29 января 2013
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II
0 2003 0

Дата: 14 июля - 2 августа 2006 г.

Маршрутная книжка №177-04/3-216

Руководитель: Ольховская И.Г. (Москва)

Содержание

7.3. Расчет веса рюкзака
8. Выводы и рекомендации

1. Справочные сведения о походе

1. Организация: ГОУ ДДЮТЭ ЮОУО ДО г. Москвы, ГОУ СОШ № 1037 "Лингва".
  2. Округ: Южный.
  3. Район похода: Кольский полуостров, Хибины.
  4. Вид туризма: горный.
  5. Категория сложности похода: вторая.
  6. Нитка маршрута: Москва - ст. Апатиты- г. Кировск - База ПСС - пер. Северный Лявочорр (н/к, 713) - пер. Высокий (1А, 1125) - пер. Северный Рисчорр (н/к,875) - База ПСС - пер. Южный Рисчорр (н/к, 895)- пер. Безымянный (1А, 925) - пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093,8) - пер. Западный Петрелиус (н/к, 846) - пер. Орлиный (1Б, 1105) - ст. Хибины - Апатиты - Москва.
  7. Протяженность маршрута: 127,5 км.
  8. Сроки похода: с 14 июля по 2 августа 2006 года.
  9. Продолжительность активной части: 12 дней.
  10. Маршрутная книжка № 177-04/3-216.

Определяющие препятствия маршрута

Дата Препятствие К.с. Характеристика препятствия Путь прохождения
16.07. Перевал Северный Лявочорр Н/к Тропа, осыпные и травянистые склоны до 250. Из верховьев ручья Северный Лявойок в долину реки Кальйок
17.07. Перевал Высокий (Южный Лявочорр) Дорога, тропа, осыпные склоны до 350. Из верховьев реки Кальйок в верховья реки Майвальтайока
18.07. Перевал Северный Рисчорр Н/к Осыпные склоны до 250, снежник до 250, тропа. Из верховьев реки Каскаснюйок в долину ручья Рисчорр
20.07. Перевал Южный Рисчорр Н/к Тропа, осыпные склоны до 300. Из долины ручья Рисчорр в верховья Каскаснюйока
21.07. Перевал Безымянный Осыпные склоны до 350. Тропа. Из долины реки Тульйок в долину реки Вудъяврйок
23.07. Перевал Тахтарвумчорр Скально–осыпные склоны до 350, снежник до 400. Тропа. От озера Малый Вудъявр в долину реки Малая Белая
24.07. Перевал Западный Петрилиус Н/к Тропа, осыпной и травянистый склон до 250. Из верховьев реки Малая Белая в долину ручья Петрелиус
28.07. Перевал Орлиный Скально–осыпные склоны до 450, снежник до 450. Тропа. Из долины ручья Петрелиус в долину реки Малая Белая

Фамилия, имя, отчество. Г.р. Место учёбы, работы. Домашний адрес. Опыт. Обязанности в группе.
1 Ольховская Ирина Григорьевна 1969 Школа №1037, учитель. Ул. Братеевская, 18–5–85. Ц. Кавказ (5–у),(3–р). Руководитель
2 Ольховский Геннадий Иванович 1967 ООО « Капитал» Ул. Братеевская, 18–5–85. Ц. Кавказ (3–у). Зам. руководителя
3 Ольховский Дмитрий Геннадьевич 1992 Лицей № 1523, 8 класс Ул. Братеевская, 18–5–85. II КС Восточные Саяны Метеоролог
4 Леухин Олег Валерьевич 1988 Технический колледж, 11 класс Ул. Братеевская, 18–1–242. II КС Восточные Саяны Капитан
5 Перчаткина Мария Александровна 1990 Школа № 1037, 10 класс Ул. Борисовские пруды,34–1–152. II КС Восточные Саяны Завпит
6 Клюнов Иван Иванович 1990 Школа № 1037, 9 класс Алма–Атинская, 7–2–179 ПВД Участник
7 Петровская Ирина Геннадьевна 1991 Школа № 1037 10 класс Ул. Братеевская, 16–1–65. II КС Восточные Саяны Фотограф
8 Лысов Павел Леонидович 1989 Школа № 867 10 класс Ул. Братеевская, 18–1–121. II КС Восточные Саяны Снаряженец
9 Сиротинина Екатерина Фёдоровна 1991 Школа № 1037 9 класс Ул. Братеевская, 39/12–416 II КС Восточные Саяны Краевед
10 Меркушова Полина Алексеевна 1992 Школа № 1037 8 класс Ул. Паромная, 7–3–424 ПВД Участник
11 Фомин Дмитрий Александрович 1988 Архитектурный колледж 1 курс Ул. Братеевская, 18–3–298. I КС Хибины Завпит
12 Фомин Евгений Александрович 1991 Школа № 1037 9 класс Ул. Братеевская, 18–3–298. I КС Хибины Реммастер
13 Простаков Николай Юрьевич 1989 Школа № 1037 11 класс Ул. Братеевская, 16–1–141. II КС Восточные Саяны Фотограф
14 Николаев Николай Викторович 1991 Школа № 1037 9 класс Ул. Борисовские пруды,48–3–299. III степень Краснодарский край Участник

2. Характеристика района похода

Географическое положение и рельеф

Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе Европейской части России и составляет большую часть Мурманской области.

Кольский полуостров находится на северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического шита, сложенного в основном древнейшими кристаллическими изверженными породами. Основные особенности рельефа Кольского полуострова определены многочисленными разломами и трещинами кристаллического шита. Рельеф полуострова носит также следы мощного воздействия ледников, сгладивших вершины гор и оставивших большое количество валунов и мореных отложений.

Климат

Климат Кольского полуострова своеобразен и существенно отличается от климата других северных и заполярных районов нашей страны. Вторгающаяся с северо-запада Норд Капская ветвь Гольфстрима приносит с собой тепло, и благодаря этому на северном побережье Кольского полуострова теплее, чем в средней полосе Европейской части России. Кольский полуостров относится к районам с избыточной влажностью (около 80%). Наименьшее количество осадков выпадает на севере (до 400 мм), наибольшее (до 1000мм) - в горных районах.

Большая часть Кольского полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь летом полтора месяца не заходит солнце, а зимой в течение такого же времени стоит полярная ночь.

Полярное лето длится два с половиной - три месяца: с середины июня по конец августа - начало сентября. Летом возможны резкие перемены погоды. Особенно изменчива погода летом в горах, где часты дожди и туманы. Большинство осадков в горах выпадает летом. Осень наступает в конце августа - начале сентября.

Снег выпадает в конце сентября, а в горах даже раньше. Однако Устойчивый снежный покров ложится только к первой декаде ноября.

Ноябрь- это зимний месяц, когда возможны сильные морозы. День значительно сокращается, весь декабрь, и начало января солнце не показывается из-за горизонта.

В марте и апреле день удлиняется, погода становится довольно устойчивой, снег покрывается крепким настом, температура воздуха, особенно в горах, повышается (в Хибинах, например, средняя температура марта - 9 0С, апреля-2 0С).

Вечером и ночью, однако, возможно значительное снижение температуры (до -30 0С и ниже).

Растительность

Вся южная часть Кольского полуострова относится к лесной зоне. Здесь стоят сосново-еловые леса с примесью берёзы, осины, рябины ивы, ольхи. Леса Кольского полуострова сильно заболочены, поэтому в них широко распространён кустарник и травянистая моховая растительность.

В горных районах наблюдается вертикальная зональность растительного покрова. До высоты 300-400 м располагается лесная растительность, высоты 400-600 м заняты берёзовым криволесьем и кустарниками, а выше 600-650 м растёт только редкий кустарник и лишайники.

Животный мир

Разнообразен животный мир Кольского полуострова. На полуострове водятся и таежные, и тундровые животные: медведь, волк, заяц, куница, лисица, белка, лось, северный олень, росомаха, песец, лемминг-пеструшка.

На Кольском полуострове около 200 видов птиц. Здесь очень много морской птицы: чаек, кайр, чистиков, тупиков.

Кольский полуостров - район, где очень много комаров, мошек и оводов.

Туристские возможности района

В Хибинах можно совершать пешеходные походы до IV КС, горные - до III КС.

Перевалы Алявумчорр Восточный, Алявумчорр, Буревестник, Крестовый, Полночный, Трещина имеют категорийность 2А в летний период и позволяют это сделать.

Хибины и альпинистский район. На вершины Тахтарвумчорр, Вудъяврчорр, Юмъечорр проложены классифицированные маршруты от 1Б до 4Б. Мурманское издательство "Север" выпустило каталог с описанием этих маршрутов.

Хибины - очень популярный лыжный район. Здесь можно планировать маршруты до III КС. Однако начинающие лыжные группы должны быть подготовлены к категорированному маршруту, иметь опыт холодных ночевок, уметь действовать в лавиноопасной обстановке.

Хибины развивающийся горнолыжный район. Прямо из г.Кировска можно сесть на подъемники и заехать на горнолыжные склоны. Есть гостиницы, развит частный сектор. Склоны укатываются ратраками.

Варианты подъезда и выезда с маршрута

Основной вид транспорта для подъезда и выезда - железная дорога, которая проходит через город Апатиты и далее по западному краю Хибин (восточный берег озера Имандра). После города Апатиты, в пределах Хибин, есть станции: Хибины, Нефелиновые Пески и Имандра.

В Апатиты мы ехали на поезде №212. Отправление из Москвы в 1.17. утра с Ленинградского вокзала, прибытие в Апатиты на следующий день в 10.16. Стоимость проезда 1047 рублей. Обратно на нем же, №211. Отправляется из Апатит в 21.25., прибытие в Москву на Ленинградский вокзал в 4.40.утра. Стоимость проезда 1140 рублей.

По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитах нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.

Город Апатиты связан автобусным сообщением с Кировском (южная часть Хибин) и с посёлком Коашва (восточная часть Хибин).

В Апатитах имеется аэропорт, который способен принимать самолёты из дальних мест. В настоящее время регулярных пассажирских рейсов из Москвы нет.

Из Апатитов до Кировска ходят несколько номеров автобусов. Из них только один номер (101) идёт от ж/д вокзала. Если ехать другими номерами, то нужно в центре Апатитов (у магазина "Север") пересесть на 101 или 8 маршрут. Стоимость проезда 6 рублей.

Быстро добраться из Апатитов до станции Имандра непросто. Электричек только две -Апатиты-Оленегорск (в 7 утра) и Оленегорск-Апатиты (в 4 вечера). Автомобильной дороги, как известно, туда нет. Именно поэтому на данный участок приходится оставлять больше времени.

От станции Хибины до Апатитов можно добраться автобусом, который ходит каждый день в 15.00. и в 17.00. Автобус в пути 40 минут, стоимость проезда 34 р.80 коп. Так же рабочим поездом, который ходит по будням в 17.00.

Другие возможности ж/д проезда: из Москвы и обратно есть три поезда сообщением Москва-Мурманск. № 15/16, 111/112, 181/182.

Сведения о возможности организации заброски на маршруте

Конечно, основная возможность организации заброски связана с базой ПСС. Еще одна возможность - это станция МГУ, если там проходит маршрут. Всегда можно оставить заброску просто в камнях, но для этого она должна быть соответствующим образом подготовлена. Т.е. в коробках и обязательно в п/э пакетах на случай дождя. Конечно, надо не забыть место заброски и получше ее замаскировать.

Мы планировали разложить три заброски в трех разных местах. Но по дороге на базу спасатель нас предупредил, что в данный момент в тех местах бродит медведица, может разорить заброску. Поэтому в камнях мы оставили только одну заброску ( под спуском с перевала Безымянный), а две другие отвезли на базу Куэльпор. Решили, что лучше пробежать лишние километры, чем остаться без продуктов.

По предварительной договоренности из Москвы по телефону на ж/д вокзале в Апатитих нас встретил ЗИЛ 130 из Кировского ПСО и забросил в район путешествия, до озера Гольцовое. Обошлось нам это в 2 500 рублей с группы из 14 человек.

Сведения о медицинских пунктах, музеях, магазинах, адреса и телефоны ПСС

В Кировске есть аптеки, продуктовые и промышленные магазины, музеи, почта, телеграф, телефон.

Музеи:

1. Имени С.М. Кирова (Кировск, ул. Советская 6А, тел. 5-26-93)
  2. Историко-краеведчиский (Кировск, ул. Советская 9, тел. 5-26-63)
  3. Горно-геологический (Кировск, Лабораторная улица 4)
  4. Ботанический сад (Кировск, 23 км)
  5. Истории освоения крайнего севера (Апатиты, Академгородок 39А, тел. 7-92-55)
  6. Минералогический КНЦ РАН (Апатиты, ул. Ленина 24, тел. 3-28-87)
  7. Ферсмана ( ул.Ленина д.18).

Магазины:

1. В поселке Имандра 1 магазин; работает 10ч-17ч, обед 13ч-14ч, выходной - воскресенье.
  2. В поселке Коашва несколько магазинов; работают в основном 8ч-22ч.
  3. В Кировске новый супермаркет "Пчелка" на улице Ферсмана. Большой выбор продуктов, самообслуживание, фискальный чек.

Медицинские пункты:

Квалифицированная помощь (больницы, поликлиники) в Кировске, Апатитах, Кандалакше, Коашве, Умбе.

Доврачебная помощь:

1. База Куэльпорр (дежурят посменно 2 работника ПСС)
  2. Управление Восточного рудника (для рабочих) - в крайнем случае.
  3. В посёлке Октябрьский - медпункт.

Адреса почтовых учреждений:

Апатиты

1. Пл. Геологов, дом 1; работает 10ч-22ч (рядом с магазином "Север")
  2. Ул. Ферсмана, дом 7; работает 9ч-19ч, 11ч-17ч - воскресенье (рядом с кинотеатром "Полярный")

Кировск

Находится на главной улице остановка "Почта"

Кандалакша

Ул. Первомайская, дом 33; работает 7ч-23ч

Адрес КСС: Мурманская обл., г. Кировск, ул. Советской Конституции д.3, Надеждин. Телефон (81531) 5-88-95, 5-86-89.

Хибинская учебно-научная станция МГУ находится на 23 км от г. Кировска. До нее ходят рейсовые автобусы из Кировска. Тел.9-66-15.

Хорошо пообедать можно в столовой от ОАО "Апатит" около озера Верхнего на Ленинградской улице.

В Кировске довольно хорошо можно поесть в кулинариях. В меню разнообразные пирожки, сосиски, куры, рыба и котлеты в тесте, пирожные, чай, вода. Цены, по сравнению с московскими, смешные.

3. Организация похода

Выбор маршрута

Группа совершила горный поход II КС. Районом для путешествия были выбраны Хибины в связи с наличием в составе группы троих неопытных участников, примкнувших в школьной турсекции "Эдельвейс" в 2005-2006 учебном году. У остальных участников довольно приличный туристический опыт: горная I КС в Хибинах, горная II КС в Саянах.

Основная часть участников в Хибинах не первый раз. Поэтому при построении нитки маршрута выбирались перевалы, на которых мы ещё не были. Многие участки запланировано проходить траверсом без тропы.

В 2004 году, совершая горный поход I КС, мы проводили снежное занятие под перевалом Орлиный (1Б), но на сам перевал идти не могли. Теперь, в походе II КС, мы могли пройти понравившийся нам и нехарактерный для Хибин перевал. Так же, мы могли позволить себе побывать и на других сложных перевалах.

В 2005 году Громов В.В. выпустил классификатор перевалов по Хибинам, состоящий из 93 перевалов. В нем у перевала Орлиный есть ещё одно название - Балтийский проход, у перевала Крестовый - Скалистый, не совсем понятно где находится перевал Крутой ( или он и есть Орлиный?). Какой перевал имеется в виду под названием Высокий? На эти и другие вопросы мы хотели найти ответы.

Запасные и аварийные варианты маршрута

Были предусмотрены запасные варианты:

1. Вместо пер.Высокий (1А) перевалы Находка (1А) и Юж.Партомчорр (н/к).
  2. Вместо перевалов Крутой (1Б) и Ферсмана (1Б) перевалы Южный Чоргорр (н/к, 850) и 60 лет Октября (1Б).

Запасные варианты позволяют сохранить заявленную категорию.

Аварийные варианты маршрута позволяют выйти из района самым простым путем за наиболее короткое время (см. обзорную карту района похода). В нашем случае это из района перевалов Северный и Южный Лявочорр, Северный и Южный Рисчорр, пер.Орлиный - на базу ПСС. Там могут помочь с транспортом, отвезти в Кировск. С Высокого - через Северный Портомчорр на базу. С перевала Безымянный - в Кировск. С перевалов Орлиный, Ферсмана - на станцию Хибины. Со станции Хибины можно уехать на автобусе или рабочем поезде в Апатиты. Аварийный выход можно осуществить за сутки.

Об изменениях в заявленном маршруте

Как видно из сравнения двух таблиц ( см. ниже), пройденный маршрут отличается от заявленного.

На активную часть маршрута мы вышли 15.07., а не 16.07, потому что так купили билеты на поезд. Для отчета в бухгалтерию уехать мы должны были в любом случае 14 числа, а отправление поезда очень рано - в 1.17. Поэтому приехали на следующий день, а не через день. Потом этот лишний день мы потратили на незапланированную полудневку и посещение ПАБСа (полярного альпийского ботанического сада). После этого мы точно по датам входим в заявленный график. А по ходовым дням до 9 дня из 12 изменений нет.

К сожалению, нам очень сильно не повезло с погодой. Как видно из таблицы метеонаблюдений, на протяжении 10 ходовых дней из 12 шел дождь. А в долине р.Петрелиуса, под перевалом Орлиный, был густой туман, сильно ограничивающий видимость. Поэтому нам пришлось выжидать окно в тумане, чтобы было хотя бы видно, куда идти. Т.к. идти на перевал 1Б в таких условиях совершенно недопустимо. Таким образом мы потеряли три дня( 25.07., в день возвращения с базы, вполне можно было идти на перевал при наличии видимости) на ожидание погоды и не успели пройти оставшуюся часть заявленного маршрута. Однако пройденная часть вполне соответствует требованиям горного похода II КС.

О названиях перевалов

Орлиный ( Балтийский проход) и Крутой

Одной из целей нашего похода было выяснить, какой из этих перевалов как называется и где находится. Один из них мы должны были пройти насквозь, а местоположение другого определить. Описание их расположения в классификаторе ясности не вносило. Фотографий и описаний ни на один, ни на другой в библиотеке МосГорСЮТура нет. На сайтах в Интернете тоже не нашли. Но какой мы хотели пройти перевал мы точно знали: тот, под которым проводили снежное занятие в 2004 году. В этом году мы его прошли, взяли записку, в которой он называется Орлиным. И это не единственный источник информации о перевалах. У спасателей на базе Куэльпор есть классификатор перевалов Хибин. В нем именно этот перевал и называется Орлиным.

Там же мы выяснили, что так называемый Высокий ( 1А, 1125) это перевал Южный Лявочорр. Это название более логично, учитывая месторасположение перевала в южной части массива горы Лявочорр.

А предполагаемое месторасположение перевала Крутой(1Б, 1030) мы сфотографировали с двух сторон (фото №№ 49 и 65) и отметили на схеме прохождения перевала Орлиный.

Заявленный маршрут

Дата День пути Ходовой день Участок пути Набор высоты Сброс высоты Км
14,15 1–2 Москва – Апатиты
16 3 1 Апатиты – Кировск – База КСС – озеро Гольцовое 340 120 7,2
17 4 2 Озеро Гольцовое – пер. Северный Лявочорр (н/к, 713) – долина реки Кальйок 423 63 12
18 5 3 Долина реки Кальйок – пер. Высокий (1А, 1125)– долина реки Майвальтайок. 425 685 10,8
19 6 4 Долина реки Майвальтайок – пер. Северный Рисчорр (н/к, 875)– база КСС. 435 595 16,8
20 7 Днёвка на базе КСС. 0 0
21 8 5 База КСС – пер. Южный Рисчорр (н/к, 895) – озеро Академическое – долина реки Тульйок 615 475 15,6
22 9 6 Долина реки Тульйок – пер. Безымянный (1А*, 925) – озеро Малый Вудъявр 505 565 12
23 10 7 Озеро Малый Вудъявр – пер. Тахтрвумчорр (1Б; 1093,8) – долина реки Малая Белая 633 693 12
24 11 8 Долина реки Малая Белая – перевал Западный Петрилиус (н/к, 846) – долина реки Петрелиус 446 346 12
25 12 Днёвка: 1) выяснить, перевалы Орлиный (Балтийский проход) и перевал Крутой одно и тоже или нет (радиальный выход пер. Орлиный (Балтийский проход) (1Б, 1105) 605 605
26 13 9 Долина реки Петрилиус – пер. Крутой (1Б, 1030) – ручей Ферсмана. 530 250 6
27 14 10 Ручей Ферсмана – пер. Ферсмана (1Б, 975)– долина ручья Меридиональный 195 175 12
28 15 11 Долина ручья Меридиональный – пер. Юмъекорр (н/к, 672) – ущелье Аку–Аку (н/к, 307) 272 765 7,2
29 16 12 Ущелье Аку–Аку (н/к, 307) – долина реки Гольцовка – станция Имандра. 0 167 12
30,31,1 17,18,19 13 Станция Имандра – станция Апатиты – Москва 60 0
2 20 Запасной день Итого: 138 км за 12 ходовых дней. 5554 5554

Итого: 11108 м

4. График движения

4.1. График движения по пройденному маршруту

Дата Участок пути Км ЧХВ Набор и сброс высоты Определяющие препятствия Способ передвижения
14.07 Москва – Апатиты Железная дорога. Поезд
15.07. Апатиты – база ПСС – Оз. Гольцовое – подход под пер. Северный Лявочорр 4,8 40 мин. 200 Дорога, тропа Машина, пешком
16.07. Пер. Северный Лявочорр (н/к,713) – долина реки Кальйок. 8,4 2 ч 05 мин +513; –200 Перевал н/к, траверсом без тропы. Пешком
17.07. Долина реки Кальйок – пер. Высокий (1А, 1125)– долина реки Северный Каскаснюйок. 14,4 4 ч 50 мин +645; –885 Перевал 1А, траверсом без тропы. Пешком
18.07. Долина реки Северный Каскаснюйок – пер. Северный Рисчорр (н/к, 875) – база КСС. 10,8 4ч 10 мин +435; –595 Перевал 1А, тропа. Пешком
19.07 Днёвка на базе КСС
20.07 База КСС – пер. Южный Рисчорр (н/к, 895) – долина реки Тульйок 18 в зачет 14,4 4 ч 35 мин +615; –475 Перевал н/к, траверсом без тропы. Пешком
21.07 Долина реки Тульйок – пер. Безымянный (1А, 925) – озеро Малый Вудъявр 12 5 ч +505; –565 Перевал 1А, тропа, дорога. Пешком
22.07 Полуднёвка: озеро Малый Вудъявр – ПАБС, озеро Малый Вудъявр – подход под перевал Тахтарвумчорр (1093, 1Б) 18 в зачет 10,8 3ч 20 мин –40; +40; +140 Дорога, тропа. Пешком
23.07 МН – пер. Тахтарвумчорр (1093, 1Б) – долина реки Малая Белая 12 6 ч 15 мин +593; –693 Перевал 1Б, без тропы, тропа. Пешком
24.07 Долина реки Малая Белая – пер. Западный Петрелиус (н/к, 846) – долина реки Петрелиус. Радиальный выход на базу. 21,6 в зачет 10,8 3 ч 15 мин +446; –246 Тропа, перевал н/к, тропа. Пешком
25.07 Возвращение с базы. 10,8   ; –320 Тропа. Пешком
26.07 Отсидка.
27.07. Отсидка.
28.07. Верховья реки Петрелиус –подход под пер. Орлиный (1Б,1105). 1,5 50 мин 100 Без тропы. Пешком
29.07. Пер. Орлиный (1Б,1105)– долина реки Малая Белая 9,6 6 ч + 405; –480 Перевал 1Б, тропа. Пешком
30.07. Долина реки Малая Белая – ст. Хибины – ст. Апатиты 7,2 2 ч –140 Тропа. Пешком, автобус.
31.07 – 2.08. Ст. Апатиты – Москва Дорога, железная дорога. Автобус, поезд.
    149,1 км в зачет 127,5 км 50 ч 40 мин в зачет 46 ч 40 мин +4637 м –4639 м Всего перепад высот 9276 м

Подготовила Ольховская И.Г.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам" target="_blank">Высотный график

4.2. Таблица метеонаблюдений в течение похода

Дата Время Температура воздуха,0C Сила ветра Направление ветра Вид облачности Осадки
15.07.06 9ч.

Выполнил Ольховский Дмитрий

5. Техническое описание маршрута

Пояснения к техническому описанию

В тексте берега рек и стороны долин имеются в виду орографические, если не оговорено отдельно. Переходы совершались по 25 минут, если нет дополнительного пояснения. МН - место ночевки. На простых осыпных склонах крутизной до 200 везде применялась самостраховка ледорубом или альпенштоком.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Фотография группы
на маршруте (13 +1)

15 июля.

Первый ходовой день.

Станция Апатиты- г. Кировск - База ПСС - озеро Гольцовое - подход под перевал Северный Лявочорр (н/к, 713).

Ночёвка на высоте - 400 м.

Набор высоты -200 м.

Сброс высоты - 0 м

Километраж - 4,8 км.

ЧХВ - 40 мин.

15 июля поездом № 212 Москва - Мурманск приехали на станцию Апатиты в 10ч.00мин. Нас встречал 3ИЛ 130 с базы ПСС. Мы поехали в Кировск. В Кировске остановились на площади Ленина возле остановки "Почта". Дали 2 телеграммы: в СЮТур и в ДДЮТЭ. Зашли в аптеку, купили участнику туристические ботинки в спортивном магазине за 1 800 рублей. Купили хлеб на первые 3 дня.

Потом поехали на базу ПСС, по пути оставив заброску №1 под спуском с перевала Безымянный. Приехали на базу Куэльпорр, отметились у спасателей, оставили две заброски №№2 и 3. Всего 11 коробок.

Проехали озеро Щучье, и остановились на правом берегу озера Гольцовое за впадением р. Лявойок справа по ходу в озеро. Дальше водитель не поехал, т.к. дороги вдоль озера нет. Возможно движение машины по песчаному берегу озера. Но тоже, довольно недалеко. Так же, мы опасались проехать мимо нужной нам долины. Поэтому высадились сразу после переезда через пролив между двумя озерами. В 15.00 встали на обед.

В 17.00 выходим с обеда. Движемся вдоль озера Гольцовое правым по ходу берегом без тропы по краю озера (фото № 1). Нам предстоит пересечь устье р. Сев. Лявойок, впадающей в озеро справа по ходу. Устье состоит из 4-х рукавов, которые мы пересекаем вброд. Брод несложный, по щиколотку, ширина рукавов по 2-3 метра. Пересекаем их в бродильной обуви. Идём на перевал Северный Лявочорр не вдоль русла реки Сев. Лявойок, так как там тропы нет. Вокруг густое криволесье. Поэтому движемся далее на север вдоль озера ещё 1 км до дороги, отмеченной на карте. Как ориентир на эту дорогу можно использовать залив в озере Гольцовое слева по ходу на западной стороне озера практически напротив дороги. Встаем на дорогу и движемся по ней один переход (25 мин.), выходим к реке Сев. Лявойок, делаем привал. В течение этого перехода встречаем три места под ночёвки. Встать можно не в любом месте, т.к. долина реки узкая, каменистая. Вокруг криволесье, смешанный лес, невысокие берёзы, сосны, глубокая моховая подстилка, прошлогодние ягоды (брусника). Брусники этого года ещё нет. Шикша ещё не поспела, а только начинает. Голубика тоже только начинает - рано мы пришли. Проходим ещё 15 минут, и находим место под ночёвку. Это каменистые площадки в долине реки, можно поставить палатки и непосредственно в лесу. Решаем его не пропускать, потому что дальше уже мест может не быть. А до перевала Северный Лявочорр ещё около 3 км. В18.30. становимся на ночёвку. Вода из реки. Дрова в лесу есть.

16 июля.

Второй ходовой день.

Перевал Северный Лявочорр (н/к, 713) - долина реки Кальйок.

Ночёвка на высоте - 700 м.

Набор высоты -313м на перевал + 100 м через хребет + 100 м к МН =513м

Сброс высоты - 200 м.

Километраж - 8,4 км

ЧХВ -2ч 05 мин.

Выход в 10.00. От МН продолжаем движение по дороге. На самом деле, эта дорога ведёт под перевал Центральный Лявочорр (1А, 909), но до слияния ручьёв под перевалами Северный и Центральный Лявочорр можно ей воспользоваться для подхода под перевал Северный Лявочорр. На фото № 2 видно, как отрог вершины Лявойок (1047,1) делит долину: налево - к Северному Лявочорру, направо - к Центральному. От МН это один переход, т.е. 25 минут.

Ещё через 15 мин подходим подножию отрога вершины Лявойок. Дорога уходит направо по ходу, к Центральному Лявочорру (ф. № 3) и виден его перевальный взлёт. А мы уходим с дороги налево, движемся по еле заметной тропе по средней и мелкой осыпи по дну долины 10 мин. Отсюда открывается вид на перевальную седловину (фото № 4).Ещё через один переход мы на перевале (фото №5). Перевальный взлёт длиной 200м, крутизной 200 - 250, мелкая осыпь. Седловина широкая, тур в центральной части. С перевала открывается вид в долину реки Кальйок (фото № 6).С перевала мы немного приспускаемся вниз, огибаем вершину Лявойок (1047,1), оставляя ее справа по ходу. Траверсируем склон, покрытый мелкой и средней осыпью, крутизной 200 (фото № 7). За два перехода доходим до понижения в хребте между вершиной Лявойок справа по ходу и вершиной 905 м слева. Таким образом, мы поднялись на отрог с вершины Лявойок. Он выше перевала Сев.Лявочорр на 100 метров. С него видно, что с вершины 905,0 м в долину реки Кальйок идёт дорога (фото № 8).

Мы же, траверсируя склоны горы Лявойок, спускаемся к верховьям реки Кальйок. Со склонов Лявойока открывается вид в верховья долины Кальйока, к горе Лявочорр и к перевалам Южный и Центральный Лявочорр ( фото № 9).

Внизу видна заброшенная буровая вышка (фото № 9). Недалеко от неё, поближе к воде, мы встанем на ночёвку.

Прямо вниз спускаться круто. Склон покрыт мелкой осыпью, длина 200 м, крутизна 500-550. Поэтому мы уходим траверсом немного левее и выходим к дороге, идущей с вершины 905,0м. Проходим по ней до первой воды (это Кальйок), делаем перекус. От перевала до этого места 4 перехода по 25 мин.

Поднимаемся левым (орографически) берегом реки Кальйок по грунтовой дороге, ведущей к вышке. Проходим один переход, в течение которого мальчики случайным попаданием камня добывают в пищу куропатку. Приходится встать на ночлег у вышки, так как рядом с ней есть дрова для приготовления пищи. Как показал следующий день, встать выше такой большой группой было негде. Но под одну-две палатки можно найти место на протяжении ещё одного перехода. Встаём на ночёвку в 17.00. Вода из реки, дрова можно собрать вокруг заброшенной вышки. Довольно большая каменистая ровная площадка.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Наведение перил
на снежнике

17 июля.

Третий ходовой день.

Перевал Высокий (1А, 1125) - подход под перевал Северный Рисчорр (н/к, 875.)

Ночёвка на высоте - 440 м.

Набор высоты - 425 м на перевал+200 м на хребет=625 м.

Сброс высоты - 625 м в дол. р. Майвальтайока+ 260 м в дол. р. Сев. Каскаснюнйок=885 м.

Километраж -14,4 км.

ЧХВ -2ч20 мин на подъем + 2ч 30 мин на спуск.

С МН от вышки вышли в 10.00. Движемся по дороге, но в течение первых 10-15 мин. она закончилась. Река есть, но она время от времени уходит под камни. То с одной, то с другой стороны лежат снежники. За один переход доходим до спуска с перевала Центральный Лявочорр. На морене, под перевалом, можно поставить 1-2 палатки - местами есть мелкая галька, вода кое-где выходит на поверхность. Морена сложена средними и крупными камнями.

Проходим ещё один переход, впереди открывается место слияния ручьёв, дающих начало реки Кальйок. Понятно, что нужно идти либо налево, либо направо (фото № 10). Налево - на вершину Лявочорр (1188,6), направо - на перевал Высокий (1А,1125), то есть перевал Южный Лявочорр. Орографически это название более логично. Мы идем на перевал Высокий, поэтому пошли направо. Снизу перевальный взлёт показался невысокий, но длинный и пологий ( 200м, крутизна 200). Но после подъема на него впереди открывается огромное плато вершины Лявочорр (фото № 11), по которому мы шли 2 перехода, пока не открылся вид в другую долину. Это долина ручья, впадающего в р. Майвальтайок. На перевале в 13.10. Сняли 2 записки: 2003 года, 2005 года. В одной из них написано, что это - Южный Лявочорр, а в другой - Высокий.

Таким образом, подъем на перевал простой. 1А он за другую сторону, по которой мы спускаемся. На спуске склон длиной 300м, крутизной 30-350, сложен средней и крупной осыпью. Камни острые. Спускаемся, соблюдая правила движения на камнепадоопасных участках, самостраховка ледорубом, в касках. Общее направление спуска - влево-вниз. Тропы нет. Весь склон усеян частями разбившегося самолета. По запчастям, которые мы взяли, сделали вывод, что это случилось в 1985 -1986 гг. Спуск занял 25 минут.

Под перевалом, при спуске, два озера. Одно, дальнее, видно сразу с перевала (фото № 13) . Другое - приблизительно с середины перевального взлета. На карте отмечено одно. У второго, дальнего озера, в 1400 делаем перекус.

Вышли с перекуса в 1530. Наш следующий перевал Северный Рисчорр. Склоны долины довольно пологие, до 200, покрыты мелкой осыпью. Поэтому мы не спускаемся вниз в долину Майвальтайока, а траверсируем восточные склоны г.Портомчорр (1081), оставляя гору справа. Движемся без тропы. За два перехода доходим до ручья, вытекающего из под Северного Портомчорра. Переправляемся через него по камням. Отсюда хорошо видна его седловина (фото № 14).

Продолжая траверсировать склон, обходим г.Портомчорр с юга на протяжении двух переходов. Движемся по простому осыпному склону крутизной до 200. Таким образом, обогнули гору с юга.

Выходим к крутому спуску в долину ручья, вытекающего из под перевала Южный Портомчорр. Это левый приток р. Каскаснюйок. Крутизна склона около 300 - 350, протяженность участка 200 м, перепад высот120 м, покрыт мелкой осыпью. Применяя самостраховку ледорубом, в касках, серпантином спускаемся со склона к ручью, пересекаем ручей по камням и на правом берегу в 1900 становимся на ночлег на ровной каменисто-травянистой площадке. Дров нет, вода из ручья.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Перевал из долины
реки Малая Белая

18 июля.

Четвёртый ходовой день.

Перевал Северный Рисчорр (н/к, 875) - база ПСС.

Ночёвка на высоте - 280 м.

Набор высоты - 435 м.

Сброс высоты - 595 м.

Километраж -10,8 км.

ЧХВ - 4 ч 10 мин.

От МН поднимаемся на отрог с вершины 1083м за один переход (25мин) и спускаемся к реке, текущей из-под перевала Умбозёрский (н/к, 527). Это левый приток Северного Каскаснюйока. Переходим его по камням (фото № 15). За два перехода пересекаем отрог вершины Рисчорр (1017,9 м), траверсируя ее склоны. Склоны покрыты мелкой осыпью, местами поросшею мхами и лишайниками. Траверсом выходим в ущелье перевала Северный Рисчорр. С правого по ходу борта ущелья видна перевальная седловина Северного Рисчорра (фото № 16). За 10 минут подходим под перевальный взлет. В нижней части это осыпной склон, крутизной 200-300, мелкая подвижная осыпь. Движемся сначала по ней до снежника, потом выходим на снежник. По нему идти удобнее, чем по подвижной осыпи. Снежник длиной 200 м, крутизной 200 - 300 ( фото №17). При движении по снежнику первый бьет ступени.Подъем на перевал из под перевального взлета занимает 20 минут. На перевал поднимаемся в 12.50. Выходим прямо к туру. Тур сложен из больших камней, из него торчит лыжная палка ( фото № 18). Берём записку группы педагогов под руководством Устинова С.В. из ДДЮТЭ ЮАО г.Москвы. Они были здесь 15 июля этого года ( т.е. три дня назад) и прошли его в другую сторону - к Умбозеру.

Ущелье Рисчорра узкое и длинное, забитое снегом. Высота стен - скал ущелья 7м, длина 300м ( фото № 19).

Проходим перевальную седловину и выходим из перевальной щели (фото № 20). Начинается дождь. Спускаемся в долину Рисчорра. Практически сразу с перевала начинается тропа, по которой мы и идём. Спуск в долину Рисйок проходит по простому осыпному склону крутизной 200. Спускаемся два перехода по 25мин. и выходим к грунтовой дороге. Здесь начинается лесная зона. По дороге идём вниз. По правому берегу р.Рисйок 1 час, с 14.00 до 15.00., и выходим к пересечению с дорогой, ведущей на базу ПСС. Мы поворачиваем направо, идём 300-400м, 10 минут, выходим к базе ПСС.

На базе располагаемся в домике с печкой. Проживание в домиках спасателей стоит одни сутки 120 рублей с человека. Можно заказать баню. 1 час - 300 рублей.

На территории ПСО построена и функционирует гостиница"Рамзай". Но расценки в ней значительно выше.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Перевальный взлёт
перевала Орлиный

19 июля.

Днёвка на базе КСС.

Погода испортилась, температура воздуха на базе на высоте 280 м +80С. Идет дождь. Знакомые ребята спустились с перевала Северный Чоргорр. Там температура воздуха +30С и идет снег.

Мы сходили в баню. Забрали заброску №2 и распределили продукты по рюкзакам.

20 июля.

Пятый ходовой день.

База ПСС - перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) - озеро Академическое - подход под перевал Безымянный (1А, 925).

Ночёвка на высоте - 420 м.

Набор высоты -615 м.

Сброс высоты - 475 м.

Километраж -18 км, в зачет 14,4 км.

ЧХВ - 4 часа 35 минут.

Из-за дождя откладываем выход до 1200. Из-за тумана видны только ближайшие горы. Идём на перевал Южный Рисчорр (н/к, 895) по дороге, знакомой нам по спуску с перевала Северный Рисчорр. Она идет вдоль правого берега реки. За один час (рюкзаки лёгкие - взяли продуктов на три дня, до следующей заброски) доходим до места перехода через реку Рисйок , где дорога раздваивается. Налево на Северный Рисчорр, направо - на Южный Рисчорр. Нам направо.

Ещё за один переход (до 1400) подходим к перевальному взлёту (200-300, длина 250м, скально-осыпной) Южного Рисчорра (фото №21). На перевал идёт тропа. За 40 мин поднимаемся на перевал. Тур в центральной части перевала, возне него лавочка, две памятные таблички. Идёт снег, ветер. Поэтому мы быстро фотографируемся и спускаемся вниз (фото № 22).

На спуске склон крутизной 200, длиной 150м, покрыт мелкой галькой (фото №23). Спуск с перевальной седловины занимает 25 минут.

Наш следующий перевал - Безымянный (1А, 925). Поэтому мы не спускаемся в долину р. Каскаснюнйок, а траверсом выходим к озеру Академическое, далее траверсируем восточные и южные склоны в.905м и попадаем в долину реки Тульйок.

В заявленном маршруте планировалось подняться на плато над озером. Однако, погода и ее прогноз плохие. Видимость ограничена (500 м). Поэтому решили на плато не подниматься.

Траверсируем восточные склоны отрогов, спускающихся с плато в. Кукисвумчорр. За один переход проходим между вершинами 858,2 и 640,1м (см. маршрутную карту). За второй переход спускаемся к притоку Южного Каскаснюйока и поднимаемся от него к вершинке у озера Академическое (см. маршрутную карту). Оставляем здесь рюкзаки и четырёх человек и доходим до озера за пять минут. Фотографируемся и спускаемся к рюкзакам (фото№ 24). От этого места движемся по дороге в течение одного перехода (фото№ 25). Дорога идет с в.640,1 м (нанесена нами при корректировке карты). По ней мы идем, пока она совпадает с направлением нашего движения. Мы траверсируем восточные склоны в.905м. Здесь дорога уходит налево, видимо, к перевалу Куропачий. А нам на юг, вниз, в долину р.Тульйок. Спустились к реке за два перехода по мелкой и средней осыпи по простому склону без тропы. Со спуска к реке Тульйок виден перевал Безымянный. Перевальная седловина представляет собой щель ( фото №26).

Спустились в долину реки и сразу попадается тропа, идущая в сторону перевала Безымянный. Встали выше границы леса на травянистых площадках рядом с тропой. Ниже на 400 м виднеется криволесье. Спускаться к нему бессмысленно, т.к. это потеря высоты и от травы и кустарников только ещё больше намокнешь. Т.к. дождь не прекращался, то все вокруг мокрое. И возможные дрова тоже. Ужин готовим на горелках, вода из реки. Палатки ставим тандемом, между ними готовим, т.к. дождь и ветер. Перевал время от времени заволакивает туманом.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Наведение первых перил

21 июля.

Шестой ходовой день.

Долина реки Тульйок - Перевал Безымянный (1А, 925 м) - озеро Малый Вудъявр.

Ночёвка на высоте - 360 м.

Набор высоты -505 м.

Сброс высоты - 565 м.

Километраж -12 км.

ЧХВ -5 часов.

Утром дождь и сильный ветер. Дежурные встают в 9.00. Готовим в тамбуре под тентом. Еду дежурные разносят по палаткам.

Выход в 11.45, так как ожидали "окно", чтобы собраться не под дождём. За 1 час подошли под перевальный взлёт перевала Безымянный (1А, 925). Перевальный взлёт длиной 300м, крутизна склона до 300, мелкая и средняя осыпь. Мелкая осыпь очень подвижна, особенно в условиях дождя. Наверху небольшой снежник длиной 100м, крутизной 300-350. Сначала по осыпи движемся серпантином, соблюдая правила преодоления камнеопасных склонов, так как осыпь подвижна. Снежник расположен таким образом, что не достигает скальных склонов слева и справа. Можно двигаться и по осыпному склону, но лучше это делать на спуск, а не на подъём. На подъёме ноги проскальзывают по мелкой осыпи, поэтому мы выходим на снежник, бьём ступени (фото№ 28).

Ледовые участки не попадаются. Если бы был фирн или лед, то требовалось бы наведение перил и кошки. И тогда сложность перевала возрастает до 1Б. В наших условиях это 1А. Подъём на перевальный взлёт занял один час. Поднялись на перевальную седловину в 14.00. Перевальная седловина длиной 150м, сложена средней и крупной осыпью. Время движения до тура 12 мин ( фото № 29). Местами попадаются снежники, но короче и положе. В туре взяли записку детской группы из Санкт - Петербурга. Они спустились на него с в.Кукисвумчорр. Погодные условия: пасмурно, дождь, температура +80С. Спускаемся в долину Кукисйорк, т.е. цирк Снежный. Спуск происходит по тропе. Их несколько - подъёмные и спусковые. Мы придерживаемся левой части цирка, спускаемся серпантином по средней осыпи. Спуск занимает 30 мин. Крутизна склона 350, длина 200м (фото№ 30). Спуск закончили в 14.30. Идём ещё один переход, придерживаясь правой стороны цирка, так как нам надо выйти на дорогу через перевал Кукисвум. Из-под перевала Безымянный видны бывшие опоры ЛЭП, сейчас провода на земле (фото № 31). Так же мы нашли остатки деревянного дома, разбросанные по склону. Видимо, здесь раньше велись разработки, добывались полезные ископаемые. Теперь разработки ниже. Площадка разработок видна отсюда тоже. К площадке идут по склону дороги. На фото 33 цирк Снежный и район перевала Безымянный с одной из этих дорог. Мы их нанесли на карту (см. маршрутную карту).

Продолжаем спуск в долину Кукисйорк по простому травянисто-осыпному склону без тропы. Через два больших перехода (по 40мин), в 16.00, становимся на перекус. Отсюда до дороги через перевал Кукисвумчорр один переход. Берём заброску №1, которую оставили за большим камнем в день заезда на базу. Продукты в целости и сохранности. Распределяем груз по рюкзакам.

Принимая меры предосторожности, движемся вниз по дороге через перевал Кукисвумчорр один переход. По дороге то и дело проезжают груженные щебнем КАМазы. Поворачиваем на лесную дорогу направо (по ходу движения), идём 15 мин до кирпичной клади - памятнику первой научно - исследовательской станции МГУ в Хибинах.

Отсюда проходим 7 мин, переправляемся через ручей (фото№ 33), впадающий в озеро Малый Вудъявр по камням и брёвнам. Через 200м обнаруживаем место для стоянки на правом по ходу берегу озера. На ночёвку становимся в 20.30. С МН виден перевал Географов. Так как стоим в лесной зоне, дрова есть.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Крутизна снежника до 45

22 июля.

Седьмой ходовой день. Полудневка.

Экскурсия в ПАБС - 23 км г. Кировска - подход под перевал Тахтарвумчорр.

Ночёвка на высоте - 500 м.

Набор высоты -40 м ( от ПАБС к МН)+ 140 м (подход под перевал).

Сброс высоты - 40 м ( от МН к ПАБС).

Километраж -18 км, в зачет 14,4 км.

ЧХВ -3 часа 20 минут.

Подъем в 9.00. Полудневку решили провести активно. Т.е. сходить в один из самых северных ботанических садов мира. Это наш Полярный альпийский ботанический сад, находящийся в районе 25 км г. Кировска. Четверых оставили в лагере. От МН выдвигаемся по дороге в сторону г. Кировска. Выход в 11.15. В 12.00 пришли в ПАБС. Попадаем на экскурсию с большим трудом, т.к. все времена расписаны. До 15.00 ходим по экскурсиям: посетили музей научного исследования Хибин, прошлись по территории ботанического сада, осмотрели теплицу ( фото № 34).Надо сказать, что часть группы уже была здесь зимой. Зимой тепличный уголок производит более сильное впечатление, зато летом можно полюбоваться всей территорией, цветами на клумбах.

После экскурсии по ботаническому саду идем в магазин на 23 км. Это по той же дороге ещё 3 км. Доходим за 30 минут. В районе 23 км есть магазины, аптеки, киоски. Покупаем хлеб, булочки. Возвращаемся назад к месту стоянки по дороге за 1 час 15 минут. В 17.00. обед. В 18.00. выходим по правому берегу озера по ходу по грунтовой дороге, которая не отмечена на карте. Направляемся к перевалу Тахтарвумчорр.

Через 25 мин движения переправляемся по бревнам через ручей Поачвумйок, впадающий в Малый Вудъявр и ведущий к перевалу Рамзай. Тропа на перевал Рамзай идет как по левому, так и по правому берегу этого ручья. Еще через 25 мин (1 переход) переходим по камням второй ручей, впадающий в Малый Вудъявр. Здесь мы выходим из лесной зоны, и от этого ручья открывается вид на цирк массивов Тахтарвумчорр и Тахтарчорр. Дорога уходит еще метров на 150 вверх и заканчивается. Мест под ночевки выше нет, там морена. Поэтому мы решаем остановиться недалеко от места переправы через ручей на зеленом моховом склоне, относительно пологом (фото № 35). Для этого приспускаемся от дороги метров на 100 вниз по склону и ставим лагерь. Вода из ручья, готовим на газовых горелках.

Для того, чтобы выяснить путь группы на завтрашний день, высылаем под перевал разведку под руководством заместителя руководителя. Они возвращаются через 1,5 часа. Результаты разведки таковы: можно подходить под перевал вверх по долине ручья. Но вдоль ручья нет тропы, движение осложняется низкорослой кустарничковой растительностью, которая покрывает морену. Так что лучше идти траверсом по левому по ходу борту долины по морене. Морена сложена средними камнями, попадаются крупные валуны.

Выполнил Фомин Евгений.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Перевальный взлёт из
долины ручья Петрелиус

23 июля

Восьмой ходовой день.

Пер. Тахтарвумчорр (1Б, 1093)- долина реки Малая Белая.

Ночёвка на высоте - 400 м.

Набор высоты -593 м.

Сброс высоты -693 м.

Километраж -12 км.

ЧХВ -6 часов 15 минут

Выход от МН от границы леса у переправы через ручей в 10.00. Идем выше ручья по правому борту долины по средней осыпи, местами попадаются крупные валуны. Траверсируем склон. За 2 перехода, к 11.30, подходим под перевальный взлет. Это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Общая длина перевального взлета 500-550м. В нижней части это скально-осыпной склон крутизной 300, длиной 250 м. Сначала движемся по мелкой и средней осыпи 1 переход. Подходим под снежник длиной 100 м, крутизной 300-450. Снежник занимает практически весь перевальный взлёт по ширине. Пока возможно идти справа от него по скалам, мы идём.

Глубина снежника по пояс и выше (что видно из фото № 37). А справа от него уже не осыпь, а скалы, к тому же мокрые. Поэтому далее движемся по снежнику, повесив одни вертикальные перила длиной 40м. Участники одевают страховочные системы. Крепятся к перилам схватывающим узлом. Работают в касках и рукавицах. Палки на темляке на руке, ледорубы пристрахованы. На перилах по одному человеку. Крутизна снежника местами достигает 450 (фото № 38). Веревку закрепили за большой камень. Зам. руководителя проходит скальный участок лазанием и крепит веревку за большой камень для движения группы по снежнику. Руководитель при движении по снежнику бьёт ступени. Участники поднимаются по ступеням с использованием перил с самостраховкой схватывающим узлом (фото№ 39).

После выхода с первого снежника справа появляется осыпной участок, по которому возможно движение. Движемся по нему 15 м в обход снежника и выходим на скально-осыпной участок. Здесь группа собирается, т.к. осыпь довольно подвижная, склон камнепадоопасен. Вероятно попадание камней в нижних участников, которые поднимаются по снежнику. Поэтому собираем группу над первым снежником. Продолжаем движение вверх по мелкой и средней осыпи ( фото № 40). Длина этого участка 200 м, крутизна 300. На мелкой осыпи видны следы спусковой тропы, однако подниматься по ней неудобно.

Выходим на второй снежник. Он тоже занимает весь перевальный взлет от скал слева до скал справа. Двигаться по нему проще, чем по скалам, поэтому выходим опять на снежник. Крутизна его 300, длина 100м. Второй снежник проходим без перил, первый бьет ступени (фото № 41).Самостраховка осуществляется альпенштоком или ледорубом. Второй снежник выводит на перевальную седловину. Она длинная, как видно по карте. Этот перевал ещё называется Щель дракона. Перевальная седловина и представляет собой довольно протяженную щель длиной 400м. Перевальная седловина местами забита снегом.

На этом протяжении мы обнаружили 4 тура. И во всех были записки о том, что группы идут этот перевал в другую сторону, т.е. определяющую сторону на спуск. В первом для нас туре была записка Александрова Н.В. из района Хорошево г. Москвы, от 2002 года ( фото № 42). Берем записку Александрова Н.В., оставляем там свою. На перевальной седловине мы в 14.00. Подъем на перевал занял 2,5 часа.

Еще в одном туре меняем записку студентов из Санкт-Петербурга. Остальные читаем и кладём на место. При выходе из перевальной щели открывается огромное плато и вид на озеро Большая Имандра (фото № 43). На плато стоит последний, четвертый тур.

С перевала спускаемся прямо вниз. Перевальный взлёт с этой стороны представляет собой скально-осыпной склон, покрытый средней, местами мелкой осыпью. В его средней части лежит снежник, который легко обходится справа по ходу. Длина склона 300-350м, крутизна 300. Спуск занимает один переход (25мин). Уже со спуска видели внизу озеро, у которого планируем встать на перекус. За 2 перехода спускаемся к нему в 16.20. Начинается дождь. Натягиваем тент. Во время прохождения перевала дождь то начинался, то заканчивался несколько раз. После перекуса движемся 3 перехода по морене вдоль ручья правым берегом. Морена сложена средними камнями. Тропы нет. Выходим к границе леса и долине реки М.Белая.

Спуск к реке проходит по криволесью, которое мы пересекаем за 10 минут. Через реку переправляемся вброд. Брод несложный, глубина 20-30 см. У реки нас обрадовано встречает огромное количество комаров. После переправы углубляемся в лес на 100 метров и выходим на очень набитую тропу, ведущую в цирк перевалов Западный, Восточный Петрилиус и Рамзай. Сразу встречаем детскую группу, бодро идущую на Рамзай в 21.00. вечера. По тропе проходим вверх 200м, обнаруживаем очень хорошее место для ночевки и разбиваем лагерь. Дрова в лесу в достаточном количестве, т.к. это уже не криволесье. Вода из М.Белой. Опять дождь. Время 21.00.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Цирк перевала Южный
Лявочорр из долины
реки Кальок

24 июля.

Девятый ходовой день.

Долина реки Малая Белая - перевал Западный Петрелиус (н/к, 846) - долина реки Петрелиус. Радиальный выход на базу.

Ночёвка на высоте - 600м.

Набор высоты -446 м.

Сброс высоты - 246 м.

Километраж - 21,6 км, в зачет 10,8 км ( до озера).

ЧХВ -3 ч 15 мин ( до озера).

Выход в 1000. Движение по тропе левой по ходу или правым орографическим берегом реки Малая Белая до озера Тахтаръявр у границы леса. Тропа хорошая, местами это даже лесная дорога. Это старая вездеходная дорога.

За 1 час (к 1100) выходим к границе леса. За этот переход попадается много мест под стоянки. Отсюда открывается вид на цирк трех перевалов: направо перевал Рамзая (н/к, 743), прямо - Восточный Петрелиус (1А,883) налево - Западный Петрелиус (н/к,846) ( фото № 45). Сама седловина перевала Западный Петрелиус еще не видна.

Ещё 1 час движемся по тропе. Она начинает местами пропадать, местами отмечена турами. Справа оставляем 2 озера, не такие большие как Тахтаръявр.

В 1200 подходим к большому озеру под перевал Восточный Петрелиус ( фото № 46), которое не отмечено на карте. В позапрошлом году (2004г) оно было значительно больше. В этом году (2006г) оно пересохло и распалось на несколько более мелких озер ( фото № 47, с того же места, что и № 46).

От озера через 20 мин по мелкой и средней осыпи подходим под перевальный взлёт. Местами тропа угадывается по турам. Длина перевального взлета 350м, крутизна - 30о, покрыт мелкой и средней осыпью.

Подниматься можно разными путями, но справа по ходу острые камни, которые недавно упали. Поэтому идем сначала слева, потом выходим в среднюю часть взлета.

Здесь выходим к небольшому каньону, но по его дну не идем, так как на нем лежит снег и засыпан свежеупавшими камнями. Тропа идет выше, слева по скалам. Тропа находится прямо под перевальной седловиной. Выходим на перевальную седловину. Преодоление перевального взлета заняло 35 мин.

На седловине три памятных знака погибшим в лавине ( фото № 48). Длина седловины 60 м. При выходе из нее стоит огромный тур. Оставляем записку. Здесь два дня назад была группа туристов из Москвы, шла перевал в другую сторону.

С перевала видна перевальная седловина перевала Крестовый (2А, 1075м), Крутой ( 1Б, 1030) и за отрогом перевал Орлиный (1Б*, 1105 м). В своем перечне перевалов от2005 года Громов В.В. называет перевал Орлиный Балтийским проходом.

Спускаемся прямо вниз. Спуск проходит по тропе по средней и мелкой осыпи. Длина перевального взлета 200 м, крутизна - до 30о. Время спуска - 20 мин. Со спуска видно озеро под перевалами Западный Петрелиус, Орлиный и Крестовый, не отмеченное на карте.

По графику, здесь должна быть на следующий день днёвка. Поэтому становимся на ночевку на правом по ходу берегу озера. Каменистая площадка. Место тщательно выбираем, осматривая ближайшие склоны. Т.к. дожди идут много дней и велика вероятность схода камней. Дров в ближайшей округе нет, готовим на газовых горелках. Вода из озера. Температура воздуха 60С, дождь, из долины поднимается туман.

Продукты на оставшуюся часть похода находятся на базе. За ними нужно идти. Можно завтра туда и обратно, можно сегодня туда, а завтра обратно. Выбираем второй вариант. Зам.руководителя и шесть мальчиков уходят на базу.

Движемся по тропе правым берегом реки Петрелиус, хотя тропа видна и по левому берегу тоже. Идем по мелкой и средней осыпи, тропа помечена турами, натоптана. За 40 минут доходим до границы леса и переходим по камням реку Петрелиус на левый берег, для того, чтобы внизу не переправляться через эту реку вброд.

Река Петрелиус принимает два крупных притока: слева из-под горы Часночорр и горы Идичвумчорр и внизу перейти ее сложнее, чем здесь, наверху.

В лесной зоне (криволесье) тропа набитая. До заболоченной местности в районе спуска с перевала Южный Чоргорр доходим за 1 ч 15 мин. Тропа здесь не такая хорошая, местами пропадает или идет в обход болота.

Скорее это тропы, оставшиеся после предыдущих групп, обходим болото и снова появляется тропа. За болотом и налево вверх уходит хорошая тропа на перевал Южный Чоргорр, а справа от тропы есть место для бивака прямо при спуске с перевала Южный Чоргорр. Тропа переходит в лесную дорогу, идем еще 1 час до болота, которое рядом с базой Куэльпорр. Болото можно преодолеть по нижней тропе по кочкам, местами в обход, местами замочив ноги. Наверное, если стоит хорошая погода, то этот заболоченный участок такой сложности не представляет. Если не хочется мочить обувь, можно его обойти поверху, по склону, но тогда будешь весь мокрый от воды с деревьев.

Далее дорога уходит направо, а вдоль реки идет тропа, выходит ближе к реке и через 15 минут выводит нас к мосту через реку Кунийок на базу ПСС. Приходим в 18 30. Путь от места ночевки до базы занял 3 ч 10 мин.

Встаем на левом берегу. Стоянок масса, дрова есть, вода из реки. Забираем у дежурного спасателя свою заброску.

Выполнил Лысов Павел.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам На плато вершины Лявочорр.
Видна седловина перевала
Центральный Лявочорр
(1Б, 909)

25 июля.

Дневка. Возвращение с базы ПСС.

Часть группы возвращается с базы по известному уже ей пути, приносит продукты.

Прогноз погоды неутешителен: в ближайшие дни дожди. Опускается облачность. Цирк перевала Орлиный затянут туманом. Идет дождь. Усиливается ветер. Температура равна + 6оС.

Выполнила Перчаткина Мария.

26 июля и 27 июля.

Дни отсидки в лагере под перевалом Орлиный из-за плохих погодных условий (фото № 51). Видимость от 50 до 150 м.

Выполнила Сиротинина Екатерина.

Отчет о горном туристском походе II к.с. по Хибинам Перевал со стороны
реки Мальвальтайок

28 июля.

Десятый ходовой день.

Верховья реки Петрелиус - подход под перевал Орлиный (1Б, 1105).

Ночёвка на высоте - не было.

Набор высоты -100 м.

Сброс высоты - 0 м.

Километраж -1,5 км.

ЧХВ - 1 час.

В 16:00 руководитель и 2 участника вышли на разведку к перевалу Орлиный

(1Б, 1105) в появившееся окно в погоде, чтобы посмотреть насколько густой туман на перевальном взлете.

За два перехода по 20 минут мы по средней и крупной морене без тропы подходим под перевальный взлет и просматриваем подъем на него. Два года назад, летом 2004 года, мы были под этим перевалом. Тогда мы ходили в горный поход 1КС, и перевал 1Б в наши планы не входил. Под ним мы тогда провели снежное занятие: хождение в связках, зарубание ледорубом. Снега было значительно больше. Под перевальным взлетом, там где в этом году осыпь, два года назад лежал снежник. И весь перевальный взлет был в снегу. А сейчас местами виднеются скально-осыпные участки.

Под перевальным взлетом есть место под 2 палатки, это каменистые площадки. Но в снежный год его может и не быть. Окно все еще держится. Поэтому решаем спуститься в лагерь, собрать его и идти на перевал.

Группа разведки спустилась в 18:30. Поужинали, собрали весь лагерь, кроме палаток. Ждем перерыв в дожде. Но перевал виден ( фото №52). Дожидаемся временного прекращения дождя. Снимаем палатки и в 22:00 выходим. Сначала по тропе обходим озеро слева по ходу и переходим реку Петрелиус с правого на левый берег. За 2 перехода по 25 минут по средней и крупной морене без тропы подходим под перевальный взлет перевала Орлиный (фото № 53).

Таким образом, в 24:00 28 июля или в 00:00 29 июля начинаем подъём на перевал Орлиный. Поскольку в это время года в заполярье солнце практически не опускается за горизонт, то понятие дня и ночи отсутствует. Мы не можем упустить возможность проскочить определяющий для нас перевал в появившемся окне. Поэтому идем на него при первой же возможности. Требование техники безопасности соблюдено: видимость более 500 м. Выполнение этого требования мы ждали трое суток. Выполнила Ольховская И.Г.

29 июля.

Одиннадцатый ходовой день.

Перевал Орлиный (1Б, 1105) - долина реки Малая Белая.

Ночёвка на высоте - 300 м.

Набор высоты - 405м.

Сброс высоты - 480 м.

Километраж -9,6 км.

ЧХВ - подъем на перевал 3 ч40 мин + спуск до площадок 1 ч + спуск в дол. Малой Белой 1 ч20 мин = 6 ч.

Надеваем системы, готовим веревки, схватывающие узлы, карабины, одеваем кошки. Кошек всего три пары, поэтому их одевают зам. руководителя, который пойдет первым и будет вешать перила, и два участника. Руководитель идет вторым по перилам и бьет ступени, где ботинками, где подрабатывая ледорубом. Участники поднимаются по перилам с самостраховкой схватывающим узлом, в рукавицах, на голове каска.

Перевальный взлет длиной 400м, крутизной 300-45?, снежный, местами скально-осыпной. Весь снизу не просматривается.

По средней осыпи подходим под снежник. Осыпь как бы языком вклинивается в снежник. Её дина 100м, крутизна 30?.

Наши веревки - две по 40 м, две по 30 м. Первым идет зам. руководителя. Это самый сильный и опытный участник. Он идет в кошках, с самостраховкой ледорубом, самовыпуском по перилам. Они крепятся на станции на ледорубе (фото № 54).

Первую веревку крепим на скале за петлю, справа по ходу ( фото № 55). На ней, кстати, уже есть чья-то петля. Но мы вешаем свою.

Вторая веревка крепится на ледорубе. Прямо вверх по снежнику крутизной 40?, справа скалы ( фото № 56).

Со снежника выходим вправо по ходу на скально-осыпной участок крутизной 35?- 40?, и собираем группу. Так как все подходят по одному, то этот процесс занимает около 30 минут. Время от времени налетает туман ( фото № 57). Сильный ветер, морось. Здесь небольшой свободный от снега пятачок, на котором можно посадить группу. Чтобы не мерзнуть, накрываемся тентом. Пока ждем, навешиваем третью веревку в 30 м. Опять на ледоруб. Четвёртую сразу не вешаем, так как нужно будет в том месте всем собраться в ожидании веревок снизу. Пока последние из 14 человек не пройдут предыдущие перила и не принесут их. А в том месте на снежнике отсидеться негде. Нет прикрытия скалами от пронизывающего ветра. К тому же ноги от снега практически у всех уже мокрые. Поэтому собираем группу здесь, после второй веревки, а не после четвертой.

После подхода последних участников с веревками и ледорубами, начинаем вновь движение вверх. Проходим по уже готовым 3-им перилам в 30 м, потом 2 веревки по 40 м и еще 30 м. Все крепим на ледорубах, они входят по головку.

Оказываемся по ширине, в средней части снежника. Все снаряжение задействовано. На скалах справа просматривается место, где можно снова собрать группу. Наводим к скалам направо горизонтальные перила из петли в 10 м и выходим на скально-осыпной участок (фото № 58).

Проходим вдоль скал (крутизна 30?) 70 м до небольшой открытой площадки и собираем группу. Накрываемся тентом. Дальше наверх не поднимаемся, пока не придут все участники, чтобы не засыпать камнями нижних участников. Так как скалы мокрые, камни на них не держатся. Если бы ни это обстоятельство, можно было бы подняться еще выше на 100 м. Там есть грот в скале, укрытие, в котором можно собрать группу. От места второго сбора группы веревок больше уже не вешаем. Проходим вдоль скал, по границе снежника, 100 м мимо этого грота и выходим опять на снежник крутизной 20?. Первый бьет ступени. Проходим так 70 м с самостраховкой ледорубом и выходим на перевальную седловину (фото № 59).

На перевале тур. В нем записка уже знакомой нам детской группы из Питера от 15 июля (тогда еще была хорошая погода). Они спустились на перевал с вершины Юдычвумчорр, на которую взошли с перевала Западный Петрелиус (н/к, 846) ( где мы и взяли их первую записку) и спустились с Орлиного по не определяющей стороне в долину ручья Ферсмана.

У нас же вода в 0,5 л бутылках у каждого частично превратилась в лед. Из чего можно сделать вывод, что температура воздуха во время прохождения перевала была ниже 0?C. И камни на перевальной седловине и вниз от нее в обе стороны на 100-200 м обледенели. Травинки на перевале и те во льду (фото № 60,61) .

Фото на перевале № 61. Время 4:40 утра. ЧХВ подъема на перевал 3ч 40 мин. Оставляем в туре записку с пожеланием хорошей погоды.

Перевальный взлет со стороны ручья Ферсмана на фото № 62. Это скально-осыпной склон крутизной от 200 до 300, длиной 300-350 м. Спускаемся очень осторожно и медленно по обледенелым камням с самостраховкой альпенштоком. Сначала по средней осыпи, крутизной в верхней части до 30?. Далее осыпной участок длиной 250 м, крутизной 200-25?. Спуск с перевального взлета занял 35 минут.

После спуска с перевального взлета съедаем перевальный шоколад, сухофрукты, конфеты. За 25 мин спускаемся до первых ровных площадок под перевалами Орлиный и Ферсмана. Это почти ровные травянистые площадки. Вода из ручья Ферсмана. Время 6:00. Сильный ветер. Но в этой долине нет дождя и тумана! Приготовили завтрак и в 8:00 - отбой.

Подъем в 15:30. Обед. Выход в 17:20. Погода чудесная. С места отдыха панорамный снимок на перевалы Ферсмана и Орлиный на фото №63.

В соответствии с заявленным маршрутом, отсюда мы должны были поднимать на перевал Ферсмана, далее ущелье Юмекорр, Аку-Аку и на станцию Имандра. Билеты на поезд у нас со станции Апатиты, до которых тоже ещё надо добраться и не опоздать на поезд. Из Имандры в Апатиты по будням отправляется рабочий поезд в 17.00. Ехать на нем 31. 07. рискованно: можно опоздать на московский поезд. А к вечеру 30.07. мы там навряд ли будем. На эту часть маршрута закладывалось 3 дня, которых у нас теперь уже нет. Мы их потратили на отсидку. А если с другой стороны перевала Ферсмана непогода? К тому же у одного из участников поднимается температура. Решили не рисковать и спускаться в долину Малой Белой.

От места стоянки под перевалом Орлиный и Ферсмана идем левым берегом реки Ферсмана вниз по средней и мелкой осыпи. Через 40 мин движения выходим на тропу (фото № 64). На правом берегу тоже заметна тропа, но она хуже. Еще через 40 мин движения пересекаем по камням ручей, впадающий в реку Ферсмана слева с горы Юдычвумчорр. Здесь тропа уходит от реки вверх по склону на 150 м. Через 15 мин входим в лесную зону. На тропе и выше нее попадаются симпатичные места под бивуаки. Дрова в лесу. Вода из реки Ферсмана. Еще через 25 мин движения тропа выводит к бревенчатому мосту (фото № 65) через ручей Ферсмана и здесь же грунтовая лесная дорога пересекает ручей с запада на восток. Переходим реку Ферсмана на правый берег по бревнам и встаем на лесную дорогу, движемся по ней на запад, то есть идём параллельно реке Малая Белая. Идем 40 мин. Постоянно встречаем заросли черники. В течение следующего перехода (40 мин) дорога идет в обход болота в долине реки Малая Белая и выводит нас к реке.

У реки становимся на ночлег в 21:00. Дров в лесу достаточно. Вода из реки.

До отбоя высылаем разведку вниз по реке в поисках тропы или дороги по правому берегу, как отмечено на карте.

Выяснили, что вдоль реки идет тропа по правому берегу. Но есть вероятность подтапливания тропы, если она рядом с рекой. А дорога, по которой мы пришли, уходит через реку на левый берег. Поэтому решаем утром продолжать движение по дороге, переправившись на другой берег.

30 июля.

Двенадцатый ходовой день.

Долина реки Малая Белая - ст. Хибины - ст. Апатиты.

Ночёвка на высоте - 160 м.

Набор высоты - 0 м.

Сброс высоты - 140 м

Километраж - 7,2км.

ЧХВ - 2ч.

Подъем в 10.00. В этом месте, где дорога пересекает реку с правого берега на левый, река разливается на два рукава, огибая островок. Реку Малая Белая в этом месте вполне можно перейти в брод. Сначала один рукав, затем другой. Но часть группы не желает мочить "бродильную" обувь, поэтому решаем навести переправу через реку. К тому же, один участник болен. Ноги ему мочить в холодной воде нежелательно. У больного забрали почти всё из рюкзака.

Начинаем организовывать переправу в 11.20. С островка на другой берег. И там, и там есть деревья.

Переправляемся сами, рюкзаки отдельно (фото №66). В 12.10 вся группа на другом берегу. 10 мин уходит на сбор снаряжения, и в 12.20 выходим по дороге на запад, к станции Хибины.

Дорога идет по смешанному лесу. Идем три перехода по 40 минут и доходим до первых дачных домов поселка у станции Хибины. Так как сегодня воскресенье, то встречаем грибников, у которых узнаем, что сегодня лучше уехать на автобус в 17.00. в Апатиты. А вообще он ходит по вторникам, четвергам, субботам, воскресеньям в 15.00 и 17.00. Стоимость проезда 34р 80.коп. Рабочий поезд ходит по рабочим дням, в Имандре он бывает в 17.00. Но с ним случается частенько такое, что он опаздывает, может ехать от Имандры до Апатитов 3 или 4 часа.

Идем по поселку 20 мин, выдерживая направление к железной дороге и выходим к ж/д станции Хибины.

Автобус на 15.00 уходит на наших глазах. За 2 часа приводим себя в порядок, обедаем, готовим еду на остатках газа. В 17.00 отправляются два автобуса. На одном из них мы уезжаем. До станции Апатиты доехали за 40 мин. Мы решили встать у ж/д вокзала, чтобы на следующий день не переносить лагерь. В группе имеется один заболевший, высокая температура, нужен был постельный режим. А так же, по старой памяти, на вокзале думали брать воду из-под крана.

Поэтому отправились на вокзал. Для этого пересели на ул. Ленина на автобус №8 и доехали до ж/д вокзала. Прямо напротив вокзала на поляне ставим палатки ( фото № 67). Но есть плохие новости: на вокзале с водой неудача. Кран заварен, а на буфете висит табличка "Закрыт на вечный ремонт". Поэтому питьевую воду все же приходиться покупать в киоске рядом с буфетом.

Ещё один из вариантов переночевать в Апатитах: доехать на автобусе Хибины -Апатиты до конечной остановки, там лесная зона. Можно отойти немного в сторону и встать, воду купить в магазинах. Их в округе достаточно.

Выполнила Меркушова Полина.

31 июля.

Ст. Апатиты - поезд "Мурманск - Москва".

Руководитель со своим больным сыном остается в лагере, а заместитель отправляется с группой, после завтрака, в центр. На автобусе №8 и №11 можно доехать к центру города. Мы узнали, что на улице Ферсмана есть одноименный музей. Нашли его: ул. Ферсмана дом 17. Но посетить нам его не удалось, так как директор музея был в отпуске.

На улице Ферсмана есть кулинарии, в которых можно купить: пирожные, чебуреки, сосиски в тесте, пирожки, чай, газировку и там же съесть. Цены, сравнительно с московскими, смешные.

С почты отправляем телеграммы в СЮТур, КСС в Кировск и в ДДЮТЭ.

Местное население с удовольствием наблюдает, как оголодавшая группа сметает все с прилавков.

Группа возвращается в лагерь. Теперь руководитель с особо ненасытными отправляется в центр за продуктами на поезд, а заодно опять в кулинарию: съесть что осталось.

Для закупки продуктов рекомендуем магазин "Пчелка" на ул. Ферсмана. Это супермаркет по типу московских - с тележками и большим выбором продуктов. С фискальным чеком, к которому не нужен товарный чек и в котором не сделают ошибку. Возвращаемся на привокзальную поляну. Собираем лагерь. Поезд "Мурманск - Москва" отправляется в 21.25 мин. Наше путешествие окончено ( фото №68).

Выполнила Меркушова Полина.

7. Сведения о материальном оснащении группы

7.1. Специальное снаряжение

Специальное групповое снаряжение

1. Веревка основная 40 м /10 мм - 2 шт.
  2. Веревка основная 30 м /10 мм - 2 шт.
  3. Петли 8 м /10 мм - 2 шт.
  4. Жюмары - 3 шт.
  5. Карабины -6 шт.
  6. Кошки - 3 пары.
  7. Ледобуры - 4 шт.

Веревки основные и петли использовались при прохождении перевалов Тахтарвумчорр (1Б) и Орлиный (1Б).

Жумары использовались при подъеме по перилам. У кого не было жумара, пользовались схватывающими узлами.

Карабины использовались для организации страховки и закрепления перил.

Кошки использовались при прохождении перевала Орлиный. В кошках был первый участник, наводящий перила и наиболее слабые члены группы. Рекомендуется иметь их каждому участнику. Тогда перевальный взлет можно было бы проходить не по перилам, а связками. Это существенно увеличило бы скорость прохождения перевала. В нашем случае мы взяли на маршрут столько, сколько имелось в наличии.

Ледобуры на маршруте не использовались, т.к. на Орлином были снег, фирн. Ледовых участков не попалось.

Специальное личное снаряжение

1. Страховочная система с блокировкой.
  2. Карабины 3 шт.
  3. Спусковое устройство.
  4. Репшнур для схватывающего узла.
  5. Рукавицы.
  6. Альпеншток или ледоруб
  7. Каска.

Страховочные системы, блокировки, репшнур для схватывающего узла, спусковое устройство, рукавицы использовались в соответствии с "Методическими рекомендациями для … Первенства". Спусковые устройства нам не понадобились, т.к. определяющие стороны перевалов 1Б мы проходили на подъем.

Альпенштоки и ледорубы использовались для самостраховки при преодолении травянистых и скально-осыпных склонов крутизной 25 0 - 45 0, при переправе вброд, для поддержания равновесия при движении. Альпенштоки в этих случаях даже удобнее. Ледорубы использовались ещё для организации точек и станций страховки.

7.2. Питание

На маршруте было организовано 3-х разовое горячее питание из расчета 550 грамм сухого веса на человека в день. Между приемами пищи выдавалась подпитка: сухофрукты, конфеты, орехи.

В Кировске купили хлеб на первое кольцо. На остальной части маршрута хлеб довольно удачно заменили мягкими сухариками. По сравнению с обычными сухарями, занимают больший объем, но они действительно мягкие, похожи на хлеб. Производители утверждают, что они ещё и без канцерогенов.

В дни прохождения перевалов были запланированы горячие перекусы из двух горячих блюд. Вместо супа растворяем бульонный кубик, плюс картофельные чипсы или сушеные кальмары, колбаса, сухарики, чай, сладкое к чаю.

Мы уже не первый год пользуемся сублимированными продуктами "Гала-гала" фирмы "Галакс". В нашем меню следующие сублиматы : мясо трех видов, капуста, перец, морковь, клюква, омлет, творог, ягодные смеси, молоко, сметана, сливочное масло (!). Из нового в этом году взяли порционные супы и борщи. Их не надо варить. Высыпаешь в тарелку и заливаешь кипятком. Отличный вариант для горячего перекуса. И действительно вкусно, а ещё и полезно. Правда, дорого. Но оно того стоит. В сублиматах фирмы "Гала-гала" нет никакой химии, только натуральные продукты, просто определенным способом приготовленные. Эта фирма поставляет продукты космонавтам, путешественник-одиночка В.Конюхов тоже закупается у них. Некоторые продукты кроме них, никто в мире не умеет сублимировать.

На дневках очень радуют народ блинчики.

Когда на полудневке спустились в ПАБС, в магазине купили хлеб, кисломолочные продукты, и прочие "Сникерсы" и "Марсы" по желанию. Всё было съедено в тот же день.

Готовили пищу в основном на газовых горелках. Потому как большая часть маршрута проходила не в лесной зоне.

Если чаще находиться в лесной зоне, чем мы, то вполне можно рассчитывать на блюда из грибов. Тогда желательно иметь лук для поджарки и вермишель для супа. В августе вовсю идет черника. Мы застали только начало черничного сезона, прошлогоднюю бруснику, шикшу. К тому же все эти дары природы находятся в лесной зоне, а мы чаще всего выше.

Выполнил Леухин Олег.

7.3. Расчет веса и меры по снижению веса рюкзака

При подготовке похода предусматривались меры по снижению веса рюкзака.

Определенное снижение веса рюкзака можно достичь за счет тщательного подбора личного и общественного снаряжения.

При выезде из Москвы в рюкзаках участников находились продукты только на первое кольцо, т.е. на 4 дня. Остальные продукты были упакованы в коробки и распределены на 3 заброски. Район и маршрут позволяют это сделать. Так почему же не воспользоваться такой возможностью? По предварительной договоренности на ж/д вокзале в Апатитах нас встречал ЗИЛ 130, на котором мы заехали в район путешествия и разложили заброски. Мы планировали разложить три заброски в трех разных местах. Но по дороге на базу спасатель нас предупредил, что в данный момент в тех местах бродит медведица, может разорить заброску. Поэтому в камнях оставили только одну заброску ( под спуском с перевала Безымянный), а две другие отвезли на базу Куэльпор. Таким образом, на протяжении похода больше чем на 5 дней продуктов мы не несли. Облегчению веса рюкзака способствовало и наличие сублимированных продуктов. Эти все меры и позволили сделать рюкзаки такими легкими.

Таким образом, вес рюкзака составил:

При выходе на маршрут

У юношей У девушек В среднем
Общественное снаряжение 6 кг 2 кг 4 кг
Личное снаряжение 8кг 8 кг 8 кг
Продукты 2,8 кг 2,8 кг 2,8 кг
Итого 16,8 кг 12,8 кг 14,8 кг

8. Выводы и рекомендации

Выбор района и нитки маршрута

При выборе района и маршрута похода мы руководствовались следующими соображениями. Район должен быть не очень удаленным и не очень сложным, т.к. в группе есть трое неопытных участников. В тоже время, в маршруте должны быть интересные перевалы для более опытных участников. Поскольку район для нас не новый, пришлось поискать сложные перевалы, на которых не была основная часть группы. Уложить их на нитку маршрута с учетом организации забросок. В результате прошли малопосещаемые перевалы в Хибинах. Это Южный Лявочорр (Высокий ( 1А, 1125)), Тахтарвумчорр ( 1Б, 1093), Орлиный ( 1Б, 1105).

Мы ставили перед собой цель внести ясность в названии и месторасположении некоторых перевалов. В походе мы выяснили, что перевал Высокий ( 1А, 1125) это перевал Южный Лявочорр. Находится в южной части массива горы Лявочорр.

Предполагаемое месторасположение перевала Крутой(1Б, 1030) сфотографировали с двух сторон (фото №№ 49 и 65) и отметили на схеме прохождения перевала Орлиный (1Б, 1105).

Из-за плохих погодных условий мы потеряли время в отсидке под перевалом Орлиный и не побывали на перевале Ферсмана.

Прохождение перевала Орлиный стало кульминацией всего похода. Оно оказалось самым сложным по погодным условиям и с технической точки зрения, но и самым интересным и запоминающимся. Время прохождения перевала можно сократить, если проходить его в связках и при наличии у каждого участника кошек. Но в Хибины мало кто берет с собой кошки на каждого участника, т.к. снежные перевалы для этого района все же не характерны.

Интересные объекты

Район похода известен как один из крупнейших в мире по добыче апатит и других полезных ископаемых, из которых можно сделать очень много полезных вещей и предметов. Например, облицовочную плитку, бокалы, чашки и многое другое, что нас окружает в повседневной жизни. Да и сама добыча руды в карьерах технологически интересна. Обо всем этом можно узнать в Минералогическом музее в Кировске.

История освоения района связана с разведывательными работами, что отразилось в названиях перевалов в честь геологов, работавших в этом районе. Например: Рамзай, Петрелиус, Арсеньев. На перевале Рамзая есть мемориальная табличка. По дороге к озеру Малый Вудъявр находится памятник из кирпичной кладки на месте первой научно-исследовательской станции изучения Хибин при МГУ под руководством академика А.Е.Ферсмана. Она продолжала работать даже в годы Великой отечественной войны.

Уникальным является Полярный альпийский ботанический сад в районе 23 км. Это один из самых высокогорных ботанических садов в мире. Рекомендуем всем там обязательно побывать. Ботанический сад предлагает посетителям ряд экскурсий: в Тропическую оранжерею, "Интродукция растений и озеленение городов Заполярья", "Экологическая тропа, географов", которая знакомит с высотной зональностью растительного покрова Хибинских гор.

Наиболее благоприятные сроки для посещения данного района - конец июля - начало августа. В это время созревают черника, голубика, много грибов. И уже комары и мошкара пошли на убыль.

Мы застали начало созревания ягод, хотя, если бы и пошли позже, поесть их смогли бы только в начале и конце похода, т.к. все остальное время были выше границы леса.

С собой у каждого были накомарник и аэрозоль от комаров. Надо заметить, что выше границы леса комаров значительно меньше.

Выполнила Ольховская И.Г.

Познавательное и воспитательное значение похода

По ходу подготовки и проведения похода каждый участник группы выполнял поручение (завпит, снаряженец, медик, реммастер, фотограф, метеонаблюдатель и т.д.). Самостоятельное выполнение любой из этих обязанностей невозможно без получения новых знаний, умений, навыков, которые были развиты и закреплены в ходе путешествия.

На маршруте группа выполняла работу по паспортизации перевалов. Эта работа способствовала углублённому изучению характеристик препятствий, пониманию тактических особенностей, технических приёмов и средств, применяемых при преодолении перевалов.

Любой поход имеет воспитательное значение. В неприхотливых походных условиях каждый участник раскрывает свои человеческие качества, шелуха отлетает. Это дает возможность лучше узнать друг друга и себя.

Мощным воздействием обладает коллективное воспитание. Коллектив оказывает большее влияние, чем один педагог. И если он здоровый, то ему вполне можно доверить воспитание нерадивого туриста. Поскольку все понимают, что от действий каждого члена группы зависит ее жизнедеятельность.

Маршрут, пройденный при не благоприятных погодных условиях, требует проявления дисциплины, выдержки, дружелюбия, взаимопомощи, товарищеской поддержки, честности и справедливости.

На маршруте участники группы выполняли работу по паспортизации перевалов. Углублённое изучение характеристик препятствий, понимание тактических особенностей, технических приёмов и средств, применяемых при преодолении перевалов и вершин, способствовало повышению дисциплины, самоконтроля и ответственности каждого участника за безопасное прохождение маршрута

Подготовила Ольховская И.Г..

Список литературы

1. "Туристские путешествия по Кольскому полуострову",О.Славинский, В.Царенков, Издательство "ФиС", 1965г.

Отчеты библиотеки Мосгорсютура:

1. Гайлит И.Т. № 805, 1993 г, 1 КС,
  2. Александров Н.В. № 804, 1993 г., 3 КС.
  3. Устинов С.В. № 1402, 2003 г., 3 КС.
  4. Ольховская И.Г. 2004 г., 1 КС.
  5. Александров Н.В. 04/3 - 117, 2004 г.
  6. Дергачев А.В. 04/1 - 327, 1993 г.