20 января 2013
Тип материала: Описание Регион путешествия: Саянский
Год путешествия: 2008
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: III

Руководитель: Григорий Кронин (Санкт-Петербург)

Маршрут

620 км дороги Абакан-Кызыл - р. Бол. Бакланиха - оз. Поднебесное - пер. Скалисный (н/к) - оз. Красное - оз. Танюшкино (радиально) - пер. Прапор Юности (1А) - Озёрное плато - пер. Медвежий (1А) - оз. Араданское - пер. Снежный (1А) - пер. Осыпной (1А) - истоки левого притока р. Малый Казыр-Суг - пер. № 85 (1А?) - р. Малый Казыр-Суг - устье ручья Водопадного - озеро под перевалом Разлом (радиально) - пер. Проходной (1А) - долина Девяти Озёр - руч. Ровный - р. Нистафоровка - р. Ус, старый Усинский тракт.

Протяжённость маршрута 73 км, набор высоты 4440 м, длительность 13 дней.

Участники

1. Григорий Кронин / г. Санкт-Петербург / Руководитель
  2. Алексей Доронкин / г. Санкт-Петербург / Фотограф
  3. Александр Похабов / / г. Ачинск Красноярского края
  4. Полина Агеева / г. Санкт-Петербург / Завхоз
  5. Екатерина Евлашева / г. Санкт-Петербург / Врач
  6. Елена Шиверская / г. Санкт-Петербург

Все участники [фото 001] имеют опыт многодневных пеших походов.

Цель похода

Знакомство с природой Западного Саяна. Посещение мест, куда нечасто заглядывают туристы. Здоровый образ жизни, физические нагрузки, общение.

Самый популярный хребет Западного Саяна - Ергаки - слишком известен и исхожен туристами в вдоль и поперёк в прямом смысле этих слов. Поэтому туда мы пойдём когда-нибудь потом, возможно, зимой. Араданский массив был выбран потому, что при сравнительно простой заброске он позволяет попасть в места малопосещаемые и не всегда подробно описанные в туристской литературе.

Помимо названных общетуристских целей, были поставлены следующие конкретные задачи.

1. Прохождение и описание малопосещаемого перевала № 85 и висячей долины к востоку от него.

2. Уточнение описаний перевалов и троп.

3. Практическое изучение вопроса насколько опасны клещи в июне в Арадане.

4. Получение чётких панорамных фотографий, которые помогут другим туристским группам при планировании маршрутов.

Физико-географическое описание района похода

Составлено по книгам, указанным в разделе "Источники информации".

Орография

Обзорная схема саянских хребтов: "http://www.tourism.ru/docs/map/oro/4/69/163.gif" rel="nofollow".

Cхема хребтов Западного Саяна: "http://www.tourism.ru/docs/map/oro/4/5/171.gif" rel="nofollow".

Араданский хребет протянулся почти на 100 км скалистой лентой от берега Енисея до истоков Нижней Буйбы и Большого Казыр-Суга, образуя в западной части водораздел Казыр-Суга и Большого Тепселя, а в восточной водораздел Казыр-Суга и правых притоков Уса. Все эти реки принадлежат к бассейну Енисея. Хребет вытянут в широтном направлении, как и большинство других саянских хребтов. Араданский хребет - с одной стороны продолжение левобережного приенисейского Саянского хребта, с другой стороны - хребта Ергаки. С юго-запада к средней, самой высокой, части Араданского хребта (высшая точка - Араданский пик [234ozer], 2466 м) примыкает Мирской хребет, служащий водоразделом между Тепселем и Усом. Высшая точка Мирского хребта 2102 м находится в верховьях Малого Тепселя.

В самом верхнем ярусе, над верхней границей леса, преобладает типичный высокогорный альпийский рельеф [фото 211]. Он свойственен хребтам осевой линии Западного Саяна (Саянский, Борус, Араданский, Ергаки). Для этого типа рельефа характерны узкие гребни с крутопадающими склонами [198], острые труднодоступные пики, глубокие кары с многолетними снежниками.

В альпийском и горно-таежном поясах в истоках почти всех рек есть озёра [144], в основном ледникового происхождения: каровые, моренно-подпрудные или рождённые горными обвалами. В пределах Араданского хребта наиболее значительные озёра Красное [122], Араданское [фото 150], Зеркальное. В верхней части речных долин озёра часто следуют по течению одно за другим, такова, например, знаменитая долина Девяти Озёр [220].

Климат

Климат района континентальный с выраженной высотной поясностью. Температура опускается на 1 градус на каждые 150 м подъема. Разница в длине тёплого периода года между осевыми хребтами и предгорьями около 40 дней.

Зима продолжительная и морозная, весна поздняя. В конце мая среднесуточная температура поднимается выше нуля, и начинается интенсивное таяние снега. На основной площади снег стаивает только в июне. Лето короткое и прохладное. Известны неоднократные случаи выпадения большого количества снега (до 30 см) в июле и начале августа. В сентябре в горах часты снежные метели. С октября среднесуточные температуры становятся отрицательными.

В предгорьях Западного Саяна довольно сухо. В Минусинской котловине и Туве нередки бесснежные зимы. В горах выпадает много осадков - до 1200 мм в год. Самые дождливые месяцы - июль и август, самый сухой - февраль.

Зима в горах теплее, чем в котловинах. Возникают температурные инверсии, когда холодный воздух опускается с гор в котловины, создавая застойные области с повышенным давлением. Иногда разница температуры в горах и на низинах достигает 20°. В горах разница температур в пределах суток может достигать 30°.

Крупные реки вскрываются, как правило, во второй половине апреля, когда на солнечных склонах по низу долин интенсивно тает снег. Ледоход часто сопровождается заторами. В конце мая - июне в альпийском поясе начинается активное таяние снегов. Вода в реках быстро прибывает. При обильных дождях этот процесс усугубляется. Подъём воды в крупных реках с затоплением поймы и пойменных островов возможен в течение всего лета. В большинстве рек температура воды всё лето держится ниже 10°. Начало ледостава на крупных реках в ноябре.

Живая природа

Растения

Западный Саян имеет вертикальную поясность растительности, представленную здесь степным, лесостепным, подтаежным, черневым, таежным, субальпийским и альпийским поясами. В пределах Араданского хребта и на прилегающей местности встречаются три последних пояса.

В поясе горной темнохвойной тайги главные древесные породы - кедр сибирский, пихта и ель (вблизи Араданского хребта редка). Растения нижнего яруса - мхи, лишайники, майник, седмичник, грушанка, папоротники, хвощи, бадан, черника, брусника, черемша. Кустарники - багульник болотный, карликовые березы и ивы, золотистый рододендрон, кустарниковая лапчатка ("курильский чай"). В речных долинах - "красные" (щетинистая, темно-пурпуровая) и черная смородины, голубика. Распространены ольха кустарниковая, рябина сибирская, жимолость алтайская, берёза. С высотой деревья мельчают, начинает преобладать кедр.

Пояс субальпийских [114]` и альпийских лугов начинается ниже верхней границы леса, в разреженных кедрово-пихтовых лесах, и поднимается по влажным пологим склонам выше леса. Травы нередко достигают роста человека, по мере подъема становятся ниже, редеют. Появляются представители альпийской флоры.

Сплошного пояса альпийских лугов в Западном Саяне нет. Однако повсеместны в высокогорном поясе островки альпийских лугов [160] разной величины, располагающиеся во влажных местах..

Выше альпийских лугов и рядом с ними по всей высокогорной зоне располагается горная тундра [фото 194]. Наиболее бедна тундровая растительность на затененных северных склонах с застаивающейся подпочвенной водой, в то время как флора южных склонов более разнообразна. Типичные представители- карликовые березка и ива, рододендроны [фото 302], можжевельники, проломник, алтайский лютик, горная ветреница, горечавки, куропаточья трава, мхи, ягель и накипные лишайники. Встречаются злаки.

Съедобные растения: ревень, черемша, дикий лук, а также ягоды: черника, голубика, малина, смородина, жимолость; созревают не раньше середины июля.

Животные

Животный мир района составляют в основном типичные обитатели сибирской тайги. Распространен бурый медведь. В тайге и в горах можно видеть марала, лося, кабаргу, бурундука [фото 060], зайца-беляка, белку, волка, лису, реже росомаху, соболя, горностая, колонка, рысь, выдру, норку. В кедровой тайге вблизи каменных россыпей живет пищуха [фото 061].

Из птиц наиболее приметные: кедровка, сойка, кукша, трехпалый и черный дятлы, клест, щур, кукушка, из куриных - глухарь, рябчик, белая и тундряная куропатки. Встречаются хищные птицы [фото 065]: канюк, сокол, орёл, ястреб.

В нескольких крупных озёрах и в низовьях рек водится рыба, почти исключительно хариус сибирский. В высокогорных водоёмах рыбы нет.

Кровососущие насекомые - комары, мошка, мокрецы, овод, - немногочисленны и почти не наблюдаются выше границы леса. В отдельные годы случаются взлёты численности кровососущих насекомых. Переносчики клещевого энцефалита иксодовые клещи встречаются в предгорьях. Период их активности с конца апреля по начало июля.

Выбор маршрута

Исходные данные: 13 ходовых дней, перевалы не сложнее 1А, поход не спортивный, нужно как можно более полно познакомиться с Араданским хребтом.

Как ни странно, свободы в выборе маршрута при таких условиях не очень много.

Наиболее короткие подходы от шоссейных дорог к центральной части Араданского массива проходят по рекам Бакланихе, Нистафоровке, Иосифовке (с востока), Казыр-Суг (с севера), Таловка (с юга). Из этих вариантов Бакланиха наиболее привлекла нас разнообразным и насыщенным маршрутом, посещением Красного озера и возможностью всего за три-четыре ходовых часа от начала маршрута оказаться около первого перевала. Немаловажную роль в выборе Бакланихи сыграло наличие описания Сергея Шишкина, краткость пути по клещеопасной тайге и удобство подъезда к устью. По реке Казыр-Суг тоже можно добраться до центральной части Арадана, от турбазы Оленья речка есть тропа, но по ней не меньше чем два дня идти по тайге вдоль широкой реки. Другие варианты тоже ведут по клещеопасной и утомительной нижней части речных долин. О наличии тропы вдоль Иосифовки нам не было известно, а путь без тропы в нижней части такой речки дело трудное.

Река Иосифовка на первый взгляд даёт более предпочтительный короткий путь к "сердцу" Арадана, чем Нистафоровка. Однако, нам было достоверно известно о том, что на Нистафоровке есть хорошая тропа, а есть ли она на Иосифовке, мы не знали. Поэтому вторым путём к Арадану рассматривали Нистафоровку.

С какой из этих рек начинать, а какой заканчивать? Мы решили идти маршрут с севера на юг, памятуя о том, что южные склоны раньше освобождаются от снега, а подниматься по снегу проще чем спускаться. Это вопрос спорный, но так или иначе весна была ранней, снега оказалось мало повсюду.

Ограничение категории перевалов уровнем 1А оставляет не так уж много свободы при планировании маршрута. От озера Красного единственный простой логичный путь в нужном направлении ведёт через связку перевалов Правор Юности (1А) и Медвежий (1А), остальные перевалы значительно сложнее. Из "сердца" Арадана - верховьев Малого Казыр-Суга - простые перевалы ведут только на Иосифовку и Нистафоровку, а интересные, но более сложные перевалы к оз. Зеркальному, р. Озёрной, истокам р. Арадан для нас "закрыты" сложностью 1Б и выше.

При кажущемся богатстве выбора, для технически слабой группы вариантов не так уж много. Можно, конечно, ходить не перевалами, а обходить горные отроги снизу, но этот вариант был отвергнут как неэстетичный. Большинство из найденных нами (очень немногих!) отчётов о походах по Арадану описывают для начинающих туристских групп маршрут, близкий к нашему. И всё же мы изыскали возможность разнообразить маршрут, придать ему особенность. Обычно туристы, спускаясь с перевала Снежный на запад, идут сразу вниз до Малого Казыр-Суга. Судя по карте, можно подняться по притоку до висячей долины и от неё через перевал № 85 выйти к Малому Казыр-Сугу на 3 км выше. Перевал № 85 отмечен на карте [1] как некатегорированный (не путать с некатегорийным!), и не описан ни в одном известном нам отчёте. Судя по карте, сложность его не должна быть выше 1А, несмотря на утомительный спуск.

Так и сложился маршрут похода: от устья Бакланихи на юго-восток наиболее простым, но интересным путём через озёра Поднебесное, Красное, Араданское, затем высочайшая часть Арадана - верховья долины Малого Казыр-Суга, - и выход через перевал Проходной и Нистафоровку.

Описание пешего похода по Араданскому хребту Западного Саяна

Особенности пешего туризма в районе

Сезонность

Пешие походы по Араданскому хребту возможны только с июня по август, так как в другое время года район покрыт снегом. Бывают холодные вёсны, когда повсеместный снеговой покров в верхних частях таёжных долин сохраняется до середины июня.

Подавляющее большинство пеших походов по Западному Саяну совершается в промежутке между 10 июля и 20 августа. Это самое тёплое, но и самое дождливое время. Только в июле и августе можно с большой долей уверенности гарантировать отсутствие снега на высотах более 1800 м. Распространено также мнение, что в конце лета кусачие насекомые и клещи менее активны чем в июне. Съедобные ягоды и грибы начинают массово появляться не раньше середины июля.

При подготовке похода мы не смогли найти ни одного серьёзного описания путешествия по Арадану, совершённого в июне. По соседним Ергакам июньские отчёты тоже оказались в дефиците. Почему? Потому, что люди боятся энцефалитных клещей.

Клещи

Страх перед клещами заставляет избегать ходить в Западный Саян в июне. От очень опытных и уважаемых людей мы слышали: "Едете в июне в Саяны - будете кормить клещей". В один голос нам советовали перенести путешествие на август, когда, якобы, клещи неактивны. Были и противоположные мнения весьма уважаемых людей: "Заявляю с полной ответственностью - на Ергаках и Арадане клещей нет!" ("http://forum.academ.org/index.php?showtopic=116963" rel="nofollow").

Я, Григорий Кронин, заявляю с полной ответственностью. В Арадане клещи есть. Четырёх из них я видел своими глазами.

Во время похода мы каждый день осматривали одежду и тела в поисках тварей. Не только для собственной безопасности, но и в исследовательских целях: проверить справедливость мнения о серьёзной клещевой опасности. Результат: было найдено 4 клеща, все в лесной зоне. Один клещ в долине р. Малый Казыр-Суг в 2 км ниже устья ручья Водопадного; остальные три - на р. Нистафоровке ниже устья ручья Ровного.

Переправы

Из рек, прилегающих к Араданскому хребту, трудность при переправе летом могут представлять Малый Казыр-Суг (ниже устья руч. Маралий), Нижняя Буйба (ниже устья Поганки) и, возможно, Иосифовка. Для остальных рек наиболее удобный способ переправы - поискать и найти брод. Как и в других горных районах, уровень воды подвержен колебаниям сообразно с обилием осадков. Сильные паводки, которые превращают реки в непреодолимые препятствия, летом возможны, но редки и непродолжительны.

После дождя нами был замечен подъём уровня воды в устье Нистафоровки на несколько сантиметров, но и после этого её можно было перейти вброд.

Стоянки

В таёжной зоне удобные места для стоянок встречаются вблизи устьев ручьёв, на пологих возвышенностях, возле озёр. В отличие от равнинной тайги, где стоять можно практически везде, лишь бы была вода, в горной тайге выбор места для стоянки представляет определённую трудность. На высоте 1500 м и более найти комфортную площадку бывает непросто. На горных тропах удобные стоянки бывают отделены друг от друга километрами пути. Такова, например, долина р. Малый Казыр-Суг, где при взгляде на карту кажется, что стоянку найти легко, на самом деле удобных площадок считанные единицы. Выбор места вблизи воды затруднён сложным рельефом, заболоченностью, густым кустарником. То же и в верхней части долины р. Красной, и на Большой Бакланихе, и на ручье Ровном.

Выше зоны леса наиболее удобные места, как правило, приурочены к истокам ручьёв из озёр. При этом чем выше, тем реже встречаются ровные площадки.

Дрова в таёжной зоне имеются в изобилии. Выше зоны леса, как ни странно, дрова тоже встречаются, можно жечь нижние сухие сучья молодых кедров, отмершие корни кустов. Такие "условные" дрова вполне годятся для приготовления пищи, но сбор их требует времени. Иногда это оказывается целесообразно, иногда нет, в зависимости от погоды, желания, наличия автономного горючего. Наша группа готовила на бензине только на оз. Араданском, на оз. Изумрудная Гитара и в долине Девяти Озёр. Во всех этих местах, приложив старание, можно было умудриться готовить только на карликовых дровах.

Тропы

Постоянные тропы были замечены нами в следующих местах.

Р. Бакланиха - оз. Поднебесное - пер. Скалистый - юго-западная оконечность оз. Красного. Тропа, соответствующая карте [1]. Ответвлений, показанных на карте, не заметили.

Пер. Прапор Юности с северо-западной стороны. На камнях маркировка турами, в верхней части тропа. В средней части слабая тропа теряется.

Пер. Медвежий с обеих сторон. Тропа по наиболее удобному пути подъёма и спуска от озёр. На связку с пер. Прапор Юности траверсом тропы нет.

Пер. Снежный. Слабая тропа с северо-восточной стороны. С юго-западной стороны тропу не заметили.

От пер. Снежный вниз к р. Малый Казыр-Суг. Слабая тропа от границы леса.

Р. Малый Казыр-Суг. Тропа вдоль правого берега на протяжении всей реки ниже устья ручья Водопадного.

Ручей Ровный. На нижних 6 км хорошая тропа с метками и пропилами. Выше слабая иногда теряющаяся тропа до нижнего озера долины Девяти Озёр.

Р. Нистафоровка от устья Ровного до "дома деда". Хорошая тропа с метками и пропилами по правому берегу, возле дома переходит на левый берег.

Р. Нистафоровка от устья до "дома деда", 9 км. Колея, доступная автомобилю повышенной проходимости. В 2008 году при лесном пожаре образовались завалы.

Транспорт

Ближайшая железнодорожная станция, имеющая дальнее пассажирское сообщение - Абакан. Ближайшие действующие пассажирские аэропорты в Абакане и Кызыле.

На асфальтовом шоссе М-54 Абакан-Кызыл интенсивное движение автомобилей. Расстояние от Абакана до наиболее популярных мест высадки туристов, идущих в Ергаки или Арадан, 200-250 километров. Можно нанять автомашину на железнодорожном вокзале Абакана. Междугородный автобус Абакан-Кызыл (4 раза в день) и местные автобусы от Минусинска или Ермаковского. Ответвление от шоссе до пос. Верхнеусинское - шоссейная дорога с местным автобусным сообщением (1 раз в день).

Связь и спасательная служба

Пост МЧС, в ведение которого входит территория Араданского хребта, находится на 605 километре дороги М-54, возле Ойского озера, с восточной стороны дороги опрятный деревянный дом с флагом.

Группа была зарегистрирована 25 июля. Для регистрации нужно предоставить список группы и описать маршрут. По завершении похода необходимо сообщить о снятии с учёта. По словам спасателей, они "не работают по контрольным срокам", то есть невыход группы на связь в установленное время ещё не влечёт организацию поисков. Для организации спасательных работ необходимо сообщить о происшествии.

Телефоны поста МЧС:

908-0154984 - дежурный

908-0154359 - начальник Чеховской Борис Афанасьевич

Возле Ойского озера стоит ретранслятор сотовой связи. Устойчивая связь ("Мегафон") наблюдалась на перевалах Скалистый и Прапор Юности. Южнее перевала Прапор Юности мобильная связь не работала.

Группа имела с собой арендованный спутниковый телефон для связи в случае крайней необходимости.

Описание маршрута по дням

Расстояния указаны "честно", без учёта коэффициентов извилистости и трудности.

День Где Высота Перепад км Примечания
  Начало похода, устье р. Бакланихи 1120
25 – ответвление тропы от ЛЭП 1220 100 3 Грунтовая дорога, мост через р. Бакланиху
– Устье третьего правого притока Большой Бакланихи 1250 30 1 Тропа, высокотравье
– оз. Поднебесное 1580 330 1 Лес, тропа вдоль ручья
26 – пер. Скалистый (н/к) 1630 50 0,5 Обход озера по камням и снегу, слабая тропа
– оз. Красное, юго–западный берег 1500 –130 8,5 Тропа, высокотравье, лес
Радиально: Танюшкино озеро   +350 / –350 6 Редколесье, подлесок
      -15
27 – Пер. Прапор Юности (1А) 1980 480 2 Курумник, трава, местами слабая тропа
– пер. Медвежий (1А) 1970 –110 / +100 1 Курумник, трава, снег, в верхней части подъёма тропа
– оз. Араданское 1740 –230 1 Тропа
28 Радиально: пер. Осыпной (1А), вершина 2155 м   +400 / –400 3 Курумник
29 – озеро под пер.Снежный 1910 –100 / +270 2 Траверс травянисто–осыпного склона
– пер. Снежный (1А) 1960 50 0,5 Пологие скалы, мох, мелкий кустарник
– правый приток р. Малый Казыр–Суг 1480 –480 2 Труднопроходимый лес
– Озеро в истоке притока 1700 220 1,5 Обход водопадов по правому берегу, есть короткий участок с уклоном 50 градусов, густой подлесок, тропы нет; выше зоны леса слабая звериная тропа в зарослях карликовой берёзы
30 – пер. № 85 (1А ?) 1990 290 1 Камни, трава, снег
– р. Малый Казыр–Суг 1310 –680 1,5 Склон 25–35 градусов, начиная с середины склона труднопроходимый лес
– устье ручья Водопадного 1360 50 2,5 Тропа
1 Радиально: озеро в истоке левого притока под пер. Разлом   +500 / –500 5 Слабая тропа, затем обход водопадов по правому берегу; выше зоны леса мох, камни
2 – оз. Изумрудная Гитара 1690 330 1 Обход водопадов по правому берегу, тропы нет, подлесок, камни
3 – пер. Проходной (1А) 2130 440 1,5 Обход озера с востока, на подъёме курумник, трава, вверху снежник
– верхнее озеро в долине Девяти Озёр 2000 –130 0,5 Скользкая трава, снег
– исток реки из нижнего озера в долине Девяти Озёр 1810 –190 2 Карликовые деревья, мох, камни, местами слабая тропа
4 Радиально: правый борт долины   +200 / –200 1 Камни, трава
5 Радиально: левый борт долины, перевал в долину р. Иосифовки, вершина 2200 м   +250 / –250 2 Камни, трава, на гребне лазание с гимнастической страховкой
6 – устье ручья Ровного 1200 –610 11 Слабая тропа по правому берегу, несколько раз теряли её; затем чёткая тропа с пропилами и метками
– изба 1130 –70 2 Тропа с пропилами и метками, пешеходный мостик через р. Нистафоровку
      -13
7 – устье р. Нистафоровки 730 –400 9 Дорога, 4 раза пересекает реку, на 3–6 км от устья лес только что уничтожен пожаром; завалы

Всего пройдено 73 км, из них радиально 17 км.

Набор высоты 4440 м, из них в радиальных выходах 1700 м.

Ходовых дней 13, из них днёвок с радиальными выходами 4.

Пройдено 7 перевалов 1А (в том числе 1 связка двух перевалов), 1 перевал н/к, из них радиально 2 перевала 1А с одной стороны.

3 каньона ручьёв 1А (?), из них 1 радиально.

В радиальные части маршрута выходили не все участники.

Расчёт категории маршрута

Источник: Методика категорирования пешеходного маршрута "http://hibaratxt.narod.ru/doc/rusturist/index10.html" rel="nofollow"

Согласно методике категорирования маршрутов, пройденному путешествию никакая спортивная категория присвоена быть не может. Для горного 1 к.с. или пешего 2 к.с. слишком мала протяжённость, но слишком велико количество препятствий (перевалы, каньоны). С некоторой натяжкой, в виде исключения, можно считать маршрут примерно соответствующим 1 горной или 2 пешеходной категории сложности.

Погода

Из 13 дней похода первые 8 были ясными. Дожди и грозы наблюдались только ночью. Как правило, утром был туман, который рассеивался к 9-10 часам и открывал ясную или переменно-облачную погоду.

На 9 день похода начались дожди. Они шли кратковременно, с перерывами и, как правило, сопровождались ветром. Один раз ветер при грозе достиг шквальной силы, едва не сорвал тент и палатки с каменных оттяжек.

12 день похода был ясным, а вечером 13 дня спустилась низкая облачность и начался нудный безветренный дождь, под шум которого поход был благополучно завершён.

Все перевалы пройдены в сухую погоду по сухим камням и траве.

Температура под палящим солнцем была изнуряющее высокой. В тени днём было 20-25 градусов. Ночью температура опускалась до 8-13 градусов. Каждое утро выпадала обильная роса. Даже в ясную погоду по утрам были замечены густые хлопья тумана [фото 178], поднимающиеся из речных долин к вершинам.

Ветер обычно днём был слабым, а ночью стихал вовсе. В узких долинах направление ветра вечером сверху вниз, утром снизу вверх. При дожде и особенно грозе ветер усиливался, вплоть до кратковременных шквальных порывов. Как ни странно, на перевалах и вершинах сильных ветров замечено не было. В ясную погоду ночью небо полностью очищалось от облаков, к середине дня появлялись кучевые облака.

В целом, во время нашего похода погода была несколько более благоприятной чем обычно случается в Арадане в конце июня. Мы счастливо избежали затяжных дождей, сильных ветров, неожиданных снегопадов.

Группа использовала обычное снаряжение для пеших походов. Обувь - туристские ботинки. Лёгкие палатки, тент, треккинговые палки или дрын. Если на маршруте нет препятствий сложнее 1А, то специальное снаряжение (каски, верёвки и т.п.) не обязательно. В плохую погоду каски не повредят при прохождении даже простых перевалов, где можно запросто оступиться или схлопотать камушек в лоб. Верёвка также бывает полезной на переправе или при изготовлении носилок, отчего боже упаси. В нашей группе имелись каски, основная верёвка, две верхних обвязки, усы самостраховки и набор карабинов. Всё специальное снаряжение осталось неиспользованным.

Для приготовления пищи в безлесной зоне применялись две бензиновые горелки.

Описание отдельных участков

Все описания даны для лета.

Река Бакланиха

Правый приток р. Буйбы, впадающий в неё около 620 километра шоссе Абакан - Кызыл. Собственно Бакланиха имеет длину 1 км и образована слиянием рек Большой и Малой Бакланихи, берущих начало на северо-восточных таёжных отрогах Араданского хребта. Вдоль правого берега Большой Бакланихи проходит тропа, один из популярных подходов к Араданскому хребту. В низовьях реки (2 км от шоссе) проводились лесозаготовки. В 500 м выше впадения в Буйбу есть мост. Вдоль Большой Бакланихи частично проходит дорога обслуживания ЛЭП. Тропа к оз. Поднебесному [101] идёт вдоль третьего правого притока Большой Бакланихи, причём нижний из трёх притоков на карте [1] не отмечен. Берега реки частично заболочены, подход к воде затруднён буйной растительностью. Тропа идёт по лугам и редколесью [106].

Перевал Скалистый (н/к)

Соединяет оз. Поднебесное [фото 104] (исток правого притока р. Большой Бакланихи) и левый приток Красной речки. Направление с северо-востока на юго-запад. Со стороны Поднебесного озера склон скально-осыпной [110], с участками дёрна и кустарника. Перепад высоты [111] от оз. Поднебесного около 100 м. Подъём по тропе и камням, уклон до 35 градусов, трудности не представляет. На вершине [113] есть деревья, дрова, место для стоянки, но может не быть воды. Со стороны притока р. Красной тропа плавно спускается по лугам [114] к ручью под уклоном не более 10 градусов. Ближайшее место стоянки с северо-восточной стороны - у истока ручья из оз. Поднебесного (есть дрова). С юго-западной стороны пологие места, где можно переночевать, начинаются по правому берегу ручья в 400 м от перевала (есть дрова). Хорошие места для ночлега с дровами возле тропы у границы леса в 2,5 км от перевала.

Тропа [101] к оз. Поднебесному от р. Большой Бакланихи идёт вдоль её третьего (считая от устья) правого притока. От реки до озера 1100 м по горизонтали и 330 по вертикали. Уклон тропы местами до 40 градусов. Наиболее крутой участок внизу. Возле тропы труднопроходимый лес, упавшие деревья, обход многочисленных мелких водопадов [фото 102], болотца.

Озеро Красное

На карте подписаны и другие названия озера [фото 121]: Араданское, Рыбное. Не путать с Араданским озером в истоке р. Правой Араданки. Расположено в истоке Красной Речки в северо-восточной части Араданского хребта. Урез воды 1490 м. Вытянуто с юго-запада на северо-восток более чем на 1 км. Состоит из двух примерно равных по размеру частей, соединённых проливом шириной около 100 м. Берега каменистые, с кедрово-пихтовым редколесьем. Юго-западная оконечность озера в устье ручья заболочена, так же как и пойма возле истока реки Красной. Стоянки есть у истока реки на обоих берегах. В юго-западной части озера стоянки менее удобны, но также возможны. Водится хариус.

Озеро Танюшкино

Небольшое живописное озерко [125] в истоке ручья, впадающего в оз. Красное с юго-запада. Расстояние от оз. Красного 3 км. Хорошая цель для полудневной прогулки от оз. Красного. Тропы нет. Идти вдоль ручья по редколесью, в верхней части пути лес заканчивается. Правый берег ручья более удобен. Танюшкино озеро верхнее и самое крупное среди озёр на ручье. Есть ещё несколько крошечных живописных водоёмов, не отмеченных на картах. В истоке из озера ручей образует водопад [126]. Вид на близлежащие перевалы [131] и Красное озеро [122].

От Танюшкина озера удобно начинать подъём на перевалы Казырсугский-1 (1А) и Казырсугский-2 (1А), ведущие к истокам реки Верхний Малый Казыр-Суг.

Перевал Прапор Юности (1А)

Номер 71 на карте [1]. Соединяет долину оз. Красного и Озёрное плато. Пройден с северо-востока на юго-запад в связке с перевалом Медвежий. Высота 1970 м. Перепад высоты с северо-западной стороны (от оз. Красного) 480 м, с юго-восточной стороны (от верхнего озера Озёрного плато) 150 м. Склоны скально-осыпные с отдельными травянистыми участками. Подъём [130] от оз. Красного по тропе, слабо маркированной турами, на камнях тропа теряется. В верхней части за 300 м по горизонтали до перевала чёткая тропа серпантином поднимается на склон с уклоном до 40 градусов. Со стороны Озёрного плато слабая тропа теряется на камнях. При прохождении связки с перевалом Медвежий целесообразно спуститься до верхнего озера Озёрного плато [144]. Несмотря на потерю высоты, такой способ проще чем утомительный траверс склона.

Ближайшее место стоянки с южной стороны - возле верхнего озера Озёрного плато (нет дров), с северной стороны - на левом берегу ручья, впадающего с юго-запада в оз. Красное, (есть дрова).

Перевал Медвежий (1А)

Номер 76 на карте [1]. Соединяет Озёрное плато и озеро Араданское. Пройден с востока на запад в связке с перевалом Прапор Юности. Высота 1970 м. Перепад высоты с восточной стороны 150 м (от верхнего озера Озёрного плато), с западной стороны 220 м (от оз. Араданского). Уклон до 35 градусов, если подниматься напрямик от озёр. Склоны травянисто-осыпные с выходами скал. С обеих сторон перевала есть тропы.

При прохождении в связке с перевалом Прапор Юности целесообразно не траверсировать склон [140], а спуститься до верхнего озера Озёрного плато [144].

Ближайшее место стоянки с западной стороны - у истока ручья из верхнего оз. Араданского [145] (нет дров), с восточной стороны - возле верхнего озера Озёрного плато (нет дров).

Озеро Араданское

Крупных озёр два, соединённых протокой длиной около 30 м. Брод через протоку трудности не представляет; можно перебраться, не замочив ноги. Верхнее озеро [фото 150] раза в полтора больше нижнего [154]. На карте подпись "Араданское озеро" на верхнем, но в обиходе так называют оба водоёма. Есть ещё маленькое озерко, лежащих ниже. Озёра дают начало левому истоку реки Правой Араданки.

Стоянки есть на правом берегу [153] у истока протоки из верхнего озера, а также у маленького озерка, лежащего ниже, тоже на правом берегу. На верхней стоянке [153] дров нет, на нижней есть, но придётся потрудиться. Удобные подходы к воде [фото 151] и места для отдыха [154] и купания.

От озера начинаются перевалы на запад в долину р. Нижний Малый Казыр-Суг (Осыпной 1А, Митька 1Б), на север в долину оз. Красного (1 Сентября 1Б, Сокол 1Б), на восток к Озёрному плато (Медвежий 1А).

Перевал Осыпной (1А)

Номер 75 на карте [1]. Соединяет оз. Араданское и р. Нижний Малый Казыр-Суг. Направление: восток-запад. Высота 1900 м. Пройден только с восточной стороны радиально. Перепад высоты от оз. Араданского 160 м. С другой стороны технически несложный спуск вдоль ручья, перепад высоты от границы леса 300 м, от р. Малый Казыр-Суг 780 м. Тропы нет. Подъём со стороны оз. Араданского [145] удобно начать слева, по частично задернованному склону, избегая крутых скальных обломков в нижней центральной части перевального взлёта. Среди этих обломков есть пещерка с выходом ручья. В верхней части перевала средний курумник. Уклон до 30 градусов. Ширина седловины 100 м, ширина гребня 5-10 м. Прохождение перевала с западной стороны, судя по визуальному осмотру, также технически несложно. С перевала можно без специального снаряжения совершить восхождение на обзорную точку [158] - вершину 2158 м, лежащую в 1 км к юго-западу. Склон горы осыпной, крутизна до 35 градусов, в верхней части есть участки несложного лазания.

Ближайшее место стоянки с восточной стороны - у истока ручья из верхнего оз. Араданского (нет дров).

Перевал Снежный (1А)

Номер 77 на карте [1]. Соединяет средний исток р. Правой Араданки и правый приток р. Малый Казыр-Суг. Высота 1900 м. Направление - с северо-востока на юго-запад. Перепад высоты от озера в истоке р. Правой Араданки 100 м. Перепад высоты от границы леса на притоке р. Малый Казыр-Суг 200 м, от р. Малый Казыр-Суг 660 м.

С северо-восточной стороны уклон до 20 градусов, подъём [160] возможен напрямик от озера по слабой тропе и пологим скальным выходам.

Седловина широкая, нечётко выраженная. Есть тур. Спуск [164] к притоку р. Малый Казыр-Суг утомителен. Сначала потеря 200 м высоты по траве вдоль ручья [165] (слабая тропа), затем на правом берегу ручья слабая и очень крутая тропа, скользкая трава, упавшие деревья и прочие прелести спуска по горной тайге с уклоном до 40 градусов. Подъём с этой стороны технически несложен, но трудоёмок.

Ближайшее место стоянки с северо-восточной стороны - озеро в истоке Правой Араданки (нет дров, мало места), с юго-западной стороны - травянистая полочка в 150 м ниже перевала на правом берегу ручья (дрова придётся добывать нелёгким трудом, при подъёме воды возможно подтопление). Далее до р. Малый Казыр-Суг удовлетворительных мест для стоянки нет.

Верховья правого притока р. Малый Казыр-Суг

В верховьях притока расположена "висячая долина" [179]. Попасть в неё снизу можно по руслу ручья [фото 173], обойдя каскад водопадов [172]. Ручей густо оброс травой и кустарником, даже место для обеденного привала пришлось оборудовать прямо в русле [фото 171]. Сразу за верхним [фото 174] водопадом долина расширяется, лес резко редеет, выше растут только мелкие кедры и карликово-древесный подлесок. На карте [1] показано три озера, два из которых - в истоках ручьёв, а третье на основном ручье ниже слияния двух истоков. На самом деле рядом с третьим озером есть ещё несколько более мелких, не указанных на карте. Ручей даже в верхней части неожиданно полноводный и на пологих участках не может быть перейдён посуху. Удобное место для стоянки в 100 м выше верхнего лесного водопада (есть дрова), но можно стоять "на дровах" [фото 177] и на 1,5 км дальше вверх, вплоть до места слияния притоков [179]. Долина посещается редко, поэтому тропы только звериные, дрова есть выше зоны леса.

Из висячей долины перевалы № 84 и № 86 ведут к истокам р. Иосифовки, № 83 к истокам Правой Араданки, № 85 на р. Малый Казыр-Суг.

К озёрам под перевалом № 85 прилегают склоны северной экспозиции, очаровывающие суровым горно-тундровым пейзажем и создающий впечатление присутствия саянских горных духов.

Перевал № 85 (1А ?)

Номер 85 на карте [1], категория не указана. По нашей оценке 1А. Высота 1970 м. Соединяет долину р. Малый Казыр-Суг и верховья [189] её правого притока. Направление с востока на запад. Посещается сравнительно редко, так как лежит несколько в стороне от наиболее популярных маршрутов. Перевал интересен возможностью пройти через малопосещаемые верховья правого притока Малого Казыр-Суга, а также роскошным видом [180] на долину Малого Казыр-Суга. Перепад высоты от левого верхнего озера в истоке притока 250 м, от р. Малый Казыр-Суг 700 м.

Ближайшее возможное место стоянки с восточной стороны перевала - на правом берегу истока ручья из левого верхнего озера (тесно, нет дров). Ниже есть удобное место стоянки у слияния истоков ручья на правом берегу (есть дрова). Со стороны р. Малый Казыр-Суг ровных площадок на склоне нет. Ближайшее место - правый берег р. Малый Казыр-Суг. Троп нет.

С восточной стороны перевал хорошо виден как заметное понижение [182] в гребне. Подъём [фото 183] по кратчайшему пути от верхнего озера, склон травянисто-осыпной, в нижней части выходы скал. Возможны снежники. Уклон до 35 градусов. Гребень [фото 185] пологий со слоистыми камнями [187].

При взгляде с запада довольно трудно точно распознать перевальную седловину даже в хорошую погоду. Подъём и спуск с этой стороны утомителен, особенно в нижней лесной зоне. Ровный уклон 30-35 градусов, сброс 700 метров по высоте на 2 км по горизонтали, из них 400 м по высоте в зоне леса наиболее утомительны. Горная тайга без троп. Поваленные деревья, густая трава, подлесок, "живые" камни. Наша группа затратила на спуск до реки 3 часа.

Река Малый Казыр-Суг

Казыр-Суг - правый приток Енисея, впадающий в него в пределах Саяно-Шушенского водохранилища. Малый Казыр-Суг - крупнейший левый приток Казыр-Суга. Начинается возле самых высоких вершин Араданского хребта. По правому берегу реки проходит тропа, используемая для доступа в наиболее привлекательную центральную часть Араданского массива. Берега таёжные, лес труднопроходимый. На всём протяжении река имеет горный характер. Брод в низовьях потребует организации страховки.

Верховья р. Малый Казыр-Суг

Истоки Малого Казыр-Суга [180] расположены в самой интересной центральной части Араданского массива, возле пиков [198] Озёрный и Мартьянова. Здесь сосредоточены наиболее трудные перевалы района сложностью от 1Б до 2Б. Нам посчастливилось оказаться в этом месте в ясный безветренный день и почувствовать на себе не только суровую неприступность горных склонов, но и снисходительную мягкость погоды [фото 196].

Выше устья ручья Водопадного несколько живописных водопадов [фото 192], требующих обхода, предпочтительнее по правому берегу. На левом притоке озеро [фото 194] под перевалом Разлом (2А).

Ручей Водопадный

Правый приток р. Малый Казыр-Суг, вытекающий из оз. Изумрудная Гитара. На 750 метров своей протяжённости ручей [200] имеет падение 330 метров и представляет собой каскад водопадов, который можно подробно рассмотреть снизу. По руслу без специального снаряжения пройти невозможно. Обход водопадов проще всего совершить вдоль правого берега ручья, в средней части подъёма отдалившись от русла на 50-100 метров. Склон в нижней части лесной, травянистый с густым подлеском. По мере подъёма лес редеет, а мощность подлеска не уменьшается. Крутизна до 40 градусов, ямы, скользкая трава, упавшие деревья, в верхней части осыпь, "живые" камни. В истоке ручья из оз. Изумрудная Гитара на левом берегу стоянка [фото 206] (нет дров).

В нижней части ручей выполаживается, дробится на мелкие протоки на открытой площадке, покрытой травой и скорее всего затопляемой в половодье.

В устье ручья на левом берегу единственная удобная стоянка (есть дрова). Ещё одна, менее удобная, стоянка есть на правом берегу Малого Казыр-Суга в 500 м ниже устья ручья.

Озеро Изумрудная Гитара

Расположено в истоке ручья Водопадного. От озера [202] начинается путь на перевалы Прогресс (1А, к истокам р. Иосифовки), Проходной (1А, в долину Девяти Озёр), Поднебесный (2А, к истокам р. Озёрной). Отметка уреза воды в озере [фото 203] 1700 м. Имеет в длину около 500 м. Форма озера, если смотреть со стороны перевала Проходной, действительно очень напоминает гитару [фото 212]. Вода кажется зеленоватой. Берега [фото 203], кроме истока ручья, образованы голыми камнями. У ручья растёт мох, травка, отдельные деревца. Единственное место стоянки [фото 206] расположено у истока ручья на правом берегу. Дрова придётся собирать по веточкам или спускаться за ними вдоль ручья. На левом берегу у истока - возвышенность, с которой можно обозреть всё озеро, часть долины ручья т прилегающие перевалы [210].

Перевал Проходной (1А)

Номер 99 на карте [1]. Соединяет оз. Изумрудная Гитара и долину Девяти Озёр. Расположен в 600 м к северо-востоку от пика Араданского [234ozer] (г. Верхняя Таловка), высшей точки Араданского массива, 2466 м. Направление с севера на юг. Высота перевала 2150 м. Перепад высоты от оз. Изумрудная Гитара 450 м, от верхнего озера в долине Девяти Озёр 140 м. Северный склон [210] скально-осыпной, внизу отдельные участки травы. Южный склон [223] травянистый. Уклон до 35 градусов. Подъём [фото 213] от оз. Изумрудная Гитара нужно начинать в направлении пер. Прогресс, лежащего в 1 км северо-восточнее, обходя слева крутые скальные склоны. Поднявшись выше крутого участка до выполаживания под монолитной скалой, заметной ещё от озера, следует повернуть направо и с набором ещё 100 метров высоты выйти вдоль скалы к пер. Проходной [фото 211].

Со стороны [223] долины Девяти Озёр [220] склон имеет южную экспозицию, характер его совершенно другой, травянистый, с ровным уклоном. При нашем прохождении 1/3 спуска пройдена по снежнику.

Ближайшее место стоянки с северной стороны - у истока ручья из оз. Изумрудная Гитара (дров нет), с южной стороны - исток ручья из верхнего озера [221] долины Девяти Озёр (дров нет). С южной стороны седловина перевала хорошо видна из всей верхней части долины. С севера седловая точка не видна, но основную часть пути подъёма можно просмотреть от стоянки или с возвышенности у истока ручья Водопадного.

Долина Девяти Озёр

Так называют долину [220] и группу озёр протяжённостью 3 км в истоке ручья Ровного к юго-востоку от пика Араданского [234ozer]. Количество озёр выражается двузначным числом, но сравнительно крупных и постоянных действительно девять. В маловодное время некоторые мелкие озёра пересыхают, по их дну можно ходить. Огибать озёра удобнее с орографически правой стороны, кое-где есть слабые тропы. Вблизи ручьёв и озёр заросли кустарника изрядно затрудняют передвижение. Верхушки моренных гряд и сухие участки покрыты моховым ковром. Самое крупное озеро - нижнее [230]. На нём у истока ручья на правом берегу удобное место для стоянки. Дров очень мало. Менее живописные, но более "дровянистые" стоянки есть в 500-800 м по течению ручья.

Ручей Ровный

Крупнейший левый приток р. Нистафоровки. Вытекает из долины Девяти озёр. Протяжённость 10 км (от истока из нижнего из девяти озёр).

В верхней части несколько водопадов, требующих обхода с удалением от ручья. Много мелких деталей рельефа, сухих ручейков, труднопроходимых зарослей карликовой берёзы. По правому берегу идёт тропа, которая на первых 4 км (считая от истока) слабая, часто дробится и теряется, норовит исчезнуть на лужках и болотах. Подход к воде, как правило, заболоченный или густо закустарненный. По мере сгущения тайги и снижения тропа становится чётче; на нижних 6 километрах она имеет пропилы, указатели (косые жерди), несколько удобных стоянок.

Возле устья Ровного тропа по упавшему дереву переходит на правый берег Нистафоровки и продолжается вдоль неё как вверх так и вниз.

Река Нистафоровка

Левый приток реки Ус. Вдоль реки на первых 9 км (считая от устья) идёт дорога, когда-то бывшая доступной для автомобиля повышенной проходимости. Дорога начинается на левом берегу от шоссе в 300 м восточнее моста через Нистафоровку, через 4,5 км переходит на правый берег, моста нет, пешком можно перейти по завалу брёвен. Ещё через километр, чуть выше устья левого притока, дорога возвращается на левый берег по деревянному мосту, который в 2008 году сгорел, но перейти по горелым брёвнам [254] было можно. Далее через 1,5 км, дорога переходит на правый берег (брод, моста нет) и через 1 км опять пересекает реку по сохранившемуся мосту. В 1 км выше моста на старом лесозаготовительном участке находится жилая изба [фото 245]. В отчётах Сергея Шишкина (см. прилагаемый список ссылок) она названа "изба деда Леонида Михайловича". Изба посещается охотниками, о чём извещает находящаяся в ней на видном месте копия документа. Можно переночевать в доме, но летом в палатке лучше. Места для палаток вдоволь. Рядом есть удобный подход к воде, сухостой, заросли смородины.

У избы дорога заканчивается. Выше продолжается тропинка, которая через 150 м по шаткому мостику переходит на правый берег и вдоль него через 2 км выводит к устью ручья Ровного. Здесь есть удобное место для стоянки на правом берегу. Дальше тропа разделяется на две - вдоль Ровного и вдоль Нистафоровки. В 200 м ниже устья Нистафоровки на левом берегу маленькая избушка, заметная с тропы.

В 2008 году в долине Нистафоровки горел лес [фото 250]. С третьего по шестой километр (считая от устья) дорога идёт через сплошную гарь с чёрной пепельной землёй, поваленными стволами и мерзким запахом. Отдельные участки горельника встречаются и выше. Возле "избы деда" выгорел лес на левобережном склоне.

Координаты точек

Где широта долгота Высота
Стоянка на Поднебесном озере 52,72001 93,28615 1540
Место обеда в 2 км ниже оз. Красного 52,69218 93,22866 1400
Стоянка в юго–западной части оз. Красного 52,67618 93,18093 1480
Стоянка возле Араданского озера 52,64963 93,15599 1740
Пер. Осыпной 52,64873 93,14468 1960
Стоянка в верховьях правого притока р. Малый Казыр–Суг (по пути к перевалу № 85) 52,61258 93,14167 1700
Место обеда на ручье после спуска с пер. Снежного, перед началом подъёма к висячей долине перевала № 85 52,62006 93,13459 1480
Перевал № 85 52,60374 93,13068 1990
Место, где мы спустились к р. Малый Казыр–Суг с перевала № 85 52,60053 93,10999 1370
Стоянка в устье ручья Водопадного 52,58205 93,09129 1360
Озеро с восточной стороны перевала Разлом 52,57719 93,06052 1820
Стоянка у истока ручья из оз. Изумрудная Гитара 52,57651 93,09799 1690
Перевал Проходной 52,56561 93,10192 2130
Место обеда у верхнего озера долины Девяти Озёр 52,56330 93,10458 2010
Стоянка у истока ручья из нижнего озера долины Девяти Озёр 52,55107 93,13088 1810
Место обеда на тропе вдоль ручья Ровного 52,50359 93,16922 1450
Брод через Нистафоровку (третий от устья) 52,43081 93,21026 1140
Брод через Нистафоровку (второй от устья, сгоревший мост) 52,42214 93,22421 900
Брод через Нистафоровку (первый от устья) 52,41375 93,22449 860
Место обеда в 2,5 км выше устья Нистафоровки 52,39130 93,23849 860
Место стоянки возле устья Нистафоровки

Выдержки из дневника похода

25 июня, оз. Поднебесное

Катя, Гриша и Полина устали от московской пересадки, перелёта и быстрой смены часовых поясов. Лёша, Лена и Саша выспались в поезде.

Прибыли к устью р. Бакланихи в 13:00. Водитель перевёз нас через брод на реке Буйбе. Разгрузка вещей, сборы. Вышли в 14:15.

На левом берегу Бакланихи жилые домики, дорога обходит их сверху и через 200 м переходит по мосту на правый берег. Дорога доступна автомобилю повышенной проходимости. Возле слияния Большой и Малой Бакланихи дорога разделяется, мы поворачиваем на север вдоль ЛЭП. Ещё через 2 км дорога и ЛЭП делают крутой подъём, а перед этим на запад от дороги уходит тропинка вдоль р. Большой Бакланихи. Путь пролегает по лугам, местами трава достигает метра в высоту, тропа держится в отдалении от реки и к самому берегу не выходит. На противоположном берегу заметили ветхую постройку.

Нам требуется свернуть на юг вдоль одного из притоков, судя по карте - второго. На самом деле этот приток оказался третьим, так как есть ещё один ручей, не отмеченный на карте, возможно, пересыхающий в сухую погоду. Тропа поворачивает вдоль нужного ручья на юг, а продолжение тропы вдоль реки мы не заметили.

Уклон тропы при подъёме к озеру Поднебесному до 35 градусов. Камни, древесные корни, скользкая трава. Особенно труден путь в нижней части, на первых 400 метрах от устья ручья. Затем подъём слегка выполаживается, есть несколько болотин. На карте нарисовано, что тропа переходит на левый берег ручья, на местности мы этого не заметили и шли всё время по правому берегу. Движение без тропы было бы значительно сложнее. Подъём занял 6 переходов. Погода проясняется, открываются виды на Ергаки и долину Бакланихи.

В истоке ручья из озера Поднебесного на правом берегу есть стоянка. Других стоянок вблизи этого озера не заметили. На стоянке следы частого посещения людьми. Дрова хорошие есть в 50 метрах.

Сняв рюкзаки, все кинулись купаться в озере. Вода ледяная. Со стороны перевала в озеро сползает снежник. Погода окончательно прояснилась.

От стоянки можно рассмотреть перевал Скалистый, который мы пройдём завтра утром.

Катя прогулялась на южный берег озера к подножию перевала. Там она отдыхала и общалась с пищухами при помощи свиста. Возле стоянки пробежал бурундук.

Дежурить назначили Лёшу и Лену как наиболее отдохнувших в дороге.

В 22 часа объявили отбой.

26 июня, пер. Скалистый, Красная речка, оз. Красное

Подъём в 7:30, выход в 10:10. Ясно, солнечно, небольшие облачка. Тропа огибает озеро Поднебесное слева и выводит к снежнику у подножия перевала Скалистого. На снежнике слабые следы ботинок. На перевал взошли за одну ходку в 11:30. Склон травянисто-скальный, тропа местами теряется на камнях, есть участки поросшие карликовой берёзой. С вершины перевала на север вид на Поднебесное озеро, нижнюю часть долины р. Бакланихи и вдалеке горный хребет Ергаки. На перевале растут редкие кедры и пихты, есть место для стоянки, но нет воды. Судя по следам, совсем недавно на южном склоне перевала у самого верха растаял снежник.

Удивительно: у карликовых деревьев и кустов на южном склоне ещё не вылупились листья, в то время как повсюду вокруг уже летнее буйство растительности.

Спуск с перевала по пологой тропе среди лугов, через 1 км от перевала тропа приближается к ручью, который вскоре на некоторое время исчезает, уходя в поноры. Место исчезновения ручья можно заметить, оно находится в 10 м слева от тропы в яме - поноре. Есть ещё несколько поноров, также возможно осуществляющих сток воды, но сейчас пересохших. На лугах и впоследствии в лесной зоне тропа слабая, но всюду хорошо заметная, мы ни разу её не потеряли. Тропу, ответвляющуюся согласно карте на северо-запад к истокам р. Верхний Малый Казыр-Суг, не заметили. Высокоствольный лес начинается в 3 км от перевала. Тропа всё время идёт вдоль правого берега левого притока Красной речки, но к воде ни разу не выходит. Ручьи, стекающие со склона долины, соответствуют карте. При пересечении ручьёв тропой есть костровища, возле которых, однако, непросто выбрать место для палатки. Приметная стоянка есть перед спуском тропы к самому нижнему правому притоку притока.

Проходим место впадения притока в р. Красную, тропа продолжается в направлении оз. Красного по левому берегу, нигде не подходя к реке вплотную.

В 13:00-14:40 обеденный привал возле ручейка. Купание в ледяной воде. Очень жарко, на небе редкие облачка. До озера Красного осталось 2,5 км.

За час неспешной ходьбы по тропе достигаем озера. Прогулялись к истоку реки. На правом берегу у истока стоит группа со школьниками из Ермаковского района. Они пришли сюда два дня назад, их следы были видны на тропе. Через день собираются уходить тем же путём. Ловят хариуса. Через реку у истока можно перебраться всухую по брёвнам. Стоянка на правом берегу не единственная. Есть также стоянка в 100 м от правого берега истока на пологом холме перед озером. Есть место для большой группы и, судя по следам, большие группы здесь бывают.

Поговорив с ермаковцами, продолжаем путь по тропе, обходя озеро с севера, чтобы назавтра сократить подход к перевалу. У северо-западного края озера встречаем старое костровище и возле него место для палаток, останавливаемся на ночлег в 17:00.

С 18 до 21 часа Катя, Полина и Саша прогулялись на Танюшкино озеро, лежащее в 2 км от стоянки в истоке ручья, впадающего в оз. Красное.

27 июня, пер. Прапор Юности, пер. Медвежий, оз. Араданское

Подъём в 7:00, выход в 9:30. На небе ни облачка. Ветра нет. Уже в 8 часов было жарко.

По тропе от стоянки до брода через ручей 800 метров. Перейдя на правый берег ручья, мы наконец-то увидели путь подъёма на перевал Прапор Юности. Вчера мы пытались разглядеть путь подъёма издалека под острым углом, и не видели его. Казалось, что простых проходов, ведущих в нужном нам направлении, нет. Сейчас, при близком осмотре, все уверились, что перевал нам вполне по силам. Оглядев склон, примерно наметили удобный путь подъёма, сначала по направлению влево от перевальной седловины, затем сместиться вправо без набора высоты, и заключительный подъём. Так и шли. Местами на каменистых участках попадаются туры, а на траве - слабая тропинка. Последние 400 м до седловины -тропа на скально-травянистом склоне. Последний источник воды был замечен за 700 м до перевала. Наверху воды нет.

Подъём на перевал от ручья совершили за 6 ходок. Наверху отдыхали с 12:30 до 13:10. Погода ясная, жаркая, безветренная. На седловине работает мобильная связь.

Продолжение нашего пути к перевалу Медвежий с вершины Прапоря Юности видно лишь частично. Седловина Медвежьего скрыта гребнем. Спускаемся, стараясь смещаться как можно дальше вправо и не слишком терять высоту.

Предполагаем отобедать на склоне у первой попавшейся воды. Но это оказывается непросто - один за другим попадаются сухие русла ручьёв, воды нет. Идти траверсом по скользкой траве получается медленно. Наконец, Катя находит слабый ручеёк, из которого можно нацедить воды. Решаем обедать прямо возле него на склоне и не готовить горячее, так как и без того очень горячо от солнца и отсутствия надёжной тени. Укрыться от палящих лучей можно лишь скорчившись возле крупного камня. Обед происходил с 14:20 до 15:40. Рядом расположен снежник, возле которого интересно фотографироваться и играть в зимние игры - снеговика и снежки.

Продолжаем путь траверсом склона крутизной до 40 градусов. Местами сыпучий склон сползает под весом человека, налегаем на палки и цепляемся за крупные камни. За 200 метров до перевального седла подрезали тропу, идущую снизу, от озера. По ней быстро, но отнюдь на безмятежно забираемся на седловину. Наверху отдыхаем с 16:20 до 17:00 под палящим солнцем при безветрии, в тени перевального тура.

Спуск до озера Араданского по тропе с одним промежуточным привалом. Тропа выводит к 30-метровой протоке, соединяющей верхнее, более крупное, озеро, с нижним. Брод простой. На правом берегу останавливаемся на стоянку в 18:20. Место удобно во всех отношениях кроме защиты от возможного ветра. Дров почти нет, будем готовить на бензине. Все очень устали и лезут в ледяную воду купаться. Завтра днёвка, отдых.

28 июня, днёвка, оз. Араданское

Подъём в 8:00. Гриша, Полина и Лёша в 10:00 вышли на прогулку на перевал Осыпной, начинающийся прямо возле стоянки и ведущий к реке Нижний Малый Казыр-Суг. Поднялись от лагеря до перевала за три ходки, 50 минут. Склон осыпной, травы в нижней части мало, в верхней части нет вовсе, чистый курумник. Нижняя часть перевала имеет участки крутизной до 40 градусов, которые можно обойти или облезть. В центре перевального склона, примерно на середине подъёма, разрушенные скалы образуют щель с пещеркой, желанной тенью и ручьём. Гриша и Полина отдыхают в этом месте.

Седловина перевала Осыпной в ширину имеет 100 м, гребень шириной 10 м. На перевале есть небольшие кедры, пустившие корни в щелях между камней. Ясно, безветренно. Великолепные виды вдаль на запад и на Араданское озеро.

С седловины Полина и Гриша за 50 минут спустились обратно к лагерю, а Лёша пошёл на вершину 2158 м, прилегающую к перевалу с юго-запада. Массив вершины состоит из двух горок, из которых западная чуть выше, а от седловины удобно подниматься сначала на восточную вершину, прилегающую к Араданскому озеру. В верхней части пути уклон до 40 градусов, несложное лазание, снежники. Подъём от перевала до восточной вершины занял около часа, спуск до озера - 50 минут. При спуске Лёша сдвинул массивный камень и вызвал шумный обвал осыпи, который был слышен в лагере.

Катя, Лена и Саша в это время отдыхали в лагере, купались.

В 16:00 обед. До ужина отдых, чтение, прогулки вдоль озера, купание. Из долины ветер доносит неприятный запах лесного пожара. На востоке дымка, возможно, от горящего леса.

На ужин картофельное пюре. Его так много, что приходится разводить в двух котлах.

Прогулка Кати и Полины вокруг нижнего озера и дальше вниз по ручью до каньона, где поток стиснут каменными стенами и течёт сквозь снежник. Есть водопады, в которых можно весело искупаться.

Лёша нашёл небольшую кучку сухих корней и веток, из неё устроил костёр, и мы сожгли мусор. Отбой в 22:00. Погода никак не желает портиться. Ночью ясно и безветренно.

Девчонки полдня собирали листья пахучего растения под названием "сахан-даля". Здесь есть также растение, похожее на знаменитый золотой корень (родиолу розоваю), однако это не он, а родственный вид очитка, тоже с тонизирующими свойствами, но несравнимо меньшими чем у знаменитого "корня".

29 июня, пер. Снежный, истоки правого притока р. Малый Казыр-Суг

Подъём в 7:30, выход в 9:30. Обходим нижнее озеро по правому берегу, затем возле маленького озерка поднимаемся на отрог правобережного края долины, с которого уже просматривается ручей, текущий от перевала Снежного, и путь к перевалу. Идём траверсом склона, стараясь не терять высоту. Уклон не превышает 30 градусов, много мелких сухих ручьёв, крупных камней и скользкой травы. Поэтому идём медленно, осторожно.

У озера под перевалом делаем короткую остановку для отдыха и купания. От озера до седловины поднялись за 40 минут. Подъём простой, уклон до 20 градусов, слабая тропа, шершавые пологие скалы, мох.

На перевал взошли в 11:30. Седловина перевала травянистая, широкая, седловая точка выражена нечётко. В туре нашли записку группы ЦДЮТ Абакана (руководитель Г. Цодикова) от августа 2007 года.

Отдыхаем наверху с 12:40 до 13:40, затем приступаем к спуску к правому притоку р. Малый Казыр-Суг. По мере снижения мхи сменяются густой травой и карликовыми деревьями. Идём вдоль ручейка, стекающего с перевального склона. Крутизна увеличивается до 35-40 градусов, движение вдоль ручья становится опасным, и мы смещаемся вправо, где натыкаемся на человеческую тропу, ведущую вниз и вправо к р. Малый Казыр-Суг. Спустившись по этой тропе метров на 50 ниже границы леса, сворачиваем с неё влево, вновь пересекаем ручей и подрезаем ещё одну тропу. Следы и запах на ней однозначно указывают, что здесь ходит медведь. Спасибо мишке, продолжаем трудоёмкий спуск. Перелезаем через деревья, соскальзываем по траве, цепляем колючки, осторожно ступаем на мокрые камни в ручейках. Крутизна до 40 градусов, тяжело. Наконец, утомительный спуск завершён, и мы вышли к притоку. Возле него буйная растительность. Негде не то что устроить лагерь, но даже присесть. Устраиваем костёр и обеденный привал прямо в русле ручья, на крохотном островке. Обед с 14:50 до 16:10. При спуске Катя нашла и обобрала несколько кустов ревеня, из которого Полина приготовила чудесный салат. К трапезе добавили черемшу и листья смородины.

Дальнейший путь вверх по ручью. При взгляде туда становится ясно - подъём не будет лёгким. Тропы нет. Видны водопады высотой не менее 4 метров, следующие один за другим. Сначала некоторое время идём по камням в русле, затем отходим от воды и начинаем подниматься по правобережному склону, продираясь сквозь колючки, жёсткую траву и низкорослые пихты. В нескольких местах приходится ползти на коленках и в буквальном смысле карабкаться. Замечаем, что идём по звериной тропе, свежие следы медвежьих лап и оленьих копыт.

Наконец склон выполаживается, лес кончается, и открывается висячая долина с озером. Звериная тропа переходит на левый берег ручья, который здесь течёт сравнительно спокойно. По зарослям карликовой берёзы левым берегом ручья доходим до середины долины, вновь переходим ручей и на правом его берегу у истока из небольшого озера выбираем место стоянки. Все ужасно устали после подъёма и еле волочат ноги. Нужно как можно лучше отдохнуть, чтобы восстановить силы для завтрашнего перевала № 85, описания которого у нас нет. От стоянки перевал не видел. Катя и Полина ходили купаться вверх по ручью, заодно взглянули на перевал и ничего ужасного не увидели.

Солнце село в облака, которые медленно приближаются и предвещают перемену погоды.

30 июня, пер. № 85, р. Малый Казыр-Суг, устье ручья Водопадного

Ночью с 3 до 5 часов над нами прошла гроза, первый дождь во время похода. Было громко, и поэтому плохо спалось. Утром дождя не было, облачность постепенно поднималась. Из долины сочился густой туман, клочки которого долетали до стоянки и исчезали.

Описания перевала № 85 у нас нет. Ориентируемся только по карте и местности. На карте в долине нарисованы три озера: два в начале истоков ручья в верхней части долины и одно на ручье ниже.. Наша стоянка - у слияния левого и правого истоков ручья, здесь тоже образуется озерко, не выражающееся в масштабе карты.

На правое верхнее озеро Катя и Полина вчера ходили купаться и разведали путь до него. Поднявшись немного, не доходя до этого озера пересекаем текущий из него ручей и поднимаемся к левому верхнему озеру, находящемуся выше. Только теперь можно увидеть перевал. Обойдя озеро слева, отдыхаем и совершаем подъём. Взошли наверх за две ходки, были на перевале в 12:40-13:40. Пока поднимались на перевал, погода окончательно разъяснилась, и к 13 часам стало солнечно и жарко. Открылся потрясающий вид на окрестности пика Мартьянова. Только сейчас мы в первый раз за время похода увидели центральную часть Араданского хребта.

На перевале маленький полуразрушенный тур. Записки нет. Катя прогулялась на прилегающую вершину.

При взгляде на западный склон перевала становится ясно, что спуск будет утомительным, и обедать придётся не раньше чем часа через три. До Малого Казыр-Суга нужно под уклоном 30-35 градусов сбросить 700 метров высоты, из них 350 м по лесу. Эти нижние метры наиболее сложны. По лесу двигаемся осторожно, огибая упавшие деревья, часто отдыхая и стараясь не растерять друг друга. Гриша попытался спускаться руслом небольшого ручья, поначалу это показалось легко, но, снизившись, наткнулся на завалы и двухметровые кусты, вынудившие спускаться по сухому кедрачу вдали от ручья.

Вышли к реке в 16:50. Обед до 18:00. Вдоль правого берега реки идёт тропа, и прямо в месте спуска нашлась полянка со старым костровищем и удобным спуском к воде. Обеденное ледяное купание сняло усталость и добавило здоровья.

Согласно GPS, до ручья Водопадного 2,2 км. По тропе прошли это расстояние неспешно за две ходки. Один раз едва не потеряли тропу в болотце. Человеческих следов нет, зато в изобилии есть оленьи. Тропа в основном идёт по траве высотой 1-1,5 м.

Мест для стоянки возле ручья немного. В 500 м ниже ручья Водопадного есть костровище и место для палаток в устье ручейка. Дойдя до ручья Водопадного, оставили вещи на правом берегу и пошли искать стоянку. Координаты стоянки, взятые из отчёта Сергея Шишкина, указывают на 500 м ниже по Малому Казыр-Сугу, нам это не подходит. Перейдя ручей Водопадный, Гриша и Катя нашли стоянку. Она расположена на левом берегу ручья Водопадного, в 70 м от него на краю пойменной каменистой поляны. Есть удобный очаг, брёвна-сиденья, место для палаток. Вид на водопады. Шум. Над стоянкой нависает скала-балкон. Поблизости под камнями живут пищухи. Дрова рядом. До воды 70 метров.

Гриша нашёл на себе впившегося клеща.

Второй день подряд Саша жалуется на боль в ноге. Вчера при подъёме он получил от врача обезболивающую таблетку, сегодня - две таблетки. Решаем завтра оставить уставших Лену и Сашу в лагере, остальным сходить вверх по Малому Казыр-Сугу до истоков левого притока под перевалом Разлом.

На ужин полный котёл картофельного пюре с мясом.

Прекрасная погода.

1 июля, радиальный выход к истокам р. Малый Казыр-Суг

Подъём в 8:00, выход в 10:10. По правому берегу Малого Казыр-Суга идём вверх по слабой тропе, которая частично проходит по сухому руслу, заполняемому лишь в половодье. Вместо движения вдоль реки поднимаемся вверх по склону, чтобы обойти водопады траверсом выше зоны леса. Очень скоро оказывается, что это совсем не так легко как казалось снизу. Склон порос лиственными деревьями, стволы которых торчат вбок в сторону уклона, и их приходится перелезать. Такой вот странный лес иногда перемежается короткими каменистыми осыпями, по которым мы и набираем высоту. Наконец, через час подъёма с несколькими привалами, камней становится больше, деревьев меньше, мы поднимаемся выше уступа водопада и обходим его. Катя и Полина, в отличие от мужчин, шли ниже, и верхнюю треть подъёма проделали вдоль правого рукава реки, что также оказалось технически просто.

По мшистым камням быстро прошли до озера, из которого начинается левый приток р. Малый Казыр-Суг. Озеро лежит под перевалом Разлом. Рядом обширный снежник и несколько мелких озёр, не выражающихся в масштабе карты.

С 13:30 до 16:00 обед, купание, отдых, прогулки возле озера. Забыли в лагере котелок, поэтому воду кипятим в металлической миске Алексея. Тёплая солнечная погода. Гриша прячется в тень и изучает разнообразные яркие цветы. Девчонки купаются. Лёша сходил на прилегающую вершину и сделал оттуда фотографии видов на окрестности пика Мартьянова. Возле озера есть место для стоянки. Дров нет.

Спускаться решили не путём подъёма, а как можно ближе к реке. Так интереснее. До устья притока дошли легко, затем вдоль реки проход возможен не везде, пришлось обходить крутой склон. Спустившись к руслу вновь, сделали привал прямо под водопадом, в его брызгах. Самый крупный водопад находится в 700-750 метрах от устья ручья Водопадного. Далее можно спускаться вдоль ручья, но тропа есть только на последних 300 метрах. В двух местах крутой склон пришлось обходить по камням в русле.

Катя нашла на склоне много ревеня, который обильно дополнил наш вечерний стол. В 18:50 вернулись в лагерь.

Трудность пути "по верху" и "по низу" оказалась примерно одинаковой, но идти вдоль ручья оказалось интереснее.

Забавное развлечение - наблюдение за пищухами. Есть встать возле их норок и замереть, то вскоре зверьки вылезут и начнут заниматься своими мышиными делами, свистеть. Некоторые участники похода утверждают, что пищухи отзываются на свист человека.

2 июля, руч. Водопадный, оз. Изумрудная Гитара

Ночью сильная гроза прошла прямо над нами. Утром переменная облачность, дождя нет, но лес остался мокрым от грозы и росы.

Подъём в 8:00, выход в 11:10. Сегодня полуднёвка, только утренний подъём до озера Изумрудная Гитара. Расстояние до него меньше километра, но переход не будет лёгкой прогулкой. Набор высоты 330 м. Ручей Водопадный пройден вдоль правого берега за 2 часа. Тропы нет. В нижней части склона лес с густым подлеском и травой, по мере подъёма начинают встречаться каменистые осыпи, поросшие кустарником. Камни мокрые. Дождь. Ползём по камням, толкаясь ногами, руками и даже коленками.

В истоке ручья Водопадного на правом берегу стоянка. Дров очень мало, готовим на бензине. На левом берегу ручья приметная возвышенность. Катя и Лёша взобрались на неё и осмотрели озеро. Несколько раз дождь сменяется солнечной погодой, в одну из таких пауз благополучно пообедали. Совсем близко от нас пролетел орёл.

Во второй половине дня отдых, чтение, прогулки вокруг озера. Вечером погода улучшилась, ветер успокоился. Разожгли костёр.

3 июля, пер. Проходной, долина Девяти Озёр

Подъём в 8:30. Ветрено, ясно, холодно. Вышли в 10:50. Обойдя озеро, начали подъём в направлении пер. Прогресс, затем свернули вправо к нашему перевалу Проходной. Лёша в исследовательских целях сбегал на седловину перевала Прогресс. На Проходной можно было подняться и напрямик. Крутые скалы в средней части склона вполне преодолимы несложным лазаньем. На вершине перевала были в 13:20-14:00. Прогулялись по гребню. Наслаждались погодой. Снова тепло, солнечно и нет ветра.

Спуск до верхнего озера занял 40 минут. Склон в основном травяной, скользкий. Несколько раз ноги соскальзывают и приходиться падать на траву, зацепляться. Уклонившись вправо, в нижней трети подъёма выходим на снежник и по нему к озеру. У истока ручья из озера расположена ровная площадка, на которой организуем обед и отдых. Есть прошлогодние следы человека, немного места для палаток, можно было бы втиснуться между камней на мху.

Озеро находится на высоте более 2000 метров. С южной стороны не заслонено горами, поэтому здесь буйство цветов и трав. На меньшей высоте с северной стороны перевала озеро Изумрудная Гитара значительно менее богато цветами, солнце туда заглядывает на более короткий срок.

С 16:00 до 19:00 медленно спускаемся вдоль правого берега по долине Девяти Озёр. Делаем остановки для отдыха и обзора. Сначала удобно идти по правому берегу, затем можно перейти ручей и подняться на морену, замыкающую верхний берег нижнего озера. Оттуда красивый вид, удобное место для отдыха. Спустившись с морены и снова перейдя ручей, обходим нижнее озеро справа и останавливаемся на ночлег у истока ручья из нижнего озера, на правом берегу. Местами есть слабая тропа. Заросли карликовой берёзы и травы. Несколько раз замечаем следы копыт. Лёша в исследовательских целях обошёл озеро не справа, а слева, это заняло больше времени из-за трудного спуска с уступа к северо-западному краю озера.

На стоянке есть костровище. Можно было бы насобирать дров в зарослях карликовых деревьев, рододендронов и кедров-малышей.

4 июля, днёвка, долина Девяти Озёр

Подъём в 8:00. До обеда отдых, купание, стирка. Вверх прошла группа из 3 человек из г. Зеленогорска Красноярского края. Поговорили с ними. Ребята решительные и сильные, хотя обувь у них на наш взгляд несколько странная и знакомство с местной географией поверхностное. Погода за день менялась много раз. Тучи идут со стороны перевала, иногда проливаясь кратким дождём.

Обед в 15:00. После обеда Лёша полез фотографировать на правый борт долины. Поднялся до гребня за 40 минут, спустился за 20 минут. Судя по облакам над пиком Араданским, приближается гроза, но минут пятнадцать до неё ещё есть… Нет! Ветер вдруг рванул так, что на озере поднялись волны с барашками, тент сорвался с креплений и едва не улетел. От силы ветра стало трудно вдохнуть воздух. Гриша своим немалым весом спас тент от улетания. Лёшина палатка установлена на ветреном пригорке, её пришлось срочно укреплять. Большая палатка не улетела только потому что в ней была Лена. Закрепив тент едва подъёмными камнями, Гриша побежал спасать палатку. Навалился на её своим весом, подтащил несколько камней, набросал их попрочнее и побольше. Шквал продолжался около часа, с жёстким холодным дождём и градом. Прибежали Полина и Катя, которые купались на другой стороне озера. Они ожидали увидеть в лагере свою палатку, но застали только её половину, в которой укрывались Лена и Гриша. Вчетвером влезши в пострадавшую, но не сдавшуюся палатку, пережидаем дождь.

Гроза прекратились через час, ветер стих до нормального, засияла радуга, а ещё через полчаса небо очистилось от облаков. Под впечатлением шквала перенесли палатку под скалу. Там же устроили очаг, поскольку ветер не стих окончательно.

Ужин в 20:30. Небо вновь в который уже раз заволокло тучами, закапал дождь.

5 июля, днёвка, долина Девяти Озёр

Ночью иногда слабый дождь.

Подъём в 8:00. Катя, Гриша и Полина после завтрака в 10:30 вышли в небольшую радиалку на левый борт долины.

Перейдя исток ручья Ровного, поднялись на гребень левого борта долины, набрав за 40 минут около 200 м высоты. Вышли на безымянный перевал, ведущий в долину р. Иосифовки. Перевал представляет собой слабо выраженную пологую седловину шириной около километра, поросшую мхом и кое-где мелкой травой.

От перевала пошли по гребню на северо-восток. Гриша поленился лезть далеко и устроился отдыхать под камушком. Катя и Полина полезли дальше. За 1,5 часа они влезли на ближайшую вершину гребня высотой около 2200 м. Затем спустились обратно тем же путём за час. Лазание по гребневым камням вызвало у женщин буйный восторг, который продолжался до вечера. Гриша в это время следил за лезущими с гребня, отдыхал и пил водичку. Собравшись вместе, съели шоколадку и поспешили спуститься, так как увидели быстро приближающуюся грозу. Едва мы сошли с гребня в сторону лагеря, резко похолодало, раздались удары грома и хлынул дождь, временами переходящий в град. Это добавило нам скорости и восторга. Вернулись в лагерь в 15:30.

Переждав грозу, в 17:00 отобедали, затем снова дождь и снова солнце. Каждая тучка, сползающая с перевала, приносит свою погоду.

Прощание с горами. Завтра и послезавтра предстоит спуск по тайге к населённым местам. У Лёши на этой почве испортилось настроение, развилась депрессия, что было отмечено наблюдательной Полиной.

6 июля, р. Нистафоровка, изба

Подъём в 8:00. Собираемся долго и вяло, не хочется покидать горы. Гриша пытается ободрить группу тем, что в оставшиеся два дня похода в тайге у нас тоже будут приключения.

В 11 часов начинаем спуск вдоль правого берега ручья. Сначала идти несложно, растительности мало, и есть слабая тропка. Через 20 минут потеряли её на камнях, вторглись в заросли карликовой берёзы, вышли на непреодолимый крутой сброс, который обошли справа, осторожно слезая по камням крутизной до 50 градусов. Можно было идти и поровнее, если держаться от ручья дальше. На протяжении первых 5 км спуска лес редкий, часто встречаются открытые пространства, поросль карликовой берёзы, курумник. Тропа стала взбираться на склон, предположительно огибая труднопроходимое болото, но вскоре стало ясно, что мы просто сбились и вместо человеческой тропы пошли по звериной, успев набрать по ней 100 метров высоты. Спустились напрямик по крутому залесенному склону к реке и вернулись на человеческую тропу. Несколько раз заметили следы медведя. Через 5 км от истока характер растительности меняется, редколесье сменяется обычной густой тайгой. Обед в 14:00-15:30. Неудобный подход к воде сквозь колючие кусты.

В тайге тропа чёткая, по правому берегу, есть несколько хороших стоянок. Почти на всех деревьях, перегораживающих тропу, сделаны пропилы. Охотничьи капканы на мелких пушных зверей. Лес становится богаче, появляется берёза, ива, ель, сосна. Левый берег долины более крутой, и на нём почти весь лес выгорел.

По толстому бревну перешли Нистафоровку и по хорошей тропе прошли ещё 2 км, затем тропа по бревну с перилами переходит на левый берег Нистафоровки и превращается в заросшую дорогу. Через 150 м находится так называемая "изба деда", упомянутая в отчётах Сергея Шишкина.

На стене местными школьниками вывешена папка с бумагой для записей. Есть несколько образцов юношеского творчества. Дописываем свои впечатления. От избы удобная тропа к воде. Грядки с картошкой, разнообразная утварь. Внутри избы неопрятно, в стенах дырки. Есть баня и две печки: в сенях (для приготовления пищи) и в спальном помещении (для обогрева).

Ужин дополнили компотом, фрукты для которого Полина достала в качестве сюрприза. Взяли в избе немножко сахара, так как наш сахар закончился. Оставили кое-что из снаряжения, что может пригодиться хозяевам избы.

7 июля, устье Нистафоровки

Подъём в 8:00, выход в 11:00. Переменная облачность, тепло.

На дороге след автомобиля УАЗ, оставленный в этом году, хотя не очень понятно как умудрились проехать. Вероятно, машина приезжала ещё до лесного пожара, который обезобразил среднюю часть пути, завалил дорогу и уничтожил один из мостов. Ниже избы дорога пересекает Нистафоровку по мосту, затем вскоре снова переходит на левый берег (моста нет, перейти по воде легко), и сразу же вступает в область лесного пожара, продолжающуюся около 3 километров. Весь лес на обоих берегах долины выгорел. Почва грязно-пепельная, дорога перегорожена упавшими стволами. Большинство сгоревших деревьев остались стоять на корню. В одном месте заметили тлеющий низовой пожар, дожирающий последние крохи растительности.

Чуть выше устья крупного левого притока, в пределах гари, дорога вновь пересекает реку по мосту, который ещё недавно был вполне доступен для проезда автомашины, а сейчас сгорел. Обугленные балки чудом держатся на весу, прогибаются под весом человека. До лесного пожара, судя по следам, сюда приезжали на машине.

Вскоре дорога вновь, в заключительный раз, переходит на другой берег. Моста нет, но пешком можно перебраться, не замочив ног, по затору брёвен. Здесь тоже был пожар, крупные деревья сгорели все, но возле дороги остались редкие участки неповреждённой кустарниковой растительности. Затем гарь заканчивается, и вскоре возле дороги мы замечаем стоянку. Место для обеда. Удобный подход к реке, дрова. Костровище с рогульками прямо на краю дороги.

Купание, отдых, обед. Переменная облачность, часто выглядывает солнце.

За одну ходку дошли от места обеда до шоссе. Дорога ниже гари вполне проезжая даже для неспециального транспорта. Остановившись вблизи моста, прогулялись осмотреть местность в поисках места для стоянки. Дорога примыкает к шоссе в 300 м восточнее моста, но можно срезать и выйти к мосту напрямик по старой заросшей колее. Решили остановиться на левобережном лесном пригорке в 200 м от моста возле лесной дороги.

Очень вовремя устроили тент и палатки. В 17 часов начался нудный дождь без ветра, продолжавшийся с небольшими перерывами до утра следующего дня.

Небритый Саша с ножом и в камуфляжной куртке до полусмерти напугал каких-то невинных людей, приехавших к правому берегу на автомобиле.

8 июля, отъезд

Встреча с водителем у моста назначена на 11 часов. Подъём в 8:00. За завтраком неожиданно увидели какого-то человека в домашних тапочках, который шёл к нам из леса. Оказалось, это наш водитель Сергей Михайлович, приехал пораньше.

Источники информации и ссылки

1. Природный парк "Ергаки". Жемчужина Сибири. Карта. М 1:80000. Ергаки, Арадан. Издание 2006 года Красноярского филиала ФГУП "Природа", www.kcp.ru. В правом нижнем углу карты есть таблица перевалов. В тексте мы используем номера перевалов по этой таблице. В бумажном издании 2006 года есть опечатки, например, в списке перевалов вместо "Перевал 73 Прапор Юности" следует читать "Перевал 71 Прапор Юности" в соответствующей строке таблицы. Исправленный стараниями Сергея Шишкина вариант карты лежит на "http://www.shandl.narod.ru/map.htm" rel="nofollow".
  2. "Генштабовские" топографические карты масштаба 1:100000, листы N-46-28, N-46-34.
  3. Проект Google "Планета Земля", www.earth.google.com.
  4. М. Величко "По Западному Саяну", "http://www.skitalets.ru/books/zap_/geo.htm" rel="nofollow".
  5. Русская Википедия, www.ru.wikipedia.org, статья "Западный Саян".
  6. Селиверстов Ю. Г. Саяны и горы Тувы. "http://www.geogr.msu.ru/avalanche/regions/als/sa.doc/sa.htm" rel="nofollow".
  7. Описания походов на сайте Сергея Шишкина (Красноярский край, пос. Ермаковское) "http://www.shandl.narod.ru/" rel="nofollow"
  8. Отчёты о походах из коллекций www.tourism.ru, www.skitalets.ru (Д. В. Шорников, А. В. Щербина, Ощепков В. Н. и другие).
  9. Западный Саян на сайте www.panasia.ru. "http://www.panasia.ru/main/sajan/4.html" rel="nofollow".

Описание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного СаянаОписание пешего похода по Араданскому хребту Западного Саяна