15 января 2013
Тип материала: Отчет
Год путешествия: 2002
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: III
Автор: Денис Доропей (Москва)

Отчет из библиотеки Московского городского туристского клуба, №5834

Сканирование и обработка отчета - Виктор Евлюхин (Москва)

Справочные сведения

Нитка маршрута: пос. Ловозеро - оз. Светлое - пер. Куамдеспахк (нк) - оз. Сейдозеро -пер. Чивруай-Ладв (1a) - оз. Умбозеро - оз. Ньюрьявр - пер. Суолуайв (нк) - р. Майвальтайок - пер. Сев. Партомчорр (1a) - база КСС - пер. Юж. Рисчорр (1а, рад.) - в. Каскасньюнчорр (1a, траверс) - пер. Сев. Рисчорр (1a, рад.) - пер. Юж. Чорргор (1a) - в. Часначорр (16, траверс) - пер. Зап. Арсенбева (16) - пер. Рамзая (нк).
Протяженность: 209 км.
Продолжительность: 13 дней.

Введение

Поход проходил в рамках зимних сборов лыжной школы МФТИ. Наряду с нашей группой в это время в Хибинах находилось еще две группы МФТИ: под руководством Н. Чуприка и Р. Непомнящих.
Поход был запланирован, как холодный, с просушкой спальников посреди маршрута на базе КСС. Маршрут имел достаточное количество запасных дней на случай непогоды и других непредвиденных неприятностей. Групп в районе Ловозер не встречали, зато в Хибинах их было гораздо больше, чем в прошлом.
Погода в целом была благоприятной, даже было несколько солнечных дней. Только тропежка в Ловозерах была в этот раз просто ядерная!
Поход на мой взгляд получился технически насыщенным и соответствующим заявленной категории.

ФИО год рождения Туристский опыт Обязанности в группе
Доропей Денис 1983 2лр - Кольский, Злу - Приполярный Урал, 1гр - Кавказ Руководитель
Адабеско Артем 1982 2лу - Кольский Медик
Чудин Алексей 1980 Злу - Приполярный Урал, 4гу - Кавказ, 4пу - Приполярный Урал Фотограф
Истомин Дмитрий 1980 Злу - Приполярный Урал, Згу - Кавказ Забойщик
Сабуренков Виталий 1983 2лу - Кольский
Гальченко Андрей 1982 2лу - Кольский, 1гу - Кавказ Начпрод
Шестов Сергей 1983 2лу - Кольский, 1 гу - Кавказ Ремонтник

Техническое описание

Стандартный переход - 50 мин на лыжах, 10 мин отдыха. Везде указано, не чистое ходовое время, а время движения + время отдыха на привалах.

29.01.02, день 1
Пос. Ловозеро - р. Сергевань
Погода ясная, ветра нет. Мабука радуется нашему приезду!
От поселка Ловозеро пошли по буранке в направлении оз. Светлого (направление надо держать на проход в хребте, обрамленный скалами). Через 1час начался лес, и буранка свернула в другую сторону. Продолжаем держать направление на черную скалу. Началась изнурительная тропежка. Глубина тропления 25см. Два часовых перехода по лесу и мы выходим на р. Сергевань. На реке тропежка та же, да еще мокрые места. Через час сворачиваем с реки. Два перехода пытаемся подняться выше зоны леса, но у нас ничего не выходит. На стандартной карте нарисована неправда - от Сергеваня до оз. Светлого сплошной лес, а не открытое место, как нарисовано на карте!
Сумерки настигают нас в "чукотском" лесу. Дрова есть, но они нам не надо - сегодня мы заправимся спиртом!

30.01.02, день 2
Оз. Светлое - пер. Куамдеспахк (нк) Погода продолжает радовать душу!
Выходим в девять. Уже достаточно светло, чтобы идти. Держим курс на большую черную скалу - она возвышается прямо над озером. От стоянки до озера 2,5 часа. Еще один переход по озеру, встали на берегу р. Светлой и перекусили, попив водички. После вчерашнего вода весьма кстати. На перевал решили идти по отрогу Кувторданюн. Один час подъема на лыжах на отрог и затем два часа ходьбы почти по ровному месту с небольшим набором высоты. На отроге находится какой-то триангопункт, от него 1,5 часа до седловины. Ее можно отличить по небольшому кулуару, вдоль которого и следует подниматься. Подъем очень пологий и проходится на лыжах. На седловине мы были в 15:40, до темноты 1,5 часа, поэтому мы решили остановиться на ночевку в какой-то яме на седловине. Размерами она была 10x4 метров. И хорошо защищала от ветра, который гуляет по плато в любую погоду!

31.01.02, день 3
Пер. Куамдеспахк - оз. Сейдозеро - р. Чивруай
С утра ветер продолжал бушевать, но видимость хорошая. В двухстах мерах от лагеря, у начала спуска, мы обнаружили избушку (или скорее большую конуру). В ней ночевать было бы куда прикольнее, чем в нашей палатке на дне ямы. Справа по ходу движения кулуар. Он пологий, но над ним висит надув офигенных размеров. Нам туда идти не захотелось. Надели лавинные ленты и начали обходить надув справа пхд. Но, не дойдя до камней десять метров, я вышел на лед. Падать не хотелось, пришлось возвращаться обратно к избушке. Одели кошки и пошли прямо вниз по ребру, левее кулуара. Спуск короткий (150м) и довольно крутой. Склон не лавиноопасный. В широкой части долины надели лыжи и поехали (а кое кто все равно пошли)! До гзл от места ночевки 1,5 часа спуска. Причем если не тупить, как мы, то крутой участок проходится минут за 30 с переодеванием кошек. В целом перевал действительно нк, но без кошек на нем плохо. В лесу опять началась убийственная тропежка. Вначале по ручью, затем по полянам за один час доходим до Сейдозера. Погода ясная. Нам открываются мегакрасивости! Скажу, что виды с Сейдозера по своей абсолютной крутизне превосходят все другие виды в Ловозерах и, наверное, в Хибинах. За один переход пересекаем озеро. И делаем горячий обед на костре. Далее идем по р. Чивруай. Тропежка просто бешеная. К тому же первый изредка проваливается и вынужден останавливаться, чтобы чистить лыжи. В одном месте Тема провалился и намочил ногу. Нам очень захотелось избу, чтобы отогреть и высушить Тему вместе с обувью. Но наши поиски не увенчались успехом. Последний переход шли по правому берегу, местами пробираясь сквозь подлесок. Через три часа ходьбы от озера мы добрались до гзл и встали на ночевку. Сделав пионерский костер для просушки.

01.02.02, день 4
Пер. Чивруай-Ладв (1а)
Вышли как обычно в 9:00. За три с половиной перехода поднялись до места, где по левому склону пхд перестают торчать камни. Отсюда возможны такие варианты подъема на перевал:

1. По долине плавно увеличивающей крутизну и уходящую куда-то вправо пхд. Но мы оценили этот путь, как лавиноопасный. Так как склоны с этой стороны перегружены снегом, хотя крутизна склона и не большая. Этот путь больше подходит для спуска, возможно даже на лыжах.
  2. В лоб на борт долины вдоль последней гряды камней. Но для этого пути желательно наличие кошек и ледорубов, так как крутизна здесь около 30-40o. Длинна склона около 150 м.
Наша группа выбрала второй вариант, за полчаса поднялась на плато и заобедала. Видок с плато открывается весьма интересный. Правда, пути спуска не видно. По центру цирка, как написано у нас в описании какие-то крутяки. Хотя мы довольно далеко от этого места. Решили идти траверсом через г. Страшенпахк по отрогу Киткнюн. Но через 1,5 часа видимость падает до нуля, поднимается ветер. По карте нарисовано полого, а по описанию, какие-то страшилки. Вспомнилась история про Архангельских туристов, и очко судорожно сжалось. Не испытывая судьбу, решили остановиться на ночевку прямо на плато. Ветрозащитная стенка, горячая еда и холодный спирт сняли беспокойство и вселили уверенность в свои силы!

02.02.02, день 5
Отрог Киткнюн - р. Киткуай - оз. Умбозеро
Погода не изменилась. Видимость 300м. Решили идти в кошках, хотя рельеф напоминает футбольное поле зимой. Шли по азимуту. Шли-шли полтора часа, постоянно ожидая усложнение рельефа, а тут бац и вышли к лесу. Лыжи одели уже там, где они сами вниз не едут. Зная, что будет такой склон, мы спустились бы здесь за 20 мин на лыжах. Подниматься с этой стороны надо от последних деревьев вправо, пройдя один распадок. И далее по длинному пологому склону набирая высоту.
Я думаю, бодрая группа может пройти перевал от Сейдозера до леса, если будет подниматься и спускаться по отрогам. Вообще Ловозеры лучше ходить не по классическим перевалам, а по отрогам и по плато, при этом успех хождения сильно зависит от погоды.
Два перехода по р. Киткуай и мы остановились на обед. С планами: если дойдем до озера за 1,5часа, то будем его сегодня переходить... До озера шли три часа! Это был самый крутой буйрак за весь поход. Раз пять переходили какие-то рукава ручья по бревнам прямо в лыжах, забирались на метровые обрывы, лезли через бурелом. Да еще тропежка. Вот здесь себя проявили пластиковые лыжи, деревянные здесь мы превратили бы в дрова. Встали в устье р. Куфтуай. Дров завались, вода рядом (я даже умудрился в темноте свалиться в лыжах с обрыва и провалиться под лед, спасибо фирме Koflach - ноги остались сухими).

03.02.02, день 6
Оз. Умбозеро - оз. Н. Нъюръявр - оз. В. Нъюръявр
Видимость плохая - противоположного берега не видно. Движемся вдоль берега и за два перехода доходим до маленького островка. Далее двигаемся по азимуту на мыс Тульинъярк. Видимость временами падает до 200м, двигаемся плотной группой. И за три перехода доходим до противоположного берега, только к мысу Ньюрнег. :)) Еще переходик до обеда по реке, к бывшей базе геологов на берегу оз. Ньюръявр, вернее до того, что от нее осталось. От базы идем по дороге, ведущей к перевалу Суолуайв, глубина тропления 35 см. Через полтора часа останавливаемся на ночевку.

06.02.02, день 7
Пер. Суолуайв (нк) - р. Майвалътайок
Встали и пошли с песнями. Двигались три перехода по дороге. Глубина тропления 40см. Первый тропит - остальные поют. Исполнили все военные песни, затем туристические, закончили, когда вышли выше зоны леса, "Гоп-стопом". Сегодня мы планировали пройти Суолуайв и выйти в долину Кальйока, а завтра пройти Ц. Лявочорр (16). Но, поднявшись на Суолуайв, все желание ходить сложные перевалы в такую погоду у нас пропало. Мы решили выходить к базе КСС через пер. С. Партомчорр (1а).
Спускаясь в долину Майвальтайока, пересекли два ручья. Долины этих ручьев весьма глубоки. И спускаться в них на лыжах просто мегаприкольно!
ГЗЛ в долине Майвальтайока находится километра на три выше, чем это нарисовано. Двигаться надо по левому орографическому борту долины выше зоны леса, таким образом можно избежать буйрака и глубокой тропежки. Встали в 30 минутах от ГЗЛ.

05.02.02, день 8
Р. Майвальтайок - пер. С. Партамчорр (la) - база КСС
За четыре перехода доходим до седловины, не снимая лыж. Подъем пологий, перевальный взлет не выражен. Перекусываем и начинаем спуск с соблюдением мер лавинной безопасности. Спускаемся на лыжах, немного крутовато, но довольно прикольно! За один переход доезжаем до ГЗЛ. Далее идем по лыжне проложенной группой Чуприка на подъем. За один переход подходим на расстояние 200м до озера, но тут лыжня начинает бешено петлять. Сколько бы мы не выпили, но своей группой такую лыжню проложить не смогли бы. Боясь потерять лыжню на озере, мы вынуждены петлять по корчам. Наконец лыжня выходит на озеро и теряется. Ну и ладно, зато находим еще одну в устье Кунийок явно ведущую к КСС. Время 17:30 уже почти стемнело, но заблудится негде, и мы идем на КСС. В 19:00 мы уже в теплом домике, а баня уже заказана.

06.02.02, день 9
База КСС - пер. Ю. Рисчорр (1a) - в. Касканъюнчор - пер. С. Рисчорр (1а) - база КСС
Вышли в 10:40, взяв кошки, ледорубы, лопаты. В 12:40 были уже на перевале Ю. Рисчорр - зашли без передышки и не снимая лыж. Решили идти траверсом через вершину, так как ни разу не встречали описаний такого пути. Сразу на седловине надели кошки и пошли по ребру вверх. Склон короткий (150м), но местами обледенелый, а в верхней части еще и крутой (40 o - 20м). За полчаса поднялись до вершины. Погода была ясная - видно все Хибины и даже Ловозеры, мороз -30 o С. Перекусив на вершине, начали спуск. Заранее в кошках и с лавинными лентами Спуск довольно пологий, лишь последние 100м до седловины имеют крутизну 30 o, и десять метров между скал, которые можно обойти поверху. Спуск занял около тридцати минут. Лихо съехали с перевала, попутно прыгая с надувов и камней, и уже через час от седловины были на базе. После бани на ужин нас ждали пельмени и 30г "за сбитый".

07.02.02, день 10
База КСС - пер. Юж. Чорргор (la) - в. Часначорр (16, траверс)
Утром под будильник никто не проснулся - баня расслабила всех в конец. Вышли только в 10:00 - на час позже, чем обычно. За два перехода почти дошли до границы зоны леса. Еще за переход до озерца, где хорошенько намазали лыжи. Подъем на перевал нешибко крутой, но довольно длинный. Мы шли на него в лыжах! Не елочкой, не лесенкой, а на прямую. Тот, кто увидел бы нашу лыжню, просто офигел бы - вниз по такой крутой лыжне страшно, а вверх на обычных лыжах просто нереально! И кто скажет, что пластиковые лыжи отстой?! От озера до седловины по времени два перехода. Далее мы поднимались влево по ребру на г. Часначорр. Подъем довольно крутой 30 o и без кошек на нем было бы очень стремно и весьма опасно. Довольно протяженный - время подъема от седловины до плато - 1,5 часа. На плато видимость упала до..., короче совсем упала. По предписанию МКК двигаться в такую погоду нельзя, вот мы и стали на ночевку прямо у триангопункта. Ветер бесновал - кто-то на небе нажал не те кнопки. Палатку заметало, было ощущение, что следующего удара ветра она не выдержит. Не то чтобы ветер был слишком сильный, скорее палатка, памятуя о своей прошлой жизни - жизни так и не раскрывшегося парашюта, который так мечтал о полете, стремилась взмыть в небо, несмотря на ветрозащитную стенку... А мне завтра дежурить...

08.02.02, день 11
В. Часначорр - пер. Зап. Арсеньева (16) - в.Юмъечорр(радиально) - р. Малая Белая.
Когда я проснулся, ветер уже выключили, а включили ясную погоду и цветное сияние во все небо. Но когда вышли видимость опять выключили, не полностью, но самые красивости цирка Ферсмана мы видели в дымке. Траверсом пошли по гребню на запад примерно 2км. Затем спустились по Южному ребру. Крутизна спуска 30-40 o. Склон не лавиноопасен - сплошь укрыт камнями. Длина крутого участка более 500м. Спускались в кошках с самостраховкой ледорубом. Затем очень модно зажгли на лыжах. За один переход подошли под склон перевала Зап. Арсеньева. Подъем со стороны Меридианального представляет собой лавиноопасный снежный склон крутизной 30 o , большой протяжённости (около 700м). Найти перевал можно следующим образом: поднимаясь по Меридианальному, упираешься в широкий снежный склон, подниматься надо по правой стороне склона пхд. Седловина представляет собой характерную для Хибин щель в скале. Мы пообедали на седловине, сходили радиально на в. Юмьечорр и начали спуск. На спуске вначале склон имеет крутизну около 40 o и постепенно выполаживается, лавиноопасен. Спуск в кошках с самостраховкой ледорубом, с лавинными лентами. Длина крутого участка 500м. Со стороны Малой белой перевал заметить весьма просто - седловина представляет собой характерную щель в скале, которую видно от ГЗЛ. За 1,5 часа доходим до Малой Белой. Еще один переход до р. Ферсмана и становимся на ночевку.

09,02.02, день 12
Прыжки с надувов на берегах, фрирайдинг, преферанс (все радиально).
Видимости нет! А так хотелось сходить на Тахтарвумчорр. Но вот не задача...
За день попытались добить снаряжение ски-тур, попрыгав с надувов и камней. Расписали пулю: 100 вистов - пиво. Полазали по деревьям в кошках и с ледорубами. И как обычно вечер анекдотов.

10.02.02. день 13
Р. Малая Белая - пер. Рамзая (нк) - Кировск
На перевал поднялись за два перехода. Он оказался совсем не высоким. Перевальный взлет пологий, и проходится, не снимая лыж. Спуск также пологий. Боковые склоны на спуске весьма лавиноопасны, поэтому двигаемся с дистанцией, по дну долины, не выходя на борта. За два перехода от седловины доходим до озера Малый Вудьявр. Здесь допиваем спирт и шестью различными лыжнями (каждый своей), несмотря ни на что, все же добираемся до дороги, по которой идет буранка. Еще переход, и мы (порядком протрезвевшие) на автобусной остановке.