4 июня 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Горно-Кавказский
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II

Горный поход 2 к.с.  Т/К “Альтаир”     Т/К “ Theleos” Центральный Кавказ

Время проведения: 19 июля – 02 августа 2019 г.

Руководитель:  Садомская Анастасия Игоревна

Техническое описание

Маршрут: пос. Верхний Баксан — р. Сылтран — Су — пер. Сылтран (н/к, 1А — 3441) — пер. Ворута (1А — 3362) — р. Мкяра — р. Улуесенчи — пер.  Кыртыкауш (н/к ) — пер. Исламчат (н/к) — р. Каракаясу — Лед. Джикаункенгез — пер. Ирикчат (1Б — 3667) — р. Ирикчат — лед. Ирик — пер. Терсколак (1Б — 3527) — лед. Терскол — р. Терскол — пос. Терскол.

Пройденный маршрут: пос. Верхний Баксан — р. Сылтран — Су — пер. Сылтран (н/к, 1А — 3441) — р. Мкяра — р. Улуесенчи — пер.  Кыртыкауш (н/к ) — пер. Исламчат (н/к) — р. Каракаясу — Лед. Джикаункенгез — пер. Ирикчат (1Б — 3667) — р. Ирикчат — лед. Ирик — пер. Терсколак (1Б — 3527) — лед. Терскол — р. Терскол — пос. Терскол.

Состав группы:

реммастер

Схема маршрута

Дорога в горы

В поход решили ехать на поезде, долго думали как и на каком, в итоге решили, что удобнее всего и дешевле ехать до Мин. Вод, а оттуда заказывать трансфер до пос. Верхний Баксан. Так и сделали.

Билеты туда:

Рязань 2 — Минеральные Воды; отправление 20.07 в 01:11, прибытие 21.07 в 04:01

Трансфер: Минеральные воды — пос. Верхний Баксан.

Билеты обратно:

Минеральные Воды — Рязань 2; отправление 01.08 в 22:30, прибытие 03.08 в 02:45.

Трансфер: пос. Терскол — Минеральные Воды.

По тому маршруту, что мы ходили пограничные пропуска оформлять не нужно. Газ тоже решили в поезде не везти, попросили водителя отвезти нас до ближайшего кемпинга, где приобрели баллоны газа 450 мл по 500р. (взяли 12 штук, но в итоге потратили только 7,5 баллонов). В плане еды, так же велось много споров и дискуссий, но в итоге решили готовить по палаткам, так оказалось быстрее, удобнее и легче (в психологическом плане, да и в весе выиграли).

День 1. 21.07.19

Итак, всё началось с того, что мы прибыли в Верхний Баксан в 07:30 утра. В планах было дойти до верхней границы леса. Водитель подвез нас к началу тропы до оз. Сылтранкёль. Было решено, что пока группа будет переупаковываться, 2 человека съездят в ближайший кемпинг и купят там газ. После всех манипуляций с водителем и вещами мы сразу же пошли наверх. Было очень жарко и хотелось кушать, по — этому у ближайшего чистого родника примерно через 50 минут ходьбы, мы остановились и позавтракали. Дальше идти стало легче. 2/3 пути мы преодолели по грунтовой дороге промаркированной голубыми и желтыми камнями, затем дорога превратилась в хорошо натоптанную тропу, также промаркированную желтыми и голубыми камнями. Через несколько часов мы дошли до границы леса уже на высоте примерно 2200м и встали на стоянку.

Уже с этой стоянки начинается всё веселье: к нам тут же приплыл туман, пришли два осла, прибежал бычок, мимо проходило много туристов, рядом с нами встали на стоянку американцы и поляки, ближе к вечеру начался ливень с градом, все разбежались по палаткам.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

День 2. 22.07.19

Всю ночь лил дождь, и сверкали молнии. Подъем в 7:00 выход в 9:00. Утром погода сильно лучше не стала. Все было в тумане.

Идти в тумане было очень непривычно (особенно для тех, кто в горах был 2ой, а то и первый раз), видимость перед собой не больше 5м. Как можно догадаться, в тумане очень влажно и, что самое непривычное, можно обгореть сильнее, чем на открытом солнце. Но тем не менее пожелание руководителя одеть очки и намазаться солнцезащитным кремом выполнили не все, за что и расплачивались в последствии весь оставшийся поход, обгорев до волдырей.

Нашей целью было дойти до озера Сылтранкёль (3192м). Подъём становился всё круче, про дорогу для машин мы забыли ещё на первом дне, теперь только горная тропа, помеченная голубой краской, что очень удобно в тумане. Когда мы дошли до озера, наши надежды на отсутствие тумана рассеялись. Вместо озера мы увидели просто его молочную границу, плавно переходящую в огромное белое нечто. Шутки типа «на фоне какого тумана тебя сфотографировать» уже не кажутся такими смешными. Зато нас встретил огромный табун горных козлов: они демонстративно запрыгивали на самый большой камень. Ближе к вечеру мы всё-таки увидели остальные границы озера, теперь оно казалось не таким бесконечным. Но и это длилось не долго. Туман опять сгустился, опять влил дождь с градом.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

День 3. 23.07.19

Подъем в 7:00 выход в 9:00. Утром третьего дня (о чудо!) туман пропал. Мы собрались и выдвинулись на перевал Сылтран (1А, н/к 3441м).

Отчет о горном походе по Центральному КавказуОтчет о горном походе по Центральному Кавказу

пер. Сылтран (н/к, 3441). Характер: каменистый. Погода: пасмурно. Перевал некатегорийный в обе стороны, имеется четкая тропа, подъем и спуск не вызывает сложностей. В 10:30 утра были на перевале.

Перевал оказался непривычно огромным: искать перевальную записку пришлось минут 10-15. С перевала открывается вид на наш следующий по плану перевал Ворута 1А… но это было только по плану…а по плану редко что идет…Посмотрев, что у большинства членов группы нет теплых вещей, а те вещи которые есть еще не успели высохнуть, было решено отказаться от идеи идти под пер. Ворута и спускаться вниз.

Мы решили спускаться к рекам (р. Мкяра) и вставать на обед. И тут всё пошло немного не по плану: обед резко превратился в стоянку. Нам пришлось под дождём и градом разбивать лагерь (да да, ещё и в тумане, опять!).

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

День 4. 24.07.19

Подъём в 6 утра, начинаем собираться, кто-то уже вытащил все вещи из палатки.. Но мы же в горах, поэтому неожиданно пошёл дождь.

Продолжать собираться нам уже пришлось внутри палаток (для новичков необычный опыт, в палатке очень тесно в вчетвером да ещё и с рюкзаками, в которые необходимо упаковать вещи).

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Около 9 утра дождь прекратился и мы выдвинулись на маршрут. В планах было встать под перевалом Кыртыкауш (н/к). Начало пути проходило через мокрые и скользкие камни по правому борту долины, а как только мы вышли на хорошую тропинку, выглянуло солнце, а вслед за ним мы увидели просто невероятную, яркую и огромную радугу (даже целых две радуги!).

Далее нас ждал спуск с «висячей долины» р. Мукал –р. Мкяра. Впервые за этот поход мы убрали палки в рюкзаки и достали ледорубы, т.к. была опасность скатиться по травянистому склону.

После спуска мы немного перевели дыхание и уже были в предвкушении очередного квеста — брода через горную реку (р. Субаши- р. Мкяра).

У нас была небольшая надежда на то, что всё-таки там есть мост, но это же горная река, для которой проще простого смыть его.

Дойдя до предполагаемого места брода, ребята пошли на поиски моста. Не найдя его, мы начали переходить реку. Река в месте нашего брода разливалась на 4 рукава. Первые три рукава мы прошли без перил, страхуя друг друга. Но затем мы оказались в том месте, где реку уже нельзя перейти без верёвки. Руководитель скомандовал: Натягиваем перила, надеваем обвязочки и вперёд! В этой реке было потеряно две тапки, а затем чудесным образом их прибило метрах в 5-10 от места перехода к берегу (действительно чудо, это же горная река, сносящая мосты).

Затем всё прошло более прозаично: по левому борту долины р. Кыртык траверсом без особого потери высоты, мы вышли на грунтовую дорогу, по ней медленно набирали высоту, вышли на узкую тропу, которая уходила влево относительно дороги, долина реки Уллуесенчи (дорога шла направо к кошу). Здесь же есть первое место под стоянку (по описанию их всего два…так и есть). Мы же пошли до самых дальних стоянок, которые находятся практически под перевальным взлетом.

Ах, да.. Опять пошёл дождь, только мы успели высохнуть, как снова промокли, но в течение часа облако сдуло и снова светило солнце. Наконец дошли до места стоянки, пересеклись с другой рязанской группой,  полюбовались на звёзды и легли спать, ожидая завтрашний день

(небольшой момент забыла — там всё-таки был мост, но мы уже перешли реку без потерь)

День 5. 25.07.19.

Встаём в 6 утра. Вид из палатки просто шикарный: светит солнце, тумана нет, вдалеке виднеется Главный Кавказский хребет.

Планируется: взять 2 перевала, выйти на ледник и устроить днёвку с прямым видом на Эльбрус.

За пару часов мы собрались и отправились покорять перевал Кыртыкауш (н/к, 3242м). Как только мы начали путь, облака из долины решили нас «догнать», примерно через полчаса мы шли уже в тумане, улавливая иногда открывающийся вид на хребет.⠀Пошёл дождь.

Дорога до перевала проходит по тропе, поэтому особых проблем с ориентацией в пространстве не было. Мы пересеклись с очередным стадом коров (их тёмные силуэты выглядят жутковато на фоне тумана). Дождь, тем временем, усиливался: становилось мокро, холодно и неприятно.

9:30 — мы на перевале. Дождь такой сильный, что нам пришлось свалить рюкзаки в кучу, развернуть тент и сидеть под ним, держа его касками. Вместо перевального фото есть несколько кадров сидящих под рыжей тряпочкой людей: D (есть даже вид на стеллу, установленную на перевале).

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Под тентом, конечно, сидеть хорошо, но планы то на день грандиозные! Осталось взять один перевал, выйти на ледник и вот она — долгожданная днёвка. Дождь, кажется, утих и можно двигаться дальше

10:00 — мы экстренно разбили лагерь. Дождь ни на капли не утих, а стал ещё сильнее. Дождь лил ещё целых три часа (или 4, сейчас не вспомню). Мы устроили обед в палатке, потом играли в «контакт», немного высохли и согрелись.

Как только дождь оставил нас в покое и начало хоть изредка выходить солнце, мы тут же начали вытаскивать все свои мокрые вещи и расстилать их кто где может: палатки были завешаны штанами и носками, рядом с палаткой всё пространство заняли ботинки, куртки, рюкзаки.. лагерь стал похож на рынок.

Идти дальше не было смысла, мы отложили свои планы на завтра, а днёвкой можно назвать и сегодняшний день.

Спустя какое-то время облака рассеялись, и мы впервые за поход увидели снежные склоны Эльбруса. Сначала их было сложно отличить от облаков, но потом нам открылись целых две его вершины (кстати, было очень хорошо видно, что ветер на вулкане невероятно сильный, с него буквально сносило снег и облака).

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Насмотревшись на Эльбрус, наевшись сала, карамели, шоколадной пасты и джема (спасибо соседней палатке, что героически тащила это на себе 5 дней), мы легли спать, ведь на завтра у нас всё те же грандиозные планы.

День 6. 26.07.19.

5 утра. Подъём.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

На улице настолько холодно, что страшно от одной только мысли о том, что нужно будет вылезать из спальника. Завтракаем в палатках, которые снаружи покрылись инеем.

Выходить из палатки стало приятнее, когда мы увидели, какой вид открылся на Эльбрус: огромные золотистые вершины на фоне чистого неба выделялись среди серых скал Кавказа.

В 7:30 мы вышли в сторону р. Исламчат. Для новичков, которые напомню не взяли с собой теплые вещи, это были самые мучительные сборы за весь поход: жуткий холод сопровождался очень сильным ветром, пальцы задубели и не слушались, хотелось быстрее спуститься туда, где не сдувает с ног.

Напомню про наши уже не такие крупные планы: за один день мы хотели пройти два перевала, выйти на ледник и встать на днёвку. Но из-за дождя мы взяли только один перевал и лишились днёвки на льду.

В планах: взять перевал Исламчат (н/к), выйти на ледник и хотя бы заночевать на нём. Путь до перевала не отличался чем-то особенным: нам всего-лишь надо было пересечь долину р. Исламчат. Мы спустились, перепрыгнули реку.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Поднялись вдоль водопада к небольшой пологой болотистой поляне, с которой уже отчётливо видно наш перевал.

Перевальный взлёт был очень лёгким, мы посмотрели на «внушительных размеров» снежник и в 11:30 зашли на перевал Исламчат (н/к, 3150м). С перевала видно Эльбрус, но,с нашим везением, его затянуло облаками.

Дело осталось за малым — нам нужно выйти на ледник, прямо к подножию Эльбруса, даже немного волнительно.

После этого перевала появилась сеть. Убедившись у родственников, что в Рязани ничего не изменилось, мы пошли искать выход на ледник

А ледник… ледник РАСТАЯЛ.

На месте выхода к леднику спокойно плескалась огромная грязная река р. Каракаясу.

15:00 — мы встали на стоянку, а от наших планов нас отделял хребет.

День 7. 27.07.19.

Подъём в 5 утра, начинаем привыкать к такому режиму. Первая ночь без дождя, ура!

Ещё раз скажу о планах: пару дней назад мы должны были оказаться на леднике, но по ряду причин (то дождём залило, то ледник растаял..) мы там не оказались.

Ещё с вечера было решено лезть через хребет. В 7:21 мы выдвинулись покорять это препятствие

Немного о самом хребте:

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

это был первый сложный подъём за поход, потому что его состав — это разного размера камни: они летают и падают на головы туристов, как захотят и когда захотят.

Ещё сложности добавлял крутой склон, на котором приходилось лежать, чтобы отдохнуть (сесть и скинуть рюкзак было весьма сложной задачей)

К 9 утра мы залезли на этот хребет. Результатом почти двухчасового подъёма стал прямой вид на Эльбрус

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Мы быстро спустились с хребта и пошли на долгожданный ледник (ледовые поля Джикаункенгёз). Долго его искать не пришлось и следующие несколько часов мы топали в кошках по огромному ледяному полю прямо у подножия вулкана

Мы вооружились ледорубами, подошли к началу подъёма на пер. Ирикчат (1Б, 3667), преодолели несколько закрытых трещин и начали идти вверх. Как оказалось, перевал был по форме похож на чашу: снизу достаточно пологий снег, а потом уклон резко увеличивается, и идти приходится уже чуть ли не по вертикали.

Если присмотреться, на фото подъёма можно заметить коричневую полосу. Это был лёд: примерно 2 метра практически вертикального участка, слегка прикрытого старым снегом

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

15:45 — вся группа зашла на перевал Ирикчат (1Б, 3640м) — наш первый категорийный перевал в походе, да ещё и с видом на Главный Кавказский хребет

Забавно было то, что при таком подъёме с другой стороны перевала была хорошая тропинка в долину реки Ирик.

День 8. 28.07.19.

Утро было добрым, потому что началось оно не в 5 часов, а в 7, да и с погодой всё наладилось: тепло и солнечно

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

В этот день мы должны попасть из одной долины (р. Ирик, лед. Ирикчат) в смежную (лед. Ирик) . Это можно было сделать, взяв перевал, но было решено просто спуститься пониже и обогнуть хребет, разделяющий долины

Через два часа сборов мы не спеша начали спускаться в долину по очень хорошей тропе. Навстречу нам шли группы туристов, которые просто налегке прогуливались от своей базы к перевалу и обратно.

Дорога была лёгкой, голова свободна от мыслей, мы просто шли и наслаждались местной флорой и фауной, по пути собирая чабрец (которого там, кстати, очень много)

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

На пути нам часто встречались лошади (как поодиночке, так и целым табуном), коровы. Но самыми интересными были СУСЛИКИ. Я ещё с прошлого года жалела, что так и не смогла увидеть этих зверьков достаточно близко. А в этом году их было так много, что у меня получилось приблизиться к ним на расстоянии вытянутой руки (и даже сделать пару удачных кадров)

Когда мы дошли до пересечения долин, то обнаружили там мостик через реку, чему были очень рады

Поднявшись выше в другую долину, мы увидели огромный осыпной склон в направлении нашего следующего перевала

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

В 4 часа дня мы уже разбили лагерь и мысленно готовились к завтрашнему подъему на этот самый склон, а в это время забавная рыжая корова гуляла по нашему лагерю и чесала копытом за ушком.

День 9. 29.07.19

Подъем в 5:00. Выход в 06:30. Бродили реку Ирик… часть народа решила идти в тапочках, часть как сайгаки прыгали по камням.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Водичка в горных реках бодрящая, поэтому все проснулись. На солнышке минут 20 посидели, погрелись, обулись, и пошли наверх (пер. Терсколак 1Б,3527).

Начало подъема среднего размера осыпь градусов 25-30. Которая затем переходит в склон непонятного состава (песок, камни, щебень, трава, булыжники), все под твоими ногами едет вниз, наступить не знаешь куда, в общем — паника. Но путем уговоров, наглядных демонстраций как ходить и криков вперед, все поднялись на первую полку. Но тут нас ждал сюрприз.

Пути дальше нет, сель который спустился весной, промыл огромный каньон. У нас было 2 варианта либо спускаться вниз, обходить и опять подниматься только по другой стороне, либо надевать обвязки и пытаться перебраться на ту сторону при помощи перил.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Мы, не долго думая, решили, что второй вариант более привлекательный и сделали перила вниз 50 метров и 20 метров на верх, вся эта канитель продолжалась часа 2. Выйдя на нужный нам склон мы решили, что настало время обеда (13:00) еще минут 40 покушали и двинулись дальше, уже по более приятной сыпухе вверх под уклоном 25 градусов…местами уже прослеживается человеческая тропа… встречаются туры.

На третьей ступени у начала ледника разведка увидела озеро с песчаным пляжем и 3мя местами под палатку, где и решено было остановиться на ночь (16:30). Из озера брать воду нельзя, грязная. Ближайшая вода в 150 метрах справа от озера, идти по крупному курумнику.

Впервые за весь поход ночью не было дождя и светили большие и красивые звезды, поэтому никто не спешил идти спать, а наслаждались последней ночью на высоте.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

День 10. 30.07.19. Последний.

Подъем в 7 утра. Выходим, обходим озеро справа, и поднимаемся по зачехленному леднику вверх. Поворачиваем направо. Периодически встречаются трещины, частично засыпанные камнями, частенько слышатся звуки страшные и непонятные (камни вытаивают и падают в черную бездну).

Было решено уходить с ледника на бараньи лбы, потому что трещин становилось все больше, а скалы сухие и идти по ним как по ступенькам было удобнее. По бараньим лбам поднимаемся на 4ю ступень. Там есть небольшие лужи с чистой водой, места под 2 палатки.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Виден перевальный взлет (пер. Терсколак 1Б,3527).. Когда наши товарищи в 2016 году ходили этот перевал, весь перевальный взлет был засыпан снегом. В этом же году снежник значительно растаял и спокойно обходился по правому краю по удобной сыпухи.

В 11:30 группа была на перевале(пер. Терсколак 1Б,3527). Ветер сдувает с ног, холодно, по этому скушать перевальный шоколад и по фотографироваться на фоне Эльбруса все успели за рекордные 10 минут.

Решено спускаться по правому борту долины р. Терскол. Сначала метров 50 по средней живости осыпи, затем надеваем кошки и спускаемся по леднику метров 100, и выходим снова на камни.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

Дальнейший спуск не представляет сложностей. Идем по левому борту долины р. Терскол по средней размером сыпухе, поставлены туры, но тропы не видно до самого спуска с висячий долины к лавовым полям Эльбруса.

Затем начинается не просто тропа, а магистраль.

Изначально был план встать на ближайших удобных стоянках с красивым видом, но как и любой план он решил не осуществиться.

Отчет о горном походе по Центральному Кавказу

И вся группа, призываемая вкусными хычинами и теплым душем, уже в 17:00 была в поселке Терскол.

Источник : "http://rznstr.ru/gornyj-poxod-2-k-s-centralnyj-kavkaz-t-k-theleos-t-k-altair" rel="nofollow"