17 февраля 2021
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: II

ГБУ ДО ДЮЦ Красногвардеец

Отчет

о лыжном походе 2 категории сложности в районе Средней Карелии, совершенном в период с 02.01.21 по 09.01.21 по маршруту ж.д. станция Суккозеро – оз. Среднее Карбисалми – г. Воттоваара (417 м, н/к) – оз. Метчаянгъярви – оз. Гейнилампи – оз. Пизанец – оз. Верхний Маярат – оз. Нижний Маярат – р. Черная - оз. Янгозеро – пос. Гимолы

Маршрутная книжка № 9/20

Руководитель: Сидоров Артем Владимирович Телефон 8-911-247-50-86

e-mail: art.sidorov@gmail.com

Маршрутно-квалификационная комиссия МКК ГБУ ДО ДЮЦ рассмотрела отчет и считает,

что

Отчет использовать в библиотеке МКК ГБУ ДО ДЮЦ «Красногвардеец» Председатель МКК /

Член МКК /  Штамп МКК

Санкт-Петербург 2021

Справочные сведения о группе и маршруте

1. Проводящая организация: КТ «Феникс», Санкт-Петербург

143,5

02.01.21 –

09.01.21

Заявленный основной вариант маршрута: ж.д. станция Суккозеро – оз. Среднее Карбисалми – г. Воттоваара (417 м, н/к) – оз. Метчаянгъярви –оз. Туохтъярви – оз. Макшутъярви - оз. Гейнилампи – оз. Пизанец – оз. Верхний Маярат – оз. Нижний Маярат

– р. Черная - оз. Янгозеро – пос. Гимолы

Фактически пройденный вариант маршрута: ж.д. станция Суккозеро – оз. Среднее Карбисалми – г. Воттоваара (417 м, н/к) – оз. Метчаянгъярви – оз. Гейнилампи – оз. Пизанец – оз. Верхний Маярат – оз. Нижний Маярат – р. Черная - оз. Янгозеро – пос. Гимолы

Определяющие препятствия маршрута:

Путь прохождения

г. Воттоваара, 417 м

н/к

Пологий подъем на плато на лыжах, несколько ступеней из средней осыпи, преодолеваемых

пешком

Место хранения отчета

Библиотека ГБУ ДО ДЮЦ «Красногвардеец» Шифр МКК: 178-41-07-2222 00000

Номер маршрутной книжки 09/20

Общая идея похода, выбор района и логика построения маршрута

Основная идея нашего маршрута заключалась в прохождении достаточно простого похода 2 категории сложности на январские праздники, при этом уложив его в государственные выходные.

Помимо этого, ряд участников не имели лыжного опыта за пределами Ленинградской области, поэтому следовало познакомить их с форматом лыжных путешествий в достаточно мягкой и безопасной форме, в то же время выполнив требования 2 категории сложности.

Начало января – межсезонье для большинства лыжных районов. К нашим услугам в это время предлагаются Южный Урал, Кольский полуостров и Карелия. В этих районах достаточно много снега и стабильная погода, что позволяет провести гармоничный лыжный поход.

Южный Урал находится достаточно далеко, попасть туда из Петербурга затратно по времени и средствам. Район этот хоть и интереснее, но сложнее и такую «двойку» ни за что не уложить вместе с дорогой в январские праздники. К тому же она будет крайне напряженной для не имеющих лыжного опыта людей.

Жемчужиной Кольского полуострова являются Хибины, однако в январе эти горы крайне лавиноопасны из-за постоянных снегопадов, кроме того туда дольше ехать и на поход 2 к.с. из-за горного рельефа требуется больше времени.

Поэтому мы сделали выбор в пользу Средней Карелии, тем более, что никто из нашей группы раньше там не был. Кроме Пети – но он посещал г. Воттоваара пешком в формате небольшой прогулки на несколько дней и был совсем не против попробовать новый для него лыжный формат.

В выбранном нами районе выделяются два интересных природных объекта – гора Воттоваара, славящаяся своими причудливыми сейдами, и озеро Пизанец, образовавшееся из-за разлома в земной коре и имеющее необычную вытянутую форму.

Обладая информацией о том, что озера в Карелии к Новому году надежно и хорошо замерзают, мы планировали посетить г. Воттоваара, погулять по озерам и пройти с севера на юг озеро Пизанец.

Кроме того, в значительной степени успешному прохождению маршрута способствовала информация о других группах, находящихся в районе. Так было известно, что похожий маршрут в формате 1 к.с. планирует пройти В. Антощенков (Петроградский Клуб Туристов). Одинаковой частью в наших маршрутах оказался путь от г. Воттоваара до оз. Пизанец – вполне логичное соединение двух достопримечательностей. Группа Антощенкова стартовала на несколько дней раньше, рассчитывая встретить Новый год в походе. Таким образом, было известно, что к моменту восхождения нашей группы на г.

Воттоваара к озеру Пизанец уже будет проложена лыжня. Этим удалось успешно воспользоваться и многократно облегчить передвижение группы в районе, позволяя нам вместо утомительной тропежки и ранних подъемов хорошо высыпаться и выходить с рассветом. Выражаем сердечную благодарность отважной группе Антощенкова, героически протропившей нам путь от Воттоваары к Пизанцу!

Оглядываясь назад, можно сказать, что нам полностью удалось осуществить задуманное, в чем нам помогла погода, особенно порадовавшая во второй половине маршрута ясным небом и солнечными пейзажами.

При подготовке и проведении маршрута использовались карты OpenTopoMap, в совершенстве отражающие сеть дорог и тропинок в районе, так же отчет А. Выдрина о лыжном походе 1 к.с. 2015 года (Петроградский Клуб Туристов) и система мониторинга погоды и снежного покрова windy.com.

Аварийные выходы с маршрута и изменения маршрута

1. Аварийные выходы с маршрута:

1,2 день – пос. Суккозеро

3,4 день – трасса на Суккозеро 5,6 день – пос. Гумарино

7,8 день – пос. Гимолы

Изменения маршрута и их причины

В целом маршрут пройден без изменений, за исключением отказа от трудоемкого сквозного прохождения по льду озер Туохтъярви и Макшутъярви в пользу более простого обхода этих озер по дороге. Связано это с тем, что в этом квадрате имеет место труднопроходимый лиственный лес с обилием кустов, крайне неприятный для передвижения на лыжах. Он покрывает достаточно крутые склоны нескольких холмов, что превращает такое сквозное прохождение вкупе с возможной мокрой наледью на озерах и подлипом в трудозатратную потерю половины дня. Поэтому мы обошли озера по имеющейся рядом дороге, специально для этого предназначенной. Такое изменение никак не повлияло на категорию трудности похода, даже несколько увеличив пройденный группой километраж.

График движения

Возле пос. Суккозеро буранка, далее тропежка 20-

30 см по лесной дороге, подлип

-1/+1

⁰С, хмуро, облачн о, снегоп ад

03.0

Радиально е восхожде ние на г. Воттоваар а

10 (в одну сторону)

6 ч 25

+227

-227

Тропежка 20 см, далее лыжня. При подъеме на гору в высшей части участки

крупной осыпи

-3⁰С,

пасмур но, неболь шой снегоп ад

04.0

Подход к плато Воттоваар а – дорога

севернее оз.

14,5 (без учета участки пройденно го

6 ч 30

+120

-110

Лыжня на всем протяжении дня

-7⁰С,

пасмур но, неболь шой

Еконламп и – подход к оз.

Метчангъ ярви

накануне – 12,5 км)

снегоп ад

05.0

Оз. Метчангъ ярви – оз. Гейнилам пи – оз.

Малый Шаргил

21,5

7 ч 45

+120

-120

Лыжня, на озерах хороший крепкий лед

-15⁰С,

06.0

оз. Малый Шаргил – оз.

Пизанец – оз.

Верхний Маярат

6 ч

+90

-120

Лыжня, на озерах хороший крепкий лед Южнее оз. Пизанец в лесу тропежка до 50 см, участки средней и

крупной осыпи

6 ч 45

+70

-80

На озерах хороший крепкий лед, местами из- под наледи просачивается вода, подлип. На дорогах передвижение пешком, без лыж, снега

нет, посыпано песком.

Буранки весь день

-29⁰С,

ясно

Итого пройдено 143, 5 км, с учетом радиальных участков в одну сторону. Увеличивающий километраж коэффициент для Средней Карелии не применяется т.к. нет значительных перепадов высот.

Подсчет эквивалентной протяженности:

Протяженность маршрута П (км) = 143,5

Общий перепад высот В (км). Поскольку учитываются участки подъема и спуска только превышающие 100 м, при подсчете этого параметра мы можем учитывать только радиальное восхождение на г. Воттоваара. Итого В=0,45

Работа, затраченная на преодоление препятствий Т в нашем случае равна 0, т.к. категорийных препятствий группа не проходила.

ТС=В+Т=0+0,45=0,45 ЭП=П+К*ТС= 143,5+5*0,45=145,75

Коэффициент автономности маршрута =1, т.к. он всегда равен 1 для маршрутов 2 к.с., и т.к. группа не посещала населенные пункты помимо начала и конца маршрута.

Итого ЭП=145,75 при минимальной ЭП для 2 к.с. 140. Делаем вывод, что пройденный маршрут соответствует 2 к.с.

Рисунок 1. Карта пройденного маршрута

Техническое описание прохождения маршрута

Время везде указано местное, соответствует Московскому.

День 1, 2 января, Ж.д. ст. Суккозеро – оз. Нижнее Карбисалми – подход к плато Воттоваара

На платформу Суккозеро группа прибыла на поезде из Санкт-Петербурга в 03.58. К сожалению, приехать в более удобное время не позволял график поездов – они ходят раз в три дня и неизменно прибывают в Суккозеро ночью.

Выгрузились, показали паспорта подошедшему сотруднику ФСБ (по его словам, Суккозеро является приграничной территорией и нужно показывать паспорт), вышли на маршрут в 04.15, сразу на лыжах.

Двигаемся на юг по дороге вдоль ж.д. путей, здесь есть несколько домов. Через километр достигаем перехода (N 63.16489° E 32.32272°), где переходим на другую сторону железной дороги, двигаемся по дороге на восток. Вскоре она встречается с крупной разъезженной транспортом дорогой, с которой мы сворачиваем на ул.

Терешковой (N 63.16670° E 32.34518°). Двигаемся по ней, в 5.00 проходим под ЛЭП, и наконец углубляемся по грунтовой дороге в лес. После ЛЭП дорога нетронута и нужно тропить. Тропежка 20-30 см, осложняется подлипом (тепло, около 0⁰С), особенно у участников с самодельной насечкой. К счастью, мы предусмотрели такой поворот и взяли с собой значительное количество жидкого парафина. Двигаемся по дороге, мажемся на привалах. Дорога долгая, прямая и однообразная. Тропежка. Подлип. В 8.45 устраиваем обед (для обычных людей это завтрак, но наш завтрак был в 2.30 в поезде). В 9.20 рассвет. Идем дальше по дороге.

В 10.40 достигаем планового места ночевки на берегу оз. Нижнее Карбисалми.

Здесь есть оборудованные площадки и много места для установки шатра (N 63.11902° E 32.51000°). Однако день только начинается, и мы решаем пройти сегодня побольше, чтобы завтра и послезавтра не проходить лишних километров при совершении радиального восхождения на г. Воттоваара и дальнейшему продвижению по маршруту (ведь кусочек от ночевки до поворота на плато нам придется пройти целых три раза).

Идем дальше. Подлип. Постепенно дорога начинает забирать вверх, появляются холмы. Уже надоело и хочется встать на ночевку, но лес вокруг сплошь лиственный, да и ровного места не видно.

Наконец в 13.40 видим справа замерзшее болото (N 63.12499° E 32.60862°), из которого торчат сушины. Идеально, ведь болото ровное, а снег надежно укрывает мокрые кочки! Более того, в 100-200 метрах дальше по дороге находится ручей, из которого можно брать воду и не топить снег.

Неторопливо ставим лагерь, спим, ужинаем, спим опять. Нужно хорошо отдохнуть, чтобы завтра совершить восхождение на г. Воттоваара – вершину, на которой никогда не бывал великий Месснер!

Фото 1.1 Группа на пл. Суккозеро, старт маршрута

Фото 1.2 Занесенная снегом дорога после ЛЭП, привал

Фото 1.3 Площадки на оз. Нижнее Карбисалми

Фото 1.4 Дорога в сторону Воттоваары занесена снегом

Фото 1.5 Протока между озерами Нижнее и Среднее Карбисалми, мост

Фото 1.6 Лагерь на болоте

День 2, 3 января, радиальное восхождение на г. Воттоваара

Подъем в 7.00, дежурный к этому моменту уже приготовил на горелках и печке завтрак, не вылезая из шатра. Завтракаем в спальниках, собираемся, оставляем лагерь и в

9.20 выдвигаемся налегке на восхождение. С собой термосы, обед, аптечка и ремнабор. Тропежка по дороге 20 см, плавно набираем высоту. Дорога большая и хорошая.

Через полчаса видим уходящую налево дорогу (N 63.12988° E 32.63214°), куда нам предстоит пойти завтра. Туда уводит лыжня – отличные новости! Но сейчас нам направо, в сторону Воттоваары. Вскоре выходим к табличке «Памятник природы Воттоваара» (N 63.12075° E 32.65050°). Здесь развилка, и на ней нам направо. Здесь есть лыжня, причем

по рисунку на снегу видно, что прошли уже несколько групп. Двигаемся по ней на юг в направлении горы. Дорожка плавно поднимается, начинают встречаться крупные камни. Проходим мимо красивого озера (N 63.08371° E 32.62503°). В 12.00 лыжня подводит к первой ступени, состоящей из средней и крупной осыпи, и теряется под свежим снегом. Здесь нужно набрать около 7 метров по склону около 40-45 градусов, засыпанному заснеженными валунами. Немного напрягшись, поднимаемся в лыжах (это куда удобнее, ведь без них глубоко провалишься в снег). Наверху почти сразу находим лыжню – она идет наиболее логичным путем к высшей точке. Здесь опять полого. Через 10 минут вторая ступень, в небольшом подлеске – опять около 5-7 метров набора высоты. Тут проще снять лыжи и подняться пешком – снега меньше и не так много валунов. Наверху снова надеваем лыжи и дальше полого поднимаемся к высшей точке. Есть лыжня, а весь наш путь в целом совпадает с тропой подъема на г. Воттоваара с севера, указанной на картах OpenTopoMap. Повсюду обмерзшие со всех сторон деревья, крупные причудливые камни.

В 13.30 достигаем высшей точки (N°63.07417° E°32.62556°). Непосредственно с нее не открывается красивый вид из-за того, что мы находимся на плато. Видно только небольшое озерцо, возле которого располагается множество сейдов – причудливых крупных камней, являющихся в летнее время объектом паломничества язычников, а сейчас занесенных снегом. Впрочем, издалека виден одинокий человек, бродящий между валунов и копающийся в снегу. Завидев нас, он спешит уйти. Коллективно надеемся, что гражданин обеспечил себя теплой ночевкой и хотя бы минимальным набором снаряжения, но решаем не нарушать его уединения.

Отходим 50 метров с вершины в южную сторону – здесь небольшой холмик, с которого красивый вид. Пасмурно, дует, но красиво. Обедаем здесь до 14.30. Ловит связь (оператор МТС), пользуясь случаем пишем в Петербург, что с нами все в порядке.

Обратно возвращаемся по своим же следам, но спускаясь по верхней ступени встречаем огромную группу коммерческих туристов, приехавших на снегоходах и отправившихся на штурм горы на снегоступах. Водители снегоходов проехали прямо по нашей лыжне, превратив ее в буранку. Ну и ладно – по ней здорово и быстро ехать вниз.

Обратный путь до лагеря преодолеваем существенно быстрее и в 16.45 мы уже в лагере. Ставим шатер, ужинаем, ложимся спать.

Фото 2.1 Группа готовится к выходу из лагеря, рассвет

Фото 2.2. Развилка. Сегодня нам направо, а завтра – налево.

Фото 2.3 Группа у таблички «Памятник природы «Воттоваара»»

Фото 2.4 Нашли лыжню, идем по ней в сторону Воттоваары

Фото 2.5 Поднимаемся выше, лес становится реже

Фото 2.6 Примечательный камень возле дороги

Фото 2.7 озеро на подъеме на плато Воттоваара

Фото 2.8 Ане лень снимать лыжи и она карабкается на вторую ступень плато в

Фото 2.9 Группа на вершине г. Воттоваара

Фото 2.10 место обеда, 50 м от высшей точки Воттоваары

День 3, 4 января, подход к плато Воттоваара – дорога севернее оз. Еконлампи – подход к оз. Метчангъярви

Подъем в 7.00, выход в 10.00. За две ночевки снег под шатром в значительной степени растаял, в области печки обнажив пожухлую траву и кочки. Если ходить без лыж, можно по колено провалиться в жижу. Делаем вывод, что болота замерзли не слишком хорошо и больше ставить на них лагерь мы не будем.

Пока собираемся, со стороны Суккозера по нашей лыжне проезжает несколько снегоходов, превращая ее в буранку. Похоже, коммерческие группы начинают восхождения на Воттоваару с 3-4 января, с этого же времени можно находить в районе снегоходные следы. Логично – вряд ли 1-2 число – коммерчески выгодные даты.

Выходим. Вчерашняя лыжня теперь буранка. Доходим до того поворота, где вчера видели лыжню, но пошли направо на гору (N 63.12988° E 32.63214°). Лыжня все еще на месте. Теперь идем налево – по ней. Здесь нет буранки.

Лыжня отличная, снега сверху выпало совсем немного. Двигаемся по ней.

Сегодняшний день не слишком интересен – весь день идем по дороге. Хорошая грунтовая дорога, занесенная снегом, проходит к северу от оз. Еконлампи. Не будем приводить здесь упоминания всех перекрестков и поворотов, да это и не нужно – достаточно взять карту и поглядеть, как пройти по дорогам от места нашей стоянки к озеру Метчангъярви. Никакой сложности такая работа с картой не представляет.

На всем протяжении дня – лыжня. Очевидно, группа из ПКТ прошла два дня назад этим же путем, так что тропить нам не нужно. В 14.15 обедаем. В 17.30 приходим на место ночевки (N 63.17331° E 32.74168°). Не доходим 500 метров до берега озера и тому есть причина – дорогу пересекает ручей, из которого можно брать воду, а в 50 метрах от него – отличная поляна. Именно здесь ночевал А.Выдрин в 2015 году. Лес вокруг хороший, много хвойных деревьев и не должно быть проблем с дровами. Решаем, что вряд ли на берегу озера будет так же хорошо, поэтому останавливаемся здесь на ночевку.

На поляне глубокий снег и мы тропим огромную площадку под шатер. Пожалуй, это одна из наиболее ровных и качественных площадок за всю мою карьеру туриста- лыжника. Отличная поляна.

Ужинаем, ложимся спать.

Отчет о лыжном походе 2 категории сложности в районе Средней Карелии

Фото 3.1 Идем по лесной дороге. Эта фотография, пожалуй, могла бы проиллюстрировать весь 3й день похода.

Фото 3.2 Группа на фоне одного из безымянных озер к югу от оз. Большое Метчангъярви,

Фото 3.3 Ручей возле ночевки. Петя – гордый обладатель бахил с галошами, что позволяет ему перейти ручей вброд

День 4, 5 января, Оз. Метчангъярви – оз. Гейнилампи – оз. Малый Шаргил

Подъем в 7.00, выход в 10.15. Продолжаем идти по дороге. Лыжня. Через километр дорога подходит к берегу озера (N 63.16971° E 32.75496°). Лыжня Антощенкова идет по дороге, но нам кажется более интересным пройти по замерзшему озеру, тем более ясно и очень красивый рассвет. Дорог мы насмотрелись за вчерашний день.

Проверяем лед – крепкий и надежный, даже вода из-под наледи не выступает.

Решаем пойти по озеру. Тропить здесь несложно, глубина около 20 см. По дороге много фотографируемся – очень красивое озеро и острова, а висящее над лесом солнце создает отличное оранжевое освещение.

Заходим в большой залив в юго-восточной части озера. Здесь дорога прилегает к берегу и можно без особенных проблем выйти на нее (N 63.15401° E 32.81152°). Так мы и делаем. На часах 12.30 утра.

Теперь идем по дороге на север, вскоре опять встречая лыжню. На большом перекрестке налево (N 63.16702° E 32.82234°), на следующем направо (N 63.17957° E 32.80251°). Здесь обедаем, на часах 14.00. Двигаемся дальше по этой дороге, никуда не сворачивая – от нее отходит множество боковых отвилок, но ни одна из них нам не нужна

– дорога идет на северо-восток, к оз. Гейнилампи. Туда нам и нужно.

Через ручей, соединяющий оз. Гейнилампи и безымянное озеро южнее него, хороший мост.

В 18.20 выходим к оз. Малый Шаргил. Проверяем лед на озере – хороший и крепкий. Вновь уходим с лыжни Антощенкова, идущей по дороге, и срезаем два километра по озеру. На северном берегу выходим на дорогу, и вот удача – здесь же течет ручей. А вот площадок под шатер вокруг нет и не предвидится – холмы, поросшие густым лесом. В 19.00 ставим шатер прямо на дороге возле ручья (N 63.24388° E 32.89873°).

Используя карты и логическое мышление приходим к выводу, что скорее всего ночью здесь не проедет снегоход – это неоптимальный путь к озеру Пизанец из любого из

окружающих поселков. К тому же снегоходчик все равно затормозит перед ручьем и увидит наш лагерь. Да и вообще – кому придет в голову кататься здесь ночью?

Находим хорошие дрова – они повыше, нужно забраться на холм, в низине все лиственное.

Ужинаем, ложимся спать. Потихоньку холодает.

Фото 4.1 Выходим на оз. Метчангъярви

Фото 4.2 Петя проверяет состояние льда

Фото 4.3 Начинаем движение по оз. Метчангъярви

Отчет о лыжном походе 2 категории сложности в районе Средней Карелии

Фото 4.4 Траектория движения между островами. Идем к заливу. Наблюдаем природное явление – солнечный столб.

Фото 4.5 Дорога после оз. Метчангъярви. Похожий пейзаж мы наблюдали до самого вечера.

Фото 4.6 Место нашей ночевки на дороге возле оз. Малый Шаргил (фото уже утром)

День 5, 6 января, оз. Малый Шаргил – оз. Пизанец – оз. Верхний Маярат

Вчера мы хорошо поработали, поэтому встаем в 8.00, выходим в 11.00.

Продолжаем идти по дороге на северо-восток, и к 11.40 достигаем северной оконечности озера Пизанец (N 63.25620° E 32.92490°). Сюда же выводит лыжня и она же уходит вдаль

по озеру. Несмотря на это, мы в очередной раз проверяем состояние льда – все в порядке. Фотографируемся и отправляемся в путь. Кое-где из-под наледи выступает вода, но вскоре это прекращается. Чистим лыжи от подлипа.

Пизанец – длинное и красивое озеро. В середине имеют место скальные выходы, превращающиеся во внушительные стены в южной оконечности водоема.

Фотографируемся. В 13.20 достигаем южного берега – возле берега опять мокровато и подлип. Справа по ходу начинаются огромные скальные стены, а крупная осыпь покрывает южную оконечность озера. Вылезаем на берег – здесь есть несколько скамеек возле занесенного снегом кострища. Почему бы не пообедать здесь? Так мы и делаем.

Обедаем до 14.20.

Судя по следам, группа Антощенкова здесь снимает лыжи и начинает подниматься вверх по склону. Такой путь представляется нам неоптимальным – он трудозатратен, а тащить лыжи в рюкзаке или в руках по лесистому склону (порядка 10-15 градусов, но если верить карте, дальше – круче) настолько неудобно, насколько это возможно себе представить.

Выбираем путь, которым прошел А. Выдрин в 2015 году – уходим на юг с оконечности озера, минуя участки крупной и средней осыпи. Проходим несколько озер (хороший лед, но местами влажно), стараемся держаться лесистого берега – лес хорошо проходим и подлипа здесь нет. Тропежка 20-50 сантиметров. Слева по ходу крутой склон и участки осыпи – идем по лесу вдоль них. Через полтора километра этот склон становится положе, а по карте с той стороны подходит дорога. Забираем влево, и выходим на вырубку, откуда до дороги каких-то 250 метров. Ждем отставших. В 17.00 выходим на дорогу (N 63.19781° E 32.98501°). Лыжни нет, нужно тропить. Однако вскоре мы достигаем большой дороги, раскатанной лесовозами (N 63.19982° E 32.99507°). Она присыпана песком, так что идти здесь на лыжах крайне для них вредно. Снимаем лыжи и идем пешком до плановой точки ночевки. Это 6,5 километров – зато мы проскакиваем их быстро, да и участники совсем не против походить ногами после подлипа и приключений в лесу. В 18.30 достигаем точки ночевки возле оз. Верхний Маярат (N 63.15154° E 32.98945°). Хотим встать у озера, но там нет подходящего места. Встаем повыше, недалеко от дороги.

Фото 5.1 Петя проверяет прочность льда на оз. Пизанец

Фото 5.2 Группа на оз. Пизанец, приметные скалы в середине озера

Фото 5.3 Подходим к южной оконечности оз. Пизанец

Отчет о лыжном походе 2 категории сложности в районе Средней Карелии

Фото 5.4 Обходим участок крупной осыпи в южной оконечности оз. Пизанец и углубляемся в лес

Фото 5.5 Идем по озерам к югу от оз. Пизанец

Фото 5.6 Крупная осыпь слева по ходу нашего движения на юг от оз. Пизанец

День 6, 7 января, Оз. Верхний Маярат – оз. Нижний Маярат – р. Черная

Подъем в 7.00, выход в 10.00. Идти по дороге скучно, и мы решаем прогуляться по озерам – это куда эстетичнее. Проверяем лед – все в порядке. Выходим по оз. Верхний Маярат на юго-восток, тропежка 10-20 см. Неожиданно через переход видим избу на одном из островов (N 63.14831° E 33.01583°). Не идем ее проверять – вроде как незачем, однако издали она кажется довольно большой. Возможно, мы бы могли там переночевать, если бы знали заранее.

В 11.30 достигаем южного берега озера (N 63.12662° E 33.04781°). Теперь нужно преодолеть полоску суши и выйти на оз. Нижний Маярат. В указанных координатах

находится большая площадка для палаток с кострищем, от нее же отходит занесенная снегом на удивление хорошая лесная дорога. Идем по ней, тропим, 20-30 см. Дорога загибается к западу, уходя под воду протоки между озерами. По-видимому, здесь брод, по которому можно проехать на машине.

Нам туда не нужно. Идем вдоль протоки на юго-восток, и вскоре видим, что в месте впадения протоки в оз. Нижний Маярат – огромная проталина с водой. Нужно ее обойти. Проходим по берегу несколько сотен метров (здесь имеется узкая, но удобная тропа) до хорошего льда, закладываем еще сто метров по нему в целях безопасности.

Проверяем лед – лед хороший и выдерживает человека, только местами подлип.

Без особых проблем огибаем проталину по дуге, после чего движемся по озеру Нижний Маярат в южную сторону.

Однако вот незадача – на этом озере куда чаще из-под наледи выступает вода.

Ужасный подлип. Пройдя несколько километров, наконец, решаем вернуться на дорогу и пойти дальше по ней. На сегодня по озерам нагулялись.

В 14.40 выходим на западный берег озера. Здесь есть небольшая площадка со столиком, а над ней навес из полиэтилена… был. Стоит Сергею опереться на эту конструкцию, как она с грохотом валится на стол и превращается в груду мусора. Что ж, отличное место для обеда! Обедаем до 15.15, после чего проходим на лыжах 20 метров до дороги, где снимаем их и пускаемся в путь. По этой дороге все еще плохо идти на лыжах – посыпано песком.

Путь по дороге долог, но не трудозатратен. В 18.30 достигаем нужного поворота, где наконец можно снова надеть лыжи (N 63.01533° E 33.03133°). Туда уводит буранка – отлично! Надеваем лыжи и проходим еще полтора километра. В 19.00 становимся на холме немного не доходя р. Черная (N 63.01153° E 33.00724°). Здесь больше хвойных деревьев, пусть и нет воды. Воду получаем топкой снега.

Ужинаем, спим.

Фото 6.1 Группа на оз. Верхний Маярат

Фото 6.2 Проверка льда на оз. Верхний Маярат

Фото 6.3 Начало движения по оз. Верхний Маярат

Отчет о лыжном походе 2 категории сложности в районе Средней Карелии

Фото 6.4 Обходим вдоль берега полынью в области соединения озер Верхний Маярат и Нижний Маярат (полынью не видно, она правее за кадром)

Фото 6.5 Дорога к западу от оз. Нижний Маярат. Удобнее идти пешком.

День 7, 8 января, Р. Черная – оз. Янгозеро – оз. Суръярви

Подъем в 7.00, выход в 10.00. Сегодняшний день начинается с дороги, уходящей на запад. Дорога раскатана снегоходами. В 12.30 выходим на берег Янгозера (N 63.00371° E 32.85461°), проходим еще полтора километра и в 13.00 решаем пообедать в живописном месте на берегу озера (N 62.99594° E 32.85209°). Здесь дорога подходит вплотную к воде (в нашем случае – льду), деревья расступаются и открывается потрясающий вид. Ясно и красиво. Фотографируемся.

Думаем, не прогуляться ли по озеру, но раскапываение снега на нем обнаруживает очень мокрый лед. Не хотим опять возиться с подлипом, поэтому идем вдоль озера по дороге еще 5 километров, а затем поворачиваем направо (N 62.95432° E 32.87169°). Здесь тоже буранка – похоже, сюда ездят из Гимол кататься по озерам. Отлично!

Проходим еще 6 км и становимся на ночевку к северу от оз. Суръярви (N 62.95245° E 32.78792°). К месту ночевки с ветерком скатываемся на лыжах по буранке. Петя теряет нож и больше никогда его не находит (хотя весь вечер пытается). Лес сначала привлекает обилием сушин, но на проверку оказывается, что многие из них подгнившие – сказывается низина. Начинаем постановку лагеря в 17.30. Сильно холодает. Ночью по данным термометра температура до -24°С. Подгнившие дрова горят плохо. Поднатужившись, все же высушиваем дрова, протапливаем шатер и спим в тепле.

Фото 7.1 Дорога от р. Черная к оз. Янгозеро

Фото 7.2 Переходим р. Кукозерка по мосту, на заднем плане - Янгозеро

Фото 7.3 Группа на оз. Янгозеро, место обеда

День 8, 9 января, Оз. Суръярви – пос. Гимолы

Подъем в 6, выход в 9.20. Сегодня встали пораньше, чтобы точно успеть в Гимолы и не опоздать на поезд. Продолжаем идти по дороге, и неожиданно снегоходный след сворачивает с нее куда-то влево. А вскоре обнаруживается и причина этого – мост через ручей (N 62.95096° E 32.78414°) сильно поврежден, и если человек без проблем может перейти по нему, то снегоход проехать не в состоянии.

Продолжаем двигаться по дороге. Теперь тропежка 30-40 см. Движение замедляется.

В 11 часов снегоходный след вернулся на дорогу, и дальше уже очевидно ведет в Гимолы – больше некуда. Радостно едем по нему. Холодает, -27 на градуснике.

Останавливаться не хочется. Однако в 12.30 делаем привал на обед – завтрак успел забыться. Затем продолжаем двигаться по дороге на запад, в сторону поселка. В 14.15

достигаем большой дороги, раскатанной снегоходами и тяжелой техникой (N 62.96431° E 32.58716°), ведущей в поселок. В 15.30 достигаем поселка Гимолы. Маршрут окончен!

В поселке оказывается, что хозяин заказанного нами дома отказывается его предоставлять, поэтому чтобы не замерзнуть на улице в ожидании поезда (а он будет ночью) приходится экстренно договариваться с хозяевами постоялого двора «Воттоваара» на ул. Гагарина. У них тоже нет мест, но хозяйка относится с пониманием и все-таки находит для нас какой-то дом, где мы в тепле дожидаемся ночи и уезжаем в Петербург.

В поселке Гимолы есть магазин, он работает до 18 часов. Покупаем в магазине вкусную еду и едим ее.

Уезжаем на одном поезде с группой К. Шахвердова, проводившего в районе поход 1 к.с. и частично двигавшегося по нашим следам. Вместе с нами садится в поезд неизвестная нам группа детей. Похоже, на январские праздники Средняя Карелия очень популярна!

Фото 8.1 Раскатанная снегоходная дорога, ведущая в пос. Гимолы

Фото 8.2 Группа возле границы пос. Гимолы. Вспомнили, что надо сфотографироваться только вечером, поэтому темно.

Заключительная часть

1. Опасные участки на маршруте и способы их преодоления

Средняя Карелия – очень безопасный район. Потенциально опасными могут быть переходы по льду озер. Для того, чтобы не провалиться под лед, нами применялась разведка ледовой обстановки озера путем выпускания на лед человека на страховке, который ходил по озеру, раскапывал снег и оценивал состояние льда. Кроме того, имеет значение мониторинг погоды в районе с последующими выводами о том, достаточно ли долго стояли морозы, чтобы образовался хороший ледовый покров, а также анализ данных о ледовой обстановке за прошлые годы.

Стоит помнить, особенно в случае начинающих групп и руководителей, о достаточно очевидной вещи. В Карелии в январе может быть очень холодно. Необходимо уделить пристальное внимание личному снаряжению участников, чтобы они не получили обморожения.

1. Итоги, выводы, рекомендации

Средняя Карелия в районе Воттоваара – Пизанец – это простой лыжный район, замечательно подходящий для лыжных походов 1-2 к.с. с большим количеством новичков. Район имеет множество красивых озер, гарантированно замерзающих к январским праздникам, живописное озеро Пизанец, примечательную г. Воттоваара с ее сейдами.

Можно создать гармоничный маршрут, в котором не будет скучных дней, когда группа просто перемещается из одной точки в другую по дорогам и не видит ничего интересного. Здесь можно ходить «по-теплому» с дровами, топить всю ночь. Карелия позволяет познакомить начинающих туристов с бытом и базовыми аспектами лыжного туризма, при этом такой маршрут будет несложен, но значительно более интересен, чем классические

«единички» в Ленинградской области на январских праздниках.

Определенные неудобства доставляет расписание поездов, приходящих на эти станции раз в три дня. Однако можно запланировать заброску или выброску из Петрозаводска на автомобильном транспорте, а поезда в Петрозаводск ходят из Санкт- Петербурга ежедневно.

Мы рекомендуем Среднюю Карелию начинающим участникам и руководителям!