Виды туризма
Река Молокча
Находясь поисках реки, пригодной для байдарочных походов выходного дня (пвд) в Подмосковье, то есть удобной в плане заброски-выброски и при этом без толп туристов, заметил на карте реку Молокча, утекающую из Московской области во Владимирскую. После поисков в Интернете обнаружился всего один отчёт на сайте «Ветер Перемен» - 2014 года, несколько заметок от рыбаков, да общая информация по реке.
Молокча начинается в районе села Бужаниново, а заканчивается у Бельково, где сливаясь с рекой Серая образует реку Шерна. Длина реки по данным из Википедии 89 км, уклон 0,99 м/км, ширина в устье 10-15 м. На картах Генштаба течение указано 0,3 м/с.
Сплав первый, мартовский.
И вот в марте 2017 г., взглянув на оттаявшие берега реки Нерская, решил что можно попробовать пройти по Молокче на байдарках — открыть байдарочный сезон 18-19 марта. Идти решили не совсем так, как ходили ребята с «Ветра Перемен» - у них маршрут начинался у д. Ивановское, финиш — пос. Махра; мы решили стартовать ниже — от Перематкино и финишировать тоже ниже, у пос. Бельково с одноименной станцией кольцевой ж.д., чтобы избавить себя от обносов (по отчету с «ВП» таковых было 4-5).
Участников набралось прилично — 6 человек, байдарки разнообразные и по конструкции, и по производителю - «Легор» и «Шуя-1» «Тритона», «Одиссей-480» «Вольного Ветра», «Варвар» «Тайм Триала», каяк «Паша» «ФМК».
Стартовали электричкой в 9-35 на Александров (рано вставать не хотелось, да и маршрут в общем короткий). По мере приближения точки высадки — станции Струнино, пропорционально росли уровень снега за бортом электрички и степень недоумения на лицах участников заплыва - «а оно вскрылось или будем лёд долбить?»
В Струнино зашли в магазин при станции, там же нашли такси и двумя машинами выехали к стапелю в Перематкино. Река вскрыться успела, но до паводка явно не близко — по берегам полметра снега. Собрали байдарки на заснеженной поляне на правом берегу у автомоста, который пришлось бы обносить, начни мы сплав выше. С моста немного выше по течению виден и еще один обнос.
На реке из препятствий коряги, кусты, течение бодрое, сплошных завалов не встретили, лишь несколько раз продирались сквозь кусты. Обнести пришлось только одно бревно, лежащее поперек реки, и то не всем — мне не хотелось вылезать на берег, поэтому вышел из «Паши» на бревно, перекинул каяк через него и сел обратно. Река простая, сколько-нибудь опасных препятствий нет. На стоянку остановились на правом берегу, немного ниже впадения притока Молокчи — Пичкуры. Вдоль берега идет грунтовка — явно катаются на квадроциклах, дров полно, поляна ровная, так как засыпана все тем же полуметровым слоем снега.
На второй день пугали рыбаков, которые сидели на льдинах в уловах и что-то ловили в лунках, не смиряясь с уходом зимы. После впадения Пикчуры река становится полноводнее и шире, продираться через кусты уже не приходится, течение сохраняется. В Махре скорость течения падает — тут плотина. Обнесли по левому берегу и продолжили сплав, впали в Шерну и финишировали в Бельково — на левом берегу у мостика. До станции пешком 2 км, электрички тут ходят несколько раз в день — на Александров или на Орехово-Зуево.
Стапель у Перематкино
Начало маршрута
Типичная Молокча
Одиссей проходит завал
Стоянка
Монастырь в Махре
Плотина ниже Махры
Молокча ниже Махры
Сплав второй, байдаркоремонтный.
Второй сплав на байдарках по Молокче устроили в самом конце мая, интересно было, какова эта река летом. Стартовали от Перематкино, как и в прошлый раз, собралось опять 6 человек. Из байдарок на сей раз «Одиссей 480», «Варвар», «Хатанга-3», «Паша», стапелились опять там же, а вот потом начались отличия. Воды в реке явно сильно меньше, а коряг и завалов больше, но течет река быстро.
На этот раз сплав активно совместили с ремонтом байдарок. Первым пострадал «Одиссей», с разгона налетевший бортом на заботливо заточенную железку, зачем-то торчащую из мостков и проигнорированную мной. Устроили практическое занятие по ремонту газодержащего ПВХ монобаллонной байдарки, чтобы было интереснее — под дождём. Просушили место склейки, зашили дырку, промазали «Моментом» который «Кристалл», заклеили. Всё это под тентом, который держали участники. С окончанием ремонта байдарки закончился и дождь.
Через час спустили байдарки на воду продолжили путь, жаль ненадолго — очередной завал, и при попытке через него переползти пробивается «Варвар» - капитан байдарки не заметил техногенный мусор в составе завала. Очередной ремонт, на сей раз быстрее, так как шить не пришлось (дырка маленькая), а дождя нет. В целом, река проходится нормально, хоть и с обносами, но возникла мысль взять бензопилу и некоторые завалы распилить. Воды хватает, но нужна внимательность и осторожность — железо байдарки не щадит.
На стоянку в этот раз встали выше — на левом берегу не доходя до впадения Пичкуры, у очередного завала, чтобы совместить ночевку с обносом. После впадения Пичкуры байдарки обносить уже не приходится, но в русле мели. На одной из них пробили и «Хатангу» - ребята поленились выходить из байдарки в воду и пытались сползти с мели. Совместили ремонт с обедом. Времени все эти ремонты съели прилично и мы решили завершить маршрут раньше. Финишировали у моста в Махре, просушили и разобрали байдарки и делегация отправилась искать таксистов. Телефон александровского такси обнаружился в магазине, машины приехали через пять минут после звонка и доставили нас к ж.д.
Мост через Молокчу в Перематкино
На старте
Река летом
Стоянка
Остановка на ремонт Хатанги и обед
Молокча немного выше Махры
Река в целом понравилась — заметное течение, живописные берега, мало населёнки по берегам. Есть варианты заброски-выброски, можно устраивать байдарочные походы разной длины — при желании можно продолжить маршрут по Шерне. Река проходима и летом, но предпочтительнее идти на одноместных байдарках/каяках и нужно быть готовым к обносам — особенно если начинать сплав выше Перематкино.
Возможно, вернёмся на эту реку — уже с бензопилой, и сделаем её более удобной для сплава на байдарках.
Комментарии