Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Вьетнам

Автор: Владимир Сазонов

Источник: strannik.de

Откуда возник Каодай?

В двадцатые годы Вьетнам был французской колонией под названием Кочинчайна. Ле Ванг Трунг занимал важный пост в правительстве французской администрации. Уходя на пенсию, Ле Ван Трунг решил посвятить себя медитациям и ушел в горы.

В 1926 году после ряда высших откровений он вместе со своими друзьями основал новую религию. Высшее существо который явило себя, получило название Каодай (Бог), который явно потребовал основания новой религии. Религия быстро набирала себе сторонников. Первыми посвященными были 247 человек, потом их количество скоро выросло до 26000, в городе Тай Нинь в Южном Вьетнаме был построен большой храм (о путешествии в Тай Нинь еще будет написано подробно).

Поначалу французская администрация относилась к новой религии благосклонно, но уже к началу войны каодайцев было несколько миллионов и они сформировали собственную армию, с которой приходилось считаться. Эта армия сотрудничала с японцами во время краткосрочной оккупации Вьетнама. После войны французы и американцы относились к Каодай с большим подозрением, а проамериканское правительство Южного Вьетнама Каодай явно не поддерживало, отчего каодайцы симпатизировали коммунистам. Победа вьетнамского сопротивления и уход американцев из Южного Вьетнама однако привели к тому, что вьетнамские власти фактически запретили Каодай, и только в конце 80-х годов с Каодай стали постепенно снимать ограничения.

Сейчас мировая каодайская община насчитывает по разным оценкам от трех до двенадцати миллионов человек, Каодай распространен помимо Вьетнама среди вьетнамских эмигрантских общин в США и других западных странах.

Современная Каодайская община не содержит армии, а действует исключительно мирными средствами. Немалые доходы приносит Каодай деятельность среди вьетнамской эмиграции, что позволяет Каодай поддерживать и расширять свою деятельность.

Об учении Каодай

Лев Толстой как зеркало вьетнамского спиритизма (о религии Каодай)

В 1920 году Высшее существо Каодай проявило себя. В контакт с ним вошел Нго Ван Чеу, перфект острова Пу Кок. Еще с подросткового возраста Нго Ван Чеу входил в контакты с разными духами, среди которых был и Каодай (практика общения с духами - явление достаточно обычное в Китае и Юго-Восточной Азии, и дети обучаются этому при храмах). Нго Ван Чеу обладал огромной эрудицией и обширными знаниями западных и восточных религий. Сначала Каодай проявился как Святой Глаз. Нго Ван Чеу после нескольких испытаний стал вступать с Каодай в устойчивый контакт пока не получил приказ основать новую религию. Нго Ван Чеу научился от Каодай философии и ритуалам.

В 1925 году три вьетнамских чиновника независимо от Нго Ван Чиеу вступили в контакт с духом который назвал себя ААА. К рождеству 1925 ААА признал что он - не что иное как Бог под именем Каодай.

В это же время ушедший на пенсию высший чиновник Ле Ван Трунг заинтересовался спиритизмом и стал участвовать в спиритических сеансах. Он вступил в контакт с духом Ли Тай Ба - духом средневекового китайского ученого, который предложил ему возглавить миссию по образованию новой религии. Он стал вести праведную жизнь, отказался от мясной пищи и алкоголя. Через некоторое время Ле Ван Трунг примкнул к другим поклонникам Каодай и познакомился с Нго Ван Чеу.

24 апреля 1926 года Нго Ван Чеу получил следующее сообщение во время спиритического сеанса :

"В давние времена люди не общались друг с другом и не знали своих соседей. Поэтому Я для каждой расы основал разные религии, соответственно их обычаям. Пять ответвлений Великого Пути - Гуманизм, Гениизм, Христианство, Дао и Буддизм создал Я.

В нынешнее время люди стали общаться друг с другом и узнали о обычаях своих соседей. Но они от этого не стали жить в гармонии из-за многообразия своих религий. Поэтому Я теперь явился к ним чтобы объединить все религии в Одно, и вернуть их к изначальному единству..."

Нго Ван Чеу был первым Патриархом Каодай, однако он скоро отказался от сана, и в 1928 патриархом стал Ле Ван Трунг, который провозгласил официально новую религию 28 сентября 1928 года.

В 1926 году Каодай оставил послание

"Будда Дипанкара - это Я,

Будда Сакьямуни - это Я,

Желтый Император (Хуанди) - это Я,

то есть Као Дай"

Учение Каодай считает, что в истории человечества было три эпохи .

В самом начале - эпоха Творения и Невежества, люди жили просто. Хотели есть - и ели, хотели пить - и пили, вот и все. Но люди стали терять свою природную доброту, и Бог явился к ним в образе Моисея (Христианство, Иудаизм), Дипанкара Будды (Буддизм), Хуанди (Даосизм), Фуси (гениизм). Но зависть развивалась в людях дальше и дальше.

Вторая эпоха - Прогресса, Войн и Саморазрушения, когда каждый делел то что сам считал правильным, что приводило к хаосу. Бог явил себя через Будду Сакьямуни (Буддизм), Лаоцзы (Даосизм), Конфуция (Конфуцианство), Христа (Христианство), Мухаммада (Ислам), Куонг Тай Куанг (Гениизм), Но люди продолжали дальше деградировать к полному моральному и духовному коллапсу.

Третья эпоха - Аннигиляции и Сохранения, когда Бог решил явиться в образе Каодай, непосредственно открывая учения перед всеми существами.

Почему Каодай избрал именно Вьетнам ? Вьетнамцам удалось за свою историю познакомиться со всеми религиями и вьетнамцы лучше других могут воспринять Каодай.

Ранг святых в Каодай получили многие ученые и просветители разных стран мира. Высокого ранга святые - Виктор Гюго и Сунь Ятсен. В качестве святого почитается в частности Лев Толстой.

Каодай считает что люди после смерти не прекращают существования, и очень активно привлекает медиумов для контактов с духами. Наиболее распространенные способы спиритических сеансов - когда медиумы двигают по специальному столу платформу, которая поочередно указывает на буквы, цифры и слова кода медиумы поддерживают трясущийся столик и распознают сообщения по стуку и движениям когда медиумы используют специальный аппарат состоязий из корзины и длинных палочек с заостренным концом, и перо прикрепленное к палочке, во время сеанса выписывает тексты, расшифровываемые третьими лицами

Учение Каодай считает что все люди и живые существа находятся в одинаковых условиях, страдают совместно от холода, жары, голода. Это выражается молитвой

Ta cung muon vat dong sinh;

Ta va muon vat su tinh chang hai.

Я и мириады существ вместе родились,

Я и мириады существ вместе страдаем.

Единство всех учений и живых существо выражается молитвой

Nhut Bon Tan Van Thu;

Van Thu Qui Nhut Bon.

Один развивается во Множество,

Множество сходится к Единому

Каждый человек обладает частицей Великого Духа, принадлежащего Богу. Целью Каодай является выход из колеса перерождений и слияние с Единым Богом - Као Дай. Это достигается внешними и внутренними практиками.

Внешние практики - это в первую очередь культивация любви ко всем живым существам и отказ от убиения живых судеств, жизнь по принципу "не делай другим того чего не хочешь себе". Кроме того следует ежедневно выполнять определенные ритуалы в Храме или дома.

Молитвы которые следует произносить при подношении благовоний, приступая к еде, отходя ко сну и в прочих ситуациях возникли из высших откровений и выражены в виде красивых изящных стихотворений...

Внутренние практики - это медитации по единению себя с Высшим Существом и освобождение себя от желаний. Следует довольствоваться малым и жить в гармонии с Природой. Внутренняя практика является подлинным развитием Высшего Я.

Медитация в Каодай называется Тхиен Дин, означает концентрация сознания и удержание ума от блужданий. В Каодай используются также эзотерические техники работы со внутренними энергиями

Luyen Tinh hoa Khi,

Luyen Khi hoa Than,

Luyen Than huon Hu,

Luyen Hu huon Vo.

Развивая Эссенцию (семя), трансформируешь ее в Энергию (Прану, пневму),

Развивая Энергию, трансформируешь ее в Дух,

Развивая Дух, трансформируешь его в Истинную Реальность,

Развивая Истинную Реальность, трансформируешь ее в Пустоту

Пустота - это реальнось Высшего Существа. С медитацией связаны определенные дыхательные упражнения и управление внутренними потоками. Энергия направляется по спинному каналу, особенно концентрируясь в сердце, пупке, у основания позвоночника и на макушке головы.

Символ Каодай - глаз в треугольнике с расходящимися лучами. Это левый глаз Бога, ибо левый глаз моджет проникнуть в души. Тот же символ изображен на американском долларе.

Поездка во Вьетнам к центральному храму Каодай

Лев Толстой как зеркало вьетнамского спиритизма (о религии Каодай)

Город Тай Нинь расположен в полтораста километров от Сайгона, недалеко от камбоджийской границы. Перед входом на храмовую территорию - ажурные желтые ворота расписанные драконами.

Вокруг главного храма - огромный парк, который постепенно переходит в дикие джунгли. Гулять в храмовом парке небезопасно - там водятся даже тигры, ибо ко всем зверям каодайцы относятся с почтением. Перед главным храмом - больой луг, посреди которого на лошади едет Будда, за которым еле успевает Христос. Вход на храмовую территорию открвт со всех сторон. Несколько десятков туристов также регулярно приезжают к храму, и для туристов специально выделена автобусная и автомобильная стоянка.

Непосредственно на стоянке висит объявление, предостерегающее иностранцев - не покупайте товары и напитки с рук, ибо они продаются по ценам, намного превышающим принятые. Только я вышел к храму, на меня сразу же набросились несколько десятков человек, среди которых были торговцы сувенирами, открытками или прохладительными напитками, и профессиональные попрошайки. И те и другие хватали меня за рукав, галдели наперебой, и не так просто было от их отойти или отвязаться. Поэтому осмотреть сколько-нибуль нормально храмовую территорию не удалось. Однако в самом Храме был полный порядок. Дружинники, мужчины и женщины с повязками, вежливо приглашали гостей войти, и никто не требовал никаких пожертвований. те вьетнамцы, которые говорили по-английски, охотно отвечали на вопросы.

По своей планировке храм очень похож на католический собор - длинный зал с колоннами, алтарь вокруг которого можно ходить, хоры в другом конце зала и галлерея балконов по бокам. Однако оформление храма было очень дальневосточным - колонны желто-розового цвета украшены драконами, повсюду китайские и вьетнамские фигуры и элементы орнамента. Алтарь представляет собой огромный шар - звездный глобус усеянный созвездиями с глазом посередине,

Перед алтарем - кресла для лидеров отдельных религий, массивные как кресла для собраний высших епископов в католических храмах.

Ритуал в храме несколько раз в день - в 6 утра, 12 дня и в 6 вечера. Участники ритуала - местные жители - отдельно мужчины и отдельно женщины - одеты в разноцветные халаты, символизирующие разные религии. Голубые, желтые и красные халаты символизируют буддизм, даосизм и католицизм, а белые - Каодай, объединяющий все.

Перед ритуалом прихожане усаживаются за входом в храм на корточки, и ведут между собой неторопливые беседы, нередко дымя сигарами. Из-за жаркого климата храм всегда открыт с боковых окон и продуваем ветрами.

К началу ритуала всех иностранных гостей вежливо препроваживают на верхнюю галлерею. Начинается тихая музыка и люди в голубых, красных, желтых и белых халатах медленно входят в храм и занимают места. Спереди идут кардиналы, похожие на католических священников в сужающихся как ведро шляпах. Потом все заимают свои места - по рядам и по группам, в соответствии с разными религиями внутри Каодай.

Все выполняют ритуальные поклоны и начинается общая медитация под тихую плавную музыку. На верху десяток молодые музыканты играют на вьетнамских инструментах.

В ритуале принимали участие только вьетнамцы - я не видел западных прозелитов, обращенных в Каодай, видимо миссионерство в Каодай не распространено, несмотря на универсальность.

Каодайских храмов во Вьетнаме немало, преимущественно в южном. За свою короткую поездку по Вьетнаму я видел их не менее двадцати, они стоят чуть ли не во всех городках и деревнях. Маленькие каодайские храмы представляют собой главный храм в миниатюре, с расписанными драконами желтыми воротами. Не так уж давно Каодайцы жаловались на ограничения со стороны вьетнамского правительства, но сейчас по всей видимости большинство ограничений сняты.

Профессионалов - священников и монахов в Каодай нет, все члены каодайской общины имеют светскую работу, что считается очень важным.

В целом же Каодай производит впечатление очень закрытого и труднодоступного учения - подобно хиндуизму (шиваизму), в которое посторонние не так просто могут проникнуть...