19 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Таджикистан
Год путешествия: 1987
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II
Руководитель группы: Емельянова Н. В.

Номер отчета в библиотеке ПКТ: IV/104
Маршрутная книжка № 16/87

Обработка текста: Сергей Иванов (Санкт-Петербург)

Список группы

6. Пестова Марина Игоревна - казначей
7. Спирин Андрей Леонтьевич - врач

Сведения о районе путешествия

Матчинский горный узел расположен на границе Таджикской и Киргизской ССР. Он представляет собой смык трех хребтов: Зеравшанского, Туркестанского и Алтайского. К востоку от места соединения хребтов расположены истоки р. Сох, которые лежат в излучине Алайского хребта. Характерной чертой горных хребтов этого района являются узкие каньоны, нередко с отвесными склонами, на дне которых бушуют полноводные, бурные реки. Северные склоны имеют большую протяженность, чем южные, они лучше увлажняются, поэтому там больше запасы снега и льда. Граница снеговой линии залегает на высоте 3400 метров над уровнем моря. С северной стороны Туркестанского хребта стекают ледники Кшемыш, Щуровского, Минтеке, Каратура, Джаупая.

Наиболее простые подходы к пешей части маршрута с севера: от железнодорожных станций Канибадам или Коканд за один день можно доехать до поселка Ворух (долина реки Исфара) или поселка Кан (долина реки Сох).

Маршрут

д. р. - долина реки
п. - перевал
оз. - озеро

Протяженность маршрута 140 км.

Перевал Курдактыр (н/к 3600 м)

Тропа на перевал начинается недалеко от моста через р. Калай-Махмуд. От моста подниматься надо вверх по ручейку метров 150-200. Тропа начинается справа (по ходу) в арчовом лесу и идет серпантином. Тропа выходит из леса на обширную поляну, с которой хорошо просматривается перевал. В конце поляны находится кош. От моста до коша подъем занял 1 час.

От коша отходит вверх несколько тропинок, но выше они сходятся в хорошую тропу, которая серпантином выходит на перевал. От коша до перевальной седловины подъем занял 55 минут.Перевал - широкая осыпная седловина.
На спуск с перевала ведет хорошая тропа, которая идет к озеру Каракуль-Катта. Группа взяла правее по тропинке, по направлению к перевалу Двойной. Через 30 минут спуска подошли к полянке немного выше коша, на которой стали на ночевку. Подниматься вверх не было смысла, т.к. начала портиться погода. Хороших ночевок до перевала больше нет.

Перевал Двойной (1Б 3900 м)

Тропа от места ночевок уходит вдоль ручья по правому берегу (по ходу). Сначала тропа хорошо видна, потом, завернув вправо, исчезает. Подниматься вдоль ручья, как удобней. По пути встречается неширокий проход, справа (по ходу) большой камень. За камнем склон насыщен водой, идти осторожней. За 1 час 20 минут подошли к предперевальному взлету, крутой длинной осыпи с выходом скал. Снизу видны две седловинки, обе похожи на перевалы. Надо подниматься к левой (по ходу). До перевала группа поднималась 1 час 40 минут. Перевал осыпной, покрыт снегом. Спуск с перевала идет через боковой хребет, седловина в боковом хребте хорошо видна с перевала, она тоже покрыта снегом. На вторую седловину путь идет вниз, затем снова наверх. Группа, не теряя высоты, траверсировала склон до второй перемычки, так как было много снега и идти было не опасно. Но снег оказался глубоким, и траверс занял два часа. Со второй перемычки за 15 минут спустились до зеленых полян, на которых можно ночевать. Организовав обед, начали спускаться дальше вдоль ручья по осыпному кулуару. После кулуара тропа уходит влево, среди арчевника, на зеленые склоны. Спуск занял 2 часа 30 минут, дошли до верхнего коша у реки Кшемыш.

Перевал Кироксан (1Б 4500 м)

Перед входом в ущелье Кироксан есть хорошее место для лагеря, зеленая полянка, защищенная от ветра, ручей с чистой водой. От верхнего коша не реке Кшемыш идти примерно 1 час. Вход в ущелье Кироксан немного выше этой полянки, немного не доходя до языка ледника Кшемыш, завален коричневыми камнями. Само ущелье все завалено мелкими и средними камнями, состоит из нескольких сбросов. За два с половиной часа поднялась группа на вторую террасу. Тропы очевидной нет, иногда она угадывается, то пропадая, то вновь появляясь, но технически подъем не сложен.
От второй террасы можно выбрать два маршрута:
1 - правым краем ущелья (по ходу) вверх по снежнику. Снежник крутоватый, но если много снега, идти удобно и путь к перевалу короче.
2 - левым краем ущелья по некрутому осыпному склону. Этот путь немного длинней, но проще. За 1 час подъема по второму пути группа поднялась до оборудованных мест ночевок на левой боковой морене среди фирновых полей. С мест ночевок хорошо виден перевал. С перемычки перевала свисает снежный карниз.
Подъем от мест ночевок до перевала занял 2 часа. Сначала вверх по морене, затем по снежнику. Поднимаясь вверх, надо придерживаться правых скальных выходов (по ходу), т.к. с другого склона периодически падают камни. Фирн держал утром хорошо, поэтому поднимались прямо вверх. Перед выходом на перевал вышли на правый осыпной склон, затем прямо вверх по карнизу вышли на перевал.Спуск с перевала начали прямо по осыпному склону, вскоре появляется тропа. Ближе к леднику Щуровского появляется речка, которая вытекает в моренные завалы ледника Щуровского, чуть выше его конца.

Перевал Минтеке Северный (1Б, 4500 м)

Перед началом подъема был мост, который снесло водой. Немного повыше находится кош. Переправиться через р. Джиптык можно внизу, у ГМС через мост, или вверху по леднику Щуровского. Группе предложили пастухи из коша переправиться через реку на лошадях. К перевалу можно выйти одной из двух лощин, которые разделены широким скальным хребтом. Правая (по ходу) разделена еще на две, скальным хребтом поуже. Снизу от реки удобней подниматься к правой лощине, группа пошла на подъем к ней. За 1 час 30 минут вышли на зеленые площадки, где можно поставить лагерь, слева от узкого хребтика. Воды здесь нет, но за хребтиком со снежника стекает небольшой ручей.
От места ночевок пошли на узкий хребтик, по его склону - характерной седловине в широком скальном хребте. Путь шел по осыпному некрутом склону, перед выходом к седловине в хребте снежник. На широкую осыпную седловину в хребте поднялись за 2 часа. Отсюда произвели разведку левой лощины. Она широкая, слева крупная осыпь, справа хорошие, широкие площадки, есть вода. Также с этой седловины хорошо виден перевал, который представляет симметричное овальное углубление.
Траверсируя правый склон, средняя осыпь, вышли к прозрачному ручью и пошли вдоль него. За 1 час вышли под перевальный взлет. Здесь тоже ровные площадки, вода. Предперевальный взлет покрыт снегом (во всех описаниях других годов - перевал бесснежный, подъем на него по осыпному склону). За 45 минут по снежнику вышли на перевал. Перевал осыпной, ходить по нему приходилось осторожно, так как он был пропитан водой.
Спуск начали по сплошной сланцевой осыпи, потом вышли на травянистую террасу. Внизу в каньоне ручей, к которому спустились и шли по ручью до водопада. На морену ледника Минтеке спустились по скальным полочкам слева (по ходу) от водопада. Спуск с перевала до морены занял 4 часа. Затем за 1 час 30 минут, спускаясь вдоль ручья, дошли до зеленых полян.
От зеленых полян просматривается путь, по которому, вероятно, можно спуститься, если с зеленых полян не спускаться в каньон ручья, а забирать вправо. Путь похож на русло высохшего ручья.

Перевал Куганды (н/к, 3400 м)

Дорога на перевал начинается метро на 200 выше коша, хорошо видна, широкая, удобная. Вверх поднимается не круто. От коша до перевала поднялись за 55 минут.
Перевал - это широкий сглаженный гребень, покрыт зеленью. Тропа выводит к туру. Вниз также надо найти хорошую тропу, которая уходит вправо-вниз. Хорошая тропа заканчивается у каньона, здесь надо спускаться по каменистым крутым склонам, выбирая из нескольких троп наиболее удобную. Спуск заканчивается у небольшой полянки за речкой, которая течет в каньоне. Вверху каньона водопад. На ночевку можно встать, пройдя еще немного вперед до моста, там есть чистая вода. Спуск занял 1 час.
Под перевал Джиптык ведет тропа, идущая по левому (по ходу) берегу реки Джиптык высоко по склону. Хорошие ночевки только у моста, до него ходу около двух часов. До начала подъема на перевал Джиптык идти еще 30 минут до следующего моста.

Перевал Джиптык (1А 4050 м)

Подъем на перевал начинается выше мостика через Джиптык от железного домика ГМС. Сначала идет серпантином в арчовом лесу, затем по склону со средней осыпью. Троп видно несколько, но одна идет по правому склону серпантином, более всех нахоженная и менее крутая. Подъем на перевал занял 2 часа 20 минут.
Перевал осыпной, со скальными выходами. На спуск тропа уходит влево вниз и идет серпантином. Через 45 минут спуска дошли до воды, немного ниже коша.

Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г. Отчет о горном путешествии второй категории сложности по Памиро - Алаю, района Матча, совершенном с 26  июля по 4 августа 1987 г.