15 января 2013

Автор -
Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Цель похода
Прогулка по островам и водным просторам Заонежья ранней весной, когда лёд ещё крепок, а долгота дня уже достаточно велика, чтобы разглядеть в ярком свете очарование зимней онежской природы. Осмотр достопримечательностей острова Кижи. Прощание с зимой до следующего сезона.

Лыжи "Охотничьи". Удобны в лесу, где благодаря ширине (14 см) позволяют пройти по снегу любой глубины. В маленькой группе это сокращает затраты энергии на тропёжку. По хорошему льду скорость нашего движения с волокушей 3,5-4 км/ч, с учётом ежечасных остановок 3 км/ч.
Волокуша. Изделие из магазина "Терра". К ней привязываем сверху три байдарочных гермы с вещами. Получается конструкция, которую можно тащить за верёвки по ровной поверхности - льду, дорожной колее или своей широкой лыжне. Волокуша избавляет двух человек от рюкзаков. Она не любит торосов и иных неровностей, где норовит зацепиться и опрокинуться.
Горелка спиртовая "Trangia". Работает на этиловом спирте. За время похода сожгли 1100 мл; использовали горелку для приготовления пищи (наряду с костром) и обогрева палатки.
Палатка двухместная "Лотос". Изделие фирмы "Normal". Утром после морозной ночи на улице -15 градусов, в палатке -5 градусов.

Погода
Нам повезло - было ясно, холодно и не слишком ветрено. Благодаря морозу (-10 градусов...-15 градусов) почти не пришлось обходить места, где вода просачивается на лёд. Солнечный свет добавляет оптимизма и позволяет вполне насладиться красотой ранней северной весны, когда по-зимнему холодно, но день длинный, и солнце поднимается по-весеннему высоко.

Движение по льду
Зима была морозная, лёд на Онеге прочный. Местные жители ездят на снегоходах и мототележках. Полыньи и участки непрочного льда могут быть в узостях между островов, вблизи устьев рек и ручьёв, около мысов и вблизи ледовых трещин. Несколько таких мест мы встретили, пришлось обходить. На Большой Онеге лёд весьма толстый. Даже там, где на поверхность просачивается вода, под ней есть слой "капитального" льда, который выдержит человека. Попадание на такой "мокрый" участок в сочетании с морозом влечёт немедленное обледенение лыж. С нами это приключилось только один раз.

График движения:

День Место Км Примечания
03.03 г. Медвежьегорск – д. Сибово автомашина
– о. Кижи (д. Ямка) 12 20 снегоходная трасса по льду озера
– п-ов Кушнаволок 8 лёд озера, снег
04.03 – пролив севернее о. Ерницкий 6 13 лёд озера, снег, местами под снегом вода
– берег озера в 2 км к северу от мыса Пиче-Сельга 7 лёд озера, снег
08.03 ст. Илемсельга 1 1 лыжня, шоссе

Выдержки из дневника похода

3 марта
Прибываем на станцию Медвежья Гора в 4:43. Водитель встречает, как и было оговорено. Путь на машине до Сибово без приключений. Не доезжая Шуньги, водитель свернул на дорогу, ведущую вдоль Космозера, сократив путь по сравнению с основным шоссе, проходящим через Шуньгу. Дорога расчищена. Прибываем в 7:20. В Сибово выгрузились на восточной окраине деревни. Один дом - ближайший к воде - жилой. Церковь, отмеченную на карте, не заметили.

Лыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озера

В 8:20 выступаем в путь. В Сибово сделан съезд на лёд для снегоходов, по нему выходим на след, ведущий в сторону острова Кижи. Температура воздуха -10 градусов, небо проясняется, солнце светит навстречу нам, ветер дует в спину. Наслаждаемся свежим воздухом и яркими пейзажами. В полукилометре от нас в том же направлении и с той же скоростью по льду движется трактор, волоча за собой "утюг" и пробивая в снегу дорогу. Несколько снегоходов проезжают мимо в обоих направлениях.
Минуем острова Хвост, Шуневский, Еглово. Обходим с запада о. Волкостров. Небо совершенно очистилось. Вдоль восточного берега острова Кижи снегоходка подходит к деревне Ямка, где сворачивает на берег. У южного края деревни - дом с надписью "Магазин", в нём топится печь. По острову проезжают снегоходы. Южнее деревни Ямка - гаражи, хозяйственные постройки, антенна сотовой связи, дачные домики, причал, около которого стоит джип и судно на воздушной подушке "Пума".
Оставив снегоходку, проходим по льду до южной оконечности острова и только здесь из-за холма показывается Преображенская церковь. Зайдя на остров, фотографируем церковь, часовню и домики.

Лыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озераЛыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озера

В 13:45 у южного мыса острова Кижи обходим по суше полынью и оказываемся на снегоходке, ведущей вдоль западного берега о. Кижи в сторону Сенной Губы. Пересекая эту "трассу", направляемся в сторону деревни Сычи. По целинному снегу волокуша катится ещё лучше, чем по следу снегохода. Деревня Сычи расположена на западном берегу полуострова, вдающегося в озеро с севера. На восточную сторону дома не выходят. Встретили женщину лет пятидесяти, вместе с сестрой составляющую всё постоянное население д. Сычи. Живут рыбалкой. Ставят сети подо льдом. Шла на лыжах в соседнюю деревню. Велела не заходить в дома ("в прошлом году туристы сожгли дом!"). В деревне Сычи несколько больших старых деревянных домов и кирпичная дача, возле которой бегает собака и есть свежие следы автомобиля.
Миновав деревню, осматриваем берег в поисках хвойных деревьев. Их почти нет, жители издавна заготавливают на берегах дрова, и почти все сосны и ели вырублены. Углядев несколько ёлок на берегу полуострова Кушнаволок, направляемся к ним и в 16:40 останавливаемся на ночлег. Березняк, совершенно нет хвойных сушин. Костёр не разводим.
В 19:00 ложимся спать, отведав еды, приготовленной на горелке. Потеплело до -8 градусов.

4 марта
Подъём в 7:00, завтрак. Утреннее солнце пробивается сквозь рассветную дымку, тянет лёгкий ветерок, температура -12 градусов.
Выйдя в 9:20, направляемся на юг вдоль западного берега о. Сычевец к узкому проливу, отделяющему полуостров Заонежье от о. Ерницкий. Пройдя около 3 км, посередине залива несколько раз слышим глухой звук, напоминающий эхо отдалённого выстрела. Не придаём ему значения, и напрасно. Идущий первым Сергей неожиданно проваливается по колено в воду. Быстро, как только возможно, разворачиваемся и возвращаемся по своей лыжне до безопасного места. Звук исходил от ломающегося слоистого льда. Очистив поверхность лыж ото льда, пытаемся обойти опасное место справа, затем слева, и оба раза натыкаемся на воду под снегом. Приходится разворачиваться и возвращаться к исходному месту. Сделав полукилометровую петлю назад, подходим к острову Карельский. На нём отдыхаем, окончательно очищаем лыжи. Возможно, лёд в заливе непрочен из-за того, что поблизости впадает река Вожмариха, и залив является её продолжением, здесь может быть течение.
Отдохнув, продолжаем движение, стараясь обходить подозрительные места на льду. Несколько раз на лыжне проступает вода. В узких проливах между островами лёд неровный и, возможно, непрочный.
Достигнув пролива, устраиваем небольшой отдых и перекус. Развернувшись почти на 180 градусов, направляемся на север, к мысу Пиче-Сельга. По пути ещё несколько раз на лыжне проступает вода, но поверхность лыж удалось сохранить сухой. В проливе у мыса Пиче-Сельга около трещин под снегом также мокро. В 15:00 останавливаемся на привал на северном берегу пролива.

От мыса открывается простор Онежского озера, дальнейший путь лежит по нему. Светит солнце, хорошая видимость. Можно рассмотреть мыс Чажнаволок и вдалеке - облачко дыма над Кондопожским деревообрабатывающим комбинатом.
Останавливаемся на ночёвку в 2 км севернее пролива. Есть хорошие еловые дрова. Ставим палатку входом к озеру, к солнцу, удобно располагаем костровой тросик. У стоянки очень хороший "фэнь шуй". Снег вокруг обильно истоптан заячьими следами.
Срубив небольшую сухую ель, сооружаем костёр и готовим пищу. Наблюдаем закат солнца и восход луны. Отбой в 19:00.

5 марта
Подъём в 7:10, старт в 9:20. Завтрак приготовлен, как обычно, на горелке. Солнце показалось ненадолго и ушло за перистые облака. Температура -15 градусов. Нам повезло с ветром: на просторе Большой Онеги он незначительный, хотя дует нам навстречу.
Миновав мыс Ковнаволок, увидели архипелаг Узкая Салма. По кратчайшему пути подходим к острову Избушечный, вдоль него двигаемся на север. Миновав несколько островков, завершаем ходовой день в 14:50 в заливе на юго-западном берегу о. Долгий. В заливе несколько рыбаков. Четыре снегохода пронеслись в сторону Кондопоги. Вблизи островов приходится тропить лыжню; вдали от суши снега почти нет, есть участки голого льда.

Лыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озера

Стоянка в густом ельнике, отделённом каменной грядой от берега, выходящего на простор озера. Нет ветра. К вечеру потеплело до -4 градусов, выглянуло солнце. Вновь наблюдаем закат. Сооружаем костёр из упавшей ёлки.
Сегодня в пути у Сергея порвались лямки креплений и треснула щёчка. Ходовой день закончился рано, отдыхаем, ремонтируем снаряжение. Меняем щёчку и лямки на сломавшемся креплении.
Отсюда хорошо виден остров Сярь, 9 километров до которого предстоит пройти завтра по открытому озеру.

6 марта
Подъём в 6:20. Температура -12 градусов. У Гриши молния на спальнике замёрзла, приходится отогревать её пальцами.
В 9:10 выступаем в направлении острова Сярь. Пасмурно, дует северный ветер. Видно, как облака движутся, давая надежду на прояснение. Посередине пути, в районе Сосновских банок - несколько групп рыбаков. Идём вдоль трещины, протянувшейся от берега до берега. Несколько раз отдыхаем по 5 минут. Лёд гладкий, трещины неширокие, есть бесснежные участки.

Лыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озера

В 12:00 достигаем южной оконечности острова Сярь. Поговорили с рыбаками из деревни Горка. Спросили о состоянии дороги Чёболакша - Илемсельга, по которой собираемся пройти через день. В один голос местные жители ответили: "этой дороги нет". Предложили возвращаться через д. Горка.

На мысу острова Сярь имеется сооружение. Именно его, по-видимому, подписывают на картах как маяк Сярь-Нос. Это металлическая будка высотой 2,5 м и диаметром около 1,5 м, напоминающая домики, сооружаемые иногда в городских парках на детских площадках. Металлическая крыша выкрашена в красный цвет и увенчана пятиконечной звездой того же цвета. Маяк заметен с северной стороны, а с юга закрыт деревьями и камнями. На старых картах на острове отмечена избушка, но сейчас её нет - по словам рыбаков, давно сгорела ("кто сжёг? " - "туристы!").
После получасового привала продолжаем путь в направлении Илемских островов, движемся по рыбацкому следу. Около островов несколько групп рыбаков, пришедших из деревни Горка на лыжах. Снова порвались лямки на лыжах Сергея. Это задержало нас на час: мастерим новые петли из стропы, отрезанной от рюкзака.
Отклонившись от следов, ведущих в деревню, проходим узким проливом между островами Илем и Конец, и оказываемся в узкой Горской губе. При входе в губу в проливе шириной всего 20 м обходим по суше небольшую полынью. Губа скрыта от ветров, здесь рыхлый снег, приходится немножко тропить.
В 16:40 заканчиваем переход на восточном берегу самого северного (и самого крупного) из островов Свинцы, почти напротив деревни Лукин Наволок. На острове есть хорошие сосны-сушины, но нет елового лапника, приходится ставить палатку на снег. С заходом солнца несколько рыбаков прошло и проехало по заливу в сторону Горки. Остались на виду только два рыболова. Они громко переговариваются, вынимая сеть, а мы тем временем ужинаем и готовимся ко сну.
В 19:40 рыбаки пошли домой, в Горку. Гриша вышел к берегу и громко поприветствовал первого рыбака. Тот испугался. Рыбак был пьян, говорил с трудом, а двигался так неуверенно, что, казалось, встать с волокуши будет ему непросто.
На вопрос о дороге в Илемсельгу рыбак выложил следующее: "Дороги нет. Не ищите её, даже не пытайтесь! Я, местный, и то побоялся бы по ней ходить. Прошлой зимой пошли там четыре болгарина, в Илемсельгу вышел только один, остальные замёрзли". Несколько раз повторив это и приправив ещё парой страшилок, рыбак предложил отправиться в деревню Лукин Наволок, где якобы мужики топят баню.
Второй рыбак был пьян менее своего товарища, поставил последнего на лыжи и подтолкнул. Качаясь, они заскользили в направлении своей деревни. Многие виденные сегодня рыбаки передвигались на лыжах, но почти ни у кого не было палок.
Забравшись в палатку, рассматриваем план на завтра. Решаем так: идём до Чёболакши, ищем дорогу. Если находим, то идём по ней, если не находим до 13 часов и лес труднопроходим, то разворачиваемся, возвращаемся в Горку и идём в Кондопогу по шоссе пешком.

7 марта
Холодно, ясно, красиво. Нет ветра. Быстро собрались и вышли в 8:50. Через 50 минут достигли Чёболакши. Поговорили с единственным её обитателем, который приехал (пришёл по льду на лыжах) на выходные. Житель сказал, что дорога на Илемсельгу есть, летом по ней ездят на автомобилях, сейчас завалена снегом, но пройти на лыжах можно. Мы спросили, где дорога начинается и насколько легко будет не потерять её на полях и в лесу. Абориген оглядел наши лыжи, снаряжение и решительные физиономии, сказал, что дорогу мы не потеряем.
Дорога начинается от раскидистой берёзы у северной окраины деревни. Колея на поле еле просматривается. Единственный признак колеи под снегом - на ней чуть реже выглядывают из-под снега верхушки травинок. Сделав пару сотен шагов по полю, останавливаемся - не уверены, куда поворачивает колея. Гриша пробежался налегке и нашёл продолжение пути в зарослях кустарника. Продолжив движение на север, через 1 км выходим на край поля. Дорога теряется на открытом пространстве. Гриша совершил налегке рейд вокруг поля, сбегал до берега реки Чёбинки. Дорогу не обнаружил. Посоветовавшись, продолжаем двигаться вдоль края поля, всматриваясь в растительность в поисках колеи и через пару сотен метров "подрезаем" её - ошибиться невозможно, мы точно на месте, где колея входит в лес. Дальше дорога идёт по лесу, открытых мест нет, направление просматривается чётко.

Лыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озера

Движемся со скоростью 1,5 км/ч, часто отдыхаем, первый тропит, второй тянет волокушу. Она идёт послушно, точно вписывается в лыжню. Несколько раз дорогу преграждают упавшие деревья. Здесь якобы сгинули три болгарина, а нам путь показался нетрудным. Яркое солнце создаёт резкие тени. Дорога сплошь истоптана лосями, много следов зайцев, слышны птичьи звуки.
В 14:50 увидели железную дорогу - значит, до Илемсельги остался всего 1 км. Останавливаемся, не доходя 700 м до железнодорожного переезда, в ельнике на краю поля. Это крайнее место, где есть ёлки и защищённая от ветра низина, дальше начинается поле. Протоптали лыжню до железнодорожного переезда, чтобы назавтра было удобно идти на станцию. В 15:20 устраиваем стоянку. Поход почти завершён, осталось завтра дойти до станции и сесть в поезд в 15:35.

8 марта
Дамский праздник порадовал теплом. Оттепель. Температура 0 градусов, лыжи не скользят, снег налипает. 700 метров по вчерашней лыжне шли полчаса. На станции Илемсельга есть касса (работает с 10:00 до 15:30, выходной - суббота) и зал ожидания с 8 креслами.

Лыжный поход по льду, островам и берегам Онежского озера

В 15:35 на пригородном поезде уехали в Петрозаводск, где пересели на поезд до Санкт-Петербурга.