22 декабря 2020
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Уральский район (средний и южный Урал)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: I

1.  Справочные сведения

1.1.             Проводящая организация

Наименование:

Клуб Туристов при МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра физического воспитания Физкультурно-оздоровительного центра МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Выпускающая МКК:

МКК НП Клуба Туристов при МГТУ им. Н.Э. Баумана

Адрес:

Москва, Госпитальная набережная, д.4/2, Спортивный комбинат МГТУ.

Телефон:

Район:

Златоусткий район.

Подрайоны:

Южный Урал, Таганайские хребты.

1.3.             Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности

Протяженность активной части похода (без коэф), км

Продолжительность

Сроки проведения

Общая

Ходовых дней

Лыжный

Вторая

31.12.2009 – 09.01.2010

1.4.             Нитка маршрута заявленная

г. Златоуст (Пушкинский район) – приют "Таганай" – пер. Долина сказок (1А, 1046м) – р Шумга 1-я – ур. р. Шумга 2-я – р. Куса – ур. р. Шумга 3-я – г. Юрма (по южн. склону н/к, 1000м) – г. Осиновая – р. Большой Киалим – приют "Киалимский кордон" – рад. приют "Таганай" (заброска) – рад. г. Дальний Таганай (н/к, 1112м) – г.Южный Ицыл(1049м,1А, рад.восхождение) – траверс Уральского хребта – ЛЭП (Златоуст – Северные печи) – р. Каменка – Липовый кордон – оз. Тургояк – пос. Тургояк.

1.5.             Нитка маршрута пройденная

г. Златоуст, Пушкинский район – приют "Таганай" – пер. Долина сказок (1А, 1046м) – р Шумга 1-я – ур. р. Шумга 2-я – р. Куса – ур. р. Шумга 3-я – г. Юрма (рад. по южн. склону н/к, 1000м) – г. Осиновая – р. Большой Киалим – приют "Киалимский кордон" – рад. приют "Таганай" (заброска) – рад. г. Дальний Таганай (н/к, 1110м) – Перевал 819м  (810м,н/к) – р.Сухокаменка – Липовый кордон – оз.Тургояк – пос.Тургояк.

1.6.             Сокращения, терминология и допущения

р. – река, ручей

хр. – хребет

Примечание.

1.    Везде, где не оговорено особо, километраж приведен без учета горного коэффициента 1,2.

2.    Везде путь по радиальным участкам подсчитан только в одну сторону.

3.    Везде, где не оговорено особо, понятие “правый” и “левый” даны орографически.

4.    Все высоты указаны согласно показаниям прибора GPS LegendHCx.

1.7.             Определяющие препятствия

Долина Сказок

1046м

ПриютТаганай - пос. Магнитка, южнее г. Круглица

Подъем: по тропе, снежный, лесистый склон, до 30º.

Спуск: cнежный лесистый склон с каменными реками, снег 30-40 см, крутизна склона до 35°.

Вершина

г. Юрма

1000м

Рад. по южному склону на в. г. Юрма 1003,2м.

Подъем: снежный склон 20-30°, переходящий в фирн. Ближе к вершине трудно проходимая растительность в виде елок.

Вершина

г. Дальний Таганай

1110м

Рад. приют “Киалимский кордон”.

По юго-восточной тропе, подъем на лыжах, склон до 30°, фирн, спуск на лыжах.

Перевал

пер. 819м

810м

Через Уральский хребет, со стороны д.р. Большой Киалим – в д.р. Сухокаменка

По буранной дороге на лыжах.

1.8.             Сведения об участниках.

Фамилия, имя, отчество

Командир

Ерёмин Андрей Владиславович

1970

1ЛУ (Хибины), 2ГУ( Кавказ).

Реммастер

2ВелоУ.

Эколог

1.1.             Адрес хранения отчета, наличие видео и киноматериалов

Библиотека т/к МГТУ: г. Москва, Госпитальная наб., д.4/2, Спорткомбинат МГТУ, т/к.
Кино/видео материалов не имеется.

2.  Техническое описание и дневник похода

2.1.             Общая идея похода

Как обычно бывает после летних походов у многих встает вопрос “А что же делать на НГ?”. Что касается меня, так НГ я  люблю встречать по-особому, интересно и нестандартно. Вот и на этот раз возникла идея встретить новый год в лыжном походе 2 кс. Целей похода было несколько: во-первых, поднять опыт участников лыжной команды прошлого года, сходившей в лыжный поход в Хибины, во-вторых, подготовиться к походам более высших категорий, планируемых на февраль – март, в-третьих, отметить новый в год в компании хороших друзей и знакомых.

Поразмыслив, мною был выбран район Таганай, так как никто из нас в этом районе не бывал, световой день в этот период достаточно велик, а картинки района вызывали только положительные эмоции. Единственное, что настораживало, так это тот факт, что многие опытные гуру туризма, утверждали, что район в целом не для двойки и хорошую двойку там провести сложно. По прошествии похода, мне трудно с ними не согласится, действительно, район очень компактный и логичный для 1 к.с и, на мой взгляд, довольно непростой для двойки. Дело в том, что от Златоуста до приюта “Киалимский кордон” через приют “Таганай” проходит очень удобная дорога, от которой идут ответвления на все прилежащие вершины и достопримечательности Таганая, поэтому удобно планировать поход по этой дороге, останавливаясь на приютах и делая радиальные восхождения на вершины. Выходить можно через Уральский хребет на Тургояк, куда также пробита буранная дорога, либо на пос. Карабаш по реке “Большой Киалим” или бывшей ЛЭП. Подобные маршруты логичны, но не достаточны по протяженности для проведения полноценной 2 кс. Для того, чтобы провести 2 кс в этом районе необходимо сходить на г. Юрма, вот здесь и начинаются основные проблемы в виде нетропленных буреломов, отсутствия хороших дорог и просек. Кроме того, еще одной нетривиальной задачей стала задача построить логичный маршрут. Таким образом, чтобы получалась протяженная линейная часть (более 70% маршрута), а также не оставить в стороне некоторые достопримечательности района, коими были выбраны – г. Дальний Таганай и г. Ицыл.

Стоит отметить, что  в рамках Школы Лыжного Туризма 2009 (ШЛТ2009) на Новый год в район Таганая помимо нашей команды поехали еще две новичковые команды – команда Махмутова Владимира (2кс) и команда Болотина Игоря (1кс). Предполагалось, что на маршруте команды будут взаимодействовать друг с другом: предполагалось встретить новый год совместно на приюте Таганай; часть маршрута у команд пересекалось, и команды могли помочь друг другу в случае попадания в сложные ситуации.

2.2.             Подготовка к походу

Команда у нас подобралась сильная, основная часть участников уже ходили в лыжный и горный походы, хотя было и несколько новичков, только окончивших школу лыжного туризма 2009 нашего турклуба. Подготовка к походу состояла из нескольких практических выходов, завершающим этапом которых стало мероприятие “Проверка на местности для новичковых групп 1 и 2 к.с.”, проводимое нашим Турклубом. Проверка показала, что в целом команда подготовлена неплохо к предстоящему походу, но также выявила ряд недостатков: у участников были проблемы в лыжной технике, часть общественного снаряжения требовала доработки, а команде требовалось больше проводить времени вместе для налаживания горизонтальных связей в вопросах становления команды. На мой взгляд, практика подобных проверок дает довольно адекватную оценку для руководителя, МКК и участников о степени подготовленности и потенциальных возможностях группы перед выходом на маршрут.

2.3.             Характеристика района

Национальный природный парк "Таганай" – один из самых молодых национальных парков России. Парк находится в одном из наиболее уникальнейших уголков Южного Урала в районе Таганайского горного узла, чуть севернее старинного уральского города Златоуста. Живописность и неповторимость горных пейзажей Юрмы, Таганая, Ицыла отмечали многочисленные ученые, путешественники, художники и писатели. За свою красоту эти места часто сравнивали со знаменитыми альпийскими ландшафтами, называя их "Русской Швейцарией" и "Уральским Тиролем". Но не только в этом уникальность национального парка "Таганай". Здесь почти нетронутыми сохранились многие ценные экологические системы горные тундры и луга, подгольцовые редколесья, реликтовые леса. На территории национального парка находятся старинные минеральные копи, богатства которых представлены в коллекциях многих минералогических музеев как в России, так и за ее пределами. Здесь, на относительно небольшой площади, встречаются растения и животные, характерные для Центральной полосы Европейской части России, Русского Севера, Поволжья, Урала, Западной и Центральной Сибири, Казахстана. Основными достопримечательностями района являются:

·        г. Двуглавая (1034м и 1041м) первая с юга вершина хребта Большой Таганай. Одна из голов горы носит название "Перья" за сходство с крылом летящей птицы, а другая "Бараньи Лбы", покатостью скальных склонов напоминают таковы. Обрамленная густым ельником, вершина горы изобилует скальными выступами значительных размеров, узкими распадками с березовым криволесьем и россыпями громадных глыб белоснежного кварца, обломки которого слагают ложе горного родничка у восточного подножья сопки. Отсюда его название Белый ключ. Вода в роднике кристально-чистая, а по мягкости не уступает талой снеговой воде.

·         г. Откликной гребень (1155м) вторая вершина Большого Таганая к северу от Двуглавой. Названа так за способность отражать 7 - 8 кратное эхо. Гребень выделяется в системе гор как спина гигантского окаменевшего дракона, с высотой скал до 150 метров. Рассеченный глубокими трещинами каменный исполин представляет собой фрагмент западного крыла Таганайской антиклинальной складки, с почти вертикальным залеганием кварцевых пластов. Долина сказок скалистая седловина между Откликным гребнем и Круглицей. Представляет собой уникальный участок подгольцового низкорослого темнохвойного леса паркового типа из которого в различных местах поднимаются зубцы причудливых каменных останцев. Своеобразие создают и "песочные дорожки" выветрелые породы, и поляны с пестрым ковром из водяники, брусники, голубики, и крутые обрывы, поросшие лесом и лугами.

·         г. Круглица (1178м) высшая и центральная точка Большого Таганая, тупоконическая вершина которой сложена массивными каменными глыбами, вес которых может достигать несколько десятков тонн. Северное плечо горы представляет собой почти идеально плоскую площадку на высоте около 1100м., затянутую горной тундрой с произрастанием голубики ряда эндемичных и реликтовых видов. Большая каменная река хаотическое нагромождение огромных валунообразных обломков авантюрина содержащих кварцев. "Река", имеет в длину более 6 км при ширине от 100м до 800м и "течет" в распаде между Двуглавой и Средним Таганаем. Авантюрин кварцит светлых, розовых, медовых оттенков и густо-вишневых, бурых цветов с включением чешуек слюды, гематита и ильменита, создающих неповторимую игру таланаита (местное название авантюрина). Это уникальное месторождение является национальным достоянием, тем более, что подобное ему по размерам и красоте камням известно только в Индии и нигде более на земном шаре.

·         г. Дальний Таганай (1112м) северная оконечность хребта Большой Таганай. Центральную плоскую часть вершины Дальнего занимает обширная тундра с расположенной здесь старейшей метеостанцией "Таганай - гора". Тундровый ландшафт оконтуривают причудливые скальные останцы, переходящие через распадок в километровый массивный гребень, уходящий своими южными отрогами в долину реки Малый Киалим.

·         г. Ицыл (1049м) "вечный ветер" южная вершина хребта Ицыл. Многовековое истребление лесов на планете для производства древесного и лесозаготовок привело к исчезновению девственных насаждений и поэтому чудом сохранившееся реликтовые ельники восточного склона Ицыла представляют собой национальную ценность. Словом, национальный парк "Таганай" - это маленькая горная страна со своими вершинами и межгорными долинами, стремительными горными речками и топкими болотами, тундрами и малой тайгой.

Район удобный для посещения туристами в новогодние праздники по причине высокой продолжительности, которая составляет около 7 час. 30 мин.

2.4.             Транспорт, расходы, связь

До национального парка “Таганай” из Москвы можно добраться несколькими способами. Самолетом до г. Челябинск, затем железнодорожным сообщением на электричке до Златоуста, время в пути 3.5 часа. Кроме того, от Москвы до Златоуста, МИАСС можно добрать на поезде. От Москвы ходит несколько поездов, мы воспользовались поездом 072Ц Москва-Астана, который прибывает в Златоуст в 8:20 по московскому времени. От ж/д вокзала до входа в нац. парк Таганай (до остановки Белый Ключ, Пушкинский) уместно пользоваться городской маршруткой, которая останавливается напротив вокзала. Маршрутка немного не доходит до самой базы Белый ключ, от которой можно заказать буран до приютов. При выборе бурана стоит обращать внимание на конструкцию саней, которую к ним привязывают, в нашем случае конструкция была очень бестолковая и сани постоянно переворачивало. В наш год (2009-2010) стоимость буранов была, на мой взгляд, оч. высокой – 3000р до приюта “Таганай” и 6000р до приюта “Киалимский кордон”. На официальном сайте национального парка “Таганай” ("http://taganay.com" rel="nofollow") указано, что места в приютах необходимо бронировать заранее по электронной почте, ICQили другим средствам связи. В новый год нам были предложены цены в 6000р за домик или 500р с человека. Домики представляют из себя деревянные избы с нарами и печью, вместимость домиков разная от 10 до 25 человек в каждом. В стоимость услуг входит одна вязанка дров, дополнительные дрова необходимо докупать по 50р за вязанку. Поставить шатер на поляне приюта стоит 50-100р. с человека в зависимости от приюта. Законность указанных взиманий остается под вопросом.

Выход с маршрута у нас планировалось из пос. Тургояк. От поселка ходят транспорт до г.Миасс, в котором присутствует ж/д. вокзал и можно сесть на поезд на Москвы. Но у нас были билеты от г.Златоуста на фирменный поезд 013У Челябинск – Москва, который пребывает в 5.50 по московскому времени. По выходу с маршрута мы договорились с администрацией пансионата “Тургояк”, чтобы провести половину дня в домике на базе, сходить в баню и на ужин. Там же в пансионате нам помогли найти транспорт от пос. Тургояк  до ж/д. вокзал Златоуст, стоимость 2500р, время в пути 1 час.

Смета основных затрат по походу на человека сведена в таблицу:

Статья расходов

Стоимость всего, руб

Количество

Сумма на чел., руб.

Билет на поезд №072Ц Москва – Златоуст, плацкарт (за 1 билет).

x1

Билет на поезд №013У Златоуст – Москва, плацкарт (за 1 билет).

2050

x1

Маршрутное такси ж/д вокзал Златоуст – Белый ключ.

x1

Транспорт пансионат Тургояк – ж/д вокзал Златоуст (Ford).

x1

Заброска продуктов бураном “Белый Ключ” – приют “Таганай” (1 буран на 3 команды).

x1

Проживание на приюте “Таганай”, “Киалим” (1 ночь)

x2

Проживание в пансионате Тургояк (помещение, баня, ужин)

x1

Питание в походе, расходные материалы в ремнабор и аптеку.

Итого

8300р

Нами было организована одна заброска, которую предполагалось отправить бураном на приют “Киалим”. Но по техническим обстоятельствам этого не удалось сделать, поэтому заброску оставили на приюте “Таганай”, за которой сбегали с приюта “Киалим” (7км в одну сторону).

Сотовая связь на Таганае присутствует мало. Мобильник берет неподалеку от Златоуста, на возвышенностях – пер. Долина Сказок, г. Круглица, г. Дальний Таганай, г. Ицыл. На г. Юрма мобильник не брал.  В долинах связи практически нет, за исключением долины р.Сухокаменка, нет связи также на приютах “Таганай”, “Киалим”.

2.5.             График движения

День пути

Дата

Участок пути

31.12.09

Приют “Белый Ключ” – “Киалимская” дорога – приют “Таганай”.

+300

6:03

Слабый ливневый снег, T:-26..-28С˚, V=6м/c.

01.01.10

Приют Таганай – пер. Долина Сказок (1А, 1046м) – подножья хр. Дальний мыс.

6,1

+250
-550

Облачно с прояснениями, T:-22..-24С˚, V=4 м/c.

02.01.10

м/н – подножья хр. Долгий Мыс – р. Шумга 1-я.

8,4

+80

7:47

Снег, T:-22..-24С˚, V=7 м/c.

03.01.10

м/н – р. Шумга 2-я – подножья г. Кленовая – р. Куса – ур. Шумга 3-я

-140

9:22

Небольшой снег, T:-14..-21С˚, V=3 м/c.

04.01.10

м/н – г. Юрма (нк, 1000м) – дорога “Александровка – Карабаш”.

19,6

+550
-650

8:44

Слабый ливневый снег, T:-15..-19С˚, V=2 м/c.

05.01.10

м/н – р. Большой Киалим

12,4

+120

8:25

Снег, T:-9..-17С˚, V=3 м/c.

06.01.10

м/н – р. Большой Киалим – Киалимский кордон – “Киалимская” дорога – приют “Таганай” – Киалимский кордон

13,5

+400
-150

5:30

Ясݐެ T:-23..-28С˚, V=2 м/c.

07.01.10

приют “Киалимский кордон” – г. Дальний Таганай (нк, 1110м) - приют “Киалимский кордон” -  пер.819 (810м,н/к) – д.р.Сухокаменка

16,6

+935
-925

5:11

Небольшая облачность, T:-26..-29С˚, V=3 м/c.

08.01.10

м.н. – р.Сухокаменка – р. Липовка

10,7

-380

2:37

Ясно, T:-23..-32С˚, V=0 м/c.

09.01.10

м.н. – Липовый кордон  – оз.Тургояк – пос.Тургояк

8,7

-100

2:10

Слабый ливневый снег, T:-16..-23С˚, V=1 м/c.

Итого

125,4 км

2.6.             Схема маршрута и график высот

Рис. 1. Схема пройденного маршрута

Рис. 2. График высот

2.7.             Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута

Запасные варианты:

1.    Вместо траверса хребта “Долгий мыс”, обойти по пути пос. Магнитка – пос Александровка.

2.    Вместо траверса Уральского хребта и выхода с маршрута по р.Каменка пойти по дороге по р. Сухокаменка – Липовый кордон.

3.    Вместо выхода в пос.Тургояк выйти по пути Александровская Сопка – г. Златоуст.

Аварийные выходы с маршрута:

1.    На запад при необходимости можно выходить на транспортное сообщение Магнитка – Александровка.

2.    На восток в один из населенных пунктов на транспортном сообщении  Карабаш – Тургояк.

3.    На Юг до транспортного сообщения Златоуст – Тургояк.

2.8.            Изменения маршрута и их причины

1.    Отказались от рад. восхождения на г.Ицыл по причине отсутствия какого-либо интереса к вершине после подъема в этот же день на г.Дальний Таганай.

2.    Воспользовались запасным вариантом №2 по причине более логичного выхода к пос. Тургояк.

2.9.             Подробное описание маршрута и дневник похода

2.9.1 День 1. (31.12.09) Приют “Белый Ключ” – “Киалимская” дорога – приют “Таганай”

+300

6:03

Слабый ливневый снег, T:-26..-28С˚, V=6м/c.

Фото 1. Маршрутка Вокзал - Белый Ключ

Фото 3. г. Двуглавая сопка

Фото 5. Встреча нового года .

Отчет о лыжном походе 2кс на Таганае

Фото 6. Встреча нового года .

В наши планы на этот день входило добраться до приюта Таганай, заселиться и встретить новый год без больших потерь в личном составе. Почти так все и получилось.

От остановки Белый ключ, куда нас доставили маршрутным транспортом, мы (команды Старшова А., Махмутова В, Болотина И) отправились к приюту “Белый ключ”, который находится приблизительно в 300-х метрах севернее остановки – на  топографической карте это место помечено в виде лесничества. Как ни странно, денег нас за посещение национального парка никто не потребовал, а вот стоимость услуг на приютах умело поддерживается на международном уровне.

Мороз крепчал, а мы крепчали вместе с ним. Как известно, русский человек существо ленивое, поэтому еще в Москве возникла идея забросить на приют Таганай на буране, но так как буран, как оказалось, каприз недешевый (3шт за один заезд), решили отправить бураном только продукты всех трех групп, а самим прогуляться на лыжах. С буранщиком нам не повезло, сани у него были “не той конструкции” – высокие и узкие, отчего на поворотах их постоянно переворачивало, а ставить на место дело не простое, здесь одному не справиться. Поэтому довольно резво мужик принял решение ехать в два захода. Пока грузились сани, мы, стуча зубами и улыбаясь в камеру, сделали общую фотографию, и затем в 12.00 выдвинулись в сторону места празднования. Дорога движется на восток, и через 1 км подсекает просеку бывшей ЛЭП, буранная дорога до приюта идет приблизительно в районе этой ЛЭП в направлении северо-востока.

Шлось на радость легко, морозец заставлял двигать ножками быстрее. По дороге нашему вниманию открывались неплохие виды на местные достопримечательности – каменные речки, г. Двуглавая. Правда к этому времени, меня уже это все не очень радовало, потому что подобно деду морозу, я нес большой тяжелый рюкзак с подарками, причем не свой. А дело все в том, что на первом же спуске Миша запутался в лыжах, упал и неприятно подвернул  ногу, получив растяжение. Ксюша оказала пострадавшему медицинскую помощь, но с рюкзаком Миша дальше идти не мог, а решил любезно подождать командира. Так как большая часть команды уже убежала вперед, я почему-то решил, что смогу утащить второй рюкзак, уложив его на лыжах. И в целом, у меня это практически получалось, но на неровностях рюкзак опрокидывался на бок, и его необходимо было постоянно поднимать. Я понял, что поступил неразумно  – несу два рюкзака, не наслаждаюсь видами, не радуюсь жизни.  Поэтому решил, что один рюкзак надо все же разобрать по участникам, благо неподалеку находились еще Андрей и Вова, которые любезно мне помогли. Теперь я шел с одним рюкзаком, хотя тоже весьма внушительным по весу. Через час на стоянке, нас дождались остальные ребята и девчата, все хотели помочь – забрать по шмотке из рюкзака деда мороза. Вес рюкзака уменьшился, а моё счастье возросло.

К 16.00 первые из нас добрались до приюта Таганай. У нас был еще в Москве забронирован один домик на три команды, но ночевать в шатре, тем более за плату в 100р с человека, совсем не хотелось, решили заселиться в домик вместе с командой Болотиной Игоря. И не прогадали, уютные нары, большой вкусный стол, теплый дом позволили замечательно встретить новый год.

Смутно припоминая события прошедшей ночи, в памяти мелькают большое количество непонятно откуда взявшихся бэтменов, звездачетов, шутов, зайцев, медведей и дедов морозов. JПередать атмосферу празднования нового года непросто – понравилось единение с компанией из Челябинска и Уфы, массовое фейерверк шоу, хороводы вокруг нарядной елочки в 30˚ мороз. Нельзя не упомянуть о команде Махмутова Вовки, которая своим появлением зажгла новые силы в атмосферу празднования нового года.

Фото 2. Каменная река.

Фото 4. По пути в приют Таганай .

Фото 7. Встреча нового года .

Отчет о лыжном походе 2кс на Таганае

Фото 8. Встреча нового года .

2.9.2 День 2. (01.01.10) Приют Таганай – пер. Долина Сказок (1А, 1046м) – подножья хр.Дальний Мыс

6,1

+250
-550

Облачно с прояснениями, T:-22..-24С˚, V=4 м/c.

Фото 9.Заключительная часть подъема на пер. Долина сказок

Фото 11. На пер. Долина сказок

Вы, наверное, спросите: “И что вы планировали после НГ куда-то пойти?” Да, я планировал, планировался нормальный ходовой день, у нас ведь впереди спортивный маршрут.

Утро не было бодрым. Подъем в 9.00. Спать в теплой избе на просторных нарах приятно, встают все неспеша. Мне на правах командира, приходится шевелиться больше других, немного подгонять участников, давать ценные указания.

После вчерашней травмы Миши, утром возник вроде бы решенный накануне вопрос о дальнейшем участии Миши в нашем спортивном мероприятии. Но, как известно, утро вечеру мудренее, а “русские своих не бросают” – решили, что Миша сможет дальше продолжать путешествие, но следует его разгрузить. Оказалось, что разгрузить Мишу нетрудно, у него оказалось довольно много лишних вещей и еды, которые были отправлены в мешок с заброской. Кстати мешок с заброской на последние 2-3 дня оказался внушительных размеров, Болотин Игорь взялся за организацию забросок (своей и нашей) до приюта “Киалим”.

В 12.00 вышли с приюта по тропе, ведущей к пер. Долина сказок (1А, 1046м). Подъем особой сложности не представляет – мы поднялись на перевал за два перехода (2ч). Ближе к перевалу, снежный склон становится более крутым, достигая в отдельных местах 30º. Опытные участники надевают камуса и за 15-20 мин преодолевают определяющий участок подъема (50 м по высоте, 300 м по протяженности), но новички команды начинают изобретать велосипед – сказывается отсутствие хорошей лыжной практики,  кто-то начинает тропить снег без лыж. Таким образом, последние участники поднимается около часу после момента подъема первых.

Пройдя по гребню 300м на север, в надежде подсечь дорогу, ведущую на спуск с перевала в сторону пос. Магнитка, выходим к небольшим скальным выходам, которые действительно правильно назвать долиной Сказок.  К сожалению, дорогу мы не подсекли, возможно, она проходит немного южнее, но сомневаться в том, что она не натроплена не приходится. Фотографируемся и в 14.50 начинаем спуск.  Спуск представляет из себя снежный склон, изначально до 30º, но затем более пологий. По ходу нашего движения на северо-запад встречаются каменные реки, которые мы обходим по левому по ходу движения краю, забирая западнее.

Спускаться быстрее, чем подниматься, правда, если умеешь. Эта туристическая мудрость нашла отражение и в нашем случае. Группа довольно сильно растянулась, особенно отставал Миша, который переживал за травмированную ногу и более других боялся почувствовать свободу спуска с последующим падением.

В 16.10 попрощались с командой Махмутова Вовы, далее нам не по пути – движемся еще 1,5 часа в направлении северо-запада. Дорог и просек в этой части карты подсечь не удалось. В 17.00 встаем лагерем. По плану мы должны были проброситься намного дальше, чем фактически прошли, поэтому принимаю решению в компании с Андреем потропить дальше и попробовать подсечь просеку, уходящую на север в район хр. Дальний Мыс. Прогулявшись около часу в одном направлении, мы так и не подсекли никакое подобие просеки, зато, когда вернулись в лагерь, быт уже был налажен, еда практически сготовлена, оставалось покидать шмотье и расслабиться. Ай да команда, ай да молодцы!

Фото 10. Указатель

Фото 12. Виды с пер. Долина сказок на запад

Фото 13. Группа на пер. Долина сказок

2.9.3 День 3.(02.01.10) Подножья хр. Долгий Мыс – р. Шумга 1-я

8,4

+50

7:47

Снег, T:-22..-24С˚, V=7 м/c.

Фото 14. Подсекаем р. Шумга 1-я

Хромой, бегущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги.

Этот день запомнился мне тем, что мы столкнулись с объективной действительностью – буреломами, отсутствием дорог и постоянным троплением снега. Указанные условия снижают скорость передвижения группы до 1 км в час, а то и меньше.  Этот факт несколько напряг мой мозг: при такой скорости группы, мы теряли бы около 40% от запланированного километража ежедневно. И мы бы, конечно, не успели добраться до приюта “Киалим”, где у нас находилась заброска, пришлось бы менять планы по ходу пьесы. Но даже с таким условиями можно бороться. В первую очередь помогают реки, по которым в зимнюю пору двигаться гораздо быстрее, чем по бездорожью. К примеру в нашем случае, мы вышли в 9.20 и без единого привала прошли до обеда 4,5 км за 4 часа чистого ходового времени (средняя скорость ~ 1 км/ч). После обеда подсекли  р. Шумга 1-я, и далее двигались по ней до места ночевки 3.9 км за 1:55 мин (средняя скорость ~ 2 км/ч). Почувствуйте разницу – скорость в два раза выше! Правда, при передвижении по рекам следует учитывать ледовую обстановку и соблюдать правила безопасности. Место нашей стоянки – пересечение двух проезжих дорог, в месте брода через р. Шумга 1-я (см. карту).

Хотя, как известно, “Лучше идти да присаживаться в пути, чем бежать да лежать”  заданный нами в этот день темп был нам по силам, средняя скорость группы была не быстрой, и в любой момент можно присесть отдохнуть, а затем догнать основной “пелетон”.

Фото 15. Таганайская зима

2.9.4 День 4. (03.01.10) р. Шумга 1-я – р. Шумга 2-я – подножья г. Кленовая – р. Куса – ур. Шумга 3-я

-140

9:22

Небольшой снег, T:-14..-21С˚, V=3 м/c.

Фото 16. Таганайская зима

Не брани и не хвали того, кто не испытан тобою ни в деле, ни в пути.

Опытность дежурных заставила нас выйти с места стоянки раньше обычного – в 8.50. Хотя теперь мы шли по дороге, но скорость группы опять оставляла желать лучшего. К общим проблемам добавилась еще натертые ноги Светы, которая стала немного отставать от группы. Одной ходить не весело, поэтому иногда я тоже отставал, чтобы составить ей компанию.

После первого перехода была применена еще одна тактическая особенность, значительно повысившая общую скорость группы. Мы применили схему тропления челноком, когда первый тропит без рюкзака метров 100-200, а затем возвращаться за рюкзаком и встает в конец. Пока участник возвращается за рюкзаком, то успевает отдохнуть и полюбоваться окружающими его видами. J Тропили у нас только мальчики, поэтому через некоторое время женская половина команды, начала возмущаться, что вроде как им тоже необходимо заниматься общественно полезными делами. После мозгового штурма, схема была усовершенствована, каждой девушки было дано право “подтравливать” за молодыми людьми, тем самым сохраняя им силы для основного рывка. Так произошла мини-эмансипация в условиях лыжного похода. Все были довольны, и волки сыты и овцы целы.

До обеда от места стоянки мы двигались в основном по дорогам, скорость нашего движения была заметно выше обычной, так как после второго перехода на пришедшей дороге обнаружился старый след от бурана, и высота снежного покрова на дороге заметно уменьшилась. Не дохода до р. Шумга 2-я, след от бурана ушел по просеке на запад, а мы прошли по этой просеке 650 м, а затем повернули на север, где подсекли р. Шумга 2-я. Дальше приходилось  постоянно тропить по старым дорогам, но разработанная нами схема, помогала нам двигаться достаточно быстро (около ~ 2,5 км/ч). В 13.00 заобедали у брода через р. Куса. На обеде соорудили мостик через реку: после проведения разведки поняли, что лед здесь в плохом состоянии. После обеда мы форсировали р. Куса, и продолжали тропить по заснеженным дорогам в сторону дороги Александровка – Карабаш. Можно было бы сократить путь нашего движения, проложив маршрут по р. Куса, но идти по ней не представлялось возможным по причине слабого льда на реке.

В 16.30 вышли на хорошую проселочную дорогу Александровка – Карабаш, повернули на восток в направлении г. Юрма. Тропить здесь практически не приходится, высота снежного покрова около 10 см. Дорога некоторое время идет параллельно р. Шумга 3-я, за 1ч. 30мин пробежали 2,4 км и встали у дороги в лесу, рядом с рекой.

Фото 17. Таганайская зима

2.9.5 День 5. (04.01.10) Ур. Шумга 3-я – г. Юрма (нк, 1000м) – дорога “Александровка – Карабаш”

19,6

+550
-650

8:44

Слабый ливневый снег, T:-15..-19С˚, V=2 м/c.

Отчет о лыжном походе 2кс на Таганае

Фото 18. Подъем на г. Юрма .

Фото 20. Подъем на г. Юрма

Фото 22. Группа на вершине на г. Юрма

Лучше не дойти, чем зайти слишком далеко (японская пословица).

День начался резво, в 8.40 вышли и продолжили движение по дороге Александровка – Карабаш. Несколько ответвлений от дороги ушли на юг, откуда должна была прийти команда Махмутова Вовы. Дорога движется на восток постепенно набирая высоту, через пару переходов мы встретили лыжную команду (точно не припомню из какого города), которая порадовала нас хорошими новостями –  дорога на Карабаш и на г. Юрма пробита бураном. Группе, которая шла нам на встречу, также повезло: конечной точкой их следования был приют “Таганай”, откуда собственно пришла наша группа. Хотя заявленный в МКК маршрут движения отличался от нашего маршрута, руководитель группы решила продолжать движение по нашей лыжне, так как у них были поломки с лыжами, и тропить снег им не хотелось.

Движемся дальше по буранному следу, постепенно выползаем на возвышенность. Здесь нам открываются сказочные виды на Таганай, а елочки покрываются заснеженной одеждой. В 11.40 достигаем точки поворота на г. Юрма (см карту, Рис. 1). Скажу сразу, что южная вершина г. Юрма (1003,2м) интереса не представляет и в большой части густо покрыта непроходимыми елочками. “Ходят”, как правило, на скальные части – “чертовы ворота”, “чертовы городища”, которые расположены между южной (1003,2) и северной(985,4м) вершиной г. Юрма, также на скальную часть под названием “Чертов проход”, которая расположена севернее северной (985,4м) вершины г. Юрма. Если открыть приложенный в отчете трек в программе GoogleEarth, то можно увидеть фотографии и расположение указанных мною достопримечательностей, а также трек нашего движения в этом районе. Чтобы попасть на восхождение к “Чертовым воротам” необходимо двигаться по дороге Карабаш – Александровка, после г. Осиновая (634,5м) свернуть с дороги на север по просеке, а затем начинать подъем на запад в обозначенные на карте скальные выступы. В наш год по указанному пути на гору катались на буранах из расположенного под Карабашем экстрим клуба.

К сожалению, видимо я недостаточно хорошо проработал маршрут, и не совсем уяснил, куда именно нужно забраться на г. Юрма, чтобы попасть на скальные участки, представляющие интерес. Получилось, что мы по ЖПС радиально сбегали на южную вершину г. Юрмы, немного разочаровавшись, что кроме красивых непроходимых елок ничего так и не увидели.

Спустившись с г. Юрма до дороги Александровка – Карабаш, мы перекусили переходной едой и побежали дальше, решив спустится в зону лесу и встать пораньше. И здесь бы стоило обратить внимание на пословицу, указанную мною в начале описания этого дня, но мы не встали рано, скорее наоборот, участники увлекались спуском и порой убегали вперед, не уделяя должного внимания нужным нам дорогам на юг. Таким образом, мы убежали довольно далеко на восток, где берет начало дорога на юго-запад, обозначенная на генштабовских картах. В 17.20 встаем на ночлег, недалеко от указанного разветвления дорог. К этому времени большинство участников довольно сильно устала, ведь мы за день преодолели около 22 км, не сделав нормального обеда. На мой взгляд, слишком напряженный день.

Фото 19. Подъем на г. Юрма

Фото 21. Подъем на г. Юрма

2.9.6 День 6. (05.01.10) Тропа на юго-запад от дороги “Карабаш – Александровка”– р. Большой Киалим

12,4

+120

8:25

Снег, T:-9..-17С˚, V=3 м/c.

Фото 23. Движение по р. Большой киалим

Хочется заметить, что к этому моменту группу уже достигла довольно высокого уровня в вопросах тропления снега. К примеру, Андрей разработал некоторые простые правила, которые ускоряют процесс и позволяют затрачивать много меньше сил. Суть заключается в том, что основные силы расходуются  при вытаскивании провалившейся в снег лыжи на поверхность. Чем тяжелее снег, тем поднимать лыжи труднее, и нагрузка на мышцы выше, отчего они быстро забиваются. Итак, чтобы облегчить себе жизнь, следует придерживаться следующих правил. Во-первых, лыжи следует ставить как можно ближе друг к другу, чтобы образовывалась более узкая полоска следа.  Во-вторых, носки лыж необходимо стараться держать на поверхности, не закапывать. В-третьих, преодолевать сопротивление снега при вытаскивании лыжи следует только один раз, когда вытаскиваешь одну из лыж, вторая же вытаскивается через траншею, пробитую первой лыжой.

Вышли около 9.30. За ночь выпало довольно много снега, тропим без рюкзака, высота тропежки около 40 см, движемся по дороге на юго – запад, которая должна подсечь р. Большой Киалим. Постепенно дорога теряется, и мы уходим на юг по просеке, которая через некоторое время также теряется в лесу. Последние 2 км перед выходом к реке преодолеваем по труднопроходимой пересеченной местности с множеством буреломов, поэтому только к 11.00 достигаем р. Большой Киалим. В этой части р. Большой Киалим представляет широкую полноводную реку, шириной, около 10-15 метров. Вышли на лед, проверив его на прочность топором (больше 12 см),  начали движение по р. на юго-запад в сторону приюта Киалимский Кордон. Через переход река начинается разделяться на несколько проток, шириной не более 5 м, здесь уже встречаются участки открытой воды, которые приходится бродить по берегу. В 12.50 обедаем и далее продолжаем движение по реке. В 16.10 подсекаем обозначенную на генштабовских картах ЛЭП (Златоуст – Карабаш),  откуда приходит лыжня двухдневной давности, которая также движется в направлении Киалимского кордона по реке.

Идем еще пару переходов по пробитой лыжне, в 16.55 встаем лагерем в 9 км от приюта Киалимский кордон.

Этот вечер получился долгим и душевным. Мы были в предвкушении следующего дня: по плану был выход к приюту, а значит тепло и уют, встреча с друзьями, возможная связь с родными. Единственное, что беспокоило так это пришедшая ранее смс от Болотина Игоря, информирующая о том, что наша заброска до сих пор находится на приюте Таганай, как выяснилось позже – ему не удалось договориться о ее доставке. Данная ситуация не была сильно критичной для нас спортивных, так как между приютами всего около 7 км, и не составляет проблемы сбегать “налегке” за заброской и вернуться обратно.

Фото 24. Участки открытой воды р. Большой киалим

2.9.7 День 7. (06.01.10) р. Большой Киалим – Киалимский кордон – приют “Таганай” – Киалимский кордон

13,5

+400
-150

5:30

Ясно, T:-23..-28С˚, V=2 м/c

Фото 25. Виды с приюта Киалимский кордон

Фото 27. Виды с приюта Киалимский кордон

Обратный путь всегда кажется короче (вьетнамская пословица).

Вышли в 9.06, продолжили движение по реке в сторону приюта Киалимский кордон. В некоторых местах лыжня проходит в неприятных местах, люди, которые ее тропили не задумывались о слабой структуре льда в местах сливов, шивер и поваленных деревьев. В некоторых местах видны следы обвалов льда, пару раз и под нами лед похрустовал. Но в целом, все опасные участки пытаемся обходить, соблюдаем дистанцию между участниками. В 11.30 достигаем приюта Киалимский кордон, преодолев 9 км от места ночевки. На приюте встречаем команду Болотина Игоря, узнаем последние новости о команде Махмутова Вовки, которые перекроили маршрут и порезали  часть, относящуюся к восхождению на г. Юрма. Свяאؠна приюте нет, так как он находится в низине.

Заселяемся в просторную избу, настроение приподнятое, решаем в этот день после обеда сбегать за заброской на приют Таганай, а на следующий день радиально штурмовать г. Дальний Таганай.

Теплая уютная изба очень расслабляет. Но мы пообедали и все же  выдвигаемся к приюту Таганай. За 1,5 часа преодолеваем путь в 7 км, разбираем заброску и, “перекурив”, выдвигаемся в обратный путь. Вьетнамская пословица гласит: “Обратный путь всегда кажется короче”,  вот и у нас путь обратно занял около часу, дорога постепенно идет на спуск, бежать легко, и морозец подгоняет. Вечером устраиваем настоящий обжорник. В заброске много ништяков, продуктов с нового года, а также большой сюрприз от Миши в виде нескольких коробок с бабаевскими батончиками и батончиками Мюсли. Удовольствию нашего не было придела, так как в эту ночь все забыли о тесных спальниках и борьбу за пространство.

Фото 26. Схема нац. парка Таганай

Фото 28. Виды с приюта Киалимский кордон

2.9.8 День 8. (07.01.10) Киалимский кордон – г. Дальний Таганай (нк, 1110м) – Киалимский кордон – пер. 819м(810м,н/к) – д.р.Сухокаменка

16,6

+935
-925

5:11

Небольшая облачность, T:-26..-29С˚, V=3 м/c.

Фото 29. Подъем на вершину г. Дальний Таганай

Фото 31. Метеостанция Таганай

Фото 33. Фигурки на г. Дальний таганай

Фото 35. Спуск с г. Дальний Таганай

Выбери себе спутника до того, как выйдешь в путь.  В отношении нашей команды хочется заметить, что она делилась на две части: новичковую, окончившую лыжную школу в этом году, и продвинутых участников, с многими из которых мы сходили уже ни в один поход. Поводом такого разделения послужили две вещи. Во-первых, новичковая часть команды сильно уступала продвинутой в вопросах техники, общественных дел и лыжного опыта. Во-вторых, по причине ускоренной подготовки, которая началась только после ноябрьских праздников, команда не успела полностью наладить командный климат.

Утром встали рано, позавтракали и даже решили еще немного вздремнуть, видимо, начала сказываться избянка. Вышли в 8.55 на радиальное восхождение на г. Дальний Таганай (нк, 1110м), наверх пробита буранная дорога к расположенному на горе приюту, бывшей метеостанции Таганай. Дорога наверх занимает у нас 1ч 15м, примерно 4,5 км пути.

Мороз стоит хороший, отчего наши лица покрываются белой пеленой. Погода ясная, и чем выше мы поднимаемся, тем больше нам открываются завораживающие красоты зимнего Таганая. На вершине одиноко стоит заснеженный дом, а в окрестностях находятся необычные фигурки, полностью покрытые налипшим снегом. Отсюда на юг видны г. Круглица и Откликной гребень, на восток – г. Ицыл, на север – лесистые склоны г. Юрма.

Долго находится наверху не получается, как бы не хотелось – холодно. Сфотографировались на вершине и отправились вниз, нам предстоял интересный спуск длинной в 4,5км и потерей высоты в 600м. Здесь практически все участники показали себя достойно, преодолев весь спуск за 20 минут. Правда, стоит сказать, что не получаешь должного удовольствия, двигаясь исключительно по буранному следу: отсутствие пространства сказывается на возможностях легкого торможения. На участках дороги встречаются следы экстренного торможения особо отмороженных участников. На пути вниз встретили отдыхающую группу из Пензы(?), которые занимались починкой креплений. В очередной раз разговор зашел о преимуществах деревянных и пластиковых лыж. Посоветовали им переходить на пластик, указав их явные преимущества: не ломаются, проще управляемы, стоят недорого. В ответ, нам парировали, что вроде как в горку на деревянных лыжах ходить быстрее, нет совсем отдачи. Но на практике восхождения на г. Дальний Таганай, подъем у группы из Пемзы занял гораздо больше времени.

В избе устроили вкусный обед, вдобавок к которому было разрешено вздремнуть около часу. Неожиданно для меня это решение вызвало бурю восторга и счастья. J

В 13.40 покинули приют в направлении пос.Тургояк. Здесь проложена хорошая буранная дорога, проходящая в сказочном лесу. За час преодолев около 4 км пути, достигаем поворота на г.Ицыл(1049м), около развилки встретили обедающую команду Болотина Игоря. По общему мнению команды, решаю на г. Ицыл не идти, так как после сегодняшнего восхождения на г. Дальний Таганай особого интереса для нас она не представляет. В 14.25 достигаем разветвления дорог, одна идет траверсом параллельно Уральскому хребту, другая переваливает Уральский хребет и выходит в д.р. Сухокаменка. Принимаю решение двигаться по второму варианту, как наиболее логичному выходу к пос.Тургояк. Через 10 мин достигаем пер. 819м (810м,н/к), с которого начинается длинный плавный затяжной спуск в долину. В ур. Сухокаменские печи могут быть проблемы с дровами, на карте эти места обозначены редколесьем, проехав немного вперед, мы без проблем находим несколько сушин и ставим лагерь у реки.

Фото 30. Подъем на вершину г. Дальний Таганай

Фото 32. Фигурки на г. Дальний таганай

Фото 34. Группа на вершине г. Дальний Таганай

Фото 36. г. Ицыл вид с г. Дальний Таганай

2.9.9 День 9. (08.01.10) р.Сухокаменка – р. Липовка

10,7

-380

2:37

Ясно, T:-23..-32С˚, V=0 м/c.

Фото 37. Палатка Зима

Человека познают в игре и в дороге. С этой итальянской пословицей трудно не согласится: в походе мы часто играли в мафию,  используемые игровые приемы очень метко характеризовали нас настоящих; трудности  в дороге на протяжении всего похода показывали личностные качества каждого из нас.

Утро началось поздно, мы никуда не спешили, до пос. Тургояк оставалось около 20 км, которые при желании легко преодолеваются за один день. Но поразмыслив, мы решили в этот день не выходить в поселок, это влекло за собой проблемы поиска жилья в темное время суток, безопасности и дополнительные финансовые расходы. Поэтому в планы этого дня входило пробежать 10 км и остановиться неподалеку от оз.Тургояк, где устроить полудневку.

Как уже было сказано, встали мы поздно, кроме того у руководителя было день рождение. Команда устроила руководителю утренние поздравления, соорудив большой плакат и надув множество шаров.

Выехали со стоянки мы около 12.00 и по накатанной буранной лыжне добрались сначала до р. Куштума, у которой свернули налево, огибая г. Варганова с левой стороны. В 14.37 добрались до р. Липовка, у которой решили устроить обед и по совместительству поставить лагерь.

После обеда погрузились играть в мафию, параллельно распивая самбуку и поднимая тосты за день рождение. Последний вечер в походе, он получился запоминающимися, наслаждаемся последними мгновениями заканчивающегося похода, завтра мы уже будем в цивилизации.

Фото 38. Поздравление руководителя

2.9.10 День 10. (09.01.10) р. Липовка – Липовый кордон – оз.Тургояк – пос.Тургояк

8,7

-100

2:10

Слабый ливневый снег, T:-16..-23С˚, V=1 м/c.

Фото 39. Оз. Тургояк

Выехали в 9.28. Как это часто бывает в конце похода, группа бежит быстрее в предвкушении выхода в цивилизацию, которой были лишены на протяжении маршрута. Конечно, это чувство обманчиво, и почти сразу как люди попадают в цивилизацию, они начинают вспоминать о времени проведенном на маршруте.

В 9.40 добрались до Липового кордона, от которого отходит наезженная дорога до Золотого пляжа, а затем в пос. Тургояк. Осведомились у местных о состоянии льда: нам посоветовали идти по озеру, лед хороший (в последние дни стояли сильные морозы), по нему ходят бураны и дорога до пос. Тургояк более короткая, чем в обход. Принимаю решение идти по озеру. По дороге к озеру успели потерять Свету, которая немного отстает и не увидела, в каком месте впередиидущие свернули на развилке. Возвращаюсь назад к Липовому кордону, где на развилке встречаю Свету, видимо этап поисковых работ проверки на местности прошел не зря: участники запомнили алгоритм. Подходим к озеру в 10.28, лед не вызывает опасений, отдаю указания о правилах передвижения по льду: назначается направляющий, второй с веревкой, соблюдаем расстояние. На озере дует, идем быстро, задерживаться нигде не хочется.  В 11.40 достигаем пос. Тургояк. Маршрут можно считать завершенным.

Встает задача куда-нибудь заселиться, чтобы отдохнуть в спокойной обстановке перед поездом, сходить в баню, отметить окончание маршрута. Методом опроса местного населения узнаю, что рядом расположена тур. база Тургояк, которая на данный момент должна работать. Идем вместе с Вовкой на разведку на базу. Благодаря стараниям Вовы удается договориться с администраторшей базы на дешевое проживание в одном из домиков, баню, ужин в местной столовой и транспорт до вокзала. Домик нам, конечно, достался не лучший, так как другие уже все заняты. Температура в нем была порядка 15 градусов, типичный лагерный домик с кроватями, тумбочками. Но нам этого достаточно, соорудили посланцев в магазин и готовим супчик на горелке. После обеда многих отрубило, а когда проснулись - пора было уже чапать на ужин и сразу в баню. Баня меня порадовала – вместительная, с бассейном, а девушки у нас и свои есть. JОколо 22.00 садимся в маршрутное такси Ford, которое за час доставляет нас до вокзала в г. Златоуст.

На вокзале встречаемся с командой Махмутова Вовы, делимся впечатлениями, закупаем продукты в поезд. Дорога назад не была скучной, как это часто бывает. И вот Москва, 5.50 утра, встречающий нас Коля Столыпин и шампанское. Здравствуй городская жизнь.

Фото 40. Группа на Казанском вокзале

2.10.         Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

Основной опасностью на маршруте является возможность влезть в труднопроходимые леса, которые с учетом необходимости тропить очень сильно снижают скорость группы. Потому существуют довольно высокая вероятность отстать от графика движения. Потенциально на такие участки стоит закладывать дополнительное время, а также учитывать опыт и спортивные особенности группы при планировании походов на Таганае за пределами основных сообщений между приютами. Такими малопроходимыми местами в нашем случае были: территории, восточнее склонов хребта Бол. Таганая, западнее хребта Дальний Мыс, леса юго-восточнее г. Юрма. Обозначенные на картах просеки часто теряются, следует пользоваться обновленными фотографиями со спутника.

Типичной опасностью лыжных походов является хождение по непрочному ледяному покрову на реках. Особенно это касается полноводных быстрых речек, которые не замерзают в местах шивер, порогов, сливов и т.д.  Следует заранее информировать группу о правилах поведения на льду и действиях группы в сложных ситуациях, провести практическое занятие по данной теме.

На Таганае в период новогодних праздников часто устанавливается морозная погода за минус 30 С˚, этот факт следует учитывать при подборе личного снаряжения участников группы.

2.11.         Итоги, выводы, рекомендации

Пройден достаточно напряженный маршрут 2 категории сложности в районе Южного Урала – Таганайские хребты. Таганай достаточно красивый интересный район, хорошо освоен и легко доступен. Команда получила хороший лыжный опыт достаточный для походов более высоких категорий сложности.

Рекомендации:

1.    Район Таганая характерен для походов 1 кс. Построить логичный маршрут 1 кс довольно просто, положив в основу дороги до приютов Таганай, Большой Киалим с выходами в г. Миасс или г. Карабаш. С этих дороги хорошо доступны основные достопримечательности района. Для походов 2 кс приходится закладывать большую петлю до г. Юрма, до которой может не быть нормальных дорог и скорость группы сильно падает. Дорога Карабаш – Александровка часто пробита буранами, которые катаются от Александровки на г. Юрма. Стоит учитывать этот факт при планировании походов

2.    В целом пройденный нами маршрут рекомендую к повторению. Но его можно улучшить, добавить, к примеру, восхождение на г. Круглица. Вместо южной вершины г. Юрма  интереснее для посещения скальники "Чертовы ворота", находящиеся севернее южной вершины г. Юрма.

3.    С дровами на Таганае все впорядке, но рекомендую брать пару горелок на случай необходимости быстро сготовить еду на приютах, не используя печь. Кроме того, по информации с официального сайта нац. парка[4] рубка дров разрешена только в определенных местах. В нашем случае проблем с лесниками не возникало, но при необходимости можно всегда сослаться на пользование горелками.

2.12.         Список использованной литературы

Материалы, использованные при подготовке к походу:

1. Отчет о лыжном походе 1кс по Таганаю (31.12.2005 – 06.12.2006) под руководством Кардаполова М.Н.
  2. Отчет о лыжном походе 2 к.с. по Таганаю (29.12. 2003 – 6.01.2004) под руководством Конощенко А.В.
  3. Классифицированные вершины и перевалы Северного Среднего и Южного Урала
  4. Официальный сайт национального парка Таганай.

3.  Приложения.

3.1.             Картографический материал

Карты 500м Таганая с привязкой можно скачать здесь. Склейку района с привязкой можно скачать здесь.

3.2.             Путевые точки и трек похода

Путевые точки и трек похода (в формате OZI), записанный с помощью прибора GPS Garmin ETrex LegendHCx.Трек похода в формате Google Earth здесь.

3.3.             Адреса и контакты МЧС

Мы регистрировались в Златоусткой ПСС. Для регистрации необходимо отправить факсом заявление, в котором указать нитку маршрутку, список участников, сроки. Форму в формате word можно скачать здесь.

Контакты МЧС:

§  Златоусткий ПСС: +7(351)3620613

§  Челябинское ГОУ МЧС: +7(351)735-01-12

3.4.             Раскладка

Раскладка была коллективной, за исключением, сухарей. Очень понравилось употреблять вместо сублимированного мяса и сои - пеммикан, вкусовые качества в разы лучше.

Скачать раскладку в формате excel можно здесь.

3.5.             Список личного снаряжения

Список личного снаряжения был стандартным для походов 2 к.с.

Скачать список личного снаряжения в формате word можно здесь.

3.6.             Список общественного снаряжения

Список общественного снаряжения  стандартный для лыжного похода 2 к.с. Особенностью для данного района является то, что мы брали только одну лавинную лопату и не брали щупов, так как вероятность лавин в этом районе невелика.

Скачать список общественного снаряжения в файле excel можно здесь.

3.7.             Список аптеки

Скачать список аптеки в формате word можно здесь.

Источник : "https://tkmgtu.ru/otchety/65-lyzhnye-pokhody/ural/yuzhnyj/1513-otchet-o-lyzhnom-pokhode-2ks-na-taganae-311209-090110" rel="nofollow"