18 мая 2021

Маршрутная книжка - 47 - 2009-г
Руководитель Греков И.Д.
Адрес: г. Харьков-108, ул. А.Гацева 7 б, кв.1

1. Справочные сведения о путешествии.

1.1. Заявленная нитка маршрута:

пос. Учкулан - р. Учкулан - р. Гондарай - р. Джалпакол - пер. Беляева (1Б) - р. Узункол - р. Кичкинекол - пер. Таллычат (2А*) - р. Чунгур - р. Чирикол - пер. АКТ (2А) - р. Кичкинекол - первопрохождение пер. Светлый (1Б*) в северном отроге ГКХ- р. Уллу-Озень - р. Уллу-Кам - пос. Учкулан

1.2. Краткие сведения о путешествии.

Вид путешествия - горное.
Категория сложности - третья.
Район путешествия - Гвандра.
Время проведения путешествия - 13 августа - 23 августа 2009 года.
Способ передвижения - пешком.
Продолжительность маршрута - 131 км.
Пройдено перевалов - 2А к.с. - 2, 1Б к.с. - 2, Всего - 4.
Продолжительность путешествия - 11 дней (из них полных ходовых дней - 10).
Количество полевых ночлегов - 10 (на леднике, на перевале - нет).
Путешествие рассмотрено в МКК ХГКТ.
Номер маршрутной книжки - 47-2009г.
Дата регистрации в КЧПСО в Черкесске - 13 августа 2009 г.
Количество участников - 4.
Общий вес груза на маршруте 119 кг.
Вес продуктов питания 42 кг.

Максимальный расчетный вес рюкзака при выходе на маршрут
у мужчин - 27 кг,
у женщин - 21 кг.

1.3. Список группы.

? п/п Фамилия, имя, отчество Тур. опыт Обязан. в походе Домашний адрес
1 Греков Игорь Дмитриевич IV - уч.
II - рук.
рук. ул. А.Гацева 7 б, кв.1
2 Романова Анна Сергеевна II - уч. врач, завхоз ул. А.Гацева 1, кв.165
3 Ситников Дмитрий Анатольевич II - уч. ремонтник ул. Ак.Вальтера 19/356
4 Чумак Алексей Михайлович II - уч. фотограф ул. Черепина 38, кв.42, г. Сумы

2. Техническое описание маршрута.

2.1. График движения.

1 2 3 4 5 6
1. 13.8 пос. Учкулан - р. Гондарай 19 дорога
2. 14.8 р. Гондарай - р. Джалпакол 18 дорога, тропа
3. 15.8 р. Джалпакол - пер. Беляева (1Б) - р. Узункол 11 тропа, трав.сколны, осыпи, закр. ледник
4. 16.8 р. Узункол - р. Кичкинекол 7 дорога, тропа
5. 17.8 пер. Таллычат (2А*) 5 снежники, несложные скалы, скалы 500 100м х2 веревки траверса, х3 веревки на спуск
6. 18.8 р. Чунгур - р. Чирикол 11 дорога, тропа
7. 19.8 подход под пер. АКТ 2 тропа, осыпь полудневка
8. 20.8 пер. АКТ (2А) - р. Кичкинекол - ручей с пер. ФАФТ 7 дорога, тропа, трав.склоны, осыпи, ледник
9. 21.8 первопрохождение пер. Светлый (1Б*) - р. Уллу-Озень 13 тропа, трав. склоны, осыпи, ледник,
скалы 500 40м
х1 веревка на спуск
10. 22.8 р. Уллу-Озень - р. Уллу-Кам 16 тропа, дорога
11. 23.8 р. Уллу-Кам - пос. Учкулан 22 дорога

2.2. Снятые записки.

N Место Чья записка Дата Чья была до неё
1 Пер. Беляева 1Б,3450 м г. С.-Петербург, рук. Лантрат М. И. 14.08.09 г.Москва, рук. Юхимчук В.А.
2 пер. Таллычат 2А*,3336 м г. Краснодар, рук. Пузырный А.П. 16.08.09 г.Екатеринбург, рук. Гусаков
3 пер. АКТ 2А, г. Харьков, рук. Добровольский А.В. 02.07.09

2.3. Описания перевалов.

Подъезд и подход

Пос. Учкулан отличается хорошей доступностью, туда ходят рейсовые автобусы, однако мы воспользовались услугами Черкесского водилы. Так как нас было только 4, мы вполне помещались в легковушку. Из пос. Учкулан по долине р. Учкулан ведет в начале асфальтированная, а затем грунтовая дорога, по которой доходим до турбазы "Глобус" на слиянии рек Гондарай и Махар-Су. Перед турбазой погранзастава.

На развилке между погразаставой и турбазой сворачиваем налево - в дол. р. Гондарай, однако на последующих развилках всякий раз выбираем право, так как дороги налево выводят обратно к "Глобусу". По мосту переходим р. Махар-су и поднимаемся по дороге левым берегом Гондарая. Выходим из лесу и переходим Гондарай по мосту выше впадения р. Джалпакол.

Перевал Беляева (1Б,3471 м. ).
От заброшенного коша за мостом вверх по склону ведут две лесовозные дороги. Мы идем по той, что начинается ниже по течению, однако выше по склону они, очевидно, все равно сходятся. Дорога выводит на хорошую набитую тропу, по которой выходим в висячую долину. Переходим по мосту на правый берег р. Джалпакол. Путь далее по долине хорошо известен и многократно описан. В месте слияния р. Джалпакол с ручьем из-под озер Куршо выбираем путь направо по ходу и начинаем подъем в углу, образованном склоном из-под бараньих лбов слева по ходу и поперечной мореной справа по ходу.

Тропа местами угадывается, местами можно ориентироваться по турам, в целом подъем весьма удобен. Со ступени на которую мы поднимаемся, с озерцом и оазисом травы, уже видна седловина нашего перевала. Обходим преграждающие путь лобики справа по ходу и вдоль хребта выходим под короткий осыпной перевальный взлет. Перевальная седловина широкая, много мест под палатки, даже сложено несколько стенок "от ветра".

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра)

Лесовозные дороги от заброшенного коша в дол. р. Гондарай

Путь на пер. Беляева от слияния р. Джалпакол и потока с озер Куршо

Группа на пер. Беляева

Спуск с пер. Беляева в долину р. Мырды начинается с левой (северной) стороны седловины. По осыпи, траверсируя склон, спускаемся на закрытый ледник под седловиной. Уходим по снегу влево по ходу, чтобы не выйти на ледопад, и попадаем на бараньи лобики. Спускаемся через осыпной проход в правой по ходу части лобиков на террасу. По террасе уходим влево по ходу и через следующий осыпной проход в лобиках

Путь с пер. Беляева в долину р. Мырды

спускаемся вниз-налево по ходу на небольшой снежник у края лобиков. Оттуда, постепенно сбрасывая высоту, траверсируем к большому снежнику налево по ходу и глиссируем по нему к снежнику у озера. Обходим озеро слева и по тропе с турами спускаемся в начале по морене, а потом по травянистым склонам к площадкам "футбольное поле". Оттуда тропа уходит траверсом налево, однако по всем описаниям эта тропа используется только баранами, так что спускаемся серпантином по травянистому склону прямо вниз.

Важно не забирать слишком сильно к ручью, чтобы не попасть в его каньон - перед следующей ступенью он смыкается и становится трудно проходимым. На следующей ступени переходим на правый берег ручья и вскоре находим обещанную во многих описаниях тропу с пер. Северный Джалпакол. Спускаемся по ней к в долину и затем по дороге, периодически пересекая р. Мырды по мостикам, к а.л. Узункол.

Перевал Таллычат (2 A*,3336 м. ). От а.л. Узункол поднимаемся по дороге, а затем по тропе вверх по долине Кичкинекола.

Тропа забирает налево по ходу и сначала травянистыми склонами, а затем по гребню морены выводит на осыпь, спускающуюся со склонов на правый борт ледника под перевалом. Находим на осыпи оборудованные стоянки - в огромном количестве.

Единственное что, за водой приходится спускаться на ледник: озерцо рядом, в котором мы набирали воду в 2005м, пересохло. Отдыхаем и расслабляемся. Чуть ближе к вечеру весь цирк затягивает. Важно: путь на перевал лучше всего просматривается с морены: потом склон ложится и полочки с кулуарами не видны.

Утром на небе ни облачка - погода явно нам благоволит. Подходим под снежник, спускающийся из-под перевальной седловины. В нижней своей части снежник подрезан двумя бергшрундами: снала слева по ходу, а затем справа по ходу. Одеваем кошки и поднимаемся с правой по ходу стороны снежника в направлении окончания первого берга. Обойдя первый берг, продолжаем движение справа налево, стараясь как можно быстрее пересечь находящийся здесь камневыносной желоб. Далее поднимаемся вдоль левого по ходу края снежника: здесь не видно следов камней и таким образом мы обходим второй бергшрунд. Добравшись до ответвления снежника налево по ходу, сворачиваем туда.

Путь подъема на пер. Таллычат

Немного не дойдя до конца ответвления, переходим на скальную полку вправо по ходу и снимаем кошки. Если пройти чуть дальше по полке, открываются два варианта пути. Первый - по скально-осыпным полкам вдоль скал, обрывающихся к снежнику. Разведка показала, что пройти по ним можно достаточно далеко, однако выводят они под крутые скалы, забито пару крючьев. Таким образом, выбираем второй вариант движения. Свободным лазаньем по скально-осыпным полочкам уходим влево по ходу, проходя над концом ответвления снежника, по которому мы поднимались. Вскоре сворачваем вправо по ходу на наклонную травянистую террасу. С нее прямо и слегка влево уводит достаточно крутой, но закрытый и очень удобный кулуар. По нему (свободное лазанье) выбираемся на скально-осыпные террасы на одном уровне с перевальной седловиной. С террас бросаем веревку перильной страховки на перевальную седловину.

ВАЖНО: организовать точку страховки на террасах как можно ближе к перевальной седловине и использовать веревку длинной 60 м - 50ти метров НЕ хватит!

Перевальная седловина - узкая щель в скалах. На седловине вешаем расходную петлю и бросаем веревку траверса налево по ходу до площадки на верхушке отрожка, от которого вправо и влево идут кулуары. Метров за 15 до площадки забиты крючья - станция, однако мы организовываем станцию (расходная петля) на площадке. Спускаемся в левый по ходу кулуар. Кулуар камнеопасен, так что станции в нем надо делать в укрытиях.

Где-то через 35 метров спуска по кулуару обнаруживаем станцию (2 (?) крюка и расходная петля - последний в нашей группе позже ее снимет), но проходим ее, чтоб использовать полную длинну веревки, затем попадается еще один крюк с надломленным ушком, и, наконец, буквально на последних метрах 60ти-метровой веревки кулуар расширяется влево по ходу и образует отличную полочку (под характерными черными скалами), прикрытую от камней сверху - большинство из них летят мимо, хотя изредка что-нибудь рикошетит и туда, так что лучше пригибаться к скале. На полочке уже забит хороший крюк, мы забиваем второй (последний в группе позднее оба выбьет), и бросаем еще одну веревку. Вскоре за полочкой начинается крутой снежник, однако метрах на 40ка веревки он заканчивается - в языке, когда-то заходившем в кулуар, вытаяла середина и обнажился крутой конгламератно-осыпной склон. До конца оного 60ти метров веревки не хватит, так что организовываем еще одну станцию на большой полочке за скалами направо по ходу.

Группа на пер. Таллычат

Путь спуска с пер. Таллычат

Полная длинна веревки с этой станции выводит нас из кулуара. Далее можно спускаться по крутому снежнику на три такта, однако необходимо тут же уходить направо по ходу, чтоб не попадать под камни, сыплющиеся из кулуара. На ночевку останавливаемся на классических стоянках на бараньих лбах. На следующий день спускаемся по снегу с орографически левого борта ледника Чунгуржар и продолжаем спуск по тропе левым берегом р. Чунгур. Долина ступенчатая и необыкновенно красивая: первая сверху ступень покрыта плесом широко-широко разлившегося потока с ледника, вторая и третья ступени, такие же ровные и широкие как первая, покрыты ковром трав, цветов и прочей растительности, но при этом выглядят совершенно по-разному. Как мы впоследствии узнали, местные называют какую-то из этих ступеней "аэродромом". Эх, устроить было бы здесь дневочку!

Перевал АКТ (2А,3441 м. ).Чуть ниже слияния Чунгура с Чириколом переходим по мосту на орографически правый берег Чирикола. Через мост из низовий ведет дорога к кошу чуть выше по долине.

У коша нас накрывает ливнем - пережидаем. Вскоре за кошем дорога переходит в хорошую набитую тропу. Периодически накрапывает дождь, но хуже всего в этой долине мелкие, противные, кусючие мошки, от которых просто спасения нет. Перевал планируем идти "обходным путем", поэтому пропускаем классический подъем к перевалам АКТ и Буревестник и продолжаем двигаться строго на юг, в направлении языка ледника Талычхан. Четкая тропа постепенно теряется, в ее поисках отклоняемся от борта долины и движемся в высокой траве, периодически пересекая мелкие потоки, во множестве стекающие с ледника Талычхан. Наконец, вернувшись к борту долины снова находим тропу. Вскоре становимся на ночевку (с местами напряженка). На утро выходим по тропе, которая выводит нас на гребень древней морены, оставленной языком ледника Талычхан. По морене выходим на склон и продолжаем двигаться по крупно-каменистым осыпям в сторону ГКХ, постепенно набирая высоту. Обнаруживаем направо по ходу упоминающуюся в отчетах широкую лощину со стоянками под перевалом Манчахап. В этом месте круто заворачиваем налево по ходу и продолжаем движение по осыпям с набором высоты, но теперь уже параллельно ГКХ - в направлении северо-западного гребня г. Талычхан-Баши. Выйдя к снежнику под гребнем, находим ровные места для палаток. На снежнике есть вода.

Мы планируем за следующий день промахнуть долину р. Кичкинекол, в которую ведет простой перевал Чипер, а потому решаем переночевать здесь, в максимальной близости от перевала, но еще по эту его сторону.

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра)

Подъем со стоянки под пер. АКТ

Группа на седловине пер. АКТ

Утром сначала по снежнику, а затем по осыпи поднимаемся на северо-западный отрог Кичинеколбаши и нам открывается снежное поле, покрывающее переметный ледник на пер. АКТ. Непосредственно перевальная седловина находится в огромной "мульде", вытаявшей вокруг скальных зубьев слева по ходу. Далее необходимо немного пройти налево по ходу туда, где снежное поле спускается на один уровень с дном "мульды". Тур находится на другой стороне у подножья скальных зубьев. С перевала ведет крутой снежный склон, по которому спускаемся сначала "на ледорубах", затем глиссером. За склоном следует выполаживание, после которого на леднике начинает ледопад и надо уходить на осыпи бараньих лобиков с левого борта долины. Найти путь по осыпям не представляет труда. В одном месте, описываемом очевидно во всех отчетах, путь преграждают пологие, но совершенно гладкие скалы, которые нельзя обойти. И действительно, слева по ходу находим расходную петлю - по описаниям оттуда бросают 10-15 метров дюльфера. Однако мы, поискав, находим чуть правее по ходу, в месте, где скалы самые короткие, наклонную полочку, идущую справа налево. По полочке можно, не придерживаясь руками, спуститься на террасу под бараньими лобиками.

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра)

Спуск с пер. АКТ (видны наши следы)

Петля и полочка на бараньих лобиках пер. АКТ

Далее по прежнему по опсыпям бараньих лобиков спускаемся на ледник. Ледник пологий, лед рыхлый, ноздреватый, значительная часть покрыта моренным чехлом. С пол часа идем без кошек, затем одеваем кошки и, постепенно спускаясь, пересекаем ледник к его правому борту. Над концом ледникового языка переходим на срединную (которая вскоре сливается с правыми боковыми) морену справа по ходу, и по морене спускаемся с ледникового языка. Спускаемся далее по долине орографически правым берегом Кичкинекола до первого большого камня.

Пер. Светлый (1Б*, ~3400 м., первопрохождение).От камня час поднимаемся прямо вверх крутыми травянистыми склонами, пока не выбираемся на самую нижнюю ступень безымянной висячей долины. Еще за полтора часа травянистыми склонами выбираемся на террасы, с которых на нижнюю ступень стекает ручей. На террасах удобные ночевки, которые не видно ни из долины, ни со стороны пер. Чипер-Карачай.

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра)

Первый и второй большие камни в долине р. Кичкинекол

Нижняя ступень долины, ведущей к перевалам ФАФТ и Светлый со стороны р. Кичкинекол

На утро (выход в 8.15) траверсом двигаемся к орографически правому борту долины, чтоб выйти к своебразному проходу в крутых склонах над террасами. Переходим на орографически правый берег текущего через проход ручья и продолжаем подъем. За проходом путь преграждает концевая морена когда-то спускавшегося по долине ледника; идем на громадную каменную глыбу у орографически правого края морены. Травянистыми склонами и старыми слежавшимися осыпями обходим морену. Нам открывается следующая ступень и мы движемся вдоль орографически правого борта долины. На некотором расстоянии справа по ходу оставляем большое травянистое поле, через которое течет ручей (45 минут пути от нашей ночевки). Поле находится по центру долины, возможна ночевка. По прежнему продвигаясь вдоль долины, начинаем забирать вверх по склону. Через пол часа становится выгодным повернуть в направлении орографически правого склона и двигаться на характерное понижение в гребне северного отрога ГКХ.

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра)

Верхняя ступень долины, ведущей к перевалам ФАФТ и Светлый со стороны р. Кичкинекол

Вид с перевала Светлый на путь подъема по долине

Седловина пер. Светлый с пер. ФАФТ

Во время подготовки к походу нами было найдено, что в 1971м году на перевал радиально вышла группа М. М. Халипа.

Из его отчета: "Седловина, на которую мы поднялись, является общей для двух "цирков". Спустившись в левый, возможно, попадём в д.р. Уллу-Озень, а в правой части седловины находится наш "искомый" перевал Фафт, который ведёт из д.р. Кичкинекол в д.р.

Ненскрыра.". "Насквозь" перевал очевидно не проходился, так как в то время классической считалась связка ФАФТ-Ненскра Зап., соединяющая те же цирки, только в обход через ГКХ. Учитывая, что на фотографиях последних лет с положением перевала ФАФТ сплошная неразбериха (все его видят, но никто не ходит), один из участников нашей группы проверил соседнюю седловину. Она действительно ведет на южную сторону ГКХ, на перевале памятная табличка (ВАМ, ГРУДЬЮ ЗАСЛОНИВШИМ ПЕРЕВАЛЫ КАВКАЗА, комсомольцы НИИСА, Минск 1976) и тур, в котором обнаружена записка группы из Литвы о выходе на пер. ФАФТ, очевидно,1994 г.
Записку сфотографировали и оставили в туре. Учитывая, что ни в отчетах, ни на фотографиях прохождения безымянной седловины в северном отроге ГКХ не отмечено, на правах первопрохождения предлагаем данному перевалу название "Светлый"*. В туре оставлена записка соответствующего содержания.

Контрольная записка на пер. ФАФТ

* Вариант названия "ФАФТ Сев." отклонен во избежания путаницы - две седловины, хоть и находятся рядом, соединяют совершенно разные цирки.

Со стороны долины реки Уллу-Озень скалы прямо под площадкой крутые и сильно разрушенные - повышенная камнеопасность. Для организации спуска необходимо спуститься ниже по гребню (метров 30). В этом месте на ту сторону уходят ровные гладкие плиты крутизной около 500. Вешаем на балду на гребне расходную петлю и дюльфером спускаемся на ледник (40 м). Спустившись, надо сразу же доставать ледорубы, так как снежный склон под скалами весьма крут (около 400) и состоит из

Путь по леднику Уллу-Озень с пер. Светлый

Пер. Светлый с востока

того же твердого гладкого фирна, что и в предыдущем цирке. На склоне достаточно мало камней и периодически можно идти по свежевыпавшему снегу, который не выметает из желобков и неровностей, однако, возможно, на этом участке целесообразно перестраховываться и надевать кошки. Вскоре склон выполаживается и мы идем по пологому открытому леднику (рыхлый ноздреватый лед, кошки не нужны) в направлении предполагаемого продолжения отрога вершины 3550. Двигаться нужно на самый конец этого отрога, но его пока что не видно из-за перегиба ледника. Через пол часа движения по леднику показывается конец отрога, в леднике начинают появляться узкие неглубокие трещины, но кошки по-прежнему не нужны. Пол часа, и мы доходим до отрога. Язык ледника Уллу-Озень орографически слева от отрога вершины 3550 далее становится круче и мы переходим на осыпи левого склона отрога вершины 3550. Еще через пол часа путь нам преграждают бараньи лобики, однако в этом месте язык ледника выполаживается. Еще за пол часа перебираемся по мостику (в другой год может и не быть) через рандклюфт, с легким сбросом высоты пересекаем язык ледника (рыхлый лед со вмерзшими камешками, кошки не обязательны), спускаемся по осыпям вдоль орографически левого края языка ледника, а затем левым берегом стекающего с ледника потока на травянистое выполаживание.

Спуск с ледника Уллу-Озень

Устраиваем перекус. С выполаживания движемся напролом вниз по склону, продираясь через заросли рододендронов и пару раз переходя ручьи, во множестве стекающие из-под ледника Уллу-Озень. Через некоторое время находим пусть слабую, но тропу. Час спуска от выполаживания, и мы у р. Уллу-Озень.

Выход с маршрута и отъезд.
Орографически левым берегом р. Уллу-Озень ведет хорошая натоптанная тропа. Судя по карте, основная тропа идет орографически правым берегом реки, однако в том месте, где мы спускаемся к Уллу-Озеню, редкая птица долетит до его середины, так что принимаем решение идти по тропе левым берегом. Через некоторое время проходим мимо лошадей и пытаемся разминуться с целым стадом яков. Получается с трудом: вместо того, чтоб освободить нам тропинку, они пытаются убегать от нас вниз по долине. Примерно когда справа по ходу показывается ущелье Уллу-Кама, наша тропа слабеет и периодически вообще теряется. Начинается сосновый лес.

Пройдя еще немного, находим надежную переправу по бревну. Как мы позже увидели, орографически левый берег Уллу-Кама после впадения Уллу-Озеня становится очень крутым: к нему прижимается северный отрог ГКХ, являющийся водоразделом Уллу-Озеня и Кичкинекола. При этом он порос лесом и если там и будут какие-то тропинки, то скорее всего только звериные. Так что рекомендуем не надеяться на мост через Уллу-Кам, по которому идет дорога из Кичкинекола, и искать упомянутую переправу по бревну. За упомянутым мостом через Уллу-Кам застава пограничников, по словам местных они там есть, но нас при этом не останавливали. Дальнейший спуск по долине проходит по хорошей грунтовой дороге.

Отдельно стоит упомянуть остатки грузинских поселений выше впадения Чирикола, придающих долине необыкновенный колорит, и исключительно гостеприимного горца в коше там же. Отъезд из Учкулана утренним рейсовым автобусом.

Выводы и рекомендации.

1) Маршрут получился короткий, но логичный и сбалансированный. Если идти без заброски, как мы, то рюкзаки в начале тяжеловаты, но в целом это абсолютно реально. График маршрута можно без труда построить так, чтобы не задерживаться в небезопасной долине р. Кичкинекол.

2) К августу на восточной стороне Таллычата у снежника в левом от отрожка кулуаре вытаяла вся середина. Возможно, имеет смысл спускаться по правому от отрожка кулуару: там снежник такой же, как в 2005м. Таким образом, там будет достаточно 2 х веревок, а не трех, как в левом кулуаре, по которому спускались мы.

3) Совершено первопрохождение перевала в северном отроге ГКХ, разделяющем бассейны рек Уллу-Озень и Кичкинекол. Для перевала предложены название "Светлый" и категория сложности 1Б*. По характеру и продолжительности препятствий напоминает пер. Квадратный (1Б*) при прохождении через ледник Двуязычный. Для прохождения рекомендуется иметь на группу веревку 50м и такой же репшнур для сдергивания, а также каждому участнику систему, спусковое устройство/кулачок (в зависимости от направления прохождения), каску, кошки и ледоруб. Перевал представляет собой кратчайший путь из верховий долины реки Кичкинекол в долину реки Уллу-Озень. При движении со стороны перевалов АКТ и Буревестник пройденный перевал логичнее и техничнее перевалов Кичкинекол Восточный (1А) и Кичкинекольское Седло (1Б) севернее в том же отроге. Перевал идеален при дальнейшем движении в направлении перевалов Азау и Хасанкой-Сюрюльген.

Приложение 1. Нитка маршрута.

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу (Гвандра)

Источник : "https://www.tkg.org.ua/node/18995" rel="nofollow"