Виды туризма

12 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Год путешествия: 2010
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 559 0

Дата: 30.10 - 3.11.2010 г.

Автор: Андрей Пелевин

Закончив в 2009 г. ноябрьский проход у подножия горного плато Лагонаки, увидев с Грачева перевала неповторимую красоту Фишт-Оштейнского горного массива, мы с Денисом Сотченковым условились в следующем году пройти маршрутом вдоль массива, а в случае возможности и подняться на вершину Фишт. Особенности работы и повседневные обязанности не позволили нам планировать прохождение маршрута на более ранее время чем последние числа октября начало ноября. С учетом изменчивой погоды в этот период года в данной местности и возможностью выпадения снежных осадков на горных перевалах.

С учетом возможности ухудшения погодных условий планировалось два возможных варианта прохождения маршрута. Первый вариант маршрута: от пос. Черниговоское до развилки на пос. Отдаленный по грунтовой дороге, подъем до приюта Водопадный, от приют Водопадный до Черкесского перевала по горной тропе, через Армянский и Белореченский перевал на перевал Гюзириполь, после прохождения перевала Гюзириполь постепенный спуск в сторону асфальтированной дороги от приюта Партизанская поляна. Данный маршрут планировался при приемлемых погодных условиях, так как при ухудшении погодных условий существовала опасность потерять тропу, а так как у нас с Денисом отсутствовал опыт прохождения данного маршрута это представляло серьезную опасность. Второй вариант: в случае ухудшения погодных условий после Черкесского перевала спуск по горной тропе на юг в сторону Бабук-Аула и Салах-Аула. Недостаток данного маршрута в том, что маршрут менее зрелищен, лишь поднявшись на горные перевалы увидев водопады Фишт-Оштейнского горного массива приходится спускаться вновь «за линию леса». А это лишает возможности созерцания многих зрелищных видов которыми богат первый вариант маршрута. При первом варианте маршрута рассчитывали на его прохождение за шесть дней, при втором варианте за пять дней.

28 октября 2010 г. в 19 часов 20 минут выехали на поезде Москва-Анапа в Краснодар. Проведя полтора суток в дороге в 4 часа 40 минут прибыли в Краснодар. По другую сторону площади от железнодорожного вокзала г. Краснодар находится Автовокзал-1 г. Краснодар. Приобрели билеты на автобус до г. Апшеронск на 7 часов 20 минут, если не ошибаюсь следует ежедневно. Стоимость билетов около 150 рублей за пассажирский и багажный билет с человека. От г. Краснодар до г. Апшеронск примерно три часа пути на автобусе. У автовокзала г. Апшеронск наняли такси до окончания асфальтированной дороги пос. Черниговское-пос.Отдаленный, договорились на 600 рублей. Через час такси нас высадило примерно за 15 км до развилки грунтовой дороги в сторону пос.Отдаленный.

30 октября 2010 г. моросит, идем по гравийной дороге, температура наверно чуть выше нуля. С гор сходят бурные водные потоки, по информации полученной от местных жителей, перед нашим приездом прошли сильные дожди. Постепенно набираем высоту, двигаемся по направлению юг юго-восток, по началу крутых подъемов нет. По мере подъема воздух становиться более влажным, понижается температура воздуха. Примерно через два часа входим в область низкой облачности, моросит, солнца невидно, большая влажность. От повышенной влажности совершенно замерзают руки. По сторонам дороги в белом молоке возвышаются неясные силуэты гор. По мере подъема сквозь молоко облаков начинает проглядывать клочками неясной синевы. Примерно к пяти часам вечера доходим до развилки дороги на пос. Отдаленыный. На развилке уже знаковый нам по прошлому походу стол с лавками под двухскатной крышей и ручей. Вспоминаем ночевку я под столом, Денис на столе. С учетом того что уже темнеет, решаем расположиться на ночлег. Ставим палатку, разводим костер, спим. С права через горный хребет медленно переползают белые массивы облаков, в небе зажигаются звезды, а где-то близко за спиной ощущаешь громаду г. Фишт. По высоте набрали примерно 400-500 м. прошли около 20 км.

31 октября 2010 г. проснулись поздно, примерно в девять часов, к десяти выходим в путь. Погода чуть лучше, температура воздуха примерно таже, высокая влажность. С горного массива постоянно спускаются облака холодные, пробирающие до костей. Окружающая растительность покрыта филигранным серебром инея. Примерно через дава часа проходим мимо хижины смотрителя за водоводом. Смотритель рассказывает о суровых условиях зимнего сезона, предостерегает от движения по перевалам в случае ухудшения погоды. У смотрителя забавная собака и щенок. Щенок делает попытку похитить у Дениса его лыжную палку, но мы успели ее отбить. Подъемы становятся круче. Все вокруг белое от инея и густого тумана облаков. На запад простирается молочная пустота облачной равнины, на восток возвышаются тени утесов горного массива. Еще через три часа подъема выходим по-видимому на смотровую площадку вокруг толков молоко, над головой иногда проглядывает белесый диск солнца, холодного и не греющего. Холодно. На смотровой площадке расположились «туристы», на сколоченном деревянном столе бабка и дед разложили хлеб сало овощи, по отдаль стоит их «Нива». Из разговора узнаем, что они ждут возвращения внука который ушел смотреть на водопад, и уже давно не возвращается. Они взволнованы, впереди грунтовку размыло. Двигаемся дальше пройдя несколько сотен метров натыкаемся на участок размытой дороги, сквозь размыв вниз обрушивается узкий водный поток. Вокруг размыва земля осела края в трещинах. С некоторыми трудностями переходим через размыв. Попадаем в марсианский пейзаж, вокруг возвышаются холмы породы. Начинается постепенный спуск в долину водораздела. Прямо перед нами на несколько секунд облака отступают и открывают перед нашими глазами неповторимое и величественное зрелище скалистых уступов г. Фишт. Захватывает дух. Приоткрыв для путников красоту и величие гор облака вновь опускают завесу белого молока. Через два часа спускаемся к ручью, на другом берегу среди деревьев дымит в серое небо скопление сараев приюта «Водопадный». На приюте двое, они поясняют, что приют давно уже нет. Что мы находимся на частных владениях, некое частное лицо строит себе в данном месте толи дачу, толи туристическую базу. Они нас впускают переночевать. Приют находится чуть в стороне от тропы, после перехода через ручей развилка налево на водопад, прямо в сторону перевалов, на право к приюту. Приют с дороги хорошо видно. На развилке памятник погибшему альпинисту. Водопад от развилки в сотне метров, однако в тумане невидно ни утесов г. Фишт ни водопада, слышен лишь гул воды. Ночью над нами океан ночного неба с огнями млечного пути. Туман полностью рассеивается и прямо перед нами темнее громада горного массива. Прошли примерно 15 км., высота примерно 1600 метров, набрали еще около 600 м.

01 ноября 2010 г. поднимаемся примерно в 8 утра. Погода ясная, над головой чистое голубое небо, с редкими перьями облаков, видим солнце. Через полтора часа оставляем рюкзаки у домов, идем к водопаду. Узкая извилистая тропка под гул воды. Со скалы с шумом падают три водопада, волшебными потоками нисходящими прямо с неба. Вокруг царство магии воды и льда. Основной водопад имеет высоту 200 м. и является самым высоким водопадом в Европе. Тратим почти полтора часа на фотосессию и созерцание. Забираем рюкзаки с приюта, прощаемся с обитателями и идем вперед. Сразу же начинается крутой подъем вверх, едем по горной тропе, тропа каменистая иногда не шире одной стопы. Примерно за час полтора поднимаемся на 200-300 метров. Выходим из тени горного массива и наслаждаемся теплом солнечных лучей. Поднимаемся на высоту чуть выше 1800 м. Оставляем внизу линию леса. Вокруг до горизонта простирается величественный горный пейзаж. Горы до горизонта покрытые зеленью лесов пробиваются лысинами вершин. Внизу вьется лента ручья. Небо неповторимо своей синевой и чистотой, на горизонте видны блики от близкого и столь далекого моря. Ветер поигрывает холодными струями, воздух густой и сытный. Идем дальше по тропе, через два часа проходим мимо стройки канатной дороги, в небе снуют три стрекозы вертолетов Ка-27 летающие вагоны с грацией стрекоз таскают вверх по склону бетонные блоки и строительную технику, в зоне стройки теряем на некоторое время тропу. Впереди на склоне видны здания, видимо горнолыжной базы Оставляем справа горнолыжную базу идем в сторону Черкесского перевала. Примерно через полчаса оставив сзади за склоном горнолыжную базу, видим внизу по склону летник Чегурсана, несколько ветхих хибар. Встречаем местного жителя ищущего уже несколько дней потерявшихся в горах лошадей. Через полтора часа выходим на Черкесский перевал. Справа в даль уходи от Фишта вдаль горизонта цепь гор лесистыми гребнями, по гребню уходит вправо тропа на Бабук-Аул. Мы идем вдоль склонов Фишта, Фишт постоянно слева. Подъем не тяжелый, высота перевала 1838 м. Прекрасные виды на г. Фишт. Дорога до от Черкесского перевала до Белореченского перевала не слишком тяжелая, в некоторых местах тропу пересекаю ручью уносящиеся вниз. Тропа в некоторых местах преваратилась в вязкую скользкую гряз, ноги скользят. Иногда тропа покрыта льдом, лед довольно скользкий, лучше обходить. Белореченский перевал 1782 м. По стропе постоянно держимся налево по склонам горного массива. После Белореченского перевала дорога начинает спуск, временами довольно крутой, на придорожных камнях встречаются метки маршрута. Тропа спускается на линию леса, по тропе постоянно метки на камнях и деревьях. Тропа спускается в долину реки на другом берегу реки в ложбине приют Фишт, видим приют из-за деревьев и склона только когда подходим довольно близко, через реку есть мост. На скале прямо у тропы несколько памятников погибшим альпинистам и лавочка. Недалеко от приют на тропе указатель на приют. Ночуем на приюте Фишт вместе с группой из Наро-Фоминска. От Белореченского перевала до приюта Фишт дошли примерно за полтора-два часа. Погода днем отличная, солнце, чистое небо. Температура по осущениями +5-10, на перевалах сильный ветер. На приюте Фишт несколько зданий. В центре приюта окнами к г. Фишт стоит здание где можно переночевать На зимний сезон приют закрыт. Дверь закрывается изнутри, для того что бы открыть нужно подняться по пожарной лестнице на второй этаж и через люк спустится на первый. В помещении есть кровати, буржуйка, много различных продуктов оставленных путниками. При нас даже стояли в углу газовые баллоны для горелки. Приют расположен примерно на высоте 1600 м., от приюта открываются отличные виды на г. Фишт и Оштейн.

2 ноября 2010 г. поднялись примерно в восемь часов, вышли с приюта в 9 30. Погода отличная, чистое небо. Температура по ощущениям +10-15. Перейдя через деревянный мостик через реку начали крутой подъем на Армянский перевал, подъем довольно крутой, на тропе постоянно встречаются метки. Высота перевала 1866 м., с перевала отличный вид на г. Фишт. После перевала начинается довольно крутой спуск, а потом снова подъем на перевал Гюзириполь. Подъем на перевал Гюзириполь довольно тяжелый, временами очень крутой. Данный перевал самый высокий их пройденный, высота 2027 м., на гребне холодно, сильный ветер. После перевала Гюзириполь начинается постепенный спуск вниз, через час вышли к развилке налево тропа уходит в сторону г. Индюк, если не ошибаюсь. Направо дорога уходит в сторону Партизанской поляны. На развилке камень на нем указатель стрелками направо и налево с буквами И и П. Наш путь лежит направо, спускаемся ниже линии леса. В некоторых местах тропа теряется ищите метки маршрута на деревьях. Примерно через два-три часа спускаемся к асфальтированной дороге. На расстоянии около 30 км. по дороге поселок Гюзириполь если не ошибаюсь. Дошли по асфальтированной дороге до приюта Партизанская поляна примерно за два часа. От приюта Фишт до асвальтированной дороги примерно 12-15 км. От туда договариваемся с местным нас довозят на машине до поселка Гюзириполь. Не знали местных цен, заплатили на мой взгляд довольно дорого 1000 рублей. От Гюзириполя в глубоких сумерках на автомашине добираемся до станицы Каменомостской, на автомашине примерно час дороги от поселка Гюзириполь. Заплатили довольно дорого 1000 рублей там довольно далеко около 50 км. Ночь проводим в местном хостеле. Как я понял их там несколько. Так как не сезон взяли с нас всего по 100 рублей за ночевку.

03 ноября 2010 г. Утром приходим на железнодорожную станцию станицы. Электричка отходит в 9 26 стоит на платформе около 20 мин., едет очень медленно едем почти два часа до Белореченска. Стоит электричка если правильно помню примерно 60 рублей В Белореченске два ходят электрички в сторону Туапсе, есть автовокзал. Прямо рядом с ж/д вокзалом садимся на автобус до Туапсе отходит в Белореченске примерно в двенадцать пятнадцать, дорога от Белореченска до Туапсе занимает три-четыре часа. Высаживают нас на площади железнодорожного вокзала. В Туапсе мы только к четырем пяти часам вечера Путь закончен.

Очень важно в поход взять теплую одежду вне зависимости от сезона прохождения маршрута. Даже в июле на перевалах может выпасть снег. Если не был ранее на этом маршруте лучше в непогоду прервать прохождение. В осенний период очень важно иметь теплый спальник, ночи очень холодные. Воды пригодной для приготовления пиши на маршруте достаточно. Для подстраховки возможности ночевки выше линии леса целесообразно взять с собой газовую горелку с достаточным количеством баллонов газа.

От приюта Водопадный почти до асфальтированной дороги тропа идет по территории Сочинского заповедника, кардонов на тропе нет. Мы за весь период прохождения маршрута ни одного егеря не видели. Пребывание на территории заповедника платное, при нас по-мойму было 150 рублей с человека за сутки. На территории заповедника разрешены привалы лишь в установленных местах, разводить открытый огонь за пределами этих мест запрещено. В летний период на приюте Фишт живет егерь. По информации от «местных», проход по заповеднику может быть оплачен егерю, в зависимости от умения договориться и личности егеря возможна оплата штрафа и составление протокола. А там где есть кардоны проход просто оплачивается на кардоне.

Добавлено: 01.12.2010 г.

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию