20 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Украина
Год путешествия: 2003
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: I

Автор - Виталий Набока (Киев)
Первоисточник: сайт клуба "Глобус"

Как это было

Нечего на Караби делать, видели мы ее на карте - дыра дырой. Пройти транзитом да поскорей - пейзаж особым разнообразием не радует, холодно, постоянный сильный ветер. Раньше и сам был такого же мнения. Но, думаю, спелеологи с ним не согласятся - ведь на Караби множество нецивилизованных пещер. А после того, как мы познакомились с этими пещерами немного ближе, мы уже не считаем Караби таким скучным местом.

Думаю, рассказ о нашей пешеходной прогулке с элементами спелеологии (назовем это так) будет интересен тем, кто хотел бы побывать в нецивилизованных пещерах, но не имеет еще ни спелеологического опыта, ни специального снаряжения. НО - пещеры, как и горы, легкомысленного отношения к себе не прощают. И отнестись к визиту в пещеры нужно серьезно. Наш спелеологический "гуру" в этом походе не зря гонял нас тренироваться на стенку возле Зеленого театра, рассказывал насчет безопасности в пещерах и учил вязать узлы до дрожи в пальцах.

Итак, прелюдия: матрасно-пешеходная часть

Крым, знакомство с пещерами Караби-яйлыНачалось наше путешествие с Ангарского перевала. На Караби удобнее подниматься от т/с Су-ат. Подъем там более пологий, чем на Втором Спуске, да и подход к пещерам, о которых пойдет речь - им. Мамина и Большой Бузулук - удобней.

От Ангарского до Караби можно идти по двум маршрутам. Первый, более короткий, через Поляну МАН - Демерджи-яйлу - Тырке-яйлу (красивый вид из верховий урочища Хапхал). Но мы решили растянуть удовольствие и пойти по другому пути: через Джурлу - Джур-Джур - источник Ай-Алексий. Кого интересует - можно посмотреть кроки>> обоих маршрутов.

Карту Караби (думаю не помешает) можно найти здесь>>

Часть вторая: пещерная

На Караби

Крым, знакомство с пещерами Караби-яйлыПоднимаемся по грунтовке вверх (от Су-ата или от Ай-Алексия), мимо указателя "Караби-Яйла" до развилки, на развилке идем по левой дороге. Выходим на Караби и идем дальше по грунтовке, через 20 мин проходим развилку, сворачиваем направо (дорога влево - на метеостанцию), проходим мимо бетонного желоба слева от дороги - поилка для скота. После поилки дорога сворачивает вправо, а мы идем прямо, подымаемся по склону. Пещера им. Мамина по азимуту ~200 с вершины холма, ориентир - вогнутая скальная стенка около вершины холма, на вершине сложен тур из камней, но его видно только вблизи. Пещера - с обратной от нас стороны холма - большая карстовая воронка.

Хотя стоит заметить, что всяческих форм и размеров туры и пирамидки из камней сооружаются с большим энтузиазмом. По идее они должны тоже служить ориентирами, но поскольку они местами стоят чуть не на каждом холме, ориентиром чего они являются - непонятно :-). Особенно они нас порадовали своим многообразием, когда мы искали Большой Бузулук.

Узнать пещеру можно по маркеру (квадратная железная табличка с названием пещеры и глубиной). Большинство пещер на Караби несколько лет назад были маркированы. Та что теперь наткнувшись на какую-то воронку, будешь по крайней мере знать, посещением какой пещеры потом хвалиться :-)

Спуск в пещеру - лаз около 5 метров в низу углубления. Лаз довольно узкий, но наши все прошли :-). Есть еще один вход, недалеко от этого лаза, - колодец метров 3-4, но без веревки там, естессно, не спустишься.

Итак, что же должен взять с собой в пещеру настоящий джентльмен/настоящая леди?
В первую очередь - фонарь. В принципе, достаточно одного на двоих, но обязательно должны быть запасные батарейки (в пещере не темно, там совершенно темно).
В некоторых местах пригодится репшнур. Нужно быть внимательным - камни часто влажные и скользкие - важно подобрать удобную обувь с нескользкой подошвой.
Стоит одеть каску, если она у вас есть. Или по крайней мере плотную шапку - при падении, конечно, не спасет, но пробовать головой потолки на прочность станет несколько приятней.
Плюс учтите, что в пещере довольно грязно - глина и известь мажутся хорошо, отмываются с трудом - вечерний костюм лучше оставить в рюкзаке :-). А надеть ветровочный костюм, или что-то плотное поверх свитера, типа спецовки - как правило, в пещере сыро и холодно.

Крым, знакомство с пещерами Караби-яйлыЗапоминайте направление - пещера небольшая, но заблудиться можно, даже не прилагая особых усилий. И без освещения выход найти вряд ли удастся.

В пещере пару залов с красивыми натечными образованиями - тут уж можно дать волю фантазии :-). Рассказывать сложно, да и фотографии тоже далеко не все передают. Лучше прийти и увидеть самому.

Как и в цивилизованных пещерах, типа Мраморной, некоторые из причудливых форм получили уже свои названия - скажем, "Голова индейца".

При желании можно рассмотреть и местных жителей - летучих мышей - устроившихся на потолке.

Хотя пещера нецивилизованная, нашлись таки "любитили" природы и "цынитили" красоты, оставившие на стенах классическое "Вася был здеся, город такой-то, год такой-то". В пещере свой микроклимат, и появление в ней человека его нарушает - возле входа, где все хватаются руками, появилась плесень.

Следующая пещера на нашем пути - Большой Бузулук.

Искали мы ее долго и настойчиво. На всех трех картах, которые у нас были, расположение пещеры было разным :). После всех наших петляний трудно точно сказать, как мы шли к Бузулуку от пещеры Мамина. Общее направление азимут ~70, можно взять за ориентир гору Иртыш (хотя горой ее назвать сложно, холм метров на 150 выше поверхности плато, с одной стороны заросший лесом), забирая от нее немного правее. Идти около километра. В этом районе можно разойтись цепью и поискать каменный тур / позаглядывать во все ямы. Хотя насчет многообразия туров мы уже говорили :)

Крым, знакомство с пещерами Караби-яйлы

Возле пещеры на каменном туре традиционно ставят на палке череп коня/коровы (ну или уж кого поймали :-) и так же традиционно кто-то его через некоторое время сбрасывает - так что надеяться на череп не стоит.

Бузулук совсем не похож на пещеру Мамина - это большой грот и выглядит более впечатляюще. Клаустрофобия здесь не грозит :).

В Большом Бузулуке и лето можно перезимовать. Лед в глубине пещеры есть практически всегда.

Крым, знакомство с пещерами Караби-яйлы

Что хорошо, если учесть напряженку с водой на Караби. Вот мы ее и добывали, перетапливая лед и фильтруя получившуюся мутную водичку. Правда потом все равно употребляли ее только после кипячения. Благо, дрова найти можно было, - в центральной части Караби во многих углублениях выросли уже целые рощицы. Так что газ, который мы брали из расчета на Караби, нам так и не пригодился.

Тропа спускается в грот и обрывается возле скальной стенки метров 5-6. В принципе на стенке много уступов и зацепов, после тренировок на Зеленке спуститься-подняться по ней труда не составило. При нас по этой стенке спустилась группа пенсионеров-краеведов из Судака - но, естественно, со снаряжением. Недооценивать стенку не стоит - навесить веревку для подстраховки не помешает.

Спуск дальше, ко дну пещеры, сложностей не представлял, хотя, опять же, нужно соблюдать осторожность и подобрать нормальную обувь, - под ногами мокрая скользкая глина, а местами и лед. Весной, когда льда там больше, чем осенью, может понадобиться навесить веревку.

После Бузулука мы пошли дальше, по направлению к горе Иртыш, обходя ее слева. Здесь есть отличные места для стоянок.

На следующий день погода испортилась, наполз туман, так что мы отсиживались на стоянке.

В тумане по Караби ходить - опрометчивый шаг. Ориентиров при плохой видимости никаких, и компас не очень поможет; камней, ям и воронок хватает. Так что если попал в непогоду, лучше переждать.

Когда погода улучшилась, времени на оставшуюся Сказку уже не оставалось.

Так что берем азимут ~120 и идем по яйле, чтоб выйти на дорогу к урочищу Чигинитра. Около 1.5 ч идем по теряющимся тропам, выдерживая общее направление до выхода на грунтовую дорогу, ведущую на юго-восток. Дорога примыкает к другой около пересохшего озера Эгиз-Тинак. По ней - около полутора часов к окраине плато.

Крым, знакомство с пещерами Караби-яйлы

Последняя ночевка - в Чигинитре. Найти колодец оказалось не так просто - все завалено опавшими листьями, иногда полуметровым слоем. Закончилось наше путешествие быстрее, чем того хотелось бы - так что наверняка будет продолжение :-)

Часть третья: откровенно матрасная

Утром прошли по тропе через урочище и вышли на дорогу, ведущую в Рыбачье. До Рыбачьего идти часа три. С учетом собирания боярышника и прочего шиповника, поедания оставшегося после уборки винограда получилось пол дня :-). Оставшиеся пару дней ничем особенным не примечательны - смотрели на Караби, полностью закрытую тучами (вовремя мы оттуда ушли) и купались в море. И обсуждали, в какие пещеры пойдем в следующем году :-)

P.S. Бывалый спелеолог, наверное, снисходительно хмыкнет, прочитав все это. Но нам просто интересно было попробовать что-то новенькое, найти неизвестное там, где уже вроде столько ходили. Надеюсь, что эта страничка кого-то заинтересует, а кому-то и поможет.