23 сентября 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: III

Отчет о горном походе 3 категории сложности

по Центральному Кавказу (Дигория)

группы туристов из г. Витебска,

совершенном с 6 по 15 июля 2014 г.

Нитка маршрута:

пос.Ахсау – ночевки «7 братьев» - л.Южный Беляг –

пер.Кедрина (2А, 3690) – л.Айхва – пер.Светлова (1Б, 3640) – д.р.Урух – д.р.Гебидон – пер.Авсанау (1А, 3050) – л.Бартуй – пер. Цагардор (1Б, 3450) – д.р.Фастагдон – пер.Фастаг (2А, 3640) – д.р.Караугом - пос.Дзинага

Маршрутная книжка №13Г-2014

Руководитель Шипунова Е. А.

Отчет подготовила Шипунова Е.А.

Фото Андрей Смирнов (videosmirnov@list.ru)

1. Общие данные о походе

Протяженность маршрута: 144 км

Количество пройденных категорийных локальных препятствий: 5 из них: 2А – 2, 1Б – 2, 1А - 1

Максимальная высота: 3690 м (перевал Кедрина, 2А)

Максимальная высота ночёвки: 3600 м (осыпной гребень, разделяющий ледники Айхва Зап. и Вост.)

Маршрут утверждён: Витебская областная МКК 1 июля 2014 года

Продолжительность маршрута: 10 дней

Количество участников: 6 человек

Состав группы:

Отчет о горном походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Дигория)

Общая идея и подготовка к походу

Идея похода по Дигории зародилась еще несколько лет назад, но постоянно откладывалась: сначала в виду недостаточной подготовки группы потом в виду открывшейся возможности похода на Тянь-Шань. Но вот настал час и для этого чудесного района!

Подготовка началась зимой. К январю месяцу было прочитано несколько десятков отчетов по горным походам в районе Дигория. В феврале-марте была составлена приблизительная нитка маршрута и определены участники. Таким образом к моменту подачи документов в пограничное управление ФСБ Северной Осетии (к началу мая) была полностью сформирована группа и определен точный маршрут.

Основная идея похода – прохождение интересного, познавательного, спортивного маршрута в новом для нас районе Кавказа – Дигория. Из рассказов опытных «горников» мы получили общее представление о районе и его высокой технической сложности. Поэтому маршрут выбирался с поправкой на безопасность. Опыт у участников был различный: от практически новичков, сходивших всего в один горный поход до опытных участников, за плечами которых полтора десятка походов. Однако бывалых оказалось гораздо больше, что и позволило без особых трудностей и отклонений от плана пройти маршрут.

Обеспечение безопасности и тактика прохождения

- Участники прослушали инструктаж по технике безопасности в горах;

- Выбранный маршрут соответствовал теоретическому и практическому уровню подготовки и физическим возможностям участников (см. тур. опыт); Был разработан график, соответствующий физическим возможностям группы;

- У руководителя имелась схема движения, информация по характеру рек и ледников, описания всех основных препятствий; учитывалась возможность схода с маршрута в случае необходимости;

- Руководитель группы предполагал прогноз погоды на данный период сезона;

- Была проверена экипировка участников, личное и групповое снаряжение, наличие продуктов питания в должном размере;

- Была заполнена и оформлена необходимая документация (маршрутные книжки, подписи по знанию техники безопасности каждым участником группы);

- На серьезных участках маршрута - пер. Кедрина и пер. Фастаг был сделан акцент;

- В процессе всего маршрута группа не растягивалась на большие расстояния, передвигалась компактно;

- Группа соблюла контрольные сроки возвращения с маршрута.

Транспортная характеристика района

Подъезды в данный район не представляют особой сложности. Однако в связи с событиями в Украине нам пришлось изменить первоначальный план доезда. Вместо прямого поезда нам пришлось ехать до Москвы и пересаживаться на поезд Москва-Владикавказ, теряя время и деньги. Но, к сожалению, других вариантов не оставалось. Во Владикавказе был заранее заказан трансфер до точки начала маршрута.

Обзорная схема маршрута

Карта маршрута

2. Дневник похода и технические описания препятствий

05 июля – день 0

9 утра. Под неадекватные и очень громкие разговоры мамы с дочкой, подсевших к нам в Ростове, мы медленно приближаемся к Владикавказу. Через полчаса на перроне отбиваемся от толпы таксистов, обещающих нам «за недорого и комфортно» довезти нас до Тбилиси или Батуми. Треть нашей группы подъезжает в 13.17, поэтому мы размещаемся в здании вокзала. Нам есть, чем занять время: идем на рынок за овощами-фруктами для сегодняшнего праздничного ужина, формируем заброску, докупаем мелочи, которые забыли дома. За этими хлопотами не заметили, как прошло 4 часа. Радостное воссоединение группы и загрузка в Газель. По поводу пропусков и трансфера договорились заранее с Русланом Дзодзиевым (doorsun@mail.ru тел.+7(918) 821-36-80)

Путь предстоит длинный, ибо дороги в Северной Осетии оставляют желать лучшего. Мы делаем 2 заброски: первая на т/б «Ростсельмаш» на второе кольцо нашего путешествия, вторая в пос.Дзинага, ее мы заберем после окончания похода по Дигории и повезем на Эльбрус. Таким образом, оставив обе заброски, возвращаемся в пос.Ахсау в 18.50.

Время уже довольно позднее, поэтому поднимаемся по дороге, начинающейся на ор. левом берегу р.Белягидон, в районе 20 минут, переходим мост и останавливаемся на поляне с фургончиком. Тут мы готовим ужин с картошкой, салатом, дыней и всем тем, что не доели в поезде. Много. Вкусно. Весело. Как сказал наш Антон: «Наконец-то я буду спать под звук не выключенного крана!» Действительно, речка журчит убаюкивающе.

06 июля – день 1

Для разминки подъем дежурных в 6.00. Разбираем продукты, завтракаем, долго упаковываемся. Выход в 8.40. Начинаем движение по гравейке, перескакивающей по многочисленным мостам с одного на другой берег Белягидона. Минутах в 20 от места нашей ночевки есть очень уютные стояночки слева от дороги. Жаль, чуток не дошли до них. Для первого дня переходы делаем по 30 минут с отдыхом 10-15 минут. На привалах настраиваем новые рюкзаки, перешнуровываем новые ботиночки (в этом году группа вся в обновках =))

Через 2 часа выходим из леса, продолжаем движение по лугам вдоль лиственных деревьев на левом берегу реки. Дорога постепенно переходит в тропу. На 20 минут нас задерживает поляна, устланная спелой земляникой гигантских размеров. Наевшись пригоршнями ягод, повеселевшие отправляемся дальше. Переходим по камням ручейки и речушки, стекающие с левого борта долины. Виднеется разрушенное строение нашего века, а следом, минут через 20, строение уже гораздо более ранних веков. К 13.20 подходим к ригелю долины: высокая скальная ступень, с которой падают вниз 3 водопада. Тут у большого камня делаем обед. Солнце периодически прячется, а над нами проплывают дождевые облака. Ветер холодный.

Выходим в 15.30. Минут через 10 начинается сильный дождь, гремит гром, ветер усиливается. Делаем разведку на объект мест для ночевки. Таковых на каменисто-травяных буграх под водопадами не оказалось. Делать нечего, решаем идти до первых стоянок. Водопады обходим справа по ходу, вдоль самого правого ручья. Тропы нет, туров тоже. Путь до взлета неприятный – камни средних размеров в зарослях кустарника и колючек.

Фото 1: подъем по р.Белягидон до места ночевки

За 2 часа поднимаемся от места обеда к первым ночевкам над водопадами в ор. левой части террасы. Мест под палатки не много, до воды метров 70, да и вода в Белягидоне мутная. Но делать нечего, погода совсем испортилась, да и для первого ходового дня переход сделали значительный – все устали. Ужин «на свежем воздухе» пришлось перенести в штаб – большую палатку, ибо тент сорвало сильным ветром. Дуги палатки гнутся, сверху льет дождь, а внутри тепло, сыто и весело.

07 июля – день 2

Подъем дежурных запланирован на 5.00. Всю ночь в нашем ущелье хозяйничает непогода. Подъем откладывается до 6.30, когда наконец прекращается дождь и появляется солнце. Завтракаем, параллельно сушимся и выходим в 9.00. Держимся ор. левого борта долины, преодолеваем небольшие маренные валы. Сначала тропа отсутствует, но позже появляются туры. По камням переходим один из рукавов Белягидона на ор. правый берег. Через 40 минут после выхода останавливаемся на террасе с большим количеством не очень хороших стоянок. Отдыхаем 15 минут и продолжаем движение вверх. Очень сильный ветер. Мои 45 кг. сдувает, хорошо, что на мне рюкзак =)

К 10.30 выходим к стоянкам «7 братьев» - 7 гигантских валунов, лежащих на ровной террасе. Стоянки просто великолепные!!! А главное, защищают от сумасшедшего ветра. К сожалению, не дошли до них вчера. У «7 братьев» сливаются две речки: одна с северо-запада с л.Беляг Сев., вторая с юго-запада с л.Беляг Юж. Немного посидев в затишке, выходим вдоль юго-западного притока по ор. правому берегу.

Отчет о горном походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Дигория)

Фото 2: ночевки «7 братьев»

Фото 3: путь подъема к л.Южный Беляг

Фото 4: путь подъема к л.Южный Беляг

Через 30 минут мы на ровном поле, по которому бегут ручьи. Переходим их по камням и сразу начинаем набор высоты на огромную осыпную ступень. Еще 30 минут и мы выходим на конечные марены л.Беляг Южный. Тут, после разведки, среди снежников на каменистых площадках недалеко от массива бараньих лбов ставим палатки. Время 13.30.

Решаем не идти на перевал сегодня. Уж очень не хочется брать 2А во второй половине дня, да еще и погода портится. Как уже заведено, ближе к 15.00 начался дождь, ветер не прекращается. Тут мы обедаем, досыпаем то, что не доспали этой ночью, ужинаем и в промежутках между дождем любуемся ледником Южный Беляг, окружающими нас вершинами и перевалами. Отбой в 21.00, но засыпаем только после долгих разговоров.

08 июля – день 3

Перевал Кедрина

Категория: 2А

Высота: 3690 м.

Расположение: Расположен севернее вершины Айхва, соединяет долины рек Белягидон и Хазныдон, ведет с ледника Беляг на ледник Айхва.

Схема Google Earth: пер.Кедрина и пер.Светлова с юго-востока

Дежурные просыпаются в 5.30. Сегодня им повезло: уже в такую рань наши ночевки на 3450м освещены солнцем. Вставать в хорошую погоду как-то повеселее. Выход в 8.00.

Бараньи лбы, под которыми мы стояли, обходим слева по ходу движения. Поднимаемся по снежнику и выходим и выходим на ледник Южный Беляг правее крутого ледового лба. По возможности стараемся идти по маренным выносам, т.к. снег уже размяк. За 2 перехода от места ночевки подходим к перевальному взлету – 200 м разрушенных скал крутизной 25-35Рассматриваем 2 варианта  прохождения перевала: 1-ый – траверс по скалам с севера на юг; 2-ой – в лоб по крутому снежно-осыпному кулуару. Выбираем 2-ой вариант: во-первых, снежник в кулуаре чистый, что говорит о малой камнеопасности; во-вторых, хоть скалы на траверсе и смотрятся проходимыми, по описаниям на скалах лежит тонкий слой мелкой осыпи, что сильно усложняет движение и создает опасность при работе с веревками.

Отчет о горном походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Дигория)

Фото 5: путь подъема на пер.Кедрина (черными линиями обозначены перильные веревки)

Начинаем подъем по кратчайшему пути до снежника в кулуаре. Скалы сильно разрушены, не держат, сыпуха под ногам весьма не приятная. Несколько участках проходим свободным лазаньем. Долго приходится выбирать дальнейший путь подъема. Целый час потратили на «корячение» по скалам до снежника.

Фото 6: прохождение участка разрушенных скал при подъеме на пер.Кедрина

Фото 7: подъем на пер.Кедрина. Вторая перильная веревка

На снегу повесили 2 перильные веревки по 50 метров. По ним уже шли с удовольствием, наслаждаясь процессом. В 12.40 вся группа собралась на перевале. Тур – на скалах чуть южнее седловины. Прячемся от штормового ветра за скалами на стороне ущ.Белягидон. Сняли записку т/к МГТУ им.Баумана от 12 июля 2012 года.

Фото 8: группа на пер.Кедрина

В 13.10 начинаем спуск по крутому осыпному склону. Через 50 метров выходим на ледник крутизной 30. Снег мягкий, идти легко. Кто-то выбирает самый простой, быстрый и любимый способ спуска – на попе скатывается на ровное плато ледника. Но, конечно, такой способ годится только до середины июля)

Фото 9: спуск с пер.Кедрина

Еще за 10 минут пересекаем л.Вост.Айхва и в 13.45 раскладываемся на осыпном гребне, разделяющем ледники Айхва Зап. и Вост. Светит солнце, открываются великолепные виды на ледники Сев. Галдор и Хазны, на пик Загадок, на вершину Галдор  Гл., рядом перевал Загадок и наш следующий перевал Светлова. Обедаем. Вода вытекает из снежника в 50 метрах ниже стоянок. Времени у нас достаточно, а из такой красоты уходить не хочется. Ночуем. Весь день нас радует солнце. А ночью хулиганит сильный ветер. Но мы уже научились спать, не замечая его.

Фото 10: ночевка на осыпном гребне между ледниками Айхва Вост. и Зап.

09 июля – день 4

Перевал Светлова

Категория: 1Б

Высота: 3640 м.

Расположение: Расположен западнее вершины Айхва, соединяет долины рек Хазныдон и Урух.

Схема Google Earth: пер.Кедрина и пер.Светлова с северо-запада

Подъем дежурных в 5.00. Все вокруг засыпано снегом, в том числе и наши палатки. Холодно. Завтракаем, собираемся, надеваем обвязки и выходим в 7.40.

Фото 11: ночевка на осыпном гребне между ледниками Айхва Вост. и Зап.

За 15 минут добегаем по ровному плато ледника до перевального взлета. Наш перевал еще в тени, поэтому снег твердый, не проваливаемся, как это было вчера. Весь перевальный взлет, 70 метров снега крутизной 30подрезан бергшрундом. Но в настоящее время снега много и он забит практически полностью. На всякий случай провешиваем 20 метров веревки через берг. Ступени рубятся хорошие, глубокие, поэтому идем без кошек.

Отчет о горном походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Дигория)

Фото 12: путь подъема на пер.Светлова (черная линия – перильная веревка через бергшрунд)

Фото 13: подъем на пер.Светлова

В 8.25 вся группа собирается на перевале. Сняли записку т/к «Планета» г.Ростов-на-Дону от 22.08.2013. Совершаем все перевальные ритуалы: фотографируемся, съедаем шоколадку и начинаем спуск прямо вниз.

Фото 14: группа на пер.Светлова

Сначала 50 метров серпантинами по средней осыпи, потом выходим на снежники и скатываемся вниз. Таким образом, чередуя снег с крупноосыпными маренами, за 45 минут спускаемся к первым хорошим стоянкам рядом с валунами.

Фото 15: маршрут спуска с пер.Светлова

Продолжаем движение по маренам. Тропа есть, довольно набитая и отмеченная турами. Спуск крутой и временами весьма неприятный, особенно когда трава сменяет камни. По «зеленке» тропа идет по гребню, между двумя ручьями. За 2,5 ч. ЧХВ от перевала доходим до нижней террасы, на которой расположены два коша. Чуть выше левого (нового) дома становимся на обед у ручья. Тут тропа теряется. По траве выходим на дорогу, выводящую к более старому кошу – там начинается хорошая дорога, ведущая к т/б «Ростсельмаш».

Фото 16: пер.Светлова с нижних ночевок на морене

Фото 17: спуск с пер.Светлова в долину Урух

Фото 18: спуск по долине Урух к т/б «Ростсельмаш»

Внизу, в каньоне, бушует река. Встречаются отдыхающие, которым надоело сидеть на базах отдыха. За 2 часа ЧХВ от обеда подходим к т/б «Ростсельмаш», где забираем заброску. Запаковываем ее в рюкзаки и к 18.20 спускаемся четь ниже турбазы на хорошие стоянки в соснах у реки. Ноги на этом спуске сбили жутко. Болит все и у всех! Икры, бедра, голеностопы, колени, пятки… Даже у наших звезд спорта.

10 июля – день 5

Сегодня дневка! Кроме обычных помывочно-постирочных мероприятий цель на сегодня – найти варианты переправы через р.Харес. По описанию мост есть в пос.Куссу, что в паре километров ниже т/б «Ростсельмаш». Мост действительно есть, но ведет он не на другой берег, а на островок, за которым еще один рукав. Рукав этот довольно сильный и просто вброд его не перейдешь. Поэтому использовать этот мост можно только тогда, когда воды в реке мало. Спрашиваем у местных – говорят, что существует еще один мост на базе отдыха «Порог неба», но туда пускать не хотят. Идем на базу отдыха и договариваемся с администрацией. Всё! Вопрос решен, теперь можно спокойно отдыхать.

Отчет о горном походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Дигория)

Фото 19: ночевка возле т/б «Ростсельмаш»

Вечером решаем посетить замечательное место. Недалеко от б.о. «Порог неба». Как бы сейчас сказали: «Очень аутентичное место»! Место действительно колоритное – с одной стороны скала, с другой речка, хозяйская хижина и 2 беседки. Отужинав гигантскими осетинскими пирогами с мясом и сыром, мы оттуда просто выкатываемся.

11 июля – день 6

Подъем дежурных в 6.00. Выход в 8.30. Радостно завтракаем под соснами. Следующий раз мы будем кушать под деревьями дней через пять. Обмениваемся любезностями с соседями-ростовчанами и выдвигаемся в путь.

За полчаса доходим до б.о. «Порог неба». Для этого возвращаемся чуть выше по реке, откуда пришли позавчера. Напоминаем сторожу о вчерашней договоренности и проходим по территории базы отдыха, пересекаем реку по мосту, двигаемся в направлении водопадов «Три сестры» мимо строящихся домиков базы. В момент, когда дорога начинает круто забирать вверх, а линия канатной дороги остается справа по ходу движения, важно не пропустить тропу, уходящую влево к реке!!! Эта тропа с дороги не просматривается и ее начало приходится искать среди кустарников и криволесья. На разведку у нас уходит 15 минут и в 9.30 начинаем движение по тропе. За 20 минут доходим до моста через Гебидон. Тут по описаниям должна быть небольшая застава пограничников, но мы видим лишь предупреждающую надпись о пятикилометровой приграничной зоне и обязательном наличии пропуска. От моста тропа начинает круто набирать высоту. Постоянно идем параллельно реке, которая шумит где-то внизу справа по ходу движения, на расстоянии 50-100 метров от нее. Сама тропа хорошо набитая, но вдоль нее возвышается буйная растительность, что сильно усложняет путь. Через 3 перехода, продираясь сквозь 1,5-2 метровые заросли, выходим из зоны леса. Тут тропа периодически теряется, ориентируемся по реке и редким турам.

Фото 20: направление движения к пер.Авсанау от места ночевки в дол.Геби-Бартуй

В 13 часов останавливаемся в камнях у ручья, стекающего с ор. правого борта долины, и готовим обед. Не торопимся – пережидаем жару. Через 2 часа продолжаем путь – остается совсем немного, в районе часа. Поднимаемся на очередную ступень ступень долины и в 16.30 разбиваем лагерь на ровных площадках недалеко от маленького деревянного сарайчика, там, где от основной долины влево по ходу отходит еще одна небольшая долинка – нам туда!

12 июля – день 7

Перевал Авсанау

Категория: 1А

Характер: травянисто-осыпной

Высота: 2900 м.

Расположение: Расположен в отроге ГКХ, соединяет долины рек Гебидон и Бартуй.

Схема Google Earth: пер.Авсанау с востока

Подъем в 6.30. Выход в 8.30. Забираем на восток в долинку. Тропа отсутствует, идем по направлению к повороту долины (35 минут). За поворотом (на юг) направо по  ходу движения начинается ощутимый набор высоты. Туры периодически встречаются вдоль ручья. Подъем по травянисто-осыпным буграм довольно утомителен  - все время ждешь, что следующий холм последний – и занимает 2-2,5 часа.

Седловина перевала (самое правое понижение в гребне) – травянистое поле, слегка под наклоном. Тур находится в центре этого поля. Сняли записку т/к «Крокус» г. Краснодара от 13.08.2013. С перевала открывается вид на Бартуйский ледник, на перевалы Электрон, Цагардор, Красивый, на вершины Цихварга, Лагаута.

Спуск (начинаем в 12.20) проходит по крутым зеленым склонам. Открывается вид на перевал Короткий, который находится южнее перевала Авсанау. С травянистого склона выходим на острый гребень левобережной морены ледника Бартуй. Спуск сюда с седловины занял около 30 минут. Внизу левее виднеется красивое озеро. Чтобы выйти на ледник, проходим несколько сотен метров вправо по гребню, двигаясь в сторону верховьев ледника. Здесь конгломератный склон морены становится достаточно пологим. Выходим на ледник, пересекаем одну часть ледника Бартуй, моренный вынос, потом другую часть ледника. Взбираемся на высокий моренный вал у правого края Бартуйского ледника и выходим к озеру со снежником в его южной части – месту нашей ночевки.Высота 2900. Время 15.00.

Фото 21: ночевка у озера 2900 м на правобережной морене л.Бартуй

13 июля – день 8

Перевал Цагардор

Категория: 1Б

Высота: 3450 м.

Расположение: Расположен в отроге ГКХ, соединяет долины рек  Бартуй и Фастагдон, ведет с ледника Кушдарх на ледник В.Цагардор.

Схема Google Earth: пер.Цагардор с востока

Схема Google Earth: пер.Цагардор с юго-запада

В 5.00 дежурные уже раскочегаривают горелки. Утро довольно теплое для высоты 2900 и при отсутствии солнца (до наших стоянок оно дойдет очень поздно). Выход в 7.30. Спускаемся к реке, стекающей с л.Электрон, переходим ее по камням и начинаем набор высоты по очень крутому осыпному склону. Каждый выбирает путь по своему вкусу, дабы не сыпать камни на идущих ниже. Подъем довольно трудоемкий и совсем не приятный.

Фото 22: направление подъема к пер.Цагардор

Фото 23: вид с пер.Авсанау

В 8.45  вся группа собирается у языка л.Кушдарх. Тут есть не очень хорошие ночеки. Надеваем кошки у левого ПХД края л.Кушдарх. Сначала поднимаемся по открытому леднику на выполаживание. Далее ледник закрытый, трещин почти нет, снег хорошо держит. Оставляем слева перевал Красивый и продолжаем траверсировать ледник вправо ПХД до огромной снежной мульды, в которую спускаемся под скалами.

Фото 24: подъем на пер.Цагардор

Еще один рывок вверх из мульды и мы на перевале в 11.15. На перевале очень ветрено, но все устали, поэтому отдыхаем 30 минут, спрятавшись за скалы. Сняли записку т/к «Планета» г.Ростов-на-Дону от 28.08.2013.

Фото 25: группа на пер.Цагардор

В 11.45 начинаем спуск. Есть две тропы: одна ведет вдоль скал и начинается непосредственно под перевальной седловиной; вторая – это крутая мелкая осыпь начинается в 30 метров севернее тура. Выбираем вторую, так как она больше похожа на  спусковую. 150 метров снежника сбрасываем быстро, так как медленно и не получится: ставишь ногу и едешь. Место очень камнеопасное, поэтому идем парами. Далее по крутым снежникам и осыпям левого борта долины спускаемся ниже языка л. Вост. Цагардор, оставляя его справа. Тут мы переходим реку на правый берег. Начинается дождь, погода портится. На выполаживании  под языком ледника есть места для стоянок. На них мы и готовим обед (1,5  ЧХВ от перевала).

Фото 26: спуск с пер.Цагардор

Фото 27: путь спуска на восток с пер.Цагардор

На обеде погода нас радует: облака уходят, дождь прекращается и выглядывает солнце. Но стоит нам выйти с места обеда, как плотное облако опускается в долину. Идем по правобережной марене л. Вост. Цагардор. Пока тропа проходит по гребню, спускаемся без особой опаски, просто не отставая друг от друга. Но минут через 20 тропа исчезает. Мы знаем, что где-то тут нужно сходить вправо и искать скалы, под которыми притаилось великолепное озеро 2696 м. Чтобы не промахнуться, решили остановиться и подождать, пока уйдет облако. Видимость 15 метров. Ждем 20 минут и продолжаем спуск. Через четверть часа справа угадываются характерные скалы. Траверсируем к ним и находим то, что искали. Сначала купание, потом все остальное. Сегодня не повезло дежурным – заканчивать готовку приходится под сильнющим ветром и крупным градом.

Фото 28: ночевка на озере 2696 м

Ужин снова в тесной компании в «штабе». Любуемся красавцем л.Харисдор и немного волнуемся, начитавшись отчетов о страшных камнепадах с «чемоданами» по 2 метра.

14 июля – день 9

Перевал Фастаг

Категория: 2А

Характер: снежно-ледовый

Высота: 3640 м.

Расположение: Расположен в отроге ГКХ, соединяет долины рек Фастагдон и Караугомдон, ведет с ледника Харисдор на ледник З.Караугом.

Схема Google Earth: пер.Фастаг с запада

Подъем в 5.30. Выход в 7.45. Идем по гребню вдоль озера и у самой южной его оконечности начинаем спуск на плоскую террасу, по которой разливаясь многочисленными ручьями течет р.Фастагдон. Пересекаем реку по камням без особых трудностей.

Фото 29: путь к пер.Фастаг от места ночевки на озере 2696 м

Фото 30: пер.Фастаг с запада. Прохождение ледника Харисдор

К 8.20 подходим к крутому лавинному конусу под скалами правее ПХД большого красивого ледопада. Пока идем без кошек. Не смотря на утро снег мягкий и ступени формируются хорошо. За 15 минут проходим лавинный конус, дальше идет участок разрушенных скал (30 м), раньше тут был снежный мост, но сейчас мы перебегаем на основное тело ледника по камням. Надеваем кошки и каски, решаем не связываться, так как по многочисленным описаниям кроме основных зон разломов, которые открыты и хорошо видны, трещин на леднике нет.

Фото 31: ледник Харисдор

Забираем влево ПХД, огибаем одну зону разломов, потом вправо, огибая другую. Выходим под перевальный взлет – снежный склон крутизной 35-40. Со снега сразу выбираемся на скалы перевальной седловины. От выхода на ледник 2,4 ЧХВ.

Сняли записку т/к «Вестра» г. Москва от 9 июля 2012 года. С перевала открывается чудесный вид в обе стороны: на наш предыдущий перевал Цагардор, а также перевалы Электрон и Геби-Бартуй, который совсем не кажется «единичной Б». В другую сторону – на хребет Соудор.

Фото 32: группа не пер.Фастаг

Начинаем спуск в 11.50. По крутым разрушенным скалам забираем вправо (50 м) и выходим на снег.  Склон очень крутой - 40 но снег мягкий и глубокий, поэтому без особых проблем за 15-30 минут (в зависимости от способа спуска =)) сбегаем на конечную морену ледника. Если бы снега было меньше, то на этом участке пришлось бы провешивать не менее 150 метров веревки.

Фото 33: вид с пер.Фастаг на восток. Крутой участок спуска

Фото 34: начало спуска с пер.Фастаг по конгломерату

Дальше путь проходит по камням вниз, немного забирая влево. Появляется трава. Чуть ниже, на зеленом бугорке возле ручья останавливаемся на обед. Время 12.40. Отсюда открываются великолепные виды на ледники Караугом и Караугом Западный, на вершину Ногкау и висячий ледник на ней. Выход с места обеда в 14.30. Продолжаем движение вниз и влево. Вдоль «бараньих лбов» спускаемся по ручью до выполаживания в кармане марены, идущей вдоль л.Караугом.

Фото 35: ледник Западный Караугом

Фото 36: спуск в долину Караугом

Фото 37: спуск в долину Караугом

Дальше следуем на северо-восток почти не теряя высоты. Тропы нет. Подходим к месту, где ручей резко уходит вниз. Разведка показала, что тропа начинается на гребне холма, идущего в кармане марены. Чтобы попасть на эту тропу, спускаемся вдоль скалок по правому берегу ручья, потом по зарослям рододендрона выбираемся на тропу.

Время 16.00. Через 40 минут движения по тропе выходим на довольно пологую поляну с чистым ручьем, стекающим с левого борта долины. Тут долго сидим, так как нас накрыло облако и видимость не более 10 метров. К 17.30 немного развиднелось и мы решаем идти дальше до Райской поляны. Тропа хорошо набита, продолжаем идти по гребню левобережной марены. Внизу все так же тянется растресканная громада л.Караугом. Через 30 минут проходим «озеро» - лужу, как с картины Васнецова «Аленушка». Еще через 20 минут тропа обрывается – часть склона, подмытая ручьем, сошла вниз к Караугомскому леднику. Осторожно сползаем по зарослям рододендрона с гребня марены в ее карман, продираемся через криволесье. Под ногами болото. При выходе на тропу с этого небольшого участка надо быть осторожным – земля размыта водой и представляет нечто вроде зыбучих песков.

Отчет о горном походе 3 категории сложности по Центральному Кавказу (Дигория)

Фото 38: спуск вдоль ледника Караугом.

Вскоре заходим в лиственный лес, который постепенно сменяется хвойным. Теперь мы постоянно идем в густом тумане. Лес очень сырой и темный, моросит дождь. Пейзаж напоминает места обитания Бабы-Яги и Лешего из сказок Роу. К 19.00 выходим на более ли менее ровную полянку. Чуть дальше находим ручей с чистой водой и решаем ночевать тут.

15 июля – день 10

Подъем в 6.00. Погода ясная, от вчерашнего тумана не осталось и следа. Оказалось, что ночевали мы на Райской поляне. Просто не разглядели ее в густом тумане. Завтракаем за хорошим деревянным столом. Собираться не спешим, сушим вещи! Выход в 9.30. По тропе проходим 100 м выше родника – тут от основной тропы к реке отходит крутая дорожка. По мосту переходим р.Фастагдон на ор. левый берег.

Фото 39: мост через Фастогдон

Тропа продолжает идти по красивому лесу в кармане левобережной морены. За один переход подходим к потоку, стекающему с ледника Иська. Здесь через реку слабо натянута тоненькая веревочка. Решили не испытывать судьбу, спустились ниже, где поток разливается на множество ручьев и там перебрались на другой берег. Почти сразу через кусты (есть небольшой турик) вышли на тропу. Теперь мы идем не вдоль Караугомского ледника, а вдоль реки Караугомдон, вытекающей из него. Через час по мосту через реку переходим по правый берег.

Фото 40: мост через Караугомдон

Тропа великолепная, идем мимо полян, усыпанных земляникой, останавливаемся раз-другой, желающие вдоволь наедаются ягодой. На отрезке от моста через Караугомдон до поселка Дзинага есть несколько хороших стоянок рядом с чистыми ручьями. Мы их, к сожалению, проходим, так как нам сегодня нужно спуститься гораздо ниже. Лес заканчивается, мы выходим на дорогу. Здесь стоит погранзастава. Первые и единственные пограничники, встретившиеся нам за весь поход! На часах 12.45. Проверка документов затягивается на 2 часа. За это время успеваем высушить ботинки, загореть на солнце и изрядно проголодаться. Наконец, получив назад паспорта и пропуск, выслушав абсолютно справедливые замечания по оформлению документов, продолжаем свой путь сначала по самому поселку Дзинага, а после по дороге до детского лагеря.

В 16 часов расставляем палатки недалеко от фургончика-магазина, где мы оставляли заброску. До реки далековато, но стоянки на берегу максимально загажены=( Вода в реке мутная и для готовки не пригодная. Получается доже не каша с песком, а песок с кашей. Поэтому воду на обед просим у местных жителей. Вдоль основного потока есть более чистые ручьи. В них мы и стираемся, моемся, сушимся – завтра выход в цивилизацию.

Вечером знакомимся с зам. начальника детского лагеря и с бывшим спасателем, а ныне тренером по борьбе. Они радушно встречают нас и забирают кормить-поить в лагерную столовую. Сладкая молочная каша, курочка с картофельным пюре, свежий хлеб и добродушие хозяев покоряют нас и мы обещаем им вернуться. И обещание свое сдержим.

16 июля – день 11

Общий подъем в 5.00. Быстрый сбор рюкзаков. Завтрак, сухпаек, забираем с собой. В 5.50 стоим у ворот детского лагеря и ждем автобус. Старенький, полностью укомплектованный пассажирами «пазик» приходит только в 7 утра. Заполняем своими рюкзаками и собой все свободное пространство в автобусе и едем до пос.Чикола 2,5 часа. Спасибо терпеливым местным, которые ехали с нами. В пос.Чикола пересаживаемся на маршрутку до Нальчика, а оттуда до пос.Азау. Дальше у нас в планах восхождение на г.Эльбрус. Но это уже приятный бонус к удачно пройденному маршруту горного похода 3 к.с. по Северной Осетии, район Дигория. Отчет к которому вы только что прочитали.

3.1 Выводы по маршруту

За 10 дней пройден насыщенный в эстетическом, краеведческом и техническом плане поход 3 к.с. без отклонений от исходного маршрута. Пройдено 5 определяющих препятствий: 2А - 2 шт., 1Б - 2 шт., 1А - 1 шт. Большое количество снега позволило пройти большинство ключевых моментов “ногами” с самостраховкой ледорубом и без спец. снаряжения. Итого было провешено всего 3 веревки перил на снежных склонах. Пройдено 144 км. Группу считаю схоженной, что и позволило полностью пройти маршрут без экстренных ситуаций и послужило залогом успеха всего похода.

3.2 Рекомендации

Маршрут рекомендую для организации спортивныхпоходов. Необходимо иметь ввиду, что данный район –приграничная зона, поэтому должное внимание нужноуделить получению пропуска (за 2 месяца для иностранных граждан, коими мы, белорусы, являемся).

Для этого маршрута необходимо формирование заброски, что значительно облегчит общий вес рюкзаков и не займет много времени, так как до т/б «Ростсельмаш» идет относительно хорошая дорога.

3.3 Литература

Директор Л.Б. Высокогорные перевалы. Профиздат. Москва. 1990

Анисимов. Кабардино-Балкария. Соцэкгиз, 1937.

Отчет о горном походе (Голубев М. В., 3 к.с. , Центральный Кавказ, 2008)

Отчет о горном походе (Виданов В.Л., 4 к.с., Северная Осетия, 2007)

Отчет о горном походе (Коноваленко Ф., 3 к.с., Центральный Кавказ, июль 2012 г.)

С рюкзаком по Сугану - сборник описаний из разных походов.

Голубев М.В. Каталог перевалов.

Источник: "http://trekaddiction.ru/blog/_otchet-po-digorii-2014/" rel="nofollow"