Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Северо-Кавказкий
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II
0 643 0

Дата: 3-15 мая 2002 г.

Руководитель: Логинова А.В. (Москва)

1. Справочные сведения о походе

  • Район похода: Северный Урал, территория Вишерского заповедника.
  • Вид туризма: комбинированный, лыжно-водный с элементами пешеходного.
  • Категория сложности: вторая с элементами третьей.
  • Сроки: с 3 по 15 мая 2002 года.
  • Нитка маршрута: г.Ивдель Свердловской обл. - заезд машиной по дороге на Сибиревский прииск до р. Ивдель - пешком до Сибиревского прииска - на лыжах до р. Велс - переправа на катамаране через р. Велс - подъем на хр. Пут-Тумп - спуск с сев.склона хр. Пут-Тумп - долина р. Южный Велс - Подъем на хр. Ольховочный - траверс по гребню хребта Ольховочный на северо-восток - спуск под перевал Янгтумп - прохождение перевала Янгтумп (1А) - спуск в долину р. Хомги-Лохья - траверс склона хр. Молебный Камень - спуск в долину р. Малая Мойва - переправа через р. М.Мойва - траверс склона хр. Муравьиный Камень - переправа через р. Мойва на катамаране - траверс восточного склона хр. Тулымский Камень - перевал через хребет Тулымский Камень (1А) - рад. восхождение на вершину 1469 м. Тулымского Камня, высшую точку Пермской области - спуск с перевала в долину р. Вишера - сплав по р. Вишера на катамаране через поселок Велс до поселка Вая.
  • Ходовых дней: 13
  • Дневок: 1
  • Полудневок: 1
  • Активным способом передвижения: 139,56 км на лыжах/пешком, 135 км сплава.

2. Общие сведения о группе

Группа в основе своей была сформирована на базе турклуба МИИТа, большую ее часть составляли студенты данного ВУЗа. Все участники имели опыт водного туризма на байдарках в рамках походов 1 к.с. и пешеходный опыт того же уровня, большая часть участников кроме того имела опыт участия в лыжных походах 2 к.с. и в соревнованиях по ТГТ и ТЛТ "Буревестник".

В качестве подготовки к данному походу были проведены тренировочные выходы в Подмосковье со сборкой катамарана и сплавом на нем.

Соотношение женщин и мужчин в походе составило 2:3 соответственно, а возрастной состав участников колебался от 18 до 25 лет (средний возраст составил 22,5 лет).

3. Некоторые сведения о пройденном маршруте

При выборе маршрута путешествия мы прежде всего ставили своей целью найти не слишком удаленный от Москвы район с дикой природой, где серьезный и технически насыщенный поход можно было бы уместить в сжатые сроки майских праздников. Первоначально настораживало отсутствие информации о совершенных походах в этом районе в данное время, но как показало прохождение маршрута, этот край очень интересен и вполне проходим в период весеннего межсезонья.

Благодаря весеннему сезону, наш поход был очень разнообразен как по набору препятствий, так и по погодным условиям. Ни один день нельзя было назвать похожим на другой, и элементы пешего, лыжного и водного туризма чередовались несколько раз в день. Благодаря тому, что мы были готовы к этому с точки зрения подбора снаряжения, такое чередование вносило лишь дополнительный интерес, а не дополнительные трудности при прохождении.

4. Состав группы

№ пп ФИО г.р. Тур. опыт Должность
1 Логинова Анна Владимировна 1976 1(у)лыж.Тверск.обл. 2(у)лыж.Южн.Урал 3(у)лыж.Пол.Урал 2(у)вод. Р.Мста 1(р)пеш.Крым 2(у)пеш.Зап.Кавказ 3(у)пеш.Прип.Урал 4с эл.5(у)пеш. Кодар 5(у)пеш. Ю.Муйский Руководитель, завхоз, казначей
2 Сысоев Максим Евгеньевич 1982 1(у)пеш.Смол.обл. Летописец–хронометрист, снаряженец
3 Караваев Антон Игоревич 1984 1(у)пеш.Смол.обл. 2(у)лыж.Южный Урал Фотограф
4 Кирьяков Илья Львович 1982 1(у)пеш.Смол.обл. 2(у)лыж.Южный Урал Реммастер
5 Брайоловская Елена Сергеевна 1977 ПВД Медик, гитарист

5. Характеристика района

Северный Урал начинается от горы Косьвинский Камень и тянется более чем на 500 км на север до горы Тельпосиз. Площадь горной области Северного Урала (90000 кв.км) в 1,5 раза превышает два других района края. Для туристов особенно привлекательны районы к северу от верховья Вишеры. Этот глухой район, простирающийся на 300 км в длину и 150-250 км в ширину, до настоящего времени не заселен и слабо изучен.

В туристском отношении Северный Урал легче и доступнее других районов Уральского Севера: зима здесь теплее, меньше метелей, продолжительнее день, жарче лето, больше ясных, солнечных дней. По транспортным трассам можно быстро попасть к начальным и конечным пунктам маршрутов.

Хребты Северного Урала имеют плоские или округлые вершины с хорошо развитыми нагорными трассами, среди которых возвышаются причудливые башнеобразные останцы, сложенные из серицито-кварцитовых сланцев.

Вершины хребтов, поднимаясь над долинами рек более 1000 м, придают местности живописный вид. Ширина продольных долин 10-12 км, поперечных- 0,5- 2 км. Долины покрыты густыми лесами. Долины Щугора, Илыча, Северной Сосьвы и некоторых других рек в верховьях местами сильно заболочены, заросли кустарником, поэтому пересекать их летом с тяжелыми рюкзаками трудно.

Склоны отдельных хребтов круто обрываются к долинам рек, но перевалы через главный водораздельный хребет сравнительно невысоки (400-600 м) и в пределах территории не поднимаются выше лесной растительности. Это облегчает лыжникам пересечение северной части водораздельного хребта: не требуется холодных ночевок без дров, не опасны метели. Южнее перевалы достигают 700-750 м над уровнем моря, значительная часть их находится выше границы леса.

Более высоки (до 1000 м) и труднопроходимы перевалы через Тельпосский хребет, где на протяжении 12-16 км приходится идти выше лесной растительности. В условиях короткого зимнего дня, низкой облачности, частых метелей и сильных морозов пересечение Тельпосского хребта сложно, может потребовать несколько дней и доступно лишь опытным туристам.

Климат Северного Урала резко континентальный. Зима холодная, с морозами в декабре и январе до -50-54°. В марте морозы иногда достигают -45-48°, отрицательные среднесуточные температуры отмечаются повсюду и в апреле (-0,5-3°). В середине июля на склонах Тельпосского хребта местами еще лежит снег, а в первых числах августа уже нередки метели. На равнинах устойчивый снежный покров ложится обычно в третьей декаде октября и сходит в середине мая, горы же одеты снегом уже с середины сентября.

В тайге, к западу от хребта, высота снежного покрова в декабре достигает 50-70 см; снег еще рыхлый. В марте здесь уже метровые сугробы; с подъемом в горы снега становится больше, и у верхней границы леса высота его достигает местами 2 м, а иногда и 3 м. К востоку от хребта высота снежного покрова не превышает 60 см и он более рыхлый.

Зимняя погода на Северном Урале более постоянна, чем в других районах края. Иногда неделями стоят тихие ясные морозные дни, на при теплых ветрах с юга и юго-запада (довольно частых зимой) начинаются снегопады и метели. В тайге на равнине сильный ветер наблюдается редко, средняя скорость его почти везде 3-4 м/с, а количество метелей за зиму 30-40. В горах, особенно в высоком Тельпосском хребте, скорость ветра достигает 15 м/с, метелей здесь в 2-3 раза больше.

На равнинах средняя температура июля- самого теплого месяца- от +15 до +17°. Безморозный период продолжается от 70 до 110 дней. С подъемом в горы становится прохладнее, исчезают комары и мошка, чаще и обильнее идут дожди. К западу от хребта лето короче, дождливее и прохладнее, чем к востоку от него. В наиболее влажных местах выпадает до 1200 мм осадков в год.

С западного склона Северного Урала стекают Косьва, Яйва, Вишера, Печора с притоками Уньей, Илычем, Подчерьем, Щугором, а с восточного склона- Северная Сосьва с левыми притоками Тольей, Няйсом, Маньей, Ятрией и притоки Тавды- Лозьва, Вижай, Ивдель, Сосьва. Большинство рек западного склона (Щугор, Подчерье, Илыч, Печора, Вишера) в верховьях протекают между продольными хребтами в широких, часто заболоченных долинах. Многочисленные короткие, но водоносные притоки с большим падением русла (до 20 м/км), стекая с крутых склонов, окаймляющих долины, быстро увеличивают водоносность рек. Поворачивая в дальнейшем на запад, реки пропиливают хребты и гряды и выносят свои воды на равнину. Реки восточного склона имеют узкие долины, меньшую протяженность и большее падение русел, чем реки западного. Истоки рек восточного склона расположены на меньшей высоте, чем истоки рек западного склона.

Поскольку реки Северного Урала начинаются с плоских возвышенностей или с обширных болот, ходит на лодках и байдарках даже по многоводным рекам западного склона можно лишь в 10-15 км ниже их истоков. По рекам восточного склона, имеющим меньшую водоносность и больший уклон русла, подъем на лодках к истокам еще более затруднителен. Перетаскивать байдарки и надувные лодки из одного речного бассейна в другой можно практически везде, но наиболее легкопроходимы волоки на западном склоне- между Илычем и Подчерьем, Тельпосом и Подчерьем, Ыджид- Лягой и верхней Печорой. Длина этих волоков не превышает 20 км при сравнительно невысоких высотах водоразделов (до 300 м).

Озер в горах Северного Урала в сравнении с другими районами края лишь 212 общей площадью около 36 кв. км; из них 173 озера находятся в горно-таежном поясе восточного склона на высоте от 200 до 500 м. На западном склоне всего 39 озер.

Один из наиболее глубоких водоемов района- Тельпос- расположен в каре северного склона горы Тельпосиз на высоте 1081 м. Площадь его 0,25 кв.км, длина 0.75 км, ширина до 0,36 км, наибольшая глубина 49,5 м.

Ледников на Северном Урале два. Ледник Говорухина (площадь 0,18 кв.км, длина около 800 м, наибольшая ширина до 500 м) находится в глубоком каре в истоках ручья Тельпосю на западном склоне Тельпосского хребта. На языке много трещин шириной до 1,5 м и глубиной 5 м, он загроможден моренным валом до 20 м высотой, обрывающимся в приледниковое озеро. Близ озера перевал через Тельпосский хребет, по которому проходит тропа от реки Тельпос на Щугор и далее через главный водораздел в Азию к реке Туяхланье. Ледник Южный расположен в каре восточного склона Тельпосского хребта в истоках реки Мороя- левого притока Щугора. Площадь его 0,2 кв.км, длина 500 м, ширина 600 м.

Большая часть территории Северного Урала покрыта густыми таежными лесами, которые с высотой редеют и сменяются альпийской растительностью.

К западу от Уральского хребта тайга сырая, с толстым моховым покровом почвы. В бассейне Щугора, Подчерья, Илыча и в верховьях Печоры в тайге преобладает ель с примесью березы. В бассейнах Вишеры, Яйвы и Косьвы помимо ели и березы появляются пихта, местами рябина, жимолость, волчье лыко. По берегам рек много смородины. Идти летом по сырой елово-пихтовой тайге тяжело: путь преграждают вывороченные ветром стволы лесных великанов, ноги вязнут во влажном мху, а нередко в трясине.

Вдоль берегов средней Печоры, в верховьях Вишеры и Илыча сухие сосновые боры, почву устилает ковер из мхов и ягодников.

На восточном склоне сосновые леса- с примесью березы, в бассейне Северной Сосьвы появляются кедр и ель. Сосновые боры светлее и проходимее еловой тайги, в них больше ягод и грибов.

Рыбная ловля наиболее добытчива в глухих, редко посещаемых человеком местах в верховьях Щугора, Подчерья, Илыча, Вольи, Няйса, Северной Сосьвы и многих их притоков. Основная рыба- хариус и таймень.

6. График движения

День Нитка маршрута Кило-метраж по карте без коэффи-циентов Кило-метраж с учетом коэффи-циента 1.2 Чистое ходовое время,
ч.мин
Характер пути (описание препятствий) Способ переме-щения Погода
1 верховья р.Ивдель – дорога на Сибиревский Прииск 0,3 0,36 0.3 Переправа р.Ивдель вброд с обеспечением самостраховки с помощью альпештока (лыжных палок). Глубина брода до 70 см., ширина 7м. пешком солнечно, тепло.
2 р. Ивдель – Сибиревский Прииск – р. Велс 20 24 6.25 До Прииска по протаявшей дороге 15 км, две переправы вброд глубиной до 30 см, траверс склона до 5 градусов в лесной зоне по дороге пешком, траверс склона на лыжах солнечно, тепло.
3 Полудневка. Переправа через р.Велс 1,5 1,8 1.10 – на лыжах; 0.30 – переправа; 5.00 – сбор катамарана До места переправы по лесу вверх вдоль р. Велс, две переправы через притоки по бревнам, глубина до 70 см, ширина до 4 м. Сбор катамарана, переправа в два рейса (челночили) По лесу на лыжах, переправа на катамаране С утра солнечно, жарко. Во второй половине дня облачно. К ночи моросит дождь.
4 Подъем на Пут–Тумп – пересечение Пут–Тумпа азимутом 300 – спуск в долину р. Южный Велс 10,5 12,6 4.4 Склон на подъеме крутизной местами до 20 градусов, сверху плоское плато, с вкраплениями полей курумника. На спуске склон до 20 градусов. В долине переправа по бревну через р. Южный Велс, ширина 5м, глубина 1м. На лыжах, по полям курумника – пешком. Пасмурно, в обед пошел мелкий дождь, переходящий в мокрый снег, потом в град, потом в сильный дождь.
5 Подъем на хр. Ольховочный – траверс хр.Ольховочный по гребню – спуск в распадок под пер. Янгтумп 16 19,2 8.35 Подход к хребту по болоту (под снегом). Склон на подьеме до 25–30 градусов, фирн. На хребте поля курумника. Спуск по склону до 20–25 градусов. На лыжах, по хребту по полям курумника – пешком. Спуск сначала пешком, перед началом зоны леса – на лыжах Ночью заморозок, выпал снег 3 см. С утра переменная облачность. Потом легкий снег, ветер. К вечеру снег и ветер усилился, видимость 70–80 метров
6 Пер. Янгтумп (1А) – траверс склона хр. Молебный Камень – западный отрог хр. Молебный камень 16 19,2 6.35 Подъем до 15–20 градусов. Спуск до 10 градусов. Траверс по лесной зоне без потери высоты. Переправа по камням, ширина 3м, глубина 20 см. На лыжах Ночью мороз до –10 градусов, днем солнечно, тепло (плюсовая температура)
7 зап.отрог хр. Молебный Камень – переправа через р. М.Мойва – южн.оконечность хр. Муравьиный Камень 16 19,2 9.2 Траверс склона, затем спуск в долину крутизной до 35 градусов. Переправа по бревну, ширина 15 м, глубина до 1 м. Переправы: 2 – вброд глубиной до 20 см, 1–по бревну. Траверс склона, затем спуск до 30, сильно залесенный и буреломный На лыжах Солнечно, периодически мелкий дождик, периодически грибной дождик.
8 Дневка. Переправа через р.Мойва     5.00 – сбор катамарана; 0.05 – переправа Переправились все сразу одним рейсом. На катамаране Ночью мороз до –5 градусов, днем солнечно, ясно
9 Траверс хр. Тулымский камень с вост. Стороны – подход под перевал через хр. Тулымский камень. 15 18 5.55 Траверс в основном в лесной зоне, крутизна местами до 30 градусов. На лыжах Солнечно, тепло.
10 Перевал через хр.Тулымский Камень (1А) – рад. Вершина 1469м – спуск в долину р. Вишера – пересыхающий рукав р. Вишера 19 22,8 10.45 Подъем серпантином, склон до 20 градусов. Далее по средне– и мелкокаменной осыпи крутизной до 30 градусов. Рад. Восхождение по гребню из крупных глыб и снежникам. Спуск по снежнику крутизной до 35 градусов, пересекая небольшие поля крупного курумника. Спуск по лесной зоне к реке крутизной до 10 градусов, внизу – положе, но густой подлесок и бурелом.Переправа по бревну шириной 5м, глубиной до 50 см. Первые 20 мин. на лыжах, прохождение перевала и восхождение пешком. Движение по лесной зоне на лыжах. Солнечно, ясно.
11 Рукав р. Вишера – р. Вишера – сплав до кордона Круглая Ямка 2 (на лыжах); 15 (сплав) 2,4 (на лыжах) 0.40 – на лыжах; 6.00 – сборка катамарана; 1.40 – сплав По лесу, вдоль берега р. Вишера. Густой подлесок. Сплав по тихой воде. На лыжах, сплав на катамаране Пасмурно. Вечером моросит мокрый снег.
12 к. Круглая Ямка – Велс – о–ва Кедровские 95   8 Сплав по тихой воде На катамаране Пасмурно, перниодически снег.
13 О–ва Кедровские – Вая 25   4 Сплав по тихой воде На катамаране Облачно
    116,3 км пешком / на лыжах 139,56 км пешком / на лыжах        
    135 км сплава 135 км сплава        

7. Техническое описание

День первый. 03.05.2002

Приехав в Ивдель, занялись поиском машины. К нашему удивлению, не все жители знают, что такое Сибиревский прииск, но через 2 часа наши усилия увенчались успехом и вот мы едем на бортовом грузовике ГАЗ. Дорога сначала вполне приличная, но чем дальше, тем больше становится понятно, что пройдет тут мало что (по весне, летом наверное лучше). Переезжая первый мост через Ивдель, наблюдаем, как по нему идет ледоход. Это настораживает, т.к. в наших планах есть пересечение такого рода речек, а в ледоход это нереально. Но вот второй мост через Ивдель (выше), здесь льда нет. Как мы потом поняли, ледоход там носит периодический характер, пройдет масса льда и на несколько часов чистая вода. У этого второго моста пообедали вместе с шофером и его семейством, сходили посмотреть на плотину, сооруженную в свое время для сплава леса.

Доехав до очередного витка Ивделя, машину пришлось отпустить, т.к. здесь моста нет, брод, а уровень воды не позволял проехать на машине (разве что на Урале). По словам шофера, отсюда до прииска осталось километров пять. Как потом выяснилось, заглянув в карту, не пять, а 15. Весь путь на машине с обедом занял около 5 часов.

Таким образом, первым шагом нашего маршрута был брод через р. Ивдель. Время 17.11. Ширина реки 7 м, глубина до 80 см. Бродили индивидуально с самостраховкой альпенштоками (лыжными палками). Берега в снегу, но сама дорога вытаяла, по ней бегут ручьи. На противоположном берегу, пройдя по дороге вдоль реки около 300м, встали на ночевку.

Погода ясная, тепло. Есть штучные комары.

День второй. 04.05.2002

Встали в 06.15. Ясно, солнечно. Ночью слегка подморозило.

Вышли в 08.30.

Шли по дороге, местами покрытой снегом со льдом, по которой бегут ручьи.

Через переход спуск в лощину, по которой течет ручей Медянка. Перешли его по снежному мосту. После Медянки резкий подъем на Поповский Увал, набор высоты порядка 120 м. Вышли на горизонтальный участок дороги, на нем столбом отмечена граница Европы и Азии (Свердловской и Пермской областей). Помимо названий частей света, на столбе вырезаны лица европейца и азиата соответственно.

Мы не могли обойти вниманием сию достопримечательность и пообедали тут же. (Обед горячий).

Далее дорога спускается, и внизу виден прииск. Спустились почти к самому прииску (за поворотом работала техника) и стали надевать лыжи, т.к. дальше наш путь лежал на север в обход прииска. Лыжная часть маршрута началась по азимуту 0 (север) по некоему подобию просеки.

Минут через 15 вышли на берег притока, на котором работают золотодобытчики. Для производственных целей русло притока углублено в виде траншеи с высокими крутыми берегами-отвалами. Ширина ручья около 3м., но подход к нему и выход на противоположный берег непросты. Идем выше метров 500 и находим место, где приток разливается озерцом. В озерцо протока впадает мелким ручейком. Ширина 3,5 м, глубина до 30 см, перешли вброд.

Метров через 50 перешли второй рукав этого же притока по камням. Ширина порядка 2м, глубина до 20 см.

На противоположном берегу надели лыжи и начали движение траверсом склона г. Пятый Тумп в направлении северо-запад. Азимут 300, наша цель - достигнуть р. Велс. Лес вопреки опасениям легко проходим (нет густого подлеска), подлипа нет.

Наконец к 20.20 вышли на берег р. Велс. Река вскрыта лишь частично (протока под нашим берегом), а 2/3 ширины реки подо льдом. Переправа катамараном в таких условиях невозможна, и принимается решение завтра двигаться вдоль Велса в его верховья, искать более подходящее место для переправы или вообще обходить его до истоков в крайнем случае.

Двое участников пошли на разведку вверх по берегу, с вечера навели две переправы (по бревнам) через рукава притока Велса р. Широкой. Вернулись только в 23.30, рассказали, что выше река более открыта, но все равно глыбы льда посередине реки делают переправу опасной, а значит, неприемлемой для нас. Поужинали, и на следующий день была объявлена полудневка, чтобы полноценно отдохнуть после очень тяжелого и долгого дня.

Чистое ходовое время составило 6ч.25мин., километраж без учета коэффициентов 20 км.

День третий. 05.05.2002

Встали в 10.00. До обеда занимались мелким ремонтом и подгонкой снаряжения. Погода очень солнечная, загораем. По реке периодически проплывают льдины.

После обеда начали собираться, и увидели, что по реке пошел массированный ледоход. За 2 минуты уровень воды в реке поднялся на метр, льды с шорохом наползали на берег. Порадовались, что поставили палатки повыше.

Вода спала так же быстро, как и поднялась. Видимо, такой резкий скачок уровня воды был вызван прорывом затора в верховьях.

В 16.00 вышли и вскоре переправились через р.Широкая по наведенным с вечера переправам. Переправлялись через 2 рукава. Ширина первого около 2,5 м, глубина 60-70 см. Примерно через 10 метров второй рукав шириной порядка 4м, глубиной до 70 см.

Пройдя вверх вдоль р.Вёлс еще около 500 м., увидели, что большой участок реки полностью вскрыт, берега пологи и удобны для зачаливания. Решили переправляться здесь и в 17.20 остановились для сборки ката. Ширина реки в данном месте порядка 50 метров, глубину визуально определить не удалось (дна не видно).

В 18.38 начался повторный ледоход (гораздо менее масштабный), длившийся 20 минут. Место, где мы собирались спускать кат на воду, загромоздилось льдинами (там отмель). Шестами оттолкнули льдины и очистили берег.

В 22.30 спустили кат на воду, выставив наблюдателя выше по реке на предмет вероятности очередного ледохода. Переправлялись двумя рейсами, т.к. рюкзаки у нас пока еще очень тяжелые. Сначала отправились три участника и 4 рюкзака. Переправившись траверсом, зачалились на противоположном берегу метрах в 30-ти ниже по течению. Разгрузили катамаран от вещей, оставили одного участника на берегу и вдвоем переправились обратно, предварительно отнеся катамаран по берегу выше по течению. Вторым рейсом переправились оставшиеся двое участников, лыжи и оставшийся рюкзак.

В 23.00 таким образом переправа была завершена. Разожгли костер и встали лагерем тут же у реки. Начал накрапывать мелкий дождик.

Чистое ходовое время составило 1ч.10мин.на лыжах, 0.30 мин. переправа, 5ч сборка катамарана, километраж без учета коэффициентов 1,5 км.

День четвертый. 06.05.2002

Подъем в 08.00. Пасмурно.

Вышли из лагеря в 11.00 и пошли азимутом 280-300, поднимаясь на хр. Пут-Тумп. Уклон небольшой, лес легко проходим (нет густого подлеска). Через переход лес редеет, крутизна склона увеличивается. Подходим к границе зоны леса. Уклон возрастает местами до 20 градусов, поднимаемся серпантином, местами лесенкой/елочкой.

Ближе к верху хребта попадаются протаявшие поля курумника, по которым переходим пешком.

В 14.00 на плато сверху встаем на обед. Редкие сухие кустики позволяют тем не менее сделать хороший костер и горячий обед. Накрапывает дождик, растянули тент. Дождь периодически переходит в мокрый снег, потом в град, потом опять в дождь. Видимость чуть больше 500м.

Вышли с обеда в 15.55. Дождь усилился, и никакие дождевики и пончо уже не спасают. Пересекли северную оконечность хр. Пут-Тумп по азимуту 300-310, начали спуск в долину р. Южный Вёлс (азимут 330).

Склон на спуске местами достигает 20 градусов, спускаемся серпантином. Периодические падения в мокрый снег не добавляют сухости.

Шли следующие два часа практически без привалов, т.к. промокшие мерзли на остановках.

Подошли к р. Южный Вёлс. Для преодоления реки организовали переправу по бревну. Ширина реки около 5м, глубина до 1 м.

На противоположном берегу в 18.00 встали на ночевку, т.к. промокшие и замерзшие участники нуждались в тепле и отдыхе. Наготовив дров и сложив их под тент (у нас имелся отдельный общественный тент), поставили палатки и переоделись в сухое. Ужин и чай с лимоном и спиртом были поданы прямо "в постель". Дождь не прекращался до середины ночи.

День пятый. 07.05.2002

Подъем в 06.00.

Ночью дождь прекратился, подморозило, выпал снег около 3 см. С утра сушили одежду у костра, поэтому вышли только в 09.45. Температура воздуха около 0 градусов, пасмурно.

Двигаемся по замерзшему болоту, начинаем подъем на хр. Ольховочный. Азимут 320-330. Выше границы зоны леса крутизна склона возрастает до 25-30 градусов. Снег после вчерашнего дождя и сегодняшнего заморозка стал как фирн, местами с коркой льда. Идем на кантах лыж.

Ближе к верху хребта попадаются большие поля протаявшего курумника. Поднимаемся по нему пешком, и к 13.12 выходим на хребет.

Далее двигаемся по верху хребта на северо-восток. Хребет сверху плоский, широкий, покрыт полями курумника. Сначала в просветах облаков выглядывало солнце, но позже пошел мокрый снег, ветер. Видимость около 150м. Слева становится видна громада Ишерима.

В 14.54 перекусили сухим обедом, присев от ветра за камень и соорудив из рюкзаков стенку. Лыжи, воткнутые за оттяжки рюкзака, сильно мешают.

Через 3 часа ветер и снег усилились, видимость упала до 70-80 метров. Судя по показаниям компаса, мы из-за плохой видимости ушли на возвышенность хребта левее, чем нам было нужно. В связи с непогодой было принято решение спускаться вниз кратчайшим путем, и мы спустились в распадок одного из истоков р. Велс до границы зоны леса, сбросив 320 метров высоты за 1,5 часа. Спускались сначала пешком, потом на лыжах. Крутизна склона местами до 20-25 градусов. Температура упала до 0 градусов и появился подлип.

В 19.53 встали на ночевку. Ночью температура упала до -10 градусов.

Чистое ходовое время составило 8ч.35мин., километраж без учета коэффициентов 16 км.

День шестой. 08.05.2002

Встали в 08.00. Погода ясная, солнечная, надеваем солнцезащитные очки. Температура -5 градусов.

Вышли в 12.00. Нам нужно перевалить через отрог, отходящий от хребта на юго-восток, и попасть в соседний распадок, по которому подниматься на перевал Ялпинг (1А). В 12.30 чинимся (стропа на лыже), раздеваемся (жарко на солнце).

Перешли пешком поле курумника, далее подъем на лыжах серпантином большую часть перевального взлета. Крутизна склона до 15 градусов.

Далее на нашем пути протаявший участок курумника и зеленки, поднимаемся по нему около 30 минут, а дальше опять серпантином на лыжах до самой седловины. Крутизна склона до 20 градусов. На перевал взошли в 14.50.

На седловине, как и положено, дул ветер, поэтому тут же начали спуск в долину р. Хомги-Лохья. Определяющей стороной перевала был подъем, поэтому здесь крутизна склона сверху не более 10-15 градусов, а ниже - не более 5 градусов, и мы едем на лыжах прямо вниз. Не всем удалось получить удовольствие, т.к. мешал подлип.

Дойдя до границы зоны леса, начинаем двигаться траверсом склона хребта Молебный Камень по лесной зоне. Пообедали сухим обедом.

Пройдя вдоль большей части хр. Молебный Камень, пересекаем распадок с ручьем, текущим на юг, и выходим на западный отрог хр. Молебный Камень. Ручей перешли вброд по камням, ширина до 3м, глубина до 20 см.

Выйдя на западный отрог, начинаем траверсировать его так же по лесной зоне на запад. В 20.20 перешли еще один ручей по снежному мосту и встали на ночевку.

Чистое ходовое время составило 6ч.35мин., километраж без учета коэффициентов 16 км.

День седьмой. 09.05.2002

Подъем в 08.00.

Вышли в 10.40. Погода пасмурная. В связи с имеющимся отставанием от графика и неблагоприятной погодой было решено не идти на север на вершину Хусойк, а двигаться на запад сразу к южной оконечности хр. Муравьиный Камень. Поэтому продолжаем двигаться на запад, траверсируя западный отрог хр. Молебный Камень, азимут 270.

Начинаем спускаться с отрога в распадок реки Малая Мойва. Спуск весьма крутой, местами до 30-35 градусов, и сильно залесенный. Спускаемся около часа преимущественно лесенкой.

Выйдя на берег р. М.Мойва, видим, что она довольно большая и для переправы непростая. Поднявшись выше по реке на 150-200 м, нашли место, где она разливается на 2 рукава, огибая остров.

В 14.00 через первую протоку повалили бревно. Ширина потока около 15 м., глубина около 1 м. Течение очень сильное, опираться лыжами на дно непросто: даже поставленные ребром к течению их норовит вырвать из рук. К тому же получается держать их только за загнутый носок.

Но тем не менее все успешно переправились. Вторая протока гораздо проще, шириной около 4 м и глубиной 15 см, перешли вброд.

Далее продолжаем двигаться траверсом вдоль реки М.Мойва вниз по ее течению.

Перекусили сухим обедом. Погода стала солнечнее, хотя периодически перемежается мелким дождиком, в т.ч. грибным. Вскоре пересекли вброд приток М.Мойвы.

Продолжаем идти так же вдоль реки. На противоположном берегу видна изба недалеко от воды.

Переправа через очередной приток по бревну. Теперь решили срезать изгиб реки и взяли азимут 300. Набираем высоту, уклон периодически достигает 15 градусов.

Изменили направление на азимут 330 и идем еще один переход. Склон упорно не хочет снижаться к р. Мойве по этому азимуту, и мы, забирая чуть левее, начинаем спускаться, т.к. время уже поджимает (21.00).Спуск крутой (местами до 30 градусов), сильно залесенный и с большим количеством бурелома. Спустились к р.Мойве только к 22.30. Последние метров 50-100 спуска шли пешком, т.к. появились проталины, а бурелом усилился.

Мойва в этом месте красива, широка (около 70м). Открывается шикарный вид в сторону Ишерима. Все радостно защелкали фотоаппаратами, снимая Ишерим в закатном свете.

Завтра нам предстоит вторая переправа на катамаране, поэтому с вечера, несмотря на усталость и позднее время, нарубили раму для катамарана.

К ночи подморозило до -5 градусов.

Чистое ходовое время составило 9ч.20мин., километраж без учета коэффициентов 16 км.

День восьмой. 10.05.2002

Подъем получился в 11.00. Проспали в связи с большой нагрузкой в предыдущий день. Не торопясь, начали собирать катамаран, и т.о. получилась дневка. Погода ясная, солнечная.

На этот раз переправились все сразу одним рейсом, т.к. вес рюкзаков уже сильно уменьшился, а река шире Велса, челночить в два рейса было бы тяжелее.

В 19.15 зачалились на левом берегу р.Мойва. Как показала переправа, река мелкая, практически везде по колено. Возможно, глубина и позволяла перейти вброд, но с берега это однозначным образом не просматривалось, и река слишком широка для такого рода экспериментов.

На берегу разобрали кат, пообедали, ночевать решили здесь же, дабы просушить шкуру и баллоны катамарана.

Чистое ходовое время составило 2мин. переправа, 6ч сборка катамарана.

День девятый. 11.05.2002

Подъем в 06.00. Вышли в 09.10.

Поднимаемся в сторону хр. Тулымский Камень, азимут 220. Погода ясная, снег с ночи слегка подморожен, лыжни за нами почти не остается.

Поднялись до границы зоны леса, дальше высоту не набираем, идем по линии границы зоны леса. Крутизна склона местами до 15 градусов.

Сделали горячий обед, после обеда продолжили движение траверсом и вдруг граница зоны леса резко отступила вниз. Не желая терять высоту, стали траверсировать склон. Сначала крутизна склона не превышала 25 градусов, но потом начала возрастать до 35 градусов, и мы вынуждены были спускаться лесенкой до границы зоны леса, на чем потеряли много времени и сбросили около 80 м высоты.

Продолжая траверс хребта по лесной зоне, подошли как можно ближе к перевалу, который собирались преодолевать завтра, и в 18.50 встали на ночевку на границе зоны леса, немного не доходя вершины 1469м Тулымского Камня.

В течение всего дня наблюдали очень много следов медведей, в т.ч. с медвежатами. Следы попадались нам и раньше, но на Тулыме их гораздо больше, целые тропы.

Чистое ходовое время составило 5ч.55мин., километраж без учета коэффициентов 15 км.

День десятый. 12.05.2002

Подъем в 06.30. Вышли в 09.30. Погода ясная, тепло.

Начали подъем по снежному склону распадка. Крутизна склона до 20 градусов. Минут через 15 подошли к языку курумника, сняли лыжи и пошли дальше пешком. Крутизна склона местами достигает 30 градусов. Встречаются средне- и мелкокаменные осыпи. Пешком по осыпям, перемежающимся небольшими полосками снежников, взошли на перевал в 12.50, набрав 600 м. высоты.

Оставив вещи на перевале, пошли радиально на юг по гребню на вершину 1469м - высшую точку Пермской области. Подъем проходил по снежнику и полям курумника, снежник местами фирновый, крутизной до 35 градусов. Шли пешком с индивидуальной самостраховкой лыжными палками. Подъем налегке с перевала занял 1ч.5мин. Мы бы оценили восхождение по этому маршруту как 1А категории сложности.

Спуск по пути подъема занял у нас 40 минут. Придя на перевал, взяли вещи и начали спускаться вниз в долину реки Вишера. Спуск осуществляли по снежным языкам между вытаявшими крупнокаменными осыпями. Снег достаточно плотный, хорошо держит при спуске "на пятках" (подрубая пятками ступени). Крутизна склона до 30 градусов. Почти сразу вышли на свежие следы медведей (2 шт), спускались по ним (мудрые звери шли оптимальным путем). Спуск до границы зоны леса занял 1ч 35 мин. (без привалов), сброс высоты составил 600 м.

В целом перевал мы бы оценили как 1А* или даже 1Б, в силу его протяженности. Чистое время прохождения перевала составило 4ч. 55 мин от границы зоны леса до границы зоны леса, причем все это время склон не выполаживался ниже 25 градусов.

Пообедали сухим обедом, оценили такое явление, как "грибной снег" (по аналогии с грибным дождем), одели лыжи и начали спуск по лесной зоне в сторону р.Вишера. Нашей целью было выйти на р.Вишеру ниже кордона Лыпья, дабы избежать встречи с егерями заповедника. В силу этого был взят азимут 220-240.

Лес в долине Вишеры менее удобен для прохождения, чем леса в первой половине нашего маршрута. Часто встречается довольно густой подлесок и бурелом. Скорость передвижения была невысока, особенно когда зашли на участок с молодой порослью, а дойти до реки хотелось, т.к. на следующий день планировался сплав по Вишере, иначе мы опаздывали хотя бы позвонить ко всем контрольным срокам.

Наконец к 21.40 дошли до небольшой речки, которая впоследствии оказалась пересыхающим летом рукавом Вишеры, перешли ее по бревну. Ширина реки около 6 м, глубина до 50 см.

В 21.55 на берегу этой речки встали на ночевку. День получился очень тяжелый.

Чистое ходовое время составило 10ч.45мин., километраж без учета коэффициентов 19 км.

День одиннадцатый. 13.05.2002

Подъем в 09.00.Пасмурно. Вышли в 11.20.

Через 15 мин. Движения вышли к р. Вишера. Идем вниз вдоль реки, т.к. здесь спуск к воде неудобен - берег довольно высок и сильно зарос лесом. К тому же хорошо слышны выстрелы со стороны кордона Лыпья, и хочется отойти подальше, чтобы им не был так же хорошо слышен стук нашего топора.

В 12.00 выбрали место, удобное для начала сплава, и приступили к сбору ката. На этот раз сборку осуществляли более тщательно, т.к. предполагалось как минимум 80 км сплава до поселка Велс - первого оплота хоть какой-то цивилизации.

Пообедав горячим супчиком, в 18.20 начали сплав. Вода ровная и спокойная, но течение очень ощутимое. Погода все так же пасмурна, периодически идет мокрый снег.

В 20.20 на правом берегу увидели избушку, моторки у берега, стоящих там мужиков. Оказалось, кордон "Круглая ямка", граница заповедника. Егеря на моторке нас догнали и зачалили, потребовали документы, стали оформлять протоколы. Т.к. оформлять протоколы на каждого в двух экземплярах - дело долгое, отвезли нас в свою теплую избушку, где мы блаженно отогревались, а егеря поили нас чаем. Оформлял протоколы на нас зам. директора заповедника по охране Белков А.Л., находившийся на кордоне. Мы хотели бы отметить, что он очень приятный человек, подсказавший нам массу полезной информации касаемо поселков Вёлс и Вая, и просто душевно с нами общавшийся, несмотря на то, что процедура задержания и штрафования располагает к конфликтным настроениям.

Вернувшись к нашему катамарану, мы тут же встали на ночевку, т.к. по словам егерей дальше места для стоянок хуже, а время было уже позднее.

Чистое ходовое время составило 40мин. на лыжах, 6ч вязка катамарана, 1ч 40мин. сплав, километраж без учета коэффициентов 2 км на лыжах, 12 км сплава.

День двенадцатый. 14.05.2002

Подъем в 06.30. Сплав начали в 09.00. Погода пасмурная.

Речка местами напоминает озерную гладь, настолько спокойна. За первую половину дня участники более-менее сгреблись, катамаран стало меньше разворачивать из стороны в сторону.

Пообедали сухим обедом прямо на катамаране, гребя по двое поочереди. Периодически идет снег.

В 14.40 приплыли в поселок Вёлс. Зачалились в начале поселка, и оставив двоих участников охранять вещи, пошли узнавать насчет телефона, возможности отъезда машиной и купить продуктов, т.к. уже второй день пайка была урезана.

Выяснили, что телефон вроде как есть, но сейчас не работает, и вообще по нему можно позвонить только в Красновишерск в лучшем случае, но не по межгороду. Машины нет, сломалась та, что подвозила местных к автобусу от Ваи. Электричества там тоже… Включают дизель-генератор с 18.00 до 08.00. Магазин работает, купили там крупы, сахара, чая, хлеба, печенья. У местных жителей купили ведро картошки, молоко и домашнюю тушенку.

Со всем этим богатством погрузились на судно и, отплыв за деревню метров 500, зачалились на второй, более капитальный обед с добытыми яствами.

С 17.00 до 20.40 мы сьели половину купленной еды, потом продолжили сплав. Нам надо было успеть завтра к 11.00 на автобус из пос. Вая, до которого от Велса плыть 50 км.

Плыли, пока позволял световой день, т.е. до 23.00. Зачалились, проплыв от Велса 25 км, встали на ночевку.

День тринадцатый. 15.05.2002

Подъем в 05.00.

Ночью изрядно подморозило, катамаран весь обледенел. Подкачали баллоны, осевшие от холода, погрузились и, позавтракав, отплыли в 06.50.

Всю дорогу гребли очень активно, т.к. если мы не успеваем на этот автобус - следующий через двое суток, либо сплавляться еще 125 км до Красновишерска.

Очень обидно, что приходится прекращать сплав сейчас, в Вае, т.к. Вишера становится все более и более красивой, а основные красоты после Ваи мы так и не увидели.

В 10.50 приплыли в Ваю к автобусной остановке. Автобус уже стоит в 30 метрах от места нашего зачаливания, и мы должны успеть за 40 минут в него прыгнуть. Катамаран разбираем, вспарывая ножом стропу, которой крепится шкура к раме. Баллоны в полуспущенном состоянии запихиваем в рюкзаки и успеваем запрыгнуть в автобус. Тот отправляется в 11.30.

По дороге видели медведицу с медвежонком, бредущих по обочине перед автобусом, спали вповалку на рюкзаках, отсыпаясь за все дни с подъемами в 5-6 утра. Ну а дальше автобус вывез нас в Красновишерск, и маршрут окончился.

8. Снаряжение, аптечка, ремнабор

Общественное снаряжение

  1. Палатка - 2
  2. Тент - 1
  3. Шкура от катамарана - 2
  4. Баллоны от катамарана - 2
  5. Весла - 5
  6. Веревка ф10, 35м - 1
  7. Стропа для вязки рамы - 50-60
  8. Стропа для вязки баллонов - 60
  9. "Лягушка" - 1
  10. Топор - 1
  11. Пила - 2
  12. Рем. набор - 1
  13. Аптечка - 1
  14. Страховочная система - 2
  15. Ледоруб - 1
  16. Карабин - 6
  17. Прусик - 5
  18. Каны - 2
  19. Тросик - 1
  20. Половник - 1
  21. Щетка для посуды - 1
  22. Костровая рукавица - 1
  23. Сухой спирт - 3
  24. Плексиглас -
  25. Фонарик - 3
  26. Фотоаппарат - 3
  27. Фотопленка - 2
  28. Картографический материал, маршр. книжка - 2
  29. Компас - 3
  30. Будильник - 1
  31. Безмен - 1
  32. Термометр - 1
  33. Блокнот - 1
  34. Ручка - 3
  35. Рыболовные снасти - 1
  36. Упоры для катамарана - 4
  37. Полотенца для катамарана - 4
  38. Гитара - 1
  39. Ремнабор
  40. Ножницы - 1
  41. Набор игл швейных - 1
  42. Игла для шитья шкуры - 2
  43. Нитки разных цветов - 4
  44. Нитки капроновые для шкуры - 1
  45. Клей суперглюк - 4
  46. Клей резиновый - 1
  47. Бензин для зажигалок - 1
  48. Шкурка крупная - 1
  49. Шкурка мелкая - 1
  50. Серебрянка - 60х30
  51. Авизент - 100х50
  52. Капрон - 50х50
  53. Стропа 2 вида - по 100
  54. Проволока стальная(1мм) либо медная(2-3мм) - 3
  55. Шило - 1
  56. Гвозди 25 - 25
  57. Коловоротик - 1
  58. Саморезы 25 - 20
  59. Саморезы 40 - 20
  60. Саморезы 10 - 20
  61. Шнурок - 2
  62. Плоскогубцы - 1
  63. Скотч - 1
  64. Изолента - 1
  65. Пуговицы - 5
  66. Булавки - 10
  67. Самосброс - 2
  68. Пряжки металл. для рюкзака - 4
  69. Запасные тросики - 2-3
  70. Запасные крепления - 2-3

Аптечка

Перевязочные средства

  • Бинт стерильный - 2
  • Бинт нестерильный - 2
  • Бинт эластичный - 1
  • Вата - 1
  • Пластырь бактерицидный - 1
  • Пластырь рулонный - 2

Обеззараживающее

  • Перекись водорода - 1
  • Йод - 1
  • Марганцовка - 1
  • Пантенол - 1
  • Спирт - 1

Обезболивающие

  • Анальгин - 2
  • Но-шпа - 1
  • Баралгин - 1
  • Темпалгин - 1

Сердечно-сосудистые

  • Валидол - 1
  • Нитроглицерин - 1

Желудочные

  • Активированный уголь - 3
  • Смекта - 1
  • Фестал, имодиум - 1

Антигистаминные

  • Супрастин (тавегил) - 2

Противовоспалительные

  • Аспирин упса - 2
  • Бисептол - 4
  • Фарингосепт - 2

Прочие таблетированные препараты

  • Аллохол - 1
  • Аскорбинка -
  • Фуросемид - 1
  • Мази -
  • Мазь синтомициновая, левомицетиновая - 1
  • Крем детский - 1
  • Троксевазин - 1
  • Апизартрон - 1

Капли

  • Визин - 1
  • Нафтизин - 1
  • Прочее -
  • Термометр - 1
  • Пипетка - 1
  • Гигиенические палочки - 100
  • Ножницы маникюрные - 1

Личное снаряжение

Одежда

  1. Штаны тренировочные - 1
  2. Штаны капроновые - 1
  3. Штаны теплые спальные - 1
  4. Носки шерстяные - 2
  5. Носки х/б - 3-4
  6. Футболка (водолазка, рубашка) - 2
  7. Свитер - 2
  8. Штормовка (ветрозащитка) - 1
  9. Плащ дождевой - 1
  10. Куртка пуховка (синтепон) - 1
  11. Шапка - 1
  12. Перчатки рабочие - 1
  13. Перчатки (рукавицы) теплые - 1
  14. Нижнее белье - по потребности
  15. Ботинки туристические - 1
  16. Обувь сменная - 1
  17. Бахилы - 1

Снаряжение

  1. Рюкзак - 1
  2. Спальник - 1
  3. Коврик (пенка) - 1
  4. Спасжилет - 1
  5. Гермомешок - 1-2
  6. Сидушка (пенка) - 1
  7. Лыжи - 1
  8. Лыжные палки - 1
  9. Кружка, ложка, миска, нож - 1
  10. Гигиен. принадл. (мыло, з.паста, з. щетка) - 1
  11. Туалетная бумага - 1
  12. Веревка для привязывания рюкзака к кату - 3-4
  13. Документы (паспорт, мед.полис, студ. билет) - 1
  14. Спички герметично упакованные - 3
  15. Свечка - 1-2
  16. Очки солнцезащитные - 1
  17. Крем солнцезащитный - 1
  18. Аптечка индивидуальная -
  19. Бинт стерильный - 1
  20. Бинт нестерильный - 1
  21. Пластырь рулонный 1,5-3 см шириной - 1
  22. Витамины - 1
  23. Индивидуальные лекарства - по потребности

9. Особенности питания

Ниже приведена раскладка, которая использовалась нами в данном походе. Изначально маршрут планировался на 9 ходовых дней, раскладка была составлена на 10 ходовых дней, т.к. вероятность задержки существовала заранее. В поезде были не сьедены часть рассчитанных на поезд продуктов, и это дало нам возможность полноценно питаться еще сутки, не урезая раскладку. По прибытии в поселок Велс мы докупили недостающие продукты, и т.о. несмотря на значительное отставание от графика не пришлось идти на такой шаг, как существенное урезание пайки.

Раскладка составлялась из расчета 630 г./чел в день без сухарей. Супы были рассчитаны на каждый день, но по желанию группы или иногда в силу невозможности сделать горячий обед (например, на хребте - у нас не было с собой горелки или примуса) обходились сухим обедом - сало или колбаса с сухарями и сладким. Сэкономленные т.о. супы иногда варились как дополнение к ужину (т.е. ужин состоял из 1-го и 2-го блюд).

Таблица продуктов

10. График перепада высот

Отчет о лыжно-водном походе II к.с. по Северному Урал

Суммарный перепад высот за весь маршрут составил 5540 метров

11. Подъезды и отъезды, стоимость маршрута

От Москвы для нас были возможны два достаточно удобных варианта подъезда поездом : либо фирменным поездом Москва -Серов, а оттуда поездом Серов - Приобье до Ивделя (из Москвы 01.05 в 16.35, в Ивделе 03.05 в 10.36), либо поездом № 44 Москва-Хабаровск до Свердловска, оттуда поезд №237 Свердловск - Приобье до Ивделя (из Москвы 01.05 в 09.41, в Ивделе 03.05 в 06.36). Мы выбрали последний вариант как более дешевый и предоставляющий больше времени для поиска машины в Ивделе.

Поезд №44 прибывает в Свердловск в 15.21, а поезд № 237 отправляется из Свердловска в 17. , прибывает в ивдель в 6.36 по Москве.

От станции Ивдель I до города Ивдель ходит автобус (20 минут езды), который подходит к поезду.

В г. Ивдель мы видели много грузовых машин, которых можно нанять для заброски. Такого рода услуги оказывает и местная автобаза (тел. (34316) 2-13-75, 2-19-50, 2-15-75), но они предлагают машину по ценам, в полтора раза превышающим реальную. Мы договорились за 2000 р. с группы с частником на бортовом грузовике ГАЗ. Он оставил свои координаты для желающих воспользоваться его услугами: (34316) 2-26-16, Ершов Алексей. Очень хороший водитель.

Выезд через поселки Велс и Вая затруднен.. От Велса ходит УАЗик к автобусу, который ходит от Ваи 3 раза в неделю, но возит своих и туристы с рюкзаками туда не помещаются. Связи в Велсе нет (есть радиотелефон, по которому теоретически можно дозвониться до Красновишерска, но не дальше, при нас он был сломан), и мы сплавлялись до Ваи, стремясь не опоздать на автобус. Он отходит от Ваи понедельник, среда, пятница в 11.30 с левого берега Вишеры (Вая на правом, переправа паромом) от парома.

Следующим пунктом, откуда реально с той стороны уехать, как нам сказали, есть только Красновишерск. От Красновишерска ходят автобусы до Перми в 1.00 и в 5.00 (ночью), а также до Соликамска в 8.00 (пн. и четн. числа месяца), 11.00, 13.00 и 17.00. От Соликамска автобусы до Перми ходят каждый час. От Соликамска раз в сутки в 17.40 Москвы идет прицепной вагон Соликамск -Москва. От Перми уехать поездом не проблема, идет около 20 составов в сутки на Москву.

Стоимость:

  • Поезд №44 до Свердловска (плацкарт, не фирменный) - 600р.
  • Поезд №237 до Ивделя (плацкарт, не фирменный) - 230р.
  • Автобус от станции Ивдель I до г. Ивдель - 4р.+ 4р. багаж
  • Машина на Сибиревский прииск от 1800р. с группы (мы взяли за 2000р, на автобазе от 3000р)
  • Автобус от Ваи до Красновишерска - 43р. (идет 3 часа)
  • Автобус от Красновишерска до Соликамска - 52р. + 4.30р. багаж (идет 1,5 часа)
  • Автобус (ГАЗель) от Соликамска до Перми - 122р. до автовокзала. Мы заплатили по 140 р. с учетом багажа и за то, что нас довезли еще до ж/д вокзала.
  • Поезд №43 до Москвы - 430р.

Итого у нас получилось по 1900р на человека на дорогу.

12. Заключение и рекомендации

Хождение в данном районе в период весеннего межсезонья очень интересно, но требует внимательного подбора снаряжения. Необходимо учитывать возможность выпадения дождя с последующим заморозком (наличие дождевиков и теплых вещей в гермомешках обязательно), постоянные броды не оставляют сухими обувь (наличие сменной сухой обуви). Если предполагается пересечение серьезных речек (в нашем случае Велс, Мойва), надо иметь судно для переправы. Наличие лыж обязательно, т.к. глубина снежного покрова достигает 1,5 метра и более.

При составлении маршрута нам было рекомендовано передвигаться преимущественно по хребтам, т.к. в лесу очень много бурелома. По состоянию на май месяц оказалось, что лес легко проходим (за редким исключением), т.к. бурелом укрыт снегом, а подлесок не густой.

Положительным моментом в прохождении маршрута в такое время было наличие воды - за весь маршрут мы топили снег один раз, в остальных случаях многочисленные речки и ручьи экономили время приготовления пищи. В то же время достаточное количество снега позволяет проходить большинство ручьев по снежным мостам.

Световой день в это время длится с 05.00 до 23.30, что позволяет варьировать длину ходового дня в широких пределах.

Температура воздуха в целом колеблется в районе нуля градусов, но необходимо быть готовым к возможности морозов до -15 градусов. Т.к. днем температура практически всегда плюсовая, отпадает проблема подлипа на лыжах - они прекрасно скользят по мокрому снегу. За весь маршрут подлип появлялся у нас 2 раза, часа по 1,5.

13. Категорирование пройденного маршрута

Для расчета категорийности пройденного маршрута т.о. имеются следующие исходные данные:

  • Протяженность лыжно/пешей части похода без учета коэффициента составила 116,3 км.
  • Протяженность лыжно/пешей части похода с учетом коэффициента 1,2 составила 139,56 км.
  • Протяженность водной части похода составила 135 км.
  • Продолжительность маршрута в днях составила 13 дней.
  • Коэффициент автономности равен 1.
  • Географический показатель района равен 9.
  • Коэффициент перепада высот равен КВ=1+(суммарный перепад высот)/30, т.е. КВ=1+5,540/30=1,185

В качестве локальных препятствий присутствовали:

Переправы:

  • вброд 6 шт, в т.ч. одна глубиной до 80 см;
  • по бревну 6 шт, в т.ч. с укладыванием бревен 4шт.
  • на катамаране 2 шт, в т.ч. одна в два рейса.

Перевалы:

  • Янгтумп (1А),1060м.,
  • через Тулымский Камень (ориентировочно 1А*-1Б), 1260м.

Вершина 1469м хр.Тулымский Камень (ориентировочно 1А),1469м

В качестве протяженных препятствий присутствовали:

  • Осыпи мелко- и среднекаменные - 4 км,
  • Склоны, поросшие лесом, крутизной до 35 градусов - 99, 4 км
  • Склоны выше границы зоны леса крутизной до 35 градусов -12 км,
  • Курумник - 9 км,
  • Дорога грунтовая - 15 км,
  • Сплав по р.Вишера по спокойной воде - 135 км.
0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию