Виды туризма

6 июля 2021
( Санкт-Петербург )
Тип материала: Рассказ Регион путешествия: Верхневолжский район
Вид туризма: Парусный туризм Категория сложности: нет или не указано
0 509 0

От истоков Волги

Участники похода

 

Капитан катамаранаОт истоков ВолгиОт истоков ВолгиОт истоков Волги

«Лучина». По

совместительству автор данного текста.

Попов Александр,












 

Юнга – Андрюшка,















 

Попова (Морозова) Валентина – старший помощник

Корабль

С прошлого похода нашу «Лучину» мы немного доработали с целью увеличения обитаемости. Были добавлены две боковые рубки в виде «домиков». Таким образом, ширина судна составила

3.8 метра, а длина по-прежнему осталась 6 метров. Предполагалось, что боковые рубки выполнят функцию фальшборта, сделав наступание ногой на край палубы более уверенным и

использование кокпита более полноценным. Особенно это актуально оказалось при наличии на

борту юнги. «Домик» — серьезный барьер на пути за борт. Использование именно боковых рубок, по сравнению с классической носовой, также обусловлено тем, что в бейдвинд носовая рубка уваливает корабль, а боковая не просто приводит, но, по сути, является аэродинамическим

обтекателем для экипажа, ведь мы все равно все в кокпите и все дружно парусим. Зато на катамаране появилось две стационарных палатки, в каждую из которых лежа влезает один взрослый человек. Появилась возможность сидеть в «домике», как на скамейке, не вровень с

палубой. Появилась возможность прятаться от дождя на ходу. Валя с Андрюшкой один раз за этот поход опробовали эту опцию во время ливня. Весьма успешно. Можно также укрыться и от холодного ветра. Тоже успешно опробовано. Спать в «домиках» в этом году не пробовали. Лишь натягивали тент над кокпитом, перекинув его через гик, но не ночевали. Только

проэкспериментировали и убедились, что место на корабле для жилья есть. Вале немного не понравилась высота «домика», поскольку «стропила» оказываются ниже головы, но практика

показала, что поднять их нельзя никак, поскольку, при постановке паруса, можно закрыть обзор, так, что рулить придется лишь с использованием впередсмотрящего.


От истоков Волги

 


 

Схема маршрута

В принципе, называть наш поход «От истоков Волги» не совсем корректно с точки зрения

географии, ведь точка старта – не совсем исток. Но место это было удобно для стапеля, от истока действительно недалеко, а стапелиться в городе Селижарово не хотелось. Байдарочникам такие вещи дозволительны, нам же – сложнее, поскольку сборка корабля вместе с изготовлением

«домиков» почти «с нуля» и погрузкой вещей на борт, заняла два дня. И одно дело провести две

ночи в палатке на краю деревни, другое – в центре города. Ну а удаленность от истока такова, что я побоялся, что выше по течению придется организовывать обносы мостков или же просто

цеплять бортами берега. И, если второе обстоятельство еще похоже на шутку, то обносы делать совсем не хотелось бы при массе корабля вместе с вещами более 300 кг. В общем, я вполне допускаю, что парусный корабль без мачты мог бы начать свое путешествие на пару десятков

километров выше по течению, к примеру, из города Селижарово, но, на мой взгляд, это критично лишь с точки зрения рекордов, либо в связи с особенностями заброски, а берега и река там

примерно такие же, как в Большой Коше. Географической справедливости ради надо было бы все же говорить не «Большая Коша», а «Большой рог», поскольку старт был именно из этой деревни. Просто «Большая Коша» больше по размеру и на карте легче находится, поскольку расположена на автомобильной дороге, а «Большой рог» — на реке. Сменились как-то принципы образования населенных пунктов в нынешнее время. Раньше люди селились вдоль рек, нынче – вдоль дорог. Реки явно утратили приоритетное транспортное значение. Ниже по течению примерно так же – деревень вдоль воды нет – все деревни вдоль дороги, которую с реки не видно.

 

От истоков Волги

Маршрут


 

Вообще говоря, изначально была мысль совершить круиз, т.е. подняться вверх против течения на моторе, а потом спуститься. Но, почитав форумы в интернете, я запомнил следующие фразы. В моем пересказе они выглядят так: «… Выше Ржева на моторе подниматься можно, но готовь

побольше шпонок и запасных винтов…», «… На швертботе поднялись выше Твери на 32 км от крайнего моста. Уперлись в Бесединский порог. Мотор на полных оборотах против течения не выгребает…», «… помпа насосет со дна песок и сломается – зачем это надо?! » В результате мы

решили сплавляться вниз, чтобы иметь гарантированный результат и посмотреть: возможно ли двигаться вверх в принципе. Забегу вперед и скажу сразу: несмотря на то, что помпа песок не

насосет – не достанет – быстрее винт достанет камни и траву, наш вывод такой – против течения на обычном моторе за разумное время и без мата двигаться нельзя. Очень много травы. Трава

наматывается на винт. Пока ее снимаешь – корабль сносит вниз. Может быть мелко. Можно легко поломать винт, сорвать шпонку и т.д. Течение достаточно быстрое, чтобы превратить движение лодки вверх, в бег черепахи. В Бенском пороге мы отметили скорость катамарана по течению без движителей 9.5 км в час – это самая большая скорость течения, отмеченная нами. При этом любая поломка мотора сносит корабль вниз ниже препятствия, на котором авария случилась. Если бы в

Бенском пороге (для байдарок, идущих вниз, он не представляет трудностей совсем) мы моторы и рули не поднимали, зацепили бы камни точно, а траву мы намотали на винт уже при входе в

порог. Видел рыбацкую лодку, которая прошла-таки этот порог вверх. Но вода в этом году

высокая, а мотор у них был сильный. У них дважды были наматывания травы на винт или поломки (с берега не понял), один раз рулевой выпрыгивал за борт и вел лодку бечевой по пояс в воде. Мы с Валей тоже пробовали в районе Бенского порога «гулять пешком по воде» через реку по

организованной веревочной переправе. Реально, но не очень просто. Если так вот из лодки

выпрыгнуть там, где течение быстрое, с ног сбить может. Т.е. двигаться вверх реально, но не без мата или на аэродвижителе.

 

21 июля

21-го стартую из Конаково на Газели в Большой рог. Проезжая Старицу, обратил внимание на

динамичное течение за мостом. Что будет выше? В Большом роге удалось подъехать практически к воде, но берег крутой, а тропинка в высокой траве между береговыми холмиками узкая. Позже выяснилось, что этой тропинкой каждый день пользуются деревенские женщины, которые на

надувной лодке сплавляются в заброшенную деревню ниже по течению за ягодами. Обратно притаскивают лодку волоком. Рядом с местом моей выгрузки стоит дом. Немного некультурно

собираться и ночевать «дверь –в дверь», но народу мало и надеюсь, что меня потерпят. Проехала Нива. Водитель поинтересовался почему выгружаюсь здесь, ведь в пятидесяти метрах есть

подъезд к самой воде. Но уже поздно. Планирую собрать корабль сегодня, завтра обшить тарпаулином и установить боковые рубки, а 23-го жду экипаж. Водитель Нивы оказался

москвичом, но местным москвичом. Живет тут уже лет сорок. Ругает руководителей страны: говорит, все нынче пришло в сильное запустение: раньше был колхоз, а сейчас коров нет, только частники выращивают картошку для личного потребления и очень зависят от погоды. В этом году урожай плохой. Поле колхозное зарастает лесом. Рыбы стало мало. Говорит, что много ее

уничтожено электроудочками. Местами такая ловля поставлена на коммерческие рельсы: работают целые артели. Если это действительно так, то грустно. Даже динамит, на мой взгляд,

наносит меньший ущерб природе, чем электроудочки. Но, к сожалению, мы обычно жалуемся на временщиков где-то там, в правительстве, а вот интересно: мы ходим рядом с этими

электрорыбаками по улицам, здороваемся, может быть имеем общие дела, они рассуждают о хапужничестве в высших эшелонах власти, и порой мы с ними соглашаемся, но до чего бы додумались эти самые электрорыбаки, попав во власть со своим временщическим подходом и отношением не только к природе, но значит и к окружающим их людям?

 

Через некоторое время моих сборов, у меня добавляется количество помощников в лице детей (старшему три года) из дома рядом. Дети любопытные и немного хулиганистые, но, по степени

его, до нашего юнги не дотягивают. Особенно им понравились боковые рубки – два домика. В них можно лежать, можно ходить друг к другу в гости, а еще, оказалось, что на шверт, как на вешалку, можно повесить баночку с мыльными пузырями – все мебель и домашнее хозяйство.

 

23 июля

Встречаю экипаж. По дороге от автобусной остановки до воды фотографируем аистов. Они свили гнездо на столбе линии электропередач.

От истоков Волги

 

Провода обрезаны. Линия не действует и для аистов это совсем удобно. Собираем

многочисленные вещи. Выходим в 17:20. Нас провожают дети с их родителями из соседнего дома.


От истоков Волги

 

Течение быстрое и, развернувшись после отчаливания кормой вперед, долго не можем вернуться

в нужное положение. Удается нам это только после того, как включили электромотор. Так дальше и идем с электромотором на малых оборотах. Скорость 5…8 км в час. На повороте проходим мимо трактора, который косит траву на поле. Прощальный гудок «Беларуси» — почти «Прощание

славянки». В ответ машем рукой. При движении выяснилось, что корабль на течении ведет себя весьма неустойчиво, но наличие мотора и руля стабилизирует ситуацию. Совсем убрать мотор не удается. Скорость лишь на перекатах под 6 км в час, а на спокойной воде без весел можно

застрять на долго. В среднем идем 6 км в час. Берега очень красивы. Практически безлюдны.

 

 

И лишь иногда, если рядом есть деревня, на берегу может сидеть рыбак. Андрюшка развлекается тем, что запускает пузыри при помощи «пистолета» с центробежным насосом. Т.е. пузыри летят оптом. Со стороны, думаю, мы представляем не просто необычное для этих мест зрелище, но и весьма смешное – плывущие домики, из которых летят мыльные пузыри.От истоков Волги


От истоков Волги

 


 

До Бенского порога добрались к восьми вечера. Мы знали, что вход в порог по левой протоке, но нам нужно было встать на правом берегу. Правая протока оказалась опасна тем, что, если не

причалить сразу, можно попасть в довольно-таки быструю струю, в которой мотор бы не помог. Для управления помогли бы весла, но на нашем катамаране грести веслами очень сложно и

малорезультативно. Нам повезло – удалось причалить вовремя. Как оказалось, правая протока

была еще опаснее, чем думали. Если бы мы прошли первый перекат, то на втором лежало дерево так, как если бы посреди шоссе поставили телеграфный столб. Может быть байдарка тут и прошла бы (ключевое слово: «может быть»), но с нашей шириной в четыре метра тут точно делать нечего. В общем, мудрить тут не нужно – идти следует по левой протоке. Пришвартовавшись,

задержались тут на пару недель.


От истоков Волги

 


 

За это время я подготовил шест для прохождения порога, несколько раз слетал на квадрокоптере и сделал панорамы его с разных ракурсов, погуляли по лесу. В лесу нашел землянку. Явно старую.

От истоков Волги



 

Может быть, она была чьим-то временным убежищем во время войны, а, может, использовалась охотниками (хотя не очень понятно зачем она им). Место для землянки выбрано удачно. Хороший грунт. Рядом обнаруживаю еще одно земляное жилье. Нора. Разглядываю метров с пяти.


От истоков Волги

 

Пытаюсь пригнуться и заглянуть внутрь, однако, не приближаясь. Вдруг, справа от меня, раздается шум, и ко мне с топотом тяжелой ротвеллерообразной собаки бежит зверь. Все очень

неожиданно. Пытаясь за доли секунды осознать происходящее вокруг, удивился: почему он бежит ко мне, а не от меня? Слепой что ли совсем?! Кричу ему: «Эй, енот!» Барсук изменил направление движения градусов на девяносто и, не меняя скорость, убежал в лес. Мысль:

«Предупредительный выстрел не нужен, ведь это не атака!» Мысль глупая — в руках камера с открытым объективом. Вторая мысль: «Надо сфотографировать!» Нажимаю фотоспуск.


От истоков Волги

 


 

Третья мысль: «Надо было снимать на видео – фотография смажется» Нажимаю спуск видео уже когда лишь качающиеся ветки говорят о том, что тут кто-то был. Думаю, барсук был никакой не

слепой – просто пытался меня увести от норы таким образом. Он может праздновать победу – я действительно сразу ушел.

За пару дней перед нашим уходом с Бенского порога разыгрывается серьезный шторм с ливнем. Он валит деревья, ломает постройки на берегу, а нашу кемпинговую палатку бережно сдвигает с места так, что содержимое «комнаты» остается нетронутым, а тамбур сдвигается относительно

своего начального положения, но все вещи в нем остаются неподвижны в геоцентрической системе координат. К таковым можно отнести Андрюшкины рисунки гуашью, летательные

аппараты и Валин сотовый телефон – все это лежало на столе или рядом с ним. Потеряв крышу над головой, телефон отказался работать, а рисунки «поплыли», но некоторые удалось спасти.

 

4 августа

Выходим на маршрут четвертого. Фотографируем на прощание камень, найденный около нашей стоянки. В нем отпечатались древние окаменелости.

 

 
 

Древние окаменелости


 

Прохождение Бенского порога больших трудностей не представляет, однако опыта хождения с шестом по порогам на несплавном катамаране у нас не было, и подготовке, а так же стратегииОт истоков Волги

прохождения, я уделил много внимания, проведя опросы и слетав на коптере. Как оказалось, все действительно вышло немного необычно. Перед самым порогом катамаран начало неумолимо разворачивать кормой вперед. Очевидно, связано это с тем, что конструкция баллонов

предполагает то, что корабль должен встречать набегающий поток носами. Но в пороге течение

нас обгоняет и набегающий поток сзади, потому устойчивое положение корабля – кормой вперед. Но это я понял уже потом. А прямо перед самым порогом, намотав траву на винт электромотора и отказавшись от его помощи, был вынужден поднять рули и моторы, пихаться шестом до тех пор,

пока «домик», в развороте ни сломал трехметровую корягу, торчащую с берега: треск, толстая, но трухлявая ветка поплыла по воде, на палубе сучья, труха вперемежку с корой, посыпались какие- то листья, но «домик» не заметил удара, корабль стабилизировался задом на перед, и жизнь

наладилась, а стратегия прохождения порога стала предельно ясна. Одна только выяснилась еще особенность: когда работаешь шестом в одиночку, стоя в передней (кормовой) части катамарана, шест как таковой неэффективен. Эффективно длинное весло. В результате я просто греб шестом. Получилось, но, весло было бы лучше. Я, кстати, вырезал два шеста. Один 2.5 метра, второй – 4.6 метра. Начинал пользоваться первым, но в итоге он провалялся без дела до самого Конаково.

Максимальная скорость, зафиксированная нами в пороге, составила 9.5 км в час. Дальше было меньше.

 

От истоков Волги

Проходим Бенский порог


 

Более или менее серьезный был только Шолоховский перекат после деревни Колокольцево. Встретили мы это препятствие уже после нашей первой ночевки за Бенским порогом.

Предусмотрительно разворачиваемся кормой вперед, а навстречу нам «по лопухам» плывет каяк.

В нем сидит сильнее нас загорелый человек в широкополой шляпе. Мне он показался

итальянцем. С нерусским акцентом пытается у нас что-то спросить. Я не расслышал, но Вале

показалось, что он спросил: «Далеко ли до Селижарово?» Валя сказала, что далеко, но каякер явно остался недоволен ответом или нашей непонятливостью. Мы удивились и тому, что ему нужно Селижарово, и тому, что он недоволен. Ну как можно полноценно беседовать в таких

условиях?! Хотя, скорее всего, ему не просто было трудно разговаривать, но и, в отличае от нас, плыть – тут уж не до приветливых улыбок и махания рукой, в которой, к тому же, весло. Позже, в Твери, в яхтклубе Тверца, нам рассказали, что он у них останавливался, что это не итальянец, а

поляк (видать просто сильно загорел). И идет он действительно в сторону Селижарово «к истокам Волги» из… Каспийского моря!!! Тот перекат, где мы его встретили, на много проще Бенского

порога. Да и только до порога ему такой гребли дня три. А как пройти струю со скоростью течения

9.5 км в час? Впрочем, я предположил, что он пойдет по протоке у правого берега до середины порога, затем, между островами выйдет на середину реки и, возможно, не с первого раза, но

пройдет. Хотя без разведки не пройти. Ему бы мое видео полета над порогом, но мы разошлись быстро. Упорный мужик, коли дошел сюда с моря. Но, несмотря на то, что расстояние осталось

сравнительно небольшое, а времени заберет у него не мало. Впрочем, потом мне рассказали, что никто вверх Бенский порог не проходил. Ну, или незаметно прошел по левому берегу реки

пешком, а, может, бечевой, а, может, не прошел в течение недели, но никого в тот период там не заметили, идущего вверх с каяком или на каяке.

По дороге попадаются котеджи. На одном из них читаем приглашение причалить. Предложение заманчивое.


От истоков Волги

 


 

Мы хотели бы причалить во Ржеве или около него, оставить где-нибудь корабль, отдохнуть,

сходить на экскурсии, погулять по городу, но до Ржева более 30 км и мы решили подождать. До Ржева зашли в Сытьково. В старых описаниях сплавщиков упоминается тот факт, что в Сытьково есть магазин. Так вот: на момент 2017 года магазина там уже несколько лет как нет. Вернее есть

домик с надписью, но тропа к нему заросла травой. Кое-что из продуктов можно купить на почте, которая рядом с аптекой, которая, как нам объяснили, дальше кладбища. Но магазин был нам

нужен не очень сильно, и мы ограничились посещением местной разрушенной церкви, на крыше которой вьют гнезда аисты.


От истоков Волги

 

Еще из новостей, по сравнению с описанием байдарочников, упомянутом выше, это полное отсутствие (т.е. нет даже следов) большого автомобильного моста в районе Новалексеевское.

Периодически посматриваю на ширину реки и выжидаю момент когда можно будет поставить мачту. Я знал, что после Сытьково должны быть низковисящие провода, а дальше можно ставить мачту. Как оказалось, чуть ниже Кокошкино, перед Ржевом есть переправа в виде низковисящего троса, и даже после Родни над рекой низко нависают провода. Сначала я размышлял, что

поставлю мачту во Ржеве, потом хотел сделать это в Родне, но не стал, поскольку ветра были еще два дня встречные и не было смысла рисковать, но позже оказалось, что лучше всего это сделать либо в Твери, либо, в крайнем случае, после Бесединского порога. Выше — контроля за

установщиками линий электропередач между деревнями нет. Ситуация упрощается в связи с тем, что из многочисленных переправ, отмеченных на старой топографической карте, реально

существуют лишь две: в Ельцах и ниже Кокошкино подо Ржевом, но проводов над рекой много, и от этого не легче.


От истоков Волги

 


 

Провода, кроме больших ЛЭП, ни на какие карты не нанесены, появляются спонтанно и, если в 17-ом году их не было, это не значит, что не будет их и в 18-ом. А в Твери уже появляются знаки судовой навигации и просто так, бесконтрольно, провода никто через реку не бросит. В общем, мачта у нас появилась только в Твери и, по-честному, парусным был переход лишь от Твери до Парусного клуба «Остров». И то не весь – ветер был слабый и, под вечер, пришлось помочь мотором. В некотором роде я пытался использовать то, что ветер слабый в надежде, что с аэродрома легкомоторной авиации в Юрьевском взлетит кто-нибудь. Но самолеты грустили у

своих ангаров и лететь никуда не собирались.

От истоков Волги



 

Причаливать мы не стали, поскольку мне показалось, что проживание тут будет дорогим, а чтобы полетать-покататься так уж и подавно.

Наверное, стоило бы отдельно сказать по поводу проживания. В наши планы входило:

остановиться и сходить на экскурсии во Ржеве, Зубцове, Старице и Твери. Но сделать это было достаточно сложно, поскольку яхтклуб есть только в Твери (их штуки четыре: на реке Тверца, в

устье Тьмаки и пара на самой Волге. Есть еще спортивные базы байдарочников: две на Волге и, по крайней мере, одна в Тверце.). В остальных городах не только яхтклубов или лодочных станций

нет, но и самих лодок не густо: оставить корабль на реке и пойти ночевать в гостиницу, а потом поехать на автобусную экскурсию было бы несколько легкомысленно. Хотя, как я уже говорил ранее, мы встретили котеджный поселок «Причал» в трех десятках километров выше Ржева (несколько километров не доходя до деревни Орехово) с приглашением «Причаль и отдохни», а

также удалось созвониться с базой в Родне, которая расположена выше Старицы. В результате, во Ржеве мы остановились следующим образом: мы дошли до мемориального комплекса при впадении реки Сишка в Волгу.

От истоков Волги



 

Валя вызвала такси, и они с Андрюшкой поехали в гостиницу Ржева. Я спустился за стрелку Сишки и переночевал там, с утра слетал на коптере, запечатлев на видео реконструкцию оборонительных сооружений, а к 12 часам был во Ржеве. Но посещение города вышло несколько скомканным.

Гуляли по очереди, и это немного смазало восприятие. В целом, Ржев был разрушен во время войны до основания и практически все достопримечательности связаны именно с войной.


От истоков Волги

 


 

На входе во Ржев, на крутом правом берегу стоит новый монастырь. Рядом песчаные пляжи.

Проходя, подумал, что надо бы забрать мой экипаж и подняться сюда, ведь тут не просто красиво, но Андрюшка мог бы поплавать. Но дальше выяснилось, что пляжей будет больше, а около

первого автомобильного моста в воду упал провод. Сперва я подумал, что это очередная

переправа, натянутая как-то очень незаботливо: мне пришлось круто развернуться и пройти под самым берегом, чтобы не зацепить провод. Но вблизи стало понятно, что это просто провод ЛЭП.

Сама опора подломлена, где-то за мостом обрывки других проводов. Постарался проявить

осторожность, и пройти удалось без потерь. Нет, пожалуй, сюда мы подниматься не будем. Это последствия ветра, что поломал деревья у нас вокруг лагеря на Бенском пороге. По всему городу не смолкают бензопилы, шинкуя стволы на колбасные круги. Потом их развозят грузовиками. За вторым автомобильным мостом, по рации вышла на связь Валя. Причаливаю, гуляю по городу,

пока Валя с Андрюшкой сидят около корабля, затариваюсь продуктами и через несколько часов выходим.


От истоков Волги

 


 

Следующим городом на нашем маршруте был Зубцов. Путеводители говорят, что из

достопримечательностей есть только обелиск, посвященный Второй мировой, и церковь. Как оказалось, расположены они на расстоянии не более ста метров друг от друга. Здесь же рядом – причал для лодок, с которого в этот момент купались местные. К причалу не пошли, посчитав его занятым, но еще через 20 метров Зубцов закончился. Причалили на стрелке напротив обелиска.

От истоков Волги



 

Нет, в таких городах надо останавливаться на несколько дней. Как правило, они интересны своим неспешным ритмом, стилем жизни, общим настроем. Наверняка здесь, кроме ритма, есть и

другие достопримечательности, как, например, в Конаково — хвойный бор или, словно рой китайских фонариков-счастья, палаточный город рыбаков на ночном зимнем льду – у каждого места есть своя особая достопримечательность, не включенная в путеводители, но известная

лишь тем, кто задержится тут и поживет хотябы дня три. Была у нас мысль съездить на такси из Родни в Зубцов, но очень далеко и все это не то. Жаль, что нет здесь лодочной станции. Еще одной достопримечательностью Зубцова являются котеджи.


От истоков Волги

 

Начинаются они сразу за городом и тянутся, перетекая друг в друга заборами. Более десятка километров выстриженная трава под газон. Котеджи необычные – они многоэтажные,

стилизованные под форты и замки. Но главное, кроме охраны, никого. Для кого это все? Как окупается? Впрочем, мы так потом поняли, видимо, окупается оно от разовых мероприятий типа

свадеб. Котеджные достопримечательности – дело хорошее, а вот где причалить на ночь в связи с этим, оказалось проблемой, и стоять очередной раз пришлось около деревень.

Посещение Старицы было более осмысленным, чем посещение Зубцова, хотя и не сильно более продуктивным, ведь идти с Андрюшкой в краеведческий музей пока что бесполезно: он не даст ничего не только послушать, но и даже посмотреть, поскольку смотреть надо за ним. Маленький

он еще… А в целом, удачно подвернулась база в Родне: оставили там корабль, и на такси поехали гулять по городу. Посетили Свято-Успенский монастырь, посмотрели на город сверху, забравшись на высокий холм, просто прошлись по городу, вдыхая дух затерявшегося на Российских просторах и провалившегося во времени в прошлое города.


От истоков Волги

 


 

Причем тут время? К сожалению, автомобили стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Нынче в Москве не часто встретишь жигули, а если и встретишь, то с оправдывающейся фразой:

«Зато не на метро» или что-то в этом духе. И уж вообще экзотика – мотоцикл с коляской. Тем

более ИЖ. В Старице не то, чтобы не было иномарок – там просто машин мало, от чего мы давно отвыкли, но иномарок меньше в процентном соотношении. Да и какие-то они сильно заезженные все. Старые жигули выглядят новее. Было у нас когда-то и так. Улицы, нетронутые ремонтом,

тихие дворы, необычно холмистый рельеф, придающий особую красоту видам на белые стены монастырей.

От истоков Волги



 

Да и сам город небольшой и тихий. И в этом есть определенное очарование. Не так было в Твери.

Странно, но нам, москвичам, привыкшим к шуму, к автомобилям, Тверь показалась ужасно

шумной. Возможно, связано это с тем, что плотность потока машин сопоставима с московской, а улица узкая. Очень мы уставали от этого шума. На много больше, чем в Москве. В Твери была

наша следующая остановка через день. Простояли там три дня в яхтклубе Тверца. Очень удобно то, что он расположен дверь-в дверь с гостиницей, а потому недалеко было бежать, если нужно было что-то принести с корабля. В Твери мы второй раз. Первый был в 2015 году. Тогда мы

оставили корабль в парусном клубе «Остров» и уехали в Тверь на такси. В Твери приятно гулять по набережной: она отремонтирована и адаптирована для туристов.


От истоков Волги

 

Рядом расположен парк с аттракционами, и Андрюшка оттянулся по полной программе. Очень красив мемориальный комплекс с часовней и стеллой, стоящих на острове, соединенном с

городом мостами.


От истоков Волги

 


 

Интересен тверской контраст: одноэтажные старые деревянные здания соседствуют со вполне

современными домами, а потому первый вопрос диспетчера такси обычно бывает о том каковы подъезды к дому: это частная территория типа «сад-огород» или многоэтажка? Странные улицы в Твери: они могут неожиданно из асфальтированной дороги превращаться в весьма

неубедительную грунтовку. При этом навигатор не обращает на эти изменения внимания, считая, что все так и должно быть, ибо там так бывает (возможно, редко, но мы столкнулись). Тротуары нас тоже озадачили, и мы в 15-ом году разломали на них Андрюшкин трехколесный

коляскообразный велосипед с ручкой. Так в Твери и выбросили. Забавны лозунги некоторых

партий на этом фоне. Мне в магазине Тележка выдали рекламную газету, мол: «Голосуй и будет счастье!». В газете разные заздравные лозунги, но один заставил остановиться и не выбросить рекламу. Речь шла о том, что, если выбрать правильных людей, то они займутся ремонтом мемориального комплекса на набережной и все там покроют плиткой взамен асфальта. Вот

удивительно: ремонтировать то, что отремонтировано на фоне того, что за два дня перед нашим приходом в Тверь, рухнуло здание Речного вокзала!!!

От истоков Волги



 

А остальная Тверь не требует ремонта?! Удивительная тенденция нашего периода: переделывать то, что сделано до тебя хорошо, но не пытаться сделать хорошее для того, что в этом нуждается. Очень хочется верить, что все изменится и это лишь ситуация на 2017 год.

 

Между Старицей и Тверью заглянули в одну из Старицких пещер. Она оказалась на берегу обрыва и прекрасно видна с воды. Андрюшка на полном серьезе собрался искать там Горного короля, как в мультике по сказке Грига. Нашел. Фонарик у меня был слабый – еще и не такое найдешь.

От истоков Волги



 

Валя в пещеру не полезла, только заглянув в нее, ужаснулась контрасту в «погоде», ведь если на улице светит солнце и жарко в майке, то, даже на входе в пещеру, прохладно в легкой куртке (предположительно градусов 8), а, веющая из нее сырость, заставит увидеть не только Короля. В общем, Валя не вдохновилась, да и мы, по сути, только заглянули, ибо спелеологией заниматься не планировали, отмываться и отстирываться после пещеры в наши планы тоже не входило. Но впечатление получили, обнаружили несколько интересных окаменелостей, да и саму пещеру

нашли – уже хорошо.

От истоков Волги



 

Найти ее не сложно. Находится она (точнее это целый комплекс пещер, расположенных на берегу Волги и ручья, в нее впадающего) в устье ручья, который протекает мимо деревни Толпино. Две

пещеры мы обнаружили прямо с воды. Остальные отыскиваются, думаю, тоже не сложно, если спешиться, поскольку к ним «не заростают народные тропы».

В яхтклубе Тверца яхтсмены нам рекомендовали посетить достопримечательности на пути в

Конаково. Некоторые у нас были запланированы, например, Оршинский монастырь и аэроклуб в Юрьевском.


От истоков Волги

 

От истоков Волги



 

Решили не менять планы и ограничиться имеющимся списком. Была мысль зайти в бухту Эммаус, но мы о ней вспомнили, когда она уже осталась за кормой. Сам котеджный поселок Эммаус

посещать не планировали, ибо котеджи там дорогие. Зато зашли в Парусный клуб «Остров». Следующая остановка – Конаково. По дороге еще будет Завидово – очень неприятное место, если проходить его в выходные. На фотографиях из космоса морские марины имеют более спокойную воду, чем Волга в районе Завидово. Гидроциклы? Гидроциклы, вопреки стереотипам, не создают серьезных волн – волны лишь около них и быстро гаснут, поскольку масса судна мала. Основное волнение идет от моторных яхт, которые буксируют лыжников или ватрушечников. Порой их волны используют гидроциклисты в качестве трамплина для прыжков, но для катамарана такие

искусственные шторма большого удовольствия не доставляют: болтает, как на ухабистой дороге машину, мотор периодически, с подвыванием, выходит из воды, поскольку стоит не по оси корабля, а катамаран имеет большую базу, гик, словно гонг, надоедливо звенит о мачту, фалы, даже будучи закрепленными, болтаются, норовя завязаться в «австрийский проводник» на

середине. Впрочем, небольшая польза все же с этого была: на одной из больших волн катамаран зачерпнул носом, обмакнув в воду солнечную батарею, вынырнул, но вода до «домиков» не

достала, поскольку начинаются они не с самого носа. По ширине я сделал их, руководствуясь шириной «крыльев» Гандвика, поэтому пока и при бортовой волне тоже воду не черпали, хотя понятно, что все это лишь первый подход к испытаниям. Настоящее понимание оптимальности выбора размеров придет только на море.

 

В Конаково, в яхтклубе Фрегат мы ошвартовались 12 августа.






 

Сайт катамарана Лучина

 

Источник : "http://katamaran-luchina.esy.es/volga2017/volga2017.pdf" rel="nofollow"

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст