5 февраля 2020
Тип материала: Описание Регион путешествия: Австрия
Вид туризма: Пешеходный туризм Категория сложности: нет или не указано

Альпы, маршрут Е5.

Маршрут начинается в южной Германии, проходит через Альпы по территории Германии, Австрии, и заканчивается в Италии.

1 Особенности маршрута

«Тропа» исключительного качества. Иногда это действительно тропа, явная и прекрасная набитая (десятками, а то и сотнями тысяч человек), но много участков гравийных дорог, а между деревнями – даже шоссе. На всех перекрёстках есть указатели «Е5» жёлтого цвета. Как правило, они также содержат название ближайшего на тропе города, хижины и т.д., иногда с (разумной) оценкой времени;

Тропа исключительной ухоженности. В зоне леса и в зоне лугов, как правило, с боков тропа ограничена проводом под небольшим напряжением (чтобы нечеловеческая живность не ходила на человеческую тропу). На каменистых участках тропа маркирована и краской, и турами;

Отсутствие естественных препятствий типа «брод», «ледник», «снежник», «сыпуха». Тропа. Только тропа. Но есть немногочисленные исключения;

Там, где идти по тропе становится страшновато (например, каменистая тропа идёт над двухсотметровым обрывом), проложена "феррата", то есть металлическая цепь или трос, хорошо закреплённый на камне. Там, где с камня на камень ноге шагать слишком высоко, в камне может торчать металлическая рифлёная ступенька. Всё для вашего удобства, приходите ещё!

«Читы». Кое-где можно подъехать на автобусе или такси, где-то – подняться на фуникулёре, где-то поднять на фуникулёре рюкзак;

Где ночевать? Подавляющее большинство не несёт с собой палатки. Ночевать принято в горных приютах ("Hütte") Можно назвать их, вспомнив наши карты генштаба, «избами» или «хижинами». Да, «хижина», но в три-четыре этажа, с рестораном, душем, рассчитана каждая на 100-200 человек. Стоимость ночёвки 20-35 евро (в зависимости от хижины и от того, включен ли в стоимость завтрак). Внутри есть спальни разной степени комфортности, матрац, подушка и плед даются бесплатно. Так что с собой достаточно (и обязательно!) иметь «гигиенический спальник» (из х/б он весит около 500г, можно найти из синтетики, ещё легче). На крайний случай можно купить таковой и в хижине, но втридорога (без него спать нельзя!). У нас в магазинах он также может называться "вкладыш к спальнику". Можно взять с собой и честный тёплый спальник, если вы собираетесь прихватить по пути ночёвку под открытым небом. Но это – лишний вес;

Магазинная специфика: практически каждый день начинается с выхода из горного приюта и заканчивается другим приютом. Но днём тропа спускается в долину, где можно купить продукты и даже при желании уехать на общественном транспорте куда угодно;

Палатки на Е5. Ссылку на законы не приведу, но опыт прочих туристов говорит: ставить можно, но осторожно, только на ночь (примерно с 20:00 до 08:00) и выше границы леса. Возможно, придётся доказывать, что поставили палатку, т.к. не было возможности дойти до хижины. Много материала (кстати, и не только по этому вопросу, а по Альпам вообще) приведено здесь;

Нельзя разводить костры;

Газовой горелкой пользоваться можно. На всём протяжении маршрута готовили кофе, в том числе рядом с хижиной. Претензий не было. А горячий чай или кофе посреди дня бесценен;

Главная опасность (лично для меня) – непривычная и неподходящая при такой физической нагрузке еда. С сервисом на Е5 всё в порядке, но, получив в середине дня обед типа «венский шницель», по крайней мере мой организм идти дальше не желает. Жратва не дешёвая (блюдо стоит 12-15 евро), но съесть больше половины блюда мне ни разу не удалось, а идти после такого обильной и тяжёлой еды мне тяжело. С завтраком наоборот. В некоторых хижинах завтрак – это кружка кофе и тост с сыром, у меня после такого завтрака ноги не идут. Но в некоторых хижинах есть шведский стол, и это – то, что надо. Ужин в хижине тоже поражает объёмом. Даже десерты. Классический яблочный штрудель я бы посоветовал брать на троих;

Деньги! Готовьте денежки. 30-40 евро каждый вечер на хижину и еду в ней, сколько-то – на еду в попутных магазинчиках. Только наличка! Исключения есть (супермаркеты), но полагаться на это нельзя. Кроме еды и жилья, вы можете захотеть: горячий душ (2-3 минуты = 2-3 евро), зарядить сотовый (2 евро), сувенирную продукцию (10-20 евро). А вот холодный душ и туалет – бесплатно;

Магазины и прочее: имейте в виду, что местные жители сильно боятся перетрудиться. Найти что-то работающее после 18:00 – сложно. В выходной… помнится, в воскресенье во всей Вене работал только супермаркет у вокзала, и даже сувенирные лавочки работали одна из десяти.

2 Полное описание
2.1 День 1. Мюнхен – Хижина Кемптнер

В 08:00 вышли с квартиры, дошли до вокзала, позавтракали в близлежащей кофейне (булочка + кофе, это вам не Россия, где можно в девять утра без проблем найти овсянку за пол-евро или сырнички со сметаной). Оплата только наличкой (это меня не перестаёт удивлять: что Вена, что Мюнхен, казалось бы. А вот нет, расчёт по карте только в солидных супермаркетах. В магазинчиках поменьше безнал может быть, но – за право им воспользоваться надо доплатить). Личное: поразила девушка, которая потерянным лицом стояла на железнодорожной платформе и читала «Анну Каренину» на русском языке.

Примерно с 09:00 до 12:00 ехали до г. Оберстдорф. Это городок на самом юге Германии, наполненный прогуливающимися благообразными пенсионерами. По мне, он похож на Пятигорск. Не хватает только фонтанчиков с дурно пахнущей минеральной водой. Впрочем, с запахами там и так всё нормально: на всём протяжении Е5, в какой бы город вы не зашли, вас радостно встретит сильный аромат навоза – алчные жители разводят столько рогатых скотов, сколько может прокормить их земля. Так что «альпен голд» это нет, не шоколад. Но непосредственные источники ароматов на дороге не валяются и вообще все очень чистенько.

В городке есть супермаркет, где мы накупили в дорогу хлеба, сыра и прочей снеди. Приятный сюрприз: там принимают карты!

А вот с наличкой у меня был небольшой квест. Будучи предупреждён, что на протяжении Е5 платить удастся только налом, я скупил в близлежащем к моему дому банке всю евровалюту: это была одна купюра на 500 евро. Скоро выяснилось, что эта та самая хрестоматийная неразменная купюра, которую здесь нигде не берут. На главной площади Оберстдорфа (как и любого подобного городка) есть ратуша и банк. Банк даже не один, но немцы любят пожрать с толком и расстановкой: везде обеденный перерыв с 12:30 до 14:30. Ждать был не вариант, но спас меня находившийся чуть подальше «Райффайзенбанк». Австрийцы живут по своему графику, и буквально за 30 секунд моя пятисотка превратилась в десять полтинников.

Итак, в 12:45 вышли из Оберстдорфа. Пройдя несколько сот метров вверх, мы вышли к мосту через р. Треттах. Река стекает с гор, Оберстдорф стоит на ней.

Далее тропа… написал я по привычке. Нет, не тропа. Прогулочная лесопарковая дорога идёт по левому берегу (здесь и далее – орографически) реки, далее по мосту переходит на правый и идёт до хутора Шпильманзау. Пейзаж – альпийские предгорья, зеленые вершины с парапланеристами и зеленые луга с коровами.

Лично я первый час-полтора опасался за своё психическое здоровье по причине того, что все обочины тропы густо усеяны отборными рыжиками, а если их становилось меньше, то только потому, что их место занимали гигантские пни, полностью усеянные опятами. Смотреть на это спокойно было очень нелегко.

Ровно по прибытию в Шпильманзау нас накрыло (первый и последний раз за всю прогулку) хорошим дождём. Так как времени было 15:00, мы потратили полтора часа на обед в стоящем прямо на пути ресторане, а там и дождь кончился. В 16:20 двинулись дальше, сначала по дороге, а потом, наконец, и по широкой тропе. Тропа пересекает ручей Sperrbach, переходит на его левую сторону, набирает высоту, обходя каньон (вполне себе «ущелье Мориарти», впрочем, далеко не единственное на маршруте Е5), в котором течёт этот ручей. Далее спускается обратно к ручью, где на правый берег ведёт солидный деревянный мост. Далее тропа идёт вверх по правому берегу ручья, который течёт далеко внизу. Есть элементы ферраты. В верховьях ручья долина выполаживается, справа на возвышении видна хижина – цель дня. С несколькими остановками на перекус и фотосессию к "Кемптнер Хютте" мы подошли к 19:30.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

Хижина поразила огромным количеством людей, которые, рассевшись в обеденном зале, играли в настольные игры.

Кроме всего прочего, к продаже предлагались футболки «Е5», которую я и прикупил. Опыт показал, что в каждой хижине своя сувенирная продукция, в основном это футболки. Также можно купить гигиенический спальник, трекинговые палки (и это неспроста, т.к. многие идут в первый раз и потому без оных. Осмысление, что они таки нужны, приходит к концу первого дня).

Душ платный, зарядка сотового тоже платная. Халявных розеток нет. Сотовая связь не добивает, вайфая нет :)

2.2 День 2. Хижина Кемптнер – Хижина Меммингер

В разных хижинах подъём в разное время, но в Кемптнер Хютте – в 06:00. Это означает, что в 06:00 в спальных помещениях включается свет, выключившийся в 22:00 накануне, а в 08:00 заканчивается завтрак. Завтрак в этой хижине скудный: за 3-5 евро вы получите кружку кофе и кусок хлеба с сыром. Впрочем, мы ели то, что принесли с собой, и нас никто не попросил покинуть зал. Мы даже воспользовались услугой «литр кипятка за 2 евро», благ заварка у нас тоже была. Такая услуга есть не везде, и не везде она оказывается простым смертным, кое-где – только членам местного турклуба. Кстати, этим членам и скидка за проживание 50%, и кипяток в два раза дешевле.

Вышли мы в 07:40. Хижина стоит на небольшом плато в окружении симпатичных вершин высотой 2400-2500; от нее рукой подать до перевала Mädelejoch, он же – граница с Австрией. Взобрались за 20 минут. На перевале живёт группа строителей. Строят они прямо на границе очередную часовенку (коих по Е5 немало. Да и чем дальше на юг, тем больше крестов: они установлены практически на каждой вершине и вершинке). Пока мы шли, пролетел вертолёт и сбросил строителям то ли тушёнку на завтрак, то ли мешки с цементом.

Троп много, как много и хижин вокруг. Мы держимся указателей «Е5», а также указателей на селение Хольцгау. Спускаемся и на перекрёстке сворачиваем направо. Слева по ходу движения течёт ручей Höbenbach. В одном месте есть выбор (мы спустились к этому месту к 09:00): спускаться по тропе, либо, чуть дольше, по шоссейной дороге. Наконец, тропа спускается в долину. В 09:30 мы подходим к мосту через Хёбенбах, а там есть указатель налево со словом Wasserfall. Сворачиваем влево в небольшой каньончик, и буквально через 30 метров нам открывается прекрасный водопад, а под ним – купальня приемлемого размера. Полтора часа купаемся и пьём кофе (ну то есть купаемся только вдвоем и секунд 15).

В 11:00 выходим и после этого ещё час спускаемся до Хольцгау.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

За этот час видим множество красот. Сначала большой водопад. Превратившийся в речку Хёбенбах добегает до высокой скалы, обтекает её с двух сторон и валится вниз. Тропа к этому времени становится асфальтовой дорогой. Скала по периметру обтянута несколькими ферратами, они располагаются на разной высоте и имеют разную сложность, некоторые из них проходят в том числе и прямо над водопадом. Думаю, на этих маршрутиках можно провести полный интересный день.

Немного пройдя от водопада вниз, можно увидеть грандиозное сооружение – хрустальный мост, висящий на стометровой высоте. Как на него попасть быстро, непонятно (из Хольцгау есть отдельная тропа), люди по нему прохаживаются. Резюме: на спуск от Кемптнер Хютте до Хольцгау можно потратить весь день и не пожалеть о потраченном времени.

В 12:00 мы в Хольцгау. Находим супермаркет и автобусную остановку. Можно сэкономить час времени и доехать до селения Бах, а там пойти направо, в гору к следующей хижине. В 12:20 двое из нас остаются на остановке (до автобуса ещё полчаса), двое идут пешком в Бах. Долина живописна, рекомендуется к пешей прогулке. Ориентироваться можно по названиям остановок. После остановки Stockach кусок шоссе был закрыт на ремонт, транспорт пущен по одной узкой параллельной дороге, пешеходы и велосипедисты – по другой. Дойдя до Баха (13:20), находим на стене одного из зданий подробную карту, откуда понимаем, что идём правильно, и что нам как раз сейчас надо сворачивать направо, не доходя до реки Alperschonbach (извините за мой австрийский). Что мы и делаем, видим вскоре подтверждающие указатели на Madau и Memmingerhütte, а также спины подъехавших на автобусе товарищей, которых в 13:30 уже догоняем.

Далее идём по дорожному серпантину. Впереди высится что-то похожее на Маттерхорн (потом окажется, что нам как раз туда, и называется гора Seekogel). Дорога хорошего качества, однако много крутых поворотов, и когда сзади или спереди слышится звук мотора, становится неуютно: успеют тебя объехать, если что, или нет. Слева по ходу – ущелье, по которому течёт та самая река Alperschonbach.  Справа по ходу движения три раза встречаются глубокие узкие ущелья, по которым текут бурные притоки. Через ущелья – широченные мосты, можно полюбоваться и идти дальше. Третий «приток» настолько велик, что сохраняет за собой название Alperschonbach, а дальше дорога поднимается вдоль ручья Parseierbach. Дорога переходит на правый берег Parseierbach и минует еще пару притоков, после чего наконец окончательно перебирается обратно на левый берег. Сворачивать с дороги некуда, пока не встретится своротка на Madau (сворачивать туда не надо!). Кстати, чит. До Madau от Баха можно доехать на такси. А вот дальше начинается дорога несколько похуже, но дело даже не в её качестве, а в том, что по ней могут ездить только аккредитованные лесники (судя по грозной табличке). Что тоже вариант – одна такая машина курсировала по этой дороге туда и обратно, подвозя ленивых туристов.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

В 16:30 доходим до конца дороги: там фуникулёр, на платформе ждёт вместительный деревянный сундук, набитый вещами. Висит телефонная трубка: можно позвонить, и за 5 евро твой рюкзак доставят к хижине "Меммингер Хютте". Кстати, у хижины есть официальный сайт, где можно в том числе посмотреть время работы и стоимость фуникулёра. Но пока мы готовим обед и подкрепляемся, фуникулёр уезжает (потом мы узнаем, что он официально работает до 16:00).

Дальше тропа переходит по мосту на правый берег и лезет на склон уже упоминавшегося Зеекогеля к Меммингерхютте, расположенной с его обратной стороны.

В 17:30 трогаемся вверх. Набор высоты 800м, но подъём очень простой, тропа прекрасная, местами есть ступеньки. Через час поднимаюсь на плато, речка обрушивается на плато водопадом и пересекает его с востока на запад. Надо пересечь плато и снова подниматься вверх. Четверть часа отнимает фотоохота за горными козлами, их тут есть. Далее опять относительно ровный участок, рядом с тропой – ГЭС (хижина, в отличие от предыдущей, на электрическом самообеспечении, и даже панели на крыше у нее есть). Далее тропа огибает вершину Seekogel (2412м, не путать с другими вершинами с таким названием), которая остается справа, и выходит в цирк, где и стоит хибара Меммингер. Подъём у нас занял от 01:20 до 03:00. Думаю, что среднестатистический человек должен подниматься до хижины за два часа (с рюкзаком). Место очень живописное – с трех сторон горы, а с четвертой – спуск в долину того же ручья Parseierbach, за которой еще один хребет. Рекомендуется не пропустить закат и рассвет, если они будут (нам повезло).

Оффтопик про Seekogel: бытует мнение, что у эскимосов есть множество слов для обозначения снега в разных его проявлениях. Так вот, Kogel – это гора, имеющая форму конуса или пирамиды (мы называли их «ещё один Маттерхорн»). Также бывают Kopf (просто вершина), Spitze (пик, обычно в составе хребта), Horn (в виде рога) и прочие Gipfel и просто Berg. Так что Seekogel – всего лишь «гора у озера».

Совет: можно доходить/доезжать не до Баха, а до расположенной немного раньше на краю долины деревеньки Unterstockach, а от нее уходить в лес дорогой на Madau. Это сэкономит километра полтора, что может быть нелишним, так как переход длинный.

Хижина: в два раза меньше предыдущей, народу тоже вдвое меньше; горячий душ дорог и неудобен; розетки есть, можно бесплатно зарядиться; отбой в 22 и подъём в 6 не сопровождаются световыми спецэффектами: утром начинают давать завтрак, вечером всех выгоняют из столовой и требуют не шуметь; услуга «литр кипятка» есть; сотовой связи и вайфая нет.

2.3 День 3. Хижина Меммингер – Хижина Ши.

Вышли в 08:05. Хижина стоит в перевальном цирке, надо идти в сторону перевала, огибая озеро (оно таки есть) слева по ходу. По мере подъёма справа видно ещё одно озеро, а после набора высоты – ещё одно, третье. Озёра носят незамысловатые названия: Нижнее, Среднее и Верхнее. Кругом козлы (горные), и их намного больше, чем озер. Но перевал, представляющий собой узенькую щель в длинной зубчатой скальной стенке, все-таки называется Озерный (Seecharte). Тропа, как кажется, идёт прямо на каменную стену, щель становится видна только в последний момент.

В 09:13 мы на перевале. Погода солнечная, и виды по обе стороны прекрасны. Далее час спуска по тропе. Всё очень несложно, но крутизна достаточная, чтобы те, у кого могут болеть колени, узнали об этом. Кто-то пытается идти еще более серпантином, чем тропа, один бедолага в ортопедических наколенниках спускается задом наперёд, так для коленок менее травматично.

В 10:30 этот участок преодолён (здесь слева по ходу стекает ручей), далее тропа идёт по долине с едва заметным понижением. Тропа идёт по левому берегу ручья Lötzbach, по пути встречаются домишки. Потом плато начинает понижаться, ручей уходит под камни, а тропа – на правый берег.

На всём протяжении спуска светит яркое солнце (южный склон!), и я чуть было не сгорел, несмотря на то, что уже конец сентября.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

В 11:30 доходим до прекрасного места. Лес, черника, брусника, с правого по ходу склона стекает ручей, есть где и полежать, и приготовить кофе, и постирать носки. Готовим, ждём отстающих: боль в коленках задержала их на полтора часа. Решаем разделиться и встретиться на вершине Krahberg на следующее утро. Далее идём вдвоём.
Выходим в 13:20. Тропа возвращается на левый берег. Очень скоро плато заканчивается и открывается ущелье Мориарти (ещё одно). Глубина у него не менее 200 метров, по дну течёт всё тот же Lötzbach, вобравший в себя уже много притоков и всё более бурный. Фантастически красиво, но местами страшновато. Часто встречаются часовеньки, на ветках развешены цветочные венки, примерно как у нас на обочинах дорог. То ли от набожности, то ли реально тут всё ущелье скелетами усеяно. Каньон продолжается вплоть до выхода в широкую долину реки Инн (та самая, на которой Инсбрук), так что первый вид на нашу промежуточную цель – городок Zams и расположенный выше по течению реки городок Landeck открывается с высоты примерно 350 м. Нужно сказать, что альпийские поселения в Австрии как будто спроектированы именно для того, чтобы смотреть на них с горного склона. Каньон Лётцбаха открывается на юго-восток, а тропа продолжается по склону горы на восток, в конце сбрасывая высоту зигзагами. Спускаемся в долину Инна за два часа.
Спустившись, поворачиваем направо, идём до моста через Инн.
Тут же (15:20) натыкаемся на большой стенд со схемой города и прикидываем, где тут можно перекусить и куда идти дальше. С первым пунктом справляемся: в 15:55 находим кафе, откуда уходим в 17:00, основательно подкрепившись.
А вот куда идти дальше? Большинство Е-пяшников идёт до фуникулёра, который поднимает их на вершину Krahberg, где стоит комплекс: подъёмник, панорамный ресторан и гостиница (тут уже язык не поворачивается назвать это «хижиной») Venet Gipfelhütte.
(Venet, он же Venetberg – горный хребет, а Krahberg – одна из его вершин).
Есть следующий выбор: 1) фуникулёр до хижины «Venet Gipfelhütte», 2) пеший подъём до хижины «Skihütte» (на склоне, не доходя 470 вертикальных метров до вершины Krahberg), 3) пеший подъём до Venet Gipfelhütte, 4) пеший подъём до вершины и спуск до ближайшей хижины где-то на склоне.
Фуникулёром мы не пользуемся, интересно пройти маршрут без необязательных читов. Так что пункт (1) отпадает, пункты (3) и (4) мы не успеваем: конец сентября, и через два часа начёт темнеть.
Итак, Skihütte. Надо набрать километр высоты. Идём до супермаркета (сыр, булки), оттуда  пытаемся найти дорогу до хижины. Это оказывается непросто. Гора покрыта лесом, через который в разные стороны ведут разнообразные дороги, дорожки, тропинки и заборы, намекающие на частную собственность; внутри еще прячется довольно крутое ущелье с ручьем. При этом указатели «Е5» при входе в город пропадают: подразумевается, что нормальные люди используют подъёмник :).
Спрашиваем у встреченных местных жителей, безуспешно. Добавляет непонимания то, что Skihütte внезапно для меня звучит «Шихютте». Наконец добрая женщина машет рукой в сторону перекрёстка (северо-северо-восток), а «потом вверх и направо» (т.е. на юго-юго-запад). Мы идём туда с полчаса, бодро набирая высоту, пока нам не попадается местный житель, поясняющий, что нам ровно в обратную сторону. Потерян почти час и некоторое количество сил.
Идём, пока не встречаем указатель на Skihütte (времени уже 18:20) и сворачиваем вверх, на восток. Далее можно идти по дороге, петляющей размашистым серпантином, а можно по тропам, идущим прямо вверх по склону через лес (для нас это уже не вариант, темнеет стремительно, и в лесу почти ничего не видно). Несколько раз нас обгоняет машина, нам настойчиво предлагают подвезти за бесплатно. Отказываемся. Темень уже полная, вниз открывается прекрасный вид на Zams на фоне заката. Идём по дороге, временами срезая через фуникулёрные просеки, где несколько минут идём буквально через табун белых лошадей. Лошади косятся, от света моего налобного фонарика глаза их мерцают в темноте, совершеннейше ощущаю себя ёжиком в тумане.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

Выходим к хижине в 20:20. Надо отметить, что тропа есть везде, но здесь она непривычно неухоженная и местами ее нужно искать и можно пропустить. Связано это, очевидно, с популярностью подъёмника.

Отличия этой хижины:

- если ты пришел пешком, тебе наливают в подарок рюмку шнапса

- ты оплачиваешь завтрак в любом случае. Но это настоящий шведский стол с чем угодно: от йогурта и фруктов до яичницы и апельсинового сока.

- горячий душ бесплатно, услуга «литр кипятка» отсутствует

- подъём в 07:00, а не в 06:00, как в других хижинах

- туристов очень немного, т.к. подавляющее большинство едет на подъёмнике до Krahberg

- следствие: как нам сказали, от Цамса до хижины нас довезли бы на автомобиле бесплатно.

Советы: самый простой (возможно, не самый короткий) выход из центра Цамса на тропу к Шихютте таков. Там, где главная улица поворачивает на 90 градусов (к юго-западу), надо пойти на восток (Bahnstrasse), когда переулок кончится, свернуть на юго-восток и юг (Bachgasse, переходящая в Oberdorf), упереться в Tramsweg / Zammerbergstrasse и пойти по последней на север (как видно из ее названия, она уже идет по склону горы над городом) до группы домиков; на северном конце этой группы на обочине дороги стоят указатели в лес на тропу (Skihütte, Mittelstation, Krahberg). Этот выход займет около 20 минут. Еще на главной улице около церкви есть туристический информационный центр. Там могут быть, например, карты.

2.4 День 4. Хижина Ши – Веннс.

Выходим в 08:20. Указателей наверх нет, но путь соответствует объяснению ребят, работающих в хижине. Впрочем, когда малозаметная тропа подсекла дорогу, идущую по склону вверх (на юго-запад), мы купились и потопали по ней, а метров через 600 она эпично закончилась большой поленницей на краю обрыва. Пришлось возвращаться, перелезать заборчик пастбища и продолжать лезть вверх по малозаметной тропе на крутой поляне. Наконец подсекли основную тропу, идущую на вершину из Цамса, а там уже и стал виден комплекс Venet Gipfelhütte. Подъём, включая блуждания, занял 01:30.

У подъёмника встретились с товарищами (они переночевали в гостинице Цамса, а поутру купили наколенники и подъехали на фуникулёре).

Далее пошли по тропе, которая идёт вдоль хребта от одной вершины к другой вершине и так далее. На каждой вершине стоит основательный крест, народу шляется много: это одно из местных развлечений, подняться на фуникулёре и пройтись по всем вершинам хребта (Glanderspitze, Piller, Wannejochl, Kreuzjoch), опционально попивая пиво и регистрируясь в «книгах посещений», лежащих в водонепроницаемых ящичках, притороченных к крестам.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

(красный пунктир - наш путь вдоль хребта)

Далее начинаем спускаться по тропе в сторону города Wenns. Спускаемся на дорогу чуть восточнее (и ниже) хутора Galflunalm. Далее идём по дороге мимо приюта Larcheralm, иногда срезая по тропам через лиственничный лес (обратите внимание на корень larch в названии хутора) изгибы дороги, общее направление – северо-восток. По пути делаем часовой привал на горячий чай. В 17:30 мы в Веннсе.

Веннс стоит на реке Pitze, река течёт на север, где и впадает в ту самую Инн. Течёт она, стало быть, с юга, и вот по долине этой реки надо преодолеть 30 километров на юг, до деревни Mittelberg. Идти их пешком бессмысленно и небезопасно: дорога местами узкая, повороты крутые, и автобусы входят в эти повороты на дикой скорости (так кажется, по крайней мере).

Итак, следовало бы сесть на автобус и подъехать 30 километров до Миттельберга, но мы остановились в Веннсе.

Автобус ходит далеко не каждый час, причём день на день не приходится: есть выходные, субботы, рабочие субботы Тироля… так что лучше уехать оттуда сразу, как только спустились в Веннс. В месте спуска в Веннс есть кулинария, супермаркет (работающий до 18:00) и достаточное количество гостиниц.

В гостинице, которой мы остановились, можно было взять комплексный ужин. Меню как таковое – отсутствует.

Советы: путь наверх из Шихютте: подняться до хутора Заммеральм в 200 метрах от хютте; оттуда тропка наверх, она одна, и надо следовать ей, даже когда она пересекает дорогу и уходит за изгородь! Дальше появятся указатели и станет видна верхняя станция подъёмника.

2.5 День 5. Веннс – Хижина Брауншвейг / Фент.
2.5.1 Веннс – Хижина Брауншвейг

В гостинице, которой мы остановились, завтрак в 08:00, что очень неудобно: первый автобус идёт около в 07:00, второй только в 09:00, далее 11:00 и 13:00.

Было понятно, что, если выйти в 09:00, до следующего пункта – городка Фент – засветло не добраться. К этому времени один из нас маялся коленями, другой – животом, я подхватил в Цамсе кратковременный, но бурный ротавирус (по прошествии времени эта версия кажется мне верной), и потому наш оставшийся Д'Артаньян стартовал за подвесками на автобусе в 07:00 (утренний чай изготовлен на газовой горелке на балконе номера четырёхзвёздочного отеля. Ни чайника, ни бойлера в отеле нет). На 09:00 мы втроём не поехали из-за желудочно-кишечных проблем Портоса, на 11:00 не уехали из-за путаницы в расписании (это таки оказалась нерабочая в Тироле суббота, в которую автобус идёт на 10 минут раньше). От нечего делать за полтора часа прошли пару автобусных остановок в сторону Миттельберга, где уже решили не рисковать и ждать автобуса.

В 13:00 сели в автобус. Около часа ехали по живописным местам, на полпути около 10 минут стояли, пропуская красочную процессию овец, баранов, козлов и тирольских пастухов в тирольских одеждах, с большими тирольскими дрынами и прочими причиндалами.

Выгрузились в Миттельберге. Дорога к хижине Braunschweigerhütte идёт на юго-запад вдоль правого берега Pitze. Через некоторое время доходим до развилки с указателями, из которого я понял, что в хижину – налево, и бодро потопал туда, не слыша криков приотставших товарищей, знающих немецкий язык. А написано там было что-то вроде «налево пойдёшь – голову потеряешь». Впоследствии выяснилось, что обе тропы идут к хижине. Та, по которой мы пошли, используется реже по двум причинам:

1) грозная табличка

2) правая тропа идёт вдоль живописного водопада

Но добавлю от себя: т.к. левая тропа используется реже и идёт по южному склону, брусники там просто немерено.

Никакой особой опасности в левой тропе нет. В конце тропы есть небольшой участок ферраты, где по-прежнему идёшь (не карабкаешься), но можно держаться за железную цепь. После этого участка тропы соединяются.

Подъём от автобусной остановки занимает 2-3 часа.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

(красный пунктир - "опасная тропа")

Итого, в 17:00 мы были в хижине. Подъём дался легко, и пришлось сдерживать энтузиазм товарищей, рвавшихся идти дальше. А дальше идти было некуда: до ближайшего спального места весьма далеко. Поэтому заночевали здесь.

2.5.2 Веннс – Хижина Брауншвейг – Фент

…Тем временем Д’Артаньян выгрузился в 8:10 утра из автобуса у Миттельбергского подъёмника в туман и дождь. Надо отметить, что разные автобусы ходят до разных остановок в Миттельберге; в любом случае, надо перейти по какому-нибудь мосту на правый берег Питце и пойти вверх по гравийной дороге. Через 20 минут встретилось какое-то здание и станция рюкзачного лифта; здесь же ответвляется верхняя тропа, по которой позже Арамис увлечет за собой двух оставшихся товарищей. Нижняя тропа красива и в нижней части очень камениста, поскольку лезет на стенку каскада водопадов, а потом и на искусственную стенку-мост через ущелье (Питце бушует через дыру в стене, поверху идет дорога из Миттельберга в сторону верхней станции подъёмника). Далее минут 20 путь идет по дороге, потом ответвляется влево, вверх по склону, на высоте 2350 соединяется с верхней тропой и умеренно круто лезет до цирка с хижиной. На высоте примерно 2500 Д’Артаньян вылез из облаков и обнаружил, что кругом ледники и довольно неприветливые вершины, несмотря на солнце. Последующий анализ фотографий показал, что на юге была хорошо видна самая высокая вершина этого района – Wildspitze.

В 10:15 случился привал на попить чаю в Брауншвайгерхютте, после чего был сделан следующий очевидный шаг – 45-минутный подъем на перевал Rettenbachjoch, и наступило время принятия решений. Нагугленные с вечера в Веннсе варианты выглядели так…
1. Честный Е-пяшник. Обогнуть торчащий перед носом на юге и востоке хребет Шварце Шнайде, спустившись на восток-северо-восток вдоль ручья Реттенбах до высоты примерно 2100, затем повернуть на 90 градусов вправо, обходя «торец» хребта, и еще на 90 градусов вправо, завершая обход подъёмом обратно до высоты 2800 уже вдоль речки Venter Ache. Эта петля имеет около 16 км в длину. Дальше собственно тропа к Фенту, желаемому месту ночевки, состоит из длинных почти горизонтальных  кусков траверса вдоль обрыва над Фентером (сначала на высоте 2800, потом 2650-2700, потом 2500 с постепенным понижением) и спусков между ними; весь участок до Фента составляет еще 10 км. Этот марафонский маршрут можно пройти, при хорошей кондиции и нормальной погоде, часов за 9-10, то есть в это время года стартовать с перевала нужно не позже 9 утра. Так что уже не вариант, с учетом того, что последние 15 км до Фента на этом маршруте нет ни одной альтернативной ночевки.

2. Большой зелёный камнеед: спустившись на первые 300 вертикальных метров от перевала, сесть на автобус, который ходит сквозь тоннель, прогрызенный в Шварце Шнайде. Назначение тоннеля – доставлять горнолыжников на склоны/подъёмники с обратной стороны Шварце Шнайде; далее там никуда проехать нельзя, так что автобус ходит туда-обратно. Автостоянка рядом с дальним (южным) выходом из тоннеля находится почти на тропе на Фент, так что использование чита «срезает» описанную выше 16-километровую петлю, за исключением пары километров в начале.

3. Маленький зеленый камнеед: пройти по тоннелю пешком; с учетом длины тоннеля и подходов к нему, это все равно дает выигрыш по сравнению с честным Е-пяшником примерно в 11 км пути, плюс 500 м сброса и набора высоты. Немецкая википедия явно отмечает, что использование тоннеля пешеходами не запрещено, но там нет пешеходной дорожки или обочины, машины/автобусы ездят на большой скорости.

4. Ледоход: перелезть хребет, поднявшись по леднику Rettenbachferner на перевал (3050 м) между вершинами Innere Schwarze Shneide и Äussere Schwarze Shneide и спуститься с обратной стороны к южному выходу из тоннеля. Плюсы очевидны (петля в 16 км срезается полностью), минусы тоже (может быть технически сложно и/или опасно).

(1) – бирюзовый трек, (2), (3) – голубой трек, (4) – красный трек

После 40-минутной разведки (с подъёмом на точку метров на 40 выше перевала для лучшего обзора) Д’Артаньян решился на вариант 4. Решающим аргументом «за» была дорога по леднику, наезженная ратраком.

…От станции подъёмника на перевале дорога по леднику плавно идет вниз, сбрасывая метров 100 за 20 минут пути, доходит до скального угла и внезапно обрывается (Д’Артаньян непроизвольно поискал глазами поленницу). Теперь был виден перевал: от него до озера внизу идет скат ледника (уклон порядка 15 градусов, ширина около 150 м), за ним крупный курум – камни, упавшие со склона Äussere Schwarze Shneide, – а дальше сам склон. Ровно по оси горнолыжного счастья идет канатка, и ратрак вдоль нее тоже ходил, но глубокой колеи не протоптал. За полчаса Д’Артаньяну удалось траверсовать этот скат, вырубая палками и каблуками в слегка подтаявшем льду ступеньки для ног и перешагивая бодро журчащие ручейки; обошлось без приключений. Еще полчаса ушло на подъём вдоль края ледника (местами по куруму, местами по покрытому пылью/грязью и отходами горнолыжного сезона льду) к перевалу. На перевале выяснилось, что интернет не врет и с обратной стороны ледник растаял (осталась только его часть под самой вершиной Innere Schwarze Shneide). В то время как наш герой радовался сему факту и доедал кусок купленного еще в Цамсе сыра, пока этот Грюйер не возомнил себя Рошфором Рокфором, на перевал заехал ратрак. Из него вышли два мужика, зашли в станцию подъёмника, что-то взяли, вышли и уехали обратно на ледник, пробормотав по пути нечто среднее между приветствием и ругательством.

Спуск по утрамбованной ледником сыпухе прост и занял 20 минут до выхода из тоннеля, плюс еще 15 минут потребовалось, чтобы дойти по асфальту и гравию до тропы на Фент. С учетом отдыха на перевале и остановок на раздумья и фотографии, на творческую часть маршрута ушло 2.5 часа.

Тропа на Фент – пожалуй, самый красивый участок всей E5, если, конечно, наличествует видимость. Д’Артаньяну повезло: в долине Фентера облаков было меньше, и располагались они в основном ниже тропы. С некоторых точек есть примерно 270-градусный обзор, и горы со всех сторон разные. На юге хорошо виден пик Similaun (3606 м) на итальянской границе, возле которого идет тропа на следующий день. 10 километров проходятся за 3-4 часа – рельеф не способствует большей скорости.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

Фент – маленькая деревня, но гостиницы там в ассортименте. Поскольку наш герой ничего не бронировал, он пошел в хостел Gasthaus Obervent, который отмечен на всех картах; гостей там было очень мало, а из Е-пяшников – только двое молодых немцев.

Советы: если вы не тащите с собой кошки или ледоруб, а условия на леднике хуже описанных (нормальная погода, дорога, подтаявший лед), лучше идите путем камнееда…

Хижина: душ платный, на завтрак шведский стол. Не такой царский, как в Ши-хютэ, но обожраться при желании можно. Сотовая связь условно есть (смс доходят, интернет в некоторых уголках у окна, говорят, можно поймать).

Гестхаус: нормальная общага, чистая, цена как у хижин, завтрак (шведский стол) включен, вайфай есть, но не тестирован.

2.6 День 6. Хижина Брауншвейг – Зольден / Фент – Мерано
2.6.1 День 6. Хижина Брауншвейг – Зольден

Braunschweigerhütte находится в перевальном цирке: на западе – вид в долину р. Питце, на востоке – горная цепь, вершины, ледники.

Подъём на перевал занял менее часа. С учетом отставания от Д’Артаньяна, ни один из упомянутых им вариантов нам не подходил, поэтому пришлось принять вариант 5: спуститься в долину реки Rettenbach, по долине спуститься до городка Sölden и вернуться в Мюнхен.

Спуститься с перевала можно на фуникулёре либо по тропе. Мы спускались по тропе, которая где-то на середине пути прервалась: не так давно здесь прошёл оползень, и уютная E5 с ферратой, красно-белыми указателями и прочими удобствами представляла собой скальные сбросы, приправленные месивом грязи и больших булыжников. Спуститься по такой «тропе» было нереально.

Тогда мы спустились с тропы на снежник (справа по ходу) и аккуратно спустились по нему: сначала взяли немного вверх, обойдя участок ледника, далее спускались вдоль камней. При спуске по снежнику надо быть аккуратным: кое-где снежник переходит в ледник, покрытый снежком, есть участки рыхлого снега, а есть и фирн. Люди, шедшие за нами, решили, что такого приключения им не надо, поднялись обратно и спустились уже в кабинке. Мы, однако, спустились без приключений. Опять же, повезло с погодой: снег и лёд были подтаявшими, и ступеньки в них вытаптывались без особого труда.

Дальнейший спуск никаких сюрпризов не таит. Хотя пришлось долго искать нормальный (не по асфальту) путь, отмахиваться от водителей автобусов, хотевших нас подвести, и сдерживать энтузиазм товарищей, по привычке рвавшихся в Фент.

Приемлемую тропу нашли (от горнолыжного комплекса сваливаем чуть вправо по ходу, по левой стороне ущелья (по ущелью течёт речка). Далее тропами спускаемся по склону к мосту через речку. Здесь она достаточно бурная (вброд уже не перейти). Там привал, кофе, купание. Вышли дальше в 13:19.

Далее идём вниз по грунтовой дороге. В 14:24 доходим до развилки: направо, сразу же набирая высоту, идёт траверсная тропа на Фент (та самая петля, огибающая хребет, -910м от верхней станции фуникулёра на перевале).

Мы же продолжили спуск, в 15:30 выйдя на асфальтовую дорогу, и пошли по ней сначала влево, а далее вправо и вниз.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

(красный пунктир - мы позорно сваливаем в Зольден)

Заслуживает упоминания обширный участок склона, называемый «Республика велосипедистов», на котором проложены длинные трассы для скоростного спуска. Здесь нужно следить за перекрёстками, чтобы не принять на себя удар одного из этих камикадзе.

Зольден – типичный горнолыжный городок. Церковь, школа, ГЭС, магазин, пивнушка. Во многих домах сдаются номера. Но не все из них функционируют летом, т.к. обслуживают в основном лыжников.

Лишь только мы спустились в Зольден, начал накрапывать дождик, который всё усиливался и усиливался, к вечеру перейдя в холодный ливень.

Под утро окружающие хребты были завалены снегом, на всякий случай напоминая нам, что наше путешествие могло пойти совершенно по-другому, высота – это высота, а горы – это не всегда курорт.

2.6.2 День 6. Фент – Мерано

…Отметив вчерашний успех скромным ужином и пивом в одном из кафе Фента, хмурым утром Д’Артаньян вышел на последний этап. Немного выше гестхауса сливаются ручьи Рофен и Нидербах (орографически правый). У слияния нужно перейти Нидербах по мосту и пойти вверх по его долине на юг по указателям на Мартинбушхютте. Наверх идет узкая гравийная дорога, в начале петлю дороги удобно срезать по тропе. Минут через 35 после моста в Нидербах впадает большой ручей справа, потом на дороге стоит хутор, а после хутора кусок дороги длиной в километр закрыт ввиду опасности падения камней, тропа пущена в обход – здесь надо спуститься к ручью и перейти его по мосту (указатель есть). После обратного перехода через мост и подъема зигзагом до дороги, этой же дорогой идти минут 40 до Мартинбушхютте, которая расположена над местом слияния нескольких ручьев. Большинство Е-пяшников ночуют в ней. Незадолго до приюта, если повезет, впереди опять видна гора Зимилаун с ледником под ней. Всего этап до Мартинбушхютте занимает около двух часов. Здесь можно немного передохнуть, а более длинный перерыв сделать на перевале, до которого еще часа полтора. Подъём не крутой, обрывов нет, но на такой высоте подниматься ощутимо труднее, чем внизу. Окружающие пейзажи с облаками и ледниками очень напоминают вчерашние при подъёме к и спуске от Брауншвайгерхютте.

Путь Д’Артаньяна оживила сценка, которую нэвозможно описать бэз акцэнта. Четырэ пастух бэз сабака гонял адын бэглый авэц па обоий склон ущэлий. Авэц па ущэлий ввэрх-вниз, влэво-вправо. Пастух в рацыя «цурюк! хальт! хэндэ хох!», а авэц прыг – и ужэ на другой склон стоит. Так и нэ догнал…

На перевале находится итальянская граница, никаких символизирующих этот факт столбов нет. Еще на нем находится приют Зимилаун (уже в Италии), где можно выпить и/или съесть что-нибудь горячее. Например, венский штрудель.

С перевала уже видно озеро Вернаго – конечный пункт маршрута (деревня стоит на его ближнем берегу). Еще – Д’Артаньяну повезло, и в Италии в этот день светило солнце – с перевала на горизонте виден хребет Ortler с одноименной главной горой (3905 м) – высшей точкой австрийской империи.

Спуск довольно крут, особенно перевальный взлет (колени!), оценка «Vernago 2 h» на указателе наверху оптимистична. Д’Артаньян нашел себе в попутчики Иоганнеса – молодого немца с, по-видимому, титановыми коленями, прошедшего всю Е5 без палок, и за светской беседой на бегу спуск более чем на километр был преодолен всего за полтора часа. Нижнюю часть спуска занимают пастбища с коровами разной степени любопытности и дружелюбности. На высоте 1800 тропа фактически заканчивается, вполне логично упираясь в бар Tisenhof. От него 15 минут по дороге до автобусной остановки, расположенной рядом с церковью. Автобусы в будни ходят раз в час, в выходные – раз в два часа. Ближайший автобус был буквально через 15 минут, так что Д’Артаньяну пришлось пожертвовать купанием в манящем озере Вернаго ради быстрого и эффективного достижения цели. Час езды до вокзала в деревне Натурно, оттуда еще полчаса электричкой до Мерано. Поздравляем, вы прибыли в пункт назначения.

Опыт евротуризма, или Едва пройдя Е5

Советы: Мерано – популярное курортное место, жилье там нужно бронировать, можно накануне из Фента. Можно переночевать в Натурно ради экономии, но экономия небольшая, а выбираться на следующий день дольше.

2.7 День 7. Зольден / Мерано – Мюнхен
2.7.1 День 7. Зольден – Мюнхен

Золден стоит в долине реки O:tztaler_Ache (в которую впадает упомянутая выше Venter Ache) и впадает опять-таки в Инн.

Утром мы уехали на автобусе, дорога спускается по долине реки O:tztaler_Ache.

На месте слияния с Инн стоит ПГТ с незамысловатым названием O:tztal-Bahnhof (то бишь Вокзал-На-Оцтале, ну или Оцтал-пассажирский). Там есть, собственно, вокзал и приличных размеров супермаркет. Отсюда можно доехать до Мюнхена, хотя и с пересадкой.

Там мы пересели на поезд, на чём наше познавательное путешествие было закончено.

2.7.2 День 7. Мерано – Мюнхен

… Мерано довольно красив и вполне заслуживает обстоятельной прогулки, которая и была предпринята перед погрузкой Д’Артаньяна (вместе с еще несколькими Е-пяшниками) в прямой автобус Flixbus до Мюнхена. Сама поездка на автобусе тоже весьма приятна для глаза – горы, стоящие в них замки, соборы Инсбрука… Правда, на австрийской и немецкой границах приходят вежливые люди проверять паспорт, так что его надо иметь, и визу тоже.

Прочие полезные ссылки

Oberstdorf

Europäischer Fernwanderweg E5

Справочник альпийского походника

Карта Тироля

И особенно отмечу за отличные подробные карты

Alpine crossing on E5 - From Oberstdorf to Meran

Но предостерегу от прохождения этого маршрута один в один, т.к. в этом описании есть этап Memmingerhütte - Larcheralm, воистину бессмысленный и беспощадный.

= = =

3 Краткое описание
3.1 День 1. Мюнхен – Хижина Кемптнер

Время (мин)
Магазин Лидл (47.41248, 10.27851, 811.01)

Мост (47.40355, 10.28641, 833.45)
Мост на другой берег (47.39215, 10.29387, 854.35)
Шпилманзау (47.34737, 10.30509, 983.64)
Мостик (47.32187, 10.31294, 1355.07)
Видно Хижину (47.3149, 10.33122, 1741.58)
Хижина Кемптнер (47.31285, 10.32779, 1845.93)

до 15:00 ясно. 15:00-16:20 сильный дождь. 16:20-… ясно

Прохождение

В 08:00 вышли с мюнхенской квартиры, дошли до вокзала, позавтракали в близлежащей кофейне. Оплата только наличкой.

Примерно с 09:00 до 12:00 ехали до г. Оберстдорф.

Вышли из города в 13:45, по главной улице вышли к мосту через речку. Пошли по лесопарковой дороге по левому берегу, через полчаса по мосту перешли на правый берег.

Дошли до Шпильманзау к 15:00, где пообедали и переждали сильный дождь, который шёл 90 минут.

В 16:20 вышли. Шли сначала по асфальтовой дороге, потом по тропе, которая перебирается на левый берег речки Sperrbach, обходит крутой каньон, потом немного спускается к мосту через Sperrbach. До этого моста дошли в 17:40.

Далее тропа идёт по правому берегу Sperrbach, который течёт глубоко в каньоне. Есть элементы ферраты.

В 19:00 справа высоко на склоне показалась хижина, до которой дошли к 19:30.

Советы

В городе есть супермаркет Лидл, где мы закупились продуктами

В городе несколько банков. У немецких перерыв с 12:30 до 14:30, в австрийском банке Райффайзен в 13:00 перерыва нет. Можно снять деньги с карты или поменять крупные купюры.

В хижине есть сувенирка по приемлемым ценам.

Читы

До Шпильманзау можно доехать на автобусе

В километре с небольшим от Шпильманзау (в теории) работает подъёмник, на котором поднимут ваш рюкзак до хижины Кемптнер.

Засады

В хижине халявных розеток нет. Зарядка сотового платная.

3.2 День 2. Хижина Кемптнер – Хижина Мемминген

Время (мин)
Хижина Кемптнер (47.31285, 10.32779, 1845.93)

Перевал, граница Германии и Австрии (47.30736, 10.3332, 1980.15)
Граница леса (47.30326, 10.33722, 1797.18)
-83
Обзорная площадка (47.29111, 10.33612, 1472.78)
-325
Хольцгау (47.25547, 10.34951, 1100.00)
-372
Бах (47.26814, 10.40456, 1058.41)
-42
Полдник (47.25344, 10.40949, 1211.4)
Шлюз (47.22933, 10.45542, 1293.76)
Подъемник (47.21026, 10.46413, 1442.95)
Плато (47.20975, 10.47517, 1827.59)
Речка (47.20956, 10.47776, 1880.92)
Хижина Мемминген (47.20048, 10.47859, 2234.51)
+135
-822
+1176

Ясно.

Прохождение

В 07:40 вышли из Хижина Кемптнер. По тропе к 08:00 поднялись на перевал. В 09:30 дошли до водопада (тропа, потом дорога). В 11:00 продолжаем спуск (дорога), в 12:00 дошли до Хольцгау. Далее к 13:20 дошли до Баха (шоссе), где свернули направо и начали подъём (шоссе, дорога). В 16:30 дошли до подножия Зеекогеля. В 17:30 начали подъём на Зеекогель (тропа), и к 19:30 поднялись к Меммингерхютте.

Советы

В Хольцгау есть супермаркет.

Читы

Идти/ехать не до Баха, а до Unterstockach, а от нее уходить в лес дорогой на Madau.

Такси до подножия Зеекокеля. Рюкзачный лифт к Меммингерхютте (не опоздайте!).

Засады

В хижине сотовой связи и вайфая нет.

3.3 День 3. Хижина Мемминген – Хижина Ши

Время (мин)
Хижина Мемминген (47.20048, 10.47859, 2234.51)

Перевал (47.19295, 10.49392, 2585.08)
Речка (47.19381, 10.50724, 2119.17)
-466
Граница леса (47.1927, 10.5087, 2048.29)
-71
Начало плато (47.18887, 10.51362, 1809.59)
-239
Конец плато (47.18735, 10.52742, 1755.56)
-54
Привал (47.18581, 10.54032, 1603.85)
-152
Вход в Цамс (47.16489, 10.58289, 763.72)
-840
Кафе (47.15864, 10.5888, 761.28)
Перекрёсток (47.16178, 10.59712, 908.39)
Ши Хютэ (47.15183, 10.61807, 1741.26)
1935
+351
-1824
+980

Прохождение

Вышли в 08:05. Тропа идёт на юго-запад, постепенно набирая высоту. В 09:13 взошли на перевал (точнее, пролезли в перевальную щель, не видную до последнего момента). К 10:30 спустились до ручья, стекающего слева по ходу. В 11:30 привал в зоне леса, на берегу ручья, сбегающего по правому склону. В 13:20 продолжаем спуск по широкой тропе, бегущей по левому краю ущелья. Когда тропа наконец спускается к реке Инн, надо повернуть направо и идти до моста. Перейти через мост – с него начинается главная улица Цамса. В 15:20 мы входим в Цамс, идёт по главной улице, там находим кафе, в 17:00 выходим из него, покупаем продукты в супермаркете, и до 18:20 ищем дорогу на Ши Хюттэ (надо выйти на склон горы, например, по Tramsweg, а далее повернуть налево, на северо-восток. Далее следовать указателям на Ши-Хюттэ). Желательно, где есть возможность, подниматься по тропе через лес: путь по дороге длиннее в несколько раз.

В 20:20 мы в хижине.

Советы

В Цамсе есть кафе, супермаркет, аптека.

Читы

Человеческий подъёмник от Цамса до вершины Краберг.

Засады

Не терять времени: его может не хватить. Лучше выйти как можно раньше.

3.4 День 4. Хижина Ши – Веннс

Время (мин)
Ши Хютэ (47.15183, 10.61807, 1741.26)

Склон (47.15216, 10.62961, 1927)
Склон (47.15018, 10.63111, 2025.49)
Верх подъёмника (47.14619, 10.62639, 2233.46)
Тропа (47.14762, 10.65138, 2317.9)
1902
-40
Крест (47.14781, 10.65949, 2498.32)
Высота 2506 (47.14846, 10.66131, 2506.57)
Крест (47.15107, 10.66745, 2476.84)
-30
Плато (47.1549, 10.67105, 2491.31)
У Лахер Альм (47.15704, 10.69493, 1809.94)
-682
Обед (47.15554, 10.69759, 1702.54)
-107
Веннс жральня (47.16597, 10.73121, 1003.32)
-699
+492
-70
+318
-1488

(в процессе траверса хребта подъём и сброс высоты больше, так как от вершины к вершине приходится сбрасывать и примерно столько же потом набирать)

Прохождение

Вышли в 08:20. Неявная тропа идёт на северо-восток-восток, постепенно заворачивая на юго-юго-восток, набирая высоту. В 09:50 взобрались до фуникулёрной станции Краберг. Далее тропа идёт по гребню на восток, от вершины к вершине, под конец забирая на северо-восток. Дойдя до вершины Kreuzjoch, спускаемся по тропе на юго-восток до дороги. По дороге, минуя приют Larcheralm, спускаемся в Веннс (17:30).

Советы

Между Larcheralm и Galflunalm дорогу пересекает речка. После Larcheralm лучше сразу срезать путь по тропе. Там, где тропа снова выходит на дорогу, есть ручей. В Веннсе есть супермаркет (до 18:00). В автобусном расписании есть многочасовые окна, надо планировать время заранее, чтобы не застрять в Веннсе.

Просто не нужны.

Засады

После выхода из Шихютте не пытаться воспользоваться дорогой на юго-запад. Это тупик.

3.5 День 5. Веннс – Хижина Брауншвейг

Время (мин)
Гостиница Альпина (47.16799, 10.73096, 1007.7)

Остановка (47.14153, 10.74982, 1008.13)

Миттельберг (46.95647, 10.87811, 1752.27)
Полка (46.94045, 10.90132, 2296.37)
Брауншвейг Хютэ (46.93518, 10.90893, 2756.99)

Прохождение

Доехали на автобусе до Миттельберга к 14:00. Далее идём по дороге на юго-восток до развилки, откуда сворачиваем по тропе налево. В 17:00 поднялись до хижины.

Воспользоваться читом.

Автобус до Миттельберга.

Засады

При чтении расписания автобусов помнить о дне недели.

3.6 День 6. Хижина Брауншвейг – Зольден

Время (мин)
Брауншвейг Хютэ (46.93518, 10.90893, 2756.99)

Фуникулер (46.93523, 10.92391, 2991.78)

Мостик (46.94645, 10.94129, 2469.8)
-522
Тропа на Вент (46.9619, 10.97486, 2081.08)
-388
Дорога (46.96487, 10.99476, 1721.07)
-360
Зольден отель (46.98125, 11.01392, 1368.45)
-353
+235
-1623

На участке Фуникулёр-Мостик хронометраж приблизительный, т.к.: 1) долго обозревали окрестности с перевала; 2) пытались пробраться через завал на тропе при спуске, возвращались почти наверх, до снежника; 3) после спуска со снежника блуждали по горнолыжному комплексу и асфальтовым дорогам, ища не асфальтовый спуск на Зольден; у мостика стояли около часа, пили кофе и купались.

Погода

День: ясно. После 17:00 дождь, к сумеркам перешедший в ливень.

Прохождение

Вышли из хижины в 08:00. В 08:48 поднялись на перевал. Далее спускались по тропе, пока не дошли до разрушенного участка. Здесь спустились на ледник, вдоль его края поднялись до снежника, прошли траверсом до каменистой гряды, огибая ледник, далее спустились по снежнику до горнолыжного комплекса. Оттуда спускаемся по тропе (дорога остаётся слева), спускаемся в каньон к реке. Тропа спускается к мосту, переходим через него, далее грунтовая дорога спускается в строну Зольдена.

В 14:30 проходим развилку, где отсоединяется тропа направо, в обход горы на Фент. В 15:30 выходим на асфальтовую дорогу.

Не терять времени.

Читы

Воспользоваться фуникулёром на спуске. Преодолеть туннель (пешком или воспользовавшись автобусом), если есть время и желание идти в Фент.