Виды туризма

10 Января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Западный континентальный район
Год путешествия: 1987
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: I
0 120 0
Протяженность - 150 километров.
Число ходовых дней - 8.
Сезонность - май - сентябрь.
Категория сложности - 1.

Кабожа, левый приток Молоти, берет начало из озера Великого и впадает в Мологу в 12 километрах выше города Устюжны. Длина Кабожи - 181 километр. Река лесная, с чистой водой, хорошими местами для стоянок и удобными подъездами. Отсутствие серьезных препятствий, отличные сосновые боры, обилие грибов и ягод делают путешествие по Кабоже очень приятным. Кроме того, любители старинной архитектуры и литературы встретят много интересного в старинном городе Устюжне и в селе Даниловском - в мемориальном музее Батюшковых - Куприна.
Начало маршрута - станция Кабожа железнодорожной линии Ленинград - Москва-Бутырская. От станции до моста через Кабожу по полотну около 1,5 километра. Удобная площадка для сборки байдарок, с хорошим подъездом - в 1 километре ниже железнодорожного моста.
В начале Кабожа течет среди невысоких берегов, покрытых кустарником с отдельными деревьями, а после устья правого притока - реки Левочки несколько километров - в широкой долине среди заливных лугов.
Затем русло становится уже, и к берегу подходит сосновый бор. Вскоре путь. преграждаёт плотина демонтированной сельской ГЭС. Здесь предстоит короткий обнос (30 м) по левому берегу. Отсюда начинается наиболее красивая часть реки с удобными местами для биваков.
У села Горно Большевик - мост с незначительным сливом. Проходить в левый пролет, после предварительного осмотра, Ниже моста, у села Избоищи, реку пересекает узкая каменистая гряда. Проход - в треугольник струй с наиболее сильным течением. Очень хорош участок правого берега притока речки Черной. За большой старицей - прекрасный сосновый лес. Ниже сосновые боры встретятся в районе деревни Деревяго и не доходя Софронцева.
Выйдя в Мологу, повернуть налево вниз по течению. Через 12 километров на правом высоком берегу раскинулся город Устюжна, где наиболее удобно закончить маршрут.
Место, занимаемое Устюжной, называлось в старину "Железное поле" - от добываемой здесь болотной железной руды, которая являлась основным промыслом жителей, выделывавших из железа земледельческие орудия, гвозди и оружие. Когда был основан город, неизвестно, но Рождественский монастырь, находившийся на его территории, упоминается в летописи за 1515 год.
Монастырь был на том месте, где в 1685 году построен собор Рождества Богородицы (в настоящее время в нем размещен краеведческий музей). Город славился мастерами. При Иване Грозном тут работало до 70 кузниц, в которых отливали пушки и ядра, делали пищали и холодное оружие. Здесь перерабатывалось от 30 до 40 тысяч пудов железа в год, что составляло около четверти всей его выплавки в Российском государстве.
В 1609 году Устюжна значилась посадом. В этом же году жителями был построен острог, в котором они выдержали осаду польского войска под предводительство Косовского, посланного Лжедмитрием для покорение Устюжны. Осада стоила жителям значительных жертв и материальных затрат. В 1610 году Шуйский повелел деньги, израсходованные на оборону, зачесть в сбор таможенных пошлин.
В 1712 году Устюжна была передана в ведение адмиралтейства для всяких корабельных работ. В городе возникли новые профессии мастеров лодочного и корабельного дела.
В селе Даниловском (в 15 км от Устюжны), в старинной усадьбе, принадлежавшей роду Батюшковых, жил поэт К. Н; Батюшков. В 1906 - 1911 годах здесь жил и работал А. И. Куприн. В Даниловском им были созданы такие известные произведения, как "Суламифь", "Изумруд", "Река жизни", "Обида", "Яма". В рассказах "Черная молния", "Попрыгунья-стрекоза", "Завирайка", "Бредень", "Груня" автор запечатлел Даниловское, город Устюжну, окрестные деревни, сделав их известными на всю Россию. Сейчас в усадьбе расположен мемориальный музей.
Кроме Богородицко-Рождественского собора в Устюжне сохранились Благовещенская церковь (1694 г.) и Казанский собор, построенный в первой половине XVIII века.
Остановиться удобно на окраине города - на правом берегу, против Красного переулка. Здесь хороший подъезд и есть площадка для разборки и сушки байдарок, а при необходимости - и для ночевки. Другое пригодное место - ниже, у остатков старого моста, рядом с автовокзалом, откуда идут автобусы до Пестова и Весьегонска. Но оно более посещаемое, и на его высокий берег труднее поднимать снаряжение. Для большой группы целесообразно заказать спецрейс, так как автобусы могут быть перегружены.
Уезжать лучше из Пестова, где проходят три поезда: Пестово - Ленинград, Ленинград - Москва-Бутырская и Ленинград - Ярославль, а из Весьегонска только отдельные вагоны или придется делать пересадку в Овинище.
Маршрут можно продлить до Харламовского, откуда идет теплоход до города и железнодорожной станции Весьегонск. Весьегонск очень стар и очень молод.
В 1950 году почти вся территория города оказалась в зоне затопления водоема Рыбинского водохранилища, и от старого города остались лишь несколько зданий и церковь. Новый город вырос рядом, на песчаном берегу. С одной стороны - лес, с другой - просторы водохранилища с зелеными островами.
Впервые о Весьегонске упоминается в грамоте Ивана IV за 1564 год, как о селе "Весь-Егонском", принадлежавшем Пречистенскому Симеонову монастырю. В 1771 году Весьегонск вошел в состав Тверской губернии. В Весьегонске в 1876 году работали и скрывались революционеры, члены общества "Земля и воля" С. Л. Перовская и А. Л. Караваев, В городском сквере установлен памятник питерскому рабочему Г. Т. Степанову, под руководством которого в городе была установлена Советская власть.
Идти до Весьегонска своим ходом через Рыбинское водохранилище не рекомендуется, так как на нем часто возникают штормы и пересекать его на малых судах рискованно.
При продлении маршрута до Харламовского путь увеличится на 96 километров и составит 246 километров. При высокой воде группа может удлинить маршрут,
поднявшись против течения по правому притоку Кабожи - речке Левочке до ее истока из озера Старского (площадью 5,2 кв. км). Это увеличит протяженность еще на 72 километра (36 км вверх и 36 км вниз). При прохождении по Левочке" предстоят обносы: 2 низкогабаритных мостов - 10 и 30 метров и плотины демонтированной сельскинх ГЭС - 50 метров. Кроме того, встретится перекат (100 м), и возможны завалы. Но всетрудности окупаются возможностью провести несколько дней на красивом озере. Наиболее хорошие для стоянок места в северо-восточном конце озера.

Источник: Плечко Л.А. "Водные маршруты Ленинградской области". Л., 1987.

Сканирование: М. Трусков, Тула - 2002.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Описание
17 Января 2013
Березайка - Мста (330 км)
Описание
15 Января 2013
Река Великая
Описание
13 Января 2013
По реке Ловать (32)
Описание
13 Января 2013
Ловать (265 км)
Описание
13 Января 2013
Кунья (155 км)
Описание
12 Января 2013
По реке Плюссе (25)
Описание
12 Января 2013
Шелонь (165 км).
Описание
12 Января 2013
Кобожа - Молога (130 км)
Описание
12 Января 2013
По реке Керженец (159)
Дневник
12 Января 2013
Водный поход по реке Молога
Описание
12 Января 2013
Холова - Мста (100 км)
Добавить публикацию