8 ноября 2021

о горном туристическом походе

I категории сложности по Центральному Кавказу,

совершенном группой туристов ГС МФТИ

в период с 3 по 16 августа 2010 года.

Маршрутная книжка № 1/3 - 104

Руководитель группы Волков М.А.

Москва 2010г.

3. Изменения маршрута и причины изменения 8

4. Высотный график 8

IV. Техническое описание маршрута. 9

День 1 9

День 2 11

День 3 13

День 4 16

День 5 21

День 6 22

День 7 25

День 8 28

День 9 30

День 10 32

V Материальное оснащение группы. 34

VII. Итоги, выводы и рекомендации. 35

I. Справочные сведения о походе.

1. Проводящая организация

Горная Секция МФТИ,

г. Долгопрудный Московской области.

2. Место проведения

РФ, Кабардино-Балкарская Республика

3. Общие сведения о маршруте

Вид туризма – Горный

Категория сложности похода – Первая

Протяженность активной части, км 119 (с учетом коэф. 1,2)

Продолжительность общая - 16 дней

Ходовых дней - 11 дней

Сроки проведения 1.08.2010-16.08.2010

Общий набор высоты на маршруте - 7006 м

Максимальная высота – 3774 м Маршрутная книжка 1/3-104 выдана МКК г. Москвы.

4. Подробная нитка маршрута

Маршрут планируемый: пос. Былым – р. Кестанты – пер.Сарын(1А, 3300) – р.Сарынсу – пер. Джилги(1А, 3590) рад. – в. Кестантытау (3770) рад. – р Сарыну – пер. Турист (н/к, 2690) – т/б Башиль – р. Башил-Аузсу – р.Гара-Аузсу – т/б Чегем – р. Уллукурчуху – пер. Зеленый(1А, 3660) – пер. Тютюргу Зап.(1А, 3730) – р. Кору – пос. Верх Чегем – пер. Шеки(н/к, 2500) – пос. Безенги – р.Черек Безенгийский – а/л Безенги – Поворот ледника Уллучиран на Австрийские Ночевки(рад).

Маршрут пройденный: пос. Былым – р. Кестанты – пер.Сарын(1А, 3300) – р.Сарынсу – пер. Джилги(1А, 3590) рад. – в. Кестантытау (3770) рад. – р Сарыну – пер. Турист (н/к, 2690) – т/б Башиль – р. Башил-Аузсу – р.Гара-Аузсу – т/б Чегем – р. Уллукурчуху – пер. Зеленый(1А, 3660) – пер. Тютюргу Зап.(1А, 3730) – р. Кору – пос. Верх Чегем – пер. Шеки(н/к, 2500) – пос. Безенги – р.Черек Безенгийский – а/л Безенги – поворот ледника Уллучиран на Австрийские Ночевки(рад)

5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

Название

Категория трудности

Высота

Характеристика препятствия

Путь прохождения

Сарын

Травянисто-осыпной склон около 30º, снежники обходятся.

С-Ю

Джилги

Мелкая и средняя осыпь крутизной до 30º, с северной стороны - снег.

Ю(рад)

Кожевников  Алексей  Юрьевич

alexey.kozhevnikov@gmail.com

ПВД

ЗавГаз и прочими горючими в-ми, фотограф

Гилажев Айдар  Илдусович

aidar.gilazhev@gmail.com

3ГУ

Зам рук по вопросам заброски и пропусков

1989

vodkin2009@yandex.ru

Отв. за GPS навигацию

1992

Отчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу Отчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу Отчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

Саша П. Айдар Андрей

Вика Дима Леша А.

Леша К. Саша А. Миша

II. Организация забросок. Пограничные и заповедные зоны. Спасательные службы.

Большая часть маршрута проходила по погранзоне. Для оформления пропусков в погранзону воспользовались услугами фирмы «Тау-сервис» - 100 р на одного участника. Если в группе есть не граждане России, то оформлять пропуска следует за два месяца до начала маршрута. Кроме того почти весь маршрут проходил по территории Кабардиино-Балкарского высокогорного заповеедника, где действует пропускной режим. Пропуска оформляли также через «Тау-сервис» (100 р на участника), хотя егерей встретили один раз у альплагеря "Безенги", которые поверили на слово, что у нас есть пропуска.

Для заброски от Нальчика до Былыма в той же фирме наняли "Газель" (3000 р). Из а/л Безенги до Нальчика добирались на автобусе, предложенном администрацией альплагеря. Отдали 350 руб с человека. ( Для сравнения, «Тау-Сервис» предлагала ПАЗик за 4000 на группу)

Контактное лицо фирмы «ТАУ-Сервис»:

Борис,

8(928)950-38-68

bezonec@list.ru

Район нашего похода находится под присмотром Нальчикской ПСС.

Г. Нальчик, ул. Чернозерского д.15

Лавров А.Н.

8-6622-49-32-84

8-6622-49-32-44

На момент выхода на маршрут телефоны были недоступны.

III. Организация похода.

1. Общая смысловая идея путешествия

Основной идеей похода было пройти простой поход первой категории сложности в красивом и сложном районе Центрального Кавказа. Одной из целей похода было знакомство с бытом а/л Безенги, и маршрут строился исходя из задачи поиска доступного для новичков пути в альплагерь.

2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные пути

В случае аварийной ситуации на маршруте возможен выход в цивилизацию по следующим маршрутам:

• Из долины Кестанты – до пос. Былым
  • Из долины Сарынсу – до т/б Башиль, далее на можно доехать до пос. Верх. Чегем.
  • С пер. Зеленый и пер Тютюргу Зап – по дол р. Тютюрсу до т/б Чегем. Оттуда дорога до пос Верх Чегем.
  • С пер. Шеки – до пос. Безенги.

Запасные пути:

В случае недостатка дней отказаться от радиального выхода на в. Кестантытау, к Австрийским ночевкам.

3. Изменения маршрута и причины изменения

Изменений нет.

4. Высотный график

IV. Техническое описание маршрута.

День 1

03.08.10

Погода: Утром ясно, после обеда ливень с градом. Ночью ясно.

Пос. Былым. - р.Кестанты

Пройдено: 9.6 км

Перепад Высот: + 500 м

ЧХВ: 3 часа 00 минут

За первые два дня похода планировалось подойти под перевал Сарын, чтобы подняться на перевал в первой половине третьего дня. Газель, осуществляющая заброску, довезла нас не только до пос. Былым, но и проехала 6 км вверх по дороге вдоль берега р. Кестанты, до впадения в Кестанты правого притока. Здесь начинается активная часть нашего похода. Время 8.36. Мы начинаем движение по левому(орографически) берегу р.Кестанты по дороге. По обе стороны реки некрутые травянисто-осыпные склоны. Движемся по дороге 55 мин ЧХВ до первого пересечения дороги и реки. Брод преодолевается по камням, почти без намокания обуви. Через 15 мин ЧХВ новое пересечение дороги и реки. Переобуваемся в легкую обувь и бродим речку. Далее еще 3 переправы каждые 10 минут. Река поворачивает, и дорога упирается в конеферму. Из-за постоянных переобуваний, мы здесь только к 11.30. Отдыхаем, стартуем в 12.00 и движемся до 13.00, пройдя еще 3 брода. Броды выше колена начинаем преодолевать стеночками по трое. В час дня обед. Начинается небольшой дождик, который постепенно усиливается. Мы начинаем движение уже под хорошим ливнем в 15.00. К ливню добавляется град, и в 15.30 мы ставим лагерь, т.к. р. Кестанты сильно наводнилась, и переходить ее вброд становится опасно. Движение лучше продолжить утром, когда воды станет существенно меньше.

1 Место начала маршрута. Вид в направлении пос. Былым

2 Долина р. Кестанты. Первые броды

День 2

04.08.10

Погода: Утром и днем ясно, после обеда небольшой дождь. Ночью ясно.

р.Кестанты. Подход по пер. Сарын

Пройдено: 9.6 км

Перепад Высот: + 950 м

ЧХВ: 7 часов 00 минут

После воссоединения группы и завтрака выходим в 8.30. Небо ясное. Продолжаем движение вдоль реки Кестанты. Так как из лагеря было видно, что однозначно предстояло скоро бродить, то идем не в ботинках. После двух бродов глубиной по колено (проходим «стенкой») в 9.10 встаем на привал возле бокового небольшого водопада. После этого проходим один прижим сбоку, против течения, второй обходим траверсом по песчано-травянистому склону. По пути встречаем еще один небольшой водопад со склона долины. Далее проходим 3 брода глубиной по колено с целью обойти прижимы. Затем обходим небольшой каньон по травянистому склону с малиной, после чего встаем на привал в 10.40. Во время следующего перехода форсировали реку семь раз, один раз обошли прижим по воде сбоку, другой – сверху по небольшим скалам. Встали на небольшой привал в 12.35. после привала входим в каньон, где сразу приходится бродить. По обоим берегам реки высокие скалистые берега. Далее проходим очередной прижим по воде против течения. По пути встречаются водопады со скал по бокам долины. Всего в результате перехода бродили реку четыре раза. В 13.20 после обхода прижима по травянистому склону сверху встали на обед у места, где отходит еще одна долина. Достаточно дров и деревьев, каньон остался позади. Смогли высушить палатки, спальники, личные вещи. В итоге, ЧХВ от старта до обеда составило 4,5 часа, а каньон прошли за 40 минут.

Во время обеда на небе стали появляться грозовые тучи. Выходим в 16.50 и движемся по тропе. Встретили всего один брод. Во время перехода попадаем под небольшой дождь. Движемся всё время по тропе, деревьев больше не видно, на склонах пасутся стада коров. На ночевку встали в 19.35. К этому времени дождь кончился, ясно. После обеда набрали свыше 500 м по вертикали. Высота 2750 м. С места ночевки уже видна седловина перевала Сарын, хотя мы еще достаточно далеко. Мы остановились напротив г. Сакашиль. В итоге, ЧХВ после обеда 2,5 часа, а за весь день 7 часов. Два человека почувствовали себя нехорошо вечером. Сказался тяжелый ходовой день и набранная высота. Симптомы (головная боль у одного, слабость и отсутствие аппетита у другого) прошли с наступлением утра.

3 Долина р. Кестанты. Приходилось часто бролить речку, чтобы обойти скальные прижимыОтчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

4 Долина р. Кестанты.

День 3

05.08.10

Погода: Утром ясно, днем облачно, ветрено. После обеда небольшой дождь. Вечером и ночью ясно

р.Кестанты - пер. Сарын – р. Сарынсу

Пройдено: 6,6 км

Перепад Высот: + 550 м,

-200м, +100 м

ЧХВ: 3 часа 00 минут

Пер Сарын(1А,3300,тр-ос) расположен между вершинами Сарын-Тау и Кестанты-Тау. Соединяет долины рек Кестанты и Сарынсу. Пройден нами с севера на юг. Координаты тура: 43°15'59.06"С 42°59'22.64"В

Общий подъем в 7.30, старт в 9.20. Движемся вдоль левого (орогр) берега реки Кестанты по временами теряющейся тропе, пересекаем ручей, стекающий с ледника под в.Каяртыбаши. Путь движения очевиден, особенно с учетом того, что перевал видно.

Под ногами трава и осыпь средних размеров. Далее по ходу движения по руслу реки Кестанты встречаем снежник, 150 – 200 метров. Идем по нему в качестве тренировки, но можно и обойти его траверсом по осыпи. За снежником, на выполаживании, подсекаем тропу, которая ведет на перевал Сарын, по сыпухе, в обход небольших крутых снежников, справа от них по ходу движения. Здесь уже виден тур, он находится правее по ходу от перевала, на возвышении. Тропа, что ведет на перевал, проходит между туром и снежником. Поднимаемся на перевал в 12.04, перекусываем. ЧХВ составило 2 часа – подъем на перевал Сарын от стоянок. Суммарно от места старта похода (6 км от пос. Былым вверх по р Кестанты) до перевала Сарын ЧХВ составило 12 часов.

Начинаем спуск в 14.10. Спускаемся по травянисто-осыпному склону, по левому (ор.) берегу реки Сарын-Су. Склон пологий, порядка 15°. Держимся правее от берега, не спускась к руслу. Нам нужно попасть в долину ручья, стекающего с пер. Джилги. Для этого, дойдя до перегиба, отделяющего нас от этого ручья, начинаем его траверс. В 15.00 ставим лагерь на берегу маленького ручейка – притока Джилги-Су. Предварительно, мы поднялись вверх (около 15 минут), до более пологого участка. ЧХВ спуска с перевала и подхода к ручью 1 час. Высота лагеря 3200м. Этим вечером у группы были заметны признаки акклиматизации: легкая головная боль, состояние эйфории.

5 Пер. Сарын. Вид с места ночевкиОтчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

6 Группа на седловине пер. Сарын

7 Долина р. Кестанты. Вид с перевала Сарын

День 4

06.08.10

Погода: Утром и днем ясно. Вечером облачно, без осадков. Ночью ясно

Пер. Джилги(рад) – в.Кестантытау(рад) – р. Сарынсу – т/б Башиль – р.Башиль-Аузсу

Пройдено: 15,3 км

Перепад Высот: + 470 м,

-1875 м,

ЧХВ: 5 часов 15 минут

Пер Джилги(1А, 3586, сн-ос) расположен между вершинами 3763 и 3696 м. Направление север-юг. Мы поднимались радиально с южной стороны. С северной стороны перевала Джилги находится исток реки Джилгысу, а с юга выходит безымянный левый приток р. Сарынсу. Координаты тура: 43°15'34.96"С 43° 0'42.79"В

Подъем в 6.00, выход в 7.15. Погода ясная. Радиальный выход на перевал Джилги и вершину Кестанты-тау. Мы начинаем движение вдоль русла пересыхающего ручья. Он является небольшим правым ответвлением реки, стекающей с перевалов Джилги и Кумтюбе. Скоро ручей пересыхает, и мы движемся прямо по пересохшему. Под ногами мелкая осыпь и небольшая растительность. Справа виден ледник перевала Кумтюбе. Поднялись на перевал в 8.00, ЧХВ до перевала составило 45 минут, высота 3 586 м. Снимаем записку группы т/к «Плющиха», которая поднялась на перевал накануне. Спуск с перевала в долину Джилги начинается со снежника. Мы же дальше поднимались по направлению к вершине Кестанты-тау по мелкой и крупной осыпи, по достаточно крутому склону, потом подсекли тропу, идущую впритык к скале. Тропа идет траверсом. На тропе встретился небольшой скальный участок. Он порядка 2,5 метров в высоту, неопасный, но у новичков могут с непривычки возникнуть трудности при его преодолении. Мы потеряли на нем не более 3 минут. За этим участком тропа продолжает траверс склона уже непосредственно под выполаживанием вершинного плато. В 9 утра тропа привела нас на вершину. Причудливые «марсианские» каменные наросты на вершине и открывшаяся панорама поражают своей красотой. В частности, с вершины виден путь нашего подъема на пер. Сарын днем ранее. ЧХВ от перевала до вершины – 45 минут, высота 3 774 м.

Спуск начали в 9.45, спустились за 1 час до мест ночевки. Спускаться удобно глиссером по мелкой сыпухе рядом с руслом пересохшего ручья. Пообедали, стартовали в 12.20. Двигались по левому (орогр.) берегу безымянной реки. Склон травянисто-осыпной, местами достаточно крутой. Мы движемся достаточно далеко от русла безымянной речки, т.к. берег крутой. За час мы добрались до места впадения нашей речки в р. Сарынсу. Делаем небольшой привал. Переходим на правый берег р. Сарынсу по камням и выходим на тропу, ведущую вниз на пер. Турист.

Пер. Турист(н/к, 2500, тр-ос) Перевал разделяет долины р. Сарынсу и р. Джайлык. Направление В-З. К югу находится пик Турист. Тура нет. Координаты перевала 43°13'15.47"С 42°59'18.03"В

Тропа идет вдоль крутого берега реки, сначала вниз, а затем поворачивает вверх в сторону пер. Турист и теряется. Перевал Турист отчетливо выделяется, он находится прямо под п. Турист. Характер склона – травянисто-осыпной. На перевал зашли в 14.35.Высота 2550. ЧХВ от слияния рек до перевала Турист 1 час. Итого от седловины пер. Джилги до пер. Турист 1 ч 40 мин. Спускаемся с перевала в направлении р. Джайлыксу по травянистому склону. Тропа часто теряется, склон достаточно крутой, поэтому идти неприятно. Тем не менее, за 40 мин мы спускаемся к руслу р. Джайлык. Останавливаемся на привал. В это время нас замечает отряд пограничников. Они находятся на противоположном (правом) берегу р. Джайлык, и приглашают нас проследовать вверх по течению. Мы начинаем движение и, минут через 10, достигаем навесного моста через р. Джайлык. Проходим проверку, переходим на правый берег р. Джайлык и продолжаем джижение. Координаты моста 43°12'57.40"С 42°58'35.86"В. Бродить реку достаточно опасно. Вода в реке мутная, и военные советуют нам пополнить запасы чуть ниже, в ручье, впадающем в р.Джайлык справа. Далее продолжаем движение по тропе вниз вдоль р. Джайлык по направлению к лесу. В лесу тропа продолжается, местами разделяясь и петляя. Лесной склон достаточно крутой, около 40 градусов.

Крутую часть склона мы преодолели за 45 минут. Далее, на выполаживании, мы подсекаем дорогу, которая ведет нас в автомобильному броду через р. Башиль-Аузсу. По дороге мы шли 15 минут, пока не вышли на берег реки. Чуть выше по течению видим навесной пешеходный мост, который приводит на т/б Башиль.

Турбаза заброшена, мы проходим ее насквозь, двигаясь в восточном направлении. В 17.43 мы оказываемся на дороге на восточном краю турбазы. Принимаем решение встать на ночевку на берегу Башиль-Аузсу, чуть ниже по течению. Движемся по дороге.

Дорога идет немного в стороне от реки, и мы, в поисках удобного места для стоянки, движемся еще 1 час 15 минут. Здесь дорога вновь прижимается к реке. Подход к воде, тем не менее, неудобный. Крутые берега сменяют высокие заросли молодых деревьев. Зато мы смогли найти небольшой приток реки, и с радостью остановились на его берегу.

8 подъем на пер. Джилги

9 Вид с седловины пер. Джилги на в. КестантытауОтчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

10 пер. Сарын. Вид с в. Кестантытау

11 Группа на пер. ДжилгиОтчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

12 в. Кестантытау

13 Долина р. Сарынсу. Перевал Турист

14 спуск с пер. Турист. Вид на р. Башильаузсу

День 5

07.08.10

р. Башиль-Аузсу – р.Гара-Аузсу – т/б Чегем – р.Уллукурчуху

Пройдено: 13,3 км

Перепад Высот: + 1100 м

ЧХВ: 5 часов 00 минут

Сегодня наша цель подойти максимально близко под перевал Зеленый. Подъем на него начинается от т/б Чегем. К турбазе ведут два пути: по дорогам вдоль рек Башиль-Аузсу и Гара-Аузсу, либо через перевал Нарзанный (н/к, 3150). Согласно отзывам, преодолевать перевал не слишком интересно, но утомительно. Поэтому мы выбрали путь по дороге.

Подъем в 6.30, выход в 8:25. Высота 1900м. Мы находимся примерно посередине дороги от т/б Башиль до слияния рек. Погода ясная. Идем по лесной дороге. Вдоль дороги растут кусты малины, возле которых просто невозможно не остановиться! Тем не менее, скоро дорога выводит нас из леса, и затем раздваивается на слиянии рек: одна дорога идет на левый берег р. Башиль-Аузсу и далее вниз по течению, а другая поднимается по долине реки Гара-Аузсу, пересекая реку несколько раз. Идем по второй. ЧХВ от т/б Башиль до слияния рек 1 ч 45 мин.

В 9.05 подходим к мосту через реку Чегем, время в пути между мостами около 15 минут. По проезжей, грунтовой дороге доходим до турбазы Чегем, в одном месте пересекая реку. ЧХВ от слияния рек Башиль-Аузсу и Гара-Аузсу в р. Чегем до турбазы 1,5 часа, а всего между турбазами 3ч 15 мин. Проходим турбазу Чегем насквозь за 10 минут. Турбаза не заселена, но встречаются местные жители. Согласно отчетам прошлых лет, тропа на пер. Зеленый начинается у туалета на турбазе, однако мы такую найти не смогли, и, выйдя с территории турбазы, доходим до пересечения р.Уллукурчуху и дороги. Поднимаемся по реке вверх, пытаясь подсечь лесную тропу на правом берегу. В итоге подсекаем, но она едва заметная, теряющаяся. Затем, совершая траверс крутого берега р. р.Уллукурчуху теряем тропу совсем. Принимаем решение подняться вверх по склону (спиной к реке), потому что траверсом идти неудобно. Поднимаемся на гребень и попадаем на хорошую, четкую тропу. Движемся по ней до границы лесной зоны. Эта тропа идет вдоль, но сильно выше, русла реки Уллукурчуху. Выйдя на границу зоны леса принимаем решение пообедать на выполаживании склона, где есть удобный выход к реке. ЧХВ от турбазы Чегем до места обеда 1,5 часа. Высота 2600 м. Время 13.05.

15 Дорога вдоль берега р. Гара- Аузсу.

В 14.45 выходим с обеда. От реки сразу набираем высоту вверх по склону, чтобы выйти на тропу. Находим ее. Тропа идет по правому(орогр.) травянисто-осыпному берегу р.Уллукурчуху, местами теряется. В 15.40 переходим реку по камням на левый берег, делаем привал. Дальше движемся по теряющимся звериным тропам вдоль по левому берегу реки до удобной стоянки на высоте 3000 м, в 16.50. ЧХВ обед-ночевка 1 час 40 минут.

День 6

08.08.10

Погода: Утром ясно, днем переменная облачность. Вечером небольшой дождь. Ночью ясно.

р.Уллукурчуху – пер. Зеленый – стоянки под пер.Зеленый и Тютюргу Зап.

Пройдено: 3,8 км

Перепад Высот: + 650 м, -250м

ЧХВ: 3 часов 15 минут

Пер. Зеленый(1А, 3660, сн-ос) Ориентация север-юг. Расположен в северо-западном отроге Каргашильского хребта в западном плече безымянной вершины 3812. Соединяет долины рек Уллукурчуху и Гара-Аузсу. Координаты тура 43° 8'14.67"С 43° 4'27.42"В

Выход в 9.00. Идем вдоль реки Уллукурчуху в юго-западном направлении. Скоро трава полностью сменяется осыпью, по бокам долины встречаются снежники. В 10.44 сделали привал. Дальше на пути встретился снежник, перекрывающий русло реки. Высота примерно 3300 м.

Отсюда уже видно вершину Кору. Мы движемся в ее направлении и скоро нам открывается вид на пер. Кору Западный, справа от вершины по ходу движения. Еще дальше долина разделяется, обходя вершину слева и справа. Мы поворачиваем направо(на юг) и видим перевальный взлет пер. Зеленый. С перевала стекает достаточно большой ледник. Мы собираемся его обходить слева по ходу движения по снежникам и осыпям. По сравнению с отчетами прошлых лет, снег сильно потаял. Мы стараемся подниматься по снегу, выбивая ступени. Однако, местами снег переходит в осыпь, которая лежит прямо на льду. Двигаться по такой поверхности неудобно, камни проскальзывают по льду под весом тела. Ближе к седловине снег становится жестче, на выбивание ступени уходит 3-5 ударов.

В 12.40 поднимаемся на перевал. Седловина широкая, южный склон начинается с крутого снежника (мы его обошли) Высота 3 657. Тур расположен посередине седловины. ЧХВ от места ночеки до перевала – 3 часа. ЧХВ от турбазы «Чегем» 6 ч 10 мин. Снимаем записку группы клуба «Ориентир» из Беларуси, которая двигалась траверсом с перевала Тютюргу Зап. Погода солнечная, ветрено. Перекусываем и начинаем спуск в 14.45.

Спускаемся до зеленых стоянок прямо под перевалом. Их видно с самого перевала. Спуск по мелкой и средней осыпи, достаточно простой, иногда удается глиссеровать. Спустились к месту ночевки всего за 15 минут. Места под палатку уже расчищены.

Оставшуюся часть дня используем для проведения снежных занятий на снежнике напротив места стоянки. Высота лагеря 3400м.

16 Подъем на пер. ЗеленыйОтчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

17 Седловина пер. Зеленый

18 Группа на пер. Зеленый

19 Вид с пер. Зеленый

День 7

09.08.10

Погода: Утром и днем ясно. Вечером облачно, небольшой дождь. Ночью ясно.

Пер. Тютюргу Зап.

Пройдено: 3,5 км

Перепад Высот: + 330 м, -530м

ЧХВ: 2 часа 15 минут

Пер. Тютюргу Зап. (1А,3730,сн-ос) расположен в хребте Кору к северу от вершины 3875, ведет с ледника Восточный Тютюргу на самую западную ветвь ледника Южный Булунгу. Направление запад-восток.

Подъем в 7.00, выход в 9.30. Мы стартуем от удобных ночевок под перевалами Зеленый и Тютюргу Зап. на высоте 3400 м. Путь подъема на перевал по осыпному кулуару хорошо просматривается. По кулуару идет тропа, по бокам есть снежники. В один переход за 1 час 15 минут по тропе вышли на перевал Тютюргу Западный. Высота 3 733. Нашли 2 тура, один на седловине, другой чуть повыше, слева по ходу движения. Сняли записки групп из г. Гомеля и клуба «Ориентир» г. Мозырь, Беларусь. Погода отличная, ни одного облака на небе. Обедаем, отдыхаем, загораем, спим до 14.15.

Спускаемся по левому склону долины, обходя ледник по мелкой и средней осыпи. Справа немного сыпет. Далее движемся по левому берегу р. Кору в поисках удобных стоянок. Через 1 ч 10 мин дошли до первых оборудованных стоянок. Еще дальше, через 20 минут ходу останавливаемся на следующем лугу с местами, расчищенными под палатки. Множество самых разнообразных цветов на лугу на фоне снежника напротив создают необыкновенное впечатление. А еще ниже в 3х минутах есть ручей с чистой водой. Со стоянок его не видно. Принимаем решение насладиться пейзажем и ставим лагерь. Высота ночевки 3200 м. Забегая вперед отмечу ЧХВ от пер. Тютюргу Зап. до слияния рек Кору и Булунгу – 3 ч 40 мин, а до пос. Верхний Чегем – около 5,5 часов.

20 Вид на пер. Тютюргу Зап. с места ночевки

21 подъем на пер. Тютюргу Зап. Отчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

22 Седловина пер. Тютюргу Зап.

23 Спуск с пер. Тютюргу Зап.

24 Место ночевки на лугу под пер. Тютюргу Зап.

День 8

10.08.10

Погода: Утром ясно. В обед сильный короткий дождь с градом. Вечером и ночью ясно.

Р.Кору – р. Булунгусу – безымянный ручей к востоку от пос. Верхний Чегем.

Пройдено: 14,7 км

Перепад Высот: -1260м

ЧХВ: 4 часа 40 минут

Сегодня мы должны подойти под перевал Шеки. Подъем в 7.00, выход в 10.20. Мы движемся по левому берегу р. Кору, по травянисто-осыпному склону. Тропа, что идет метров 50 выше русла реки, хорошая, но местами неожиданно обрывается крутыми спусками в русла левых притоков р. Кору. Преодолев одно из таких препятствий, спускаемся к руслу, и движемся вдоль него. Затем вновь находим тропу. Тропа протоптана скотом, удобная. На пути встречаются кусты малины, сильно замедляющие скорость движения группы. Но повышающие настроение. Через 2,5 часа ЧХВ тропа начинает резко спускаться к руслу, и бродом пересекает русло сразу после впадения р. Кору в реку Булунгу. Высота устья р. Кору 2177 м. Бродили реку в 13.00, группами по трое. Глубина по колено, течение сильное.

Сразу после брода встаем на обед. Здесь даже есть дрова. Во время обеда прошел небольшой ливень с градом. Переждали под тентом палатки и вышли в 16.00. Дальше шли по тропе по правому берегу, которая затем перешла в дорогу. В 17.20 вышли на хорошую обзорную точку дороги. Отсюда открывался вид на пос. Верхний Чегем и долину, ведущую к пер. Шеки. Здесь мы свернули с дороги, чтобы не входить в поселок. Движемся в северо – восточном направлении, стараясь не набирать и не терять высоты.

Через 10 минут после схода с дороги пересекаем ручей – правый приток р. Булунгусу. Берега травянисто-осыпные, временами подсекаем тропы. Еще через 5 минут, в 17.35 встречаем группу туристов из Харькова. Они шли перевал Шеи во встречном направлении, сначала промахнулись и пошли перевал там, где указано на старой хребтовке. Они встретили там сложные скальные участки, и пришлось вернуться, затем подняться к пос. Безенги и уже оттуда выходить на пер. Шеки. Мы уже знаем про несоответствие на карте после общения с руководителями, ходившими пер. Шеки. В 18.00 продолжаем движение в северо-восточном направлении. По пути встречаются тропы и полуразрушенные фундаменты построек(хотя, быть может, это были стены раньше).

В 18.22 пересекаем р. Сыликсу, которая впадет в р.Чегем прямо в пос. Верхний Чегем. Отсюда различимы дома поселка. Спуск к воде на обоих берегах неудобный, и мы движемся дальше.

В 18.40 вышли к еще одному, более мелкому ручью (все 3 пересеченные ручья текут в северо-восточном направлении). На противоположном берегу находим достаточно удобные места для ночевки. Почти без уклона и защищенные от ветра с двух сторон. Останавливаемся на ночевку. Ниже по течению ручья виден кош. Высота ночевки 1940 м.

25 р. Кору. Вид в сторону пер. Тютюргу Зап.Отчет о горном туристическом походе I категории сложности по Центральному Кавказу

26 Пос. Верхний Чегем

День 9

11.08.10

Погода: Утром и днем ясно. Вечером короткий дождь. Ночью ясно.

Безымянный ручей к востоку от пос. Верхний Чегем – пер. Шеки – пос. Безенги – дорога вдоль р. Черек Безенгийский.

Пройдено: 22,8 км

Перепад Высот: +610м,

-1100м

ЧХВ: 7 часов 40 минут

День 9

Пер Шеки (н/к,2250,тр.) Соединет Чегемское ущелье с ущельем Безенги. Направление запад-восток. Координаты 43°14'1.16"С 43°13'17.90"В

Подъем в 7.00, выход в 9.00. Высота 1940. От ночевки на ручье, русло которого находится севернее русла р. Сыликсу мы движемся в направлении север-восток-восток, ориентируясь на небольшую седловинку травянистого гребешка. Пройдя его, выходим на траверс травянистого склона. Снизу склона (слева по ходу движения) высокая трава и болото. Траверсом, мимо пасущихся стадов, подходим под перевальный взлет. Он представляет собой небольшой, метров 70 в высоту склон, покрытый высокой травой. Прямо под взлетом неглубокое болото, выше по склону и на самом перевале воды нет, но земля влажная. Приличных троп не нашли. Поднялись на перевал за 2,5 часа ЧХВ. Седловина широкая, плоская. Тура нет.

Спускаемся с перевала, придерживаясь правой по ходу стороны склона. Пересекаем несколько ручьев – истоков реки Кишлыксу. Нашли дорогу, ведущую вниз на север. В 12.50 останавливаемся на обед, там, где дорога переходит через реку Кишлыксу на левый берег. ЧХВ с седловины перевала 25 мин. После обеда перешли реку, дорога идет по левому (орогр) берегу. Дорога местами разветвляется, мы всегда выбираем тот вариант, что ближе к реке. Дорога снова пересекает реку и выходит на травянистые холмы. По правому берегу Дальше дорога идет траверсом на юг, но нам нужно спуститься, поэтому начинаем спуск по пологому травянистому склону. Постоянно пересекаем тропинки, оставленные скотом. Ниже склон становится круче, уже виден пос. Безенги. Склон оканчивается небольшим скальным участком. Спускаемся по нему к поселку Безенги. Более правильным вариантом было бы идти по дороге вдоль р. Кишлыксу , ведущей от перевала до поселка вдоль реки. ЧХВ спуска с перевала в поселок составило 2 ч 40 мин.

Перевал Шеки не представляет никакой сложности, ни интереса. Но он является одним из немногих способов добраться в долину Безенги новичковым группам.

От поселка движемся по дороге вдоль левого берега р. Черек Безенгийский.

Дорога проезжая. Около устья р. Шыки находится погранзастава. Группа проходит проверку документов и продолжает двиежение.В поисках места для стоянки мы практически дошли до безымянной реки, стекающей с г.Мукалтебе. Остановились на просторном лугу между р.Черек Безенгийский и дорогой. Воду брали в двух ручьях, текущих прямо по лугу. ЧХВ от поселка 2ч 30 мин.

27 пер. Шеки

День 10

12.08.10

Погода: Утром и днем ясно. Вечером короткий дождь. Ночью ясно.

дорога вдоль р. Черек Безенгийский- а/л Безенги

Пройдено: 9 км

Перепад Высот: +600м,

ЧХВ: 2 часа 30 минут

Подъем в 7.00, выход в 9.00. Идем по дороге пос. Безенги – альплагерь Безенги. Справа скалистые и травянистые склоны, слева травянисто-осыпные склоны. Дорога проходит по правому (орогр) берегу реки Черек Безенгийский, чуть выше поселка. Часто пересекаем ручейки. За 2,5 часа ЧХВ дошли до альплагеря. После обеда устроили скальные тренировки.

28 а/л Безенги. Вид с тренировчных скальных трасс

13.08.10

День 11

Погода: Утром и днем ясно. Вечером облачно. Ночью ясно.

Радиальный выход в направлении Безенгийской стены

Пройдено: 18 км

Перепад Высот: +575м,

-575 м

ЧХВ: 7 часов 30 минут

День 11

Радиальный выход к панораме Безенгийской стены. От альплагеря вышли на морену от ледника Уллучиран. Движемся вверх по тропе, сильно выше остатков ледника. Путь очевиден и промаркирован многочисленными турами. Через 1,5 часа ЧХВ доходим до мемориального камня, тропа проходит по травянисто-осыпному склону, помечена турами. Около камня повешена веревка, с помощью которой можно удобно спуститься к леднику

Ледник открытый, покрыт небольшим слоем осыпи. Идем по нему, по камням, обходя и перепрыгивая небольшие трещины. В 12.30 останавливаемся недалеко от поворота на Безенгийскую стену. Обратно пошли по другой дороге. Сначала также по леднику до веревки. Потом по тропе, которая идет вдоль ледника, по правому (орогр) берегу, ниже тропы, по которой шли раньше. Тропа хорошая, набитая. За 3,5 часа ЧХВ вернулись обратно в альплагерь.

V Материальное оснащение группы.

Специальное снаряжение:

- основная веревка 10 мм 1шт. х 40 м.

- страховочные системы с блокировкой 2 шт.

- карабины 6 шт

- жумар 1 шт.

- спусковая 8ка 1 шт

- ледорубы 3 шт.

Личное снаряжение:

- ботинки треккинговые 9 шт.

- лыжные палки 9 пар

- каски 9 шт.

- очки защитные 10 шт.

- коврик пенополиуретановый 9 шт.

- штормовые костюмы 9 шт.

- рюкзаки 9 шт - спальники 7 шт (3 кокона + 4 состегивающихся одеяла) - фонарик электрический 9 шт.

Бивуачное снаряжение

- палатки Normal 4-х мест., Bask 4-х мест.

- газовая горелка Camp4 3 шт.

- газовые баллоны Kovea 220 гр 22 шт.

- кан 6 л 1 шт

- кан 3 л 1 шт

Меню каждого дня представляло собой 3-х разовое питание(завтрак, обед или перекус и ужин) + караманное питание.

• На завтрак - каша с печеньем, небольшой кусочек сыра и чай(немного больше 1\4 от общего числа ккал в день ).
  • Обед(в дни без перевалов) состоял из сублимированных супов + яичная лапша + сухари и чай.
  • Перекус- какао + сухари + колбаса. В последние 6 дней похода к обеду/перекусу еще добавляли сало.
  • На ужин (составлял примерно 1/2 от общей калорийности) ели крупу/макароны/горох/картофельное пюре + мясо/сыр(мясо сублимированное, пр-во «Акмалько») + чай + сладкое.
  • "Карман"- сухофрукты + орехи.

В первые дни на все продукты наложен коэффициент 0,8. В среднем на человека в день вышло 2900ккал(630 г.) . С учетом схода одного участника: 3200ккал(700г.)

VI. Смета похода.

Проезд на поезде Москва – Нальчик и обратно 1700*2=3400 руб

Питание + газ = 2760 руб

Заброска + выброска из района = 800 руб

Пропуска в заповедник и погранзону = 200 руб

Аптечка = 300 руб

Сумма: 7460 руб на человека

VII. Итоги, выводы и рекомендации.

1. Первые 2-3 дня похода нельзя держать высокий темп, т.к. организм находится в состоянии акклиматизации. Планирование маршрута должно быть более детальным, чтобы не получалось очень сложных дней, сменяющихся очень легкими.
  2. Исследован пер. Шеки как способ добраться в альплагерь Безенги. Перевал и подходы к нему не представляют большого интереса. Логичнее осуществлять переброску между районами. Либо проходить через более технически сложные перевалы, такие как пер. Столбовой.
  3. При подготовке похода особое внимание уделялось созданию команды, установления атмосферы дружбы и взаимопомощи среди участников, а также физической и технической подготовке участников. Для этого было организовано несколько ПВД, а также различные встречи и тренировки.
  4. По сравнению с пунктом 3), планированию маршрута было выделено недостаточно времени. Это привело к длинным ходовым дням и, иногда, к монотонному движению по непримечательной местности.
  5. В этом году было очень жаркое лето, что сказалось на препятствиях. В частности, на пер. Зеленый пришлось идти по жесткому снегу и осыпи лежащей прямо на льду.

Источник: "http://gsmipt.ru/reports/2010-kavkaz-volkov-1ks/2010-kavaz-volkov-1ks.html" rel="nofollow"