9 июня 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Киргизия
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: VI

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту совершенном в июле-августе 2019г. Часть 1

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Участок 1 к. Узгаруш - р. Ляйляк - р. Аксу - пер. Урям проходной (1А, 3760) - р. Урям - пер. Ашат (1А, 4130) - р. Ашат - пер. Солнечный + пер. Сабах Зап. (1Б, 4350) - лед. Кырк-Булак - пер.Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) - рад. выход на в. Сабах (3Б, 5282, по ЮЗ гребню) - лед. Лягаргиф Зап. - пер. Коростылева (3А, 4518) - лед. Урям- рад. выход на стену пер. Урям (до высоты 4450) - лед. Урям - пер. Охотничий (1Б, 4150) - р. Карасу - р. Аксу

Участок 2 р. Аксу - лед. Акcу - рад. пер. Москальцева (2А, 4580)-лед. Аксу - пер. Блока Зап. (4850) + рад. п. Блока (5239, по ЮЗ гребню) (3Б*) - лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454, п/п) - рад. в. Аксу Сев. (3Б*, 5217, по В гребню) - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) - пер. Машенька (2А, 4730) - пер. Тро-Блок (2А, 4650) - лед. Дукенек - рад. пер. А. Блока (2А, 4398) - лед. Дукенек

Участок 3 лед. Дукенек - пер. Визбора (2А, 4520) - лед. Зап. Вадиф - пик Пирамидальный (до высоты 5270, по З гребню) - пер. Зап. Вадиф (3А, 4700) - лед. Асан-Усен - р. Карасу - пер. Карасу (н/к, 3700)пер. Кош-Майнок (н/к, 3280) - р. Орточашма - пер. Джалгычи (н/к,3595) - р. Джалгычи - пер. Акташ (н/к, 3780) - р. Акташ - пер. Бульджума (н/к, 2795) - р. Бульджума - к. Узгаруш

Условные обозначения и сокращения

В отчете используются общепринятые сокращения:

в., верш. - вершина,

ск.-ос. - скально-осыпной, сн. - снежный,

сн.-лед. - снежно-ледовый рад. - радиально

п. в. - первовосхождение

С - северный, Ю - южный, З - западный, В - восточный. а/л - альпинистский лагерь

ИТО - искусственные точки опоры

Если особо не оговорено, левая и правая стороны (склоны, борта, берега), указываются орографически.

Затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 40 минут. Для исчисления времени используется местное (Ошское) время. При указании времени единицы измерения могут отсутствовать, например, 07:45 обозначает 7 часов 45 минут.

Средняя длина веревки считается равной 55ти метрам (в группе было 2 веревки длиной 50 м и 2 веревки - 60 м).

Отметка высот ночевок и других характерных ориентиров нитки маршрута даны по показаниям спутникового навигатора (GPS).

Ссылки на другие разделы отчета приводятся в скобках с указанием номера раздела и главы. Страницы отчета пронумерованы по разделам, где первая цифра - номер раздела.

Анализ и особенности планирования маршрута

Общая идея похода, стратегия и тактика ее достижения, особенности, новизна

Участники команды давно мечтали побывать в горах Туркестанского хребта. Район манил своей красотой и уникальными гранитными стенами. Желание подкреплялось полными восторгов рассказами друзей альпинистов и просмотром фантастических фотографий в интернете. А так как предыдущий горный поход команды прошел в высоких и снежных горах восточной части Центрального Тянь-Шаня, пришло время для остроты впечатлений поехать в совсем другой по своей природе район.

Этот поход задумали как логическое продолжение технически насыщенного маршрута команды по Фанским горам, пройденного летом 2016 года. При этом, одной из задач была попытка прохождения сверхсложных для походов препятствий уровня альпинистских маршрутов 5Б к.с. Препятствия такого уровня уже проходились участниками группы в альпинистских экспедициях. Но одно дело сходить сложный маршрут радиально из комфортного базового лагеря и совсем другое в ходе длительного автономного похода, когда нет времени на полноценное восстановление и подгадывание погоды.

Можно рассуждать на тему, что такой туризм гораздо ближе к альпинизму, чем к классическим походам. Мы не согласны. Именно походный формат позволил объединить в одном маршруте 3 разных альпинистских района, таких как Ашат, Ляйляк и Каравшин. Или выйти под гребень в. Аксу Северная с другой стороны хребта, обойдя в настоящее время непроходимый ледовый кулуар. Помимо восхождений, группа прошла 19 перевалов. Сложные технические восхождение, на наш взгляд, по сути ничем не отличаются от радиальных выходов на сложные семитысячники, давно практикуемыми туристами.

Первоначально рассматривали идею прохождения большого участка Туркестанского хребта от Ашатской стены до пика Скалистый (5621). Но такой подход сложно было совместить с техническими восхождениями. Сроки похода получались слишком большими. Поэтому мы решили сосредоточиться на центральной части хребта, а не менее интересный район Скалистого оставить для будущих походов.

Стараясь найти спортивную изюминку в каждом из посещаемых нами ущелий, остановились на таких препятствиях, как восхождение на пик Сабах (5282) в Ашате, прохождение сложного пер. Урем в одноименной долине, восхождения на пики Блока (5239) и Аксу Сев. (5217) в Ляйляке и траверс пика Пирамидальный (5509) в Каравшине. И пусть не все планы удалось воплотить, технически маршрут получился очень насыщенным.

Общая структура маршрута представляла собой 10 дневное акклиматизационно - техническое кольцо с последующим 18 дневным линейным участком, первая часть которого включала в себя наиболее сложные восхождения. Такое планирование было связано с необходимостью организации заброски, позволяющей лезть сложные препятствия с относительно легкими рюкзаками. Для такой заброски идеально подходила долина реки Аксу, расположенная не только в центре района похода, но и имеющая простой и быстрый заход из стартовой точки маршрута - пос. Узгаруш.

Для того, чтобы иметь возможность уже на шестой день маршрута подняться на пятитысячник (пик Сабах (5282)) по сложному маршруту, большое внимание уделили акклиматизации. Несмотря на то, что под Ашатскую стену из пос. Узгаруш можно зайти просто вверх по долинам рек Ляйляк и Ашат, мы специально на первом этапе включили в нитку 2 простых перевала (Урям проходной (1А, 3760) и Ашат (1А, 4130)). Таким образом, пройдя высотную пилу, позволившую избежать срывов акклиматизации в дальнейшем.

На пик Сабах группа прошла интересный и относительно сложный новый маршрут по ЮЗ гребню. Теперь он дополняет несколько альпинистских шестерок по северной стене вершины.

К сожалению, группа не смогла подняться по стене пер. Урем (3Б, 4600). Проанализировав случившееся, можно сказать, что причиной этому стала недооценка сложности северной стены перевала в следствии отсутствия информации. Первопроходцы прошли определяющую стену перевала на спуск, вешая перила вертикально вниз. Попытку пройти этот участок на подъем предприняла группа И. Михалева в 2015 году. К сожалению, в их отчете не упоминается о реальных сложностях, помешавших прохождению. Сказано, что причиной разворота и спуска группы стал дождик, намочивший крутые гладкие скалы. На деле, подъем на пер. Урем представляет собой сложное альпинистское восхождение. А технический ключ, расположенный на верхнем бастионе стены и отсутствие мест для лежачей ночевки не позволяет заранее обработать путь подъема. Выходом может стать наличие большого количества веревки (порядка 400 метров), либо радиальное восхождение налегке до перевальной седловины с последующим спуском вниз по пути подъема. Оба варианта далеки от классического формата туристского похода.

Изюминкой похода стали восхождения на пик Бока (5Б альп. 5239) по ЮЗ гребню и на вершину Аксу Северная (5Б альп. 5217) по В гребню. Выбирая эти вершины и маршруты, в первую очередь ориентировались не на сложность лазания, а на наличие комфортных мест для лежачих ночевок в палатке. Исходили из того, что пролезем, в крайнем случае с предобработкой налегке, мы практически любой участок, а сидячие ночевки на полочках в рамках похода могут выбить группу из колеи и помешать дальнейшему прохождения маршрута. Подъем на вершины потребовал сложного и при этом безопасного лазания с применением широкого арсенала современного снаряжения. При этом основной сложностью было не столько прохождение отдельных участков, а организация четкой, быстрой и слаженной работы всей команды, позволившей пролезть сложный протяженный маршрут и спуститься в лагерь за световой день. Например, на вершинную башню в. Аксу Северная прошли за день 13 веревок вверх и столько же вниз. Одно дело когда, 26 веревок проходится на ледовом или любом другом простом рельефе, и другое по вертикальным скалам. Тем не менее по темноте ни разу не ходили, за исключением дней с ранним подъемом и выходом.

Маршрут по ЮЗ гребню пика Блока довольно популярен у альпинистов. Почти каждый год 1-2 команды совершаю по нему восхождения. Тогда как подробного описания маршрута по В гребню Аксу Северной у нас не было. Имелась только схема UIAA от первопродцев от 1983 г. (команды Будянова) и краткое текстовое описание от команды Коршунова за 1985 г. Маршрутом часто пользуются для спуска с вершины после стенных восхождений, но на подъем его давно не ходили.

Кроме восхождений на вершины Сабах, Блока и Аксу Сев., ранее не посещавшиеся туристами, в качестве элементов новизны на маршруте можно отметить первопрохождение пер. Аксу-Блок (1Б, 4454), связывающий два правых притока ледника Тро и второе сквозное прохождение седловины пер. Блока Зап. (3Б, 4850).

Помимо скальных препятствий, нам удалось собрать на маршруте несколько технически сложных ледовых участков. Лед крутизной до 65-70гр в верхней части северного кулуара пер. Блока Зап. (3Б, 4850) и при прохождение «ледового горлышка» на западном гребне пика Пирамидальный - требовал серьезного лазания.

К сожалению, заключительную часть маршрута с запланированным траверсом пика Пирамидальный (5509) немного скомкала пришедшая в район ранняя осень и непогода. Тем не менее технический ключ подъема на вершину по западному гребню мы прошли и на вершину не сходили только, потому, что следующим утром собирались выходить на ее траверс. Но, сильный ночной ураган порвал палатку, а продолжавшаяся утром (и затем еще 2 дня) непогода не оставила вариантов, кроме спуска вниз. В сложившейся ситуации действовали спокойно и слаженно. В тот же день, помимо спуска с Пирамидального, успели пройти пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) и спуститься на приток лед. Асан-Усен, где значительно меньше дуло.

Заключительная часть маршрута представляла собой непростой физически трекинг из Каравшина в Узгуруш. За пару дней группа прошла более 40 километров и 4 перевала с общим перепадом высот порядка 7000 м. Но красота окружающих пейзажей и живая природа скрашивали трудности.

В целом, несмотря на высокую напряженность, превратности погоды и насыщенность препятствиями, маршрут группе понравился и запомнится надолго не в последнюю очередь благодаря красивому уникальному району и азиатскому гостеприимству.

Отклонения от основного заявленного варианта маршрута

Все изменения маршрута были сделаны в рамках запасных и заранее проработанных вариантов, с сохранением идеи и общего плана маршрута.

• Совершили первовосхождение на в. Сабах (5282) по ЮЗ гребню согласно плану. Изначально категория маршрута ориентировочно оценивалась нами как 3А тур. или 3Б-4Б альп. По факту прохождения оценили препятствие в 3Б тур. Восхождение потребовало предварительной обработки нижней части маршрута накануне и заняло весть световой день. Всего было провешено 13 перильных веревок по комбинированному рельефу вверх и столько же вниз.
  • Отказались от сквозного прохождения пер. Урем (3Б, 4600). Подъем планировали по северной стене перевала. Верхнюю часть взлета должны были идти в режиме первопрохождения. К сожалению, сложный рельеф верхнего бастиона и отсутствие подходящих мест для ночевки на стене не позволили нам подняться на перевал. Группа провела разведку пути подъема, провесив вверх по комбинированному рельефу 5 веревок перил, после чего приняла решение о спуске. В результате, воспользовались запасным вариантом, прописанным в маршрутной книжке и прошли пер. Охотничий (1Б, 4150).
  • Отказались от спуска на север по кулуару пер. Аксу Западный (3А, 4410) из-за его опасности. По факту северный кулуар перевала при текущих условиях непроходим. Даже ночью он простреливается камнями. Мы заранее предполагали такое состояние перевала, поэтому проработали и прописали в запасных вариантах выход на южную сторону Туркестанского хребта через пер. Машенька (2А, 4730) и пер. Тро-Блок (2А, 4650) в обход массива пика Блока (5239). Заброску на третью часть маршрута в этом случае занесли и забрали, радиально пройдя седловины пер. Москальцева (2А, 4580) и пер. А. Блока (2А, 4400). Все перевалы были заявлены в маршрутной книжке в основном или запасных вариантах.
  • Отказались от траверса пика Пирамидальный (5509). Решение приняли на высоте 5270 на западном гребне вершины в связи с резким ухудшением погоды и ночным ураганом, повредившим палатку. Считаем его абсолютно верным, так как в момент принятия решения дул сильный ветер и отсутствовала видимость, не позволяющие выйти наверх, а период непогоды продлился еще 2 дня. Оставаться же дальше на продуваемом гребне мы не могли.
  • Из района выходили не в пос. Капчыгай через пер. Сарыяз (н/к, 2900), а по маршруту трекинга Каравшин - пос. Узгаруш. Дело в том, что еще до выхода на маршрут мы получили информацию о том, что часть мостов в долине р. Каравшин весной 2019 года смыло. Было не известно, проходим ли сейчас вариант выхода через пер. Сарыяз. Проверять не стали, а воспользовались запасным вариантом и вышли в пос. Узгаруш. По сложности, протяженности и продолжительности оба варианта примерно идентичны.

Меры безопасности на маршруте

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников:

• Планирование нитки маршрута проводилось с учетом возможных аварийных вариантов выхода из района и запасных вариантов.
  • При прохождении перевалов (особенно камнеопасных отрезков) практиковались ранние выходы. На технически сложных и опасных участках движение осуществлялось непрерывно : без длительных остановок на обед.
  • График движения предполагал наличие запасных дней - на случай плохой погоды, разведки или предварительной обработки препятствий.
  • Несмотря на относительно небольшую высоту вершин Туркестанского хребта, серьезное внимание уделили вопросу акклиматизации. Благодаря плавному и поэтапному набору высоты в сочетании с высокоэффективной акклиматизационной пилой, никто в команде не испытывал даже незначительной головной боли.
  • Большое внимание уделялось здоровью участников. Их состояние было приоритетным над прохождением отдельных участков маршрута и необходимостью точного соблюдения графика. В результате удалось избежать серьезных болезней или схода участников с маршрута по медицинским показателям. Для контроля состояния участников регулярно пользовались прибором - пульсоксиметром, позволяющим определять пульс и насыщение кислородом крови.
  • Не допускалось длительное разделение группы на маршруте за исключением плановых радиальных выходов. Связь между подгруппами на выходах поддерживалась при помощи радиостанций.
  • В группе имелся спутниковый телефон Thuraya и мобильный телефон с сим картой местного оператора. У московского координатора группы имелись контакты МЧС Киргизии и туристической фирмы занимающихся вертолетными перевозками в районе (Аксай - Тревел). Информация о графике прохождения группой маршрута регулярно доводилась до членов МКК посредством рассылки на электронную почту.
  • Все участники группы были застрахованы в компании Бел Госстрах, с покрытием на 50000 долларов.
  • При прохождении скальных и ледовых участков, в целях снижения риска падения камней, значительное внимание уделялось выбору линии движения и организации станций в безопасных местах.
  • На маршруте группой использовалось только проверенное и сертифицированное скальное и ледовое снаряжение, позволяющее осуществлять страховку с высокой степенью надежности.

Экология, бережное отношение к природе

Группа не имела с собой продуктов питания в железной или стеклянной упаковке. Мусор сжигался на биваках. Для транспортировки бензина использовались пластиковые бутылки, которые тоже сжигались. Использованные батарейки были вынесены в населенный пункт. Провели уборку и утилизацию старого мусора вокруг традиционных альпинистских ночевок на седловине перевала Аксу Западный под основание В гребня вершины Аксу Северная.

Общественно полезная работа

• уточнены категории, GPS координаты и высоты перевалов
  • собран большой фотоматериал по району в целом
  • описаны новые и редко посещаемые препятствия района

Итоги, выводы, рекомендации

• Всего группой за 28 дней пройдено 19 перевалов, в том числе 1 новый (пер. Аксу-Блок).

Совершены радиальные восхождения на 4 знаковые вершины района. Одно из которых по новому маршруту (Сабах (5282)), и два других - впервые в рамках туристского похода (Блока (5239) и Аксу Сев. (5217)).

Все определяющие препятствия пройдены на подъем.

• Во время похода среди участников не было замечено психологической усталости и срывов. Это объясняется большой схоженностью и моральным единством членов группы. Вечером на биваке расслаблялись, слушая музыку, читая вслух книги и играя в карты и шахматы.
  • Количество провешенных группой на маршруте перильных веревок условно. Из пяти человек, четверо на момент похода имели опыт прохождения 5Б-6А альп. техн., что в ряде мест позволяло вместо навески перил передвигаться с попеременной страховкой или одновременно. Так, например, пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) прошли одновременно, не вешая веревок.
  • В последние годы в районе пройдено несколько новых перевалов 3Б. Но не все из них безопасны, а часть, имеющая на спуск отвесные скальные стены, проходима только в одном направлении. При выборе новых препятствий во время планирования маршрута высшей категории сложности стоит обратить внимание на гребневые маршруты на вершины. Часто они логичнее и безопаснее новых сложных седловин.
  • Для освоения не только альпинистами, но и туристами интересны практически совсем нехоженые с юга вершины Ашатской стены или огромный массив пика Блока. А в районе в. Дукенек (4921) есть пара интересных снежно-ледовых седловин.
  • При прохождении определяющих препятствий очень важен процесс организации подъема с грузом. Дополнительно возникает задача доставки наверх рюкзака лидера, провешивающего перила на сложном рельефе. Вариантов много: лидера можно разгружать полностью или частично его рюкзак может распределяться по рюкзакам остальных участников или нет можно дополнительно спускаться за рюкзаком лидера участники могут подниматься вместе с рюкзаками или вытаскивать их на веревке. Независимо от выбранного варианта, рекомендуем заранее продумать этот процесс и оценить временные затраты.
  • Скальные склоны района разнообразны по характеру. Встречаются как монолиты, так и сильно разрушенные скалы с непрочной породой. При прохождении сложных препятствий рекомендуем иметь в наличии широкий ассортимент закладных элементов и крючьев для организации надежной страховки.
  • Во время восхождений на вершины Блока и Аксу Северная, на ключевых участках применялась техника подъема при помощи искусственных точек опоры (ИТО). Некоторые отвесные или нависающие участки с бедным рельефом по-другому не пройти.
  • При планировании ночевок, особенно вблизи вершин или на скальных гребнях, следует учитывать, что непогода в районе в большинстве случаев сопровождается грозами. Для снижения риска поражения молнией во время грозы следует отнести металлическое снаряжение на безопасное расстояние.
  • Погода в летний сезон на Памиро-Алае и в частности в горах Туркестанского хребта традиционно считается благоприятной для совершения путешествий. Но год на год не приходится. При достаточно теплой и солнечной погоде в начале августа, к середине месяца пришла ранняя осень. Существенно похолодало. Начались регулярные послеобеденные дожди. При планировании маршрута рекомендуем учитывать вероятность неблагоприятной погоды и включить в график запасные дни.
  • Не стоит недооценивать лавинную опасность в горах Туркестанского хребта. Несмотря на теплый район и низкие высоты, в период непогоды за раз может выпасть большое количество снега. Потенциально лавиноопасными могут считаться склоны перевалов Лягаргиф Сев., Блока Зап., Тро-Блок, Визбора и Вадиф Зап.
  • Для ночевки группы рекомендуем классическую дуговую палатку в форме полусферы. С большим шатром или полубочкой ходить здесь сложно, так как место под такую палатку удастся найти далеко не везде. Много выложенных другими группами площадок по габаритам ориентированные на небольшие палатки.
  • В районе большое количество треккинговых перевалов, пересекающих северные отроги основного хребта. Это позволяет, минуя технические сложность зайти в любую долину.
  • Район традиционно пользуется большой популярностью у альпинистов. В районе Ляйляк (р. Аксу) и Каравшин (р. Карасу) расположены большие выездные палаточные лагеря. При необходимости можно договориться о доставке туда заброски, что упростит логистику похода.
  • Основной изюминкой района являются протяженные гранитные стены. Ими можно не только любоваться, но и включать восхождения в нитку маршрута сложных походов.

Паспорт маршрута

Район похода: Туркестанский хребет

Вид туризма: Горный

Проводящая организация: Турклуб МАИ, г. Москва

Категория сложности: Заявленная шестая

Количество участников: Пять

Руководитель Романенков Сергей Алексеевич

Выпускающая МКК: МКК ФСТ-ОТМ (в составе И. Пименов, А. Джулий, Д. Лехтман, Л. Директор, А. Ярошевский)

Маршрутная книжка: № 1/3 - 601, выдана 26.06.2019

Сроки активной части похода: 21.07-17.08.2019

Продолжительность похода: 28 дней

Длина маршрута без учета повторно пройденного пути: 170 км

Фактически пройденный путь: 194 км

Суммарный набор высоты: 17010 м

Нитка маршрута

к. Узгаруш - р. Ляйляк - р. Аксу - пер. Урям проходной (1А, 3760) - р. Урям - пер. Ашат (1А, 4130) - р. Ашат - пер. Солнечный + пер. Сабах Зап. (1Б, 4350) - лед. Кырк-Булак - пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) - рад. выход на в. Сабах (3Б, 5282, по ЮЗ гребню) - лед. Лягаргиф Зап. - пер.Коростылева (3А, 4518) - лед. Урям - рад. выход на стену пер. Урям (до высоты 4450) - лед. Урям - пер. Охотничий (1Б, 4150) - р. Карасу - р. Аксу - лед. Акcу - рад. пер. Москальцева (2А, 4580) -лед. Аксу - Пер. Блока Зап. (4850) + рад. п. Блока (5239, по ЮЗ гребню) (3Б*) - лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454, п/п) - рад. в. Аксу Сев. (3Б*, 5217, по В гребню) - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454)- пер. Машенька (2А, 4730) - пер. Тро-Блок (2А, 4650) - лед. Дукенек - рад. пер. А. Блока (2А, 4398) - лед. Дукенек - пер. Визбора (2А, 4520) - лед. Зап. Вадиф - пик Пирамидальный (до высоты 5270, по З гребню) - пер. Зап. Вадиф (3А, 4700) - лед. Асан-Усен - р. Карасу - пер.Карасу (н/к, 3700) + пер. Кош-Майнок (3280) - р. Орточашма - пер. Джалгычи (н/к, 3595) - р. Джалгычи - пер. Акташ (н/к, 3780) - р. Акташ - пер. Бульджума (н/к, 2795) - р. Бульджума - к. Узгаруш.

Список пройденных препятствий

2е прохождение

Тро Блок

А. Блока

радиально при выходе за заброской

Визбора

Акташ

Бульджума

* - Высота препятствий определена по GPS навигатору

** - Для траверсов и связок перевалов указана высота наивысшей точки

Категория препятствий определена по аналогии с перечнем «Высокогорные перевалы» и в соответствии с условиями прохождения.

Восхождения на вершины

• Сабах (5282), радиально по западному склону и юго-западному гребню, ориентировочно 4А к.с., первопрохождение. Характер маршрута комбинированный. На вершину 26.07.2019 группа взошла в полном составе. Спуск по пути подъема до перевала Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) и далее на восточную сторону.
  • Блока (5239), радиально по юго-западному гребню (маршрут Н. Петриченко), 5Б к.с., первое туристское прохождение. Характер маршрута комбинированный. На вершину 04.08.2019 группа взошла в полном составе. Спуск по пути подъема. С перемычки 4850 (пер. Блока Зап. (3Б)) на южную сторону.
  • Аксу Северная (5217), радиально по восточному гребню (маршрут В. Будянова), 5Б к.с., первое туристское прохождение. Характер маршрута комбинированный. На вершину 08.08.2019 взошли И. Артемов, А. Жданов, Д. Прибылов и С. Романенков. А. Стаканкина дожидалась группу в лагере 4820. Спуск по пути подъема.
  • Пирамидальный (5509), попытка траверса с подъемом по западному гребню до высоты 5270, 4А к.с. Характер маршрута снежно - ледовый. Группа в полном составе 13.08.2019 развернулась с высоты 5270 после непогоды. Спуск по пути подъема.

СПИСОК МАРШРУТНОЙ ГРУППЫ

6УГ в р-х районах, 5Б альп.техн. Высотный опыт: 6233

Завхоз, Видео оператор

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Участники похода (cлева направо): Дмитрий Прибылов, Артём Жданов, Иван Артемов, Анастасия Стаканкина, Сергей Романенков

График движения

В столбце Перепад указан набор и сброс высоты на участке маршрута. В столбце Длина указан фактически пройденный путь на участке маршрута. В столбце Длина в зачёт

указано расстояние за день, без учёта повторно пройденного пути (в зачёт). В столбце Переходы приведены данные по количеству и продолжительности дневных переходов,

знаком «+» отмечен обед, в случае непрерывного движения указан интервал времени, знаками или отмечены провешенные перила (например, 7 означает 7 веревок на подъем). В столбце Время указано время выхода из лагеря и прихода на место стоянки.

20.07.2019

Перелет Москва - Ош, Переезд Ош - Узгаруш закупка/упаковка продуктов

21.07.2019

Подъем вверх по долине р. Аксу Занос заброски в лагерь Ак-Сай Тревел Подъем вдоль левого притока р. Карасу

6:40

17:26

20,7

17,5

1400 - 2750 -

2890 - 2750 -

40,45,42,47,40,51 + 59

22.07.2019

Долина левого притока р. Карасу - пер. Урям проходной (1А, 3760) - долина р. Урям Подъем вдоль левого притока р. Урям

7:00

3420 - 4130 -

30,32,30,28,58 + 60

24.07.2019

Долина р. Ашат - лед. Ашат - пер. Солнечный (3975) + пер. Сабах Зап.(1Б, 4350)- лед. Кырк-Булак

7:17

14:00

6,6

3450 - 4123 -

4350 - 4210

35,30,32,35,30 + 57,40

25.07.2019

Лед. Кырк-Булак - пер. Лягаргиф Сев. (2Б,4780). Разведка и обработка подъема на пик Сабах

7:50

30,32,40,44,30,20 +

35,25,50,52,20

30.07.2019

Подъем по долине р. Аксу до языка правого притока лед. Аксу

11:20

17:34

7,6

2890 - 3700

55,28 + 30,40,35,30

31.07.2019

Подъем по правой ветви лед. Аксу до ночевок под пер. Блока Зап. Занос заброски через пер. Москальцова (2А, 4580) на лед. Ак-Тюбек

7:48

4850 - 5030 -

(8:20-10:50 3 3)

03.08.2019

Отсидка в ожидании схода снега со скал на маршруте

04.08.2019

4850 - 5229 -

(6:50-15:07 13), (15:20-19:30

05.08.2019

Спуск с пер. Блока Зап. на юг - правый приток лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) - седловина пер. Аксу Зап. (4410)

8:20

18:40

4,5

4850 - 4470 -

4200 - 4410

(8:20-11:40 6),20 +

25,28,20,35,34

06.08.2019

Подъем по В гребню в. Аксу Сев.

7:45

4820 - 5217 -

(7:20-15:15 13), (15:30-20:10

09.08.2019

Спуск по В гребню в. Аксу Сев. до пер. Аксу Зап (4410)

9:20

17:45

4820 - 4410

(9:20-17:10 13),25

10.08.2019

Правый приток лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б,4454) - правый приток лед. Тро - пер. Машенька (2А, 4730) - правый приток лед. Тро - пер. Тро-Блок (2А, 4650) - правый приток лед. Дукенек

17:05

7,8

4410 - 4200 -

4470 - 4350 -

4730 - 4180

20,40,42,20,50,30 +

25,37,(15:47-16:25 1),30

11.08.2019

Радиальный выход за заброской через пер. А. Блока (2А, 4398) на лед. Ак-Тюбек.Спуск вдоль правого притока лед. Дукенек в долину. Подъем вверх по лед. Дукенек

7:22

3600 - 3920

(7:22-12:00 2 2) + 25,40,30,45,40,15

12.08.2019

Лед. Дукенек - пер. Визбора (2А, 4520) - лед. Зап. Вадиф - Зап. плечо Пирамидального

15:00

4750 - 5270

20,(8:05-13:30 9),25

14.08.2019

Спуск на Западное плечо Пирамидального - траверс в. 4931 - пер. Вадиф Зап.(3А, 4700) - левый приток лед. Асан-Усен

10:30

10,(10:30-14:40 9),40,30,25,

(16:20-19:40 4),20

15.08.2016

Спуск в карман ледник Асан-Усен. Вниз по долине р. Карасу до Каравшинской поляны

9:10

13:45

4225 - 2780

37,40,45,35,58,30,20

16.08.2016

Р. Карасу - пер. Карасу (н/к, 3700) - пер. Кош-Майнок (н/к, 3280) - р. Орточашма - р. Кашка-Суу

16:58

16,8

2780 - 2720 -

3700 - 3110 -

3200 - 2710 -

50,40,40,30,30,35 + 57,35,40,45

17.08.2016

Р. Кашка-Суу - пер. Джалгычи (н/к, 3595) - р. Джалгычи - пер. Акташ (н/к, 3780) - р. Акташ - пер. Бульджума (н/к, 2795) - р. Бульджума

- пос. Узгаруш

ВСЕГО:

193,7

170,2

Длина маршрута в зачёт: 170 км Фактически пройденный путь: 194 км Суммарный набор высоты: 17010 м

Профиль маршрута

Картографический материал

скачать карту маршрута 1

скачать карту маршрута 2

Транспортные возможности района. Регистрации, пропуска.

Туркестанский хребет можно считать легкодоступным горным районом. Заехать в горы, расположенные на юге Киргизии, проще всего через город Ош. Ош : второй по величине город Кыргызстана в нем есть международный аэропорт.

В Оше имеется множество туристических фирм, оказывающих услуги по оформлению регистрации, получению пограничных пропусков и автомобильной заброски к месту начала маршрута. В круглосуточных супермаркетах и на базаре можно найти практически весь ассортимент походной раскладки.

Заброска из Оша на автомашине через местный районный центр Баткен в поселок Узгаруш занимает 6-7 часов. Качество дороги среднее, но без проблем проедет любой легковой автомобиль.

Узгаруш традиционно является стартовой и финишной точкой при построении туристских маршрутов и альпинистских экспедиций. В этом поселке расположены несколько гостевых домов. Также начинать и заканчивать маршруты можно в поселке Сары-Таала или в поселке Ак-Сай (Капчыгай). Но в этом случае нужно заранее получить информацию о состоянии мостов в долине реки Каравшин. Весной 2019 года во время паводка часть мостов было смыто.

Автотранспорт для заброски можно найти как самостоятельно, так и заказать в турфирме. Цена при этом может отличаться в 1,5 - 2 раза. Но часто в целях экономии времени и желания доехать без накладок имеет смысл платить. Есть и третий путь - на рейсовой маршрутке или попутке доехать по трассе до Баткена, а там уже искать машину, готовую отвезти наверх в горы.

Самостоятельно машину в Оше можно найти на автостоянке возле рынка, здесь собираются водители. С турфирмой, естественно, необходимо связаться заранее. Мы заезжали через Баткен Тревел и всем их рекомендуем. Заплатив за трансфер Ош - Узгаруш 200$ c группы в 5 человек, мы получили встречу в аэропорту, заезд в супермаркет для покупки раскладки, в знакомую турфирму за бензином калошей, заезд в чайхону в Баткене, заезд в погранотряд для отметки пограничного пропуска, и доставку в гостевой дом Нурдина в Узгаруше. Обратный трансфер Узгаруш - Ош обошелся группе в 180$.

Из документов гражданам России для посещения Туркестанского хребта необходима регистрация если срок пребывания в Киргизии превышает 30 суток и пропуск в приграничную зону. Заграничный паспорт для посещения Кыргызстана не требуется, можно въезжать по внутреннему российскому паспорту. Сделать регистрацию можно либо самостоятельно в местном ОВИРе, либо заказать в турфирме. Стоимость ее оформления порядка 35$ с человека. Сложность состоит в том, что регистрация делается только по оригиналам паспортов. То есть заранее сделать ее не получится. Во время предыдущих поездок нам удавалось сделать регистрацию субботним утром, сразу по прилету. В этом году нам сказали, что порядок выдачи изменился и ОВИР работает только в будние дни. Поэтому стоит либо подгонять день и время прилета в Киргизию, либо, оставлять паспорта на оформление турфирме и забирать их по ходу или по окончании маршрута.

Пограничный пропуск можно также заказать в турфирме за 30$ с человека, его могут сделать заранее по копиям паспортов и привезти прямо в аэропорт.

МЧС в Киргизии существует, но, если вы надеетесь в случае ЧП на эвакуацию вертолетом, лечение или транспортировку домой, необходимо оформить специальную альпинистскую страховку стоимостью покрытия от 30000$. Гражданских вертолетов в Кыргызстане нет, у военных его арендует турфирма Аксай-Тревел. В случае возникновения проблем можно звонить

им напрямую. Многие турфирмы с группами без оформленной страховки дело иметь не хотят. Мы в этом году страховались в компании Бел Госстрах.

На территории Киргизии можно использовать спутниковую связь компаний Thuraya или Iridium. В горах сотовой связи нет, но мы приобрели сим карту местного оператора и активно ей пользовались на заездах и выездах.

Контакты:

Турфирма Каравшин Тревел, Баткен Тревел, Жунусбек Каракозов +996772776691, karavshintravel@gmail.com, batkentravelservice@gmail.com

Турфирма Аксай Тревел +996312901616, info@ak-sai.com

Турфирма Ош Тревел (через них заказывали бензин калошу) +996322250453, etaoshtravel@gmail.com

Гостевой дом Нурдина в Узгаруше +996770589240

Гостевой дом «У Сони» в Оше по адресу улица Моминова, 7А

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Участок 1. к. Узгаруш - р. Ляйляк - р. Аксу - пер. Урям проходной (1А, 3760) - р. Урям - пер. Ашат (1А, 4130) - р. Ашат - пер. Солнечный + пер. Сабах Зап. (1Б, 4350) - лед. Кырк- Булак - пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) - рад. выход на в. Сабах (3Б, 5282, по ЮЗ гребню) - лед.Лягаргиф Зап. - пер. Коростылева (3А, 4518) - лед. Урям - рад. выход на стену пер. Урям (до высоты 4450) - лед. Урям - пер. Охотничий (1Б, 4150) - р. Карасу - р. Аксу

20.07.2019 Заезд к началу маршрута

Рейс из Москвы в 5:15 утра приземлился в Оше. Здесь нас ждал прилетевший немного раньше из Новосибирска участник команды - Артем Жданов. На выходе из аэропорта нас встретил директор турфирмы «Баткен Тревел» Жунусбек Каразаков и водитель предварительно заказанного микроавтобуса. Жунусбек передал нам оформленный пограничный пропуск, который необходим для посещения гор Туркестанского хребта со стороны Киргизии.

Мы загрузились в микроавтобус и поехали в большой круглосуточный супермаркет Глобус для закупки недостающей части раскладки. В магазине ассортимент практически московский и мы смогли найти все, что хотели. Расплатиться можно карточкой, поэтому нет необходимости рано утром искать банк или обмен валюты.

Перед выездом из города заехали в офис компании Ош Тревел, через которую предварительно заказали бензин «Калошу» для мультитопливных горелок.

Трасса на Баткен проезжаема на любом автотранспорте, но состояние ее плохое. На дороге с одной полосой в каждую сторону много ям. Дорога из Оша до кишлака Узгаруш, стартовую точку нашего маршрута, занимает пол дня. Перед поворотом с трассы на Узгаруш заехали на погранзаставу, где зарегистрировались и оставили копию пропусков и наших паспортов.

В Узгаруше остановились в гостевом доме у Нурдина. Сотрудничая с Баткен Тревел, он занимается организацией вьючных забросок в долины Туркестанского хребта.

Исходя из логики нашего маршрута, мы планировали подняться по долине реки Аксу до слияния с Карасу с продуктами и снаряжением на 29 дней. Там организовать заброску и выйти на первое техническое акклиматизационное кольцо. Учитывая количество груза и отсутствие акклиматизации, решили на подходе по долине Аксу часть вещей завезти на ишаках. Кроме того, удалось договориться о доставке продуктов на заключительные пару дней маршрута в долину Карасу Каравшинская. Это позволило не носить с собой лишние 1,5 кг на человека весь маршрут.

Вечер у Нурдина посвятили запаковке продуктов и их распределению по участкам маршрута. А также, общению с альпинистами, заехавшими в горы одновременно с нами и собирающимися в Каравшин.

21.07.2019 Подъем вверх по долине реки Аксу. Занос заброски в лагерь Ак-Сай Тревел. Подъем вдоль левого притока реки Карасу.

Хорошо отдохнув и позавтракав в гостевом доме у Нурдина, группа в 6:40 вышла из поселка Узгаруш в сторону ущелья Ляйляк, до слияния рек Аксу и Карасу.

Первую часть пути, до лагеря Аксай-Тревел, шли с облегченными рюкзаками. Основную часть груза, составляющую продукты, несли нанятые у Нурдина ишаки. От поселка почти до самого

лагеря шла хорошая набитая тропа, по которой за 6 часов дошли до широких лугов на слиянии рек Аксу и Карасу. Первые пару часов удалось пройти по холодку. От солнца нас защищали высокие борта долины. Затем стало жарко. (Фото 1 и 2). Внизу, в Узгаруше, желательно набрать с собой питьевой воды, так как по дороге чистых ручейков встречается немного.

На подходе к стрелке рек нам открылись громадные массивы пиков Аксу (5335) и Блока (5239) (Фото 3 и 4). На удобной поляне, недалеко от чистого источника, решили остановиться на обед. К этому моменту прошли 16 километров и набрали 1300 метров высоты.

После обеда с пустыми рюкзаками сходили в лагерь Аксай-Тревел (2860) для того, чтобы забрать продукты, которые Нурдин закинул наверх чуть раньше. Договорились о сохранности нашей заброски на время первого участка маршрута. Взяв из заброски продукты на 11 дней и оставив в лагере еще на 18, вернулись к месту обеда.

Время позволяло совершить еще несколько переходов в направлении нашего первого перевала Урям Проходной (1А, 3760м). Решили не терять время, и вышли наверх. Реки Аксу и Карасу перешли по удобным мостикам, к которым подводит тропа. На ночевку встали спустя час, в 17:40, на широком лугу. Высота 2850 м. Чуть выше долина правого притока Карасу сужается и круто уходит вверх к нашему перевалу (Фото 5 и 6). Вечером через лагерь прошли пограничники, но пропуска не проверяли. А местные дети из ближайшей летовки угостили нас айраном и курутом.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Схема 1. Первый участок маршрута.

22.07.2019 Долина левого притока реки Карасу - пер. Урям Проходной (1А, 3760) - долина реки Урям. Подъем вдоль левого притока реки Урям.

Стандартное время подъема дежурного на этот и последующие дни маршрута решили назначить на 5:30 утра. Ранний рассвет позволял не использовать фонарик.

В 7 утра группа выдвинулась в направлении перевала Урям проходной (1А, 3760) по хорошей тропе, идущей вдоль правого по ходу берега ручья.

Первый переход поднимались через арчевый лес, который сменился лугами (Фото 7). Здесь тропа местами исчезает и теряется, переходя с берега на берег. Еще через пару переходов мимо грязных снежников в русле ручья подошли под осыпной склон перевального взлета. Выше на камнях серпантин тропы хорошо заметен.

На широкую перевальную седловину вышли в 10:30. Несмотря на внушительных размеров пирамиду тура, записку в нем не нашли.

Ввиду существенного веса рюкзаков и недостатка акклиматизации старались никуда не спешить и подниматься в спокойном темпе.

Путь спуска в сторону реки Урям начинается по широкому осыпному склону и далее идет вдоль русла ручья (Фото 8). Пытаясь срезать угол на повороте долины, траверсом склона вышли на ее левый борт. Но внизу увидели крутые сбросы с выходами скал и решили вернуться к ручью. Через переход на зеленой поляне среди деревьев, рядом с чистой водой, остановились на обед.

После обеда за 20 минут по появившейся тропе, спустились к реке Урям (Фото 9). На противоположный берег перешли по деревянному мостику возле летовки и загона для скота.

Тропы, уходящей наверх, в направлении нашего следующего перевала - Ашат (1А, 4130), мы не нашли. И начали подъем прямо вверх по крутому, заросшему арчей, склону. Через переход от реки поднялись на широкую открытую террасу. Откуда еще за 45 минут по холмам вышли к ровным площадкам на берегу ручья (Фото 10). Здесь в 15:45 остановились на ночевку. Время позволяло пройти выше, но в целях плавной акклиматизации решили не спешить.

23.07.2019 Долина левого притока реки Урям - пер. Ашат (1А, 4130) - долина реки Ашат

С места ночевки вышли в 7:10. Начали подъем по пологим поросшим травой террасам вдоль ручья. Иногда переходили на снежники, лежащие в русле (Фото 11, 13, 14). Налево открываются замечательные виды на северо-восточные стены вершины Парус (4864) (Фото 12).

За пару переходов по 30 минут вышли к началу пологих длинных осыпных склонов перевала Ашат (1А, 4130). Справа по ходу остались скалы вершины 4061. На осыпи хорошо читается поднимающаяся серпантином тропа.

Через 3 перехода от места ночевки вышли на осыпной гребень, разделяющий притоки реки Урям. Наша седловина выше. Путь к ней идет по широкому гребню в обход небольшой пологой вершины (Фото 15).

В 10:30 группа поднялась на перевал. Тура и записки не обнаружили. Спуск начали по широкому осыпному склону со снежниками (Фото 16). Западные склоны пер. Ашат (1А, 4130) в долину спускаются ступенями. За относительно крутым участком следует выполаживание, а затем снова небольшой сброс. Спуск сложностей не представляет, ноги легко едут вниз по мелкой осыпи.

На одной из ровных травяных террас на берегу ручья, в 12:00 остановились на обед.

С места обеда решили не спускаться вниз к реке, а попробовать выйти за перегиб и спуститься траверсом левого по ходу борта долины реки Ашат. Это позволило избежать лишнего сброса и набора высоты (Фото 18).

Река осталась внизу. Мы прошли по травяной полке в сторону ледника Ашат, с которой по крупноблочному курумнику спустились к песчаному пляжу на берегу живописного озера. Переход от места обеда занял 50 минут.

В этом красивом и удобном месте в 15:20 решили остановиться на ночлег. От озера открывались шикарные виды на Ашатскую стену и выделяющиеся в ней вершины Сварог (4960) и Сабах (5282) (Фото 19). Воду набирали из чистого ручья, стекающего с борта долины.

Фото 1. Долина реки Аксу выше устьевого каньона

Фото 2. Долина реки Аксу в 3-х километрах ниже слияния с рекой Карасу

Фото 3. Стена вершины Аксу Северная (5217)

Фото 4. Вид на массивы пиков Блока (5239) и Аксу (5355) из долины р. Аксу

Фото 5. Перевал Урям Проходной (1А, 3760) из долины р. Карасу. Показан путь подъема.

Фото 6. Путь подъема к пер. Урям Проходной (1А, 3760) из долины р. Карасу

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 7. Нижний участок подъема к пер. Урям Проходной (1А, 3760)

Фото 8. Верхний участок спуска с перевала Урям Проходной (1А, 3760) на запад

Фото 9. Путь спуска с пер. Урям Проходной (1А, 3760) в долину реки Урям

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 10. Долина реки Урям и восточные склоны пер. Ашат (1А, 4130). Показано место ночевки

Фото 11. Восточные склоны пер. Ашат (1А, 4130). Показан путь подъема группы

Фото 12. С-З стены массива вершины Парус (4883)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 14. Восточные склоны пер. Ашат (1А, 4130). Показан путь выхода на гребень.

Фото 15. Выход по гребню на седловину пер. Ашат (1А, 4130)

Фото 16. Западные склоны пер. Ашат (1А, 4130). Вид с седловины перевала.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 17. Северные стены массива вершины Парус (4883)

Фото 18. Долина реки Ашат. Показан путь группы и место ночевки у озера

Фото 19. Лагерь на берегу озера с видом на Ашатскую стену

24.07.2019 Долина реки Ашат - ледник Ашат - пер. Солнечный (3975) + пер. Сабах Зап. (1Б, 4350) - ледник Кырк-Булак

В 7:20 вышли в направлении ледника Ашат. Слева по тропе обошли озеро и разливы реки и начали подъем по крупной осыпи правобережной морены. Тропы выше нет, но путь промаркирован туриками. Местами шли, спускаясь в карман морены, местами по ее гребню (Фото 20 и 21).

В нижней части зачехленный ледник Ашат представляет собой нагромождение каменных гряд. Выше он выполаживается и появляется чистый лед. Примерно через полтора перехода после выхода из лагеря, по крутому но короткому склону спустились с гребня морены на ледник. Надели кошки и продолжили путь по леднику в направлении стен пика Сабах и далее направо в сторону хорошо видимой седловины пер. Солнечный (1Б, 3975). Ледник открытый. Небольшие редкие трещины хорошо видны. Связки здесь необязательны (Фото 23, 24, 26).

За 2 перехода по 30 минут после выхода на ледник подошли под осыпной взлет пер. Солнечный (1Б, 3975). Путь выхода на седловину перевала прямо в лоб крут и камнеопасен. Поэтому сначала мы по крупноблочной осыпи ушли вправо вверх, а затем по травяным полкам террасам, забирая влево, вышли на перевал (Фото 24 и 25). Время 11:30. Седловина представляет собой относительно широкий ровный гребень.

Подошло время обеда, но жидкой воды на перевале нет. Поэтому мы ограничились перекусом. Сменили записку в туре и начали подъем по сильно разрушенному протяженному (перепад высоты около 350 м) скально-осыпному гребню на перевал Сабах Западный (1Б, 4350) (Фото 25 и 26).

Подъем потребовал аккуратности и умения перемещаться по «живому» рельефу. Однако, организации перил не потребовалось. Подъем проходил по серии осыпных полочек, с преодолением небольших скальных стенок. Коллективно решили, что связка перевалов Солнечный - Сабах Западный в совокупности может соответствовать категории 2А, так как при плохой погоде и заснеженных или мокрых скалах подъем на седловину перевала Сабах Западный (и тем более спуск в обратном направлении) может потребовать провески перил и организации страховки. Чему пример прохождение связки перевалов в 2015 году группой новосибирских туристов под руководством Николая Симонова, провесившей по этому гребню 400 метров перил.

В 13:20 группа вышла на перевальную седловину и через 15 минут начала спуск на ледник Кырк- Булак. Прямо вниз с перевала на ледник уходят скальные сбросы. Поэтому следует приспуститься порядка 100 м на запад по скальному гребню сложенному из разрушенных пород. По пути здесь встречаются небольшие выходы скал на которых следует быть внимательным.

Ниже по гребню на ледник спускается широкая осыпная полка, обходящая сбросы (Фото 27). Выйдя на лед, немного прошли вниз вдоль осыпных склонов до ровных площадок среди вмерзших камней у срединной морены. И в 14:00 остановились на ночлег. Воду брали из небольшой лужи-озерца на границе скал и ледника.

25.07.2019 Ледник Кырк-Булак - пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780). Разведка и обработка Юго- Западного гребня пика Сабах

Из лагеря на леднике в направлении западного склона пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) вышли в 7:50. Сразу связались и надели кошки. За 35 минут подошли под основание перевального взлета.

Линия подъема идет по правой по ходу части снежно-ледового склона под ледосбросы, затем огибает их слева (Фото 27). Крутизна склона на этом участке до 25 градусов. Подниматься удобно небольшими зигзагами.

Выше ледосбросов начали забирать влево вверх, смещаясь к центральной части склона. Небольшие выполаживания вблизи трещин и сбросов чередуются с лобиками крутизной до 40 градусов. Склон практически на протяжении всего подъема был покрыт небольшим слоем снега, который позволял перемещаться в кошках без использования перил. На крутом участке с голым льдом закрутили пару промежуточных буров. Два протяженных бергшрунда в верхней части склона удалось перелезть по снежным мостам (Фото 28 и 29).

В 10:40 вышли на широкий перевальный гребень. Тур и седловину искать не стали, а прошли по гребню в направлении пика Сабах (5282), где в небольшой снежной мульде на границе снега и скал разбили лагерь.

После установки лагеря, небольшого отдыха и обеда, в 14:00, налегке вышли на разведку и предварительную обработку ЮЗ гребня пика Сабах (5282) (Фото 30). Маршрут на вершину, который мы планировали пройти, ранее пару раз уже заявляли туристские группы в своих походах. Но до реальных попыток дело не дошло. Планируя свой маршрут, мы ориентировались на фотографию гребня и информацию ростовских альпинистов, которые, спускаясь после стенного восхождения на Сабах, провесили где-то здесь 10 веревок дюльфера.

Маршрут подъема начинается левее гребня. Отвесную, залитую льдом, стенку в нижней части решили обойти по системе полок и небольших каминов (Фото 31 и 32).

Одну из веревок решили оставить в лагере, как резервную и использовали ее на подходе под маршрут. Для того, чтобы подойти под скалы, необходимо было преодолеть косым траверсом довольно крутой участок снежно-ледового поля, что потребовало аккуратности и дополнительной организации подводящих перил.

Верхнюю станцию подводящей под маршрут веревки сделали на скалах у начала косой полки, уходящей влево. Следующая веревка включала в себя лазание по залитой льдом полке-камину с небольшим вертикальным участком (R0-1, III-IV, 60м). Страховка ледобурами и камалотами. Станция на верхушке большого откола (Фото 33 и 34).

Второй участок начинался с небольшого спуска и траверса налево по снежно-осыпным полкам, с последующим подъемом по ледовому камину на наклонную снежно-ледовую полку, по которой подъем наверх под вертикальные и нависающие скалы (R1-2, II-IV, 50м). Страховка якорными крючьями и камалотами (Фото 35 и 36).

Третий участок представлял собой траверс направо по разрушенным скалам, страховка камалотами и якорными крючьями, (R2-3, 45м, II-III). Станция за очень большую глыбу на вершине огромного камня-откола, после которого полка заканчивается. При неосторожном подъеме на этом участке, есть вероятность спустить камни, которыми пробивается участок нижней полки на первой веревке. Поэтому движение следует продолжать только после того, как все участники пройдут первую веревку (Фото 31).

Все участки лидер лез с ледовым инструментом и в кошках.

Всего до 15:50 завершили провеску 3-х веревок и по пути подъема к 16:50 спустились в лагерь. Не участвовавшие в обработке маршрута ребята приготовили вкусный ужин.

26.07.2019 Радиальный выход на пик Сабах (3Б, 5282, п/п) по ЮЗ гребню

После раннего подъема на восхождение вышли в 6:35. Пройдя по провешенным накануне перилам обработанные участки, до вершины провесили еще 10 скально-ледовых веревок.

Маршрут подъема на вершину можно условно разделить на 3 участка. Первый из которых - обход

участками льда, выводящее на гребень, третий - ЮЗ гребень Сабаха (Фото 30 и 31).

До выхода на гребень рельеф представлял собой комбинацию скальных стенок, залитых льдом кулуаров и внутренних углов с полками. Несмотря на общий разрушенный характер и множество живых камней и блоков, страховка везде была надежной, с применением крючьев, средних и мелких камалотов. Ключом этого участка и всего маршрута можно считать небольшой вертикальный камин около 8-10 метров в начале 4 веревки, с нависающей нижней частью. На всем протяжении в нем присутствуют заклиненные и вмерзшие в лед камни. Камин вывел в залитый льдом широкий кулуар - корыто, из которого небольшим траверсом вправо ушли на наклонные скальные полочки под крутыми плитами (R3-4, 60м, IV-V) (Фото 37 и 31).

После серии наклонных плит необходимо было преодолеть несколько стенок с внутренними углами и широкими трещинами. Десятиметровая стенка в конце выводила в начало большого наклонного снежно-ледового поля (R4-5, 200м, IV-V) (Фото 38). Уклон поля не превышал 30 градусов, но так как было куда падать, на всем его протяжении организовали перильную страховку на ледобурах (75 м) (Фото 40 и 41). От верхней оконечности ледового поля вверх уходил крутой внутренний угол, выводящий на предвершинный гребень (R5-6, 120м, III-V) (Фото 42). После выхода на гребень рельеф стал проще и представлял собой последовательность жандармов и снежно-ледовых наклонных полок (R6-7, 200м, III-IV) (Фото 43).

Вершина представляет собой сравнительно невысокий широкий скальный бастион выше снежного поля. Подход к вершине по наклонным участкам снежного поля осуществлялся в связках. Не желая подрезать крутой склон с раскисшим снегом, нижнюю часть снежного поля обошли вдоль скал, организуя промежуточные точки страховки и закладывая веревку за выступы (Фото 44).

На вершине все участники группы собрались в 13:50. В сторону вершины Сварог (4960) уходит острый и технически интересный гребень Ашатской стены (Фото 45).

Сменив записку в туре и перекусив, начали спуск по пути подъема. Из-за камнеопасности некоторых участков и обилия живых камней, спускались аккуратно. Дюльферные перила продергивали через оставляемые расходные петли. Некоторые участки с большим количеством выступов и перегибов замыкающий участник спустился лазанием с нижней страховкой. Периодически попадались спусковые петли и крючья, оставленные ростовской командой.

В 20:30 вся группа была внизу у палатки. Всего на спуск, как и на подъем, группа провесила 13 веревок по скальному и комбинированному рельефу. Восхождение получилось трудовым и интересным.

Фото 20. Путь выхода на ледник Ашат по правобережной морене

Фото 21. Подъем на ледник Ашат по правобережной морене. Внизу показано место ночевки

Фото 22. Ашатская стена и путь по леднику под пер. Солнечный (1Б, 3950)

Фото 23. Ледник Ашат. Показан путь группы

Фото 24. Путь подхода по леднику Ашат под пер. Солнечный (1Б, 3975)

Фото 25. Путь подъема на пер. Сабах Зап. (1Б, 4350) через седловину пер. Солнечный (1Б,3975)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 26. Панорама ледника Ашат с гребня пер. Сабах Зап. (1Б, 4350). Показан путь группы.

Фото 27. Путь спуска с пер. Сабах Зап. (1Б, 4350) на ледник Кырк-Булак и путь подъема на пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780)

Фото 28. Подъем в связках на пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 29. Верхний участок западного склона пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780). Показан путь группы и место ночевки на перевальном гребне.

Фото 30. Маршрут на пик Сабах по ЮЗ гребню. Показаны места закрепления перил

Фото 31. Нижняя и средняя часть маршрута по ЮЗ гребню пика Сабах

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 32. Участки R0-R3 подъема на пик Сабах по ЮЗ гребню. Показаны места расположения станций

Фото 33. Путь подхода от лагеря под маршрут на пик Сабах и начало 1-й веревки

Фото 34. Камин в верхней части 1-й веревки

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 35. Нижняя часть второй веревки. Участок R1-R2.

Фото 36. Станция в верхней части 2-й веревки

Фото 37. Участок R3-R4. Вертикальный камин в начале 4-й веревки маршрута.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 38. Стенка перед выходом из корыта на гребень (в районе 7й веревки). Участок R4-R5.

Фото 39. Гребень перед наклонным снежно-ледовым полем. Участок R4-R5.

Фото 40. Наклонное снежно-ледовое поле. Вид снизу. Участок R5-R6.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 41. Наклонное снежно-ледовое поле. Вид сверху. Участок R5-R6.

Фото 42. Внутренний угол перед выходом на вершинный гребень. Участок R5-R6.

Фото 43. Снежно-осыпные полки вдоль вершинного гребня. Участок R6-R7.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 44. Путь выхода на вершину вдоль скал в обход лавиноопасного снежника. Участок

Фото 45. Вид с вершины Сабах (5282) на восток.

27.07.2019 Спуск с пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) на ледник Лягаргиф Зап. - пер. Коростылева (3А, 4518) - ледник Урям

Из лагеря на гребне пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) группа вышла в 8:35. По широкому снежному гребню с выходами скал прошли порядка 200 метров до его нижней части. Здесь расположена перевальная седловина и тур. Если восхождение на Сабах (5282) не планируется, то незачем подходить под склоны вершины и ночевать можно здесь.

Уделив небольшое время фотографированию и смене перевальной записки, начали спуск на ледник Лягаргиф Зап. От места ночевки спуск прямо вниз был бы невозможен из-за и крутых скал, обрывающихся с гребня на южную сторону. Место спуска с перевала отмечено туром. Ориентиром также могут служить выложенные площадки под палатки.

Вниз уходит довольно крутой снежник с осыпным гребешком справа. Под слоем снега местами присутствовал натечный лед, поэтому периодически приходилось спускаться на три такта лицом к склону. Так как сторона спуска южная, она довольно рано освещается солнцем. Существует вероятность падения камней со скал под перевальным гребнем. В верхней части склона приходилось двигаться по правой стороне снежника. Ниже пересекли осыпной кулуар в центральной части склона у спустились по снегу слева в обход крутой смерзшейся осыпи (Фото 47).

После спуска на ровный ледник без больших трещин, продолжили движение в направлении осыпной перемычки в гребне, разделяющем рукава ледника Лягаргиф Зап. (Фото 46 и 48).

Подъем на перемычку несложен (Фото 49). На восточную сторону сброса нет. Прямо от седловины начинается ровный ледник. На перемычку вышли в 10:15. Отсюда открываются замечательные виды на южные стены пиков Сабах (5282) и Сварог (4960) (Фото 50).

Впереди на востоке видны седловины перевалов Коростылева (3А, 4518) и Граненый (2Б, 4421) и разделяющая их вершина Энергия (4712).

Ледник Лягаргиф Западный закрыт снегом. В верхней части он ровный, без трещин и резких перегибов. За час движения вдоль южных склонов Ашатской стены группа подошла под взлет пер. Коростылева (3А, 4518). По пути обошли пару глубоких мульд - воронок с ледниковыми озерами на дне (Фото 50).

Лет 15-20 назад подъем на перевал с запада проходил по снежно-ледовому кулуару. Сейчас кулуар частично растаял. На его месте течет водопад. А путь подъема на седловину имеет скальный характер.

Взлет перевала Коростылева состоит из 2х ступеней. Водопад с нижней ступени обходится по скалам слева по ходу, затем следует подход по снегу вдоль ручья под верхнюю ступень, водопад с которой облазится справа (Фото 51, 52, 58).

Разложили и собрали снаряжение на удобных камнях перед снежным склоном, выводящим к скальной стенке перевала. И к 11:50 по снежнику и осыпным полочкам вышли на удобную площадку под первый скальный участок левее водопада. Первая веревка представляла собой вертикальное, но несложное скальное лазание (5с по французской системе классификации) по раскрытому внутреннему углу с хорошими зацепами и надежной страховкой (R0-1, 60м, V, страховка на камалотах). Станция на якорных крючьях на удобной широкой полке, уходящей направо в сторону ручья (Фото 53 и 54).

Участок после полки (около 150 м) представлял собой сравнительно простой снежно-ледовый кулуар с выходами крупного курумника и не потребовал провески перил. Однако местами встречались короткие участки льда под снегом с крутизной до 40гр (Фото 55).

Водопад верхней ступени обходится по гладким скалам справа по ходу. Участок перил начинался от наклонного снежного склона. В нижней части он предоставлял собой лазание по крутым зализанным плитам с микрорельефом и редкими местами для страховки. Ориентиром места начала движения по скалам может служить небольшой отколотый плоский камень, прислоненный к стене.

В верхней части рельеф упростился: удобная полочка с разрушенными скалами и крупными камнями, страховка в щели под нависающими сверху скалами. По полочке необходимо было пролезть примерно 15 метров траверса влево и потом вверх по серии стенок и ступенек до седловины. Лазание потребовало аккуратности в нижней части, а также перед выходом на седловину, так как из-за непосредственной близости водопада скалы местами покрыты тонкой коркой натечного льда (R1-2, V-II, 50м, страховка якорными крючьями и камалотами, станция за большой камень на седловине). Во избежание маятника и сползания перил к водопаду не стали снимать часть промежуточных точек страховки (Фото 56 и 57).

На седловине вся группа собралась в 14:40. Тур и записку не нашли. При наличии жидкой воды решили устроить горячий обед.

С востока пер. Коростылева (3А, 4518) представляет собой пологий ледник без крупных трещин. Вниз по леднику Урям спускались придерживаясь в верхней части склонов в. Энергия (4712) (Фото 59 и 60). Ниже пересекли ледник и в 16:40 остановились у боковой левобережной морены напротив стены пер. Урем (3Б*, 4600) (Фото 61).

Стена перевала Урем, выводящая на седловину, удивила своей крутизной и протяженностью. Фотографии, имеющиеся у группы, не передавали реальный масштаб (Фото 62). По сути, это совсем не классический перевал. Пройден он был единожды уфимскими туристами (рук. М. Г. Киреев) на спуск по северной, определяющей, стороне. Прохождение заняло 5 дней.

На следующий день решено было провести предварительную обработку и разведку возможных путей прохождения. К вечеру немного испортилась погода: небо затянуло облаками начался дождик.

28.07.2019 Радиальный выход на стену пер. Урем (3Б*, 4600м) до высоты 4450м

На обработку стены пер. Урем (3Б*, 4600) в 7:40 выдвинулись трое участников команды. Двойка осталась в лагере в качестве наблюдателей.

В 2015 году попытку подняться на перевал с севера предприняла группа московский туристов под рук. И. Михалева. Их план был в том, чтобы по скалам выйти на ледовую полку, пересекающую центральную часть стены. Подняться по ней вверх и попробовать найти рельеф, позволяющий пройти верхний бастион. Упершись в гладкие и скользкие скальные плиты, группа повернула назад.

У нас была фотография с ниткой команды И. Михалева и мы решили нижнюю часть стены проходить по их пути. Правда, на деле из-за отсутствия моста через бергшрунд, стартовать пришлось в 100 метрах правее и выходить на полку по ледовому склону (Фото 63).

За 20 минут от лагеря через открытый ледник подошли к предполагаемому месту преодоления бергшрунда под нижней ледовой частью перевального взлета.

Через бергшрунд перелезали с надежного ледового мостика, подводящего под вертикальную стенку. Противоположенный край представлял собой стенку высотой около 5м, состоящую в нижней части из ненадежного фирна, и из плотно спрессованных кристалликов льда в верхней части.

В 8:20 первый участник начал преодолевать бергшрунд (Фото 64 и 65). При прохождении перегиба на выполаживание пришлось пробивать снежную шапку 50-70 см глубиной для того, чтобы добраться до более-менее надежного льда.

Выше первый участок маршрута представлял собой ледовый склон крутизной около 50-60гр в верхней части (R0-R1, V-III, 80гр-45гр-60гр, страховка бурами, 60м) (Фото 66), затем группа обработки ушла налево по довольно наклонным комбинированным полкам общей протяженностью около 4 веревок. Лезть лидеру пришлось преимущественно по натечному льду, разрушенным скалам и наклонным плитам (R1-R5, III-V, 50-60гр, 180мм, страховка якорными крючьями, ледовыми бурами, а также мелкими размерами камалотов) (Фото 67).

Последняя веревка представляла собой траверс крутого и выпуклого ледового «щита» (крутизна около 60гр) с подходом по разрушенным скалам под нависающей стенкой к концу полочки (Фото 68).

Для предполагаемого выхода на наклонную полку справа, либо на подходящий для лазания и страховки закладными элементами рельеф необходимо было преодолеть примерно 25 м отвесного зеркала с крайне бедным рельефом (Фото 69 и 70). Альтернативным путем могло быть движение вверх, по залитому льдом углу (12 м) и далее по полке до камина между огромным отщепом и стеной (40 м), который вывел бы под нависающие стены без рельефа для страховки, заканчивающиеся карнизам (Фото 63, 69, 71).

Стало ясно, что для всех возможных вариантов дальнейшего передвижения потребуется значительный объем технической работы. По пути не было обнаружено никаких площадок для ночевки командой. Поэтому было решено отказаться от прохождения перевала. Учитывалось и то, что подъем осуществлялся бы в режиме первопрохождения, и поиск дальнейшего пути потребовал бы значительного времени, а отсутствие у команды пробойника и шлямбурных крючьев при крайне бедном рельефе верхнего бастиона, снижало безопасность.

Группа смогла подняться до высоты около 4450. В 13:15 начали спуск. Спускаться решили по скалам ниже полки, не траверсируя комбинированный рельеф, как на подъеме. Единственный траверс на спуске был при преодолении пройденного последним ледового щита. Далее спускались по скалам напрямую вниз. По пути встречали скальные крючья и петли, оставленные предыдущими восходителями (группа И. Михалева). Во время спуска просмотрели более удобный рельеф для подъема - серию внутренних углов и каминов, чередующихся небольшими полками, на которых удобно собирать станции. В 16.00 группа была на леднике, а еще через 20 минут в лагере.

В результате совершенного на пер. Урем разведывательного выхода, после обсуждения пришли к выводу, что основная сложность для прохождения туристами северной стены перевала - в отсутствии на ней мест для ночевки в палатке. А так как ключевым участком маршрута является верхний скальный бастион (выше 5й веревки), то предварительно обработать его затруднительно, так как для этих целей пришлось бы снимать перила, провешенные ниже (либо необходимо наличие большого количества веревки). Для успешного прохождения перевала необходимо предварительно совершить восхождение по его стене на седловину в альпинистском стиле малой группой, для того, что бы однозначно разведать и подготовить путь подъема. С большой вероятностью потребуется применение пробойного инструмента на довольно продолжительных участках отвесных стен с бедным рельефом, а также применение съемных шлямбуров или спитов с проушинами.

На следующий день решили выходить в долину реки Карасу через перевал Охотничий (1Б), заявленный в качестве запасного варианта маршрута.

29.07.2019 Ледник Урям - пер. Охотничий (1Б, 4150) - река Карасу - река Аксу

Вышли в 7:50. В этот день планировали перевалить через пер. Охотничий (1Б, 4150), спуститься по реке Карасу до ее слияния с Аксу и подняться к лагерю Аксай-Тревел за заброской на оставшиеся 2 части маршрута.

Спуск по леднику Урям проходил вдоль левобережной морены. Шли, по пути перепрыгивая через потоки воды. На перегибе ледника началась зона трещин, перед которой связались. Трещины обошли слева по снежнику вдоль скал, затем пересекли ледник направо под склоны вершины 4782. Следующую зону трещин обошли справа (Фото 75 и 77).

За три перехода после выхода из лагеря по леднику, пологим снежным склонам и небольшим осыпям подошли под взлет пер. Охотничий (1Б, 4150) (Фото 74). Начало подъема проходило по большому снежнику, в котором удобно вырубались ступени. Верхняя часть представляла собой разрушенный скальный пояс. Часть участников осуществило подъем по левой стороне скального пояса по широким, но разрушенным полкам с дальнейшим траверсом снежно-ледовой шапки направо. Другая часть сразу прошла по правому краю разрушенных скал. Верхняя часть снежной шапки оказалась относительно крутой и потребовала движения на передних зубьях кошек со страховкой ледорубом (Фото 76).

В 11:30 группа вышла на перевальную седловину. Тур нашли на соседней седловинке южнее по гребню.

С седловины по крупной осыпи спустились на дно перевального цирка. Затем, придерживаясь его левого борта, по снежникам и курумнику вышли к желобу-кулуару, образованного ручьем (Фото 78). Ниже желоба начинаются травяные склоны, местами прослеживается тропа.

Через 50 минут после начала спуска остановились на обед на удобных полянках рядом с ручьем, немного не доходя до реки Карасу (Фото 79). После нескольких дней, проведенных среди скал и льда, было приятно помыться и поваляться на травке.

По обоим берегам реки Карасу идут пастушьи тропы. Не имея возможности переправиться, мы спускались по левому берегу. По пути полюбовались живописным водопадом с глубоким естественным гротом. Из долины неплохо просматриваются западные стены пиков Искандер (5120), Петроградец (5163) и Адмиралтеец (5090) (Фото 80).

От места обеда до моста через Карасу чуть выше слияния с Аксу дошли за 4 часа (Фото 81). По пути встретили несколько пастушьих летовок.

В 18:30 пришли в лагерь Аксай-Тревел. Рядом располагалась большая кемпинговая палатка группы альпинистов из Новосибирска и Красноярска под руководством А. Парфенова. Сами ребята были на акклиматизационном выходе. В заброске нас ждало холодное пиво и прочие вкусности.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 46. Вид с пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780) на ледник Лягаргиф Зап. Виден путь группы через перемычку между рукавами ледника

Фото 47. ЮВ склон пер. Лягаргиф Сев. (2Б, 4780). Показан путь спуска группы

Фото 48. Путь к перемычке в гребне, разделяющем рукава ледника Лягаргиф Зап.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 49. Подъем на перемычку в гребне, разделяющем рукава ледника Лягаргиф Зап.

Фото 50. Ашатская стена с юга. Показан путь группы под пер. Коростылева (3А, 4518)

Фото 51. Западный склон пер. Коростылева (3А, 4518). Показан путь группы. Салатовым цветом отмечены участки перил.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 52. Западный склон пер. Коростылева (3А, 4518). Показан путь подъема и места организации станций

Фото 53. Лидер провешивает веревку в обход нижнего водопада пер. Коростылева (3А, 4518)

Фото 54. Лидер провешивает веревку в обход нижнего водопада пер. Коростылева (3А, 4518)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 55. Снежный кулуар в центральной части перевального взлета пер. Коростылева (3А,

Фото 56. Участок обхода по скалам верхнего водопада пер. Коростылева (3А, 4518)

Фото 57. Подъем по перилам в обход верхнего водопада пер. Коростылева (3А, 4518).

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 58. Вид с вершины Сабах (5282) на пер. Коростылева (3А, 4518)

Фото 59. Путь спуска с пер. Коростылева (3А, 4518) по лед. Урям

Фото 60. Ледник Урям. Показан путь группы.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 61. Показан путь группы и место ночевки на лед. Урям. Снимок со стены пер. Урем

Фото 62. Вид с вершины Сабах (5282) на пер. Урем (3Б*, 4600)

Фото 63. Стена пер. Урем (3Б*, 4600). Красным показан путь подъема команды, фиолетовым- путь спуска. Оранжевым - предположительный вариант дальнейшего подъема. Показаны места организации станций.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 64 и 65. Преодоление бергшрунда на пути к пер. Урем (3Б*, 4600)

Фото 66. Переход со льда на скалы на пути к пер. Урем (3Б*, 4600)

Фото 67. Движение вдоль ледовой полки при попытке подъема к пер. Урем (3Б*, 4600)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 68. Прохождение ледового щита при попытке подъема на пер. Урем (3Б*, 4600)

Фото 69. Верхняя часть стены пер. Урем (3Б*, 4600). Оранжевым цветом показана возможная линия движения

Фото 70. Вид влево по ходу на «зеркала» от крайней точки достигнутой группой

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 71. Вид вверх от крайней точки достигнутой группой на северной стене пер. Урем (3Б*,4600). Показана ориентировочная линия варианта дальнейшего подъема

Фото 72. Северная стена пер. Урем (3Б*, 4600). Показана точка достигнутая группой при разведке маршрута

Фото 73. Вид с ледника Урям на восток в сторону пер. Охотничий (1Б, 4150)

Фото 74. Путь подъема к пер. Охотничий (1Б, 4150) с запада

Фото 75. Путь группы по леднику Урям

Фото 76. Западный склон пер. Охотничий (1Б, 4150)

Фото 77. Панорама с пер. Охотничий (1Б, 4150) на запад. Показан путь группы

Фото 78. Восточный склон пер. Охотничий (1Б, 4150)

Фото 79. Верховья долины реки Карасу

Фото 80. Водопад в долине реки Карасу

Фото 81. Долина реки Карасу чуть выше слияния с рекой Аксу

Участок 2. р. Аксу - лед. Аксу - рад. пер. Москальцева (2А, 4580) - лед. Аксу - Пер. Блока Зап. (4850) + рад. п. Блока (5239, по ЮЗ гребню) (3Б*) - лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454, п/п)- рад. в. Аксу Сев. (3Б*, 5217, по В гребню) - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) - пер. Машенька (2А,4730) - пер. Тро-Блок (2А, 4650) - лед. Дукенек - рад. пер. А. Блока (2А, 4398) - лед. Дукенек

30.07.2019 Подъем по долине реки Аксу до языка правого притока лед. Аксу

Следующая часть маршрута начиналась с подхода под массивы пиков Блока (5239) и Аксу (5355).

Мы изначально знали, что последние годы из-за таяния ледников, перевал Аксу Западный (3А, 4410), выводящий к основанию восточного гребня в. Аксу Сев. (5217), стал непроходим. По снежно-ледовому кулуару его северного взлета непрерывно летят камни. Картина перевала, увиденная на месте, подтвердила эти опасения. Путь спуска в долину реки Аксу, после восхождения на одноименную вершину, нам был отрезан. Единственным вариантом выхода с южной стороны Туркестанского хребта на север стал обход огромного массива пика Блока. В связи с этим стал актуальным вопрос, что делать с продуктами на третью часть маршрута. Группа рассматривала несколько вариантов:

• Перенести весь груз (продукты на 18 дней) через перевал Блока Западный (3Б, 4850), попутно сходив радиально на вершину пика Блока (5Б альп., 5239). После чего радиально сходить с южной стороны по восточному гребню на вершину Аксу Сев. (5Б альп., 5217). Далее забрать продукты на оставшийся маршрут, обойти с юга массив пика Блока (5239) и выйти на запланированную нитку.
  • Продукты на последний третий участок маршрута (6 дней) перенести через перевал Москальцева (2А, 4850) на ледник Ак-Тюбек. С тем, чтобы взять эту заброску после второй части маршрута, сходив радиально туда-обратно через седловину пер. А. Блока (2А, 4398).

В итоге, остановились на втором варианте как наименее энергозатратном. Пройти практически налегке туда и обратно пару перевалов 2А куда проще, чем лезть с тяжелыми рюкзаками на 3Б, рискуя надорваться. Маневр с оставлением и взятием заброски занял в сумме один день, что позволило даже выйти в плюс по сравнению с прописанным в маршрутке графиком.

Хорошо отдохнув, утром приступили к разбору продуктов и снаряжения из заброски. Постарались максимально облегчиться, отложив часть малоиспользуемого снаряжения и грязную сменную одежду. Эти вещи попросили, при возможности, спустить с лошадьми в Узгаруш, где мы могли забрать их по завершении маршрута.

В лагерь с акклиматизации вернулись новосибирские альпинисты. Как выяснилось, на следующий день часть из них выходит на пик Блока (5239) по одному с нами маршруту Петриченко. За счет разницы в весе рюкзаков и времени, нужного нам на занос заброски через пер. Москальцева, ребята должны были нас нагнать у начала маршрута на Блока.

В 11:20 выдвинулись по хорошей тропе вверх по долине реки Аксу. Через пару переходов подошли под конечную морену ледника Аксу и остановились на обед на удобных полянках между двух ручьев (Фото 82).

После обеда продолжили набор по гребню морены и за два перехода вышли к альпинистским ночевкам напротив Аксу Северной. Зачехленный ледник уходил дальше под скальные стены. Мы же повернули налево и вдоль ручья начали подъем по травянистому в нижней части, а выше осыпному склону в направлении большого правого притока ледника Аксу. Тропа здесь закончилась, но путь маркирован турами (Фото 83).

За час поднялись до удобных стоянок рядом с разливами реки. Здесь в 17:30 остановились на ночевку. Высота 3700 (Фото 85). Несмотря на яркое солнце, днем периодически из одиночных облаков накрапывал небольшой дождь. К вечеру погода ухудшилась, первый раз за поход пошел сильный ливень и заставил спрятаться в палатки.

31.07.2019 Подъем по правой ветви лед. Аксу до ночевок под пер. Блока Западный. Занос заброски через пер. Москальцева (2А, 4580) на лед. Ак-Тюбек

Утром погода наладилась. Вышли в 7:50. Аккуратно по камням пересекли крупный ручей, стекающий с ледника, и двинулись вверх по морене справа походу (Фото 85 и 86).

Через сорок пять минут вышли на открытый ледник. Надели кошки и продолжили подъем по льду вдоль скально-осыпного гребня, разделяющего центральную и правую ветви ледника Аксу. На перегибе ледника прошли через небольшой ледопад. Трещины крупные, но они хорошо видны на открытом леднике и между ними прочные широкие мосты (Фото 87).

Ледопад выводит на верхнее плато притока ледника Аксу. Правее на осыпном гребне расположены традиционные альпинистские ночевки. Здесь на высоте 4200 есть несколько удобных площадок под палатки. Время подъема от места ночевки составило 3 перехода по 45 минут. В 12:30 поставили лагерь. Подходить выше под пер. Блока Зап. (3Б, 4850) не было смысла, так как пришлось бы ночевать на снегу и существовала вероятность падения камней по перевальному кулуару и с западных стен пика Блока (5239).

После обеда сформировали заброску на 6 дней третьей части маршрута. Далее группа разделилась для выполнения поставленных задач. Двойка должна была занести заброску через пер. Москальцева (2А, 4580) на лед. Ак-Тюбек. В то время как остальные участники - разведать подход под кулуар пер. Блока Зап. и посмотреть его состояние. Для координации действий подгрупп и подстраховки использовали радиостанции.

Сергей и Иван, в 13.50 отправились, предварительно связавшись, в сторону перевала Москальцева (2А, 4580) по закрытому леднику, для того, чтобы спустившись с седловины на противоположную сторону, спрятать заброску в камнях морены ледника Ак-Тюбек.

Путь к перевалу Москальцева (2А, 4580) проходил по закрытому леднику. Выйдя от площадок лагеря 4200, связкой двигались вдоль северных стен пика Блока (5239), обходя большие трещины на перегибе ледника (Фото 88). Затем вышли на центр правой ветви ледника Аксу (Фото 89).

Западный склон перевала Москальцева практически не имеет перевального взлета. Пологий набор по леднику выводит на широкую осыпную седловину (Фото 90). Путь к перевалу занял один час пятьдесят минут непрерывного движения. Тур расположен по центру седловины.

Восточный склон перевала представляет собой 400 метров крутой осыпи с несколькими снежниками в ее центральной части. За двадцать минут спустились под начало перевального взлета и закопали заброску в камнях морены, отметив место в GPS навигаторе. Подъём обратно на седловину перевала Москальцева оказался трудоемким из-за сползающих вниз камней и занял около часа. На обратный путь по правому притоку лед. Аксу в лагерь под пер. Блока Зап. ушло 50 минут. В 17:50 были у палатки.

За это время вторая связка сходила от лагеря наверх, под начало ледового кулуара перевала Блока Западный (4850, 3Б). Удалось разведать обстановку, оценить качество льда и камнеопасность, а также найти оптимальный путь через трещины на подходе к кулуару. По времени выход занял около часа (Фото 86).

Вечером того же дня к стоянками поднялась группа альпинистов под руководством Александра Парфенова. Вечером душевно посидели. Договорились, что альпинисты, как более мобильные, выйдут первыми, а мы будем их догонять. В дальнейшем, во время подъема по ЮЗ гребню пика Блока, ребята планировали уйти ночевать выше к жандарму «Головка сыра», тогда как мы планировали сходить на вершину с седловины пер. Блока Зап. после предварительной обработки нижней части маршрута.

01.08.2019 Подъем на перевал Блока Западный (3Б, 4850) и обработка юго-западного гребня пика Блока (5239)

Ранний подъем в день штурма позволил группе выдвинуться еще в сумерках. Первая связка лидеров вышла по направлению к кулуару в 5:40 для того, чтобы начать провешивать перила. Вторая связка закончила сбор лагеря и вышла немного позже.

Через 55 минут после выхода из лагеря подошли к началу ледового кулуара пер. Блока Зап. (3Б, 4850). По пути преодолели небольшой относительно крутой ледовый взлет протяженностью около 60 метров и крутизной 40гр. Лезть начали в 6:50. Было уже довольно светло. Наверху, примерно в 2-х веревках от бергшрунда, уже работала команда альпинистов, вышедшая часом раньше.

Первая веревка после небольшого бергшрунда представляла собой снежный склон крутизной около 45гр (R0-1, III, 45гр, 60м). Далее кулуар сужался, а его крутизна постепенно возрастала. Всего до перевальной седловины повесили восемь веревок перил. Последняя веревка перед выходом на седловину была самой крутой (около 70гр) (R1-8, III-IV, 45-70гр, 400м) (Фото 91).

Из-за большой толщины снежного покрова нижнюю станцию сделали на ледорубах, однако далее снега на склоне практически не стало. Страховка и станции организовывались на ледовых бурах. На подъеме удалось развить неплохую скорость и почти догнать команду ребят-альпинистов, двигавшихся относительно налегке и по одновременной схеме. Подниматься старались не прямо вверх, а небольшой дугой, чтобы лидер не засыпал нижних участников кусками выкалывающегося льда.

Лидер лез без рюкзака с двумя ледовыми инструментами, остальные по очереди подносили его рюкзак по закрепленным перилам. Для ускорения передвижения группы, каждый участок перил дополнительно разбивали посередине точкой перестежки на буре. Последние 2 веревки перед седловиной лидер сам спустился за рюкзаком, так как выше вешать перила было уже не нужно. На скальных выступах у основания западной стены пика Блока (5239) часто встречались спусковые петли, используемые альпинистами. Во время подъема падения камней по перевальному кулуару не наблюдали (Фото 92, 93, 94).

В 11:50 вся группа поднялась на перевал. Седловина представляет собой узкий скальный гребень с тремя подготовленными площадками под палатки. Тур с запиской расположен под скалами жандарма западнее площадок. Воды нет, но на скальных полках с северной стороны гребня есть снег, который можно топить (Фото 95 и 96).

Выбрали более удобную площадку под палатку, чуть расширили ее и обустроили лагерь. Пообедали, наблюдая за командой Парфенова, которая в тот момент лезла ключевой участок маршрута по ЮЗ гребню пика Блока.

Ключом маршрута Петриченко на пик Блока (5Б, альп., 3Б* тур., 5239) являются первые 4 веревки после седловины. Довольно крутой рельеф во многих местах проходим с применением техники ИТО (Фото 97 и 98). После обеда трое участников выдвинулись на обработку маршрута. В задачу входило провесить максимальное количество веревок для того, чтобы на следующий день успеть сходить на вершину и спуститься в лагерь на седловине.

В 13:40 начали обработку гребня. Для безопасного подхода по довольно узкому гребню седловины перевала потребовалась организация подводящих перил. Первая веревка маршрута представляла собой лазание сначала по залитому льдом внутреннему углу с пробкой, выводящему через небольшой карниз на характерную удобную для страховки вертикальную щель на плите (R0- 1, V+, A1-A2, 50м). Висячая станция была собрана на закладных элементах в щели (Фото 98).

Вторая веревка - продолжение удобной щели под большой карниз слева, висячую станцию организовали немного ниже дюльферных шлямбуров (старого и относительно нового) на многочисленных местных крючьях и своих камалотах в широкой щели (R1-2, V-V+, A1, 25м). Страховка при помощи камалотов (Фото 98, 99, 100).

Далее необходимо подняться по вертикальной стенке 6-7 м с системой узких щелей вправо к маленькой полочке за углом (Фото 101). С которой подъем траверсом на якорных крючьях и фифах по узкой косой щели на зеркале без рельефа до удобной полочки под карнизом в правой стороне бастиона. Посредине участка имеется старый гнилой шлямбур, но использовать для страховки страшно. Это был самый трудный участок маршрута как для лидера, так и для второго и третьего номеров (R2-3, 10м VI, A1 5м V 15м VI, A2 5м V). При прохождении этой веревки по перилам второму пришлось быть крайне аккуратным из-за продолжительных горизонтальных и наклонных траверсов. Третьему участнику пришлось преодолевать длинные маятники в пустоте под нависающими стенками. В процессе прохождения лидер несколько раз переходил с лазания на ИТО и обратно (Фото 102 и 98).

Следующая веревка оказалась самой простой на этот день - лазание по хорошему вертикальному рельефу с надежной страховкой до выполаживания (R3-4, IV-V, 60м). Движение лидера немного усложнялось большим количеством выступов и сильными перегибами веревки - не спасали даже длинные петли, использованные в качестве удлинителей страховочных оттяжек (Фото 98, 100, 102).

Последнюю веревку лидеру пришлось лезть под мелким начинающимся снежком. К вечеру погода испортилась, подул ветер, а небо заволокло тучами. Поэтому решили не продолжать обработку, а спускаться вниз. До удобной полки со станцией на свежих шлямбурных крючьях не хватило примерно 10м 4-й веревки. Свою станцию собрали на небольшой полочке с использованием естественного рельефа (песочные часы) и закладных элементов. В 17:40 начали спуск вниз, по пути спрямляя и натягивая веревки для того, чтобы их не терло ветром о скалу. В 18.30 все спустились в лагерь к готовому ужину.

02.08.2019 Попытка подъема на пик Блока (5239) по юго-западному гребню

На следующий день, не смотря на ветреную погоду и сильную облачность, решили начать подъем на вершину. Вышли в 8:20. Первая двойка вышла немного раньше остальных, чтобы сразу начать работать выше провешенных веревок: предстояло пройти небольшой пологий участок гребня, а затем преодолеть второй ключ маршрута - подъем на жандарм «Головка сыра», названный так за характерный рельеф (Фото 103).

Не смотря на бодрый настрой команды, во время прохождении первой веревки на «Головку сыра» погода окончательно испортилась. Подул сильный ветер и с неба посыпалась мелкая снежная крупа. Вскоре снегопад усилился, и по скалам начали скатываться небольшие лавинки. Полки, внутренние углы и камины засыпало снегом. Где-то рядом начали сверкать молнии. Видимость упала до 50 метров. Решено было отложить попытку восхождения, так как лезть на вершину в таких условиях не только неприятно, но и небезопасно. Закрепив веревки в конце участка, который удалось пролезть, а также оставив часть снаряжения в удобной и сухой нише между камнями под началом жандарма, не теряя времени спустились к палатке, попутно натягивая все перила, чтобы их не болтало ветром и не перетерло об скалу. Возле палатки были в 10:50.

Итого за эту попытку сумели провесить простой участок гребня, выводящий под жандарм «Головка сыра» (R4-5, II, 40м). А также примерно 15-20м горизонтальных перил в обход жандарма по неудобной полочке слева (Фото 103).

Оставшееся время провели за отдыхом, обсуждением планов, погоды и чтением книг.

Вечером, около 17:30, встретили спускающуюся с вершины команду новосибирских альпинистов. Они рассказали, что под вершиной рядом с одним из участников ударила молния, но все целы и невредимы и сумели, не смотря на плохую погоду, достичь вершины. Без задержек ребята сразу начали спускаться с седловины по ледовому кулуару вниз, к стоянкам на леднике.

03.08.2019 Отсидка в ожидании погоды и схода снега со скал на маршруте восхождения на пик Блока (5239)

На следующее утро, не смотря на приемлемую для попытки восхождения погоду, мы решили выждать день для того, чтобы растаял снег, которым замело все скалы накануне. Так как гребень находится с западной стороны, он довольно поздно освещается прямыми лучами солнца. Поэтому скалы отогреваются медленно, и снег на них лежит довольно долго.

Вынужденную дневку на высоте 4850м потратили на отдых и подготовку к завтрашнему штурму.

04.08.2019 Радиальное восхождение на пик Блока (3Б*, 5239) по юго-западному гребню

Утром погода хорошая. На маршрут вышли в 6:40. Быстро прошли провешенные участки. В 7:10 двойка лидеров приступила к дальнейшей провеске перил.

Много времени потребовалось для того, чтобы пройти оставшуюся часть подъема на жандарм «Головка сыра». Помимо сложного рельефа, на скорость влияла также морозная погода. Так как сторона, по которой обходился жандарм, является северной, то местами приходилось откапывать рельеф для лазания и страховки из-под оставшегося снега. За полтора часа удалось пройти участок до вершины «Головки сыра» (R5-6, IV-V+, 60м, А0-А1). После траверса по горизонтальной полке, огибающей жандарм слева, подъем проходил по вертикальному внутреннему углу, переходящему в камин. Прохождение осложнялось сильным перегибом веревки из-за особенностей рельефа, для чего потребовалось разбивать участок на два и делать промежуточную полувисячую станцию (Фото 103).

В 8:30 вышли к ровным площадкам на вершине жандарма. Здесь можно поставить несколько палаток. На этих площадках ночевала команда альпинистов, спустившаяся двумя днями ранее. Дальнейший путь пролегал по южной стороне гребня, поэтому светившее солнце потихоньку отгоревало скалы, и темп группы увеличился.

С жандарма вверх уходит небольшая стенка с узкими щелями под якорные крючья. Начало лазания с большого камня - откола. Выше широкая наклонная полка, в которую забит шлямбур (Фото 104 и 105).

Далее лазание в основном проходило траверсом по наклонным полочкам и плитам с удобными щелями для страховки. Участок гребня, подводящий под предвершинный взлет, оказался протяженней, чем следовало из имеющегося описания. Суммарно от вершины «Головка сыра» до предвершинного взлета мы провесили 5 веревок (R6-7, V-IV, 230м) (Фото 106, 107, 109).

Когда лидер был в веревке от вершинной башни, погода стала быстро портиться. Небо заволокло тучами, пошел мелкий снежок, вокруг стали сверкать молнии и греметь гром. До вершины по прикидками оставалось не более 2-3 веревок несложного рельефа. Снег и гроза усилились. Решили подождать улучшения погоды на станции, расположенной на седловинке в гребне и укрытой вертикальной скалой (Фото 108).

Через некоторое время гроза ушла и мы продолжили подъем. Путь к вершине проходил по вертикальному внутреннему углу с удобными щелями для страховки, а выше по залитому льдом камину до наклонной полочки с новым шлямбуром (R7-8, IV-V, 45м) (Фото 109, 110, 111). Через некоторое время гроза вернулась и нам пришлось приспуститься до ниши, где смогли ее переждать.

Через 30 минут отсидки, мы дождались некоторого затишья и успели провесить последнюю веревку до вершинного гребня (R8-9, 50м, II-IV) (Фото 110), представляющую собой траверс по узкой скальной полке с выходом на снежно-ледовый склон и небольшую крутую стенку с натечным льдом.

Вершина представляет собой 2 жандарма с небольшой седловиной между ними. Тур сложен на западном треугольном жандарме (Фото 112). Записки в туре не было. Так как все еще сохранялась вероятность того, что гроза вернется, на вершинный гребень выходили по очереди и почти сразу начинали спуск вниз в безопасное место (Фото 113).

Спуск по пути подъема начали в 15:20. Сложность для сдергивания представляли собой косые перила вдоль южной части гребня. Во избежания больших маятников, некоторые веревки пришлось продергивать, оставляя промежуточные точки. Нижняя крутая часть маршрута, начиная с полки над жандармом «Головка сыра» пробита новыми шлямбурами, что позволило сэкономить время и железо на спуске.

В 19:30 спустились на седловину к палатке. Всего на спуск провесили 11 веревок (на подъем 13), спрямив некоторые участки.

Фото 82. Долина реки Аксу. Показан путь выхода по морене на ледника Аксу

Фото 83. Путь в цирк правого притока ледника Аксу. Прямо стена в. Аксу Сев. (5217)

Фото 84. Массив пика Блока (5239)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 85. Вид со стоянок под языком правого притока лед. Аксу. Показан путь группы

Фото 86. Общий вид пути подъема на пер. Блока Зап. (3Б, 4850). Показано место ночевки на осыпном гребешке 4200.

Фото 87. Подъем до ночевок 4200 по правому притоку лед. Аксу

Фото 88. Движение вдоль стен пика Блока (5239) в направлении пер. Москальцева

Фото 89. Путь по ровной части правого притока лед. Аксу к пер. Москальцева (2А, 4580)

Фото 90. Седловина и восточный склон пер. Москальцева (2А, 4580). Показан путь спуска.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 91. Кулуар пер. Блока Зап. (3Б, 4850)

Фото 92. Подъем по кулуару пер. Блока Зап. (3Б, 4850). Вид вниз

Фото 93. Подъем по кулуару пер. Блока Зап. (3Б, 4850). Вид вверх

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 94. Верхняя часть подъема по кулуару пер. Блока Зап. (3Б, 4850)

Фото 95 и 96. Гребень пер. Блока Зап. (3Б, 4850) до и после снегопада

Фото 97. Маршрут подъема по ЮЗ гребню пика Блока (5Б альп., 3Б* тур., 5239)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 98. Нижняя часть ЮЗ гребня пика Блока (5239). Отмечены страховочные станции

Фото 99. Вторая веревка маршрута. Участок R1-2 Фото 100. Провеска третьей веревки

Фото 101. Начало третьей веревки по ЮЗ гребню пика Блока (5239). Участок R2-3

Фото 102. Участки R2-3 и R3-4. Третья и четвертая веревки маршрута

Фото 103. Жандарм «Головка сыра». Показан путь выхода на его вершину. Участки R4-5 и

R5-6

Фото 104. Стенка выше жандарма «Головка сыра». Седьмая веревка маршрута

Фото 105. Стенка выше жандарма «Головка сыра». На заднем плане видна вершина

Фото 106. Движения с южной стороны гребня. Участки R6-9. Показаны места крепления перил.

Фото 107. Участок R6-7. Снято на спуске Фото 108. Пережидаем грозу на перемычке

Фото 109. Участок R6-7. Девятая и десятая веревки маршрута

Фото 110. Подъем на вершинную башню. Участки R7-8 и R8-9. Двенадцатая и тринадцатая веревки маршрута

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 111. Выход по внутреннему углу на Фото 112. Жандарм с вершинным туром Вершинную башню. Участок R7-8.

Фото 113. Вершинный гребень пика Блока (5239). Показано место закрепления перил. Вид от тура.

Фото 114. Общий вид с запада на массив пика Блока. Показана линия движения группы

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 115. ЮЗ гребень пика Блока (5239). Отмечены места закрепления перил.

Фото 116. ЮЗ гребень пика Блока (5239) показана линия подъема группы

05.08.2019 Спуск с пер. Блока Западный на правый приток лед. Тро. Первопрохождение перевала Аксу-Блок (1Б, 4454). Выход на седловину перевала Аксу Западный (3А, 4410).

На следующий день предстояло спуститься вниз с перевала Блока Западный на южную сторону и подойти под восточный гребень вершины Аксу, по откуда начинался наш маршрут на вершину Аксу Северная (5217, 5Б альп.).

После неторопливых сборов и относительно позднего подъема в 8:20 начали спуск с седловины пер. Блока Зап. (3Б, 4850) на правый приток лед. Тро. На южную сторону перевал обрывался крутой скальной стеной (Фото 117, 122, 114). Верхняя часть спуска проходила по косым и горизонтальным кулуарам-полкам вдоль ЮЗ стен Блока. На полках в изобилии лежали живые камни, поэтому пришлось спускаться крайне осторожно, выдерживая достаточный интервал для того, чтобы шедший впереди выходил из зоны возможного падения камней (Фото 118). По пути встречали оставленное группой первопроходцев «железо» - старые крючья и петли.

В средней части спуска предстояло преодолеть вниз почти отвесную стену высотой порядка 85 метров. Днем по ней течет вода, а ночью образуется тонкая корка льда. Немного приспустившись по камину в верхней части стены, организовали полувисячую станцию. 60 метровой веревки оттуда как раз хватило до широкой наклонной осыпной полки у основания стены (Фото 119 и 120).

Первопроходцы (группа И. Михалева) ушли по полке левее и продолжили спуск на ледник. Об этом свидетельствовали яркие спусковые петли и висящая красная веревка, оставленная группой. Мы сочли этот вариант спуска небезопасным. Так как с полок выше стенного участка начали вытаивать и лететь вдоль стены отдельные камни. Наша группа ушла по полке в противоположную южную сторону до невыраженного скального лба. Здесь можно было относительно спокойно и безопасно продолжать спуск (Фото 120).

Для спуска через скальный лоб потребовалось еще 2 дюльфера. Первый, относительно короткий, выводил на полочку, на которой удобно было собирать станцию. Ниже начинался крутой участок с карнизами, и для перестежки удобных мест не просматривалось. На последнем дюльфере 60 метров веревки едва хватило для того, чтобы спуститься прямо на мостик через бергшрунд на леднике. Перед этим участком заранее надели кошки, позволяющие после спуска на снег сразу отойти подальше от скальной стены, с которой могли лететь камни (Фото 120 и 121).

Всего на спуск по скалам за 3,5 часа провесили 6 веревок перил. В 11:40 вся группа спустилась на ледник и направилась к живописному озерцу расположенному прямо на седловине перевала Аксу Восточный (3А, 4550), где в 12:00 остановилась на обед (Фото 123 и 124).

После обеда выдвинулись в направлении гребня, разделяющего правые притоки ледника Тро. Для того чтобы подойти под восточный гребень вершины Аксу Сев. (5217), требовалось перевалить этот скальный гребешок, идущий на юг от в. 4642. Подъем с востока по снежно-ледовому склону не составил проблем, однако на запад гребешок обрывался крутыми и протяженными осыпными склонами и скальными сбросами. Спуск прямо вниз представлялся не только технически сложным, но и опасным из-за возможного падения камней.

В поисках безопасного места спуска, мы решили пройти вдоль гребня в южном направлении. И спустя 1,5 часа после выхода с обеда, с существенным сбросом высоты, нашли относительно несложный широкий осыпной кулуар с простыми скалами в верхней части (Фото 125). В отличие от участков выше по гребню, здесь нам удалось просмотреть приемлемый путь спуска до самого ледника. Спускаться приходилось аккуратно, так как вокруг в изобилии лежали живые камни. Перепад высоты на спуске составил 270 метров (Фото 126 и 170).

Коллективно решили, что пройденную седловину в южном гребне в. 4642 следует считать самостоятельным перевалом. Его категорию ориентировочно оценили в 1Б. Подъем на него с западной стороны в мокрую погоду или по заснеженным скалам может быть сопряжен с трудностями. Назвать перевал было решено Аксу-Блок. Высота согласно навигатору составила 4454 метров.

В 17:30 вся группа спустилась на правый приток ледника Тро. А еще через час в 18:40 по пологому широкому леднику без трещин вышла на седловину перевала Аксу Западный (3А, 4410). Рядом с седловиной расположено несколько удобных мест под палатки. Воду брали из ручья рядом с площадками.

С седловины просматривалась вниз верхняя часть ледового кулуара перевала Аксу Западный, вся испещренная камнями, вытаивающими и осыпающимися с окружающих конгломератных склонов. Вниз по кулуару стекал большой ручей, подмывающий местами стенки вокруг ледника. Вид склонов и состояние льда еще раз подтвердили, что отказаться от спуска по этому кулуару было правильным решением.

Во время ужина сформировали и спрятали небольшую заброску из тех вещей и продуктов, которые решено было не брать на восхождение на вершину Аксу. А также собрали и сожгли мусор, в большом количестве накопившийся вокруг стоянок.

06.08.2019 Подъем по восточному гребню вершины Аксу Сев. (5217)

В 7:40 вышли в направлении основания восточного гребня в. Аксу Сев. (5217). Маршрут по восточному гребню (Будянова, 5Б альп.) на Северную вершину Аксу можно условно разбить на две части: острый гребень с жандармами, подводящий под вершинную башню и сам подъем на вершинную башню (Фото128).

Подъем от стоянок сначала проходил через небольшой ледовый лобик, затем по леднику без трещин до крупноблочной осыпи у основания гребня. И далее влево вверх к жандармам на самом гребне (Фото 129 и 130).

Под начало технической части подошли за один переход к 8:30. У первой веревки оставили рюкзак лидера, предварительно распределив его вещи по рюкзакам остальных участников.

Первый технический участок представлял собой большой пологий внутренний угол протяженностью около 2 веревок с осыпной полкой примерно по середине (R0-1, III-IV, 90м) (Фото 131 и 132). Сразу за второй веревкой есть хорошая площадка под палатку. Далее шел участок несложных разрушенных скал протяженностью около 50м с гребешком и широкой осыпной седловиной за ним (R1-2, II-III, 50м), который привел под начало первого ключа гребневой части маршрута.

Ключ начинался с небольшой стенки высотой 6-7м, которая выводила через перегиб на удобную монолитную площадку с левой стороны бастиона, расположенную в нише под нависающими стенами. Судя по остаткам полиэтилена, данная площадка кем-то использовалась для ночевки. После нее почти на всю длину веревки на вершину бастиона ведет монолитный камин, начинающийся за углом справа с небольшой стенки. Сложное лазание на участке компенсировалось надежной страховкой. Сложными местами являлись переход из-под нависающей стенки за угол сразу после полки и облаз каменной пробки в средней части камина (R2-3, V-V+, 80м). Этот участок сложен для последующих участников, которые вынуждены перемещаться с рюкзаками по перилам в довольно узком и неудобном камине (Фото 133 и 134).

Следующая станция была собрана на наверху бастиона. Далее следовал 15 метровый дюльфер на горизонтальную полку с площадкой под палатку (Фото 135). Пройдя вперед по полке и преодолев несколько небольших стенок, вышли к характерному открытому камину с каменной пробкой между двумя торчащими скалами. Станция за острый скальный выступ борта камина. За камином следует косой дюльфер, пересекающий небольшой, но неприятный ледовый кулуар. В кулуаре для страховки закрутили ледобур. Участок заканчивается на наклонном осыпном поле с большими живыми камнями (R3-4, III-IV, 140 м) (Фото 136 и 137).

Далее следует второй ключевой участок - скальная стенка с довольно крутым началом и выполаживанием в верхней части (R4-5, IV-V, 60м) (Фото 137). Далее стенка переходит в серию крутых наклонных полок, переходящих в череду отвесных скальных ступеней, приводящих слева под вершину следующего бастиона (R5-6, IV, 50м) (Фото 139).

Последующий дюльфер в 15м приводит к разрушенному участку гребня темно-коричневого цвета, который был хорошо виден с ледника на подходах под маршрут. Лезть траверсом по южной стороне гребня пришлось с максимальной аккуратностью из-за живых камней и блоков (R6-7, 60м, IV) (Фото 138, 140, 141). Второй участник разбивал перила промежуточными точками на участки для того, чтобы уменьшать потенциальные маятники последующим. Траверс по полочкам вывел на большую подготовленную площадку для ночевки, на которой из-за позднего времени и портящейся погоды решили остановиться на ночевку. Выше провесили еще одну веревку по наклонным плитам до большой полки под вершиной следующего жандарма (R7-8, 45м, III-IV) (Фото 138).

Двигаться дальше не имело смысла еще и потому, что мы не знали, будут ли подходящие места для ночевки пяти человек выше на гребне, а подойти под сам вершинный бастион мы наверняка не успевали. Всего за день, к 16:40, группа прошла по гребню 12 веревок. Площадка оказалась ровно необходимого размера для установки пятиместной палатки. Для уверенности и удобства ее оборудовали бортиками из камней и закрепили палатку за натянутые перила, как с ближней, так и с дальней от скалы стороны. Высота ночевки 4800, для приготовления пищи топили снег найденный на скальной полке вблизи палатки.

07.08.2019 Подъем по восточному гребню вершины Аксу Сев. (5217). Обработка подъема на вершинную башню.

Несмотря на пасмурную погоду и небольшой снег накануне вечером, наутро было ясно и морозно. Трое участников в 7 утра выдвинулись налегке вперед для того, чтобы провесить перила и разведать оставшийся участок гребня до вершинного бастиона.

К 10 часам удалось провесить оставшиеся 3 веревки до хорошей площадки под основанием вершинной башни (R8-9, 200м, III-V). Этот участок гребня представлял собой почти горизонтальный траверс с неудобными из-за бедной страховки подъемами и спусками на ряд жандармов. Ключевой стала веревка в обход вертикального монолитного жандарма - пальца траверсом по полочке шириной в человеческую стопу (Фото 142 - 149).

На последней веревке пришлось проходить по острым каменным плитам, заклиненным друг на друге и вмороженным в лед, что доставило неудобства как лидеру, так и следующим участникам с рюкзаками (Фото 144 и 145).

После обработки гребня вернулись за рюкзаками и в 12:10 собрались на площадке под вершинным бастионом, где поставили палатку (Фото 150 и 151).

После горячего обеда двойка участников вышла на обработку бастиона, являющегося ключом маршрута.

Под стены бастиона подошли по горизонтальной полке, уходящей влево от площадки (R9-10, I-II, 35м) (Фото 148 и 151). Подъем на вершинную башню начинался с нескольких внутренних углов и карнизов, выводящих в основание большого внутреннего угла. Периодически попадались удобные щели для страховки, однако перемещение усложнялось мокрыми, местами залитыми льдом скалами, и нависающим рельефом.

Почти сразу после начала работы стала портиться погода. Лезть пришлось при сильном ветре с небольшим снегом и плохой видимостью, затрудняющей ориентирование. До 16:40 удалось провесить 2 веревки перил (R10-11, 60м IV-V+ А1, 30м V-V+, A2, 80-85гр) (Фото 153, 154, 155). Участки представляли собой лазание вперемешку с ИТО, местами по отвесным щелям. В верхней половине второй веревки пришлось уйти из залитого льдом внутреннего угла вдоль более сложной отвесной щели на ИТО. После прохождения 2 веревок из-за ухудшающейся погоды решено было не продолжать обработку в этот день. На завтрашний день запланировали попытку выхода на вершину. Высота ночевки 4820. Воду удалось набрать из талого ручейка, стекающего по стене.

08.08.2019 Радиальный выход на вершину Аксу Сев. (3Б*, 5217) по восточному гребню.

На следующее утро в 7:20 четверо участников (Настя Стаканкина осталась в лагере) начали подъем по провешенным накануне перилам. Следуя установившейся последние дни закономерности, утром было тепло, солнечно и безветренно.

Быстро пройдя обработанный накануне участок, добрались до продолжения ключа маршрута.

Следующий участок представлял собой: примерно треть веревки по продолжающемуся

внутреннему углу с подвисающей небольшими карнизами правой стороной, остальные 2/3 по вертикальной широкой щели (R11-12, V-V+, A1, 50м, 95гр) (Фото 156). В нижней части этого участка в нависающих частях внутреннего угла скалы были мокрыми и встречался натечный лед. Но последующие веревки до вершины бастиона проходили по открытым зеркалам на солнечной стороне и были сухими. Следующая веревка представляла собой классическое ИТО по вертикальной щели с подлазами (R12-13, 50м, V-V+, A1, 85-90гр) (Фото 157). Она вывела на небольшую полку под вершиной бастиона (Фото 158). Станция за большой камень-откол. На протяжении всего бастиона активно использовались камалоты всех размеров и якорные крючья, на участке R10-11 пришлось использовать мелкие и средние закладки. Наличие камалотов крупных размеров (например, номера 3 и 4 фирмы Black Diamond) облегчило бы поиск мест для страховки на 3 и 4 веревках бастиона (R11-13).

С полки необходимо уйти вправо за перегиб, пересечь залитый льдом внутренний угол и выйти на гладкие плиты с хорошими зацепами. Далее несложное лазание длинной 40м привело на площадки на вершине нижнего бастиона башни (R13-14, 50м, IV, 75гр) (Фото 159).

Следующая веревка представляла собой несложное лазание по разрушенным скалам под нависающую стенку справа от большого скально-ледового кулуара, над которым почти на самом верху висит огромная глыба льда (R14-15, 50м, III-IV, 60гр) (Фото 160).

Выше нужно было войти траверсом по маленькой горизонтальной полочке в главной кулуар стены, пересечь его и подняться влево вверх по микстовому внутреннему углу, залитому натечным льдом (R15-16, 60м, IV-V, 60-50гр). Для страховки использовались ледовые буры и камалоты. Лидер проходил участок с ледовым инструментом и предварительно надев ботинки и кошки. Пересекать кулуар требуется максимально быстро и внимательно, так как по нему время от времени падают крупные куски льда и камни. Следующий участок представлял собой траверс налево вверх по наклонным полкам и внутренним углам и технически был довольно простым (R16-17, 50м, III). Предыдущую и эту веревку из-за комбинированного характера рельефа лидер лез в кошках (Фото 160, 161, 162).

Далее с большой снежно-осыпной наклонной полки, веревка лазания идет вверх через серию стенок и большой камин между стеной и огромной плитой - отколом с живыми камнями внутри (R17-18, 60м, IV, 60-80гр) и выводит на осыпную полочку с нависающими справа стенками. Следующая веревка прямо вверх через серию непростых крутых стенок (R18-19, 50м, IV-V, 80гр) привела на «крышу» вершины (Фото 163). Высшая точка и вершинный тур находятся в южной дальней части башни. В направлении вершины прошли горизонтальный траверс по монолитным полкам с небольшими стенками до жандарма перед наклонным снежным полем на гребне башни (R19-20, 40м, III). На одной из полок выложена площадка под палатку.

Следующий участок представлял собой технически простой траверс по наклонному снежно- ледовому полю справа в обход жандарма и подъем по скальному гребню с небольшой простой стенкой перед выходом на вершинный жандарм (R20-21, 100м, II-III) (Фото 164). Всего на подъем от лагеря было провешено 13 веревок. В 15:15 все четверо участников восхождения собрались на вершине рядом с контрольным туром, в котором обнаружили записку команды И. Темерева от 2013 года. К сожалению, на восхождение с собой не захватили пишущих принадлежностей и бумагу, поэтому записку снимать не стали и только сфотографировали.

Несмотря на то, что подъем утром начали по ясной и солнечной погоде, во второй половине дня со стороны Таджикистана традиционно налетели облака. Видимость на последних веревках упала. Однако, все самые сложные участки подъема удалось к этому моменту пройти. Интересно отметить, что расположение и строение вершины Аксу таковы, что облака, зацепившись за вершину, начинают «гулять» вокруг горы, переползая через седловину в основании вершинной башни Аксу Северной. Подобное поведение мы наблюдали после обеда в течение всего времени пока были на пике Блока и на Аксу. Группе в какой-то степени повезло, что Настя не пошла на вершину и осталась в лагере. Так как несмотря на то, что на вершине сильного ветра не было, внизу на перемычке серьезно задуло и пришлось срочно укреплять палатку.

На вершине решили долго не задерживаться и после нескольких фотографий начали спуск. На спуске спрямили участок траверса вершинного гребня и немного промахнулись с полкой, по которой пересекали основной кулуар, выйдя на его правый борт чуть ниже и спрямив линию подъема. На всем протяжении спуска встречались следы предыдущих восходителей: оставленные петли и крючья, что облегчало ориентирование. Провесив 13 веревок на спуск, в 20:00 были у палатки.

09.08.2019 Спуск по восточному гребню вершины Аксу Сев. (5217) на седловину перевал Аксу Зап. (3А, 4410).

Cпуск по гребню начали в 9:20. От площадки под скальным бастионом спускались по пути подъёма. Лидер налегке в скальных туфлях провесил три веревки в обход жандармов по горизонтальному гребню. После чего вернулся за рюкзаком.

В дальнейшем, замыкающий участник шёл в скальных туфлях и без рюкзака. Три первых веревки он снял лазанием со страховкой через промежуточные точки, затем девять веревок спустился дюльфером с продергиванием через спусковые петли. Две последние веревки по пологому внутреннему углу опять слез лазанием (Фото 165, 166, 167).

В 17:10 вся группа спустилась к рюкзаку, оставленному на подъёме. Перепаковали вещи и продолжили спуск пешком вдоль гребня в направлении седловины перевала Аксу Западный. За 25 минут спустились к площадкам на перевале. Всего в ходе восхождения на в. Аксу Сев. (5217) группа провесила 28 веревок на подъем и столько же на спуск.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 117. Общий вид на ЮЗ стены пика Блока (5239) и пер. Блока Зап. (3Б, 4850). Показана нитка, пройденная группой

Фото 118. Спуск на юг с седловины пер. Блока Зап. (3Б, 4850) по осыпному кулуару

Фото 119. Отвесная стена на спуске с пер. Блока Зап. (3Б, 4850)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 120. Спуск с пер. Блок Зап. (3Б, 4850) на приток ледника Тро. Показаны места закрепления перил

Фото 121. Замыкающий участник на последней 6-й веревке спуска с пер. Блока Зап. (3Б,4850)

Фото 122. Общая фотография массива пика Блока (5239). Показан путь группы

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 123. Спуск к озеру на седловине пер. Аксу Восточный (3А, 4550)

Фото 124. Путь спуска по правому притоку ледника Тро из под массива пика Блока (5239)

Фото 125. Верхняя часть спуска с пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) на правый приток лед. Тро

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 126. Западный склон пер. Аксу-Блок (1Б, 4454). Показан путь спуска группы.

Фото 127. Ледниковое озеро на правом притоке лед. Тро

Фото 128. Общий вид на массив вершины Аксу Сев. (5217). Показана линия подъема группы

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 129. Линия подъема на вершину Аксу Сев. (5217). Показана линия подъема и места ночевок

Фото 130. Линия подъема по восточному гребню в. Аксу Сев. (5217). Показаны места крепления перил

Фото 131. Нижний участок восточного гребня в. Аксу Сев. (5217). Показаны места крепления перил. Участки R0-3

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 132. Первая и вторая веревки маршрута по В гребню в. Аксу Сев. (снято на спуске). Участок R0-1

Фото 133. Четвертая и пятая веревки подъема по В гребню в. Аксу Сев. Показаны места закрепления перил. Участок R2-3

Фото 134. Пятая веревка маршрута. Участок R2-3.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 135. 6 и 7 веревки маршрута. Участок R3-4 Фото 136. 8 веревка маршрута. Участок R3-4

Фото 137. 9 и 10 веревки маршрута Фото 138. 11 и12 веревки маршрута. Показано место ночевки

Фото 139. Подъем по скальной стенке на 10 веревке маршрута. Участок R4-5

Фото 140. Одиннадцатая веревка маршрута перед местом ночевки. Участок R5-6

Фото 141. Ночевка на В гребне в. Аксу Сев. Отмечены места крепления перил.

Фото 142. Тринадцатая веревка горизонтальных перил выше промежуточного места ночевки

Фото 143. Тринадцатая веревка перил Фото 144. Пятнадцатая веревка перил

Фото 145. Узкий гребень на пятнадцатая веревке перил (снято на спуске)

Фото 146 и 147. Тринадцатая и четырнадцатая веревки маршрута. Полка в обход жандарма

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 148 и 149. Линия подъема по гребню. Показано место ночевки и места крепления перил

Фото 150. Место ночевки под стенами бастиона вершинной башни

Фото 151. Полка с площадкой под палатку под стенами бастиона вершинной башни

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 152. Вершинная башня в. Аксу Сев. (5239). Показаны места организации станци

Фото 153 и 154. Нижний ключевой бастион вершинной башни в. Аксу Сев. (5217). Показаны места закрепления перил

Фото 155. Нижний бастион вершинной башни с полки у основания. Показана линия движения

Фото 156. Вид вниз со станции наверху третей веревки. Участок R11-12

Фото 157. Вид вверх со станции третьей веревки. Участок R12-13

Фото 158. Вид вверх со станции 4й веревки маршрута на вершинную башню в. Аксу Сев.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 159. Четвертая веревка подъема на вершинную башню в. Аксу Сев. Участок R13-14

Фото 160. Пятая и шестая веревки подъема на вершинную башню в. Аксу Сев. Участки R14-16

Фото 161. Участок выше бастиона вершинной башни в. Аксу Сев. Показаны мета организации станций страховки и лагерь внизу на полке

Фото 162. Участок выше пересечения центрального кулуара вершинной башни R15-16

Фото 163. Вертикальная стенка перед выходом на вершинный гребень. Участок R18-19

Фото 164. Путь по гребню к вершинному жандарму. Участок R20-21

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 165. Спуск по восточному гребню в. Аксу Сев. (5217)

Фото 166. Спуск по восточному гребню в. Аксу Сев. (5217)

Фото 167. Спуск по восточному гребню в. Аксу Сев. (5217)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 168. Линия подъема на в. Аксу Сев. (5217) по В гребню. Зеленым показаны отличия спускового маршрута от маршрута подъема. Отмечены места и даты ночевок

10.08.2019 1-й правый приток лед. Тро - пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) - 2-й правый приток лед. Тро- пер. Машенька (2А, 4730) - 3-й правый приток лед. Тро - пер. Тро-Блок (2А, 4650) - правыйприток лед. Дукенек

В 7:40 вышли с места ночевки на перевале Аксу Западный и за 20 минут спустились к живописному ледниковому озеру, подпруженному «плотиной» из камней скально-осыпного гребешка (Фото 169). Ниже крутизна ледника возрастает, поэтому надели кошки. Закрытый ледник без разрывов и трещин покрыт плотным снегом. Тропежки нет.

По пути спуска на пер. Аксу-Блок (1Б, 4454), проходящего по крутой сыпухе и скалам, решили не подниматься из-за трудоемкости такого варианта. Попробовали пересечь гребень, разделяющий притоки ледника Тро чуть ниже, без большого набора высоты.

За 20 минут по леднику сбросили 250 метров высоты и подошли под осыпь, по которой начали подъем на гребень отрога разделяющего ледники перевалов Аксу Западный и Восточный.

Еще 20 минут понадобилось группе, чтобы набрать 100 метров и выйти на гребень отрога.

Простого спуска на восточную сторону не просматривалось. И мы решили траверсировать гребень в направлении, пройденного нами несколько дней назад перевала. За 40 минут набрали 200 метров высоты по гребню с выходами разрушенных скал и вышли на седловину ранее названную нами Аксу-Блок (1Б 4451) (Фото 170 и 171).

Вниз на ледник уходит некрутой снежный склон. Связались и в 10:15 начали спуск. За 20 минут пересекли правый приток ледника Тро в направлении языка ледника, стекающего из цирка пер.Машенька (2А, 4728). По пути обошли зону закрытых трещин. Язык ледника крутой. Поэтому решили выходить в цирк перевала по скально-осыпному склону слева по ходу (Фото 172).

Подъем несложен и проходит в нижней части по живой осыпи, выше переходящей в гребешок из разрушенных скал (Фото 173). В нескольких местах пришлось придержаться руками. За два перехода набрали 250 метров высоты и на последних камушках перед выходом на основное тело ледника в 12:20 остановились на обед. Воду добыли раскопав яму под большим камнем.

После обеда связались, надели кошки и продолжили подъем. В верхней части ледник пологий и закрытый. Есть трещины, которые легко обходятся. Снег немного раскис, и начал подлипать к кошкам (Фото 174). Через 25 минут после выхода с обеда, в 14:40, поднялись на седловину перевала Машенька (2А, 4728). Перевальный взлет отсутствует, на спуск некрутой снежный склон по всей длине подрезан бергшрундом (Фото 175 и 176).

Перепрыгнули через бергшрунд и двинулись в связках по закрытому леднику вдоль южных стен пика Блока (5239) в направлении перевала Тро-Блок. Через переход в 15:50 вышли на перевал Тро-Блок (2А, 4581) практически без набора высоты (Фото 177 и 178). В туре нашли записку туристов из МГУ, радиально поднявшихся на перевал накануне.

Спуск с перевала представляет собой узкий крутой в верхней части ледовый кулуар, зажатый между скальными жандармами (Фото 180). Ниже кулуар переходит в снежно-ледовый склон, подрезанный небольшим бергшрундом. Вниз с седловины висит вмерзший в лед трос. На спуск по льду повесили веревку перил и сдернули её через ледовую проушину (Фото 181 и 182).

За 30 минут в связках спустились по закрытому леднику с трещинами до его открытого участка. И в 17:05 напротив перевального взлета перевала А. Блока ___и2А, 4398) встали на ночевку на ровном льду среди каменных грибов (Фото 183 и 184). Высота 4176.

11.08.2019 Радиальный выход за заброской через пер. А. Блока (2А, 4398) на лед. Ак-Тюбек. Спуск вдоль правого притока лед. Дукенек в долину. Подъем вверх по лед. Дукенек

В 7:20 вышли втроём налегке за заброской в направлении южного осыпного взлета перевала А. Блока (2А, 4398). Заброска была занесена и оставлена перед второй частью маршрута на морене ледника Ак-Тюбек под восточным склоном пер. Москальцева (2А, 4580). С собой взяли две основные веревки, необходимые для спуска и подъема обратно по северному склону перевала А.Блока.

С стороны ледника Дукенек подъём на перевал А. Блока представляет собой осыпной склон. За переход поднялись серпантином по среднеблочной и мелкой осыпи набрав 200 метров высоты и вышли на седловину перевала в её правой (по ходу движения) части. Тур находится левее по гребню и хорошо заметен (Фото 184).

Перевальная седловина широкая. Со стороны ледника Ак-Тюбек : крутые ледовые склоны. В левой части (по ходу движения) лед открытый, но висят карнизы, в правой части карнизов нет, но склон длиннее и покрыт слоем вмерзших камней.

Достали из тура записку туристов МГУ, написали свою и начали спуск на ледник Ак-Тюбек.

Приняли решение спускаться с правой части седловины. Провесили две веревки перил на ледобурах Второй веревки как раз хватило чтобы преодолеть забитый снегом бергшрунд. Веревки оставили висеть на склоне, а сами направились под взлет перевала Москальцева (Фото 185).

По плотному снегу пересекли ледник Ак-Тюбек в северном направлении (Фото 186). Вышли на осыпь морены и раскопали нашу заброску. Обратно двигались тем же путём и в 12 часов вернулись в лагерь на правом притоке ледника Дукенек.

Пообедали, собрали лагерь и в 13:15 начали спуск по зачехлённому леднику в долину ледника Дукенек.

Через 25 минут вышли на берег маленького озера, расположенного среди моренных валов.

Обошли озеро справа по ходу движения и продолжили спуск по осыпным и травянистым полям и склонам правого борта притока ледника Дукенек (Фото 187, 188, 189). Через два перехода спустились до высоты 3600 в орографически левый карман боковой морены ледника Дукенек.

По гребню травянистого кармана начали подъем вдоль ледника (Фото 190). Через 45 минут хода карман сошел на нет и мы по осыпному склону спустились на зачехленный ледник. Выше, в месте поворота на восток, напротив Дукенекской стены, ледник становится открытым (Фото 191). Мы пересекли его в восточном направлении и начали подъем к цирку перевала Визбора (2А, 4500).

В 17:15 встали на ночевку на ровном участке морены немного не доходя до начала снежных склонов взлета к перевалу Визбора (2А, 4500). Высота 3920.

Фото 169. Ледниковое озеро с южнее седловины пер. Аксу Западный

Фото 170. Отмечен пер. Аксу-Блок (1Б, 4454) и пути спуска (красным) и подъема (желтым) на него

Фото 171. Подъем по гребню отрога к седловине пер. Аксу-Блока (1Б, 4454)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 172. Путь подъема в цирк пер. Машенька (2А, 4730) в обхода крутого языка ледника

Фото 173. Подъем вдоль ледника в цирк пер. Машенька (2А, 4730)

Фото 174. Выход в юго-западный цирк пер. Машенька (2А, 4730)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 175. Вид на седловину пер. Машенька (2А, 4730) с гребня пика Блока (5239)

Фото 176. Седловина пер. Машенька (2А, 4730) с северо-восточной стороны

Фото 177. Путь по леднику к пер. Тро-Блок (2А, 4650)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 178. Вид на пер. Тро-Блок (2А, 4650) с гребня пика Блока (5239)

Фото 179 и 180. Седловина пер. Тро-Блок (2А, 4650) и ледовый кулуар на приток лед. Дукенек

Фото 181. Восточный склон пер. Тро-Блок (2А, 4650). Кулуар, выводящий на седловину

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 182. Восточный склон пер. Тро-Блок (2А, 4650)

Фото 183. Вид с притока лед. Дукенек на восток

Фото 184. Верховья правого притока лед. Дукенек. Показан путь группы

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 185. Северный склон пер. А. Блока (2А, 4398)

Фото 186. Путь выхода за заброской под восточный склон пер. Москальцева (2А, 4580)

Фото 187. Вид на правый приток лед. Дукенек со склонов пер. Визбора (4520). Показан путь группы

Фото 188. Путь спуска группы к лед. Дукенек

Фото 189. Массив пика Блока и в. 4818 с правого притока лед. Дукенек

Фото 190. Ледник Дукенек из кармана левобережной морены

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 191. Путь по леднику Дукенек до поворота к пер. Визбора (2А, 4520)

Участок 3. лед. Дукенек - пер. Визбора (2А, 4520) - лед. Зап. Вадиф - пик Пирамидальный (до высоты 5270, по З гребню) - пер. Зап. Вадиф (3А, 4700) - лед. Асан-Усен -р. Карасу - пер. Карасу (н/к, 3700) - пер. Кош-Майнок (н/к, 3280) - р. Орточашма - пер.Джалгычи (н/к, 3595) - р. Джалгычи - пер. Акташ (н/к, 3780) - р. Акташ - пер. Бульджума(н/к, 2795) - р. Бульджума - к. Узгаруш

Схема 3. Третий участок маршрута. (Размер стороны квадрата сетки 1 км)

12.08.2019 Подъём на перевал Визбора (2А, 4520). Спуск на ледник Западный Вадиф и подъём на Западное плечо пика Пирамидальный

Вышли с места ночевки в 7:40 и за 25 минут по ровному телу ледника подошли под снежно-ледовый склон, выводящий под пер. Визбора (2А, 4520). Склон можно разделить на две части :

правую, оканчивающуюся сверху ледовыми сбросами, и левую - некрутой фирновый склон разделенный по диагонали узкой скальной грядой (Фото 192 и 193). Здесь надели кошки и начали подъем по правой (по ходу движения) части фирнового склона. Через 45 минут пересекли скальную гряду в ее самом нешироком месте и вышли на более пологую часть ледника.

Отсюда продолжили подъём, забирая вправо в направлении верхнего перевального цирка, обойдя таким образом сверху ледовые сбросы на перегибе склона (Фото 194 и 195). Еще через 40 минут подошли под забитый снегом бергшрунд, подрезающий крутой ледовый взлёт покрытый тонким слоем снега. Крутизна 40гр, протяженность 50м. Повесили веревку, которой как раз хватило до седловины перевала Визбора (2А, 4520) (Фото 196). Веревку закрепили на ледорубе. На перевал вышли в 10:40. Седловина широкая - скально-осыпная, при желании здесь можно поставить палатки. С перевала открывается великолепный вид на пик Пирамидальный (5509) (Фото 198).

Поменяли записку в перевальном туре, сделали несколько групповых фотографий и начали спуск.

Спуск с перевала Визбора (2А, 4520) на ледник Западный Вадиф представляет собой осыпной склон - кулуар протяженностью 150м и крутизной 30гр по которому необходимо двигаться плотной группой чтобы избежать сброса камней участниками группы (Фото 197). За 15 минут сбросили 80м и спустились на закрытый ледник. И встали на обед немного отойдя от склона на ровное место. Воду набрали из ручья, стекающего со скал.

После обеда начали подъем в связках по леднику Западный Вадиф в направлении седловины западного плеча пика Пирамидальный (5509). Много закрытых трещин, но они хорошо читаются и легко обходятся по снежным мостам. Подъём на седловину представляет собой крутой в правой части под склонами пика Пирамидальный ледовый склон, разорванный большим количеством открытых трещин. Мы поднимались по левой более пологой части склона, постепенно смещаясь вправо и обходя большие трещины (Фото 198 и 199).

За час вышли на широкое западное плечо Пирамидального, прошли по нему чуть выше и в 15:00 встали на ночевку на камнях под осыпным склоном вершины 4931. Здесь можно поставить несколько палаток, воду брали из ручья на леднике. Высота 4750.

13.08.2019 Подъём по западному гребню пика Пирамидальный (3А*, 5506) до высоты 5270

Утром пасмурно. Периодически налетающие облака закрывают от нас пик Пирамидальный (5509).

Тем не менее погода позволяет начать подъем. Первая связка вышла с места ночевки в 7:20 и за 20 минут пересекла западное плечо в направлении ледового склона, выводящего на западный гребень пика Пирамидальный (5509). Над северной (левой по ходу) частью склона нависают большие ледовые сбросы. Мы обвалов не видели, но следы на леднике свидетельствовали о том, что иногда они происходят. Поэтому путь подъема по склону наметили не по кратчайшему пути, а чуть правее, уйдя из под сбросов под скалы. Двигаться по ледовому склону нужно вверх в направлении узкого ледового горлышка, позволяющего пролезть между ледосбросами и крутыми скалами справа (Фото 200 и 201).

Подойдя под начало склона, сделали под бергшрундом станцию на ледобурах и в 8:05 начали вешать веревки по льду. Маршрут подъема идет по крутому ледовому склону. Перила мы вешали вдоль выхода скал, постепенно смещаясь влево и целясь на ледовое горлышко.

Веревки крепили на ледобурах. Пористый лед сильно крошился под кошками и клювами ледорубов, кололся и летел вниз большими линзами. Лидер старался лезть в стороне от поднимавшейся ниже группы, чтобы не засыпать ее осколками. До «горлышка» повесили 300м перил. Лидер лез с облегченным рюкзаком и с двумя ледовыми инструментами. Облака временами закрывали верхнюю часть склона, но ориентирование было простым и нам это не мешало (Фото 202, 203, 204).

Выше ключевой участок маршрута - крутизна льда возрастает до 65 градусов. Горлышко проходится по жесткому натёчному льду с участком траверса слева-направо и требует уверенного лазания (Фото 205, 206, 207).

Через 150 метров перил в 13:30 вылезли на наклонную снежную полку где собрались всей группой. До этого места провесили 9 веревок, начиная от бергшрунда, все веревки крепились на ледобурах, верхняя на ледорубе. (R0-1, III-V, 45-65гр,450м)

Далее продолжили движение в связках, выше склон поднимается ступенями, относительно крутые взлеты (до 30гр) чередуются выполаживаниями (Фото 208). Через 25 минут в 14:30 вышли на осыпной гребень. Высота 5270. Здесь обнаружили две отличные площадки выложенные камнями. Так как выше по гребню таких удобных мест для ночевки могло не быть, решили остановиться здесь. Тем более что вершина Пирамидального (5509) была уже совсем близко (Фото 209).

Немного расширили площадку до размера нашей пятиместной палатки. Талую воду нашли на льду под камнем.

14.08.2019 Спуск на Западное плечо пика Пирамидальный. Траверс вершины 4931 на перевал Вадиф Западный (3А, 4700). Спуск на левый приток ледника Асан-Усен.

Поздно вечером погода испортилась. Пришел штормовой фронт так и не позволивший нам уснуть в течении ночи. Сильный ветер рвал палатку и ломал дуги. Мы зашивали пробоины, строили стенку из камней и держали палатку.

Утром улучшение погоды не наступило. Продолжало прилично дуть, шел снег и отсутствовала видимость. В сложившихся условиях о выходе наверх не могло быть и речи. Но и остаться еще на одну ночь с рваной палаткой, в столь хорошо продуваемом месте, мы не могли. Поэтому приняли решение отказаться от прохождения траверса пика Пирамидальный (5509) и спускаться по пути подъёма.

С места ночевки вышли в 10:30. Спуск начали не по линии подъема, так как отсутствие видимости не позволяло определить крутизну снежно-ледового склона, а вдоль скальной гряды на гребне.

Пройдя метров 150, начали вешать перила. Всего до бергшрунда повесили девять веревок.

Верхнюю веревку последний участник снял лазанием с промежуточными точками, остальные веревки сдернули через ледовые проушины. Спуск проходил при сильном ветре, снегопаде и в отсутствие видимости. Опасаясь обморожений, приходилось отмахивать руки и ноги. Девятую веревку сняли в 14:40 (Фото 210).

Далее продолжили движение в связках через западное плечо и вскоре стояли на месте нашей предыдущей ночевки на осыпи.

После небольшого отдыха и перекуса начали подъём на осыпной гребень узловой вершины 4931 (Фото 211). За переход вылезли на несложный гребень и траверсировали его, обойдя вершину слева по пологому осыпному склону. Затем по скальной левой по ходу стороне широкого гребня спустились на седловину перевала Вадиф Западный (3А, 4700). На спуске пересекли несколько снежников. На седловину вышли в 16:20 (Фото 212 и 213).

Седловина представляет собой осыпной гребень с несколькими снежниками расположенными между причудливых выходов скал. На перевале есть места под палатку. На снегу седловины увидели человеческие следы, но тур и записку не нашли.

Путь спуска в сторону ледника Асан-Усен проходит по снежно-ледовому склону. Крутые участки которого перемежаются с пологими снежными полками и короткими ступенями ледопада. С седловины повесили одну веревку 60 метров на ледобурах по диагонали направо (по ходу движения) по ледовому склону крутизной 45-50 градусов. Веревки как раз хватило чтобы преодолеть бергшрунд. Сдернули её через ледовую проушину (Фото 214 и 215).

Далее прошли налево в связках одновременно 150 метров по пологой снежной полке и вышли к небольшому ледовому сбросу - ступени ледопада. Спустились вниз на три такта лицом к склону с попеременной страховкой (Фото 216 и 217). Затем прошли 300 метров по снежному склону постепенно забирая влево по не явной полке- ложбине. Крутизна склона увеличилась до 45 градусов, под снегом появился лед и мы повесили ещё три веревки : 150 метров перил на ледобурах. Две веревки последний участник слез лазанием с промежуточными точками, одну веревку сдернули через ледовую проушину (Фото 218).

В 19:25 спустились на ледовый склон средней крутизны с открытыми трещинами. По которому двигались одновременно в связках, местами со страховкой через промежуточные ледобуры.

Старались забирать левее, ориентируясь на кратчайший путь до пологого ледника (Фото 218).

По снегу спустились 250 метров и вышли на ровный лед левого притока ледника Асан-Усен. В 19:50 встали на ночевку на льду среди глубоких открытых трещин. Высота 4225. Воду брали из ближайшей трещины.

15.08.2019 Спуск на ледник Асан-Усен и по долине реки Карасу до Каравшинской поляны.

Ночью продолжало дуть. Подсыпало свежего снежка. На небе облачность.

С места ночевки вышли в связках в 9:10. За сорок минут, прижимаясь к склонам в. 4931 и обходя зоны больших трещин, спустились на морены левого притока ледника Асан-Усен. Здесь развязались и сняли кошки (Фото 219 и 220).

Еще через полтора часа спустились в левый (по ходу движения) карман ледника Асан-Усен (Фото 221). Через полчаса движения по появившейся в кармане тропинке вышли к озеру у заброшенного рудника (Фото 222).

Ниже карман заканчивается, а основная тропа на карте отмечена вдоль правого борта ледника.

Поэтому мы пересекли зачехленный ледник в направлении стен в. Асан (4230) и вышли на тропу (Фото 223).

Через пару переходов спуска мы вышли на Каравшинскую поляну, где расположен лагерь компании Аксай-Тревел (Фото 224).

В лагере забрали завезенную сюда продуктовую заброску на пару дней выхода, и в 13:45 остановились на ночевку.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 192. Пик Пирамидальный (5509) и пер. Визбора (2А, 4520) из района пика Блока (5239)

Фото 193. Путь подъема группы по снежно-ледовому склону к пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 194. Подъем к пер. Визбора (2А, 4520) с ледника Дукенек

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 195. Обход разрывов на перегибе ледника на пути к пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 196. Подъем по перилам на седловину пер. Визбора (2А, 4520)

Фото 197. Восточный склон пер. Визбора (2А, 4520)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 198. Западное плечо и западный гребень пика Пирамидальный (5509). Показан путь подъема и место ночевки 5270 на гребне.

Фото 199. Путь выхода на западное плечо Пирамидального

Фото 200. Ледовый склон в основании западного гребня пика Пирамидальный (5509).

Показан путь группы.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 201. Ледовый склон в основании западного гребня пика Пирамидальный (5509). Показан путь группы.

Фото 202. Подъем по западному гребеню пика Пирамидальный (5509)

Фото 203. Подъем на пик Пирамидальный (5509). Участок перед ледовым горлышком

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 204. Работа группы на подъеме по западному гребню пика Пирамидальный (5509)

Фото 205. Прохождение ледового горлышка в обход ледосбросов на западном гребне пика Пирамидальный (5509)

Фото 206 и 207. Участок крутого льда в обход ледосбросов

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 208. Участок западного гребня пика Пирамидальный (5509) выше ледового склона

Фото 209. Вершина пика Пирамидальный (5509) от места ночевки на западном гребне

Фото 210. Ледовый склон во основании западного гребня Пирамидального (5509) (снято после спуска)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 211. Путь выхода через в. 4931 к пер. Вадиф Зап. (3А, 4700)

Фото 212. Путь спуска с в. 4931 на пер. Вадиф Зап. (3А, 4700). Вид с седловины перевала

Фото 213. Путь спуска с в. 4931 на пер. Вадиф Зап. (3А, 4700). Вид с из под вершины 4931.

Фото 214. Спуск с седловины пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) на север

Фото 215. Первая веревка спуска с седловины пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) в сторону лед. Асан-Усен

Фото 216. Спуск в связках с попеременной страховкой с ледосброса в центральной части перевального взлета пер. Вадиф Зап. (3А, 4700)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 217. Путь спуска группы с ледосброса в центральной части перевального взлета пер.Вадиф Зап. (3А, 4700)

Фото 218. Пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) с левого притока лед. Асан-Усен. Показаны участки провески перил.

Фото 219. Путь спуска по левому притоку лед. Асан-Усен

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 220. Северный склон пер. Вадиф Зап. (3А, 4700) и верховья левого притока лед. Асан-Усен

Фото 221. Ледник Асан-Усен. Показан путь группы по левому карману

Фото 222. Озеро у заброшенного рудника в кармане левобережной морены лед. Асан-Усен

Фото 223. Долина реки Карасу с конечной морены лед. Асан-Усен

Фото 224. Долина реки Карасу перед выходом на Каравшинскую поляну

16.08.2019 Река Карасу - пер. Карасу (н/к, 3700) - пер. Кош-Майнок (н/к, 3280) - река Орточашма - река Кашка-Суу

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Схема 4. Выход из Каравшина в пос. Узгаруш через перевалы (Размер стороны квадрата сетки 1 км внизу и 2 км наверху схемы).

С Каравшинской поляны вышли в 7:40, за 50 минут по хорошей набитой тропе прошли мимо летовки на правом берегу и дошли до моста через реку Карасу (высота 2720). Назад открываются фантастические виды на пик Пирамидальный и скальные стены вершин вдоль борта долины (Фото 225). Поворот тропы к мосту не очевиден и его легко можно пропустить так как основная тропа идет мимо. Ориентиром служит то, что тропа, которая шла вдоль берега реки после отворота на мост начинает набирать на склон террасы с пастбищем наверху. Кроме этого, с тропы хорошо видна седловина перевала Карасу (н/к, 3700), что тоже позволяет примерно прикинуть местоположение моста, который расположен чуть ниже по течению реки.

Мы переправились по мосту и начали подъём по тропе к перевалу. В какой-то момент потеряли тропу и продолжили движение прямо вверх в направлении седловины перевала по травянистому распадку сухого ручья. Склон порос лесом, но заросли арчи легко обходятся и не затрудняют движения (Фото 226). Через 1 час 20 минут снова вышли на тропу, идущую по левой (по ходу движения) стороне распадка.

Травянистые склоны сменились осыпными. Еще через час в 11:35 по серпантину вышли на осыпную седловину перевала Карасу (н/к, 3700) (Фото 227). Седловина широкая, воды нет, перевального тура тоже. С перевала открылся великолепный вид на скальные вершины Каравшина, для лучшего обзора прогулялись на осыпную вершинку к северу от перевальной седловины (Фото 228).

На спуск идет хорошая тропа. Сначала она уходит траверсом влево (по ходу движения), затем серпантином спускается вниз к реке Кош-Майнок. Осыпные склоны сменились травянистыми. За 35 минут сбросили 600 метров высоты и в 12:20 встали на обед на берегу правого притока реки Орто-Чашма рядом с пастушьей летовкой (Фото 229).

После обеда по камням переправились через ручей и продолжили идти по тропе, траверсируя склон отрога хребта на северо-запад в направлении перевала Кош-Майнок (н/к, 3280) (Фото 230).

Местами тропа, подрезающая крутые склоны ущелья, усилена бревнами, вкопанными в конгломератный склон. За час перевалили перевал и круто повернув вместе с тропой на юго-запад спустились по поросшему лесом склону в долину реки Орто-Чашма. Условный перевал представляет собой узкий гребешок, тура нет.

Выше впадения реки Кашка-Суу в реку Орто-Чашма, на левом берегу последней стоит кош,напротив которого находится мост через Орто-Чашму. Тридцать пять минут понадобилось нам чтобы дойти до моста и перейти по нему. Погода испортилась, пошёл дождь.

Дальнейший путь продолжаем по тропе вдоль левого (по ходу) берега реки Кашка-Суу, вблизи слияния речек есть мост на противоположный берег Кашка-Суу, но переходить по нему не надо так как тропа идёт по нашему берегу. За полтора часа дошли до пустого коша, здесь нас встретили две собаки, одна из которых громко лаяла на нас, но держалась на расстоянии. Выше коша переправились по камням через ручей и в 17 часов встали на ночевку на травянистой полке под перевальным взлётом перевала Джалгычи (н/к, 3595) (Фото 231 и 232). Высота 3160. 17.08.2019 Река Кашка-Суу - пер. Джалгычи (н/к, 3595) - река Джалгычи - пер. Акташ (н/к,3780) - река Акташ - пер. Бульджума (н/к, 2795) - река Бульджума - пос. Узгаруш

С места ночевки вышли в 7:20. Южный склон отрога хребта, в котором расположен перевал порос редким лесом. Cам перевальный взлет - осыпной. За 50 минут по тропе, вьющейся серпантином по склону, поднялись на перевал Джалгычи (н/к, 3595). Седловина перевала широкая. На ней вкопан столб, украшенный ленточками. Воды на седловине нет. За поворотом отрога, по набитой тропе начали спуск к реке Джалгычи. За 40 минут сбросили 500 метров и вышли к кошу и лагерю Аксай-Тревел, расположенному на стрелке ручьев.

Дальнейший путь на перевал Акташ (н/к, 3780) пролегает вдоль русла левого притока реки Джалгычи. Очень живописная тропа идет сначала по левому (по ходу) берегу, затем спускается и ведет практически по ручью, после чего поднимается на осыпи правого берега (Фото 235).

Свернули на левый приток ручья. Через некоторое время вода окончательно ушла под камни и мывышли на осыпной склон по которому серпантином вилась хорошо набитая тропа. Подъём на перевал от лагеря Аксай-Тревел занял два часа ходового времени. На седловину вышли в 12:20. Спусковая тропа на север в урочище Акташ также набита и хорошо читается (Фото 236). За час с седловины спустились к реке Акташ. Здесь на правом берегу решили пообедать.

После обеда продолжили спуск по тропе вдоль реки. После коша по камням переправились на левый берег реки. Долина сузилась, скалы образовали здесь подобие узких ворот по берегам реки, на тропе сделана загородка для скота с калиткой. За «воротами» долина расширяется. Вокруг начались коровьи пастбища. За 40 минут мы вошли в лесную зону и спустились до дороги ведущей к перевалу Бульджума (н/к, 2795), высота здесь 2680. Ещё 35 минут нам понадобилось чтобы набрать сто метров и к 16:20 выйти на перевал.

На спуске, через полчаса поняли, что ушли влево по ненужной нам тропе на верхние пастбища на хребте (Фото 237). Решили валить прямо вниз по редкому лесу и через некоторое время вышли на коровью тропу траверсирующую склон в обход русла маленького пересохшего ручейка. По этой тропе спустились в русло и по руслу через час после начала спуска вышли на дорогу, идущую по берегу реки Бульджума. По мосту перешли левый приток реки и через час спуска по дороге в 19:10 мы пришли в Узгаруш, где нас ждал гостеприимный Нурдин.

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 225. Долина реки Карасу перед началом подъема к пер. Карасу (н/к, 3700)

Фото 226. Путь подъема к пер. Карасу (н/к, 3700) из долины реки Карасу

Фото 227. Выход на седловину пер. Карасу (н/к, 3700) со стороны реки Карасу

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

Фото 228. Переход между восточной (слева) и западной седловинами пер. Карасу (н/к, 3700)

Фото 229. Переход между перевалами Карасу (н/к, 3700) и Кош-Майнок (н/к, 3280)

Фото 230. Перевал Карасу (н/к, 3700) с запада. Показан путь спуска группы

Фото 231. Долина реки Кашка-Суу. Показано место ночевки

Фото 232. Долина реки Кашка-Суу с подъема на пер. Джалгычи (н/к, 3595)

Фото 233. Район перевалов Карасу (н/к, 3700) и Кош-Майнок (н/к, 3280)

Фото 234. Вершины и перевалы в верховье долины реки Кашка-Суу

Фото 235. Подъем на пер. Акташ (н/к, 3780) с юга

Фото 236. Спуск с пер. Акташ (н/к, 3780) в долину реки Бульджума

Фото 237. Вид из района пер. Бульджума (н/к, 2795) в сторону пос. Узгаруш

Материальное обеспечение

Продуктовая раскладка

В походе использовали дифференцированную групповую раскладку. Дневная норма продуктов постепенно увеличивалась. На первой трети маршрута - 560 г, второй - 630 г, третьей - 670 г.

На маршруте было организовано несколько забросок продуктов. Вся еда была заранее распакована и распределена по участкам маршрута, отдельным готовкам и участникам, что сильно экономило время разбора забросок и облегчало учёт веса в ходе маршрута.

Чтобы избежать перегруза на перелёте Москва-Ош, часть продуктов покупалась на месте, в гипермаркете Глобус в Оше. В Киргизии покупали крупы, шоколад, сладкое на ужин и завтрак, чай, сахар и соль. Мы ходили как с горячими обедами (участки долин или простые препятствия), так и с сухими перекусами (участки сложных препятствий, радиальные восхождения, траверсы). В дни перекусов вместо супа брали батончик мюсли.

В целях лучшего восстановления и в качестве витаминной добавки брали с собой изотоник, из расчета по 500 грамм на группу на 10 дней.

В качестве мясной добавки к крупам на ужин и супам на обед взяли пеммикан (говядина,

вываренная в жиру). Мы считаем, что по питательности и вкусу это наилучший вариант.

Супы брали не готовые пакетированные, а самостоятельно комплектовали суповой набор из различных сушеных продуктов: овощи, зелень, макароны, крупы. Получилось очень вкусно и разнообразно. Вместо традиционного картофельного пюре взяли сушеную картошку в виде хлопьев.

Крупы покупали обыкновенные, а не быстро разваривающиеся. Так как, на наш взгляд, они сильно вкуснее и питательнее. Использование автоклава, а также несколько забросок на маршруте позволяли нам не экономить на топливе.

Список личной аптеки:

• курс антибиотиков (амоксициклинн/азитромицин)
  • бинт стерильный 10см и 14см
  • пластырь рулонный - любимые лекарства - витамины.

Подготовка к длительному походу

Перед походом желательно заблаговременно провести курс витаминной подготовки. Прежде всего, необходимо полноценно и разнообразно питаться, вволю поесть фруктов, ягод и других продуктов, богатых натуральными витаминами. Кроме этого, желательно принимать готовые минерально-витаминные комплексы.

Не претендуя на обширное исследование, можно порекомендовать следующую методику. За два месяца до выхода на маршрут начать приём месячного курса мульти-витаминов (например, «Алфавит-Эффект»), а за месяц до выезда, начать месячный курс железосодержащих препаратов (например, «Фенюльс»).

В длительном походе желательно примерно к 20 дню начать приём витаминно-минеральных комплексов (например, «Мульти-Макс»), т.к. использование талой, практически дистиллированной воды приводит к дисбалансу минерального состава жидкостей в организме.

Формирование походной аптечки

Аптечка формировалась только из тех медикаментов, которые уже использовались ранее участниками похода, и действие которых было заранее известно и предсказуемо.

Аптечка состояла из общественной и личной части. Личную часть каждый участник готовил и носил сам. Сюда входили: пара бинтов, пластырь, немного обезболивающих таблеток, курс антибиотиков, личные лекарства. Личная часть обеспечивала первую помощь при травме, в том числе и самому себе, до подхода медика и личные повседневные потребности.

Общая аптека, в свою очередь, тоже делилась на две части: оперативную (травматизм и шок) и лечебно-профилактическую (всё остальное). Оперативная аптечка носилась медиком «сверху рюкзака», всегда была в прямом доступе и бралась на все радиальные выходы. Оставшаяся часть аптеки могла носиться любым участником, доставалась по мере необходимости и в радиалки не бралась.

Список ремнабора:

прочее

пластиковая ложка упаковка ремнабора

1 шт

лягушка и планка для кошек

1шт

вес

0,900

Список ремнабора составлен по многолетнему опыту длительных автономных горных походов и немного уточняется каждый раз под специфику конкретного района. Ремнабор имеет необходимый запас расходных материалов и инструментов для ремонта личного и общественного снаряжения. Следует отметить, что все участники в предпоходный период хорошо подготовили и проверили личное и общественное снаряжение, поэтому в самом походе у реммастера работы было немного.

Т.к. предполагалось много технической работы на скалах в кошках, были взяты запасные передняя и задняя дужки (в сборе) и центральная пластина от кошек, а также напильник для правки зубьев кошек и инструментов.

Серьезных поломок на маршруте не было. За исключением порванного тента палатки на ночевке 5270 на западном гребне пика Пирамидальный (5509). Края длинной дыры первоначально приметали нитками, затем стянули, проклеив армированным скотчем и тщательно зашили. Сломанную дугу палатки состыковали и усилили проблемное место, примотав армированным скотчем жесткий напильник. Несколько раз за поход перед ледовыми препятствиями перетачивали зубья кошек, притупившиеся после движения по скалам.

Личное снаряжение

Список одежды носит больше рекомендательный характер. Каждый бёрет то, в чём ему удобнее и привычней ходить. При выборе одежды руководствовались тем, чтобы в критический момент была возможность надеть на себя все тёплые вещи. Естественно, что чем легче, снаряжение, тем легче его нести, но не в ущерб комфорту и безопасности, иногда проще взять «лишний» свитер, чем потом весь поход мерзнуть. Для удобного подъема с рюкзаками по перилам брали по 2 жумара на человека.

Список одежды:

Наименование снаряжения

Кол-во

Рекомендации и пояснения

Рюкзак

Оптимальный объем 100-120 л

Коврик

Берём по одному коврику, поэтому ковры полноценные, не обрезанные.

Накидка для вещей/на рюкзак

Полиэтиленовые мешки 120 л

Ботинки

Ботинки можно одинарные, можно двойные

Сандалии, либо кроссовки

Тут каждый может брать, то, в чем ему удобнее. В сандалиях больше отдыхают ноги, в кроссовках удобнее ходить

Носки трекинговые

Носки шерстяные

Носки х/б

Чуни спальные

Фонарики на ноги

Штаны верхние

Можно взять из мембранной ткани, можно и просто авизент

Штаны термобелье

Штаны винблок или полар

Шорты

Для заездов и ходьбы по низам

Трусы

Футболка

Термобелье верх

Пуховка или синтепоновка

Куртка ветрозащитная

Можно мембранку, можно авизентовый анорак. Обязательно с капюшоном.

Поларка тонкая

Поларка толстая

Шапка

Варежки винблок или полар

Возможно, для поларовых варежек будут полезны капроновые верхонки.

Перчатки полар

Шмотник для одежды

Шапка или баф от солнца

Умывальные принадл.+ ТБ

Ком-кт

Очки солнцезащитные

Зажигалка

Пьезо на высоте не работают!

Карта района с маршрутом

Можно 2 км

Веревочка 5 м

Личная аптечка

Бинт, обезболивающее, антибиотики, пластырь, личные таблетки

Ксивник

Деньги, документы, билеты

Ком-кт

Список специального снаряжения.

Кошки

На ботинках кошки должны сидеть идеально.

Ледоруб

Ледоруб или инструмент нужно брать с прямой, либо так изогнутой ручкой, чтобы можно было на нём делать станцию на снежно-фирновом склоне.

Ледобур

Буры должны быть заточены и нормально крутиться. Желательно импортные, стальные. Во время прохождения препятствий сдаются в общак.

Карабин без муфты

Как вспомогательный

Карабины

Прусы, петли, самостраховка

Блокировка, петля под ногу и усы самостраховки должны быть подогнаны

Жумар

Спусковуха

Лучше устройство типа стакана

Палки телескопические

Система низ

Петля станционная

60 и 120 см. Во время прохождения препятствий сдаются в общак.

Мешок для железа

Каска

Нож

Во избежание проблем с милицией, большие ножи лучше не брать

КЛМ

Желательно, чтобы либо миска, либо кружка была металлической

Фонарик налобный

Верёвка 4 динамика СT aнаконда 60 м оранжевая

Станционные петли 120см 4 шт

Петли 60 см + карабины

Расходный реп 26м (в личке)

Ледовый инструмент (вайпер)

Развеска

ВСЕГО : 57600 г

ВСЕГО (без бензина и спирта): 45700 г

Выводы и рекомендации по общественному снаряжению:

В горах Туркестанского хребта удобнее всего жить в классической каркасно-дуговой палатке в форме полусферы или любой другой палатке малых габаритов. Это связано с тем, что стандартные места для ночлега часто расположены на каменистых моренах, осыпных седловинах, склонах, где места под палатки выровнены или выложены камнями. Палатку большой площади, такую как шатер или длинная полубочка, поставить можно не везде. На острых гребнях или седловинах даже при желании строить площадку, возможности и место часто ограничены. Мы жили в обычной 5ти местной треккинговой палатке, достоинствами которой являлись небольшой вес и простота установки.

Для готовки использовали мультитопливные горелки и очищенный бензин «Калоша». Расход бензина составил 10 литров за 28 дней маршрута или примерно 70 мл на человека в день. Экономии топлива способствовало наличие алюминиевой скороварки и кастрюли с радиатором. Для сохранения тепла и экрана от ветра использовали стеклоткань. С таким «дежурным» комплектом время приготовления пищи было минимальным.

В походе велась как фото съемка (зеркалка Canon и «мыльница»), так и видеосъемка на камеру GoPro. Для подзарядки аккумуляторов устройств использовали солнечную батарею. От нее на дневном солнце заряжали нужные устройства (видеокамеру, телефоны, аккумуляторы для фотоаппарата).

Брали с собой спутниковый телефон системы Thuraya. Использовали его не часто из-за дороговизны связи. В основном отправляли sms сообщения.

Все четыре веревки в группе были динамикой. Наша логика была такова, что зажумарить по динамике мы сможем, а лезть первому на статике рискованно. Понятно, что можно лезть с двумя веревками, оставляя статику. Но в таком случае нужна одна лишняя веревка и существует вероятность побив единственную в группе динамику, остаться без нормальной страховки. У нас же все веревки были взаимозаменяемы.

Кроме удобного скального молотка для лидера, в группе было 3 ледоруба с бойками, позволяющих и бить и вынимать крючья.

Большую часть скальных веревок на определяющих препятствиях лидер лез в скальных тапках.

Для быстрого и безопасного прохождения сложных участков скал брали ИТО комплект, состоящий из лесенок и крюконог. За маршрут использовали его во время подъема на пик Блока, вершину Аксу Северная и при попытке прохождения перевала Урям.

Для продергивания перил на льду использовали проушины. Для страховки на скалах использовали как крючья (якорные и швеллера), так и закладные элементы, дублируя ходовые размеры камалотов и закладок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ НА МАТЕРИАЛЫ В Интернете

Список литературы

• С.Н. Согрин, Памиро - Алайские маршруты, Изд-во Ирфон, Душанбе, 1983 г.

"http://flatik.ru/nastoyashij" rel="nofollow"-sbornik-predstavlyaet-soboj-opisanie-marshrutov-vo

• Н. А. Гвоздецкий, Н. И. Михайлов. Памиро Алай, Изд-во Физ. география СССР. М., 1978.

"http://tapemark.narod.ru/geograf/1_5_5.html" rel="nofollow"

Список использованных при подготовке отчетов по району

• О. Чхетиани, 3 и 4 к.с., 1990 и 1991 годы.

"http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/Chetiani/turkestan/vvedtnie.shtml" rel="nofollow"

• И. Михалев, 6 к.с., 2017 год.

"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=8414" rel="nofollow"

• И. Михалев, 6 к.с., 2015 год

"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7613" rel="nofollow"

• А. Ручьев, 6 к.с., 2013 год.

"http://tlib.ru/doc.aspx?id=39469" rel="nofollow"&page=1

• М. Киреев, 6 к.с., 1997 год.

"http://tlib.ru/doc.aspx?id=39515" rel="nofollow"&page=1

• А. Ковалев, 5 к.с., 1998 год.

"http://tlib.ru/doc.aspx?id=39498" rel="nofollow"&page=1

• В. Кодыш, 6 к.с., 2007 год.

"http://www.tlib.ru/doc.aspx?id=31322" rel="nofollow"&page=1

• П. Рыкалов, 6 к.с., 2007 год.

"http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7034" rel="nofollow"

• Н. Симонов, 3 с эл. 4 к.с., 2014 год.

"http://sab.sscc.ru/" rel="nofollow"~tour/Turkestan2014.08/report.htm

N 39,754384 E 70,138411

Контрольные записки

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

пер. Солнечный (1Б, 3950)

пер. Сабах Зап. (1Б, 4350)

Вершина Сабах (3Б, 5282, п/п)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

пер. Лягаргиф Северный (2Б, 4780)

пер. Охотничий (1Б, 4150)

пер. Визбора (2А, 4520)

Отчет о горном походе 6 к.с. по Туркестанскому хребту

пер. Москальцева (2А, 4580)

пер. Блока Западный (3Б, 4850)

в. Аксу Сев. (3Б*, 5217)

пер. Машенька (2А, 4730)

пер. Тро-Блок (2А, 4650)

пер. А. Блока (2А, 4398)

Дополнительные материалы о походе

Видео материалы

Ролик о походе "https://youtu.be/zIUX5Cf7hD8" rel="nofollow"