Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2000

Автор: Макс Макаров

Я работаю фотографом в одном журнале. И вот, будто подарок: новая задача руководства - подготовить материал о красивейших местах Горного Алтая. Вспомнилась фраза губернатора Алтайского края "Здесь сам бог велел развивать туризм" и захотелось, действительно, посмотреть, так ли это. Вещи собраны, и можно отправляться в путь.

Красивейшие места Горного Алтая

Первая точка - Телецкое озеро. Одно из главных украшений, достопримечательностей и загадок Горного Алтая. Озеро лежит вдали от населенных пунктов, сквозь него не проходят автомобильные трассы, до наших дней оно сохранило свою первозданную, чарующую красоту. Плыву по нему на маленьком катерке, а сквозь прозрачную воду (видимость около 8-10 метров) наблюдаю, стаи мелких рыбешек, какие - то чешуйки, различные камешки, на которых видна каждая грань и почему - то вспоминаются местные легенды о том, что здесь показывается волшебная золотая женщина, что на дне озера таятся несметные сокровища, что в самом глубоком месте Алтын - Коля, под сотнями метров ледяной воды, в первозданном виде сохраняются все живые существа, утонувшие в озере за сотни тысячелетий. Сказки? Наверное...Только вот от скалистых берегов, от вековой тайги, от хрустальной воды так и веет тайнами минувших времен и ушедших поколений.

Берега озера почти везде круты и обрывисты, прорезаны ущельями, в которых гремят горные реки. Можно только восхищаться силой водной стихии. Спускающаяся к самой воде тайга, хаотические нагромождения скал, укромные живописные бухты складываются в пейзажи неповторимой красоты. Увидел своими глазами мощный водопад Корбу, сумрачный водопад Аюкечпес, веселый водопадик Чедор, уникальный каменный залив - место падения древнего метеорита, золотую гору Алтын - Ту, чьи склоны образуются в озеро отвесными черными скалами. Фотоаппарат не успевал отдыхать. Кадры были просто замечательные.

Второй точкой путешествия являлось посещение знаменитых Денисовых пещер. Это единственное место на нашей планете, где на одном памятнике можно увидеть следы буквально всех минувших эпох. Широкий вход в пещеру открывается прямо на склоне горы, в нескольких метрах над дорогой. Здесь ведутся археологические исследования, в пещере вскрыто более 20 культурных слоев, начиная от каменного века. Где еще вы увидите кости доисторических животных, таких как пещерный медведь и шерстистый носорог. Не говоря уже об остальных признаках различных периодов истории - остатках керамических сосудов, наконечников стрел, костяных гарпунов, фрагментов костей древнего человека, жившего около 42 тысяч лет назад! Конечно же, не обошлось без местных легенд черном шамане, жившем в этой пещере, об обрядах и таинствах древних людей. Прикоснувшись к стенам пещеры, я чувствовал, что к тебе тянутся истоки древнейшей человеческой цивилизации. Данное ощущение просто неописуемо человеческим языком. Это тактильный и загадочный мир ощущений. В последствии, при просмотре фотографий я вспоминал именно те чувства, которые испытывала там, волнительные и приятные.

Красивейшие места Горного Алтая

Третьей и последней точкой моего путешествия были Рахмановские ключи. Это уголок природных контрастов, порой совершенно невероятных. В глубокой долине реки Арасан раскинулась спокойная гладь Рахмановского озера. Оно наполнено водой удивительного зеленовато - синего цвета, которая везде прозрачна. На одном берегу озера вода не прогревается более 6 градусов тепла, а на другом берегу (длина озера всего 2,5 километра) бьют горячие радоновые источники с температурой воды до 41 градуса тепла.

Это и есть знаменитые Арасаны - Рахмановские ключи. Вода в них слабоминерализованная. Особый колорит придают величественные вековые кедры и темно - зеленые ели на берегах, окаймляющие зеркальную поверхность. Вид на фотографиях просто фантастический. И еще о контрастах. Со спокойных берегов озера, от живой и веселой зелени травы и леса, великолепно видна застывшая в белоснежном наряде из снега и льдов красавица Белуха - высочайшая вершина Алтайских гор.

В завершение можно сказать, что таких фотографий нельзя увидеть ни на одной точке земного шара.