23 мая 2019
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Год путешествия: 2017
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III
  • © Copyright Лучко Максим Иванович (afrikos@mail.ru)
  • Обновлено: 22/06/2018. 18k. Статистика.
  • Техотчет. Горный:Алтай , 3 к/с , Ноги
  • Дата похода 01/06/2017
  • Маршрут: Верховья р.Цагаан-асга-гол - в 3509 м. - в 3495 м. - в 3499 м. - спуск по северо-восточному отрогу - правый приток р.Халцетийн-гол (1б)

Паспорт траверса: верховья р. Цагаан-Асга-Гол - в 3509 м. - в 3495 м. - в 3499 м. + г. Чёрная (3567 м., 2А, рад. описание в отдельном паспорте) - спуск по северо-восточному отрогу - Правый приток р. Халцетийн-гол (1Б)
   Район
   Хребет, массив
   Название
   Высота
   Категория трудности
   протяжённость

Монгольский Алтай,

Цэнгел-Хайархан-Нуруу

в 3509 м. - в 3495 м. - в 3499 м.
   1Б
   12,5

1. Местонахождение. Траверс проходил в юго-восточной части хребта Цэнгел-Хайархан-Уул Монгольского Алтая. Ориентация: юг - север.
   2. Что соединяет, что связывает. Траверс связывает верховья р. Цаган-Асгын-Гол (Цаган Асгын Гол - р. Годон-Гол - р. Ховд-Гол - Кобдо-Гол) с южным истоком р. Хэлцэтийн гол (р. Хэлцэтийн-гол - р. Сагсай-гол - р. Кобдо-Гол).
   3. Кем назван, когда, что обозначает. Все названия - с монгольской карты. Мы назвали г 3567 м. для удобства "Чёрной" из-за характерного цвета.
   4. Информации о прохождении/первопрохождении перевала/траверса.
   Нет. Собрано несколько фотографий с Google Earth, на которых в отдалении виден пройденный хребет. На вершинах хребта обнаружены высокие каменные туры. Кто их делал - непонятно.
   5. Количественные характеристики.

нет
   Неизвестно
   неизвестно

6. Условия, при которых изменяется категория трудности. Категория сложности траверса может усложниться в зимнее время до 2А в связи с возможным обледенением и заснеживанием склонов.
   7. Рельеф по участкам пути.
   На подъёме.
   S0 - S1. Подъём с верховий р. Цагаан-Асга-Гол (высота 3031 м.) на гребень до г. 3429 м. Перепад: 398 м., крутизна - 10-15 градусов. Травянисто-осыпной гребень, в верхней части - обширные снежные поля.
   S1 - S2. Траверс хребта Нортын-Нуруу через в 3509 м. - в 3495 м. - в 3499 м. под г. Чёрная (3567 м.). Простой осыпной гребень
   S2 - S3. Спуск по северо-восточному отрогу до точки 3382 м. Скально-осыпной гребень, перепад высоты - 117 м., крутизна - 20-25 градусов.
   S3 - S4. Спуск с отрога на север. Снежный склон, глубина - 20-30 см., перепад высоты: 243 м., крутизна - 20-25 градусов.
   8. Описание прохождения
   Хребет Цэнгел-Хайархан, вытянутый с северо-запада на юго-восток, можно разделить на три части: северо-западную, центральную и юго-восточную. Северо-западная часть - это массив г Цэнгел-Хайрхан высотой 3943 м. с прилегающими отрогами; юго-восточная - массив г. Цагаан-Асга-Уул (3575 м.); центральная - хребет, соединяющий две эти части, который на монгольской карте даже носит самостоятельное название Йортын-нуруу. Северо-западная часть и юго-восточная части - округлые и пологие, центральный хребет - достаточно крут, он обрывается скально-ледовыми стенами на северо-восток и более пологими склонам на юго-запад. Наша задача в этом походе - побывать во всех трёх частях массива Цэнгел-Хайархан. В этот раз мы должны пересечь центральную часть массива с юга на север, которая на карте носит отдельное название "Нортын-Нуруу". В предыдущие дни во время траверса юго-восточной части массива Цэнгел-Хайархан мы собрали полноценную информацию о подъёме. С места ночёвки в верховьях реки Цагаан-Асга-Гол часть подъёма на хребет хорошо просматривается. Подъём представляет собой широкий травянисто-осыпной контрфорс, он выводит на основной хребет "Нортын-Нуруу". Нортын-Нуруу обрывается крутыми скально-ледово-снежными сбросами на северо-восток и скальными склонами на юго-запад, в то же время сам гребень широкий , с обширными снежными полями. Он тянется на северо-восток через ряд слабовыраженных осыпных вершинок и резко сужается в районе горы 3567 м., которую мы назвали "Чёрная". Несмотря на то, что гребень Нортын-Нуруу обрывается крутыми стенами на юг и на север, мы увидели несколько относительно удобных отрогов, по которым можно легко спуститься как на северо-восток, так и на юго-запад. Изначально мы планировали пройти траверсом массив Нортын-Нуруу, но предполагали технические сложности в районе "Чёрной" горы, потому приглядели такие контрфорсы для возможного спуска на северо-восток в предыдущие дни во время траверса г Арцат-уул.
   За три часа мы вышли по осыпному гребню на Нортын-Нуруу. Основная проблема была - одолеть снежные поля на стыке контрфорса и основного хребта, в которых некоторые тяжёлые участники основательно увязли. Далее пошагали по хребту Нортын-Нуруу. Чуть ли не на каждой слабовыраженной вершинке стояли туры, но без записок. Мы вкладывали свои. По пути устроили обед. Так за два часа дошли до маловыраженной горы 3499 м. В полукилометре на северо-западе виднелась г Чёрная. Было очевидно, что сквозной траверс этой горы затянется по причине её относительной технической сложности, которая подтвердилась во время разведки. Потому решили попытаться взойти на неё радиально на следующий день, а в этот день ещё раз просмотреть северо-восточные контрфорсы на предмет спуска. Определили контрфорс от г.3499 м., - в аккурат тот, который приглядели во время траверса г. Арцат-уул. Поставили лагерь на широком плато под Чёрной горой в 17 ч.30 мин.
   13.06. В 8 ч отправились восходить на Чёрную. Спустились с восхождения в 11 ч 30 мин. Восхождение на Чёрную выделили в отдельный паспорт. В 13 ч начали спуск по контрфорсу на северо-восток. За сорок минут дошли по несложному скально-осыпному гребню до точки 3382 м., которая представляла собой широкую ложбину. Далее от неё гребень повышался к г 3475 м. Мы решили не продолжать спуск по контрфорсу, но спуститься с него на север по широкому снежному склону. Образовали связку и за сорок минут сошли в долину. Внизу оказались в 15 ч 30 мин.
   9. Требования к организации движения и страховки.
   S0 - S1. Подъём с верховий р. Цагаан-Асга-Гол (высота 3031 м.) на гребень до г. 3429 м. Движение по основной линии контрфорса в обход справа (пхд) отдельных скальных выходов.
   S1 - S2. Траверс хребта Нортын-Нуруу через в 3509 м. - в 3495 м. - в 3499 м. под г. Чёрная (3567 м.). Движение по основной линии хребта с обходом снежных полей.
   S2 - S3. Спуск по северо-восточному отрогу до точки 3382 м. Движение серпантинами, чтобы не спустить камни на нижеидущих по основной линии контрфорса в обход отдельных скальных выходов или преодолевая их с помощью гимнастической страховки.
   S3 - S4. Спуск с отрога на север. Двигались в связке вначале по осыпному гребешку, затем вышли на снег и двигались по центру склона.
   10. Возможные опасности и меры безопасности.
   На протяжении траверса возможные опасности сосредоточены на участке S2 - S4.
   На участке S2 - S3 - опасность спустить камень на нижеидущего, это нейтрализовалось движением серпантинами.
   На участке S3 - S4 - опасность срыва на снежном склоне - движение в связке, самостраховка с помощью ледорубов. Склон лавиноопасен, поэтому мы предварительно провели разведку и убедились в надёжности снежного склона и, значит, возможности прохождения. С осыпных стен, ограничивающих склон, возможен сход камней - мы постарались пройти склон быстрее с постоянным наблюдением за стенами.
   Основная проблема при организации ночёвки - это возможный сильный ветер, который может резко начаться ночью и в связи с этим трудности с установкой лагеря. Палатки лучше крепить надёжнее, предполагая неожиданный сильный ветер.
   11Рекомендуемое специальное снаряжение. Кошки, ледоруб, верёвка
   12. Места ночлегов. На всём протяжении траверса проблем с местами для ночёвки нет. Основная сложность - найти безветренное место.
   13. Информации о ЧП. Нет.
   14. Фамилия, имя, отчество автора описания. Описание делал Лучко Максим Иванович. Номер маршрутной книжки: 0-72-17
   15Фотоматериалы

Монголия 2017. Хребет Цэнгел-Хайархан-Нуруу. 002 Паспорт траверса: верховья р. Цагаан-Асга-Гол - в 3509 м. - в 3495 м. - в 3499 м....
 Ф. 1. Фото при подъёме на г Арцат-Уул в предшествующий день. Красной линией отмечен описываемый траверс

Ф. 2. Фото при траверсе г Арцат-Уул в предшествующий день. Красной линией отмечен описываемый траверс хребта и гора Чёрная (описание восхождения на неё в отдельном паспорте)

Ф. 3. Предыдущая фотография в большем приближении
Ф. 4. Начало траверса. Красной линией отмечен подъём от места ночёвки (S0) на хребет

Ф. 5. Подъём группы на участке S0 - S1. Отмечена также предыдущая ночёвка (синий треугольник вдали) и часть пути, пройденного в предыдущий день (до точки S0)

Ф. 6. На участке S1 - S2. На панораме отмечен также путь, пройденный в предыдущий день (траверс г. Арцат-Уул и восхождение на г. Цагаан-Асга-Уул)

Ф. 7. Движение на участке S1 - S2.
Ф. 8. Проходим неприятные снежные участки гребня

Ф. 16. Движение группы на траверсе
Ф. 17. Виды с траверса на северную сторону
 Ф. 18. У тура на траверсе

Ф. 19. Гора Чёрная (её описание в отдельном паспорте)
Ф. 20. У тура, сложенного нами на слабовыраженной горе 3499 м.
Ф. 21. Оформляем тур на г. 3499 м.

Ф. 22. Вид с плеча горы "Чёрная" на часть пройденного гребня
Ф. 23. Наш лагерь с плеча г "Чёрная"

Ф. 24. Виды юго-восточную сторону при спуске с г 3499 м (участок S2 - S3). Обозначена часть маршрута, пройденного в позапрошлый день
Ф. 25. Спуск на участке S2 - S3.
Ф. 26. Пройденный участок S2 - S3.

Ф. 27Снежный участок S3 - S4.
 Ф. 28После спуска с участка S3-S4

Ф. 29Спускаемся с траверса в долину
Ф. 30. Спуск с траверса в долину

Ф. 31. Наш лагерь 13.06. после спуска с траверса
Ф. 32. Бродим речку при подходе к перевалу "Многоразовый"

16Картографические материалы. В одном делении 1 км.

Ф. 33 Полная карта всего маршрута, пройденного в этом походе.

К данному паспорту относится путь, отмеченный красной линией до 5 дня (от 11.06. до 13.06.)