15 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Кавказско-Черноморский
Год путешествия: 2006
Вид туризма: Горный туризм Категория сложности: II

Дата: 5-25 августа 2006 г.

Маршрутная книжка № 177-04/3-224

Руководитель: Александров Н.В. (Москва)

Маршрутно-квалификационная комиссия МОСГОРСЮТУРа рассмотрела отчёт и считает, что поход может быть зачтён всем участникам и руководителю. Отчёт хранить в библиотеке МКК.

Содержание

Отчеты о походах

1. Справочные сведения о походе

1.1. Общие сведения о походе

1. Организация: ДТДМ "Хорошёво"
  2. Округ: Северо - Западный
  3. Район похода: Западный Кавказ
  4. Вид туризма: Горный
  5. Категория сложности похода: 2 (вторая)
  6. Нитка маршрута: Москва - Адлер -Пос. Эсто-Садок - кордон Лаура - радиальный выход к пер. Медвежьи ворота (н/к, 1790) (организация заброски) - пер. Колхидские ворота (н/к, 1593) - траверс ГКХ (н/к) до пер. Майкопских туристов (1А, 2500) - перевал Асманов (1Б, 2580) - траверс ГКХ до вершины 1920 (1Б) - дол р. Берёзовая - пер. Ачишхо Вост. (н/к) - пос. Эсто-Садок - перевал Медвежьи ворота (н/к, 1790) - пер. Псеашха (н/к, 2014) радиально - пер. Строителей (1Б, 2800) - пер. Строителей Ложный (1Б, 2940) - долина р. Мал. Лаба - перевал Аишха (н/к, 2401) - кордон Пслух - долина р. Мзымта - посёлок Эсто-Садок - Адлер - Москва
  7. Протяженность: 139.3 км (в зачёт 125.5 км) при коэффициенте 1.1 км 152.8 (125.5 км в зачёт)
  8. Сроки похода: 05 августа - 25 августа 2006
  9. Активная часть: 08 августа - 23 августа 2006
  10. Маршрутная книжка: 177-04/3-224

1.2. Определяющие препятствия

Дата Вид К.т. Длина Характеристика препятствия Путь прохождения
10.08 Асманов
Асманов (2001 – первое прохождение). Высота – 2580 (по другим данным 2635). Подъём: скально–снежно–ледовый (1Б). Спуск: травянисто–осыпной (н\к) Длина определяющего участка – 90 метров, перильная страховка, точек страховки 2
12.08 Траверс ГКХ
Лес труднопроходимый (2А 400 м), лес среднепроходимый (1А–1Б 700м), крутизна свыше 20 град Перила 30 м, гимнастическая страховка, лазанье по лёгким скалам движение по одному
20.08 Строителей (Cтроитель)
Строителей. Высота – 2800. Подъём: травянисто–осыпной (1А–1Б). Спуск: скально–осыпной. Подъём: самостраховка ледорубом. Спуск: самостраховка ледорубом, движение по одному.
21.08 Строителей Ложный (Нефтяников, Нефтяник)
Строителей ложный. Высота – 2940. Подъём: снежно–ледовый склон, открытый ледник, крутизна до 30 град (1А). Спуск: снежно–ледовый склон, открытый ледник с трещинами (1Б), крутизна до 30 град, пояс бараньих лбов, высокотравье (1Б). Подъём: самостраховка ледорубом. Спуск: организация перильной страховки до 100 м, лазанье по лёгким скалам, перильная страховка 50 м на бараньих лбах.

1.3. Состав группы

12 Меркушев Иван 1989 1 к.с У Краевед
13 Ляутер Марина 1986 3 к.с. У Отв. за техописание
14 Карнов Сергей 1968 4 к.с. У Видеооператор

Автор раздела: Еренкова Н.

2. Введение

Сразу скажем, что наша группа совершала поход в одно время с группой наших товарищей из гимназии №1515 под руководством Иваненкова В. Г., наши маршруты очень похожи, и в силу ряда обстоятельств (о которых скажем ниже) мы иногда объединяли наши усилия при прохождении некоторых препятствий. Поэтому местами на фотографиях мелькают лица наших друзей из группы Иваненкова.

Из-за того, что часть фотографий маршрута была утеряна при встречи с оперотрядом (подробности см. ниже), то мы были вынуждены использовать в отчёте фотографии 2003 года.

Считаем необходимым отметить, что в тексте отчета под понятием "переход" понимается отрезок пути, проходимый группой за 30 минут ЧХВ. При движении по долинам рек левый и правый берег определяются орографически, то есть по линии течении воды.

Мы выражаем отдельную благодарность за организацию похода Лусту В.А. и Ляпину В. Г.

2.1. Список условных сокращений

• М. - метр, метраж
  • Град. - градус
  • L - длина

Автор раздела: Родионова Л.

3. Характеристика района и маршрута похода

3.1. Географическое положение

Наш поход проходил по территории Краснодарского края (мы "нелегально" оказались также и на территории республики Адыгея) в той части Кавказа, которую в туристской и альпинистской литературе принято называть Западным (от Эльбруса до предгорий ГКХ (в литературе иногда также употребляется название Главный Водораздельный Хребет, ГВХ) в Краснодарском крае). Условными границами горной части нашего похода следует считать: на западе - вершину Чугуш (3238 м), на востоке - г. Сев. Псеашха (3256 м), которая является высшей точкой данного подрайона. Поскольку стартовая точка нашего маршрута - пос. Красная Поляна - является частью Большого Сочи, то формально часть нашего похода проходила по территории города. Наши перевалы расположены в ГКХ и на его отроге - хребте Ачишхо. Западный Кавказ представляет собой лесистое среднегорье. Высшая точка подрайона - гора Цахвоа (3354) расположена к северу от перевала Мраморный. Линия ГКХ в большей части ее протяжения достигает и даже уходит в границу зоны леса. Характерной особенностью Западного Кавказа является сочетание пышных лесов по долинам и склонам гор с островерхими пиками альпийского типа. Многие ледники здесь доходят до границы зоны леса (самый крупный к западу от Архыза длинной 3.1 км ледник Псеашхо). В районе горы Псеашха 10 ледников, в районе горы Чугуш 11 ледников. Самый низкий в данном подрайоне - ледник Воробьева - располагается на высоте 1700 метров. Благодаря уникальным климатическим условиям в районе Красной Поляны граница снеговой линии ниже, чем на Западном Кавказе в целом- 2650м. В выработанных древними ледниками каменных чашах висячих долин множество прозрачных и зеленых озер в оправе альпийских лугов, скал и осыпей. Особенностью района является высокая влажность. Климат Красной Поляны мягкий и сравнительно тёплый, горно-морской. Максимальная температура августа 38° С, минимальная в январе -22,5° С. Среднегодовая температура 10,2° С. Среднегодовое количество осадков 1800 мм. И зимой, и летом в Красной Поляне много солнечных дней.

Западный Кавказ - ещё не достаточно хорошо освоенный район горного туризма, но благодаря усилиям адлерских туристов в подрайоне нашего похода можно совершать даже "пятерки" (правда, большинство пройденных ими перевалов и маршрутов до сих пор не включены в официальный перечень). В районе похода можно совершать, согласно официальному классификатору, пешеходные походы до третьей категории сложности включительно. Наиболее популярен у водных туристов сплав по реке Мзымта, включающий прохождения препятствия шестой категории сложности. В районе похода также проводились лыжные походы второй категории сложности (в официальном классификаторе отсутствует). Для большинства долин рек на территории заповедника характерно отсутствие троп (за исключением, пожалуй, долин рек Уруштен и Малая Лаба) и населенных пунктов. Кордоны лесников находятся в верховьях рек Ачипсе и Пслух

Район нашего похода примыкал к хребту Аибга, который является пограничным между Россией и Грузией (Абхазией); если вы планируете начинать свой поход из долины реки Пслух, то необходимо получить разрешение в Адлерском погранотряде (Сочи, ул. Театральная, в\ч №2122, тел. (8622)-991395). Срок оформления документов порядка одного месяца. Большая часть нашего маршрута проходила по территории Кавказского Государственного Природного Биосферного Заповедника (КГПБЗ), для пребывания на территории которого необходимо получить разрешение в дирекции заповедника (Адлер, ул. Карла Маркса, д.8, тел. (8622)-445073, с июля 2003 года для не жителей Краснодарского края, независимо от возраста, стоимость пребывания - 100 рублей в сутки). О пребывании на территории заповедника лучше непосредственно договариваться с начальником охраны КГПБЗ Пилипенко Г. Е. (тел. (8622)-445072). Непосредственно с КБГЗ граничит и Сочинсий национальный парк, где существует практика рекреационных сборов на восстановление нарзанных источников и прочих памятников природы. Во время нашего пребывания деньги собирали только с авто туристов .Дирекция Адлерского сектора Сочинского Национального Парка расположена по адресу 354340, Адлерский район, с. Веселое, жд переезд. Тел. 421394

3.2. Варианты подъезда и выезда с маршрута

От Москвы до Адлера мы добирались поездом. Фирменный скоростной поезд доставит вас туда за сутки, мы же ехали туда обычным. Цены на билеты, как вы знаете, теперь изменяются летом почти каждые две недели. Внашем случае билеты стоили на скорый поезд 1100 руб., если скоростным, то 1500 руб (плацкартный). Летом плацкартные вагоны к фирменным скоростным поездам добавляют только по специальному заказу, если организация в состоянии выкупить вагон целиком. Более того, купить билеты в фирменный поезд очень сложно, мы предприняли попытку выкупит их за 45 суток, практически в день и час открытия продажи, однако нам оба раза (при попытке купить билет туда и обратно) отказали. В силу этого обстоятельства нам пришлось изменять сроки проведения похода.

Так как летом обязательно появляются дополнительные поезда (мы на таком и ехали) то варианты вашего пути к морю следует просчитывать ближе к лету.

Ниже приводим расписание движение поездов между Москвой и Адлером.

№ поезда Москва – Адлер Адлер – Москва
Время отправления Время прибытия Время отправления Время прибытия
12ф 22:35 7:33 21:57 7:23
102ф 8:10 11:58 17:55 22:32
104 9:21 13:34 17:03 21:13
202 23:35 12:35 22:15 11:15
23 16:51 7:25 15:26 9:44
75 18:04 5:34 21:30 14:25

Примечание: мы сознательно не указываем в этой таблице информацию о поездах которые пересекают Украину.

Если добираться самолётом, то ваш путь займёт около 2,5 часа, но будет стоить от 2.5 до 6 тысяч рублей. Всего рейсов Москва - Адлер около 50 в сутки.

Автобус на Красную поляну №135 отправляется от автостанции у рынка (туда можно доехать практически на автобусе любого маршрута, например на автобусе №7 , цена 7 руб.)

Время в пути до Красной поляны зависит от скопления машин на дороге на участке от ж/д вокзала до аэропорта, где обычно образуются пробки, при их отсутствие после завершения строительства туннеля в долине Мзымты время в пути сократилось до 50 минут. Обращаем ваше внимание, что не все рейсовые автобусы доезжают до станции канатной дороги и заканчивают свой путь в Красной поляне.

Когда мы возвращались, то узнали что есть какие-то коммерческие автобусы расписание движения которых нам уточнить не удалось. На адлерской автостанции нам ничего о их существовании ничего не сказали. Расписание рейсов маршрута №135 от Адлера до посёлка Эсто-Садок: 5.40, 6.40, 7.40, 8.40, 9.05, 9.20, 12.05, 14.30, 15.00, 16.20, 17.20, 18.10.

Расписание рейсов маршрута №135 до Адлера: 6.00, 7.05, 8.15, 9.15, 10.20, 11.35, 12.45, 13.10, 16.00, 13.10, 16.00, 17.20, 18.30.

Стоимость проезда до посёлка Красная поляна в рейсовом автобусе составляет 40 руб. Настоятельно рекомендуем уточнить это расписание (сделать это можно на сайте: www.rein.tosochi.ru.).

Наряду с автобусами до станции канатной дороги регулярно ездят маршрутные такси, последнее отправляется с автовокзала в 20.30. График отправления свободный (по мере заполнения салона).

Едва вы сойдёте с поезда и дойдёте до вокзальной площади, как вас обступят водители - частники, предлагающие свои услуги. Так как мы не смогли купить билеты в кассе автостанции (после 15.00 их осталось не более 10 на 2 рейса), то были вынуждены воспользоваться их услугами. Объединившись с группой Иваненкова, мы наняли три "Газели", каждая стоила 1300 рублей. В нашем случае мы смогли доехать только до шлагбаума у моста через р. Ачипсе. В 19.00 прекращает свою работу вольерный комплекс КБГЗ и дежурный покидает свой пост. Ключи же есть только у работников заповедника. На обратном пути вы можете легко найти транспорт на нижней станции канатной дороги. Расценки примерно те же, что и внизу (на всякий случай одно место в легковой машине до Адлера - 250 рублей).

3.3. Организация заброски

Группам, планирующим маршрут в этом районе, следует использовать возможности автомобильных дорог. По словам местных жителей, за 4-6 тысяч рублей можно нанять машину, которая довезет вас туда, куда сможет доехать. Лесники (у них зарплата 800 руб.) обычно идут навстречу, если обо всем другом вы договорились. Такими точками ("куда доедет") являются:

1. Асмановы балаганы
  2. Пихтовая поляна на хребте Псехако (долина реки Лаура)
  3. Заброшенный кош под "Когтем"(долина реки Пслух)
  4. Верховья реки Пслушенок (под перевалом Аишха)
  5. Энгельманова поляна в верховьях Мзымты
  6. Озеро Кардывач в верховьях Мзымты
  7. Хмелевские озёра и далее на хребте Ачишхо.

На кордоне Лауре в прошлом походе лесник любезно согласился взять на хранение городскую одежду не взяв при этом ни копейки.

В целях лучшей акклиматизации мы отнесли заброску за Медвежьи ворота сами. Наш радиальный выход занял 2 дня. Необходимо более тщательно расспрашивать местных жителей. Карта сильно устарела и не отражает наличия многих троп и дорог, которые возникают в результате строительства горнолыжного комплекса ОАО "Газпром". Благодаря их подсказкам, мы сумели значительно сократить наш путь, но к сожалению эту ценную информацию мы сумели получить только при втором посещении хребта Псехако.

Место для заброски нам не пришлось выбирать долго (сказался опыт 2003 года) в урочище Медвежьи ворота много заболоченных участков, да и подходящие кусты найти непросто, потому мы были вынуждены дойти до начала седловины перевала Псеашхо и спрятать в россыпи камней в правом борту долины.

Пополнить запас продуктов можно в многочисленных магазинах посёлков Эсто-Садок и Красная поляна. Наиболее удобен, наверное, магазин в южной части посёлка Эсто-Садок, работающий с 9.00 до 22.00 и расположенный прямо на трассе Адлер - Красная Поляна.

3.4. Полезная информация

Красная поляна

Администрация Красно-Полянского поселкового округа,ул. Волоколамская, 25, тел. 43-03-36.

Узлы связи

1. № 392,ул. Заповедная,10, тел. 43-03-84.
  2. № 342, ул. Трудовой славы, 3, тел. 43-04-31.

Магазины

1. В поселке Эсто-Садок присутствует множество магазинов, наиболее удобный работает с 9.00 до 22.00, по адресу ул. Тамсааре, 68.
  2. В поселке Красная Поляна магазинов много, большая часть из них расположена на улице Защитников Кавказа, круглосуточно работающих нами не обнаружено.

Продовольственные магазины работают также на конечной станции канатной дороги, но к 21.00 прекращают свою работу.

Медицинская помощь

1. Больница, ул. Турчинского, 24, 43-03-78, поликлиническое отделение, тел. 43-02-92.
  2. Поликлиника, ул. Заповедная, 5, тел. 49-42-92.
  3. Аптека, ул. Заповедная, 18, тел. 43-04-42.

Музеи

1. Историко-краеведческий музей Красная Поляна, п. Красная Поляна, СШ №65
  2. Музей флоры, фауны и минералогии Западного Кавказа
  3. Дом-музей Антона Хансена Таммсааре, пос. Эсто-Садок, ул. Тамсааре, 86, дни работы: пятница - воскресенье с 10.00 до 18.00, тел. 92-31-31.
  4. Вольерный комплекс КБГЗ пос. Эсто-Садок, кордон Лаура ежедневно с 10.00 до 18.00.

Спасательные службы

Поисково-спасательный отряд "Краснополянский" расположен в учебном центре МЧС, 354594 ул. Защитников Кавказа 122а, тел. 437-422, 437-077.

Активный отдых

1. Турбаза ЦТ МО Красная поляна,тел 43-00-46.
  2. Горнолыжный комплекс Альпика-сервис, пос. Красная Поляна, ул. Защитников Кавказа, 65 тел. 43-09-68, 66-36-85, 66-36-86.
  3. Международный учебный центр Застава, ул. Заповедная, 94 тел. 43-00-44.

Ниже приводим информацию по Адлерскому району.

Адлерская поликлиника ул. Ульянова, 68 тел. 44-06-40, проезд автобусами 54, 55, 56, 57 до остановки "Дары природы"

Адлерская МЧС тел. 68-02-02, 68-03-03

Сочинский ПСО тел. 98-63-04

Сочинский ПСС: 354002 ул. Пластунская, 151а

Сочинский городской центр детского и юношеского туризма 354000 г. Сочи, ул.Орджоникидзе, д.10. тел (8622) 622646, 621293, 623307. Факс (8622)641415.

Междугородный телефон ул. Ленина,2 - круглосуточно, ж/д вокзал Адлера с 9.00 до 20.00

Авторы раздела: Александров Н., Жанкевич Т., Сафонова Е.

4. Организация похода

4.1. Выбор района похода

Выбор района похода объяснялся следующими мотивами:

1. Три года назад мы начали освоение района Красной Поляны, сравнительно мало изученного и освоенного детскими группами, особенно из Москвы. Новизна района, "реальные горы": скалы, ледники, альпийский рельеф и.т.д. в сочетании с близким морем и субтропической растительностью делали его очень привлекательным. Добавьте к вышеперечисленному, нетронутую природу, как-никак заповедник.

2. По сравнению с другими районами Кавказа, в глазах родителей этот выглядит абсолютно безопасным (спасибо нашему дорогому Владимиру Владимировичу, который любит здесь отдохнуть и продвигает этот район как будущее место Олимпиады, что естественно усиливает к нему интерес).

3. Планируя маршрут, мы учитывали, что ранее нам не удалось пройти заявленный маршрут полностью и нам хотелось доделать неосуществленное. В случае удачи нашего похода можно было бы рекомендовать эталонные нитки данного района. И мы бы вполне ощутили всю славу первопроходцев.

С целью выполнения указанных задач мы запланировали маршрут таким образом, что его первая часть совпадала с ранее пройденной (пер. Майкопских туристов, пер. Асманов, Боковой), что, несомненно, облегчало нашу задачу. Долина реки Киша, ниже устья реки Китайки, хорошо проходима и рекомендуется сочинскими туристами как аварийный вариант. (Смотри В. Луст "Отчет о походе 5 к.с. 2002 г.", библиотека ТСС). Лагерь Сенной в долине реки Киша и долину реки Уруштен связывает конная тропа, продолжающаяся до ее верховьев. Такое построение маршрута избавляло нас от длительного пребывания в "джунглях" долин рек Китайка и Синяя, отнявшего у нас в прошлом походе много сил и времени. Проблемным оставался только участок верховьев реки Киша. В случае аварийной ситуации мы рассчитывали на эвакуацию через перевал Майкопских туристов. Наименее проблемным был участок верховьев реки Пслух и долины Малой Лабы, где хорошие конные тропы, а возвышенностей можно дозвониться до спасателей. В качестве запасных вариантов нашего маршрута мы предполагали либо сокращение препятствий категории 1Б (отказ от прохождения перевала Боковой, перевала Панорамный), либо понижение их сложности ( перевал Майкопских туристов вместо Асманова, перевал Аихша вместо перевала Четырех, перевал Строителей вместо перевала 75-ти лет КГБЗ).

4.2. Запасные и аварийные варианты маршрута

Аварийные выходы с маршрута в случае непредвиденных обстоятельств были предусмотрены следующие:

1. Из верховьев р. Киша - через перевал Майкопских туристов
  2. Из района слияния р. Киша и Китайка - через перевал Аспидный и долину р. Уруштен в урочище Медвежьи ворота
  3. Из верховьев р. Китайка: через перевал Уруштен Южный и долину р. Синяя, далее - через перевал Псеашха в урочище Медвежьи ворота
  4. Из долины р. Холодного - через перевал Псеашха.
  5. Из долины р.Чистой - через перевал Строителей и урочище Медвежьи ворота
  6. Из долины р. Мутная - в верховья р. Малая Белая через перевал Аишха или перевал Четырёх.

Следует помнить, что сочинские туристы не рекомендуют использовать в качестве запасных и аварийных вариантов по причине плохой проходимости долины следующих рек: Лаура, Чессу, Китайка, Киша (что на себе испытали). По нашему мнению к этому списку следует добавить долину речки Синяя. По словам туристов и работников заповедника, маркированная тропа есть в долине р. Уруштен и р. Малая Лаба, но в долине Мал. Лабы маркировка нами не обнаружена.

После того как нам запретили прохождение части маршрута аварийные и запасные пути по сути превратились в основные, в случае экстренной ситуации при движении по ГКХ на участке между пер. Колхидские ворота и г. Ачишхо мы должны были выходить либо обратно в долину реки Ачипсе, либо на Красную Поляну по кратчайшему пути от метеостанции по долине реки Бешенки.

4.3. Предпоходная подготовка

Предпоходная подготовка включала в себя следующие этапы:

1. Отработка движения по снежному, ледовому рельефу, работа в связках, завершившаяся участием в зимнем этапе 61 первенства г. Москвы по горному туризму.
  2. Участие в весеннем этапе 61 первенства г. Москвы по горному туризму в мае 2006г, что позволило отработать технику передвижения по перилам и их организацию.

Как показал опыт проведения похода, программа соревнований в достаточной мере обеспечивала разностороннюю подготовку: хождение в кошках, передвижение в связках, организация перильной страховки на скальном рельефе. Однако, нам в походе пришлось столкнуться с необходимостью вырубания ступеней на ледовом рельефе различной крутизны, к чему мы были не вполне готовы.

4.4. Сравнение заявленного и реально пройденного маршрута

Реально пройденный маршрут Заявленный маршрут
№ дня Дата Участок пути № дня Дата Участок пути
1 5.08 Москва – Адлер – Кордон Лаура 1 – 2 06.08 – 07.08 Москва – Адлер – Кордон Лаура
2 7.08

3 7.08 Адлер – Кордон Лаура 3 7.08
4 8.08 Кордон Лаура – Ур. Медвежъи ворота 4 8.08 Кордон Лаура – Ур. Медвежъи ворота
5 9.08 Ур. Медвежъи ворота – Кордон Лаура 5 9.08 Ур. Медвежъи ворота – Кордон Лаура
6 10.08 Кордон Лаура – пер. Колхидские ворота – Ур. Асмановы балаганы 6 10.08 Кордон Лаура – пер. Колхидские ворота
7 11.08 Ур. Асмановы балаганы – пер. Майкопских туристов – пер. Асманов (1Б) – Ур. Асмановы балаганы 7 11.08 пер. Колхидские ворота – Ур. Асмановы балаганы
8 12.08 Полуднёвка. Пер. Колхидские ворота – Траверс ГКХ до первого притока р.Березовая 8 12.08 Днёвка, рад. Выход на пер. Майкопских туристов
9 13.08 Траверс ГВХ до высоты 1920 и до второго истока р. Берёзовая.. 9 13.08 Пер. Асманов – дол. Р. Киша
10 14.08 Верх. р. Берёзовая – пер Ачишхо Вост. – Верх. Р. Ачипсе 10 14.08 Дол. Р. Киша – пер. Боковой – дол. Р. Киша
11 15.08 Верх. Р. Ачипсе – Хмелевские озёра – Красная поляна – пос. Эсто – Садок. 11 15.08 Дол. Р. Киша – пер. Аспидный – дол. Р. Уруштен
12 16.08 Дневка. 12 16.08 Дол. Р. Уруштен – пер. Псеашха.
13 17.08 Пос. Эсто – Садок – Верх. Р. Бзерпия 13 17.08 Днёвка, рад. Выход на пер. Панорамный.
14 18.08 Верх. Р. Бзерпия – пер. Медвежьи Ворота – пер. Псеашха (радиально) 14 18.08 Верх. Р. Пслух – пер. 75 – летия КБГЗ
15 19.08 Верх. Р. Пслух – подход под пер. Строителей 15 19.08 Пер. Строителей Ложн. – Верх. Р. Мал. Лаба
16 20.08 Верх. правого притока р. Пслух – пер. Строителей – верх. р. Чистая 16 20.08 Пер. Четырёх – кордон Пслух
17 21.08 Верх. р. Чистая – пер. Строителей Ложн. – Дол. р. Мал. Лаба 17 21.08 Кордон Пслух – пос. Эсто – Садок
18 22.08 Дол. р. Мал. Лаба – пер. Аишха – Дол. р. Пслух 18 22.08 Пос. Эсто – Садок – Адлер
19 23.08 Дол. р. Пслух – Пос. Эсто – Садок – Адлер 19 – 20 23.08 – 24.08 Адлер – Москва
19 – 21 23.08 – 25.08 Адлер – Москва

О причинах изменения маршрута, соответствии с требования оформления отчёта, напишем ниже в разделе "Выводы и рекомендации".

Авторы раздела: Александров Н, Еренкова Н,. Калинин Н, Ляутер М.

5. График движения

№ дня Дата Участок пути Км Ход. время Набор и сброс высоты (+подъем, – спуск) Определяющие препятствия Способ передвижения
1 5.08 Москва – Адлер – Кордон Лаура 1761

Итого за день 2 45мин

4 8.08 Кордон Лаура – Ур. Медвежъи ворота 15 5ч 10мин 760
Итого за день 15 5ч 10 мин

5 9.08 Ур. Медвежъи ворота – Пер. Медвежьи ворота 4,5 1ч 45мин 621 Пер. Медвежъи ворота(н/к) Пешком
Пер. Медвежьи ворота – пер. Псеашха – Кордон Лаура 11 (в зачет 7) 3ч 20мин – 1300 Пер. Псеашха(н/к, южный склон) Пешком
Итого за день 15,5 (в зачет 11,5) 5ч 05мин

6 10.08 Кордон Лаура – пер. Колхидские ворота – Ур. Асмановы балаганы 15.2 7ч 36 мин 1540 Пер. Колхидские ворота (нк) Пешком
Итого за день 15.2 7ч 36 мин

7 11.08 Ур. Асмановы балаганы – пер. Майкопских туристов 2.4 2ч 20мин 598 Пер. Асманов (1Б) Пешком
пер. Майкопских туристов – пер. Асманов 0.6 2ч 40мин – 400; +500 Пер. Майкопских туристов (1А) Пешком
пер. Асманов – – пер. Колхидские ворота 4.7 1ч 40мин – 794
Итого за день 7,7 (в зачет 3,7) 7ч 40мии

8 12.08 Полуднёвка. Пер. Колхидские ворота – Траверс ГКХ до первого притока р.Березовая 2.5 1ч 30мин 80 оперотряд КБГЗ Пешком
Итого за день 2.5 1ч 30мин

9 13.08 Траверс ГКХ до высоты 1920 5 3ч 10мин 360 Узкий гребень ГКХ Пешком
Высота 1920 – второй исток р. Берёзовая 0.7 – 240 Труднопроходимые участки леса Пешком
Итого за день 5.7 5ч 10мин

10 14.08 Верх. р. Берёзовая – пер Ачишхо Вост 3.5 2ч 50 мин 540 Пер. Ачишхо Вост (н.к.) Пешком
пер Ачишхо Вост. – Верх. Р. Ачипсе 2.5 1ч 20 мин – 500
Итого за день 6 4ч 10 мин

11 15.08 Верх. Р. Ачипсе – Хмелевские озёра 4 1 ч 50 мин 160
Хмелевские озёра – Красная поляна – пос. Эсто – Садок. 15 3 ч 25 мин – 1250
Итого за день 19 5ч 15мин

12 16.08 Дневка.

13 17.08 Пос. Эсто – Садок – Верх. Р. Бзерпия 6; 6 3 ч 30 мин 760
Итого за день 6 3ч 30мин

14 18.08 Верх. р. Бзерпия – пер. Медвежьи Ворота 6.5 3 ч 10мин 621 Пер. Медвежьи ворота(н/к) Пешком
пер. Медвежьи Ворота – пер. Псеашха (радиально) 1.5 15мин – 100 Пер. Псеашха(н/к)
Итого за день 8 (в зачет 1.5) 3ч 25 мин

15 19.08 Верх. Р. Пслух – подход под пер. Строителей 4 2ч 10 мин 320
Итого за день 4 2ч 10мин

16 20.08 Верх. правого притока р. Пслух – пер. Строителей 3,5 600 Пер. Строителей (1Б) Пешком
пер. Строителей – верх. р. Чистая 0,8 35 мин – 120
Итого за день 4,3 3ч 35мин

17 21.08 Верх. р. Чистая – пер. Строителей Ложн. 1,4 (в зачет 0,6) 50 мин 260 Пер. Строителей Ложн. (1Б) Пешком
пер. Строителей Ложн. – Дол. р. Мал. Лаба 6 4ч 40мин – 1680

19 – 21 23.08 – 25.08 Адлер – Москва

Поезд

Итого за поход:

• Общий километраж: 139.3 км (в зачёт 125.5 км) при коэффициенте 1.1 км 152.8 (125.5 км в зачёт)
  • Общее ходовое время: 68час 06мин
  • Суммарный перепад высот: 15542м
  • Набор: +7771м
  • Сброс: -7771м

5.1. Таблица метеонаблюдений

Дата Время Темпе-ратура воздуха Направление ветра Вид облачности Осадки Приме-чание
7.08 10:00; 13:00; 19:00 +34; +28 Северный; Северный Слоисто–кучевые; Слоисто–кучевые Без осадков
8.08 10:00; 13:00; 19:00 +20; +25; +20 Южный; южный; Западный Кучевые; Перистые; кучевые Дождь –– гроза
9.08 10:00; 13:00; 19:00 +18; +26; +20 Штиль; Южный; Северо–восточный Кучевые; Кучевые; Кучевые Без осадков
10.08 10:00; 13:00; 19:00 +18; +25; +20 Юго–западный; Юго–западный; штиль Кучевые; Кучевые; кучевые Без осадков
11.08 10:00; 13:00; 19:00 +18; +22; +19 Штиль; Восточный; Северо–западный Кучевые; Кучевые; Кучевые–перистые Без осадков
12.08 10:00; 13:00; 19:00 +15; +28; +21 Северо–западный; Северо–западный; восточный Кучевые; Кучевые; Кучевые Без осадков
13.08 10:00; 13:00; 19:00 +17; +29; +25 Северо–западный; Северо–западный; восточный Кучевые; Кучевые; Кучевые Без осадков
14.08 10:00; 13:00; 19:00 +20; +32; +25 Штиль; Штиль; южный Кучевые–перистые; Кучевые; Куччевые Дождь
15.08 10:00; 13:00; 19:00 +18; +22; +25 Западный; Юго–западный; западный Кучевые; Кучевые; кучевые Без осадков Сильный туман
16.08 10:00; 13:00; 19:00 +20; +32; +25 Северный; Северный; восточный Ясно, безоблачно; Кучевые; кучевые Без осадков
17.08 10:00; 13:00; 19:00 +20; +32; +25 Штиль; Южный; штиль Ясно, безоблачно; Кучево–перистые; Кучево–перистые Без осадков; Дождь
18.08 10:00; 13:00; 19:00 +18; +25; +14 Штиль; Южный; Юго–западный Ясно, безоблачно; Дождевые; Дождевые Гроза с градом
19.08 10:00; 13:00; 19:00 +17; +24; +18 Северо–восточный; Штиль; Северный Перистые; Кучевые; Кучевые–дождевые Дождь
20.08 10:00; 13:00; 19:00 +14; +22; +20 Штиль; Восточный; Юго–восточный Кучевые; Кучевые–перестые; Слоисто–кучевые Дождь
21.08 10:00; 13:00; 19:00 +16; +22; +20 Южный; Штиль; северный Кучевые; Кучевые; Кучевые Без осадков
22.08 10:00; 13:00; 19:00 +20; +25; +22 Западный; Западный; Западный Кучевые–перистые; Кучевые; Кучевые Без осадков
23.08 10:00; 13:00; 19:00 +16; +33; +27 Северо–западный; Западный; западный Слоисто–кучевые; Кучевые; кучевые Без осадков

Авторы раздела: Калинин Ю., Иванчикова У.

6. Техническое описание

Для удобства восприятия мы решили предварить техническое описание каждого дня похода таблицей, в которой приводятся основные технические характеристики ходового дня. Таблица составлена следующим образом: ходовой день разбит на несколько логических участков маршрута, по каждому из этих участков указываются начальный и конечный пункт, километраж, краткая характеристика пути, направление движения, набор или сброс высоты на участке и ходовое время.

По нашему мнению, такая таблица дает возможность представить себе пройденный день в целом, увидеть его главные параметры, которые часто приходится выискивать, а то и высчитывать в тексте технического описания.

Далее текстовое описание маршрута также разбито на участки, причем прослеживаются те же самые участки, что и в таблице технических характеристик. Это дает возможность быстро найти необходимую часть маршрута и получить о нем как краткую (из таблицы), так и полную (из текста) информацию.

Кроме того, в конце описания некоторых дней приведены небольшие комментарии руководителя, поясняющие принятые решения при прохождении наиболее сложных участков нашего пути.

День первый

07 августа. Адлер - Красная поляна - пос. Эсто-садок - кордон Лаура.

ЧХВ 45 мин.

КМ 2 км

Адлер - пос. Эсто-Садок

Наш поезд прибыл на станцию Адлер в 13 часов. Группа осталась дать на вокзале результатов визита руководителя в дирекцию заповедника. Визит затянулся на несколько часов и, прямо говоря, был мало удачным.

Нам запретили прохождение большей части маршрута (об этом подробнее рассказ в соответствующем разделе отчета). Договорившись о цене, мы начали свое путешествие в горы прямо с площади ж/д вокзала на нанятых здесь же Газелях. Примерно через 40 мин. мы достигли Красной Поляны - крупного благоустроенного посёлка с населением более 5 тыс. человек. Здесь живут русские, украинцы, греки, грузины, армяне, белорусы, эстонцы.

История Красной Поляны уходит к тому далекому времени, когда здесь поселились древние горские племена, и обитали садзы-джигеты, а затем медозюи. Коренные жители верховьев Мзымты называли нынешнюю Красную Поляну Кбаадэ. В 70-е годы XIX века сюда переселились греки из Ставропольской губернии и несколько позднее - эстонцы.

Красная Поляна - действительно замечательное местечко, приютившееся под самым боком Главного Кавказского хребта. Это своеобразная Мекка туристов всего света. Расположен посёлок на высоте 600 м над уровнем моря на широкой террасе. Климат Красной Поляны мягкий и сравнительно тёплый, горно-морской. Максимальная температура августа 38° С, минимальная в январе -22,5° С.

Среднегодовая температура 10,2° С. Среднегодовое количество осадков 1800 мм. И зимой, и летом в Красной Поляне много солнечных дней. Обилие снега благоприятствует зимним видам спорта.

В Красную Поляну мечтают попасть многие, наслышанные о красотах это: чудеснейшего уголка Западного Кавказа, самого отдалённого от моря населённого пункта курорта Сочи. Мечта эта достойна внимания и осуществима.

До Красной Поляны из Адлера около 60 км. В Красную Поляну летают рейсовые вертолёты и идут маршрутные автобусы (от аэропорта Сочи). В южной част поселка, недалеко от бензозаправки возвышается здание учебного комплекса МЧС. Пришлось зайти туда, чтобы сделать отметку в маршрутной книжке об изменении маршрута. В двух километрах выше находится посёлок Эсто-Садок к которому относится, в плане его характеристики, всё сказанное выше. В черте посёлка Эсто-Садок в долине р. Ачипсе проходит граница КБГЗ и расположен кордон Лаура, сам же посёлок относится к территории Сочинского национального парка. На границе заповедника "Газпром" возводит гигантский горнолыжный комплекс с шестью линиями канатной дороги и таким же количеством трасс. Строят комплекс турки. В результате их деятельности, по нашим представлениям, юго-западные склоны хребта Псехако просто изуродованы.

пос. Эсто-Садок - кордон Лаура

У поворота на этот комплекс, расположенный на левом берегу реки Ачипсе и остановились наши "Газели". Дальнейший проезд был не возможен, дорогу перекрывал шлагбаум, так началась пешеходная часть маршрута. По сохранившей местами асфальт автомобильной дороге (на всех картах эта дорога отсутствует) за 45 мин., двигаясь вверх по правому берегу реки Ачипсе, мы достигли границы кордона Лаура. На ночлег остановились на оборудованных его гостями площадках в буковом лесу, дров пока много, поэтому готовили на костре. Воду брали из реки, хотя работники кордона из-за строительных работ на "газпромовской" базе предпочитают пользоваться своим колодцем.

День второй

8 августа. Кордон Лаура - хребет Пихтовый.

ЧХВ 5ч10мин.

Км - 10

Кордон Лаура - хребет Пихтовый

Вечером предыдущего дня группа была разделена на две части: девушки с заместителем руководителя оставались в лагере, так как им нагрузки были противопоказаны, а другая часть готовилась относить заброску. Вышли рано утром в 7 часов, и через 300 м движения вниз по течению реки Ачипсе (Лаура) перешли её по автомобильному мосту и продолжили путь вдоль реки вверх по течению, мимо таблички "Проезд запрещён" по грязной автомобильной дороге. Через 5 мин достигли места слияния рек Ачипсе и Лаура и продолжили движение уже по левому берегу реки Лаура. Моста, обозначенного на карте, больше нет. Через 20 мин от выхода из лагеря дорога приближается к руслу реки и несколько раз пересекает его. Сначала мы пытались идти по левому берегу, но из-за зарослей кустов были вынуждены спуститься к воде и периодически мочить ноги, т.к. русло разбито автомобильной колеёй и ям довольно много, притом что река здесь довольно мелкая (не более 20см).

Примерно через 1 час пути от места слияния рек дорога окончательно уходит на левый берег и ведет нас сквозь тернистый лиственный лес наверх, плавно набирая высоту, закладывая большие петли серпантина. Основное направление нашего движения восток. Через 2 часа движения от реки вышли к единственной, на наш взгляд, пригодной для организации бивуака площадке, там много безлюдных балаганов. На карте они обозначены как урочище Батальон (объяснить название лесники на кордоне нам не смогли). Воду можно брать в ручье чуть выше поляны с балаганами. После обеда продолжили путь в прежнем направлении. Шли уже медленнее (сказывается усталость и трудности процесса акклиматизации). Выше балаганов начинаются участки хвойного леса, давшие этому хребту название. Пройдя ещё около 2 часов, мы встали на ночлег на немного покатой поляне. Вода внизу в 50 м, в ручье. Дров много.

Женская часть группы, во главе с заместителем руководителя, попыталась совершить акклиматизационный выход к Хмелевским озерам из долины реки Ачипсе. Отойдя от кордона Лаура на 300 метров выше по течению по правому берегу, они стали подниматься по склону вверх в южном направлении, но разозлили лесных ос, которые немедленно прекратили их попытки и заставили вернуться в лагерь залечивать раны…

День третий

9 августа. Ур. Медвежьи поляны - пер. Медвежьи ворота - пос. Эсто-Садок - кардон Лаура.

ЧХВ 5 ч 05 мин

КМ - 15,5 (в зачет 11,5)

Ур. Медвежьи поляны - пер. Медвежьи ворота

Выйдя в 7часов со стоянки продолжили движение вверх по дороге в прежнем направлении, через 30 мин. достигли большой плоской поляны рядом с квартальным столбом (слева походу с трудом можно разобрать сохранившиеся цифры 16, 17, 25. Высота 1620м.). На поляне следы кострища, стоянок, но за водой надо ходить вниз к месту нашего ночлега. От квартального столба вверх уходит хорошо набитая тропа, а автомобильная дорога остаётся внизу. Продолжили движение по тропе, которая резко уходит вверх по пихтовому лесу (крутизна местами до 25 градусов), в её начале сохранились следы транспортировки леса, через 30 мин достигли зоны криволесья, ещё через 32 мин вышли в зону альпийских лугов. Тропа раздваивается: правая уходит в лес на юг к пихтовой поляне, левая чуть выше зоны леса через рододендроны по отрогу в направление СВ - В вдоль истоков реки Бзерпия приводит к, так называемому, карнизу - перевалу Медвежьи ворота (от границы зоны леса 50 мин) (фото 1, 2, 3, 5). Перед карнизом тропа вновь раздваивается. Основная идёт на восток и вверх на южный гребень, а северо-восточная ныряет вниз, пересекает ручьи и выводит на карниз (крутизна не более 20 градусов). Перевал Медвежьи ворота (н/к, 1890 м) ярко выраженного долинного типа, соединяет на севере долину реки Уруштен, на северо-востоке долину реки Пслух с долиной реки Лаура и реки Мзымта (фото 4).

пер. Медвежьи ворота - кордон Лаура

Заброску отнесли и спрятали в камнях в 1.5 километрах севернее карниза, практически на перевале Псеашха. Перевал Псеашха (н/к, высота 2014), соединяет верховья р. Уруштена с долиной р. Лаура (через Медвежьи ворота) и с верховьями реки Пслух. Есть тур. Перевал травянистый, ярко выраженный образец (как написано в одной туристской книге) перевала долинного типа. Дополнительным ориентиром места заброски является находящийся в 300 метрах сломанный осадкомер, за которым начинается небольшое повышение. При желании на травянистых площадках урочища можно разбить много палаток, но ближайшие дрова есть только в верховьях реки Пслух. На обратном пути до места ночлега дошли за 1.5 часа, затем, пройдя по пути подъёма ещё 30 мин на четвёртой от упомянутого выше квартального столба поляне мы по старой дороге ушли на юг немного набирая высоту (крутизна около 5 градусов). Через 30 мин дорога в заболоченном участке теряется. Начали спускаться по травянистому склону без тропы. Лес смешанный (берёза, пихта, бук, граб) негустой. И уже через 15 мин после заболоченного участка мы вышли на старую дорогу, по которой дальше двигались в направление запад - юго-запад. Движение осложняется заваленными деревьями, да и заросли ещё неспелой ежевики создают дополнительные трудности. За 1час мы дошли до хорошо накатанной дороги, если идти по ней влево (на восток) то через 15 мин можно выйти к пасеке (высота 900 метров), в 100 метрах перед которой оборудованный родник, если направо, то через 1 час пути - в Эсто-Садок

Прейдя по бревенчатой кладке мелкий ручей, мы оказались в зоне стройки спортивно-туристского комплекса Газпрома, пройдя мимо забора стройки около 1.5 км, мы вышли к мосту, где вчера начинали свой путь. Спускаться вдоль строящейся канатной дороги мы не рискнули, так как дождик сильно размыл склон, а из-за низкой облачности видимость была метров 50, не более, и мы предпочли спускаться по знакомому нам по прошлому походу пути. В лагере наш ждал обед и покусанные осами девушки.

День четвертый

10 августа. Кордон Лаура - пер. Колхидские ворота - Асмановы балаганы.

ЧХВ 7ч36мин

КМ 15.2км.

Кордон Лаура - пер. Колхидские ворота Выход мы попытались сделать ранним, но после забегов за заброской это было нелегко. Вышли в 7.30, дежурные встали в 6.00 (раньше ещё очень темно, так как стояли в лиственном лесу) Через 15 мин движения по грунтовой дороге в СЗ направлении подошли к переправе в месте автомобильного брода, в ранние часы её можно легко осуществить (ширина реки около 5 м) по камням. Продолжили движение вверх по течению по грязной грунтовой дороге уже по левому берегу реки Ачипсе. Лес смешанный, довольно густой и нам было даже немного прохладно. Спустя 50 мин от начала движения, перейдя ручей по камням, прошли мимо поляны с развалинами кордона, где разумеется есть площадки для ночлега. Через 5 минут первый левый приток реки Ачипсе река Ассара, а ещё через 15 мин движения вместе с дорогой начали набирать высоту, и через 2 часа от выхода достигли 3-го притока - реки Рудовая (фото 6). Чтобы переправится через реку, не замочив ног, пришлось потратить время на поиск пути. Чуть выше дороги (в 15 м) река Рудовая разливается на несколько рукавов, где мы перешли без проблем. За рекой дорога немного набирает высоту и выводит через 150 м к нежилым домам, фактически это последнее пригодное место для стоянки до пер. Колхидские ворота. Далее дорога идет серпантином и уходит от русла Ачипсе, через 1 час доходим до 4-го левого притока - реки Туровая, в верховьях которой виден эффектный водопад (фото 7). Эту реку, как и все предыдущие без проблем прешли по камням, осуществляя самостраховку ледорубом или лыжными палками.

Пообедав на другом берегу, по круто уходящей вверх дороге за 1ч 47 мин от переправы доходим до сгоревших развалин сарая рядом с деревом с надписью "река Берёзовая" (фото 20) это и есть седловина пер. Колхидские ворота н/к (высота 1790). На пологих площадках рядом с дорогой три года тому назад мы встали на ночлег. Источник воды находится в 200 метрах ниже (ручей вытекающий из металлической трубы). Следует обратить на то, что на широко распространенных в Москве картах Краснодарского Края масштаба 1:50000 обозначена нижняя автомобильная дорога, которая на самом деле отсутствует.

пер. Колхидские ворота - Асмановы балаганы

Теперь же, пытаясь обхитрить работников заповедника, мы решили во что бы то ни стало дотянуть до Асмановых балаганов, продолжили движение по автомобильной дороге в северном направлении, (через 150 метров прошли мимо развалин охотничьего домика министра обороны СССР Гречко, где есть покатые площадки с оборудованным кострищем) через 1 ч. 35 мин движения резко набирая высоту, выходим к верхней границы зоны леса. Пройдя по автомобильной колее в зоне альпийских лугов 15 мин. встаём на ночлег недалеко от поворота остатков дороги на запад и ответвления тропы (фото 7). Восточнее можно обнаружить руины кошары, южнее, у остатков осадкомера площадки более пологие. За водой ходить пришлось далеко, около 10 мин. вверх по тропе, которую набираем из ручья, вытекающего с левого борта цирка, по сравнению с прошлым нашим походом за водой пришлось спускаться аж на 200 метров по руслу ручья от дороги. И если бы мы предусмотрительно не запаслись водой с вечера, то остались бы утром без завтрака, поскольку ручей утром пересох. Решаем готовить на газу. Если бы мы поднялись выше, то через 20 мин могли встать по левому борту на слегка покатой полке, где можно поставить до пяти палаток, но из-за дефицита воды это вариант был исключён.

Комментарии руководителя: Следуя формальной логике, двигаясь по автомобильной дороге от Колхидских ворот к Асмановым балаганам мы совершали траверс ГКХ, который естественно следует оценить как н/к

День пятый

11 августа. Асмановы балаганы - пер. Майкопских туристов - пер. Асманов - пер. Колхидские ворота.

ЧХВ 7ч 40мин

Км 7.7 (в зачёт 3.7)

Асмановы балаганы - пер. Майкопских туристов

Начало нашего пути проходило по уже упомянутой автомобильной дороге. За полтора перехода мы сумели выйти к характерному месту на склоне ГВХ, напоминающему сужение горлышка бутылки. От него, двигаясь в прежнем северо-западном направлении, вышли к поясу старых разрушенных скал. отделяющих нас от цирка перевала Майкопских туристов (фото 9, 10, 11 от 2003 года photoshop). Преодоление этого скального участка (крутизна 15 град) заняло около 10 мин и не потребовало никаких дополнительных мер обеспечения безопасности, кроме самостраховки ледорубом. Обойдя снежник справа по ходу, мы начали подъем, почти "в лоб" по мелко и средне-осыпному склону с большим количеством выглядывающей из-под камней травы. Перевальный взлет длиной 300 м, крутизна которого в верхней точке приближалась к 25 град, преодолели за один переход. Каски надевали скорее из предосторожности. Подъем на седловину от места ночлега занял менее 2,5 часов и, скорее всего, может быть квалифицирован как некатегорийный. Перевал Майкопских туристов (сн-осп, 1А, 2500 м) соединяет верховья реки Киши и верховья реки Березовая, расположен между г Чугуш и безымянной высотой 2778.3 м (фото 15, 16). Седловина перевала - ярко выраженное хорошо заметное широкое понижение в хребте. Тура не обнаружили. Путь прохождения со стороны р. Ачипсе до верховьев р. Киша занимает не более 2ч 30 мин, в обратную сторону примерно 2 ч.

Пер. Майкопских туристов - пер. Асманов

Начали спуск прямо с седловины вниз, сначала по снежнику крутизной 25-30 град, осуществляя самостраховку ледорубом, а, пройдя по нему около 200 м, начинаем пересекать выполаживающуюся часть цирка в направлении восток - юго-восток. Справа по ходу открываются два кулуара: первый, наиболее узкий - это ложная седловина перевала Асманов, подъем к которой на гребень ГВХ вызовет затруднения из-за большой крутизны верхней части, визуально оцененной выше 35 град, и возможности камнепада. Наш путь идет по второму кулуару (фото 14 от 2003 года photoshop). В этом году длина снежного покрова несколько меньше, чем 3 года тому назад, и первые 100 м мы прошли по средне-осыпному склону. Затем вышли на зафирнованный снег, по которому 100 м прошли с самостраховкой ледорубом, выбивая ступени, затем были вынуждены организовать перильную страховку. Первый участник с нижней командной страховкой, осуществляемой через ледобуры, поднялся наверх и закрепил веревку за ярко выраженный скальный палец в правой части седловины (фото 13 от 2003 года). 50 метров перил мы преодолевали с самостраховкой. Перевал Асманов (сн-осп, 1Б ) соединяет верховья реки Ачипсе и верховья р. Киша. Расположен между высотами 2778.3 и 2702. Седловина перевала Асманов хорошо заметна, так как восточной ее границей является уже упомянутый палец, а северо-западной - полуразрушенный скальный массив с нависающей над снежником полкой (4 года тому назад первопроходцы из-за разрывов в снежном покрове спускались с нее дюльфером) (фото 12 от 2003 года). Крутизна склона была не более 30-35 град, однако наибольшую трудность в нашем случае составлял именно твердый снежный покров, более твердый, чем на только что пройденном перевале Майкопских туристов. Наверное, это можно объяснить скальным обрамлением этого участка склона. Участок перильной страховки длиной 50 м мы проходили с самостраховкой прусиком, последний участник поднялся наверх через 1 ч 40 мин после начала работы группы. При прохождении перевала из долины реки Киша путь займёт примерно 2 ч 30 мин, в обратном направлении примерно на 40 мин больше.

пер. Асманов - пер. Колхидские ворота

Собравшись наверху, мы прошли траверсом 150 м и подошли к скальному участку, разделяющему цирки наших перевалов. По некрутому травянистому склону, за 20 мин от начала движения мы дошли к месту поворота к перевалу Майкопских туристов. Дальнейший путь вниз занял менее часа. Мы уже начали радоваться успеху нашего авантюрного мероприятия, как судьба преподнесла нам новый сюрприз. На одной из виденных нами вчера машин путешествовал сын директора заповедника, которого не интересовало ни наличие у нас разрешения, ни наши дальнейшие планы. Однако он решил вызвать оперотряд для борьбы с нарушителями режима. Мы долго объясняли подъехавшим операм их автомобиль (фото 17), что наш путь не будет проходить по долине реки Киша, как мы и обещали, однако уже само посещение нами урочища Асмановых балаганов было квалифицированно ими как грубейшее нарушение. И наши ссылки на то, что мы новый вариант маршрута зарегистрировали у спасателей, были для них неубедительны. Пока шли телефонные переговоры с начальником охраны о том, какая точка нашего маршрута являлась для нас уже запретной, мы были вынуждены быстро уничтожить улики (фото и видео материалы о нашем посещении перевалов Асманов и Майкопских туристов). У нас забрали маршрутные документы и велели явиться за ними после прохождения следующей части маршрута. А пока, несмотря на приближающуюся ночь, потребовали спуститься вниз до Колхидских ворот (фото 18). Наша унылая группа дотянулась до них за 30 мин. Лагерь был разбит на хорошо раскатанном повороте дороги, на месте сгоревшего туристского приюта (фото 19). Его развалины служили нам дровами, за водой ходили на 200 м ниже по дороге к роднику.

День шестой

12 августа. пер. Колхидские ворота - Траверс ГВХ - Первый левый приток реки Березовая.

ЧХВ 1ч 30мин

Км 2.5км

пер. Колхидские ворота - Траверс ГВХ до первого левого притока реки Березовая

Место нашего ночлега менее всего располагало к приятному отдыху на дневке. Домик для отдыха, построенный работниками заповедника, в очередной раз спалили. И его останки годились разве что на дрова. Кроме этого, как мы уже убедились, по автомобильной дороге ездили достаточно часто. Более того, работники оперотряда требовали, чтобы мы убирались подальше отсюда. Поэтому вместо дневки мы были вынуждены начать движение. Исходной точкой нашего пути служила табличка с указателем: река Березовая (фото 20). Спустившись по хорошо набитой тропе вниз метров на 30, мы увидели хорошо сохранившийся со времен нашего прошлого похода схрон спецназовцев. Чуть ниже него мы повернули налево по ходу и стали двигаться в юго-западном направлении сквозь негустой смешанный лес, ориентируясь на фрагменты тропы. Высоту набирали постепенно, крутизна первоначального подъема не превышала 15 градусов. В течение часа мы шли без резкого сброса и набора высоты. В том месте, где водораздел между первым и вторым притоком реки Березовая начинает уходить вправо походу, на запад мы изменили наше направление на южное и, хотя и потеряли фрагменты тропы, через 5 мин спустились по травянистому склону крутизной 15 градусов к первому правому притоку реки Березовая. Хотя поляна на его берегу была немного покатой и заваленной деревьями, мы решили здесь сделать полудневку

Комментарии руководителя: мы решили устроить полуднёвку так как в дальнейшем нам предстоял траверс и мы бы удалялись от воды. Тем более что некоторые участники похода жаловались на недомогание. Следующий день подтвердил правильность сделанного выбора. Дров на поляне было много, воду брали из ручья. Данный участок траверса, если руководствоваться рекомендациями по оценке препятствий в пешеходном туризме следует оценить, как 1А, так как большая часть участка пути представляла собой легко и среднепроходимый лес, крутизной около 20 град

День седьмой

13 августа. Первый левый приток реки Березовая - Траверс ГВХ до вершины 1920 - Водопады в истоках реки Березовая.

ЧХВ 5ч 10мин

Км 5.7 км

Первый левый приток реки Березовая - Траверс ГВХ до вершины 1920

С выходом с места ночлега мы решили не спешить, хотели, чтобы подсохла трава. И начали свое движение в 8 часов. Сначала мы были вынуждены пройти 200 м низ по течению ручья (фото 21), так как "лобовой" путь напротив места стоянки был затруднителен. Но и более пологий участок берега, покрытый влажной травой и лопухами, скрывавшими камни, требовал от нас самостраховки ледорубом , а иногда и движения на 3 такта. Собравшись через 20 мин на водоразделе, мы начали движение через густой смешенный лес с преобладанием хвойных пород (ген.азимут 210). Движение облегчали фрагменты тропы. Спустя 40 мин характер пути меняется - склон становится уже и круче(свыше 20 градусов). Еще через час на пути нам пришлось, для того чтобы продолжить движение по гребню ГВХ, повесить 30 м перил, закрепив их за толстое дерево, и использовать их в качестве дополнительной точки опоры (фото 22). Идти было трудно, ветви деревьев практически сплелись друг с другом, и мы либо подныривали под них, либо раздвигали. Спуститься ниже гребня практически невозможно. Такой участок тянется свыше 600 м. У места, где начинается плоский водораздел между правыми притоками р. Ачипсе, мы спустились немного вниз и шли траверсом, ориентируясь на многочисленными отметки, сделанные нашими предшественниками на деревьях. Разведка показала, что на водоразделе есть относительно ровные площадки, где можно оставить до 7 палаток, правда за водой ходить весьма далеко, да и то это пока еще не ручей, а водокап. Примерно через 40 мин от начала первой маркировки на деревьях мы вновь возвратились на гребень. Здесь начинается самый высокий участок нашего траверса (фото 23). Рододендроны и прочий кустарник уже внизу, над головой только небо, а узкий гребень (ширина не более 1м) заставлял думать, за что бы схватится. Итак, используя гимнастическую страховку и элементы свободного лазанья по лёгким скалам, мы достигли плоского каменистого возвышения (вершина 1920). До этого участка с места стоянки мы шли 3 ч 20 мин.

Вершина 1920 - Водопады в истоках реки Березовая

Дальше снова заросшие участки (крутизна склона не более 20 град, фото 24). Пройдя около 15 мин от вершины, продираясь сквозь стоявшие стеной деревья и кустарники, мы спустились на пологую часть водораздела между правыми притоками р. Березовая. Мы приняли решение искать варианты спуска вниз: вода давно кончилась, мы в пути уже 6 часов (очень много времени приходилось тратить на разведку и расчистку пути, поэтому общее рабочее время столь велико), а в тени +29 и у нас возникли подозрения, что следующие 1.5-2 км траверса по более крутому гребню могут нам обойтись слишком дорого. Исходной точкой спуска в долину р. Березовая, по которой мы хотели продолжить наш путь наверх, было понижение в гребне ГВХ. От этого места, надев каски, мы стали спускаться по высохшему руслу ручья (крутизна не более 15 гр.). Идти было неудобно, так как в целях безопасности мы передвигались практически на корточках, упираясь руками в стенки русла. Так мы преодолели первые 300 м за 1 час (фото 25). Затем можно было уже идти в полный рост, но земляное покрытие желоба сменилось каменистым, а потом появилась вода. Пришлось разбиться на группы, и идти, соблюдая между ними большой интервал. Спустя 30 ми спуска мы уперлись в первую устьевую ступень, и русло нашего ручья приобрело каньонообразный характер. Спустя 7 мин - вторая устьевая ступень. Обе ступени преодолевали, применяя навыки свободного лазания, снимая рюкзаки (фото 26 photoshop). Спустя 2 часа мы оказались у р.Березовая, но дальнейший путь оказался затруднителен: мы умудрились попасть посередине между двумя водопадами. Приняли решение встать здесь на ночлег на травянистой и немного сыроватой поляне (фото 27). По причине тесноты предпочли костер не разводить и готовили на газу. Эти неудобства компенсировались потрясающей возможностью принять душ под струями водопада и искупаться в образованных ими ваннах.

Комментарии руководителя: Участок траверса до вершины 1920 классифицировать, руководствуясь современными рекомендациями туристов пешеходников достаточно сложно. Нам встречались участки труднопроходимого леса (2А), а перепутанные лианами низкорослые берёзки представляли такое же препятствие как и кедровый стланик (2Б?), однако являли собой локальный, а не протяженный участок. Если пользоваться характеристиками гребня, то участки лёгких скал проходили с индивидуальной страховкой, однако нам встречались участки длиной до 100 м с крутизной около 30 град и нам даже пришлось один раз повесить 30 м перил, что может быть расценено как коллективная страховка. Что же касается движения по притоку, то скорее всего из-за короткого участка требовавшего элементов свободного лазанья, составлявшего менее четверти пути и, вероятно, препятствие в целом можно классифицировать, как 1А (или 1А с элементами 1Б).

День восьмой

14 августа. Верховья реки Березовая - перевал Восточный Ачишхо - Верховья реки Ачипсе (водопад Два брата)

ЧХВ 4ч 10 мин

Км 6 км

Верховья реки Березовая - пер. Восточный Ачишхо

Так как обойти водопад не представлялось возможным, мы были вынуждены, двигаясь в восточном направлении, подняться на 200 метров выше места нашей стоянки, и затем, пользуясь звериной тропой, продираясь через заросли клена и лавровишни, двигаться траверсом по правому борту долины вверх по течению истока реки Березовая, постепенно сбрасывая высоту. Примерно через 20 мин мы нашли удобный спуск к реке крутизной 15 град и сумели перейти ее по камням выше верхнего водопада. Дальнейший путь по правому берегу был затруднен: высокая трава, скрывающая камни, повышающаяся крутизна и через 500 м каньонообразый участок. Двигаясь по левому берегу реки, мы сумели обойти зону криволесья и спустились на пологую травянистую слегка заболоченную террасу. Тропы, спускающейся горы Зеленой, обнаружить не удалось, и мы старались ориентироваться на ярко выраженную седловину перевала Ачишхо. За два часа пути, оставляя слева по ходу старые стоянки, мы вышли к большому снежнику. Крутизна подъема на этом участке не превышала 15 град, однако заболоченность грунта заставляла идти через рододендровые заросли, что было весьма утомительно. Погода в очередной раз преподнесла нам сюрприз: изнурительная жара сменилась дождем - и мы решили переждать его у снежника. Потеряв, таким образом, много времени, мы отказались от посещения массивов горы Зеленая и горы Ачишхо (фото 28) и решили двигаться в сторону Хмелевских озер, тем более что вопрос об условиях нашего дальнейшего пребывания в заповеднике еще не был решен, а связаться с оперотрядом по телефону не удавалось. Дождь кончился, и почти сразу же выглянуло солнце. Мы приняли решение идти сразу к верховьям реки Ачипсе и стараться максимально близко подойти к Красной Поляне. Южнее высоты 2211 м находится ярко выраженная характерная травянисто-осыпная седловина, через которую и пролегал наш путь (фото 29). За 30 мин мы пересекли, двигаясь в восточном направлении, наш снежник и поднимаясь по левому борту неярко выраженного цирка (снег, средняя осыпь, крутизна не более 20 град, самостраховка ледорубом) вышли на широкую седловину

Перевал Восточный Ачишхо - Верховья реки Ачипсе (водопад Два брата)

Перевал Ачишхо Восточный (травянисто-осыпной, н/к, название неофициальное, услышанное от работников заповедника) расположен между вершинами 2211 и 2159 в хребте Ачишхо и соединяет долины левого истока реки Березовая и правого истока реки Ачипсе (фото 30, 31). Прохождение перевала в любую сторону от долины до долины занимает около одного часа. На седловине можно поместить целый туристский городок, однако источников воды, кроме снежников на подъеме, мы не нашли. Там также находится несколько туров, остатки загона для скота. Далее на восток ведет хорошо набитая тропа маркированная туриками. Спуск не вызывает никаких трудностей, через 30 мин движения по склону, крутизна которого не превышала 30 град, мы вышли на широкую травянистую устьевую ступень истока Ачипсе. Продолжили движение по ее левому борту и через 10 мин хода, оставляя слева поломанные осадко- и снегомеры, перешли на правый берег. Предостерегаем любителей срезать путь от поисков перевальной точки в правом борту долины: намучаетесь на спуске - так показали визуальные наблюдения следующего дня. Дальнейший путь по хорошо набитой тропе через 25 мин некрутого спуска 15-20 град вывел нас к сильно замусоренным стоянкам популярного экскурсионного объекта: двум водопадам, которые в путеводителе носят название: Два брата. Время пути от седловины 1 ч 20 мин. Немного убрав мусор, мы встали на ночлег на самой восточной стоянке. Поскольку дрова уже хорошо выбраны, мы предпочли готовить на газу (фото 32).

День девятый

15 августа. Верховья Ачипсе - Хмелевские озера - Поселок Красная Поляна - Эсто-Садок.

ЧХВ 5ч 15мин

Км 19км

Верховья Ачипсе - Хмелевские озера

За 30 мин движения по тропе, начинающейся сразу за местом нашей стоянки, двигаясь сквозь сосновый лес, мы пересекли водораздел между первым и вторым правыми истоками реки Ачипсе (генеральное направление - восток). Дальнейший путь проходил уже вне зоны леса почти до самой метеостанции. Достигнув русла ручья второго истока, мы в течение 20 мин поднимались вдоль него вверх по его правому берегу (направление - юг), а затем у развилки троп поменяли направление нашего движения на восточное. Еще через 20 мин мы прошли мимо озер, рядом с которыми расположены многочисленные стоянки. Сооружения метеостанции, где, по словам работников оперотряда, расположены подзорные трубы для наблюдения за заповедником, мы не увидели, вероятно, из-за сильного тумана. Дальнейший путь проходил в прежнем восточном направлении; ориентиром служила голубая маркировка. На ответвление троп уходящих на юг мы не обращали внимания, следуя советам работников ПСС. За время, которое пройдет после нашего похода местность может сильно измениться. Мы шли по границе национального парка и заповедника, и со стороны парка активно прокладывались новые дороги, и вырубался лес. Наткнувшись на новую дорогу, мы менее чем за один час дошли до кафе и сильно обмелевшего и совсем не привлекательного одного из Хмелевских озер.

Хмелевские озера - Эсто-Садок

Работники заповедника ранее советовали нам вариант спуска от Хмелевских озер по водоразделу Мзымты и Ачипсе к кордону Лаура, однако из-за сильного тумана мы предпочли не рисковать и выбрали путь более простой, но и более утомительный: спуск по автомобильной дороге, уходящей от Хмелевских озер в южном направлении. Через 10 мин движения мы прошли КПП Национального парка; выходящие из его пределов туристы не вызвали у контролеров никакого интереса: их внимание было приковано к многочисленным машинам, которые на огромной скорости несли наверх любителей горной экзотики. Менее чем за час спуска по автомобильной грунтовой дороге мы вышли к обзорной площадке. Туман немного рассеялся, и можно было еще раз бросить взгляд сверху на долину реки Мзымта. Пройдя 10 мин, мы нашли первый с начала спуска от КПП чистый ручей, еще через 5 мин хода находится оборудованный для автомобилистов источник. Через час от источника дорога раздваивается: правая ведет в поселок Красная Поляна к учебному центру МЧС, левая через стройку - в поселок Эсто-Садок. Свернув на левую дорогу, мы за 30 мин дошли до его восточной окраины и продолжили путь уже вдоль шоссе, пройдя мимо магазина сувениров и музея эстонского писателя, и остановились на ночлег рядом с КПП КБГЗ на левом берегу Мзымты. Поскольку там часто останавливаются люди для отдыха и купания, место нашей ночевки можно рассматривать как оборудованную стоянку. Воду рискнули брать из реки и не ошиблись. Чтобы не привлекать внимание вечером костра не разводили. Эта мера предосторожности оказалась излишней: местных жителей мы совсем не интересовали.

День десятый

16 августа. Дневка.

В течение дня погода снова преподнесла нам сюрприз: на этот раз ярко светило солнышко, но не было испепеляющей жары. Мы купались и стирались, а главное сумели достигнуть компромисса с оперотрядом. Дело ограничилось составлением протокола, разрешением продолжения нашего маршрута, а вопрос о штрафе предлагалось решить 24 августа, то есть на следующий день после нашего отъезда в Москву.

День одиннадцатый

17 августа. Поселок Эсто-Садок - Долина реки Бзерпия.

ЧХВ 3 ч 30 мин

Км 6 км

Поселок Эсто-Садок - Долина реки Бзерпия

Перейдя по автомобильному мосту на правый берег реки Мзымта, а затем по такому же мосту на левый берег реки Ачипсе, мы продолжили свой путь через стройку спортбазы Газпрома. Один из строителей оказался русским, более того бывшим туристом, и он отсоветовал нам повторять путь первых дней, когда мы относили заброску к Медвежьим воротам. По его совету мы вышли к строящейся линии кресельного подъемника, проходящей вдоль первого по ходу левого притока Ачипсе. Всего до конца канатной дороги 19 опор (фото 33). Путь проходил как по серпантину тракторной дороги, так и вдоль опор канатки в зависимости от крутизны склона, которая не превышала 20 град. Движение было осложнено жарой и отсутствием воды в верхней части подъема (ручей или пересох, или был засыпан строителями). Подъем от русла до верхней площадки подъемника занял 2,5 часа (фото 34). С большим трудом разобравшись в хитросплетениях автомобильных дорог (часть нашей "старой" дороги была уже срезана и перекопана), мы сумели продолжить наш путь (спасибо GPS). После водопоя у оборудованного строителями источника мы вновь столкнулись с сюрпризами погоды, которая стремительно ухудшалась, а где-то высоко в горах уже гремел гром. Пройдя по дороге еще час, мы остановились на ночлег на второй возможной стоянке, которая была немного поката. Наш выбор был продиктован стремлением как можно ближе подобраться к началу подъема на перевал Медвежьи ворота. За водой ходили к ручью, расположенному в ста метрах ниже по дороге, русло которого было выложено кирпичами. Дров достаточно. Вечером в горах шел дождь, у нас же было сухо и ясно.

День двенадцатый

18 августа. Место ночевки - Перевал Медвежьи ворота (1890 м, н/к) - Перевал Псеашха (2914 м, н/к) - Верховья реки Пслух.

ЧХВ 3ч 25 мин

Км 8км (в зачёт 1.5)

Место ночевки - пер. Медвежьи ворота (1890 м, н/к)

Продолжили наш путь по старой автомобильной дороге и, двигаясь почти без набора высоты, за один переход достигли небольшой поляны. Слева по ходу, у мало заметного ветхого квартального столба (цифры уже стерлись) начинается тропа, идущая по старому волоку, оставленному лесозаготовителями. Если пройти по дороге еще 1,5 км можно достигнуть заболоченного урочища Пихтовые поляны. Оттуда, от балаганов тоже есть тропа к Медвежьим воротам, но ей пользуются реже, так как машины не всегда могут преодолеть грязь. Нам тоже хотелось скорее наверх, тем более что этот путь был нам уже знаком. По хорошо набитой тропе, идущей сквозь негустой елово-пихтовый лес, крутизна подъема не более 20 град, на отдельных участках пришлось осуществлять самостраховку ледорубом (как они там коней водят непонятно), за один час мы вышли к верхней границе зоны леса. У черных каменных плит, где сохранились следы старого кострища, к нашей тропе присоединяется та, которая вела с Пихтовых полян. В целом наш путь совпадал с ранее описанным, но, по причине уже прошедшей акклиматизации и почти пустых, рюкзаков мы шли значительно быстрее. До Медвежьих ворот (фото 35)мы дошли за один час, вместо полутора.

пер. Медвежьи ворота (1890 м, н/к) - пер. Псеашха (2914 м, н/к) - верховья реки Пслух

Немного отдохнув на седловине, с ужасом наблюдая окружавшие нас черные тучи, мы побежали за заброской (фото 36), оправив часть людей ставить лагерь на правом берегу истока реки Пслух. Это место хорошо заметно, земля сильно вытоптана, оборудовано кострище (20 мин хода от домика на седловине перевала Медвежьи ворота). Забрав заброску, мы пришли в лагерь. Остаток дня был посвящен борьбе с непогодой и разбору продуктов. В этот день дул самый холодный и сильный северный ветер. Те участники, которые не боялись промокнуть и замерзнуть, отправились пастись на чернично-опасный склон. При условиях малого количества дров наше место пребывания трудно считать комфортным, хотя для готовки на костре в близлежащем криволесье найти топливо довольно легко.

День тринадцатый

19 августа. Верховья реки Пслух - подход под перевал Строителей.

ЧХВ 2 часа 10 минут.

Км 4км

Верховья реки Пслух - подход под пер. Строителей

От места ночлега (фото 37), перейдя по камням на левый берег реки Пслух, мы начали движение по хорошо набитой тропе, ведущей через рододендроновые заросли, постепенно набирая высоту и уходя выше зоны леса (крутизна склона не более 15 градусов). Тропа маркирована каменными туриками. Через 1 час движения мы спустились к ручью, вытекающему из цирка перевала 75 лет КБГЗ. Здесь мы приняли решение отказаться от прохождения этого перевала: уж слишком " вертикальной" показалась нам долина этого ручья, а погода заставила думать о скором дожде. Более того, неожиданно небольшую травму получил один из участников, и более часа у нас ушло на лечебно-профилактические мероприятия. Итак, мы решили идти к перевалу Строителей, который ниже первоначально запланированного, да и по информации, полученной от сочинских туристов, под перевалом можно заночевать. Перейдя по камням на левый берег ручья, мы продолжили путь наверх, траверсируя левый борт долины Пслух. Через 5 минут от начала подъема мы прошли мимо кострища с площадками под 2-3 палатки. Еще через 30 минут (1 час 30 мин ЧХВ) мы спустились к следующему притоку реки Пслух и начали свой путь по его долине, переходя с берега на берег. Сильная облачность скрывала от нас наш перевал. Тропа исчезла спустя 10 мин движения по долине, и ориентиром для движения служили только редкие турики. Далеко нам пройти не удалось - начался дождь и мы были вынуждены, не пройдя и часа по долине, остановиться на ночлег на неровно усыпанном камнями правом берегу. Дров нет, готовили на газу. Дождь с небольшими перерывами продолжался до 8 часов вечера.

День четырнадцатый

20 августа. Верховья левого притока реки Пслух - Перевал Строителей (2800 м, 1Б) - Верховья реки Чистая.

ЧХВ 3ч 35мин

Км 4.3км

Верховья левого притока реки Пслух - пер. Строителей

Утро. Мрачно и пасмурно. Ранний выход, запланированный вчера, пришлось отложить. Перевал был закрыт грязными, серыми облаками. В нашем положении еще одна отсидка могла привести к просто критическим для группы последствиям. Однако к 9 часам немного прояснилось, и мы ринулись в бой. За 20 минут, двигаясь в восточном направлении, перепрыгивая через мелкие ручьи по мелкой осыпи и травянистым полянам, выходим к началу снежного моста.

Двигаемся по нему, переходя на правый борт у его основания, и через 15 минут упираемся в травянисто-осыпное плечо, ведущее к ригелю, отделяющему долину от перевального цирка (фото 38). В левой части ригеля ярко выраженное понижение, однако от этого варианта подъема мы отказались, так как он в условиях мокрого склона и слегка моросящего дождя при крутизне свыше 20 градусов представлялся нам опасным. Поднявшись на правый травянистый борт долины, мы пересекли его в северном направлении и получили подтверждение правильности нашего пути, обнаружив турики, которые исчезли (фото 39) около снежного моста. Разрыв в облаках указал нам куда идти. Путь в цирк перевала шел по травянисто-каменистым полкам с небольшими выходами к средней осыпи (крутизна<= 30 градусов, однако было осуществлять самостраховку ледорубами и надеть каски). Через 2 час 20 мин выходим в цирк перевала Строителей. Ниже справа виден безымянный перевал (фото 47), соединяющий долины первого и второго левых притоков реки Пслух. На взгляд, его категорийность 1А-1Б. Дополнительным ориентиром является скала с дыркой (Ср. перевал Дырявый в долине реки Гондарай). В цирке действительно есть площадки для стоянки, однако вода находиться существенно ниже-200 м по вертикали( при желании можно топить снег) . На перевал можно идти прямо "в лоб ", спустившись с ригеля под перевальный взлет. От этого пути мы отказались, так как не хотелось терять высоту, да и издалека мы определили крутизну финального участка подъема как превышающую 25-30 градусов. Поэтому мы выбрали другой вариант: не меняя направления движения, траверсируя правый борт цирка, выйти на гребень и по нему уже спуститься на седловину (фото 40, 41). Через 35 мин, осуществляя самостраховку ледорубом, мы вышли на широкий гребень по мелко-осыпному сланцевому склону. Под аккомпанемент далеких раскатов грома мы за 5-7 мин спустились на седловину.

пер. Строителей (2800 м, 1Б) - верховья реки Чистая

Седловина перевала Строителей (2800м, лд-ос-сн,1Б) соединяет долину рек Чистая и долину второго притока реки Пслух (фото 43). Расположен в ГВХ между г. Юж. Псеашха 3251 и г.Сахарной Псеашха 3188) - ярко выраженная "галочка" в хребте. Прохождение этого перевала в любую сторону (от ночёвки до ночёвки) не боле 1ч 30мин. Несмотря на большую его популярность, тура мы не обнаружили (может быть таким образом туристы прячутся от работников заповедника и не оставляют после себя следов). Спуск с перевала проходит прямо вниз по мелко-осыпному с фрагментами скальных перьев в верхней части, но короткому - около 70 м кулуару крутизной около 30 градусов и выводит на осыпные моренные валы, отделяющие хребет от ледника Псеашха. Осуществляя спуск, кулуар участники проходили строго по одному, с самостраховкой ледорубом (фото 44). На моренных валах следы старых стоянок. Продолжили наше движение вниз по правому берегу реки Чистой, которая в тот момент совсем не оправдывала свое название и, не доходя 20 мин до начала подъема на перевал Мраморный, разбили лагерь (фото 45), так как погода испортилась окончательно, моросящий дождь включил непрерывный режим работы, о лучшей жизни заставлял думать и сильный северный ветер.

День пятнадцатый

21 августа. Верховья реки Чистая - Ледник Псеашха - Перевал Строителей Ложный - Долина реки Мутная - Долина реки Малая Лаба.

ЧХВ 5ч 10 мин

Км 7.4км (в зачёт 6.6км)

Верховья реки Чистая - пер. Строителей Ложный

Вышли с места ночлега в 8. 30. Столь поздний выход объясняется нашими колебаниями, вызванными неустойчивой погодой: идти сразу вниз в долину М.Лабы или попытаться сохранить спортивность нашего похода. Погода дала добро на второй вариант, и спортивности в тот день нам вполне хватило. Так как идти по открытому языку ледника Псеашхо, покрытому трещинами, было тяжело, мы предпочли вернуться почти под самый перевал Строителей и, перейдя со сланцевых моренных валов на снег и лед, начали подъем к перевалу Строителей Ложному (фото 42, 46, 47). Через 5 мин от последних площадок на гребне моренных валов вышли на закрытый ледник значительно западнее зоны трещин.

Надели страховочные системы, каски и начали подъем по мягкому снегу, слегка трамбуя ступени. Крутизна склона не превышала 20 градусов. Двигались с левого борта цирка траверсом с плавным набором высоты и через 25 мин достигли широкой, ровной, как футбольное поле, седловины перевала (фото 48). Тура не обнаружили (по информации сочинских туристов он должен быть где-то на северных скалах, следует признаться, что мы его особо не искали, поскольку погода была не устойчивой и мы торопились со спуском).

Пер. Строителей Ложный - Долина реки Малая Лаба

Перевал Строителей Ложный, или Нефтяник (2940 м, 1Б, лд-сн-осп) расположен в перегибе ледника Псеашха между высотами 3154 и 3164 и соединяет долины рек Мутной и Чистой, оба бассейна реки М.Лаба. На спуске нас ждал сюрприз. Из-за дождей закрытый ледник превратился в открытый. Теперь мы видели перед собой множество трещин разных размеров (фото 49). Наверное, вот тут-то каждому из нас могли потребоваться кошки. Но нам пришлось заниматься организацией перильной страховки. Правый борт перевального цирка, имеется в виду южная сторона седловины, был более пологим и менее разорванным трещинами, и поэтому был выбран нами для движения вниз (фото 50). Пройдя первые 30 м по снегу (крутизна свыше 25 град), мы, подрубая лед, делали ступени и скоро были вынуждены организовать перильную страховку (50 м) (фото 51, 52). Точка закрепления перил - сблокированные ледобуры. Спускались по перилам с самостраховкой схватывающим узлом. Последний участник спускался в кошках без рюкзака с самостраховкой ледорубом (дополнительных мер безопасности не требовалось, так как крутизна склона была 15-20 градусов, и главной неприятностью для участников группы могло быть падение на скользком льду). За большой торчащий изо льда камень (фото 52) закрепили еще одну 50 метровую веревку, которая уже использовалась как дополнительная точка опоры. Последний участник опять же спускался в кошках без рюкзака. Ниже перил крутизна склона была около 15 град, и для удобства движения нами были вырублены ледорубами ступени во льду. Всего от начала спуска с седловины до выполаживания ледника в южной его части мы шли 1ч 30 мин, хотя по горизонтали это расстояние не превышало 350 м. Собравшись на пологой части ледника, мы были вынуждены искать вариант спуска в левой части цирка, ограниченной скальным поясом, так как ледник завершался ледопадом, для нас непроходимым. Пройдя по границе скал и ледника, мы стали двигаться по поясу заглаженных бараньих лбов, используя для спуска первый по ходу, узкий некрутой кулуар (до 15 град), похожий на перевернутую букву Y (фото 53, 54, 55). Такая его конфигурация позволяла избежать скапливания участников друг над другом и убыстрить движение без нарушения техники безопасности. Этот участок мы проходили, используя элементы свободного лазания (неуверенные в себе участники проходили этот кулуар, передав свои рюкзаки более сильным товарищам). Спустя 15 мин мы вышли к большому озеру со следами прежних туристских стоянок, что добавило нам оптимизма.

Дальнейший путь проходил по правой части водораздела между двумя притоками Малой Лабы (фото 56), какой из них является рекой Мутной, мы так и не поняли. Водораздел представляет собой несколько ступеней бараньих лбов. Скорее всего, единственно возможным является путь по указанному водоразделу вдоль левого берега правого притока. Основные трудности начинаются при входе в зону криволесья (от озера до нее мы шли около 30 мин). От первых же по ходу вниз зарослей берез следует двигаться по выложенному заглаженными плитами кулуару (фото 57). Так как его крутизна в средней части превышает 35-40 град, а обход возможен только по чуть менее крутому травянистому склону, мы посчитали необходимым организовать перильную страховку (50 м, точка крепления - корни берез, фото 58). Спускались с самостраховкой схватывающим узлом. Последний участник снимал веревку, поднявшись к ней по травянистому склону без рюкзака, так как при сдергивании она легко могла запутаться в кустах. Дальнейший путь проходил по травянистому склону с использованием всего арсенала приемов траволазания. Разбившись на несколько групп, мы двигались от полки к полке, стараясь не спускать друг на друга камни. Спустя час мы вышли к уже упомянутому выше руслу правого ручья (фото 59). Перейдя на его правый борт по камням, мы еще 25 мин продирались сквозь заросли альпийских лугов, пользуясь фрагментами медвежьих троп, и спотыкаясь об незаметные в траве камни. По классификации пешеходного туризма такой участок высокотравья расценивается как 1Б. На ночлег встали рядом со старым кострищем, почти на тропе. Воду брали из Малой Лабы, так как сухостоя было мало, предпочли готовить на газу.

День шестнадцатый

22 августа. Долина реки Малая Лаба - Перевал Аишха (2400 м, н/к)- Долина реки Пслух - Кордон Пслух.

ЧХВ 5ч 35мин

Км 16км

Долина реки Малая Лаба - пер. Аишха (2400 м, н/к)

После вчерашнего забойного дня выйти рано мы не сумели и стартовали только в 9.35. Тропа пробита миллионами ног туристов и лошадей, однако через 15 мин движения по левому берегу, вода уходит под камни и ориентиром для движения в этом каменном море (крупная и средняя осыпь, крутизна 15 град) служат каменные турики. Этот участок тянется примерно метров на 500. Дальше в течение часа мы двигались с минимальным набором высоты по травянистым берегам в зоне березового криволесья. Через 40 мин перешли левый приток, в верховьях которого прячется перевал Четырех. Однако, имея двух больных, мы решили идти по наиболее простому и стандартному пути: через перевал Аишха. Через 20 мин тропа привела нас к следующему притоку, в 5 мин ходьбы от которого мы начали подъем на заросший рододендронами и мелкими березками склон. Верховья реки Малая Лаба достаточно комфортны для отдыха, места для стоянки найти достаточно легко, с дровами проблем не будет. На карте показано, что в точке начала подъема тропа раздваивается, однако мы сумели обнаружить только "подъемную", вероятно, режим заповедника отбил охоту от посещения верхней части долины. Двигаясь по серпантину тропы в северном направлении, мы вернулись к руслу ручья, падающего вниз красивым водопадом, и продолжили движение к перевалу вдоль правого берега по широкому травянистому плато, незаметно набирая высоту, в направлении запад - юго-запад. Через 30-40 мин от верхней границы зоны леса вышли на седловину перевала Аишха, на которой расположены остатки строений метеостанции и громадных размеров тур, как всегда пустой. Перевал Аишха (высота 2400, н/к, травянистый, фото 60) расположен между, соединяет долины рек Пслушенок (долина реки Пслух) и Малая Лаба. Путь от места стоянки до перевала Аишха занял 1 ч 45 мин

Пер. Аишха (2400 м, н/к) - долина реки Пслух

В течение получаса спускались по тропе крутизной 15-20 град, переходящей с берега на берег. Напротив туристского приюта на правом берегу тропа переходит в дорогу, по которой мы продолжили наш путь. Через 5 мин от этого места развилка: левая дорога ведет на водороздел между долиной р. Пслух и Мзымта, мы же двигались по правой. Криволесье почти сразу же сменяется смешанным лесом, по которому мы шли в течение часа, несколько раз по камням переходя русло реки Пслушенок.

От стенда с надписью, информирующего туристов, что он находятся на территории КБГЗ, начинаются площадки со следами стоянок. Спустя 40 мин мы достигли оборудованных нарзанных источников. Почти напротив них, на правом берегу появляются строения кордона Пслух, до которого мы дошли за 20 мин. От перевала до кордона мы дошли за 2 ч 35 мин. Предъявив документы, мы перешли по мосту приток реки Пслух. Сразу за мостом находятся большие поляны, где традиционно стоят туристы, благополучно выбравшиеся из заповедника. Однако мы продолжили наш путь, через 1 ч 10 мин пути прошли мимо "ржавых" ручьев, что говорит о богатстве района минеральными водами. Еще через 5 мин у автомобильного брода через р. Пслух находятся оборудованные нашими предшественниками стоянки, на которых мы останавливаемся на ночлег. Через 50 метров расположен еще один поворот куда-то вверх налево на водораздел рек Мзымта и Пслух, который и служит дополнительным ориентиром. Дров много, однако, следует помнить, что в случае дождя за чистой водой придется ходить далеко к ручьям по левую сторону от автомобильной дороги.

День семнадцатый

23 августа. Кордон Пслух - посёлок Эсто - Садок - г. Адлер

ЧХВ 1 ч 30 мин

Км 8км

Кордон Пслух - посёлок Эсто - Садок

Спустя 25 мин от выхода (примерно 1,5часа пути от кордона) вышли к нарзанным источникам. Табличка на воротах, перегораживающих автомобильную дорогу, гласит, что здесь территория Сочинского национального парка и за это надо платить. Рядом с этой табличкой - еще одна, предупреждающая о том , что мы находимся в погранзоне. К нашему присутствию прапорщик отнесся совершенно спокойно и даже не поинтересовался нашими документами. Контролеры Национального парка к нашему выходу из владений КБГЗ отнеслись так же спокойно и даже денег не потребовали. Рядом с источниками остовы палаток и павильонов, площадки для автотуристов. Здесь тоже разрешают ночевать, иногда бесплатно (информация от жителей). Через 20 мин достигаем слияния р. Пслуха с р. Мзымта. На ее левый берег переходим по автомобильному мосту и двигаемся далее мимо строений самодеятельного курорта, тянущегося метров на 600 по обе стороны дороги, качество которой (очень хорошо укатана) улучшается с каждым метром (был обнаружена даже кабинка биотуалета) . Недалеко от стройки и вертолетной площадки (30 мин хода от моста через Мзымту) мы встретились с нарядом пограничников, которых удивило поведение прапорщика, но, оказалось достаточно объяснить в устной форме кто мы и куда идем. От курорта до нижней станции канатной дороги дошли за 1 час. Здесь многочисленные магазины, точки общепита, аттракционы. Здесь же и конечная остановка автобусов номер 135 ,105.

посёлок Эсто - Садок - г. Адлер

Мы без проблем уехали в пустом автобусе, который примерно за час довез нас до вокзала в Адлере. Остаток дня был посвящен попыткам урегулировать взаимоотношения с администрацией КБГЗ, которые оказались безрезультатными, так как мы никого не сумели там застать и перешли к отмоканию в море. Точка нашей дислокации - привокзальный сквер у отделения милиции.

6.1. Высотный график похода

Рисунок GIF

Авторы раздела: Калинин Ю., Карнов. С., Коновалова Ю., Меркушев И.

8. Сведения о материальном оснащении группы.

8.1. Список специального снаряжения

8. лопатка саперная - 1
  9. кошки - 2 пары

8.2. Рекомендации по подбору и использованию снаряжения

Такой вид список спецснаряжения принял после ряда телефонных консультаций с сочинскими туристами, осуществленных в течение лета. Обращаю ваше внимание, что, по мнению первопроходцев, при движении на подъем на перевалах Асманов и Боковой желательно иметь жумар. Отсутствие в списке вспомогательной веревки неслучайно. На наш взгляд, при возможности прохождения относительно некрутых снежно-ледовых склонов (~250) при организации перильной страховки, последний участник, идущий в кошках с нижней страховкой, организованной с помощью перильной веревки, (с этим вариантом согласны и сочинцы) ее и снимает. Так же относительно небольшая ширина рек до 30 м при наличии 2 основных веревок длиной 40 и 50 м снимает вопрос о наличии вспомогалки. (О последнем говорит опыт прошлого похода.)

Что же касается взятого снаряжения:

1. Мы не забили ни одного крюка ( вопреки рекомендациям В. Луста ) для прохождения перевалов 1Б этого не потребовало, мы сумели во всех двух случаях закрепить веревку за уступ (камень, дерево). Вероятно, если вы пойдете в поход 3 и более высокой категории без них не обойтись. Сочинцы настоятельно советуют "швелера"! Мы с этим согласны - преобладают сланцевые породы.

2. Вопреки рекомендациям сочинцев взяли ледобуры. Использовали на 2 перевалах. Вариант более предпочтительный, чем организация станции из ледорубов на зафирнованном снегу, а при прохождении перевала Строителей ложн. они .нас просто выручили при организации перильной страховки

3. Настоятельно рекомендуем использовать на подходах лыжные палки или альпенштоки (при организации маршрутов до 3 категории включительно без больших участков пешеходной "пилежки" не обойтись).

4. По-нашему мнению, на основании опыта двух походов в этом районе, кошки могут потребоваться скорее не только техническому лидеру. На перевале Асманов, при прохождении зафирнованных участков в утренние часы мы предпочли организацию перильной страховки, так как для нашей группы это был первый перевал с такой характеристикой склона. Участки открытого льда на своем пути мы встретили один раз при спуске с перевала Строителей Ложн. Из-за продолжительных дождей склон раскис, и мы решили повесить две перильных верёвки, которые использовали как дополнительные точки опоры. Несколько раз приходилось рубить ступени, таким образом, мы обошлись наличием двух пар кошек на группу. В весе рюкзаков мы таким оброзом с экономили, но по времени много проиграли. Если вы планируете идти в "тройку", то берите обязательно.

5. Большое количество времени проведенного в лесной зоне сделало не таким актуальным активное использование солнцезащитных кремов. Примерно в 2 раза меньше, чем в стандартных "двойках".

6. Рекомендуем учитывать такой фактор, как движение по альпийским лугам в утренние часы. Следует позаботиться о хорошей трекинговой обуви или хорошей пропитке ботинок.

7. Неприятным сюрпризом стало наличие мошки. Рекомендуем позаботиться о спецсредствах - взятый на всякий случай антикомариный репеллент не помогал. Несколько раз мы сталкивались с гнездами диких ос и были ужалены. Рекомендуем медику быть готовому к этому обстоятельству (аллергия).

8. Что же касается других компонентов снаряжения, на наш взгляд, учитывая необходимость "прорубаться" сквозь возможные завалы, топор в группе должен быть обязательно. Мы планировали использовать в качестве мачете и саперную лопатку, наибольшую озабоченность у нас вызывало прохождение верх. р. Киша, однако из-за вынужденного изменения маршрута лопатку использовали исключительно по назначению. Рекомендуем также цепные пилы, которые не подводили нас ни на Алтае, ни в Саянах. К сожалению, есть у них и серьезный минус - по нашим оценкам их срок службы 3 года, далее лучше купить для лучших походов новою, чтобы не мучаться с клепкой.

9. Радиостанции "Алан" - 2 шт. Как показала практика очень полезная вещь в походе при организации разведок на небольшие расстояния (что в нашем случае было весьма актуально), при прохождении сложных перевалов они также оказались кстати (для организации более эффективного взаимодействия). Как показала практика в горных условиях радиостанция "Алан" позволяет организовывать качественную связь на расстоянии до 2,5 - 3 километров на средней частоте 434 МГЦ. При этом их технические показатели: масса одной радиостанции составляет 100 г., питание осуществляется от 3-х алкалайновых элементов ААА (нам хватило одного комплекта батареек на весь поход), небольшие размеры 50?95?25 мм, FM модуляция делают их практически бесценными.

Сочинцы рекомендовали взять с собой газовые горелки или бензиновые примуса. Они нужны больше для подстраховки: для ночёвки на Асмановых балаганах, верховья р. Пслух, рек Чистая и Мутная. При нормальных условиях при прохождении любого перевала как запланированных, так и реально пройденных в походе, до границы зоны леса всегда можно дойти после спуска из перевального цирка максимум за полтора часа.

8.3. Рекомендации по подбору и использованию продуктов питания

1. При составлении раскладки следует учитывать большое количество ягод: земляника, черника, малина, смородина, ежевика (особенно хороша со взбитыми сливками!). Можно подумать о приготовлении блюд из грибов и взять растительное масло.

2. Также, мы включили в состав раскладки сахарозаменитель для приготовления компотов.

3. Если группа располагает временем, то можно попытаться купить мед у местных жителей прямо на пасеке так и в поселках. В первом случае как сторгуешься во втором - дороговато, но ассортимент потрясающий.

4. Мы традиционно едим в походе батончики "Corny", содержащие мюсли. Этот калорийный продукт позволяет брать меньше конфет и шоколадок, да и хранить его проще. К традиционным сухофруктам мы добавляем сушеные ананасы и папайю или тайскую дыню. К сожалению, в отличие от батончиков "Corny" здесь в деньгах не удается сэкономить, но можно выиграть в весе продуктов за счет калорийности.

5. Рекомендуем использовать для завтраков быстрого приготовления мюсли вместо кашек "Быстров" или "Бишоп". Вкуснее и дешевле. Как правило, турист мужского пола съедает 2 каши типа Быстров вес ~50 г. - 60 г. цена 2 пакетиков около 14 руб. Стоимость завтрака на группу приближается к 100 руб., а 1 кг. мюсли в супермаркете стоит около 60 руб. Желающим с экономить могут приобрести овсяные каши "Минутка", они в два раза дешевле "Быстрова" или "Бишопа".

6. Для лучшей акклиматизации и адаптации мы использовали женшене- и элеутеракоккосодержащие сиропы. Был взят и концентрированный лимонный сок (0,5 л.). Расчет по 300 г. на группу из 16 человек в течение дня (сиропы в течение первых 5-ти дней, лимонный сок в течении недели). Точного обоснования наши расчеты не имеют, да и поломанный график маршрута изменил наши планы.

7. Пользовались мы сушеным мясом фирмы "ООО Русская еда". Адрес: 188676, Лен. Обл., Всеволожский р-н, Кирпичный завод, Промзона Кирпичный завод, Дер. Янино-1, тел (факс) 521-91-45. Невкусно, но в 3 раза дешевле, чем у "Гала-Гала". Цена 550 р. 50 коп. за кг.

8.4. Расчет веса рюкзака

Расчёт веса рюкзака планировался исходя из следующих параметров:

1. средний вес суточного рациона - 600 г вместе с газом
  2. общий вес группового снаряжения - 55 кг
  3. общий вес продуктов - 143 кг

Максимальный вес личного снаряжения участника - 11 кг

Таким образом, средний стартовый вес рюкзака составлял:

1. мужчина - 38
  2. женщина - 25
  3. юноша - 25
  4. девушка - 20

На первое кольцо средний вес рюкзака составил:

1. мужчина - 30
  2. женщина - 20
  3. юноша - 20
  4. девушка - 17

8.5. Меры по снижению веса рюкзака

1. Для снижения веса рюкзака мы организовали заброску в районе перевала Псеашха.

2. Городская одежда была оставлена в камере хранения на вокзале в Адлере.

3. Заранее мы не планировали закупки продуктов в поселке Эсто-Садок, но если кто-то захочет повторять наш маршрут, то, несомненно, следует иметь ввиду наличие магазинов в нем и в Красной Поляне.

4. При выборе спецснаряжения мы отказались от использования каждым участником жумара в пользу петли самостраховки ("пруссика"). С той же самой целью (уменьшение веса) мы взяли всего две пары кошек на группу, что привело, в нашем случае, к увеличению времени прохождения перевала Строителей Ложный.

Авторы раздела: Родионова Л., Меркушев И., Калинин Ю., Жанкевич Т.

9. Выводы и рекомендации

Первыми наши планы скорректировали работники МЖА, которые не смогли нам продать билеты на нужный поезд, поэтому нам пришлось начинать наше путешествие не 06.08, а 05.08, но всё равно мы приехали не рано утром, как хотели, а только к полудню. Правда серьёзным образом на наши планы это не повлияло. (Кстати, по той же причине мы и вернулись на день позже.)

Самое главное препятствие нас ждало в дирекции КБГЗ. У нас была предварительная договоренность с начальником охраны заповедником Пилепенко Г. Е., который в прошлый порекомендовал нам договариваться напрямую с ним, а не писать официальных писем директору. Однако, когда мы приехали именно к директору за разрешением он и направился, а тот …!

Первоначально задуманный вариант маршрута нам загубил директор КГБЗ Шевелев. Четыре часа мы осаждали эту твердыню, но все безрезультатно. За прошедшие со времен нашего первого визита три года, материальное благосостояние отдельных работников явно выросло (чему способствовала работа с эксклюзивными клиентами, прилетающими на вертолетах), к сожалению, наша группа смогла прочитать о новых веяниях в журнале "Новое время" №44 от 5 ноября 2006 года (т. е. уже много позже после похода). Поэтому наша группа не представляла для них такого большого интереса как прежде, когда нас просили подарить старую веревку нищим лесникам. Наш маршрут явно мог помешать проведению "высокопоставленной рыбалки" и нам запретили посещение массива Чугуш (северная сторона), долин рек Киша и Уруштен, следовательно мы потеряли почти две трети маршрута (таким образом мы лишились самой интересной технической работы, а именно прохождения перевалов Асманов, Боковой, Панорамный - все 1Б, а также прохождение н/к перевала Уруштен). Правда нам милостиво разрешили погулять на границе заповедника и Сочинского национального парка в районе массивов горы Зеленая и Ачишхо. Вместо прохождения малохоженных туристами и просто очень красивых долин рек Киша и Уруштен мы очень много ходили по грунтовым дорогам и даже уворачивались от туристов-джипперов.

Мы решили рискнуть и совершить кольцевой радиальный выход с Асмановой поляны через перевалы Майкопских туристов 1А и Асманов 1Б, а далее уже двигаться разрешенным нам траверсом ГКХ в сторону гор Зеленой и Ачишхо. Такой вариант прохождения перевала Асманов (на подъём вместо спуска, как было заявлено), мы решили осуществить, чтобы как можно быстрее пройти на ту сторону хребта и меньше маячить на виду у охраны заповедника. По их словам, они наблюдают за массивом Чугуш с метеостанции рядом с Хмелевскими озёрами. Реализация задуманного стоила нам большой нервотрепки и большой затраты физических сил. Поскольку нас навестил оперотряд, нам пришлось уничтожить фотоматериалы о посещении вышеуказанных перевалов, потерять время на дискуссии о характере нашего наказания (об этом см. ниже).

Мы вынуждены были заменить днёвку полуднёвкой, так как оперотряд запретил пребывание на Асмановых балаганах и мы в ночь вынуждены были спускаться к Колхидским воротам, где отдыхать у развалин сгоревшего приюта в дорожной пыли было не очень комфортно. Кроме всего прочего от нас потребовали скорейшего появления на кордоне Лаура.

Траверс ГКХ оказался сложнее, чем мы думали, плотность леса соответствовала категории 2А-2Б по методики оценки препятствий пешеходного туризма. На наше счастье суммарная протяженность этих участков не превышала одного километра.

На изменение графика нашего движения кроме вышеуказанных обстоятельств повлияли еще три: резкое прохождение связки перевалов Майкопских туристов - Асманов отрицательно сказалось на самочувствии некоторых участников, не выдержавших столь форсированной акклиматизации. Даже сделанная полудневка мало нам помогла и за два следующих дня мы прошли очень немного.

Второе обстоятельство связанно с необходимостью подстраховки группы из гимназии № 1515, где руководитель чувствовал себя не вполне хорошо, и поэтому последнюю часть маршрута мы сознательно шли "паровозом". Третье обстоятельство - ухудшение погоды в период с 16 по 21 августа, когда из-за дождей нам пришлось резко сокращать ходовой день, в итоге вторая часть похода была пройдена с отставанием на один день.

Итак позволим себе повториться: вместо акклиматизационного выхода на перевал Майкопских туристов мы были вынуждены пройти его в связке с перевалом Асманов в ускоренном варианте; вообще отказаться от прохождения перевалов Боковой, Аспидный, Панорамный, 75-ти лет КГБЗ и Четырех. Первые три находились в запретной для нас зоне, а два других были заменены на более простые для прохождения (во-первых, перевал Строителей существенно ниже прервала 75-летия КБГЗ, во-вторых, со стороны подъема путь идёт по тропе почти до самого перевального цирка, в-третьих, при спуске мы были избавлены от движения по живой и крутой осыпи в условиях неустойчивой погоды, что немаловажно при движении группы большого численного состава).

В отличие от перевала Четырех путь через перевал Аихша проходит по хорошо набитой тропе и конечно же проще (в некоторых классификаторах перевал Четырех оценивается как 1А). Следует помнить, что нас уже достаточно сильно поджимало время, а в объеденной группе было двое больных.

Поэтому нитка нашего маршрута приобрела неказистый вид, а спортивная составляющая нашего похода резко уменьшилась. Из-за частого движения по дорогам мы вряд ли можем рекомендовать вам повторять наш маршрут (неизгладимое впечатление произвел также подъем вдоль строящейся линии канатной дороги). Тем не менее, следует обратить внимание на возможное использование при построении вашего маршрута:

1. ни одна из переправ в нашем походе не представляла собой серьёзного препятствия, и поэтому могут быть расценены как не котегорийные.

2. посещение массива Ачишхо и г. Зелёной может быть рекомендовано в целях акклиматизации и увеличения числа интересных и культурно-исторических объектов, если воспользоваться не нашим путём, а долиной реки Бешенки, то можно добраться до красивых водопадов и дольменов, но такой путь резко снижает спортивность и автономность маршрута.

3. перевал Майкопских туристов 1А (прекрасная обзорная и панорамная точка), со стороны р. Берёзовая н/к, со стороны р. Киша достаточно пологий снежник его прохождение может служить целям акклиматизации и отработки движения по снегу;

4. перевал Асманов 1Б со стороны реки Ачипсе н/к, со стороны реки Киша 1Б, главное препятствие представляет фирновый склон длиной около 200 метров, проходится в 1-2 верёвки перил по 50 м. Возможны иные тактические решения в зависимости от обученности группы движению в кошках и связках;

5. траверс ГВХ не был нами пройден целиком, первая часть больше интересна любителям таёжно-пешеходного туризма, вторая (после вершины 1920) горного. Из-за большой густоты леса мы двигались крайне медленно, первая группа упёрлась во вторую, что ещё больше замедлило темп движения. В результате мы после полудня очутились на самом открытом участке траверса под палящим солнцем. В добавок ко всему мы умудрились спуститься на участок левого истока реки Берёзовая между двумя водопадами, не заметными сверху. Рекомендуем в случае спуска по нашему варианту пути уходить в лево по ходу, после прохождения каньонообразного участка. Хорошие места для ночлега вы найдёте на левом берегу истока р. Берёзовая (переправа не вызывает ни каких проблем), спустя 20 мин. движения от верхнего водопада. В случае продолжения трверса спуститься к истокам р. Березовой вы сможете не ранее чем через 1.5 - 2 часа, пройдя около 2 км. И набрав около 100 м.высоты.

6. Мы не сумели осуществить рекомендованный нам работниками заповедника спуск от Хмелевских озёр к кордону Лаура по отрогу хребта Ачишхо, так как не сумели разведать его заранее в первый день пребывания на кордоне Лаура. Во время движения по маршруту в тот день из-за сильного тумана мы не хотели рисковать. Движение вниз по автомобильной дороге оставило массу негативных впечатлений.

7. Методом проб и ошибок мы нашли самый короткий путь к пихтовой поляне вдоль линии канатки, однако разрешат ли им пользоваться в последствие большой вопрос.

8. Не представляется возможным дать точную информации о тропах и дорогах на хребте Псехако, где строится горнолыжный комплекс "Газпрома" так как буквально за время нашего присутствия срыли более 2 км одной из старых автомобильных трасс.

9. Есть некоторая путаница в названиях перевалов, ведущих в долину Малой Лабы. Перевал из дол. Р. Пслух в долину р. Чистой назывался и перевалом Строителей и перевалом Строитель. Перевал в долину р. Мутной -перевал Нефтяник, Нефтяников и Строителей ложный. На основании информации, полученной после многочисленных консультаций, предлагаю именовать первый перевалом Строителей, а второй Строителей ложный!

10. Перевал Строителей простая 1Б, главная сложность которого, по нашему мнению, заключается в обходе осыпного склона со стороны дол. Р. Пслух. Наш путь считаем оптимальным, в принципе в хорошую погоду его целесообразно проходить в связке с перевалом Строителей ложный, в этом случае в качестве запасного варианта ночлега, рекомендуем ночёвки у озера на нижней террасе у языка ледника в истоках р. Мутная. Спускаться в дол. р. М. Лаба следует имея в запасе не менее 4 часов светлого времени. Для опытной группы движение по бараньим лбам покрытым травой и кустарниками может занять меньше времени. Использование перильной страховки в нашем случае считаем правильным.

11. Движение по леднику перевала Строителей ложный ранее требовало минимальных мер безопасности, сочинские туристы проходили его не связываясь и не надевая кошек, в наших условиях при большом количестве обнаруженных участков открытого льда и полузасыпанных трещин нам пришлось рубить ступени и вешать перила, чтобы обойти зону трещин. При прохождении первого пояса бараньих лбов на спуск следует помнить, что вероятно возможен обходной вариант движения в левой части моренного вала, при прохождении второго пояса бараньих лбов более опытная сочинская группа обошлась без перильной страховки. Поскольку в нашей группе преобладали люди для которых это была первая горная двойка и нам приходилось помнить о двух больных, мы предпочли повесить верёвку. На основании наших первых впечатлений прохождение перевала Строителей ложный из долины Мал. Лабы на подъём не целесообразно.

На наш взгляд, пройденный нами поход можно назвать не только горным, но и горно-пешеходным, так как значительная часть, пройденных нами препятствий, таких как различные виды растительного покрова от высокотравия до труднопроходимого леса, каньоны, траверсы относятся к препятствиям, характерным для пешеходного туризма. Пройденные нами перевалы один 1А, два 1Б, один 1А-1Б. позволяют классифицировать наш поход как "двойку". С этой точки зрения цели нашего поход можно считать достигнутыми, с другой стороны мы мечтали совсем о другом походе, результаты которого позволили бы другим группам совершать путешествия в этом районе. Трудно предугадать, как в процессе строительства олимпийских объектов изменится отношение к самодеятельным, не приносящим больших денег туристам. Кроме этого не ясно как повлияет процесс укрепления границы на возможность пребывания в восточной части заповедника. Три года тому назад этот район казался очень перспективным, как оказалось нашим чиновникам тоже. Теперь же уверенности в том , что мы пойдём туда ещё раз нет.

Может быть имеет смысл послушать советы сочинских туристов, которые рекомендуют по возможности обходить кордоны лесников. Кстати, мы действительно встретили не зарегистрированных в заповеднике туристов. По этим вопросам рекомендуем связаться с главным разработчиком спортивных походов высокой категории с Лустом Валерием Анатольевичем тел. (дом.) (8622)-441544 (моб) 8-918-403-00-76, адрес: Сочи, ул. Садовая д.20 кв.74

Также консультацию можно получить у следующих местных туристов

1. Самоленко Александр Анатольевич тел. (раб.) (8612)-557077

2. Бутвин Игорь Васильевич тел (дом.) (8612)-503702

3. Сочинская МКК тел. (8622)-622646

4. Сергей Анатольевич тел. (дом.) (8622)-441964

Леонид тел. (дом.) (8622)-452274

9.1. Достопримечательности на маршруте

Интересные природные объекты - это водопады в долинах рек. Ачипсе, в верховьях рек. Киша; под пер. Псеашха с сев. стороны, так называемое, Малое озеро и группа так называемых Дзитакских озер; минеральные источники в долине реки Пслух; Хмелевские озера на склонах г. Ачишхо.

Достопримечательности пос. Красная Поляна подробно указаны выше.

С событиями ВОВ связаны долины рек Уруштен и Малая Лаба, на пер. Псеашха и Аишха шли бои.

Если говорить о познавательном значении этого похода, то следует отметить, что мы впервые увидели по-настоящему не тронутую человеком природу, что, я думаю, способствовало экологическому воспитанию.

Красивые виды как черноморского побережья, так и горных вершин будут долго напоминать нам о несовершенстве городского пейзажа.

Трудные условия нашего похода, когда приходилось и экономить продукты и даже разгружать взрослых, несомненно, сослужили хорошую службу для морально-волевой закалки юных туристов.

Считаем необходимым добавить, что при оформлении документов у командировочных неизбежно возникнут проблемы - в ваше удостоверение поставят печать о вашем пребывании, только если вы зарегистрируетесь в милиции. Нам отказались ставить печать в маршрутные книжки, поэтому в качестве нашего пребывания в районе можем предъявить копию разрешения из КГБЗ (подлинник сдали с финансовым отчетом).

Авторы раздела: Александров Н., Меркушев И.

Список литературы

1. Альманах Глобус М.1968 г.
  2. Арсенин В., Бондарев Н. Горное путешествие по Западному Кавказу, М. 1968г., 1976г.
  3. Большая советская энциклопедия
  4. Большой энциклопедический словарь М. 1985 г.
  5. Бондарев Н.Д. Архыз. Большая Лаба. М. 2001г.
  6. Вартанов Р.С. Между трех морей. Пятигорск. 2001г.
  7. Ветер странствий №5 М.1970 г.
  8. Горшенёв К.А. Путешествия по Краснодарскому краю. ФиС. 1983г.
  9. Гречко А.А. Битва за Кавказ М. 1967г
  10. Директор Л.Б. Высокогорные перевалы. М. 2001г.
  11. Журнал Родина №3 -4 1994 г, №1-2 2001г.
  12. Зайцев И. Легенды и были Черноморья. Краснодар 1975г.
  13. Маларев А.А. Ваш туристический гид. Сочи. 2002г.
  14. Послухаев А.В. Отдых в Сочи. Тверь 2003
  15. Поспелов Е.М. Географические названия мира. М. 2002г.
  16. Российская Федерация. Европейский юго - восток. М.1968 г.
  17. Сборник "Побежденные вершины" М. 1981 г
  18. Энциклопедия туриста. М. 1993 г.

Отчеты о походах

Библиотека МГЦТК

1. Отчет № 4121 Смолякова В. М. 1973 г. 4 к/с пешеходный
  2. Отчет № 4168 Багов А. 1971 г. 5 к/с пешеходный
  3. Отчет № 1414 Марченко Б. 1966 г. 5 к/с горно-пешеходный
  4. Отчет № 1359 Лего С. 1962 г. 4 к/с пешеходный

Библиотека ТСС России

1. Луст В. Отчет о походе 4 к/с горный 1999 г.
  2. Луст В. Отчет о походе 5 к/с горный 2002 г.