Виды туризма

15 января 2013
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Байкальский
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 414 0
Автор - Светлана Юшкова (Пермь)

Для нашей группы время по-настоящему спортивных походов прошло. Прошли времена, когда в тридцатиградусную жару мы бегали по каньонам в гидрокостюмах, жилетах и касках целый день с разведкой, страховкой, прохождением порогов и снова по кругу. Наступило время отдыха и азартной рыбалки с обязательной ловлей большого количества тайменей на отдаленных "троечках" или слабых "четверочках", где спортивная часть реки является лишь приятным и необременительным дополнением к отдыху. С подобными планами наша группа в составе Багдонаса Павла, Деменьшиных Сергея и Александра и Юшковой Светланы собиралась в августе 2002 года на забайкальскую реку Калар, приток Витима. По классификатору эта река для катамарана "троечная" и по описанию препятствия особой сложности не представляли, но спасательные жилеты по старой привычке в рюкзаки бросили. На станции Чара с попутным транспортом до реки проблем у нас не возникло. Прямо на вокзале взял нас под белы руки местный водитель Мицура Анатолий Иванович и повел в свой УРАЛ-вахтовку. Цена поездки сначала нас слегка смутила, но другой альтернативы не было и вечерком, когда Анатолий Иванович вернулся с работы, мы отправились в путь. Дорога была совершенно жуткая. Сначала мы продвигались километров 30-40 в час, а ближе к концу не более 5. Анатолий Иванович - водитель с большой буквы, и по мере продвижения на машине дальше и дальше цена за поездку казалась нам все более скромной, а по приезду - просто смешной для такой адской работы, да если еще учесть, что водителю приходится возвращаться домой в темноте по болотам и совершеннейшему бездорожью с множеством бродов через реку. Поэтому мы не рекомендуем торговаться с ним или выражать недовольство названной суммой. Дорога покажет, что Анатолий Иванович берет с туристов по-человечески. Кстати, необходимо упомянуть о погоде. Именно вокруг погоды и закручена проблемная линия повествования. До нашего приезда практически весь июнь и июль стояла засуха. А накануне нашего приезда начались хорошие дожди и лили без остановки два дня. К моменту погрузки в машину дожди прекратились, но всю дорогу водитель выражал изумление по поводу того, как вчерашние ручейки-струйки превратились в бурлящие потоки. По пути мы расспрашивали Анатолия Ивановича о том, о сём и были несказанно удивлены, когда он поведал нам, что в прошлом году группа наших земляков, туристов из Перми, потерпела на Каларе серьезную аварию - потеряли судно, вещи и один из членов экипажа погиб. Анатолий Иванович встретил этих ребят, когда они пешком возвращались в Чару за помощью. Он говорил, что на реке особо серьезных препятствий нет, вот только одно место, где у этой группы все и произошло, представляет опасность. И это не единичный случай. Были еще случаи, когда группы были вынуждены возвращаться назад, потерпев на реке аварию и потеряв судно. Что за ерунда,- думалось нам,- как можно на реке третьей категории сложности, пусть даже с небольшим опытом хождения, разбить судно в такие дребезги, что оставалось только вернуться домой. Полные недоумения, мы прибыли на озера Амудиссы и, переночевав, приступили к вязке судна. Анатолий Иванович подвозит туристов, идущих на Калар только до озер. Дороги для его машины дальше нет. "Пройдете немного пешком, пока не появится возможность плыть", - напутствовал он нас, но идти пешком нам не хотелось да и не пришлось, так как двухдневный дождь накануне дал возможность нам хоть плохонько, но идти по воде, а не по берегу. Позавтракав с утра и закончив последние приготовления, мы тронулись в путь от этого удивительного по красоте места. Сплав был непростым: то мы, спрыгнув в воду, протаскивали судно через отмели и гряды камней, там где река разливалась, то стремительно неслись через порожки, прижимы и "расчески" по узкой струе в протоках, когда река собиралась в русло. Затем река разлилась метров на 500-700 и начался довольно протяженный "сад камней" с морем полуобливных камней и практически отсутствующей основной струей. Протаскивали, продергивали судно и практически пешком, с судном в руках, шли весь этот участок. И вдруг река резко собралась в узкий пенный слив длиной 50-70 метров. Уклон, скорость, пенные ямы носовым по грудь - и все это совершенно неожиданно. Когда мы зачалились после прохождения слива, я с изумлением смотрела на него и повторяла, что это не препятствие третьей категории. Это сложнее и никак не может быть "тройкой". А дальше началось, причем практически сразу, и чем дальше, тем сложнее... Хорошие пороги, забитые грядами и отдельными группами полуобливных камней с мощной пенной струей, высокой скоростью и практическим отсутствием места для маневра. Сложность препятствий от порога к порогу нарастала. Пороги друг от друга отделяли небольшие участки быстротока метров по пятьдесят, засоренные камнями. Линия прохождения в порогах практически не просматривалась: все забито большими полуообливными камнями с навалом на них и мощной струей между ними. Меневрировать практически не удавалось. Только столкнешь судно с одного камня, как оно в мгновение выбрасывалось на другой. Причем были моменты, когда некуда было встать рядом с камнем, чтобы столкнуть с него судно: глубоко и струя мощная. Линия движения практически не просматривалась. И чем дальше, тем гряды камней становились все гуще, уклоны больше, а участков чистой струи все меньше. Прохождение порогов шло от камня до камня, от гряды до гряды. И это с учетом того, что экипаж судна был достаточно опытный, за исключением одного новичка. И, наконец, на правом повороте вдоль скалы слева и островком ближе к левому берегу начался порог, где, по-нашему предположению, в прошлом году произошла авария у пермяков (это мы вычислили после порога, сопоставив с рассказом Анатолия Ивановича). От греха подальше мы решили идти подальше от скалы правой, более широкой и более забитой камнями протокой. Как мы там накувыркались - отдельная история. Судно потрепало изрядно. Закончился порог импровизированной лестницей из обливных гряд камней по полметра каждая ступень. Слетели, отдышались и немного разглядели вторую протоку. В этой протоке маневрировать было сложнее, так как помимо прочих препятствий прибавились прижимы. Как мы предполагаем, именно об этой протоке предупреждал нас водитель. Пройдя еще один мощный порог, осложненный большими камнями на выходе и маленьким островком слева, мы остановились на ночевку. На прохождение порогов от "сада камней" и до стоянки, включая обед и одну разведку порога после обеда, мы потратили примерно 6 часов (за точность не ручаюсь). С утра пошли на разведку следующего порога. Имелся проход с мощной струей, но в самой середине порога поперек струи стояли три острых зуба, обойти на струе которые было невозможно, а налетать на них было бы смертельным номером. Мы выбросились на сад камней вдоль правого берега, проташились до уровня "зубов" и слились в струю. После вчерашних упражнений шли четко и без огрехов. Затем - разведка следующего порога. Этот оказался мощным, но попроще. Пролетели на одном дыхании. Порог закончился уловом перед выступающей справа скалой. Все. Последние 4-5 порогов были кульминационными на этом участке. И сложность их на наш взгляд была не менее 4у-5 категории сложности. Далее, до впадения Каларского Калакана, шли еще несколько препятствий, требующих внимания и разведки, но уже более простых. А потом до зимовья Борода река была уже более спокойно. А после зимовья стала той классической "тройкой", на которую мы собственно и шли.
А теперь о тех выводах, ради которых и написана эта статья. Река классифицируется третьей категорией сложности от зимовья Борода (устье р.Читканда). И по замыслу составителей классификатора участок реки выше зимовья группы должны проходить пешком. Попасть на транспорте до зимовья очень сложно. В обычных для этих мест погодных условиях так и получается, так как вышеописанный участок реки становится мелким и практически непроходимым. Но в отдельных случаях, как это получилось с нами, проходят дожди, уровень воды резко поднимается и участок реки от озер Амудисса до Талакана становится проходимым для туристских судов. Но уклон на этом участке 10,5 м/км против 3,5 м/км в районе зимовья Борода и соответственно сложность препятствий, когда прохождение их становится возможным, достаточно высока и для экипажей с недостаточным опытом хождения категорийных рек представляет реальную опасность. Да и для опытных групп эффект неожиданности может сыграть далеко не положительную роль. Самое удивительное заключается в том, что в Интернете достаточно отчетов и рассказов о реке Калар, но, собираясь в поход, мы ни в одном описании не встретили предупреждения о ситуации, в которую мы попали на этой реке. Поэтому хотелось бы пожелать группам, идущим на Калар, более серьезно отнестись к этой реке и более серьезно готовиться как технически, так и психологически.

Юшкова Светлана
г. Пермь

Об авторе
Юшкова Светлана Александровна, 40 лет
Занимается водным туризмом с 1983 года. Опыт: 5 к.с.(р)
Районы походов: Ср.Урал, Саяны, Алтай, Забайкалье.
В последнее время отдает предпочтение маршрутам не выше 3 к.с., в основном в Забайкалье, с рыболовным уклоном.
Проживает в г. Пермь.


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию