом конце озера, т.е. в самой дальней точке.

Волк с р. Койоник на р. М. Варзуга. По тропе с зарубками (их плохо видно) вы движетесь на юг (30 минут). Здесь тропа одна и проблем до первого, совсем небольшого, болотца нет. После болотца вы поднимаетесь на горку и тропа забирает к востоку, но сваливает маленькими партиями, их плохо видно, зато много других троп. Задача - не выходя на болото, пройти по лесу в юго-восточный конец леса, который полуостровом вдается в болото (15 минут). Переходите болото метров 200-250 по тропе. Дальше троп еще больше, двигаться надо в юго-восточном направлении (минут 15). Дальше тропа принимает почти параллельное Варзуге направление, и мы напрямую по азимуту выходим на Варзугу, где собираемся и проплываем до первой попавшейся стоянки (30 мин). Переход от стоянки в "Красивом бору" до стоянки на Варзуге совершен за 1 ходовой день.

Р. М Вазуга в районе волока речка имеет характер, схожий с Поноем в верховьях, но значительно меньше (небольшие перекаты, местами - порожки). Через 3 часа сплава мы попадаем на огромный плес. Берега без леса, заросшие осокой, мест для стоянок НЕТ совсем, и так - до водопада Падун. Водопад хорошо заметен, обнос по левому берегу. Далее по речке места для стоянок есть везде, но сразу за водопадом их немного. После водопада - несколько несерьезных порожков, затем - "минные поля". Потом мелкие шиверы разливаются настолько, что даже лодку приходится тащить на веревке. Примерно за 10 км до Поноя встречается база отдыха для богатых. Затем река сужается и становится глубже, с чередованием "плес-перекат", и она встречается с Паной.

Мы решили не тащиться, а собрались и сразу пошли пешком вдоль реки Пана. Сложность вызывает только 10-ти километровый участок ровно посередине между рекой Идель и ручьем Обухалова, так как там полностью отсутствуют тропы. Везде хорошо берет рыба. Далее - вдоль ручья Обухалова. (Хотя до точки выхода можно и подыматься по Полесарке.) Идти просто - по вездеходному траку и азимуту, главное - не запутаться в изобилии троп и вездеходных траков.

Кольский полуостров - 2002Кольский полуостров - 2002

От горы по тропе сворачиваем напрямую к озеру Белозеро, огибаем его и между 3-х озер в скоре выходим к месту встречи с водителем. Пришлось поволноваться, так как мы вышли к обеду, а водитель приехал только к вечеру. До Апатит более 140 километров через лес, а отпуск и еда закончились.