15 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Центральный район (Столичный)
Год путешествия: 2011
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: нет или не указано

Автор: Иван Плотников (Самара)

Организаторы «Скоростных Жигулевских кругосветок»

Есть в Самарской области искусственное море – под названием Жигулёвское. Это уникальный географический объект является составной частью Куйбышевского водохранилища, которое раскинулось от Тольятти до Чебоксар. Одно из самых больших водохранилищ на планете земля. Оно было образованно в 50-х годах XX века, тогда Волгу-матушку перегородили плотиной - Волжской ГЭС им. В.И. Ленина, в результате уровень воды в реке перед плотиной поднялся на целых 28 метров!

Зимой морская стихия сковывается льдом и образуется внушающих уважение размеров каток. С 2009 года бескрайние льды Жигулёвского моря стали ареной проведения «Лыжных кругосветок». В плеяде скоростных кругосветок – лыжная кругосветка наименьшая по километражу, нужной пройти всего 50 километров за 20 часов. Для сравнения в пешеходной кругосветке дистанция составляет 130 километров и её нужно пройти за 50 часов. Но, несмотря на это лыжные соревнования принято считать гораздо более сложными, чем пешеходные соревнования и, поэтому, команд-участниц, как правило, не так много как осенью. В числе немногих туристических объединений решивших выставить команду был молодёжный спортивно-туристический клуб ПВГУС «Вертикаль». В «Вертикали» под руководством Никифорова Игоря была собрана команда из четырех туристов – Коршунова Павла, Савина Никиты и др. Все шло хорошо, но в последний момент от команды откололись двое неназванных парней. Команде «Вертикаль» срочно нужен был 1 человек или пришлось бы идти неполным составом...

Одновременно с тольяттинскими туристами, самарские туристы также готовили к соревнованиям команду. Но в последний момент самарская команда развалилась. 3 марта я понял, что от нас команды не будет и уже начал строить другие планы на предстоящие удлиненные выходные, как мне неожиданно в тот же вечер четверга позвонил Чикалов Виктор. Он сообщил, что у одной из тольяттинских команд недобор и дал координаты руководителя этой команды. С руководителем команды «Вертикаль» я договорился об объединение буквально за пять минут. Так команда «Вертикаль» дополнилась одним «самарцем». Команда сформирована и готова к участию в соревнованиях.

В предыдущие годы соревнования проводились в феврале, но на этот раз в ход событий вмешался «генерал мороз». Из-за сильных морозов III открытые соревнования по лыжному туризму «Скоростная Жигулёвская кругосветка» перенесли с февраля на 6-7 марта.

***

6 марта. Солнце еще не показалось из-за горизонта, а мне уже пора вставать, чтобы поспеть к первому рейсовому междугороднему автобусу до Тольятти. В шестом часу утра в выходной день общественный транспорт малоактивен. Выхода у меня всего два: идти пешком через полгорода до центрального автовокзала или заказывать такси. Остановился на первом, более экономном варианте. Менее чем за час достигаю цели и жду мой автобус. Ну вот наконец я на пути в «автоград». Спустя час за окном замелькали улицы Центрального района города Тольятти, а вот и автовокзал. У входа в вокзал меня встречает Игорь, вместе едем на место старта. В 10.00 мы прибыли на Набережную Автозаводского района Тольятти. На набережной царило необычайное для зимы оживление: cовершаются последние приготовления, отдаются указания командирам групп, слышны указания наставников команд и просьбы провожающих девушек, вернуться как можно быстрее.

Строимся на старте, перед нами простираются необъятные просторы Жигулёвского моря. За ледяной пустыней возвышались укутанные снегом Жигулёвские горы. Среди гряды холмов выделялся хорошо знакомый мне силуэт Молодецкого кургана. Сегодня вновь там предстоит побывать, ну а ближайшая наша цель Усолье.

Настаёт минута старта, главный судья соревнований Людмила Барбаш командует; «Группы вперед»! Более десятка участников соревнований перешли из состояния оцепенения в состояние движения. С выходом на маршрут нам очень повезло – мы возглавили гонку. Пластиковые лыжи катят великолепно по смёрзнувшемуся снегу. Можно даже местами переходить на коньковый ход. Сильно напрягает сильный встречный ветер. На километры вокруг нет преград воздушным массам – отсюда и сила ветра. Остановился на секунду глотнуть чая и понял, что без опоры на палки ветер катит меня по льду назад. Полминуты я утолял жажду и за это время ветер меня откатил от моего рюкзака на 50 сантиметров! Ну ветер ветром, а у нас маршрут с которого не свернешь. Вообще движение по льду Волги всегда меня привлекало. Под нами лед, а под ним миллионы кубометров воды. Это сейчас водная стихия скована, а летом здесь волны как на море. Периодически то слева, то справа видишь участки льда возвышающегося над остальной ледовой гладью. Это непокорные волны, которые застыли в движение уже только в самые сильные морозы. Обогнув очередной такой бугорок, наша команда остановилась - у нас помеха справа! Снегоход с прицепом… Кто бы мог подумать, что столько народу путешествует по заледенелой воде – это рыбаки, лыжники, водители снегоходов. Сколько людей оказались рядом с нами в этом «белом безмолвии»! За мыслями о наших товарищах по пространству, мы приблизились к нашему первому контрольному пункту Усолье. 13 километров за нами, можно и перекусить. Пока мы поглощали свои бутерброды, и пили чай, к нам подтянулись наши главные соперники группа «Родник», а на подходе уже была команда «Рысь». Разрыв между нами оказался незначительным. Пора нам выдвигаться в путь.

Полдень ознаменовался для нас тропёжкой рыхлого снега. Слева от нас по-прежнему морские просторы, а справа возвышается крутой берег. С вершин прибрежных холмов в сторону воды до определённого уровня идёт пологий склон, а потом обрыв метров на 5 . Этот обрыв тянется много-много километров. Удивительное место – нигде в Самарской области я такого не видел.

Долог был наш путь вдоль южного берега моря. Когда наша группа вышла к устью речки Усы, солнце уже начало заходить за горизонт. Мгновение и всё вокруг приобрело багряный отблеск. Красота просто неземная! В такие моменты иногда кажется, что ты находишься не на земле, а каком-то ином мире. Однако такое изумление не бывает долгим. Закат быстро сменился темнотой. Под прикрытием темноты наша группа «причалила» к берегу в уютной бухте между Молодецким курганом и горой Лепёшкой (Усинским курганом). Тут нам предстоял долгий отдых перед лесной тропёжкой. Спасибо местному охраннику пустившему нас в свою сторожку погреться и смотрителю бойлерной за предоставленную воду. Спустя час – чай и каша в желудке, сухая одежда на теле. Все это восстановило наши силы. Однако из-за отдыха мы утратили завоеванное первенство: нас опередил «Родник», и мы поравнялись с «Рысью».

Новая часть маршрута пролегала по заснеженным лесным просекам. Тропёжка в зимнем лесу - стала настоящим испытанием для нас. Лыжи буквально утопали в рыхлом снегу и плюс к этому скользили назад. Всё движение осуществлялось только за счёт опоры на палки. Вот как нас подвели пластиковые лыжи… Скорость нашего поползновения вверх, была вполне сопоставимой с черепашьей. Но у нас нет выбора, кроме как ломится вперёд. Мы должны дойти и выбраться! Карабкаясь вверх я стал понимать в чём принципиальное отличие лыжного туризма от пешеходного. В лыжном туризме очень заметны подъёмы и спуски. Шли мы-бы здесь летом пешком, мы подъём бы не заметили. Но сейчас зима и под нами снег.

Большая часть ночи у нас ушла на то чтобы добраться до плоской вершины увала. Уже двигаясь по прямой, мы быстро достигли опоры ЛЭП №41 – очередного контрольного пункта. Убежавшие впёред Павел и Игорь успели уже и костерок развести пока нас ждали. Погреться у костра в зимнем лесу – это настоящее блаженство. Костёр – это настоящий очаг жизни в холодном мире зимнего леса. Порадовался за себя, что захватил пуховик. Тепло есть, что не скажешь про продовольственную базу нашей команды. Колоссальные физические нагрузки вызвали дикие чувства голода и жажды. Но все запасы жидкости и перекусов исчерпаны. Ох, как мало припаса подготовили, а нам еще пилить и пилить...

Соревнования между тем продолжались. Маловероятно, что нам удастся догнать команду «Родник», а вот от команды «Рысь» вполне можем оторваться. К моменту начала нашего марша на север, «рыси» сидели у развёденного нами костра и никуда уходить не собирались. И вот мы снова катим по прсикам и оврагам Самарской Луки. Такое ощущение, что стало еще холоднее и темнее после посиделок у костра. Проехав примерно один час решили сделать привал. На привале я и Никита легли на свои рюкзаки. Кругом темнота, одно светлое окошко – это звездное небо. Как мы восхитились обилием звёзд в тот момент. Почему-то в условиях города на небо особо внимания не обращаешь. А вот в экстремальных ситуациях, всегда обращаешь внимание на звезды…

Прошло совсем немного времени, а нашему созерцанию неба, все больше стал мешать пронизывающий нас холод. Пора снова в путь, а то совсем замерзнем. Катим на лыжах, на крутых спусках снимали лыжи и спускались пешком, а потом снова катим на лыжах. Я наверно даже в детстве столько в снегу не валялся, сколько за эти два дня. Так снегу «накушался», что чуть не единственным желанием было завершить уже, наконец, наше путешествие. И вот преодолев очередной склон, мы выбрались на морские просторы. Пока мы ломились через лес к берегу, контрольное время соревнований почти всё вышло. Было уже 5 утра, за 1 час до финиша у памятника В. Татищеву на северном побережье моря нам не дотянуть, по обоюдному согласию решаем сняться с дистанции. То есть соревнования уже для нас окончены. Но как отсюда выбираться? Силы у нас на исходе - 19 часов на маршруте как ни как! В горле пустыня Сахара, в ботинках болото. Но самая большая неприятность не работает крепление у одной из моих лыж. Тогда я думал, что оно сломалось, а потом оказалось, что просто замёрзло. Ну как бы там не было – придётся эвакуироваться пешком.

Первоначально планировали выбраться с маршрута через турбазу в Яблоневом овраге. Движемся туда, едва не засыпая на ходу. Самое трудное когда не спишь ночь – это рассвет, и так получилась что рассвет совпал с нашим финальным переходом. Итак, турбаза перед нами. Чёрт, у нас возникла новая проблема! Огромная проталина лежит на нашем пути. По всему морю лёд толщиной 50 сантиметров, и только у турбазы огромная проталина. Кипятильник, что ли они с турбазы в воду кинули?! Чтобы случайные путешественники не тревожили сотрудников рекреационного учреждения. Игорь и Павел в связи с такой проблемой решили свом ходом двинуть в порт-посёлок Тольятти, а я и Никита занялись поиском прохода. Непросто было найти ледовый мост, но мы всё таки нашли его. Очень страшно было идти по угрожающе трещащему льду – мост оказался не таким крепким как оказался изначально. Шаг, еще шаг – вот мост позади, все обошлось!

Далее началась настоящая транспортная эпопея, чтобы добраться до своего дома в Тольятти Никита сменил 3 транспорта, я пока добирался до своего дома в Самару сменил 6 раз транспорт (в том числе 1 междугородний автобус). Дома 5 литров жидкости (чая, сока, воды) и 14 часов сна устранили соответственно наступившее обезвоживание организма и накопившеюся усталость. Время подводить итоги, впечатления от лыжной кругосветки такие – как будто побывал за полярным кругом. К этому прибавилось счастье победы, когда мы узнали решение – судейской коллегия; 1 место команда «Родник», 2 место - команда «Вертикаль»! Совершенно неожиданно для себя мы стали серебреными призёрами «Лыжной скоростной кругосветки 2011»!