28 мая 2020

ОТЧЁТ
О ГОРНОМ МАРШРУТЕ ВТОРОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ
в районе Северного Тянь-Шаня (Киргизский хребет),
совершенном в августе 2017 г.

г. Пермь
2017

Справочные сведения

Вид туризма Категория сложности похода Протяженность активной части, км Продолжительность Сроки проведения
Общая Ходовых дней
Горный Вторая 95,1 17 11 04.08.2017 - 20.08.2017

Нитка маршрута планировавшаяся: кур. "Иссык-Ата" – р. Быты – пер. 274 (1А, рад.) – р. Быты – ледн. Маллицкого (Большой Быты) – пер. Иссык-Ата Восточный (1Б, 4050 м) – ледн. Петросянца II – р. Иссык-Ата – р. Минджилки – ледн. Свободы – пер. Первомайский (1Б, 4230 м) – р. Ашутор – р. Аламедин – р. Токтогул – ледн. Токтогул – пер. Обзорный (1Б, 4030 м) – р. Алтынтор – лден. Алтын-Тор – пер. Алтын_Тор_Ашуу (1Б) – ледн. Туюксу Сев. (Новый) – р. Туюк – р. Ала-арча – альплагерь Ала-Арча.

Нитка маршрута пройденная: кур. "Иссык-Ата" – р. Быты – пер. 274 (1А, рад.) – р. Быты – ледн. Маллицкого (Большой Быты) – пер. Иссык-Ата Восточный (1Б, 4050 м) – ледн. Петросянца II – ледн. Петросянца I – пер. Иссык-Ата (1А (1Б по факту), 3914 м) – ледн. Перевальный (Минджилки) – ледн. Большой Иссык-Атинский – ледн. Свободы – пер. Первомайский (1Б, 4230 м) – р. Ашутор – р. Аламедин – р. Токтогул – ледн. Токтогул – пер. Обзорный (1Б, 4030 м) – р. Алтынтор – р. Аламедин – б/о "Теплый ключ".

Количество участников: 6 человек

Руководитель: Фуфачев Михаил Андреевич

Отчет хранится в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru

Поход рассмотрен Пермской Областной МКК (159-00565630500).

Список группы.

№ п/п Ф. И.О. Фотография Год рождения Туристический опыт Обязанности
1 Фуфачев Михаил Андреевич Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня 1988 1 Л-Р, 2 Г-У, 2 Л-У Руководитель
2 Жуйков Дмитрий Юрьевич Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня 1997 1 Л-У Завхоз
3 Исмагилов Тимур Ринатович Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня 1994 1 Л-У Реммастер
4 Безбородова Ольга Станиславовна Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня 1984 1 П-У Медик
5 Дронов Дмитрий Сергеевич Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня 1998 1 П-У Хронометрист, писарь
6 Кусакина Светлана Викторовна Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня 1986 2 П-У, 1 Л-У Фотограф

Обзорная карта маршрута.

Высотный график.

График движения группы.

Дата Ход. день Пункты маршрута Расстояние, км Перепад, м
04.08.2017   Пермь – Москва – Бишкек (самолет)
05.08.2017 1 Бишкек – кур. Иссык-Ата (автобус)
кур. Иссык-Ата – р. Иссык-Ата, р. Бала-Партак
-400
07.08.2017 3 Пер. 274 – р. Быты 9,8 +600
08.08.2017 4 р. Быты – ледн. Маллицкого – пер. Иссык-Ата В. 6,1 +620
09.08.2017 5 пер. Иссык-Ата В. – ледн. Петросянца II – ледн. Петросянца I 6,6 -340
10.08.2017 6 ледн. Петросянца I – пер. Иссык-Ата – ледн. Перевальный – ледн. Большой Быты – оз. на морене под пер. Первомайский 1,3
0.5 (рад.),
14.08.2017 10 пер. Обзорный – оз. на р. Алтынтор 4,5 -1120
15.08.2017 11 оз. на реке – р. Алтынтор – р. Аламедин 6,8 -420
16.08.2017 12 р. Аламедин – б/о Теплый ключ
б/о Теплый ключ – Бишкек – альп.лагерь Ала-Арча (автобус)
19,1 -640
17.08.2017   Ала-Арча – Бишкек (автобус)
18.08.2017   Бишкек
19.08.2017   Бишкек – Москва (самолет)
20.08.2017   Москва – Пермь (поезд/самолет)
ИТОГО, активными способами передвижения 95,1*
Суммарный перепад высот   9100

*километраж посчитан с учетом коэффициента 1,2

Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута.

При срыве взятия перевала Иссык-Ата Восточный, предполагался спуск по дол. р. Быты к устью и дальнейший подъём по долине р. Иссык-Ата с продолжением маршрута. При  нехватке времени предполагалось взойти радиально на пер. Проценко (1Б) и вершину Физматовец (1Б), далее продолжить путь через пер. Иссык-Ата (1А, 1Б по факту), пер. Аламедин В. (1А) и далее выйти по долине Ашутора, затем Аламедина в Теплый ключ.

При срыве взятия перевала Первомайский также предполагалось взять пер. Иссык-Ата и пер. Аламедин Восточный.

При срыве взятия пер. Обзорный предполагался спуск в долину р. Аламедин и возвращение на маршрут по долине р. Алтынтор.

При срыве взятия пер. Алтын-Тор-Ашуу предполагался спуск по долине р. Алтынтор и выход в Теплый ключ вдоль Аламедина (использованный вариант).

Аварийные выходы с маршрута: долины рек Иссык-Ата и Аламедин.

Причины изменения маршрута.

При взятии перевала Обзорный один из участников не справился с нагрузкой и заболел. Во избежание риска развития осложнений было решено выйти с маршрута.

Общие сведения о районе, достопримечательности.

Киргизский хребет — один из горных хребтов внутреннего Тянь-Шаня на территории Кыргызстана, частично на территории соседнего Казахстана. Длина хребта 375 км. Протягивается с востока на запад от Боомского ущелья до города Тараз. Наибольшая высота — 4875 м (пик Западный Аламедин). Сложен преимущественно осадочными и метаморфическими породами, профиритами, гранитами. Северный склон более пологий и длинный, чем южный. На склонах до высоты 2500 м — степи, леса (ель, арча), выше — субальпийские и альпийские луга. С высоты 3700 м — снежники и ледники (общая площадь оледенения 223 км²).

Киргизский хребет очень популярен в горном туризме, потому как на нем в целом довольно благоприятный климат и удобные подъезды для выхода на маршрут, что делает самыми распространенными здесь походы с 1 по 3 категории сложности. Однако, район позволяет ходить любые горные маршруты, вплоть до 6 к.с.

Киргизия: весьма колоритная страна в центральной Азии, одна из бывших республик СССР, где смешались культура советская и центрально азиатская. Главными достопримечательностями являются, конечно же, горы (Тянь-Шань, Памиро-Алай), которые занимают три четверти площади этой страны и вздымаются до высоты 7349 м (пик Победы). Наследие и культура страны также весьма богаты, имеется множество археологических и культурных памятников.

Во время похода мы посетили несколько населенных пунктов.

Курорт Иссык-Ата, начало нашего маршрута, здесь расположен санаторий советских времен, со всеми вытекающими, дорожки, парки, скульптуры. Тихое и спокойное место, имеется несколько хороших кафе, можно дешево снять жилье. Место прекрасно подходит для выхода с маршрута, чтобы отдохнуть денек другой.

База отдыха "Теплый ключ". Точка нашего выхода. Место глухое, достопримечательностей нет (если не считать гор конечно), как и другой инфраструктуры для туристов. Сама база отдыха очень маленькая и является чем-то вроде санатория, жилье просто так там не снять, можно приехать только по путевке.

Альплагерь и природный парк Ала-арча. Самое, пожалуй, большое разочарование от этой поездки. В это место приезжают в основном иностранцы, ходят несложные трекинги по ближайшим долинам. Есть несколько гостиниц, при этом полное отсутствие хороших кафе. Цены выше, чем в среднем по Киргизии. В общем, для человека, который приехал в Киргизию в горы, в этом месте делать совершенно нечего. Но, мы не видели собственно сам альплагерь, а возможно это он и был, не поняли ничего. К тому же, добраться туда непросто. Такси от шлагбаума до гостиниц стоит 500-1000 сом (на момент похода за 1 российский рубль давали 1,1 киргизского сома), а идти там 12 км и высоты набирать прилично, плюс за вход в сам природный парк берут 80 сом.

Бишкек. Столица Киргизии. Шумный азиатский город с населением в 1,3 млн. человек. Днем трафик на дорогах адский. Стандартные достопримечательности имеются: центральная площадь, президентский дворец, большой музей. Огромное количество кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек. Центр города чистый, опрятный, много парков, аллей, лавочек, но стоит слегка свернуть с центральных улиц и попадаешь в стандартный спальный район с разбитыми тротуарами, неухоженными газонами и мусором под ногами.

Общая смысловая идея похода и формирование группы.

Для руководителя это был первый поход в горы в качестве руководителя. На Киргизском хребте уже был, поэтому выбор района пал именно на него, к тому же в прошлый раз поход, можно сказать, не получился, и хотелось взять реванш, да и просто вернуться в те края.

Мужская часть группы была полностью сформирована из участников клуба, новичков набора осени 2016 г. Оля и Света присоединились к нам позже, узнав о наборе в поход по объявлению в группе в ВК. Примечательно, что Света из Челябинска, и никто из нас ранее не был с ней знаком, но справка о зачете лыжной единички убедила руководителя взять человека в команду, к тому же до идеального состава нам как раз не хватало одного человека.

Планирование маршрута, подъезды, отъезды.

Маршрут был запланирован как линейный со стартом в Иссык-Ате и финишем в Ала-Арче. Интересно было посмотреть на долину реки Быты, так как она не так популярна среди туристов как соседняя Иссык-Ата. В рамках двойки перевалить в долину Иссык-Аты здесь можно в двух местах, через перевалы Иссык-Ата Вост. и Иссык-Ата Сев. Нами был выбран первый вариант, хотя оба они 1Б. Далее для попадания в долину Аламедина рассматривался вариант прохода через перевалы Иссык-Ата и Аламедин Восточный, оба 1А к.с., но вариант прохода через Первомайский был подсказан как более интересный. Перевал Обзорный был включен в маршрут, чтобы исключить брод через Аламедин в устье Алтынтора, который многие расценивают как небезопасный, поэтому Аламедин было решено перейти в верховьях, а перевал Обзорный, единственный перевал соответствующий 2 к.с. маршрута в этом районе. Далее планировалось подняться по Аламедину и для перехода в долину Ала-Арчи был выбран перевал Алтын-Тор-Ашуу как довольно популярный, по которому имеется много описаний, но и здесь тоже вариантов немного, либо вышеупомянутые перевал, либо соседний перевал Тарановой.

При планировании путешествия, долго выбирали между перелетом из Екатеринбурга и перелетом из Москвы. К сожалению, во времени некоторые участники группы были ограничены, и на установленные сроки удобных самолетов из Екатеринбурга не нашлось, да и на момент планирования перелет из Москвы был дешевле. По итогу, двое участников группы добирались до Москвы самолетом, трое поездом. Далее впятером летели на самолете до Бишкека. Света из Челябинска добиралась до Екатеринбурга и летела в Бишкек тем самолетом, которым не полетели мы. Обратно мы также добирались разными путями. Света улетела прямым самолетом из Бишкека до Челябинска. Остальные пять участников самолетом до Москвы, и там уже тремя разными поездами и одним самолетом разъехались по домам, кто куда.

В Бишкек по плану мы прилетали рано утром, поэтому было решено нанять транспорт, который бы провез нас через банк для обмена валюты, супермаркет для закупки продуктов и потом увез бы  в Иссык-Ату на место старта. Так мы и поступили. На этот день планировали либо ночевку на курорте и выход утром, либо старт в этот же день с небольшим километражем и ночевку где-нибудь уже в полях. Особых планов как выбрасываться с маршрута до Бишкека не было, так как в планируемом месте выхода имеется общественный транспорт и после финиша время уже не критично. Вышли мы в другом месте, но было известно, что и там есть общественный транспорт.

У всех участников похода была оформлена медицинская страховка на время прохождения маршрута.

Полезные сведения.

Траченко Юрий. vk.com/id8310037 Организация заброски туристов и всяческая посильная помощь в решении логистических проблем. В частности у этого человека мы заказывали машину и газ. Сотрудничество вышло весьма приятным.

Супермаркет "Бишкек". г. Бишкек, ул. Медерова, 44/1. Хороший супермаркет, в котором можно закупить все, что нужно, в поход. Принимают карты VISA и MasterCard.

Apple Hostel. г. Бишкек, ул. Чымкентская, 1Б. Отличный, чистый и уютный хостел. На август 2017 г. койка в дормитории стоила 550 сом. Удобен еще тем, что находится через дорогу от Западного автовокзала и рядом имеется очень хорошая столовая. Был в этом хостеле уже второй раз, примечательно, что там очень много иностранцев. В этот раз туристов из России не было совсем.

Кафе-бар "Деревяшка". г. Бишкек, ул. Рыскулова, 3. Хороший круглосуточный бар с демократичными ценами и без дресс кода, чтоб отметить путешествие. В Бишкеке найти такой довольно проблематично. Поэтому оставляю адрес, возможно пригодится.

Маршрутка до Иссык-Аты ходит от Восточного автовокзала раз шесть в день. Стоит в районе 70 сом, но вариант для заброски не самый лучший, так как маршрутка набивается полностью еще в Бишкеке. Дорога в Иссык-Ате доходит до самого курорта, можно сказать, выходишь из транспорта и уже на маршруте.

В Теплый ключ маршрутка ходит, кажется, три раза в день, но возможно два, последняя около пяти вечера. Проезд стоит 50 сом. В отличие от Иссык-Аты, топать до остановки здесь нужно где-то полтора км.

В Ала-арчу маршрутки ходят чаще. Но, по приезду Вас будет ждать неприятный сюрприз в виде 80 сом за вход. До альплагеря топать еще 12 км, тут же свои услуги предлагают таксисты.

Очень неудобно, что во все эти три пункта маршрутки из Бишкека ходят из разных мест. До Иссык-Аты от Восточного автовокзала, до Теплого ключа от Аламединского рынка, до Ала-арчи от Ошского рынка.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления).

Осыпные склоны. Встречаются самые разные, как сложенные из огромных валунов, которые, тем не менее, подвижные и едут, до склонов из спрессованного конгломерата. Требуют прохождения плотной группой во избежание спуска друг на друга камней. Конгломерат может потребовать дополнительной техники, навески перил или выдалбливания ступеней.

Камнеопасность. Потенциально камнеопасные участки нужно подмечать во время движения и обходить. Такими могут быть и кулуары, и крутые участки ледников, и полуразрушенные скальные образования. Опасны большие снежники с уклоном, так как камень, вылетая на снежник, дальше скачет по нему почти бесшумно и его можно не заметить, при этом скорость он набирает огромную. Не терять бдительность.

Открытые и закрытые ледники. Перед походом нужно изучать и отрабатывать тактику и технику прохождения таких участков, нужны тренировки, практические и теоретические занятия.

Переправы через реки. Требуют тактики и разведки. Способов перехода через реку много. Желательны тренировки с отработкой навыков перед походом.

Опасные растения и животные. Не стоит употреблять в пищу незнакомые ягоды и растения. В горах также встречаются ядовитые змеи, пауки, скорпионы и т.п. Перед походом желательно изучить местную флору и фауну.

ОПИСАНИЯ ПЕРЕВАЛОВ.

Перевал Иссык-Ата Восточный
Высота: 4080 м (по классификатору 4200 м)
Категория трудности: 1Б
Направление прохождения: с востока на запад, из долины р. Быты в долину р. Иссык-Ата.

Восточный склон: снежно-ледовый, осыпной (30-35 градусов). Ледник упирается в склон с двумя ярко-выраженными снежными кулуарами. Из других отчетов узнали, что подъём по левому кулуару может быть камнеопасным и предпочтительнее подниматься по по правому, так и сделали. На подъёме провешивали перила, склон проходится ровно за три веревки (по 50 м). Станции крепили на ледорубах, снег был плотный и глубокий, позволял это делать. Склон выходит на большую каменистую террасу, от которой до седловины остается около 100 м по высоте. На террасе есть прекрасное ровное место для ночевки, есть хороший ручей, не пересыхающий ночью и небольшое озерцо. С террасы открывается прекрасный вид на ледник Маллицкого и долину р. Быты. Далее широкий осыпной склон с большим снежником по центру.

Седловина: седловина длинная, вышли не к туру, а несколько выше. Хорошо проходится вдоль по всей длине.

Западный склон: осыпной, 35 градусов. С седловины к леднику Петросянца II ведет крутой осыпной склон. Перепад высот 120 м. Спуск в таком направлении не представляет большого труда, при подъёме же наверняка нужно будет двигаться плотной группой, осыпь живая.

Подходы/отходы: С восточной стороны по долине р. Быты, далее по западной части ледн. Маллицкого (Большой Быты) . Долина реки очень маловодная и дальше пер. 274 представляет одну большую морену, практически без ручьев. Вода появляется только ближе к леднику вместе со снежниками. Ледник по большей части открытый, но ближе к перевалу есть закрытый участок, трещин на пути не встретили. Западный склон ведет к леднику Петросянца II и далее в долину р. Иссык-Ата. Ледник Петросянца II широкий, но короткий, практически весь открытый. Мы продолжали движение вдоль ледника в направлении пер. Иссык-Ата, но спуск в долину р. Иссык-Ата в данном месте не представляет большой трудности.

Особенности, выводы: Перевал вполне можно считать 1Б с превышением за счет снежного кулуара, на котором нужно вешать перила. Перила, однако, несложные. Опытная группа может здесь пройти и без перил, пользуясь промежуточной попеременной страховкой через ледоруб, в связках. Вид с перевала прекрасный, на самые красивые достопримечательности этого района, это и пик Лесгафта, и пик Иссык-Ата-Баши, ледники Большой Иссык-Атинский и Перевальный и долина р. Иссык-Ата. В целом, отличный, интересный перевал, при этом ходимый достаточно редко, а в том направлении, в котором шли мы, описания вообще не было найдено. Причиной тому, очевидно, не самая приятная долина р. Быты.

Подход под перевал.
Подъём по снежному кулуару.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Место ночевки между снежным кулуаром и перевальным взлётом.
На седловине перевала.
Спуск с перевала.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Движение по ледникам Петросянца I и II к перевалу Иссык-Ата.

Перевал Иссык-Ата
Высота: 3964 м
Категория трудности: 1Б
Направление прохождения: с востока по леднику Петросянца I и далее на север по леднику Минджилки.

Восточный склон (ледн. Петросянца I): подъём по закрытому леднику, уклон менее 30 градусов. Прохождение в связках, встречаются трещины, особенно на хребте разделяющем ледники Петросянца I и Минджилки. На картах обозначена тропа по долине Иссык-Аты, но она выводит прямо на ледник, ее мы не обнаружили.

Южный склон: уводит в долину р. Иссык-Ата Южная, осыпной до 30 градусов. В эту сторону перевал хорошо ходится в связке с перевалом Аламедин Восточный, между ними есть тропа, что позволяет не сбрасывать сильно высоту.

Северный склон: спуск по леднику Минджилки. Ледник закрытый, 20-25 градусов, его перегораживает множество трещин, под седловиной в этом году было много снега.

Седловина: скалистая, небольшая, их здесь две, но тур есть только на одной.

Подходы/отходы: нами этот перевал был взят внепланово и не совсем классическим образом, т.к. шли мимо, на этом перевале я уже был, поэтому решили сходить. Шли мы вдоль ледников Петросянца I и II и в долину Иссык-Аты перебрались под перевалом Иссык-Ата, а там до седловины идти около 500 м с набором высоты менее 100 метров. В целом, по долине Иссык-Аты и по долине Минджилки под перевал ведет тропа, на противоположной стороне тропа продолжается.

Выводы: во всех классификаторах перевал обозначен как 1А, но по факту он является честным 1Б (по крайней мере со стороны ледников Петросянца I и Минджилки), ледник закрытый, с трещинами. Перевал хороший и довольно популярный, имеет смысл ходить в связке с перевалом Аламедин Восточный

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Подъём под перевал Иссык-Ата по леднику Петросянца I.
Выход на седловину с водораздела между р. Иссык-Ата и р. Минджилки.
Спуск по леднику Перевальному к леднику Большому Иссык-Атинскому
и далее движение под ледник Свободы к Перевалу Первомайскому.

Перевал Первомайский
Высота: 4230 м
Категория трудности: 1Б
Направление прохождения: с востока на запад, из долины р. Минджилки в долину р. Ашутор.

Восточный склон: Язык ледника, ведущего на перевал (в некоторых источниках его называют ледник Свободы) оканчивается площадкой из спрессованного конгломерата и небольшим озером, там мы ночевали.  Открытый и закрытый ледник, уклон не превышает 30 градусов, большая часть 15-20 градусов. Имеются закрытые трещины, обязательно прохождение в связках. Последние 10-15 м по высоте осыпной склон около 45 градусов.

Седловина: Узкая, каменистая со скальными образованиями. Места под палатку нет. Совсем.

Западный склон: Мелкая осыпь уклоном до 40 градусов лежащая в широком кулуаре. Довольно крутой спуск. Шли плотной группой. Через 300-400 м по высоте склон выводит на террасу с мореной. Здесь можно найти ручей и место под палатку, у нас же здесь был обед. Далее долгий и довольно нудный спуск по сыпухам в долину р. Ашутор. Самый очевидный путь приводит к озеру на реке, его и стоит придерживаться. Всего их там три, мы выходили к верхнему озеру. По долине р. Ашутор идет хорошая тропа до самого Теплого ключа, хороший вариант для выхода с маршрута или захода на маршрут.

Подходы/отходы: из долины р. Иссык-ата до устья р. Минджилки ведет тропа. Некоторые источники утверждают, что дальнейшая часть долины р. Минджилки непроходима из-за бараньих лбов, но их там нет. В 2015 г мы проходили всю долину р. Минджилки до самого ледника Перевального. Самое страшное, это 1,5-2 км осыпи обрывающейся в реку, однако сверху нависают разрушенные скалы. Мы под перевал подошли со стороны ледника Перевального. Вышли на осыпь между ледниками Перевальный и Большой Иссык-Атинский около вер. 4149. Далее, огибая ледник Большой Иссык-Атинский снизу, вышли прямо под ледник Свободы к небольшому озеру, где и ночевали. Морена под Большим Иссык-атинским ледником вполне приемлема для прохождения, поперечных валов на ней немного, в основном шли по гребням. Иногда дорогу преграждали языки ледника, длиной 5-10 м, в таким местах надевали кошки. В целом, подход довольно удобный. С другой стороны перевала подход также простой, еще проще даже, потому как целиком по хорошей тропе. Но, подъём непосредственно к перевалу пролегает по не самым приятным осыпям и конечный перевальный взлет довольно крутой, некоторые источники утверждают, что он может быть камнеопасен, из-за камней вылетающих из прилегающих кулуаров. В целом наиболее предпочтительный вариант прохождения именно из долины р. Минджилки в долину р. Ашутор.

Выводы: Можно сказать эталонный 1Б. Закрытый ледник на подъём, крутая осыпь на спуск. С обеих сторон есть возможность подойти практически под перевальный взлет и разбить лагерь. Единственное, в нашем случае, прохождение перевала затруднила погода, шли в метель, видимость тем не менее была нормальная, седловину перевала не скрывало. Дул сильный порывистый ветер в лицо, с другой стороны хребта. После спуска, во время обеда, над нами пронеслось несколько грозовых туч, улетевших за перевал. Обедали в низине, между двумя моренными валами, поэтому были в относительной безопасности. Во время спуска в погоде было окно, спускались при хорошей видимости, но под сильным ветром.

Подъём от лагеря.
Подъём под седловину по леднику Свободы.
Спуск с седловины.

Перевал Обзорный
Высота: 4057 м
Категория трудности: 1Б
Направление прохождения: с востока на запад, из долины р. Токтогул в долину р. Алтынтор.

Восточный склон: подъём на перевал от ледника Токтогул проходит через несколько осыпных склонов. Опасность представляет самый первый, т.к. он самый крутой, местами до 40 градусов, и на нем встречаются труднопроходимые участки спрессованного конгломерата, к тому же склон несколько камнеопасен. Посередине имеется заросший травой кулуар, который вероятно является самым безопасным местом для подъёма, но мы там не проходили, поэтому точно сказать не могу. Над первой осыпью есть обширная терраса с ручьем, хорошее место для ночевки. Далее до самого перевального взлета путь перегораживают небольшие осыпные валы вперемешку со снежниками, трудности для прохождения не представляют. Перевальный взлет на седловину - до 200 м, осыпной склон 30-40 градусов, осыпь живая, движение плотной группой.

Западный склон: перевальный взлет с этой стороны примерно такой же как и с восточной, живая осыпь, спуск плотной группой. Далее имеется каменистая терраса, лагерь разбить можно, но место под палатку найти трудно, и в любом случае его придется ровнять. Вода есть, но ручьи надо опять же раскапывать, в целом место для ночевки не самое удобное, но при нужде можно и встать лагерем. Далее спуск перегораживает длинный скальный сброс, который уходит прямо под ледник на юго-западе, сброс достигает высоты в 50 м. Самый очевидный путь выводит в кулуар, посередине долины. Левее, ближе к леднику, периодически летают камни, хоть там на вид и есть возможность спуститься без навески перил, но проход по центру через кулуар оцениваю как более безопасный.

Седловина: Узкая, каменистая, около 10 м, в длину. Маленькая палатка влезет, но не самый подходящий вариант.

Подходы/отходы: по долине Аламедина до р. Токтогул есть тропа, основная хоженная ведет прямо из Теплого ключа, но р. Токтогул находится на противоположном от тропы берегу реки, однако в этом месте Аламедин не представляет опасности для брода. Подъём по Токтогулу первые 500-700 метров довольно неприятен. Путь перегораживают плотные заросли арчи, в некоторых местах склон весьма крутой, сложенный из скальных пород, возможно может понадобиться вспомогательная веревка. Поднимались по левой (по ходу движения) стороне реки. Затем путь до ледника по каменистой пологой долине. При подходе к перевалу возможен выход на ледн. Токтогул, но в целом он обходится по периметру, ледник явно требует хождения в связках, поэтому, для экономии времени мы его обошли, но вышли на неприятный конгломератный склон, где потеряли в итоге еще больше времени и нервов. Так что возможно выход на ледник в данном случае будет оправдан. Выход в дол. р. Алтынтор, после скального сброса, это переход по осыпям разной степени сыпучести, также встречаются участки спрессованного конгломерата, но при спуске их обойти легче. Вниз по долине Алтынтора имеется очень красивое озеро, далее до впадения в Аламедин, ведет исчезающая временами тропа, которая упирается в реку и там и заканчивается. Очевидно местные ездят здесь на лошадях. По левой стороне Аламедина также есть тропа, ведущая в Теплый ключ, но тропа явно брошенная, ходят по ней редко, но дойти до поселка по ней можно, это мы узнали уже после похода. Брод через Аламедин в данном месте уже требует определенных навыков, может понадобиться наведение переправы. Мы, в силу нужды, переправлялись здесь, но вообще переходить Аламедин ниже Алтынтора уже не рекомендуется, в особенности неопытным группам.

Выводы: вид с перевала хороший, на этом его плюсы заканчиваются. Технически, подходы к перевалу сложнее, чем сам перевал. Это и начало подъёма по Токтогулу от его устья, и поворот под перевал от ледника Токтогул, и скальный сброс со стороны Алтынтора. В остальном:  бесконечные осыпи и морены. Имеет смысл включать в маршрут только для исключения брода через Аламедин или ради интереса.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Подъём на террасу от ледника по конгломератной, слежавшейся осыпи.
Линией обозначен наш путь, но, вероятнее всего, целесообразнее дойти траверсом до травянистого кулуара
и подниматься по нему. Возможно, там безопаснее.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
На террасе есть площадка с ручьем для лагеря.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Спуск с седловины. Линии нет, потому что итак видно, как спускались )
За седловиной площадка под лагерь, с нее и сделано фото.
Скальный сброс на спуске в долину р. Токтогул. Самый очевидный путь, вдоль ручья, приводит сюда.
Здесь высота около 45 м.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Весь скальный сброс, возможно правее есть место, где можно спуститься вообще без перил,
но нам тот участок показался камнеопасным.

ДНЕВНИК МАРШРУТА.

Повествование ведется от лица руководителя.

04.08.2017
Начало.

Примерно в 10 утра с собранным рюкзаком я вышел из дома. Димы и Тимур где-то ехали на поезде до Москвы, Света сидела на чемоданах в Челябинске, а самолет Оли вылетал на час раньше моего, и она торчала где-то в Большом Савино. Перед отлетом я зашел в кафе Дубай, посещение которого стало уже в какой-то мере традицией. Погода в Перми наконец наладилась, было даже грустно уезжать в такой солнечный день, именно такие мысли посещали меня пока жевал шаурму. Потом заказал такси прямо к Дубаю и укатил в аэропорт. Там наткнулся на Олю, ее самолет улетал через 20 минут, и ей выпало лететь с нашей пермской футбольной командой "Амкар". Оля улетела, я остался один, пить кофе в местном кафетерии. До моего рейса был еще час, улетал я в 14-10. В Большом Савино был первый раз (на момент похода работал еще только старый терминал), здание аэропорта напоминало автовокзал в каком-нибудь ПГТ, зато было тихо, спокойно, прохладно.

Сам перелет прошел вполне себе обычно, без каких либо интересных моментов. Сев в Домодедово в те же 14-10, но уже по Москве, долгое время не мог поймать связь, видимо телефон капризный и не смог сразу приспособиться к местным вышкам. Связь появилась только тогда, когда я катил на аэроэкспрессе на Павелецкий вокзал. Тут же позвонили ребята, которые уже успели по Москве погулять, с новостью, что наш рейс до Бишкека отменили, но что авиакомпания все уладила и рейс будет, в это же время, но... из Домодедово, а не из Жуковского. То есть получалось так, что я приезжаю на Павелецкий вокзал и с него снова еду в Домодедово. Время не поджимало, а перспектива торчать несколько часов в жутко переполненном людьми аэропорте не особо меня привлекала, так что эта новость не особо расстраивала. Пялился в окно, мимо проносились таблички с героями районов-анекдотов, такие как Чертаново, Южное Бутово и т.п. Ребят, Диму Ж, Диму Д и Тимура нашел на вокзале сразу же, они сидели на рюкзаках на перроне. Узнал подробности про рейс, как оказалось Тимуру позвонили из авиакомпании, предупредили об отмене, предложили альтернативу сегодня же в тот же день, но из Домодедово, либо завтра утром, но из Жуковского. Тимур сообразил сообщить, что нас летит пять человек, и что им бы всем улететь сегодня, так мы попали на новый рейс. Оля прилетела в Москву в Шереметьево и оттуда направилась сразу в Домодедово своим ходом. Позвонил Юрий из Бишкека, человек у которого мы заказывали транспорт и газ, он как то узнал об отмененном рейсе, поинтересовался, ждать ли нас, сказали, что все хорошо, летим и будем в Бишкеке как планировали. Обратно в аэропорт мы поехали через час, уже на обычной электричке, которая в 5 РАЗ (!!!) дешевле, а по времени идет не сильно дольше.

В аэропорту нашли Олю, пошли взвешиваться и заматываться, свой уже обмотанный пленкой рюкзак к сожалению пришлось разматывать и кое что из него убирать, потому как забыл о том, что из Перми самолет разрешал 23 кг в багаж, а вот самолет в Бишкек расщедрился только на 20. Перекладывались долго, с собой получилось куча пакетов, ребята надели горные ботинки, каски, пуховки, в общем, все как обычно. Дальше пошли ждать свой рейс, на стойке регистрации была огромная толпа, как выяснилось, улететь этим самолетом пытались пассажиры двух невылетевших рейсов. Заняли очередь, в которой был бардак, и все толкались, некоторых людей разворачивали прямо на стойке, но мы терпеливо ждали. Особенно раздражала какая-то хамоватая немка, которая просто толкалась локтями и на всех орала. Как выяснилось, у авиакомпании были списки на вылет, и мы в этих списках были, посадочные талоны выдали всем. Дальше был посадочный контроль, на котором странный пограничник настоятельно рекомендовал попробовать местную флору, что он имел в виду, я так и не понял. В лабиринтах Домодедово мы даже успели потеряться, собрались уже перед самым вылетом, снова стояли в жуткой очереди, уже на посадку. Еще оказалось, что в дьюти фри не работают с нашей авиакомпанией. Наконец сели, все в разных частях самолета, меня еще и говорилвые киргизские бабушки не пустили на мое законное место. Но, пришло время, самолет взмыл в воздух. Впереди было 3,5 часа в неудобном кресле, в безуспешных попытках уснуть, заспанный пилот что-то бормотал, надо сказать, что почти не трясло, летели спокойно, но уснуть не получилось совсем никак, по крайней мере, у меня, как ни старался.

05.08.2017
Здравствуй, Киргизия!!!

В 6 утра сели в аэропорту Манас города Бишкек. Киргизия встретила нас прохладным, но южным утренним ветерком. Прошли паспортный контроль, вышли на улицу, поймали вай фай и двусмысленное сообщение от Светы в ВК: "Я уже в Бишкеке". Как его понимать я не знал, то ли она в аэропорту, то ли в городе и если в городе, то где и как там ее искать. Оказалось, что она все же в аэропорту, встретились, познакомились. На улице было тепло, хорошо, ушли с вещами к остановке маршрутки и сели ждать заказанную на 9 утра машину. Я взял чью-то пенку, просто лег на асфальт и уснул. Местные давно привыкли к туристам в касках и с веревками, так что не обращали на нас совершенно никакого внимания. В 9 утра позвонил Юра, сказал, что водитель не может нас найти, отправился на поиски сам, нашлись быстро, водителя звали Иван, он растерянно бродил с табличкой "Меридиан" метрах в 200 от нас, а заказали мы, как оказалось, целый микроавтобус, этот факт меня весьма порадовал. Особо не заботясь о том, как разместиться, покидали как попало вещи в салон, покидались туда сами и поехали в город.

Сначала заехали за газом к Юре в контору, Юра оказался парнем весьма разговорчивым и успел рассказать и про Бишкек, и про горы, и про туристов с того же самолета, что и мы. Забрав газ, поехали в супермаркет под названием "Бишкек". Потратили на закупку продуктов часа полтора, из Перми везли с собой только сушеное мясо, сухари, сыр, сало, колбасу, сухое молоко и топленое масло, хотя как выяснилось, некоторые из этих продуктов, тоже можно было купить в супермаркете, на месте (например сыр, колбасу, сухое молоко, с этим здесь можно сказать даже получше чем у нас). Без проблем нашли все, что нужно.

Далее сразу направились в Иссык-Ату, все шло по плану. Всю дорогу спал, сквозь сон слышал, как водитель рассказывает ребятам что-то про шашлык и горнолыжные базы. Приехали на место, на небе плыли небольшие облачка, но погода была хорошая, около 20 градусов и свежий ветерок. Первым делом, конечно же, нашли кафе, расположились в беседке, которая, как выяснилось, стоила 150 сом за час. Недолго думая сняли ее на три часа, там и поели, и сели фасовать продукты. Хозяева кафе были не против. Тут же выяснилось, что Дима не купил фасовочные пакеты, Света убежала собирать все, что есть по местным магазинам. Тимур не нарезал в городе сыр, резали на месте короткими походными ножами. Выписывали строгие математические формулы для деления конфет в кармашку. И наконец, заматывали все тоннами различного скотча.

Гастрономические радости Кыргызстана.
И наши походные гастрономические радости.

Когда закончили все эти премудрости, оказалось, что можно и сегодня выйти на маршрут и даже пройти пару тройку километров. Выходить, конечно, было жутко лениво, но, надо значит надо. Пересилив себя, вышли в пять часов вечера.

Выходим на маршрут.

Двинулись вдоль левого берега (по ходу движения) р. Иссык-Ата. Тропа здесь хорошая, некоторое время встречались отдыхающие местные на пикниках, которые улыбались и здоровались. Шли полями и лесами из арчи. Двигались в целом бодро. К восьми вечера дошли до ручья под названием Бала-Партак, грезили дойти до устья Быты, но это конечно было нереально. Уже темнело, встали на ночевку, тут было хорошее место для стоянки с ровными площадками и даже с костровищем, которое нам, правда, было не нужно. Принялись готовить ужин, выяснилось, что оставили на старте один баллон с газом. Взгрустнулось, придется экономить на чае, т.к. н.з. уже профукали.

Долина р. Иссык-Ата.
Первые шаги на маршруте.
Ужин первого дня.

Во время приготовления ужина случилось чп. Готовили суп и чай, на двух горелках. Помогал дежурным, по привычке накрыл котел стеклотканью, но за баллоном не следил. Через некоторое время горелка потухла, не придал этому особого значения, просто поджег ее снова. Смутило, что баллон под стеклотканью очень сильно нагрелся, стеклоткань снял. Чай вскипел. Выключил горелку, принялся скручивать баллон, из баллона под давлением неконтролируемо пошел газ, не успел среагировать, да что там, даже подумать о том, что рядом вторая включенная горелка. От нее все загорелось, бросились врассыпную. Горелку с баллона до конца скрутить не успел. Спрятались за камнями и наблюдали, как со страшным низким гулом выгорает баллон. Пламя было метра три в высоту, думал, баллон в конце концов  взорвется, но нет, он просто выгорел примерно за минуту, хотя в такие моменты время то сжимается то растягивается и адекватно оценить его не получается. Пламя спало, я осторожно, но быстро, подошел к горелке, думалось, что могла загореться трава или кусты и это все придется оперативно тушить, но нет, все было хорошо, на соседней горелке спокойно себе кипел суп. Остальные осторожно выглядывали из-за камней. Разобрал уже не горящую конструкцию и на всякий случай пнул баллон далеко в кусты, газ из него вышел не до конца, он еще шипел. Утром обнаружили в баллоне сквозную дыру, в том месте, где должен был быть ниппель, и вот то ли баллон был некачественный, то ли ниппель расплавился под стеклотканью и провалился внутрь, так мы и не поняли. В общем, горелку, которую навинчивали на этот баллон, закинули на дно рюкзака и забыли о ней. А взгрустнулось еще больше, т.к. остатки н.з. профукали и теперь уж совсем придется экономить на чае.

А отбой был около 10 вечера, в палатку залез кузнечик и еще с полчаса прыгал по спальниками, пока не удалось его выкинуть, начало похода, несмотря на вечерний... нюанс... выходило чудесным.

06.08.2017
Идём по Быты.

Подъём дежурных в пять утра. Группа вышла в восемь, еще не вошли в походный ритм, копались. Погода ясная. Солнечно. Продолжаем движение по тропе, устье Быты все ближе, когда долина начала поворачивать, решили слегка срезать по полю, там возможно и высоты наберем и крюк вниз к устью не делать. Но, тут как всегда, какая бы ни была тропа, лучше идти по ней. Влетели в заросли арчи, растянулись. У Оли сломалась фурнитура на рюкзаке, Тимур добросовестно выполнял обязанности ремонтника. В один момент Оля сказала, что видела каракурта, и мы как-то сразу решили вылезти из этих арчевых зарослей обратно на поляну, пришлось сбросить метров 30 высоты, но когда мы уже перешли в долину Быты, стало заметно, что не зря срезали, основная тропа была навскидку метров на 100 ниже и с полкилометра дальше и шла почти по руслу Иссык-Аты, сверху ее было видно, а здесь была еще одна, уходящая выше по Быты. Вода, набранная с утра кончилась, хотелось пить, но сбрасывать высоту до русла хотелось еще меньше, поэтому решили потерпеть и дошли до того места, где русло Быты поравнялось с нашей высотой. Сделали большой привал. Время было около часа дня.

Пик Быты.
Долина р. Быты и первые снежные шапки.

Сделали еще два перехода и встали на обед примерно в два часа. Как же хорошо было у воды. Долго разглядывал карты и окрестности, потому как где-то здесь должен был быть наш акклиматизационный перевал 274 (1А). Шли мы без навигатора, только по хребтовке и генштабовской карте, и здесь ориентироваться было весьма трудно, поэтому решил прогуляться по долине реки и разглядеть хребет с разных точек обзора. В итоге, прослонялся час по окрестностям. Достал модель перевала сделанную в Google Earth и загруженную в телефон как скриншот и ходил примерял ее с разных точек к нашему потенциальному перевалу. А почему Google Earth? А потому что фотографий этого перевала я не нашел как ни пытался. В итоге, пришел к выводу, что на обед мы встали прямо под нужным перевалом.

Пообедав, перенесли вещи метров на 200 вперед, там и место было ровнее и вода ближе. Поставили лагерь. В пять вечера выдвинулись на перевал радиально.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Подъём на пер. 274, тороплю отстающих шоколадкой.

Скажу сразу, что до седловины мы так и не дошли метров 300, так как для всех участников это был первый опыт хождения по настоящей осыпи, двигались медленно, хоть осыпь и не сложная, камни крупные и практически не едут. Больше всего сложностей движение вызывало у Тимура и Светы. В семь вечера было решено повернуть назад, чтобы не спускаться в темноте. Выбрали более менее ровную площадку, расположились на камнях и хоть и не заслужили, но все равно съели перевальную шоколадку.  Поднялись примерно до высоты 3600-3700, без навигатора сложно оценивать. Основную цель, акклиматизироваться на дальнейшие дни, выполнили, жалко, что записку не сняли конечно, перевал ходят редко, т.к. он интересен только как акклиматизационный, так что возможно был шанс снять какой-нибудь раритет, но увы.

Вниз спустились за час. Спокойно, на этот раз без происшествий, приготовили ужин, после него легли спать.

07.08.2017
Подходим под Иссык-Ата Восточный.

Подъём также в 5 утра, на этот раз вышли в 7:30, растем, постепенно врабатываемся в походный режим. Тропа закончилась примерно на нашей стоянке, дальше мы уже на нее не ориентировались, еще вчера, когда ходил прогуляться, это обнаружил. Поля периодически стал перегораживать курумник. Через полтора часа пути уткнулись в небольшое озерцо, им река и заканчивалась. Дальше, судя по карте и описаниям, шли моренные валы и безводные земли и первый вал был вот, прямо перед нами. Набрали воду в бутылки, во все, что были, так как подозревалось, что водоемов может не быть до вечера. Однако взобравшись на первый же моренный вал, обнаружили бодро бегущий ручеек, но он нас радовал всего метров 300.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Утро. Идём вдоль р. Быты.
Местами Быты была даже вполне себе бурной рекой.

Начались долгие и утомительные блуждания среди морен, но мы верно продвигались вперед по долине. В час дня встали на обед, когда набрели на "оазис", небольшой участок, где река прорывалась на поверхность. Чутье подсказывало, что дальше воды не будет очень долго, так и оказалось, следующий хороший водоем с чистой водой мы встретили, когда были уже на леднике, на следующий день и наличие такого вот места, ровно в середине безводной долины, кажется каким-то даже чудом.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Впереди морены долины р. Быты.

После обеда наши скитания по моренам продолжились, валы стали еще круче. Через переход стало видно перевальный цирк, казалось он совсем рядом, но его перегораживал огромный лабиринт из камней, конгломерата и слежавшейся породы поросшей травой. Периодически натыкались на тропу, но она здесь постоянно пропадает и слишком на нее полагаться нет смысла, туров не заметили. Двигались большей частью по гребням валов и только когда они лежали совсем уж поперек ущелья, обходили их. В паре мест даже подстраховывали друг друга.

Морены, МОРЕНЫ... их много.

В семь вечера начали искать место под стоянку, группа заметно устала, некоторые начали сильно отставать. Впереди виднелись снежники, значит, без воды не останемся, подумал я, дойти до нее нужно было крайне желательно. Группа сильно растянулась, пока все подтягивались, решил сходить на разведку к снежнику. Из-за перегиба рельефа не было видно того, что впереди, а там был огромный котлован между моренами с идеально ровным конгломератным дном, и он перегораживал всю долину, хочешь, не хочешь, пришлось бы спускаться. Съехав по осыпи, а место что б нормально съехать пришлось еще и поискать, осмотрелся, признаков воды не было, здесь не было даже пересохших русел. Дно котлована же было похоже на поверхность другой планеты. Побрел до снежника, он лежал большой кучей, на противоположной стороне, решил, что тут и встанем на ночевку. Бросил рюкзак, пошел обратно. Уже близился вечер, думал, успеем ли спуститься вниз засветло, еще думал, что проморгал время и своих вообще придется искать в темноте, но нет, успел к своим засветло. Поднялся на моренный вал по кулуару с восточной стороны, снизу видно было удобный, травянистый, пологий участок, по которому спускаться явно приятнее, чем где либо еще в этом месте. Далее, уже всей группой, двинулись к месту ночевки и на нас упали плотные сумерки, вот когда мы уже уверенно топали к снежнику.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Вот-вот увидим ледниковый цирк.
Привал.
И дальше сквозь морены.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Наконец вышли к леднику Маллицкого (Большой Быты).
Но лагерем пришлось стоять в этой вот низине.
Такой вот вал закрыл от нас всю красоту (это уже утро).

Сегодняшний день вышел очень выматывающим, жара и отсутствие воды делали свое дело, все очень устали. После установки палатки, уже в совсем в темноте, начали готовить ужин. Ребята таки расковыряли рядом в камнях ручей, хоть вода и бежала еле-еле, но все равно лучше, чем топить снег. Высота была около 3500, ночью уже было довольно прохладно. Лагерь наш располагался где-то напротив перевала Туристов, и хоть мы и ночевали фактически в яме, но луна безумно красиво освещала близлежащие хребты, от этого окрестности казались еще менее земными. Это была первая ночевка не на траве, небольшой психологический момент для тех, кто первый раз в горах, уже всем пришлось надевать пуховки и ночью никто не изнывал от жары в спальниках.

08.08.2017
Иссык-Ата Восточный, но не полностью.

Подъём дежурных был все также в уже привычные пять утра. Вышли в семь часов. Сегодня предстояло идти первый перевал. Сразу же, с утра нацепили обвязки, чтобы не рыться потом в рюкзаке в их поиске, чего на самом деле можно было и не делать, так как до закрытого ледника топали добрых 4 часа, встали как-то совсем далеко от перевала. Сначала нам предстояло вылезти на большой моренный вал из нашей ямы. Дальше, до ледника, путь был уже проще. Здесь морены напоминали уже скорее огромные холмы, чем осыпающиеся гребни, мы двигались между ними, и под самым ледником наткнулись на озеро. Сначала подумал, жаль, что не смогли вчера дойти до этого места, но потом, оценив цвет воды и прикинув, сколько в ней взвеси, подумал, что даже оно к лучшему. Озеро пошли обходить по левому краю, а за ним уже и торчал язык ледника. Края, надо сказать, у него крутоваты, есть риск съехать и искупаться.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Утро. Судорожно вспоминают как блокировать систему.
Всё, вылазим из нашей ямы.
Озеро под ледником.

К 10 утра подошли к леднику Маллицкого (Б. Быты), из-под него вытекал бурный ручей бурой жидкости, которую страшно было пить, мы и не стали. По началу, шли по осыпи вдоль ледника, но потом она стала крутой и совсем сыпучей, тогда переместились на ледник. Было полого, и ледник был усыпан камнями, практически зачехлен, шли не в связках и без кошек. Так двигались пока не вышли на прямую видимость перевала. Было около полудня. Здесь уже надели кошки, связались и повернули на запад, в сторону седловины. Здесь пошла ерунда со временем, обедать вроде бы еще рано, а ледник идти долго, ясно стало, что пообедаем нескоро. Прошли открытую часть ледника. Связались. Уклон увеличился. Двигались прямо под перевал. Трещин на леднике не наблюдалось. В плане количества снега, заснеженный участок прилично отличался от фотографий из описания, где говорилось о двух кулуарах, один из которых заснежен, второй нет. В нашем случае заснеженными оказались оба, а от правого еще и отходило заснеженное ответвление.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Пришло время надевать кошки.
Перевал Иссык-Ата Восточный прямо перед нами... и Оля.
Вышли на ледник.
Скучающий Тимур.
Подходим под перевал, на самом деле это не финальный перевальный взлет, а лишь заснеженный кулуар,
ведущий на большую террасу, подъём на седловину еще за ней.

В 13:30 начали восхождение по правому по ходу движения кулуару, доверившись описанию, в котором он был обозначен как оптимальный. Лавинной опасности не было, снег лежал плотный, карнизов не было. Описание этого перевала мы нашли только в противоположном направлении, и из него я знал, что в этом месте обычно вешают веревки на спуск, но склон выглядел вполне проходимо и без перил, решили сначала попробовать пройти этот участок в связках. Но, через метров 50, все же приняли решение повесить перила, с учетом опыта участников, так было разумнее и безопаснее. Провозились долго, около трех часов, на подъём повесили три веревки, станции собирали на ледорубах, небольшой уклон, глубина снега и его консистенция позволяли это делать. Станции собирали весьма импровизированно, просто втыкали два ледоруба в снег на приличном расстоянии друг от друга и блокировали их петлей, вновь приходящие вставали рядом самостраховкой, также втыкая ледоруб и по надобности подстраховывались к станции. Проблемой такой станции было то, что стоя под ней фактически вытаптываешь то, что ее держит, поэтому стояли по краям.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
На подъём повесили три веревки.

Кулуар выводил на просторную каменистую террасу под седловиной перевала, от которой нас отделял небольшой осыпной склон. Было уже пять вечера, поэтому решили встать здесь. По террасе бежит хороший большой и чистый ручей и даже есть мутное озерцо. Ровного места под палатки много. Место для стоянки надо сказать, шикарное, с отличным видом на ледник Маллицкого и перевалы вдоль ледникового цирка. Смущала только высота, около 4000 м, но признаков горной болезни ни у кого не наблюдалось, к тому же средний подъём до этого у нас не превышал 600 м за день, что вполне укладывается в рекомендуемый график акклиматизации. Времени было и чтоб расслабиться, и чтоб отдохнуть. Сегодня мы и пообедали, и поужинали, был, можно сказать пир, даже с добавкой чая. Еще мы таскали палатку ближе к склону, чтоб сделать замечательные фотографии ног, торчащих изнутри в сторону ледника, и вы знаете, очень сложно утолкать 6 пар ног в кадр стандартного смартфона. Ноги, горы, палатка, смартфон, все должно быть по фен шую, никаких фотоаппаратов. И еще сегодня у Тимура был день рождения, вид у него был конечно подуставший, но в таких местах, он свой праздник явно еще не проводил.

Лагерь в необычайно красивом месте.

09.08.2017
Иссык-Ата Восточный.

Подъём традиционно в 5 утра, выход в 7. После ночевки на 4000 все чувствовали себя хорошо. На перевал взобрались быстро, за 30 минут, обходя огромный снежник в виде динозавра. Склон 20 градусов. Седловина перевала широкая, больше ста метров, вышли не к туру. Насмотревшись на вершину Иссык-Аты, пик Лесгафта, долину Минджилки, ледники Петросянца и наш будущий перевал Первомайский, пошли вдоль седловины искать место, через которое проходят все нормальные люди, то есть тур. Он оказался метров на 150 левее, чем мы поднялись. Сняли записку от туристов из Петербурга, из КТУ от 20.07.2017, правда, у них было написано, что это перевал Иссык-Ата Западный, который находится совсем в другом месте, над ледником Петросянца I к востоку от перевала Иссык-Ата. Вообще с перевалами под названием Иссык-Ата с припиской здесь жуткая путаница, могли и перепутать. Оставили записку и несколько леденцов в туре, сфотографировались и начали спуск. Он представлял из себя осыпной склон в основном до 30 градусов, не длинный, не больше пары сотен метров, с хорошей "лифтовой" осыпью. Склон упирался в Ледник Петросянца II. Из-за того что склон короткий, спускались неорганизованной группой. Сам спустился первым, хоть и пришлось увернуться от пары камней, но остальные участники уяснили сразу, как надо ходить по осыпи, чтоб друг на друга не сыпать (ни у кого из них подобного опыта не было). Вот так спускались с перевального взлета около получаса. Участники были сознательно поставлены в непривычное положение, из которого нужно было найти выход, здесь такое можно было провернуть, так как относительно безопасно.

Подъём на седловину.
Вышли немного правее, чем нужно.
На перевале Иссык-Ата Восточный.

Посмотрел на ледник, посмотрел на морену под ледником справа, уходящую в долину Иссык-Аты, куда планировалось спускаться. По моренам опять бы пришлось ковылять полдня, поэтому решил повести группу по ледникам Петросянца I и Петросянца II и спуститься в долину Минджилки по леднику Перевальному, еще и заглянуть на перевал Иссык-Ата радиально, взамен не взятому перевалу 274. В том месте под перевал Иссык-Ата подходила тропа, а ледники Перевальный и Петросянца I фактически сливались. Тем не менее, место слияния ледников не обозначено как перевал, а на всех картах нарисована тропа, идущая частично по Петросянца I, частично по Перевальному. Задумывалось выйти на эту тропу. Ледники пологие, большей частью открытые, но все равно шли в связках, так как уклон все же не позволял идти по отдельности, да и часть ледника под Иссык-Атой Восточным все равно была закрыта.

Ледник Петросянца I.

Обедали на морене между ледниками Петросянца I и Петросянца II, под вершиной Иссык-Ата-Баши, в час дня, очень красивый надо сказать пик. После, пошли по морене под ледником Петросянца I, вдоль него. Лагерем встали в 16:30 напротив пер. Иссык-Ата Западный, того самого, про который было написано в записке Питерских туристов. Здесь просматривался удобный подъём на хребет между долинами Иссык-Аты и Минджилки по леднику Петросянца I, поэтому и решили не выходить на тропу, а завтра подняться здесь. Высота 3700.

В этом месте имеются хорошие ровные площадки, частично даже поросшие травой и ручей, вытекающий из-под ледника.

Пик Иссык-Ата Баши.
Ледник Петросянца I и перевал Иссык-Ата Западный.
Ставим лагерь. Внизу долина Иссык-Аты.

Неприятной новостью стало заявление Тимура. Он посчитал, что его нужно спускать, но выглядел при этом нормально, признаков горной болезни не наблюдалось, шел, конечно, тяжело, но в лагере был активен. Оля поговорила с ним как медик, я как руководитель, в итоге сделали вывод, что это все психология и Тимур в состоянии продолжать маршрут, но от греха подальше все же его разгрузили и начали кормить таблетками от горной болезни (диакарб, аспаркам). В целом у нас полвечера снова вышли свободными, разговаривали на различные темы и смотрели вниз, как с балкона в театре на то, что происходит внизу, в долине Минджилки, а происходило там не самое приятное. Нагнало тучи, и они нещадно поливали окрестности, сразу подумалось, как хорошо, что вниз не пошли.

10.08.2017
Иссык-Ата.

Подъём как обычно. Утром небо частично затянуло, из-за перевала Иссык-Ата Западный дул неприятный холодный ветер. Вокруг гуляли облака. Непогода свалилась надо сказать очень неожиданно.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Утро перед выходом, погода портится.

После завтрака вышли на ледник и связались, он был в нескольких десятках метров от нас. Как только зацепились зубьями кошек за лед, за перевалом Иссык-Ата Западный страшно ударила молния, прямо на нас поползли тучи, с перевала Иссык-Ата тоже. Решили переждать, спустились обратно на морену. Скинули все железо в кучу подальше и накрылись тентом, через несколько минут пошел дождь. Около часа ждали окна, как только оно появилось, вышли.

Подъём по леднику Петросянца I.
Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
На водоразделе между Иссык-Атой и Минджилки.

Поднялись на водораздел за час. В этом месте было много трещин. Прощупав ледорубами все вокруг, скинули рюкзаки в одном месте и после привала вышли на седловину перевала Иссык-Ата, налегке, в связках, с собой был перекус и аптечка. До седловины было полкилометра, но практически без набора высоты. Старались двигаться не ровным траверсом, а по диагонали, чтобы не идти вдоль трещин. Два года назад я уже поднимался на этот перевал по леднику Перевальному, ледник закрытый, трещин много, тогда показалось странным, что этот перевал классифицируют как 1А, подумалось, что надо идти из-под ледника Петросянца I, но здесь ледник тоже был закрытый, тоже были трещины, причём, серьёзные. Иногда прослеживались следы туристов, на вид трех-, четырехдневной давности. Подошли под седловину, сейчас, на контрасте, сразу стало видно насколько в этом году больше снега. Снежник подходил под сам перевал, прямо под седловиной его пересекала крупная открытая трещина. Пошли искать обход, нашли. Пересекли трещину по снежному мосту, страхуя друг друга через ледоруб. Дима Ж, умудрился провалиться по колено. Вышли на седловину, но на ту, которая выше, здесь не было тура. Оглянувшись, понял, что седловина, которую ходят обычно, пониже. Двинулись к ней, уже над трещиной. Добрались до нее, здесь места были знакомые, на что как минимум намекал чайник, который был здесь еще два года назад. В туре лежала записка тех же питерских туристов и еще одна, туристов из КСП "Спутник", откуда клуб, к сожалению написано не было. Записка питерцев у нас уже была, поэтому взяли записку "Спутника".

Долго не рассиживались, вокруг все это время ходили тучи, в любой момент опять могла налететь гроза, а мы здесь как на ладони. Оперативно сделав все традиционные мероприятия на перевале (фото, записка, шоколад, поглазеть вокруг), двинулись к рюкзакам.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Идём к перевалу Иссык-Ата.
Ищем обход трещин.
На перевале. Флаг остался с рюкзаками.

В полдень начали спуск вниз по леднику Перевальному. Шли по диагонали, к морене под ледником Большим Иссык-Атинским. Во время спуска было три технических срыва в трещины, два по колено, один по пояс. Во всех случаях участники смогли выбраться сами. К 13:00 вышли на морену между ледниками рядом c безымянным пиком, с которого сыпали камни. Поначалу спутали звук осыпающихся камней с громом, от чего напрягались. Готовили обед, в это время выглянуло солнце, очень обрадовались, жевали сухари и непроваренное мясо, наблюдая как в долине внизу бушует стихия. Как только собрались выходить, все снова затянуло, мало того, опять начало громыхать и пошел дождь. Пропала видимость. Накрылись тентом, так просидели полтора часа, потом, когда уже все промокли и замерзли, все же поставили палатку, даже задремали в ней. Пошел снег, выпало немного, но антуража добавило. Облако слезло с нас только к шести вечера.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Спуск по леднику Перевальному.
Непогода вынудила поставить палатку.
Идём к месту ночевки у озера.

Сегодня нужно было подойти под ледник Свободы, мы двинулись в путь. Пошли под ледником Большим Иссык-Атинским по морене, шлось в целом легко, валы были небольшие, а двигались практически по одной высоте. Местами дорогу перегораживали языки ледника, но короткие и пологие, тут кто-то обходил, кто-то натягивал кошки и шел напрямик, кошки специально далеко не убирали.  К половине девятого вечера добежали до озера на морене под ледником Свободы, о котором я знал из описания, здесь были хорошие площадки и воды в достатке. С гребней по дороге было видно седловину следующего нашего перевала, Первомайского, которую периодически затягивало. Пустит погода завтра или нет, никто не знал, но настроение было у всех хорошее. Уснули поздно, за полночь, т.к. полдня сидели без дела. Завели нехорошую традицию, есть в палатке. Пока мыл котлы, наблюдал, как одиноко стоит наш лагерь в горах, палатка подсвечена фонариками изнутри, сквозь облака выглядывают звезды над перевалом, рядом журчит горный ручей, и слышится как народ из палатки поет матерные песни про горы... Романтика.

11.08.2017
Первомайский.

Хоть вечер и был довольно ясным и даже звездным, утро нас чистым небом не порадовало. В полшестого утра седловина еле виднелась в облаке. Тем не менее, в 7:30 мы встали, а в 9:00 вышли на маршрут. Облака были высокие, дул сильный ветер, но видимость была приемлемая, периодически шел снег. Первомайский нужно было идти однозначно сегодня, иначе бы мы не успели пройти маршрут. Погода была приемлемая, хоть и совсем неприятная.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Подъём на перевал Первомайский. Метель.

Язык ледника спускался практически к озеру, поэтому системы надели еще в лагере. Подъём некрутой не больше 20 градусов, поначалу ледник открытый. Периодически шквалами налетал ветер. К закрытой части ледника подошли насквозь промерзшими, на привалах почти не останавливались, подождем отстающих и идем дальше. Закрытую часть ледника также прошли быстро, без особых усилий, на пути встретилась одна трещина, проходили по снежному мосту, со страховкой через ледоруб, Дима Ж умудрился провалиться и тут. К седловине подошли за полтора часа, последний участок перед ней представлял из себя осыпной склон крутизной до 40 градусов и длиной 15-20 м. С противоположной стороны в лицо ударил мощный, сбивающий с ног ветер. Долина Аламедина была вся затянута холодными тучами, и эти тучи плыли к нам, картина была печальная, хотелось все-таки тепла и солнца, август же, Киргизия.

Перевал Первомайский.

Закутались в пуховики и начали стандартные процедуры. С перевала мы сняли записку сборной группы туристов из разных городов, которые называли себя "Большое приключение", и маршрут у них был пятой категории. Фото с флагом. Перевальный шоколад. Спуск вниз.

Осыпной склон здесь был крутой, долгий и поначалу ветер, задувающий сюда как в бутылочное горлышко между скал, толкал нас обратно на седловину. Чтобы друг на друга не сыпать, нужно было идти плотной группой. Начали спуск серпантином, но три человека из группы вышли, а трое других долго возились. В результате, когда нужно было закладывать петлю, половина группы ждала их на ледяном ветре минут 10, и только потом, цепочкой мы продолжили движение. Спуск, однако, был простой, "лифтовая" осыпь до самой морены под перевалом. Как только отошли от перевального взлета, стало проще, ветер внизу не дул и даже стало тепло, по дороге согрелись.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Спускаемся вниз. Седловину затянуло.

Начались моренные валы. Хотелось к обеду дойти до озера в морене, о котором прочитал в отчете другой группы перед походом, пока спускались, его даже было видно. Но все же, на обед встали на первом же ручье, хотелось горячего, да и ветер, и метель неплохо нас вымотали. До озера идти смысла нет, вода в нем ядовито-зеленого цвета и явно непригодна для питья. Пока готовили, в разрывы облаков даже на несколько минут выглядывало солнце, мы даже радовались, но следом тут же накрывало опять. Так, пока кипятился чай, над нами, громыхая, пронеслись две грозовые тучи. Хоть мы и были в относительной безопасности, в низине между двух моренных валов, было все равно страшновато. Железо все уже на автомате скинули в кучу неподалеку, сидели рассредоточившись. Шел сухой, электризующий град, некоторые истерили желая как можно быстрее отсюда уйти, но вылезать из безопасной складки рельефа было пока рано. Переждали очередное облако и быстро, пока был просвет, двинулись вниз. Ниже зоны облаков спустились быстро, здесь было уже совсем хорошо, ни ветра, ни осадков. Только морена, ведущая в долину Ашутора. К шести вечера мы спустились к озерам на реке. Очень хотелось дойти сегодня до устья, к Аламедину, но тропа была на той стороне реки. Походили туда обратно в поисках хорошего места для переправы, чтоб не переодеваться в сандали. Находившись по мокрой траве, вымокли, плюнули и решили встать лагерем здесь. К тому же из долины, снизу прилетело противное мокрое облако и накрыло нас, видимость упала метров до 15.

Долина р. Ашутор.
На спуске.

Забились в палатку, сушиться и греться. Дежурные под дождем, сменяющимся градом снаружи героически готовили ужин. Так закончился еще один день. Мокрые и продрогшие мы пошли спать.

12.08.2017
Тучи.

Утро не принесло хороших новостей. Все так же моросил дождик, периодически сменяясь градом, головой понималось, что вчера успели бы спуститься метров на 200-300 ниже, ничего этого бы не было. Настроение у всех было понурое. Пережидали непогоду, хоть вниз идти и по тропе, но в такой видимости делать этого не очень хотелось. Включал на своем телефоне музыку, заполнить это лежание без дела в палатке, думал о том, что приеду в город, куплю себе колонку, буду брать с собой в походы, так как в такие моменты очень хочется чего-нибудь вот такого. Ну или укулеле, живая музыка на живой природе все-таки более естественна. К 10 утра все же как-то расшевелились и дежурные ушли готовить завтрак, всё так же под дождём, всё так же героически. Облака все тянуло и тянуло, сплошной пеленой, практически без просветов, прямо по нам. Вокруг то выпадал то таял снег. Казалось, это никогда не кончится.

Позавтракали, валялись еще час и в 12:30 таки пересилили себя, вышли и начали собираться, в конце концов, вниз ведь идти, не вверх. Вещи в такой сырости естественно ни у кого не высохли, идти предстояло мокрыми. Как только вылезли, дождь на удивление почти прошел, вокруг был только туман, но все равно, мокро и холодно. В 13 с небольшим вышли из лагеря. Полчаса ушло на переправу, сандалии, как оказалось, понадобились лишь для того, чтобы проскочить одну небольшую протоку, далее все перепрыгивалось по камням.

Идём в долину Аламедина.

По тропе быстро побежали вниз, в тепло. Прошли два озера и крутой спуск в долину Аламедина. Облака в долине Ашутора накрывали нас как крышкой, цеплялись за хребты и выглядели отсюда довольно красиво, но ими все же лучше любоваться издалека, и они от нас наконец отступали, все выше и выше.

Сегодня понятное дело шли без обеда. Перепрыгнули по камням Ашутор. Далее нужно было около 1.5 км подняться по долине Аламедина до впадения в него р. Токтогул. Погода наладилась, хотелось конечно солнца, но было хотя бы сухо, безветренно и тепло.

К шести вечера добрались до нужного нам места, здесь были хорошие ровные площадки, на утро наметили брод. Встали прямо напротив него в небольшой рощице, видеть вокруг деревья было уже очень непривычно. Ветер совсем стих, облака над долиной Аламедина замерли и потихоньку начали таять, что-то подсказывало, что завтра погода, наконец, наладится.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Ашутор впадает в Аламедин.

13.08.2017
Штурм Обзорного.

Поднялись сегодня раньше обычного. Чудо все-таки произошло, облака за ночь растаяли, и над нами было чистейшее небо, сияющее рассветными сумерками. Дежурные встали в 4:30. Реку переходили около шести утра. Брод Аламедина в этом месте оказался простым. Глубина не больше полуметра, течение слабое. Переходили стенкой по трое, проблем никаких не возникло.

Брод через Аламедин.

После брода предстоял подъём по долине р. Токтогул до ледника Токтогул. Настроение у всех было боевое, решили, что попробуем взять перевал сегодня, силы были, отыграться за предыдущие дни непогоды очень хотелось тоже. Мы двинулись вперед.

Подъём по Токтогулу.
Долина Токтогула.

В месте впадения Токтогула в Аламедин долина Токтогула довольно крутая, с полкилометра поднимались по крутому кулуару, но он не камнеопасен и проходится без веревок. Шли по левой стороне по ходу движения. Далее долина реки была относительно плоской вплоть до самого ледника. У ледника были уже в 11:10, обедать не стали.

На сам ледник выходить необходимости нам не было, перевал был справа от ледникового цирка, и ледник обходился по осыпи.

Было решено подниматься по осыпи траверсом склона с набором высоты, чтобы выйти на террасу перед перевальным взлетом. Вышли на очень плотный спрессованный конгломерат, на котором провозились очень долго, из-за панической боязни осыпей одного из участников, а именно Светы, которая практически теряла над собой контроль. Двигались плотной группой, но очень медленно, из-за того что приходилось долбить в ступени, а Свету буквально приходилось вести за руку. Данный путь подъёма расцениваю как не самый безопасный. Далее по склону есть травянистый кулуар, он, скорее всего, был бы куда безопаснее. В одном из мест просто встали, вперед двигаться опасно, у Светы паника, силы у людей стоять на уступе заканчиваются. В итоге просто погнал вперед Тимура, за ним Диму Ж, за ними каким-то чудом вылезла Света, у остальных возможности выбраться на террасу так просто не было. Сам же обошел осыпь левее. Бросил Диме Д, который шел замыкающим и был дальше всех, веревку. Оля наблюдала на это все немного сбоку, но ей кажется было вообще нормально, она нисколько не напрягалась. Спустился к Диме, ему в ногу прилетел камень, думал все, финиш, но нет, отделался просто ушибом, повезло. Забрал у него рюкзак, отправил по веревке вверх. Пока Дима полз, спустил на меня два "чемодана", увернулся. Наконец Дима вылез, а за ним и мы с Олей. Потрясением для некоторых этот подъём по морене, конечно был сильным, сказывалась неопытность участников. Когда я вылазил последним, Дима Ж расплывшийся в улыбке сказал: "Ну что, три Бэ со звездоЙ?!!" На что я так смачно отправил его... разглядывать окрестности... Остальные, Света лежала на рюкзаке без сил, Тимур тоже лежал на рюкзаке и все еще не мог отдышаться, Дима Д сидел с больной ногой. Оле вроде было нормально. Только Дима Ж прыгал и улыбался. Желание взять перевал сегодня все еще никуда не пропало однако. Мы собрались и физически, и психологически, и снова пошли вперед, хотя следовало тут встать лагерем все-таки, сделать полудневку, сесть и успокоиться, тем более место было хорошее.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Терраса под перевалом Обзорный. Ледник Токтогул.

До перевального взлета нужно было преодолеть еще несколько террас, на которых осыпи теперь перемежались со снежниками. На часах было два часа дня. К перевальному взлету подошли около четырех часов. Группа несколько растягивалась. Под самым перевалом сели на привал, Тимура, который шел последним, подозрительно долго не было видно. Сначала подумали, что он там копается, остановился попить или переодеться, но когда прошло уже минут пять, забеспокоились. Я побежал посмотреть, что случилось, вышел за перегиб рельефа и увидел, как Тимур лежит лицом в снег. В голове закрутилась масса вариантов, от попавшего в него камня, скатившегося по снежнику, но камней вроде бы не пролетало, до обморока. Подбегаю, дышит, успокоился. Разбудить удалось только ударами по щекам, у него действительно случился обморок. Мы сегодня взяли слишком высокий темп, один из участников не смог его выдержать. Следом подбежал Дима Дронов, забрал рюкзак Тимура, я же забрал самого Тимура, и мы отвели его к остальным. Его осмотрела Оля, понять что с ним, было трудно, он не мог говорить, но как выяснилось потом, просто из-за сильной боли в горле, однако мы очень перепугались, думая, что он бредит.

Встал очень непростой вопрос, валить вниз до воды, либо все же взять сегодня перевал и встать уже сразу за ним, из описаний было известно, что до скального сброса с той стороны есть места для стоянок и вода. После оценки состояния Тимура, некоторых совещаний и взвешивания всех рисков, решили все же взять перевал. Было уже около пяти вечера.

Двинулись вперед. Подъём на перевал представлял собой довольно крупную осыпь уклоном до 35 градусов, по характеру примерно как и на предыдущих перевалах, только там мы по таким спускались. Полностью разгрузили Тимура, отдав ему пустой рюкзак, в котором была только теплая куртка, Димы контролировали его движение, один спереди, другой сзади, чтоб в случае чего подхватить. Аккуратно двинулись вверх, плотной группой.

В 17:40 были на перевале. Был один только плюс, в глаза ударило теплое закатное солнце, которое освещало всю противоположную долину, от позавчерашних туч не осталось и следа. Быстро сняли записку, как оказалось, здесь до нас были год назад группа туристов из МФТИ. Быстро начали спуск вниз, до ближайшей террасы, успеть до темноты, найти место под лагерь. Тут все было чудесно, идеальная лифтовая осыпь, уклоном до 30 градусов, съехали плотной группой минут за 15. Однако с площадками здесь было не так хорошо, как гласило описание перевала, да и с водой тоже. Исследовав окрестности, нашли более менее ровное место, которое принялись доводить до ума при помощи перекладывания камней и разгребания осыпи. Также нашли и ручей, раскопав его рядом в камнях. Дежурные принялись готовить ужин, Оля пичкала Тимура таблетками. Понаблюдав в течение вечера за состоянием Тимура, принял решение выходить с маршрута по долине р. Алтынтор и далее по Аламедину вниз в Теплый ключ.  Тащить человека на еще один перевал в таком состоянии, скорее не в физическом, а даже в психологическом плане, было довольно опасно. Технически на двойку мы находили, так что прохождение Алтын-тор-Ашуу было не сильно критичным, а Тимура надо было спускать вниз. При этом сам он упорно отказывался лезть в палатку и просто спать, все время порывался что-то делать, хотя вид у него был весьма печальный.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Вымученный, но взятый перевал Обзорный.

14.08.2017
Выходим с маршрута.

Стандартный подъём дежурных в пять утра. Объявил группе о сходе с маршрута только сейчас, спорить никто не стал. Вышли в семь. Впереди, судя по описаниям, был скальный сброс. Долина логичным образом увела нас в кулуар ручья. Нашли ровную площадку для привала, пошел искать место для навески перил. Довольно быстро обнаружил старую петлю, наброшенную на скальный выступ. Здесь и решено было спускаться.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Осторожно подходим к скальному сбросу.

Организовали новую станцию. Пошел вниз первым. Спуск оказался не 10-15 метров, как было написано в описании, а все 40-45, веревка вышла почти вся. Спуск уводил в некоторое подобие рантклюфта из снежника, который прижимался к скале, рядом падал водопадик. Обозначив безопасное место своим рюкзаком, полез обратно наверх. Света предложила организовать верхнюю страховку, так и сделали и как оказалось не зря, без нее возились бы сильно дольше. В итоге весь спуск занял около часа. Веревку сдернуть удалось только втроем.

Сбрасываем перила.

Далее следовал длинный спуск в долину Алтынтора по различным осыпям. Сильно не торопились, к самому вечеру дошли до озера на реке, где встали лагерем. Техническая часть маршрута была фактически завершена. Чувство, что поход сделали присутствовало, но ложка дегтя в виде не взятого Алтын-тор-Ашуу у меня все-таки маячила. Тимур, после сброса высоты сразу пришел в себя, можно было обратно нагружать. На ужин делали себе божественные канапе из сала и бородинских сухарей, газ весь поход экономили, поэтому теперь еще и чая могли готовить сколько душе угодно. Расслабились.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Спуск в долину Алтынтора. Уходим от перевала.
Спускаемся вниз по бесконечным осыпям.
Лагерь у озера на Алтынторе. Озера не видно, но оно есть.

15.08.2017
К Аламедину.

Подъём в 5 утра. Погода хорошая. Вышли в 7 часов. Особо не торопились. Обошли озеро с правой стороны, тропа исчезла, как и река. Дно долины было выложено крупным курумником, иногда на тропу все же натыкались, но она быстро пропадала. Практически у самого устья река выходила на поверхность, хотел идти по правому по ходу движения берегу, так как возможный брод Аламедина наверняка был бы проще выше впадения Алтын-Тора, но ребята заметили палатку, она была на другом берегу. Сначала подумал, туристы, но подойдя поближе, обнаружили просто шалаш из клеенки, очевидно местных пастухов или охотников. Рядом с ним шла тропа, хорошая и широкая тропа. Двинулись по ней, в надежде, что она выведет нас по левому берегу Аламедина в населенный пункт.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Утренняя долина Алтын-Тора. Озеро возле лагеря.

В один прекрасный момент тропа закончилась, упираясь в осыпной склон. Подумал, наверняка тут в основном ходят местные на лошадях и здесь они просто переходят на другой берег. Мы все же не стали переправляться, начали траверсировать склон. Вскоре склон кончился, и мы снова наткнулись на тропу. Здесь уже был лес, тропа вела по нему. Девчонки напали на землянику. Через какое-то время тропа вывела нас к Аламедину, упиралась в него и очевидно также шла через реку. Аламедин переходить было страшно, особенно после советов всех выпускающих меня на маршрут, что делать это нежелательно.

Спускаемся в лес.

Встали на обед, сам пошел на разведку вдоль берега в поисках тропы. Пройдя километра полтора, хорошей тропы так и не обнаружил, уперся в курумник. Принял решение переправляться через Аламедин, но завтра, рано утром, потому как не знал об этой стороне долины ничего, по другую же сторону шла хорошая тропа до самого поселка.

Вернулся в лагерь, очередная полудневка участниками была встречена с негодованием, но сильно спорить никто не стал. Нашли прекрасное место для палатки, на травянистом островке, пообедали. Потом девчонки ушли прогуляться вдоль берега, парни пошли в другую сторону поискать место для брода, я же уселся на большой камень и просто пялился в воду. Еще думал, вдруг кто мимо пойдет по тому берегу, перекинем им веревки и перейдем все сегодня, но нет, никого не было. Вообще, удивительное дело, в таком популярном районе мы за весь поход не встретили ни одной группы... вот ни одной. Сам место для брода уже подметил прямо здесь, здесь Аламедин разливался на три рукава, первый проходился по мели, второй и третий выглядели непонятными, но потыкав палкой в воду, убедился, что течение у второго рукава несильное. С Аламедином беда в том, что вода в нем мутная и очень трудно оценить глубину, но второй рукав, очевидно, тоже хорошо проходился, так как здесь был небольшой слив, и над ним видно было, что неглубоко. Третий рукав выглядел самым быстрым и самым опасным, но дотянуться до него не было возможности.

Через пару часов вернулись парни, прогулялись с ними вверх по течению до впадения Алтынтора. В устье Алтынтор было достаточно мощным, посмотрели еще пару мест возможных бродов, но там Аламедин выглядел страшнее. Сидели кидали камни в Алтынтор, камни не долетали до дна, их течением подхватывало и уносило вниз.

Вернулись в лагерь, девчонки задерживались, но пришли аккурат в тот момент, когда мы пошли их искать. Вечер прошел за болтовней и разговорами, а я то и дело бегал, смотрел уровень воды в реке, но он не менялся, совсем. Встать решили в 5:00 и без завтрака переправиться через реку, поесть уже на другом берегу. Отбой в 10 вечера.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Алтын-Тор впадает в Аламедин. Реки двух разных цветов.

16.08.2017
Тёплый ключ.

Всю ночь снилось, как вода убывает в реке, периодически просыпался, прислушивался к шуму. Для меня лично, переправа через Аламедин казалась самым трудным препятствием на маршруте. Сотню раз подумал, в каком порядке идти и как тянуть веревки. Мое напряжение видимо передавалось всем, некоторые медлили со сборами. Наконец, во всеоружии, то есть в трусах и в сандалях, вышли на берег. Порекомендовал всем окунуть лицо и руки в холодную воду, чтоб в случае чего не было шока от падения в воду.

Переходим Аламедин.

Первый проток, как и предполагалось, перешли по мели, я здесь ходил еще в трекингах. Чтобы перейти второй, нужно было пару метров пройти против течения, чтобы добраться до слива, по которому и планировалось идти. Пошли сначала я, Света и Тимур. Попытка развалить строй была, но выдержали, перешли. Течение было, как оказалось, не очень сильным. Вторую тройку встречал уже с берега, протягивая ледоруб. Дима Ж умудрился потерять сланец, да, у него были сланцы, а не сандали, дальше пришлось ему надевать для переправы основную обувь. Впереди был последний проток, с другого берега казавшийся самым опасным. Его мы пошли уже парнями: я, Дима и Дима, но на середине протока с недоумением остановились и поняли, что воды по колено и течение совсем не сбивает. Тут я выдохнул. Переправились обратно с Димой Д, для подстраховки остальных и перешли протоку длинной стенкой, впятером.

Кашу жевать было лень, поэтому приготовили последний обед-перекус, прыгали, махали руками, грелись. На переправу ушло 40 минут, на завтрак час. Далее мы выдвинулись в Теплый ключ.

Тропа здесь хорошая, неприятным будет только участок леса перед самым поселком, колючки и заросли, все там рвут футболки. Местные правда там как то даже умудряются ездить на лошадях. На дорогу от устья Алтынтора до Теплого ключа у нас ушло пять часов. Пол второго после полудни мы были уже в поселке, искали транспорт до Бишкека и, конечно, арбуз.

Отчет о горном походе в районе Северного Тянь-Шаня
Финиш маршрута в Тёплом ключе.

Следующая часть дневника никакой технической ценности не несет и является лишь дополнением к основному дневнику

16.08.2017 - 20.08.2017
Приключения в Киргизии и дорога домой.

Тёплый ключ не сказать, что нас приветливо встретил, тишина, никого вокруг нет, только какие-то студенты приехали на машине и попивало пивко на каких-то бетонных блоках, с видом на горы. Сами же мы ушли в условный центр деревни и расположились под раскидистым деревом. Все начали звонить домой, я тут же отзвонился в МКК, в общем , все как всегда. Начали искать, где бы поесть, на б/о нас кормить отказались, сказали готовят только для постояльцев, но лимонадик и прочие шоколадки таки продали. В прошлый раз мы здесь нашли машину, которая нас добросила до Бишкека, в этот раз это не удалось. Пошли искать остановку. До нее пришлось тащиться минут 40, причём мы за остановку приняли сначала какой-то старый, разваленный навес, но быстро опомнились и пошли дальше. Оказалось, что пришли аккурат к маршрутке, а ездит она тут всего три раза в день. Здесь есть огромный крытый бассейн с водой из горной реки, местные в него ездят поправлять здоровье, вот так и сидели две бабульки на остановки болтали о том о сем, а еще мы шли мимо других людей с детьми и взрослые показывали на нас и называли альпинистами, выглядели мы надо сказать колоритно весьма. Так вот, бабульки увидев нас, сразу захотели нас покормить и предложили пирожков, мы естественно, не отказались. Пока ждали маршрутку, сидели разговаривали на отвлеченные, нейтральные темы.

Вообще, у нас было три дня до самолета и эти три дня что-то надо было делать. Думали мы долго и много, от этих же бабулек узнали, что на Иссык-Куле ловить нечего, там дождь и холодно, а ехать туда далеко, поэтому решено было поехать в Ала-Арчу, местный природный парк и альп-лагерь. Место известное, мне лично хотелось очень на него посмотреть, тем более, что там мы должны были выйти с маршрута, но не сложилось.

В дороге я лично дремал, остальные ребята болтали с местными, маршрутки тут набиваются по самое не хочу, так что поговорить есть с кем. Как только приехали в Бишкек, на Аламединский рынок, сразу с головой окунулись в шумный азиатский город. Набежали цыгане, вокруг гудели клаксонами машины, пыль, толпы народу, запах специй вокруг и жара. Еще утром прыгали на берегу отогревали ноги, а тут уже пот в три ручья лился. У местных выведали, что автобус до Ала-Арчи ходит от другого рынка, Ошского, а до него надо ехать на городском транспорте. Загрузились в автобус, люди от нас честно говоря шарахилсь, ну... мы ж грязные, немытые. Меня практически настойчиво подозвала к себе одна женщина, со всякими вопросами, вот уж подумал робкий азиатский слабый пол, она даже намеревалась уступить мне место, мол с дороги, устал, но я несколько раз отказывался. Всю дорогу она меня расспрашивала о горах, да, местные очень любят поболтать... ну вот... очень. У нас такого уже давно нет, чтоб незнакомые люди на улице с кем-то общались. В итоге эти местные нас запутали и уверили, что уехать можно от центрального автовокзала, а до него ехать ближе, чем до рынка. Ну мы и вышли на нем. Водитель высадил нас на проезжую часть под знаком "высадка запрещена", прям перед ГАИшником. Ну он на нас гнать конечно не стал, видит, что не местные, а водителю пошел и сказал пару ласковых, на что тот ему также, парой ласковых и ответил... Азия.

Маршрутного транспорта до Ала-Арчи с автовокзала мы конечно же не нашли, что делать не знали, я подумал, что пойду куплю пару чебуреков, пока это делал, ребята нашли микроавтобус, относительно недорого. Просто вот сняли целый микроавтобус... снова. Внутри вшестером было хорошо, но пока не выехали из Бишкека, развалиться было сложновато, потому как Бишкек-стайл вождение под постоянные гудки и крики на ненашем наречии в окно, не позволяло это сделать, а музычка местная в машине была довольно колоритная. Ехали мы до Ала-Арчи где-то час. Высадили нас прямо у ворот в парк. Тут была замечательная советских времен остановочка и такой же вход в заповедник, где нас ждал приятный сюрприз. Вход в парк - 80 сом, а до Альп-лагеря топать еще то ли 8 то ли 10 км. Об этом конечно никто не знал, больше конечно смущали цены на такси, там получалось что-то около 300-400 сом с человека, учитывая не самую дешевую доставку сюда. Стало грустно. Но делать нечего, раскошелились на такси, обратно ехать не хотелось, да и вечер уже.

В Ала-Арче я мечтал увидеть какую-нибудь альпинистскую деревушку в альпийском стиле... или хотя бы хороший стационарный альплагерь. Приехали на место, был разочарован. Тут была лишь одна приличного вида постройка, в остальном пара юрт и несколько покосившихся гостиниц советского периода, плюс, заброшенные постройки по типу как в пионер лагерях... и везде очень грязно и неухоженно, в этом смысле в Иссык-Ате гораздо лучше, там хоть и все старое, но вокруг чистенько, приличненько, ухоженно. Первым делом пошли узнали цены на жильё, тут мнения разделились, кто-то хотел комфорта, кому-то и в палатке было ок. Походили, подумали, посмотрели, в итоге поставили палатку где-то на поляне, как сказал таксист, за территорией альплагеря оно бесплатно. Позже выяснилось, что нет.

Палатку поставили, вещи сбросили, следующее, что нас интересовало... это конечно... еда... а женщин.... помыться. Но, предварительно мы слопатили арбуз, само собой. Сходили в эту понтовую гостиницу, которая смотрелась здесь просто как замок. Внутри было куча иностранцев, какие-то немцы, какие-то китайцы. Спросили про еду про душ. Цены оказались комфортные, хоть и несколько дороже, чем обычно. За душ 100 сом, за еду... ну на 300 сом поесть можно было. В большой столовой сидело куча народу, нас туда не пустили, отправили в какой то зальчик сбоку, там были шкуры, понтовый такой стол, кожаные диваны, а мы сели там... цветущие и пахнущие, на краешек, чтоб ничего не поломать. Тут нас ожидал вай фай и розетки, и все само собой погрузились в экраны своих телефонов. Девчонки ушли мыться, а мы сидели ждали. Промылились они там минут 40, а потом нам сказали, что душ закроют через полчаса. Стало грустно, но мы справились, я еще и побриться успел, традиционный ритуал, с мая ращу бороду, выхожу с маршрута - бреюсь. Женщины продолжали негодовать по поводу того, что у некоторых участников нет сменной одежды, в частности у меня. Я даже носков с собой лишних не брал, а те, что носил весь поход выкинул в нескольких метрах от палатки и переживал, что в том месте не будет расти трава. Дальше нас ждала еда и отдельных личностей пиво. Куурдак был неплох. Пиво - стандартное. К нам пообщаться еще подходили какие-то новосибирские альпинисты, начав разговор, естественно с зарядки для айфона... статусность видимо показать. Мы пообщались, потом долго их вспоминали. За всеми этими делами уже и стемнело. В Ала-Арче, надо сказать, было весьма холодно, без пуховки неприятно, и спать пришлось в комбайнах. Перед сном, естественно, съели еще один арбуз, и с мыслями, на кой мы сюда приехали, отправились в палатку.

Утром долго рассуждали, что же делать, некоторым хотелось на Иссык-Куль, но погода там не радовала. В Ала-Арче смотреть было вообще не на что, какие-то водопады, ущелья, долины, в общем на это мы итак за поход насмотрелись... без всяких пристальных взглядов различных там китайцев и новосибирцев. Думали-думали, в итоге удалось продавить решение уехать в Бишкек, заселиться в человеческий хостел, а там уже оставить вещи и налегке, ехать хоть куда. У самого же была конечно идея фикс прокатиться до Иссык-Куля по железной дороге, весьма уж она была заманчива, колоритная, через тоннели в горах.

С утра, конечно, поели, заказали транспорт до Бишкека, снова микроавтобус... Девчонки ушли к какому-то водопаду, парни же пошли уничтожать очередной арбуз. К моменту как приехало наше такси, женщины естественно не вернулись, пришлось их ждать, киргизский таксист на нас очень долго ругался, но в итоге все равно вниз к воротам природного парка мы уехали и микроавтобус нас дождался. Ала-Арча прощалась с нами дождем... прям... бррр. Когда уезжали вниз, по стоянке бегали какие-то два англоговорящих европейца, парень с девушкой, искали машину вниз и найти ее не могли, а сами в шортах в футболках, вообще для киргизского туризма не приспособленные, но поделать ничего мы не могли, наша машина была забита под завязку.

В Бишкеке нас снова ждало солнце, привезли нас практически к хостелу и было оно чудесно. В хостеле меня как ни странно узнали, я был тут два года назад. Цены не поменялись, сервис стал гораздо лучше. Сделали хорошую кухню и комнату отдыха. Дормитория какая была, такая и осталась, заняли мы ее почти целиком. В этот раз в хостеле вообще не было русских, испанцы, канадцы, традиционно немцы. Немцы вообще любят ездить в Россию и СНГ как я заметил, ибо куда бы не ездил, везде встречал их. Прекрасной чертой этого хостела является то, что прям из него есть выход в прекраснейшую столовую... с изумительной местной кухней... но и борщем русскоговорящих не обделили. Который мы там конечно так не попробовали, дома напробуемся.

План был такой, сегодня и завтра занимаемся кто чем хочет, потом едем в аэропорт, но далеко никто так и не поехал. Что мы делали целый день, уже не помню, в основном валялись. Вечером поехали в бар, отметить, так сказать, поход, что было в баре и после него история хочет умолчать... и умолчит.

Утро. Девчонки уехали по достопримечательностям Бишкека. Парни, конечно же, спали. Вот мы реально просто целый день спали, ходили поесть в столовую, потом снова спали. Раскочегарились что-то делать часам к четырем только. Первым делом поехали обменять оставшиеся баллоны на деньги, у Юрия. Обменял без проблем, дешевле конечно, но тем не менее. В походах обычно всегда проблема - куда девать оставшийся газ, с собой в самолете не увезешь, а тут, сбыли без проблем. После нужно было обзавестись сувенирами, превратились в традиционных туристов, конечно же нужно было найти клевый мегнит, всем хотелось традиционную киргизскую шапку и футболочку может тоже прихватить бы. Рядом был ГУМ и ЦУМ, они в Бишкеке в центре и через дорогу напротив, не сказать, что это прям огромные торговые центры, у нас больше, но там вполне себе неплохо. Первый этаж засыпан просто телефонами, и кстати везде в Бишкеке висят рекламные щиты с огромными буквами 4G, да и вообще, тут в каждом мало мальски большом здании есть вай фай, это очень удобно. А навигировались в городе мы с помощью 2ГИСа, что очень удобно, ещ бы яндекс такси завезли и прям совсем красота была бы. Но, по сравнению с летом 2015, прогресс тут был на лицо, тогда даже кнопочные телефоны были далеко не у всех, а сейчас все уже ходили со смартфонами. До ЦУМа мы добрались уже к закрытию, но все что хотели купить - купили. Дальше двинулись через дорогу в ГУМ, большой супермаркет, но опять же, у нас есть и больше, однако тут было гораздо больше различных оригинальных товаров, я вот домой специи купил, какой то кофейный напиток, сейчас попробовать, чай, каких то фруктов... Ребята взяли арбуз... хотя им говорили этого не делать. На что я сказал, что не буду если что его тащить до хостела, мол тащите сами.

Еще был примечательный момент, в Киргизии божественная кухня, в каждом ларьке продают такую самсу, которой у нас не найдешь в принципе, вообще никак, но, в ГУМе видимо недавно открылся KFC,... и туда стояла... очередь... охранник стоял у входа и запускал по заполняемости. Это было так странно наблюдать. Находившись по ГУМу, вышли на улицу, уже стемнело, тут были хорошие лавочки, приятные фонари, люди гуляли, тихо хорошо спокойно, этим всем мы и наслаждались, поглощая киргизское мороженое, кстати тут самое лучшее мороженое, которое я когда-то пробовал, если будете в Киргизии, обязательно попробуйте местное мороженое.

С нами начали пытаться связаться женщины, договорились мы посетить напоследок местную хорошую шашлычную, на нее только время и оставалось. Нашли по отзывам что-то подходящие, женщины нашли нас... и отправились прям пешком. Как только свернули с центральных улиц, тут же попали в российский спальный район... Обшарпанные хрущевки, разбитые тротуары, неухоженные газоны... и полное... полное отсутствие фонарей. Вот между такими хрущевками и оказалась наша шашлычная, как мы в ней посидели рассказывать смысла нет. Обычное киргизское заведение, с очень вкусной едой, здесь по моему вообще нигде плохо не кормят... Два года назад на Иссык-Куле разве что попадалась пара плохих кафе, но там мы местной жизни вкусили гораздо больше и в местах бывали в гораздо более в глухих. Дальше, уже за полночь, мы пошли пешком до хостела, да, по Бишкеку, да за полночь, да, до хостела. Шли мы естественно с арбузом в красных футболках Бишкек и в войлочных шапках. Местные на это надо сказать очень позитивно реагировали, нам хлопали, свистели, кричали "Настоящие киргизы!!!", показывали пальцы вверх, один даже с нами сфоткался. Не хочется опять начинать... но нашим стоит поучиться дружелюбию и гостеприимству в этом плане.

Пришли в хостел, испанцы на крылечке пили водку, мы вчера делали тоже самое, они видимо на нас насмотрелись. Дима и Дима таки дотащили этот арбуз, прокляли все на свете, но дотащили, мы его конечно же поглотили и отправились спать.

Следующая первая половина дня прошла в сборах, Свету мы оставляли в хостеле, ее прямой самолет до Челябинска был еще завтра. Сами же на такси поехали ближе к вечеру в аэропорт. Летели долго, самолет и взлетал и садился неприятно, и еще такое ощущение, что каждый киргиз считает своим долгом сходить в туалет на 9 тысячах, ибо временами очередь туда стояла чуть ли не в пол салона.

Поздно вечером мы сели в Жуковском, новом аэропорту в Москве. В здании было пусто, безлюдно. Логистику в нашей стране очень любят, поэтому добраться до центра отсюда можно только на автобусе плюс электричке, единый билет на все конечно не купить, автомат карты конечно же не принимает. В общем,.. Россия. В электричке тут же уперлись в спящего на лавке  бомжа, у которого изо рта стекала какая то жижа. В целом в вагоне было пусто. И тут, увидев наши рюкзаки к нам подсел какой-то мужик, жутко похожий на Пореченкова и втирал нам какую-то дичь просто пол дороги. От чего стало так грустно. Вот киргизы вроде и пообщаться любят, но они если видят, что ты с дороги, устал, то беспокоить тебя не будут, а этот просто сидел и тараторил и тараторил и тараторил и тараторил... Вышел он в Перово, нам оставалось ехать еще минут, и это было такое облегчение. Вокзал, уж не помню какой, толи Повелецкий, толи Казанский встретил нас тишиной, как ни странно, еще было странно, что в Москве было теплее, чем в Бишкеке. Кстати, еще в аэропорту нас покинула Оля, у нее был самолет до Перми, мы же все разъезжались поездами, кто куда. Я вот на следующий день, в середине дня. Печалило то, что простыл, отпаивался всякой химией из аптеки. Хостел удалось найти почти в центре, относительно недорогой, но он был такой... русский. Нижняя кровать - 500 р, а вот верхняя 600 р. На ресепщене какая-то неопрятная заспанная женщина, которая ворчала, что они так то до 10 вечера открыты, в самом хостеле не пойми кто, там даже семья целая жила, от такого становилось еще грустнее. Дизайн хостела вырви глаз, все где то в подвале, явно со всеми возможными нарушениями техники пожарной безопасности, кому то даже мерещились тараканы, но жить в принципе можно. Смотреть на ночную жизнь Москвы было тоже крайне весело, я реально хотел домой, в Пермь, чтобы не видеть этот страх и ужас. На улицах какая-то бухая молодежь золотая, и не совсем молодежь тоже, мужики мочатся на стены прям в центре города, их бабы верещат. Все какие то кривые, неровные, нескладные. Есть пошли мы конечно в сабвей, потому как тут ничего приличного за разумные деньги в два часа ночи нет... вообще... даже супермаркет один мы нашли на всю округу. В общем - Москва - плохо. Хочу домой.

На следующий день мы посетили Красную площадь, что было ооочень смешно... там были одни китайцы и вся она была в строительных лесах. Посмотрели - красиво. Далее была чебуречная СССР, миленько, антуражненько, квас неплохой и зимний салат... но не на 400 рублей за поесть. Грустно.

В общем, из Москвы я уехал заболевающий, в расстроенных чувствах.

На этом дневник пожалуй можно заканчивать. В целом путешествие как обычно вышло очень насыщенным и интересным, несмотря на не самую приветливую погоду. Маршрут пройден, достопримечательности посещены. Киргизия - страна удивительная, в которую хочется возвращаться и возвращаться.

Личное снаряжение.

• рюкзак (туристический 60-90 л, опционально с накидкой)
  • туристический коврик
  • сидушка (хоба)
  • ботинки (тяжелый трекинг, либо горный)
  • сандалии (для бродов и подходов по долинам)
  • фонарики (гамаши)
  • носки тонкие (синтетика, 3-4 пары)
  • носки утепленные (1-2 пары)
  • дождевик, либо мембранная куртка
  • пуховик (или другая теплая куртка)
  • шапка утепленная
  • перчатки флисовые утепленные
  • перчатки рабочие (2-3 пары)
  • футболка (1-2 шт)
  • термобельё
  • кофта флисовая утепленная
  • запасной комплект нижнего белья
  • штаны ходовые
  • комплект личной посуды (миска, кружка, ложка)
  • фонарь налобный с запасным комплектом батареек
  • очки солнцезащитные
  • крем солнцезащитный
  • документы (загран. паспорт, медицинская страховка, билеты)
  • гермоупаковка для документов
  • ледоруб
  • каска альпинистская, либо строительная
  • обвязка верхняя и нижняя с блокировкой
  • карабин с муфтой дюралевый (4 шт)
  • кошки альпинистские под свою обувь
  • репшнур 6 мм (10 м для различных целей)

Групповое снаряжение.

• палатка (6 мест)
  • спальники (2 комбайна вместимостью по три человека каждый)
  • тент (1 шт, для защиты от дождя)
  • карты, маршрутный лист, описания участков маршрута (все в нескольких экземплярах)
  • бинокль
  • котлы под горелки
  • продуктовая раскладка
  • поварёшка
  • ремонтный набор
  • медицинская аптечка
  • веревка основная 10 мм 50 м, статика, 2 шт
  • ледобуры (6 шт)
  • карабины общественные 4 шт.
  • репик 30 м вспомогательный
  • петли расходные 3 шт
  • спусковое устройство (3 шт на группу)
  • жумар (3 шт на группу)
  • горелка газовая 2 шт.
  • газовые баллоны под горелки (расчет на группу с запасом в 2 баллона - 10 шт)
  • стеклоткань 1х1 м

Записки с перевалов.

Перевал Иссык-Ата Восточный
(в записке указан Иссык-Ата Западный - это ошибка).

Перевал Иссык-Ата.

Перевал Первомайский.

Перевал Обзорный.

Фотографии.

С полным фотоальбомом похода можно ознакомиться здесь (89 фото). Автор фотографий Светлана Кусакина.

Источник : "http://www.meridian.perm.ru/03_reports/kirgizsky2017/kirgizsky2017.shtml" rel="nofollow"