Виды туризма

16 января 2013
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Год путешествия: 2004
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I
0 663 0
22 марта по 1 апреля 2004

Руководитель: Салтырев А. Н. (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №6096

Сканирование и обработка отчета - Петр Сломинский

Содержание:
  1. Справочные сведения:
    1. Проводящая организация;
    2. Место проведения;
    3. Общие справочные сведения о маршруте;
    4. Подробная нитка маршрута;
    5. Определяющие препятствия маршрута;
    6. Участники похода;
  2. Содержание отчета:
    1. Общая идея похода;
    2. Подъезд и отъезд (все время московское);
    3. Стратегия похода. Аварийные выходы и запасные варианты;
    4. Изменения маршрута и их причины;
    5. Техническое описание;
    6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте;
    7. Снаряжение, питание;
    8. Расчет категории сложности маршрута;
    9. Рекомендации;
    10. Литература

1. Справочные сведения
1.1. Проводящая организация

Московский Государственный Строительный Университет.

1.2. Место проведения

Россия, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика КОМИ Полярный Урал, южная часть, массивы Собский и Рай-из.

1.3. Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма
Категория сложности
Протяженность активной части (км)
Продолжительность
Сроки проведения (активная часть)
Всего дней
Ходовых дней
Лыжный
Первая
с эл. пятой
112 км
11
9 + 2 дня пурги
С 22 марта по
1 апреля 2004 г.

1.4. Подробная нитка маршрута

Ст. 110 км (пос. Полярный) — пер. Водопадный (1Б, 669 м) — пер. Неожиданный (1А, 1120 м) - связка (1Б; подъем на пер. Сложный (1010 м) - спуск с плато на р. Лев. Макар-Рузь) + траверс (1А; пер. Сложный - подъем на в. 1176 м - по плато на Ю.-З.) - связка (1А; подъем на в. 1276 м - спуск с пер. С. Леквожский (-900 м) в долину р. Собь) + траверс (1Б; в. 1276 м - ее С. гребень (Леквожская стена) до 3. гребня в. 1168 м - пер. Ю. Леквожский (910 м) - пер. С. Леквожский) - пер. С. Каровый (1А, —950 м) — пер. Ложный Грандиозный (1Б, —1000 м) + восх. на в. 1213 м (н/к) - пер. Озерный 1 (н/к, -650 м) - р. Собь - ст. Собь.

1.5. Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия Категория сложности Дли на (км) Характеристика препятствия, название Путь прохождения
1 Четыре замерз- ших водопада - Четыре замерзших водопада под пер. Водопадный. 1 ступень -2м высотой 30° льда; 2 ступень - 3 м 40° снега, 4 м 60° льда, 1,5 м 45° льда; 3 ступень - 3 м 30° снега, 4 м 45° льда; 4 ступень - 3 м 30° льда Вверх по р. С. Нырдвомен- Шор; кошки, ледобур, ледобур на каждого; перила на 2 и 3 ступени
2 Перевал + т раверс 1Б+1А 8 Пер. Сложный - 100 м до 40° снежно-фирнового склона; в.1176 м - 200 м до 25° снежно-фирнового склона; движение по плато в Ю.-З. направлении – пологие фирновые поля с выходами скал и осыпей; спуск с плато - длинный снежно-фирновый склон до 20 ° Из цирка под В. склонами в. 1176 м до р. Лев. Макар- Рузь; кошки, ледоруб или лыжные палки на каждого
3 Вершина + траверс 1А+1Б 12 В. 1276 м - длинный снежно-фирновый склон до 25°; гравере С. гребня в. 1276 м - снежно-фирновый гребень с выходами скал и осыпей; обход в. 1168 м и выход на пер. Ю. Леквожский-снежно-фирновые склоны до 30°; гравере: пер. Ю. Леквожский - пер. С. Леквожс-кий - широкий снежно-фирновый гребень крутиз­ной до 15°; пуск с пер. С. Леквожский - снежно-фирновый клон до 20° От первого правого притока р. Макар-Р узь до первого левого притока р. Собь; кошки, ледоруб или лыжные палки на каждого
4 Перевал + в ершина 1Б+ н/к 7 Пер. Ложный Грандиозный - снежно-фирновый клон с выходами осыпей до 30°; по дъем на плато-пологие фирново-осыпные клоны до 15°; выход на в. 1213 м - 100 м перемычка, в одном месте шириной до 1,5 м; спуск с перевала - снежно-фирновый кулуар до 25°, 2 заснеженных водопада 3-4 м высотой, крутизна до 40° От пер. С. Каровый до балков на р. С. Нырдвомен- Шор; кошки, ледоруб или лыжные палки на каждого

1.6. Участники похода

Салтырев Александр Николаевич (1966 г. р.) - руководитель.

Адрес: г. Москва, ул. Дубнинская, д. 16, корп. 2, кв. 83, тел. 8-910-440-04-53.

Опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал 4 (с эл. 5) л. у. Кольский

3 (с эл. 5) л. р. Кольский
4 г. у. Кавказ
3 г. р. Кавказ.

Тюриков Александр Евгеньевич (1967 г. р.)

Адрес: г. Москва, ул. Херсонская, д. 12, корп. 3, кв. 210, тел. 8-910-451-64-26

Опыт: 2 (с эл. 4) л. у. Пол., Припол. Урал
3 (с эл. 5) л. у. Кольский
4 г. у. Алтай, Кавказ.

2. Содержание отчета
2.1. Общая идея похода

Несмотря на то, что данный район часто посещается лыжниками, а в библиотеке МГЦТК и в Интернете находится много отчетов и обзоров, все же есть неописанные перевалы, траверсы, вершины, существуют различные названия одного какого-то перевала, есть одно название, относящееся к различным перевалам, некоторые перевалы вообще не упоминаются ни в отчетах, ни в обзорах по данному району.

Главной целью этого похода был сбор информации о неописанных препятствиях района.

Во время похода были отсняты 4 фотопленки и 45-минутный видеофильм. Проведя анализ найденных отчетов и обозрений, а также используя данные, полученные в этом походе и походе 2001 г., мы выработали свою версию названий и категорий сложности некоторых перевалов Собско-Райизского массива.

2.2. Подъезд и отъезд (все время московское)

Подъезд: поезд № 376 Москва - Воркута (ежедневно), прицепные вагоны ст. Сейда - ст. Лабытнанги. Отправление из Москвы в 13 ч 26 м, прибытие на ст. 110 км (пос. Полярный) в 16 ч 40 м.

Отъезд: поезд № 375 Воркута - Москва (ежедневно), прицепные вагоны ст. Лабытнанги - ст. Сейда. Отправление со ст. Собь в 11 ч 10 м, прибытие в Москву в 15 ч 12 м.

Следует учитывать, что поезд идет по тундре, через перевал Европа - Азия (хотя и не высокий, около 160 м), и в случае пурги движение может быть задержано до нескольких суток.

2.3. Стратегия похода. Аварийные выходы и запасные варианты

Поход изначально планировался исследовательским (максимум неописанных препятствий при минимуме километража), участвовать должны были 4 человека. Но за неделю до выхода на маршрут двоих не отпустили с работы. Учитывая достаточно большой полярный опыт двоих оставшихся (порядка 5-6 походов на Кольский (перевалы до 2А) и 3-4 похода на Полярный и Приполярный Урал (перевалы и вершины до 1Б*), поход в 2001 г. в этот район), горный опыт 4 к.с. и 10 лет совместных походов, было принято решение все же провести поход по намеченному плану.

Нитка маршрута проходила невдалеке от ж/д Сейда - Лабытнанги (станции Полярный Урал, НО км (пос. Полярный), Собь, Харп) и двух зимников: один ведущий от ст. Харп на рудник на пер. Геологов (постоянно ходят самосвалы и вахтовки), второй от ст. Полярный Урал через некатегорийный пер. Собский мимо подножия пер. Геологов и далее на юг к базе геологов. Из любой точки маршрута можно было за один ходовой день выйти в «цивилизацию». Достаточно большое количество перевалов в данном районе позволяло в зависимости от состояния группы и погодных условий заменять их или обходить по долинам.

2.4. Изменения маршрута и их причины

Маршрут пройден по намеченному плану с одним изменением: вместо достаточно сложного пер. Люблинский (1Б) и пройденного в 2001 г. пер. Каровый (1Б), прошли некатегорийный пер. Озерный 1 с дальнейшим движением вдоль р. Собь до ст. Собь. Так как на руках были обратные билеты, то хотелось подстраховаться на случай ухудшения погоды за счет движения по лесу и пройти еще один неописанный перевал.

2.5. Техническое описание

Понятия «правый» и «левый» даны оррографически, кроме отдельно оговоренных случаев.

Хронометраж времени на маршруте не производился, продолжительность дневных переходов порядка 8 ч чистого времени (4 ч до обеда, 4 ч после). Темп движения средний. На обед устанавливали внутреннюю палату.

На большее количество пройденных нами перевалов, вершин и траверсов описаний найти не удалось, возможно это были первопрохождения.

- подъем с пер. Сложный на в. 1176 м;

- спуск с плато в долину р. Лев. Макар-Рузь;

- траверс: Леквожская стена - 3. Гребень в. 1168 м - пер. Ю. Леквожский - пер. С. Леквожский;

- подъем на пер. С. Каровый;

- прохождение пер. Ложный Грандиозный и подъем с него на в. 1213 м;

- прохождение пер. Озерный 1.

Значения высот на неописанные перевалы примерные, определяли по карте и относительно соседних перевалов и вершин, требуют уточнения.

Номер перевала по карте Названия перевалов, категория сложности, высота. Названия перевалов по другим отчетам. Источники информации
1 С. Леквожский (наше название) (Шлем [6]) (1А, 900 м)
2 Ю. Леквожский (наше название) (Леквожский [1], [2]) (1Б, 910 м)
3 Собский (н/к, 509 м)
4 Сложный [1] (Спортивный [1], Лев. Макар-Рузь [6], без названия упоминается в [2]) (1Б, 1010 м)
5 Геологов (1А, 720 м)
6 Топографов [6] (без названия упоминается в [2]) (2Б, несколько седловин, 1100 м)
7 С. Каровый [6] (1А, 1000 м) (без названия упоминается в [3])
8 Каровый [6] (С. Каровый [1], [2]) (1 Б, 1100 м)
9 Люблинский [6] (Неизвестный [1], Ю. Каровый [1], [2]) (1Б, 1100 м)
10 Грандиозный (2А, 1150 м)
11 Ложный Грандиозный [3] (1 Б, 1100 м)
12 Неожиданный (1 А, 1120 м)
13 Водопадный (1Б, 699 м)
14 Озерный 1 [3] (н/к, 650 м)
15 Озерный (н/к, 350 м)
16 Шлем [2] (н/к, несколько седловин, 510м)
17 Первоапрельский [2] (2Б, несколько седловин, 1100 м)
18 Обходной [3](1 А, 720 м)
19 Логичный [5] (Хиповый [4]) (н/к, 600 м)
20 Ю. Логичный (наше название) (н/к, 400 м) (без названия упоминается в [4])

22 марта

Стартовали от ст. ПО км (пос. Полярный). Перешли через р. Собь, по берегам которой растут только редкие кустики и вышли к вездеходной дороге, которая переваливает через начало С. гребня в. 1159 м (несоответствие с картой) и через пер. Озерный ведет к ст. Харп. Встречный ветер. Вдоль дороги дошли до седловинки, где заночевали под прикрытием одиноко стоящего скального гребешка.

Пройдено 6,2 км. Перепад высот 200 м.

23 марта

Съехали по пологому склону в долину р. С. Нырдвомен-Шор и оказались чуть ниже большой наледи. Прижимаясь к левому склону, прошли мимо нее (Ф1) и вошли в широкий пологий каньон (Ф2). Местами в ручье встречаются небольшие промоины. Выйдя из каньона, оказались в огромном цирке, из которого расходятся пути на перевалы Озерный 1, Водопадный, Обходной, Грандиозный и Ложный Грандиозный. На террасе правого борта стоят 2 балка, один жилой, есть печка. Наш путь в каньон к пер. Водопадный. По сравнению в 2001 г. водопады сильно изменились. Видимо сказалось меньшее количество выпавшего снега. Ширина каньона 10-15 м. Все движение в кошках, системах. На второй и третьей ступени первый шел с айсбайлем и ледорубом, провешивая веревку, первую и четвертую ступень прошли индивидуально. Значения высот водопадов даны по вертикали.

1 ступень. В 2001 г. ее не было. 2 м 30° льда. Через 50 м пологого снега.

2 ступень (ФЗ). Проход по центру. Внизу 3 м 30° снега, затем 2 почти вертикальных ледовых ступени по 2 м с узкой покатой полочкой между ними и после метровой ровной полки еще 1,5 м 45° ледовая ступень. Наверху наледь, по краям проступает вода. Провешена 1 веревка. Далее через 50 м пологого снега

3 ступень (Ф4, Ф5). Проход справа п/х. Внизу 3 м 30° снега, затем 4 м 45° льда. Наверху сухая наледь. Провешена 1 веревка. Далее через 100 м пологого снега.

4 ступень. Проход слева п/х. 3 м 30° льда между скальными выходами. Со скал над водопадами на левом борту долины видны пер. Ложный Грандиозный и Грандиозный (Ф6, Ф7).

Далее по пологому каньону на лыжах вышли к развилке на перевалы Водопадный и Неожиданный (Ф8). К пер. Неожиданный поднимаемся по пологой долинке (Ф9). Встали на ночевку под В. цирком в. 1316 м. Пройдено 14,6 км. Перепад высот 500 м.

24 марта

Подъем на перевал на лыжах по правому борту долины по склону до 20°. Седловина явно не выражена. Слева п/х ограничена небольшим повышением гребня, справа п/х сбросами 3. цирка в. 1316 м. Наверху огромное плоское поле, ветер. Спуск на лыжах по пологому расширяющемуся кулуару. Скальные сбросы в узком кулуаре (Ф13, Ф24) перед выходом в долину р. Енга-Ю обошли без лыж справа по присыпанной снегом крупной осыпи до 25° 150-200 м. На С, в верховьях р. Енга-Ю видны пер. Люблинский, Каровый, Грандиозный (Ф11). Перешли через долину и начали подниматься на лыжах по пологой долинке в направлении пер. Сложный (Ф10). Ветер. На среднюю часть широченной седловины перевала можно подняться в лоб по склону с постепенно увеличивающейся крутизной (вверху 30°-35°), но ровных площадок для ночевки не видно, поэтому пришлось подняться по склону до 25° на левый борт долины, который представляет собой систему из нескольких расположенных на разной высоте цирков, разделенных пологими моренными валами. Заночевали в цирке под В. склонами в. 1176 м. Пройдено 12,2 км. Перепад высот 1200 м.

25 марта

Пурга средней силы.

26 марта

В кошках по 100 м склону до 40° поднялись на С. часть перевала, затем по склону до 25° вышли на в. 1176 м. Сам пер. Сложный представляет огромное поле, спуск в другую сторону - пологий 8 км тягун до долины р. Макар-Рузь. Без вещей прошли по краю плато до в. 1216 м, от которой начинается спуск к пер. Топографов (Ф12, Ф13, Ф16). Вернувшись обратно, пошли с небольшим сбросом высоты по плато на Ю.-З. (Ф16), затем по длинному склону до 20° спустились в долину р. Лев. Макар 20° склону спустились на В., прошли слияние с долинкой пер. Ю. Леквожский и по кулуару до 15° съехали в долину р. Собь. Со стороны пер. Собский сильный ветер. По пологой долине начали подъем под перевалы Каровый и С. Каровый (Ф22). Крутизна перевального взлета на пер. С Каровый (слева п/х) в «лоб» 30°-35°. Мы прошли дальше по долине (пологие невысокие моренные валы) под в. 1213 м, где встали на ночевку. Пройдено 15,2 км. Перепад высот 1200 м.

30 марта

По 20° склону вышли метров на 200 к Ю. от седловины, до которой пологий тягун. Сама седловина напоминает кратер вулкана. Посредине небольшое понижение (видимо замерзшее озерцо), с 3. и В. ограничено седловинками. Спуск с В. седловинки - чередование ровных участков с невысокими моренными валами до 20°.

Далее долина уходит на С. в каньон, а на В. отходит долина под пер. Ложный Грандиозный (Ф23). Подъем на него проходит по склону с постоянно увеличивающейся крутизной (вверху до 30°). Седловина — огромное, немного всхолмленное поле, с которого в Ю.-З. направлении по склону до 10° вышли на плато к В. от в. 1213 м. Переход с плато на вершину разделен 100 м снежно-скальной перемычкой, ширина на одном коротком участке 1,5 м. Сама вершина -поле диаметром около 100 м, с разных краев которого расходятся гребни на перевалы Грандиозный (Ф24), Каровый, С. Каровый. Вернувшись обратно на перевал, начали спуск: 100 м 25° склона, затем длинный пологий участок, после чего начинается постепенно ссужающийся кулуар до 15°, в конце которого две полузаснеженные 4-5 м ступени замерзших водопадов крутизной до 40° (Ф6, Ф25). Заночевали: один в балке, другой в палатке около балка. Пройдено 14,6 км. Перепад высот 1600 м.

31 марта

В 100 м к С. от балков начинается широкий до 10° кулуар, выводящий на пер. Озерный 1. Седловина - огромное ровное поле. Спуск - склон до 10°, далее можно спускаться либо влево на С.-В. по ручью, либо перевалив через с имволическую седловинку спускаться прямо по 5° склону (наш вариант спуска). Начинается долина ручья, вскоре появляются первые кустики, а в месте впадения ручья в р. В. Нырдвомен-Шор начинается лиственничный лес. Глубина тропежки в лесу до 20 см. Выйдя к р. Собь повернули налево на С. и пошли по правому берегу реки, иногда выходя на лед, иногда заходя в лес (Ф26). По левой стороне реки проходит ж/д. За 1,5 дня движения вдоль нее прошло порядка 5 составов. Пройдено 19,8 км. Перепад высот 800 м.

1 апреля

Движение по правому берегу реки до горнолыжной базы около ст. Собь. Под вечер стала портиться погода. Заночевали на базе в переделанном для проживания вагоне. 50 р. с человека в день, есть титан, электрические плита и печки топления, кают-компания. Вечером началась средней силы пурга. Пройдено 15,2 км.

2 апреля

Утром продолжение пурги. Поезд пришел вовремя, но далее шел очень медленно, подолгу ждал, когда расчистят дорогу. К ст. Елецкая погода улучшилась, стих ветер, появилась видимость. Несмотря на длительную задержку, все-таки успели к воркутинскому поезду.

2.6. Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Лавины

Малое количество снега в горах обуславливало отсутствие лавинной опасности на маршруте. Большинство склонов были фирновые, с выходами осыпей и разрушенных скал, в направлении которых можно пролагать безопасную линию движения.

Карнизы

Наибольшую опасность на маршруте карнизы представляли при траверсе Леквожской стены (с В. стороны). Линия нашего движения проходила по 3. стороне гребня, на несколько метров ниже его. Так же карнизы свисают с большинства плат. При движении по ним нельзя подходить близко к краю.

Пурга

Пурга на Полярном Урале вещь неизбежная, ее может не быть и неделю, а может продолжаться 2-3 дня. В среднем на каждые 4 дня похода надо закладывать один день пурги. У нас было 2 пурги средней силы, причем оба раза мы стояли достаточно высоко, под самыми перевалами. Третья пурга началась, когда мы уже находились на горнолыжной базе около ст. Собь. Там мы узнали, что внизу все 10 дней была хорошая погода и обе наши пурги были локальными. Палатка у нас была «Высотная» фирмы «Мегатест», не требующая установки стенки, единственно присыпали снегом юбку. Во время пурги приходилось 2 раза в день расчищать снег по периметру.

Ветер

Ветер в горах не предсказуем, иногда внизу он достаточно сильный, а стоит подняться на перевал или вершину - а там безветрие. Сильные ветра дуют по широким длинным долинам, через низкие перевалы Собский, Кузь-Ты. У нас с этих перпендикулярно расположенных друг к другу перевалов ветер дул одновременно. Изменений маршрута из-за сильных ветров у нас не было, за исключением того, что не смогли войти в долину р. Кузь-Ты-Вис. Для противостояния ветру требуется психологическая устойчивость и хорошая одежда. Из ветрозащиты у нас были не продуваемые мембранные костюмы, горнолыжные очки, поларовые шарфики.

Подлип

Подлила на маршруте не было, так как погода была достаточно морозная, постоянно ниже минус 15°С, за исключением второй пурги, когда было минус 6°С.

Реки

На р. С. Нырдвомен-Шор встретились несколько промоин, мокрые наледи. Р. Собь в конце марта еще подо льдом, промоин и выходов воды не видели, в районе горнолыжных домиков около ст. Собь есть висячий мостик через реку.

Выводы

Большинство потенциально опасных участков и явлений можно обойти или избе­ жать при правильной тактической и технической подготовке группы.

2.7. Снаряжение, питание

Личное специальное снаряжение: кошки, беседка с самостраховкой, у одного ледоруб, у другого айсбайль, 2 карабина, ледобур, лавинная лента, горнолыжные очки. Общественное специальное снаряжение: веревка 8 мм 25 м, штыковая лопата с укороченным черенком.

Набор личного и общественного снаряжения, а так же продуктов питания стандартные для лыжного похода по горной местности.

2.8. Расчет категории сложности маршрута

За 11 дней пройдено П = 112 км - соответствует 1 к. с.

На маршруте набран перепад высот В = 7,9 км (подъемы и спуски по 3,95 км).

Пройдено: 1 некатегорийный перевал, 1 некатегорийная вершина и 8 категорийных перевалов и траверсов (1А - 4, 1Б - 4).

Совершенная работа Т= 1x4 + 2x4= 12 баллов.

Техническая сумма ТС = В + Т = 7,9 + 12 = 19,9 баллов - соответствует 5 к. с.

Эквивалентная протяженность маршрута ЭП = П + 5хТС =112 + 5x19,9 = 211,5 км.

Вывод: маршрут по протяженности соответствует 1 к. с, а по технической сумме соответствует 5 к. с. Таким образом, маршрут следует классифицировать как маршрут 1 к. с. с элементами 5 к. с.

2.9. Рекомендации

Из возможно еще не пройденных маршрутов можно порекомендовать прохождение траверса: в. 1276 м - в. 1168 м с дальнейшим спуском либо на пер. Ю. Леквожский, либо через в. 1043 м в долину р. Собь (точка 351,6 м). Предвершинные гребни в. 1168 м достаточно узкие, скально-фирновые. Возможно прохождение траверса и в обратную сторону.

Перевалы С. Каровый и Ложный Грандиозный самостоятельного значения не имеют, но логичным представляется их связывание с перевалами Каровый, Люблинский, Грандиозный, Водопадный.

Маршрут пер. Ложный Грандиозный - в. 1213 м может быть включен в траверс в. 1213 м.

На пер. Геологов последние годы действует рудник, построен поселок, на ст. Харп ведет дорога. Добыча ведется открытым способом: взрывают склон, потом

собирают руду. Чтобы не попасть под взрывы, рекомендуем заходить на перевал по долине второго левого притока р. Макар-Рузь (Ф15), с последующим подъемом на плато по левому борту. Склон до 20°, выходы осыпи. Далее по плато на С. Спускаться с перевала на В. можно либо с седловины по кулуару, либо в случае плохой видимости пройти еще по плато на С, выйти на дорогу, которая серпантином спускается в долину (наш маршрут в 2001 г.). Возможен подъезд на вахтовке.

Начинать маршрут лучше со ст. Собь. Поезд приходит в 17 ч 10 м (московское время) и светлого времени в конце марта остается около часа. Можно встать либо в перелеске в долине р. Сев. Нырдвомен-Шор, либо при плохой погоде в горнолыжных домиках (на майские праздники свободных мест может не быть). При начале маршрута со ст. 110 км (прибытие в 16 ч 40 м) ночевать придется либо на виду поселка, либо идти 1,5 - 2 ч, чтобы выйти из зоны видимости поселка (мы так и поступили, вставали уже по темноте). В пос. Полярном есть большой горнолыжный дом, рядом склон, есть магазин.

2.10. Литература

В процессе подготовки к походу и при определении категорий сложности препятствий использовались следующие материалы:

[1] Южная часть Полярного Урала. Обзор туристских возможностей района.

Авторы К. Бекетов и О. Чхетиани на сайте mountain.ru.

[2] Отчет о лыжном походе 6 к. с. группы Челябинска рук. Пугачев С.Н. 2002 г., на сайте tourism.ru.

[3] Полярный Урал. Перевалы. Массив Райиз на сайте turizm.ru.

[4] Технический отчет о лыжном походе по Полярному Уралу 3 к. с. 11 - 24 апреля 1998 г. на сайте tourism.ru.

[5] Отчет о лыжном походе 4 категории сложности по полярному Уралу совершенном с 11 по 23.04.2000 года на сайте tourism.ru.

Отчеты в библиотеке МГЦТК:

[6] № 4379,

[7] №5411,

[8] № 4480.

Отчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному Уралу

                                              Фотографии 

Отчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному УралуОтчет о лыжном походе 1 (с эл. 5) к. с. по Полярному Уралу

0 0
Комментарии
Список комментариев пуст
Добавить публикацию