7 января 2021
Тип материала: Отчет Регион путешествия: Обско-Алтайский (равнинный и горный)
Вид туризма: Лыжный туризм Категория сложности: V

Справочные сведения о походе

Нитка маршрута

[Артыбаш, Телецкое озеро] – слияние рр.  Учал и Пыжа - р. Учал ↑  - в. Ямбаш (2535 м, 1А, рад.) – траверс вост. склонов хр. Ямбаш – пер. Учал (2150, 1А) – р.Уйкараташ ↓  – пер.Штатив (2388 м, 1Б) – р.Карасазкан ↓ - попытка восх. на в. 2756 м (до предвершины 2386 м) – пер.  б\н (2030 м, н\к) – р. Айрык ↑ - траверс  в. 2547 м (1Б) – р. Аксазкан ↓ - пер. Чевош (2061 м, 1А) – верховья р. Чевош – траверс  хр. Иолго (1Б) – верховья р. Бостал – траверс в. Альбаган (2626 м, 1Б) – пер. Альбаганский (2166 м, н\к) – р.Ложа ↓ - пер. Кубинское Плато (н\к) – верховья р. Аярык – пер. Айрыкский (2055 м, 1А) – верховья р. Аккая – в. Аккая (2402 м, 1А, рад.) – пер. Аккаинский + пер. Бугаташ (~2030 м, н\к) – Каракольские озера – р. Каракол ↓ - р. Элекмонар ↓
Высоты и категории трудности приведены по факту прохождения маршрута.

Протяженность активной части путешествия:  220 км

медик

Часть I

Где это?
Северо-Восточным Алтаем мы будем называть территорию, ограниченную с запада долиной Катуни, с востока Телецким озером и долиной Башкауса, с юга долиной реки Кадрин, с севера долиной реки Бия. В литературе (в частности, в старом путеводителе Т. Дулькейта «По Восточному Алтаю» [*Издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1971 г]) приводятся более широкие границы района, включающие в себя и Айгулакский хребет на юге, и Абаканский на востоке, и даже Бийскую гриву на севере.
Наиболее значительными хребтами Северо-Восточного Алтая являются: Сумультинский хребет с высшей точкой 2756 м; хребет Иолго, образующий водораздел рек Бия и Катунь, с вершиной Альбаган (2626 м), а также хребты Алтынту, Куминский, Тангош и другие с их многочисленными отрогами. Рельеф этой части Алтая в основном сглаженный — плосковершинные куполообразные гольцы, имеющие, как правило, на северных склонах кары. Альпийский рельеф приурочен к наиболее высоким отрезкам вышеупомянутых хребтов Сумультинского и Иолго, а также соединяющего их Уйменьского горного узла.  Долины глубоко врезанные. Величина вертикального расчленения достигает 1 км.

Замысел маршрута и его реализация

Отправной точкой для планирования этого похода стала статья В.Буяльского «Лыжные маршруты по Северо-Восточному Алтаю», опубликованная в 1990 году в 25-м выпуске альманаха «Ветер Странствий». Сейчас  текст этой статьи несложно найти в Интернете.  Отметим, что к настоящему моменту информация, приведенная в данной статье, несколько устарела.  Но именно прочтение этого материала четверть века назад породило желание отправиться зимой в северо-восточную часть Алтая.  В сезоне 2014 года настало время для реализации давнего проекта.
По своему техническому потенциалу эти горы уступают хребтам Центрального Алтая, а по своей неизведанности и новизне уступают Монгольскому Алтаю, но, тем не менее, здесь можно найти много не пройденных перевалов и вершин. В зимнее время район не пользуется большой популярностью у туристов, за исключением так называемого «Бийского района» (подразумевается западная часть, окрестности массива горы Аккая), где популярны относительно несложные походы «местных» групп из Бийска, Барнаула и Новосибирска. Лыжные маршруты с большим охватом района не проводились здесь уже порядка 20-30 лет. За это время изменились и снаряжение, и тактика; появилась GPS-навигация, что позволяет смелее планировать маршрут.
Северо-Восточный Алтай можно считать эталонным лыжным среднегорьем. Здесь нужно ходить на лыжах! (а не тащить их на себе по наледям или через скальные перевалы высоких категорий). Визитной карточкой района являются прекрасные парковые кедровые леса, повсеместно образующие верхнюю границу растительности. Обратная сторона этой особенности – глубокая тропежка, характерная для передвижения в зоне леса. Чтобы минимизировать эту трудоемкую процедуру, мы старались проложить маршрут с максимально возможным нахождением выше границы леса, но запланировав все ночевки в лесу, с дровами. Относительно невысокая техническая сложность  хребтов позволяет проходить длинные участки траверсов, особенно зрелищные при хорошей погоде.
С точки зрения логистики район удобен для организации хорошего линейного маршрута: удобный и относительно дешевый подъезд заказным автотранспортом через Телецкое озеро или по долине Катуни.

График прохождения маршрута

дата

Участок  маршрута

км

Характер участка маршрута

Слияние рр.Пыжа и Учал – р.Учал – изба в устье руч.Гуорлу

9,66

Движение на лыжах по руслу реки; многочисленные промоины

р.Учал  - лев. приток р.Учал

14,60

Движение на лыжах по руслу реки и по тайге в долине реки. Подъем на лыжах в висячую долину притока.

лев. приток р.Учал – вост. склон хр. Ямбаш – восх. на в. Ямбаш (Ямбош) (2535 м., рад., 1А)

14,14

Движение на лыжах по глубокому снегу в лесной зоне и по жесткому фирну выше границы леса. Восхождение пешком, в кошках.

траверс вост. склонов хр. Ямбаш – пер. Учал (2150 м., 1А) – р.Уйкараташ

18,04

Движение на лыжах по разнообразному рельефу.

р.Уйкараташ  – пер.Штатив (2388 м, 1Б) – р.Карасазкан

14,0

Движение на лыжах по разнообразному рельефу. Преодоление перевала в кошках пешком.

попытка восхождения на в. 2756 м. (до предвершины 2386 м.)

12,49

Движение на лыжах, глубокое тяжелое тропление лыжни. Затем подъем пешком по плотному снегу и каменным россыпям.

дневка

непогода

р.Карасазкан - пер.  б\н (2030 м, н\к) – р. Айрык до слияния истоков

15,98

Движение на лыжах, глубокий снег. На спуске в долину р.Айрык крутые сильно заснеженные склоны в густом лесу.

р. Айрык – пер. Верхне-Айрыкский - траверс  в. 2547 м. (1Б) – р. Аксазкан  - пер. Чевош (2061 м., 1А) – верховья р. Чевош

17,80

Движение на лыжах и пешком в кошках (на траверсе в. 2547 м.).

верховья р. Чевош  – траверс  хр. Иолго (1Б) – верховья р. Бостал

16,06

Движение на лыжах и пешком в кошках. Продолжительный безлесный траверс гребня хребта. Опасность снежных карнизов на гребне.

верховья р. Бостал – траверс в. Альбаган (2626 м., 1Б) – пер. Альбаганский (2166 м., н\к) – р.Ложа

14,51

Движение на лыжах и пешком в кошках. При траверсе в. Альбаган  движение с самостраховкой по узкому гребню. С перевала Альбаганский спуск по следу снегоходов.

р.Ложа - пер. Кубинское Плато (н\к) – верховья р. Аярык – пер. Айрыкский (2055 м., 1А) – верховья р. Аккая

25,68

Движение на лыжах по следу снегоходов.

верховья р. Аккая – в. Аккая (2402 м., 1А, рад.) – пер. Аккаинский + пер. Бугаташ (~2030 м., н\к) – Каракольские озера (турбаза)

20,19

Движение на лыжах по следу снегоходов. Подъем на в. Аккая пешком по каменным россыпям.

Каракольские озера (турбаза) – р.Каракол

15,06

Движение на лыжах по дороге, отдельные наледи.

р.Каракол  - р. Элекмонар

9,95

Движение на лыжах по дороге, встречаются наледи.

218,6

Подъезды к началу маршрута

От Санкт-Петербурга до Новосибирска авиатранспортом с пересадкой в Москве. Благодаря отсутствию специального горного снаряжения (кроме кошек) и достаточно скромному составу походного рациона, мы без перевеса багажа полностью закупили и расфасовали все продукты еще дома, до отъезда. Это позволило сэкономить время в Новосибирске и выполнить упаковку раскладки более тщательно и аккуратно.
Для организации трансфера мы за месяц до похода связались с руководителем одной из алтайских турфирм, Юрием.

Микроавтобус встречал нас в аэропорту Новосибирска, и мы сразу же отправились в направлении Горного Алтая. За рулем был сам Юрий. Переезд до Артыбаша занял почти весь день. На ночлег остановились на одной из баз в поселке, с которой у Юрия имелась предварительная договоренность. Ехать вечером дальше и начинать маршрут сразу с ночевки в шатре особого смысла не имелось; кроме того, по информации Юрия, вечером навстречу по узкой дороге должны спускаться груженые лесовозы, с которыми невозможно разминуться на микроавтобусе.

Описание путешествия

23 февраля 2014 года

Слияние рр.Пыжа и Учал – р.Учал – изба в устье руч.Гуорлу
Карта 1

Утром продолжили движение на микроавтобусе к начальной точке маршрута. Переехали по мосту исток реки Бии из Телецкого озера.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Вышли на маршрут в 11-30. Сразу перешли по льду с многочисленными промоинами р. Пыжа и начали движение по охотничьей лыжне в междуречье Пыжи и Учала. Очень скоро нам навстречу попался охотник, который объяснил, что эта лыжня на Учал нас не выведет, и мы свернули с лыжни в направлении на русло реки.  Тайга достаточно сильно завалена упавшими стволами деревьев, местами густой подлесок, поэтому лучше всего идти прямо по руслу, аккуратно обходя промоины.
В 14 часов обед (перекус) с термосами. Погода теплая, выше 0°С. Периодически нас накрывают короткие заряды сильного снегопада. Лыжи подлипают у части участников, но не критично. Через 2,5 км от места обеда неожиданно в русло с левого берега спустилась снегоходная колея. Попытались следовать ей, но она быстро вывела на летнюю тропу и развернулась в обратном направлении. Пришлось через буреломную тайгу снова выходить к руслу.
Постепенно по берегам появляются скальные выходы. Они не образуют сплошных двусторонних каньонов, но добавляют суровости в пейзаж. Глубина тропления лыжни в русле в среднем около 20 см. В 17-06 обнаружили избу на правом берегу в районе впадения ручья Гуорлу. Откуда-то сверху по долине ручья к избе подходит след снегохода. Решили остановиться в доме, а за оставшиеся до темноты 2 часа провести разведку дальнейшего пути и протропить лыжню на завтра.
К вечеру заметно похолодало – на смену оттепели пришел холодный атмосферный фронт. За сутки температура воздуха упала почти на 30 градусов!
Достаточно скромно отметили 23-е февраля в теплой атмосфере таежной избушки.

24 февраля 2014 года

р.Учал  - лев. приток р.Учал
Карта 2

Утро морозное, но пасмурное.
Продолжили подъем по долине реки Учал, по предварительно пробитой лыжне.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Несмотря на ее наличие, не обошлось без пары небольших инцидентов с ледовыми промоинами. В результате у Андрея сломалась лыжная палка, которую он потом перманентно чинил весь поход.
Выше впадения правого притока Берикюрек на левом берегу обнаружилась еще одна небольшая изба, в которой мы остановились на обед в 12-15. Эта избушка меньше по размерам, гораздо менее обустроенная, для ночлега группы не подходит.
Выше отметки уреза воды 1278 м долина Учала поворачивает на юг. Примерно от места поворота в русле начинаются протяженные участки полыней; фактически, река вскрыта. Идем траверсом левого борта долины, а затем по обширной плоской террасе левого берега. Глубина тропления значительно увеличивается, местами до 40 см, так что тропить приходится без рюкзака.
Через 2 км после поворота долины в Учал впадает безымянный левый приток, по долине которого мы поднимаемся к подножию горы Ямбаш. Устье притока выражено не ярко, мы завернули в нужный распадок при помощи спутникового навигатора. Недалеко от впадения в Учал на ручье развалины сруба – обозначенная на карте охотничья изба. В русле ручья глубокий снег, крупные камни, промоины и небольшие наледи; двигаться по руслу неудобно и тяжело. Рядом в кедрово-пихтовом лесу чуть лучше, но путь периодически преграждают заросли кустов, загоняя в труднопроходимое русло. Прибавьте к этому глубокий рыхлый снег и постоянный подъем 15-20°, - и вы получите полноценную картину движения вверх по долине левого притока р.Учал.
Через 1,5 км подъем на устьевой ригель заканчивается, долина ручья выполаживается, на дне долины безлесный заболоченный луг и рядом парковый кедровый лес .Остановились на ночлег возле промоины на ручье.

25 февраля 2014 года

Утром очень холодно, около -30°С. Зато погода солнечная и тихая. От места ночлега продолжили движение вверх по долине левого притока р.Учал.  Через 600 метров ровный участок долины заканчивается, снова лезем вверх по сильно заснеженным склонам под сенью могучих кедров. Долина ручья раздваивается, мы следуем по гребню отрога между оврагами истоков. При выходе к границе леса снег становится более плотным, скорость движения резко возрастает. Наконец-то впереди видны горы!
Достаточно характерная особенность Северо-Восточного Алтая – «пятнистый» рисунок верхней границы леса. Это означает, что в изобилии попадаются островки леса значительно выше основной лесной зоны, под прикрытием холмов, в защищенных от ветра понижениях, просто на склонах южной экспозиции. В одном из таких островков леса мы решили поставить лагерь для восхождения на гору Ямбаш и последующего ночлега.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

После обеда на месте лагеря налегке отправились на восхождение. С собой взяли кошки и теплую одежду. Погода солнечная, но холодная и ветреная. От места лагеря вершина Ямбаша не видна, ее закрывают более близкие склоны.

Подъем проходит по снежному склону крутизной до 25°, пологим траверсом слева-направо. Снег на склоне в основном плотный, до выхода на платообразный гребень хребта двигались на лыжах, но далее целесообразно идти пешком, оставив лыжи.

На плато снег почти полностью сдут, поверхность покрыта жухлой травой и каменными россыпями.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Вершина Ямбоша поднимается над платообразным гребнем хребта массивным пологим массивом.

Основную сложность представляет короткий предвершинный участок, сложенный крупной осыпью, и имеющий крутизну до 30°. Здесь очень плотный ветровой наст чередуется с глубоким снегом между камнями. Для преодоления этого участка нужны кошки.
На вершине старый деревянный триангуляционный сигнал.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Тура с запиской не обнаружили, сложили свой у основания треноги.  Холодный ветер не располагает к долгому созерцанию окрестностей. Далеко на востоке, за котловиной Телецкого озера, поднимается Абаканский хребет, на западе прослеживается почти весь наш последующий маршрут до горы Альбаган включительно.
Спуск с вершины в лагерь по пути подъема. Плотной группой преодолели первый, наиболее крутой уступ, далее темп свободный. В лагере поставили шатер на заранее подготовленную на обеде площадку. Завтра по плану мы должны пройти траверсом склонов хребта на юг до перевала Учал и перейти в долину р.Уйкараташ.

26 февраля 2014 года

траверс вост. склонов хр. Ямбаш – пер. Учал (2150 м., 1А) – р.Уйкараташ
Карта 4

Утром тихая прохладная погода, солнце в сильной дымке. От места ночлега движемся на лыжах на юг траверсом склона хребта Ямбаш примерно на уровне верхней границы леса.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Террасы на склоне помогают выдерживать такую линию движения.  Идти траверсом гребня не хочется из-за бокового ветра и трудоемкого подъема на хребет, а спускаться в долину Учала и вовсе неразумно из-за глубокого снега и буреломной тайги. Иногда приходится набирать и сбрасывать высоту, обходя крутые склоны долин мелких притоков Учала (например, над озером с отметкой 1768 м). В целом, большую часть дня идем примерно по контуру горизонтали 2000 м.

В верховьях Учал собирает воды трех основных истоков; пересекаем долину западного из них, покрытого кедровым редколесьем.

К перевалу Учал ведет центральный исток, поэтому приходится перевалить дополнительный безлесный увал, чтобы выйти к перевальному взлету. Перевал до последнего момента не виден, скрыт многочисленными складками местности.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

На последнем участке от озера с урезом 2090 подъем по пологому кулуару, разделенному надвое скально-осыпным холмом.

Седло перевала широкое, травянистое, снег сдут сильными ветрами.

На востоке пологие увалы, по котором несложно предпринять продолжительный подъем на вершину 2714 м – одну из господствующих в этом районе.
Спуск с перевала пологий, на лыжах. У границы леса снег постепенно становится все более рыхлым и глубоким, замедляя движение группы. Некоторое время удается следовать по глубокому руслу с более плотным настом, но в конце концов глубокая тропежка становится неизбежной, и мы встаем на ночлег в островке леса на краю большой поляны перед впадением перевального ручья в основной исток Уйкараташа.

27 февраля 2014 года

р.Уйкараташ  – пер.Штатив (2388 м, 1Б) – р.Карасазкан
Карта 5

Утро солнечное, ветреное, холодное. От завтрака до обеда развлечения однообразные: тропление лыжни по долине Уйкараташа  и затем вверх по его правому притоку. Поскольку в русле Уйкараташа много открытой воды, а на прибрежных террасах особенно рыхлый снег, основную часть пути преодолели траверсом правого борта долины в сотне метров над рекой, под пологом густого леса, где снега гораздо меньше. Заодно достаточно сильно сократили путь, срезав стрелку при впадении притока в Уйкараташ.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

В долине притока большие поляны, и постепенно появляется ветровой наст, а вместе с ним и сам ветер. Парковый кедрач заканчивается на слиянии истоков, ниже озера с отметкой 1981 м; - то есть гораздо раньше, нежели это показано на карте ГГЦ. Дальнейшее движение к перевалу Штатив по плотному насту по дну плоской безлесной долины.

Подъем пологий, затем двухступенчатый перевальный взлет налево по ходу от котловины озера с отметкой 2119. Склон крутизной до 20° приводит на перемычку в боковом отроге Сумультинского хребта. Этот отрог с господствующей вершиной высотой примерно 2420 м (отметка 2347 м на карте отмечена не на вершине) разделяет долины правых притоков Уйкараташа.

Перевал же Штатив расположен в основном гребне Сумультинского хребта, и к нему надо еще немного подняться. Летом тропа выводит на седло перевала траверсом достаточно крутого осыпного склона, но зимой этот путь лавиноопасен, надо подняться по отрогу выше перевала и затем спуститься на седловину. Подъем пешком, в кошках.

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Высота перевала по показаниям GPS составляет 2388 м. Седло широкое, осыпное, в туре обнаружили записку украинских пеших туристов от 3 октября 2012 года. Западные склоны перевала оголены сильными ветрами, над восточной стороной свисает снежный карниз.

Спуск на запад проходит вначале по снежно-осыпным склонам, а затем по снежному кулуару формирующегося водотока.

Крутизна склона до 30°, движение в кошках. При соответствующих условиях кулуар может быть лавиноопасным. На границе леса кулуар переходит в каньон, одеваем лыжи и обходим его слева по снежным склонам. В лесу приятное катание, главное не сваливаться в русло, которое имеет ступенчатый характер и преодолевает несколько скальных сбросов.
Выйдя на плоское и в основном безлесное дно долины р.Карасазкан, встали на ночлег в кедровом перелеске рядом с руслом реки.

28 февраля 2014 года

радиальный выход: попытка восхождения на в. 2756 м. (до предвершины 2386 м.)
Карта 6

Утром погода пасмурная и ветреная, видимость ограничена несколькими километрами. Тем не менее, решаем действовать по плану и попытать счастья на вершине 2756 м, высшей точке всего Северо-Восточного Алтая.
От лагеря движение на лыжах вниз по долине р.Карасазкан, по огромным полянам с плотным снегом. Через 2 км долина сужается крутым правым склоном, по снежным мостам переходим на террасы левого берега. В редком кедрово-лиственничном лесу глубокая тропежка лыжни. Заворачиваем в долину левого притока Карасазкана, берущего начало в скальном цирке вершины 2739 м., затем поднимаемся на пологий отрог, ограничивающий эту долину с юга. Подъем по этому отрогу представляется наиболее простым и логичным маршрутом восхождения на высшую точку Сумультинского хребта.
Несколько лет назад на отроге бушевал лесной пожар, весь подлесок сгорел, растительность представлена огромными почерневшими кедрами без хвои. Благодаря этому обстоятельству, на отроге ветрено, и снег не такой глубокий, что облегчает подъем и дает больше простора для лыжного маневра при последующем спуске. Выйдя из лесной зоны, попали в объятия начинающейся метели. Снег плотный, лыжи только мешают, решили дальше подниматься пешком. Вышли на гребень отрога, слева по ходу скальным обрыв и вид на суровый скальный цирк вершин 2739 м. и 2727 м. (упоминается в литературе, как «пик Инструкторов»).

Отчет о лыжном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Алтаю

Достигнув  локальной вершины, решаем прекратить восхождение ввиду ухудшающейся погоды и опасности обморожений. В момент короткого прояснения удалось сфотографировать дальнейший путь подъема к вершине 2756 м. Предположительно, маршрут проходит по снежному  гребню через пик Инструкторов (2727 м) и далее траверсом гребня основного хребта. Визуально, сложность не должна превышать 1Б.

Возвращение в лагерь по пути подъема. В горельнике реальное целинное катание, устроили небольшой чемпионат «телемарк против скитура». Победил сугроб.

По итогам дня родился небольшой стих:
Вершину пика огласить
Хотели мы победной песней.
Потом решили, что коньяк
Куда приятней и полезней!

Источник : "https://skigu.ru/papers/slopes/report-on-ski-trip-5-k-c-on-the-north-eastern-altai/" rel="nofollow"