Виды туризма

13 Января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кольско-Карельский район
Год путешествия: 2005
Вид туризма: Водный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 23 0

Авторы: Мария и Николай Федоровы, клуб «Мумми-тролли» (Санкт-Петербург)

  • Отчет о водном маршруте III к.с. в Карелии (Колас, Лоймола, Уксун), 1-11 мая 2008
  • Отчет о водном походе II к.с. в Северной Карелии по озеру Тикшеозеро, реке Винча, озерам Пудос и Нотозеро, 26 июля - 5 августа 2007
  • Отчет о водном туристском путешествии III к.с. в районе Кольского полуострова по рекам Пусйоки, Конья, Печа
  • Отчет о пеше-водном некатегорийном с элементами IV к.с. туристском путешествии в районе Приэльбрусья по рекам Харбас и Малка, 1-11 мая 2009
  • Отчет о походе III к.с. по связке Тохмайоки - Уксунйоки
  • Экспериментальный сплав на надувных рыбацких лодках по реке Уксунйоки, или Самоходные бассейны в действии

I. Время и место приключения: 
Тополиный пух, жара, июль (1 – 4) - в городе жить не возможно, а на Янисйоки просто замечательно: ни малейшего намёка на дождь, теплынь, вода градусов 16 и длина маршрута всего 25 км. В общем, река на уикенд. Вот и решили мы на этот раз отдохнуть, выбрав реку попроще и покороче, – и выбрали! Если вы действительно хотите похалявить и едете не на машине, а своим ходом, не повторяйте нашей ошибки: 4 обноса добьют кого угодно.

II. Приключенцы и их корабли: 
1) Мумми-мама (Мария) – адмирал экспедиции и матрос ЛГН-2У в одном флаконе 
2) Мумми-папа (Николай) – боцман экспедиции и капитан ЛГН-2У 
3) Берк (Сергей) – лесоруб и капитан тяжёлого транспортника Нырок-4 
4) Тюленька (Елена) – талисман приключенцев и матрос Нырка-4 
5) Волк (Михаил) – главный травитель баек и капитан Омеги-2У 
6) Марина – самый неунывающий приключенец и матрос Омеги-2У

III. Великий апгрейт: 
1) У нас появился флаг! 
2) Новые вёсла собственной конструкции для ЛГН-2У и Омеги-2У: байдарочное весло 2:40 распилено пополам и вставлены катамаранные заглушки. 
3) Наконец-то, приключенцы устроили подставу комарам, надев неопреновые носки (Мумми-мама, Мумми-папа и Волк) и даже неопреновые перчатки (Мумми-папа). А вот для Мумми-мамы в разгар сезона маленьких каякерских лапок не нашлось, оказалось – дефицит. 
4) Эффектно смотрелись три серебристые каски (Тюленька, Марина, Берк), взятые со стройки Берком и аккуратно покрашенные им же в серебряный цвет по желанию Тюленьки. Мумми-мама, Мумми-папа и Волк отдали предпочтение более традиционным для сплава шлемам.

IV. Как попасть в сказку? 
Обычный поезд СПб-Костомукша, отходит с Ладожского вокзала в 16 – 11. На ст. Янисъярви вы в районе 23 часов. Дорога в лес, описанная во всех лоциях существует, но в связи с недавним ураганом, она стала непроходима. Шли мы прямо через лес, продираясь с рюкзаками и неизменной тележкой через кусты, канавы и ельники, – супер!!! Как выяснилось с утра, к единственной приличной стоянке на берегу озера ведёт вполне нормальная дорога из деревни, проходящая мимо лодочных эллингов. Стоянка оснащена туалетом типа сортир, а в 50 метрах от неё в сторону деревни на мыске расположена могила, так что не пугайтесь (спать она не мешает, со стоянки её не видно). Внизу под ней причал, с которого очень удобно начать путешествие.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

V. Приключения начались ещё на суше! 
С утра, надув лодки, мы обнаружили, что задний баллон ЛГН-2У травит- висение на дереве на Уксуне даром не прошло (буквально неделю назад в Лосево всё было в порядке). С выходом из-за этого опоздали на 2 часа, но неполадку до конца устранить так и не удалось: подкачивались каждые полчаса прямо на воде.

VI. Минус «П», плюс обнос. 
Плыть по озеру до ж/д моста, за которым плотина метров 700. Чалка по правому берегу прямо у опоры. Хотели мы прыгнуть эту плотину, но увы – заколочено свежайшим брусом.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке ЯнисйокиНас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Обнос по дороге ПБ до тропинки в кустах (около 200 м). Течение быстрое, грести почти не приходится. Через 10 минут дошли до 1ой шиверы, которая, как и 2ая, не доставила никаких проблем. Перед а/м в Хямекоски зачалились по ЛБ и осмотрели порог. Встретили рафтеров – и вновь знакомый ещё с Уксы диалог: 
- Вы на ЭТОМ собираетесь все пороге на ЭТОЙ реке идти?! 
- Ну да, мы на ЭТОМ по Уксуну ходили. 
- В июне? 
- Нет, в мае. 
На этом все вопросы к нам закончились. 
Сразу после а/м порог в 2-х рукавах, разделённых узкой каменистой полосой. Зачалиться перед плотиной сразу за порогом проще всего по ЛБ, пройдя порог по левой протоке. Порог несложный, но очень каменистый в июльскую воду. На камнях над сливом умудрился посидеть ЛГН-2У. 
В Хямекоски плотину тоже сильно подзакрыли свежим брусом, но специально для каякеров небольшое пространство осталось. Сразу за плотиной начинается каньон, но отчалить нам не удалось из-за слишком сильного для наших бассейнов прижима.
Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Водное препятствие превратилось в пешее: гружёные бассейны перетаскивали по узкой плотине, а потом по дороге ПБ вдоль всего канала ГЭС, берега которого покрыты свежим бетоном (теперь по нему суда проводить трудно). На каньон посмотрели со стороны, облизнулись, пофотографировали и пошли дальше.

VII. Всё по левому… берегу 
В 350 м за каньоном в левом повороте махонькая шивера, после которой можно Зачалиться по левому берегу в кустах. Буквально в 50 м за шиверой недлинный порог в 2-х рукавах.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке ЯнисйокиНас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Можно идти любым из них. За порогом разлив, и река уходит влево, где за поворотом уже поджидает мощный порог с большим падением воды (до 3-х м), которое выбирается тремя основными сливами, сопровождаемыми бочками, в основной струе, а слева при желании можно поймать четвёртый слив с большой бочкой, что успешно сделал экипаж ЛГН-2У.Самым полноводным из бассейнов в этом пороге оказалась Омега-2У, экипаж которой во время прохождения порога занимался фигурным плаваньем на всплывшем матраце, прямо не выходя из бассейна. 
Удобнее всего осматривать и фотографировать это безобразие с каменистой косы после бочек, а не с обманчиво привлекательного мыска перед ними (с него прохождение бочек видно плохо). 
Отчерпав шлемами воду из самоходных бассейнов, мы плавно перетекли в S -образную шиверу в левом повороте. На входе довольно высокие валы, а потом прижим влево к камням, требуется очень энергичный уход вправо. Злая судьба сидения на камнях на этот раз постигла экипаж Омеги-2У, который едва не потерял весло и с трудом избежал столкновения с бревном с гвоздями.

VIII. Как плющит!.. Но надо косить! 
Вёсла уже выпадали из рук, но перед долгожданной стоянкой нас ждал «прыжковый» порог. Зачалиться можно прямо перед ним в бухте по ПБ, осмотреть его можно по дороге, ведущей на Харлу. В начале порога – скальная узость со сливом и бочкой, которую можно обойти, прижавшись к скале ЛБ, что тоже не безопасно. После бочки- небольшая шивера, потом резкий поворот вправо и выходная шивера с валами до 0,5 м. Сразу за ней по ЛБ виден высокий скальный выступ, а по диагонали в прямой видимости расположена удобная рыбацкая стоянка на ПБ. Единственный минус – близость дороги.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Вечером на стоянку зарулил рыбачок на велосипеде. Он появился из лесу в том направлении, куда за пару минут перед этим ушёл за дровами капитан Омеги-2У. Мумми-папа, увидев рыбачка, сослепу решил, что наш Миша (он же Волк) уже успел где-то раздобыть велосипед, и громко вскрикнул. Рыбачок замер, а потом быстро скрылся в лесу. Больше нас в ту ночь никто не беспокоил.

 IX. А был ли мальчик? 
День снова начался с минус «П»: шивера перед плотиной в Харлу по нашей воде отсутствовала. Кстати, с определением расстояний у составителей лоции явные проблемы – до шиверы километра полтора, а не 500 метров. Плотина в Харлу, про которую столько пишут, нас разочаровала: водосброс перекрыт на 2/3 и не производит никакого впечатления (особенно после питкярантских водопадов, на которые мы ездили за неделю до этого). Обнос несложный по ЛБ между зданием ГЭС и трансформаторами. Спускаться можно по лесенке, а последние 10 метров по крутой тропке. Отчалить легко. 
Также не стоит верить в злобу Лоухикоски (порог злой ведьмы Лоухи) – порог короткий и несложный. Зато следующий, без названия, нам пришлось обнести, точнее провести лодки по пояс в воде прямо по краю стремнины вдоль левого берега. Порог начинается разгонной шиверой сразу после поворота влево, перед которым удобно Зачалиться, а затем обрывается в скальной узости мощным сливом в повороте вправо с косыми валами слева, выносящими на скалы, и двумя нехилыми бочками справа.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке ЯнисйокиНас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке ЯнисйокиНас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Самое трудное начинается после слива, т. к. струя тащит влево прямо на камни, и требуется очень энергичный уход вправо в более полноводную протоку, что при такой силе прижима для наших судов нереально. 
После порога течение заметно замедляется, поэтому до Петракоски мы тащились целый час. Петракоски нас порадовал: короткий, весёлый порог в двух протоках, разделённых каменистой грядой. Именно порог, а не шивера, как было обозначено в лоции. Перед ним можно Зачалиться в глубокой бухте ЛБ. Правый рукав основной, с бочкой и заметным падением воды, в левом рукаве падение выбирается двумя небольшими сливами со множеством камней. Мы лёгких путей не ищем, поэтому все три экипажа проходили порог левым рукавом, отчаянно маневрируя в струе и не давая вынести себя на камни.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке ЯнисйокиНас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Сразу за порогом можно причалить к плоским камням по ЛБ, где очень удобно фотографировать прохождение, купаться в каменных ваннах и обедать с видом на порог.

X. Последний бой, он трудный самый! 
От Петракоски до плотины в Ляскеля рукой подать, Зачалиться можно перед мостками по ЛБ метрах в 30 до плотины (она же а/м). Обнос по дорожке ЛБ. Спускаться на воду можно 2 способами: 
1) сразу за плотиной по очень крутому спуску, и вставать на воду прямо в остатках бывшего порога, преодолевая его прижим; 
2) пронести суда по дорожке между кустами за мостик через трубопровод и метрах в 25 от него спустить их по довольно крутой, но удобной тропке с земляными ступеньками. На воду в этом случае нужно вставать между эллингами для лодок. Минус – грязно.

Нас стало больше – мы стали сильнее, или приключения самоходных бассейнов на реке Янисйоки

Перетаскивание трёх гружёных бассейнов заняло у на целый час. Дальше течение совсем медленное, но даже наши тихоходы дошли до ж/д моста в Ляскеля за 20 минут после обноса плотины в Ляскеля (кстати, это единственная впечатлившая нас плотина, т. к. природный водопад, бывший на её месте недоконца испорчен стараниями рук человеческих).

XI. И наконец, о самом главном? - выброска . 
До самой Ладоги препятствий больше нет, поэтому советуем вам ночевать прямо за ж/д мостом на ЛБ на пригорке, поросшем травой. Мы постарались на славу, вытоптав немалый плацдарм под палатки. С дровами не супер, но найти можно. Поезд из Ляскеля до Питкяранты в составе 2-х вагонов в 14-55. До платформы 1,5 км от моста, так что утренние сборы проходят в неспешной обстановке. Единственный минус – подъём с рюкзаками на насыпь моста и переход по нему на ПБ. Проезд на поезде стоит 50 рублей в руки проводнику. В Питкяранте поезд в 16:30, через час он же отправится в Лодейное поле, где питерский вагон прицепят к Петрозаводскому поезду. Из Ляскеля до Питкяранты также ходит автобус – жуткого вида пазик, путешествие на котором не показалось нам привлекательным, стоимость проезда 40 рублей. Он выходит из нижнего Ляскеля в 12, остановка сразу за плотиной, до неё от платформы 10 минут пешком. 
Если вы хотите в этот же день попасть из Питкяранты в Питер, необходимо иметь на руках билеты, вас не спасёт даже бронь, т. к. примерная скорость выписывания и фигурного вырезания билетов в питкярантской кассе около 15 билетов/час (компьютера у них нет). Касса закрывается в 17 часов. В Питкяранте можно воспользоваться услугами почты, расположенной направо от вокзала по главной улице, разумеется, улице Ленина. На этой же улице есть рынок и несколько хороших магазинов, где в качестве сувенира народ закупает карельский бальзам. 
В Лодейном поле вагон стоит 4 часа, так что в белые ночи можно прогуляться по главной улице в сторону р. Свирь, на берегу которой расположена аллея славы. 
В Питер поезд прибывает в 7:20 утра на Ладожский вокзал.

XII. P.S. 
Мумми-тролли признательны членам МКК на Московской заставе за понимание, друзьям и родным за моральную поддержку и семье каякеров, прыгавших плотину в Хямекоски за дружелюбие и тёплые слова. 
Мумми-тролли жаждут новых приключений, ждите вестей!

Мумми-тролли


0 0
Комментарии
Список комментариев пуст

Похожие статьи

Отчет
19 Января 2013
р. Охта
Отчет
18 Января 2013
Северная (Беломорская) Шуя
Отчет
18 Января 2013
Река Поньгома
Описание
18 Января 2013
По Охте
Рассказ
18 Января 2013
Oxта - впечатления и советы
Отчет
17 Января 2013
Отчёт о походе по р. Нюхча
Добавить публикацию